Какова роль самовоспитания в жизни человека – Самовоспитание и его роль в развитии личности

Самовоспитание и его роль в развитии личности

ГОУ ВПО Донской государственный технический университет

Заочная форма обучения

Студент _____________________

Адрес________________________

_____________________________

_____________________________

группа_______________________

Шифр _______________________

(номер зачетной книжки)

Контрольная работа №_____

по _____________________________________

за ______курс

Вариант 29.

1. Самовоспитание

Самовоспитание - это процесс усвоения человеком опыта предшествующих поколений посредством внутренних душевных факторов, обеспечивающих развитие. Воспитание, если оно не насилие, без самовоспитания невозможно. Их следует рассматривать как две стороны одного и того же процесса. Осуществляя самовоспитание, человек может самообразовываться, что естественно не может не отражаться на творческой деятельности человека. Стремление к совершенству через тернии лени, приводят к высоким творческим результатам.

Воспитание и самовоспитание личности во многом сводится к постепенному формированию готовности реагировать на что-либо должным образом, иными словами, к формированию установок, полезных для человека и для общества. Уже в раннем детстве родители сознательно и бессознательно формируют образцы поведения, установки: «Не плачь - ты мужчина», «Не пачкайся - ведь ты девочка» и т.п., т.е. ребенок получает эталоны «хорошего - плохого». И к тому возрасту, когда мы начинаем себя осознавать, мы находим у себя в психике массу закрепившихся чувств, мнений, взглядов, установок, которые оказывают влияние и на усвоение новой информации, и на отношение к окружающему. Эти часто неосознаваемые установки действуют на человека с огромной силой, заставляя воспринимать и реагировать на мир в духе установок, усвоенных с детства.

В понятии «самовоспитание» педагогика описывает внутренний духовный мир человека, его способность самостоятельно развиваться. Внешние факторы - воспитание - лишь условия, средства их пробуждения, приведения в действие. Вот почему философы, педагоги, психологи утверждают, что именно в душе человека заложены движущие силы его развития. В процессе воспитания необходимо побудить подростка к осуществлению самовоспитания.

Сам ребенок активен уже с рождения, он рождается со способностью к развитию. Он не сосуд, куда «сливается» опыт человечества, он сам способен этот опыт приобретать и творить что-то новое. Поэтому основным душевным фактором развития человека является самовоспитание.

Самовоспитание - деятельность человека, направленная на изменение своей личности в соответствии с сознательно поставленными целями, сложившимися идеалами и убеждениями. Самовоспитание предполагает определенный уровень развития личности, ее самосознания, способности к ее анализу при сознательном сопоставлении своих поступков с поступками других людей. Отношение человека к своим потенциальным возможностям, правильность самооценки, умение видеть свои недостатки характеризуют зрелость человека и являются предпосылками организации самовоспитания.

Самовоспитание предполагает использование таких приемов, как самообязательство; самоотчет; осмысление собственной деятельности и поведения; самоконтроль.

Самовоспитание осуществляется в процессе самоуправления, которое строится на основе сформулированных человеком целей, программы действий, контроля за выполнением программы, оценки полученных результатов, самокоррекции.

К методам самовоспитания относятся: 1) самопознание; 2) самообладание; 3) самостимулирование.

Самопознание включает: самонаблюдение, самоанализ, самооценивание, самосравнение.

Самообладание опирается на: самоубеждение, самоконтроль, самоприказ, самовнушение, самоподкрепление, самоисповедь, самопринуждение.

Самостимулирование предполагает: самоутверждение, самоободрение, самопоощрение, самонаказание, самоограничение.

Подросток не выступает в качестве пассивного объекта воспитательных воздействий. У него формируется внутренняя позиция к этим воздействиям, в зависимости от которой он может или активно работать над своим совершенствованием (саморазвитием) или оставаться пассивным.

Понимание указанных положений привело к тому, что все воздействия и влияния, которые сказываются на развитии личности, стали подразделять на две группы - внешние и внутренние. Средовые влияния и воспитание относятся к внешним факторам личностного развития человека. Природные склонности, способности и задатки, а так же вся совокупность его чувств и переживаний, которые возникают по влиянием внешних воздействий, относятся к внутренним факторам.

С этой точки зрения должно быть понятно, что воспитание играет определяющую роль в развитии личности только при условии, если оно оказывает положительное влияние на внутренние стимулирование ее активности в работе над собой. Именно эта активности и собственное стремление растущего человека к своему совершенствованию в конечном итоге и определяют его личностное развитие.

Из этого следует - и это необходимо подчеркнуть, - что процесс развития личности по существу приобретает характер саморазвития. Л.Н. Толстой сравнивал развитие человека с тем, как растет плодовое дерево, ведь в буквальном смысле не человек его выращивает - оно само растет. Он только создает условия и стимулирует этот рост: рыхлит и удобряет почву, когда нужно поливает, уничтожает вредителей.

Самовоспитание - высшая форма самоуправления. Психологические предпосылки самовоспитания.

В условиях интенсивного общественного развития возрастает роль нравственных начал во всей жизни общества. В мире существует единодушное мнение о том, что нравственный идеал побуждает к подражанию, для самовоспитания нужен эталон нравственно воспитанной личности, который должен соответствовать следующим показателям: трудолюбие; творческое отношение к труду; высокая культура поведения.

Работа по нравственному самовоспитанию результативна при системном подходе, предполагающем педагогическую диагностику; использование разнообразных методов самовоспитания; включение самого себя в социальные и внутри коллективные отношения; интенсивное привлечение к деятельности с учетом имеющихся у себя положительных качеств и способностей; формирование объективной самооценки; обучение методике самостимуляции положительного поведения (самовнушение, самоодобрение, самоосуждение).

В младшем школьном возрасте границы самовоспитания определяются появлением нового вида деятельности - учения. Оно направлено на развитие волевых качеств, ответственности, коллективизма и связано с приучением ребенка к регулярному и добросовестному выполнению учебных заданий.

Существуют правила способствующие самовоспитанию:

Пять “надо”:

1. Всегда помогать родителям.

2. Выполнять требования учителей учиться добросовестно.

3. Быть честным.

4. Подчинять личные интересы коллективным.

5. Всегда и всюду проявлять добросовестность.

Пять “можно”:

1. Веселиться и играть, когда работа сделана на “отлично”.

2. Забывать обиды, но помнить, кого и за что ты обидел сам.

3. Не унывать при неудачах; если упорен, все равно получится !

4. Учиться у других, если они лучше тебя трудятся.

5. Спрашивать, если не знаешь, просить помочь, если не справляешься сам.

Это нужно тебе самому!

1. Быть честным! Сила человека в правде, слабость его - ложь.

2. Быть трудолюбивым! Не бояться неудач в новом деле. Кто упорен, тот из неудач создаст успех, из поражений выкует победу.

3. Быть чутким и заботливым! Помни, к тебе будут хорошо относиться, если ты к другим хорошо относишься.

4. Быть здоровым и чистоплотным! Занимайся утренней гимнастикой, закаляйся, мойся до пояса холодной водой каждый день, следи за чистотой рук, час в день выделяй на прогулки и еще час отдай труду или спорту.

5. Быть внимательным, тренировать внимание! Хорошее внимание оберегает от ошибок в учении и неудач в игре, труде, спорте.

Этого делать нельзя!

1. Учиться без старания, лениво и безответственно.

2. Грубить и драться со сверстниками, обижать младших.

3. Терпеть у себя недостатки, иначе они тебя самого уничтожат. Будь сильней своих слабостей.

4. Проходить мимо, когда рядом обижают малыша, издеваются над товарищем, нагло лгут в глаза честным людям.

5. Критиковать других, если сам страдаешь подобным же недостатком.

Пять “хорошо”:

1. Уметь владеть собой (не теряться, не трусить, не выходить из себя по пустякам)

2. Планировать каждый свой день.

3. Оценивать свои поступки.

4. Сначала думать, а потом делать.

5. Браться вначале за самые трудные дела.

В.Гете утверждал: “Умный человек не тот, кто много знает, а кто знает самого себя”.

Что дает человеку знание самого себя?

1.Объективно оценить себя, свои возможности и способности. Исходя из этого, определить цели жизни.

2.Не допускать ошибок, разочарований, необоснованных претензий, крушения жизненных планов.

3. Определить свое призвание, безошибочно выбрать профессию.

4.Не претендовать на особое внимание к себе со стороны окружающих; скромность и достоинство - показатели объективной самооценки.

5. Искать причины неприятности в себе, а не в других.

От самопознания к самовоспитанию

Нет ничего более сложного и более важного, чем трезвая, объективная самооценка. «Познай самого себя» - учили великие мыслители древности. Сложно беспристрастно контролировать свое поведение, последствия своих поступков. Еще более сложно объективно оценить свое место в обществе, свои возможности, т.к. психофизиологический потенциал во многом определяется врожденными генетическими задатками, типом высшей нервной деятельности и эмоционально-волевой сферой. Однако систематический и строгий самоанализ необходим, благодаря нему человек может рассчитывать на свое духовное, нравственное развитие.

mirznanii.com

Самовоспитание характера, его роль в становлении личности

Самовоспитание характера занимает одну из ведущих ролей в формировании личности каждого из нас. Мы развиваемся и стремимся стать лучше на протяжении всей жизни. Самовоспитание характера – это осознанная деятельность человека, которую он направляет на формирование положительный качеств характера. Также в ходе работы над собой появляется необходимость устранить недостатки. Сам процесс самовоспитания характера происходит поэтапно.

Какие действия важно предпринять, что начать менять характер в лучшую сторону:

  1. Вам потребуется самостоятельно провести анализ характера и поведения. Дать «трезвую» оценку поступкам. Сравнить себя с тем человеком, каким вы хотите стать в будущем.
  2. Выделить те качества, которые вы хотите изменить или обрести в процессе работы над собой.
  3. Написать собственную программу действий, в которой необходимо указать конечную цель и методы по ее достижению.

Не стоит думать, что изменить себя довольно просто. На формирование новых привычек может уйти несколько месяцев, а то и больше.

формирование новых привычек

Какие трудности вас ожидают? Работа над собой основывается на нескольких главных методах, а именно:

  • волевые усилия;
  • самоанализ;
  • самопознание;
  • самоконтроль;
  • саморегуляция;
  • самооценка.

Что поможет воспитать сильный характер?

Сильный характер характеризуется следующими навыками:

  1. Умение давать адекватную оценку своим действиям. Научится требовать от себя результат, уметь перебороть недовольство собой, при этом, не опустив руки.
  2. Уметь ставить конкретную цель. Что именно вы хотите изменить в характере, какой навык развить и от чего отказаться?
  3. Развивать свою мораль, помогать ближним и нуждающимся.
  4. Самостоятельно составить план работы, предположим на один месяц и четко выполнять предписания.
  5. Искоренить лень и другие пороки, которые мешают на пути к достижению цели.
  6. Чтение литературы, посещение тренингов по личностному развитию.

воспитание сильного характера

Также в процессе воспитания вам придется работать над собой, учиться новым навыкам, например: культура общения, умения отстоять свою точку зрения, научиться решать проблемы самостоятельно, преодолевать стрессовые ситуации и т.д.

Примеры самовоспитания личности у людей, добившихся настоящих успехов

История насчитывает множество примеров людей, чьи успехи напрямую зависели от упорства, труда, самовоспитания, личностной психологии и желания добиться поставленной цели.

Давайте рассмотрим примеры известных людей:

  1. Стив Джобс. Он изменил не только собственную жизнь, но и судьбу миллиона людей. А вы знали, что его воспитывали приемные родители? Ведь его родная мама отказалась от него, будучи еще студенткой в университете. Его приемные родители были простыми рабочими, отец – автомеханик, а мать – рядовой бухгалтер. Они копили деньги много лет, чтобы дать приемному сыну возможность получить образование. Но Стив Джобс оставил колледж и приложил все усилия, чтобы добиться успеха в мире технологий. Так и возникла компания Apple, а ее основателями стали Джобс и его лучший друг – Стивен Возняк.
  2. Джоан Роулинг – известная американская писательница, создавшая мировой бестселлер о приключениях Гарри Поттера. Автор книги пережила много потрясений: смерть матери, развод, жизнь на грани бедности, но не перестала писать. Джоан отправила готовый текст в 12 издательств, но, увы – получила отказ. Многие бы опустили руки после такого, но автор продолжала искать свое «место под солнцем». Ее старания увенчались успехом, и вскоре Джоан стала счастливой и богатой женщиной. Автор не остановилась на достигнутом, она продолжает радовать своих читателей, так в свет вышло несколько новых произведений: «Зов кукушки», «Шелкопряд», «Случайная вакансия».
  3. Генри Форд. Юный предприниматель родился в многодетной семье, а его родители занимались фермерством. А после смерти матери Генри и вовсе сбежал из родного дома. Мальчишка с детства увлекался механикой, поэтому решил пойти работать в «Электрическую компанию Эдисона», где и зарекомендовал себя. А через несколько лет благодаря инвестированию бизнесменов Генри открывает собственную фирму Ford Motor. Со временем компания только расширялась, а Генри, благодаря собственному упорству смог запустить конвейерное производство автомобилей.

воспитание сильного характера

Истории известных людей, которые перенесли серьезные заболевания, но не утратили веру в собственные силы:

  1. Франклин Рузвельт. Президент США, который руководил страной во время Второй мировой войны. Еще в детстве он перенес заболевание полиомиелит и передвигался только в инвалидной коляске. Но на выступления он выходил самостоятельно с помощниками, которые помогали ему держаться.
  2. Ник Вуичич. Ребенок родился без руг и ног, но сумел справиться с трудностями. Парень смело катается на скейтборде, берет уроки серфинга. Он не жалуется на жизнь, а наоборот, постоянно проводит мотивирующие выступления, где поддерживается людей с инвалидностью.
  3. Джон Мильтон. Известный английский писатель, который потерял слух в 43 года. Но это не остановило его, и он продолжил творить. Его известная работа – «Потерянный рай».
    воспитание сильного характера

Как видите, добиться успеха можно в любом возрасте, невзирая на материальное положения и состояние здоровья.

Литература для саморазвития и самовоспитания характера

Список популярной литературы, которую стоит прочесть:

  1. Ю.М. Орлов «Самопознание и самовоспитание характера».
  2. Алан Лукейн «Искусство успевать».
  3. Стив Павлина «Личное развитие».
  4. Робин Шарма «Монах, который продал свой Феррари».
  5. Мануэль Дж. Смит «Тренинг уверенности в себе».
  6. Лариса Парфентьева «100 способов изменить жизнь».
  7. Брайан Трейси «Выйди из зоны комфорта».

И другие книги, которые помогут вам на пути к развитию.

Автор: Amelie

воспитание сильного характера Загрузка...

trenermozga.ru

Самовоспитание личности, как фактор развития для каждого

Главная основа самовоспитания личности – это умение каждого из нас относится критично к собственной персоне. Уметь брать ответственность за поступки и проявлять настойчивость для достижения поставленной цели, следуя готовым методам и советам профессионалов.

Роль самовоспитания  в жизни каждого человека

Самовоспитание – это активная деятельность любого человека, которая направлена на кардинальные изменения уровня и качества жизни. Также под самовоспитанием мы понимаем изменение моральных качеств и социальных привычек. Мы пытаемся искоренить недостатки, при этом составить личную программу по развитию и самосовершенствованию.

Роль самовоспитания в формировании личности, популярные мотивы:

  • кардинальные жизненные перемены;
  • желание искоренить недостатки;
  • достичь самосовершенства и самореализации;
  • соответствовать гражданским идеалам;
  • желание измениться и следовать положительному примеру;
  • подготовить себя к профессиональным трудностям, стать сильнее морально;
  • достижение карьерного роста;
  • материальные интересы и т.д.

Роль самовоспитания в жизни человека

Правила, которых следует придерживаться на пути к самовоспитанию:

  1. Уравновешенность и внешнее спокойствие.
  2. Решение принимается только после тщательного обдумывания, на «холодную голову».
  3. Решительность в поступках.
  4. Умение вести диалог достойно, не вставлять постоянно свое «я».
  5. Не тратить время зря.
  6. Заниматься только любимым делом, ходить на работу, которая приносит удовольствие, а не напоминает каторгу.
  7. Делать анализ своим действиям и поступкам.
  8. Не рассказывать о планах и не хвастаться достигнутыми результатами.

Самовоспитание поможет любому человеку кардинально измениться. Добиться поставленных целей и получить желаемый результат. «Убрать» негативные мысли и поступки, стать счастливым человеком.

Методы эффективного самовоспитания личности

В процессе работы над собой вам следует использовать традиционные и проверенные методы самовоспитания, которые применяют с учетом поставленных целей и задач.

Популярные и важнейшие методы для достижения ваших целей, как фактор личностного развития:

  • самоубеждение;
  • самокритика;
  • самообязательство;
  • самовнушение;
  • сопереживание;
  • самопринуждение;
  • самонаказание.

роль мотивации и самодисциплины

Самоубеждение. Вам необходимо найти у себя ряд недостатков и убедить изжить их. Проговаривайте минуса вслух, не стоит акцентировать внимание только на мысленном убеждении.

Самокритика. Найдите у себя недостаток и критикуйте себя до тех пор, пока его не искорените. Поставьте себе цель убрать негативные черты характера.

Самообязательство. Цель данного метода – закрепить новый навык или искоренить старый, который мешает вам в процессе самореализации. Проговаривайте вслух о том, что хотите изменить. Сделайте себе «памятку» на видном месте.

Самовнушение. Вы сами себе психолог и работаете над собой, используя самовнушение. Для этого вслух повторяйте желаемое и ведите себя так, как проговорили.

Сопереживание. Это метод поможет вам научиться сопереживать, сочувствовать окружающим, которые нуждаются в помощи. Суть метода заключена в его названии. Помогайте близким в трудных ситуациях, ставьте себя на их место.

Самопринуждение. Вы приняли решение о том, что хотите изменить, но почему-то действия откладываете на потом. Этот метод позволит вам воспитать в себе новую черту характера и не отлаживать все на потом. Старайтесь проговаривать и сразу приступать к действиям.

Самонаказание. Придумайте себе «санкции» и строго их выполняйте в том случаи, когда вы отступили с намеченного пути. Помните, вы сами себе учитель, и только вы сможете достигнуть желаемого результата в процессе работы над собой.

Данные методы помогут вам изменить себя, стать лучше, суметь преодолеть страхи на пути к самосовершенству. Но только плодотворная работа поможет вам добиться успеха и достичь заветной цели.

Книги и тренинги, направляющие на самовоспитание и саморазвитие

Зачем нужно человеку посещать тренинги и читать литературу? Не забывайте о мотивации, ведь книги – это один из лучших источников информации, который поможет вам в процессе самосовершенствования.

Популярная литература:

  1. Стивен Р.Кови «7 навыков высокоэффективных людей». В мире данную книгу считают бестселлером №1 в вопросе, что касается личностного роста. Данная книга – прямой путеводитель для тех, кто желает изменить себя. У каждого свои цели, но автор преподносит единую аксиому, которая помогает каждому. После прочтения вы с легкостью поймете, как двигаться дальше.
  2. Нейл Фьоре «Легкий способ начать новую жизнь». Автор — профессиональный практикующий психолог, который помог многим людям справиться с жизненными неурядицами. Книга написана с учетом практик, в нее внесена новая методика, которая помогает избавиться от негативных мыслей и раскрыть внутренний потенциал.
  3. Брайан Трейси «Мотивация». Книга – инструкция, которая поможет каждому избавиться от негатива и создать среду, в которой будет желание жить и работать на все 100%.
  4. Сью Хэдфилд «Что тебя останавливает». Автор хочет донести для каждого читателя, что изменения неизбежны. Но, чтобы достигнуть желаемого, не нужно торопиться. Ставьте себе одну цель, добивайтесь ее и только потом переходите к следующей.
  5. Глеб Архангельский «Тайм-драйв. Как успевать жить и работать». В книге автор на реальных примерах показывает, как рационально использовать время и успевать сделать больше, чем обычно. Автор помогает читателю выбрать цель, найти мотивацию и расставить приоритеты. Книга, как никогда, актуальна для русскоязычного читателя.

При желании, посетите тренинги для личностного развития. Известные мастера:

  • Сафронов Игорь;
  • Вуйчич Николас;
  • Гандапас Радислав;
  • Пантосевич Ицхак;
  • Азимов Сергей;
  • Колесов Павел и др.

Также вы можете обратиться к другим учителям или найти информацию в интернете. Обучение, как правило, платное, но есть исключения. Для начала вам лучше поискать бесплатные или недорогие курсы, чтобы вы сумели понять автора и его «подачу». Развивайтесь и работайте над собой, помните, что самоактуализация личности поможет вам стать тем, кем бы вы хотели видеть себя в будущем.

Автор: Amelie

Книги и тренинги для самовоспитания Загрузка...

trenermozga.ru

16. Значение самовоспитания для взрослых

Самовоспитание - сознательная деятельность человека, направленная на выработку у себя положительных качеств и преодоления отрицательных.

Самовоспитание успешно осуществляется при определенных условиях. Прежде оно требует от человека знания самого себя, умение оценивать собственные положительные и отрицательные черты. Чтобы обогатить учащихся соответствующими знаниями и умениями, проводят цикл бесед о психической деятельности человека, сознание, волю, чувства, характер, мотивы поведения, интересы, способности, потребности, темперамент, а также раскрывают сущность самовоспитания, методы и приемы работы над собой. Материал для таких бесед можно найти в книгах «Зани-мательная психология» К. Платонова, «Загадки человече-ского« я »Ф. Михайлова,« В мире мысли и чувства »Ф. Гоно-Болина.

Важный аспект самовоспитания - логическое мышление, умение проанализировать каждый свой поступок, способствует выработке требовательности к себе как постоянной черты характера, без которой невозможно достичь успеха в этом деле. Поэтому педагоги в индивидуальных беседах и на собраниях подробно анализируют нарушения правил поведения, их причины, приучают учащихся к самоанализу.

Самовоспитание требует длительных волевых усилий, умения управлять собой, достигать поставленной цели, не унывать от неудач. Поэтому следует привлекать школьников к видам деятельности, которые предусматривают собранность, организованность, ответственность. Преодолевая трудности, они закаляют волю, доводят начатое дело до конца и таким образом убеждаются, что даже небольшие успехи делают их сильнее.

Повышает эффективность процесса самовоспитания идеал, к которому стремится ученик. Наблюдение убеждают, что к самовоспитанию безразличны преимущественно те, кто не имеет жизненной цели, идеала. Поэтому важно знать идеалы учеников, помочь сформировать идеалы тем, кто их не имеет.

Успешность процесса самовоспитания значительной степени зависит от уровня развития коллектива вообще. В сплоченном коллективе, где царит здоровая общественная мысль, атмосфера доброжелательности, развитая взаемовимогливисть, самовоспитания происходит, как правило, успешно.

Процесс самовоспитания длительный и охватывает несколько этапов.

Первый этап. Педагоги всего обнаруживают отношение учащихся к процессу самовоспитания, проводя анкетирование по таким вопросами: ли занимаешься самовоспитанием? Что побуждает тебя работать над собой? Каких главных целей ты хочешь достичь самовоспитанием? Какие приемы используешь в работе над собой? В чем чувствуешь трудности в этой работе и как их преодолеваешь? Какой помощи нуждаешься от взрослых в процессе самовоспитания

На этом этапе у учащихся формируют побудительные мотивы, сознательное отношение к самовоспитанию. Прежде добиваются, чтобы воспитанник осознал, что его судьба зависит не только от воспитательной работы школы, но и от самостоятельной работы над собой. Он также должен понять, что самовоспитание - и его личное дело, и дело общества.

Второй этап начинается с появлением у ученика желания самосовершенствования. Педагог на этом этапе должен помочь сформировать идеал, к которому следует стремиться, выработать у ученика стойкое желание подражать ему. Выяснив различие между собой и своим идеалом, воспитанник видит, какие черты он должен выработать для его достижения, которых недостаткам следует избавиться. В процессе самовоспитания ученик сравнивает себя с идеалом. Поскольку он сам постоянно меняется к лучшему, идеал также нуждается в совершенствовании, обогащения. Идеал помогает ему составить программу самовоспитания. На этом этапе следует обсудить с учащимися отдельные фрагменты индивидуальных программ самообразования и самовоспитания выдающихся лиц.

Третий этап. Ученик начинает систематически работать над собой, реализуя программу самовоспитания. Этот процесс осуществляется в различных видах деятельности: учении, труде, самообслуживании, выполнении общественных поручений, участия в работе кружков. Педагог помогает ученику контролировать результаты воплощенных решений. Впоследствии внешний контроль педагога или коллектива ослабляется, растут самостоятельность и инициатива самого питомца.

Для осуществления воспитательной работы в соответствии с рассмотренным этапов самовоспитания классный руководитель должен четко ее планировать.

В процессе организации самовоспитания учащихся обучают специальным приемам работы над собой.

Прием самоубеждение. Его суть заключается в том, что ученику предлагают в определенной конкретной ситуации найти аргументы и с их помощью убедить себя в том, правильно или неправильно он поступил, или в конфликтной ситуации переключить мысли на другие темы и дела, которые отвлекли его от конфликта, успокоили .

Прием самовнушения. Его предлагают использовать в случаях, когда необходимо преодолеть в себе страх перед трудностями, неуверенность в собственных силах, нерешительность. Самовнушение предусматривает повторение учеником мысленно или вслух определенных суждений. Например, чтобы преодолеть вспыльчивость, можно предложить следующее суждение: «Ненавижу в себе вспыльчивость. Я должен и могу от нее избавиться ».

Прием самопидбадьорювання. Он эффективен, когда ученик теряется в сложных ситуациях, веру в собственных силах и возможностях.

Прием Самопоощрение. Применяют в случаях, когда ученик, преодолевая определенные трудности, выполнил сложную задачу. К ним прибегают, когда необходимо преодолеть отрицательные черты личности.

Прием самопринуждения. Помогает в борьбе с внутренней неорганизованностью, нежеланием учиться или работать, с ленью.

Прием самоанализа. Ему принадлежит решающая роль в самовоспитании. Он предполагает умение анализировать свои поступки, давать им определенную оценку.

Практические приемы. К ним, в частности, относится прием «шаг вперед» - ежедневное планирование деятельности на следующий день. Дополняет его прием «оценки прожитого дня» - анализ учеником своих действий, поступков и недостатков.

Прием «правила моего поведения». Заключается в соблюдении составленных для ученика правил поведения. Приучает к выполнению своих обязанностей.

Прием самозобовьязання. Предполагает планирование учеником работы над собой в месяц, семестр или год, в зависимости от того, какие черты личности он стремится сформировать или преодолеть и в какой срок.

Прием «узнай себя». Имеет характер игры: учитель дает неполную характеристику ученику, не называя его фамилии, то узнает себя, а товарищи дополняют эту характеристику.

Приемы «самохарактеристики» и «взаимно характеристики». Заключаются в том, что подготовленные таким образом характеристики обсуждаются в коллективе, это приучает учащихся к самоанализу и дает педагогу богатый материал для работы с ними.

«Самовоспитание требует, - писал В. Сухомлинский, - очень важное, мощного стимула - чувство собственного достоинства, уважения к самому себе, желание стать сегодня лучше, чем был вчера. Самовоспитание возможно только при условии, когда душа человека очень чувствительна к тонких, чисто человеческих средств воздействия - доброго слова, советы, ласкового или укоризненного взгляда. Не может быть и речи о самовоспитании, если человек привык к грубости и реагирует только на «сильное» слово, окрик, принуждение. По самой сути своей самовоспитания предполагает веру человека в человека, обращение к чести и достоинства человека. Педагогическое руководство самовоспитанием - это прежде всего отношения между педагогом и воспитанником, проникнуты глубокой взаимной верой в добрые намерения ».

studfile.net

Воспитание и самовоспитание личности. Значение и соотношение

08.07

Воспитание и самовоспитание личности. Значение и соотношение

Воспитание и самовоспитание личности – две составляющих одного процесса, главной целью которого является адаптация ребенка к общественной жизни и формирование в нем определенных качеств.

Само понятие «воспитание» имеет несколько значений. В философском смысле – это приспособление индивида к условиям жизни. Воспитание с социальной позиции – это передача опыта старшим поколением – младшему.

С педагогической точки зрения воспитание рассматривается как процесс всестороннего влияния на человека (в широком значении) и направленное воздействие на ребенка, целью которого является формирование определенных качеств у воспитуемого.

Самовоспитание же – это процесс, направленный на реализацию себя как личности, на приспособление к жизни в обществе, осуществляемый самим человеком.

Фактически, и воспитание и самовоспитание личности – имеют своей целью решить проблему отношений «человек-общество».

Воспитание – процесс «обработки» ребенка, своеобразная «лепка» , где материалом является несформированная личность, а скульптором – родители, воспитатели, учителя.

Результат воспитания зависит и от того, насколько податливым окажется ребенок, и от «мастерства» самих воспитателей.

Самовоспитание же зависит от психологических качеств самого человека, а так же предполагает определенный уровень воспитанных в нем качеств, таких как самоанализ, самооценка, терпение, умение сравнивать свои поступки с поступками окружающих, умение преодолевать преграды и стремление к совершенствованию.

Отсюда можем сделать вывод, что воспитание и самовоспитание личности понятия не просто взаимосвязанные, но и вытекающие одно из другого, ведь самовоспитание невозможно без воспитания определенных качеств в человеке. Поэтому в формировании человека огромную роль играет и воспитание, и самовоспитание личности.

Читайте также

www.poznaysebia.com

Ответы@Mail.Ru: зачем самовоспитание нужно человеку?

Что бы проверить может ли он самостоятельно жить

Каждый человек ленивый, т. к. организм не любит расходовать энергию на ненужную деятельность. Именно для преодоления биологических инертных ритмов нужно заниматься самодисциплиной и самовоспитанием, чтобы в один день не стать похожим на ГГ произведения "Обломов" Ивана Гончарова)

Чтобы не скатиться до обезьяны или не впасть в "детство".

Каждый человек мечтает стать лучше. А для чего? — чтобы добиться какой-либо цели; — чтобы выглядеть более респектабельно в глазах других людей; — чтобы быть уверенным в любой ситуации; — чтобы легче справляться с теми трудностями, негативом, которые встречаются на нашем жизненном пути. Самовоспитание помогает контролировать свои эмоции, вызывая нужные, оказывая тем самым воздействие на ту или иную черту нашего характера. Для этого надо четко понимать положительные и отрицательные черты своего характера, поставить перед собой четкую, конкретную цель – чего вы хотите достичь. И анализируя подробно все это, нужно понять, что вам мешает, какие черты характера надо откорректировать, а какие развить. Работа над собой — это самое сложное. Как правило, мы видим в чужом глазу соринку, а в своем и бревна замечать не хотим. И пока мы не найдем то самое «бревно» в своем характере, поступках, привычках, мы не сможем добиться поставленной цели. Занимаясь самовоспитанием, постоянно обучаясь, тренируясь вы сможете развить в себе такие черты характера, как самообладание, выдержка, вы сможете управлять своим психологическим состоянием, вызывая необходимое в той или иной ситуации. Также не надо забывать, что под «лежачий камень» вода не течет. Надо активно действовать в этом направлении. Нужно постоянно осознавать, что вам мешает добиться цели. Анализировать и учится управлять, исправлять теми качествами, которыми мы обладаем.

Развитие личности – это очень важный и в тоже время сложный процесс, включающий такие понятия, как самопознание и саморазвитие. Самопознание – это изучение своих личностных психических и физических особенностей, осмысление самого себя. Самопознание начинается в младенчестве и продолжается потом всю сознательную жизнь. Если говорить простыми словами, то это познание самого себя для того, чтобы понять, кто я, зачем живу и чего хочу. Саморазвитие – это процесс всестороннего развития личности, который выражается в самостоятельном изучении чего- либо и применения этих знаний на практике, осуществляется все это без всякого внешнего контроля. У саморазвития есть три формы: самоутверждение, самосовершенствование, самоактуализация. Самосовершенствование – наиболее адекватная форма саморазвития, которая предполагает, что человек сам стремиться быть лучше, стремиться к некоторому идеалу, приобретает те черты и качества личности, которых пока у него нет, овладевает теми видами деятельности, которыми он не владел.

touch.otvet.mail.ru

Роль самовоспитания в формировании личности учащихся

СОДЕРЖАНИЕ

Лист

Введение 3

1. Общая часть 5

1.1. Основные труды по проблемам самовоспитания 5

1.2. Движущие силы и механизм самовоспитания личности 5

1.3. Нравственный идеал и самовомпитание 7

1.4. От воспитания к самовоспитанию 7

1.5. Как работать над собой 8

1.6. Идеал личности 9

1.7. Материалы по самопознанию школьника 11

1.8. Цель самовоспитания. Гипотеза 11

2. Специальная часть 13

2.1. Интервью с классными руководителями 13

2.2. Анкетирование 18

Заключение 21

Список используемой литературы 22

Приложение 23


Введение

Миллионы лет существует мир. Многое изменилось в нем, стало совершенно другим. Но все же есть что-то неприходящее, вечное, что было и будет всегда. Ведь всегда будут рождаться, жить и умирать люди; и всегда будут они идти по тернистому пути к своему совершенству, каждый раз вновь разрешая вечные жизненные проблемы, преодолевая преграды, терпя бедствия.

Жизнь всегда заставляла людей искать пути к совершенствованию своей души. Проблемам самовоспитания во все века придавалось большое значение.

В наше неспокойное, неясное время, когда трудно разобраться где Добро, а где Зло, эта проблема еще более актуальна. То, по какому пути пойдут люди, станет решающим для всей страны и всех нас. Поэтому человек сейчас, как никогда, должен найти свое место в жизни, точно определить свои нравственные ценности, уметь противостоять различным негативным влияниям.

Чтобы не сорваться в пропасть и не быть растоптанным, нужно уметь разобраться в происходящем сейчас в нашей стране. А начинать нужно прежде всего с самого себя, с усовершенствования своей личности. Как говорит народная мудрость: “Век живи - век учись”, значит и воспитывай себя целый век. В постоянно меняющемся мире только тот находит свое место, кто непрерывно меняется сам, совершенствуется. Кроме того, только путем самовоспитания вырабатываются такие ценные личностные качества как сила воли, мужество, настойчивость, терпение, уверенность в своих силах и т.д.

Рассмотрев, какое значение имело и имеет самовоспитание в жизни людей, я пришла к выводу, что самовоспитание является одной из самых важных проблем сегодня и требует своего решения.

1. Общая часть

1.1.Основные труды по проблемам самовоспитания.

Среди значительных работ по самовоспитанию я бы хотела указать труды А.И.Кочетова, который двадцать пять лет своей жизни посвятил работе над этой проблемой. В его популярной книге “Как заниматься самовоспитанием ” раскрывается вся теория самовоспитания, его цели, задачи, приемы и методы работы над собой: даются рекомендации по саморазвитию ума, памяти, мысления, способностей, речи и т.д.

В книге “Воспитай себя ” А.И.Кочетов учит, как найти свой идеал, как оценить свои силы и способности, как составить программу самовоспитания, как искоренить свои недостатки и научиться управлять собой.

Приведенные выше книги А.И.Кочетова предназначены в основном для широкого круга читателей и, главным образом, для подрастающего поколения. Однако круг его деятельности по этой проблеме гораздо более широк. Так книга А.И.Кочетова “Организация самовоспитания школьников” адресована уже учителям, руководителям школ как пособие, в котором общетеоретические сведения выходят на практическое приложение идей науки.

Проблеме самовоспитания много внимания уделял профессор А.Г.Ковалев. Его книга “Личность воспитывает себя ” посвящена условиям и методам самовоспитания личности. Она иллюстрирована яркими примерами успешной работы над собой как великих людей прошлого, так и наших современников; рассчитана на широкий круг читателей.

Очень подробно, интересно и увлекательно со множеством конкретных примеров из жизненных ситуаций изложена эта тема в книге Ю.М.Орлова “Самопознание и самовоспитание характера ”. Его подход к этой проблеме очень своеобразен, поучителен, позволяет более глубоко понять приведенные теоретические сведения.

Интересным и очень своеобразным является подход к этому вопросу Дэйла Карнеги в его популярной книге “Как завоевать друзей и оказывать влияние на людей ”, где он дает ценные практические советы, учит каким нужно стать, что бы люди любили и уважали тебя.

Проблемой самовоспитания занимались и занимаются сейчас многие педагоги и психологи. Существует множество научных работ и популярной литературы по этой теме но, на мой взгляд, наиболее глубоко и полно рассматривал эту проблему А.И.Кочетов. В своих трудах он дает советы по организации самовоспитания как ученикам, так и учителям.

1.2. Движущие силы и механизм самовоспитания личности.

Когда появляется на свет новорожденный, мы говорим: “Родился человек”, т.е. говорим о биологическом его рождении. Однако дальнейший процесс биологического развития теснейшим образом сочетается с приобретением таких качеств и свойств, которые по своему происхождению не связаны с биологической природой человека (например: усвоение навыков, привычки, поведение и др.). Названные свойства и качества могут сформироваться лишь прижизненно и характеризуют социальное развитие человека. Таким образом, общее понятие “человек” включает в себя более узкое и специфическое понятие - “личность”.

О личности мы судим по следующим признакам:

1. Определенные сформированные социальные качества. Например: ответственность, достоинство, индивидуальность, общественная активность, твердость взглядов и убеждений.

2. Личность характеризуется таким уровнем психического развития, который позволяет ей управлять собственным поведением и деятельностью. Способность обдумывать свои поступки и отвечать за них - существенный и главный признак личности.

А.И.Кочетов в своей книге “Организация самовоспитания школьников ” говорит, что как всякое развивающееся явление, личность противоречива, в ее внутреннем мире неизбежны столкновения, конфликты, периоды спада и усиления развития. Понятия личность невозможно вне вычленения ее движущих сил. Ученые единодушны в том, что движущими силами в самовоспитании личности являются определенные противоречия.

В настоящее время в науке накоплен достаточный фактический материал, позволяющий проникнуть в суть процесса самовоспитания. Механизм самовоспитания имеет следующие особенности: воспитанник выбирает цели жизни, идеалы в соответствии с общественными критериями, готовит себя к жизни в обществе, совершенствуется в коллективной деятельности по улучшению окружающего мира. Между указанными факторами самовоспитания существуют сложные взаимосвязи и противоречия: цель жизни может быть одной, а увлеченность - в другой сфере, в результате чего между желанием совершенствовать себя и реальным самовоспитанием возникает несоответствие и т.д. и не всегда противоречия могут быть разрешены усилиями самого воспитанника.

В своей работе А.И.Кочетов определяет параметры самовоспитания:

а) направленность, т.е. мотивы работы над собой.

б) содержание (умственное, физическое, нравственное, трудовое, эстетическое, волевое, профессиональное, комплексное).

в) устойчивость (случайное, эпизодическое, постоянное).

г) эффективность в формировании личности (выполняет функции главные и вспомогательные).

Главная воспитательная задача в руководстве самовоспитания заключается в том, что надо сформировать те положительные качества, от которых зависит разрешение указанных противоречий, и привести в действие такие факторы как: самосознание, увлеченность, направленность, умение управлять собой и т.д.

1.3. Нравственный идеал и самовоспитание.

В условиях интенсивного общественного развития возрастает роль нравственных начал во всей жизни общества. В мире существует единодушное мнение о том, что нравственный идеал побуждает к подражанию, для самовоспитания нужен эталон нравственно воспитанной личности школьника, который должен соответствовать следующим показателям:

· трудолюбие;

· творческое отношение к труду;

· высокая культура поведения.

В своей статье "О нравственном воспитании учащихся" Л.А.Замыко, А.А.Назаренко дают некоторые полезные советы:

работа по нравственному воспитанию учащихся результативна при системном подходе, предполагающем педагогическую диагностику; использование разнообразных методов воспитания; включение воспитанника в социальные и внутри коллективные отношения; интенсивное привлечение к деятельности с учетом имеющихся у него положительных качеств и способностей; формирование объективной самооценки; обучение методике самостимуляции положительного поведения (самовнушение, самоодобрение, самоосуждение).

Психологическая подготовка к нравственному самовоспитанию предполагает формирование социального эталона личности в учебно-воспитательной работе школы, организацию жизни коллектива на принципах гуманистической морали и включение каждого ученика в процесс своего нравственного самосовершенствования.

1.4. От воспитания к самовоспитанию.

В книге А.И.Кочетова “Организация самовоспитания школьников ” говорится, что в младшем школьном возрасте границы самовоспитания определяются появлением нового вида деятельности - учения. Оно направлено на развитие волевых качеств, ответственности, коллективизма и связано с приучением ребенка к регулярному и добросовестному выполнению учебных заданий.

mirznanii.com

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о