Воспитание бывшим – Сущность воспитания и его особенности

Содержание

Сущность воспитания и его особенности

Определение 1

Воспитание есть основополагающая категория педагогики, являющаяся базисом для обеспечения основного пласта формирования личности.

При этом специфика воспитания заключается в том, что воспитательному воздействию подвержены все люди, независимо от уровня развития, и они же воздействуют сами. Педагогика призвана упорядочить этот процесс, сделать его безопасным и эффективным. Рассмотрим детально, в чем заключена сущность воспитания, его особенности и предназначение.

Сущность воспитания

Определение 2

Воспитание – это процесс в педагогике, заключающийся в осмысленном целенаправленном формировании личности. При этом обучение и воспитание в образовательном учреждении и в семье неразрывно связаны между собой.

Воспитательный процесс подвержен влиянию внешней среды, социального окружения воспитуемого. Психологическая сторона воспитания заключена в переводе ребенка из одного состояния в другое, а результатом воспитания является перевод внешнего опыта и знаний, ценностей и норм в личностные установки и, соответственно, поведение. Воспитание призвано сформировать психологическую структуру личности (рисунок 1).

Рисунок 1

Определение 3

Сущность воспитания с точки зрения педагогики – это оптимальная организация взаимодействия педагогов и их подопечных, формирование и стимулирование активности воспитуемых по приобретению ими социального и духовного опыта, ценностей и опыта отношений.

Особо необходимо акцентировать внимание на активности познавательной деятельности объекта воспитания, что можно назвать личностно-деятельным подходом к воспитанию. Он получил широкое распространение в отечественной теории воспитания.

Определение 4

Современная теория заключает в себе мысль, что воспитательный процесс — это не столько прямое воздействие, сколько социальное взаимодействие между педагогом и воспитуемым.

Эффективность деятельности педагога оценивается по качественным изменениям сознания и поведения ребенка.

Можно выделить базовые категории, определяющие существующую российскую концепцию воспитания:

  • взаимодействие;
  • сотрудничество;
  • воспитательные отношения;
  • педагогическая ситуация;
  • социальная обстановка.

Многообразие факторов с одной стороны обеспечивает воспитательному процессу многогранность, насыщенность и эффективность, с другой стороны делает его более сложным. Соблюдением большого количества условий труднее управлять, поскольку имеет место стихийность и негативное влияние внешней среды. Можно привести в качестве примера разного рода СМИ, опосредованно влияющие на обучающий и воспитательный процессы.

Назначение воспитания

Современная педагогика ставит перед собой большое количество задач, учитывающих все аспекты воспитания:

  • формирование полн

zaochnik.com

Воспитание: сущность, назначение, особенности

Воспитание ощущает на себе воздействие среды и социального окружения ребенка. Психологическая сущность воспитательного процесса представляется в переводе ребенка из одного состояния в другое. Результат воспитания – перевод внешнего опыта, знаний, ценностей, норм и правил в личностные убеждения, установки, поведение человека. Воспитание формирует психологическую структуру личности (рис.1).

Рис. 1

Педагогическая трактовка процесса воспитания – организованное взаимодействие педагогов и воспитанников, организация и стимулирование активной деятельности воспитуемых по овладению ими социальным и духовным опытом, ценностями и отношениями. В данном определении делается акцент на активную деятельность объекта воспитания. Это так называемый личностно-деятельный подход к воспитанию. Он широко распространен в отечественной теории воспитания.

Современная теория предполагает, что воспитание это не прямое воздействие, а в большей степени социальное взаимодействие между педагогом и воспитанником. Результат работы педагога выражается в качественных изменениях сознания и поведения ребенка.

На практике воспитывать, значит организовывать содержательную часть жизни и развивающую деятельность детей вместе с взрослыми. В таком взаимодействии у каждого свои роли, цели, взаимоотношения.

На воспитательный процесс оказывает влияние множество факторов:

  • семья,
  • школа,
  • микросреда,
  • общественные организации,
  • СМИ,
  • искусство и культура,
  • социально-экономическая ситуация и другие.

Такая многофакторность делает воспитание, с одной стороны богатым, легким, но и параллельно сложным. При большом количестве факторов, влияющих на процесс трудно им управлять, он подвержен стихийности и негативно действующим влияниям. Таким примером могут быть СМИ, которые носят полярный характер влияния на образование.

Назначение воспитания

В современной педагогике воспитание имеет множество задач:

  • формирование целостной и всесторонне развитой личности;
  • привитие социально адаптированных, культурных, общественно адекватных норм поведения и жизнедеятельности;
  • привитие нравственных и эстетических качеств человеку;
  • развитие воли, целеустремленности и эмоциональной устойчивости личности;
  • присоединение к научным, историческим, культурным ценностям и достижениям общества;
  • воспитание патриотической личности в соответствии с потребностями государства;
  • анагенез личных способностей, склонностей и потребностей человека в различных областях;
  • создание возможностей для реализации разных видов познавательной деятельности для расширения мировоззрения, роста уровня образованности и культурного опыта;
  • развитие способности адаптироваться к изменениям в социальной, политической и культурной жизни общества.

Особенности воспитания

Воспитание – это долговременный и непрерывный процесс, на более поздних этапах он должен перейти в стадию самовоспитания. Особенность воспитания состоит в отсроченности результата и его оценочной разницы. Очень много зависит от факторов, влияющих на личность воспитуемого и его внутренних ресурсов.

Задачи, стоящие перед воспитанием, могут быть эффективно решены только при понимании и решении содержательных вопросов воспитания. Содержание воспитания формируется из системы знаний и навыков, убеждений и личностных качеств, поведенческой составляющей, идеологических взглядов человека. Именно они являются целью воспитательного процесса.

Воспитательный процесс разносторонний и многоуровневый, он охватывает разные стороны жизнедеятельности и в зависимости от направленности обладает своим специфическим содержанием и особенностями.

Генерирование научного мировоззрения в своем содержании предполагает развитие взглядов и убеждений, которое возможно при наличии развитого мышления и целеустремленности. Мало просто дать человеку знания, следует воспитать в нем способность к дальнейшему анагенезу своего интеллекта, к анализу, рассуждению, исследованию.

Гражданское воспитание заключается в вырабатывании у гражданина патриотических чувств, культуру поведения в межнациональном социуме, уважения к своей стране и истории.

Нравственное воспитание находится во взаимосвязи с социализацией человека. В процессе реализации воспитания и социализации человек обучается правилам поведения в данном социуме и вырабатывает отношение к обществу, к людям, природе, культурным ценностям, обычаям и правилам, принятым в его социуме. Основа нравственного воспитания – гуманность. Это формирование в человеке сочувствия и понимания, отзывчивости и терпимости, уважения других людей в их выборе и особенностях. Примером нравственности должен выступать сам педагог по отношению к воспитанникам. Нравственное воспитание реализуется через коллективную деятельность, разбор и обсуждение проблем и сложных ситуаций. В процессе такого взаимодействия и дискуссии дети формируют личную нравственную позицию. Большая роль в процессе нравственного воспитания принадлежит идеалам.

Трудовое воспитание – основа советского общества, к сожалению, в сегодняшних реалиях отходит на задний план, как в образовательных учреждениях, так и в семье. В отсутствии трудового воспитания не формируется ответственность, мотивация к прикладному использованию теоретических знаний, трудолюбие.

Эстетическое воспитание призвано развивать творческое мышление, формировать духовные ценности. Оно способствует эмоционально воспринимать искусство и понимать его.

Воспитание физическое помогает развитию целостной и гармоничной личности, формирует положительное отношение к двигательной активности, учит соблюдать правила гигиены.

Организованный воспитательный процесс имеет прямую и обратную связь: от воспитателя к воспитаннику и от воспитанника к воспитателю. В этой схеме очень важна обратная связь. Благодаря такому взаимодействию, можно правильно разработать план воспитания отдельной личности, подобрать эффективные методы работы.

spravochnick.ru

Воспитание детей после развода. Как общаться с бывшим супругом

Воспитание детей после развода с бывшим супругом иногда становится настоящей проблемой, особенно если у каждого, свой взгляд на то, как следует воспитывать детей. 

Чувства взрослых, с которыми они остались после развода, могут препятствовать конструктивному разговору о воспитании детей. Если вам трудно разговаривать с бывшим мужем о детях, следующая статья может дать вам несколько идей о том, как наладить коммуникационный барьер.

Оглавление:

  1. Создание моста с вашим бывшим супругом
  2. Что лучше для детей
  3. Эффективное общение с бывшим супругом
  4. В заключение о воспитание детей после развода

Создание моста с вашим бывшим супругом

Что происходит, когда вы общаетесь со своим бывшим супругом? Вы сердитесь, боитесь, расстроены или занимаете оборонительную позицию? Вы активны или пассивны? Вам сложно контролировать свои эмоции? Вы пытаетесь подавить свои чувства? Вы ищите виновных или во всем обвиняете супруга? Вы беспокоитесь о детях и задаете себе вопрос, как они будут себя чувствовать после развода?

Прекратите смотреть назад и искать виновных. Смотрите вперед и трезво оценивайте ситуацию, стройте планы, все в ваших руках, чтобы жить и воспитывать своих детей. Совместное воспитание детей после развода по началу, может показаться сложным, но это не так, нужно наладить коммуникативную связь с бывшим супругом, разрушить барьеры, мешающие вам общаться. И это требует времени и усилий, но это возможно. Только совместно вы сможете продолжить воспитывать вашего ребенка после развода.

Исследования показывают, что сам развод не может нанести ущерб детям. Скорее, продолжающийся конфликт между родителями, их гнев и негативные чувства, которые проявляются одним или обоими родителями, создают у детей большое беспокойство. Особый ущерб ребенку может быть нанесен, когда он ставится посередине, присутствие в конфликтных ситуациях, слышит, как вы говорите плохо о другом родителе, тем самым разрушая его представление семье.

Что лучше для детей

Если решение о разводе было обоюдным или после развода у вас сохранились относительно нормальные отношения, то для ребенка лучше, если оба родителя будут участвовать в его жизни, в кооперативной манере. Дети могут приспособиться к различным образцам жизни, в том числе и к тому, что папа и мама теперь живут отдельно.

Процесс воспитания более эффективен, если родители работают вместе и ориентированы на здоровое развитие детей.

Вам сложно общаться с бывшим супругом? Вы чувствуете, как каждый раз, когда его видите, внутри вас все взрывается? Из-за детей и своего психического здоровья вы должны научиться контролировать себя, когда находитесь за пределами своей нормальной зоны комфорта. Это потребует определенных навыков, чтобы вы выработали свою стратегию, нашли внутри себя необходимые ресурсы для нормального общения с бывшим супругом.

Одной из ваших целей должно стать – построение моста с вашим бывшим супругом и воспитание здоровых, развитых детей. 

Каких результатовможно добиться:

  • Вы будете развивать свою внутреннюю силу, и расширять свои возможности.
  • Вы станете действительно свободным человеком. Свобода приходит, когда вы знаете, что больше не реагируете на своего бывшего супруга и не избегаете его как раньше.
  • Боль проходит. Вы больше не сердитесь и не вините во всем своего супруга, хотя раньше испытывали эти чувства и оставались привязанными к ним.
  • Ваши дети не будут чувствовать себя покинутыми, брошенными.

Эффективное общение с бывшим супругом

Как поддерживать общение без конфликта, когда мое сердце и ум начинают испытывать страх, гнев и отвращении каждый раз, когда вы общаетесь?

Вот семь стратегий, которые помогут вам достичь этой цели:

  1. Большинство экспертов полагают, что подписанное соглашение о совместном воспитании полезно. Здесь вы должны указать намерение, соответствующее поведение при сближении и то, как вы будете принимать решения. В нем также указывается, что прошлые семейные вопросы не будут обсуждаться, также оскорбления и обвинения. Другие вопросы в соглашении могут решить, что произойдет в чрезвычайной ситуации? Как вы будете справляться с дисциплиной ребенка, с походом к врачам, с чрезвычайными ситуациями и т.д. Соглашение может периодически оцениваться и корректироваться с учетом нынешних потребностей родителей и детей. Оба родителя должны подписать это.
  2. В зависимости от возраста ваших детей организуйте регулярные встречи с вашим бывшим супругом по телефону или лично.
  3. До или после встречи, во время разговора по телефону важно, чтобы вы с кем-то обсудили ваши чувства гнева, разочарования и печали. Встреча или разговор с вашим бывшим супругом может возобновить старую боль.
  4. Не бросайте друг на друга и не участвуйте в борьбе за власть, вы не на соревнованиях со своим бывшим партнером. Это в первую очередь может негативно повлиять на ребенка. Попытайтесь договориться о сотрудничестве, и принять разногласия друг друга. Существует больше чем один способ удовлетворить потребности ваших детей.
  5. Имейте в виду, что дети любого возраста могут пытаться манипулировать родителями, чтобы получить то, что они хотят.
  6. Поощряйте и помогайте своим детям готовить подарки, чтобы подарить их на день рождения другого родителя, или другие праздники. Отношение между ребенком и каждым из родителей должны поддерживаться в полном достатке.
  7. Свяжитесь с опытным психологом по семейным взаимоотношениям или с психотерапевтом, чтобы получить консультацию о воспитание детей после развода. Третий человек порой необходим для проработки прошлых проблем и поддержки в будущем и в ситуациях конфликта, которые могут произойти.

В заключении о воспитание детей после развода

В один момент мост между бывшими супругами невозможно построить, это очень трудоемкий процесс. Строительство моста, как строительство дома происходит постепенно, сначала нужно сделать фундамент, а потом выкладывать один за другим кирпичики. И мост, который вы построите, отразится на вашей жизни, в которой вы живете. Будьте терпеливы и любите себя, когда вы отправляетесь в этот путь, называемый совместным воспитанием, чтобы воспитывать здоровых, развитых детей. Это потребует мужества, честности и связи с вашим разумом и телом.

Если у вас разумные отношения с вашим бывшим супругом, то вы сможете обсуждать важные решения о своих детях вместе. Совместное воспитание детей после развода требует практики, но вскоре вы почувствуете уверенность в себе, в своих силах, в своих родительских заботах. Иногда вы будете чувствовать сильную усталость, иногда обиду, но это нормально, это естественно для процесса адаптации к новой жизни.

Берегите детей!

Игорь Фомичев, клинический психолог,

эксперт в «Центр специальных исследований и экспертиз».

т. 8-925-855-13-75

Похожее

www.psy-expert.ru

Воспитание детей – Психологос

Фильм “Нокдаун”

Дети растут, и не всегда их решения бывают удачными: тогда их нужно воспитывать.
скачать видео

Фильм “Моя ужасная няня”

Ваши дети ложатся спать, когда им велят? Они встают, когда им велят? Говорят спасибо и пожалуйста?
скачать видео

Воспитание ребенка – воздействия, формирующие личность ребенка и системно меняющие его поведение. Воспитывать – это значит прививать полезные для жизни умения и навыки, превращающие ребенка в человека.

Здесь – продолжение статьи Воспитание. В статьях этого раздела излагаются как общие принципы, так и особенности воспитания детей в разных культурах и разных традициях.

Родители и дети: мы воспитываем детей своим фактом жизни вместе с ними

Среди родителей осознанных воспитателей – немного, осознанно воспитывают детей – единицы. К сожалению, бóльшая часть родителей, если бы вдруг решила написать книгу о своём воспитании детей, эпиграфом могли бы взять классическое “Так вышло”, а озаглавить – “Что выросло, то выросло”. Меньшая часть родителей знает, что они делают и для чего. Здравствуйте, такие родители! Однако дети воспитываются нами и тогда, когда мы это и не планируем: самим фактом того, что мы живем с ними вместе, своим образом и укладом жизни, своими привычками и разговорами. Целенаправленное воспитание редко и поэтому вторично, по жизни первично – это родители и дети: какие это дети, какие родители, и какие отношения между ними. От этого уже будут зависеть и цели воспитания, и его возможности, и используемые при этом подходы и методы.

Воспитание – это вмешательство в жизнь ребенка. Имеем ли мы на это право?

Нужно ли воспитывать своих детей? С точки зрения законодательства РФ, это наша прямая обязанность. Однако в каждой семье свои законы, и. как ни странно, многие родители сегодня на этот вопрос отвечают отрицательно, выбирая другое: “С детьми нужно просто жить!”. Как к этому относиться? Иногда это мудро, иногда – глупость. Если за дело воспитания берется папа, у которого в голове алкоголь, а в руке ремень, то ответ однозначный – такому папе лучше бы делом воспитания не заниматься. Любому воспитателю начинать нужно с себя, первая задача – воспитать в себе воспитателя! С другой стороны, если детей не воспитывать, они так или иначе воспитаются сами, но с каждым поколением уровень будет немного ниже. Чтобы дети оставались на уровне или уровень их рос, детей нужно воспитывать. Природа дает ребенку задатки, воспитание делает ребенка человеком. Воспитание приобщает ребенка к культуре, дает возможность ребенку войти в круг людей, правильное воспитание может развить у ребенка уважение к себе и к людям, смелость и творчество, создать предпосылки для его здоровья и счастья. С другой стороны, неправильное воспитание может убить в ребенке смелость и интерес к жизни, привить дурные привычки, развить эгоизм и разрешить воровство.

Развитие ребенка, воспитание ребенка, перевоспитание ребенка и управление ребенком – это совсем разные задачи и существенно различные методы. Поймите, что вам нужно, и не путайте пожалуйста!

Какими мы хотим видеть наших детей?

Но есть факт: вы уже читаете эту статью, а это значит, вы думаете о том, что: “Ребенка нужно воспитывать!” – Верно, только во имя чего, что мы хотим получить в результате? Чтобы был удобным и нам не мешался? В принципе, неплохо и это, но кажется, что миссия быть родителем в чем-то другом. “Чтобы был здоровеньким и не хуже других” – а это не мало? “Чтобы не повторил моих ошибок…” – а может быть, у ребенка должна быть своя жизнь? Мамы не согласны с папиными взглядами на воспитание, они в целом не согласны с позицией бабушки; религиозная семья воспитывает детей в других ценностях, чем семья светская, местная культура и обычаи также вносят свой вклад, ставя свои рамки и определяя – нередко очень жестко – свои ценности… Но дети – наши, и нам эти вопросы нужно решать. Подробнее об этом в статье Какими мы хотим видеть наших детей?

Ну, и как их воспитывать?

А вот и не скажем. Точнее, скажем только тогда, когда вы определитесь с задачами воспитания и выберете свой подход. Оказывается, единой науки воспитания нет: есть достаточно конкурирующие и нередко взаимоисключающие друг друга подходы, между которыми вам придется выбирать. Как минимум, мужской подход в воспитании серьёзнейшим образом отличается от женского подхода, сторонники свободного воспитания защищают свою правду, гештальт-подход вербует своих сторонников… Как определитесь со своими целями и выберете свой подход, вам будет уже несложно подобрать и авторов, близких вам, и свой язык, и свои правила и принципы. Хотим предупредить, что Психологос развивает в первую очередь синтон-подход как в психологии, так и в педагогике.

Мы убеждены, что методы воспитания нужно подбирать “под рост” родителей. Пока родители дикие, их попытки воспитывать детей обычно приводят только к негативным последствиям, и таким родителям, если они действительно хотят добра детям (да и себе), лучше заняться воспитанием себя и поменьше приставать к детям. Традиционные рекомендации “старайтесь понимать детей”, “разговаривайте с детьми”, “учитесь слушать детей”, “просто дружите с детьми” – вполне разумны, поскольку отвлекают таких неумелых родителей от воспитательного процесса, к которому они по факту неспособны, и ориентируют на вполне полезные дела, которые помогают и им самим, и их детям.

Итак, если вы не большой специалист в воспитании детей, то для начала займитесь самовоспитанием и по возможности не трогайте детей, не мешайте им жить. По мере успехов и жизненных нужд постепенно переходите ко все более активному управлению детьми. А когда дети у вас станут послушными, вы уже можете их воспитывать. И даже как-то отвечать за результаты собственного воспитания.

Лучшими методами воспитания вы сможете воспользоваться только тогда, когда воспитаете себя должны образом. Знакомиться с приемами и удачными решениями родителей в общем для всех нас на деле воспитания детей – конечно, очень полезно, но все рекомендации имеют свои ограничения. То, что подойдет одному ребенку, будет противопоказано другому ребенку в другой семье. А некоторые эффективные формулировки у вас не сработают просто потому, что вы их не выговорите (смешно, но это часто именно так), или у вас не будет нужного голоса и нужной интонации. Фразы на детей действуют не сами по себе – их говорят родители, у которых с детьми свои отношения и своя история. Кроме того, все эти воспитательные тактики и подборка арсенала методов – это преимущественно мужской подход. Женщины не склонны мыслить в этом ключе, они воспитывают ребенка в первую очередь своим отношением к нему.

Говоря о типах воспитания, в первую очередь пишут о таких типах, как потворствующая гиперпротекция, эмоциональное отвержение, доминирующая гиперпротекция, повышенная моральная ответственность, безнадзорность, жестокое обращение.

Это наиболее распространенные 6 типов воспитания. Более широкий список из 10 типов, это: гипопротекция, доминирующая гиперпротекция, потворствующая гиперпротекция, потворствующая гипопротекция, воспитание в культе болезни, эмоциональное отвержение, жестокое отношение, повышенная моральная ответственность, противоречивое воспитание и воспитание вне семьи. См.→

Достаточно очевидно, что это все типы проблемного воспитания. Это не то, что родители выбирают, это то. что у проблемных родителей получается. Нередко пишут, что этим типам проблемного воспитания противостоит авторитетное воспитание: комбинация теплоты и относительно строгого контроля за ребенком, однако такого контроля, который понятен ребенку и осуществляется четко и последовательно, так что дети знают, чего им ждать, если они нарушили установленные родителями правила. То есть проблемных типов воспитания много, а правильное воспитание – одно: “авторитетное воспитание”. Так ли это? К сожалению, это не так. Даже для лучших родителей идеальной системы воспитания – нет. Те (редкие) родители, которые к воспитанию подходят осознанно, которые думают о воспитании детей, которые выбирают, подбирают под себя и под ребенка свой стиль и способ воспитания – тоже не в простой ситуации, они также стоят перед выбором.

Осознанное воспитание – это не одна, а разные модели воспитания, каждая из которых имеет свои особенности, свои плюсы и минусы. Не очевидно, что жесткое воспитание не может быть осознанным и когда-то адекватным выбором, многих родителей привлекает модель естественного воспитания с практически отсутствием социальных запретов, но даже относительно свободное воспитание с разумными ограничениями может быть в разной степени директивным. А как – правильно? Мы можем предложить свое описание основных моделей воспитания​ и свои комментарии. Надеемся. что наши лучшие в мире читатели сделают свой. самый правильный выбор!

Да, хорошие книги вам в помощь. Литературы по воспитанию детей – море, потеряться легко. Тут – подборка полезной литературы по воспитанию детей. Тут – онлайн курс по воспитанию детей “Ступеньки”, рекомендуем. Ну, и приходите на тренинги в Синтон!

www.psychologos.ru

Воспитание, которого лучше бы не было: типы проблемного воспитания

Говоря о типах воспитания, в первую очередь пишут о таких типах, как потворствующая гиперпротекция, эмоциональное отвержение, доминирующая гиперпротекция, повышенная моральная ответственность, безнадзорность, жестокое обращение.

Это наиболее распространенные 6 типов воспитания. Более широкий список из 10 типов, это: гипопротекция, доминирующая гиперпротекция, потворствующая гиперпротекция, потворствующая гипопротекция, воспитание в культе болезни, эмоциональное отвержение, жестокое отношение, повышенная моральная ответственность, противоречивое воспитание и воспитание вне семьи. См.→

Если коротко, то описывают они так. Типы воспитания определяются следующими чертами родительского поведения. Первая — любовь и теплота. Теплое или холодное отношение родителя к ребенку влияет на многие стороны воспитания детей; ряд исследований доказывает его важность для формирования детского поведения. Вторая черта родительского поведения — степень контроля за ребенком; она варьирует от авторитарного стиля до вседозволенности. Третья характеристика, выделяемая исследователями не столь четко, связана с такими феноменами, как избыточная опека, родительская тревога и избалованность детей. В своем крайнем выражении она включает бурные эмоциональные отношения с ребенком, мешающие родителю рассуждать трезво, и восприятие ребенка в качестве своего продолжения.

Гипопротекция характеризуется недостатком опеки и контроля, истинного интереса и внимания к делам ребенка, а в крайней форме – безнадзорностью. В скрытой гипопротекции контроль над жизнью и поведением ребенка является формальным. Скрытая гипопротекция часто сочетается со скрытым эмоциональным отвержением.

Потворствующая гипопротекция – сочетание недостатка родительского надзора с некритичным отношением к нарушениям в поведении ребенка.

Доминирующая гиперпротекция проявляется в чрезмерной опеке, мелочном контроле, системе непрерывных запрещений и невозможности для ребенка принять когда-либо собственные решения.

Потворствующая гиперпротекция представляет собой воспитание по типу «ребенок – кумир семьи». Характерными чертами являются чрезмерное покровительство, стремление освободить ребенка от малейших трудностей, удовлетворить все его потребности.

Воспитание в культе болезни специфично для семьи, где ребенок длительное время страдал или страдает соматическими хроническими заболеваниями, либо физическими дефектами. Болезнь ребенка выступает смысловым центром жизни семьи, ее забот и хлопот.

Эмоциональное отвержение особенно тяжело сказывается на развитии личности ребенка. Картина усугубляется, когда другие дети в семье принимаются родителями (так называемое положение Золушки).

Жестокое отношение обычно сочетается с эмоциональным отвержением. Жестокое отношение может проявляться в открытой форме (суровые расправы за мелкие проступки или непослушание), либо в скрытой форме, как душевное безразличие, черствость и зло в отношении к ребенку.

Повышенная моральная ответственность как стиль родительского воспитания характеризуется повышением уровня родительских ожиданий в отношении будущего, успехов, способностей и талантов ребенка. Это может быть возлагание на ребенка непосильных и несоответствующих возрасту обязанностей одного из взрослых членов семьи (например, забота о младших детях) или ожидание от ребенка того, что он реализует их нереализованные желания и стремления.

Противоречивое воспитание – это сочетание различных стилей в одной семье, зачастую не совместимых и не адекватных, что проявляется в открытых конфликтах, конкуренции и конфронтации членов семьи.

Достаточно очевидно, что это все типы проблемного воспитания. Это не то, что родители выбирают, это то. что у проблемных родителей получается.

Важно понять, что описания всех этих типов воспитания нужны в первую очередь психологам, а не самим родителям: не потому, что они родителям не нужны, а потому что родители, которые так своих детей воспитывают, психологические и педагогические труды не читают. С другой стороны, знание этих проблемных типов воспитания психологам и педагогам полезны, поскольку во многих случаях дают рецепты, что с такими родителями им делать, когда те придут к ним на консультацию.

Нередко пишут, что этим типам проблемного воспитания противостоит авторитетное воспитание: комбинация теплоты и относительно строгого контроля за ребенком, однако такого контроля, который понятен ребенку и осуществляется четко и последовательно, так что дети знают, чего им ждать, если они нарушили установленные родителями правила. То есть проблемных типов воспитания много, а правильное воспитание – одно: “авторитетное воспитание”. Так ли это? К сожалению, это не так.

Модели осознанного воспитания

Те (редкие) родители, которые к воспитанию подходят осознанно, которые думают о воспитании детей, которые выбирают, подбирают под себя и под ребенка свой стиль и способ воспитания – также стоят перед выбором. Осознанное воспитание – это не одна, а разные модели воспитания, каждая из которых имеет свои особенности, свои плюсы и минусы. Не очевидно, что жесткое воспитание не может быть осознанным и когда-то адекватным выбором, многих родителей привлекает модель естественного воспитания с практически отсутствием социальных запретов, но даже относительно свободное воспитание с разумными ограничениями может быть в разной степени директивным. А как – правильно? Мы можем предложить свое описание основных моделей воспитания и свои комментарии. Надеемся. что наши лучшие в мире читатели сделают свой. самый правильный выбор!

www.psychologos.ru

Строгое воспитание

В наше время принято считать, что родители воспитывали нас неправильно. Что все мы выросли травмированными, закомплексованными и несчастными, потому что строгое воспитание не подразумевало под собой понятия «личность», «выбор» и «свобода». Психологи и пособия для молодых родителей советуют давать ребенку больше свободы.

© DepositPhotos

Но наблюдения показывают обратное. Эрика Рассон, профессор Эссекского университета, провела исследование, которое показало, что у строгих и требовательных матерей вырастают успешные дети. Детальнее расскажет редакция «Так Просто!».

© DepositPhotos

Строгое воспитание

Сразу стоит заметить, что строгость не имеет ничего общего с физическим насилием. Здесь имеются в виду требовательность и ограничения, но никак не ремень и гречка. Исследование основано на опросе более 15 000 детей в возрасте 13–14 лет на протяжении 6 лет. Так вот, у детей, родители которых были очень строгими, намного больше настойчивости и уверенности в себе.

© DepositPhotos

Дети, у которых были назойливые и неуступчивые матери, зачастую заканчивали колледж и получали хорошую работу. Это может показаться странным, но у требовательных и строгих матерей дети становились успешными. Результаты исследования показали, что у девочек, матери которых слишком настойчивы, на 4 % меньше шансов забеременеть в юном возрасте.

© DepositPhotos

«Во многих случаях мы добиваемся успехов, делая то, что считаем наиболее удобным для нас, даже если это идет против воли наших родителей. Но как бы мы ни старались избегать наших родителей, любые их рекомендации влияют на принимаемые нами решения. Однако мы считаем, что всё решаем сами», — говорит Рассон.

© DepositPhotos

Даже глядя на примеры из нашей жизни, можно заметить, что исследования верны. Например, родители в ультимативной форме запрещали тебе общаться с Колькой из второго подъезда или с Танюхой, которая сидит на последней парте. И даже объясняли, почему именно этого не стоит делать.

Естественно, ты обходила все запреты и общалась с ними, но уже более пристально присматривалась к этим людям. В итоге вы всё равно переставали общаться, и ты понимала правоту родителей. Результат: в зрелом возрасте ты автоматически вычисляешь ненужных тебе людей.

Или пока твои подружки в 13–16 лет бегали по дискотекам и целовались с мальчиками, тебя заставляли делать уроки, играть на фортепиано, устанавливали комендантский час. В итоге подружки поступили в ПТУ или залетели, а ты стала студенткой хорошего вуза, познакомилась с представительным парнем и завела полезные знакомства. Снова строгие ограничения пошли на пользу.

Известно, что у детей, которых воспитывали строго, хорошее чувство ответственности. Ты незаметно для себя самой поддерживаешь порядок, оплачиваешь счета, вовремя посещаешь врача и делаешь еще тысячу мелких дел, которые заставляют других людей нервничать. А тебя нет. Ты просто к этому привыкла.

Совет редакции

Контролируй жизнь своего ребенка. Но не просто ограничивай его свободу или запрещай что-то, а объясняй, почему именно так. Конечно, он будет сопротивляться, особенно в подростковом возрасте, но в дальнейшей жизни твои правильные объяснения превратятся в его интуицию и правильную расстановку приоритетов. Вседозволенность рушит не только чью-то судьбу, она рушит целые нации. Ежовые рукавицы еще никому не навредили.

Расскажи нам в комментариях, каким методам воспитания детей ты отдаешь предпочтение. А также поделись интересным исследованием со своими друзьями в соцсетях!

Фото на превью depositphotos.

Автор статьи

Редакция «Так Просто!»

Это настоящая творческая лаборатория! Команда истинных единомышленников, каждый из которых специалист в своем деле, объединенных общей целью: помогать людям. Мы создаем материалы, которыми действительно стоит делиться, а источником неиссякаемого вдохновения служат для нас любимые читатели!

takprosto.cc

Тема 1. Воспитание как часть педагогики.

10

Лекция 4

  1. Понятия:
    «воспитание», «воспитанность»,
    «воспитуемость».

  2. Понятие о
    закономерностях воспитания.

  3. Принципы
    воспитания.

  4. Психологическая
    сущность воспитания

1. Понятия: «воспитание», «воспитанность», «воспитуемость».

Центральной
категорией научного осмысления
воспитательного процесса и профессиональной
педагогической деятельности выступает
понятие «воспитание».
Категория воспитания – одна из основных
в педагогике. От того, как производится
трактовка данного понятия, зависит
многое в последующем анализе и понимании
сущности спрятанного за данным термином
явления. Существует необходимость
терминологического рассмотрения данной
категории.

 Исходное
значение слова «воспитание» обусловлено
корневой частью слова: «воспитание» –
это вскармливание, питание ребенка, не
приспособленного к жизни и совершенно
беспомощного при рождении. В данном
значении слова процесс воспитания
свойственен даже животным.

    Сегодня
термин «воспитание» далеко ушел от
своего исходного смысла, тем не менее
нельзя не признавать, что опора на
смысловой исток сохраняется до сих пор.
«Питание», в его прямом значении,
обеспечивает рост и функционирование
организма. «Питание», в образном смысле,
означает социализацию маленького
ребенка, вхождение его в культуру и
«усвоение» того, что выработано культурой.

Исторически
сложились различные подходы к рассмотрению
этой категории. Характеризуя объем
понятия, многие исследователи выделяют
следующие аспекты анализа этого понятия:

  • воспитание
    (в широком социальном смысле)

    включает воздействие общества на
    личность в целом (т.е. воспитание
    отождествляется с социализацией) и
    рассматривается как целенаправленное,
    социальное создание условий (материальных,
    духовных, организационных) для развития
    человека;

  • воспитание
    (в узком смысле)

    понимается как целенаправленная
    деятельность, призванная формировать
    у детей систему качеств личности,
    взглядов и убеждений.

Воспитание
часто трактуется в еще более локальном
значении

– как решение какой-либо конкретной
воспитательной задачи (например,
воспитание общественной активности,
коллективизма).

Центральное
понятие «воспитание» имеет целый веер
педагогических терминов, обозначающих
явления, лежащие рядом или тесно связанные
с воспитанием. Среди таких понятий,
прежде всего, необходимо выделить
понятие «социализация».          

Физическое,
психическое и социальное развитие
личности осуществляется под влиянием
внешних и внутренних, социальных и
природных, управляемых и неуправляемых
факторов. Оно идет в процессе социализации
усвоения
человеком ценностей, норм, установок,
образцов поведения, присущих данному
обществу, социальной общности, группе,
и воспроизводства им социальных связей
и социального опыта.
Социализация происходит как в условиях
стихийного воздействия на развивающегося
человека факторов общественного бытия,
так и под влиянием социально контролируемых
в процессе воспитания условий.

Воспитание,
будучи частью социализации личности,
осуществляется в процессе образования
путем специальной педагогической
организации жизнедеятельности
воспитуемых. Организация жизнедеятельности
воспитанников предполагает условия
для участия в различных видах деятельности
– познавательной, предметно-практической,
духовно-практической, коммуникативной,
игровой, спортивной. Особую роль в
воспитании играет искусство, которое
отражает в эмоционально-образной форме
различные виды социальной деятельности
и развивает способность человека
творчески преобразовывать окружающий
мир и самого себя.

Систематичность,
интенсивность, характер, содержание,
формы и методы образования и организации
жизнедеятельности непосредственно
зависят от возраста, этнокультурной
и
социально-профессиональной принадлежности
воспитанников, от специфики системы
воспитания в целом.

Необходимо
отметить, что нет однозначных решений
проблемы определения критериев и
показателей уровней воспитанности, а
также воспитуемости.

Воспитанность,
по определению В.И. Журавлева, – наблюдаемые
визуально и устанавливающие меру
реализации на практике выработанных у
школьников знаний, навыков и умений
поведения.

Среди
основных показателей воспитанности
Н.Е. Щуркова выделят следующие:

  • внешний
    вид ребенка;

  • мимический
    и пластический образ;

  • речь;

  • поведение,
    складывающееся из отдельных поступков;

  • избирательная
    деятельность;

  • реакции
    на социальные явления;

  • система
    его взаимоотношений с окружающими;

  • качественность
    его предметной деятельности;

  • идеалы.

Воспитуемость
это
откликаемость личности на воспитательные
воздействия извне, готовность к переходу
на новые уровни развития личности.

А.К.
Маркова
выделяет
следующие уровни воспитанности и
воспитуемости:
          Воспитанность
(высокий уровень):

широкий запас нравственных знаний (об
отношении к труду, обществу, к другому
человеку, к себе). Нравственные
представления синтезируются в целостное
индивидуальное мировоззрение.
Присутствует согласованность нравственных
знаний с личными убеждениями, мотивами.
Характеризуется гармония знаний и
убеждений с нравственным поведением,
единство слова и дела в учении. Свойственны
развернутые познавательные и социальные
мотивы в учении, интерес к способам
работы. Для личности присуще «сильное»
целеполагание, то есть – удержание целей
в ситуациях затруднений, ошибок, помех,
доведение работы до конца. Воспитанник
характеризуется преобладанием
положительных конструктивных эмоций
в учении.

Воспитанность
(низкий уровень):

слабые, разрозненные нравственные
представления о том, что такое хорошо
и что такое плохо. Усвоенные нравственные
знания не всегда принимаются как основа
личных убеждений, а личные мотивы
рассогласованы с общепринятыми правилами
и нормами. Воспитанник также характеризуется
несогласованностью нравственных знаний,
убеждений и поступков.
Мотивы
учения присутствуют на уровне интереса
к фактам, однако их ориентация узкая –
только на результат работы, при отсутствии
интереса к способам работы. Цели личности
– негибкие, нереалистические, ситуативные
и неперспективные, разрушаются в условиях
затруднений и помех. Преобладают
отрицательные деструктивные эмоции в
учении, тревожность, неуверенность в
себе.

Воспитуемость
(высокий уровень):

откликаемость на помощь другого человека
в развитии его личности – следование
советам другого человека. Легкость
использования и преобразования усвоенных
способов социального поведения в новых
условиях. Активная ориентировка в новых
социальных условиях.

Воспитуемость
(низкий уровень):

закрытость личности для развития,
нежелание прислушиваться к советам
окружающих. Затрудненная ориентировка
в новых социальных условиях.
Трудновоспитуемость – барьеры, конфликты
с окружающими, агрессия при попытках
воздействия со стороны другого человека.

studfiles.net

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о