Как воспитание влияет на жизнь человека – Как воспитание влияет на жизнь человека?

Содержание

Как воспитание влияет на жизнь человека?

Оглавление [Показать]

Ошибки воспитания: как детство влияет на взрослую жизнь

Как формируются наши шаблоны и какую роль играют родители в этом процессе? Узнайте, какие проблемы у взрослых людей являются результатом жестокого обращения и небрежности с ними в детстве. Как воспитание в детстве влияет на взрослую жизнь с точки зрения психологии.

Одной из самых современных терапевтических направлений применяемых у взрослых при решении психологических проблем связанных с детством, является известная терапия по схеме Джефри Юнга. Он предполагает, что в первые годы нашей жизни создаются схемы или основные элементы психики. Они определяют наше типичное поведение и характер отношений с другими.

Схемы делятся на два типа:

Адаптивные — обеспечивают чувство единства, облегчают гибкость в действии, в целом способствуют психическому здоровью;

Неадаптивные — являются источником психических расстройств.

Если основные потребности ребенка удовлетворены, у него формируются адаптивные схемы: положительный образ самого себя, других людей и мира. Если потребности ребенка не удовлетворены, у него формируются неадаптивные схемы, которые полезны в детстве, но серьезно ухудшают функционирование во взрослой жизни.

Примерные потребности ребенка:

Безопасность — стабильный опекун, на которого можно положиться, и который обеспечивает хорошие условия для развития;

Связь с другими — свобода в выражении потребностей и чувств, интерес со стороны опекунов;

Автономия — пространство для познания мира, принятия решений в соответствии со своими потребностями;

Ощущение собственного достоинства — внимание и любовь со стороны родителей.

Влияние детства на взрослую жизнь огромно. Например, ребенок, который испытывает психологическое или физическое насилие, может развить модели недоверия, насилия, уязвимости, слабости и стыда. В свою очередь если ребенку позволять выходить за рамки норм поведения и мало уделять внимания его воспитанию, это может привести к формированию схемы зависимости, неосведомленности или уникальности и мании величия. Эти примеры поведенческих моделей не подходят для здорового функционирования во взрослой жизни и вызывают множество психических нарушений.

Нет идеальных семей. Нет родителей, которые знали бы, как полностью удовлетворить потребности своего ребенка и не переусердствовать с чрезмерной опекой. В результате большинство из нас сталкивались в детстве с незначительной или большой халатность со стороны родителей. Проблема может стать серьезной в случае пренебрежения потребностями ребенка.

Обидные слова

Существуют типичные типы слов, используемых родителями для замечания их ребенку. В основном они падают из уст опекунов как реакция на определенное поведение ребенка.

Мы делаем это для тебя. Ты должен быть благодарен! Если ребенок часто слышит, что родители делают все для него, у него развивается убежденность в том, что, если бы его не было, у его родителей не было бы и проблем. В связи с этим во взрослой жизни он будет чувствовать себя виноватым.

Нет времени отдыхать. Не будь глупым! Родители, которые обеспокоены тем, что их ребенок слишком много и слишком мало работает, могут создать у него убеждение в том, что он или она не заслуживают отдыха. В зрелом возрасте такой человек по-прежнему будет чувствовать, что ему нужно больше работать, чтобы почувствовать, что он заслуживает отдыха. Детство — это время не для работы, а для созревания.

Не думай что ты такой умный! Ребенок, чьи заявления подавлены и подвергнуты критике, может превратиться в человека, который боится выражать свое мнение. Его будет сопровождать страх, что он скажет что-то плохое. У таких людей также есть проблемы с доверием.

Ты делаешь из себя клоуна! Ребенок, чьи действия подвергаются критике и насмешкам будет испытывать большой страх перед неудачей во взрослой жизни. Он не будет предпринимать амбициозных задач из-за страха насмешки и мнения других.

Перестань реветь и ныть! Когда родители подавляют эмоции ребенка, он растет в убеждении, что должен держать свои переживания под контролем. Другими словами — подавлять и скрывать. В будущем это приводит к психологическим проблемам.

Ссоры опекунов

Учитывая влияние детства на взрослую жизнь, мы не можем забывать о ссоре родителей. Конфликты и недоразумения — это нормально. Вопрос в том, как родители с ними справляются. Дети, по сути, моделируют отношения своих опекунов и создают похожие во взрослой жизни. Кроме того, они могут использовать те же инструменты, которые родители использовали для решения конфликтов, такие как крики и насилие.

Частые ссоры на глазах у ребенка могут нанести ему психологический вред на всю оставшуюся жизнь, замедлить его развитие, вызвать проблемы с выражением и агрессию. Ссоры могут стать нормой и стандартом для ребенка, которые он будет использовать при общении с другими. Это, в свою очередь, приведет к большим проблемам с построением отношений.

Памятка для родителей! Когда вы начинаете ссориться, прерывайте конфликт в момент эмоционального пика, и возвращайтесь к обсуждению проблемы после того, когда эмоции стихнут.

Отсутствие теплого прикосновения

В первые годы жизни прикосновение особенно важно. Детей нужно носить на руках, обнимать, гладить и т. д. Дети, которые часто испытывают теплый физический контакт, в будущем более уравновешены, внимательны и чувствительны. Дети, которых редко обнимают родители, будут испытывать постоянное чувство стресса в будущем. Как вы можете видеть, влияние детства на взрослую жизнь начинается с первых дней.

Запреты для ребенка

Давайте рассмотрим, как детство влияет на взрослую жизнь, когда происходят следующие ситуации, которые, к сожалению, часто можно наблюдать:

Когда ребенок протестует и слышит, «помолчи»;

Когда он плачет и слышит «не реви и не ной»;

Когда его достижения, страхи или беспокойства игнорируются;

Он узнает, что его дела или мнение игнорируются, не одобряются.

Ребенок не избит, никто над ним не издевается. Родители заботятся о его материальном существовании. Несмотря на все это, он чувствует себя подавленным. Он не может рассказать своим родителям о проблемах, которые он испытывает в школе, потому что очень хорошо знает, что услышит: «не выдумывай/перестань ныть».

Дети нуждаются во внимании. Если ребенок не получает внимания, он перестает его искать или наоборот — пытается доказать, что он его заслуживает. Возможно, он пытается в какой-то способ это показать, что иногда доставляет хлопоты и ему, и родителям. У таких детей могут быть большие успехи в школе, а затем во взрослой жизни. Самооценка путается с успехами, и они вынуждены работать все труднее, только чтобы почувствовать, что они заслуживают внимания других.

Взрослые, которые не получали достаточного внимания в детстве даже в банальных ситуациях, испытывают сильную эмоциональную реакцию, когда чувствуют себя обиженными. Они все еще должны доказать свою точку зрения. Такая жизнь полна напряженности и страхов отказа, неодобрения, неудачи.

В заключении

Мы — сложные существа, и неудивительно, что период нашего развития также является сложным. Однако жить становится намного легче, когда мы вспоминаем об основных ценностях, любви и уважении.
Влияние детства на взрослую жизнь является мощным. Поэтому так важна правильная подготовка родителей и осознавание того, какую ключевую роль они играют. Сильное беспокойство, ненависть, агрессия — это экстремальные эмоции, которые люди часто испытывают по той причине, что им было больно в детстве. В следующий раз, когда вы сердитесь на чье-то поведение, помните, что вы узнали сегодня. Столько конфликтов можно избежать, если попытаться понять другого человека.

Современная психология придает процессу взросления и воспитания огромное значение. Ведь именно в период младенчества у человека закладываются многие программы, которыми в дальнейшем он будет руководствоваться в жизни.

Инструкция

Усвоение принципов взрослого мира начинается с самого рождения. Ребенок, еще не умея ходить и говорить, отлично понимает, о чем идет речь. Он впитывает не слова, а реакцию родителей на какие-тов вещи. Например, отношения мамы и папы становятся эталоном для дальнейшей жизни. Их поведение потом изменится, но стоит посмотреть на них, когда младенец еще не ходит, и увидеть, какую семью в будущем построит малыш.

В детстве происходит множество психологических травм, например, испуг, глубинная обида, которые влияют на всю жизнь человека. Испытав такое однажды, он больше не сможет думать, как раньше. Например, развод родителей, смерть кого-то из родственников может стать таким моментом. Из-за этого в душе формируется огромная вина, чувство брошенности, которое будет проявляться в самых разных аспектах жизни.

В самом маленьком возрасте формируется отношения к деньгам. Еще до того, как человек получит свой первый рубль, он увидит и поймет, что думает и чувствует мама по этому поводу. Если у нее есть страх перед деньгами, она считает их злом и угрозой безопасности, то и ее потомок обязательно получит это же отношение. Оно может не быть явным, а сохраниться в подсознании, но если такая установка существует, то больших денег в жизни повзрослевшего человека все равно не будет. Происходит

передача

родовой энергии, которая мешает реализовываться. Узнать о ее наличии можно на психологических тренингах или на приеме у специалиста.

В детстве формируется отношение к труду. Если малыш постоянно занят, у него есть обязанности по дому, то он вырастает трудолюбивым. У него появляется понимание необходимости что-то делать, чтобы быть успешным. Если же ребенка балуют, ограждают от работы, то через несколько лет он сам будет ее избегать самыми разными способами. Много примеров, когда семья старалась не нагружать свое чадо, а потом до старости приходилось его кормить, ведь он не хотел сам что-то делать.

Определенные занятия также формируют ответственность. Если ребенок ухаживает за животными, помогает в воспитании младших детей, он начинает понимать, что это существо зависит от него. В дальнейшем это поможет построить отношения в семье, с собственными малышами. Девочка при этом учится проявлять материнские качества, мужчина же начинает осознавать свою силу, берет на себя защиту слабых. Отсутствие такого опыта лишает человека возможности осознания того, что другие нуждаются в опеке, бывают беспомощны.

Ребенок обычно воспринимает гораздо лучше не то, что ему говорят взрослые, а то, что он видит сам. Он берет пример с тех людей, что живут рядом. Все образы, полученные в детстве, формируют мировоззрение. И в нем будет отношение к самым разным вещам, и даже тем, о которых родители никогда не упоминали.

Как влияет детство на дальнейшую жизнь человека

Всю сознательную жизнь человек находится под воздействием воспитания. Вначале его воспитывают родители, потом воспитатели в детском саду и учителя в школе. По мере взросления он превращается из воспитуемого в воспитателя, используя различные методы и приемы для развития лучших природных качеств собственных детей.

Какую роль в становлении личности играет воспитание? В чем его специфика, как правильно его использовать? На эти и другие вопросы попробуем найти ответы в данной статье.

Существует множество определений данного понятия. Однако суть каждого из них сводится к тому, что воспитание – это определенное, обязательно целенаправленное и систематическое воздействие на личность. С его помощью общество воздействует на человека, используя весь имеющийся у него арсенал средств: литературу, произведения искусства, средства массовой информации, учреждения образования и общественные организации.

Воспитание должно обеспечить теми знаниями, умениями и навыками, которые необходимы в жизни, одобряются обществом и помогают взаимодействовать с другими людьми.

Основная цель воспитания – помочь сформироваться и развиться лучшим природным задаткам человека, проявить индивидуальность и самостоятельность суждений, привить трудовые навыки, необходимые для полноценной жизнедеятельности.

Безусловно, влияние социальной среды на процесс воспитания велик. То, в каком социальном окружении находится человек, существенно влияет на его мировоззрение и развитие.

Нельзя отрицать и влияние наследственности на становление личности. Воспитание сможет развить только те качества, которые заложены природой. Невозможно изменить генетическую предрасположенность, ее можно только попытаться откорректировать.

Итак, воспитание должно принимать во внимание особенности социального окружения и наследственные факторы, по возможности устраняя или ослабляя их негативное влияние.

Важная особенность воспитания заключается в том, что оно осуществляется людьми, которые имеют специальную профессиональную подготовку в этой области (воспитатели, преподаватели) или уполномочены обществом (семья).

Роль воспитания в формировании личности современным обществом воспринимается неоднозначно. Многие отрицают воздействие воспитания, предписывая развитие личностных качеств исключительно социуму и природным задаткам. Однако нельзя согласиться с таким утверждением.

Как показала педагогическая практика, с помощью воспитательных методов можно откорректировать даже особенности темперамента. Конечно, сделать это можно только в том случае, если человек сам этого хочет, занимается саморазвитием и самосовершенствованием.

Особенности нервной системы личности являются определяющими при выборе методов и средств воспитательного воздействия. Ведь скорость психических процессов влияет на поведение человека и его способности.

Говоря о воздействии воспитания на личность, нельзя не отметить влияние семьи на развитие человека.

Семейное воспитание закладывает основы поведения, восприятия и мировоззрения. Воспитательное воздействие определит в дальнейшем судьбу ребенка, ведь родители, исходя из своего понятия о правильности тех или иных понятий, прививают их ребенку.

Воспитание личностных качеств будет возможным только в том случае, если человек вовлечен в определенную сферу деятельности. Так, например, если в семье увлекаются музыкой, то занятия в этом направлении смогут развить музыкальный слух, голосовые связки.

Стремление к здоровому образу жизни приблизит всех членов семьи к регулярным занятиям спортом. Они, в свою очередь, будут содействовать развитию мышц и общей подвижности суставов, укреплению защитных сил организма.

Отношение взрослых к воспитанию детей должно базироваться на собственном развитии, стремлении развить свои лучшие качества, чтобы на наглядном примере продемонстрировать молодому поколению правильность жизненных установок.

Можно долго рассказывать о пользе чтения, но если родители последний раз брали в руки книгу еще до рождения ребенка, то вряд ли отпрыск поймет, зачем ему нужно такое скучное времяпровождение.

Увлеченность взрослых каким-либо видом деятельности обязательно передастся детям. Важно, чтобы малыши чувствовали заинтересованность родителей в том, чему они их учат.

Семья, в которой растет и развивается маленький ребенок, является первым коллективом, влияющим на становление личности малыша. Более того, постоянно взаимодействуя друг с другом, члены «семейного клана» дополняют и углубляют воспитательные процессы. Поэтому можно с уверенностью сказать, что хорошо организованный воспитательный процесс всегда имеет двустороннюю направленность: родители воспитывают детей, а дети воспитывают родителей.

По мере взросления ребенка увеличивается влияние воспитательного воздействие других коллективов: друзей на детской площадке, группы в детском саду, класса в школе.

Роль коллектива в воспитании личности сложно переоценить, так как социальное окружение диктует те законы, которые приняты в обществе. И их соблюдение является обязательным условием для полноценной жизнедеятельности человека.

Однако определяющим моментом является то, какое воздействие оказывает коллектив на формирование личности. Не нужно забывать, что оно может быть и отрицательным. В этом случае целенаправленное воспитание будет призвано скорректировать или устранить это отрицательное влияние. Правда, сделать это не так просто.

Маленький ребенок еще не имеет правильных жизненных ориентиров, поэтому все, что его окружает, становится предметом подражания.

Подросток, пытаясь самоутвердиться и доказать свое право на самостоятельные решения, часто оказывается под сильным влиянием «плохих компаний». Попадает под воздействие коллектива, из которого выйти ему впоследствии будет не так уж просто.

Взрослые люди ведут привычный образ жизни в сложившемся коллективе. Даже если их что-то не устраивает, им сложно найти душевные силы, чтобы выйти из-под влияния общественного мнения.

Следовательно, коллективное воздействие на развитие личности, как ребенка, так и родителей, очень велико. Поэтому и ребенку, и взрослому необходимо воспитывать желание самосовершенствоваться, ставить перед собой определенные воспитательные цели, чтобы в случае необходимости иметь желание и возможность противодействовать негативному влиянию общественного мнения.

Каждый человек имеет свои страхи, комплексы и предубеждения, которые могут как помогать в нашей жизни, так и мешать. Но мало кто задумывается, откуда они взялись. Психологи утверждают, что все они родом из детства.

С самого глубокого детства  у ребенка формируются представления о том, чего ожидать от жизни, каким образом действовать в той или иной жизненной ситуации, а также о том, каковы его собственные возможности.

Все эти убеждения очень сильно впоследствии влияют на нашу жизнь, поэтому взрослые должны понимать причины, по которым они возникают.

Если ребенок попадает в невыгодное положение, причем от его собственных действий ничего не зависит, то он может сделать неправильные выводы.

Перейдем к описанию факторов, которые могут в будущем иметь сильное влияние на жизнь человека из-за их неправильного восприятия им в детстве:

Он в будущем скажется на месте, занимаемом человеком в обществе. И больше всего меняется отношение к жизни у первенца после рождения второго ребенка.

Он утрачивает часть внимания родителей из-за рождения братика или сестренки и пытается всеми силами и методами получить его в большем объеме. Очень часто это выражается в обидах младшего ребенка старшим, нехорошем поведении, но за этим стоит лишь чувство обделенности, ибо для ребенка внимание родителей является самым главным, и совсем неважно, каким способом оно завоевывается, плохим или хорошим.

Решение:  Очень важно показывать, что вы любите детей одинаково. Чтобы ребенок не чувствовал себя заброшенным, старайтесь привлекать его к процессу ухода и воспитания за младшим.

Здесь важно сделать так, чтобы ребенок не воспринимал своего братика или сестренку, как соперника за внимание родителей, а четко понимал, что малышу уделяют больше внимания именно потому, что он сейчас в этом нуждается, в том числе и во внимании и заботе старшего ребенка.

Очень часто в семьях, где разница в возрасте между детьми от 4 лет старшие дети помогают в воспитании и присмотре за младшими детьми.

Старший хочет доказать родителям, что на него можно положиться. При этом младший рискует стать лентяем, привыкнув, к постоянной помощи старшего.

Решение: С детства развивать в детях самостоятельность, не делать поблажек в силу возраста, если вы видите, что младший вполне может справиться с ситуацией.

Очень неправилен традиционный подход, при котором мальчика учат быть сильным и сдержанным, а девочку пользоваться своей слабостью. Так, если в конфликте участвуют дети разного пола, мальчика бранят, а девочку утешают.

Боль каждого ребенка обязательно нужно признать, вне зависимости от пола. Родителям следует перестать использовать выражения, типа «мальчики не плачут»,  в данных ситуациях.

Такой ребенок сам по себе уже поставлен в невыгодное положение перед другими. И его выбор: либо жалеть себя и привлекать внимание к себе через свой недуг, либо развивать другие способности и таким образом компенсировать свои недостатки.

Решение: Родители в данном случае должны помочь ребенку сделать выбор в пользу развития способностей, а для этого необходимо просто быть внимательным к чувствам ребенка.

Современный мир быстро меняется, и детям приходится самостоятельно решать множество нравственных проблем. Особенно это заметно в подростковом возрасте, когда ребенок начинает активно отстаивать свое равноправие.

Решение:  Старые, авторитарные методы воспитания не работают, и задача родителей построить новые, равноправные отношения в семье.

Горе, связанное с потерей одного из родителей, может вызвать у ребенка чувство ненадежности, невосполнимой утраты и, как следствие, вызвать чувство жалости к себе.

Решение: В данном случае родителям следует обратить внимание на их собственную реакцию на трагедию, попытаться изменить вначале её, а потом помочь ребенку пережить горе достойным образом.

Соперничество рождается, когда в семье разделяют детей на «плохих» и «хороших». Здесь зарождается масса комплексов.

Решение: Родителям важно помнить, что не бывает детей плохих и хороших, не вешать ярлыков, и сосредоточить внимание на взаимоотношениях детей.

Помните, что реакция родителей на поведение детей очень важна для контроля их дальнейшего поведения. Многие её недооценивают.

Решение:  Очень важно именно наше отношение к проблеме ребенка, насколько чутко или, наоборот, слишком жестко к ней отнесутся.

И здесь необходимо проявить чуткость и твердость одновременно, научить ребенка самому заботиться о себе, а к родителям всегда обращаться за помощью.

 _

Автор: Наталья Макарова — сайт www.Korolevnam.ru – Женский онлайн-журнал.
Копирование этой статьи запрещено!

baby-tut.ru

Роль воспитания в становлении личности человека

Всю сознательную жизнь человек находится под воздействием воспитания. Вначале его воспитывают родители, потом воспитатели в детском саду и учителя в школе. По мере взросления он превращается из воспитуемого в воспитателя, используя различные методы и приемы для развития лучших природных качеств собственных детей.

Какую роль в становлении личности играет воспитание? В чем его специфика, как правильно его использовать? На эти и другие вопросы попробуем найти ответы в данной статье.

Что такое воспитание?

Существует множество определений данного понятия. Однако суть каждого из них сводится к тому, что воспитание – это определенное, обязательно целенаправленное и систематическое воздействие на личность. С его помощью общество воздействует на человека, используя весь имеющийся у него арсенал средств: литературу, произведения искусства, средства массовой информации, учреждения образования и общественные организации.

Воспитание должно обеспечить теми знаниями, умениями и навыками, которые необходимы в жизни, одобряются обществом и помогают взаимодействовать с другими людьми.

Основная цель воспитания – помочь сформироваться и развиться лучшим природным задаткам человека, проявить индивидуальность и самостоятельность суждений, привить трудовые навыки, необходимые для полноценной жизнедеятельности.

Безусловно, влияние социальной среды на процесс воспитания велик. То, в каком социальном окружении находится человек, существенно влияет на его мировоззрение и развитие.

Нельзя отрицать и влияние наследственности на становление личности. Воспитание сможет развить только те качества, которые заложены природой. Невозможно изменить генетическую предрасположенность, ее можно только попытаться откорректировать.

Итак, воспитание должно принимать во внимание особенности социального окружения и наследственные факторы, по возможности устраняя или ослабляя их негативное влияние.

Важная особенность воспитания заключается в том, что оно осуществляется людьми, которые имеют специальную профессиональную подготовку в этой области (воспитатели, преподаватели) или уполномочены обществом (семья).

Влияние воспитания на личность

Роль воспитания в формировании личности современным обществом воспринимается неоднозначно. Многие отрицают воздействие воспитания, предписывая развитие личностных качеств исключительно социуму и природным задаткам. Однако нельзя согласиться с таким утверждением.

Как показала педагогическая практика, с помощью воспитательных методов можно откорректировать даже особенности темперамента. Конечно, сделать это можно только в том случае, если человек сам этого хочет, занимается саморазвитием и самосовершенствованием.

Особенности нервной системы личности являются определяющими при выборе методов и средств воспитательного воздействия. Ведь скорость психических процессов влияет на поведение человека и его способности.

Говоря о воздействии воспитания на личность, нельзя не отметить влияние семьи на развитие человека.

Семейное воспитание закладывает основы поведения, восприятия и мировоззрения. Воспитательное воздействие определит в дальнейшем судьбу ребенка, ведь родители, исходя из своего понятия о правильности тех или иных понятий, прививают их ребенку.

Воспитание личностных качеств будет возможным только в том случае, если человек вовлечен в определенную сферу деятельности. Так, например, если в семье увлекаются музыкой, то занятия в этом направлении смогут развить музыкальный слух, голосовые связки.

Стремление к здоровому образу жизни приблизит всех членов семьи к регулярным занятиям спортом. Они, в свою очередь, будут содействовать развитию мышц и общей подвижности суставов, укреплению защитных сил организма.

Отношение взрослых к воспитанию детей должно базироваться на собственном развитии, стремлении развить свои лучшие качества, чтобы на наглядном примере продемонстрировать молодому поколению правильность жизненных установок.

Можно долго рассказывать о пользе чтения, но если родители последний раз брали в руки книгу еще до рождения ребенка, то вряд ли отпрыск поймет, зачем ему нужно такое скучное времяпровождение.

Увлеченность взрослых каким-либо видом деятельности обязательно передастся детям. Важно, чтобы малыши чувствовали заинтересованность родителей в том, чему они их учат.

Коллективное воздействие

Семья, в которой растет и развивается маленький ребенок, является первым коллективом, влияющим на становление личности малыша. Более того, постоянно взаимодействуя друг с другом, члены «семейного клана» дополняют и углубляют воспитательные процессы. Поэтому можно с уверенностью сказать, что хорошо организованный воспитательный процесс всегда имеет двустороннюю направленность: родители воспитывают детей, а дети воспитывают родителей.

По мере взросления ребенка увеличивается влияние воспитательного воздействие других коллективов: друзей на детской площадке, группы в детском саду, класса в школе.

Роль коллектива в воспитании личности сложно переоценить, так как социальное окружение диктует те законы, которые приняты в обществе. И их соблюдение является обязательным условием для полноценной жизнедеятельности человека.

Однако определяющим моментом является то, какое воздействие оказывает коллектив на формирование личности. Не нужно забывать, что оно может быть и отрицательным. В этом случае целенаправленное воспитание будет призвано скорректировать или устранить это отрицательное влияние. Правда, сделать это не так просто.

Маленький ребенок еще не имеет правильных жизненных ориентиров, поэтому все, что его окружает, становится предметом подражания.

Подросток, пытаясь самоутвердиться и доказать свое право на самостоятельные решения, часто оказывается под сильным влиянием «плохих компаний». Попадает под воздействие коллектива, из которого выйти ему впоследствии будет не так уж просто.

Взрослые люди ведут привычный образ жизни в сложившемся коллективе. Даже если их что-то не устраивает, им сложно найти душевные силы, чтобы выйти из-под влияния общественного мнения.

Следовательно, коллективное воздействие на развитие личности, как ребенка, так и родителей, очень велико. Поэтому и ребенку, и взрослому необходимо воспитывать желание самосовершенствоваться, ставить перед собой определенные воспитательные цели, чтобы в случае необходимости иметь желание и возможность противодействовать негативному влиянию общественного мнения.

vospitannie.ru

Как детство влияет на взрослую жизнь / Здравый смысл

Ошибки воспитания: как детство влияет на взрослую жизнь

 

Как формируются наши шаблоны и какую роль играют родители в этом процессе? Узнайте, какие проблемы у взрослых людей являются результатом жестокого обращения и небрежности с ними в детстве. Как воспитание в детстве влияет на взрослую жизнь с точки зрения психологии.

Одной из самых современных терапевтических направлений применяемых у взрослых при решении психологических проблем связанных с детством, является известная терапия по схеме Джефри Юнга. Он предполагает, что в первые годы нашей жизни создаются схемы или основные элементы психики. Они определяют наше типичное поведение и характер отношений с другими.

 

Схемы делятся на два типа:

 

Адаптивные — обеспечивают чувство единства, облегчают гибкость в действии, в целом способствуют психическому здоровью;

Неадаптивные — являются источником психических расстройств.

 

Влияние детства на взрослую жизнь — формирование схем

 

Если основные потребности ребенка удовлетворены, у него формируются адаптивные схемы: положительный образ самого себя, других людей и мира. Если потребности ребенка не удовлетворены, у него формируются неадаптивные схемы, которые полезны в детстве, но серьезно ухудшают функционирование во взрослой жизни.

 

Примерные потребности ребенка:

 

Безопасность — стабильный опекун, на которого можно положиться, и который обеспечивает хорошие условия для развития;

Связь с другими — свобода в выражении потребностей и чувств, интерес со стороны опекунов;

Автономия — пространство для познания мира, принятия решений в соответствии со своими потребностями;

Ощущение собственного достоинства — внимание и любовь со стороны родителей.

 

Влияние детства на взрослую жизнь огромно. Например, ребенок, который испытывает психологическое или физическое насилие, может развить модели недоверия, насилия, уязвимости, слабости и стыда. В свою очередь если ребенку позволять выходить за рамки норм поведения и мало уделять внимания его воспитанию, это может привести к формированию схемы зависимости, неосведомленности или уникальности и мании величия. Эти примеры поведенческих моделей не подходят для здорового функционирования во взрослой жизни и вызывают множество психических нарушений.

 

Как детство влияет на взрослую жизнь?

 

Нет идеальных семей. Нет родителей, которые знали бы, как полностью удовлетворить потребности своего ребенка и не переусердствовать с чрезмерной опекой. В результате большинство из нас сталкивались в детстве с незначительной или большой халатность со стороны родителей. Проблема может стать серьезной в случае пренебрежения потребностями ребенка.

 

Обидные слова

 

Существуют типичные типы слов, используемых родителями для замечания их ребенку. В основном они падают из уст опекунов как реакция на определенное поведение ребенка.

 

Мы делаем это для тебя. Ты должен быть благодарен! Если ребенок часто слышит, что родители делают все для него, у него развивается убежденность в том, что, если бы его не было, у его родителей не было бы и проблем. В связи с этим во взрослой жизни он будет чувствовать себя виноватым.

Нет времени отдыхать. Не будь глупым! Родители, которые обеспокоены тем, что их ребенок слишком много и слишком мало работает, могут создать у него убеждение в том, что он или она не заслуживают отдыха. В зрелом возрасте такой человек по-прежнему будет чувствовать, что ему нужно больше работать, чтобы почувствовать, что он заслуживает отдыха. Детство — это время не для работы, а для созревания.

Не думай что ты такой умный! Ребенок, чьи заявления подавлены и подвергнуты критике, может превратиться в человека, который боится выражать свое мнение. Его будет сопровождать страх, что он скажет что-то плохое. У таких людей также есть проблемы с доверием.

 

Ты делаешь из себя клоуна! Ребенок, чьи действия подвергаются критике и насмешкам будет испытывать большой страх перед неудачей во взрослой жизни. Он не будет предпринимать амбициозных задач из-за страха насмешки и мнения других.

Перестань реветь и ныть! Когда родители подавляют эмоции ребенка, он растет в убеждении, что должен держать свои переживания под контролем. Другими словами — подавлять и скрывать. В будущем это приводит к психологическим проблемам.

 

Ссоры опекунов

 

Учитывая влияние детства на взрослую жизнь, мы не можем забывать о ссоре родителей. Конфликты и недоразумения — это нормально. Вопрос в том, как родители с ними справляются. Дети, по сути, моделируют отношения своих опекунов и создают похожие во взрослой жизни. Кроме того, они могут использовать те же инструменты, которые родители использовали для решения конфликтов, такие как крики и насилие.

Частые ссоры на глазах у ребенка могут нанести ему психологический вред на всю оставшуюся жизнь, замедлить его развитие, вызвать проблемы с выражением и агрессию. Ссоры могут стать нормой и стандартом для ребенка, которые он будет использовать при общении с другими. Это, в свою очередь, приведет к большим проблемам с построением отношений.

Памятка для родителей! Когда вы начинаете ссориться, прерывайте конфликт в момент эмоционального пика, и возвращайтесь к обсуждению проблемы после того, когда эмоции стихнут.

 

Отсутствие теплого прикосновения

 

В первые годы жизни прикосновение особенно важно. Детей нужно носить на руках, обнимать, гладить и т. д. Дети, которые часто испытывают теплый физический контакт, в будущем более уравновешены, внимательны и чувствительны. Дети, которых редко обнимают родители, будут испытывать постоянное чувство стресса в будущем. Как вы можете видеть, влияние детства на взрослую жизнь начинается с первых дней.

 

 

 

Запреты для ребенка

 

Давайте рассмотрим, как детство влияет на взрослую жизнь, когда происходят следующие ситуации, которые, к сожалению, часто можно наблюдать:

 

Когда ребенок протестует и слышит, «помолчи»;

 

Когда он плачет и слышит «не реви и не ной»;

 

Когда его достижения, страхи или беспокойства игнорируются;

 

Он узнает, что его дела или мнение игнорируются, не одобряются.

 

Ребенок не избит, никто над ним не издевается. Родители заботятся о его материальном существовании. Несмотря на все это, он чувствует себя подавленным. Он не может рассказать своим родителям о проблемах, которые он испытывает в школе, потому что очень хорошо знает, что услышит: «не выдумывай/перестань ныть».

 

Дети нуждаются во внимании. Если ребенок не получает внимания, он перестает его искать или наоборот — пытается доказать, что он его заслуживает. Возможно, он пытается в какой-то способ это показать, что иногда доставляет хлопоты и ему, и родителям. У таких детей могут быть большие успехи в школе, а затем во взрослой жизни. Самооценка путается с успехами, и они вынуждены работать все труднее, только чтобы почувствовать, что они заслуживают внимания других.

 

Взрослые, которые не получали достаточного внимания в детстве даже в банальных ситуациях, испытывают сильную эмоциональную реакцию, когда чувствуют себя обиженными. Они все еще должны доказать свою точку зрения. Такая жизнь полна напряженности и страхов отказа, неодобрения, неудачи.

 

В заключении

 

Мы — сложные существа, и неудивительно, что период нашего развития также является сложным. Однако жить становится намного легче, когда мы вспоминаем об основных ценностях, любви и уважении.
Влияние детства на взрослую жизнь является мощным. Поэтому так важна правильная подготовка родителей и осознавание того, какую ключевую роль они играют. Сильное беспокойство, ненависть, агрессия — это экстремальные эмоции, которые люди часто испытывают по той причине, что им было больно в детстве. В следующий раз, когда вы сердитесь на чье-то поведение, помните, что вы узнали сегодня. Столько конфликтов можно избежать, если попытаться понять другого человека.

zdravyismysl.ru

КАК влияет каждый из них на взрослую ЖИЗНЬ

Хороший родитель, воспитывая ребёнка, воспитывает себя! Поэтому иногда говорят о том, что дети воспитывают родителей.

Всё гениальное просто – это верно и для воспитания! Главные принципы – это любовь, личный пример, последовательность – просто замечательные советы в статьях по воспитанию «идеального» человека! В то же время необходимо знать не только общие рекомендации, но и влияние стиля воспитания на появление как желательных, так и непредвиденных черт характера.

Секреты УСПЕШНОГО воспитания 

Один и тот же стиль воспитания по отношению к детям с разным психотипом, формирует и совершенно различные черты характера. Именно поэтому терпят крах те родители, которые думают, что придерживаясь какой-то жёсткой схемы воспитания (пусть и опытного педагога), можно получить предсказуемый результат. Воспитание это постоянный творческий процесс взаимодействия родителей, воспитателей, учителей, окружающих взрослых, с детьми. Значение имеет и социально-исторический период, в котором родился и развивается человек.

Основа личности, конечно, закладывается в семье. Далее ребёнок в социуме, нанизывает на эту основу, свой личный жизненный опыт, иногда вступая в конфликт с установками, которые заложены в семье и декларируемые средствами массовой информации.

Гармония – это баланс внутренних установок, взглядов, убеждений с тем, что происходит в семье, на работе, в стране, в мире! Поэтому наше движение вперёд – это поиск баланса, в том числе и в воспитании.

Дети отличаются от взрослых тем, что действуют импульсивно и непосредственно. Это главный признак здорового и доверяющего окружающему миру ребёнка дошкольного возраста.

Если этого не происходит, то скорее всего, в семье неблагоприятная обстановка, внутренний конфликт (проблемы) обоих или одного из родителей, скандалы, непоследовательное воспитание ребенка, подкрепление индивидуализма и эгоизма, стяжательство, игнорирование мнения всех членов семьи одним, подавление инициативы ребёнка, слабая дисциплина, неорганизованность досуга или напротив отсутствие свободного времени у детей за счет чрезмерной обучающей нагрузки и гиперопеки, излишний контроль за каждым шагом.

В раннем детстве малыш не умеет выражать собственные эмоции, поэтому отражает эмоции окружающих его людей. Таким образом, если уникальная система отношений между ребёнком и окружением регулируется положительными эмоциями, то очевидно, что мотив желания радости станет нормой для него. А это ведь именно то, что хотят родители для своих детей – счастье в жизни!

Давайте теперь рассмотрим несколько стилей воспитания, которые возможны в семье. Это поможет понять более конкретно, как наши отношения мешают оптимально адаптироваться в социуме ребёнку. Что надо постараться изменить в семье и в себе, чтобы развивать своего ребёнка здоровой и позитивной личностью. Хороший родитель, воспитывая ребёнка, воспитывает себя! Поэтому иногда говорят о том, что дети воспитывают родителей.

Стили воспитания и их влияние на взрослую жизнь человека

«Отстраненный стиль воспитания»

Возможно, отсутствие главы в семье, перекладывание своих родительских обязанностей на воспитателей, учителя, неумение или нежелание ориентировать и поддерживать ребенка на успешную деятельность, постоянное озвучивание жалоб родителями на трудную жизнь. Такой стиль воспитания может сформировать человека с низким самоконтролем, низкой самооценкой, неумением извлечь опыт из проблемной ситуации, неумением управлять собой в трудных ситуациях.

Вывод: надо чётко распределить роли в семье, обязанности между членами семьи, в том числе и ребёнка, следим за их выполнением ,объясняем ребёнку, что значит «надо», прекращаем «ныть» и пугать ребёнка трудностями.

Подписывайтесь на наш аккаунт в INSTAGRAM!

«Опекающий стиль воспитания»

Директивный опекающий стиль воспитания , где ребёнок полностью формируется под влиянием установок родителей и контролем за их выполнением. Распространён в патриархальных социальных обществах, считается консервативным. Формирует, как правило, хороших исполнителей, которые стремятся к достижениям через развитие, обладающих волевыми качествами.

В то же время, если ребёнок чувствительный, с базовой тревожностью, то такой стиль воспитания может привести к нервным срывам и не осознаваемым негативным реакциям, агрессии. Если исполнитель и оказывается на руководящей должности, то бывает, крайне импульсивен и непредсказуем из-за постоянного стресса, ведь ему трудно принимать самостоятельное решение.

Вывод: пытаемся понять, почему мы так воспитываем? То ли это подражание родительской семье, то ли наиболее быстрый способ получить видимость порядка, размеренности, значит, есть повод разобраться в своих страхах, целях. В любом случае не стоит ждать от ребёнка счастливого смеха и высоких достижений с таким стилем воспитания.

«Отверженный в большой семье».

Воспитание личности в большой семье при общей доброжелательной обстановке, высоким доходом, но отсутствием понимания ребенка и предпочтением родителями братьев и сестер проявляется в противопоставлении ребёнком своих интересов по отношению к остальным членам семьи. Формирует личность предприимчивую в разрешении конфликтных ситуаций, а если ребёнок любознательный, чувствительный и управляем, то очень направлен на позитивные социальные ценности. Однако в сложной проблемной ситуации не выдерживает высоких стрессовых нагрузок, возможны срывы.

Вывод: в большой семье распределяем внимание и поддержку по возможности соответственно возрасту и равноценно.

«Депрессивные состояния на фоне финансовых проблем»

Воспитание родителями, демонстрирующими подавленное настроение и конфликтующими из-за финансовых проблем. Формирует проявление стремления к самоутверждению без умения управлять собой в трудных жизненных ситуациях.

Вывод: повышение общей культуры общения, совместный поиск решения финансовых проблем. Даже если нет причин для веселья, ребёнок не обязан разделять с родителями взрослые проблемы. Иначе вырастите асоциальную; личность.

«Материнское воспитание с элементами снисходительности»

Подавляет волевые качеств ребёнка. Формирует у ребёнка пассивность, не умение реально оценивать свои желания и возможности. Большие притязания к миру.

Вывод: дать ребёнку больше самостоятельности, например выбор одежды на прогулку , спрашивать о предпочтениях в еде и т.д. где поддерживается самостоятельное принятие решения на базе желаний(без фанатизма). Маме разобраться со своими страхами, причинами недоверия к миру.

Подписывайтесь на наш канал VIBER!

«Либеральный стиль воспитания»

Ребёнку дают проявлять свои желания максимально возможно, за исключением ситуаций опасных для жизни. Формирует яркое проявление чувств, настроений, мыслей. Демонстративный тип со стремлением к самоутверждению. Любую негативную ситуацию преувеличивает и очень эмоционально и болезненно реагирует на неё. Возможно отсутствие в ребенке понимания личных и социальных границ. Ему трудно будет бесконфликтно разрешать проблемы, что может приводить к неконструктивным формам поведения.

Вывод: разумные границы всё же необходимы. Родителям надо выражать свои эмоции и мнение там, где ребёнок нарушает чужие границы.

«Воспитание телесными наказаниями»

Проявляется в пассивности и управляемости личности. Легко идёт на поводу у другой более сильной как физически, так и психически личности. Если от природы ребёнок имеет лидерские задатки, то становится очень агрессивным по отношению к более слабым.

Вывод: прекращаем насилие пока не превратили ребёнка в потенциального преступника. Если родители любят друг друга, даже имея низкий доход, то личность ребёнка формируется с направленностью к саморазвитию, к высоким достижениям, самореализации.

Это только примеры, как Вы понимаете, вариантов может быть очень много. Наверное, Вы заметили из описанных выше стилей, что на формирование личности более всего влияют такие факторы, как:

  • Структура семьи: полная или не полная, несколько детей или один, сюда можно добавить, что наличие старшего поколения в воспитании имеет позитивное значение. В работе с клиентами является одним из ресурсов для восстановления цельной и успешной личности после кризисных периодов в жизни, так как бабушки и дедушки менее критичны к внукам, чем родители и ребёнок чувствуя безусловную любовь, сохраняет ощущение принятия своей личности на всю оставшуюся жизнь, даже, если и забывает об этом. Поэтому добрая, мудрая няня для малыша, общение с пожилой хорошей соседкой, если нет бабушек, весьма желательно.
  • Способы разрешения конфликтов и их типы: избегание, агрессия, беседа, равнодушие, жалобы…
  • Формирование самостоятельности: гиперопека или напротив безучастность.
  • Участие членов семьи в контроле над ребенком: лучше всего, если в этом вопросе роли распределены: например мама контролирует выполнение санитарно-гигиенических процедур, а папа порядок на детской территории.
  • Способы наказания: последствия насилия описаны выше, адекватно наказание соизмеримое проступку, например, если ребёнок разбил чашку, то достаточно простого сожаления и объяснения, а не бурного возмущения, ведь ребёнок и сам расстроен из-за неловкости. Так формируется доверие, когда малыш знает, что его всегда поддержат и поймут в семье!

Доверие между членами семьи создаёт безопасную среду для формирования личности, чувство опоры для любых начинаний в будущем.

Вывод: любим друг друга, рожаем детей больше одного. Среднего достатка вполне достаточно для воспитания успешной личности. Главное, как было сказано вначале статьи: научиться любить и быть последовательными!опубликовано econet.ru.

Эрика Картвели 

Задайте вопрос по теме статьи здесь

P.S. И помните, всего лишь изменяя свое сознание – мы вместе изменяем мир! © econet

econet.ru

12 фактов о том, как наше детство влияет на будущую жизнь



Психологи утверждают — все проблемы из детства…

События, которые происходят в детстве, способны оказывать огромное влияние на ребенка и его дальнейшую судьбу. Они участвуют в формировании характера растущего человека. Радостные впечатления детства дают силы и вдохновение. Благожелательное отношение родителей запоминается на подсознании и помогает творческому раскрытию личности. Негативные воспоминания могут развить неуверенность и комплексы, агрессию и скрытность. Главное – знать, какие именно события являются причиной неудач во взрослой жизни. Психологи охарактеризовали 12 основных факторов детства, влияющих на всю дальнейшую жизнь человека.

Мамам на заметку!

Девочки привет) вот не думала, что и меня коснется проблема растяжек, а еще буду писать про это))) Но деваться некуда, поэтому пишу тут: Как я избавилась от растяжек после родов? Очень буду рада, если и вам мой способ поможет…

  1. Если родители не признают в ребенке самостоятельную личность, не считаются с его желаниями и стремлениями и принимают сами все решения, то это может привести к тому, что он вырастет беспомощным. Такие дети страдают от собственного безволия и зависимы от мнения других. Родителям важно научиться доверять поступкам детей. Неправильно считать малыша беспомощным и нуждающимся в постоянных советах.
  2. Если мальчика воспитывает любящий и заботливый отец, с которым у сына установлена тесная эмоциональная связь, то такой малыш вырастет настоящим мужчиной, способным строить здоровые и полноценные отношения с представительницами противоположного пола. Папы, имеющие душевный контакт со своими сыновьями, могут научить проявлению теплых чувств к женщине, чуткости, состраданию, вниманию и доброте. Это может стать залогом счастливой семейной жизни мальчика в будущем (читаем: пособие отцу в воспитании сына).
  3. Постоянный родительский контроль в детстве может привести к тому, что дети вырастают упрямыми. Для них упрямство является защитным механизмом, с помощью которого они пытаются противостоять решениям родителей. Вырастая, они не утрачивают данную черту.
  4. Если ребенок слишком часто смотрит телевизор, то это может привести к подавлению его навыков общения в будущем. Психологи рекомендуют смотреть телевизор не больше двух часов в день. Остальное время желательно тратить на общение, чтение, рисование или совместные игры.
  5. Если ребенку в детстве разрешают смотреть передачи, в которых присутствуют сцены насилия, то это может привести к развитию агрессивных черт характера и различным психическим расстройствам в будущем, т.к. дети невольно копируют поведение героев и запоминают эту модель как нормальную.
  6. Если дети подражают своим родителям, копируя их поведение и поступки, они вырастают открытыми для общения. Они обладают коммуникабельностью и с легкостью делятся своим мнением с окружающими, не испытывая трудностей в диалоге.
  7. Если ребенка часто наказывать, он может вырасти скрытным. Такие дети, чтобы не попадаться, будут стараться обхитрить или скрыть результаты своего плохого поведения, что может привести к развитию таких негативных черт характера, как упрямость и мстительность. Читаем также: наказывать или нет ребенка за случайные проступки? — http://razvitie-krohi.ru/psihologiya-detey/nakazyivat-ili-net-rebenka-za-sluchaynyie-prostupki.html
  8. Если родители страдают от пристрастий к алкоголю или употребляют наркотики, то их дети чаще вырастают серьезными и ответственными. Они часто лишены детства и становятся сами родителями для своих непутевых отца или матери.
  9. Психологические травмы детства могут привести к ожирению в будущем.
  10. Жестокое обращение с ребенком может привести к тому, что он будет подвержен депрессиям и подавленности в дальнейшей жизни. Эти состояния наблюдаются у таких детей в два раза чаще. Читаем также: Почему нельзя шлепать ребенка — 6 причин
  11. Если ребенок растет в бедности, то в будущем у него могут быть проблемы с кратковременной памятью. Эта память играет огромную роль в ежедневной деятельности и в формировании долгосрочных воспоминаний, так как связана со способностью запоминать одновременно несколько событий.
  12. Если родители расстаются, когда их дети находятся в возрасте 3 – 5 лет, то дальнейшая жизнь таких детей характеризуется напряженными отношениями с родителями, особенно с отцом.

Мамам на заметку!

Девочки привет! Сегодня я расскажу вам, как же мне удалось прийти в форму, похудеть на 20 килограммов, и, наконец, избавиться от жутких комплексов полных людей. Надеюсь, информация окажется для вас полезной!

Хотите первыми читать наши материалы? Подписывайтесь на наш телеграм-канал

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:

Развивающие игры для детей от 2 до 10 лет.

razvitie-krohi.ru

Как влияет детство на дальнейшую жизнь человека 🚩 Общение

Инструкция

Усвоение принципов взрослого мира начинается с самого рождения. Ребенок, еще не умея ходить и говорить, отлично понимает, о чем идет речь. Он впитывает не слова, а реакцию родителей на какие-тов вещи. Например, отношения мамы и папы становятся эталоном для дальнейшей жизни. Их поведение потом изменится, но стоит посмотреть на них, когда младенец еще не ходит, и увидеть, какую семью в будущем построит малыш.

В детстве происходит множество психологических травм, например, испуг, глубинная обида, которые влияют на всю жизнь человека. Испытав такое однажды, он больше не сможет думать, как раньше. Например, развод родителей, смерть кого-то из родственников может стать таким моментом. Из-за этого в душе формируется огромная вина, чувство брошенности, которое будет проявляться в самых разных аспектах жизни.

В самом маленьком возрасте формируется отношения к деньгам. Еще до того, как человек получит свой первый рубль, он увидит и поймет, что думает и чувствует мама по этому поводу. Если у нее есть страх перед деньгами, она считает их злом и угрозой безопасности, то и ее потомок обязательно получит это же отношение. Оно может не быть явным, а сохраниться в подсознании, но если такая установка существует, то больших денег в жизни повзрослевшего человека все равно не будет. Происходит передача родовой энергии, которая мешает реализовываться. Узнать о ее наличии можно на психологических тренингах или на приеме у специалиста.

В детстве формируется отношение к труду. Если малыш постоянно занят, у него есть обязанности по дому, то он вырастает трудолюбивым. У него появляется понимание необходимости что-то делать, чтобы быть успешным. Если же ребенка балуют, ограждают от работы, то через несколько лет он сам будет ее избегать самыми разными способами. Много примеров, когда семья старалась не нагружать свое чадо, а потом до старости приходилось его кормить, ведь он не хотел сам что-то делать.

Определенные занятия также формируют ответственность. Если ребенок ухаживает за животными, помогает в воспитании младших детей, он начинает понимать, что это существо зависит от него. В дальнейшем это поможет построить отношения в семье, с собственными малышами. Девочка при этом учится проявлять материнские качества, мужчина же начинает осознавать свою силу, берет на себя защиту слабых. Отсутствие такого опыта лишает человека возможности осознания того, что другие нуждаются в опеке, бывают беспомощны.

Ребенок обычно воспринимает гораздо лучше не то, что ему говорят взрослые, а то, что он видит сам. Он берет пример с тех людей, что живут рядом. Все образы, полученные в детстве, формируют мировоззрение. И в нем будет отношение к самым разным вещам, и даже тем, о которых родители никогда не упоминали.

www.kakprosto.ru

Как воспитание и статус родителей влияют на нашу жизнь

Многие слышали фразу «все проблемы из детства». С равным успехом этот психоаналитический подход снискал как сторонников, так и противников даже среди профильных специалистов. Кто-то просто не любит дедушку Фрейда, а кто-то и вовсе не считает психологию наукой, достойной внимания. Но существуют и другие области знаний, которые помогают понять, как детский опыт влияет на жизненный путь. Например, социология.

На дворе стоял 1946-ой, недавно закончилась война, и назвать сытой жизнь простых британских граждан едва ли было возможно. На фоне масштабной разрухи местные учёные-социологи задались вопросом: как с этим справляется одна из наиболее уязвимых групп — матери новорождённых? 

Дети из восточного пригорода Лондона ждут эвакуации возле разрушенных домов, 1940 г.

(источник: globetribune.info)

Был запущен масштабный опрос при участии около тринадцати тысяч женщин. Охотные отклики респондентов и обширное количество собранных данных вдохновили учёных не останавливаться. И спустя несколько лет они общались уже с подросшими детьми испытуемых и проверяли, как тяжёлая обстановка в стране в общем и в семье в частности повлияла на их физическое и психологическое развитие и достижения в учебе. Эти опросы получили широкую огласку, поэтому в 1958-м их снова повторили. А затем снова, и снова.

Всего таких «волн» было пять — каждые двенадцать лет. Последняя прокатилась по стране в 2004-м. Учёные накопили впечатляющее количество материалов — опросники, статистическую информацию, банк образцов генетических тканей. Ни одна страна до этого не проводила такого детального и продолжительного исследования личной жизни своих граждан.

Этот опыт — не просто сухая статистика, а готовое руководство к применению, ведь если тщательно проанализировать жизнь предков, можно обернуть их ошибки себе на пользу. О результатах социологических поисков, продлившихся 70 лет, пишет научный журналист Хелен Пирсон в книге «Проект длиною в жизнь: Необычная история наших обычных жизней».

Опросы возрастных групп (их назвали «когорты») не были одноразовыми. К каждой возвращались через равные промежутки времени, чтобы проследить, как протекает жизнь испытуемых. Основной целью было выяснить, как развитие и социальная обстановка в детстве влияли на здоровье и работоспособность взрослых.

Итак, социологически доказано: всё, что происходит с нами в течение взросления, в детстве и даже до рождения, воздействуют на наше будущее. Обстановка в семье, социальная ситуация, место рождения и даже те нюансы, о которых мы почти не задумываемся, играют значимую роль в становлении нашей личности. Вспомните, как часто родители заставляли вас ложиться спать в определённое время? Результаты исследования показали, что дети с нестабильным режимом дня во взрослой жизни чаще имели проблемы с дисциплиной.

Но начнём с более раннего периода — времени, когда мы ещё не родились. Сегодня все знают, что употреблять алкоголь и курить во время беременности — табу, в основном, из-за угрозы выкидыша и патологии плода. Однако британское исследование выявило и другие последствия пагубного поведения: к четырнадцати годам дети, рождённые от курящих матерей, имели худшие физические и интеллектуальные показатели в сравнении со сверстниками, рождёнными от женщин, придерживающихся здорового образа жизни.

При этом на сегодняшний день многие учёные признают, что пока недостаточно данных, как подтверждающих, так и полностью отрицающих связь между курением матери и когнитивными способностями ребёнка; об этом, например, статья «Курение матери в течение беременности и последствия для ребёнка: есть ли взаимосвязь?», вышедшая в 2009 году в издании Developmental Neuropsychology.

Здоровье и умственные способности подростков оказались детерминированы и грудным вскармливанием. Дети, которых в младенчестве кормили естественным образом, были более развиты во всех смыслах в сравнении с теми, кто питался из бутылочки. Как и в случае с курением матери, этот тезис тоже долгое время подвергался критике, однако, например, исследование, опубликованное в 2015 году в медицинском издании The Lancet Global Health, подтверждает взаимосвязь между грудным вскармливанием и когнитивными способностями.

Социологи нашли ответ и на то, почему одним в учёбе, а затем на работе и при социальных взаимодействиях приходится прилагать огромные усилия, а у других всё получается как по щелчку пальцев. Оказалось, лёгкий путь обусловлен родительской вовлечённостью во всестороннее развитие ребенка. И речь идёт не только о дошкольных занятиях арифметикой и литературой: родители преуспевающих взрослых куда чаще ходили с ними в гости, гуляли и в целом обеспечивали отпрыскам разнообразную культурную программу.

Такой нюанс, как чтение книг на ночь, тоже имеет весомый эффект. Дети, слушавшие перед сном о приключениях Питера Пэна или Пиноккио, не только крепче и спокойнее спали, но и впоследствии имели стабильную психику и отличные результаты в школе. Кроме того, если ребёнок в возрасте пяти-десяти лет сам с удовольствием читал книги, он превосходил менее начитанных сверстников в математике. А во взрослом возрасте любители литературы успешнее адаптировались к резкой смене жизненных обстоятельств.

Многие предпочли бы отрицать, что социальное положение и достаток семьи — ещё один фактор, который влияет на дальнейшее развитие, однако это, действительно, так.

Пять поколений испытуемых показали один и тот же результат: рождённые в бедных семьях хуже учились, имели низкие коммуникативные и эмоциональные компетенции, реже получали престижную работу. В жизни им приходилось бороться практически за всё. 

Ко всему прочему, во взрослом возрасте они были склонны к ожирению, чаще страдали от проблем с давлением, в пожилом — были подвержены нарушениям памяти и мышления. Опросы показали, что ситуация улучшается, если родитель вовлечён и заинтересован в воспитании, однако зависимость успеха от социального положения всё же оставалась заметной, даже если малообеспеченные мать и отец прикладывали усилия для развития чада.

Британские социологи не дают конкретных ответов на логичный вопрос «почему?». Узнать о причинах всё-таки лучше у психологов — социология лишь констатирует факты.

Школьницы Питерборо, 1970-е.

(источник: nollywoodone.com)

Семидесятилетнее исследование было приостановлено в 2004 году — потому, что перестало набирать достаточное количество респондентов. То ли в обществе стали куда меньше доверять соцопросам, то ли решили: не прогрессивное это дело, вписываться в сухую статистику и винить во всех бедах родителей.

Так или иначе, опыт поколений — невероятно полезная штука. Он помогает сделать соответствующие выводы, а потом принять ответственность за свою жизнь и подумать: что я могу сделать здесь и сейчас, чтобы моё воспитание, социальные условия в детстве или любой другой фактор, который я не выбирал, перестали дурно влиять на мою взрослую, осознанную жизнь?

Скопировать ссылку

Нашли опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.

newtonew.com

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о