Классификация методов воспитания таблица – . —

2. Классификация методов воспитания

Познанию методов способствует их классификация, деление на классы, группы по какому-либо признаку, основанию. В педагогике нет строго науч­ной классификации методов по какому-то одному основанию. Большинством специалистов выделены и наиболее изучены пять методов: убеждение, упраж­нение, пример, поощрение, наказание и их конкретные варианты, разновид­ности, которые, как мы сказали, иногда называют приемами, формами. Эмпи­рически, основываясь на опыте, действительно можно видеть эти методы. Пе­дагог воспитывает, объясняя, рассказывая, обсуждая с детьми нормы морали, поведения и пр. Учитель воспитывает, вовлекая детей в деятельность и пока­зывая сам образцы поведения. Наконец, он одобряет или осуждает поступки учеников, тем самым стимулирует и корректирует их поведение, развитие.

Научная классификация требует, однако, выделения строгих основа­ний, существенных признаков для различения объектов. Поэтому класси­фикация методов способствует их познанию и, во-вторых, их сознательно­му, эффективному использованию. Но многообразие методов воспитания, неопределенность их признаков и границ между ними и другими катего­риями затрудняет их классификацию.

Анализ показывает, что в основу классификации часто кладут направ­ленность способа воздействия на ту или иную сферу личности: на созна­ние, на поведение, на эмоционально-волевую сферу. Иначе говоря, есть методы, направленные преимущественно на формирование знаний, взгля­дов, оценок, направленности, убеждений личности. Их называют методами формирования сознания или методами формирования убеждений. Есть методы, направленные преимущественно на формирование привычек, стереотипов поведения, типичных поведенческих реакций. Их называют методами фор­мирования поведения и организации деятельности. И есть методы, называе­мые порой вспомогательными, которые направлены на коррекцию и стиму­лирование поведения (соревнование, игра, поощрение, наказание).

В основу классификации методов воспитания и обучения, предложен­ной Ю. К. Бабанским, положена концепция деятельности. Согласно ей имеются компоненты в любой деятельности: осознание, организация, сти­мулирование и контроль. Они, эти составляющие деятельности, их место в структуре процесса воспитания, и явились основанием для выделения че­тырех групп общих методов целостного педагогического процесса. Заме­тим, однако, что такой подход дал почти те же группы методов, которые названы выше, и что методы воспитания характеризуются большинством специалистов все-таки наряду с методами обучения, с учетом специфики воспитательной работы.

Итак, согласно более или менее разделяемой всеми учеными классифи­кации методы воспитания в отечественной науке объединяются в четыре группы и составляют такую систему:

а) методы формирования сознания: рассказ, беседа, лекция, дискуссия, диспут, метод примера;

б) методы организации деятельности и формирования опыта поведения: упражнение, приучение, поручение, требование, создание воспитывающих ситуаций;

в) методы стимулирования поведения: соревнование, игра, поощрение, наказание;

г) методы контроля, самоконтроля и самооценки: наблюдение, опросные методы (беседы, анкетирование), тестирование, анализ результатов деятельности.

Распределение методов по группам в значительной мере условно, пото­му что личность формируется целиком, не по частям, потому что сознание, отношения, оценки и поведение формируются в единстве в любых обстоя­тельствах и под влиянием намеренных или случайных действий. В психо­логии есть принцип единства сознания и деятельности: сознание формиру­ется в деятельности. Тем не менее основная функция первой группы мето­дов состоит в формировании отношений, установок, направленности, убеждений и взглядов воспитанников — всего того, в основе чего лежат знания о нормах поведения, о социальных ценностях. В свою очередь, убеждения человека отражаются на его поведении.

Методы второй группы реализуют принцип воспитания в деятельности. Еще А. С. Макаренко учил, что нельзя развить мужество или другое каче­ство личности, не создав условий для проявления мужества, справедливо­сти, доброты. Задача педагогов создать такие условия. Школьная жизнь дает возможность это сделать: дети имеют поручения, организуют вместе со взрослыми разные дела в процессе учебы и вне ее, регулярно и периодиче­ски «упражняются» в самых разных умениях, поступках, т. е. вынуждены по­ступать в соответствии с принятыми в обществе правилами и ценностями.

С помощью методов третьей группы педагоги и сами воспитанники ре­гулируют поведение, воздействуют на мотивы деятельности воспитуемых, потому что общественное одобрение или осуждение влияет на поведение, происходит закрепление одобряемых поступков или торможение неодобряемого поведения.

Методы контроля и самоконтроля направлены на анализ и оценку ре­зультатов воспитания и влияют на формирование воспитанников скорее косвенно. Если результаты воспитания в приемлемой форме обсуждать с учениками, то можно получить значительный эффект и стимулировать их самовоспитание.

studfile.net

Классификация методов воспитания - схема, таблица — Схемо.РФ

  • Войти
  • Регистрация
  • Схемы
    • Биология
    • География
    • История
    • Математика и алгебра
    • Медицина
    • Обществознание
    • Педагогика
    • Политология
    • Право
    • Психология
    • Русский язык
    • Социология
    • Физика
    • Философия
    • Химия
    • Экономика
    • Прочее
  • Книги
    • Биология
    • География
    • История
    • Математика и алгебра
    • Медицина
    • Обществознание
    • Педагогика

xn--e1aogju.xn--p1ai

2. Классификация методов обучения и воспитания

Классификацией методов педагогического процессаназывается подразделение их на определенные группы или подгруппы по какому-либо признаку (основанию). Так как признаки, по которым может быть осуществлена классификация, многочисленны, и сами методы многообразны, многосторонни, то возможны и разные классификации методов педагогического процесса. Рассмотрим наиболее известные классификации методов обучения и воспитания.

1. В основание одной из первых классификаций положенисточник передачи информации и характер её восприятия(Е.В. Перовский, Е.Я. Голант и др.). В соответствии с источником знаний (слово, наглядность, практика) были выделены соответственно три группы методов:словесные, наглядные, практические. Они отражают как деятельность учителя (рассказ, лекция, демонстрация, упражнение и др.), так и деятельность учащихся (слуховые, зрительные, моторные восприятия).

2.Следующая классификация имеет своим основаниемведущие дидактические задачи, решаемые на том или ином этапе обучения (М.А. Данилов, Б.П. Есипов). В соответствии с ними выделили методы приобретения знаний; методы формирования умений и навыков; методы применения знаний на практике; методы закрепления знаний, умений и навыков; методы проверки и оценки знаний, умений и навыков.

3. Представляет интерес классификация, основанием которой являетсяхарактер учебно-познавательной деятельности учащихся(И.Я. Лернер, М.Н. Скаткин). В соответствии с этим авторы классификации выделили:

- объяснительно-иллюстративные, или информационно-рецептивные методы. Основное назначение этих методов состоит в организации усвоения учащимися знаний в готовом виде. При этом учитель или заменяющее его средство предъявляет информацию и организует действия ученика с объектом изучения. Учащиеся воспринимают, осознают и запоминают информацию. К данной группе методов относятся: объяснение, рассказ, лекция, работа с учебником, использование наглядных средств, показ способов деятельности и др. Данные методы тренируют память, способствуют усвоению знаний, но не являются эффективными для развития творческого мышления;

- репродуктивныеметоды имеют главным признаком воспроизведение и повторение способа деятельности по заданию учителя. Учитель применяет (разрабатывает) систему упражнений, в том числе программированные материалы, обеспечивающие обратную связь и самоконтроль. Эффективность данных методов повышается, если учащимся сообщается определенный алгоритм выполнения задания;

- методы проблемного изложения(проблемная лекция, экспериментирование и др.). В рамках этих методов учитель ставит проблему и показывает пути её решения, то есть демонстрирует образец научного решения проблемы. Учащиеся при этом мысленно следят и усваивают логику, этапы решения научной проблемы, но без выработки умения применять их самостоятельно;

- частично-поисковые, или эвристические методысостоят в том, что учитель организует участие школьников в выполнении отдельных этапов решения познавательных и практических проблемных задач. Он создает проблемные ситуации, конструирует задание, планирует этапы (шаги) его решения, а учащиеся выполняют их самостоятельно под общим руководством учителя;

- исследовательские методыявляются способом организации самостоятельной поисковой, творческой деятельности учащихся по решению новых для них проблем, нахождению новых способов решения или доказательств. Учащиеся самостоятельно находят и формулируют проблему, планируют этапы и способы решения (исследования), осуществляют самоконтроль результатов исследования. Учитель участвует в предъявлении проблемных задач, осуществляет общий контроль за ходом исследования.

4.На основеметодологии целостного подхода к деятельностиизвестный дидакт Ю.К. Бабанский предложил классификацию методов обучения, учитывающую все структурные элементы деятельности: организацию, стимулирование и контроль. В этой классификации представлены три группы методов:

1) методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности;

2) методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности;

3) методы контроля и самоконтроля эффективности учебно-познавательной деятельности.

Каждая группа методов в свою очередь подразделяется на подгруппы. Для удобства восприятия представим каждую из названных групп в виде таблицы.

Таблица 5. Методы организации и осуществления

учебно-познавательной деятельности

I подгруппа

II подгруппа

III подгруппа

IV подгруппа

По источнику передачи и восприятия учебной информации (перцептивные методы)

По логике передачи и восприятия учебной информации (логические методы)

По степени самостоятельности мышления учащихся в процессе усвоения знаний

По характеру управления учебной деятельностью (методы управления учебной деятельностью)

Словесные:

- объяснение;

- рассказ;

- беседа;

- лекция;

- дискуссия и др.

Наглядные:

- иллюстрации;

- демонстрации,

Практические:

- упражнение;

- опыт;

-трудовые действия и др.

Индуктивные, дедуктивные, аналитические; синтетические, аналогия, выделение главного, сравнение и др.

Репродуктивные, продуктивные (проблемные, проблемно-поисковые, исследовательские и др.)

Методы работы под руководством учителя;

методы самостоятельной работы учащихся:

- работа с книгой;

- выполнение письменных заданий;

- выполнение лабораторной работы; художественно-творческой работы в мастерских и др.

Таблица 6. Методы стимулирования и мотивации

учебно-познавательной деятельности

I подгруппа

II подгруппа

Методы стимулирования и мотивации интереса к учебно-познавательной деятельности

Методы стимулирования долга и ответственности в учении

Создание ситуаций: эмоционально-нравственных переживаний, занимательности, познавательной новизны, опоры на жизненный опыт, успеха в учении и др.; познавательные игры; учебные дискуссии

Разъяснение личностной и общественной значимости учения и формирование у школьников соответствующих убеждений; предъявление требований; упражнения по их выполнению; поощрение успеха и порицание недостатков в учении; соревновательность и др.

Таблица 7. Методы контроля и самоконтроля в обучении

I подгруппа

II подгруппа

III подгруппа

Методы устного контроля и самоконтроля

Методы письменного контроля самоконтроля

Методы лабораторно-практического контроля самоконтроля

Индивидуальный опрос, фронтальный опрос, устный зачет, устный экзамен, программированный опрос, устный самоконтроль и др.

Письменная контрольная работа, письменный зачет, письменный экзамен, письменная программированная работа, тестирование, письменный самоконтроль и др.

Контрольные лабораторно-практические работы, лабораторно-практический самоконтроль и др.

Существуют и другие классификации методов обучения (М.И. Махмутова, В. Оконя, И.Ф. Харламова и др.).

Рассмотрим классификации методов воспитания. В общепризнанной (традиционной) классификации методов воспитания, предложенной Г.И. Щукиной, все многообразие методов воспитания представлено тремя группами:

  • методы формирования сознания личности: убеждение, внушение, объяснение, рассказ, инструктаж, беседа, лекция, диспут, метод примера и др.;

  • методы организации деятельности и формирования опыта поведения: упражнение, приучение, педагогическое требование, поручение, создание воспитывающих ситуаций, общественное мнение и др.;

  • методы стимулирования и мотивации деятельности и поведения: создание ситуаций успеха, эмоционально-нравственных переживаний, поощрение, порицание, соревнование, сюжетно-ролевые игры и др.

В учебной педагогической литературе встречается и другая классификация методов воспитания:

- методы формирования социального опыта детей: педагогическое требование; упражнение, приучение, поручение, пример, ситуации свободного выбора и др.;

- методы осмысления детьми своего социального опыта, мотивации деятельности и поведения: рассказ, лекция, беседа, дискуссия и др.

- методы самоопределения личности ребенка: методы самопознания, самовоспитания;

- методы стимулирования и коррекции действий и отношений детей в воспитательном процессе: соревнование, поощрение, наказание и др.

Известны также классификации методов воспитания Н.Е. Щурковой, М.И. Рожкова и Л.В. Байбародовой и других педагогов.

В.А. Сластенин и его последователи предложили классификацию методов целостного педагогического процесса. Такой подход отражает тот факт, что в реальных условиях педагог осуществляет методы обучения и воспитания в неразрывном единстве. В этой классификации выделены четыре группы методов:

1)методы формирования сознания в целостном педагогическом процессе;

2)методы организации разных видов деятельности, в том числе учебно-познавательной, и формирования опыта общественного поведения;

3)методы стимулирования и мотивации деятельности и поведения;

4)методы контроля и самоконтроля эффективности педагогического процесса.

В заключение подчеркнем, что все классификации носят условный характер. Один и тот же метод, как нетрудно заметить, может быть отнесен к разным группам методов в разных классификациях. Например, метод беседы – это и словесный метод, и метод стимулирования, и метод осмысления социального опыта, и метод контроля, и проблемный метод. Все зависит от задач и содержания, которые реализуются данным методом.

Вместе с тем, знание классификаций методов педагогического процесса помогает педагогу-практику ясно представить себе систему методов, понять их назначение, взаимосвязь и взаимопроникновение, характерные признаки, сильные и слабые стороны, а также условия их эффективного применения в реальных условиях педагогической практики.

Важной проблемой для учителя является выбор оптимального сочетания методов и приемов в конкретной педагогической ситуации.

studfile.net

0 0 vote
Article Rating
Подписаться
Уведомление о
guest
0 Комментарий
Inline Feedbacks
View all comments