Главной задачей умственного воспитания является – Задачи, цели и содержание умственного воспитания

Задачи, цели и содержание умственного воспитания

Воспитание ума содействует гармоничному становлению личности учащегося. Педагоги, целенаправленно решая задачи воспитания, базируются в своей деятельности на создании комфортных условий для совершенствования умственных навыков детей.

Воспитание ума – это влияние на умственные интересы ребенка для становления у него научного мировоззрения, навыков познания и культуры умственного труда.

Цель умственного воспитания заключается в формировании осознанного мышления, познания и развитого интеллекта личности. Реализация этой цели приводит к развитию следующих качеств:

  • Логики;
  • Памяти;
  • Внимания;
  • Творчества;
  • Самосознания.

Воспитание в данном направлении происходит на основе знаний наук, а они содействуют формированию творчески мыслящей личности, которая испытывает потребность в постоянном пополнении своих знаний и желании совершенствовать их уровень.

Данный процесс непрерывен, проходит в процессе обучения, трудовой и игровой деятельности. Знания черпаются из книг, интернет — ресурсов, средств массовой информации.

Задачи

Являясь целенаправленным учебным процессом, воспитание ума решает ряд задач.

Задачи умственного воспитания взаимосвязаны с общим процессом воспитания и базируются на следующих пунктах:

  • Пополнение фундаментальной базы познания о сущности личности, отношениях в обществе, мышлении как основном условии мыслительной деятельности;
  • Изучение главных мыслительных операций и применение их в повседневной практике;
  • Формирование умений, которые базируются на развитии интеллектуальной деятельности;
  • Развитие научного мировоззрения;
  • Обучение видам мышления;
  • Развитие потребности в саморазвитии и самопознании;
  • Мотивация учебной деятельности, привитие учебных навыков и совершенствования интеллекта;
  • Развитие эрудиции и кругозора;
  • Изучение понятий мировоззренческого направления.

Цели и задачи воспитания ума формируют культуру умственного труда. Она включает в себя следующие умения:

  1. Четкое разграничение целей познавательной активности;
  2. Планирование выполняемой деятельности;
  3. Выполнение умственной работы различными способами;
  4. Умение черпать информацию из разных источников.

Формирование культуры умственного труда происходит в процессе зарождения, развития и совершенствования умственных возможностей ребенка с помощью биологических и социальных факторов.

Социальная среда


Развитие интеллектуальных способностей личности возможно только в социальном окружении. Условия социального общения и воспитания позволяют планомерно и постоянно воздействовать на умственное развитие личности, обеспечивать систематическую постановку задач познавательной деятельности, создавать условия для активного развития и обучать основным приемам и навыкам мыслительной работы.

Следовательно, умственное развитие реализует поставленные задачи в процессе формирования мышления и возможности его правильного использования под влиянием жизненных ситуаций, к которым относится и воспитательное воздействие.

Так как основной задачей умственного воспитания является обучение детей основам наук, важной составляющей данного процесса становится обучение научному мировоззрению.

Научное мировоззрение

Одной из задач умственного воспитания является развитие мировоззрения личности.

Данное понятие включает в себя умение пользоваться основными мыслительными действиями. Задачи по развитию данных навыков решаются в ходе учебной деятельности и внеклассных мероприятий.

Научное восприятие действительности представляет собой способность использовать знания из области науки, социологии, философии, политики, права и эстетики. Данные знания определяют жизненную позицию личности через восприятие окружающего мира и познания себя. Мировоззрение является мощным стимулирующим звеном в деле развития личности, поэтому его формирование – главная задача педагогики.


Структура мировоззрения личности состоит из объективных и субъективных компонентов.

К объективным компонентам относится знание научных понятий. Это образы предметов, их свойств, взаимоотношений, которые сохраняются в сознании и памяти личности в виде чувств и понятий об окружающей действительности.

Мировоззрение базируется на знаниях ребенка об окружающем мире, природе, общественных отношениях. Проникновение в сферу воли и чувств личности способствует тому, чтобы они стали взглядами и убеждениями, приобрели цель, то есть получили субъективную оценку.

Субъективные составляющие разделяются на несколько видов:

  1. Научные взгляды, представляющие собой идеи, выводы и оценки, которые личность считает достоверными и правильными. Они появляются в ходе разъяснения природных явлений, изменений в общественной жизни и характеризуются отношением к ним личности.
  2. Убеждения, которые представляются в сознании человека как единственно верные знания. К их познанию личность стремится приобщить окружение. Данные идеи относятся к различным сферам жизнедеятельности и общественной жизни и являются эмоционально глубоко пережитыми и осознанными.
  3. Идеалы. Представляют собой осознанные представления личности о совершенном образце. Чаще идеалом становится некая высшая цель, руководящая деятельностью человека. Вся жизнедеятельность личности сосредотачивается на достижении этой цели.


В образовательном процессе важно формирование нравственных идеалов, которые представляют собой образ совершенной нравственно личности с лучшими ее качествами. Следовательно, идеал – мысленное и эмоциональное желание личности приблизиться к представляемому совершенству.

Работая над формированием научного мировоззрения, педагоги должны учитывать и уважать религиозные взгляды учащихся. В данном вопросе следует опираться на терпимость и уважение к идеалам различных вероисповеданий.

В процессе решения задач умственного воспитания, важно делать акцент на развитие лучших человеческих качеств: порядочности, честности, умения отстаивать свою позицию и доносить свои мысли до собеседника. А вопрос веры или атеизма является конституционным правом каждого гражданина.

Учебный процесс и его задачи в развитии мировоззрения

Процесс учебной деятельности представляет собой кладезь возможностей для развития научного мировоззрения. Наука является источником изучения важных предметов и явлений в своей сфере, имеет объективный взгляд на окружающую действительность. Следовательно, все учебные дисциплины содействуют развитию научного мировоззрения.

Задачи умственного воспитания при изучении наук естественного цикла предусматривают формирование знаний о жизненных реалиях, их особенностях и закономерностях. Содействуют бережному отношению к природе.


Предметы гуманитарного цикла призваны познакомить учащихся с развитием общества на исторических этапах, раскрыть сущность процессов, происходивших в то время.

Занятия гуманитарными дисциплинами решают одну из главных задач умственного воспитания: учат пониманию смысла жизни, принятия ее ценностей.

Успешное решение поставленных задач возможно в том случае, если учитель в совершенстве владеет своим предметом и обладает широким научным кругозором, использует на занятиях связь с другими учебными дисциплинами. С помощью такого подхода можно раскрыть все многообразие научных познаний.

Еще одна задача, решение которой необходимо для развития умственных способностей, — использование философской направленности обучения. Экологические, нравственные и эстетические ценности заложены в народных традициях, изучение которых является необходимым звеном воспитания.

Развитие научного мировоззрения проходит на учебных занятиях. Логическое продолжение оно получает на внеклассных мероприятиях, где преподаватель сможет обнаружить и откорректировать пробелы в развитии мировоззренческих взглядах и убеждениях, предотвратить отклонения от принятых норм поведения.

Умения и навыки

Задачи умственного воспитания направлены на формирование у детей следующих умений и навыков:

  • Чтение, которое должно быть осознанным, выразительным и учитывающим жанр и специфику текста.
  1. Умение слушать, анализировать и оценивать;
  2. Навыки формулировать мысли и суждения, отвечать на поставленные вопросы;
  3. Умение словесного описания и постановки вопросов;
  1. Работа с текстом при списывании с доски или книги;
  2. Навыки письма под диктовку;
  3. Развитие умения писать сочинения и изложения;
  4. Способность создавать рефераты и конспекты.
  • Работа с книгой.
  1. Подбор соответствующей научной литературы;
  2. Анализ содержимого прочитанных книг;
  3. Работа со справочной литературой и периодическими изданиями;
  • Специфические умения.
  1. Работа с нотной грамотой;
  2. Чтение технических чертежей и карт;
  3. Запись формул.

Работа по развитию данных умений и навыков должна проводиться в комплексе с культурой умственного труда. То есть учащиеся должны правильно организовывать умственную деятельность.

Итак, грамотная постановка задач умственного воспитания позволяет привлечь учащихся к активной познавательной деятельности, развивать их мышление, что, в конечном счете, окажет положительное влияние на их интеллектуальное развитие.

vospitannie.ru

ЗАДАЧИ УМСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ. - Ответы к ГОСам по педагогике

В содержание воспитательного процесса детей дошкольного возраста входит и умственное воспитание. Чтобы правильно подойти к реализации задач умственного воспитания, необходимо глубоко знать закономерности умственного развития ребенка.

Умственное развитие - это совокупность количественных и качественных изменений, происходящих в мыслительной деятельности ребенка в связи с возрастом, обогащением опыта и под влиянием воспитательных воздействий. В дошкольном возрасте быстрым темпом идет накопление знаний, формируется речь, совершенствуются познавательные процессы, ребенок овладевает простейшими способами умственной деятельности.

Обеспечение умственного развития дошкольника имеет большое значение для всей его дальнейшей деятельности

Умственное развитие ребенка осуществляется под влиянием социальной среды. В процессе общения с окружающими он усваивает язык, а вместе с ним и сложившуюся систему понятий. В результате уже в дошкольном возрасте ребенок овладевает языком настолько, что пользуется им свободно как средством общения.

Умственное развитие дошкольника происходит в процессе деятельности: вначале в общении, предметной деятельности, игре, а затем и в учебной, трудовой, продуктивной (рисование, лепка, аппликация, конструирование).

Наиболее эффективно умственное развитие происходит под влиянием обучения и воспитания.

Современная педагогическая наука считает, что основными показателями умственного развития являются усвоение системы знаний, накопление их фонда, развитие творческого мышления и овладение способами познавательной деятельности, необходимыми для приобретения новых знаний.

Умственное развитие детей дошкольного возраста зависит от комплекса социальных и биологических факторов, среди которых направляющую, обогащающую, систематизирующую роль выполняют умственное воспитание и обучение.

Умственное воспитание – это прежде всего развитие активной мыслительной деятельности дошкольников. Полноценное умственное воспитание происходит только в педагогически правильной организованной деятельности.

Таким образом, умственное воспитание - это целенаправленное воздействие взрослых на развитие активной мыслительной деятельности детей. Оно включает: сообщение доступных знаний об окружающем мире, их систематизацию, формирование познавательных интересов, интеллектуальных навыков и умений, развитие познавательных способностей.

Умственное воспитание и умственное развитие находятся в тесном взаимодействии. Умственное воспитание во многом определяет умственное развитие, способствует ему. Однако это происходит только в том случае, если учитываются закономерности и возможности умственного развития детей первых лет жизни.

В СОДЕРЖАНИЕ умственного воспитания входит развитие интеллектуальных умений и навыков, воображения, восприятия, памяти, мышления.

Поэтому, особенно велика роль умственного воспитания в подготовке детей к школе. Овладение запасом знаний, развитие умственной активности и самостоятельности, приобретение интеллектуальных умений и навыков - это важные предпосылки для успешного обучения в школе и для подготовки к предстоящей трудовой деятельности.

В «Программе воспитания в детском саду» определены следующие ЗАДАЧИ УМСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ детей дошкольного возраста:

- формирование правильных представлений о простейших явлениях окружающей жизни;

- развитие познавательных психических процессов: ощущений, восприятий, памяти, воображения, мышления, речи;

- развитие любознательности и умственных способностей;

- развитие интеллектуальных умений и навыков, формирование простейших способов умственной деятельности.

Рассмотрим каждую из этих задач.

Формирование правильных представлений о простейших явлениях окружающей жизни

Ребенок в дошкольные годы каждый день сталкивается с новыми для него предметами и явлениями. Однако накопление знаний и представлений без соответствующего руководства идет бессистемно: они могут быть поверхностны, нередко ошибочны. Ребенок думает, что «облако - это вата», а «звезды - электрические лампочки». Наблюдая окружающую жизнь, он самостоятельно пытается делать выводы.

Задача педагога состоит в последовательном увеличении у детей запаса знаний, их упорядочении, уточнении, систематизации.

Ребенок должен получить четкие представления об окружающих предметах, их назначении, некоторых качествах (цвет, величина, форма) и свойствах (бьется, ломается, рвется, льется и др.), о материалах, из которых они сделаны. Он приобретает также знания о некоторых природных явлениях, их взаимосвязях и закономерностях (характерных признаках времен года и взаимосвязи между этими признаками, типичных особенностях некоторых животных и связи их с образом жизни этих животных и т. п.). В процессе наблюдений за явлениями неживой природы, развитием растений, насекомых, животных воспитатель формирует у детей зачатки материалистических представлений о мире.

Дошкольников знакомят с доступными им общественными явлениями и событиями: трудом советских людей, с общенародными праздниками и т.д.

Развитие познавательных психических процессов - ощущений, восприятия, памяти, воображения, мышления, а также развитие речи - важной задача умственного воспитания.

Познание окружающего мира начинается с ощущений и восприятий. Чем выше уровень их развития, тем богаче возможности познания окружающей действительности. Поэтому в детском саду большое внимание уделяется сенсорному воспитанию.

Особая роль в дошкольном возрасте принадлежит развитию речи. Человек пользуется родным языком для выражения своих мыслей и понимания высказанного другими. Овладение речью дает ребенку возможность получать знания о действительности опосредованно (через рассказ, художественное произведение, объяснение воспитателя и т. п.), а не только путем непосредственного восприятия предметов или явлений. В детском саду решаются такие задачи речевого развития, как обогащение словаря, формирование грамматического строя, развитие связной речи.

В дошкольном возрасте у детей формируется способность сознательного запоминания, увеличивается объем памяти; задача состоит в том, чтобы упражнять произвольную память, обогащать ее полезными знаниями.

Большое внимание уделяется развитию воображения; оно необходимо для всякой творческой деятельности.

В первые дошкольные годы - это воссоздающее воображение, на основе которого с накоплением жизненного опыта и развитием мышления формируется творческое воображение. Для младшего дошкольника характерно наглядно-действенное и наглядно-образное мышление. На этой основе развивается словесно-логическое, понятийное мышление. Воспитатель формирует у детей аналитико-синтетическую мыслительную деятельность, которая дает возможность глубже понимать явления, выделять существенные и несущественные их стороны.

Развитие любознательности и умственных способностей

Любознательность - качество, присущее ребенку. Оно выражается в активном интересе к окружающему миру, в стремлении все рассмотреть, потрогать, привести в действие. О наличии любознательности свидетельствуют и многочисленные вопросы.

Воспитатель поддерживает любознательность дошкольников, организуя наблюдения, стараясь вовремя ответить на возникающие у них вопросы, направляя их мысль на самостоятельный поиск ответа. Задача умственного воспитания - развивать детскую любознательность, пытливость ума и формировать на их основе устойчивые познавательные интересы.

Перед детским садом стоит задача развивать умственные способности ребенка.

Способностями в психологии принято называть такие свойства личности, которые создают предпосылки к успешному овладению той или иной деятельностью.

Способности проявляются и развиваются в процессе соответствующей деятельности.

Умственные способности человека могут характеризоваться такими качествами ума, как сообразительность (быстрота умственной реакции), критичность (способность объективно оценивать факты, явления, результаты труда и анализировать их, замечать ошибки и т. д.), пытливость (способность к настойчивому поиску решения умственной задачи, использование различных способов для отыскания правильного ответа), вдумчивость.

Воспитатель таким образом организует умственную деятельность детей, чтобы способствовать развитию этих качеств. Для развития сообразительности он проводит игры, где надо быстро дать ответ («Назови следующее число», «Скажи наоборот», «Летает - не летает» и др.), в быстром темпе решать несложные задачи; для развития критичности ума привлекает детей к анализу детских работ, ответов; для развития пытливости организует элементарную исследовательскую деятельность, предлагает задачи-головоломки.

Развитие интеллектуальных умений и навыков, формирование простейших способов умственной деятельности.

Одной из задач умственного воспитания дошкольников является развитие интеллектуальных умений и навыков, т.е. формирование простейших способов умственной деятельности: обследование предметов, выделение в них существенных и несущественных признаков, сравнение с другими предметами и т. д. Эти умения и навыки являются составными элементами познавательной деятельности, они помогают ребенку успешно овладевать знаниями.

students-library.com

Задачи умственного воспитания — Мегаобучалка

Тема 1: Понятие об умственном развитии и умственном воспитании дошкольников.

Умственное развитие. Умственное развитие – это количественные и качественные изменения, происходящие в мыслительной деятельности ребёнка в связи с возрастом, обогащением опыта и под влиянием воспитательных воздействий. В дошкольном возрасте быстрым темпом идёт накопление знаний, формируется речь, совершенствуются познавательные процессы, ребёнок овладевает простейшими способами умственной деятельности. Обеспечение умственного развития дошкольника имеет большое значение для всей его дальнейшей деятельности.
Умственное развитие ребёнка происходит пол влиянием социальной среды. В процессе общения с окружающими он усваивает язык, а вместе с ним и сложившуюся систему понятий. В результате уже в дошкольном возрасте ребёнок овладевает языком настолько, что пользуется им свободно как средством общения.
Умственное развитие дошкольника осуществляется в процессе деятельности: в начале в общении, предметной деятельности, игре, а затем и в учебной, трудовой, продуктивной (рисование, лепка, аппликация, конструирование).
Наиболее эффективно умственное развитие происходит под влиянием обучения и воспитания. Современная педагогическая наука считает, что основными показателями умственного развития являются усвоение системы знаний, накопление их фонда, развитие творческого мышления и овладение способами познавательной деятельности, необходимыми для приобретения новых знаний.
Чтобы правильно организовать умственное воспитание дошкольников, надо знать закономерности и возможности их умственного развития. С их учётом определяются задачи, содержание, организация и методы умственного воспитания. Психология и педагогика занимаются изучением закономерностей и возможностей умственного развития в дошкольном возрасте, чтобы найти пути оптимально решения задач умственного воспитания: максимально использовать возможности ребёнка, с одной стороны, и не допустить перегрузки, которая может вызвать общее угнетение организма, с другой. К концу дошкольного возраста у детей накапливается достаточно большой запас элементарных знаний об окружающем, они владеют основными мыслительными операциями (сравнением, обобщением и др.), способны выделять существенные и несущественные признаки предметов и явлений, устанавливать некоторые причинно-следственные связи, у них формируются начатки учебной деятельности. Полноценное умственное развитие происходит только в процессе организованной деятельности, поэтому задачей педагогов заключается как в создании соответствующих условий для этого, так и в осуществлении целенаправленных воспитательных воздействий на ребёнка.
Умственное воспитание. Умственное воспитание – это целенаправленное воздействие взрослых на развитие активной мыслительной деятельности детей. Оно включает сообщение доступных знаний об окружающем мире, их систематизацию, формирование познавательных интересов, интеллектуальных навыков и умений, развитие познавательных способностей.
Особенно велика роль умственного воспитания в подготовке детей к школе. Овладение запасом знаний, развитие умственной активности и самостоятельности, приобретение интеллектуальных умений и навыков – это важные предпосылки для успешного обучения в школе и для подготовки к предстоящей трудовой деятельности.



 

Тема 2: Задачи умственного воспитания.

Основными задачами умственного воспитания дошкольников являются:

- формирование правильных представлений об окружающем, о простейших явлениях природы и общественной жизни;

- развитие познавательных психических процессов – ощущений, восприятий, памяти, воображения, мышления, речи;

- развитие любознательности и умственных способностей; развитие интеллектуальных умений и навыков;

- формирование простейших способов умственной деятельности.
Формирование представлений об окружающей жизни. Ребёнок в дошкольные годы каждый день сталкивается с новыми для него предметами и явлениями. Л.Н. Толстой писал о дошкольном возрасте: «Разве не тогда я приобретал много, быстро, что во всю остальную жизнь не приобретал и одной сотой того? От пятилетнего ребёнка до меня только шаг. А от новорождённого до пятилетнего страшное расстояние».
Однако накопление знаний и представлений без соответствующего руководства идёт бессистемно: они могут быть поверхностны, нередко ошибочны. Ребёнок думает: что «облако – это вата», а «звёзды – электрические лампочки». Наблюдая окружающую жизнь, он самостоятельно пытается делать выводы. В книге К.И. Чуковского «От двух до пяти» приведено немало детских высказываний, свидетельствующих о пытливости ума ребёнка.
Задача педагога состоит в последовательном увеличении у детей запаса знаний, их упорядочения, уточнении, систематизации. Ребёнок должен получить чёткие представления об окружающих предметах, их назначении, некоторых качествах (цвет, величина, форма) и свойствах (бьётся, ломается, рвётся, льётся и др.), о материалах, из которых они сделаны. Он приобретает также знания о природных явлениях, их взаимосвязях и закономерностях (характерных признаках времён года и взаимосвязи между этими признаками, типичных особенностях некоторых животных и связи их с образом жизни этих животных и т п.). В процессе наблюдений за явлениями неживой природы, развитием растений, насекомых, животных воспитатель формирует у детей зачатки материалистических представлений о мире.
Дошкольников знакомят с доступными им общественными явлениями и событиями: трудом взрослых людей, с общенародными праздниками; С Москвой – столицей нашего государства, с некоторыми народами, живущими в нашей стране. Ознакомление с общественными явлениями и событиями способствует воспитанию у ребят интереса к общественной жизни страны, формированию чувства любви к Родине.
Развитие познавательных психических процессов. Важной задачей умственного воспитания является развитие познавательных психических процессов – ощущений, восприятия, памяти, воображения, мышления, а также развития речи.
Познание окружающего мира начинается с ощущений и восприятий. Чем выше уровень их развития, тем богаче возможности познания окружающей действительности. Поэтому в детском саду большое внимание уделяется сенсорному воспитанию.
Особая роль в дошкольном возрасте принадлежит развитию речи. Человек пользуется родным языком для выражения своих мыслей и понимания высказанного другими. Овладение речью даёт ребёнку возможность получать знания о действительности опосредованно (через рассказ, художественное произведение, объяснение воспитателя и т.п.), а не только путём непосредственного восприятия предметов или явлений. В детском саду решаются такие задачи речевого развития, как обогащение словаря, формирование грамматического строя, развитие связной речи.
В дошкольном возрасте у детей формируется способность сознательного запоминания, увеличивается объём памяти; задача состоит в том, чтобы упражнять произвольную память, обогащать её полезными знаниями.
Большое внимание уделяется развитию воображения; оно необходимо для всякой творческой деятельности. В первые дошкольные годы – это воссоздающее воображение, на основе которого с накоплением жизненного опыта и развития мышления формируется творческое воображение. Для младшего дошкольника характерно наглядно-действенное и наглядно-образное мышление. На этой основе развивается словесно-логическое, понятийное мышление. Воспитатель формирует у детей аналитико-синтетическую мыслительную деятельность, которая даёт возможность глубже понимать явления, выделять существенные и несущественные их стороны.
Развитие любознательности и умственных способностей. Любознательность – качество, присущее ребёнку. Оно выражается в активном интересе к окружающему миру, в стремлении всё рассмотреть, потрогать, привести в действие. О наличии любознательности свидетельствуют и многочисленные вопросы. Воспитатель поддерживает любознательность дошкольников, организуя наблюдения, стараясь вовремя ответить на возникающие у них вопросы, направляя их мысль на самостоятельный поиск ответа. Задача умственного воспитания - развивать детскую любознательность, пытливость ума и формировать на их основе устойчивые познавательные интересы.
Перед детским садом стоит задача развивать умственные способности ребёнка. Способностями в психологии принято называть такие свойства личности, которые создают предпосылки к успешному овладению той или иной деятельностью. Способности проявляются и развиваются в процессе соответствующей деятельности. Умственные способности человека могут характеризоваться такими качествами ума, как сообразительность (быстрота умственной реакции), критичность (способность объективно оценивать факты, явления, результаты труда и анализировать их, замечать ошибки и т.д.), пытливость (способность к настойчивому поиску решения умственной задачи, использование различных способов для отыскания правильного ответа), вдумчивость.
Воспитатель таким образом организует умственную деятельность детей, чтобы способствовать развитию этих качеств. Для развития сообразительности он проводит игры, где надо быстро дать ответ («Назови следующее число», «Скажи наоборот», «Летает – не летает» и др.), в быстром темпе решать несложные задачи; для развития критичности ума привлекает детей к анализу детских работ, ответов; для развития пытливости организует элементарную исследовательскую деятельность, предлагает задачи-головоломки.
Развитие интеллектуальных умений и навыков. Одной из задач умственного воспитания дошкольников является развитие интеллектуальных умений и навыков, т.е. формирование простейших способов умственной деятельности: обследование предметов, наблюдения доступных пониманию ребёнка явлений, выделение существенных и несущественных признаков предметов и явлений, сравнения, обобщения, установления и понимания причинно-следственных связей и т.д. Эти умения и навыки являются составными элементами познавательной деятельности, они помогают ребёнку успешно овладеть знаниями.

megaobuchalka.ru

Умственное воспитание

Умственное воспитание: сущность и основные задачи

Определение 1

Умственное воспитание – это процесс целенаправленного организованного педагогического воздействия на интеллектуальное развитие детей для передачи им знаний и навыков, требующихся для их разностороннего развития, приобщения к социальной жизнедеятельности.

В процессе умственного воспитания происходит становление и развитие познавательных способностей воспитанников, совершенствование их познавательного функционала и развитие навыков усвоения и применения, переданных знаний в практической жизнедеятельности.

Умственное воспитание неразрывно связано и не может существовать в отрыве от умственного развития. Оно представляет собой комплекс качественных и количественных преобразований, осуществляемых в мыслительной деятельности при возрастных изменениях и под воздействием окружающей природной и социальной среды. Умственное развитие индивида, в отличие от умственного воспитания, обусловлено не только социальными факторами и педагогическим воздействием. Оно зависит от физиологии человека: строения коры головного мозга, функционирования его рецепторов, способностей ЦНС к восприятию и передаче импульсов, психологического развития, генетических факторов.

Умственное воспитание нацелено на интеллектуальное развитие личности ребенка. Оно помогает совершенствовать существующие физиологические процессы, ориентированные на усвоение знаний и навыков, тем самым, расширяя познавательные способности и, формируя интеллектуальные навыки. При этом, эффективность воспитательного воздействия зависит от учета закономерностей интеллектуального развития каждого ребенка с раннего возраста.

Воспитание не должно быть построено на основе перегрузки ребенка непосильной и непонятной для него информацией. С одной стороны, такое воспитание нацелено на развитие высоких интеллектуальных навыков и способностей, а с другой стороны оно требует огромных нервных и психических затрат организма, что вызывает нарушение функционирования познавательных процессов и не может принести должного воспитательного эффекта.

Рисунок 1. Умственное воспитание. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Умственное воспитание, при учете его оптимальной организации, способствует развитию не только интеллектуальной сферы личности, но и благотворно сказывается на формировании нравственных качеств, моральных принципов, формировании эстетических черт. Такое воспитание помогает развить привычку здорового образа жизни, поддержания физической формы.

Поскольку, интеллектуальное воспитание направлено на формирование познавательной деятельности посредством которой ребенок исследует окружающий мир, знакомится с законами его функционирования, то в этом процессе принимают участие его мышление и способность к восприятию.

Основными задачами умственного воспитания являются следующие:

  1. Сенсорное воспитание – педагогическое воздействие, носящее целенаправленный характер и ориентированное на развитие чувственных процессов – ощущений и восприятий.
  2. Развитие мыслительной деятельности – становление, совершенствование и развитие мыслительных операций, помогающих развивать познание и мыслительные навыки, а также применять их в различных сферах жизнедеятельности. Требуется развивать память и воображение ребенка с ранних лет.
  3. Формирование речевых навыков – развитие способностей выражать свои мысли, посредством словесных форм. Речь сопряжена с мышлением. Учась говорить, называя предметы и явления, ребенок одновременно и получает определенные знания и учится мыслить.
  4. Развитие любознательности и познавательной заинтересованности – эти процессы необходимы для гармоничного и продуктивного познания. Познавательная заинтересованность необходима для формирования стремления самопознания, саморазвития, исследования процессов и явлений окружающего мира.
  5. Развитие системы знаний об окружающем мире – знакомство с окружающим миром, его процессами и явлениями, объектами и субъектами. Оно составляет фундамент процесса познания. Без знаний и представлений о мироустройстве тяжело воспринимать и усваивать иную познавательную информацию.

Средства, применяемые в умственном воспитании

Педагогика как наука подразделяет все средства, применяемые в воспитании на две большие группы:

  1. Деятельность ребенка.
  2. Продукты духовной и материальной культуры.

К первой группе относится, прежде всего, бытовая деятельность. Она сопровождает ребенка с раннего возраста и заключается в соблюдении режима дня, следования правилам гигиены. Все это положительно сказывается на формировании пространственной ориентации. Дети получают первые представления о времени суток, изучают названия предметов, процессов, осваивают правила поведения в быту.

Замечание 1

Для детского возраста лучшим воспитательным средством является игровая деятельность. В ее ходе дети получают разнообразные знания, касающиеся различных сфер и направлений жизнедеятельности. Игровая деятельность дает положительный результат, поскольку она интересна ребенку, увлекает его и развивает стремление к новому познанию.

Немаловажное значение отводится продуктивным разновидностям деятельности:

  1. Трудовая деятельность – ориентирована на развитие сенсорных процессов, опыта ребенка в различных трудовых действиях. Воспитанники знакомятся с материалами, их параметрами, свойствами, вариантами изменений под влиянием внешних факторов, способами применения различных орудий труда и их социальной значимостью;
  2. Конструктивная деятельность – имеет связь с трудовой деятельностью. Ребенок учится составлять конструкции, начиная с элементарных, что развивает его мышление и активизирует познавательные процессы;
  3. Изобразительная деятельность – творческое познание не менее важная составная часть умственного воспитания. Ребенок знакомится с различными направлениями искусства, усваивает культурные ценности, учится смотреть на мир, как на нечто прекрасное и уникальное. Это способствует не только формированию интеллектуальных навыков, но и формирует любовь к прекрасному.

spravochnick.ru

" СОДЕРЖАНИЕ УМСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ"

ЛЕКЦИЯ 3. СОДЕРЖАНИЕ УМСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

1.Цели и задачи умственного воспитания младших школьников.

2. Психологические основы умственной деятельности.

Литература:

  1. Воспитательная деятельность педагога: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Под общ.ред. В.А.Сластенина и И.А.Колесниковой. М.: Издательский центр «Академия», 2005.

  2. Кукушин В.С. Теория и методика воспитательной работы: Учеб. пособие для вузов. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Ростов н /Дону, 2004. – 352 с.

  3. Подласый И. П. Педагогика начальной школы: учебник / И.П.Подласый. – М.: Владос, 2008. – 464 с.

1.Цели и задачи умственного воспитания младших школьников

Среди задач воспитания, стоящих перед современной школой важная роль принадлежит умственному воспитанию учащихся. Обучение является важнейшим средством умственного воспитания. Успешность умственного воспитания в процессе обучения зависит от множества факторов: содержания учебного материала, организации интеллектуального труда, отношения между всеми компонентами учебной деятельности.

Под умственным воспитанием подразумевается целенаправленный организованный процесс развития умственных сил и мышления учащихся, формирование культуры умственного труда, вооружение их знаниями основ наук, а также формирование научного мировоззрения и национального самосознания, развитие умственных сил и способностей, овладение мыслительными операциями.

Умственное воспитание ориентировано на развитие интеллектуальных способностей, интереса к познанию себя и окружающего мира. В раннем детстве умственное воспитание тесно связано с физическим. У детей память, внимание, воображение носят непроизвольный характер и как бы вплетены в их деятельность. Наиболее правильный путь интеллектуального развития ребенка – общение с взрослыми и детьми старшего возраста, в результате которого расширяется кругозор, и пополняется словарный запас ребенка. Для умственного развития дошкольника чрезвычайно важным являются игры-занятия. Полезны игры, в которых используются одинаковые по форме, но различные по величине и цвету, предметы, а также ролевые игры, в которых ребенок подражает действиям взрослых в быту. Таким образом, умственное воспитание основывается на:

– развитии воли, памяти, сообразительности как основ познавательного, воспитательного и образовательного процессов;

– формирование культуры учебного и трудового процессов;

– развитие личностных качеств – расширение кругозора и словарного запаса, воображения, самостоятельности и способности к творчеству;

– стимулирование интереса к работе с книгой.

Ум - функция мозга в отражении закономерностей явлений окружающей жизни, совокупность познавательных процессов. Умственные способности у человека характеризуются такими качествами ума: сообразительность (скорость умственной реакции), критичность (способность объективно оценивать факты и явления), пытливость (способность к настойчивому поиску решения умственной задачи), вдумчивость, глубина ума и т. д.

Культура умственного труда представляет собой умение принять или поставить задачу, выбрать способ решения, осуществить план действий, оценить результаты.

Умственная работоспособность достигается в результате длительной и организованной умственной деятельности.

Умственное развитие - совокупность психических изменений, происходящих в мыслительной деятельности ребенка, в связи с возрастом, обогащением опыта социальной среды.

Умственное воспитание - процесс овладения общественно-историческим опытом, накопленным человечеством. Это специально организуемый педагогический процесс, направленный на формирование у детей системы знаний, умений, навыков, способов умственной деятельности, развитие способностей.

Основная цель умственного воспитания - развитие общего уровня ребенка.

Мышление - наиболее обобщенная и опосредованная форма психического отражения, устанавливающая связи и отношения между познаваемыми объектами.

Основные мыслительные операции:

а) анализ - мыслительная операция расчленения сложного объекта на составляющие его части или характеристики;

б) сравнение - основано на установлении сходства и различия между объектами;

в) синтез - мыслительная операция, позволяющая в едином процессе переходить от частей к целому;

г) обобщение - мысленное объединение предметов и явлений по их общим и существенным признакам;

д) абстрагирование - отвлечение, которое основано на выделении существенных свойств и связей предмета и отвлечение от других, не существенных.

Основными формами логического мышления являются: понятие, суждение, умозаключение.

Понятие отражает существенные свойства, связи и отношения предметов и явлений, выраженных словом или группой слов. Понятия могут быть общими, единичными, конкретными и абстрактными.

Суждение - это форма мышления, отражающая связи между предметами и явлениями в виде утверждения или отрицания. Суждения могут быть истинными или ложными.

Умозаключение - на основе нескольких суждений делается определенный вывод. Умозаключения бывают: индуктивные, дедуктивные, по аналогии (индукция - это логический вывод от частного к общему; дедукция - от общего к частному; аналогия - от частного к частному на основе некоторых элементов сходства).

Средствами умственного воспитания являются все виды деятельности - игровая, спортивная, продуктивная, умственная, трудовая и т.д.

Задачами умственного воспитания является:

1. Формирование системы научных знаний о природе, обществе, мышлении, формирование мировоззрения.

2. Развитие умственной деятельности, мыслительных процессов и операций, познавательной активности и самостоятельности, культуры умственного труда.

3. Воспитание познавательных потребностей и интересов.

4. Формирование речи.

5. Сенсорное развитие.

6. Формирование учебной деятельности.

7. Формирование основных психических процессов (памяти, внимания, воображения и т.д.).

2. Психологические основы умственной деятельности

Познавательная деятельность протекает в двух видах: восприятие (сенсорная и практическая форма) и мышление. Они представляют собой разные стороны познания, которые различаются объектами (что познается) и средствами, внутренними механизмами (как осуществляется познание). Поэтому познавательные способности делятся:

а) сенсорные способности - это восприятие предметов и их внешних свойств, что больше способствует формированию эмпирического мышления;

б) интеллектуальные способности - выявление скрытых свойств предметов, их связей и отношений, что влияет на формирование теоретического мышления.

При чувственном восприятии, в основном, познаются внешние свойства предметов (величина, цвет, форма, положение в пространстве). Они отражаются в сознании в виде представлений и образов. Наивысшей формой отражения является теоретическое мышление, которое является средством познания внутренних свойств предметов и связей между ними: количественных, временных, причинно-следственных, пространственных. Результаты мышления влияют на развитие психических процессов: каково мышление у ребенка - такова его психика.

Восприятие и мышление тесно связаны между собой. Восприятие - это основа для развития мышления. В свою очередь, мышление совершенствует и кристаллизует восприятие. Поэтому для обеспечения полноценного умственного развития ребенка необходимо одинаково заботиться как о развитии восприятия, так и мышления.

В учебной деятельности происходит не только научение, но и воспитание. В самом учении человеком приобретаются не только знания, умения и навыки, но формируются, закрепляются определенные качества личности, склонности, способности, интересы, потребности, черты характера и т.д.

Основное содержание воспитательной работы в начальных классах связано с формированием у ребенка потребности в знаниях, познавательных интересах, любви к истине, потребности в непрерывном самообразовании и саморазвитии. Все это закладывается уже с дошкольного возраста и зависит от окружающей среды и активности самого ребенка.

В конце младшего школьного возраста закрепляется потребность в достижении успехов и потребность избегания неудач. Дети начинают различать способности и прилагаемые усилия и понимают, что их успехи зависят от старания. Большое влияние на осознание личностных и внеличностных факторов, от которых зависит успех, оказывают оценки, даваемые им взрослыми.

Основные виды мышления

К индивидуальным особенностям мышления относится предпочтительность в использовании человеком наглядно-действенного, наглядно-образного и абстрактного (логического) мышления.

1. Наглядно-действенное мышление формируется с самого рождения ребенка до четырех лет. Связано с реальными преобразованиями объектов в процессе его практических действий. Мышление отражает развитие ручных умений ребенка по исследованию познаваемого объекта (ломает игрушку, изучает ее устройство). Такая практическая деятельность приводит к анализу результатов и получению новой информации о познаваемом объекте. Основная функция наглядно-действенного мышления заключается в получении сведений о скрытых свойствах объекта, которые выявляются в ходе практических преобразований. Основным способом осуществления наглядно-действенного мышления является способ, который обозначается, как путь «проб и ошибок».

2. Наглядно-образное мышление характеризуется опорой на образы и представления. Практические преобразования исследуемого объекта заменяются воображаемыми (представляемыми) преобразованиями, т.е. без практического действия ребенок оперирует конкретными образами предметов. В этих образах сочетаются обобщенные представления о скрытых свойствах объектов. Наглядно-образное мышление связано с представлением ситуаций и изменениями в них, которые человек хочет получить в результате своей деятельности. Особенность этого мышления заключена в установлении непривычных, невероятных сочетаний предметов и их свойств, а ситуация преобразуется только в образном плане. Это мышление возникает в возрасте 4-5 лет и развивается в процессе взаимодействия предметных действий, речи, подражания, игровой и продуктивной деятельности.

3. Словесно-логическое (абстрактное) мышление осуществляется при помощи логических операций с обобщенными понятиями. Это мышление является результатом развития ранних видов мышления. Ребенок учится оперировать конкретными образами предметов, которые постепенно преобразовываются в обобщенные образы предметов. При этом происходит сравнение, сопоставление образов, в результате чего детьми выделяются существенные признаки определенного класса объектов.

infourok.ru

Задачи воспитания

Современная система отечественного образования находится в состоянии изменяющихся социально-экономических, политических, культурных условий. В сложившейся ситуации возрастает значимость переосмысления, изменения задач воспитания в соответствии с новыми актуальными вызовами современности.

В рамках интеграции отечественной системы образования в мировое образовательное пространство Россией был принят ряд нормативных документов, содержащих новое понимание целей и задач воспитания как приоритетной педагогической категории.

Определение 1

В новой образовательной парадигме задачи воспитания понимаются как необходимость формирования духовно-нравственной личности; реализация педагогического воздействия, направленного на всестороннее личностное и профессиональное развитие.

Классификация задач воспитания

Целенаправленное, управляемое педагогическое воздействие, целью которого выступает личностное и профессиональное развития, осуществляется в нескольких направлениях, что позволяет конкретизировать задачи воспитания. В современной педагогике выделяют следующие направления, задачи воспитания:

  • умственное воспитание;
  • нравственное воспитание;
  • эстетическое воспитание;
  • физическое воспитание;
  • трудовое и политехническое воспитание;
  • правовое воспитание;
  • экологическое воспитание;
  • экономическое воспитание.

Умственное воспитание как приоритетная воспитательная задача

Умственное воспитание представляет собой планомерное, целенаправленное управление развитием познавательных способностей, разума посредством мотивации к обучению, интеллектуальной деятельности, формированию системы знаний, навыков их приобретения в процессе решения академических и профессиональных задач.

Главной задачей умственного воспитания является формирование научного мировоззрения, реализация умственного развития, навыков мышления.

Под категорией мировоззрения в современной науке понимается система взглядов личности на окружающую социально-природную среду, глубокое понимание феноменов природной и социальной реальности.

Умственное развитие понимается как процесс развития умственных сил, способностей обучающихся как результат целенаправленного педагогического воздействия.

Задачи умственного воспитания

Задачи умственного воспитания могут быть сформулированы следующим образом:

  • усвоение определенных объемов научного знания;
  • развитие познавательной активности, формирование научного мировоззрения;
  • развитие умственных сил, способностей, познавательных интересов;
  • развитие мышления.

Определение 2

Мышление представляет собой обобщённое и опосредованное познание личностью феноменов и процессов окружающей действительности в многообразии, диалектичности и вариативности их взаимоотношений.

Выделяют диалектическое, логическое, абстрактное, обобщенное, теоретическое, индуктивное, дедуктивное, техническое, продуктивное, репродуктивное и системное мышление.

Развитие диалектического мышления – целенаправленный процесс формирования у обучающихся понимания законов диалектики, закономерностей развития, взаимосвязи и взаимообусловленности природных и социальных феноменов; развитие навыков анализа, синтеза, абстрагирования.

Развитие логического мышления - процесс овладения личностью приемами логической обработки знаний, дефиниции категорий, формулировки выводов, овладение приемами рассуждения, обобщения, выдвижения гипотез, навыков прогнозирования и пр.

Развитие абстрактного мышления предполагает развитие умений выделять главные, существенные признаки, игнорируя второстепенные, незначительные характеристики в процессе формирования абстрактных понятий.

Таким образом, современная педагогика пересматривает основные педагогические категории, включая категорию задач воспитания, что приводит к появлению новых дидактических целей, направлений реализации педагогического воздействия, приоритетное место среди которых отводится задачам умственного воспитания.

spravochnick.ru

Шпаргалка - Умственное воспитание - Педагогика

План

Введение

Понятие об умственном развитии и умственном воспитании

Задачи умственного воспитания

Сенсорное воспитание

Развитие мыслительной деятельности

Становление речи

Воспитание любознательности и познавательных интересов

Формирование системы знаний об окружающем мире

Средства умственного воспитания

Список литературы

Введение

Для современной образовательной системы проблема умственного воспитания чрезвычайно важна. По прогнозам ученых, 3-е тысячелетие на пороге, которого стоит человечеств, будет ознаменовано информационной революцией, когда знающие образованные люди станут ценить как истинное национальное богатство. Необходимость компетентно ориентироваться в возрастающем объеме знаний предъявляет иные, чем были 30-40 лет назад, требования к умственному воспитанию подрастающего поколения. На первые план выдвигается задача формирования способности к активной умственной деятельности. Один из ведущих специалистов в области умственного воспитания дошкольников, Н.Н. Поддьяков справедливо подчеркивает, что на современном этапе надо давать детям ключ к познанию действительности, а не стремиться к исчерпывающей сумме знаний, как это имело место в традиционной системе умственного воспитания.

Между тем во многих странах мира, во всех звеньях системы просвещения – от дошкольного учреждения до университетов – отмечаются, с одной стороны, рост информированности, с другой стороны – снижение в целом качества знаний, умственного развития обучающихся.

В работах отечественных и зарубежных ученых дошкольное детство определятся как период, оптимальный для умственного развития и воспитания. Так считали педагоги, создавшие первые системы дошкольного воспитания, — A. Фребель, М. Монтессори. но в исследованиях А.П. Усовой, А.В.Запорожца, Л.А. Венгера, Н.Н. Поддьякова выявлено, что возможности умственного развития детей дошкольного возраста значительно выше, чем считалось ранее. Ребенок может не только познавать внешние, наглядные свойства предметов и явлений, как это предусмотрено в системах A. Фребеля, М.Монтессори, но и способен усваивать представления об общих связях, лежащих в основе многих явления природы, социальной жизни, овладевать способами анализа и решения разнообразных задач.

Понятие об умственном развитии и умственном воспитании

Умственное развитие – это совокупность качественных и количественных изменений, происходящих в мысленных процессах в связи с возрастом и под влиянием среды, а также специально организованных воспитательных и обучающих воздействий и собственного опыта ребенка. На умственном развитии ребенка сказываются и биологические факторы: строение мозга, состояние анализаторов, изменения нервной деятельности, формирование условных связей, наследственный фонд задатков.

По данным ученых (генетиков, психологов), предпосылки умственных способностей заложены в природе ребенка на 50-60 % (в зарубежной научной литературе указывается более высокий уровень — до 80%). Причем подчеркивается, что умственные способности ребенка от рождения носят преимущественно творческий характер, но не у всех получается должное развить. Оказывается, что от воспитания зависит, будут ли вообще развиваться умственные способности малыша, а тем более, – какое направление они получат. Представьте, что ребенку посчастливилось, и природа наградила его задатками различения цветов. На основе этих задатков может развиться способность к живописи, к художественному труду: он будет сам создавать произведения (рисунки, композиции из разных материалов), проявляя острую наблюдательность, собственное видение мира, анализировать, оценивать произведения искусства, наслаждаться творчеством и т.д. условия жизни, воспитания, отношение родителей, педагогов к самому ребенку и к его деятельности – вот факторы, от которых зависит, насколько реализуются задатки, которыми его отметила природа.

Об умственном развитии ребенка судят по объему и содержанию знаний, по уровню сформированности познавательных процессов (ощущение, восприятие, память, мышление, воображение, внимание), по способности к самостоятельному творческому познанию. С раннего возраста у ребенка начинает формироваться совокупность индивидуальных способностей к накоплению знаний, совершенствованию мыслительных операций, другими словами развивается его ум. В дошкольном возрасте в большей или меньшей степени проявляются такие свойства ума, как быстрота, широта, критичность, гибкость мыслительных процессов, глубина, креативность, самостоятельность.

Таким образом, умственное развитие детей дошкольного возраста зависит от комплекса социальных и биологических факторов, среди которых направляющую, обогащающую, систематизирующую роль выполняет умственное воспитание и обучение.

Умственное воспитание – планомерное целенаправленное воздействие взрослых на умственное развитие детей с целью сообщения знаний, необходимых для разностороннего развития, для адаптации к окружающей жизни, формирование на этой основе познавательных процессов, умение применять усвоение знания в деятельности.

Умственное воспитание и умственное развитие находятся в тесном взаимодействии. Умственное воспитание во многом определяет умственное развитие, способствует ему. Однако это происходит лишь в том случае, если учитываются закономерности и возможности умственного развития детей первых лет жизни.

В дошкольные годы наблюдаются более высокие темпы умственного развития, чем в последующие возрастные периоды. Особо следует обратить внимание на умственное развитие детей раннего возраста. Современные исследования установили, что обычно до 2 лет дети живут столь насыщенно, что наблюдается очень большой объем познавательной деятельности. Мозг ребенка развивается удивительно быстро: к 3 годам он уже достигает 80 % веса мозга взрослого человека. Как свидетельствуют данные физиологии, большинство современных детей раннего возраста страдает не от избытка информации, а от ее недостатка.

Не следует допускать и другой крайности, когда путем усиленного воспитания и обучения малыша перегружают чрезмерными по содержания и объему знаниями, пытаясь развить у него какие-либо высокие способности. При интенсивной тренировке ребенок может усвоить знания, достигнуть результатов, но это будет стоить физических и нервно-психических затрат. Отсюда вытекает правило, следовать которому обязательно: не перегружать, не переутомлять мозг ребенка!

Дефекты, допущенные в умственном развитии ребенка на протяжении дошкольного детства, трудно устранить в более старшем возрасте. Они оказывают отрицательное влияние на все последующее развитие. Например, в семье, в дошкольном учреждении не уделяют внимания играм ребенка со строительным материалом, с конструкторами. Из-за этого у него не развивается пространственное воображение, что может создать трудности при изучении геометрии, овладении черчением в школе.

Основная особенность умственного развития ребенка дошкольного возраста – преобладание образных форм познания: восприятия, образного мышления, воображения. Для их возникновения и формирования дошкольный возраст обладает особыми возможностями.

Для развития нравственного облика ребенка важны представления о моральных нормах, правилах поведения, о конкретных проявлениях нравственных качеств. Например, дети 3-4 лет говорят о любом ребенке, с которым играли, не ссорились: «Это мой друг». Кто такой друг? Что значит значить дружить? Представления о дружбе, друге, которые ребенок усваивает, направляют его поведение, наполняя его новым содержанием, служат для оценки поступков друга и самооценки.

С раннего возрастом ребенок приобретает знания об уходе за своим телом, которые становятся основой охраны здоровья, формирования культурно-гигиенических привычек, усвоения правильных движений.

Умственное воспитание, имея своей целью воздействие на ум ребенка, благотворно сказывается на становлении его нравственного облика, эстетическом развитии, приобретение привычки к здоровому образу жизни.

Задачи умственного воспитания

Основной функция умственного воспитания детей первых лет жизни – формирование познавательной деятельности, т.е. такой деятельности, в ходе которой ребенок учится познавать окружающий мир.

Познавательная деятельность осуществляется в формах восприятия и мышления. При помощи восприятия ребенок познает внешние свойства предметов в их совокупности. Благодаря мышлению ребенок постигает внутренние, скрытые свойства, между предметами и явлениями. Между восприятием и мышлением существует тесная связь. Восприятие формируется в первые месяцы жизни ребенка, а начало развития мышления относится к возрасту около 2 лет.

Для полноценного умственного развития ребенка первых лет жизни необходимо заботиться о развитии его восприятия и мышления. В связи с этим важнейшими задачами умственного воспитания детей дошкольного возраста являются:

— сенсорное воспитание

— развитие мыслительной деятельности

— становление речи

Сенсорное воспитание

Сенсорное воспитание – целенаправленные педагогические воздействия, обеспечивающие формирование чувственного познания и совершенствование ощущений и восприятия.

Для развития восприятия ребенок должен овладеть общественным сенсорным опытом, который включает в себя наиболее рациональные способы обследования предметов, сенсорные эталоны.

Сенсорные эталоны – это обобщенные сенсорные знания, сенсорный опыт, накопленный человечеством за всю историю своего развития.

--PAGE_BREAK--

В первые годы жизни у детей формируются предпосылки сенсорных эталонов. Со второй половины первого года до начала третьего года формируются так называемые сенсомоторные предэталоны. В дошкольном возрасте ребенок пользуется так называемыми предметными эталонами. Между тем исследования показали, что в старшем дошкольном возрасте дети могут соотносить качества предметов с освоенными общепринятыми эталонами: солнце как шар.

Содержание сенсорного воспитания включает широкий объем признаков и свойств предметов, которые ребенок должен постичь на протяжении дошкольного детства. В отечественной системе сенсорного воспитания традиционное содержание расширено и дополнено за счет включения ориентировки во времени, развития речевого и музыкального слуха. Ориентирование во времени предполагает, что ребенок усваивает представления о частях суток, днях недели, месяцах, годе, о текучести времени.

Речевой (фонематический) слух – это способность воспринимать звуки речи, дифференцировать и обобщать их в словах как смыслоразличительные единицы. Уровень развития фонематического слуха проявляется при обучении ребенка грамоте.

Музыкальный слух – это умение различать звуки по высоте, тембру, ритмическому рисунку, мелодии.

Методика сенсорного воспитания предусматривает обучение детей обследованию предметов, формирование представлений о сенсорных эталонах. Один и тот же предмет обследуется по-разному в зависимости от целей обследования и самих обследуемых качеств. Например, перед рисованием зайца дети обследуют игрушку. Внимание ребенка обращают на контур, основные части (голова, глаза, туловище, лапы, хвост, усы), их форму и цвет.

Для обогащение сенсорного опыта детей используют дидактические игры. Многие из них связаны с обследованием предмета, с различением признаков, требуют словесного обозначения этих предметов («Чем похожи и не похожи»).

Развитие мыслительной деятельности

Этот аспект умственного воспитания рассматривается как развитие у ребенка мыслительных операций, познавательных процессов и способностей. Мышление возникает на основе практической деятельности из чувственного познания, раздвигая горизонты последнего. На основе практических действий малыш учиться сопоставлять объекты, анализировать, сравнивать, группировать. Начинает функционировать первая группа мышления – наглядно-действенное.

Постепенно у ребенка развивается способность мыслить не только на основе непосредственного восприятия предметов, но и на основе образов. Формируется наглядно-образное мышление. Во второй половине дошкольного возраста начинает развиваться словесно-логическое мышление.

В дошкольном возрасте развиваются и такие важные познавательные процессы, как память и воображение. Благодаря памяти ребенок запоминает, сохраняет, воспроизводит то, что раньше воспринимал, делал, чувствовал. Мышление невозможно без накопления сведений, фактов.

Большое место среди познавательных процессов человека вообще, а ребенка дошкольного возраста в особенности занимает воображение. Воображение заключается в создании новых образов на основе тех, которые были восприняты ранее, а также вновь полеченных знаний. Воображение вплетается во все сложные мыслительные операции, является основой творческой деятельности ребенка. Первоначально у ребенка появляется воссоздающее воображение, на основе которого с накоплением жизненного опыта и развитием мышления формируется творческое воображение.

Становление речи

Мыслительная деятельность невозможна без речи. Овладевая речью, ребенок овладевает и знаниями о предметах, признаках, действиях и отношениях, запечатленными в соответствующих словах. При этом он не только приобретает знания, но и учиться мыслить. Слово – материальная оболочка мысли. Однако этот тезис справедлив в том случае, если за каждым словом у ребенка стоит образ предмета, который это слово обозначает. Если ребенок слышит в речи взрослых или сам использовать слова, за которыми не стоят образы, мыслительной деятельности не происходит. После того как ребенок овладевает речью, окружающий мир для него как бы удваивается. На этапах раннего и дошкольного возраста решаются важнейшие задачи речевого развития: обогащение словаря, воспитание звуковой культуры речи, формирование грамматического строя, развитие связной речи.

Слово удваивает мир и позволяет ребенку мысленно оперировать предметами даже в их отсутствии. Это расширяет границы его познавательной деятельности: он может пользоваться опосредованными средствами расширения своего кругозора.

Ребенок пользуется речью для того чтобы выразить свои мысли, чувства, воздействовать на окружающих людей это предъявляет требования к его выразительности, эмоциональности, связности.

На этапах раннего и дошкольного возраста решаются важнейшие задачи речевого развития: обогащение словаря, воспитание звуковой культуры речи, формирование грамматического строя, развитие связной речи. Следует также формировать культуру диалогической речи: умение говорить четко, выразительно, по существу, слушать собеседника, стараться его понять не перебивать; не перескакивать с предмета на предмет.

Воспитание любознательности познавательных интересов

Дети – пытливые исследователи окружающего мира. Эта особенность заложена в них от рождения. Любопытность и познавательные интересы представляют собой разные формы познавательного отношения к окружающему миру. Любознательность характеризуется как особая форма познавательной активности, недифференцированная направленность ребенка на познание окружающих предметов, явлений, на овладение деятельностью. Познавательный интерес проявляется в стремлении ребенка познавать новое, выяснить непонятное о качествах, свойствах предметов, явлений действительности, в желании вникнуть в их сущность, найти имеющиеся между ними связи и отношения. Таким образом, познавательный интерес отличается от любознательности широтой обхвата объектов, глубиной познания, избирательностью. Под влиянием познавательного оказывается способен к более длительной устойчивой сосредоточенности внимания проявляет самостоятельность в решении умственной или практической задачи. Познавательный интерес ребенка отражается в его играх, рисунках и других видах творческой деятельности.

Издавна вопросы ребенка считались основной формой проявления любознательности познавательных интересов. Вопросы делят на две группы: познавательные и коммуникативные. Коммуникативные вопросы ребенок задает, чтобы привлечь взрослых к своим переживаниям, установить с ним контакт. («Ты, когда был маленький, боялся ходить в темную комнату?») Такие вопросы возникают у детей в минуты тревоги, радости, страха.

В основе многих детских вопросов лежит познавательный мотив: дети задают их в силу своей любознательности, когда испытывают недостаток в знаниях, стремятся их пополнить, уточнить, приобрести новые. Пик вопросов проходится на возраст с 4,5- 5,5 лет.

Формирование системы знаний об окружающем мире

Знания сами по себе еще не обеспечивают полноты умственного развития, но без них последнее невозможно. Поэтому основу умственного воспитания дошкольников составляет ознакомление с окружающим, в процессе которого дети усваивают разнообразные знания.

Определение объема и содержания знаний, обеспечивающих полноценное развитие ребенка дошкольного возраста, — одна из традиционных проблем педагогики. В истории отечественного детского сада круг необходимых для развития ребенка знаний очерчивался программа воспитания. Условно эти знания делились на знания о природе, о предметном мире, о труде и профессиях, о явлениях общественной жизни (революции, вожди).

В последние годы разработано много новые программ, где определен круг знаний об окружающем мире. Общим для всех программ является попытка поставить в центр этих знаний человека (человек и природа, человек и его личность, человек и другие люди).

Любое предметное содержание знаний дошкольник может усвоить по-разному: в виде представлений, в виде понятий (обобщенные знания о целой группе предметов), в виде знаний-сведений, которые он получает от взрослых, в виде объяснения.

На протяжении дошкольных лет ребенок овладевает двумя категориями знаний. Первую категорию составляют те знания, которые он усваивает без специального обучения, в повседневной жизни, общаясь со взрослыми, сверстниками, в процессе игр, наблюдений. Они нередко хаотичны и порой искажено отражают действительность. Более сложные знания, относящиеся ко второй категории, могут быть усвоены только в процессе специального обучения на занятиях. На занятиях уточняются, систематизируются, обобщаются знания, которые дети приобретают самостоятельно.

Средства умственного воспитания

Условно средства умственного воспитания распределяют на две группы: деятельность детей и произведения духовной имматериальной культуры.

Значительное время, особенно у детей младшего дошкольного возраста, отводится на так называемую бытовую деятельность, связанную с выполнением режима. Содержание этой деятельности благоприятно для сенсорного развития. Умываясь, дети различают теплую и холодную воду, познают другие свойства воды. В процессе выполнения режимных процедур дети упражняются в пространственных ориентировках. Временная определенность режима детей помогает им усвоить первые представления о частях суток.

Дети узнают название посуды, знакомятся с материалом, из которых они приготовлены, с правилами пользования ими. У опытного педагога ознакомление детей с предметами быта, утвари служит развитию аналитико-синтетической деятельности.

Умственное воспитание дошкольников осуществляется в игровой деятельности. В специально созданных взрослыми играх заключены разнообразные знания, мыслительные операции, умственные действия, которые дети должны освоить. Творческие игры по своей природе отобразительные: в них дети отражают свои впечатления об окружающей жизни. В процессе игры эти знания поднимаются на новый уровень: переводятся в речевой план, следовательно, обобщаются, преобразуются, совершенствуются.

Продуктивные виды деятельности (трудовая, конструктивная, изобразительная) обладают своими специфическими возможностями для дальнейшего развития планирующей функции мышления. Ребенок должен предвидеть результат производимых им действий, определять этапы выполнения работы, способы ее организации.

Умственное воспитание в трудовой деятельности направлено на обогащение сенсорного опыта детей: ознакомление с материалами, их признаками, свойствами, с их изменениями под влиянием преобразующей деятельности. У детей формируется система знаний о материалах, о орудиях труда и инструментах, о способах выполнения трудовых операций.

Труд в природе имеет особую познавательную основу, т.к. знакомит ребенка с особенностями развития растительного и животного мира, что, в сою очередь, помогает установлении причинно-следственных связей, подводит к выводам, умозаключениям. Таким образом, труд в природе способствует становлению словесно-логического мышления.

В жизни ребенка рано входят как важнейшие средства умственного развития предметы материальной и духовной культуры: разнообразные игры и игрушки, пособие, книги, произведения живописи, архитектуры, скульптуры, предметы декоративно-прикладного искусства.

За рубежом, а в последние годы и в нашей стране как комплексное средство умственного воспитания детей используются музей. Многие музеи организуют на своей базе кружки для детей дошкольного и младшего дошкольного возраста, развертывают специальные экспозиции.

Список литературы

Артемова Л. В. Театрализованные игры дошкольника — М., 1991

Венгер Л. А., Венгер А.Л. Домашняя школа.- М., 1994

Воспитание и труд/Под ред. Р.С.Буре. – М., 1987

Аргайл М. Психология счастья: перевод с англ. – М 1991

Давидчук А.М. Развитие дошкольников конструктивного творчества. – М 1976


ronl.org

0 0 vote
Article Rating
Подписаться
Уведомление о
guest
0 Комментарий
Inline Feedbacks
View all comments