Роль воспитания – 3 Роль воспитания в развитии личности

3 Роль воспитания в развитии личности

Воспитание предполагает целенаправленную деятельность общества по управлению процессом развития человека через включение его в различные виды социальных отношений в учебе, общении, игре, практической деятельности.

Для осуществления такой деятельности общество использует все имеющиеся в его распоряжении средства – искусство, литературу, массовые средства распространения информации, учреждения культуры, учебные заведения, общественные организации. [5, с. 520]

Воспитание рассматривает свой объект одновременно в качестве своего субъекта. Это означает, что целенаправленное влияние на детей предполагает их активную позицию.

Воспитание выступает как этическое регулирование основных отношений в обществе; оно должно способствовать реализации человеком себя, достижению идеала, который культивируется обществом. Воспитание исходит из качеств общественной морали, и эти качества получает индивид в процессе воспитания. В своем единстве развитие и воспитание составляют сущность формирования человека. [2, с. 100]

Воспитание предполагает вооружение человека определенной суммой общественно-необходимых знаний, умений и навыков, подготовку его к жизни и труду в обществе, к соблюдению норм и правил поведения в этом обществе, общению с людьми, взаимодействию с его социальными институтами. Иными словами, воспитание должно обеспечивать такое поведение человека, которое будет соответствовать нормам и правилам поведения, принятым в данном обществе. Это не исключает формирования индивидуальных черт и качеств личности, развитие которых обусловлено как индивидуальными задатками человека, так и теми условиями, которые может предоставить ему общество для развития этих задатков. [5, с. 520]

Воспитание — это очень важный фактор, оказывающий большое влияние на развитие и формирование личности человека.

Важнейшие закономерности и факторы развития и формирования личности можно рассматривать как внешние и внутренние.

К внешним относятся совокупное влияние вышеназванных сред и воспитания. [1, с. 78]

К внутренним факторам – природные потребности и влечения, потребности в общении, альтруизме, доминировании, агрессивности и специфические социальные потребности – духовные, творческие потребности, нравственно–ценностные, потребности в самосовершенствовании, интересы, убеждения, чувства и переживания и так далее, возникающие под воздействием среды и воспитания. В результате комплексного взаимодействия этих факторов происходит развитие и формирование личности. [2, с. 101]

В процессе развития сложно найти период равномерного влияния всех факторов. Как правило, наблюдается поочередное или групповое их преобладание

Внешние факторы формирования личности, проявляясь через сильное биологическое начало (имеем в виду и изначальную духовную субстанцию), обеспечивают развитие, совершенствование. Не всегда в достаточной степени биологическое в человеке подчиняется внешним факторам развития. Видимо, некоторый генетический атавизм имеет место в биологическом развитии. [5, с. 521]

Педагогическая практика знает немало примеров, когда великолепные условия жизни и воспитания не давали положительных результатов, или, с другой стороны, в тяжелейших семейных, социальных, бытовых условиях, в условиях голода и лишений (годы войн), но при правильной организации воспитательной работы, создании воспитательной среды достигались высокие позитивные результаты развития и формирования личности. [6, с. 215]

Педагогический опыт А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинского, В.Ф. Шаталова, Ш.А. Амонашвили показывает, что в первую очередь формирует личность система отношений, складывающаяся у личности со средой и окружающими ее людьми, создаваемая родителями и педагогами, взрослыми. [6, с. 215]

Воспитание может рассматриваться и как составная часть влияния социальной среды на человека, но оно является вместе с тем одним из факторов внешнего воздействия на развитие человека и формирование его личности. Отличительной особенностью воспитания является, кроме его целенаправленности, и то, что оно осуществляется лицами, специально уполномоченными обществом для выполнения этой его социальной функции. [2, с. 102]

Развитие ребенка происходит в условиях многообразных отношений положительного и отрицательного характера. Система педагогически обоснованных воспитательных отношений формирует характер личности, ценностные ориентации, идеалы, представления, мировоззрение, чувственно-эмоциональную сферу. Однако не всегда ребенок удовлетворен правильно организованной системой отношений.

Системой отношений для него не актуализируется в жизненно необходимую. Формируя многообразие отношений к реальности, она иногда не учитывает внутреннее “Я” индивидуальности, психическое развитие и условия физического развития, скрытую внутреннюю позицию воспитуемого. [5, с. 523]

Высокий результат развития и формирования достигается, если воспитательная система в лице педагога обеспечивает тонкое психолого-педагогическое влияние в контексте единомыслия с ребенком, обеспечивает гармонию складывающихся многообразных отношений, уводит его в мир духовной деятельности и ценностей, инициирует его духовную энергию, обеспечивает развитие мотивов и потребностей. [5, с. 524]

Но, в то же время, анализируя закономерности воспитания как общепланетарного явления, хотелось бы отметить и то, что осознанное отношение к своему совершенствованию и предназначению на Земле — это, пожалуй, основное объективное условие продолжения и сохранения жизни. И в этом смысле воспитание — явление, взращенное и сохраненное в генетическом коде человечества.

Важным фактором в развитии выступает личность самого ученика (или человека вообще) как саморегулирующей, самодвижущей, саморазвивающейся, самовоспитывающейся персоны. [3, с. 273]

Активность личности человека видится в двух аспектах: чисто физическая и психическая. [1, с. 76]

Эти два вида активности могут в отдельном человеке проявляться во множестве комбинаций: высокая физическая активность и низкая психическая; высокая психическая и низкая физическая; средняя активность и физическая и психологическая; низкая активность и физическая и психологическая и ому подобное.

Функция воспитания в данном случае будет сводиться к развитию («запуску») в ребенке механизмов саморегуляции, самодвижения, саморазвития.

Во многом – человек творец самого себя. При том, что определенная программа индивидуального развития заложена уже на генетическом уровне (в том числе физическая и психическая предрасположенность), за человеком остается право развивать себя.

Однако сила его воздействия зависит от целого ряда обстоятельств, и значение его по отношению к влиянию среды и наследственности бывает неодинаковым. [2, с. 104]

Результатом процесса воспитания должно стать эффективная социальная адаптации человека, а также его способность в определенной мере противостоять обществу, жизненным ситуациям, которые мешают его саморазвитию, самореализации, самоутверждению.

Иными словами, в ходе воспитания необходимо помочь человеку определить равновесие между идентификацией с обществом и обособлением в нем.

Адаптированный в обществе человек, не способный противостоять ему (конформист), является жертвой социализации. [5, с. 525]

Человек, не адаптированный в обществе, также является ее жертвой (правонарушитель, девиант).

Гармонизация отношений человека и его окружения, смягчение неизбежных противоречий между ними является одной из важных задач процесса воспитания.

Поэтому воспитание начинает принимать иной смысл: не навязывание, не передача социального опыта, а управление социализацией, гармонизация отношений, организация свободного времени. [1, с. 78]

studfile.net

» Роль воспитания в развитии личности

Говоря описательно, воспитание в развитии личности выступает важным фактором наряду с наследственностью и средой.

Функции воспитания

Оно обеспечивает социализацию личности, программирует параметры ее развития с учетом многогранности воздействия различных факторов. Воспитание — это спланированный, долгосрочный процесс специально организованной жизни детей в условиях обучения и воспитания. Ему присущи такие функции:
— диагностика природных задатков, теоретическая разработка и практическое создание условий их проявления и развития;
— организация учебно-воспитательной деятельности детей;
— использование положительных факторов в развитии качеств личности;
— содержания воспитания, средств и условий социальной среды;
— воздействие на социальные условия, устранение и преобразование (по возможности) негативных средовых влияний;
— формирование специальных способностей, обеспечивающих приложение сил в разных сферах деятельности: научной, профессиональной, творческо-эстетической, конструктивно-технической и т.д.

«Целостность человека, обладающего единой социальной сущностью и наряду с этим наделенного природными силами живого чувственного существа, основана на диалектике взаимодействия социального и биологического». Воспитание не может изменить унаследованных физических данных, врожденный тип нервной деятельности, изменить состояние географической, социальной, домашней или других сред. Но оно может оказать формирующее влияние на развитие путем специальной тренировки и упражнений (спортивные достижения, укрепление здоровья, совершенствование процессов возбуждения и торможения, т.е. гибкости и подвижности нервных процессов), внести определяющий корректив в устойчивость природных наследственных особенностей.
Только под влиянием научно обоснованного воспитания и создании соответствующих условий, учете особенностей нервной системы ребенка, обеспечении развития всех его органов, учете его потенциальных возможностей и включении в соответствующие виды деятельности индивидуальные природные задатки могут перерасти в способности.
При организации воспитания педагогам следует помнить, что разные виды деятельности оказывают различное влияние на развитие тех или иных способностей человека в разные его возрастные периоды. Развитие личности находится в зависимости от ведущего вида деятельности.
Порождаемые деятельностью новые потребности и наличные возможности их удовлетворения создают ряд последующих противоречий. Они выступают движущей силой развития личности. Такие противоречия возникают между возрастными физическими и духовными возможностями и старыми формами взаимоотношений, между сознанием и поведением, между новыми потребностями и прежними возможностями, между имеющимися способностями и потребностями более высокого уровня развития и т.д.
Подлинные достижения человека накапливаются не только вне его, в тех или иных порожденных им объектах, но и в нем самом. Создавая что-нибудь значительное, человек и сам растет; в творческих, добродетельных делах важнейший источник его роста. «Способности человека — это снаряжение, которое выковывается не без его участия». Воспитание и деятельность создают основу для проявления и развития природных задатков и способностей. Практикой доказано, что целенаправленное воспитание обеспечивает развитие особых задатков, инициирует духовные и физические силы. Это подтверждают успехи педагогов-новаторов, практика нейролингвистического программирования (НЛП). Неправильное воспитание способно деструктурировать уже развитое в человеке, а отсутствие подобающих условий— вовсе остановить развитие даже особо одаренных личностей. Подводя читателя к пониманию роли воспитания и деятельности в развитии способностей, отметим необходимость формирования таких способностей, как трудолюбие и высокая работоспособность. Многие известные гении человечества утверждают, что всеми своими успехами они обязаны тяжелому труду и упорству в достижении намеченных целей и только на 10 % — своим способностям и склонностям.
Организуя воспитание, видимо, следует исходить из идей Л.C. Выготского о двух взаимосвязанных зонах развития: актуального и ближайшего, учитывать их индивидуальные возможности и адекватность требований, развитость мотивационной сферы воспитуемых.

Факторы развития и формирования личности

Важнейшие закономерности и факторы развития и формирования личности можно рассматривать как внешние и внутренние. К внешним относятся совокупное влияние вышеназванных сред и воспитания. К внутренним факторам — природные потребности и влечения, потребности в общении, альтруизме, доминировании, агрессивности и специфические социальные потребности — духовные, творческие потребности, нравственно-ценностные, потребности в самосовершенствовании, интересы, убеждения, чувства и переживания и т.д., возникающие под воздействием среды и воспитания. В результате комплексного взаимодействия этих факторов происходит развитие и формирование личности. В процессе развития сложно найти период равномерного влияния всех факторов. Как правило, наблюдается поочередное или групповое их преобладание.

До сих пор в педагогике обоснованно утверждается решающее влияние воспитания на развитие и формирование личности через стимулирование внутренней активности (двигательной, познавательной активности общения) и активности своего совершенствования, саморазвития. Иными словами, это формирование мотивации.
С.Л. Рубинштейн отмечал, что все в развитии личности в определенной степени внешне обусловлено, но не вытекает прямо из внешних условий. В этом плане созвучна и позиция Р.С. Немова: «Человек в своих психологических качествах и формах поведения представляется со-циальноприродным существом, частично похожим, частично отличным от животных. В жизни его природное и социальное начала сосуществуют, сочетаются, иногда конкурируют друг с другом. В понимании подлинной детерминации человеческого поведения необходимо, вероятно, принимать в расчет и то и другое.
До сих пор в своих политических, экономических, психологических и педагогических представлениях о человеке мы по преимуществу учитывали социальное начало, а человек, как показала жизненная практика, даже в относительно спокойные времена истории не переставал быть отчасти животным, т.е. биологическим существом не только в смысле органических потребностей, но и в своем поведении. Основная научная ошибка марксистско-ленинского учения в понимании природы человека состояла, вероятно, в том, что в социальных планах переустройства общества в расчет принималось только высшее, духовное начало в человеке и игнорировалось его животное происхождение».
Внешние факторы формирования личности, проявляясь через сильное биологическое начало (имеем в виду и изначальную духовную субстанцию), обеспечивают развитие, совершенствование. Наверно, не всегда в достаточной степени биологическое в человеке подчиняется внешним факторам развития. Видимо, некоторый генетический атавизм имеет место в биологическом развитии. Педагогическая практика знает немало примеров, когда великолепные условия жизни и воспитания не давали положительных результатов, или, с другой стороны, в тяжелейших семейных, социальных, бытовых условиях, в условиях голода и лишений (годы войн), но при правильной организации воспитательной работы, создании воспитательной среды достигались высокие позитивные результаты развития и формирования личности. Педагогический опыт А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинского, В.Ф. Шаталова, Ш.А. Амонашви-ли показывает, что в первую очередь формирует личность система отношений, складывающаяся у личности со средой и окружающими ее людьми, создаваемая родителями и педагогами, взрослыми.
Развитие ребенка происходит в условиях многообразных отношений положительного и отрицательного характера. Система педагогически обоснованных воспитательных отношений формирует характер личности, ценностные ориентации, идеалы, представления, мировоззрение, чувственно-эмоциональную сферу. Однако не всегда ребенок удовлетворен правильно организованной системой отношений. Она для него не актуализируется в жизненно необходимую. Формируя многообразие отношений к реальности, она иногда не учитывает внутреннее «Я» индивидуальности, психическое развитие и условия физического развития, скрытую внутреннюю позицию воспитуемого. Высокий результат развития и формирования достигается, если воспитательная система в лице педагога обеспечивает тонкое психолого-педагогическое влияние в контексте единомыслия с ребенком, обеспечивает гармонию складывающихся многообразных отношений, уводит его в мир духовной деятельности и ценностей, инициирует его духовную энергию, обеспечивает развитие мотивов и потребностей.
Но, в то же время, анализируя закономерности воспитания как общепланетарного явления, хотелось бы отметить и то, что осознанное отношение к своему совершенствованию и предназначению на Земле — это, пожалуй, основное объективное условие продолжения и сохранения жизни. И в этом смысле воспитание — явление, взращенное и сохраненное в генетическом коде человечества.
Важным фактором в развитии выступает личность самого ученика (или человека вообще) как саморегулирующей, самодвижущей, саморазвивающейся, самовоспитывающейся персоны.
Активность личности человека видится в двух аспектах: чисто физическая и психическая. Эти два вида активности могут в отдельном человеке проявляться во множестве комбинаций: высокая физическая активность и низкая психическая; высокая психическая и низкая физическая; средняя активность та и другая; низкая активность та и другая и т.п.
На человека оказывает влияние ряд факторов, обусловливающих его активность. Первым из них выступает его наследственность, определяющая его атомно-физиологическую и психическую организацию. Вторым фактором выступают средовые условия. И третий фактор — это воспитание в широком смысле слова. Оно может оказать влияние на развитие физической и психической активности через систему специально организованного обучения и собственно воспитания. Для школьников — это воспитание, развитие познавательного интереса к учению, формирование мотивации учения, развитие мыслительной активности, развитие системы ценностных ориентации, духовных идеалов, духовных и материальных потребностей.
Функция воспитания в данном случае будет сводиться к развитию («запуску») в ребенке механизмов саморегуляции, самодвижения, саморазвития. Во многом — человек творец самого себя. При том, что определенная программа индивидуального развития заложена уже на генетическом уровне (в том числе физическая и психическая предрасположенность), за человеком остается право развивать себя.
Не отрицая первостепенной роли воспитания в развитии личности, хочется заметить, что не все люди поддаются апробированным в обществе развивающим и формирующим воздействиям. Одновременное комплексное влияние на развитие личности положительных и отрицательных (прежде всего социального происхождения) факторов расширяет диапазон мутаций психических новообразований, угрожающих здоровью отдельно взятого человека, нации, государства, планеты. Происходит замена духовных ценностей чувственными и материальными, растет число наркоманов, садистов и маньяков разной направленности, представителей сект, готовых к уничтожению чуть ли не всего человечества ради своей идеи, людей с суицидальным поведением, психопатов (людей, не способных идти ни на какие компромиссы), «когда созданный людьми мир вещей начинает превалировать над миром человеческих ценностей». Видимо, обществу нужны новые теории и концепции, диалектическая переоценка уже имеющихся социальных и социально-психологических ресурсов, обеспечивающих в современных условиях развитие и формирование личности, способной к саморазвитию и самосохранению, как особого биологического вида на Земле.

Оцените статью: Поделитесь с друзьями!

paidagogos.com

Роль воспитательного процесса в становлении личности

Говоря о воспитании, каждый из нас вкладывает в это понятие разный смысл. Одни родители считают, что воспитание ребенка сводится к обеспечению достойных условий жизни. Другие уверенны в том, что воспитывать — значит прививать определенные навыки в нравственной, этической, трудовой и умственной сфере. Кто из них прав, попытаемся разобраться в данной статье.

воспитание в современном обществе

В Древней Руси понятие «воспитывать» обозначало «вскармливать», «кормить». Раньше, давая ребенку пищу, его «воспитывали». Следовательно, недалеки от истины родители, которые считают пропитание главной родительской задачей.

Однако со временем слово «воспитание» приобрело более широкое значение, которое предполагает воздействие на личность ребенка с целью передачи накопленного опыта и знаний.

Значение воспитания в современном обществе

Итак, какую же роль играет воспитание в становлении личности?

Современная жизнь, насыщенная информационными технологиями и обилием информации, приводит к тому, что молодое поколение теряет многие нравственные ценности, выставляя на первый план материальные блага. В связи с этим роль воспитания в формировании личности становится все более актуальной.

Воспитание как педагогический процесс выполняет следующие функции:

  • Организует целенаправленную деятельность ребенка, в процессе которой формируется его личность;
  • Осуществляет выбор содержания обучения и средств воздействия на развитие личности в том направлении, которое нужно педагогическому процессу;
  • Устраняет негативные воздействия окружающей среды, которые могут отрицательно сказаться на становлении личностных качеств детей.

Главная цель воспитательного процесса заключается в развитии тех задатков и качеств, которыми наградила малыша природа. Его задача – помочь ребенку сформироваться как личность.

Конечно, воспитание не может поменять строение тела ребенка, однако научить следить за своим здоровьем, вести здоровый образ жизни, помочь отказаться от вредных привычек ему под силу. С помощью физического развития прививается любовь к спорту, сила, выносливость, способность преодолевать трудности.

преодоление трудностей

Воспитание не может изменить врожденное строение нервной системы, однако оно способно откорректировать силу и динамичность нервных процессов.

Любой маленький человечек наделен талантами и особыми возможностями. Однако смогут ли они развиться, зависит исключительно от воспитания, которое представляет собой целенаправленное воздействие родителей и педагогических работников на еще не сформировавшуюся личность ребенка.

Роль воспитания в формировании личности невозможно переоценить. Правильное воздействие взрослых способно развить самые незначительные природные задатки в настоящие таланты. Отсутствие воспитания или его неправильное использование, напротив, не даст сформироваться возможностям малыша.

Уровни развития

Известный педагог и воспитатель Л. Выготский считал, что воспитание не только должно содействовать развитию ребенка, но и опережать его. Ученый предполагал, что обучение является главным фактором развития личности. В связи с этим положением он выделил уровни развития личности:

  1. Уровень актуального развития. Этот этап в развитии ребенка предполагает выполнение им самостоятельно предложенных заданий, которые соответствуют возрастным и индивидуальным способностям.
  2. Зона ближнего развития. Учащемуся предлагаются задания, которые он заведомо не выполнит самостоятельно. Следовательно, предполагается, что взрослые будут содействовать малышу в выполнении задания. Однако помощь эта основывается не на готовом решении или преподнесении нужной информации. Взрослый объясняет, направляет, подсказывает. Эти задания предусматривают помощь педагогов или родителей, которая призвана выработать навыки самостоятельной работы со сложными заданиями.

интеллектуальная деятельность

Отсюда следует, что правильно сформировать личность сможет такое воздействие, которое способствует развитию умственных качеств ребенка, побуждает к интеллектуальной деятельности.

Эффективное взаимодействие

Воздействие на сознание только тогда будет эффективным, когда включает ребенка в различные сферы деятельности, помогает его разностороннему развитию.

За время обучения учащийся должен поучаствовать во всех областях общественной жизни:

  • Заниматься трудовой практикой;
  • Совершенствовать физическое здоровье;
  • Развивать интеллектуальные навыки;
  • Участвовать в социальной деятельности;
  • Формировать нравственные качества через приобщение к общественно-полезным делам.

Эффективность воспитания будет зависеть от комплексного и целенаправленного воздействия на личность ребенка.

Важным моментом в становлении личности является тесная взаимосвязь семейного и педагогического взаимодействия. Только совместная деятельность семьи и школы способна дать положительные результаты в деле всестороннего развития ребенка.

Заинтересованность самого ребенка, его активность также будут влиять на процесс воспитания. Именно поэтому важной задачей педагогической деятельности является формирование у учащихся потребности к самопознанию и саморазвитию.

vospitannie.ru

Педагогика как наука. Роль воспитания в развитии общества.

Стр 1 из 2Следующая ⇒

Педагогика как наука. Роль воспитания в развитии общества.

Педагогика - наука о воспитании человека, это совокупность теоретических и прикладных наук, которые изучают процессы воспитания и развития личности ребёнка, это наука являющаяся сложной общественной системой, объединяющей интегрирующие и синтезирующие в себе данные всех естеств. и общих наук о ребёнке, о законах развития и воспитания общественных отношений, влияющих на социальное становление подрастающего поколения.

Во взглядах ученых на педагогику утвердились три точки зрения:

1) педагогика - междисциплинарная область человеческого знания. Такой подход фактически отрицает педагогику как самостоятельную теоретическую науку, т. е. как область отражения педагогических явлений. 2) педагогика - прикладная дисциплина, функция которой состоит в опосредованном использовании знаний, заимствованных из других наук (психологии, естествознания, социологии и др.) и адаптированных к решению задач, возникающих в сфере образования или воспитания.

2) педагогика - это относительно самостоятельная дисциплина, имеющая свой объект и предмет изучения. Предметом педагогики является сознательно и целенаправленно организуемый педагогический процесс. Предмет педагогики - это образование как реальный целостный педагогический процесс, целенаправленно организуемый в специальных социальных институтах (семье, образовательных и культурно-воспитательных учреждениях). Педагогический процесс - специально организованное, развивающееся во времени и в рамках определенной воспитательной системы взаимодействие воспитателей и воспитанников, направленное на достижение поставленной цели и призванное привести к преобразованию личностных свойств и качеств воспитанников. Объектом педагогики выступают явления действительности, которые обусловливают развитие человеческого индивида в процессе целенаправленной деятельности общества.

Система педагогических наука. Связь педагогике с другими науками.

Педагогика, являясь самостоятельной, достаточно развитой наукой, имея свою четко ограниченную область исследования, не может существовать обособленно от других наук. Поскольку объектом воспитательной деятельности является растущий и развивающийся человек, педагогика, прежде всего, тесно связана с науками, изучающими человека.

Человека как члена общества изучают общественные науки, как продукта биологической эволюции - биологические науки, а как мыслящее существо с его психическим внутренним миром - психологические науки. Общественные науки помогают определить смысл и цели воспитания, правильно учитывать действие общих закономерностей человеческого бытия и мышления.

Из общественных наук педагогика тесно связана с философией. Философское учение является методологической основой педагогики, способствует осмыслению целей воспитания и образования.

Этика и эстетика. Они помогают решению педагогических задач нравственного, эстетического воспитания, формирования научного мировоззрения.

Социологией, исследующей основные тенденции развития тех или иных групп и слоев населения, закономерности социализации, влияние социальной среды на человека, его положение в обществе, воспитания личности в различных социальных институтах.

Экономикой, в частности с такой ее областью, как экономика образования. Доказано, что высокий уровень общего образования является одним из важнейших условий повышения производительности труда.

Биологическими науками. Они являются естественнонаучной базой педагогики и психологии. Педагогика опирается на фундаментальные работы великих русских физиологов И. М. Сеченова, И, П. Павлова по вопросам первой и второй сигнальных систем, нервно-психического развития человека, рефлекторной природы психической деятельности, развития и функционирования органов чувств и др. медициной привела к появлению коррекционной педагогики как специальной отрасли педагогического знания, предметом которой является образование детей с отклонениями в развитии. Во взаимосвязи с медициной она разрабатывает систему средств, с помощью которых достигается терапевтический эффект и облегчаются процессы социализации детей, компенсирующие имеющиеся у них дефекты.

Психологическими науками, изучающими закономерности развития психики человека. Необходимо понимать свойства человеческой природы, ее естественные потребности и возможности, учитывать механизмы, законы психической деятельности и развития личности, строить образование, сообразуясь, с этими законами, свойствами, потребностями, возможностями.

Кибернетикой - наукой об управлении сложными динамическими системами. Одним из практических результатов применения общих идей кибернетики явилось программированное обучение. Информатика и кибернетика открывают перед педагогикой новые дополнительные возможности для исследования процессов обучения и воспитания.

Этнография и фольклористика. Изучение народных традиций, обрядов и обычаев разных народов, памятников народного эпоса служит основой для формирования особой отрасли педагогики - народной педагогики. Она изучает использование этих памятников культуры в воспитании современных школьников.

Политологией обусловлена тем, что образовательная политика всегда являлась отражением идеологии господствующих партий и классов. Педагогика стремится выявить условия и механизмы становления человека в качестве субъекта политического сознания, возможности усвоения политических идей и установок.

Все это свидетельствует, что педагогика, имея свой предмет и область исследования, тесно связана с рядом смежных наук. В отличие от других дисциплин, изучающих отдельные стороны развития человека, происходящего под влиянием разных факторов, педагогика занимается человеком в целом и ищет наиболее действенные пути формирования целостной человеческой личности.

Цели и задачи дошкольной педагогике.

Объектом специальной дошкольной педагогики является специальное дошкольное образование детей с ограниченными возможностями.

Субъектом специальной дошкольной педагогики является ребёнок с ограниченными возможностями.

Предмет специальной дошкольной педагогики — теоретические основы специального дошкольного образования, что включает в себя изучение особенностей развития, обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями, а также выбор конструктивных направлений, средств, условий организации образовательного процесса; практические основы специального дошкольного образования, которые обеспечивают коррекцию психофизического развития, компенсацию нарушенных функций организма, социальную адаптацию, личностную реабилитацию и интеграцию для достижения максимального развития потенциальных возможностей.

Цель специальной дошкольной педагогики — осуществление коррекции отклонений в развитии, их компенсация; абилитация и реабилитация (социальная и личностная).

Специальная дошкольная педагогика решает целую систему задач:

· Учитывать коррекционные и компенсаторные возможности ребёнка с отклонениями в психофизическом развитии в соответствии со структурой дефекта.

· Разрабатывать принципы, методы, технологии.

· Разрабатывать и реализовать индивидуальные коррекционно-педагогические программы.

· Осуществлять процессы интеграции детей с нерезко выраженными нарушениями в системе дошкольного образования.

· Разрабатывать методические рекомендации по профилактике возникновения нарушений развития в период дошкольного детства.

· Осуществлять психолого-педагогическую подготовку детей с проблемами в развитии к школьному обучению в структуре общего образования.

Значение, задачи и обоснования необходимости воспитания с первых дней жизни.

 

Педагогика как наука. Роль воспитания в развитии общества.

Педагогика - наука о воспитании человека, это совокупность теоретических и прикладных наук, которые изучают процессы воспитания и развития личности ребёнка, это наука являющаяся сложной общественной системой, объединяющей интегрирующие и синтезирующие в себе данные всех естеств. и общих наук о ребёнке, о законах развития и воспитания общественных отношений, влияющих на социальное становление подрастающего поколения.

Во взглядах ученых на педагогику утвердились три точки зрения:

1) педагогика - междисциплинарная область человеческого знания. Такой подход фактически отрицает педагогику как самостоятельную теоретическую науку, т. е. как область отражения педагогических явлений. 2) педагогика - прикладная дисциплина, функция которой состоит в опосредованном использовании знаний, заимствованных из других наук (психологии, естествознания, социологии и др.) и адаптированных к решению задач, возникающих в сфере образования или воспитания.

2) педагогика - это относительно самостоятельная дисциплина, имеющая свой объект и предмет изучения. Предметом педагогики является сознательно и целенаправленно организуемый педагогический процесс. Предмет педагогики - это образование как реальный целостный педагогический процесс, целенаправленно организуемый в специальных социальных институтах (семье, образовательных и культурно-воспитательных учреждениях). Педагогический процесс - специально организованное, развивающееся во времени и в рамках определенной воспитательной системы взаимодействие воспитателей и воспитанников, направленное на достижение поставленной цели и призванное привести к преобразованию личностных свойств и качеств воспитанников. Объектом педагогики выступают явления действительности, которые обусловливают развитие человеческого индивида в процессе целенаправленной деятельности общества.




infopedia.su

Роль воспитания в развитии личности

Говоря описательно, воспитание в развитии личности выступает важным фактором наряду с наследственностью и средой. Оно обеспечивает социализацию личности, программирует параметры ее развития с учетом многогранности воздействия различных факторов. Воспитание — это спланированный, долгосрочный процесс специально организованной жизни детей в условиях обучения и воспитания. Ему присущи такие функции:

- диагностика природных задатков, теоретическая разработка и практическое создание условий их проявления и развития;

- организация учебно-воспитательной деятельности детей;

- использование положительных факторов в развитии качеств личности;

- содержания воспитания, средств и условий социальной среды;

- воздействие на социальные условия, устранение и преобразование (по возможности) негативных средовых влияний;

- формирование специальных способностей, обеспечивающих приложение сил в разных сферах деятельности: научной, профессиональной, творческо-эстетической, конструктивно-технической и т.д.

”Целостность человека, обладающего единой социальной сущностью и наряду с этим наделенного природными силами живого чувственного существа, основана на диалектике взаимодействия социального и биологического”. Воспитание не может изменить унаследованных физических данных, врожденный тип нервной деятельности, изменить состояние географической, социальной, домашней или других сред. Но оно может оказать формирующее влияние на развитие путем специальной тренировки и упражнений (спортивные достижения, укрепление здоровья, совершенствование процессов возбуждения и торможения, т.е. гибкости и подвижности нервных процессов), внести определяющий корректив в устойчивость природных наследственных особенностей.

Только под влиянием научно обоснованного воспитания и создании соответствующих условий, учете особенностей нервной системы ребенка, обеспечении развития всех его органов, учете его потенциальных возможностей и включении в соответствующие виды деятельности индивидуальные природные задатки могут перерасти в способности.

При организации воспитания педагогам следует помнить, что разные виды деятельности оказывают различное влияние на развитие тех или иных способностей человека в разные его возрастные периоды. Развитие личности находится в зависимости от ведущего вида деятельности.

Порождаемые деятельностью новые потребности и наличные возможности их удовлетворения создают ряд последующих противоречий. Они выступают движущей силой развития личности. Такие противоречия возникают между возрастными физическими и духовными возможностями и старыми формами взаимоотношений, между сознанием и поведением, между новыми потребностями и прежними возможностями, между имеющимися способностями и потребностями более высокого уровня развития и т.д.

Подлинные достижения человека накапливаются не только вне его, в тех или иных порожденных им объектах, но и в нем самом. Создавая что-нибудь значительное, человек и сам растет; в творческих, добродетельных делах важнейший источник его роста. “Способности человека — это снаряжение, которое выковывается не без его участия”. Воспитание и деятельность создают основу для проявления и развития природных задатков и способностей. Практикой доказано, что целенаправленное воспитание обеспечивает развитие особых задатков, инициирует духовные и физические силы. Это подтверждают успехи педагогов-новаторов, практика нейролингвистического программирования (НЛП). Неправильное воспитание способно деструктурировать уже развитое в человеке, а отсутствие подобающих условий— вовсе остановить развитие даже особо одаренных личностей. Подводя читателя к пониманию роли воспитания и деятельности в развитии способностей, отметим необходимость формирования таких способностей, как трудолюбие и высокая работоспособность. Многие известные гении человечества утверждают, что всеми своими успехами они обязаны тяжелому труду и упорству в достижении намеченных целей и только на 10 % — своим способностям и склонностям.

Организуя воспитание, видимо, следует исходить из идей Л.C. Выготского о двух взаимосвязанных зонах развития: актуального и ближайшего, учитывать их индивидуальные возможности и адекватность требований, развитость мотивационной сферы воспитуемых.

Важнейшие закономерности и факторы развития и формирования личности можно рассматривать как внешние и внутренние. К внешним относятся совокупное влияние вышеназванных сред и воспитания. К внутренним факторам — природные потребности и влечения, потребности в общении, альтруизме, доминировании, агрессивности и специфические социальные потребности — духовные, творческие потребности, нравственно-ценностные, потребности в самосовершенствовании, интересы, убеждения, чувства и переживания и т.д., возникающие под воздействием среды и воспитания. В результате комплексного взаимодействия этих факторов происходит развитие и формирование личности. В процессе развития сложно найти период равномерного влияния всех факторов. Как правило, наблюдается поочередное или групповое их преобладание.

До сих пор в педагогике обоснованно утверждается решающее влияние воспитания на развитие и формирование личности через стимулирование внутренней активности (двигательной, познавательной активности общения) и активности своего совершенствования, саморазвития. Иными словами, это формирование мотивации.

С.Л. Рубинштейн отмечал, что все в развитии личности в определенной степени внешне обусловлено, но не вытекает прямо из внешних условий. В этом плане созвучна и позиция Р.С. Немова: “Человек в своих психологических качествах и формах поведения представляется социально-природным существом, частично похожим, частично отличным от животных. В жизни его природное и социальное начала сосуществуют, сочетаются, иногда конкурируют друг с другом. В понимании подлинной детерминации человеческого поведения необходимо, вероятно, принимать в расчет и то и другое.

До сих пор в своих политических, экономических, психологических и педагогических представлениях о человеке мы по преимуществу учитывали социальное начало, а человек, как показала жизненная практика, даже в относительно спокойные времена истории не переставал быть отчасти животным, т.е. биологическим существом не только в смысле органических потребностей, но и в своем поведении. Основная научная ошибка марксистско-ленинского учения в понимании природы человека состояла, вероятно, в том, что в социальных планах переустройства общества в расчет принималось только высшее, духовное начало в человеке и игнорировалось его животное происхождение”.

Внешние факторы формирования личности, проявляясь через сильное биологическое начало (имеем в виду и изначальную духовную субстанцию), обеспечивают развитие, совершенствование. Наверно, не всегда в достаточной степени биологическое в человеке подчиняется внешним факторам развития. Видимо, некоторый генетический атавизм имеет место в биологическом развитии. Педагогическая практика знает немало примеров, когда великолепные условия жизни и воспитания не давали положительных результатов, или, с другой стороны, в тяжелейших семейных, социальных, бытовых условиях, в условиях голода и лишений (годы войн), но при правильной организации воспитательной работы, создании воспитательной среды достигались высокие позитивные результаты развития и формирования личности. Педагогический опыт А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинского, В.Ф. Шаталова, Ш.А. Амонашвили показывает, что в первую очередь формирует личность система отношений, складывающаяся у личности со средой и окружающими ее людьми, создаваемая родителями и педагогами,взрослыми.

Развитие ребенка происходит в условиях многообразных отношений положительного и отрицательного характера. Система педагогически обоснованных воспитательных отношений формирует характер личности, ценностные ориентации, идеалы, представления, мировоззрение, чувственно-эмоциональную сферу. Однако не всегда ребенок удовлетворен правильно организованной системой отношений. Она для него не актуализируется в жизненно необходимую. Формируя многообразие отношений к реальности, она иногда не учитывает внутреннее “Я” индивидуальности, психическое развитие и условия физического развития, скрытую внутреннюю позицию воспитуемого. Высокий результат развития и формирования достигается, если воспитательная система в лице педагога обеспечивает тонкое психолого-педагогическое влияние в контексте единомыслия с ребенком, обеспечивает гармонию складывающихся многообразных отношений, уводит его в мир духовной деятельности и ценностей, инициирует его духовную энергию, обеспечивает развитие мотивов и потребностей.

Но, в то же время, анализируя закономерности воспитания как общепланетарного явления, хотелось бы отметить и то, что осознанное отношение к своему совершенствованию и предназначению на Земле — это, пожалуй, основное объективное условие продолжения и сохранения жизни. И в этом смысле воспитание — явление, взращенное и сохраненное в генетическом коде человечества.

Важным фактором в развитии выступает личность самого ученика (или человека вообще) как саморегулирующей, самодвижущей, саморазвивающейся, самовоспитывающейся персоны.

Активность личности человека видится в двух аспектах: чисто физическая и психическая. Эти два вида активности могут в отдельном человеке проявляться во множестве комбинаций: высокая физическая активность и низкая психическая; высокая психическая и низкая физическая; средняя активность та и другая; низкая активность та и другая и т.п.

На человека оказывает влияние ряд факторов, обусловливающих его активность. Первым из них выступает его наследственность, определяющая его атомно-физиологическую и психическую организацию. Вторым фактором выступают средовые условия. И третий фактор — это воспитание в широком смысле слова. Оно может оказать влияние на развитие физической и психической активности через систему специально организованного обучения и собственно воспитания. Для школьников — это воспитание, развитие познавательного интереса к учению, формирование мотивации учения, развитие мыслительной активности, развитие системы ценностных ориентации, духовных идеалов, духовных и материальных потребностей.

Функция воспитания в данном случае будет сводиться к развитию («запуску») в ребенке механизмов саморегуляции, самодвижения, саморазвития. Во многом — человек творец самого себя. При том, что определенная программа индивидуального развития заложена уже на генетическом уровне (в том числе физическая и психическая предрасположенность), за человеком остается право развивать себя.

Не отрицая первостепенной роли воспитания в развитии личности, хочется заметить, что не все люди поддаются апробированным в обществе развивающим и формирующим воздействиям. Одновременное комплексное влияние на развитие личности положительных и отрицательных (прежде всего социального происхождения) факторов расширяет диапазон мутаций психических новообразований, угрожающих здоровью отдельно взятого человека, нации, государства, планеты. Происходит замена духовных ценностей чувственными и материальными, растет число наркоманов, садистов и маньяков разной направленности, представителей сект, готовых к уничтожению чуть ли не всего человечества ради своей идеи, людей с суицидальным поведением, психопатов (людей, не способных идти ни на какие компромиссы), “когда созданный людьми мир вещей начинает превалировать над миром человеческих ценностей”. Видимо, обществу нужны новые теории и концепции, диалектическая переоценка уже имеющихся социальных и социально-психологических ресурсов, обеспечивающих в современных условиях развитие и формирование личности, способной к саморазвитию и самосохранению, как особого биологического вида на Земле.

students-library.com

Роль воспитания в жизни человека

«Воспитание — великое дело: им решается участь человека…» (В.Г. Белинский)

Человек не рождается на свет плохим или хорошим, нравственные качества, характер, интересы и наклонности формируются в семье. Многое зависит от родителей, от той атмосферы, что царит в доме. Поистине, воспитание — это «великое дело: им решается участь человека…».

Проблеме воспитания посвящена комедия Д.И. Фонвизина «Недоросль». С первой же реплики автор вводит нас в атмосферу русской помещичьей усадьбы. Мы знакомимся с госпожой Простаковой, ее супругом, сыном Митрофанушкой. В семье этой царит «матриархат». Госпожа Простакова, не отличаясь особой образованностью, культурой, держит в подчинении все свое семейство. «При твоих глазах мои ничего не видят», — благодушно заявляет господин Простаков, полностью принимая существующее положение дел. Достается от своенравной помещицы и слугам, и кормилице Митрофана, старой Еремеевне, и учителям сына, Кутейкину и Цыфиркину. Она грубо обращается со своими дворовыми, подавая тем самым дурной пример собственному сыну. В речи ее присутствуют грубые, бранные выражения. Так, Еремеевна для нее — «бестия», портной Тришка — «скот».

Сама Простакова практически ничему не училась. Родители ее были «старинные люди», ее с братом «ничему не учили». «Бывало, добры люди приступят к батюшке, ублажают, ублажают, чтоб хоть братца отдать в школу… Покойник-свет и руками и ногами… Бывало, изволит закричать: прокляну ребенка, который что-нибудь переймет у басурманов, и не будь тот Скотинин, кто чему-нибудь учиться захочет», — простодушно рассказывает помещица, пребывая в полной уверенности в правильности подобного «воспитания». Покойный батюшка ее «не умел грамоте, а умел достаток нажить и сохранить». Госпожа Простакова унаследовала качества своего отца: при своем полном невежестве, грубости, самодурстве она расчетлива, сообразительна. Узнав, что ее воспитанница Софья стала богатой невестой, она задумывает женить на ней Митрофанушку, который, впрочем, и не думает сопротивляться.

Митрофанушка — недоросль, ленивый, неуклюжий увалень, которому нет еще и шестнадцати лет. Любимое занятие его — гонять голубей. Митрофан не особенно жалует науки. «Не хочу учиться, а хочу жениться», — заявляет он. Тем не менее к нему постоянно ходят учителя: семинарист Кутейкин учит его грамматике, отставной сержант Цыфиркин — математике, немец Вральман — «по-французски и всем наукам». И сынок Простаковой в науках «весьма преуспевает»: из грамматики он знает, что есть «существительна да прилагательна». Дверь, по его мнению, является прилагательным, так как она приложена к своему месту. Другая дверь, которая еще не навешена, — «покамест существительна». Столь же «успешен» Митрофан и в изучении математики — Цыфиркин бьется с ним третий год, а «этот недоросль… трех перечесть не умеет». Истории и прочим наукам обучает Митрофана немец Вральман, ранее служивший у Стародума кучером. Вральман не утруждает своего воспитанника занятиями — вместо того, чтобы учить его истории, Вральман заставляет рассказывать «истории» скотницу Хавронью и вместе с Митрофаном с удовольствием слушает ее.

Недоросль является любимцем всего своего семейства. Для отца он — «забавник» и «затейник», дядюшка характеризует Митрофанушку как «матушкиного сынка». На самом же деле это бездельник и лентяй, балованный мальчишка, привыкший к праздности, быстро усвоивший принятые в семье порядки.

Госпожа Простакова, всем сердцем любя сына, не утруждает его занятиями и всячески балует. Привить Митрофану какие-либо положительные качества или понятия о нравственности она не в состоянии, так как сама лишена их. Результаты подобного воспитания плачевны: Митрофанушка не только невежествен, но и злонравен. Он труслив, груб со своими учителями. В финале комедии он отрекается от собственной матери, лишившейся всех прав на управление имениями. Потерпев неудачу в своем намерении женить сына на Софье и лишившись имений, госпожа Простакова растеряна и разбита. В надежде найти утешение она бросается к Митрофанушке, а в ответ слышит: «Да отвяжись, матушка, как навязалась…».

Героем-резонером выступает в комедии дядюшка Софьи, Стародум. «Вот злонравия достойные плоды!» — восклицает он в финале. Этот персонаж выражает в комедии авторские взгляды, утверждая, что достойное воспитание должно быть залогом благосостояния государства. Образование должно быть на высоком уровне, однако образование не имеет ценности само по себе. Главная цель всех знаний человеческих — «благонравие», «просвещение возвышает одну добродетельную душу». Самодурка- помещица, госпожа Простакова, ее брат Скотинин, обожающий свиней, ленивый Митрофанушка — все в этой комедии, по замечанию Н.В. Гоголя, «кажется чудовищной карикатурой на русское. А между тем ничего нет в ней карикатурного: все взято живьем с природы и проверено знаньем души».

Таким образом, система воспитания и образования, принятая в русских дворянских семьях в 18-19 веках, была во многом несовершенной, порочной, уродующей юные умы и сердца, губящей судьбы. В молодых людях развивались такие качества, как лень, пассивность, инфантилизм, неумение реализовать свои собственные мечты, и вместе с тем гордость и безверие, трусость и злонравие. Черты эти становились определяющими в личностной реализации людей, в их судьбах, в их жизненной состоятельности. Воспитание, таким образом, определяет характер человека, его судьбу, его место в жизни.

sochineniye.ru

‹‹Ведущая роль воспитания и обучения в формировании личности ребенка››

‹‹Ведущая роль воспитания и обучения в формировании личности ребенка››

ВВЕДЕНИЕ

Формирование личности ребенка – это процесс и результат воспитания, социализация и результат воспитания. Ключевая роль в личностном формировании, безусловно, принадлежит семье. Ведь непосредственно в семье малыш видит первые вариации поведения для дальнейшего подражания, знакомится с первой реакцией окружения на его действия. Так как вследствие отсутствия социального и личного опыта, ребенок не сможет подвергнуть оценке собственное поведение и личностные черты других индивидов.

Сегодня абсолютное большинство психологов и педагогов едино в том, что все качества характера, неважно, плохие или положительные, малыш приобретает в детстве. В раннем совершается закладка трех ключевых групп личностных качеств у маленьких детей, а именно мотивационные качества, стилевые и инструментальные. А последовательность их возникновения имеет тесную связь с главными периодами развития.

1. Формирование и развитие личности ребенка

Социальное понятие, которое объединяет в себе все, что имеется в индивидууме, называется личностью. Данное понятие не является врожденной характеристикой субъектов. Личность возникает как следствие культурного развития и социального воздействия. Личностное развитие имеет присущие только ему этапы формирования личности ребенка.

Единая структура личности обуславливается целенаправленностью и активностью при этом, характеризуя устройство мотивационной сферы субъектов.

Формирование личности ребенка содержит два аспекта. Один из них представляет собой постепенное осознание малышом собственного места в реальном мире. Другой – состоит в развитии чувств и волевой сферы. Они координирую мотивы и устойчивость поведения.

Большинство взрослых лиц подменяет понятие «личность» и термин «индивидуальность». Они считают, что если у ребенка появились индивидуальные предпочтения в определенной области (например, малышу нравятся лишь конкретные музыкальные композиции), то значит он уже полноценно-сформированная личность. Однако такое суждение неверно, так как предпочтения в отдельных областях характеризуют индивидуальность детей, а не свидетельствуют об особенностях личности. В свой черед и коммуникативные способности, черты характера и другие проявления не являются свойствами личности. Индивидуальные черты индивидов, такие как одаренность, темперамент, особенности когнитивной сферы, несомненно, виляют на личностное формирование, но они не являются факторами, всецело определяющими ее структуру.

Как понять, что ребенок уже осознает себя уже личностью? Можно выделить несколько ключевых критериев:

  • ребенок полноценно применяет личные местоимения;

  • имеет основополагающие представления о вещах, которые можно назвать «хорошими» или «плохими», вследствие чего он способен отказаться во имя «хорошего» от «плохого» и пожертвовать собственными сиюминутными «хочу» ради общего блага;

  • ребенок владеет навыками самоконтроля;

  • он уже умеет на простейшем уровне поведать о собственной внешности или характере, в состоянии рассказать о собственных переживаниях, мотивах и проблемах.

Беря за основу вышеперечисленные критерии, становится очевидным, что маленький индивид начинает ощущать себя личностью не ранее двухлетнего возраста. Обычно психологи выделяют возраст три года, так как он связан с возникновением у детей самосознания. А к пятилетнему возрасту, они уже полностью осознают себя личностью, обладающей специфическими особенностями и «встроенной» в систему взаимоотношений с реальным миром.

Формирование личности ребенка дошкольного возраста проходит через определенные возрастные кризисы, самым ярким из них считается кризис трехлетнего возраста. Кризис на этом возрастном этапе возникает вследствие определенных личностных достижений и невозможности действовать адекватно ранее освоенным моделям общения с окружением.

2. Детский сад – в формирование личности ребенка

Не стоит пренебрегать детским садом, ведь именно это учреждение формирует личность малыша. Именно от того, каким будет учреждение и, какие люди будут окружать ребенка, будет зависеть дальнейшая судьба и развитие. Сможет ли педагог правильно донести и подать нужную информацию, воспитать и направить все задатки и таланты в нужное русло, объяснить что хорошо, а что плохо. И эта задача, как оказалось, не из простых, потому выбор детского сада дело важное. Не следует отдавать ребенка, где поближе, нужно туда, где должным образом уделяют внимание и прислушиваются к каждому ребенку. Негативных примеров масса, но все-таки по большей части воспитатели детских садов добросовестно выполняют возложенные на них обязанности. Как удачный пример индивидуального подхода к воспитанию детей, можно привести элитный частный детский сад под Киевом «Умка», который расположен на правобережье Днепра в историческом районе - Конча-Заспа. Удивительный персонал детского сада «Умка», можно сказать уникальные воспитатели, педагоги и психологи, работающие с детишками по индивидуальным программам, и зачастую  ими и разработанные, которые развивают в ребенке разностороннюю личность, как в плане здоровья, так и интеллектуально. Конечно же, хотелось бы побольше таких элитных частных детских садов, но вопрос этот лежит уже в области политики государства. И надеемся, что внимание к дошкольному воспитанию будет неуклонно расти со стороны госструктур.

Ошибочно мнение многих родителей, которые воспринимают детский сад как метод увлечения ребенка, чтобы выкроить свободное время или просто иметь возможность ходить на работу. Но здесь нужно быть на чеку, важно интересоваться жизнью своего чада, наблюдать, общается ли он со сверстниками, ест, играет, помогают ли воспитатели адаптироваться в коллективе. Особенно трудный период в первое время, когда маленького человека вырывают с привычной среды – дома и помещают в незнакомую обстановку. Именно здесь ребенок начинает проявлять себя как личность, вырабатывает навыки самостоятельности и ухода за собой.

Ребенок в своей сущности существо коллективное. Первым коллективом в жизни ребенка выступает семья. От атмосферы в семье зависит какое представление сформируется у малыша об окружающем мире, о взаимоотношениях, о том каким нужно быть. Но круг общения ограничивается близкими взрослыми, которые опекают малыша, говорят, что ему делать, предлагают играть по их правилам и т.д. Наступает момент, когда этого становится недостаточно. Возникает потребность в расширении круга общения в частности общения со сверстниками, где ребенок может проявить свои навыки и способности и приобрести другие. Решить эту проблему помогает детский сад, одна из основных задач которого научить маленького человека искусству общения – одному из важнейших факторов успешности взрослой жизни. Первоначальная задача – научить малыша сотрудничать с другими детьми, вырабатывать общие правила игры, считаться не только со своими желаниями, но и с интересами других.

2.1 Дети придают значение тому, что их окружает.

Переступая порог детского сада, каждый из нас чувствует атмосферу детства, здесь все подчинено тому, чтобы детям было комфортно и удобно. Это касается и оборудования для детского сада, и детской мебели, и оформления залов и комнат. Игровые комнаты оборудованы ярко и красочно, учитывая современные тенденции и возрастные потребности детей. Все товары для детского сада, включая игрушки, отвечают санитарным требованиям, обладают хорошей износоустойчивостью и сделаны из качественных материалов. Все это вместе взятое формирует благоприятную атмосферу для малыша, базу для его всестороннего развития.

2.2 Режим дня.

Режим дня играет большую роль в жизни каждого человека, а ребенка особенно. Выполнение режима дня способствует укреплению здоровья, в том числе психологического, позволяет малышу чувствовать себя уверенным и защищенным. Он, например, четко представляет, что после прогулки будет обед, после обеда дневной сон…а потом придет мама или папа. Кроме того распорядок дня предохраняет нервную систему от переутомления, чередуя фазы активности и отдыха, способствует гармоничному развитию личности, воспитывает пунктуальность и самодисциплину.

Главное достижение выполнения режима дня в дошкольном возрасте – это формирование простых полезных привычек, таких как: умываться по утрам и вечерам, чистить зубы, мыть руки перед едой, вовремя вставать и ложиться, кушать в одно и то же время и т.д., которые станут основой будущего характера.

3.Игра как средство развития и воспитания личности.

Игра является основным видом деятельности дошкольника. Играя, решаются многие задачи, которые стоят перед детским дошкольным учреждением, в первую очередь это –

  • формирование устойчивого интереса к знаниям, к учебе;

  • обучение правил поведения;

  • прививание любви к природе, родному краю;

  • обучение ребенка жить в коллективе, а также правилам общения со взрослыми;

  • способствовать формированию таких чувств как доброта, справедливость, чуткость, благородство, позитивное отношение к жизни и другие.

Игра в детском саду соответствует возрастным особенностям ребенка и его возможностям, что очень важно для создания ситуации успеха, его закрепления и перехода на новый уровень. Ребенок учится очередности выполнения задания, вниманию, умению следить за действиями педагога и других детей, концентрировать свое внимание и вовремя переключать его на другое.

Дидактические игры и дидактические наглядные пособия способствуют расширению кругозора воспитанника, его знаний о предметах, явлениях, животных и растениях, развитию умственных способностей, умению обобщать и сравнивать.

Словесные игры развивают речь, активизируют мыслительные процессы, учат высказывать свое мнение или желание.

Сюжетно-ролевые игры – это отражение окружающего мира малыша, в котором он подражает взрослым, в первую очередь родителям, их действиям и отношению к людям и различным ситуациям. Роль воспитателя при этом вовремя скорректировать эти представления, расширить знания малыша о профессиях и взаимоотношениях, научить думать, чувствовать, адаптироваться к изменяющимся правилам, принимать решения и управлять эмоциями.

Коллективные игры учат общению детей друг с другом, умению подчиняться правилам, считаться с интересами других, организованности, вниманию и ответственности за результат. В таких играх четко просматриваются лидерские качества ребенка, умение брать инициативу в свои руки.

Подвижные игры способствуют укреплению здоровья, умению владеть собственным телом, быть ловким и выносливым. Игры, которые носят соревновательный характер, воспитывают волю, настойчивость, умение преодолевать трудности.

В эстетическом воспитании важную роль играют творческие игры, театральные постановки и музыкальные занятия. Они наполняют жизнь ребенка приятными впечатлениями и позитивными эмоциями, развивают чувство прекрасного, учат сопереживать и дарить радость. Чтение книг, просмотр спектаклей, посещение концертов, умение делать что-то своими руками развивают воображение, творческое мышление и формируют художественный вкус. В детском саду для малыша воспитатель самый главный человек в группе, непререкаемый авторитет, которому он доверяет, поверяет свои тайны и проблемы, который все знает и может помочь и поддержать.

Умение создать в коллективе такую психологическую атмосферу, где дети чувствуют себя комфортно и свободно, способствует формированию личности каждого ребенка.

Уважительное и справедливое отношение к малышу, искренний интерес к его успехам и нуждам, позитивный настрой, доброта и оптимизм, педагогический такт – вот качества, которые присущи настоящему профессионалу. В детском саду уделяется особое внимание не только в комфортном перебивании, но и физическому, творческому развитию. У ребенка вырабатывается режим дня, ответственность, самостоятельность и другие важные качества. Немаловажную роль играет дошкольная подготовка, которая включает основные азы правописания и каллиграфии, арифметики, чтения, рисования и других наук. В детском саду прививают любовь к прекрасному, искусству, уважению старших и младших. Ребенок чувствует себя точно так же, как вы ходите на работу. По сути, схема такая же, как и у нас взрослых - одеться, умыться, завтрак, работа, обед, дом. Только в случае с работой, ребенок использует игру, как метод познания себя и окружающих.

Учитывая все вышеперечисленное, можно сделать вывод, что детский сад очень важный этап в начальном формировании личности и базой дошкольного воспитания. Какой старт заложит учреждения, таким будет и дальнейшее восприятия человека в социуме и отношение к себе.

4. Роль воспитания и обучения формирования личности в семье.

Первой культурной средой для детей, включающей их предметно-пространственное, событийное, социальное, информационное окружение является семья.

Близкие лица в разной степени выраженности создают индивидуальную воспитательную среду (например, обеспечивают полноценное питание, покупаю одежду, покупают одежду, приобретают раскраски, игрушки и др.). От того, каким образом организована воспитательная среда, зависят способы воздействия на малыша, их действенность для личностного развития и насколько безболезненно для него будут протекать кризисы и этапы формирования личности ребенка.

Вопреки распространенному суждению специфические воспитательные меры в семье, устремленные на развитие или коррекционное воздействие некоторых личностных качеств детей, занимает незначительное место. Естественно, в домашнем воспитании существуют определенные требования, запреты, система наказания и поощрительного воздействия. Однако при этом ежедневно случаются различные ситуации с участием родителей, через которые вплетаются меры воспитательного или обучающего характера. Поэтому, чем в более младшем возрастном периоде находится малыш, тем органичнее сочетается обучение и воспитание, присмотр и забота. Домашнее воспитание характеризуется сугубо индивидуальным и персонализированным воздействием, конкретностью, вследствие чего оно благоприятно воздействует на инициирование активности, посредством которой происходит формирование личности ребенка дошкольного возраста.

Семейным воспитание называют целенаправленное взаимодействие взрослых участников семейных отношения с младшими, которое основывается на любви, уважении достоинства ребенка, а также предполагает психологическую и педагогическую поддержку, защиту ребенка и формирование личности ребенка дошкольника с учетом его потенциала и соответственно семейным ценностям и моралью общества.

Специфичность семейного воздействия воспитательного характера состоит в его возможности выступать одновременно положительным фактором и отрицательным феноменом становления личности. Благоприятное влияние на личность выражается в любви. Так как никто не будет больше любить ребенка, чем его близкое окружение. Наряду с этим и большего вреда в воспитании и личностном формировании не может причинить никакой иной социальный институт.

Ключевыми условиями, обеспечивающими оптимальное семейное воспитание, являются: неподдельная любовь к ребенку, последовательность в воспитательном воздействии, единство принципов и требований, адекватность воспитательных воздействий. Соблюдение этих перечисленных требований является залогом внутреннего спокойствия малыша и стабильность его психики.

Под обучением понимается не процесс «передачи» готовых знаний от учителя ученику, а широкое взаимодействие между обучающим и обучающимся, способы осуществления педагогического процесса с целью развития личности посредством организации усвоения обучающимся научных знаний и способов деятельностиЭто процесс стимулирования и управления внешней и внутренней активностью ученика, в результате которой происходит освоение человеческого опыта. Под развитием применительно к обучению понимают две разные, хотя и тесно взаимосвязанные друг с другом категории явлений: собственно биологическое, органическое созревание мозга, его анатомо-биологических структур и психическое (в частности, умственное) развитие как определенную динамику его уровней, как своего рода умственное созревание.

Конечно, умственное развитие зависит от биологического созревания мозговых структур, и этот факт необходимо учитывать в ходе осуществления педагогического процесса. Обучение не может игнорировать органическое созревание мозга, как считает американский психолог Дж. Брунер; неправильно и обратное утверждение, что органическое созревание мозговых структур происходит совершенно независимо от среды, обучения и воспитания. Именно поэтому, когда мы говорим об умственном развитии, то имеем в виду, что умственное развитие происходит в единстве с биологическим созреванием мозга.

В психолого-педагогической науке сложились по меньшей мере три точки зрения на соотношение обучения и развития. Первая и наиболее распространенная заключается в том, что обучение и развитие рассматриваются как два независимых друг от друга процесса, но обучение как бы «надстраивается» над созреванием мозга. Таким образом, обучение понимается как чисто внешнее использование возможностей, которые возникают в процессе развития. В. Штерн писал, что обучение следует за развитием и приспосабливается к нему. Поскольку это так, то не надо вмешиваться в процесс умственного созревания, мешать ему, а надо терпеливо и пассивно ждать, пока созреют возможности для обучения.

Ж. Пиаже отмечал, что умственное развитие идет по своим внутренним законам, поэтому обучение может только несущественно замедлить или ускорить этот процесс. Однако, например, пока у ребенка не созрело логическое операторное мышление, бессмысленно обучать его логически рассуждать.

Ученые, придерживающиеся второй точки зрения (Джеймс, Торндайк), отождествляют обучение и развитие.

Третья группа теорий (Коффка и др.) объединяет первые две точки зрения и дополняет их новым положением: обучение может идти не только вслед за развитием, не только нога в ногу с ним, но и впереди развития, продвигая его дальше и вызывая в нем новообразования.

Эту существенно новую идею выдвинул Л.С. Выготский. Он обосновал тезис о ведущей роли обучения в развитии личности: обучение должно идти впереди развития личности и вести его за собой. В связи с этим Л.С. Выготский выделил два уровня умственного развития ребенка. Первый – уровень актуального развития как наличный уровень подготовленности, который характеризуется тем, какие задания ученик может выполнить вполне самостоятельно. Второй – более высокий уровень, «зона ближайшего развития» – обозначает то, что ребенок не может выполнить самостоятельно, но с чем он справляется с небольшой помощью.

И.И. Ильясов считает, что развитие, в частности умственное, в процессе обучения определяется характером получаемых знаний и самой организацией процесса обучения. Знания должны быть систематическими и последовательными, а также в достаточной степени обобщенными.

Заключение

Личность ребенка формируется и развивается в результате воздействия многочисленных факторов, объективных и субъективных, природных и общественных, внутренних и внешних, независимых и зависимых от воли и сознания людей, действующих стихийно или согласно определенным целям. При этом сам ребенок не мыслит как пассивное существо, которое фотографически отображает внешнее воздействие. Он выступает как субъект своего собственного формирования и развития. Единствово воспитания и обучения. Условием такого единства является общий подход к отбору материала и организации воспитания и обучения. При этом необходима максимальная реализация тех возможностей ребенка, которые формируются и проявляются в специфически "детских" видах деятельности. Такая реализация предполагает обогащение содержания и форм детской деятельности, что достигается при помощи особых средств. Выработка подобных средств и широкая их апробация в реальной практике детского сада образуют актуальнейшую задачу современной дошкольной педагогики и психологии.
В основе - идея обогащения духовного мира ребенка, насыщения его жизни яркими, необычными, интересными событиями - делами, встречами, играми, приключениями.

Список литературы.

  • Арнаутова Е.А. Педагог и семья.

  • Вавилова Е.Н. Укрепляйте здоровье детей.

  • Козлова С.А. Куликова Т.А. Дошкольная педагогика.

  • Петерина С.В. Воспитание культуры поведения.

  • Зверева О.Л. Кротова Т.В. Родительские собрания в ДОУ.

  • Воспитателю о работе с семьёй. Под ред. Виноградовой Н.В.

  • Детский сад и семья под ред. Марковой Т.А.

  • Воспитатели и родители. Из опыта работы. Сост. Л. В. Загик, В.М. Иванова.

  • Подготовка детей к школе в детском саду. Под ред. Ф. А. Сохина, Т.В. Тарунтаевой.

  • Детский сад и семья. Из опыта работы дс г. Москвы.

  • Наш «взрослый» детский сад. Из опыта работы К.П. Изергина, Л.С. Преснякова, Т.В. Иншакова и др.

infourok.ru

0 0 vote
Article Rating
Подписаться
Уведомление о
guest
0 Комментарий
Inline Feedbacks
View all comments