Типы воспитания – Типы воспитания

Типы воспитания

Для профилактики деформаций внутрисемейных отношений и искажений формирования характера у детей имеет смысл заниматься психологической коррекцией различных нежелательных стилей воспитания.

  • Воспитание по типу «кумир семьи».Ребенком непомерно и постоянно восхищаются по любому поводу и без повода все члены семьи. Игнорируются и не принимаются во внимание любые его просчеты и проступки. Любые желания ребенка оказываются в центре внимания и удовлетворяются.

  • Воспитание по типу «золушка».В семье царят деспотичные условия, когда ребенок ни от кого не получает эмоциональной поддержки, поощрения. По каждому поводу в его адрес сыплют угрозы, порицания, наказания.

  • Гиперопека.Родители исходят из предпосылки, что они лучше, чем ребенок, знают жизнь, опытнее его, поэтому в любых обстоятельствах заранее стремятся обеспечить своему детищу наилучшее решение любых проблем и преодоление препятствий, беря все трудности на себя и лишая его права выбора.

  • Непоследовательный и противоречивый стиль воспитания.Родители резко и неожиданно меняют первоначально стиль воспитания на противоположный, либо каждый из взрослых членов семьи стремиться воспитать малыша по – своему, считая только себя правым в вопросах педагогики.

  • Гипоопека.Родители полагают, что ребенок способен вырасти сам по себе. Существуют радио, телевидение, детские учреждения, общение с ровесниками, и то хорошее или злое, что заключено в человеке, неизбежно себя проявит, поэтому нет смысла прилагать воспитательные усилия и брать на себя ответственность за судьбу ребенка. Такие родители практически самоустраняются от воспитания.

  • Попустительско – снисходительный стиль.Родители снисходительно смотрят на любые неблаговидные поступки своих детей, утверждая, что они и сами были такими в детстве и тем не менее благополучно выросли.

  • Позиция круговой обороны.В ответ на любые претензии, замечания, советы и упреки в адрес ребенка со стороны посторонних людей родители сердятся, конфликтуют, утверждая, что их ребенок всегда прав.

  • Демонстративный стиль.Родители постоянно жалуются на своего ребенка как на «бандита», заявляют, что не знаю, что с ним делать, но в то же время не принимают никаких советов и, жалуюсь, лишь показывают окружающим нестандартность ребенка, свою обеспокоенностью его поведением, но в глубине души нередко удовлетворены и горды проделками «сорванца».

  • Педантично – подозрительный тип.Родители никогда и ни в чем не верят ребенку, все время назойливо контролируют его поведение в любых ситуациях, постоянно требуя полного отчета о желаниях, мыслях и действиях.

  • Жестко – авторитарный стиль.При подобного рода воспитании ребенок лишается права голоса, возможности обсуждать проблемы в семье и тем более возражать. Любые варианты отклонения ребенка от указаний взрослых жестко подавляются, и он подвергается наказаниям (в том числе физическим).

  • Увещевательный стиль.Родители при этом стиле воспитания только уговаривают и просят ребенка о чем – либо, но проявляют полное безволие и беспомощность в попытках изменить его поведение.

  • Расширение сферы родительских чувств.Это назойливое стремление родителей знать о ребенке все, не оставлять ему ничего сугубо личного, тайного требуя и выпытывая у него все самое сокровенное, докучая советам в делах, которые он должен решать сам.

  • Проекция на ребенка собственных не желаемых качеств.Родители ругают ребенка, уверяя, что они знают, о чем он думает и чего хочет, утверждают, что не допустят проявлений у него дурных качеств, хотя реально ничего подобного у ребенка не наблюдается.

  • Страх утраты ребенка.Повышенная тревога родителей за здоровье и жизнь ребенка. Они везде его сопровождают, уточняют по телефону, где он находиться и через сколько минут его необходимо встречать на транспортной остановке, не разрешают посещать места большого скопления людей из – за возможности заразиться какой – либо инфекцией, оказаться втянутым в инцидент и т.п. В случае малейшего заболевания ребенка замучивают бесконечными консультациями специалистов.

  • Предпочтение в подростке детских качеств.Родители понимают, что ребенок взрослеет, но это означает, что они сами стареют, чего им крайне не хочется. Поэтому они стараются, как бы игнорировать, не замечать черты взрослости в своих детях, запрещая им занятия и увлечения, характерные для подростков, старательно культивируют детские виды деятельности и занятий, одевают детей в стиле, характерном для более младшего возраста и др.

  • Благодаря своевременной психопрофилактической работе в семье можно избежать формирования и фиксации у ребенка таких социально – психологических ролей, как «семейный божок», «мамино сокровище», «болезненный ребенок», «ужасный ребенок», «козел отпущения» и пр. При такой работе у детей появятся роли, не свойственные негармоничным семьям: «помощник», «равноправный участник беседы», «интересный человек», «порядочный человек» и др.

    studfile.net

    Типы воспитания детей. Гиперопека, кумир семьи, отвержение

    В зависимости от ценностных ориентаций, эмоционального отношения к ребенку и качества времяпровождения с ним внутри семьи специалисты на сегодня различают несколько типов семейного воспитания. Именно оно закладывает основу становления «Я» взрослеющей личности. Иногда внутри одной семьи родители и другие взрослые используют различные методы воспитания ребенка, из-за чего бывает сложно отнести конкретный случай строго к тому или иному типу воспитания.

    В современной педагогике существует несколько классификаций типов воспитания детей, большая часть из них делит типы воспитания на гармоничное и дисгармоничные. В первом случае воспитание способствует формированию полноценной личности ребенка. Родители искренне проникаются жизнью, заботами и интересами ребенка без ущерба для себя и близких. Они всячески стараются относиться к нему справедливо, честно и рассудительно. Для ребенка взрослые являются примерами для подражания, он с ними делится, доверяет им, а они отвечают ему взаимностью. В этом случае ребенок вырастает самодостаточной зрелой личностью, умеющей принимать решения, брать на себя ответственность, уверенной в себе, без психологических травм.

    Дисгармоничные типы воспитания представляют собой реальную опасность для психического здоровья ребенка, способствуют развитию различных зависимостей, фобий, страхов, неврозов.

    Рассмотрим более подробно дисгармоничные типы воспитания. В основу статьи взяты собирательные понятия различных классификаций типов воспитания.

    Отвержение

    Данный тип воспитания заключается в том, что ребенка в семье не принимают таким, какой он есть, со всеми недостатками и особенностями характера. Здесь имеет место постоянная критика и попытки его переделать.

    Отличительные характеристики отвержения:

    • завышенная требовательность со стороны взрослых по отношению к ребенку;
    • демонстрация разочарования, если ребенок не соответствует ожиданиям.

    Детей всячески игнорируют, не принимают, на их потребности не обращают внимания.

    Отвержение может проявляться в двух формах:

    • скрытая – высмеивание и ирония, завуалированные повышенной заботой;
    • явная – при помощи упреков и оскорблений: ты ничего не можешь, уйди.

    Этот стиль воспитания, согласно психологическим исследованиям, оказывает наиболее негативное влияние на развитие и становление личности. Более того, возможно развитие психопатий.

    Безразличие (гипоопека)

    Если ребенок не занимает важного места в жизни родителей, а формированию его личности не уделяется должного внимания, это будет иметь свои последствия для него в дальнейшем. Уровни доверия и ценности семьи у детей такого типа воспитания, как правило, существенно занижены.

    Ребенок предоставлен самому себе. Он не склонен делиться своими проблемами и переживаниями, что может обернуться отчужденностью, асоциальностью или разного рода зависимостями во взрослой жизни.

    При данном типе воспитания дети часто страдают от психосоматических заболеваний, пытаясь подсознательно привлечь внимание взрослых к себе.

    Гиперопека

    Для гиперопеки характерен тотальный контроль, недоверие по отношению к ребенку, вследствие чего у ребенка не формируется чувства ответственности, он безволен, все важные решения за него принимают родители. Формирование таких важных черт характера, как инициативность, самостоятельность и чувство долга, отходят на второй план.

    В случае «болезненности» ребенка, ребенка-жертвы детей часто лечат от мнимых болезней, подразумевая под этим проявление любви. Дети при таком типе воспитания часто имеют различные неврозы.

    Кумир семьи

    Кумир семьи – частный случай гиперопеки.

    При таком типе воспитания родители стараются мгновенно удовлетворять любые желания и потребности детей. Взрослые чрезмерно восхищаются всеми, даже самыми минимальными достижениями своего ребенка. Он становится кумиром, предметом восхищения семьи, что способствует концентрации высокого уровня эгоизма в его характере. В результате у ребенка появляются неадекватные притязания, которые вовсе не соответствуют его фактическим возможностям. Впоследствии такой ребенок рано или поздно сталкивается с разочарованием от окружающей действительности, что приводит к различного рода зависимостям: обжорству, алкоголизму, наркомании.

    Требовательность

    К ребенку предъявляются завышенные требования по проявлению следующих моральных качеств:

    • чувство долга или вины;
    • порядочность;
    • справедливость и т.д.

    Как правило, эти требования не соответствуют возрасту ребенка. На него возлагают некую мифическую ответственность за благополучие семьи, заботу о родственниках и т.п. В такой ситуации он стремится доминировать и быть лидером. У ребенка появляются неврозы.

    Непоследовательность

    Такой тип воспитания зачастую наблюдается в семьях, где присутствуют конкуренция или противоречия между членами семьи. К примеру, когда у мамы и папы разные финансовое и социальное положение, различные взгляды на жизненные ценности, методы воспитания и обучения. Когда ребенок часто наблюдает конфронтацию между важными для него взрослыми, у него развивается неуверенность, тревожность и низкая самооценка.

    Запреты с неожиданными поощрениями и прочие проявления непоследовательности в воспитании формируют в ребенке непонимание, что от него хотят. При этом он часто старается угодить другим вопреки своим желаниям.

    Воспитание вне семьи

    Это экстремальный тип воспитания, который может включать в себя все вышеупомянутые типы.

    Что делать, когда есть проблемы с воспитанием детей?

    Когда возникают трудности с воспитанием или поведением детей, стоит идти на прием к семейному или детскому психологу. Причем присутствовать на консультации желательно обоим родителям, ведь каждый является участником процесса, а, значит, его позиция и поведение нуждаются в профессиональном разборе.

    Дисгармоничные типы воспитания можно и нужно совершенствовать. Лучше всего это делать в тандеме с психологами и в как можно более раннем возрасте ребенка, ведь после 16 лет в большинстве случаев уже поздно.

    Дисгармоничное воспитание ребенка во взрослой жизни может проявиться в виде зависимостей, инфантильности, неврозов, разнообразных комплексов. Поэтому при наличии проблем важно своевременно обращаться к специалистам за помощью.

    Если вы хотите решить проблемы с детьми и сделать их воспитание более эффективным – обращайтесь в наш Центр!

    emberint.ru

    Типы воспитания

    Воспитание - это деятельность родителей,а также учителей,воспитателей, других специалистов,направленная  на ребенка. Цели и задачи могут быть разными: воспитать послушного гражданина или отвественного и самостоятельного человека, или трудолюбивого и аккуратного и т.д. Тип воспитания часто определяется бессознательно родителями и местом, которое занимает ребенок в их жизни. Для некоторых ребенок является центром всего и ему отводится роль главного, соответственно он реализовывает мечты,надежды своих родителй, кто-то из детей является помехой  в учебе или работе родителей. Примерно к возрасту 20-21 года ребенок должен начать самостоятельную жизнь в обществе, для этого он пройти должен определенные институты социализации: детский сад, школа, университет, начать трудовую деятельность. Ребенок должен соответствовать определенным стандартам, которые ему предъявляет общество. Если родители не могут дать ребенку минимального воспитания, то их общество может лишить родительских прав частично или полностью. Еще есть повседневная жизнь помимо требований общества, и она побуждает родителей устанавливать и поддерживать с ребенком отношения, которые удовлетворяли бы родителей и при которых ребенок был бы воспитуемым. Каждый тип воспитания задает свой путь развития ребенка и свои критерии успешности развития.
    В реальности большинство родителей осуществляет смешанный тип воспитания, в котором сочетаются 6 типов: традиционное, программирующее, развивающееся, личностно-ориентирующееся, потакающее, эпизодическое.

    1. Традиционное воспитание.
    Основной принцип такого воспитания- ребенок должен слушаться взрослых, потому что те знают , что хорошо, а что плохо. Если дети не слушаются,то родители прибегают к следующим наказаниям: повышение голоса, ругание, угрозы, физическое и моральное унижение. Ребенка приучают к различным нормам,правилам и запретам. Нормы определяю,что должен делать ребенока,а что не должен. В нормы входят и обязанности, которые ребенок выполняет и несет за их выполнение отвественность. Например,  для современных детей главной обязанностью является учеба,родители могут вводить и разные домашние обязанности. Устоявшиеся традиции воспитания всегда так или иначе учитывают закономерности естественного развития ребенка, особенно его потребность в общении и любви, поэтому особенностью такого воспитания являются теплые эмоциональные отношения ребенка и взрослого. Но есть и противоречие: строгое принуждение вступает в конфликт с теплыми эмоциональными отношениями и чем старше ребенок, тем сложнее его приучать,принуждать. Получается, что к подростковому периоду ребенок выходить из-под влияния родителей и внутренне и внешне от них отстраняется. Он начинает ориентироваться на ценности своих сверстников и героев, которым они поклоняются, и перестает отождествлять себя с родителями.В монолитных идеологических  обществах такой тип воспитания в целом очень успешен,но в современных условиях, где разные системы ценностей и разные идеологии ситуация иная.Ребенок подвергается массовому воздействию СМИ,рекламы, навязывающей свои ценности и своих героев. Поэтому, перестав воспринимать своих родителей как авторитетов,подросшие дети становятся легкой добычей продавцов наркотиков, криминальных структур,которые обещают быстрый путь к материальному благополучию или достижению достойной жизни.

     2.Потакающее воспитание.
    Основной принцип - ребенок должен быть доволен.Наиболее важным для родителей в таком типе воспитания является эмоциональная непрерывная связь с ребенком. Активное сопереживание его радостям и горестям. Родители готовы отказаться от норм и требований к ребенку лишь бы тот не плакал. Родители стремятся не конфликтовать с ребенком. Это выливается в отсутствие запретов и потакании всех желаний ребенка.Властьи отвественность передаются ребенку,а не родителю.Следствием такого потакания является избалованность .а в крайнем случае воспитание ребенка-тирана или деспота..Постоянное потакание ребенку готовит почву для его капризов и манипулирования взрослыми.В какой-то момент взрослые начинают резко эмоционально реагировать и настаивать на своем, тогда ребенок начинает закатывать истерики и капризничать.Начинается противоборство между взрослыми и ребенком,то ему потакают, то стремятся настоять на своем. В результате вырастает эгоист, который считает,что ему все должны и находит способ поведения, позволяющий достигать желаемого.

    3.Развивающее воспитание.
    Основной принцип такого воспитания -  ребенок должен быть умным и талантливым. Для данного типа воспитания главной ценностью является максимально раннее развитие способностей ребенка,например интеллектуальное,музыкальное или спортивное.Мама покупает развивающие игры и игрушки и радуется всем успехам своего малыша.И дети,  как правило, рано начинают говорить,читать,играть на музыкальных интсрументах и рисовать. Они интеллектуально развиты и легко поступают в спецшколы,гимназии и лицеи.Часто это воспитание, дающее немало профессиональных успехов,  не затрагивает личностых эмоциональных отношений ребенка с родителями и со сверстниками.
     
    4. Программирующее воспитание.
    Основной приницип такого воспитания - родители знают должен стать их ребенок и с детсвта его к этому готовят. При программирующем воспитании родители заранее определяют будущее ребенка: его работу, интересы, ценности, личную жизнь. Этот тип воспитания неразрывно был связан с традиционным и распространен в прошлом. Например,наследников престола или купеческих и дворянских детей готовили к продолжению дел отцов,дедов,а девочек воспитывали как будущих хозяек и жен. Но в прошлом веке программирующее воспитание приводило к конфликтам между отцами и детьми. Дети отказывались выполнять ту жизненную программу,которую им навязывали.Вспомнить хотя бы классические примеры литературы: Чацкий, революционеры-демократы из романа Чернышевского " Что делать?" Наиболее частая проблема программирующего воспитания в том,что подросшие дети попадают под чье-либо влияние. Родители оказываются в глубоком кризисе,когда их планы ломаются.Ребенок сначала выполняет программу родителей, поступает в определенный институт, учится, но потом бросает его и идет работать по другой специальности. Или он выполняет то,что задумали его родители и получает  ту профессию, которую выбрали ему родители,но ребенку это не приносит счастье, так как он не в состоянии изменить самостоятельно свою жизнь,решить те проблемы,которые перед ним встали.

    5. Эпизодическое воспитание.
    Основной принцип -  сначала работа,а потом дети. При работающих полный день и сверхурочно родителях ребенок часто предоставлен сам себе, часть времени его воспитывают родители, совмещая строгость и эмоциональный контакт. Но при таком воспитании много есть непоследовательности: у мамы не хватает времени и сил остановить нежелательное поведение ребенка, затем она начинает возмущаться и наказывать ребенка, а потом мириться с ним при помощи подарков, компенсируя свое чувство вины за то,что мало проводит времени с ребенком. Непоследовательность приводит капризам и истерикам ребенка. В детских садах чаще тоже при большом количестве детей в группах используется  эпизодическое воспитание. Ребенку не хватает эмоциональной поддержки в результате может сложиться неуверенность в себе и стремление не  брать ответственность на себя.Есть еще вариант,когда ребенок находит поддержку и принятие в дурной компании с точки зрения родителей. Результатом эпизодического воспитания  становится интеллектуальная неразвитость ребенка, бедность его внутреннего мира, привязанность к телевизору, компьютору. Создается зависимость, которая перерастает в алкоголизм, игроманию, наркоманию, дающими примитивное и быстрое удовольствие.

    6.Личностно-ориентированное воспитание.
    Основной принцип - учить ребенка быть самостоятельным,ответственным и творческим.
    Такое воспитание стремится ,чтобы ребенок стал самостоятельной личностью. Способность действовать самостоятельно, а не следовать тупо нормам поведения, привычкам, обычаям других людей. Для личностного развития конечно необходимы, с одной стороны -  освоение человеческих норм и ценностей, а с другой стороны -  овладение интеллектуальными, коммуникативными, волевыми и другими способностями. Личностное воспитание включает в себя и компоненты традиционного и развивающего воспитания: опыт ответственного и осмысленного принятия ребенком самостоятельных решений и обсуждение этих решений взрослого с ребенком,выстраивание диалога.Отличие личностно-ориентированного воспитания от традиционного состоит в сочетании гармоничного равновесия трех моментов: приверженность к ценностям, готовность уважать людей с иными ценностями и способности самостоятельно и осмысленно определять свою позицию по отношению к разным системам ценностей. Родители дают ребенку свои системы ценностей,но одновременно учат самостоятельно выбирать свою позицию по отношению к этим и другим ценностям.Такое воспитание не приводит к тупикам и конфликтам , но оно требует от взрослого больше времени и сил, размышлений, чем другие виды воспитания. нужно быть готовым временами отложить другие важные дела, например карьерный рост или зарабатывание денег, чтобы не скатиться к потакающему,традиционному,программирующему или эпизодическому воспитанию. 

    Статья основана на материалах книги Е. Патяевой " От рождения до школы"

    psixolog-ramenskoe.ru

    Типы, виды и модели воспитания

    Воспитание как педагогическое явление имеет множество определений, в которых оно определяется как целенаправленная деятельность педагога, содействующая максимальному развитию личности. Разработка понятия воспитания привела к выделению и характеристике целого ряда аспектов: типы воспитания, виды и модели воспитания.

    Выделяют первый и второй типы воспитания.

    Первый тип воспитания основан на естественном разделении труда и соответствует социокультурной сущности первобытной эпохи.

    Второй тип воспитания возник в результате общественного разделения труда, имущественного и социального неравенства, повлекших дифференциацию целей воспитания и способов их реализации у разных социальных групп.

    Этот тип воспитания представлен в мировой культуре восточным и западным воспитанием. Восточному типу воспитания свойственны жесткие требования относительно выполнения традиционных норм и канонов, ограничение индивидуальной свободы личности, ее самостоятельности, независимости мышления. Западное воспитание имеет ценностно-рациональный характер обучения и образования, ориентируется на развитие у личности воли и разума, утверждение в человеке индивидуального и творческого начал.

    Вид воспитания отражает содержание воспитательной деятельности. Можно выделить несколько групп видов воспитания.

    Одна из групп – это виды воспитания, объединенные в соответствии с направлениями, по которым передается опыт поколений: физическое воспитание, эстетическое воспитание, умственное воспитание, трудовое воспитание, нравственное воспитание, гражданское воспитание и др.

    Можно выделить группу видов воспитания, объединенных по институциональному признаку: дошкольное воспитание, школьное воспитание, семейное воспитание, конфессиональное воспитание и др.

    Рассмотрение стилей общения позволяет рассмотреть такие виды воспитания, как авторитарное воспитание, демократическое воспитание, либеральное воспитание, попустительское воспитание.

    В основе формирования модели воспитания лежит та или иная философская концепция. Так появились идеалистическая, социетарная, прагматистская, технократическая, гуманистическая и другие модели воспитания.

    Идеалистическая модель предполагает воспитание как создание такой среды, благодаря которой заложенные в душе вечные и неизменные идеи достигли бы развития полноценной личности (Платон, Т.Мор, Т. Кампанелла, Г. Песталоцци).

    Прагматистская модель воспитания направлена на обучение решению реальных проблем и достижению успеха в жизни. Модель рассматривает передачу знаний только полезных, практико-ориентированных. Большое внимание уделяется саморазвитию личности. (М.Монтень, Г. Спенсер, Дж. Дьюи).

    Социетарная модель воспитания основана на определенной системе ценностей, присущей данной социальной группе или обществу. Все иные ценности признаются ложными (коммунистическая, религиозная, националистическая).

    Гуманистическая модель воспитания организуется на базе взаимодействия, учета личностных и индивидуальных особенностей воспитанника, принятия его таким, каков он есть, создания атмосферы доверия, поддержки и защиты(Э.Фромм, А.Маслоу).

    Технократическая модель воспитания основана на жестком управлении и контроле за воспитанником, технологичной организацией воспитательного процесса, его воспроизводимости и получении желаемого результата, прежде всего в поведении. Воспитание понимается как формирование поведения воспитуемого с помощью разработанной системы подкреплений. (Б.Скиннер).

    Выбор модели воспитания составляет основу реализации воспитания как педагогического явления.

    Цели воспитания

    Без осознания воспитательных целей вся педагогическая деятельность теряет четкость и смысл. «Что сказали бы об архитекторе, который, закладывая новое здание, не сумел бы вам ответить на вопрос, что он хочет строить?.. То же самое Вы должны сказать о воспитателе, который не сумеет точно и ясно определить вам цели своей воспитательной деятельности» (К.Д.Ушинский). Цель воспитания есть отражение его целенаправленности и целесообразности. Это то начало, которое раскрывает социальную и историческую сущность воспитания. Определяет его направление, содержание, формы и методы. В этом проявляется функциональное назначение цели.

    Цель – осознанный образ предвосхищаемого результата, на достижение которого направлены действие человека или группы людей; предполагаемый идеальный результат деятельности.

    Цель воспитания – теоретическое обобщение и выражение потребностей общества в определенном типе личности, идеальных требований к ее существованию, индивидуальности, образованности, свойствам и качествам, умственному, физическому, нравственному, эстетическому развитию и отношению к жизни. Можно привести слова Цицерона: «Основа всего государства состоит в правильном воспитании юношества».

    Цели воспитания варьируют в зависимости от социального, экономического, политического, культурного, этнического, конфессионального состояния общества.

    По Э. Дюркгейму, воспитание имеет целью возбудить и развить у ребенка некоторое число физических, интеллектуальных и моральных состояний, которых требуют от него политическое общество в целом и, в частности, та социальная среда, к которой он принадлежит.

    Если принять во внимание, что в цели заложен результат процесса, то, согласно отечественным представлениям, важнейшим результатом воспитания является готовность и способность человека к самовоспитанию.

    Генезис целей воспитания

    Потребности общества определяются способом производства – уровнем развития производительных сил и характером общественных отношений. Цель воспитания всегда отражает достигнутый уровень развития общества, им определяется и изменяется в зависимости от типа общественно-экономических отношений. Рассмотрим изменение целей воспитания в зависимости от типа общественно-экономической формации.

    Первобытнообщинный строй характеризовался отсутствием классового деления. Воспитание должно было обеспечить существование людей, вооружить их опытом выживания. Одинаковая трудовая подготовка вне воспитательных учреждений (вследствие их отсутствия), совпадение способа производства с целью воспитания – черты данной формации.

    Воспитание при рабовладельческом строе становится особой функцией государства, поскольку классовое деление приводит к появлению различий в характере цели воспитания. Подготовка одних к роли господ, а других – к покорности и смирению свидетельствует о дуализме цели в рабовладельческом строе.

    При феодализме цели воспитания остаются дифференцированными. Характер производственных отношений не требует от низших слоев населения ни общей, ни специальной подготовки, поэтому раздвоение целей воспитания выражает не только классовую направленность целей в классовом обществе, но и зависимость от способа производства.

    Капиталистический строй характеризуется наличием двух классов – буржуазии и пролетариата. Характер развития производства, вынуждает правящий класс создавать сеть специализированных учреждений, сочетающих обучение с производственным трудом. Классовая дифференциация, дуализм целей воспитания сохраняется, как сохраняется и общая зависимость целей от способа производства.

    На смену раннему капиталистическому строю пришел посткапиталистический (рыночный, демократический и т.п.). Это более высокий уровень развития производственных и общественных отношений. Цели, зависящие от способа производства, варьируются от воспитания делового предприимчивого человека, до борца за коммунистические идеалы.

    Таким образом, цель воспитания носит, как и само воспитание конкретно-исторический характер и меняется со сменой исторической ситуации, в чем и проявляется диалектика цели воспитания, т.е. постоянное изменение в соответствии с новыми историческими условиями.

    Многообразие целей воспитания

    Цель воспитания задается обществом, государством или отдельными социальными группами, как, например, в частном или духовном образовании, но и там оно обусловлено социальным заказом.

    В современном мире существует многообразие целей воспитания и соответствующих им воспитательных систем. Каждая из этих систем характеризуется своей целью, и диапазон различий очень широк. Это еще одно подтверждение огромной сложности воспитания. Будучи объективной по своему происхождению, цель субъективна: она продукт сознания, она рождается в сознании человека и несет в себе все особенности сознания каждого конкретного человека. «Когда двое говорят одно и то же, то это не одно и то же» отмечали древние латиняне. Педагоги, декларируя одни и те же цели, подразумевают разные варианты этой цели. Рассмотрим некоторые подходы к тому, каким должен быть результат воспитания.

    Целью воспитания в античном мире должно быть воспитание добродетелей, но каждый видел это по-своему. Платон отдает предпочтение воспитанию воли и чувств. Аристотель полагает, что это воспитание мужества и закаленности, справедливости, и высокой интеллектуальной и моральной чистоты.

    По мнению Я.А. Коменского воспитание должно быть направлено на достижение трех целей: познание себя и окружающего мира (умственное воспитание), управление собой (нравственное воспитание) и стремление к Богу (религиозное воспитание).

    Дж. Локк, философ и педагог полагал, что главная цель – воспитание джентльмена, «умеющего вести дела мудро и предусмотрительно».

    Французский материалист К. Гельвеций, утверждал, что в основу воспитания должна быть положена «единая цель». Это стремление к благу общества, к счастью наибольшего количества граждан. Идеал человека по К. Гельвецию – здравомыслящий, чувствующий патриот, связывающий идею личного блага с идеей блага национального.

    Ж.Ж. Руссо подчинял цель воспитания формированию общечеловеческих ценностей. Беспомощный человек, каким он появляется на свет, нуждается в воспитании. Задача воспитания – создать человека. Роль воспитателя при этом огромна – воспитанник, выходящий из его рук «будет, прежде всего, человеком».

    Швейцарский педагог И. Песталоцци говорит, что цель воспитания – развитие способностей и дарований человека, заложенных в него природой. Необходимо их совершенствование, что обеспечит «гармоническое развитие сил и способностей человека».

    К.Д. Ушинский полагал, что гораздо более важную задачу воспитания, чем развитие ума составляет нравственное влияние.

    Русская дореволюционная система воспитания своей целью ставила воспитание народности, т.к. молодое поколение надо воспитывать для общества. «Создать свободных и полезных членов общества, делающих ему честь своими делами, улучшающих его качество – в этом существенная связь всякого воспитания» (Демков М.И. Начальный курс педагогики).

    Историческая и мировая практика показывают, что главная цель воспитания определяется как формирование гармонично развитого человека, подготовленного к самостоятельной жизни и деятельности в современном обществе, способного разделять и приумножать ценности последнего в будущем.

    studfile.net

    Типы воспитания: как нельзя воспитывать детей

    Продолжение рода – главная эволюционная задача человечества. Инстинктивно мы все стремимся к воссозданию себе подобных, чтобы род продолжался в новом поколении. Несмотря на природный инстинкт, развитие цивилизации, ее усовершенствование, комфорт жизни человека зависит не только от количества людей, но и качества.

    Человек живет, совершает поступки, мыслит по определенному шаблону, заложенному предыдущим поколением.

    Покажи мне свою семью и я скажу, кто ты.

    Невзирая на внешние и некоторые внутренние отличия, семья имеет колоссальное влияние на формирование личности и определяет ее дальнейшую жизнь. Все взаимоотношения человека с окружающим миром вещей и людей строятся на базе заложенных семьей ценностей, принципов, духовного и культурного уровней.

    По этой причине изучение стилей воспитания в семье, причин и последствий внедрения каждой так важно. И не только в рамках конкретной семьи, но и в масштабах страны, человечества в целом.

    Воспитание ребенка – это инвестиция. Вкладывая в свое чадо чувства, время, материальные ресурсы, родители стремятся получить хорошего, правильного человека, который будет счастливым.

    Несмотря на искреннее желание лучшего, взрослые совершают массу педагогических ошибок, которые коверкают внутрисемейные отношения и взрослую жизнь ребенка.

    Каждая семья несет в себе определенный тип воспитания детей. Большинство схем передается из поколения в поколение, поэтому определить модель поведения ребенка в будущем легко.

    Именно знания о каждом типе неправильного воспитания помогут уберечь родителей от ошибок, которые деструктивно скажутся на жизни и отношениях как теперь, так и в будущем.

    Типы неправильного воспитания – условное название для определения неверных воспитательных шагов, которые приведут к ужасным последствиям. В статье мы рассмотрим, как проявляется такое воспитание по отношению к ребенку. Также предлагаем советы родителям, которые в 79% помогут исправить ситуацию, пока не поздно.

    Если вы увидели ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

    evrikak.ru

    Виды неправильного воспитания. Типы воспитания

    Часто, когда у детей начинается подростковый период мы удивляемся их неадекватному поведению. Нам кажется, что наш милый ребенок сорвался с цепи. И мы ищем виноватого где-то на стороне, а может стоит поискать поближе. Ведь мы главные скульпторы поведения наших детей. Психологи выделяют следующие типы неправильного воспитания детей: кумир семьи, золушка, гиперопека, непоследовательный тип, гипоопека, попустительско-снисходительный, позиция круговой обороны, демонстративный, педантично-подозрительный, жестко-авторитарный, увещевательный и др.

    Рассмотрим в этой статье некоторые типы неправильного воспитания. Воспитание по типу Кумир семьи. В принципе все понятно из названия. Ребенком восхищаются на каждом шагу, даже если нет повода. Все проступки игнорируются. Все желания выполняются. Вырастает эгоист. Когда в подростковом возрасте вы не сможете обеспечить очередной запрос, станете врагом номер 1.

    Типы воспитания

    Воспитание по типу Золушки. Ребенок воспитывается в особо деспотичных условиях, не получает в семье поддержки и поощрения. По любому поводу следует критика, за любой просчет – наказание или угрозы. В будущем любо ребенок станет слишком агрессивным, либо совсем забитым.

    Гиперопека. Родители считают, что они лучше ребенка знают жизнь, а поэтому предоставляют готовые “наилучшие” решения любых проблем. Берут на себя все трудности и лишают ребенка права выбора. В будущем ребенок будет всегда нерешительным и ведомым.

    Гипоопека – родители считают, что ребенок может вырасти сам по себе. Воспитание, по их мнению, можно переложить на детские учреждения, ТВ, радио и т.п. В такой семье считается, что все хорошее и злое само проявится в ребенке, нет смысла прилагать усилия. По данным статистики на воспитание ребенка влияют: на 50%-семья, 10% -школа, 10%-социальное окружение, 30%-СМИ.

    Попустительско-снисходительный тип воспитания. Родители снисходительно смотрят на все поступки ребенка, утверждая, что они в детстве тоже были такими.

    Позиция круговой обороны. В ответ на любые замечания, советы, претензии в адрес ребенка со стороны других людей, родители сердятся, конфликтуют, утверждают, что их ребенок всегда прав.

    Демонстративный тип. Родители постоянно жалуются на своего ребенка, как на маленького разбойника. Утверждают, что не знают, как его воспитывать. Но при этом, не принимают каких-либо рекомендаций и советов. Жалуясь, они лишь показывают окружающим нестандартность своего ребенка и свою обеспокоенность его поведением.

    Жестко-авторитарный тип. Ребенок лишен права голоса. Не имеет права обсуждать семейные проблемы, тем более возражать. Любые отклонения ребенка от указаний взрослых жестко подавляются и наказываются.

    Увещевательный тип воспитания. Родители только уговаривают и просят ребенка о чем-либо. Но проявляют полное безволие и беспомощность в попытках изменить его поведение.

    Подростковый возраст

    Чаще всего, неправильное воспитание в семье складывается из нескольких типов. Все эти перекосы в воспитании дадут свои первые всходы в подростковом возрасте. Так что, думайте о своих детках. Побеспокойтесь об их благополучии заранее, пока вы для них авторитет. В подростковом возрасте авторитетом становятся друзья. И тогда уже повлиять на ребенка очень трудно, особенно если вы не заложили фундамент ваших доверительных отношений заранее.

    Расширение сферы родительских чувств. Этот тип неправильного воспитания ребенка характеризуется назойливым стремлением родителей знать о ребенке абсолютно все. Не оставляя ему ничего личного, тайного. Докучая ему указаниями и советами в делах, которые ребенок может и должен решить сам.

    Следующий тип неправильного воспитания: проекция на ребенка собственных нежелательных качеств. Родители ругают ребенка, утверждая, что они знают, о чем он думает и чего хочет. Заявляют, что не допустят проявления дурных привычек или качеств. При этом самих таких проявлений у ребенка нет и не было.

    Иногда, неправильное воспитание проявляется при повышенном страхе утраты ребенка. Всеми действиями родителей в таком случае руководит повышенная тревога за здоровье и жизнь ребенка. В крайних случаях, ребенку даже не разрешают выйти на улицу без сопровождения в подростковом возрасте.

    И последний тип неправильного воспитания: предпочтение в подростке детских качеств. Родители игнорируют, не замечают черты взрослости в ребенке. Запрещают ему занятия и увлечения, характерные для подростка. Культивируют детские виды деятельности.

    Надеюсь эта информация была полезна родителям. Ведь наши детки очень зависят от нас, взрослых. Мы закладываем фундамент будущей личности наших детей. И всегда будем в их подсознании самыми значимыми людьми. Поэтому дорогие мамы и папы берите ответственность за характер, счастье и будущее своих детей. Если ребенок ведет себя неправильно, это в первую очередь сигнал для вас. Успехов вам в воспитании и счастья вашим деткам!

    Психолог Наталья

    ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ТЕСТЫ

    ТЕСТ по выбору метода психологической консультации

    Предлагаем пройти тест, который поможет определить метод работы психолога, с учетом личных особенностей. Знание своего метода, позволит вам выбрать психолога, специализирующегося именно в этой области и позволит получить максимальный результат и удовлетворение от консультации. Вы можете пройти тест в режиме онлайн абсолютно бесплатно, без регистрации, по этой ссылке:

    • Тест французского психолога Анн Шварцвебер (Anne Schwartzweber) содержит 10 вопросов, на каждый из которых нужно выбрать один из трех предложенных вариантов ответа. Результат – сразу после нажатия кнопки “отправить”

    ТЕСТ на определение потребности в психологической помощи

    Тест на потребность в психологической помощи с легкостью поможет вам определить, необходима ли вам консультация психолога. У каждого из нас бывают тяжелые моменты в жизни, и каждый справляется с ними по-своему. Кто-то самостоятельно, кому-то хватает беседы с лучшим другом или подругой, а порой просто не обойтись без помощи специалиста. Для определения этого момента и разработан опросник на потребность в психологической помощи.

    • Тест содержит 18 вопросов, на каждый из которых нужно выбрать один вариант ответа "Да, согласна(сен)" или "Нет, не согласна(сен)". Результат – сразу после нажатия кнопки “отправить”

    ТЕСТ Долговечен ли ваш союз?

    Большинство из нас мечтает о любви, которая будет с нами всегда - о вечном союзе. А как обстоят дела в вашей паре? Она крепкая и надежная? Или, может быть, хрупкая, не очень устойчивая? В любом случае вопрос о том, сколько продлится союз, составляет сердцевину отношений в любой паре, какой бы момент в своем развитии она ни переживала. Этот тест поможет понять, на какой стадии отношений находится ваш дуэт, и оценить вашу способность придать устойчивость отношениям, как бы они ни были устроены.

    • Тест французского психоаналитика Ален Эриль (Аlain Heril) содержит 15 вопросов, на каждый из которых нужно выбрать один из четырех предложенных вариантов ответа. Результат – сразу после нажатия кнопки “отправить”

    Как выбрать хорошего психолога

    Может ли психолог помочь за один час

    Когда консультация психолога не помогает

    Стереотипы о скайп-консультациях с психологом

    В чем заключается работа психолога

    Семейные конфликты и пути их разрешения

    Жизненный сценарий в семейной психологии

    Сколько нужно консультаций психолога

    Как понять чего я хочу

    psy-ask.ru

    1. Типы семейного воспитания. Основы психологии семьи и семейного консультирования: учебное пособие

    1. Типы семейного воспитания

    Вопросы влияния типа взаимодействия взрослого с ребенком на формирование личности последнего широко обсуждаются в отечественной литературе. К настоящему времени сформировалось убеждение, что тип детско-родительских отношений в семье является одним из основных факторов, формирующих характер ребенка и особенности его поведения. Наиболее характерно и наглядно тип детско-родительских отношений проявляется при воспитании ребенка.

    В частности, рядом авторов подчеркивается, что нарушение системы семейного воспитания, дисгармония отношений «мать – дитя» является основным патогенетическим фактором, обусловливающим возникновение неврозов у детей. Так, например, А.Е. Личко и Э.Г. Эйдемиллер выделили шесть типов семейного воспитания детей с акцентуированными чертами характера и с психопатиями.

    Гипопротекция ( гипоопека ) характеризуется отсутствием необходимой заботы о ребенке («руки не доходят до ребенка»). При таком типе отношений ребенок практически предоставлен самому себе, чувствуя себя брошенным.

    Доминирующая гиперпротекция предполагает окружение ребенка излишней, навязчивой заботой, полностью блокирующей его самостоятельность и инициативу. Гиперпротекция может проявляться в виде доминирования родителя над ребенком, проявляющемся в игнорировании его реальных потребностей и жестком контроле над поведением ребенка. (Например, мать будет провожать подростка до школы, несмотря на его протесты.) Такой вариант отношений называется доминирующей гиперпротекцией. Одним из вариантов гиперпротекции является потворствующая гиперпротекция, которая проявляется в желании родителей удовлетворять все потребности и капризы ребенка, определив ему роль кумира семьи.

    Эмоциональное отвержение проявляется в неприятии ребенка во всех его проявлениях. Отвержение может проявляться явно (например, ребенок часто слышит от родителей фразы, типа: «Ты мне надоел, уйди, не лезь ко мне») и скрыто – в виде издевок, иронии, высмеивания.

    Жестокие взаимоотношения могут проявляться явно: в виде побоев – или скрыто: в виде эмоциональной враждебности и холодности. Повышенная моральная ответственность обнаруживается в требовании от ребенка проявления высоких моральных качеств с надеждой на его особое будущее. Родители, придерживающие такого типа воспитания, поручают ребенку заботу и опеку над другими членами семьи.

    Неправильное воспитание может рассматриваться как фактор, усиливающий потенциальные характерологические расстройства ребенка. Под акцентуацией характера традиционно понимается чрезмерная выраженность отдельных черт характера и их сочетаний, представляющая крайние варианты нормы. Акцентуированным характерам свойственна повышенная уязвимость к отдельным психотравмирующим воздействиям. Взаимосвязь между типами воспитания и формируемым типом акцентуации характера можно представить в виде следующей таблицы.

    Таблица 3 Взаимосвязь типов воспитания и типов акцентуации характера

    Продолжение табл. 3

    Окончание табл. 3

    Специалистами в области семейной психологии за последнее десятилетие выделены различные варианты типов отношений «ребенок – взрослый». Так, например, в работе А.Я. Варга описаны три неблагоприятных для ребенка типа родительских отношений: симбиотический, авторитарный, эмоционально-отвергающий. Эмоционально-отвергающий тип (в отличие от описаний Э. Эйдемиллера и А. Личко) характеризуется исследователем как тенденция родителя приписывать ребенку болезненность, слабость, личностную несостоятельность. Данный тип назван автором «воспитанием с отношением к ребенку как к маленькому неудачнику».

    В исследовании Е.Т. Соколовой основные стили детско-родительских отношений были выделены на основании анализа взаимодействия матери и ребенка при совместном решении задач:

    ? сотрудничество;

    ? псевдосотрудничество;

    ? изоляция;

    ? соперничество.

    Сотрудничество предполагает тип отношений, в которых потребности ребенка учитываются, ему дают право «на автономию». Помощь оказывается в сложных ситуациях, требующих участия взрослого. Варианты решения той или иной возникшей в семье проблемной ситуации обсуждаются вместе с ребенком, принимается во внимание его мнение.

    Псевдосотрудничество может осуществляться в разных вариантах, таких, как доминирование взрослого, доминирование ребенка. Для псевдосотрудничества характерно формальное взаимодействие, сопровождающееся откровенной лестью. Псевдосовместные решения достигаются за счет поспешного согласия одного из партнеров, испытывающего страх перед возможной агрессией другого.

    При изоляции полностью отсутствует кооперация и объединение усилий, инициативы друг друга отклоняются и игнорируются, участники взаимодействия не слышат и не чувствуют друг друга.

    Для стиля соперничества характерна конкуренция при отстаивании собственной инициативы и подавлении инициативы партнера.

    Автор подчеркивает, что лишь при сотрудничестве, когда при выработке совместного решения принимаются как предложения взрослого, так и самого ребенка, отсутствует игнорирование партнера. Поэтому данный тип взаимодействия побуждает ребенка к творческой активности, формирует готовность к взаимопринятию, дает ощущение психологической безопасности.

    По мнению В.И. Гарбузова, существует три патогенных типа воспитания.

    Тип А. Непринятие ( эмоциональное отвержение ). Суть этого типа в чрезмерной требовательности, жесткой регламентации и контроле. Ребенок не принимается таким, какой он есть, его начинают переделывать. Это делают с помощью либо очень жесткого контроля, либо бесконтрольностью, полным попустительством. Непринятие формирует у ребенка невротический конфликт. У самих родителей наблюдается неврастения. Диктуется: «Стань таким, каким я не стал». Отцы очень часто порицают других. У матери очень высокая напряженность, она стремится занять высокое положение в социуме. Такие родители не любят в ребенке «ребенка», он раздражает их своей «детскостью».

    Тип Б. Гиперсоциализирующее воспитание. Возникает на почве тревожной мнительности в отношении здоровья, социального статуса ребенка и других членов семьи. В результате могут сформироваться страхи, фобии социального плана, могут быть навязчивые идеи. Возникает конфликт между желаемым и должным. Родители приписывают ребенку, что он должен хотеть. В результате у него возникает страх перед родителями. Родители стремятся подавить проявление природных основ темперамента. При таким типе воспитания дети-холерики становятся педантичными, дети-сангвиники и дети-флегматики – тревожными, а дети-меланхолики становятся нечувствительными.

    Тип В. Эгоцентрическое воспитание. Наблюдается в семьях, где ребенок находится на положении кумира. Ребенку навязывается представление о том, что он имеет самодовлеющую ценность для других. В результате у ребенка появляется много претензий к семье и к миру в целом. Такое воспитание может спровоцировать истероидный тип акцентуации личности.

    Английский психотерапевт Д. Боулби, исследующий особенности детей, выросших без родительского попечения, выделил следующие типы патогенного воспитания.

    ? Один, оба родителя не удовлетворяют потребности ребенка в любви либо полностью отвергают его.

    ? Ребенок является средством для разрешения супружеских конфликтов.

    ? В качестве дисциплинарных мер используются угроза «разлюбить» ребенка и угроза «уйти» из семьи.

    ? Ребенку внушается мысль, что именно он будет причиной (либо уже является) возможных болезней, разводов или смертей членов семьи.

    ? В окружении ребенка отсутствует человек, способный понять его переживания, могущий заменить отсутствующего или «плохого» родителя. Поделитесь на страничке

    Следующая глава >

    psy.wikireading.ru

    0 0 vote
    Article Rating
    Подписаться
    Уведомление о
    guest
    0 Комментарий
    Inline Feedbacks
    View all comments