Японская методика воспитания детей – как воспитывают в японской семье (методика)?

Содержание

Японская методика воспитания детей - Мой психотест

Японская система воспитания и развития детей в обществе

Японская методика воспитания детей

В японском обществе главное — традиции. Традиции здесь сопровождают человека с самого рождения. И хотя в современном социальном устройстве Японии присутствует влияние Запада, глубинных структур общества оно не касается, а выражается лишь во внешнем следовании модным тенденциям и веяниям.

Воспитание детей в Японии начинается с чёткого их разделения по гендерному признаку. Мальчики и девочки воспитываются совершенно по-разному. Мужчинам с самого рождения запрещён доступ на кухню или участие в других домашних делах.

Сын — это опора семьи, наследник, самурай, способный мужественно переносить трудности.

В школах после уроков мальчики посещают кружки, где получают дополнительные знания и продолжают образование, девочки же сидят после школы в кафе и болтают о своих женских делах.

В японских семьях нет как таковых слов «брат» и «сестра», есть слова «старший брат» и «младший брат», а также «старшая сестра» и «младшая».

Даже если ребёнок один (что в японских семьях бывает не так часто, в среднем там по двое детей) — его всё равно называют «старшим».

Идея вышестоящего, а с ней идея почтительности к возрасту, семейному статусу, таким образом, закладывается в сознание ребёнка с самого рождения.

Роль матери в японской семье

Воспитание детей в японской семье лежит в основном на плечах матерей, отец практически не принимает участия в этом процессе, особенно в первые годы жизни ребёнка. В Японии даже есть специфическое слово для обозначения матери -«амаэ», которое трудно перевести на русский язык. Оно выражает глубокую и желанную зависимость ребёнка от главного человека в его жизни.

И действительно — в этой стране нечасто можно увидеть плачущего ребёнка. Мать старается сделать всё так, чтобы для слёз у малыша никогда не возникало никакого повода.

В первый год жизни младенец ещё как бы остаётся частью тела матери, которая носит его за спиной или на груди.

В японских магазинах одежды даже продают специальные куртки с пристёгнутым на молнии отделением для детей. Ночью малыш всегда спит рядом с матерью.

Японская мать никогда не будет утверждать свою власть над детьми, так как это может привести к отчуждению. Мать никогда не оспаривает волю и желания ребёнка, и если выражает своё недовольство каким-либо поступком сына или дочери, то делает это косвенным путём.

Она как бы даёт понять, что очень огорчена поведением ребёнка, а многие японские дети настолько боготворят матерей, что в случае проступков глубоко чувствуют вину и раскаяние.

В случае конфликта мать никогда не отдаляется от малыша, а наоборот, пытается быть ещё ближе к нему, чтобы усилить эмоциональный контакт.

В Японии не принято, чтобы дети помогали матерям мыть посуду, убирать в комнате. Всю работу по дому японская хозяйка выполняет самостоятельно. Считается, если женщина попросит у кого-либо помощи, значит, она не справляется со своей главной ролью — быть матерью и содержать в порядке дом. Даже близкие подруги не помогают друг другу в хозяйственных делах.

В Японии главная функция женщины — материнство — превалирует над всеми остальными. Обращаясь друг другу,японские женщины редко используют имена, а обозначают именно семейный статус — «привет, мама такого-то, как ваши дела?»

Три ступени японского воспитания

Традиционное воспитание в стране восходящего солнца делит возраст ребёнка на три фазы:

  • возраст от 0 до 5, в этот период японский ребёнок считается «императором»;
  • возраст от 5 до 15, эти десять лет ребёнок считается «рабом»;
  • и возраст после 15 лет, когда детей называют «равными».

Следует сразу предупредить, что такая методика воспитания работает идеально только в самой Японии, так как там её принципам следуют во всей стране, от мегаполисов до провинций. В среде, где существуют другие традиции, эти методики нуждаются, по меньшей мере, в корректировке и адаптации к местным реалиям.

«Император»

Первая фаза характеризуется тем, что ребёнку ничего не запрещается. От родителей он слышит, в крайнем случае, только предостережения — «это грязно», «это плохо» или «это опасно».

Всю вину за ушибы и падения ребёнка мать всегда берёт на себя и обязательно просит у малыша прощения, если вдруг он обжёгся или упал.

Когда ребёнок начинает ходить, мама следует за ним по пятам буквально на расстоянии вытянутой руки.

Папы же появляются в этот период жизни малышей только во время выходных прогулок.

В хорошую погоду японцы гуляют в парках, а в плохую идут в торговые центры и супермаркеты, где организованы площадки для детских игр.

Родители-японцы не повышают на своих детей до голоса, никогда не читают им нотации, не говоря уже о телесных наказаниях. Воспитательные методы тут совершенно иные.

К примеру, широко распространёна такая методика воспитания, который можно назвать «угрозой отчуждения» — для маленьких (да и больших тоже) японцев самое страшное моральное наказание — это отлучение от дома, от семьи, от клана.

А также противопоставление нежелательных действий ребёнка принципам коллектива.

И этой действительно страшно для детей — оказаться отчуждённым от других. Японское общество состоит из групп, а не из индивидуумов. Достаточно сказать японскому ребёнку: «Если ты будешь так себя вести, все будут над тобой смеяться», и он серьёзно задумается над своим поведением. Одиночество очень тяжело переживается японцами, которые не мыслят свою жизнь вне групп, вне коллектива.

В Японии нет общественного порицания — здесь взрослые никогда не сделают замечания ребёнку и его матери на улице, даже если этот ребёнок ведёт себя, мягко говоря, невоспитанно.

Для многих японских детей отсутствие осуждения и наказания — повод ставить свои капризы и прихоти превыше всего. До 5 лет здесь полно маленьких диктаторов, считающих своих мам и бабушек прислугой.

Даже если он сделает что-то дурное, единственное, что услышит, это смех и слова о том, что это «нехорошо» или «опасно».

В нашем христианском мире ребенок до 7 лет считается «ангелом», ему  все простительно и разрешается при условии, что его воспитывают по христианским правилам и обычаям.

«Раб»

Этот период более продолжительный, чем первый. С пяти лет ситуация кардинально меняется, и воспитание японских детей ведётся в строжайшей дисциплине.

В этом возрасте жестко регламентировано не только поведение ребёнка, но и его внешний вид. Японская школа — это место, где дети ведут себя сдержанно, ходят в строгой форме и почтительно относятся к учителям.

Главные принципы, которые прививают детям в этом возрасте, это принципы равенства всех членов социума без учёта их происхождения и финансового положения семьи.

«Не выделяйся, будь, как все» — вот основной жизненный принцип японского школьника.

«Равный»

В этом возрасте к молодому члену общества уже относятся, как к взрослому, способному нести ответственность за себя, свою семью и государство в целом. К этому времени молодой японец должен чётко знать и соблюдать все принятые в обществе правила.

В учебных заведениях он должен следовать традициям и нормам, но зато в свободное время может вести себя, как ему заблагорассудится — носить какую угодно одежду, следовать западной моде или, наоборот, позиционировать себя как хранителя самурайских традиций и закалять тело и дух.

Японцы и здоровье детей

В Японии своеобразное отношение к здоровью детей: западному человеку многое может показаться странным и даже неприемлемым.

Например, здесь считается нормальным зимой выносить грудничка, одетого в лёгкую однослойную одежду, на улицу. Дети здесь вовсю бегаю босиком по холодному полу или сидят на нём — как дома, так и в детских садах и школах.

Школьники ходят с голыми ногами по заснеженным улицам, а чихание и кашель малыша зачастую совершенно игнорируется родителями.

Простуженным в Японии считается ребёнок, у которого охладился живот — именно на эту часть тела японские мамы надевают малышам утепляющие пояса, именно живот в первую очередь прикрывают ему ночью одеялом. Носки же здесь надевают на детей в последнюю очередь.

Если ребёнок заболел, местные мамы не причитают и не беспокоятся, а высокая температура не считается признаком болезни вообще.

Врачи в Японии работают быстро и не занимают своё время такими процедурами, как всестороннее обследование и взятие анализов. Диагноз обычно один — простуда, а назначенное лечение — антибиотики.

Не удивительно, что в этой стране большой процент людей страдает аллергиями и атопическими дерматитами.

Зато прививки, включая противораковые и другие, весьма неоднозначные в плане влияния на здоровье, послушно делают все.

У японских детей нормой считаются проблемы с зубами — кариесы здесь начинаются у малышей с первых лет жизни.

Объясняется это, во-первых, низким содержанием природного фтора, а во-вторых, японскими традициями еды.

Здесь существует множество всяческих перекусов между основными приёмами пищи, во время которых детей кормят кексами, печеньем, конфетами — то есть продуктами, явно не улучшающими здоровье зубов.

Методика раннего развития

Очень большое внимание в этой стране уделяется в последние десятилетия раннему развитию и воспитанию детей. Такая тенденция наметилась больше полувека назад, и виной тому — книга «После трёх уже поздно» Масару Ибуки, педагога-теоретика и основателя фирмы Sony.

мысль книги в том, что основы человеческой личности закладываются именно в возрасте до трёх лет, когда очень высока детская восприимчивость и обучаемость. Цель воспитания по методике Ибуки:

  • создать в период до трёх лет все условия, в которых ребёнок может полностью реализоваться;
  • стимулировать познание посредством возбуждения естественного интереса малыша к новому;
  • заложить у ребёнка основы характера и сильной личности;
  • способствовать раскрытию в детях творческого потенциала.

Детские сады в Японии

До трёх лет японские мамы сидят с детьми дома. Здесь существуют как государственные, так и частные сады. Государственные дошкольные учреждения открыты с 8 до 18, и чтобы туда поместить туда ребёнка, родители должны предъявить соответствующим органам очень веские основания. Частные сады работают с 9 до 14.

И в тех и других садах обстановка на наш, западный взгляд, более чем скромная.

 Японский детский сад начинается с длинного коридора, одна сторона которого представляет собой раздвижные окна от пола до потолка, а другая — раздвижные двери в комнаты.

Дети обычно занимаются в одной комнате, которая является одновременно и спальней, и игровой и столовой. Спят дети на полу, достав из шкафчиков матрасы.

Питанию в японских детских садах уделяют большое внимание. В меню всегда присутствуют молочные продукты, белок и, конечно, рис. Рассчитывается витаминно-минеральный состав продуктов и калорийность.

Группы здесь маленькие — по 6-8 человек, причём каждые полгода состав переформировывается. Это делается для того, чтобы воспитать в маленьких японцах навыки социализации. Также меняются и преподаватели, чтобы дети не успевали привыкнуть к ним и стать от них зависимыми.

Образованию японская дошкольная система уделяет совсем немного времени.

В детском саду основное время посвящают другим вещам, более важным в жизни японца:

  • воспитанию манер;
  • выражению почтения;
  • обучению поклонам на все случаи жизни;
  • всяческим ритуалам и правилам вежливости, столь важным и разнообразным в японском обществе.

Учебный год во всех образовательных заведениях начинается 1 апреля и длится три семестра. Каникулы наступают одновременно у всех учащихся — от детских садов до университетов.

Цель японского воспитания

Основная задача японской педагогики — воспитать члена коллектива (фирмы или корпорации). Интересы коллектива, прежде всего того коллектива, в котором ты работаешь, здесь ставят превыше всего — в этом успех японских товаров на мировых рынках.

Этому здесь учат с детства — быть в группе, приносить общественную пользу и отвечать за качество того, что делаешь.

В этом есть, конечно, и минусы. Перекос в сторону группового сознания отучает от самостоятельного мышления.

А идея соответствия общественному стандарту настолько укоренена в японских детях, что самостоятельные мысли, высказанные сверстниками, вызывают осуждение и насмешки.

Однако почтение к старшим, уважение к традициям и истории страны, чуткое отношение родителей к детям — это то, чему у японцев можно и нужно учиться.

(15 средняя: 4,53 из 5)
Загрузка…

Источник: http://RebenokZdorov.com/vospitaniye/yaponskaya-sistema-dlya-detey.html

3 правила воспитания детей в Японии

Японская методика воспитания детей

Не менее интересен подход жителей страны восходящего Солнца к воспитанию детей. Именуется он «икудзи». И это не просто совокупность педагогических методов, это целая философия, направленная на образование и обучение новых поколений.

1. Единство матери и дитя

Пот, боль, слезы… И вот на свет появляется «дитя Солнца». Первый крик. Врач аккуратно обрезает пуповину. Ее маленький кусочек позже высушат и положат в коробочку с золоченными буквами – имя матери и дата рождения ребенка. Пупочный канатик как символ отныне незримой, но прочной и нерушимой связи мамы и ее чада.

Мам в Японии называют «амаэ». Сложно перевести и понять глубинный смысл этого слова. Но производный от него глагол «амаэру» означает «баловать», «покровительствовать».

Испокон веков воспитание детей в японской семье – обязанность женщины. Конечно, в XXI веке нравы сильно отличаются. Если раньше представительницы слабого пола занимались исключительно домашним хозяйством, то современные японки учатся, работают, путешествуют.

Тем не менее, если женщина решается на материнство, она должна полностью посвятить себя этому. Не приветствуется выходить на работу, пока ребенку не исполнится 3 года, оставлять малыша на попечении бабушки и дедушки. обязанность женщины – быть матерью, а перекладывать свои обязательства на других в Японии не принято.

Более того, до года мать и дитя – практически единое целое. Куда бы не направлялась японка, чем бы не занималась, малютка всегда рядом – у груди или за спиной. Бэби-слинги появились в Японии задолго до распространения на Западе, а креативные японские дизайнеры всячески усовершенствуют их, разрабатывая специальную верхнюю одежду с «кармашками» для детей.

«Амаэ» – тень своего чада. Постоянный физический и духовный контакт создают незыблемый материнский авторитет. Для японца нет ничего хуже, чем огорчить и обидеть свою мать.

2. Ребенок – бог

До 5 лет, согласно принципам икудзи, ребенок – это небожитель. Ему ничего не запрещают, на него не кричат, его не наказывают. Для него не существует слов «нельзя», «плохо», «опасно». Малыш свободен в своей познавательной деятельности.

С точки зрения европейских и американских родителей – это баловство, потакание капризам, полное отсутствие контроля. На самом деле, родительская власть в Японии гораздо сильнее, чем на Западе. А все потому, что в ее основе лежат:

  • личный пример;
  • и обращение к чувствам.

В 1994 году было проведено исследование разницы в подходах к обучению и воспитанию в Японии и Америке.

Ученый Азума Хироши просил представительниц обеих культур собирать вместе со своим ребенком конструктор-пирамидку.

В результате наблюдения, было выявлено, что японки сначала показывали, как выстроить конструкцию, а затем позволяли ребенку повторить это. Если он ошибался, женщина начинала все заново.

Американки шли другим путем. Прежде чем, начать стоить они подробно объясняли малышу алгоритм действий, и только потом, вместе с ним (!), строили.

Замеченную разницу в педагогических методиках Азума назвал «вразумляющий» тип родительствования. Японцы «вразумляют» своих детей не словами, а поступками.

При этом ребенка с самого раннего возраста учат быть внимательным к чувствам – своим, окружающих и даже предметов. Маленького проказника не отгоняют от горячей чашки, но если он обжегся, «амаэ» просит у него прощения. Не забыв упомянуть, какую боль причинил ей опрометчивый поступок ребенка.

Другой пример: разбаловавшийся малыш ломает любимую машинку. Что сделает американка или европейка в этом случае? Скорее всего, отберет игрушку и прочитает нотацию о том, как много она трудилась, чтобы купить ее. Японка не предпримет ничего. Лишь скажет: «Ты делаешь ей больно».

Таким образом, до 5 лет детям в Японии формально можно все. Тем самым, в их сознании формируется образ Я-«хороший» – воспитанный и любящий родителей.

3. Ребенок – раб

В 5-летнем возрасте ребенок сталкивается с «суровой действительностью», он попадает под жесткие правила и ограничения, которые нельзя не соблюдать.

Дело в том, что испокон веков японское общество – общинное. Природно-климатические и экономические условия заставляли людей жить и работать рука об руку. Только взаимовыручка и самозабвенное служение общему делу обеспечивали урожай риса, а значит, сытую жизнь. Этим объясняются и сильнейше развитое сюдан исики (групповое сознание), и система иэ (патриархальный семейный уклад).

Общественные интересы – превыше всего. Человек – винтик в сложном механизме. Если ты не нашел свое место среди людей, ты изгой.

Именно поэтому с 5 лет детей учат быть частью группы. «Если будешь так себя вести, над тобой будут смеяться». Для японца нет ничего страшнее социальной отчужденности, и дети быстро привыкают жертвовать индивидуальными эгоистическими интересами.

Воспитатель (который, кстати, постоянно меняется) в детском саду или специальной подготовительной школе выполняет роль не учителя, а координатора.

В арсенале его педагогических методов, к примеру, «делегирование полномочий по надзору за поведением».

Давая задания подопечным, воспитатель разбивает их на группы, объясняя, что необходимо не только хорошо выполнить свою часть, но и проследить за товарищами.

Излюбленные занятия японских малышей – командные спортивные игры, эстафеты, хоровое пение.

Следовать «законам стаи» помогает также привязанность к матери. Ведь если нарушать коллективные нормы, «амаэ» сильно расстроится. Это позор не на своем, а на ее имени.

Итак, следующие 10 лет жизни ребенок учится быть частью микро-групп, слаженно работать в коллективе. Так формируется его групповое сознание и социальная ответственность.

Ребенок – равный

К 15 годам ребенок считается практически сформировавшейся личностью. Дальше следует недолгий этап бунтарства и самоидентификации, которые, впрочем, редко подрывают основы, заложенные в предыдущие два периода.

Икудзи – парадоксальная и даже странная система воспитания. По крайней мере, в нашем, европейском, понимании. Однако она проверена веками и помогает выращивать дисциплинированных законопослушных граждан своей страны.

Как японские дети учатся умножать? Обратите внимание на начертание линий + считайте пересечения = результат.

Считаете ли вы ее приемлемой в отечественной действительности? Применяете ли вы какие-либо принципы икудзи в воспитании собственных детей?

По материалам lifehacker.ru

Источник: http://www.vospitaj.com/blog/3-pravila-vospitaniya-detejj-v-yaponii/

Учимся у японцев: главные правила воспитания детей — Статьи на Pandaland

Японская методика воспитания детей

Основой в любой японской семье является соблюдение традиций. С самого детства детям прививается уважение и почтение к старшим.

Несмотря на то, что в Японии сильно влияние западной культуры, которое выражается в основном в модных веяниях, в глубинном понимании у японцев сохраняются традиционные взгляды на воспитание детей.

Какие интересные, где-то даже шокирующие нас, казахстанцев, элементы воспитания детей применяются в японских семьях, вы узнаете из нашей статьи.

В японских семьях идет четкое разделение воспитательных методик для мальчиков и девочек. С младых лет мальчикам запрещается заходить на кухню и заниматься домашними делами.

Мужчина в японской семье – это, в первую очередь настоящий «воин-самурай», оплот семьи, который должен стойко переносить любые невзгоды. Мальчики после школьных уроков обязательно развиваются, посещая дополнительные курсы и факультативы, получают качественное образование.

Девочкам разрешается после учебы в школе пообщаться с подружками в кафе, поделиться своими девичьими секретиками.

У японцев в семье нет разделения на привычные нам родственные слова – «сестра» и «брат», к братьям и сестрам обращаются только как «старший/младший брат» и «старшая/младшая сестра».

И даже в случае, если в семье растет единственный малыш (хотя это встречается нечасто, обычно в семьях минимум по 2 деток), к нему обращаются как «старший сын/дочь».

Тем самым, ребенок впитывает идеологию уважения к вышестоящему по статусу, почтения к старшим, и он с детства формирует в себе привычку не перечить взрослым.

Какую роль играет мама в японской семье?

Целиком и полностью воспитанием детей занимается мама, папа почти не вмешивается в этот процесс, в особенности, когда малыш только появился на свет.

К маме ребенок глубоко привязан, он уважает самого близкого человека с самого детства и практически никогда не плачет, потому что японская мама старается не давать повода для слез малышу. До года малыш словно прочно связан с мамой, она передвигается с ним, нося на груди или на спине.

В Японии для таких случаев в продаже имеются куртки с большими карманами, куда помещается малыш. И даже ночью кроха спит всегда с мамой.

Японки не упиваются властью над собственными детками, потому что такое поведение вносит разлад и отчуждение во взаимоотношениях.

Открыто демонстрировать свое недовольство и сомневаться в желаниях чада японская мама никогда не станет, если ей что-то кажется неподходящим в решении ребенка – она деликатно намекнет ему об этом, обходя острые углы.

Так ребенок сразу понимает, что чем-то расстроил маму, а так как дети глубоко чтят матерей, то он пытается исправить ситуацию, испытывая при этом чувство вины за принесенные негативные эмоции. В случае возникновения конфликтных моментов, мамы не отчуждаются, а, напротив, сближаются с ребенком, дабы не терять эмоциональную связь.

Дети вообще не занимаются домашним хозяйством: мытье посуды и уборка остается на маме.

И если она, не дай Бог, попросит ей помочь с домашними обязанности кого-то со стороны, это считается позором, значит, ей не удается выполнять свою роль матери и хозяйки. У сестер и подруг просить помощи также нельзя.

Каждая японка должна гордо нести свое звание «жены и матери», и успешно исполнять свой долг материнства, ведь именно материнство является главным в жизни любой японской женщины.

Женщины обращаются друг к другу не по имени, а используя семейный статус собеседницы, например, как «Добрый день, жена/мама господина N, как поживаете?».

Отношение японцев к здоровью детей

В Японии в порядке нормы считается прогуливаться с грудным ребенком, который легко одет – в один слой одежды.

Дети могут бегать необутыми, сидят на холодном полу, причем не только дома, но и в гостях, школе и детсадах.

 Ребята постарше также легко одеваются и гуляют зимой, абсолютно не утепляясь, практически с оголенными ногами. На кашель и чих родители не обращают никакого внимания.

Простыл ребенок тогда, когда у него обнаруживается холодный живот, и его мамы стараются особенно тщательно согревать поясами, одеждой, а ночью одеялами, носочки же надеваются в последнюю очередь.

В случае болезни малыша японки не волнуются, и даже высокую температуру тела не считают сигналом для беспокойства.

Доктора-японцы лечат самое распространенное заболевание – простуду – антибиотиками, не занимаясь повсеместно анализами и обследованиями. Но из-за такого «простого» отношения к здоровью, к сожалению, японцы часто болеют аллергией и дерматитом.

К прививкам отношение серьезное – их делают все, несмотря на сомнительные реакции организма, не игнорируются и противораковые инъекции.

Дети часто страдают кариесом, вообще, зубные проблемы встречаются часто из-за особенностей японской пищи и малым количеством фтора в природных условиях. Мамы не боятся кормить ребенка сладким: печеньями, пирожными и конфетками, что тоже негативно влияет на зубы.

Японские детские сады

Мама воспитывает ребенка до 3-х лет, затем может отдать его в детский сад, он может быть государственным или частным. Государственные садики работают с 8 утра до 6 вечера, но попасть туда нелегко, для того нужно предоставить серьезные основания, подкрепленные документами. Частные садики открыты с 9 утра до 2 дня.

В обоих типах учреждений довольно-таки скромная обстановка: дети играются, занимаются в одном зале, который может считаться и комнатой отдыха, и столовой. Доставая из своих шкафов матрасики, ребятишки расстилают их и спят прямо на полу.

Что касается пищи, то здесь подход более тщательный: обязательно присутствует в меню рис, молоко, еда с высоким содержанием белка. Состав и калорийность подаваемой снеди тщательно контролируются.

Детки посещают садик небольшими группами – около 5-7 человек, причем каждые 6 месяцев группа обновляется, для того, чтобы привить деткам социальные навыки. Это касается и воспитателей, их состав также меняется, дабы маленькие японцы не привыкали и не были зависимы от старших.

Образовательным моментам детские учреждения предпочитают другие вещи: взращивают правильные манеры, прививают этикет, учат делать поклоны, которые соответствуют всем канонам японской культуры, обучают традициям.

1 апреля начинается учебный год во всех учебных заведениях (от детских садов до университетов), его продолжительность составляет 3 семестра.

Ранее развитие: японские методики

Большой вклад в развитие детей делается с помощью различных методик. Книга автора-педагога Масару Ибуки «После трех уже поздно», вызвала широкий резонанс среди японцев.

Как пишет автор, именно до 3-х лет в ребенке закладываются основные человеческие качества.

Ибуки уверен, что в таком возрасте нужно повышать в ребенке стимул к знаниям с помощью игр, развивать его творческий потенциал, будить интерес к неопознанному и закалять в нем сильный характер.

Также нельзя не отметить новую методику детского развития Kumon, которую автор, Тору Кумон, разработал ее еще в 1954 году. Он создал интересные тетрадки, которые изначально предназначались для его сына, Такеши.

Такеши с детства проявлял интерес к математике, и отец решил укрепить в нем любовь к науке.

В японских школьных учреждениях дети учатся по тетрадям Kumon, которые помогают правильно читать, считать, рисовать, логически мыслить.

На сегодняшний день по методике Kumon обучаются детки с 2-хлетнего возраста до 17 лет. Обучившись по этой методике, каждый ребенок может считаться успешным в будущем. В Казахстане пока Kumon не используется, но в СНГ и России она снискала уважение родителей и преподавателей, став популярной за 2 года.

Основная цель воспитания детей в Японии

Несмотря на то, что детям с пеленок прививается уважительное отношение к взрослым, коллективу, социуму, японские дети могут вырасти немного несамостоятельными в плане мышления. Так, любое мнение, высказанное в противовес большинству, может восприняться с насмешками и порицанием. Но так, конечно, бывает не всегда.

Безусловно, следование правилам и общественным нормам помогает взращивать в японцах «чувство плеча», быть полезным людям, нести ответственность за свою работу и выполнять ее качественно, чему можно учиться и нам, казахстанцам. Почитать старших, не забывать о национальных традициях и учить детей чуткости – этим воспитательным моментам в Японии уделяется много внимания, что не может не вызывать уважения с нашей стороны.

Источник: https://pandaland.kz/articles/nashi-deti/vospitanie/uchimsya-u-yaponcev-glavnye-pravila-vospitaniya-detej

moj-psihotest.ru

"В Японии ребенок от 0 до 5 ле

Основа теории: "В Японии ребенок от 0 до 5 лет - царь, от 5 до 15 лет - раб, а после 15 - равный".

Период "Царь"

Первые пять лет в жизни ребенка являются наиболее важными. В течение

этого короткого времени между родителями и ребенком устанавливаются взаимоотношения любви и доверия. Если ему нужно что-то, только они могут дать ему это. Поэтому, принцип таков, что в течение этих пяти лет отношения строятся на платформе любви. Наказания не применяются к ребенку в таком раннем возрасте, поскольку его интеллект недостаточно развит для того, чтобы понять это правильно. Ребенка можно учить, но не наказывать.

Единственная ее возможность повлиять на него – это доходчиво и мягко объяснять, что если он будет так поступать, то все от него отвернуться: мама, его семья, родные – все, и он останется совершенно один. Эти понятия формулируются кратко и по-японски лаконично: «то, что ты делаешь - плохо (грязно, стыдно и т.п.)». Не смотря на то, что это всего несколько слов, малышом они воспринимаются весьма серьезно, и опасность удаления от близкого коллектива действует на него очень сильно. 

Период "Раб"

В этот период свобода ранних лет жизни сменяется чередой строгих обязанностей и ограничений. Когда ребенок подрастет, наказание будет иметь эффект, поскольку ребенок будет видеть, что есть кто-то, кто любит, но поправляет меня. Поэтому, ребенок будет позитивно реагировать на наказание, видя любовную заботу родителей. Если "любовные" взаимоотношения не установлены, и ребенок наказывается, он будет думать, что его опекуны набрасываются на него под влиянием своего гнева, и он не будет принимать их уроков.

При этом японцы считают применение физической силы к ребёнку недопустимым. Ребёнку ставят в пример прилежное поведение других и пугают тем, что его перестанут уважать, как в семье, так и в обществе, что подразумевает одиночество. В одной из школ Японии ввели интересный урок труда - непослушных учеников в наказание заставляют голыми руками мыть туалеты.

Период "Равный"

Считается, что пятнадцатилетний подросток - это уже взрослый человек, который четко знает свои обязанности и подчиняется правилам.  Уже выработано чувство ответственности за свои поступки, есть знания о тех действиях, которые опасны возможным отчуждением от общества, и человек имеет полное право считаться взрослым.

Считаете ли вы возможным применение принципа японской системы воспитания детей? Какие особенности здесь можно выделить с учетом российского менталитета? Какие недостатки и преимущества дынной системы вы видите?

Автор темы "Египтянин"

galactikka.com

Японская методика воспитания детей плюсы и минусы.

     Добрый день уважаемые читатели, рада вновь приветствовать вас на моем блоге! По миру бежит «японская лихорадка» в виде распространения японских методик похудения, здорового питания, культа чая, популяризации аниме и косплея среди молодежи. Однако существует одна вещь, которая понятна лишь людям азиатского менталитета – японская методика воспитания детей.

Японские методы воспитания во многом позаимствовали главные принципы у родственной китайской нации. Основой и главной особенностью данных принципов является буквальная неприкосновенность и вседозволенность карапузов в первые годы жизни. Так ли это? Давайте разбираться!

Причина возникновения традиций воспитания

Японцы– крайне дисциплинированная и консервативная нация, воспитанная по всем канонам коллективизма. На протяжении всего существования государства, с самых древних времен здесь сложилась строгая социальная иерархия, которая прослеживается абсолютно в любой сфере жизни: будь то государственная или военная служба, отношения между рабочими и начальством в крупных корпорациях, проявление уважения учителям в общеобразовательных заведениях и конечно же в семье.

Для населения Японии главным приоритетом в жизни является поиск социальной группы, в которой человек будет «вертеться» на протяжении всей своей жизни.

Однако самой важным социальным объединением для любого азиата является семья. С глубокой древности главной обязанностью японцев было поддержка авторитета семьи и продолжение клана. Таким образом отношение внутри дома чаще всего основывались не на любви, а на взаимном уважении и следовании определенных правил.

Японская семья, как мы уже выяснили, строго иерархична: во главе семьи находится отец-кормилец, мать всегда располагалась ниже по статусу, и ее главной обязанностью было воспитание детей.

Детей с ранних лет приучали к социальной градации и нормам этикета в общении, поэтому к старшим детям относились почтительней, чем к младшим. Старший брат (ани) являлся кровным наследником семейного имущества. Именно он должен оставаться с престарелыми родителями и думать о их оставшемся будущем.

Строгая систематизация жизненных социальных норм в Японии позволила воплотить в жизнь непонятную для европейцев методику воспитания своих чад.

В чем заключается главный принцип

Первые 5 лет жизни для ребенка не существует преград. Даже самые неловкие и абсурдные происшествия люди пропустят мимо и не обратят внимания, а может быть даже с умилением улыбнуться. Чего уж взять, мол, ребенок!

Принцип «до пяти лет, ребенок – царь» направлен на раскрытие творческого потенциала малышей, на раскрытие позитивной морали мира. Конечно, это связано и с религиозными аспектами.

Так, получается, что матери балуют своих детей, исполняя все прихоти, следуя постоянно за ребенком. И если чадо упало или поранилось, мама всегда будет винить в этом себя, за то, что не усмотрела.

Но так ли это хорошо отразится на воспитании ребенка? К пяти годам чадо становится невыносимо избалованным и не ведающем родительского авторитета.

Безусловно, родителям из России, с нашим менталитетом не стоит пользоваться данной методикой. Ведь следующий десяток жизни, ребенок проведет буквально в строгом режиме, под постоянные упреки матери.

В период с 5 до 15 лет дети из плаксивых и разбалованных карапузов постепенно превращаются в членов одной из наиболее дисциплинированных наций в мире. Вот она сила традиций, социума и менталитета.

К пятнадцати годам, подросток считается равным человеком, а главная цель – воспитание человека системы, достигается.

Система наказаний

Японские родители очень сдержаны в резких выражениях, и от них даже под угрозой пыток не услышать большинства фраз, привычных для воспитания детей в нашей среде. Что уж говорить о телесных наказаниях, здесь непременно табу.

Так например, мне было очень странно, когда ребенок одной моей знакомой, с которой мы не виделись очень давно, баловался, шумел, не давая нам поговорить. В наших же условиях, мать бы одернула малыша и сказала, что-то похожее на: «Не мешай, взрослые разговаривают!» или «На поиграй пока, мама поговорит». Но не тут-то было, ребенок, ее всячески дергал и в результате добился своего, не позволив поговорить и 10 минут. Вот такова, реальность японской системы воспитания. Но существуют и родители, вполне «обычные» (на мой субъективный взгляд), но это лишь исключения.

Главным рычагом управления ребенком является угроза отчуждения. Жизнь в среде коллективизма и постоянных группировок, делает японцев предельно уязвимыми к одиночеству. Так, фраза «Прекрати вести себя подобным образом, иначе все вокруг будут смеяться над тобой» реально работает в большинстве случаев. Поэтому, японцы с ранних лет заботятся о своем иммидже и авторитете, т.е. мнение окружающих для них играет решающую роль.

В случаях крайнего непослушания, ребенка выставляют за дверь, тем самым давая понять четкую грань «свой или чужой». Для японцев исключение из общественной группы приравнивается к трагедии. Та же ситуация происходит и в школах, когда кого-то из учеников игнорируют, что приводит к различным не радующим последствиям (но об этом в другой раз).

Японское воспитание

В японских семьях отслеживается яркое деление обязанностей, закрепленных за мужчинами и женщинами. Мужчина – опора семьи, стержень и гарантия стабильного будущего, женщина же должна стать надежным помощником мужчины, воспитывать детей и поддерживать семейную гармонию, иначе говоря — гендерное воспитание

Раннее развитие ребенка

Примерно 50 лет назад, японский автор и педагог Масару Ибука издал книгу «После трёх уже поздно», где обосновал все плюсы раннего развития детей. Эта работа с подвигла настоящий переворот в сфере образования страны.

По мнению автора, формирование личности человека формируется именно в первые три года жизни, поэтому крайне важно уделять, больше внимания этому периоду.

К тому же, маленькие детишки развиваются куда быстрее, а родителям достаточно лишь поместить малыша, в пригодные для развития условия.

Масару Ибука выделяет следующие принципы для занятий с ребенком:

  1. Познавательный процесс малыша должен проходить с полной заинтересованностью и увлеченностью
  2. Обязательное развитие творческих способностей
  3. Формирование элементарных навыков.

В наше время такая методика стала обыденностью, однако в середине 50-х прошлого века, это было реальным новшеством.

На этом я заканчиваю статью. Что касается традиционной системы воспитания, то я с ней, я согласиться не могу. Хотя, идея отсутствия физического и морального подавления, очень хороша. Но мне кажется, если с ребенком заниматься с самого раннего возраста и начать обучать его  правилам именно тогда, то позже будет легче и удобнее, как родителям, так и ему. И вот здесь мне близок метод  г-на Масару Ибуки.

Подписывайтесь на мою страницу и рекомендуйте друзьям. Мне есть, что вам рассказать! Всего доброго!

Лика Райдо

japantouch.ru

Мифы и реальность «японской методики воспитания» - Статьи - Семья

Если же с просьбой урезонить ребенка Вы обратитесь к его родителям, то услышите в ответ «ребенок воспитывается по японской методике, и до пяти лет ничего запрещать ему нельзя».

Когда вы попробуете навести справки о «японской методике воспитания» ребенка, то узнаете, что основной её принцип кроется в словах «до пяти лет ребенок - царь, после пяти лет - раб, после пятнадцати - равный». Суть этого высказывания заключается в том, что ребенку до пяти лет противопоказаны любые запреты и ограничения, между пятью и пятнадцатью годами ребенка достаточно строго, вплоть до жестких методов, приучают к дисциплине, а после пятнадцати он считается полностью сформировавшейся личностью и полноценным, равноправным, взрослым человеком.

Утверждается, что при таком подходе к воспитанию ребенок, с одной стороны, сможет полностью реализовать свой творческий потенциал, так как в ключевой для его развития период ограничения, накладываемые взрослыми, не препятствуют детскому развитию; с другой же - вырастет человеком ответственным и дисциплинированным, так как десять лет подряд его будут жестко муштровать.

Что же это за «японская методика воспитания»? Действительно ли она ведет свое происхождение из Японии? Какую пользу она принесет ребенку, и стоит ли эта польза того, чтобы пять лет подряд родители приносили свои интересы в жертву капризам своего малыша?

Как ни странно, сами японцы ни о какой «японской методике воспитания» не знают. Их общество исторически сложилось так, что основной принцип «японской методики» - «до пяти лет - царь, до пятнадцати - раб, после пятнадцати - равный» невозможен. 

В стране, которую веками раздирали войны, в стране, большая часть которой является сейсмоопасным районом, в стране, где цунами - не страшная сказка, а периодически случающееся стихийное бедствие, бесконтрольный ребенок обречен на смерть. Если добавить к этому, что традиционно японские семьи были многодетными, и матери приходилось следить сразу за несколькими детьми, становится очевидно, что дети в японской культуре не могли расти в условиях вседозволенности. 

Сомнения вызывает и утверждение, что ребенок после пятнадцатилетия становится «равным». В стране с жесткими патриархальными традициями панибратство и равенство между подростком и старшим поколением невозможно, недопустимо и возмутительно.

К тому же, никаких жестких переходов от одного стиля воспитания к другому в японской культуре нет. С самого раннего возраста и до полного возмужания и родители, и общество воспитывают в ребенке чувство ответственности и дисциплинированность. Делается это иными, чем в европейских культурах, методами, но ни вседозволенности, ни жестокости в воспитании японцы себе не позволяют. 

Так откуда же, если не из Японии, появилась «японская методика воспитания»? Как ни странно, зародилась эта система в... России, в шестидесятых годах двадцатого века. На заре своего существования она называлась «кавказская система воспитания». Считалось, что именно так воспитывают будущих джигитов. Правда, срок окончания «рабства» сокращался с 15 до 12-летнего возраста.

В девяностых годах двадцатого века началось активное взаимопроникновение российской и кавказской культур. И «кавказская система воспитания» неожиданно сменила «гражданство», став «японской методикой», но сохранив свои основные принципы.

Что же... происхождение методики, конечно, оказалось мифом. Но название, как известно, на эффективность не влияет. И не важно, в Японии или в горах Кавказа зародилась система воспитания, если она дает хорошие результаты. А вот дает ли? Действительно, каковы на самом деле результаты воспитания ребенка в позиции «царь-раб-равный»?

Дитя - царь.

Методика утверждает:

Первые пять лет жизни «японская методика» постулирует отказ от каких-либо запретов и ограничений. Ребенок не должен сдерживаться запретами. Базовое доверие к миру и творческие способности должны формироваться без постороннего вмешательства, так, как велит природа, а не так, как навязывают взрослые. Формируется базовое доверие к миру как к дружественному месту, уверенность в себе, безмятежность.

Комментарии психолога.

В первые годы жизни у ребенка формируется так называемая «картина мира», то есть совокупность представлений о мире, составленная ребенком на основе набранного им жизненного опыта. Ребенок должен проделать очень важную работу - систематизировать все свои знания об этом мире, чтобы понять, что из себя этот мир представляет, каковы его особенности и закономерности, чему можно доверять, а чего опасаться. Где находится в этом мире его, ребенка, место, каковы границы того, что ребенок может себе позволить. Формируется отношение к миру, к окружающим людям.

Казалось бы, с этой точки зрения ситуация как раз развивается очень удачно для ребенка: мир - доброжелательное место, где ничего ему не угрожает и где он может все. Но посмотрим с другой точки зрения. У ребенка формируется картина мира. Базовая картина мира, которая будет лежать в основе всех последующих взаимоотношений с миром. И эта, базовая, ключевая картина мира формируется искаженной.

Не заложено представление о рамках дозволенного. Не заложено представление о разрешенном и запретном. Не заложены основы уважения к старшим, представление об авторитете взрослого человека, в том числе - о родительском авторитете. Не заложены навыки взаимодействия с другими людьми как с полноценными и равноценными. Не заложено представление о возможной опасности, угрозе, он не готов к столкновению с агрессией со стороны другого человека. То есть, ребенок, которому в скором времени нужно будет идти в школу, где он окажется погруженным в социум и оторванным от родителей, не имеет адекватного представления о мире, в котором ему придется жить и действовать. 

Вместо социально приспособленного, предприимчивого и жизненно активного, творчески одаренного и легко адаптирующегося лидера мы получаем избалованного ребенка, не признающего запретов и не умеющего договариваться со сверстниками.

О следующих периодах воспитания по «японской методике»  и их влиянии на личность ребенка мы расскажем в следующей статье.

deti.mail.ru

Как воспитывают японских детей. Тибетский и японский методы воспитания детей

Период «вседозволенности» у малыша продолжается всего до 5 лет. До этого возраста японцы обращаются с ребенком, «как с королем», с 5 до 15 лет – «как с рабом», а после 15 – «как с равным». Считается, что пятнадцатилетний подросток - это уже взрослый человек, который четко знает свои обязанности и безукоризненно подчиняется правилам. В этом заключается парадокс японского воспитания: из ребенка, которому в детстве разрешали все, вырастает дисциплинированный и законопослушный гражданин. Однако торопиться с перенесением японских методов воспитания в российскую действительность не стоит. Было бы неправильно рассматривать их в отрыве от мировоззрения и образа жизни японцев. Да, маленьким детям в этой стране разрешают все, но в 5-6 лет ребенок попадает в очень жесткую систему правил и ограничений, которые четко предписывают, как надо поступать в той или иной ситуации. Не подчиняться им невозможно, поскольку так делают все, и поступить по-другому - означает «потерять лицо», оказаться вне группы. «Всему свое место» - один из основных принципов японского мировоззрения. И дети усваивают его с самого раннего возраста.

Традиции и современность

Традиционная японская семья – это мать, отец и двое детей. Раньше семейные роли были четко дифференцированы: муж – добытчик, жена – хранительница очага. Мужчина считался главой семьи, и все домашние должны были беспрекословно ему подчиняться. Но времена меняются. В последнее время сказывается влияние западной культуры, и японские женщины все больше пытаются совмещать работу и семейные обязанности. Однако до равноправия с мужчинами им еще далеко. Их основным занятием по-прежнему остается дом и воспитание детей, а жизнь мужчины поглощена фирмой, в которой он работает. Такое разделение ролей находит отражение даже в этимологии. Широкоупотребительным словом по отношении к жене является существительное канай , которое буквально переводится «внутри дома». А к мужчине принято обращаться сюдзин – «главный человек», «хозяин». Субординация прослеживается и в отношениях к детям. В японском языке нет слов «брат» и «сестра». Вместо них говорят ани («старший брат») и отоото («младший брат»), анэ («старшая сестра») и имоото («младшая сестра»). Поэтому идея выше- и нижестоящего никогда не покидает сознание ребенка. Старшего сына заметно выделяют среди остальных детей, он считается «наследником престола», хотя престол – это всего-навсего родительский дом. У старшего ребенка больше прав, но соответственно и больше обязанностей. Раньше браки в Японии заключались по сговору: мужа и жену выбирали родители, принимая во внимание социальное и имущественное положение. Сейчас японцы все чаще женятся по взаимной симпатии. Но родительский долг явно превалирует над эмоциональными связями. В Японии тоже бывают разводы, но их процент значительно ниже. Сказывается ориентация японцев на групповое сознание, при котором интересы группы (в данном случае семьи) ставятся выше индивидуальных. Воспитанием ребенка занимается мама. Отец тоже может принять участие, но это бывает редко. Амаэ – так называют матерей в Японии. Этому слову трудно подобрать аналог в русском языке. Оно означает чувство зависимости от матери, которое воспринимается детьми как нечто желательное. Глагол амаэру означает «воспользоваться чем-то», «быть избалованным», «искать покровительства». Он передает суть отношений матери и ребенка. При рождении малыша акушерка отрезает кусок пуповины, высушивает его и кладет в традиционную деревянную коробочку размером чуть больше спичечного коробка. На ней позолоченными буквами выбито имя матери и дата рождения ребенка. Это символ связи мамы и младенца. В Японии редко увидишь плачущего кроху. Мать старается сделать так, чтобы у него не было для этого повода. Первый год ребенок как бы остается частью тела матери, которая целыми днями носит его привязанным за спиной, ночью кладет спать рядом с собой и дает грудь в любой момент, когда он захочет. Японская промышленность даже выпускает специальные куртки со вставкой на молнии, которая позволяет носить спереди ребенка. Когда малыш подрастет, вставка отстегивается, и куртка превращается в обычную одежду. Ребенку ничего не запрещают, от взрослых он слышит только предостережения: «опасно», «грязно», «плохо». Но если он все-таки ушибся или обжегся, мать считает виноватой себя и просит у него прощения за то, что не уберегла. Когда дети начинают ходить, их тоже практически не оставляют без присмотра. Мамы продолжают следовать за своими карапузами буквально по пятам. Нередко они организуют детские игры, в которых сами становятся активными участницами. Папы появляются на прогулке только в выходные, когда вся семья выезжает в парк или на природу. А в плохую погоду местом проведения семейного досуга становятся крупные торговые центры, где есть игровые комнаты. Мальчики и девочки воспитываются по-разному, ведь им предстоит выполнять различные социальные роли. Одна из японских поговорок гласит: мужчина не должен заходить на кухню. В сыне видят будущую опору семьи. В один из национальных праздников – День мальчиков – в воздух поднимают изображения разноцветных карпов. Это рыба, которая может долго плыть против течения. Они символизируют путь будущего мужчины, способного преодолевать все жизненные трудно

happygal.ru

Японский метод воспитания

В японской семье ребенок – это праздник, огромное счастье! Беременность воспринимается как долгожданная свершившаяся мечта, чудо. Празднования начинаются с момента, когда семейная пара объявляет о том, что они ждут малыша: принимают подарки, поздравления. Для японского папы ребенок – это наследник, отсутствие которого считается большим несчастьем. Для женщины статус мамы – это не только безмерная радость, но и возможность занять положение в обществе.
Основное время воспитанию малыша уделяет мама. Ребенок всегда и везде с ней — испокон веков в Японии мамы носят детей с собой (будь то поход в магазин или уборка дома). Благодаря этому уже с рождения малыш получает много информации об окружающем его огромном мире. Чем старше становится кроха, тем интереснее ему путешествовать с мамой. Кроме этого ребенок всегда чувствует тепло матери – а это самое главное!
Первые пять лет жизни малыши живут в атмосфере вседозволенности и свободы, какие-либо ограничения отсутствуют. Ребенку могут запретить только то, что может нанести вред его жизни и здоровью. Но для этого мама постарается заблаговременно все опасности исключить из жизни своего чада. На ребенка не кричат, не поднимают руку – кроха растет в любви и ласке. Все ошибки своего ребенка мама считает своей виной, потому у нее нет причины злиться на него и ругаться. Но вырасти избалованным малышу не удастся — после достижения возраста пяти лет перед ребенком ставят строгие рамки поведения. И соблюдать их обязан каждый, кто не хочет «потерять» лицо и стать изгоем.
По мнению западных родителей, такое резкое и жесткое давление на малыша может загубить в нем личность, не дать раскрыться таланту, но это совсем не так – ребенок продолжает расти в спокойной и гармоничной атмосфере любви, физический и духовный контакт с родителями очень близок и неразрывен. Все это способствует более быстрому развитию ребенка, огромный вклад в которое делает мама – с первых дней его жизни она рассказывает малышу об окружающем мире, беседует с ним, как со взрослым. Не удивительно, что ребенок пытается поддержать беседу и раньше начинает разговаривать.

Японские родители считают, что их дети уже рождаются талантливыми, им только нужно помочь раскрыться. С раннего возраста делается упор на развитие мелкой моторики, которая, как известно, оказывает благотворное влияние на малышей. Многие детки уже с малых лет играют на музыкальных инструментах, что способствует раннему формированию речи, развитию слуха, памяти, внимательности и усидчивости.
Физическое, интеллектуальное и нравственное воспитание также стоит на первом месте. С трех лет ребенка могут отдать в детский сад — государственный или частный. И родители, соответственно, имеют возможность выбирать, в какое учреждение отдать своего ребенка. Но и здесь у японцев свой подход – предпочтение отдается садам, находящимся под опекой университетов. Для японцев хорошее образование – престижная работа в будущем.
Коротко говоря, период с 5 до 15 лет – это время учебы, раскрытия таланта, становления личности. Здесь надо сказать, что японцы не приветствуют индивидуализм, они предпочитают командную работу. Поэтому с раннего детства ребенок учится быть частью целого, не быть худшим, но и не вырываться вперед.
К 15-16 годам – это сформировавшаяся личность, с которой взрослые общаются, как с равным, но не на равных. Это возраст, когда молодой человек пытается отделиться от семьи, пустить свои корни, но всё равно еще крепко связан с матерью.
Существует много методик воспитания детей, одну из них мы сейчас кратко рассмотрели. Брать за основу японскую систему, либо любую другую – личное дело каждого родителя. Неоспоримо одно – ребенок должен расти в атмосфере любви, понимания, взаимоуважения и получать возможности для своего саморазвития.

fashionbookkids.ru

Как воспитывают детей в Японии

В какой стране наибольший процент реальных изобретателей и новаторов? В Японии, мне кажется (и подтверждается статистикой). Почему? Попробуем рассмотреть вопрос с социально-воспитательной точки зрения.

Основные принципы воспитания детей в Японии:

1. До 5 лет ребенка вообще нельзя ругать!
Воспитание личности в Японии очень отличается от традиционного воспитания в России. Те грубые фразы, которые легко услышать на наших детских площадках: "ты плохо себя ведешь", "сейчас я тебя накажу" невозможно представить там. Даже если маленький японский мальчик будет драться с мамой или рисовать фломастером на белой двери магазина - никаких строгих наказаний и выговоров не последует. До 5-6 лет ребенку здесь разрешено все.

Японка никогда не пытается утвердить свою власть над детьми, так как, по ее мнению, это ведет к отчуждению. Она не спорит с волей и желанием ребенка, а выражает свое недовольство косвенно: дает понять, что ее очень огорчает его недостойное поведение. При возникновении конфликтов, японские мамы стараются не отстраниться от детей, а, наоборот, усилить с ними эмоциональный контакт. Дети же, как правило, настолько боготворят своих матерей, что испытывают чувство вины и раскаяния, если доставляют им неприятности.

2. Ребенку предоставляется право самостоятельно формулировать оценки.
Ребенку ничего не запрещают, от взрослых он слышит только предостережения: «опасно», «грязно», «плохо». То есть ребенок должен понять правильность или неправильность своих поступков, исходя из собственного опыта, оценив последствия своего поступка, а не через укоры и наказания. И главным фактором воспитания является личный пример матери.

3. Ребенка не выделяют из круга равных.
Воспитание личности в Японии – это в первую очередь вспитание коллективистов. Здесь много времени уделяется хоровому пению, прикладному творчеству, спортивным играм и играм в группах. Интересные традиции воспитания, непривычные нам – полное отсутствие сравнений и соревнований между детьми. Здесь не выделяют наиболее способных детей и не поощряют лидеров. Основные задачи, которые решает воспитание личности - научиться работать в группе.

4. Детям предоставлены широкие возможности для социализации.
Группы в японских детских садах маленькие: 6-8 человек. И каждые полгода их состав переформировывается. Делается это для того, чтобы предоставить малышам более широкие возможности для социализации. Если у ребенка не сложились отношения в одной группе, то вполне возможно, он приобретет друзей в другой.

Воспитатели также постоянно меняются. Это делается для того, чтобы дети не привыкали к ним слишком сильно. Такие привязанности, считают японцы, рождают зависимость детей от своих наставников. Бывают ситуации, когда какой-то воспитатель невзлюбил ребенка. А с другим педагогом сложатся хорошие отношения, и малыш не будет считать, что все взрослые его не любят.

5. Программы детских садов направлены обучение поведению в группе и на развитие личных талантов.
Какие занятия проходят в детском саду? Детишек учат читать, считать, писать, то есть, готовят к школе. Если ребенок не посещает детский сад, такой подготовкой занимается мама или специальные «школы», которые напоминают российские кружки и студии для дошкольников.

Но основная задача японского детского сада - не образовательная, а воспитательная: научить ребенка вести себя в коллективе. В дальнейшей жизни ему придется постоянно находиться в какой-то группе, и это умение будет необходимо. Детей учат анализировать возникшие в играх конфликты. При этом нужно стараться избегать соперничества, поскольку победа одного может означать «потерю лица» другого. Самое продуктивное решение конфликтов, по мнению японцев, - компромисс. Еще в древней Конституции Японии было записано, что главное достоинство гражданина – умение избегать противоречий. В ссоры детей не принято вмешиваться. Считается, что это мешает им учиться жить в коллективе.

Важное место в системе обучения занимает хоровое пение. Выделять солиста, по японским представлениям, непедагогично. А пение хором помогает воспитывать чувство единства с коллективом.

После пения наступает очередь спортивных игр: эстафеты, салки, догонялки. Интересно, что воспитательницы, вне зависимости от возраста, участвуют в этих играх наравне с детьми.

Примерно раз в месяц весь детский сад отправляется на целый день в поход по окрестностям. Места могут быть самые разные: ближайшая гора, зоопарк, ботанический сад. В таких походах дети не только узнают что-то новое, но и учатся быть выносливыми, стойко переносить трудности

Большое внимание уделяется прикладному творчеству: рисованию, аппликации, оригами, оятиро (плетение узоров из тонкой веревочки, натянутой на пальцы). Эти занятия прекрасно развивают тонкую моторику, которая необходима школьникам для написания иероглифов.

7. Всему свое время.
Период "вседозволенности" у малыша продолжается всего до 5 лет. До этого возраста японцы обращаются с ребенком, "как с королем", с 5 до 15 лет - "как с рабом", а после 15 - "как с равным". Считается, что пятнадцатилетний подросток - это уже взрослый человек, который четко знает свои обязанности и безукоризненно подчиняется правилам. В этом заключается парадокс японского воспитания: из ребенка, которому в детстве разрешали все, вырастает дисциплинированный и законопослушный гражданин.

8. Долг выше личных амбиций.
В Японии тоже бывают разводы, но их процент значительно ниже, чем в России. Сказывается ориентация японцев на групповое сознание, при котором интересы группы (в данном случае семьи) ставятся выше индивидуальных.

9. Воспитание начинается даже до рождения.
Японцы с большим энтузиазмом принимают идею раннего развития детей и воспитание личности в Японии представляет собой уникальный сплав традиционной основы воспитания и стремления развить в ребенке творчество, характер и мышление как можно раньше.

Масару Ибука – создатель организации "Обучение талантов" и корпорации «Сони», автор сенсационной книги "После трех уже поздно" считает, что основное воспитание личности происходит до 3 лет. Его книгу я тоже включу в список самых интересных произведений, рекомендуемых к прочтению.

P.S. Этой статьей я лишь хотел показать различия в подходе к воспитанию детей. Что из этого следует – каждый решает сам.

tovbender.livejournal.com

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о