Методы японского воспитания – 5 секретов воспитания, которые делают японских детей мечтой любого родителя

Содержание

5 секретов воспитания, которые делают японских детей мечтой любого родителя

Ребята, мы вкладываем душу в AdMe.ru. Cпасибо за то,
что открываете эту
красоту. Спасибо за вдохновение и мурашки.
Присоединяйтесь к нам в Facebook
и ВКонтакте

Японские дети вызывают восхищение — они, как правило, хорошо воспитаны, приветливы, доброжелательны и редко теряют контроль над своими чувствами. Вы вряд ли увидите в Японии малыша, истерящего в магазине из-за игрушки (хотя, разумеется, из всего бывают исключения).

Мы в AdMe.ru подумали, что и нам стоит кое-что перенять у японцев, и собрали основные принципы их воспитания.

В Японии мама и ребенок очень близки. Эта близость выражается и в быту: мать и малыш спят вместе, она довольно долго носит ребенка на себе — в старину в чем-то наподобие слинга (онбухимо), а сегодня — в современных его аналогах. И о совместном сне, и о ношении на себе ребенка можно встретить много упоминаний в японской художественной литературе.

Связь «мама — ребенок» выражается и на эмоциональном уровне: мама принимает все, что он делает, с любовью, терпением и заботой: ребенок для нее идеален.

Востоковед Г. Востоков еще в начале прошлого века писал в книге «Япония и ее обитатели»: «Никакой ворчливости, никаких строгостей; давление на детей оказывается в такой мягкой форме, что кажется, будто дети сами себя воспитывают, и что Япония — детский рай, в котором нет даже запрещенных плодов».

Принцип «икудзи» (тот самый, когда ребенок «сначала — бог, а потом — слуга») гласит, что до 5 лет малышу можно все. Это не вседозволенность и не баловство, как думают многие иностранцы. Это создание у ребенка образа «я хороший и любимый».

www.adme.ru

Японское воспитание детей – методы и мифы

Многие современные родители, ссылаясь на японские методы воспитания детей, декларируют позицию: «Я своему ребенку ничего не запрещаю», пытаясь тем самым обосновать свое неумение, а чаще нежелание прилагать усилия к осознанному процессу воспитания детей.

К большому сожалению, не учитывая при этом, что социальная ситуация и традиции в Японии очень сильно различаются с российской. Да и «не запрещать», совсем не означает не воспитывать.

«Не запрещать», совсем не означает не воспитывать!

И, если уж родители собрались растить малыша по «японской» системе, то должны учитывать, что такая методика предполагает значительно больше усилий в осмысленности и неизменности действий взрослого, чем европейская.

Японская методика воспитания держится на двух китах:

  • предельно строгой регламентации всей жизни социума;
  • восточной практике обучения личным примером;

Регламентации жизни социума

Все, кто хоть немного изучал жизнь в стране заходящего солнца, могли убедиться, что там практически каждый шаг человека строго регламентирован и подчинен основному правилу, пришедшему из глубины веков, – ничем не навредить комфорту другого человека.

Ничем не навредить комфорту другого человека – правило японцев, пришедшее из глубины веков.

Свои интересы подчиняются большинству, поведение порой чрезмерно вежливое. И ребенок, пусть и воспитывается без запретов на ранних стадиях своей жизни, прекрасно видит и понимает, что, как только ему исполнится 6 лет, он будет считаться достаточно взрослым, и от него не только родители, но и все общество будет требовать такой же послушности всеобщему укладу. Что, конечно же, очень отличается от эгоцентрической линии поведения западного мира.

Обучение личным примером

Второе отличие, как было сказано выше, – это методы обучения. Если европейская мама обучает ребенка с помощью объяснений, то японская – исключительно личным примером. То есть, западные родители в первую очередь опираются на силу слова, стараясь донести готовый рецепт до разума ребенка. Восточные же – позволят малышу создать свой образ действия, приводящий к необходимому результату. Японская мама будет множество раз складывать кубики в определенном порядке, пока ее малыш сам не поймет, повторяя за ней действия, как их нужно сложить.

Если европейская мама обучает ребенка с помощью объяснений, то японская – исключительно личным примером.

Именно поэтому мы «воспитываем» ребенка с помощью вербальных обращений – делаем ему замечания, объясняем правильное поведение, запрещаем и, бывает, распекаем. А в Японии делают это молча, просто предоставляя пример собственного правильного поведения. Именно поэтому европейскому человеку кажется, что в этой стране детям все разрешается. Но это очевидно совсем не так.

Три аспекта японской методики воспитания

Если родители все же решили воспитывать ребенка по японской методике, то им следует сосредоточить внимание на трех аспектах:

  • Великое терпение;
  • Содержательное молчание;
  • Активные установки;

Великое терпение

Великое терпение – не просто образ. Несмотря на то, что японским детям не делают замечаний, наблюдателю практически не удастся увидеть их в истерике, громко вопящими или что-то нудно требующими. Все японские малыши весьма сдержанны в проявлении эмоций. Почему? Потому что так же ведут себя взрослые. Так что, если хотите тихого ребенка, придется научиться не проявлять активные эмоции самим.

Чтобы не случилось, как бы ни провинился малыш – «спокойствие, только спокойствие», как говорил Карлсон. Не равнодушие и попустительство, а выдержка и серьезное отношение.

И никаких нянь и бабушек. Все внимание матери круглосуточно с ребенком. Только так он сможет напрямую перенимать у нее опыт без слов. Малыш не в состоянии эмоционально настраиваться на постоянно меняющихся воспитателей, ведь деятельные проявления разных людей различны.

Содержательное молчание

Если родители желают научить ребенка слушаться без слов, им самим в первую очередь необходимо научиться обходиться без них. Одного взгляда японской мамы достаточно, чтобы ее малыш понял поддерживает она его поступок или порицает. Если ребенок совершил проступок, нельзя громко его ругать и уж тем более рукоприкладствовать.

 

Малыш плохо ведет себя в песочнице? Мама извиняется перед другими взрослыми и немедленно уводит ребенка домой. И то, и другое должно быть четко обозначено. Малыш расшалился и разбил стакан с соком? Сока он в ближайшее время больше не получит, а пить ему нальют воду в пластмассовую кружку. И так далее. Без исключений. Даже если совсем не жалко стакан или любую другую сломанную вещь. Главное, что проступок не остался без внимания и осуждения.

Ребенок в первые годы жизни очень чуток к эмоциональному состоянию матери. Именно на этом и зиждется содержательное молчание. Стоит научиться говорить с малышом без слов даже если вы воспитываете его по традиционным европейским методикам.

Активные установки

Активные жизненные установки – еще один очень полезный навык. Это умение производить необходимые действия пусть без особой радости, но и без неприятия и негатива. Согласитесь, такое умение пригодится и взрослым. Таким образом, воспитывая ребенка, родитель также получает полезный навык.

В чем выражаются активные жизненные установки? В том, что и встаем утром, и ложимся вечером, и идем на работу, и делаем дела мы не потому, что деваться некуда, а потому что мы внутренне признаем, что именно НАМ это необходимо. Например, ребенок идет в сад не потому, что некому с ним дома быть (негативная реакция), а потому, что там он научится полезным вещам, будет общаться с другими детьми и вырабатывать навыки существования в социуме (позитивная реакция).

Родитель идет на работу не потому, что нужны деньги на еду (хотя часто так бывает), а затем, чтобы реализовывать себя, быть активным членом общества.

Весь японский социум основан именно на таком осознанном принятии необходимости. Впрочем, и европейцам стоило бы перенять подобное отношение к жизни.

Таким образом, если родители желают воспитывать ребенка по японской модели, им изначально стоит приготовиться к серьезной и содержательной переделке собственных привычек. А не ограничиваться фразой: «Я ему все разрешаю». Чтобы потом не обрести проблем вместо удовлетворения поведением подрастающего поколения.

Впрочем, некоторые моменты японской системы можно принять на вооружение и при традиционной методике воспитания.


Календарь безопасных дней

1-й день последней менструации

12345678910111213141516171819202122232425262728293031

январяфевралямартаапрелямаяиюняиюляавгустасентябряоктябряноябрядекабря

Средняя длина цикла

20212223242526272829303132333435

Длительность менструации

2345678910







01 Дни менструации
02 Условно безопасные дни
03 Овуляция
04 Благоприятный день для зачатия девочки
05 Благоприятный день для зачатия мальчика
06 Безопасные для зачатия дни

mnogo-sil.ru

Икудзи: особенности воспитания по-японски

Подход к воспитанию в Стране восходящего солнца зависит от возраста ребенка.

От 0 до 5

В этом возрасте малыш считается «императором»: ему все разрешается, все ему потакают. Максимум, что он слышит от родителей, — предосторожности вроде «грязно», «плохо», «горячо», «опасно». За падения и ушибы ребенка мать берет ответственность на себя и обязательно просит прощения, если тот ударился или обжегся. Она ходит за чадом по пятам, а отец появляется рядом лишь на прогулках по выходным. Как результат, в этом возрасте дети часто становятся настоящими диктаторами, считая мать и бабушек прислугой.

На ребенка не повышают голоса, не читают нотаций и ни в коем случае не применяют к нему физического насилия. Главное наказание — угроза отчуждения от родителей, семьи, коллектива. Чтобы он задумался о своем поведении, достаточно сказать: «Если ты будешь себя так вести, от тебя все отвернутся». Япония — страна групп, а не индивидуальностей.

С 5 до 15 лет

Ребенка в этом возрасте держат в ежовых рукавицах. Основа воспитания — дисциплина и еще раз дисциплина. Жесткой регламентации подвергается и поведение ребенка (почтение к старшим), и его внешний вид (строгая форма в школе, безукоризненная аккуратность).

Главный принцип воспитания детей в этом возрасте — равенство всех членов социума, независимо от их происхождения и финансового положения: «Не выделяйся, будь как все». Любимые развлечения школьников — командные спортивные игры, эстафеты и хоровое пение. Ребенок учится быть частью микрогрупп и слаженно работать в коллективе, так формируются его групповое сознание и социальная ответственность.

Старше 15

С подростками в Японии общаются на равных: считается, что с этого возраста молодой член социума уже способен нести ответственность за себя, семью и государство в целом. Молодой японец должен строго придерживаться правил, норм и традиций. При этом он может себе позволить как угодно одеваться, следовать западной моде и даже проявлять некоторое свойственное возрасту бунтарство. Однако этот этап самоидентификации никогда не подрывает основ, заложенных в более раннем возрасте.

Японцы и здоровье детей 

Отношение к здоровью своеобразное: здесь считается нормальным выносить грудного ребенка зимой на улицу в легкой одежде, дети бегают босиком по холодному полу, сидят на нем дома и в учебных заведениях. Простуженным в Японии считается тот, у кого холодный живот: в этом случае мама надевает на малыша утепляющий пояс. Но не носки — их в последнюю очередь. На кашель и насморк здесь не обращают внимания, да и высокая температура не считается признаком болезни.

Япония — страна долгожителей. Японцы выглядят на 20 лет моложе своего биологического возраста

Диагноз врачи, как правило, ставят один и тот же — простуда, и лечится она всегда антибиотиками. Именно поэтому здесь так много аллергиков и тех, кто страдает атопическим дерматитом. Зато в Японии очень популярны прививки, в том числе противораковые.

Несмотря на такое спорное с западной точки зрения отношение к здоровью, Япония — страна долгожителей, здесь самый низкий среди развитых стран показатель ожирения, а японцы выглядят на 20 лет моложе своего биологического возраста. Все дело в особенностях питания: маленьких порциях, обилии в рационе рыбы и свежих овощей, расчете витаминно-минерального состава и калорийности, даже в детском саду. Кроме того, японцы пьют до 2 литров воды, обогащенной водородом, в день, и не пренебрегают физическими нагрузками.

Об авторе

Юлия Энхель — бьюти-блогер, специалист в области инноваций красоты, здоровья и молодости, президент компании Enhel Group, эксперта в очищении и обогащении воды водородом по японской технологии.

Читайте также

Путешествуя, мы обращаем внимание не только на достопримечательности и климат, но и на людей. Удивительно, но часто жители экономически благополучных стран не выглядят счастливыми, и, напротив, в не самых процветающих уголках планеты люди приветливы и довольны жизнью.

Можно ли совмещать семью, детей и карьеру? Этот вопрос сегодня интересует многих. Оказывается, можно. На личном примере это доказывает москвичка Екатерина Костина. Она вывела 10 универсальных правил, которые помогают ей успевать и дома, и на работе.

www.psychologies.ru

Воспитание детей в Японии – в чем заключаются его особенности?

Здравствуйте, дорогие читатели – искатели знаний и истины!

Маленькие японцы – как взрослые, они поражают своим спокойствием, приветливостью, самообладанием. За редким исключением сложно встретить плачущего навзрыд ребенка не только в общественном месте, но и дома. Воспитание детей в Японии очень отличается от европейской модели, и об этом мы хотим вам сегодня рассказать.

Статья ниже поведает, каких воспитательных принципов придерживаются японцы, как воспитывают детей в семье, детском саду и школе, как учатся и отдыхают школьники. Семейные традиции, праздники, распорядок дня – все это мы затронем в сегодняшней статье.

Что же, начнем!

Содержание:
Философия «икудзи»
Семейные традиции
Мальчики и девочки
Дети и родители
Принципы японского воспитания
Детский сад
Школа
Отдых
Праздники
Заключение

Философия «икудзи»

Главный воспитательный принцип в Японии носит название «икудзи». Он разделяет жизнь ребенка на несколько периодов, во время которых отношение к нему со стороны родителей и окружающих очень разное. Итак, ребенок:

С рождения к малышу относятся как к богу, всесторонне окружая заботой, любовью, потакая во всех капризах. Если он расшалился, вряд ли его сильно накажут или отругают. 

Даже новорожденные редко плачут, потому что мама заранее знает, чего хочет ребенок, и спешит его успокоить. Такой подход на первый взгляд кажется вседозволенностью, но в понимании японцев они не балуют малышей, а дают им понять, что они хорошие и любимые несмотря ни на что.

  • С 6 до 15 лет – раб

С шестилетнего возраста дети идут в школу, где их учат жить по строгим правилам и становиться частью коллектива. Безграничная родительская любовь не уходит, просто проявляется по-другому.

В стенах школы и дома ему прививаются понятия, что такое хорошо и плохо, объясняется, как нужно вести себя в обществе в разных ситуациях. При этом в приоритете стоят нужды команды, а личные интересы становятся второстепенными. Так школьнику предоставляется возможность занять место в коллективе, стать «командным игроком» – а это, как известно, общепринятая модель общественных отношений в Японии.

В японских детских садах и начальных школах в первую очередь не обучают, а воспитывают. Здесь нет лучших и худших – все равны. А самое страшное, что может случиться с ребенком – быть отстраненным от команды.

  • С 15 лет – взрослый

Подросток уже становится полноценным членом коллектива, его мировоззрение уже сложилось, а перевоспитать будет сложно. С 15-летними уже обращаются как со взрослыми, дают возможность самостоятельно принимать решения, выбирать профессию, а значит – дальнейшую судьбу.

Философия «икудзи» может показаться парадоксальной: малыш, которому первые пять лет жизни разрешали все, вырастает ответственным, воспитанным членом общества, работающим во благо группы и страны в целом, без тени эгоизма. Но такая система отлично работает в Стране восходящего солнца благодаря сложившемуся там общественному строю.

Семейные традиции

Если говорить о том, сколько детей в типичной японской семье, то средняя цифра – 2: среднестатистическая ячейка общества состоит из мамы, папы и двоих детей. С давних времен у каждого члена семьи имеется свое название:

  • сюдзин – хозяин;
  • канай – хозяйка, дословный перевод – «внутри жилища».

Отношения между мужем и женой остаются традиционными: муж зарабатывает деньги, много времени проводит на работе, жена – хранит семейный очаг. И хотя современные женщины обычно работают, домашние хлопоты, а особенно – воспитание подрастающего поколения все равно на них.

Между детьми тоже существует некая субординация по полу и возрасту. Говоря «брат» или «сестра», японцы всегда уточняют, старший или младший. Главный ребенок, к которому все прислушиваются – первый сын в семье, потому что он, согласно традициям, считался наследником имущества всего семейства.

Тесная связь прослеживается между бабушками и дедушками. В последнее время женщина не задерживается в декретном отпуске, пока ребенку не исполнится 3 года. Поэтому роль нянек выполняет старшее поколение, которое души не чает во внуках.

Мальчики и девочки

Рождение ребенка является главным событием в жизни семьи. И хотя гендерные предрассудки в прошлом, появление мальчика становится праздником вдвойне, ведь он – продолжатель рода.

Мальчики и девочки учатся вместе, но семейное воспитание зависит от пола. К мальчикам относятся строже, от них ждут твердости, умения противостоять сложностям и решать задачи. Их отдают в секции боевых искусств, спорта, программирования, математики.

При воспитании девочек с малых лет большое внимание уделяют обучению домашнему хозяйству. Их учат готовить, стирать, убирать, гладить, создавать уют в доме. Что касается дополнительных занятий, им делают поблажки и предпочитают выбирать для них кружки живописи, музыки, танцев.

Дети и родители

Главный человек в жизни маленького ребенка – мать. По-японски ее называют «амаэ», что значит «опекать», «баловать», «сердечно связаться». Оно выражается в чувстве взаимной привязанности, иногда даже – зависимости.

В роддоме сохраняют кусочек пуповины, которую затем высушивают и кладут в специальную коробочку из дерева, щедро украшенную декором и гравировкой. Она становится символом связи между матерью и чадом.

Японские мамы ходят с новорожденными повсюду, привязывая их к телу с помощью специальных бандажей, переносок. Но даже когда карапуз начинает самостоятельно ходить, мама не отходит от него ни на шаг, старается всегда развлечь, придумывает развивающие игры, показывает все на своем примере.

Ребенок, в свою очередь, копирует поведение членов семьи, поэтому все взрослые и старшие дети стараются быть образцом для подражания.

В популярной книге «Япония. Как ее понять» Икэно Осаму рассказывается про эксперимент с игрушечной пирамидкой, где матерям предоставлялась возможность научить своих детей играть с ней. Если европейские мамы объясняли словами, как построить пирамиду, то японские сначала строили ее сами, чтобы малыш увидел, как это делается, а во второй раз предоставляли игрушку ребенку, помогая при сложностях.

Роль «амаэ» может играть не только мать. В Японии очень сильные связи между близкими родственниками, поэтому ребенок привязывается к отцу, братьям, сестрам, а также бабушкам и дедушкам.

Принципы японского воспитания

Японское воспитание отлично от западного. Говоря кратко о его главных принципах, то можно назвать:

  • призыв к уважению интересов других;
  • спокойствие;
  • личный пример;
  • терпение;
  • безграничная любовь;
  • развитие у воспитанника самообладания;
  • понимание чувствительности детей;
  • стремление сделать ребенка полезным членом общества;
  • упор не на индивидуальность, а на соучастие в группе.

В японском коллективе все равны. Стремление к уравниванию имеет и другую сторону медали – ребенок, который мыслит иначе, чем толпа, чем-то отличается от других, подвергается травле, издевательствам, насмешкам. Такое явление даже имеет особое название – «идзиме».

Детский сад

Детей отправляют в детский сад приблизительно с 3 лет. Однако в исключительных случаях, например, когда оба родителя работают полный рабочий день, трехмесячного ребенка могут отправить в ясли – хойкуэн. Они открыты с 8 до 18 часов.

Другой вид садов, как частных, так государственных, именуется етиэн. Здесь ребята находятся первую половину дня – с утра до послеобеденного времени.

Самой большой мечтой для японских родителей считаются элитные детсады. Они поддерживаются определенным университетом, поэтому, поступив сюда, ребенок после окончания пойдет в школу при университете, а затем автоматически поступит в университет.

Попасть в элитный детсад очень трудно: идет жесткий отбор, а обучение стоит баснословных денег. Сколько детей будет в группе, зависит от конкретного садика, но обычно они не превышают восьми человек. Воспитатель здесь скорее не педагог, а координатор: он помогает детишкам самоорганизоваться, направить игру в нужное русло.

Что любопытно, наставники и состав самих групп периодически меняются, чтобы каждый ребенок привыкал к постоянно меняющимся условиям и находил общий язык со всеми. Если возникают конфликты, то обычно воспитанники учатся решать их сами, а потом наставник анализирует их и подсказывает, как правильно себя вести. Любой спор должен заканчиваться компромиссным решением, которое не обидит никого.

Главное правило – избегание соперничества. Чтобы сплотить коллектив, детям предлагаются соответствующие занятия: хоровое пение, где нет солиста, командные спортивные игры, в которых победа делится на всю команду.

Также малыши занимаются творчеством, развивающим мелкую моторику рук: оригами, живопись, плетение, аппликация. В будущем это поможет правильно выводить иероглифы.

Назначение дошкольных учреждений – не просто образование, а воспитание и всестороннее развитие будущих граждан. Оно зарождает в юных умах понимание общей ответственности и командного сознания.

Школа

Школа для ребенка – важнейший этап жизни. Приходя сюда, он из «бога» превращается в «слугу», а, заканчивая среднюю школу и переходя в старшую, становится взрослым.

Школа делится на три ступени:

  • начальная – с 6 до 12 лет;
  • средняя – с 12 до 15;
  • старшая – с 15 до 18.

Школьная скамья – место, где царят правила, ограничения, собственные законы. Но они тоже служат главной цели – социализации в коллективе.

Учителя в школе по большей части – мужчины.

В школьную программу Японии входят многие предметы, схожие с предметами других стран: родной язык, иностранный (чаще всего английский), математика, естествознание, живопись, физическая культура, история, музыка, труд, обществознание. Чем класс старше, тем сложнее становится.

Чтобы подчеркнуть равенство всех учащихся, принято носить одинаковую одежду – школьную форму.

Японская школьная форма

Типичный день японского ребенка проходит следующим образом:

  • 5-6 утра – подъем, гигиенические процедуры, завтрак.
  • 7-8 утра – повторение уроков, самообразование.
  • 8-15 часов – школьные уроки. Каждый урок длится 45-50 минут, в перерывах – игры на свежем воздухе или обед. Классы обычно большие, до 40 учеников.
  • После уроков – посещение так называемых дзюку, которые можно назвать одной из особенностей японского образования – дополнительных занятий, кружков, секций, репетиторов.
  • В 7-8 вечера школьники возвращаются домой, где их еще ждут домашние задания.

Будни школьников очень напряженные, почти целый день они посвящают учебе, самообразованию, чтению, а свободного времени практически не остается. В старших классах нагрузка вырастает, потому что на носу экзамены, от которых зависит поступление в высшие учебные заведения, определяющие карьеру, а значит – всю жизнь японца.

Отдых

Отдых для детей – вторая половина дня в субботу и все воскресенье. По выходным семья старается проводить время вместе, даже папы, которые всю неделю усердно работают, присоединяются к домашним. Обычно семейство отправляется в парки, на пикник, на обычную прогулку, в специальные развлекательные центры или в гости к старшим родственникам.

В Японии семейные ценности – превыше всего. Даже подростки проводят выходные чаще не с друзьями, а в кругу семьи. 

Праздники

В Японии существует несколько торжеств, которые посвящены именно детям. Мы хотим рассказать, какие это праздники.

Отмечается в начале марта. Его можно назвать аналогом 8 марта, но главное его отличие – поздравляют не всех женщин, а только маленьких принцесс.

В этот день на видное место в доме выставляется коллекция кукол девочки. Она постоянно пополняется, и ко времени замужества у девушки может быть порядка двух десятков красивых фарфоровых кукол. Считается, что они выступают образцом эстетики и учат девочек видеть и создавать прекрасное.

  • День мальчиков

Отмечается 5 мая. Он празднуется похожим образом, но с тем лишь отличием, что вместо кукол выставляются солдатики, оружие, обмундирование. Также возле домов развешивают картинки с карпами разных цветов как символ стойкости и способности плыть против течения.

Кроме привычных дней рождения, существует праздник «сити-го-сан», который переводится как «3-5-7». Смысл его в том, что в этот день поздравляют всех, кому стукнуло три, пять и семь лет. Дело в том, что самые благоприятные числа в японской нумерологии – нечетные, и эти даты считают большими шагами на дороге взросления.

Заключение

В заключение хочется сказать, что японская система воспитания показывает свою эффективность – японцы вырастают исполнительными, вежливыми, скромными и полезными обществу гражданами. Благодаря этому Япония смогла выйти на передовой уровень во многих сферах: в науке, технике, технологиям, торговле.

В основе воспитательных методов лежит спокойствие, пример взрослых, понимание эмоциональной уязвимости маленьких, помноженные на безграничную любовь матери – амаэ. Японцев с детских лет учат ассоциировать себя с коллективом, правильно вести себя в обществе, помогать другим, ведь интересы команды превыше личных желаний.

Конечно, есть у этой системы и свои недостатки. Следует понимать также, что она работает именно в японском обществе, где веками складывалась определенная структура, и многие ее методы затруднительно и даже невозможно использовать в европейских странах.

Большое спасибо за внимание, дорогие читатели! Надеемся, вы почерпнули что-то новое из нашей статьи. Если она вам понравилась, присоединяйтесь к нам — подписывайтесь на блог и рекомендуйте статьи друзьям в социальных сетях!

До скорых встреч!

o-buddizme.ru

Особенности воспитания детей в Японии

Мы уже рассказывали, чему стоит поучиться у японцев. Однако искусство заимствования, упорство и уважение личного пространства — это далеко не все особенности национального характера, которые можно перенять у этого удивительного народа.

Не менее интересен подход жителей Страны восходящего солнца к воспитанию детей. Именуется он «икудзи». И это не просто совокупность педагогических методов. Это целая философия, направленная на образование и обучение новых поколений.

Мать и дитя — едины

Пот, боль, слёзы… И вот на свет появляется «дитя Солнца». Первый крик. Врач аккуратно обрезает пуповину. Её маленький кусочек позже высушат и положат в коробочку с золочёнными буквами — именем матери и датой рождения ребёнка. Пупочный канатик как символ отныне незримой, но прочной и нерушимой связи мамы и её чада.

Матерей в Японии называют «амаэ». Сложно перевести и понять глубинный смысл этого слова. Но производный от него глагол «амаэру» означает «баловать», «покровительствовать».

Испокон веков воспитание детей в японской семье — обязанность женщины. Конечно, к XXI веку нравы сильно изменились. Если раньше представительницы слабого пола занимались исключительно домашним хозяйством, то современные японки учатся, работают, путешествуют.

Тем не менее, если женщина решается на материнство, она должна полностью посвятить себя этому. Не приветствуется выходить на работу, пока ребёнку не исполнится три года. Негоже оставлять малыша на попечении бабушки и дедушки. Главная обязанность женщины — быть матерью, а перекладывать свои обязательства на других в Японии не принято.

Более того, до года мать и дитя — практически единое целое. Куда бы ни направлялась японка, чем бы ни занималась, малютка всегда рядом — у груди или за спиной. Бэби-слинги появились в стране задолго до распространения на Западе, а креативные японские дизайнеры всячески совершенствуют их, разрабатывая специальную верхнюю одежду с кармашками для детей.

Амаэ — тень своего чада. Постоянный физический и духовный контакт создаёт незыблемый материнский авторитет. Для японца нет ничего хуже, чем огорчить или обидеть свою мать.

Ребёнок — бог

Copyright Shutterstock

До пяти лет, согласно принципам икудзи, ребёнок — это небожитель. Ему ничего не запрещают, на него не кричат, его не наказывают. Для него не существует слов «нельзя», «плохо», «опасно». Малыш свободен в своей познавательной деятельности.

С точки зрения европейских и американских родителей — это баловство, потакание капризам, полное отсутствие контроля. На самом деле, родительская власть в Японии гораздо сильнее, чем на Западе. А всё потому, что в её основе лежат личный пример и обращение к чувствам.

В 1994 году было проведено исследование разницы в подходах к обучению и воспитанию в Японии и в Америке. Учёный Азума Хироши просил представительниц обеих культур собирать вместе со своим ребёнком конструктор-пирамидку. В результате наблюдения было выявлено, что японки сначала показывали, как выстроить конструкцию, а затем позволяли ребёнку повторить это. Если он ошибался, женщина начинала всё заново. Американки шли другим путём. Прежде чем начать строить, они подробно объясняли малышу алгоритм действий и только потом, вместе с ним (!), строили.

Основываясь на замеченной разнице в педагогических методиках, Азума определил «вразумляющий» тип родительствования. Японцы вразумляют своих детей не словами, а собственными поступками.

При этом ребёнка с самого раннего возраста учат быть внимательным к чувствам — своим, окружающих людей и даже предметов. Маленького проказника не отгоняют от горячей чашки, но если он обжёгся, амаэ просит у него прощения. Не забыв упомянуть, какую боль причинил ей опрометчивый поступок чада.

Другой пример: разбаловавшийся малыш ломает любимую машинку. Что сделает американка или европейка в этом случае? Скорее всего, отберёт игрушку и прочитает нотацию о том, как много она трудилась, чтобы купить её. Японка не предпримет ничего. Лишь скажет: «Ты делаешь ей больно».

Таким образом, до пяти лет детям в Японии формально можно всё. Тем самым, в их сознании формируется образ «я хороший», что позже превращается в «я воспитанный и любящий своих родителей».

Ребёнок — раб

Copyright Shutterstock

В пятилетнем возрасте ребёнок сталкивается с «суровой действительностью»: он попадает под жёсткие правила и ограничения, которые нельзя не соблюдать.

Дело в том, что испокон веков японский народ склонен к понятию общинности. Природно-климатические и экономические условия заставляли людей жить и работать рука об руку. Только взаимовыручка и самозабвенное служение общему делу обеспечивали урожай риса, а значит, сытую жизнь. Этим объясняются и сильно развитое сюдан исики (групповое сознание), и система иэ (патриархальный семейный уклад). Общественные интересы — превыше всего. Человек — винтик в сложном механизме. Если ты не нашёл своё место среди людей, ты изгой.

Именно поэтому подросших детей учат быть частью группы: «Если будешь так себя вести, над тобой будут смеяться». Для японца нет ничего страшнее социальной отчуждённости, и дети быстро привыкают жертвовать индивидуальными эгоистическими мотивами.

Воспитатель (а они, кстати, постоянно меняются) в детском саду или специальной подготовительной школе выполняет роль не учителя, а координатора. В арсенале его педагогических методов есть, к примеру, делегирование полномочий по надзору за поведением. Давая задания подопечным, воспитатель разбивает их на группы, объясняя, что необходимо не только хорошо выполнить свою часть, но и проследить за товарищами. Излюбленные занятия японских малышей — командные спортивные игры, эстафеты, хоровое пение.

Следовать «законам стаи» помогает также привязанность к матери. Ведь если нарушать общепринятые нормы, амаэ сильно расстроится. Это позор не на своём, а на её имени.

Итак, следующие 10 лет жизни ребёнок учится быть частью микрогрупп, слаженно работать в коллективе. Так формируется его групповое сознание и социальная ответственность.

Ребёнок — равный

К 15 годам ребёнок считается практически сформировавшейся личностью. Дальше следует недолгий этап бунтарства и самоидентификации, которые, впрочем, редко подрывают основы, заложенные в предыдущие два периода.

Икудзи — необычная и даже парадоксальная система воспитания. По крайней мере, в нашем, европейском понимании. Однако она проверена веками и помогает выращивать дисциплинированных, законопослушных граждан своей страны.

Считаете ли вы такой подход приемлемым для отечественной действительности? Возможно, пробовали какие-то принципы икудзи в воспитании собственных детей? Расскажите о вашем опыте.

Фото: Shutterstock

Читайте также
🧐

lifehacker.ru

“В Японии ребенок от 0 до 5 ле

Основа теории: “В Японии ребенок от 0 до 5 лет – царь, от 5 до 15 лет – раб, а после 15 – равный”.

Период “Царь”

Первые пять лет в жизни ребенка являются наиболее важными. В течение

этого короткого времени между родителями и ребенком устанавливаются взаимоотношения любви и доверия. Если ему нужно что-то, только они могут дать ему это. Поэтому, принцип таков, что в течение этих пяти лет отношения строятся на платформе любви. Наказания не применяются к ребенку в таком раннем возрасте, поскольку его интеллект недостаточно развит для того, чтобы понять это правильно. Ребенка можно учить, но не наказывать.

Единственная ее возможность повлиять на него – это доходчиво и мягко объяснять, что если он будет так поступать, то все от него отвернуться: мама, его семья, родные – все, и он останется совершенно один. Эти понятия формулируются кратко и по-японски лаконично: «то, что ты делаешь – плохо (грязно, стыдно и т.п.)». Не смотря на то, что это всего несколько слов, малышом они воспринимаются весьма серьезно, и опасность удаления от близкого коллектива действует на него очень сильно. 

Период “Раб”

В этот период свобода ранних лет жизни сменяется чередой строгих обязанностей и ограничений. Когда ребенок подрастет, наказание будет иметь эффект, поскольку ребенок будет видеть, что есть кто-то, кто любит, но поправляет меня. Поэтому, ребенок будет позитивно реагировать на наказание, видя любовную заботу родителей. Если “любовные” взаимоотношения не установлены, и ребенок наказывается, он будет думать, что его опекуны набрасываются на него под влиянием своего гнева, и он не будет принимать их уроков.

При этом японцы считают применение физической силы к ребёнку недопустимым. Ребёнку ставят в пример прилежное поведение других и пугают тем, что его перестанут уважать, как в семье, так и в обществе, что подразумевает одиночество. В одной из школ Японии ввели интересный урок труда – непослушных учеников в наказание заставляют голыми руками мыть туалеты.

Период “Равный”

Считается, что пятнадцатилетний подросток – это уже взрослый человек, который четко знает свои обязанности и подчиняется правилам.  Уже выработано чувство ответственности за свои поступки, есть знания о тех действиях, которые опасны возможным отчуждением от общества, и человек имеет полное право считаться взрослым.

Считаете ли вы возможным применение принципа японской системы воспитания детей? Какие особенности здесь можно выделить с учетом российского менталитета? Какие недостатки и преимущества дынной системы вы видите?

Автор темы “Египтянин”

galactikka.com

особенности, актуальные методы и традиции

Не секрет, что Япония является страной, в которой одним из главных принципов общества считается соблюдение традиций. С ними человек знакомится уже с самого рождения. После традиции идут рядом на протяжении всей его жизни. И несмотря на то что на современное социальное устройство Японии оказывает свое влияние Запад, перемены, принесенные в Страну восходящего солнца, вовсе не касаются глубинных общественных структур. Они проявляются лишь во внешнем подражании модным веяниям и тенденциям.

То же самое можно сказать и о воспитании ребенка в Японии. Оно коренным образом отличается от тех педагогических приемов, которые применяются в России. Например, на японских игровых площадках для детей невозможно услышать грубые фразы типа «я тебя сейчас накажу» или «ты ведешь себя плохо». И даже в тех случаях, когда эти малыши начнут драться с мамой или, взяв в руки фломастеры, обрисовывать белую дверь магазина, никаких выговоров со стороны взрослых не будет. Ведь ребенку до 5 лет в Японии позволительно все. Подобные либеральные традиции воспитательного процесса никак не укладываются в представление российских людей.

В этой статье будет рассмотрено кратко воспитание детей в Японии. Чем же примечательна эта система?

Роль матери

Забота о воспитании ребенка в Японии ложится, как правило, на плечи женщины. Отцы в этом процессе участия практически не принимают. Особенно это касается первых лет жизни малыша.

Статус мам в Японии выделен особо. Этих женщин принято называть «амаэ». Перевести на русский язык значение этого слова довольно трудно. Оно выражает собой желанную и очень глубокую зависимость малыша от самого главного и любимого человека в его жизни.

Конечно, японские матери делают для своего чада все, что зависит от них. Увидеть в этой стране плачущего ребенка практически невозможно. Мама делает все, чтобы не давать ему для этого повода. На протяжении первого года своей жизни малыш постоянно находится с женщиной. Мать носит его на груди или за спиной. А для того чтобы это было возможным при любой погоде, японские магазины одежды предлагают специальные куртки, в которых есть отделения для детей, пристегивающиеся с помощью молний. Когда малыш подрастает, вставка отстегивается. Таким образом, куртка становится обычной одеждой. Мать не оставляет свое дитя даже ночью. Карапуз всегда спит возле нее.

Японские мамы никогда не станут утверждать власть над своими детьми. Считается, что это может привести к возникновению чувства отчуждения. Мать никогда не станет оспаривать желания и волю ребенка. А если она захочет выразить свое недовольство тем или иным поступком своего чада, то сделает это косвенно. Она просто даст понять, что ее огорчает его поведение. Стоит отметить, что большинство японских детей буквально боготворят своих мам. Именно поэтому, совершив некий проступок, они непременно прочувствуют раскаяние и вину за свои действия.

Знакомясь с интересными фактами о воспитании детей в Японии, стоит отметить то, что при возникновении конфликтной ситуации мать никогда не станет отдаляться от своего малыша. Напротив, она попытается быть к нему как можно ближе. Считается, что это позволит усилить столь необходимый в подобной ситуации эмоциональный контакт.

Также в Японии дети не помогают своим мамам мыть посуду. Не убирают они и в комнате. Подобное в стране просто не принято. Работа по дому полностью ложится на плечи хозяйки. Считается, что женщина, попросившая о помощи, не способна справиться со своей основной функцией – содержать в порядке жилище и быть матерью. Не помогают в хозяйственных делах друг другу даже самые близкие подруги.

Материнство считается основной функцией женщины в Японии. Причем она непременно превалирует над остальными. Даже при общении между собой женщины этой страны редко обращаются друг к другу по именам. Они указывают именно на семейный статус своей собеседницы, говоря: «Здравствуй, мама такого-то ребенка, как твои дела?»

Ступени воспитания

Основными элементами японской системы педагогики являются три модуля. Это своеобразные ступени, по которым малышу предстоит пройти в различные периоды своей жизни.

Итак, основными фазами, которые существуют в традиционном воспитании ребенка в Японии, являются:

  1. Ступень «император». При воспитании детей в Японии до 5 лет считается, что им дозволено практически все.
  2. Ступень «раб». Она длится в течение 10 лет, когда ребенок находится в возрасте от 5 до 15 лет.
  3. Ступень «равный». Эту фазу дети проходят после своего пятнадцатилетия.

Стоит отметить, что принятый в Японии метод воспитания детей эффективен только в этой стране. Ведь его принципам следуют все взрослые, которые проживают на территории государства – от мегаполисов до провинций. Применительно к другой среде подобная методика будет нуждаться в некоторой корректировке с целью адаптации ее к местным условиям.

«Император»

Первая фаза предназначена для воспитания детей до 5 лет. В Японии в этом возрасте взрослые практически ничего не запрещают ребенку.

Мама все разрешает делать своему чаду. От взрослых ребенок может услышать лишь предостережения «плохо», «грязно» или «опасно». Однако если он все же обжегся или ушибся, мама считает, что виновата в этом только она. При этом женщина просит у ребенка прощения, что не смогла уберечь его от боли.

Дети, начав ходить, находятся под маминым присмотром постоянно. Женщина следует за своим карапузом буквально по пятам. Часто матери организуют для своих детей игры, в которых сами принимают активное участие.

Что касается пап, то их можно увидеть на прогулке лишь в выходные дни. В это время семья стремится выехать на природу или посетить парк. Если же погода не позволяет сделать этого, то местом для проведения досуга становятся игровые комнаты в крупных торговых центрах.

Японские родители никогда не станут повышать на своих детей голос. Не будут они и читать им нотации. О телесных наказаниях и вовсе не может быть никакой речи.

В стране нет никакого общественного порицания действий маленьких детей. Взрослые не станут делать замечаний ни малышу, ни его матери. И это несмотря на то что на улице ребенок может вести себя по меньшей мере невоспитанно. Многие дети пользуются этим. Исходя из того, что воспитание детей в Японии до 5 лет происходит при отсутствии наказания и осуждения, малыши очень часто ставят свои прихоти и капризы превыше всего.

Сила личного примера

Особенности воспитания детей в Японии на ступени «император» для американских и европейских родителей кажутся баловством, потаканием капризам, а также полным отсутствием контроля со стороны взрослых. Однако это совсем не так. Власть родителей при воспитании ребенка в Японии намного сильнее, чем на Западе. Дело в том, что в ее основе традиционно лежат обращения к чувствам, а также личный пример.

В 1994 г. был проведен эксперимент, результаты которого должны были указать на разницу в подходах к воспитанию и образованию детей в Японии и в Америке. Ученым Азума Хироши было предложено мамам, представительницам обеих культур, собрать со своими детьми конструктор-пирамидку. Наблюдения выявили интересный факт. Японки вначале показывали своим малышам, каким образом можно выстроить конструкцию. Только после этого они позволяли ребенку повторить свои действия. Если дети ошибались, то женщины начинали показывать им все с начала.

Американские матери шли совершенно другим путем. Вначале они объясняли своему чаду алгоритм необходимых действий, а после выполняли их вместе с малышом.

Замеченная исследователем разница в воспитательных методиках была названа «вразумляющим типом родительствования». Его придерживались японские матери. Они «вразумляли» детей вовсе не словами, а воздействовали на их сознание поступками.

Особенности воспитания детей в Японии заключаются в том, что с младенчества их приучают проявлять внимание к своим чувствам, а также к чувствам окружающих людей и даже предметов. Мама не станет отгонять маленького проказника от горячей чашки. Однако если ребенок обжегся, то «амаэ» непременно попросит у него прощения. При этом она обязательно упомянет о том, что поступок ее карапуза причинил ей боль.

Еще один пример. Разбаловавшись, ребенок ломает свою любимую машинку. Европейка или американка в таком случае отберет игрушку. После этого она прочитает нотацию малышу о том, что ей пришлось долго трудиться, чтобы купить ее в магазине. Японка же в таком случае скажет ребенку, что он сделал машинке больно.

Итак, традиции воспитания детей в Японии до 5 лет разрешают им практически все. При этом в их сознании происходит формирование образа «я – хороший, любящий родителей и воспитанный».

«Раб»

Данная фаза системы воспитания детей в Японии является более продолжительной, чем предыдущая. С пяти лет ребенку приходится сталкиваться с реальностью. Ему предъявляются жесткие ограничения и правила, не соблюдать которые он просто не может.

Объяснить данную фазу можно тем, что японское общество по своей сути является общинным. Экономические и природно-климатические условия этой страны всегда заставляли ее население жить и работать сообща. Только благодаря самозабвенному служению делу и взаимовыручке люди получали хороший урожай риса, чем обеспечивали для себя пропитание. Этим и объясняется сильно развитое групповое сознание японцев. В традициях этой страны выражение общественных интересов является приоритетным. Человек осознает, что он не более чем один из элементов в большом и очень сложном механизме. И если он не нашел своего места среди людей, то непременно станет изгоем.

В связи с этим, согласно правилам воспитания ребенка в Японии, его с 5 лет учат быть частью общей группы. Для жителей страны нет ничего более страшного, чем социальная отчужденность. Именно поэтому малыши довольно быстро привыкают к тому, что им необходимо жертвовать своими личными эгоистическими интересами.

Любимые занятия маленьких японских «рабов»

Малыши, которых отдают в детский сад или в специальную подготовительную школу, попадают в руки к воспитателю, который играет роль вовсе не учителя, а своеобразного координатора. Этот специалист использует целый арсенал педагогических методов, одним из которых является «делегирование полномочий по присмотру за поведением». Своих подопечных воспитатель разбивает на группы, каждой из которых не только дает задание по выполнению определенных действий, но и предлагает им проследить за своими товарищами.

Школы в Японии – это то место, где дети ходят в одинаковой строгой форме, ведут себя довольно сдержанно и почтительно относятся к своим учителям. В этом возрасте им прививается принцип равенства. Маленькие японцы начинают понимать, что все они одинаковые члены социума, вне зависимости от происхождения или финансового состояния родителей.

Самые любимые занятия японских детей – хоровое пение, эстафеты и командные спортивные игры.

Начинать следовать законам общества помогает малышам и их привязанность к маме. Ведь если они начнут нарушать нормы, принятые в коллективе, то это сильно расстроит «амаэ». При этом на ее имя ляжет позор.

Итак, фаза «раба» предназначена для обучения ребенка быть частичкой микрогруппы и действовать слаженно с коллективом. При этом происходит формирование социальной ответственности подрастающей личности.

«Равный»

Начиная с 15 лет ребенка считают уже взрослым человеком. Он уже вполне готов к ответственности, которую должен нести и за себя, и за семью, и за все государство.

Молодой японец, вступивший в эту фазу воспитательного процесса, должен знать, а также безукоризненно соблюдать те правила, которые приняты в обществе. Следовать всем нормам и традициям ему необходимо при посещении учебных заведений. Но в свободное время ему позволительно вести себя так, как заблагорассудится. Молодому японцу разрешено носить любую одежду из западной моды или самурайских традиций.

Сыновья и дочери

Традиции воспитания детей в Японии отличаются в зависимости от пола ребенка. Так, сын считается опорой семьи. Именно поэтому воспитание ребенка (мальчика) в Японии тесно связано с традициями самураев. Ведь они позволят дать будущему мужчине умение и силу переносить невзгоды.

Согласно традициям японского народа, мальчиков не допускают к работе на кухне. Считается, что это чисто женское дело. Но при этом сыновей непременно записывают на различные занятия и кружки, что не является обязательным для девочек.

Основу воспитания детей в Японии составляют многочисленные праздники. Есть среди них день посвященный мальчикам. Отдельный праздник существует и для девочек.

В день мальчиков в небо поднимают разноцветные изображения карпов. Ведь только эта рыба способна длительное время плыть против речного течения. Именно поэтому ее считают символом готовности мальчика – будущего мужчины – к тому, что он непременно преодолеет все жизненные трудности.

Что характерно для воспитания девочки в Японии? Ребенка уже с самых ранних лет растят для выполнения функции матери и хранительницы домашнего очага. Девочек учат быть терпеливыми и покорными, а также слушаться во всем мужчину. Малышек обучают готовить, стирать и шить, красиво ходить и одеваться, чувствуя себя полноценной женщиной. После уроков им не обязательно посещать кружки. Девочкам дозволяется посидеть в кафе с подружками.

Секреты воспитания в Японии

Тот подход, который жители Страны восходящего солнца применяют в педагогике, достаточно интересен. Однако его можно рассматривать не просто как воспитание. Это целая философия, основное направление которой – упорство, заимствование и уважение к личному пространству.

Педагоги многих стран мира уверены, что японская система, которая носит название Икудзи, позволила стране за самое непродолжительное время добиться ошеломляющих успехов, чтобы занять свое место в списке ведущих стран мира.

Каковы основные секреты подобного подхода?

  1. «Не индивидуализм, а только сотрудничество». Этот метод в воспитании детей применяется для направления «дитя Солнца» по верному пути.
  2. «Каждый ребенок – желанный». Происходит это потому, что считается, что женщина, будучи матерью, может быть уверена, что займет определенное положение в социуме. Для мужчины считается большим несчастьем, если он не будет иметь наследника.
  3. «Единство матери и ребенка». Воспитанием своего малыша занимается только женщина. Она не выходит на работу, пока сыну или дочке не исполнится 3 года.
  4. «Всегда рядом». Мамы следуют за своими детьми повсюду. Малюток женщины носят всегда с собой.
  5. «Отец тоже участвует в воспитании». Это происходит в долгожданные выходные.
  6. «Ребенок делает все, как родители, и учится делать это еще лучше их». Папы и мамы постоянно поддерживают свое чадо в его успехах и начинаниях, приучая его имитировать их поведение.
  7. «Воспитательный процесс направлен на развитие самообладания». Для этого используются различные методы и специальные приемы. Один из них – «ослабление контроля со стороны педагога».
  8. «Основная задача взрослых – воспитать, а не дать образование». Ведь в дальнейшей жизни детям придется самим быть в какой-то группе. Именно поэтому с ранних лет они учатся анализировать возникающие в играх конфликты.

Задача японского образования

Основной целью педагогики Страны восходящего солнца является воспитание члена коллектива. Для жителей Японии интересы корпорации или фирмы стоят превыше всего. В этом и кроется успех товаров этой страны, которым они пользуются на мировых рынках.

Подобному здесь учат с самого детства, то есть быть в группе и приносить обществу пользу. При этом каждый житель страны непременно будет считать, что в ответе за качество того, что он делает.

fb.ru

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о