Эстетического воспитания: Что такое эстетическое воспитание и его роль в воспитании детей? – Формирование и развитие эстетического воспитания?

Эстетическое воспитание - это... Что такое Эстетическое воспитание?

   — процесс формирования и развития эстетического эмоционально-чувственного и ценностного сознания личности и соответствующей ему деятельности под влиянием искусства и многообразных эстетических объектов и явлений реальности. Один из универсальных аспектов культуры личности. Э.в. реализуется в системах образования различного уровня, приобретая полноценность лишь при самообразовании, саморазвитии личности. В более узком смысле Э.в. - в отличие от художественного воспитания - направление, содержание, формы воспитательной и методической работы, ориентированные на эстетические объекты реальности и их свойства, вызывающие эстетические эмоции и их оценки. Цели Э.в. и эстетического образования: развитие готовности личности к восприятию, освоению, оценке эстетических объектов в искусстве или действительности; совершенствование эстетического сознания; включение в гармоническое саморазвитие; формирование творческих способностей в области художественной, духовной, физической (телесной) культуры. Совокупность теоретических представлений об Э.в. образует особую область научного знания, отдельные положения которой имеют основания в философии, эстетике, педагогике, психологии, культурологии, искусствознании и литературоведении. Как синоним термина "Э.в." употреблялось понятие "художественное воспитание", которое, представляя собой часть Э.в., реализуется наиболее полно в профессиональном художественном образовании, при специализации в области искусства, в творческой и художественно-педагогической деятельности (см. Художественное воспитание). В России теория и практика Э.в. в своём развитии опираются на концепции Ф. Шиллера, П.Е. Георгиевского, А.Ф. Лосева, М.М. Бахтина, Д.С. Лихачёва, Ю.М. Лотмана, Л.С. Выготского, П.А. Флоренского и др., определяющие процесс Э.в. на основе принципа бинарности духовного и материального, прекрасного и выразительного в эмоционально-чувственном освоении, оценке личностью эстетических свойств реальности и искусства. В качестве основы Э.в. школьников выступают гл.о. гуманитарные предметы. Наряду с обязательными и специфически региональными занятиями и факультативными курсами реализуются авторские программы Э.в. Художественное образование в федеральном и региональном компонентах осуществляется на уроках изобразитель- ного искусства, музыки, литературы и языка. Э.в. школьника часто понимают как начальный этап, вариант художественного дополнительного образования детей. Однако Э.в. обладает высоким развивающим потенциалом не только в области гуманитарного, но и естественно-научного образования. Перспективны курсы с богатым культурологическим, эстетическим и художественным содержанием. Результаты Э.в., закрепляясь в личностных качествах, обогащают все формы познания, общения, практической, игровой деятельности каждого школьника. Эстетическая восприимчивость и отзывчивость углубляют развитие сенсорного восприятия, образного и логического мышления, творческих способностей человека, позитивно влияют на характер самооценки, рефлексии, ориентации на ценности культуры.

   (Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 327-328)

ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ это что такое ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ: определение — Педагогика.НЭС

Эстетическое воспитание

один из видов воспитания личности, цель которого - формирование эстетического вкуса и эстетического отношения к действительности не только личностей, но через них и коллективов. (1)

Оцените определение:

Источник: Словарь терминов по общей и социальной педагогике

ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ

целенаправленный процесс формирования творчески активной личности, способной воспринимать, чувствовать, оценивать прекрасное, трагическое, комическое, безобразное в жизни и искусстве, жить и творить «по законам красоты». Эстетическое воспитание включает в себя эстетическое развитие.

Оцените определение:

Источник: Профессиональное образование. Словарь. Ключевые понятия, термины, актуальная лексика

Воспитание эстетическое

целенаправленное взаимодействие воспитателей и воспитанников, способствующее выработке и совершенствованию в подрастающем человеке способности воспринимать, правильно понимать, ценить и создавать прекрасное в жизни и искусстве, активно участвовать в творчестве, созидании по законам красоты.

Оцените определение:

Источник: Педагогический словарь

Эстетическое воспитание

воздействие на военнослужащих в целях разностороннего развития эмоционально-чувственной сферы их духовного мира. Основные направления эстетического воспитания военнослужащих: - формирование эстетического отношения к военной службе, воинскому долгу, воинской среде, субъектам и объектам профессиональной деятельности; - привитие эстетического отношения к военной форме одежды; - повышение эстетического содержания воинских ритуалов; развитие героико-патриотической и военной тематики в современном искусстве; - знакомство с художественно-творческой жизнью Вооруженных Сил, творчеством военных художников, писателей, композиторов и поэтов; - приобщение к военной проблематике в театре, кино, литературе, живописи.

Оцените определение:

Источник: Военная педагогика

Эстетическое воспитание

одно из направлений содержания воспитания подрастающего поколения. Оно заключается в развитии у учащихся эстетического восприятия окружающего мира и способностей создавать прекрасное. Оно основывается на эмоциях, чувствах и природном, естественном стремлении человека к красоте. Эстетическая сторона предмета познания облегчает усвоение его учащимися. Основная цель эстетического воспитания заключается в формировании у детей эстетического отношения к своей жизнедеятельности, к объектам действительности, к труду. Содержание эстетического воспитания включает: развитие эстетических чувств и эмоций, совершенствование эстетического восприятия, развитие воображения учащихся; эстетическое просвещение учащихся; формирование механизмов эстетического самовоспитания и самообразования; индивидуальное эстетическое воспитание, направленное на развитие художественных задатков, способностей и склонностей учащихся. Содержание эстетического воспитания – это знания о признаках прекрасного, художественных жанрах и творениях; навыки и умения, например, по анализу эстетических объектов и творческие умения создавать эстетически ценные объекты. В ходе эстетического воспитания у учащихся формируются эстетические отношения, восприятие, чувство, вкусы, идеалы.

Оцените определение:

Эстетическое воспитание - это... Что такое Эстетическое воспитание?

(греч. aisthētēs — чувствующий, воспринимающий) — формирование и развитие у человека способности воспринимать произведения искусства и эстетические свойства явлений действительности, т. е. умения оценивать их как прекрасные или безобразные, возвышенные или низменные, трагические или комические.

Конкретное содержание целей, принципов и задач Э. в. людей в различные исторические эпохи было разным, но оно всегда выступало как культивирование способности относиться к действительности с позиций определенных эстетических, а в конечном счете и социальных идеалов.

В социалистическом обществе Э. в. — составная часть единого процесса коммунистического воспитания, целенаправленное воздействие на различные стороны духовной жизни людей, призванное формировать у них разносторонние эстетические вкусы, интересы, увлечения, потребности, творческое отношение к действительности, подлинно человеческое, гуманное отношение друг к другу. Важной сферой Э. в. является труд людей. Задача здесь состоит в том, чтобы развивать у каждого человека стремление к совершенствованию своей трудовой деятельности, способность понимать и чувствовать величие и красоту труда, его результатов. Э. в. в этой сфере не может быть отвлеченным, безотносительным к прогрессивному развитию общества и процессов труда. Отсюда важно воспитывать и эстетически отрицательное отношение к безобразному в труде, к тому, что мешает творческому развитию человека. Одна из сторон Э. в. — формирование эстетических взглядов, чувств, вкусов, связанных с отношением человека к другим людям, с оценками человеческой личности, ее образа жизни и поведения.

Эстетические чувства, вкусы, интересы, увлечения, потребности оказывают сильное воздействие на поведение людей, воплощаются в их делах, в творчестве по законам красоты, в стремлении к совершенству. Без деятельной, творческой, практически преобразующей стороны Э. в. было бы односторонним, абстрактным. Э. в. охватывает также отношение людей к природе. Одна из важных его задач — приобщить каждого к природе как к эстетической ценности, научить умению наслаждаться ею, бережливо относиться к ней, умножать ее красоту и величие.

Составной частью Э. в. является художественное воспитание. Это — развитие любви к искусству, умение постигать красоту художественных ценностей, формирование высоких художественных потребностей, интересов, приобщение к процессу творчества хотя бы в одном из видов искусства, воспитание художника в каждом человеке. Без Э. в. невозможно не только развитие таланта художника, но и усвоение богатого содержания искусства миллионными массами читателей, зрителей, слушателей. Художественное воспитание создает благоприятную духовную атмосферу для расцвета искусства, повышая культуру чувств, развивая творческие способности людей.

Э. в. не означает уравнения эстетических восприятий, чувств, потребностей и вкусов всех людей. В пределах истинного (неизвращенного) эстетического отношения к действительности и искусству неизбежно огромное разнообразие, обусловленное индивидуальными особенностями людей. Например, различными могут быть степень эстетического переживания, форма выражения его, предпочтительный интерес к объектам эстетического восприятия и переживания, к тем или иным видам, жанрам, стилевым особенностям в искусстве.

Э. в. способствует всестороннему развитию личности. Развитие эстетической культуры человека тесно связано с его духовным, моральным, физическим развитием, оно углубляет его взгляды, обогащает чувства, переживания, воздействует на все его поведение, на отношение к другим людям, оно играет положительную роль в развитии коммунистического отношения к труду, в совершенствовании культуры поведения, быта и т. д. По мере продвижения к коммунизму роль Э. в. возрастает, поскольку возрастает роль эстетических оценок, взглядов, чувств, вкусов как мотивов и регуляторов поведения, деятельности людей.

В качестве факторов Э. в. выступают социальные условия, общение с природой, все виды и формы деятельности, учебно-воспитательные и другие учреждения и т. п. Основу Э. в. составляет труд — не только потому, что в труде создаются все материальные и духовные блага общества, но а потому, что в процессе труда формируются эстетические способности, без которых невозможно развитие духовной эстетической культуры человека. Большую роль в эстетическом воспитании молодого поколения играет школа. Основным средством Э. в. является искусство. Именно оно помогает формировать разностороннее эстетическое отношение к различным сферам действительности, оценивать ее с позиций определенных идеалов. Оно совершенствует вкусы и взгляды людей, их эстетические переживания, потребности. Важное место в Э. в. занимает марксистско-ленинская эстетика — наука, изучающая всю область эстетических отношений к миру, помогающая тем самым сформулировать задачи, цели Э. в., наметить пути их осуществления.

Научный коммунизм: Словарь. — М.: Политиздат. Александров В. В., Амвросов А. А., Ануфриев Е. А. и др.; Под ред. А. М. Румянцева. 1983.

Эстетическое воспитание - это... Что такое Эстетическое воспитание?

        целенаправленный процесс формирования у человека эстетического отношения к действительности. Это отношение с возникновением человеческого общества развивалось вместе с ним, воплощаясь в сфере материальной и духовной деятельности людей. Оно связано с восприятием и пониманием ими прекрасного (См. Прекрасное) в действительности, наслаждением им, эстетическим творчеством человека. В социалистическом обществе Э. в. ведется в интересах всего народа, строится на единых научно-методологических основах. В капиталистических странах эстетические ценности в полной мере являются достоянием элиты. Эстетические потребности широких слоев народа удовлетворяются главным образом «массовой культурой» (См. Массовая культура)
,
направленной на подчинение сознания масс интересам буржуазии. Коммунистические и рабочие партии, демократические силы этих стран ведут активную борьбу с примитивизмом и антиэстетизмом в «массовой культуре».          В системе коммунистического воспитания, являясь ее составной частью, Э. в. подчинено всестороннему развитию личности. На основе марксистско-ленинской эстетики (См. Эстетика), учения об искусстве (См. Искусство) как форме проявления духовной культуры человечества Э. в. утверждает в народе эстетический идеал, понимание прекрасного, развивает эстетический вкус (см. Вкус эстетический), творческие способности вносить прекрасное в жизнь, строить ее, как отмечал К. Маркс, «... также и по законам красоты» (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 42, с. 94).

         Прекрасное в жизни — и средство и результат Э. в. Оно концентрируется в искусстве, художественной литературе, неразрывно связано с природой, общественной и трудовой деятельностью, бытом людей, их взаимоотношениями. Система Э. в. в целом использует все эстетические явления действительности. Особое значение при этом придается восприятию и пониманию прекрасного в трудовой деятельности, развитию у человека способности вносить красоту в процесс и результаты труда.

         Важнейшей частью Э. в. является художественное воспитание, использующее в качестве воспитательного воздействия средства искусства, формирующее специальные способности и развивающее дарования в определенных его видах — изобразительном, музыкальном, вокальном, хореографическом, театральном, декоративно-прикладном и др.

         В беседе с К. Цеткин об искусстве в социалистическом обществе В. И. Ленин подчеркивал, что «оно должно уходить своими глубочайшими корнями в самую толщу широких трудящихся масс. Оно должно быть понятно этим массам и любимо ими» («О воспитании и образовании», 1973, с. 624). С развитием общества по пути к коммунизму возрастает роль Э. в. в формировании духовной культуры человека. В новой, социалистической общественной среде, в которой человеческий труд освобожден от рабства и ликвидированы антагонистические противоречия, все более усиливается эстетическая сторона жизни. Художественно-творческое начало в социально однородной среде становится могучим фактором эстетического воздействия на человека. Нравственно-эстетическое глубоко проникает в труд, искусство, литературу, градостроительство и новый быт людей, в отношения их друг к другу. В этих условиях эстетического влияния среды и планомерно организуемого Э. в. действуют как единая система обогащения духовной культуры человека. В СССР, в условиях зрелого социалистического общества, трудящиеся не только получили широкий доступ к эстетическим ценностям, но и стали непосредственными их творцами. Э. в. ведется планомерно, связано с идейно-нравственным становлением личности, формированием ее активных жизненных позиций. КПСС направляет развитие всех видов художественного творчества на участие в общенародном деле строительства коммунизма.

         Подготовка человека к восприятию прекрасного в искусстве, литературе, в жизни, наслаждению им, правильная его оценка — одна из важнейших задач Э. в. В социалистическом обществе создаются необходимые условия для ее решения, т. к. здесь успешно идут процессы обогащения искусства знанием жизни и дальнейшего приобщения трудящихся к ценностям культуры.

         «Государство, — записано в ст. 27 Конституции СССР (1977), — заботится об охране, преумножении и широком использовании духовных ценностей для нравственного и эстетического воспитания советских людей, повышения их культурного уровня. В СССР всемерно поощряется развитие профессионального искусства и народного художественного творчества». Э. в. народа активно содействует деятельность союзов творческой интеллигенции — писателей, художников, композиторов, кинематографистов, а также домов работников искусств, литераторов, журналистов и других, оказывающих постоянную помощь в развитии народного творчества (См. Народное творчество), организации художественной самодеятельности (См. Художественная самодеятельность) трудящихся, студентов и учащихся. Этому же содействуют театральные общества (См. Театральные общества СССР), хоровые общества, общества охраны памятников истории и культуры (См. Всероссийское общество охраны памятников истории и культуры), Охраны природы общества, различные творческие клубы. Организационно-методическими и творческими центрами художественной самодеятельности являются дома народного творчества (см. Дом народного творчества), дома художественной самодеятельности.

         Э. в. народа осуществляют театры, концертные объединения, музеи, картинные галереи, выставки, кино. Массовыми средствами Э. в. стали телевидение, радио, печать, знакомящие с высокохудожественными произведениями литературы и искусства, а также с литературоведением и искусствознанием. Литературная и искусствоведческая критика содействует углублению эстетических понятий и восприятия прекрасного.

         Задачам Э. в. служат также Физическая культура и спорт, направленные на формирование эстетики движений, красоты тела, готовности к труду и обороне. Туризм предоставляет широкие возможности ознакомления с шедеврами искусства, памятниками истории и культуры, расширяет эстетическое восприятие природы, героики труда и боевой славы народа.          Профессиональная подготовка творческих кадров для различных областей искусства ведется в специальных учебных заведениях (см. Архитектурное образование, Музыкальное образование, Театральное образование, Художественное образование, Искусств институты, Консерватория, Кинематографии институт, Ленинградское хореографическое училище академическое им. А. Я. Вагановой, Московское академическое хореографическое училище). Клубные работники, библиотекари, руководители художественной самодеятельности готовятся институтами культуры (см. Культуры институты, Культурно-просветительное образование).          Эстетическое и художественное воспитание в дошкольных учреждениях осуществляется по единой программе. В общеобразовательных школах, профессионально-технических училищах и средних специальных учебных заведениях Э. в. является частью учебно-воспитательного процесса, ведется в связи с изучением всех учебных предметов, особенно литературы, в общеобразовательных школах также на уроках изобразительного искусства (1-й — 6-й классы), пения и музыки (1-й — 7-й классы), во внеучебное время, входит в деятельность пионерской и комсомольской организаций. Углубленному изучению художественной литературы и искусства содействуют факультативные курсы. Большую работу по развитию творческих способностей и дарований в области литературы, музыки, пения, хореографии, театра, изобразительного, декоративно-прикладного искусства и другие ведут детские Внешкольные учреждения. Проблемы Э. в. детей разрабатываются научно-исследовательскими педагогическими институтами АПН СССР и министерств просвещения (народного образования) союзных республик (см. Педагогические институты научно-исследовательские). В составе АПН СССР имеется специальный Научно-исследовательский институт художественного воспитания.

         Лит.: Маркс К. и Энгельс Ф., Об искусстве. (Сборник, 3 изд.), т. 1—2, М., 1976; Ленин В. И., О литературе и искусстве. [Сборник], 5 изд., М., 1976; КПСС о формировании нового человека. Сб. документов и материалов (1965—1976), М., 1976; Брежнев Л. И., Ленинским курсом. Речи и статьи, т. 4, М., 1974, с. 287—97, т. 5, М., 1976, с. 519—48; Крупская Н. К., Педагогические соч., т. 3, 5, 8, М., 1959—60; ее же. Об искусстве и литературе. Статьи, письма, высказывания, Л.—М., 1963; Луначарский А. В., Собр. соч. Литературоведение. Критика. Эстетика, т. 1—8, М., 1963—67; его же, О воспитании и образовании. (Избр. соч.), М., 1976; Макаренко А. С., Соч., (2 изд.), т. 4—5, М., 1957—58; Программа воспитания в детском саду, 8 изд., М., 1978; Лихачев Б. Т., Эстетика воспитания, М., 1972; Эстетическое воспитание школьников, под ред. А. И. Бурова и Б. Т. Лихачева, М., 1974; Основы эстетического воспитания, (под ред. Г. Л. Абрамовича и др.), М., 1975.

         Б. Т. Лихачев.

Эстетическое воспитание в педагогической деятельности

Говоря о процессе эстетического воспитания, можно условно разбить его на две составляющие: школьное воспитание на уроках и во внеурочной деятельности.

Эстетическое воспитание в урочной деятельности

То эстетическое воспитание, которое дети получают в школе, в конечном счете, имеет тесную связь с мировоззрением будущего общества. Наличие несформированных эстетических взглядов свидетельствует о незаконченности формирования мировоззрения в целом.

В современном обществе исследования в сфере культуры представляют огромный интерес. Общественное сознание претерпевает значимые изменения: обострение социальных, национальных противоречий создает потребность акцентировать внимание на вопросах формирования духовной культуры, воспитания молодежи и формирования у нее нравственных и эстетических ценностей, изучения истории.

Определение 1

Эстетическое воспитание – это целенаправленный, сознательный и систематический процесс влияния на личность для развития у нее умения воспринимать красоту окружающего мира, искусства и навыка создавать ее (рисунок 1).

Эстетическое воспитание в урочной деятельности

Рисунок 1

Приобщая учащегося к наследию и опыту человечества, выраженному в искусстве, мы имеем возможность взрастить зрелого осознанного члена общества с высокими нравственными устоями, качественным образованием и разносторонними проявлениями. Эстетическое воспитание также имеет социальную окраску: именно посредством искусства осуществляется передача духовного опыта, опыта эмоционально-ценностных отношений к людям и жизни; укрепляются связи между поколениями.

Определение 2

Эстетическое воспитание – фактор развития личности и развития всех прочих элементов воспитательного процесса.

Эстетическое воспитание в школе начинается с первых классов в процессе изучения родной речи, литературных произведений, соответствующих возрасту, и таких предметов как музыка, рисование, природоведение. Учебная программа предполагает знакомство с различными видами искусства, приобретение навыка эстетического восприятия и эстетического суждения. Безусловно, художественная подготовка педагога здесь крайне важна: его красивый аккуратный почерк, умение выразительно читать литературные произведения, грамотно выражать мысли и чувства, владение навыками изобразительного и музыкального искусства. Такой ежедневный пример создает у учащихся естественное конструктивное противоречие между имеющимся у них уровнем эстетического развития и необходимым, что создает потребность приобщиться к прекрасному. При этом необходимо учитывать, что существуют возрастные особенности.

Для наработки навыка художественного восприятия эффективен прием сравнения в изучении литературных или музыкальных произведений, произведений изобразительного искусства. Необходимо «по

Средства и цели эстетического воспитания

Эстетическое воспитание имеет своей целью развить в личности творческое мышление, способность к эмоциональному отклику на искусство, понимание его и в целом создать условия для формирования духовных ценностей.

Для реализации организованной деятельности в целях эстетического воспитания используют различные художественно-эстетические средства. По Лихачеву это могут быть:

  • природа;
  • труд;
  • общение;
  • искусство;
  • игра и т.д.

Указанные средства являются элементами структуры эстетического воспитания (рисунок 1).

Средства и цели эстетического воспитания

Рисунок 1

Рассмотрим подробнее особенности и значение художественно-эстетических средств.

Природа

Определение 1

Природа – значимое средство эстетического воспитания. Природное богатство и разнообразие неповторимо и показывает нам многогранность внешнего мира.

К.Д. Ушинский высказывался так: «Я вынес из впечатлений моей жизни глубокое убеждение, что прекрасный ландшафт имеет такое огромное воспитательное влияние на развитие молодой души, с которым трудно соперничать влиянию педагога». Природа как инструмент эстетического воспитания занимает одно из первых мест, но она становится эффективным средством прививания ребенку добрых чувств и творческого мышления только тогда, когда взрослый осознанно и целенаправленно задействует воспитательный потенциал природы.

Замечание 1

Особенностью природы служит способность человека воспринимать ее с первых месяцев жизни: красота естественных условий внешнего мира интуитивно понятна и доступна ребенку. По этой причине важно включать в образовательный процесс дошкольного и школьного начального обучения мероприятия, в рамках которых дети будут общаться с природой.

Насыщенность и многообразие красок природы, гармоничные звуки способны завладеть эмоциями ребенка, вызвать положительно-окрашенные переживания, развить восприятие, воображение и стать стимулом для творческой деятельности.

Навык эстетического восприятия природы развивает наблюдательность и фантазию, умение осознавать, называть и выражать возникающие чувства и эмоции. Для полноты картины необходимо также использовать литературные произведения о природе и произведения живописи.

Трудовая деятельность

Деятельность умственного и физического рода оказывает активное влияние на эстетическое развитие. Здесь играют роль все составляющие: сам процесс труда, его содержание и результат, отношения, возникающие в ходе совместной трудовой деятельности. Труд призван привить воспитанникам восприятие таких его эстетических элементов, как ритм, темп, пропорция, навык получать радость от деятельности, создавать комфортную эстетическую обстановку. Последнее связано с грамотной организацией труда: именно она дает возмо

Эстетическое воспитание. Актуальная вечная проблема

“Чтобы воспитать человека думающим и чувствующим,
его следует, прежде всего, воспитать эстетически”

Фридрих Шиллер

Идеи эстетического воспитания зародились в глубокой древности. Представления о сущности эстетического воспитания, его задачах, целях изменялись, начиная со времен Платона и Аристотеля вплоть до наших дней. Эти изменения во взглядах были обусловлены развитием эстетики как науки и пониманием сущности ее предмета. Термин "эстетика" происходит от греческого "aisteticos" (воспринимаемый чувством). Философы-материалисты (Д.Дидро и Н.Г.Чернышевский) считали, что объектом эстетики как науки является прекрасное. Эта категория и легла в основу системы эстетического воспитания.

Д.С. Лихачев в своей книге "Теория эстетического воспитания школьников" опирается на определение, данное К. Марксом: "Эстетическое воспитание – целенаправленный процесс формирования творчески активной личности ребенка, способного воспринимать и оценивать прекрасное, трагическое, комическое, безобразное в жизни и искусстве, жить и творить "по законам красоты". Автор подчеркивает ведущую роль целенаправленного педагогического воздействия в эстетическом становлении ребенка. Например, развитие у ребенка эстетического отношения к действительности и искусству, как и развитие его интеллекта, возможно как неуправляемый, спонтанный процесс. Общаясь с эстетическими явлениями жизни и искусства, ребенок, так или иначе, эстетически развивается. Но при этом ребенком не осознается эстетическая сущность предметов, а развитие часто обусловлено стремлением к развлечению, к тому же без вмешательства извне у ребенка могут сложиться искаженные представления о жизни, ценностях, идеалах. Д.С. Лихачев, также как и многие другие педагоги, и психологи, считает, что только целенаправленное педагогическое эстетико-воспитательное воздействие, вовлечение детей в разнообразную художественную творческую деятельность способны развить их сенсорную сферу, обеспечить глубокое постижение эстетических явлений, поднять до понимания подлинного искусства, красоты действительности и прекрасного в человеческой личности.

Эстетическое воспитание личности происходит с первых шагов маленького человека, с первых его слов, поступков. Ни что иное, как окружающая среда не откладывает в душе его отпечаток на всю последующую жизнь. Общение с родителями, родственниками, сверстниками и взрослыми, поведение окружающих, их настроение, слова, взгляды, жесты, мимика – всё это впитывается, откладывается, фиксируется в сознании.

В широком смысле под эстетическим воспитанием понимают целенаправленное формирование в человеке его эстетического отношения к действительности. Это специфический вид общественно значимой деятельности, осуществляемой субъектом (общество и его специализированные институты) по отношению к объекту (индивид, личность, группа, коллектив, общность) с целью выработки у последнего системы ориентации в мире эстетических и художественных ценностей в соответствии со сложившимися в данном конкретном обществе представлениями об их характере и назначении. В процессе воспитания происходит приобщение индивидов к ценностям, перевод их во внутреннее духовное содержание. На этой основе формируется и развивается способность человека к эстетическому восприятию и переживанию, его эстетический вкус и представление об идеале. Воспитание красотой и через красоту формирует эстетико-ценностную ориентацию личности, развивает способность к творчеству, к созданию эстетических ценностей в сфере трудовой деятельности, в быту, в поступках и поведении и, конечно, в искусстве.

Эстетическое воспитание гармонизирует и развивает все духовные способности человека, необходимые в различных областях творчества. Оно тесно связано с нравственным воспитанием, так как красота выступает своеобразным регулятором человеческих взаимоотношений. Благодаря красоте человек часто интуитивно тянется и к добру.

Эстетическое образование, приобщение людей к сокровищнице мировой культуры и искусства – все это лишь необходимое условие для достижения главной цели эстетического воспитания – формирования целостной личности, творчески развитой индивидуальности, действующей по законам красоты.

Полагаясь на сложившуюся практику воспитательной работы, обычно выделяют следующие структурные компоненты эстетического воспитания:

  • эстетическое образование, закладывающее теоретические и ценностные основы эстетической культуры личности;
  • художественное воспитание в его образовательно-теоретическом и художественно-практическом выражении, формирующее художественную культуру личности в единстве навыков, знаний, ценностных ориентации, вкусов;
  • эстетическое самообразование и самовоспитание, ориентированные на самосовершенствование личности;
  • воспитание творческих потребностей и способностей.

Среди последних особую значимость имеют так называемые конструктивные способности: индивидуальная экспрессия, интуитивное мышление, творческое воображение, видение проблем, преодоление стереотипов и др.

Эстетическое воспитание осуществляется на всех этапах возрастного развития личности. Чем раньше человек попадает в сферу целенаправленного эстетического воздействия, тем больше оснований надеяться на его результативность. С самого раннего возраста через игровую деятельность ребенок приобщается к познанию окружающего мира, через подражание овладевает элементами культуры действий и общения с людьми. Игра – первичный и весьма продуктивный способ пробуждения творческих потенций, развития у ребенка воображения и накопления первых эстетических впечатлений. Получаемый через общение и деятельность опыт формирует у детей дошкольного возраста элементарное эстетическое отношение к действительности и к искусству.

Научить видеть прекрасное вокруг себя, в окружающей действительности призвана система эстетического воспитания. Для того чтобы эта система воздействовала на ребенка наиболее эффективно и достигала поставленной цели, Б.М.Неменский выделил следующую ее особенность: "Система эстетического воспитания должна быть, прежде всего, единой, объединяющей все предметы, все внеклассные занятия, всю общественную жизнь школьника, где каждый предмет, каждый вид занятия имеет свою четкую задачу в деле формирования эстетической культуры и личности школьника". Но у всякой системы есть стержень, основа, на которую она опирается. Такой основой в системе эстетического воспитания мы можем считать искусство: музыку, архитектуру, скульптуру, живопись, танец, кино, театр и другие виды художественного творчества. Повод для этого нам дали еще Платон и Гегель. На основании их взглядов стало аксиомой, что искусство является главным содержанием эстетики как науки, и что красота есть основное эстетическое явление. Искусство заключает в себе большой потенциал для развития личности.

Взрослые и дети постоянно сталкиваются с эстетическими явлениями. В сфере духовной жизни, повседневного труда, общения с искусством и природой, в быту, в межличностном общении – везде прекрасное и безобразное, трагическое и комическое играют существенную роль. Красота доставляет наслаждение и удовольствие, стимулирует трудовую активность, делает приятными встречи с людьми. Безобразное отталкивает. Трагическое учит сочувствию. Комическое помогает бороться с недостатками.

Эстетическое воспитание и образование не только открывают душу человека навстречу звукам, краскам, формам мира, но и в целом способствуют более полному, более связному и глубокому пониманию мира и более гармоничному, всестороннему раскрытию себя. Это способствует и развитию творческого мышления, расширяет возможности в поиске и нахождении новых путей, новых решений, в том числе в сфере науки, производства, экономики.

Задачи развития общества выдвигают новые, возросшие требования к человеку как главному элементу производительных сил общества, означая необходимость всестороннего развития самого человека, качественного содержания и количественной отдачи его сил и возможностей. Общество все больше начинает осознавать, что главное его богатство – человек, а еще точнее – творческая личность. Воспитать творческую личность, т.е. сформировать контекст, условия и установку на творчество, с одной стороны, и потребность и побуждение к творчеству, с другой, нельзя без специальных усилий общества, без соответствующей политики, направленной на эту культурную цель. Чрезвычайно важная роль здесь принадлежит программе эстетического воспитания и развития, которые являются одним из важнейших средств качественного совершенствования человеческой природы.

Эстетическое воспитание как бы пересоздает личность, по-новому структурируя душу и эстетизируя мировоззрение, в то же время становясь заключающим звеном формирования личности, ”суммирующим” ее, объединяющим в единую целостность. Становясь сам субъектом культуры, человек проявляется при этом во всей полноте, многогранности, неповторимости своей личности. Именно в многообразии личностей и богатстве их творческих позиций – залог развития общества, залог здоровья человечества как биологического вида.

Центральным звеном эстетического сознания является эстетический идеал. "Эстетический идеал – представление человека о совершенной красоте явлений материального, духовно-интеллектуального, нравственного и художественного мира". То есть, это представление о совершенной красоте в природе, обществе, человеке, труде и искусстве. Для школьного возраста характерна неустойчивость представлений об эстетическом идеале. Школьник способен ответить на вопрос, какое произведение того или иного искусства больше всего нравится ему. Он называет книги, картины, музыкальные произведения. Эти произведения являются показателем его художественного или эстетического вкуса, даже дают ключ к пониманию его идеалов, но не являются конкретными примерами, характеризующими идеал. Возможно, причина этого в недостатке жизненного опыта ребенка, недостаточными знаниями в области литературы и искусства, что ограничивает возможности формирования идеала.

Еще одна категория эстетического воспитания – сложное социально-психологическое образование – эстетический вкус. А.К. Дремов дает следующее определение: "Эстетический вкус – это способность непосредственно, по впечатлению, без особого анализа чувствовать, отличать подлинно прекрасное, подлинные эстетические достоинства явлений природы, общественной жизни и искусства". Эстетический вкус формируется у человека в течение многих лет, в период становления личности. В младшем же школьном возрасте о нем говорить не приходится. Однако это ни в коей мере не означает, что эстетические вкусы не следует воспитывать в младшем школьном возрасте. Напротив, эстетическая информация в детском возрасте служит основой будущего вкуса человека. В школе ребенок имеет возможность систематически знакомиться с явлениями искусства. Учителю не доставляет трудности акцентировать внимание учащегося на эстетических качествах явлений жизни и искусства. Таким образом, постепенно у учащегося развивается комплекс представлений, характеризующих его личные предпочтения, симпатии.

Вся система эстетического воспитания нацелена на общее развитие ребенка, как в эстетическом плане, так и в духовном, нравственном и интеллектуальном. Это достигается путем решения следующих задач: овладения ребенком знаниями художественно-эстетической культуры, развития способности к художественно-эстетическому творчеству и развития эстетических психологических качеств человека, которые выражены эстетическим восприятием, чувством, оценкой, вкусом и другими психическими категориями эстетического воспитания.

Наше динамичное, переходно-кризисное время характеризуется необходимостью переосмысления многих, казавшихся прежде незыблемыми представлений. Все эти представления, так или иначе касаются характера отношений человека с миром. Сохранение прежней стратегии в этих отношениях становится всё более невозможным. Так, невозможно продолжение прежней политики всестороннего истощающего потребления ввиду невосстановимости ресурсов планеты, невозможно прежнее понимание развития и прогресса, связанное, прежде всего с расширением экспансии человека в природу. Наконец, исчерпало себя старое представление о развитии человека как о процессе возрастания его потребностей, требующих все более расширенного их удовлетворения за счёт эксплуатации внешнего мира, покорения природы и т.п. Человек вплотную оказался перед необходимостью смены приоритетов, переоценки ценностей, выработки новой парадигмы своего поведения в мире.

Суть формируемого нового подхода в том, что в понимании развития и прогресса внимание, смысловые акценты и направления деятельности должны быть перенесены с развития внешнего (т.е. направленного на внешний мир и подразумевающего его подчинение и потребление) на развитие внутреннее, т.е. развитие самого человека, совершенствование его природы, использование его собственных резервов и возможностей.

Цивилизация потребления, как форма развития с преобладанием количественных, а не качественных параметров оценок, развила и оформила множество искусственных, мнимых, фиктивных потребностей, следование которым способно превратить не только большие города, но всю планету в большую свалку отходов потребления.

Что касается истинных человеческих потребностей, то, в самых общих словах, это, прежде всего такие естественные потребности, как жизнь, безопасность, пища, общение, любовь, познание, творчество и т.п. Именно эти потребности по мере развития общества приобретают все более человеческие, т.е. облагороженные культурой формы своего выражения и всё более одухотворенные способы их удовлетворения. И оказывается, что человеку нужно не совсем то и совсем не столько, сколько его сегодня уговаривают и заставляю

0 0 vote
Article Rating
Подписаться
Уведомление о
guest
0 Комментарий
Inline Feedbacks
View all comments