Методы воспитания в педагогике классификация и характеристика – 5. Классификация методов воспитания и их характеристика.

5. Классификация методов воспитания и их характеристика.

Классификация
 это
выстроенная по определенному признаку
система методов.

В
настоящее время наиболее объективной
и удобной является классификация методов
воспитания на основе направленности
Г.И. Щукиной.

Выделяют 3 группы методов воспитания:

a)      Методы
формирования сознания личности

убеждение-
рассказ- объяснение- разъяснение- лекция-
этическая беседа


внушение – инструктаж- диспут- доклад-
пример

b)     Методы
организации деятельности и формирование
опыта общественного поведения


упражнения- приучение- педагогическое
требование- общественное мнение


поручение- воспитательные ситуации

c)      Методы
стимулирования поведения деятельности


соревнования- поощрение- наказание

Рассказ
на этическую тему – 
яркое,
эмоциональное изложение конкретных
фактов и событий, имеющих нравственное
содержание, воздействующее на чувство,
рассказ помогает воспитанникам понять
и усвоить смысл моральных оценок и норм
поведения.

Разъяснение
 это
метод эмоционального, словесного
воздействия на воспитанников. Важная
черта – ориентированность воздействия
на данную группу или отдельную личность.
Применяется только тогда когда
воспитаннику действительно необходимо
что-то объяснить, так или иначе повлиять
на его сознание

Внушение
 проникая
незаметно в психику, действует на 
личность человека.

Создаются
установки и мотивы деятельности.
Используются в том случае когда
воспитанник должен принять определенную
установку. (используется для усиления
воздействия других методов воспитания.

Этическая
беседа –
 метод
систематического и последовательного
обсуждения знаний, предполагающий
участие воспитателей и воспитанников.
Воспитатель выслушивает и учитывает
мнение собеседников.

Цель
этической беседы –
 углубление,
упрочнение нравственных понятий,
обобщение и закрепление знаний,
формирование системы нравственных
взглядов и убеждений.

Пример
 воспитательный
метод исключительной силы. Его воздействие
основывается на том, что явления,
воспринимаемые зрением быстро и без
труда запечатлеются  в сознании.
Пример дает конкретные образцы для
подражания и тем самым активно формирует
сознание, чувства, активную деятельность.
Психологической основой примера служит
подражательность. Благодаря ей люди
овладевают социальным и нравственным
опытом.

Упражнение 
 практический
метод воспитания, существование которого
состоит в многократном выполнении
требуемых действий, доведение их до
автоматизма. Результат упражнений –
устойчивые качества личности, навыки
и привычки.

Эффективность
упражнения зависит от:

·         Систематики
упражнений

·         Содержания

·         Объема

·         Доступности
и пассивности

·         Частоты
повторения

·         Контроля
и коррекции

·         Личных
особенностей воспитанника

·         Места
и времени выполнения упражнения

·         Сочетание
индивидуальных, групповых и коллективных
форм упражнени1

·         Мотивация
и стимулирование

(надо
начинать упражнение как можно раньше,
чем моложе организм, тем быстрее
укореняются в нем привычки).

Требование
 метод
воспитания, с помощью которого навыки
поведения, выражаясь в личностных
отношениях вызывают стимулирование
или тормозят определенную деятельность
воспитанника и проявляют у него
определенные качества.

По
форме представления:

·         Прямые

·         Косвенные

Косвенные
могут быть:

·         Требование
совет

·         Требование
в игровой форме

·         Требование
доверием

·         Требование
просьба

·         Требование
намек

·         Требование
одобрение

По
результатам воспитания:

·         Позитивное

·         Негативное

По
способу предъявлении:

·         Непосредственные

·         опосредованные

Приучение
 это
интенсивно выполняемые упражнения. Его
применяют тогда, когда необходимо быстро
и на высоком уровне сформулировать
требуемое качество. Нередко сопровождается
болезненными процессами, вызывает
недовольство. Применяется на всех этапах
воспитательного процесса.

Поручение
 с
его помощью школьников приучают к
положительным поступкам. Поручение
дают для того, чтобы развивать необходимые
качества.

Метод
воспитательной ситуации – ситуации не
должны быть надуманными. Ситуации должны
быть естественные. Не мало важную роль
играет неожиданность.

Поощрение
 выражает
положительную оценку действий
воспитанников. Оно закрепляет положительные
навыки и привычки. Действие поощрение
основано на возбуждении положительных
эмоций. Оно вселяет уверенность, повышает
ответственность.

Виды
поощрения:

·         одобрение

·         ободрение

·         похвала

·         благодарность

·         награждение
грамотой или подарком

С
поощрением нужно быть осторожным, чтобы
не переусердствовать.

Соревнование
 это
естественные потребности школьников
к соперничеству и приоритету на воспитание
нужных человеку и обществу качеств.
Соревнуясь школьник развивает физические,
нравственные качества. Эффективность
соревнований повышается когда его цели,
задачи и условия проведения определяют
сами школьники, они же подводят итоги
и определяют победителей.

Наказание
 метод
педагогического воздействия, который
должен предупреждать не желательные
поступки, тормозить школьников, вызывая
чувство вины перед собой и другими.

Виды
наказания:

·         связанно
с наложение дополнительных обязанностей

·         лишение
или ограничением прав

·         выражение
моральных порицаний м осуждений

Формы
наказаний:

неодобрение, замечание, предупреждение,
обсуждение на собрании, отстранение от
занятий, исключение

Сила
наказания увеличивается, если оно
исходит от коллектива или поддерживается
им.

studfiles.net

3. Характеристика методов воспитания

А.
Методы
формирования сознания.

Эти
методы и по названиям и по существу
совпадают со словесными методами
обучения, потому что главная их функция
— просвещение, фор­мирование знаний
в области социально-нравственных
отношений, норм, правил поведения людей,
формирование взглядов, ценностей. Они
глав­ным образом обращены к сознанию
личности, к интеллектуальной,
потребностно-мотивационной,
эмоционально-волевой сферам личности.
Основной инструмент, источник убеждения
— слово, сообщение, инфор­мация и
обсуждение информации. Это не только
слово взрослого, но и суждения учащихся.
Слово авторитетного учителя бывает
сильным методом воздействия на умы и
чувства школьников, но это требует от
воспитателя высокой культуры и
профессионального мастерства.

Однако
задача не только в том, чтобы объяснить
нормы поведения, установления культуры,
но и вызвать положительное отношение
учащихся, молодежи к ним, желание принять,
сделать своими убеждениями. Эта зада­ча
— информировать и интериоризовать,
донести до сознания — делает ме­тод
убеждения очень непростым, потому что
человек свободен в выборе убеждений, а
молодежь, старшеклассники нечасто
принимают на веру, бе­зоговорочно
идеи, мнения, взгляды даже авторитетного
учителя. К этой группе методов обычно
относят беседу, лекцию, рассказ,
объяснение, дис­пут, пример, внушение.

Лекция,
рассказ, объяснение

это
словесные методы, сообщение и анализ
информации, имеющей воспитательное
содержание и значение.
В
практике занятие, встречу с учениками
и разговор по социально-нравственным
проблемам чаще называют беседой, которая
на самом деле может быть мо­нологическим
выступлением воспитателя. Лекция как
систематизирован­ное изложение
проблемы доступна старшеклассникам.
Рассказ и объясне­ние скорее подходят
для младших и средних школьников. В
каждой из этих форм требуется
информативность, доступность и
эмоциональность, убеди­тельность.
Темы могут быть самые разные: социальная
жизнь, нравствен­ные, эстетические
проблемы, вопросы общения, самовоспитания,
конф­ликты и пр. В методической
литературе воспитатель найдет тематику,
со­держательные материалы и рекомендации
по проведению воспитательных бесед с
учениками всех возрастов.

Материалы
для бесед с учениками воспитателю
следует брать также из средств массовой
информации, где отражены актуальные
вопросы жизни страны, мира, разные
стороны жизни подростков. Готовиться
к воспита­тельным беседам надо
тщательно и ответственно, продумывая
и содержа­ние, и способы подачи
материала, его структуру, и стиль, тон
разговора, психологическую атмосферу.
Главное при этом — избегать формализма,
пустоты. Надо помнить, что учителя в
беседах часто говорят банальности, то,
что дети и так давно знают, сводят свое
выступление к «чтению мора­ли». Это
дискредитирует метод убеждения в
принципе. Учитель должен сам быть убежден
в том, что говорит, и его поведение должно
соответствовать его словам.

Беседа
как обсуждение, дискуссия и диспут

это такие методы, где име­
ет
место
интеллектуальная и эмоциональная
активность самих школьников.
Воспитательная
беседа, дискуссия состоят, как правило,
из краткого вступ­ления воспитателя
и постановки вопросов для обсуждения
преимуществен­но проблемного характера.
Диспут — довольно специальный метод
воспи­тания, предполагает обязательное
столкновение противоположных мнений.
Для проведения диспута требуется
сформулировать тему-название, вопро­сы
для обсуждения, выбрать ведущего (если
это не учитель), ознакомить участников
с правилами, провести предварительную
работу: подготовить некоторых выступающих,
наглядные материалы, помещение.
Результатом обсуждения должно быть не
обязательное согласие всех, а получение
и ос­мысление информации, самостоятельное
размышление и выбор.

Игровой
формой диспута были популярные в нашей
стране в 20—30-е гг. суды: например, суд
над литературным героем — Онегиным.
Это был горя­чий спор сторон защиты
и обвинения, воспитательный эффект
усиливался благодаря игровому азарту,
эмоциям. Аналогом для организации
современ­ных школьных и молодежных
диспутов, дискуссий могут служить
всяче­ские телевизионные ток-шоу.
Воспитатели их могут использовать, как
это они делают с КВН, брейн-рингом и
другими играми.

Обсуждение
с воспитанниками социально-нравственных
и других во­просов, дискуссии требуют
от воспитателя и знаний, и опыта, и
методиче­ских умений. Важно, чтобы
активно участвовали, выступали как
можно больше воспитанников, в идеале —
каждый. Для этого надо придумывать
блиц-опросы, игровые голосования,
объединения в группы, команды и др.
Обсуждать нравственные вопросы с
воспитанниками можно в процессе анализа
конкретных ситуаций, фактов из жизни.
Это заставляет их задумы­ваться,
оценивать поступки людей с этических
позиций. На Западе широко известны
моральные дилеммы Л. Кольберга, с помощью
которых он реко­мендует и диагностировать,
и воспитывать. Вот пример. Десятилетний
ре­бенок спрашивает свою маму, правда
ли, что папа давно сидел в тюрьме за
нарушение закона. Мать знает, что это
правда. Что она скажет сыну? Си­туацию
можно разыграть: ученик сейчас же должен
в роли мамы ответить.

Пример

рассказ, показ, обсуждение, анализ
образца, литературного и/или жизненного
факта, личности.
Одно
значение метода-примера, как мы сказали,
обсуждение эталона, но есть и другое —
демонстрация образца по­ведения
собственным поведением взрослого,
учителя, родителей, всех чле­нов
общества. Действие первого — иллюстрация,
конкретизация общих проблем, активизация
собственной душевной работы. Действие
второго ос­новано на свойстве личности
к подражанию, характер которого зависит
от возраста. Подражание образцам
свойственно всем, взрослым тоже. Тут
дей­ствует закон социальной психологии:
люди в поведении ориентируются на
референтное лицо, чье мнение имеет для
них вес, определяет оценки и по­ведение.

Младшие
школьники берут готовые образцы, они
часто делают все так, как учит любимая
учительница, и даже мама может потерять
свой автори­тет в первое время при
таком учителе. Подражание подростков
носит изби­рательный характер и более
самостоятельно. В юности оно опирается
на активную внутреннюю работу, подростки
и юноши стремятся анализиро­вать
поведение окружающих взрослых и относятся
к ним весьма критично. Образцом для
подражания служат литературные и
исторические лица, сверстники, взрослые,
родители, учителя. Последнее накладывает
особые требования на воспитателя. О
высоких требованиях к учителю, его
особой роли в воспитании, возможности
влиять на учеников много говорили
вели­кие педагоги. «Силой, которая
побуждает каждого воспитанника взглянуть
на самого себя, задуматься над собственным
поведением, управлять собой … является
личность учителя, его идейные убеждения,
богатство его духов­ной жизни», — так
писал В. А. Сухомлинский’. Поэтому задача
пе­дагогического вуза состоит в том,
чтобы не только дать знания, но и
вос­питать будущего учителя. То же
относится и к родителям: они первый и
самый яркий пример для ребенка, им
подражает ребенок, у них учится с первых
дней жизни. Поэтому они должны сознавать
огромную ответ­ственность за воспитание,
равно как и другие взрослые.

Яркой
иллюстрацией силы примера является
старая притча о трех про­поведниках.
Они проповедовали христианство тридцать
лет. Встретившись, поделились опытом.
Один сказал, что больше призывал их
проповедью любви, самопожертвования и
не очень преуспел. Другой сказал, что
грозил им божьей карой, вечными муками,
если они не примут Христа, и тоже
ре­зультаты были невелики. А третий
сказал, что он служил в церкви, жил сам
по заповедям бога рядом с ними, и они
понемногу приходили к нему и де­лались
лучше. Вывод: воспитатель должен
показывать пример ученикам своей жизнью.
Это не значит, что он должен быть идеален,
— это невоз­можно, но он должен честно
делать свое дело.

Важную
роль играют эталоны, формируемые
средствами массовой ин­формации. Увы,
радио, телевидение, газеты и журналы
пропагандируют образцы массовой культуры
и в этом смысле дают плохие примеры. И
это тем более тревожно, что массой людей
информация ТВ и стиль ее подачи
воспринимаются как норма.

Внушение
(суггестия) как педагогический метод
редко описывается в пособиях. Внушение

это воздействие на личность с помощью
эмоциональ­
ных,
иррациональных
приемов при сниженной критичности
личности, при из­вестном доверии к
внушающему.
В
основном оно используется в медицине,
в психотерапии. Разрабатываются теория
и практика суггестии в процессе обучения
(Г. К. Лозанов). В воспитании внушение
выражается в создании эмоционального
фона для совместных переживаний с
помощью музыки, поэзии. Педагогам давно
известно, что сильные совместные и
положитель­ные эмоции являются
воспитывающей силой. Используются также
элемен­ты психологического тренинга
для создания эмоционального состояния,
атмосферы доверия, чувства безопасности.

Б.
Методы организации деятельности и
формирования опыта поведения.

Положительный
опыт поведения создается путем
педагогически пра­вильно организованной
деятельности воспитуемых, которая
является ис­точником воспитания в
этой группе методов. Воспитание в
деятельности имеет ряд закономерностей,
на основе которых формируются требования
к ее организации. Деятельность воспитывает,
если личностно значима для воспитуемых,
имеет «личностный смысл» (А. Н. Леонтьев).
Позиция вос­питанников должна быть
активной, и функции их должны меняться:
все проходят роли исполнителей и
организаторов. Руководство деятельностью
воспитуемых должно быть гибким,
соответствующим педагогической
си­туации.

В
отечественной педагогике организация
деятельности
воспитанников
является ведущим методом воспитания.
Эта группа методов включает в себя
приучение,
педагогическое требование, упражнение,
поручение, обще­ственное мнение,
воспитывающие ситуации.

Педагогическое
требование
понимается
как предъявление
требований
к
выполнению
определенных норм поведения, правил,
законов, традиций, при­
нятых
в
обществе и в его группах.
Требование
может выражаться как сово­купность
правил общественного поведения, как
реальная задача, как конк­ретное
указание о выполнении какого-либо
действия, как просьба, совет, инструкция.
По форме требования бывают прямые и
косвенные. Первые имеют вид приказания,
указания, инструкции, отличаются
решительным тоном, особенно на начальном
этапе воспитания. Косвенные требования
предъявляются в виде просьбы, совета,
намека, они апеллируют к пережи­ваниям,
мотивам, интересам воспитанников. В
развитом коллективе пред­почтительны
косвенные требования.

Требования
заключены в правилах поведения учащихся,
в Уставе шко­лы, в распорядке, режиме
дня образовательного учреждения. В
наличии требований нет никакого насилия,
авторитаризма, которого так боятся
не­которые педагоги. Все люди подчиняются
требованиям, и школьники должны это
тоже делать. Сложность в том, что
подчиняться требованиям норм поведения,
распорядку в школе должны и учителя
тоже, и в первую очередь они. Вот пример:
курить в школе запрещено, поэтому
подростки курят на улице, за углом, на
морозе, а учителя в это время с сигаретой
и кофе сидят в теплой комнатке.

Общественное
мнение

это выражение группового требования.
Оно
ис­пользуется в развитых коллективах
при оценке поступков и выражается в
нормах, ценностях, взглядах на жизнь
всех членов группы, класса. Проб­лема
здесь в том, что часто неофициальное
общественное мнение, напри­мер
учеников, не совпадает и прямо
противоположно мнению учителя. Это
говорит о низком уровне воспитанности
и является педагогической задачей для
воспитателя класса. Педагог должен
формировать здоровое обществен­ное
мнение, стимулируя выступления учащихся
с оценкой их деятельности, обсуждая
факты из жизни класса.

Приучение
и упражнение содействуют формированию
устойчивых спо­собов поведения,
привычек, характера. Приучение

это организация регу­лярного выполнения
воспитанниками действий с целью их
превращения в при­вычные формы
поведения.
Привычки
становятся устойчивыми свойствами и
отражают сознательные установки
личности, поэтому их так важно форми­ровать.
Приучение эффективно на ранних этапах
развития. Методика тре­бует объяснять
воспитанникам, что, как и зачем нужно
делать. Приучение предполагает и проверку
выполнения действий. С первых дней в
школе де­тей приучают к очень многому:
организовать свое рабочее место,
распреде­лить время, общаться с
учителем и другими детьми и т. д.

Упражнение

многократное повторение и совершенствование
способов действий как устойчивой основы
поведения.
В
широком смысле это такая организация
жизни и деятельности воспитанников,
которая создает усло­вия для поступков
в соответствии с общественными нормами.
Упражнение опирается на приучение,
тесно с ним связано и реализуется через
поруче­ние, выполнение роли в общей
деятельности. Поручение
как
метод воспита­ния — это исполнение
учеником какого-либо дела.
Участие
в коллективных делах на всех стадиях
(планирование, исполнение, оценка)
развивает спо­собности и формирует
качества личности. Упражнение как метод
в руках воспитателя состоит в том, что
он организует различные дела воспитан­ников
и вовлекает их в активное исполнение.
Иначе говоря, упражнение имеет место,
когда воспитанники идут в поход и ставят
палатку, когда го­товят концерт и
выступают на сцене, когда участвуют в
конференции, вы­ступают на собрании,
— всегда, когда они заняты содержательной,
разви­вающей деятельностью. Приучение,
упражнение, поручение эффективны, если
опираются на положительные мотивы
деятельности и в свою очередь формируют
их. Упражнение может носить несколько
искусственный, спе­циально организованный
характер, тогда оно носит название
воспиты­вающей ситуации.

Воспитывающие
ситуации

это обстоятельства затруднения, выбора,
толчка к действию, они могут быть
специально организованы воспитателем.
Их
функция — создать условия для сознательной
активной деятельности, в которой
проверяются сложившиеся и формируются
новые нормы поведе­ния, ценности. Это
могут быть ситуации конфликта в группе,
выбора пра­вильного решения и пр. А.
С. Макаренко, например, во время
демонстра­ции кинофильма просил
некоторых воспитанников проверить
порядок в соседнем помещении. В школьной
жизни нередки такие ситуации, когда
ученик вынужден проявлять ответственность,
инициативу, чувство соли­дарности.

В.
Методы стимулирования поведения и
деятельности.

Сущность
действия этой группы методов состоит
в побуждении к соци­ально одобряемому
поведению или к торможению, сдерживанию
нежела­тельного поступка. Побудителем
к поступку и средством закрепления
при­вычки выступает поощрение, т. с.
одобрение. Сдерживающим средством
является наказание, осуждение поступка
воспитуемого. Психологической основой
этих методов является переживание,
самооценка воспитанника, осмысление
поступка, вызванные оценкой учителя
и/или товарищей. Че­ловеку в группе
свойственно ориентироваться на признание,
одобрение и поддержку своего поведения.
На этом основана коррекция поведения
вос­питанников с помощью его оценки.

Поощрение

это
выражение положительной оценки,
одобрения, призна­
ния
качеств,
поступков, поведения воспитанника или
группы.
Оно
вызывает чувство удовлетворения,
уверенности в своих силах, положительную
само­оценку, стимулирует воспитанника
к улучшению его поведения. Формы
поощрения: похвала, благодарность
учителя, взрослых, награждение книга­ми
и/или другие материальные награды.
Методика поощрения рекомендует одобрять
не только результат, но мотив и способ
деятельности, приучать воспитанников
ценить сам факт одобрения, а не его
материальный вес. Поощрение чаще
требуется младшим школьникам и неуверенным
в себе детям.

Наказание

это
выражение отрицательной оценки, осуждения
действий
и
поступков,
противоречащих нормам поведения.
В
отечественной педагогике в 20-е гг. был
период увлечения идеями «свободного
воспитания», нена­сильственного
воспитания, когда школа отказалась от
наказания как мето­да, унижающего
личность и имеющего негативные
последствия. Однако позже было признано
правомерным педагогически грамотное
применение наказания: оно, вызывая
чувство стыда, неудовлетворенность,
корректиру­ет поведение ученика, дает
ему возможность понять свою ошибку.
Метод наказания требует обдуманных
действий, анализа причин проступка и
вы­бора такой формы, которая не унижает
достоинства личности. Формы на­казания
разнообразны: замечание учителя,
предупреждение, беседа, вызов на педсовет,
перевод в другой класс, школу, исключение
из школы. Част­ным случаем наказания
является метод естественных последствий:
насо­рил — убери, нагрубил — извинись.
Чрезвычайно интересный опыт наказа­ния
имеется в педагогике А. С. Макаренко. В
первую очередь он доказыва­ет, что
формы наказания тесно связаны со всей
постановкой воспитания в учреждении,
с уровнем развития коллектива, культуры
педагогов.

В
советской школе применялся и такой
стимулирующий метод, как со­ревнование,
основанный на тяге детей к игре,
состязанию. К сожалению, соревнование
приобрело идейно-политический и
формальный характер. Однако очищенные
от идеологии и формализма соревнование,
соревнова­тельные игры могут успешно
использоваться. В целом методы этой
группы рассматриваются как вспомогательные,
в особенности наказание: надо так строить
воспитание, чтобы была минимальная
необходимость в репрессив­ных
действиях.

Следует
сказать, что любой метод воспитания
тесно связан со всей вос­питательной
системой образовательного учреждения,
что нет каких-то осо­бых, уникальных,
«волшебных» методов, которые решают
все проблемы. Практика воспитания ставит
перед воспитателем вопрос о выборе и
приме­нении адекватных методов
воздействия на воспитанников и техники
их ис­пользования. Согласно науке это
зависит от многих факторов: от цели и
содержания воспитания, от степени
воспитанности воспитуемых, уровня
развития межличностных отношений,
авторитета и опыта воспитателя, возрастных
и индивидуальных особенностей воспитуемых.
Так, в слабораз­витом коллективе будут
необходимы четкие требования, исходящие
на пер­вых порах от воспитателя. В
группе со здоровым общественным мнением
и традициями уместны советы, индивидуальные
беседы.

Поскольку
абсолютно «правильных» методов на все
педагогические ситуации не существует,
воспитатель пользуется для достижения
целей обычно комплексом методов, создавая
стратегию воздействия, рассчитан­ную
на определенное время. Воспитатель-мастер
владеет разными мето­дами и находит
оптимальные их сочетания для конкретной
ситуации и учеников. Шаблон здесь
противопоказан. Совокупность выбираемых
воспитателем методов воспитания и
техника их применения зависят в большой
степени от личности воспитателя, его
опыта, культуры, от воз­раста и пола,
от особенностей характера, темперамента.
То, как разгова­ривает, общается с
учениками старый опытный учитель-мужчина,
не смо­жет сделать, да и не должна
слепо копировать, молодая выпускница
уни­верситета.

Д.
Методы контроля, самоконтроля и
самооценки.

Данные
методы направлены на анализ и оценку
результатов воспита­ния. К ним, как
было сказано выше, относят наблюдение,
опросные методы
(беседы,
анкетирование), тестирование, анализ
результатов деятельно­сти, — по сути,
это методы диагностики личности. Их
вряд ли можно счи­тать собственно
методами воспитания, если помнить, что
метод — это способ воздействия.
Воспитательная функция методов контроля
является скорее не основной, а
сопутствующей. Они влияют на формирование
вос­питанников скорее косвенно.
Основная функция методов контроля —
оценка степени достижения целей
воспитательного процесса, т. е. оценка
его эффективности по результатам
воспитания. По этим же результатам
оценивают и профессионализм учителя.
Другое дело, что полученные эти­ми
методами данные о воспитанности учеников
можно в какой-то форме сообщать ученикам,
чтобы обсудить с учеником его развитие,
проблемы, проконсультировать, оказать
психолого-педагогическую помощь,
поддерж­ку и т. п. Но беседы и консультации
не есть собственно метод контроля.
Методы же самоконтроля и самооценки
относятся скорее к методам само­воспитания,
поэтому могут использоваться учениками
вне контактов с пе­дагогом. Но если в
школе ведутся психотерапевтические
занятия школь­ным психологом или
приходящим консультантом, тогда
результаты само­оценки могут стать
предметом индивидуального или группового
анализа с целью, например, коррекции
поведения. Словом, пока что для массового
учителя эти методы — довольно далекая
экзотика. Если же личностные тесты,
различные диагностические методики
будут доступны учителям, ко­торые к
тому же будут обладать необходимой
компетенцией, тогда эти ме­тоды можно
включать в арсенал учителя.

Методы
воспитания в западной педагогике.

Для
современного воспитателя важно иметь
широкий кругозор и знать, какие методы
и формы воспитательной работы применяют
в развитых странах мира.

Западные
подходы к воспитанию, в частности к
описанию системы ме­тодов, базируются
в основном на бихевиористической
психологии и психо­анализе. Согласно
бихевиоризму воспитание есть формирование
правиль­ных, социально одобряемых
поведенческих реакций, по сути, выработка
условных рефлексов. Согласно психоанализу
воспитание есть процесс при­ведения
разрушительных инстинктивных влечений
(ОНО) в гармонию с требованиями «сверх-Я»,
с нормами и правилами общественной
жизни. Несмотря на разницу подходов, в
западной и отечественной педагогике в
методах воздействия на личность есть
общее. Это можно видеть на при­мере
службы «Гайденс» в американской школе.
Эта служба — группа пси­хологов,
социальных работников, учителей,
воспитателей — имеет задачу оказывать
психолого-педагогическую и социальную
помощь ученикам в их затруднениях:
познании себя и окружающего мира, в
учении, выборе про­фессии, саморазвитии.
Для этого педагогическими работниками
использу­ются как чисто педагогические
методы, так и психологические,
психотера­певтические.

Во-первых,
лекции, объяснения взрослых по различным
социальным, нравственным, психологическим,
медицинским, профессиональным во­просам
(обычно для класса, большой группы).

Во-вторых,
групповые дискуссии и ролевые игры,
тренинги для 5—20 че­ловек. Это
психотерапевтические методики. В ролевых
играх инсценируют­ся жизненные
ситуации и проигрываются разные модели
поведения, затем обсуждаются и выносятся
рекомендации. Достигается цель
формирования навыков общения, поведения,
управления своими эмоциями. Групповые
дискуссии под руководством ведущего
напоминают наши беседы на нрав­ственные
темы.

В-третьих,
используются индивидуальные беседы,
занятия, консульта­ции по материалам
диагностики учащегося. Для всего этого
выделяется специальное время в расписании.
В западных школах для воспитания
ис­пользуются и специальные учебные
предметы (курсы), состоящие из серии
уроков, основная цель которых —
формирование сознания и поведения, там
это называется «аффективное воспитание».
Например, имеется курс обучения разрешению
конфликтов или курс обучения самопознанию
и контролю над своим поведением. В
западных школах имеется и внеурочная
деятельность школьников, в которой
используются методы, сопоставимые с
нашими упражнениями, приучениями,
организацией деятельности. Там, как и
у нас, есть ученическое самоуправление,
различные советы, клубы, проводятся
музыкальные фестивали, конкурсы ораторов,
игра «Демокра­тия», выбирают президента
класса или школы.

При
анализе видно общее в методах воспитания
в отечественной и миро­вой педагогике:
объяснение норм и правил, упражнение в
деятельности, об­суждение жизненных
вопросов. Однако есть разница. На Западе
широко ис­пользуются психотерапевтические
методы:
обсуждение
и разыгрывание ситуа­ций, психологические
тренинги, тестирование. Позитивное в
этом — акцент на самопознании,
саморазвитии, управлении собой. Возможно,
что негатив­ной стороной является
ограничение психологической лабораторией,
недо­оценка реальной деятельности и
реального, а не игрового решения жизненных
проблем школьника. На этом последнем
сделан акцент как раз в отечествен­ной
педагогике: воспитывать, вовлекая детей
в активную социальную деятель­ность.
При этом нашей школе следует освоить
приемлемые психотерапевти­ческие
методики воспитания детей, которые
должна рекомендовать наука.

studfiles.net

12. Методы воспитания и их сущность. Классификация методов воспитания.

Воспитание
– это процесс целенаправленного
формирования личности. Процесс воспитания
– процесс многофакторный, воспитательный
процесс отличается длительностью,
результаты не так явственно ощущаются
и не так близко обнаруживают себя,
непрерывность воспитательного процесса,
личностные качества формируются не по
очередности а комплексно, процесс
воспитания имеет двусторонний характер:
между педагогикой и воспитанием
существует как прямая так и обратная
связь.

Эффективность
воспитания зависит:

  1. от
    сложившихся воспитательных отношений(+
    и -)

  2. от
    соответствия целей и организации
    действий, помогающих эту цель достигнуть

  3. от
    соответствия соц-ой практики и характера
    воспитательного влияния на воспитанников

  4. от
    совокупного действия объективных и
    субъективных факторов

  5. от
    интенсивности воспитания

  6. от
    активности его участников

  7. от
    эффективности развития и обучения

  8. от
    качества воспитательного воздействия

  9. от
    интенсивности воздействия на внутреннюю
    сферу воспитания

  10. от
    уровня развития вербальных и сенсомоторных
    процессов воспитания

  11. от
    интенсивности и качества взаимоотношений
    между самими воспитанниками

Цели
и задачи воспитания:

Цель
воспитания – это то к чему стремится
педагог, воспитательный коллектив. Это
необходимое условие правильного
результативного эффективного воспитания.
Любая воспитательная цель решается в
процессе выдвинутых или поставленных
задач:

  1. Умственная
    задача – вооружение учащихся научными
    знаниями, стремление и желание пополнить
    эти знания.

  2. Нравственное
    воспитание – формирование нравственных
    норм и привычек поведения, выполнение
    определенного свода законов, норм и
    обычаев, которыми руководствуются люди
    в своем поведении

  3. Трудовое
    воспитание – формирование любви,
    уважения к труду, людям труда, а также
    трудовых умений и навыков.

Методы
воспитания:

Метод
– путь или способ. Метод воспитания –
это путь выбранный педагогом для
достижения намеченной цели. Кроме
методов педагог использует приемы
воспитания – это часть метода.

Каждый
педагог использует различные методы
воспитания, выбор методов зависит от
следующих условий:

  1. Уровень
    воспитанности личности, коллектива

  2. Цель
    воспитания

  3. Содержание
    воспитания

  4. Уровень
    личностного развития воспитателя

  5. Стиль
    и тон отношений в образовательном
    учереждении

Классификация
методов воспитания

Ф.
И. О. ученого

Признаки

Название
метода

Макаренко

По
характеру деятельности

Объяснительно-репродуктивные,
проблемно-ситуативные, приучения,
упражнения, стимулирование , торможение,
руководство

Ильина
Огородников

По
характеру, но более обобщенно

Убеждения,
организации деятельности, стимулирование

Бабанский

Методы
воспитания на сознания чувства и
поведение детей

Воздействие
на сознание, формирование привычек,
организация деятельности.

Независимо
от характера и признаков все ученые
сходятся к следующему:

1)Необходимо
иметь классификацию методов воспитания

2)Любая
классификация методов воспитания должна
помогать педагогу в воспитательном
процессе

3)Необходимо
воздействовать не только на сознание
но и на эмоции, чувства, формировать
привычки поведения. На современном
этапе классификация методов воспитания
должны формировать сознание, эмоции,
чувств, привычек поведения. Наиболее
удобной и современной является
классификация Бабанского.

Методы
формирования сознания: рассказ, беседа,
диспут, лекция. Цель этого метода является
формирование у учащихся твердых научных
знаний, нравственных ценностей.

Рассказ
используется для сообщения новых знаний,
беседа – используется уже когда у
учащихся имеется некоторые знания о
предмете разговора. Эффективность
беседы зависит от актуальности темы.
Диспут – спор, столкновение взглядов,
как правило используется в старших
классах.

Методы
организации деятельности: педагогические
требования, упражнения, создание
воспитательных ситуаций.

Методы
стимулирования поведения и деятельности:
Соревнование, поощрение, наказание.

Методы
контроля, самоконтроля и самооценки.

studfiles.net

Классификация методов воспитания в педагогике

Понятие о методах воспитания

В сложном педагогическом процессе педагог постоянно решает множество задач воспитания, являющиеся задачами социального управления, так как направлены на гармоничное развитие личности. Эти задачи содержат множество неизвестных, сложный и вариативный состав исходных данных и решений. Для прогнозирования искомого результата и принятия правильных решений, педагогу необходимо на профессиональном уровне владеть методами воспитания.

Определение 1

Методы воспитания – это способы взаимодействия педагогов и учащихся для решения поставленных образовательно-воспитательных задач. При этом взаимодействие не паритетное, а с направляющей ролью учителя.

Метод воспитания раскладывается на составляющие части, называющиеся методическими приемами. Приемы имеют частный, подчиненный характер по отношению к методу. Они не обладают своей педагогической задачей, а подчиняются задаче данного метода. Одни методические приемы могут быть использованы в разных методах и наоборот. Соответственно, метод включает в себя несколько приемов, но при этом не является их суммой. Приемы определяют специфику методов работы педагога, наделяют индивидуальностью манеру его работы.

Тесно связаны с методическими приемами и методами средства воспитания, которые применяются в единстве с ними.

Определение 2

К средствам воспитания относятся различные виды деятельности, а также совокупность предметов культуры, привлекаемых для педагогической деятельности.

Классификация общих методов воспитания

На сегодняшний день накоплен большой научный фонд, который раскрывает сущность и законы функционирования методов воспитания. Их классификация позволяет выделить общее и специфическое, важное и случайное, практическое и теоретическое, способствуя целесообразному и эффективному использованию методов, помогая понять назначение и характерные признаки отдельных методов.

Система общих методов воспитания имеет следующие составляющие:

  • методы формирования личностного сознания, включая рассказ, беседу, лекцию, диспут;
  • методы формирования опыта, организации работы и общественного поведения личности, такие как приучение, создание воспитывающих ситуаций, требования, инструктаж, демонстрация, иллюстрации;
  • методы мотивации, стимулирования деятельности и поведения личности, включая соревнования, познавательные игры, диспуты, воздействие эмоционального характера, поощрение и наказание;
  • методы контроля, самооценки и самоконтроля.

Замечание 1

В реальности в педагогическом процессе методы представлены в сложном и достаточно противоречивом единстве. Важное значение здесь отводится не логике отдельных средств, а гармонично организованной системе.

На определенном промежутке педагогического процесса определенный метод может быть использован в изолированном виде. При этом без подкрепления другими методами и без тесного взаимодействия с ними он теряет свое назначение, снижает скорость движения всего образовательного процесса к поставленной цели.

Выбор методов воспитания, их сочетание находятся в зависимости от определенной педагогической ситуации. При выборе важно учитывать следующее:

  • направление воспитания, продиктованное сложившейся ситуацией;
  • характер и степень развития воспитанников;
  • степень зрелости группы, коллектива, где реализуется воспитательный процесс;
  • индивидуальные и личностные особенности детей.

В связи с этим опытный педагог должен знать всю совокупность воспитательных методов, находить комбинации, соответствующие в наибольшей степени определенной ситуации, мыслить не шаблонно.

spravochnick.ru

2. Классификация методов воспитания

Познанию
методов способствует их классификация,
деление на классы, группы по какому-либо
признаку, основанию. В педагогике нет
строго науч­ной классификации методов
по какому-то одному основанию. Большинством
специалистов выделены и наиболее изучены
пять методов: убеждение, упраж­нение,
пример, поощрение, наказание и их
конкретные варианты, разновид­ности,
которые, как мы сказали, иногда называют
приемами, формами. Эмпи­рически,
основываясь на опыте, действительно
можно видеть эти методы. Пе­дагог
воспитывает, объясняя, рассказывая,
обсуждая с детьми нормы морали, поведения
и пр. Учитель воспитывает, вовлекая
детей в деятельность и пока­зывая сам
образцы поведения. Наконец, он одобряет
или осуждает поступки учеников, тем
самым стимулирует и корректирует их
поведение, развитие.

Научная
классификация требует, однако, выделения
строгих основа­ний, существенных
признаков для различения объектов.
Поэтому класси­фикация методов
способствует их познанию и, во-вторых,
их сознательно­му, эффективному
использованию. Но многообразие методов
воспитания, неопределенность их признаков
и границ между ними и другими катего­риями
затрудняет их классификацию.

Анализ
показывает, что в основу классификации
часто кладут направ­ленность способа
воздействия на ту или иную сферу личности:
на созна­ние, на поведение, на
эмоционально-волевую сферу. Иначе
говоря, есть методы, направленные
преимущественно на формирование знаний,
взгля­дов, оценок, направленности,
убеждений личности. Их называют методами
формирования сознания или методами
формирования убеждений.
Есть
методы, направленные преимущественно
на формирование привычек, стереотипов
поведения, типичных поведенческих
реакций. Их называют методами
фор­мирования поведения и организации
деятельности.
И
есть методы, называе­мые порой
вспомогательными, которые направлены
на коррекцию
и стиму­лирование поведения
(соревнование,
игра, поощрение, наказание).

В
основу классификации методов воспитания
и обучения, предложен­ной Ю. К. Бабанским,
положена концепция деятельности.
Согласно ей имеются компоненты в любой
деятельности: осознание, организация,
сти­мулирование и контроль. Они, эти
составляющие деятельности, их место в
структуре процесса воспитания, и явились
основанием для выделения че­тырех
групп общих методов целостного
педагогического процесса. Заме­тим,
однако, что такой подход дал почти те
же группы методов, которые названы выше,
и что методы воспитания характеризуются
большинством специалистов все-таки
наряду с методами обучения, с учетом
специфики воспитательной работы.

Итак,
согласно более или менее разделяемой
всеми учеными классифи­кации методы
воспитания в отечественной науке
объединяются в четыре группы и составляют
такую систему:

а) методы
формирования сознания: рассказ, беседа,
лекция, дискуссия, диспут, метод примера;

б) методы
организации деятельности и формирования
опыта поведения: упражнение, приучение,
поручение, требование, создание
воспитывающих ситуаций;

в) методы
стимулирования поведения: соревнование,
игра, поощрение,
наказание;

г) методы
контроля, самоконтроля и самооценки:
наблюдение, опросные методы (беседы,
анкетирование), тестирование, анализ
результатов деятельности.

Распределение
методов по группам в значительной мере
условно, пото­му что личность формируется
целиком, не по частям, потому что сознание,
отношения, оценки и поведение формируются
в единстве в любых обстоя­тельствах
и под влиянием намеренных или случайных
действий. В психо­логии есть принцип
единства сознания и деятельности:
сознание формиру­ется в деятельности.
Тем не менее основная функция первой
группы мето­дов состоит в формировании
отношений, установок, направленности,
убеждений и взглядов воспитанников —
всего того, в основе чего лежат знания
о нормах поведения, о социальных
ценностях. В свою очередь, убеждения
человека отражаются на его поведении.

Методы
второй группы реализуют принцип
воспитания в деятельности. Еще А. С.
Макаренко учил, что нельзя развить
мужество или другое каче­ство личности,
не создав условий для проявления
мужества, справедливо­сти, доброты.
Задача педагогов создать такие условия.
Школьная жизнь дает возможность это
сделать: дети имеют поручения, организуют
вместе со взрослыми разные дела в
процессе учебы и вне ее, регулярно и
периодиче­ски «упражняются» в самых
разных умениях, поступках, т. е. вынуждены
по­ступать в соответствии с принятыми
в обществе правилами и ценностями.

С
помощью методов третьей группы педагоги
и сами воспитанники ре­гулируют
поведение, воздействуют на мотивы
деятельности воспитуемых, потому что
общественное одобрение или осуждение
влияет на поведение, происходит
закрепление одобряемых поступков или
торможение неодобряемого поведения.

Методы
контроля и самоконтроля направлены на
анализ и оценку ре­зультатов воспитания
и влияют на формирование воспитанников
скорее косвенно. Если результаты
воспитания в приемлемой форме обсуждать
с учениками, то можно получить значительный
эффект и стимулировать их самовоспитание.

studfiles.net

16Понятие и сущность метода воспитания. Классификация методов воспитания

Методы
воспитания

это способы взаимосвязанной деятельности
воспитателей и воспитанников, направленной
на решение задач воспитания.

И.Ф.Харламов уточняет: методы воспитания
– совокупность способов и приемов
воспитательной работы для развития
потребностно-мотивационной сферы и
сознания учащихся, для выработки привычек
поведения, его корректировки и
совершенствования.
Средства
воспитания

это относительно независимые источники
формирования личности. К ним относят
виды деятельности (труд, игра), предметы,
вещи (игрушки, ЭВМ), произведения и
явления духовной и материальной культуры
(искусство, общественная жизнь), природа.

К средствам относят также конкретные
мероприятия и формы воспитательной
работы (вечера, собрания). Некоторые
считают, что средства – более широкое
понятие, включающее в себя методы, формы
и собственно средства.
Выделяются
иногда приемы воспитания как часть
метода, подчиненная ему и входящая в
его структуру: например, создание
эмоционального настроя с помощью музыки
при проведении беседы с учениками;
переход на “вы” с учеником, когда
ему делают замечание.
Вечер, поход,
литературный спектакль, интеллектуальная
игра, беседа на этическую и другую тему,
конференция учеников и т.д. – это формы
воспитательной работы.
Однако
можно заметить, что они названы среди
методов и средств. Это говорит о том,
что в науке нечетко разделяются методы,
средства и формы воспитания. Тем не
менее методы – одна из основных категорий
воспитания, знание сущности методов
воспитания повышает эффективность их
использования.
Познанию методов
способствует их классификация (деление
предметов на группы по какому-либо
признаку). В педагогике нет строго
научной классификации методов. Эмпирически
выделены и наиболее изучены пять методов:
убеждение, упражнение, пример, поощрение,
наказание. В основу одной из последних
классификаций положена концепция
деятельности, согласно которой выделены
три группы методов воспитания по их
месту в процессе воспитания (Ю.К.Бабанский).
1 гр. Методы формирования сознания
личности (взглядов, оценок). 2 гр. Методы
организации деятельности, опыта
поведения. 3 гр. Методы стимулирования
деятельности и поведения.
Выделение
первой группы основано на принципе
единства сознания и поведения. Сознание
как знание, совокупность представлений
о мире определяет поведение и одновременно
формируется в нем. Вторая группа методов
выделена на основе тезиса о формировании
личности в деятельности. Третья группа
отражает потребностно-мотивационный
компонент деятельности: одобрение или
порицание поступка формирует поведение.
Характеристика
методов формирования сознания личности.
Особенности применения методов убеждения
и внушения

Синонимичное
название – методы
убеждения.

Они главным образом обращены к сознанию
личности. Их функции: формирование
знаний о морали, труде, общении и пр. в
сознании школьников, формирование
представлений, понятий, отношений,
ценностей, взглядов; обобщение, анализ
собственного опыта школьников,
трансформация общественных ценностей,
норм, установок в индивидуальные.
Основной инструмент, источник методов
убеждения – слово, сообщение и обсуждение
информации. Это не только слово взрослого,
но и суждения учащихся. Слово авторитетного
учителя бывает сильным методом воздействия
на умы и чувства школьников, но это
требует высокой культуры и профессионального
мастерства. К этой группе методов
относятся беседа, лекция, рассказ,
объяснение, диспут, пример, внушение.

Лекция,
рассказ, объяснение

это монологические формы. Лекция как
систематизированное изложение проблемы
доступна старшеклассникам. В каждой из
этих форм требуется информативность,
доступность и эмоциональность,
убедительность. Темы лекций: социальная
жизнь, нравственные, эстетические
проблемы, вопросы общения, самовоспитания,
конфликты и пр.
Беседа
и диспут

такие методы, где имеет место
интеллектуальная и эмоциональная
активность самих школьников.

Воспитательная беседа состоит, как
правило, из краткого вступления учителя
и постановки вопросов для обсуждения,
преимущественно проблемного характера.
Для проведения диспута требуется
сформулировать название, вопросы для
обсуждения, выбрать ведущего (если это
не учитель), ознакомить участников с
правилами. Результатом обсуждения
должно быть не обязательное согласие
всех, а получение и осмысление информации,
самостоятельное размышление и выбор.
В западной психологии имеется метод
групповой дискуссии, близкий к беседе,
диспуту.
Пример

рассказ, показ, обсуждение, анализ
образца, литературного и/или жизненного
факта, личности.

Его функции – иллюстрация, конкретизация
общих проблем, активизация собственной
душевной работы детей. Его действие
основано на свойстве личности к
подражанию, характер которого зависит
от возраста. Младшие школьники берут
готовые образцы. Подражание подростков
носит избирательный характер и более
самостоятельно. В юности оно опирается
на активную внутреннюю работу. Образцом
для подражания служат литературные и
исторические лица, сверстники, взрослые,
родители, учителя. Последнее накладывает
особые требования на воспитателя. Важную
роль играют эталоны, формируемые
средствами массовой информации,
искусством. Нередко массовая культура
отрицательно действует на детей и
подростков.
Внушение (суггестия) как
педагогический метод редко описывается
в пособиях. Внушение
– это воздействие на личность с помощью
эмоциональных, иррациональных приемов
при сниженной критичности личности,
при известном доверии к внушающему.

В основном оно используется в медицине,
в психотерапии. Разрабатывается теория
и практика суггестии в процессе обучения
(Г.К.Лозанов). В воспитании внушение
выражается в создании эмоционального
фона для совместных переживаний с
помощью музыки, поэзии и т.п. Используются
также элементы психологического тренинга
для создания эмоционального состояния,
способствующего изменению сознания.

18
Характеристика
методов организации деятельности и
опыта общественного поведения

Положительный
опыт поведения создается путем
педагогически правильно организованной
деятельности детей, которая является
источником воспитания в этой группе
методов. Воспитание в деятельности
имеет ряд закономерностей, на основе
которых формируются требования к ее
организации. Деятельность воспитывает,
если личностно значима для детей, имеет
“личностный смысл” (А.Н.Леонтьев).
Позиция учеников должна быть активной,
и функции их должны меняться: все проходят
роли исполнителей и организаторов.
Руководство деятельностью детей должно
быть гибким, соответствующим педагогической
ситуации.
В отечественной педагогике
организация
деятельности

детей является ведущим методом воспитания.
Эта группа методов включает в себя
приучение, педагогическое требование,
упражнение, общественное мнение,
воспитывающие ситуации.
Педагогическое
требование

понимается как предъявление к выполнению
определенных норм поведения, правил,
законов, традиций, принятых в обществе
и в его группах.

Требование может выражаться как
совокупность норм общественного
поведения, как реальная задача, как
конкретное указание о выполнении
какого-либо действия. По форме требования
бывают прямые и косвенные. Первые имеют
вид приказания, указания, инструкции,
отличаются решительным тоном, особенно
на начальном этапе воспитания. Косвенные
требования предъявляются в виде просьбы,
совета, намека, они апеллируют к
переживаниям, мотивам, интересам
учеников. В развитом коллективе
предпочтительны косвенные требования.

Общественное
мнение

это выражение группового требования.

Оно используется в развитых коллективах
при оценке поступков. Педагог должен
формировать здоровое общественное
мнение, стимулируя выступления учащихся
с оценкой их деятельности.
Приучение
и упражнение содействуют формированию
устойчивых способов поведения, привычек.
Приучение
– это организация регулярного выполнения
детьми действий с целью их превращения
в привычные формы поведения.

Привычки становятся устойчивыми
свойствами и отражают сознательные
установки личности, поэтому их так важно
формировать. Приучение эффективно на
ранних этапах развития. Методика требует
объяснять учащимся, что, как и зачем
нужно делать. Приучение предполагает
и проверку выполнения действий.

Упражнение

многократное повторение и совершенствование
способов действий как устойчивой основы
поведения.

В широком смысле это такая организация
жизни и деятельности детей, которая
создает условия для поступков в
соответствии с общественными нормами.
Упражнение опирается на приучение,
тесно с ним связано и реализуется через
поручение, выполнение роли в общей
деятельности. Участие в коллективных
делах на всех стадиях (планирование,
исполнение, оценка) развивает способности
и формирует качества личности. Приучение
и упражнение эффективны, если опираются
на положительные мотивы деятельности
и в свою очередь формируют их.
Воспитывающие
ситуации

это обстоятельства затруднения, выбора,
толчка к действию, они могут быть
специально организованы педагогом.

Их функция – создать условия для
сознательной активной деятельности, в
которой проверяются сложившиеся и
формируются новые нормы поведения,
ценности. Это могут быть ситуации
конфликта в группе, выбора правильного
решения и пр.

  1. Характеристика
    методов стимулирования поведения и
    деятельности. Особенности применения
    методов поощрения и наказания

Сущность
действия этой группы методов состоит
в побуждении к социально одобряемому
поведению. Побудителем выступают
поощрение (одобрение) и наказание
(осуждение) поступка. Психологической
основой этих методов является переживание,
самооценка школьника, осмысление
поступка, вызванные оценкой учителя
и/или товарищей. Человеку в группе
свойственно ориентироваться на признание,
одобрение и поддержку своего поведения.
На этом основана коррекция поведения
учащихся с помощью его оценки.
Поощрение

это выражение положительной оценки,
одобрения, признания качеств, поступков,
поведения школьника или группы.

Оно вызывает чувство удовлетворения,
уверенности в своих силах, положительную
самооценку, стимулирует ученика к
улучшению его поведения. Формы поощрения:
похвала, благодарность учителя, взрослых,
награждение книгами и/или другие
материальные награды. Методика поощрения
рекомендует одобрять не только результат,
но мотив и способ деятельности, приучать
детей ценить сам факт одобрения, а не
его материальный вес. Поощрение чаще
требуется младшим школьникам и не
уверенным в себе детям.
Наказание

это выражение отрицательной оценки,
осуждения действий и поступков,
противоречащих нормам поведения.

В отечественной педагогике был период
отказа от наказания как метода, унижающего
личность и имеющего негативные последствия
(в 20 годы). Однако позже было признано
правомерным педагогически грамотное
применение наказания: оно, вызывая
чувство стыда, неудовлетворенность,
корректирует поведение ученика, дает
ему возможность понять свою ошибку.
Метод наказания требует обдуманных
действий, анализа причин проступка и
выбора такой формы, которая не унижает
достоинство личности. Формы наказания
разнообразны: замечание учителя,
предупреждение, беседа, вызов на педсовет,
перевод в другой класс, школу, исключение
из школы. Частным случаем наказания
является метод естественных последствий:
насорил – убери, нагрубил – извинись.
В
советской школе применялся и такой
стимулирующий метод как соревнование,
основанный на тяге детей к игре,
состязанию. К сожалению, соревнование
было идеологизировано и приобрело
формальный характер в рамках
коммунистической концепции соцсоревнования.
Однако, очищенное от идеологии и
формализма, соревнование может успешно
использоваться. В целом методы этой
группы рассматриваются как вспомогательные,
в особенности наказание: надо так строить
воспитание, чтобы была минимальная
необходимость в репрессивных действиях.

  1. Характеристика
    основных целей, понятий, содержания
    экономического воспитания

Для реализации новых образовательных
функций, целей, задач возможно выделение
отдельных содержательных линий
теоретической и прикладной экономики,
которые могут быть положены в основу
содержания экономического образования.
Наиболее важными и одновременно
универсальными в учебных программах
содержательными линиями могут быть
следующие:

1.Труд и трудовая
деятельность человека.
В этой
содержательной линии следует
сосредоточиться на обязательности
труда для всех, на богоугодности труда,
на сочетании труда и молитвы. Церковь
свидетельствует о двух нравственно и
религиозно оправданных побуждениях к
труду. Первое из них – трудиться, дабы
прокормить себя и своих близких, то есть
получить материальные блага для
поддержания собственного физического,
социального и культурного бытия, для
обеспечения достойного уровня жизни
своей семьи. Второе – это труд на благо
тех, кто нуждается.

Требуется
принципиально иной подход в характеристике
труда и связанных с ним понятий – работа,
дело, деятельность. Труд рассматривается
как акт духовного делания, а не как
источник получения материальных благ.
“Тогда деятельность человека по
производству материальных благ будет
являться работой, а направление этой
работы будет являться делом. Осуществление
этой работы как части Божьего дела,
Божьего домостроительства, божьего
замысла о человеческой личности,
сотворчество человека с богом будет
являться делом его жизни” [4].

Труд
в России не сводился к узкому понятию
экономического ресурса и фактора
производства. Он характеризовался
всегда как особое самобытное
духовно-нравственное экономическое
явление. О. Платонов пишет: “Труд в
хозяйстве русского человека приобрел
характер сложного, многообразного
ритуала, особенности которого определялись
вплоть до мелочей – как мыть, тереть,
сушить, скоблить, солить грибы, ухаживать
за скотом и т.д.” [6].

2. Потребности
людей.
Необходимо изменить традиционно
преподаваемую структуру потребностей
по так называемой “пирамиде Маслоу”.
В качестве главных и определяющих
выделяют духовные потребности человека,
все, что указывает на стремление человека
к Богу. Всякое дело должно быть связано:
с благоугождением Богу, с памятованием
Бога, с упованием на Бога, со страхом к
Богу, с любовью к Богу.

Следует
выделить душевные потребности людей:
стремление к красоте, доброте, любви ко
всему живому на земле, к интеллекту,
культуре, образованию.
Потребность
в земных благах рассматривается через
осознание человеческих грехов, связанных
с излишествами в потреблении пищи,
одежды и множества других материальных
вещей. Антиподом современному
потребительству и постулатам о
безграничности материальных потребностей
людей необходимо сегодня поставить
воздержание, пост, умеренность в
потреблении. Воздержание – одна из
первоначальных, всегда необходимых
добродетелей христианина, понятие,
которое выходит за пределы вопросов,
связанных с ограничением себя в
потреблении только земных благ. Это –
удерживание себя от исполнения тех
своих желаний, которые не согласуются
с Божией волей, не дают пользы душе, не
обогащают ее духовно, не служат к
накоплению ею “сокровищ” в Царстве
Небесном. Апостол Павел говорит: “Все
мне позволительно, но не все полезно”
(1 Кор. 6, 12). Каждый православный человек
должен быть подвижником, а “все
подвижники воздерживаются от всего: те
(мирские) для получения венца тленного,
а мы (христиане) – нетленного” (1 Кор.
9, 25), – говорит апостол Павел.

3.
Экономические ресурсы.
Православие
формирует особое отношение человека к
природной и социальной среде. Окружающий
мир православный человек всегда
воспринимает как мир, Богом сотворенный,
а значит, мир Божий. Этот мир претерпел
изменения в процессе грехопадения
человека, но при этом сохранил изначальное
свое происхождение как творение. Если
человек рожден на этой земле, значит,
не случайно Господь призвал его из
небытия в бытие. На этой земле человек
рожден, это и есть его родина, место
жизни его отцов – Отчизна. Необходимо
сделать особый акцент на бережном
отношении к природным ресурсам. Сберечь
возможно только в том случае, когда люди
не будут расточительны, будут брать от
природы только то, что потребно для
жизни. В этом истоки самоограничения и
воздержания людей.

4.Собственность.

По учению Церкви, люди получают все
земные блага от Бога. Бог – единственный
законный собственник всех земных благ.
Мы же являемся всего лишь пользователями
этих благ. Внешне мы можем видеть, какими
путями попадают к человеку разные вещи
и предметы. Они могут быть:

1. сделаны
своими руками;
2. куплены в магазине
или на рынке;
3. подарены;
4. переданы
по наследству.

  1. Характеристика
    основных целей, понятий, содержания
    патриотического воспитания

studfiles.net

Глава 8. Методы, средства и формы воспитания в современной педагогике

…Отдельное
средство всегда может быть

положительным
и отрицатель­ным,

решающим
моментом является не его прямая

логика,
а логика и дей­ствие всей системы

средств,
гармони­чески организованных.

А.
С. Макаренко

  1. Понятие
    о методах воспитания.

  2. Классификация
    методов воспитания.

  3. Характеристика
    методов воспитания.

  1. Средства
    воспитания.

  1. Формы
    воспитания.

Базовые
понятия:

методы
воспитания, средства воспитания, формы
вос­питания, метод убеждении, метод
упражнения, классный час, классное
со­брание.

1. Понятие о методах воспитания

До
сих пор речь шла об общей характеристике
процесса воспитания, его целях и
содержании, теперь следует выяснить
пути и средства достиже­ния результатов,
помня общую схему любого процесса: цель,
средства, ре­зультат. Когда
профессиональные педагоги или родители
осуществляют свои воспитательные
функции, решают очередные конкретные
педагоги­ческие проблемы, задачи,
проще говоря, занимаются с детьми, ведут
вос­питательную работу, они часто
вынуждены задавать себе вопрос: как
посту­пить, как его, ее, их сделать
любознательными, прилежными,
ответствен­ными, трудолюбивыми и т.
д. — словом, тогда они, педагоги, думают
о ме­тодах воспитания.

Методами
воспитания
современная
наука называет способы
взаимосвя­занной деятельности
воспитателей и воспитанников, направленной
на реше­ние задач воспитания.
Это
соответствует гуманистическому пониманию
процесса воспитания как совместной
деятельности учителей и учеников и
основному закону воспитания: воспитывать
— организуя деятельность вос­питанников.
Как видим, воспитатель все-таки —
организатор деятельности воспитанников,
и это педагоги всегда понимали. Поэтому
метод воспита­ния определяют еще и
как
способ педагогического воздействия на
ребенка.
Например,
И. Ф. Харламов пишет, что методы воспитания
это
совокуп­ность способов и приемов
воспитательной работы для развития
потребностно-мотивационной сферы и
сознания учащихся, для выработки привычек
по­ведения, его корректировки и
совершенствовании.
Видимо,
мы не должны связывать со словом
«воздействие» что-то опасное для ребенка,
нечто авто­ритарное и насильственное.

Да,
профессиональный педагог воздействует
на воспитанников, и при­том главным
образом организуя различные виды
развивающей деятельно­сти, общение,
интересную содержательную жизнь детей
и работающих с ними взрослых. При этом
в разнообразной воспитательной работе
с деть­ми педагог может и жестко
потребовать подчинения принятым нормам
по­ведения, и страстно убеждать,
спорить, доказывать свою правоту, и
вести за собой своим собственным
примером, и осудить неверное поведение,
по­ступок ученика. Мы назвали здесь
почти все наиболее известные методы
воспитания, точнее, внеурочной
воспитательной работы с детьми в
образо­вательных учреждениях:
вовлечение в деятельность (упражнение),
убежде­ние, пример, требование,
наказание.

Уточним,
что специалисты различают методы
воспитания и методы вне­урочной
воспитательной работы. Вслед за Ю. К.
Бабанским ряд ученых рас­сматривают
обучение и воспитание как единый процесс
— целостный педа­гогический процесс,
справедливо считая, что нет обучения
без воспитания. Поэтому предлагается
и единая система методов целостного
педагогического процесса, куда входят
методы обучения и методы воспитания,
которые тра­диционно анализируются
отдельно в дидактике и в теории воспитания.
Для объединения методов есть определенные
основания, хотя эти же специалис­ты,
говоря о процессе воспитания, все же
характеризуют методы воспитания как
специфические, отличные от обучения
методы. При этом подчеркивает­ся, что
их лучше называть методами внеурочной
воспитательной работы, ко­торую ведут
образовательные и воспитательные
учреждения. Учитывая эту близость
методов обучения и воспитания, мы в духе
традиции рассматриваем методы воспитания
отдельно, соглашаясь с тем, что они
используются педа­гогом в учебной и
во внеурочной работе с детьми.

В
науке, кроме методов воспитания, имеется
еще ряд понятий, характе­ризующих
организационно-процессуальную часть
воспитания, а именно: прием
воспитания, средства, формы воспитания,
а
также технология
воспи­тания
и
техника,
точнее,
педагогическая техника. Все эти понятия
не слишком хорошо различимы в педагогической
науке, тем не менее мы должны представлять
границы между ними.

Прием
воспитания
обычно
характеризуют как составную
часть метода, подчиненную ему, входящую
в его структуру и употребляемую в
конкретной ситуации.
В
педагогической литературе часто
указываются при этом разные частные
варианты метода. Например, метод поощрения
реализуется в при­емах: похвала,
благодарность перед классом, награждение
на общем собра­нии. Иначе говоря,
проводить воспитательную беседу,
поощрять, наказы­вать, организовывать
праздник можно по-разному. Например,
можно со­здать эмоциональный настрой
с помощью музыки при проведении беседы
с учениками; перейти на «вы» с учеником
и назвать его полным именем с фамилией,
когда надо сделать строгое замечание.
Или вот классический прием: поручить
трудному ученику, нарушителю порядка,
какое-либо дело, выполняя которое ученик
вынужден вести себя иначе.

Из
примеров видно, что прием, с одной
стороны, сливается с методом, а с другой
стороны — с технологией воспитания и
педагогической техни­кой. Педагогическая
технология

воспитательной работе) — это система
последовательных и конкретных действий
и операций педагога, ведущих
к
за­планированным
результатам при организации воспитательной
работы с деть­ми.
Иногда
педагогическую технологию как научно
разработанную систему действий
необоснованно сближают с педагогической
техникой, по суще­ству, подменяют
технологию техникой.

Педагогическая
техника

это
комплекс умений педагога владеть собой,
своим эмоциональным внутренним состоянием
и внешним поведением и воздей­ствовать
на учеников этими профессионально-личностными
средствами.
К
психотехническим умениям педагога
относятся техника и культура речи,
общения, мимика и пантомимика, умение
психофизической регуляции. Можно
сказать, что речь идет о личности учителя,
о профессиональном индивидуальном
стиле работы педагога, его профессиональном
поведении, мастерстве. Вопросы технологии
и техники воспитания не всеми понима­ются
однозначно, здесь нам важно по возможности
отличить их от методов воспитания,
указав в то же время на связь между
объективным научным содержанием слова
«метод воспитания» — характер
разнообразных дей­ствий воспитателя
— и личностью педагога, использующего
тот или иной метод. Личность педагога
во всей ее сложности и своеобразии, а
также его профессиональная техника
часто имеют решающую роль в выборе и
реали­зации метода воспитания. Что
получается у одного, может не получиться
у другого.

К
средствам
воспитания
относят
сравнительно
независимые источники формирования
личности:
виды
воспитывающей и развивающей деятельности
(учение, труд, игра, спорт), предметы,
вещи, устройства (игрушки, техни­ческие
средства, ЭВМ), процессы, произведения
и явления духовной и ма­териальной
культуры (искусство, общественная
жизнь), природа. К сред­ствам относят
также конкретные мероприятия и формы
воспитательной работы (вечера, собрания,
праздники). Некоторые специалисты
считают, что средства — более широкое
понятие, включающее в себя методы, фор­мы
и собственно средства.

Праздник,
поход, литературный спектакль,
интеллектуальная игра, бе­седа на
этическую и другую тему, конференция
учеников и т. д. — это фор­мы
воспитательной работы.
Однако
можно заметить, что они названы сре­ди
методов и средств: беседа, дискуссия,
конференция отнесены к методам убеждения,
направленным на формирование знаний и
взглядов воспитан­ников. Приходится
мириться с тем, что в науке довольно
нечетко разде­ляются названные
понятия. Тем не менее методы — одна из
основных ка­тегорий воспитания —
характеризуют деятельностную сторону
воспита­тельного процесса. Знание
педагогом общей теории, сущности методов
воспитания повышает эффективность их
использования.

Характеризуя
методы воспитания, некоторые ученые
говорят о структу­ре метода, выделяя
в ней задачу, деятельность воспитателя,
деятельность детей, результаты. Но это,
скорее, представляет основные компоненты
процесса воспитания. Если помнить
определение метода, то в нем отражен
способ и состав действий, операций
воспитателя и учеников. Действия
пе­дагога носят инициирующий характер,
побуждают учеников к соответст­вующим
действиям. Действия учеников реактивны,
отвечают на действия воспитателя. Эта
несколько упрощенная схема все же
показывает метод как взаимодействие.
В реальности ученики, особенно развитые
коллективы, осуществляют педагогически
целесообразные, воспитывающие действия
по отношению к себе, товарищам и даже
учителю.

Наконец,
при изучении методов воспитания следует
знать еще один термин «методика
воспитательной работы»

это отрасль теории воспита­ния,
прикладная научная дисциплина, изучающая
методы и формы орга­низации воспитательной
работы. По мнению методистов, она должна
по­мочь педагогам овладеть искусством
воспитания. Начало методике воспи­тания
положил А. С. Макаренко своей блестящей
работой «Методика организации
воспитательного процесса». Правда,
сегодня вместо слов «ме­тодика»,
«методическая система» чаще говорят
«технология».

studfiles.net

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о