Личность как цель современного воспитания – § 2. Цель воспитания в современном обществе

Развитие личности как цель воспитания — Студопедия.Нет

Историко-педагогическая наука идею всестороннего развития и гармонизации личности как цель воспитания провозгласила вместе со своим рождением. Эта идея понимается как соразмерность и согласованность всех сторон развития личности. Педагог имеет дело с развитием человека не только в физическом, но и умственном и нравственном отношении, а в этой области, кроме физико-химических методов пользоваться надо еще и психологическими наблюдениями и самонаблюдениями; какими чувствами, усилиями воли, желаниями проявляется, а может быть и вызывается процесс развития внутри человека, в области его сознания и чувства, равно как и смутной области, стоящей на границе безотчетного, где только чуть-чуть брезжит сознание. Понятие развития лучшее объединяющее начало, на которое надо ориентироваться в воспитательной деятельности. Признаком развития личности является приобретение все новых и новых качеств, совершенствование их.

Факторы, Движущие силы и основные закономерности развития личности

Движущими силами развития личности являются противоречия, внутренне присущие этому процессу. Противоречия — это столкнувшиеся в конфликте противоположные начала.

Выделяют внутренние и внешние, общие и индивидуальные противоречия.

Внутренние противоречия возникают на почве несогласия с собой и выражаются в индивидуальных побуждениях человека. Например, противоречие между возрастающими требованиями человека к себе, своему организму и тем потенциалом, которым человек располагает.


Внешние противоречия стимулируются силами извне, отношениями человека с другими людьми, обществом, природой. Например, противоречие между требованием, предъявляемым учебным заведением, и желанием учащегося.

Общие (универсальные) противоречия обусловливают развитие каждого человека и всех людей. Например, противоречия между материальными и духовными потребностями и реальными возможностями их удовлетворения, возникающими в результате воздействия объективных факторов.

На формирование человеческой личности оказывают влияние внешние и внутренние, биологические и социальные факторы. Фактор(от лат. factor — делающий, производящий) — движущая сила, причина какого-либо процесса, явления (С. И. Ожегов).

К внутренним факторам относится собственная активность личности, порождаемая противоречиями, интересами и другими мотивами, реализуемая в самовоспитании, а также в деятельности и общении.

К внешним факторам относятся макросреда, мезо- и микросреда природная и социальная, воспитание в широком и узком социальном и педагогическом смысле.

закономерности:

• развитие человека детерминировано внутренними и внешними условиями;

• развитие человека обусловлено мерой его собственной активности, направленной на самосовершенствование, участие в деятельности и общении;

• развитие человека детерминировано типом ведущей деятельности;

• развитие человека зависит от содержания и мотивов деятельности, в которой он участвует;

• развитие человека обусловлено взаимодействием многих факторов:



наследственности, среды (социальной, биогенной, абиогенной), воспитания (многих видов направленного воздействия общества на формирование личности), собственной практической деятельности человека. Эти факторы действуют не порознь, а вместе на сложную структуру развития личности (Б. Г. Ананьев).

Роль деятельности на развитие личности

Все качества личности не только проявляются, но и формируются в активной деятельности, в тех ее различных видах, которые составляют жизнь личности, ее общественное бытие. В зависимости от того, что человек делает (т. е. каково содержание его деятельности), как делает (способы деятельности), от организации и условий этой деятельности и от того отношения, которое эта деятельность вызывает у человека, у него упражняются, значит, формируются определенные склонности, способности и черты характера, закрепляются знания. Личность формируется в деятельности.
В разнообразных видах своей деятельности человек вступает в многочисленные и разнообразные отношения с другими людьми. На производстве он может быть одновременно и начальником, и подчиненным; в семье он муж и отец, сын и брат; он к тому же сосед и товарищ, член спортивной команды и секретарь комсомольской организации…
Чем более разнообразными видами деятельности занят человек, тем в более многообразные отношения с другими людьми он вступает, тем более разносторонними становятся его интересы, побуждения, чувства, способности.
Через деятельность, осуществляемую личностью совместно с другими людьми, человек познает самого себя. Лишь в процессе труда, этой первой общественно полезной деятельности, человек мог оценить свои силы, свои ограниченные и вместе с тем огромные возможности, свои слабости. Сравнивая себя с другими людьми, смотрясь «в другого человека, как в зеркало» (К. Маркс), человек узнавал себя.
И в процессе развития ребенка его сознание формируется в совместной со сверстниками деятельности. Он научается понимать других и себя, управлять собой и оценивать свои поступки.
Законы психического развития ребенка могут быть раскрыты лишь при изучении разных видов деятельности детей на всех ступенях перехода от младенческого возраста к подростковому и юношескому.

studopedia.net

16. Цель и задачи воспитания личности в современных условия

16.
Цели и  задачи воспитания личности
в современных условиях

 Базовые
теории воспитания.
Педагогика
к настоящему времени накопила обширный
объем теоретического материала, описаний
педагогических явлений и знаний. Поэтому
в педагогике образовалось большое
количество ответвлений такие как история
педагогики, педагогика школы, военная
педагогика, предметные методики,
дошкольная педагогика, педагогика
высшей школы и др. Основными
понятиями(категории) педагогики
являются: развитие, образование, обучение,
воспитание.

Развитие
человека – это процесс становления его
личности под влиянием внешних и
внутренних, управляемых и неуправляемых,
социальных и природных факторов.
Различают психическое, физическое и
общее развитие личности. Педагогика не
стоит на месте, она постоянно развивается,
укрепляя и совершенствуя свои связи с
другими науками.

Сущность
воспитания в структуре: образовательного
процесса.
Образование
– это процесс передачи накопленных
поколениями знаний и культурных
ценностей. В процессе обучения и
воспитания человек осваивает
социокультурные нормы, которые имеют
культурно-историческое значение. Смысл
образования заключается в воспроизводстве
устоявшихся форм общественной жизни в
пространстве культуры. Образовательные
системы – это социальные институты,
осуществляющие целенаправленную
подготовку человека к самостоятельной
жизни в современном обществе.

Образовательные
учреждения – это социальные институты,
которые приобретают государственный
статус системы образования в стране в
качестве дошкольного, школьного, среднего
специального, высшего и дополнительного
образования. Социальная функция этих
учреждений состоит в предоставлении
образовательных услуг населению страны.

Главная
цель
воспитания

определяется как формирование всесторонне
развитого человека, способного реализовать
себя в современном обществе и приумножить
культурные ценности в будущем. В целях
гармоничного развития человека
осуществляется нравственное, умственное,
трудовое, физическое, гражданское,
экологическое воспитание. Принципы
воспитания могут выражать нормы поведения
человека, необходимые для обогащения
социального опыта; выступать как
конкретная задача; помогать воспитанникам
оценить и разобраться в собственных
поступках. Формы воспитания могут быть
в виде приказа, указания, просьбы, намека
с целью выявления у учащегося интереса,
переживания. Среди важнейших принципов
воспитания следует назвать принцип
гуманизации, требующий создания
максимально благоприятных условий для
раскрытия и развития способностей
личности.

Умственное
(интеллектуальное) воспитание направлено
на развитие интеллекта, познавательных
возможностей, склонностей и дарований
ученика. Его главная задача
— вооружить школьников системой знаний
основ наук. В результате их усвоения
должны быть сформированы основы
мировоззрения, т. е. системы взглядов
на природу, общество, человеческие
ценности, труд, смысл жизни, познание. 

studfiles.net

3.4. Цели и задачи воспитания в современных условиях. Генезис целей воспитания

Высшие
цели жизни не экономические

и
не социальные, а духовные.

Н.А. Бердяев

Важным элементом воспитания являются
цели. Цели оказывают ориентирующее и
системообразующее влияние на любую
деятельность, в том числе на воспитательный
процесс, на его содержание, формы и
методы, что в значительной степени
детерминирует его конечный результат.
Великие педагоги прошлого Я.А. Коменский
и К.Д. Ушинский придавали большое значение
ясности и точности целей воспитания.
Однако педагоги-практики часто не
уделяют этому вопросу должного внимания.
«Что сказали бы вы об архитекторе, –
писал К.Д. Ушинский, – который, закладывая
новое здание, не сумел бы ответить вам
на вопрос, что он хочет строить – храм
или просто дом. То же самое должны вы
сказать и о воспитателе, который не
сумеет ясно и точно определить вам цели
своей воспитательной деятельности».

Вместе с тем, ответ на вопрос о целях
воспитания не так прост и очевиден, как
это на первый взгляд представляется не
искушенному в деле воспитания человеку.
Прежде всего, не вполне очевидно, как
достаточно четко и ясно сформулировать
цели воспитания. И в этой связи следует
прислушаться к А.С.Макаренко, который
считал, что «цели нашей работы должны
быть выражены в реальных качествах
людей, которые выйдут из наших
педагогических рук».

Концептуальные подходы к воспитанию
отличаются удивительным многообразием,
что обусловлено полиэтническим характером
нашего общества, пестротой природных
условий, различием
представлений об актуальности тех или
иных общественных
проявлений. Концепция
воспитания – это совокупность идей и
принципов педагогической деятельности,
определяющих цель, содержание,
позиции и способы взаимодействия
воспитателей и воспитуемых
в воспитательном процессе (Е.В.
Бондаревская). Обоснование цели воспитания
невозможно без учета особенностей
социально-педагогической ситуации,
которая ее порождает. В современных
условиях идет не только демократизация
и модернизация учебного процесса, но и
происходит диктуемая жизнью актуализация
общечеловеческих нравственных ценностей:
совести, добра, справедливости, милосердия,
духовности, человеческого достоинства.

Процессы
обновления в современной школе идут
болезненно и сложно. С одной стороны, у
учащихся появляются безразличие к
учебе, анархические настроения, апатия,
игнорирование коллективных форм
деятельности. С дру-гой – многие начинают
понимать, что в условиях рыночной
экономики могут расцвести вечные
общечеловеческие ценности, в частности,
такие, как знания, предприимчивость,
профессионализм, культура. Таким образом,
современная социально-педагогическая
ситуация в России формирует альтернативный
по отношению к традиционным воспитательным
нормам тип личности, выдвигает задачи
воспитания человека в новых условиях.

Главная цель воспитания
– разностороннее и гармоничное развитие
личности, ее самоактуализация.
Привлекательность этой цели для педагогов
конкретизируется в
описанных А. Маслоу
признаках самоактуализирующейся
личности. Это позволяет им конкретизировать
практическую воспитательную деятельность.
Перечислим эти признаки:

  • более эффективное восприятие
    реальности и более комфортабельное
    отношение к ней;

  • принятие себя, других,
    природы как они есть; простота,
    естественность;

  • центрированность на задаче, а не на
    себе;

  • некоторая автономность, потребность
    в уединении;

  • личная автономность,
    относительная независимость от культуры,
    среды; постоянная свежесть оценок;

  • мистичность и опыт высших состояний;

  • чувство сопричастности, единения с
    другими;

  • демократическая структура характера;

  • различение средств и цели,
    добра и зла;

  • философское, неврожденное чувство
    юмора;

  • самоактуализирующееся творчество;

  • сопротивление раскультуриванию.

Каждый из признаков может
быть реализован в конкретной воспитательной
работе.

Понятие цели диалектично.
Постановка цели заведомо влечет за
собой конкретизацию – определение
стратегических и тактических задач
воспитания. Л.С. Выготский писал:
«Человек, в сущности, воспитывает сам
себя… С научной точки зрения, невозможно,
чтобы один воспитывал другого», т. е.
педагог по собственному произволу не
может сделать воспитанника ни лучше,
ни хуже. Он может лишь создать условия,
чтобы ученик сам захотел стать таким,
каким хотелось бы педагогу. Об этом же
в последние годы заговорили А.А. Бодалев,
О.С. Газман, В.А. Караковский, Л.И. Новикова.
Поэтому в формули­ровке цели воспитания
необходимо еще добавить – в условиях
личностно ориентированной коллективной
творческой деятельности,
в которой реально
растущий человек может реализовать всю
гамму своих потребностей и потенциальных
возможностей, сформулировать черты
самоактуализирующейся личности.

Не менее важным условием
успешности реализации цели представляется
выработка общей стратегии воспитания.
Она может быть
отражена в идее о том, что
самоактуализируюшаяся личность
развивается, в том случае, когда
воспитательный процесс в школе отвечает
двум основным условиям: если воспитывающая
деятельность инструментована как
самодеятельность воспитанников и если
в ходе воспитательного процесса учащиеся
включаются в процесс самопознания и
самовоспитания.

Цель и задачи воспитанияопределяются
педагогом, они зачастую завуалированы,
скрыты от воспитанника. Это один из
парадоксов воспитания. Цели педагога
и цели воспитанников разнообразны и
разноплановы, в то время как достижение
их происходит в едином воспитательном
процессе. Одной из важнейших целей
воспитания как человекообразующего
процесса является его возвращение в
контекст культуры (Е.В. Бондаревская).
Необходима интеграция воспитания и
образования в культуру. Это означает
их ориентацию на общечеловеческие
ценности, мировую и национальную духовную
культуру, гуманизацию процесса воспитания,
гуманитаризацию содержания обучения
и воспитания.

В процессе воспитания происходят
социализация личности, развитие личности
(переход на новые уровни), ее самоопределение
(формирование ответственности),
формирование новообразований (новых
качеств личности), интеграция личности
(В.С. Кукушин).

Цели воспитанияварьируют в
зависимости от социального, экономического,
политического, культурного, этнического,
конфессионального состояния общества.

Многообразие целей воспитания.
Рассмотрим многообразие целей воспитания,
выделенных выдающимися педагогами
разных исторических эпох.

Гуманисты эпохи Возрождения(Витторино де Фельтре, Франсуа Рабле,
Эразм Роттердамский, Томас Мор, Мишель
де Монтень, Томмазо Кампанелла и др.)
провозглашали культ человека. Человек
в трактатах о воспитании представляет
собой личность деятельную, социально
и граждански ориентированную,
высоконравственную, обладающую чувством
собственного достоинства, мужеством,
физической и душевной стойкостью,
способную быть защитником отечества;
ей присуще стремление к похвале, славе
и большим делам; ее отличают всестороннее
образование и культура (Г.М. Коджаспирова).

Цель воспитания, по Я.А. Коменскому,состоит в познании себя и окружающего
мира, управление собой, стремление к
соединению с Богом, но в то же время
подготовка к деятельности в земной
жизни. Ребенок должен приобрести такие
качества, как умеренность, опрятность,
почтительность к старшим, предупредительность,
правдивость, благотворительность,
трудолюбие, терпение, деликатность,
достоинство.

Дж. Локк говорил о воспитании
джентльмена, умеющего вести свои дела
толково и предусмотрительно, предприимчивого
человека, утонченного в обращении.
Выделял физическое, нравственное,
умственное, религиозное и трудовое
воспитание.

Основные идеи в области воспитания
К.А.Гельвеция –
врожденное равенство
всех людей, личный интерес как движущая
сила индивидуального развития людей и
их деятельности, воспитание как
направляющая сила в развитии интересов,
политическая система как определяющее
начало воспитания.

Ж.Ж. Руссо в книге «Эмиль, или О
воспитании» рассматривал, каким должно
быть воспитание: свободным, естественным,
зависящим от природы, людей.

Главная задача воспитания и обучения
у М. Монтеня– обретение моральных
качеств и воспитание гражданских чувств,
привычки к самостоятельной мысли и
критическому отношению к любым взглядам
и авторитетам.

Т. Кампанеллаписал о том, что система
воспитания носит общественный характер
и одинакова для всех граждан. Воспитание
должно быть организовано так, чтобы все
дети развивали свои силы и способности.

Цель воспитания у И.Г. Песталоцци –
развивать все природные силы и
способности человека. Задача воспитания
состоит в том, чтобы создать гармонически
развитого человека через труд, игру,
обучение. И.Г. Песталоцци – основатель
концепции развивающего воспитывающего
обучения: «обучение должно быть подчинено
воспитанию».

И. Кант видел цель воспитания в
том, чтобы вести род человеческий к
совершенству, содействовать выполнению
человеком его назначения, развивать в
себе человеческую природу. Педагогика
Канта – педагогика воли.

Цель воспитания, по И.Ф. Гербарту,
достигается развитием многосторонности
интересов и создания на этой базе
цельного нравственного характера,
руководимого нравственными идеями
внутренней свободы, совершенства,
благорасположения, права, справедливости.

Р. Декартпровозгласил идеал
воспитания – развитие ясного мышления,
основанного на доказательстве и природном
равенстве умов, допуская врожденные
различия в интеллекте.

Социалисты-утописты (К.А. Сен-Симон,
Р. Оуэн, Ш. Фурье)
считали, что воспитание
– великое социальное явление, которое
должно быть предме-том забот государства.
Для них человек – продукт среды, во всех
недостатках виновата только социальная
среда, т. е. капитализм, и надо его заменить
социализмом. Трудовое воспитание –
необходимое условие всестороннего
развития человека.

Цель воспитания у Н.А. Добролюбова и
Н.Г. Чернышевского
– воспитание
патриота и высокоидейного человека,
гражданина со стойкими убеждениями,
всесторонне развитого человека.

К.Д. Ушинскийписал о том, что
воспитание зависит от исторического
развития народа, его нельзя выдумать
или заимствовать у других: «Воспитание,
созданное самим народом и основанное
на народных началах, имеет силу, которой
нет в самых лучших системах, основанных
на абстрактных идеях».

По Э. Дюркгейму, воспитание имеет
целью возбудить и развить у ребенка
некоторое число физических, интеллектуальных
и моральных состояний, которых требуют
от него политическое общество в целом
и, в частности, та социальная среда, к
которой он принадлежит.

По М. Монтессори,воспитание
возможно только тогда, когда ребенку
предоставляется полная свобода
действий, спонтанной активности. Система
М. Монтессори построена на идеях
свободного воспитания и предназначена
для детей от 3 до 9 лет.

Я. Корчакговорил об осознании и
признании ребенка наиболее важным
звеном в цепи субъектов воспитания.
Сформулировал принципы воспитания:
уважения труда познания ребенка, его
неудач и слез, собственности ребенка,
тяжелой работы роста, самобытности
ребенка, паритетности взаимоотношений,
безопасности, ненасилия, безусловной
поддержки и помощи, безусловной любви
воспитателя к воспитаннику.

П.П. Блонский сформулировал
основополагающие педагогические идеи:
обучение и воспитание должно осуществляться
на основе знания закономерностей
развития ребенка; на уважении личности
ребенка, его потребностей и интересов,
разностороннем развитии его личности.
П.П. Блонский сформулировал принцип
индустриализации – тесной связи школы
с производством, трудовым профессиональным
обучением.

А.С. Макаренкоразработал систему
воспитания и создал теорию трудового
коллектива как формы педагогического
процесса, в котором формируются присущие
объединению людей нормы, стиль жизни,
отношения. Он утверждал, что самое
главное – «уметь видеть прелесть
сегодняшнего и завтрашнего дня и жить
этой прелестью». Одним из важнейших
элементов воспитания он считал трудовое
воспитание. Разработал важнейшие вопросы
семейного воспитания, в том числе
вопросы семьи, ее культуры, методов
воспитания в семье.

В.А. Сухомлинский основное внимание
обращал на воспитание у подрастающего
поколения гражданственности. Он продолжил
развитие учения о воспитательном
процессе в коллективе, разработал
методику работы с отдельным учеником
в коллективе. В.А. Сухомлинским также
разработаны вопросы воспитательного
воздействия традиций, фольклора, природы.

studfiles.net

Личность, как цель современного воспитания

 муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

МБДОУ «Детский сад № 1» г. Воронеж, Воронежская область

Статья на тему: «Личность, как цель современного воспитания»

Ф.И.О. Ускова Ирина Сергеевна

Воспитатель

МБДОУ «Детский сад №1» г. Воронеж, Воронежская область

2017

«Рождение ребенка – это очень важный шаг в жизни каждого человека. Воспитывая детей, нынешние родители воспитывают будущую историю нашей страны, а значит и историю мира»

                                                    Макаренко А.С.

Человек появляется на свет как биологическое существо. Личностью, т.е. существом социальным, он становится в процессе своей индивидуальной жизни, пройдя длительный и сложный путь развития. Одной из главных задач современного общества является воспитание подрастающего поколения и формирование гармонично развитой личности. 

Главными воспитателями на начальном этапе жизни ребенка, конечно, являются родители. «Все начинается с семьи»- это бесспорно очень точная фраза.  В общении с родителями  ребенок получает первые уроки жизни. Заложить основы правильного воспитания вот задача семьи.  Поведение родителей, характер отношений между ними создают модель, на основе которой ребенок строит свою жизнь.

Большенство современных детей предоставлены сами себе. Родители для того, чтобы дать своему ребенку лучшее вынуждены работать с утра до ночи, перекладывая свои обязанности по воспитанию на плечи педагогов детских  образовательных учереждений. Попадая  в детский колектив, ребенок учится взаимодействовать с окружающей его средой. Не смотря на все старания педагогов,  воспитываясь на современном телевидении, компьютерных играх дети становятся жестокими и требовательны в своих желаниях. Духовные ценности для них заменяются материальными, к большому сожалению это действительно так.  А ведь родители должны заниматься своими детьми. Педагог, даже самый талантливый, не исправит ошибок родителей и «нелепости» окружающей жизни.

Что же является целью современного воспитания? Цель воспитания определяется потребностями общества,   воспитание в человеке человека.

Наши дети не такие как мы. Чем старше, тем заметнее разница и все труднее нам их принимать. Но зачем все усложнять, пытаясь воспитывать их так, как воспитывали нас. Наша задача принять детей такими, какие они есть, и просто понять. Открыть их мир и самое главное – полюбить. Быть ближе интересоваться тем, что им интересно. Воспитывая ребенка, мы не подготавливаем его к будущей жизни, а проживаем эту жизнь вместе. Когда мы взаимодействуем с ребенком, рождается духовная близость, мы как бы сотрудничаем и сопереживаем с ним. Это и есть основа воспитания личности. Ведь главной целью воспитания является возникновение понимания и доброго отношения к окружающим тебя людям.

ru.essays.club

2.4. Позиция личности как цель воспитания

Как влияет цель
на характер воспитания?

Во-первых, она
представлена воспитанникам в качестве
образца (описывается как система действий
и поступков: “что такое хорошо”,
“законы юных пионеров”, “правила
поведения для учащихся” и др.).

Во-вторых, цель
обусловливает выбор воспитательных
средств и способов (выражается через
организацию воспитательной деятельности).

В-третьих,
она определяет действенность
воспитания (от-ражает результативность
воспитательной деятельности).

В связи с этой
многофункциональностью понятия цели
возникает необходимость в единице
анализа, то есть таком основном понятии,
которое позволяло бы понять сущность
воспитательной системы, расшифровать
ее специфический язык, понять законы
функционирования.

В педагогике и
педагогической психологии в последнее
время пытаются решить эту проблему
через определение качеств личности.
Это психологично (что может быть важнее
личности воспитанника?), но не перспективно,
поскольку
лич-ность
имеет сотни качеств, их появление во
многом носит вероятностный характер.
Качества личности
взаимосвязаны, уста-навливать
их очень трудно (требуются годы и
десятилетия для такого изучения). Если
систему воспитательных целей попытаться
выразить через качества личности, то
получится огромное “дерево”. Так
и описывали цели
воспитания в социоцентри-ческой
системе. При этом на каждом новом уровне
качества приходилось
специально конкретизировать,
то есть они выступают как
конкретные, функциональные характеристики
личности.

Например, в
социоцентрической системе воспитания
на вершине “дерева” находится
ответственность индивида перед обществом.
Процесс воспитания при этом должен
вестись так, чтобы человек рассматривал
свои обязанности как долг, а долг
основывался на внутренних обязательствах.
Но
поскольку
обязанности рассматриваются человеком
как вынужденная форма поведения, источник
активности находится вне личности, а
не внутри ее. В лучшем случае при таком
воспитании получается
пассивный, послушный
исполнитель. Добровольное,
творческое выполнение
обязательств предполагает совершенно
иное — внутренние обязательства, то
есть внутренние движущие силы поведения
личности.

Видимо, система
динамических качеств личности в большей
степени опирается на антропоцентрические
ценно-сти. Поэтому необходимо объединение
и переосмысление целей воспитания,
исходя из позиции
личности
.
Позиция лично-сти — это отношение
индивида к той социальной действитель-ности,
с которой он взаимодействует. В этом
случае все ценности, включенные в позицию
личности, приобретают социальное
измерение, вне зависимости от их источника
и характера.
Это позволяет включать
в цель воспитания трансцендент-ные,
социоцентрические и антропоцентрические
ценности.

Позиция
личности
описывается через параметры. Основ-ным
параметром личности, согласно
А. В. Петровскому (1986),
является
направленность,
указывающая, на какую высшую цен-ность
ориентирована личность. Традиционно
выделяют
три ос-новных
вида направленности, связанных с
доминированием той или иной системы
мотивов: личностную, или эгоистиче-скую,
общественную, или коллективистскую, и
деловую.

Далее
выделяется параметр области
функционирования
цен-ностей
,
в соответствии с которым определяется
частная позиция личности — нравственная,
религиозная, эстетическая,
деловая и др.

Третий параметр
устойчивость
позиции личности
,
проявляющаяся в автономности позиции,
способности личности выражать свои
ценности через поступки.

Четвертый параметр
— это активность
личности,
ее ини-циативность,
с которой она утверждает принятую ею
систему ценностей.

Для практики
воспитания наиболее важны частные
позиции личности. Центральное место
при этом принадлежит нравственной
позиции
,
выражающей отношение человека
к дру-гим
людям. Развитое нравственное отношение
выражается обычно через известную
нравственно-религиозную истину: возлюби
каждого человека как самого себя. В
практике же эта заповедь
интерпретируется по-разному: жертвенность
на благо
других (активный гуманизм), согласование
своих стремлений со стремлениями других
(компромиссный гуманизм), рассматривание
помощи другим как личной пользы (разум-ный
гуманизм deu-des), стремление
не беспокоить
других из-за своих личных проблем
(эгоцентрический гуманизм) и др.

Нравственная
позиция
обычно измеряется шкалой альтру-изма
— эгоизма. В психологической диагностике
накоплен большой опыт тестирования
этих
качеств личности. Но в струк-туру
нравственных ценностей могут входить
и некоторые цен-ности, не связанные с
альтруизмом — эгоизмом. Например,
безнравственными считаются асоциальные
помыслы, даже
если они не выражены в виде намерений;
значительная
часть людей
считает аморальными добрачные половые
отношения, даже если они строятся на
добровольной основе и не затрагивают
интересов других людей.

Наиболее
общее определение нравственной позиции
— это
отношение индивида к другому индивиду
независимо от пола, возраста, расы,
национальности, гражданства,
социального по-ложения
последнего. Однако практически каждый
человек по-стоянно
проводит самоидентификацию и испытывает
диском-форт,
если не может себя идентифицировать с
группой или фор-мой
общности. Естественным является как
отграничение себя от других, так и
солидарность с группой (особенно это
важно для подростков: трудно быть “таким,
как все”, и в то же время “не таким,
как все”). Это — естественное состояние
личности.

В
современном мире очень важна гражданская
пози-ция

— система
социальных установок и ориентаций,
характеризующая личность как гражданина
страны.
В качестве важней-шего
компонента при этом выступает приписываемая
себе лич-ная
ответственность за
то, что происходит в
стране и обществе.

Наряду
с частными позициями, указывающими на
взаимо-отношения
личности и среды, выделяют отношение
к самому себе
.
Человек — это естественная ценность
и “мерило всех цен-ностей”,
поэтому отношение к себе, самоуважение,
саморазви-тие
— важнейший компонент позиции личности.
Нельзя по-настоящему возлюбить других,
если не любить самого себя.

Выделяют также
коммуникационное
ядро
позиции
личности — отношение воспитанника к
тем людям и предметам, с которыми он
вступает в контакт. Например, нравственная
позиция ребенка формируется и проявляется
через эмоциональное и деловое общение
с близкими ему людьми, а основа эстетической
позиции личности — это художественная
среда и собственная эстетическая
деятельность. Коммуникационное ядро
не гарантирует гармоничного воспитания
личности само по себе. Если семья или
группа заботится только о внутренней
жизни вне связи с социальными явлениями,
не накапливается достаточный опыт
социальной активности личности. В этих
условиях наряду с любовью к “ближним”
может
развиваться нравственное равнодушие
или отчужденность по отношению к
“дальним” (“ингрупповой фаворитизм”
— стремление помогать
лишь “своим”). В процессе воспитания
нужно постоянно
выхо-дить за рамки коммуникационного
ядра
в сферу социальных от-ношений
и взаимодействий, межличностных и
общественных отношений.
Чем шире доступные для
воспитанника социальные
отношения, тем глубже и устойчивее его
позиция личности.

Успех воспитания
зависит не только от широты средств
воспитательного
воздействия. Главным условием эффективности
воспитания является актуализация
позиции личности воспитанника, включение
его в социальные отношения.

? Вопросы
для самопроверки

1. В чем суть
воспитания как общественного явления?

2. Каковы
основные цели воспитания
в современном обществе?

3. В чем проявляется
исторический характер воспитания?

4. Каковы основные
компоненты процесса воспитания?

5. Какие виды
ценностей
надо
учитывать в процессе воспитания?

6. Как соотносятся
в процессе воспитания основные
параметры
позиции личности и цели воспитания?

Список
литературы

1. Битинас Б. П.
Введение в философию воспитания. М.,
1996.

2. Дусавицкий А. К.
Развитие личности в учебной деятельности.
М., 1996.

3. Кларин М. В.
Инновации в мировой педагогике. М., 1995.

4. Лихачев Б. Т.
Философия
воспитания. М., 1996.

5. Лишин О. В.
Педагогическая психология воспитания.
М., 1997.

studfiles.net

§ 2. Формирование всесторонне и гармонично развитой личности как основная цель (идеал) современного воспитания и его составные части

С античной Греции
до сегодняшнего дня реализуется и
развивается идея гармоничного развития
личности. Средневековье предало ее
забвению, но с новой силой она заблистала
в эпоху Возрождения (XIV
– XVI
века). Идею всестороннего и гармоничного
развития человека поддержали Я.А.
Коменский, И.Г. Песталоцци, Г. Гельвеций,
Д. Дидро и другие просветители XVIII
века.

В отечественной
педагогике традиционная формула,
раскрывающая цель воспитания подрастающих
поколений, выражена словосочетанием
«всестороннее гармоническое развитие
личности». В свою очередь, термин
«всестороннее» при его аналитическом
рассмотрении включает спектр ведущих
параметров формирования личности.
Процесс воспитания интерпретируется
как управление интеллектуальным
развитием (умственное воспитание),
физическим и психическим, нравственным,
эстетическим. И далее – трудовой
подготовкой, а также развитием
экологической, экономической, политической
культуры. Понятие «гармоническое»
предполагает согласованное, без
неравномерностей и односторонности,
развитие всего спектра достоинств
личности. Как общественный и личностный
идеал, гармоническое развитие личности
противостоит дисгармонии ее становления.

История педагогической
науки свидетельствует о том, что идея
гармонизации развития человека зародилась
в русле философской мысли. Педагогическая
наука подвергала конкретизации
абстрактно-гуманистическое толкование
идеи всестороннего гармонического
развития личности. Но наряду с этим
выдвигались и другие цели воспитания,
которые вводились в ранг нормативов
педагогической деятельности.

Появление
социально-экономических предпосылок
для всестороннего формирования личности
связано со становлением общества,
основанного на машинном производстве.

Сама природа
крупной промышленности обусловливает
необходимость перемены труда, расширения
технической подготовки рабочих,
совмещения профессий, ставит задачу
замены частичного рабочего, простого
носителя известной частичной общественной
функции, всесторонне развитым индивидуумом.
Эта способность крупной промышленности,
имеющей высокоразвитый технический
базис, становится всеобщим
законом общественного производства.
Из этого
закона следует, что сама
природа крупной промышленности требует
всестороннего развития не отдельных
личностей, а всех людей, участвующих в
общественном производстве.

Однако к обоснованию
всестороннего развития личности в эпоху
высокоразвитого машинного производства
необходимо подходить и с другой стороны.
В преобразующей мир человеческой
деятельности происходит самореализация
личности, ее творческое самосозидание.
С этой точки зрения назначение,
задача каждого человека заключается в
том, чтобы всесторонне развивать все
свои способности и творческие задатки.

Таким образом, и
объективные
потребности машинного производства, и
интересы самой личности обусловливают
необходимость ее всестороннего развития.
Поэтому
современная школа как у нас, так и за
рубежом так или иначе решает задачу
всестороннего развития своих воспитанников.

Новые задач перед
воспитанием ставит развертывание
компьютерной революции. Все это приводит
к тому, что формирование
всесторонне и гармонично развитой
личности выступает не только как
объективная потребность, но и становится
основной целью (идеалом) современного
воспитания.

Основными
структурными компонентами всестороннего
развития личности являются: умственное
воспитание, техническое обучение,
физическое воспитание, нравственное и
эстетическое воспитание, которые должны
сочетаться с развитием склонностей,
задатков и способностей личности и
включением ее в производительный труд
(содержательный
аспект обозначенных компонентов
всестороннего развития личности
рассмотрен в гл. 8).

Будучи идеалом
воспитания, к которому стремится
общество, необходимость всестороннего
и гармоничного развития личности
определяет общее направление
учебно-воспитательной работы. В этом
смысле она выступает как общая
цель воспитания.
Для
школьного же воспитания необходимо,
чтобы этот идеал был конкретизирован
в соответствии с теми социально-экономическими
условиями, в которых оно осуществляется.
Это требует более детальной разработки
его содержания и методов на каждом этапе
развития общества и школы с тем, чтобы
не забегать вперед и учитывать меру
возможного в его осуществления. Сегодня
всестороннее и гармоничное развитие
личности рассматривается как идеальная
цель воспитания; реальной же целью
воспитания является формирование
базовой культуры личности, на основе
которой создается возможность ее
всестороннего развития.

В новом Федеральном
государственном образовательном
стандарте общего образования конечный
результат образовательной деятельности
российской школы фиксируется в портрете
будущего выпускника – гражданина
России:

  • любящий свой край
    и свою Родину, уважающий свой народ,
    его культуру и духовные традиции;

  • осознающий и
    применяющий традиционные ценности
    семьи, российского гражданского
    общества, многонационального российского
    народа, человечества осознающий свою
    сопричастность к судьбе России;

  • креативный и
    критически мыслящий, активно и
    целенаправленно познающий мир, осознающий
    ценность науки, труда и творчества для
    человека и общества, мотивированный
    на образование и самообразование в
    течение всей своей жизни;

  • владеющий основами
    научных методов познания окружающего
    мира, мотивированный на творчество и
    современную инновационную деятельность;

  • готовый к учебному
    сотрудничеству, способный осуществлять
    исследовательскую проектную и
    информационную деятельность;

  • осознающий себя
    личностью, социально активный, уважающий
    закон и правопорядок, выполняющий свои
    обязанности перед семьей, обществом,
    государством, Отечеством, человечеством;

  • уважающий других
    людей, умеющий вести конструктивный
    диалог, достигать взаимопонимания и
    успешно взаимодействовать для достижения
    общих, в том числе, общественно-значимых
    результатов;

  • осознанно
    выполняющий и пропогандирующий правила
    здорового образа жизни;

  • подготовленный
    к осознанному выбору профессии,
    понимающий значение профессиональной
    деятельности для человека и общества,
    ее нравственные основы.

studfiles.net

Воспитание личности

16.1 Цель и задачи воспитания

16.2
Основные принципы воспитания

16.3
Формы и методы воспитания

Сущность,
цели, задачи и виды воспитания

Воспитание
— процесс комплексный. Существует
философия воспитания, социология
воспитания, психология воспитания. В
педагогическом плане
воспитание
это процесс
формирования и непрерывного
совершенствования воспитанности
личности —

одного из важнейших педагогических и
социально значимых свойств.
Сущность
воспитания

в придании
воспитанности характеристик:

• цивилизованных
социально ориентированных отношений
к жизни, обществу, людям, труду и
соответствующего поведения;

• активности
в самоформировании для полной реализации
себя в жизни и самоутверждении при
безусловном соблюдении норм морали и
права;

• гражданственности,
любви к Родине, трудолюбии, гуманизме,
демократизме, культурном отношении к
природе, семье, здоровью и таком же
удовлетворении своих потребностей.

Подлинно
воспитан не тот, кто знает, как вести
себя, и умеет это делать, а тот, кто вести
себя иначе не может.
Целью
воспитания

и выступает формирование
такой воспитанности, а

задачами

— формирование ее компонентов.

Последнее определяет существование в
системе воспитания взаимосвязанного
комплекса
видов
воспитания:

патриотического, гражданского,
нравственного, гуманистического,
демократического, экономического,
трудового, экологического, эстетического,
семейного, физического, в духе здорового
образа жизни.

Воспитанность
— интегральный продукт стихийных и
целенаправленных педагогических
воздействий. Педагогика исследует
последние и разрабатывает пути превращения
стихийных в регулируемые и оптимально
совершенствуемые. Сложные и ответственные
задачи воспитания могут быть решены
только в единстве с образованием,
воспитанием и развитием личности.

Педагогические
принципы воспитания и особенности их
реализации

Содержательные
принципы воспитания

позволяют отбирать и совершенствовать
содержание воспитания и педагогические
воздействия с учетом цели воспитания,
ставить воспитателю и самоформирующемуся
человеку промежуточные цели и задачи,
конкретизировать их с учетом особенностей
человека, группы, времени, места и
условий.

Принцип
воспитательной целеустремленности

обязывает всю работу формирующего себя
человека и работу с ним строить с
установкой на повышение уровня
воспитанности, на достижение воспитательного
эффекта, но с мыслью в сознании: «Не
навреди!» (люди портятся легче, чем
исправляются; невоспитанность легче
предупредить, чем преодолеть). Без
стремления руководствоваться этим
принципом, без ясных целей и подчиненности
их достижению содержания воспитательных
усилий воспитательные возможности
могут превратиться в «унесенные ветром».

Важно
стремиться в воспитании к полному
достижению его целей, принимать все
меры к этому.

Принцип
цивилизованности и созидательности

предписывает при любой воспитательной
работе, при любой конкретизации ответа
на вопрос «чему воспитывать?» помнить,
что главное — это возвышение, а не
подавление человека, содействие в его
подъеме на уровень ценностей и достижений
человеческой цивилизации, культуры,
интеллекта, а не отдельной корпоративной
группки, не временным, а долговременным
жизненным интересам в самореализации
и самоутверждении. Главное — помочь
стать достойной общего уважения личностью
и индивидуальностью, гражданином мира,
сыном своей Родины и народа России,
продолжателем вековых традиций,
распространителем, созидателем, активным
творцом, защитником всего умного,
справедливого, вечного, того, чему
принадлежит будущее, что ценится и будет
цениться людьми. Место и роль воспитания
в том, чтобы пробудить, развить, усилить
стремление каждого человека к этому,
сделать это стержнем, стратегической
линией в своей жизни не на словах, а на
деле, не когда-то потом, а в любом возрасте,
здесь и сейчас.

Принцип
связи с жизнью и деятельностью

подчеркивает необходимость конкретизации
целей и задач воспитания человека с
учетом далекой перспективы (определяемой
общей целью и задачами воспитания) и
имеющихся условий, этапа жизни, стоящих
перед ним в данное время задач,
осуществляемой деятельности. Так,
содержание воспитания школьников,
студентов и специалистов-практиков,
имея долговременное общее, включает и
различия. То же можно сказать и о
содержании воспитания учителей,
инженеров, врачей, военных, юристов и
т.д.

Принцип
содержательной преемственности и
непрерывности воспитания,

опираясь на закономерную непрерывность
происходящих в человеке по ходу жизни
изменений, указывает на необходимость
конкретизировать задачи воспитания с
учетом возраста, проводившейся до этого
работы, реального уровня воспитанности.
Необходимо упорно продолжать линию на
достижение долговременной цели
воспитания, опираться на достигнутое.

Преемственность
должна быть и при переходе человека из
одной системы воспитания в другую.
Например, система воспитания в вузе
должна продолжать ту, которая существует
в школе, но поднимать планку воспитанности
до высот, нужных взрослому человеку и
специалисту для самостоятельной жизни
и профессиональной деятельности.

Организационные
принципы воспитания

позволяют добиться слаженности и порядка
в воспитательной работе.

Принцип
подчиненности воспитания интересам
целостного формирования личности и его
взаимосвязь с образованием, обучением
и развитием личности.

Он соответствует целостности личности
и условиям успешности воздействий на
нее. Нельзя усовершенствовать отдельные
качества, не влияя на другие. Нельзя
добиться цели, совершенствуя даже 10—15
качеств, но по очереди. Нельзя добиться
успеха, когда на одних мероприятиях
пытаются только воспитывать, на других
— только учить. Нельзя сначала учить,
а потом воспитывать, и наоборот. Нельзя
одним людям заниматься воспитанием,
другим — обучением, третьим — образованием,
четвертым — развитием. Процесс воспитания
по всем основаниям должен быть целостным.
Что бы ни делалось во имя личности, при
воздействиях на нее надо одновременно
решить, какой воспитательный эффект
можно и надо получить, как добиться его.

Принцип
единства воспитания и самовоспитания,
педагогического руководства с инициативой
и самостоятельностью личности.

Дороги, которые мы сами выбираем, делают
нас такими, какие мы есть. Никто не может
заставить человека быть воспитанным.
Даже сто воспитателей не в состоянии
добиться того, на что способен сам
человек, если захочет. Можно заставить
человека поднять руки, повернуться
направо, сесть, но никто не может заставить
его быть убежденным в чем-то, считать
нечто правильным и ценным, страстно
желать чего-то и отдавать себя целиком
достижению цели. Воспитание без
самовоспитания, без открытости человека
воспитательным воздействиям, без его
свободного выбора двигаться вместе с
педагогом к единой воспитательной цели
неэффективно и даже вредно. Убедительно
показал это опыт административно-командной
системы, существовавшей в нашей стране
как минимум с 30-х до конца 80-х годов.
Свойственные ей стиль «твердого
руководства», работы по формуле «тащить
и не пущать», командования, принуждения,
заорганизованности, контроля всего и
вся, суровых санкций за любые действительные
или мнимые недостатки и т.п. в массе
воспитывал в людях исполнительность,
послушание, покорность, но порождал и
пороки воспитанности: боязнь любой
личной инициативы и самостоятельности,
стремление не добиваться целей, а во
что бы то ни стало избегать неудач, страх
перед ошибками и перестраховку,
укрывательство и очковтирательство,
показуху и формализм и т.п. Инициативные,
самостоятельные, умеющие пользоваться
свободой люди появляются только в
условиях соответствующим образом
организованной системы воспитания.
Роль воспитателя в ней не должна быть
экспонированной, подчеркнутой,
афишируемой. Его действия успешны, если
они максимально деликатны, тактичны,
если они убеждающи, если встречаются
людьми с пониманием и одобрением, если
превращают их из пассивного объекта
воспитания в активного участника его,
главное заинтересованное лицо в своем
совершенствовании.

Организация
самовоспитания людей в разных учреждениях,
организациях, семье — наиболее
демократичная форма педагогической
работы, приобретающая особую важность
в условиях современных тенденций и
подходов к свободному развитию личности.
Без нее воспитательный процесс похож
на попытку двигаться без двигателя.
Самовоспитание людей студенческого и
последующих возрастов — наиболее
подходящий для них способ личностного
роста, самореализации и самоутверждения.

Принцип
единства воспитывающей среды, коллектива
и деятельности

ориентирует на всесторонний учет
воспитывающих реальностей жизни при
организации системы воспитания и в
процессе воспитания, а также максимально
возможное исключение неблагоприятных
влияний.

О
среде,

связанной с положением в семье, вне стен
образовательного учреждения или
трудового коллектива, уже сказано выше.
Если в ней есть что-то неблагоприятное,
надо сделать все возможное, чтобы
изменить к лучшему, усилить целенаправленные
воспитательные воздействия, сменить
среду, максимально активизировать
самовоспитание.

Особую
роль педагогика отводит первичному
коллективу,
членом
которого является личность и среда
которого образует непосредственное
окружение. Условия в коллективе наиболее
податливы целенаправленному педагогическому
конструированию. Поэтому организация
воспитания всегда предполагает должную
педагогическую организацию жизни
коллектива, превращение ее в воспитывающую.
Методика такой работы рассмотрена в
гл. 4.

Принцип
согласованности воспитательных
воздействий

обусловлен и важен тем, что на человека
пытаются влиять многие люди. В семье
это и отец, и мать, и дедушка с бабушкой,
старшие брат и сестра. Вне семьи таких
людей еще больше — классный руководитель,
куратор, преподаватели разных дисциплин,
представители руководства образовательного
учреждения, руководители кружков и
секций, старший группы и др. Плохо, если
их влияния похожи на действия лебедя,
рака и щуки из басни И.С. Крылова.
Губительна такая организация воспитания
в семье, когда отец, например, строго
требует от ребенка, мать все прощает и
защищает, дедушка с бабушкой балуют.
Важно добиваться, чтобы во всем
воспитывающем данного человека
пространстве было единство целей
воспитания, используемых средств,
методов и оценок.

Методические
принципы воспитания

построены на основе выявленных в богатом
опыте и специальных исследованиях
закономерных зависимостях между методами
воспитательных воздействий и результатами.

Принцип
терпеливой настойчивости, оптимизма и
доброжелательности в воспитании

отражает сложность отыскания эффективных
путей и методов достижения желательных
педагогических следствий, необходимость
настойчивых и терпеливых поисков, без
срывов при неудачах и с верой в успех.
Неверие в возможности воспитания —
случай не редкий. Оно обострилось в
обстановке общего снижения нравственности
и культуры российского общества,
авторитета власти, безнаказанности
многих людей, преступивших закон.

Воспитание
всегда было наисложнейшим делом. Нельзя
не признать, что ныне оно действительно
столкнулось с большими трудностями, но
так было не раз в истории человечества,
и нужные средства и пути всегда находились.
Работа воспитателя с верой в успех
приближает и увеличивает его. Оптимизм
воспитателя передается всем, с кем он
работает. Чем больше оптимизма, тем
меньше раздражения, придирок, упреков,
обвинений, наказаний, отчаяния, формализма,
тем больше хорошего настроения, бодрости,
доброжелательности (А.С. Макаренко
говорил о «мажорном тоне»). На «разносах»
в воспитании далеко не уедешь. Нужен
стиль и методы работы, обеспечивающие
преобладание положительных эмоций.

Принцип
индивидуального подхода в воспитании.

Каждое воспитательное воздействие,
метод хороши и дадут результат, если
соответствуют индивидуальным особенностям
данного человека, уровню воспитанности,
его психическому состоянию, испытываемым
трудностям, ожиданиям и надеждам.

Педагогика
подчеркивает важность правила опоры
на положительное. Поиск недостатков в
личности и работе человека, их длинное
и многократное перечисление в сочетании
с упреками и унижающими комментариями
— путь, ведущий в воспитательный тупик.
Продуктивен путь, который воодушевляет
человека, порождает надежды, крепит
веру в свои возможности. Учителю,
родителю, руководителю следует
неоднократно демонстрировать, что они
видят положительные стороны
воспитывающегося, а не только недостатки.
Редко встречаются люди, о которых вообще
нельзя сказать что-либо хорошее. Если
не успехи, то уж нормально выполненные
ими действия и поступки или какие-то
интересы и способности. Именно их и надо
использовать, чтобы вовлечь в какое-то
полезное дело, призвать к их более
очевидному, частому и широкому проявлению
положительного. Устанавливать контакт,
находя точки совпадения взглядов,
интересов, отношений. Когда все же не
находится поводов, чтобы сказать доброе
слово, бывает полезным дать простое
поручение, чтобы иметь потом основание
для похвалы. Можно оказать помощь
«неподдающемуся» в решении какой-то
личной проблемы, призвать ответить на
уважение уважением, на добро — добром.
Нужны подсказка, совет, как лучше проявить
свои способности, утвердиться в себе и
во мнении других. Следует искать и
использовать все средства и способы,
чтобы человек почаще испытывал радость
и удовлетворение от успехов, от услышанной
похвалы, одобрения, поощрения.

Методы
воспитания

Под
методами
воспитания

понимается совокупность
средств и приемов однородного
педагогического воздействия на
воспитывающихся в целях достижения
определенного педагогического результата.

Средства воспитания

все то, с
помощью чего осуществляется воздействие:
слова, факты, примеры, документы,
фотографии, действия, условия и пр.
Приемы
воспитания

частные
способы (операции) использования методов
и средств.

Существует
немало методов воспитания и классификация
раскрывает
их систему и предназначение.

К
методам
воздействия на сознание

относятся: разъяснение, словесное
убеждение, убеждение на опыте, пример.

К
методам
воспитания привычек поведения

принадлежат: следование примеру, участие
в совместной работе, упражнение в
правильном поступке, помощь в совершении
поступков, приучение, требование,
принуждение.

Есть
группа методов
стимулирования должного поведения’,

соперничество, состязание (соревнование),
поддержка, показ перспектив, авансирование
доверия, требование, одобрение, поощрение,
осуждение, критика, наказание.

Каждому
методу свойственны свои методические
приемы.
Так,
к приемам метода убеждения относятся:
аргументация, сравнение, аналогия, опора
на опыт и знания, демонстрация примера,
убеждение фактом, цифрами, статистическими
данными, использование положений
нормативных документов, ссылка на
авторитет, ссылка на опыт других,
обращение к чувству собственного
достоинства, совести, порядочности,
самолюбию, предложение к самооценке, к
опровержению доказательств, рассуждения
«от противного» и др.

Успех
применения методов зависит от условий,
авторитетности применяющего их, а также
его целеустремленности, педагогической
грамотности, а главное — личного
примера:

личной добросовестности, порядочности,
культурности, человечности, справедливости,
поведения, общения, отношения к людям,
решения вопросов и др.

Убеждая
кого-то, приучая, поощряя, одобряя, требуя
и т.п., родитель, учитель, преподаватель,
старший по возрасту, руководитель не
всегда поступает как педагог, даже
применяя метод, называемый педагогическим.
Его еще надо
превратить в действительно педагогический.

Это происходит тогда, когда применяющий
его:

• отчетливо
осознает воспитательный результат,
который должен быть в данной ситуации
достигнут,

• активизирует
в своем сознании педагогическую установку
на достижение именно этого результата,

• припоминает
имеющиеся у него и подходящие к данному
случаю педагогические знания, примеривает,
перебирая в мыслях, варианты их гибкого
применения в данном случае,

• размышляет
об индивидуальных особенностях человека,
его психическом состоянии, о предупреждении
промахов и возможных негативных реакций,

• подбирает
педагогические средства, приемы, стиль,
манеру, место и время, наиболее походящие
для применения метода,

• не
сбивается с педагогической позиции при
фактическом применении метода.

Формы
воспитания

Под
ними понимаются
внешне
выраженные способы организации

воспитательного процесса. Классифицировать
их можно по разным основаниям:

• по
числу участвующих в них лиц: индивидуальные,
микрогрупповые, групповые (коллективные)
и массовые*,

• по
частным задачам: культурные, спортивные,
правовые, военно-патриотические и др.,

• по
особенностям способов проведения:
лекции (по вопросам воспитания), беседы,
обсуждения, дискуссии, диспуты, общие
собрания, встречи с опытными, знающими
и авторитетными людьми, посещение
культурных мероприятий (театров,
кинофильмов и пр.), индивидуальные
поручения, коллективная работа, участие
в субботниках и в работе общественных
формирований, товарищеская помощь,
опека, шефство, кураторство, управление,
благотворительность и др.,

• по
месту проведения: формы воспитания в
процессе обучения, образования, труда,
внешкольной работы, в быту, при занятиях
спортом и др.,

• по
времени проведения: плановые,
профилактические, подведение итогов,
отчет, групповая оценка (разбор,
характеристика), исправительные и др.

54

studfiles.net

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о