Периодизация развития – 14. Периодизация развития личности

Содержание

14. Периодизация развития личности

 

Периодизация психического развития –
это выделение в онтогенезе качественно
своеобразных ступеней психического
развития.

Индивидуальное развитие человека, его
онтогенез происходят одновременно в
трех системах отсчета, осями которых
являются социальное, биологическое и
психологическое время жизни личности.
В связи с этим любые попытки построения
периодизации развития личности
сталкиваются с серьезными трудностями,
т.к. вне системы отсчета о временных
единицах возраста говорить не имеет
смысла, а общие закономерности развития
человека, интегрирующие представление
о социальном, психологическом и
биологическом возрасте, до сих пор не
описаны.

Между тем в психологии проблема критериев
периодизации развития человека
поднималась неоднократно, причем
различные социальные, биологические и
психологические критерии периодизации,
с помощью которых человеческая жизнь
разбивалась на хронологические отрезки
(периоды), нередко смешивались между
собой: периодизация развития индивида
принималась за периодизацию развития
личности; например, критерии полового
созревания принимались за тот «аршин»,
которым отсчитывались сроки взросления
и старения человека.

Чаще всего оценка развития личности
проводилась по ее календарному или
паспортному возрасту, измеряемому
временем, прошедшим с момента рождения
человека.

 

I.«Четыре времени года» (Пифагор):

1.        Весна – период
становления – до 20

2.       лето – молодость
– 20-40

3.       осень – расцвет
сил – 40-60

4.       зима – старость
и угасание -60-80

Сегодня эта периодизация звучит чисто
метафорически, но и она не является
чисто календарной периодизацией, а 
представляет собой смешение календарного,
биологического, социального и
психологического возраста. При ее
рассмотрении выступают 2 момента:

1) объективно календарный и биологический
возраст зависит от социально-исторического
образа жизни
!

2) биологический возраст, его длительность
не возрастали неуклонно от первобытного
строя до нашего времени, он варьируется
в зависимости от взлетов и падений
различных цивилизаций.

При попытках построения возрастной
периодизации нередко критерии
календарного, или биологического,
созревания индивида брались в качестве
тех показателей, посредством которых
жизненный путь личности разбивался на
несколько этапов.

 

II. П.П. Блонский:
критерий периодизации – появление
и смены молочных зубов:

1.        беззубное
детство

2.       детство молочных
зубов

3.       детство постоянных
зубов

 

III. Периодизация А.
Гезелла
: у него доминирует физическая
хронология, расставление любых
закономерностей развития личности на
физической и биологической временной
оси. Он взял за основу периодизации
«ритм и темп внутреннего развития
организма». Пример. характе-ки юношеского
воз-та:

–          10 лет –
«золотой возраст», ребёнок доверчив,
ровен в общении, мало заботится о
внешности, легко воспринимает жизнь.

–          11 лет –
активное созревание втор. половых
признаков, негативизм, бунт против
родителей.

–          12 лет –
негативизм и конфликты ослабевают,
ребенок пытается уйти от семьи, появляется
его автономия.

–          13 лет –
возникает чувство юмора, появляется
интерес к противоположному полу.

Таким образом, в основе класси-ии, хоть
автор и пытается приурочить этапы
развития психики ребенка к биологическим
критериям, реально лежит календарный
возраст.

 

IV. Парадигма
биогенетических периодизаций развития
личности ребёнка
. (С. Холл)

В основе развития человека- принцип
рекапитуляции ( ребенок в своем
развитии проходит все

стадии, кот. были в социогенезе) Стадии
детства:

–          животная
фаза (младенчество)

–          эпоха
охоты и рыболовства (детство)

–          конец
дикости и начало цивилизации (8-12 лет)

–          период
«бури и натиска» (от 12-13 до 22-25 лет –
юность)

Холл поставил важный вопрос о
взаимопереходах в развитии человечества
между филогенезом, социогенезом, 
онтогенезом ( весь цикл индивидуального 
развития  человека – от оплодотворения
до смерти)

В возрастной психологии до появления
онтопсихологии как особого направления,
как правило под онтогенезом понималось
лишь развитие ребенка до поры его
взросления. Вопросы практики (готов ли
ребенок к школе, оценка работоспособности,
вопрос социальной адаптации при переходе
не пенсию) побудили психологов обратиться
к изучению сензитивных и критических
периодов.

 

V. Петровский А.В.,
рассматривая фазы жизненного пути
человека, понимал детство как адаптацию,
отрочество как индивидуализацию и
юность как интеграцию, отмечая, что
вторая фаза вызывается противоречием
между достигнутым результатом адаптации
и потребностью в максимальной реализации
своих индивидуальных способностей
(“потребностью персонализации”),
а третья фаза – противоречием между
данной потребностью личности и стремлением
группы принять только часть ее
индивидуальных особенностей.

 

См. также вопрос 15 (З. Фрейд и Э. Эриксон),
16 (Эльконин)

 

Сензитивные  и критические периоды
индивидуального развития человека.

Сензитивные периоды– периоды
повышенной восприимчивости, отзывчивости,
чувствительности в данном возрасте к
опреде-го рода воздействиям.( обучению,
игре)

Критические периоды– «узловые
точки» онтогенеза индивида в возрастном
интервале кот.повышается чувствительность
индивида к неадекватным раздражителям(
3,7,12 лет)

Гетерохронностьразвития человека
– неравномерность старения отдел.
систем.

При характеристике биологического
возраста отмечается, что одинаковые 
по календарному возрасту люди могут
существенно различаться по выраженности
признаков старения и созревания.

Периодизацию биологического возраста,
возрастную периодизацию в онтопсихологии,
нельзя смешивать с периодизацией
развития личности в социальных группах,
а также с периодизацией жизненного пути
развития личности

15.
Этапы  психосексуального  развития
ребенка в  психоанализе  Зигмунда
 Фрейда. 

Развитие взглядов 3. Фрейда на
периодизацию развития Э. Эриксоном.

  Зигмунд Фрейд

 

 В качестве критерия для выделения
фаз развития ребенка берется перемещение
либидозной энергии в организме
человека.

Либидо во фрейдизме
теоретическое понятие, призванное
объяснить динамику психической жизни
на основе аналогии с энергией, как она
трактуется в физике. Первоначально
З. Фрейд
понимал под
либидо
только энергию сексуального
влечения,
имеющего прежде всего бессознательную
форму. Затем оно было распространено
и на другие формы
поведения,
связанные с отношениями к родителям,
детям, к самому себе. В силу того, что
либидо может иметь не только
энергетический потенциал, но и
определенную направленность, было
сформулировано положение, что в
индивидуальном развитии возможно
перенаправление либидозной энергии
в новое русло. Так была сформулирована
идея о
вытеснении
и замещении сексуальной фиксированности
либидо путем
регрессии
или
сублимации.
В окончательном варианте фрейдовского
психоанализа под либидо понималась
энергетическая основа двух основных
влечений человека — к удовольствию
и жизни (Эрос), с одной стороны, и к
разрушению и смерти (Танатос), с другой.

Теория психосексуального развития
Фрейда подчеркивает то обстоятельство,
что определенные виды раннего опыта,
полученного в течение сенситивных
периодов, оказывают продолжительное
воздействие на человека, что основные
особенности личности закладываются
в первые 5-7 лет жизни ребенка, поэтому
Фрейд выделяет фазы психосексуального
развития именно ребенка.

I. Оральная фаза
развития. Основной источник удовольствия
для младенца на этой фазе – его рот
(сосание, кусание и т.д.) (от 0 до 1.5 лет).

II. Анальная фаза
развития – ребенок начинает
контролировать свои побуждения (акты
дефекации) в соответствии с требованиями
культуры. Через контроль этого процесса
у ребенка впервые появляется
самоконтроль, саморегуляция (от 1 до
3 лет).

III. Фаллическая фаза
развития ребенка. Главная психологическая
задача этого возраста – это адекватная
половая идентификация. Ребенок начинает
сознавать генитальные различия и
удовольствие, вызываемое стимуляцией
генитальной зоны, как в случае
мастурбации Мальчик в этом возрасте
должен преодолеть свое бессознательное
влечение к матери («Эдипов комплекс»),
а девочка к отцу («комплекс Электры»)
(от 3 до 5 лет).

IV. Латентная фаза
(4-7). Эта фаза продолжается вплоть до
начала полового созревания. Она
характеризуется снижением сексуальных
реакций. Фрейд считал, что на той фазе
сексуальность дремлет, уступая время
формированию сознательного «Я» и
предметных интересов ребенка.

V. Генитальная (7-12)
фаза, во время этой фазы либидо начинает
искать себе удовлетворение адекватным
способом. Это период полового созревания.
Характеризуется усилением инстинктивных
сексуальных влечений, ослаблением
родительских привязанностей и
возникновением конфликтов с подростками.

 

Фрейд полагал, что если человек
проходит первые три стадии без
психической травмы, то скорее всего
он будет психологически здоровой
личностью. Однако, если во время
прохождения этих стадий какие-то из
базисных потребностей фрустрируются,
развитие личности будет задержано
или, говоря иначе, произойдет фиксация
и личность будет искажаться на всех
последующих стадиях развития.

 

 

Эрик Эриксон

 

Подобно Пиаже и Фрейду, неофрейдист
Эрик Эриксон верил в истинность
стадиального подхода к развитию.
Однако он не разделял психосексуальных
концепций Фрейда, считая их слишком
узкими, и утверждал, что личность не
полностью определяется событиями
раннего детства, а продолжает развиваться
на протяжении всей жизни. Эриксон
разработал свою, состоящую из восьми
стадий, периодизацию психосоциального
развития, в к-рой приходящиеся на
раннее детство стадии практически
полностью идентичны стадиям Фрейда.

Центральным для созданной Эриксоном
теории развития личности является
положение о том, что человек в течение
жизни проходит через несколько
универсальных для всего человечества
стадий. Процесс развертывания этих
стадий регулируется в соответствии
с эпигенетическим принципом созревания.
Под этим Эриксон понимает следующее:

Личность развивается ступенчато,
переход от одной ступени к другой
предрешен готовностью личности
двигаться в направлении дальнейшего
роста, расширения осознаваемого
социального кругозора и радиуса
социального взаимодействия.

Общество устроено так, что развитие
социальных возможностей человека
принимается одобрительно, общество
пытается способствовать сохранению
этой тенденции, а так же поддерживать
как надлежащий темп, так и правильную
последовательность развития.

В книге “Детство и общество”
(1963г.) Эриксон разделил жизнь человека
на восемь отдельных стадий психосоциального
развития. Он считает, что эти стадии
являются результатом развертывающегося
генетического “плана личности”:

 

I. Младенчество (рождение
до 1.5 лет)  – кризис доверия и недоверия.
С 6 до 18 месяцев ребенок привязывается
к наиболее значимым людям.

II. Ранняя молодость
(с 18 до 36 месяцев) – чувство стыда.
Главная задача этого этапа – получить
навыки самостоятельности и самоконтроля.

III.  Игровая стадия
ребенок руководствуется своим видением,
что хорошо, а что плохо.

IV. Школьный этап (с 6
до 11 лет). Появляется понятие системы,
развиваются способности дедукции.
Происходит борьба между трудолюбием
и чувством неполноценности.

V. Подростковый период
(с 11 до 18) – развивается стереотипное
поведение.

VI. Ранняя взрослость
(с 18 до среднего возраста): дихотомия
интимность или самоизоляция.

VII. Средняя взрослость
(с 40-45 до 60): производительность или
застой.

VIII. Поздняя взрослость
(старше 60): целостность или отчаяние.

 

Развитие личности по Эриксону – это
борьба крайностей. Освоение жизненного
опыта происходит через телесное
познание. Эриксон указывает при этом
на культурные различия в способах
разрешения проблем, присущих каждой
стадии. Он считает, что в каждой культуре
существует “решающая координация”
между развитием индивидуума и его
социальным окружением. Речь идет о
координации, называемой им “зубчатым
колесом жизненных циклов” — законе
согласованного развития, согласно
которому развивающейся личности
общество оказывает поддержку именно
тогда, когда она особенно остро в этом
нуждается. Таким образом, с точки
зрения Эриксона, потребности и
возможности поколений переплетаются.

Движущими силами развития психики
человека являются внутренние
противоречия, конфликты. Каждый
психосоциальный кризис содержит и
позитивный и негативный компоненты.
Если конфликт разрешен удовлетворительно,
то есть эго обогатилось положительными
качествами, следовательно, это
гарантирует здоровое развитие личности
в дальнейшем. И наоборот, если конфликт
остается неразрешенным или получает
неудовлетворительное разрешение в
развивающееся эго встраивается
негативный компонент, что создает
предпосылки к развитию невроза данного
кризиса и отрицательно влияет на
прохождение остальных фаз.

 

Стадия
развития

Нормальная линия

Аномальная
линия

0
– 1 год

младенчество
социальное
качество – надежда

o  доверие к людям, к окружающему
миру.

o        взаимная
любовь, связь ребенок – родитель

o        удовлетворение
потребности в общении с родителями

o   
недоверие к людям в результате
лишения любви, эмоциональной изоляции
ребенка, раннее отлучение от груди

1-3
года

ранний
возраст
(ранний возраст)
социальное качество – воля

o       
самостоятельность

o        уверенность
в себе

o   
сомнения в себе

o   
гипертрофированное чувство
стыда

3-5
лет

возраст
игры

социальное качество –
целеустремленность

o        инициативность

o        активность,
живое воображение

o        подражание
взрослому

o        признаки
полоролевого поведения

o   
чувство вины

o   
пассивность

o   
отсутствие инициативы

o   
отсутствие признаков полоролевого
поведения

6-11
лет

школьный
возраст
социальное качество-
компетентность

o        стремление
к достижению

o        трудолюбие

o        развитие
познавательных и коммуникативных
навыков

o   
чувство собственной неполноценности

o   
избегание сложных заданий,
ситуаций соревнования

o   
слаборазвитость познавательных
и трудовых навыков

o   
конформность

11-18
лет половая зрелость

подростковый
возраст
социальное качество-
верность

o        эгоидентичность
(собственная уникальность)

o        жизненное
самоопределение

o        поиск себя

o        формирование
мировоззрения

o        половая
поляризация в формах поведения

o   
диффузия идентичности (не может
найти себя, не знает чего хочет)

o   
путаница ролей

o   
смещение временных перспектив

o   
смешение форм полоролевого
поведения

18
– до начала среднего возраста

ранняя
взрослость
социальное качество
– любовь

o        интимность

o        стремление
к контактам с людьми

o        желание и
способность посвятить себя другим
людям

o        рождение
и воспитание детей

o   
изоляция

o   
избегание других людей (первичные
симптомы в изменении психики человека
– трудный характер, непредсказуемое
поведение)

40
(45) – 60 лет

средняя
взрослость
социальное качество
– забота

o        творчество
(особенно в труде)

o        продуктивная
и творческая работа над собой и
другими

o   
застой (особенно в труде)

o   
эгоизм, эгоцентризм

o   
непродуктивность в работе

o   
ранняя инвалидность

Старше
60

Поздняя
взрослость
социальное качество

o   
целостность

o   
отчаяние, безысходность

 

 

studfiles.net

Периодизация возрастного развития

Есть две различные
точки зрения на процесс развития ребенка
в целом. Согласно одной из них этот
процесс непрерывен,
согласно другой — дискретен.
Первая допускает, что развитие идет не
останавливаясь, не ускоряясь и не
замедляясь, поэтому каких-либо четких
границ, отделяющих один этап развития
от другого, не существует. Согласно
второй точке зрения развитие идет
неравномерно, то ускоряясь, то замедляясь,
и это дает 0’снование для выделения
стадий или этапов в развитии, качественно
отличающихся друг от друга. Те, кто
придерживается мнения о дискретности
процесса развития, дополнительно к
сказанному обычно предполагают, что
на каждой стадии существует какой-либо
главный, ведущий фактор, определяющий
собой процесс развития на этой стадии.
Сторонники последней из обсуждаемых
позиций также считают, что все дети
независимо от их индивидуальных
особенностей в обязательном порядке
проходят через каждую стадию развития,
не пропуская ни одной и не забегая
вперед.

Тех, кто придерживается
дискретной точки зрения на процесс
развития, сегодня больше. Их концепции
разработаны более детально и чаще
используются в обучении и воспитании
детей, чем взгляды защитников идеи
непрерывности развития. Поэтому далее
мы подробнее остановимся на дискретной
точке зрения, представив в рамках ее
несколько различных периодизаций
развития.

Есть два отличающихся
друг от друга подхода к представлению
периодизации развития. Один из них
основан на понимании процесса развития
как складывающегося стихийно,
под влиянием множества случайных
факторов и обстоятельств в жизни детей,
а другой представляется нормативным
или таким, каким развитие должно было
бы быть в идеальном случае при полном
учете всех влияющих на него факторов,
при правильной организации обучения
и воспитания детей.

Та периодизация
детского развития, которая сложилась
на основе имеющейся практики обучения
и воспитания, отражает, по мнению Д. Б.
Эльконина, в основном именно эту,
специфическую практику, а не потенциальные
возможности ребенка. Такая периодизация,
которую можно назвать эмпирической
(от слова «эмпирика», обозначающего
реально складывающийся опыт), не имеет
должного теоретического обоснования
и «не в состоянии ответить на ряд
существенных практических вопросов,
например, когда надо начинать обучение,
в чем заключаются особенности
воспитательно-образовательной работы
при переходе к каждому новому периоду
и т. д.»8.

Гораздо больший
психолого-педагогический интерес
представляет другая, теоретически
достаточно обоснованная периодизация
детского развития, однако в настоящее
время построить ее трудно, так как не
до конца известны, а главное, не полностью
реализованы возможности развития
ребенка. Поэтому в дальнейшем мы будем
обсуждать периодизацию, которая
представляет собой нечто среднее между
эмпирической, сложившейся в реальном
жизненном опыте, и теоретической,
потенциально возможной при идеальных
условиях обучения и воспитания детей.
Именно такой и является периодизация
развития, предложенная самим Д. Б.
Элькониным9
. Рассмотрим ее основные положения.

Детство, охватывающее
период времени от рождения ребенка до
окончания школы, по возрастной физической
классификации делится на следующие
семь периодов:

1. Младенчество:
от рождения до одного года жизни.

2. Раннее
детство:
от
одного года жизни до трех лет.

3. Младший
и средний дошкольный возраст :

от трех до четырех-пяти лет.

4. Старший
дошкольный возраст:

от четырех-пяти до шести-семи лет.

5. Младший
школьный возраст:

от шести-семи до десяти-одиннадцати
лет.

6. Подростковый
возрастает

десяти-одиннадцати до тринадцати-четырнадцати
лет.

7. Ранний
юношеский возраст:

от тринадцати-четырнадцати до
шестнадцати-семнадцати лет.

Каждый из этих
возрастных периодов имеет свои
особенности и границы, которые
сравнительно легко заметить, внимательно
наблюдая за развитием ребенка, анализируя
его психологию и поведение. Каждый
психологический возраст требует своего
стиля общения с детьми, применения
особых приемов и методов обучения и
воспитания.

Весь процесс
детского развития в целом можно разделить
на три этапа: дошкольное
детство
(от
рождения до 6—7 лет), младший
школьный возраст

(от 6—7 до 10—11 лет, с первого по
четвертый-пятый классы школы), средний
и старший школьный возраст

(от 10—11 до 16—17 лет, с пятого по одиннадцатый
класс школы). Каждый из них состоит из
двух периодов, открывающихся межличностным
общением в качестве ведущего вида
активности, направленного преимущественно
на развитие личности ребенка и
завершающегося предметной деятельностью,
связанной с интеллектуальным развитием,
с формированием знаний, умений и навыков,
реализацией операционально-технических
возможностей ребенка.

Переход от одного
этапа развития к другому происходит в
условиях возникновения ситуации, чем-то
напоминающей возрастной кризис, а
именно —
при
несоответствии между уровнем достигнутого
личностного развития и
операционально-техническими возможностями
ребенка.

На этапах
преимущественно личностного развития
усвоение детьми отношений и личностных
особенностей взрослых людей происходит
через воспроизведение, или моделирование,
этих отношений и проявляемых в них
качеств личности, особенно благоприятные
условия для этого создаются в общении
ребенка с другими детьми в разного рода
социальных группах в процессе организации
и проведения сюжетно-ролевых игр. Здесь
же ребенок сталкивается с необходимостью
овладения новыми предметными действиями,
без которых трудно быть понятым и
принятым среди сверстников, выглядеть
более взрослым.

Процесс развития
начинается в младенческом
возрасте с

общения как ведущей деятельности10.
Комплекс оживления, возникающий на
третьем месяце жизни, в действительности
является сложной формой общения ребенка
со взрослыми. Он появляется задолго до
того, как ребенок начинает самостоятельно
манипулировать предметами.

На границе
младенчества и раннего
возраста

происходит переход к собственно
предметным действиям, к началу
формирования так называемого
практического, или сенсомоторного,
интеллекта. Одновременно интенсивно
развиваются вербальные формы общения
ребенка со взрослым, что говорит о том,
что общение не перестает быть
деятельностью, ведущей за собой развитие,
но включается в соответствующий процесс
вместе с предметной деятельностью.

Однако анализ
речевых контактов ребенка этого возраста
с окружающими людьми показывает, что
речь им используется главным образом
как средство коммуникации для налаживания
сотрудничества с людьми в совместной
с ними деятельности, но не как инструмент
мышления. Да и сами предметные действия
в этот период времени служат для ребенка
способом налаживания межличностных
контактов. Общение в свою очередь
опосредуется предметными действиями
ребенка и практически еще не отделено
от них.

В дошкольном
возрасте

ведущей деятельностью становится игра
в ее наиболее совершенной, развернутой
форме, позволяющей развиваться всем
сторонам психики и поведения ребенка
— ролевой. Главное значение игры для
психического развития детей состоит
в том, что благодаря особым игровым
приемам, в частности принятию ребенком
на себя роли взрослого, выполнению его
общественно-трудовых функций,
символическому характеру многих
предметных действий, переносу значений
с одного предмета на другой, ребенок
моделирует в игре отношения между
людьми. Ролевая игра выступает как, вид
активности, объединяющий общение и
предметную деятельность и обеспечивающий
их
совместное
влияние на развитие ребенка.

Ведущую роль в
психическом развитии детей младшего
школьного возраста

играет учение. В процессе учения
происходит формирование интеллектуальных
и познавательных способностей; через
учение в эти годы опосредствуется вся
система отношений ребенка с окружающими
взрослыми людьми.

В подростковом
возрасте

возникает и развивается трудовая
деятельность, а также особая форма
общения — интимно-личностная. Роль
трудовой деятельности, которая в это
время приобретает вид совместных
увлечений детей каким-либо делом,
состоит в их подготовке к будущей
профессиональной деятельности. Задача
общения заключается в выяснении и
усвоении элементарных норм товарищества,
дружбы. Здесь же намечается разделение
деловых и личных отношений, которое
закрепляется к старшему школьному
возрасту. Примечательной особенностью
общения подростков является то, что во
всех его формах наблюдается подчинение
отношений своеобразному кодексу
товарищества. Этот кодекс в наиболее
общих чертах воспроизводит деловые и
личные взаимоотношения, существующие
между взрослыми.

В старшем
школьном возрасте

процессы, начало которым было положено
в подростничестве, продолжаются, но
ведущим в развитии становится
интимно-личностное общение. Внутри его
у старших школьников развиваются
взгляды на жизнь, на свое положение в
обществе, осуществляется профессиональное
и личностное самоопределение.

Концепция Д. Б.
Эльконина получила дальнейшее развитие
в работах Д. И. Фельдштейна, который
представил более детализированную
картину периодизации детского развития.
Выглядит она следующим образом.

В процессе
онтогенеза ребенка выделяются разные
его ступени: стадии, периоды, этапы и
фазы. Акцент делается на развитии
личности, а не познавательных процессов.
Ее становление и развитие представляется
в виде постепенного подъема со ступени
на ступень. В течение всего детства
выделяются две фазы развития: от рождения
до 10 лет и от 10 лет до 17 лет. Они,
соответственно, делятся на три этапа:
от рождения до 3 лет, от 3 до 10 лет, от 10
до 17 лет. В свою очередь первая фаза
делится на четыре периода: 0—1 год, 1—3
года, 3—6 лет, 6—10 лет, а вторая — на два
периода: 10—15 лет, 15—17 лет.

Внутри каждого
из шести выделенных периодов имеются
три стадии, характеризующиеся сменой
ведущей деятельности и внутренними
преобразованиями, которые за это время
происходят в личности.

Д. И. Фельдштейн
считает, что в процессе социального
развития ребенка как личности проявляются
определенные закономерности. Одна из
них —изменение социальной позиции
личности. Переходы с одного уровня
развития на другой могут происходить
плавно и быстро, со значительными
качественными изменениями в личности.
Во время плавных переходных периодов
ребенок обычно не особенно задумывается
над вопросом о том, каково его положение
среди других людей и каким оно должно
быть; при резких изменениях социальной
позиции личности на первый план в
самосознании ребенка выходят именно
эти вопросы.

Внутри каждого
периода процесс развития проходит
через следующие три закономерно
чередующиеся стадии:

1. Развитие
определенной стороны деятельности.

2. Максимальная
реализация, кульминация развития
данного
типа ведущей
деятельности.

3. Насыщение этой
деятельности и актуализация другой
ее
стороны
(под разными сторонами деятельности
имеются в виду
ее
предметный
и коммуникативный аспекты).

В целом в развитии
детей, независимо от того, в рамках
какой периодизации мы его
представляем,«существуют два довольно
выраженных резких перехода. Первый
характеризует переход от раннего
детства к дошкольному, известный как
«кризис трех лет», а второй — переход
от младшего школьного возраста к
подростковому, известный как «кризис
подросткового возраста», или «кризис
полового созревания». Они всегда
знаменуют собой переход ребенка с
одного уровня развития на другой,
успешность которого зависит от того,
насколько удачно будет преодолен
кризис.

studfiles.net

Периодизация возрастного развития

Есть две различные
точки зрения на процесс развития ребенка
в целом. Согласно одной из них этот
процесс непрерывен,
согласно другой — дискретен.
Первая допускает, что развитие идет не
останавливаясь, не ускоряясь и не
замедляясь, поэтому каких-либо четких
границ, отделяющих один этап развития
от другого, не существует. Согласно
второй точке зрения развитие идет
неравномерно, то ускоряясь, то замедляясь,
и это дает 0’снование для выделения
стадий или этапов в развитии, качественно
отличающихся друг от друга. Те, кто
придерживается мнения о дискретности
процесса развития, дополнительно к
сказанному обычно предполагают, что
на каждой стадии существует какой-либо
главный, ведущий фактор, определяющий
собой процесс развития на этой стадии.
Сторонники последней из обсуждаемых
позиций также считают, что все дети
независимо от их индивидуальных
особенностей в обязательном порядке
проходят через каждую стадию развития,
не пропуская ни одной и не забегая
вперед.

Тех, кто придерживается
дискретной точки зрения на процесс
развития, сегодня больше. Их концепции
разработаны более детально и чаще
используются в обучении и воспитании
детей, чем взгляды защитников идеи
непрерывности развития. Поэтому далее
мы подробнее остановимся на дискретной
точке зрения, представив в рамках ее
несколько различных периодизаций
развития.

Есть два отличающихся
друг от друга подхода к представлению
периодизации развития. Один из них
основан на понимании процесса развития
как складывающегося стихийно,
под влиянием множества случайных
факторов и обстоятельств в жизни детей,
а другой представляется нормативным
или таким, каким развитие должно было
бы быть в идеальном случае при полном
учете всех влияющих на него факторов,
при правильной организации обучения
и воспитания детей.

Та периодизация
детского развития, которая сложилась
на основе имеющейся практики обучения
и воспитания, отражает, по мнению Д. Б.
Эльконина, в основном именно эту,
специфическую практику, а не потенциальные
возможности ребенка. Такая периодизация,
которую можно назвать эмпирической
(от слова «эмпирика», обозначающего
реально складывающийся опыт), не имеет
должного теоретического обоснования
и «не в состоянии ответить на ряд
существенных практических вопросов,
например, когда надо начинать обучение,
в чем заключаются особенности
воспитательно-образовательной работы
при переходе к каждому новому периоду
и т. д.»8.

Гораздо больший
психолого-педагогический интерес
представляет другая, теоретически
достаточно обоснованная периодизация
детского развития, однако в настоящее
время построить ее трудно, так как не
до конца известны, а главное, не полностью
реализованы возможности развития
ребенка. Поэтому в дальнейшем мы будем
обсуждать периодизацию, которая
представляет собой нечто среднее между
эмпирической, сложившейся в реальном
жизненном опыте, и теоретической,
потенциально возможной при идеальных
условиях обучения и воспитания детей.
Именно такой и является периодизация
развития, предложенная самим Д. Б.
Элькониным9
. Рассмотрим ее основные положения.

Детство, охватывающее
период времени от рождения ребенка до
окончания школы, по возрастной физической
классификации делится на следующие
семь периодов:

1. Младенчество:
от рождения до одного года жизни.

2. Раннее
детство:
от
одного года жизни до трех лет.

3. Младший
и средний дошкольный возраст :

от трех до четырех-пяти лет.

4. Старший
дошкольный возраст:

от четырех-пяти до шести-семи лет.

5. Младший
школьный возраст:

от шести-семи до десяти-одиннадцати
лет.

6. Подростковый
возрастает

десяти-одиннадцати до тринадцати-четырнадцати
лет.

7. Ранний
юношеский возраст:

от тринадцати-четырнадцати до
шестнадцати-семнадцати лет.

Каждый из этих
возрастных периодов имеет свои
особенности и границы, которые
сравнительно легко заметить, внимательно
наблюдая за развитием ребенка, анализируя
его психологию и поведение. Каждый
психологический возраст требует своего
стиля общения с детьми, применения
особых приемов и методов обучения и
воспитания.

Весь процесс
детского развития в целом можно разделить
на три этапа: дошкольное
детство
(от
рождения до 6—7 лет), младший
школьный возраст

(от 6—7 до 10—11 лет, с первого по
четвертый-пятый классы школы), средний
и старший школьный возраст

(от 10—11 до 16—17 лет, с пятого по одиннадцатый
класс школы). Каждый из них состоит из
двух периодов, открывающихся межличностным
общением в качестве ведущего вида
активности, направленного преимущественно
на развитие личности ребенка и
завершающегося предметной деятельностью,
связанной с интеллектуальным развитием,
с формированием знаний, умений и навыков,
реализацией операционально-технических
возможностей ребенка.

Переход от одного
этапа развития к другому происходит в
условиях возникновения ситуации, чем-то
напоминающей возрастной кризис, а
именно —
при
несоответствии между уровнем достигнутого
личностного развития и
операционально-техническими возможностями
ребенка.

На этапах
преимущественно личностного развития
усвоение детьми отношений и личностных
особенностей взрослых людей происходит
через воспроизведение, или моделирование,
этих отношений и проявляемых в них
качеств личности, особенно благоприятные
условия для этого создаются в общении
ребенка с другими детьми в разного рода
социальных группах в процессе организации
и проведения сюжетно-ролевых игр. Здесь
же ребенок сталкивается с необходимостью
овладения новыми предметными действиями,
без которых трудно быть понятым и
принятым среди сверстников, выглядеть
более взрослым.

Процесс развития
начинается в младенческом
возрасте с

общения как ведущей деятельности10.
Комплекс оживления, возникающий на
третьем месяце жизни, в действительности
является сложной формой общения ребенка
со взрослыми. Он появляется задолго до
того, как ребенок начинает самостоятельно
манипулировать предметами.

На границе
младенчества и раннего
возраста

происходит переход к собственно
предметным действиям, к началу
формирования так называемого
практического, или сенсомоторного,
интеллекта. Одновременно интенсивно
развиваются вербальные формы общения
ребенка со взрослым, что говорит о том,
что общение не перестает быть
деятельностью, ведущей за собой развитие,
но включается в соответствующий процесс
вместе с предметной деятельностью.

Однако анализ
речевых контактов ребенка этого возраста
с окружающими людьми показывает, что
речь им используется главным образом
как средство коммуникации для налаживания
сотрудничества с людьми в совместной
с ними деятельности, но не как инструмент
мышления. Да и сами предметные действия
в этот период времени служат для ребенка
способом налаживания межличностных
контактов. Общение в свою очередь
опосредуется предметными действиями
ребенка и практически еще не отделено
от них.

В дошкольном
возрасте

ведущей деятельностью становится игра
в ее наиболее совершенной, развернутой
форме, позволяющей развиваться всем
сторонам психики и поведения ребенка
— ролевой. Главное значение игры для
психического развития детей состоит
в том, что благодаря особым игровым
приемам, в частности принятию ребенком
на себя роли взрослого, выполнению его
общественно-трудовых функций,
символическому характеру многих
предметных действий, переносу значений
с одного предмета на другой, ребенок
моделирует в игре отношения между
людьми. Ролевая игра выступает как, вид
активности, объединяющий общение и
предметную деятельность и обеспечивающий
их
совместное
влияние на развитие ребенка.

Ведущую роль в
психическом развитии детей младшего
школьного возраста

играет учение. В процессе учения
происходит формирование интеллектуальных
и познавательных способностей; через
учение в эти годы опосредствуется вся
система отношений ребенка с окружающими
взрослыми людьми.

В подростковом
возрасте

возникает и развивается трудовая
деятельность, а также особая форма
общения — интимно-личностная. Роль
трудовой деятельности, которая в это
время приобретает вид совместных
увлечений детей каким-либо делом,
состоит в их подготовке к будущей
профессиональной деятельности. Задача
общения заключается в выяснении и
усвоении элементарных норм товарищества,
дружбы. Здесь же намечается разделение
деловых и личных отношений, которое
закрепляется к старшему школьному
возрасту. Примечательной особенностью
общения подростков является то, что во
всех его формах наблюдается подчинение
отношений своеобразному кодексу
товарищества. Этот кодекс в наиболее
общих чертах воспроизводит деловые и
личные взаимоотношения, существующие
между взрослыми.

В старшем
школьном возрасте

процессы, начало которым было положено
в подростничестве, продолжаются, но
ведущим в развитии становится
интимно-личностное общение. Внутри его
у старших школьников развиваются
взгляды на жизнь, на свое положение в
обществе, осуществляется профессиональное
и личностное самоопределение.

Концепция Д. Б.
Эльконина получила дальнейшее развитие
в работах Д. И. Фельдштейна, который
представил более детализированную
картину периодизации детского развития.
Выглядит она следующим образом.

В процессе
онтогенеза ребенка выделяются разные
его ступени: стадии, периоды, этапы и
фазы. Акцент делается на развитии
личности, а не познавательных процессов.
Ее становление и развитие представляется
в виде постепенного подъема со ступени
на ступень. В течение всего детства
выделяются две фазы развития: от рождения
до 10 лет и от 10 лет до 17 лет. Они,
соответственно, делятся на три этапа:
от рождения до 3 лет, от 3 до 10 лет, от 10
до 17 лет. В свою очередь первая фаза
делится на четыре периода: 0—1 год, 1—3
года, 3—6 лет, 6—10 лет, а вторая — на два
периода: 10—15 лет, 15—17 лет.

Внутри каждого
из шести выделенных периодов имеются
три стадии, характеризующиеся сменой
ведущей деятельности и внутренними
преобразованиями, которые за это время
происходят в личности.

Д. И. Фельдштейн
считает, что в процессе социального
развития ребенка как личности проявляются
определенные закономерности. Одна из
них —изменение социальной позиции
личности. Переходы с одного уровня
развития на другой могут происходить
плавно и быстро, со значительными
качественными изменениями в личности.
Во время плавных переходных периодов
ребенок обычно не особенно задумывается
над вопросом о том, каково его положение
среди других людей и каким оно должно
быть; при резких изменениях социальной
позиции личности на первый план в
самосознании ребенка выходят именно
эти вопросы.

Внутри каждого
периода процесс развития проходит
через следующие три закономерно
чередующиеся стадии:

1. Развитие
определенной стороны деятельности.

2. Максимальная
реализация, кульминация развития
данного
типа ведущей
деятельности.

3. Насыщение этой
деятельности и актуализация другой
ее
стороны
(под разными сторонами деятельности
имеются в виду
ее
предметный
и коммуникативный аспекты).

В целом в развитии
детей, независимо от того, в рамках
какой периодизации мы его
представляем,«существуют два довольно
выраженных резких перехода. Первый
характеризует переход от раннего
детства к дошкольному, известный как
«кризис трех лет», а второй — переход
от младшего школьного возраста к
подростковому, известный как «кризис
подросткового возраста», или «кризис
полового созревания». Они всегда
знаменуют собой переход ребенка с
одного уровня развития на другой,
успешность которого зависит от того,
насколько удачно будет преодолен
кризис.

studfiles.net

Периодизация возрастного развития

Есть две различные
точки зрения на процесс развития ребенка
в целом. Согласно одной из них этот
процесс непрерывен,
согласно другой — дискретен.
Первая допускает, что развитие идет не
останавливаясь, не ускоряясь и не
замедляясь, поэтому каких-либо четких
границ, отделяющих один этап развития
от другого, не существует. Согласно
второй точке зрения развитие идет
неравномерно, то ускоряясь, то замедляясь,
и это дает 0’снование для выделения
стадий или этапов в развитии, качественно
отличающихся друг от друга. Те, кто
придерживается мнения о дискретности
процесса развития, дополнительно к
сказанному обычно предполагают, что
на каждой стадии существует какой-либо
главный, ведущий фактор, определяющий
собой процесс развития на этой стадии.
Сторонники последней из обсуждаемых
позиций также считают, что все дети
независимо от их индивидуальных
особенностей в обязательном порядке
проходят через каждую стадию развития,
не пропуская ни одной и не забегая
вперед.

Тех, кто придерживается
дискретной точки зрения на процесс
развития, сегодня больше. Их концепции
разработаны более детально и чаще
используются в обучении и воспитании
детей, чем взгляды защитников идеи
непрерывности развития. Поэтому далее
мы подробнее остановимся на дискретной
точке зрения, представив в рамках ее
несколько различных периодизаций
развития.

Есть два отличающихся
друг от друга подхода к представлению
периодизации развития. Один из них
основан на понимании процесса развития
как складывающегося стихийно,
под влиянием множества случайных
факторов и обстоятельств в жизни детей,
а другой представляется нормативным
или таким, каким развитие должно было
бы быть в идеальном случае при полном
учете всех влияющих на него факторов,
при правильной организации обучения
и воспитания детей.

Та периодизация
детского развития, которая сложилась
на основе имеющейся практики обучения
и воспитания, отражает, по мнению Д. Б.
Эльконина, в основном именно эту,
специфическую практику, а не потенциальные
возможности ребенка. Такая периодизация,
которую можно назвать эмпирической
(от слова «эмпирика», обозначающего
реально складывающийся опыт), не имеет
должного теоретического обоснования
и «не в состоянии ответить на ряд
существенных практических вопросов,
например, когда надо начинать обучение,
в чем заключаются особенности
воспитательно-образовательной работы
при переходе к каждому новому периоду
и т. д.»8.

Гораздо больший
психолого-педагогический интерес
представляет другая, теоретически
достаточно обоснованная периодизация
детского развития, однако в настоящее
время построить ее трудно, так как не
до конца известны, а главное, не полностью
реализованы возможности развития
ребенка. Поэтому в дальнейшем мы будем
обсуждать периодизацию, которая
представляет собой нечто среднее между
эмпирической, сложившейся в реальном
жизненном опыте, и теоретической,
потенциально возможной при идеальных
условиях обучения и воспитания детей.
Именно такой и является периодизация
развития, предложенная самим Д. Б.
Элькониным9
. Рассмотрим ее основные положения.

Детство, охватывающее
период времени от рождения ребенка до
окончания школы, по возрастной физической
классификации делится на следующие
семь периодов:

1. Младенчество:
от рождения до одного года жизни.

2. Раннее
детство:
от
одного года жизни до трех лет.

3. Младший
и средний дошкольный возраст :

от трех до четырех-пяти лет.

4. Старший
дошкольный возраст:

от четырех-пяти до шести-семи лет.

5. Младший
школьный возраст:

от шести-семи до десяти-одиннадцати
лет.

6. Подростковый
возрастает

десяти-одиннадцати до тринадцати-четырнадцати
лет.

7. Ранний
юношеский возраст:

от тринадцати-четырнадцати до
шестнадцати-семнадцати лет.

Каждый из этих
возрастных периодов имеет свои
особенности и границы, которые
сравнительно легко заметить, внимательно
наблюдая за развитием ребенка, анализируя
его психологию и поведение. Каждый
психологический возраст требует своего
стиля общения с детьми, применения
особых приемов и методов обучения и
воспитания.

Весь процесс
детского развития в целом можно разделить
на три этапа: дошкольное
детство
(от
рождения до 6—7 лет), младший
школьный возраст

(от 6—7 до 10—11 лет, с первого по
четвертый-пятый классы школы), средний
и старший школьный возраст

(от 10—11 до 16—17 лет, с пятого по одиннадцатый
класс школы). Каждый из них состоит из
двух периодов, открывающихся межличностным
общением в качестве ведущего вида
активности, направленного преимущественно
на развитие личности ребенка и
завершающегося предметной деятельностью,
связанной с интеллектуальным развитием,
с формированием знаний, умений и навыков,
реализацией операционально-технических
возможностей ребенка.

Переход от одного
этапа развития к другому происходит в
условиях возникновения ситуации, чем-то
напоминающей возрастной кризис, а
именно —
при
несоответствии между уровнем достигнутого
личностного развития и
операционально-техническими возможностями
ребенка.

На этапах
преимущественно личностного развития
усвоение детьми отношений и личностных
особенностей взрослых людей происходит
через воспроизведение, или моделирование,
этих отношений и проявляемых в них
качеств личности, особенно благоприятные
условия для этого создаются в общении
ребенка с другими детьми в разного рода
социальных группах в процессе организации
и проведения сюжетно-ролевых игр. Здесь
же ребенок сталкивается с необходимостью
овладения новыми предметными действиями,
без которых трудно быть понятым и
принятым среди сверстников, выглядеть
более взрослым.

Процесс развития
начинается в младенческом
возрасте с

общения как ведущей деятельности10.
Комплекс оживления, возникающий на
третьем месяце жизни, в действительности
является сложной формой общения ребенка
со взрослыми. Он появляется задолго до
того, как ребенок начинает самостоятельно
манипулировать предметами.

На границе
младенчества и раннего
возраста

происходит переход к собственно
предметным действиям, к началу
формирования так называемого
практического, или сенсомоторного,
интеллекта. Одновременно интенсивно
развиваются вербальные формы общения
ребенка со взрослым, что говорит о том,
что общение не перестает быть
деятельностью, ведущей за собой развитие,
но включается в соответствующий процесс
вместе с предметной деятельностью.

Однако анализ
речевых контактов ребенка этого возраста
с окружающими людьми показывает, что
речь им используется главным образом
как средство коммуникации для налаживания
сотрудничества с людьми в совместной
с ними деятельности, но не как инструмент
мышления. Да и сами предметные действия
в этот период времени служат для ребенка
способом налаживания межличностных
контактов. Общение в свою очередь
опосредуется предметными действиями
ребенка и практически еще не отделено
от них.

В дошкольном
возрасте

ведущей деятельностью становится игра
в ее наиболее совершенной, развернутой
форме, позволяющей развиваться всем
сторонам психики и поведения ребенка
— ролевой. Главное значение игры для
психического развития детей состоит
в том, что благодаря особым игровым
приемам, в частности принятию ребенком
на себя роли взрослого, выполнению его
общественно-трудовых функций,
символическому характеру многих
предметных действий, переносу значений
с одного предмета на другой, ребенок
моделирует в игре отношения между
людьми. Ролевая игра выступает как, вид
активности, объединяющий общение и
предметную деятельность и обеспечивающий
их
совместное
влияние на развитие ребенка.

Ведущую роль в
психическом развитии детей младшего
школьного возраста

играет учение. В процессе учения
происходит формирование интеллектуальных
и познавательных способностей; через
учение в эти годы опосредствуется вся
система отношений ребенка с окружающими
взрослыми людьми.

В подростковом
возрасте

возникает и развивается трудовая
деятельность, а также особая форма
общения — интимно-личностная. Роль
трудовой деятельности, которая в это
время приобретает вид совместных
увлечений детей каким-либо делом,
состоит в их подготовке к будущей
профессиональной деятельности. Задача
общения заключается в выяснении и
усвоении элементарных норм товарищества,
дружбы. Здесь же намечается разделение
деловых и личных отношений, которое
закрепляется к старшему школьному
возрасту. Примечательной особенностью
общения подростков является то, что во
всех его формах наблюдается подчинение
отношений своеобразному кодексу
товарищества. Этот кодекс в наиболее
общих чертах воспроизводит деловые и
личные взаимоотношения, существующие
между взрослыми.

В старшем
школьном возрасте

процессы, начало которым было положено
в подростничестве, продолжаются, но
ведущим в развитии становится
интимно-личностное общение. Внутри его
у старших школьников развиваются
взгляды на жизнь, на свое положение в
обществе, осуществляется профессиональное
и личностное самоопределение.

Концепция Д. Б.
Эльконина получила дальнейшее развитие
в работах Д. И. Фельдштейна, который
представил более детализированную
картину периодизации детского развития.
Выглядит она следующим образом.

В процессе
онтогенеза ребенка выделяются разные
его ступени: стадии, периоды, этапы и
фазы. Акцент делается на развитии
личности, а не познавательных процессов.
Ее становление и развитие представляется
в виде постепенного подъема со ступени
на ступень. В течение всего детства
выделяются две фазы развития: от рождения
до 10 лет и от 10 лет до 17 лет. Они,
соответственно, делятся на три этапа:
от рождения до 3 лет, от 3 до 10 лет, от 10
до 17 лет. В свою очередь первая фаза
делится на четыре периода: 0—1 год, 1—3
года, 3—6 лет, 6—10 лет, а вторая — на два
периода: 10—15 лет, 15—17 лет.

Внутри каждого
из шести выделенных периодов имеются
три стадии, характеризующиеся сменой
ведущей деятельности и внутренними
преобразованиями, которые за это время
происходят в личности.

Д. И. Фельдштейн
считает, что в процессе социального
развития ребенка как личности проявляются
определенные закономерности. Одна из
них —изменение социальной позиции
личности. Переходы с одного уровня
развития на другой могут происходить
плавно и быстро, со значительными
качественными изменениями в личности.
Во время плавных переходных периодов
ребенок обычно не особенно задумывается
над вопросом о том, каково его положение
среди других людей и каким оно должно
быть; при резких изменениях социальной
позиции личности на первый план в
самосознании ребенка выходят именно
эти вопросы.

Внутри каждого
периода процесс развития проходит
через следующие три закономерно
чередующиеся стадии:

1. Развитие
определенной стороны деятельности.

2. Максимальная
реализация, кульминация развития
данного
типа ведущей
деятельности.

3. Насыщение этой
деятельности и актуализация другой
ее
стороны
(под разными сторонами деятельности
имеются в виду
ее
предметный
и коммуникативный аспекты).

В целом в развитии
детей, независимо от того, в рамках
какой периодизации мы его
представляем,«существуют два довольно
выраженных резких перехода. Первый
характеризует переход от раннего
детства к дошкольному, известный как
«кризис трех лет», а второй — переход
от младшего школьного возраста к
подростковому, известный как «кризис
подросткового возраста», или «кризис
полового созревания». Они всегда
знаменуют собой переход ребенка с
одного уровня развития на другой,
успешность которого зависит от того,
насколько удачно будет преодолен
кризис.

studfiles.net

описание развития личности разного возраста

Периодизация Выготского, известного ученого и психолога XX столетия, и на сегодняшний день не утрачивает своей актуальности. Периодизация Выготского находится в основе огромного ряда исследований. Она дает ключ к пониманию того, как изменяется человеческая личность по мере прохождения разных этапов в жизни.

Психолога особенно интересовало детство. И это совершенно не случайно, так как именно в данное время начинают закладываться основы личности, происходят большие изменения, которые оказывают влияние на всю последующую жизнь. Возрастная периодизация дает возможность понять, каких перемен в личности человека определенного возраста необходимо ожидать. Его исследования могут значительно помочь родителям, не понимающим, что с их детьми происходит.

Разделение возрастных периодов

Надо заметить, что психологический возраст конкретного ребенка и календарный возраст, который записан вначале в свидетельстве о рождении, а после в паспорте, не все время совпадают. Также необходимо отметить, что любой период имеет свои особенности развития личности, взаимоотношений с окружающими, психических функций. Помимо этого, у ребенка есть некоторые границы, которые все-таки могут смещаться. Таким образом, некоторые дети раньше вступают в определенный возрастной период, а некоторые – позже. Границы подросткового возраста, связанные с половым созреванием, особенно сильно расплывчаты.

Детство

Детство в себя включает все начальные возрастные периоды. Это огромная эпоха, которая, по сути, является подготовкой детей к началу взрослой жизни, к самостоятельному труду. Особенность находящихся в нем возрастных периодов определена уровнем социального, экономического и культурного развития общества, к которому ребенок принадлежит, где он воспитывается и обучается.

Когда заканчивается детство? Традиционно в психологии речь идет о времени с рождения человека до достижения им семилетнего возраста. Но, естественно, современное детство продолжается у ребенка и после того как он начинает ходить в школу. Конечно же, младший школьник еще является ребенком. Между прочим, многие психологи, определяют отдельно «затянувшееся детство» и подростковый период. Какого бы мнения психологи ни придерживались, необходимо констатировать факт того, что ребенка настоящая взрослость ожидает только к 16–17 годам.

Выготский о развитии

Возрастное развитие людей является довольно сложным процессом. Тем более это относится к детскому этапу. На любом из возрастных периодов личность человека меняется. Развитие по Выготскому – это, в первую очередь, появление нового. То есть, этапы развития, согласно Выготскому, отличаются конкретными возрастными новообразованиями, точнее такими качествами или свойствами, которых в готовом виде ранее не было. Но, как говорил сам ученый, новое «с неба не падает ». Оно появляется закономерно. Весь процесс предыдущего развития подготавливает к этому человека.

Источником развития является социальное общество. Любой шаг в детском развитии изменяет то, каким образом среда воздействует на ребенка. Она становится совершенно иной, если переходит из одного возрастного этапа в другой. Сам Выготский говорил о «социальной ситуации развития». Под данным термином психолог понимал специфическое для определенного возраста отношение между социальной средой и человеком. Ребенок начинает взаимодействовать с социальным обществом, которое его воспитывает и обучает. Данное взаимодействие начинает определять путь развития, который приводит к появлению возрастных новообразований.

Деятельность и переживание

Как ребенок взаимодействует со средой? Выготский выделил две единицы ситуации развития – это деятельность и переживание. Внешнюю активность и деятельность ребенка можно легко наблюдать. Однако существует и внутренний план, план переживаний. Отдельные дети одинаковую ситуацию в их семье по-разному воспринимают. Это относится даже к близнецам, то есть детей, которые находятся в одном возрасте. Таким образом, например, ссора между родителями незначительно отразится на развитии одного ребенка, при этом может вызвать и разные отклонения или невроз у другого. Помимо этого, переходя от одной возрастной группе к другой, один и тот же ребенок по-разному переживает определенную ситуацию в семье.

Выготский о периодах развития

Ученый определил такие два периода развития ребенка:

  • Первый период развития – критический. Этот период неожиданно появляется и бурно проходит.
  • Второй период – литический (спокойный).

В определенных возрастах, на самом деле, развитие отличается литическим, точней медленным прохождением. В течение продолжительного срока, который, как правило, охватывает несколько лет, в это время не происходит фундаментальных, резких сдвигов и изменений. А те, которые могут отмечаться, не перестраивают полностью личность ребенка. Значительные изменения происходят только в результате продолжительного течения скрытого процесса.

Литический путь развития

Развитие в относительно устойчивые возрасты проходит чаще всего благодаря небольшим изменениям личности. Скапливаясь до определенного момента, они после проявляются скачкообразно в виде определенного возрастного новообразования. Основная часть детства занята именно этими периодами. Поскольку развитие внутри них проходит «подземным путем», изменения в личности отчетливо выражены во время ее сравнения в начале и конце конкретного промежутка времени. Учеными стабильные возрасты изучены гораздо полней, чем отличающиеся кризисами – еще одним периодом развития.

Кризисы

Этот период был определен эмпирическим способом и еще не приведен в систему. С внешней точки зрения эти периоды отличаются проявлением черт, устойчивым возрастам или противоположных стабильным. В течение довольно короткого времени в этих периодах сосредоточены резкие и капитальные изменения и переломы, сдвиги и смещения в личности. За короткое время ребенок полностью изменяется в основных чертах личности. В данный период развитие получает бурный, стремительный характер, в некоторых случаях катастрофический. Однако Выготский отмечает и позитивные сдвиги во время критического развития, а именно переход к новым поведенческим формам.

Возрастная периодизация

Выготскоий выделил следующую возрастную периодизацию:

  • Вначале происходит кризис новорожденности.
  • Затем отмечается младший возраст, который продолжается от 2 месяцев до одного года. В данный период происходят противоречия между максимальной социальностью детей и минимальными возможностями общения.
  • После в возрасте от одного до трех лет начинается раннее детство. В данный период деятельность, которую производит ребенок, является предметно-орудийной. У него появляются жесты, ходьба, речь.
  • Затем наступает кризис 3-х лет, после него начинается дошкольный возраст (3–7 лет). В данное время отмечается тенденция к эмансипации (отделению от взрослого), а также к не аффективной, а волевой поведенческой форме. Начинает появляться «Я сам». Кризис 3-х лет имеет положительное значение, которое выражается в том, что проявляются новые черты личности. Специалисты доказали, что когда в силу определенных причин данный кризис проходит вяло и невыразительно, то в последующем возрасте ребенок показывает огромную задержку в развитии аффективной и волевой черт личности.
  • После наступает кризис семи лет и новый этап – школьный возраст (7–11 лет). В данное время утрачивается детская непосредственность. Это случается в результате дифференциации внутренней и внешней жизни. Переживания ребенка получают смысл, появляется логика обобщения и чувств. Помимо этого, появляется самооценка. Относительно кризиса семи лет ученые отмечали, что в это время происходят значительные достижения: возрастает самостоятельность ребенка, меняется его отношение к остальным детям.
  • В 13 лет начинается следующий кризис. После следует пубертатный возраст (15–18 лет). В данный период начинает появляться чувство взрослости. Самосознание ребенка развивается, он ощущает собственную личность. Наблюдаемое снижение умственной продуктивности происходит из-за того, что установка меняется от наглядности к дедукции. Временное ухудшение работоспособности объясняется переходом на высший уровень интеллектуальной человеческой деятельности.

Выготский утверждает, что юность начинается в возрасте 19–25 лет. По общему смыслу и основным закономерностям юность является начальным периодом среди зрелого возраста. Выготский указал подробно возрастную периодизацию лишь детства, но и в последующем личность человека меняется. Психологи и ученые, которые продолжили исследования, определили такие периоды.

Молодость

Как правило, ученые определяют молодость, как возраст 20–30 лет. Но необходимо заметить, что возрастные границы довольно условны. В этом периоде основной деятельностью считается интимно-личностное общение с противоположным полом. Необходимо также заметить, что молодость – это время оптимизма. В данный период человек полон сил и жизненной энергии, желания добиваться своих целей. Молодость для самореализации считается наилучшим временем.

Кризис творческой активности

Этот период начинается на границе молодости и среднего возраста (30–45 лет). Причиной кризиса является увеличение мастерства, сопровождающегося нарастание рутины. Стабилизируются семейная и профессиональная жизнь. Начинается понимание того, что человек может гораздо больше. Именно в данный период люди часто разводятся, меняют профессию.

Кризис периодизации среднего возраста

Средний возраст является также довольно условным периодом. Нельзя однозначно отметить его границы, но, как правило, он устанавливается в диапазоне 30–45 лет. В это время отмечается повышенная работоспособность. Человек, приобретая жизненный опыт, становится хорошим специалистом и семьянином. Он начинает впервые задумываться серьезно о том, что после его смерти останется.

По окончании данного этапа жизни начинается кризис среднего возраста. Причиной этого кризиса является то, что человек находится на своем пике, и осознает, что для достижения прежних целей необходимо искать иные стратегии либо переоценить старые стремления. Во время данного кризиса появляются специфические проблемы (полная смена ценностей, социальное одиночество, дезадаптация), актуализируются экзистенциальные проблемы (потеря смысла, смерть, изоляция).

Зрелость

Время периодизации зрелости определяется возрастом 45–60 лет, однако ее границы тоже довольно подвижны. В этом периоде главной деятельностью является самореализация и творчество. Передается опыт, достигается профессиональное мастерство и положение в обществе. Человек начинает переосмысливать его цели молодости, избавляется от неоправданных иллюзий и надежд.

Кризис подведения итогов

После этапа зрелости начинается кризис подведения итогов. Причина этого кризиса является понижение социального статуса, утрата жизненного ритма, который сохранялся десятилетиями. В некоторых случаях это все приводит к значительному ухудшению физического и психического состояния.

Старость

Этот возраст определяется после 60 лет. В это время психологическое состояние человека отличается:

  • умиротворенностью;
  • созерцательностью;
  • склонностью к воспоминаниям;
  • просветлением мудрости;
  • витальной астенией.

Пожилые люди вырабатывают заботливую, однако при этом отстраненную позицию относительно внуков. Эриксон утверждал, что для этого периода характерен не очередной кризис, а интеграция, оценка всех прошлых этапов развития. Зачастую в старости приходит умиротворение, проистекающее из способности посмотреть на прожитую жизнь и смиренно сказать: «Я доволен». Людей, которые смогли это сделать, не пугает неизбежность смерти, поскольку они видят свое продолжение или в своих потомках, или в творческих достижениях.

Необходимо отметить, что вышеописанная возрастная характеристика периодизации возраста определяет только общие особенности развития, поскольку каждый человек уникален. У различных людей развитие и рост происходят по-разному. Потому нельзя точно установить границы определенного периода. Естественно, психологи это учитывают, когда говорят о таком определении, как возрастная периодизация.


psiho.guru

Определения возраста. Периодизация психического развития — МегаЛекции


Если онтогенез рассматривается как последовательность относительно самостоятельных и отграниченных друг от друга отрезков, это означает, что введено представление о периодизации онтогенеза. Понятие периодизации тесно связано с понятием развития в онтогенезе, хотя они и не полностью совпадают.

Развитие можно понимать двояко:

а) изменения, происходящие во времени в строении тела, пси
хике и поведении человека в результате биологических процессов
в организме и воздействий окружающей среды [2];

б) процесс, характеризующий качественные преобразования в
рассматриваемом предмете – поведении, психическом развитии,
интеллектуальном или эмоциональном развитии и т. п.

Первое определение характерно для западной психологической традиции, второе – для отечественной. Суть их различия состоит в том, что в первом случае в основу положен количественный характер происходящих изменений, а во втором – качественный. И метафорические представления тоже, естественно, оказываются разными: развитие характеризуется «метафорой холма» и «лестницы».

Различие в этих двух подходах центрируется вокруг механизма перехода от периода к периоду. Во многих теориях периодизации постулируется членение онтогенеза на отдельные периоды, но сами переходы между периодами не рассматриваются специально. Наиболее ярким примером такого взгляда на онтогенез является теория Э.Эриксона. В ней онтогенез состоит из восьми периодов, каждый из них описан весьма подробно, вскрыто их психологическое содержание. Однако за рамками рассмотрения остается вопрос о природе и содержании перехода – смены периодов.

Теории первого и второго рода могут совпадать в признании существования периодов развития, но коренным образом расходятся в ответе на вопрос о содержании переходов.

Какие же периоды жизни можно выделить? Совершим небольшой экскурс в историю психологической мысли.

Одной из первых в современной психологии теорий детского развития и соответственно первой периодизацией была теория рекапитуляции Стэнли Холла. По мысли С. Холла, в основе детского развития лежит своеобразное повторение стадий исторического развития человечества. Такой подход известен из биологии и носит название теории рекапитуляции. Периодизация психического развития, основанная на идеях Холла, была предложена К. Гетчинсоном. В ней также стадии детского развития соотносятся с периодами исторического развития общества. Обратим внимание, что границы стадий, по Гетчинсону, не всегда совпадают, стадии могут «перекрываться».


От рождения до 5 лет – стадия рытья и копания; дети этого периода жизни любят копаться в песке, манипулировать с предметами, в частности, с ведерком и совочком. От 5 до 11 лет – стадия охоты. Возникает стремление отгородиться от чужих, возможны агрессивность, жестокость. От 8 до 12 лет – пастушеская стадия -стремление иметь собственное пространство, ухаживать за животными, покровительствовать кому-то. От 11 до 15 лет – земледельческая стадия, которая связана с интересом к окружающему миру, к садоводству. От 14 до 20 лет – стадия промышленности и торговли (стадия современного человека).

По мысли Гетчинсона, пастушеская стадия, начинающаяся в 8 лет, маркирует момент, когда возможно начало обучения. Стадии, по Холлу и Гетчинсону, являются врожденными, обучение возможно на основе психического развития, т.е. может лишь «надстраиваться» над развитием.

Эрнст Мейман частично также основывал свою периодизацию на идеях Холла, хотя испытал и большое влияние ассоцианисти-ческого подхода Селли. Его периодизация имеет в своей основе стадии интеллектуального развития. От рождения до 7 лет – стадия фантастического синтеза. На этой стадии идет интенсивное обобщение ощущений; поскольку интеллект еще слаб, огромна роль олицетворения и чувствования. От 7 до 12 лет – стадия анализа. В этом возрасте детей можно начинать обучать, поскольку ведущей является дифференциация – разложение общего на составляющие элементы. От 12 до 16 лет – стадия рассудочного синтеза. Появляется возможность интеграции изолированных представлений в целостности. Периодизации начала века, как мы видим, несколько умозрительны. Они создаются как обобщение бытового представления о ребенке; их авторы не анализируют основания для выделения отдельных периодов онтогенеза.

В современной психологии широко известны периодизации Ж. Пиаже, Э. Эриксона, Р. Селмана, Дж. Ловингер и др.

Периодизация Ж. Пиаже возникла в связи с решением задачи изучения внутренних механизмов развития интеллекта. В основе его дедения онтогенеза на отдельные периоды лежит представление об интеллектуальной структуре. По Пиаже, от 0 до 2 лет продолжается стадия сенсомоторного интеллекта, затем от 2 до 6 – 7 лет -дооперациональная стадия, от 6-7 до 12 – стадия конкретных операций, затем, начиная с 12 лет, – стадия формальных операций. Последовательность стадий, по Пиаже, врожденна, но сами стадии возникают лишь как следствие индивидуальных действий ребенка с предметами окружающего мира. Особенностью периодизации Пиаже (в отличие от отечественных периодизаций) является то, что он не только теоретически описал содержание стадий развития интеллекта, но и ввел в научный обиход конкретные методы их определения. В частности, это стало возможным из-за конкретизации самого предмета анализа. Пиаже, базируясь на предложенных им методах, рассматривает периодизацию развития интеллекта, т.е. четко определяет и конкретизирует предмет периодизации.

Указанные периодизации создавались в первой половине XX столетия и во многом отражали «объектный» взгляд на человека. Периодизация Пиаже с этой точки зрения – пограничная. Ставя в центр исследования интеллект, т. е. изучая возможности человека как деятеля, он исследует его внутренние характеристики.

В середине XX в. свою периодизацию предлагает Э.Эриксон, вводя представление о восьми возрастах человека. Каждая стадия (каждый возраст) определяется по своему возможному результату: так, первый возраст (от 0 до 1 года) является возрастом становления базового доверия. Каждый отрезок онтогенеза – возраст – называется кризисом. В концепции Эриксона термин «кризис» определяется как период развития данного новообразования и, если сравнить его с принятым в отечественной психологии, скорее соответствует стабильному периоду, по Л.С.Выготскому.

Помимо этих наиболее известных периодизаций существуют и менее популярные. В 70-е годы появилась и приобрела популярность периодизация Левинсона. На основании исследования 40 мужчин в возрасте от 35 до 45 лет (интервью, воспоминания и т.п.) жизненный путь был разбит на три эры продолжительностью приблизительно по 20 лет. Каждая эра делится на периоды. Эра характеризуется особой структурой жизни, которая составляет основу образа жизни, опосредуя отношения личности и общества. Эры разделяются переходными периодами – в них прежняя структура жизни подвергается сомнению, а потом и разрушается, а ее место занимает новая структура, характеризующая уже следующий этап жизни человека.

Приблизительно в то же время появляется и периодизация Дж.Ловингер (1976) и Р.Кегана (1982). Эти периодизации направлены на анализ стадий формирования Я-концепции. Дж.Ловингер основывала свои исследования на периодизации психоанализа, а также использовала и некоторые аспекты периодизации развития моральных суждений Колберга. По Ловингер, периодизация строится на взаимодействии двух типов структур – смысловых и характера. По результатам исследования большой выборки испытуемых были выделены семь основных стадий развития и три переходные стадии. Стадии не связаны прямо с хронологическим возрастом. Большинство людей не достигает высших стадий, «застревая» на промежуточных.

По Р.Кегану, развивающийся индивид находится в состоянии выделения себя из окружающего мира и одновременно испытывает свою связь с ним. Кеган предложил следующую периодизацию:

0 – инкорпоративная стадия (0-2 года) – отсутствие разделения
себя и другого;

1 – импульсивная стадия (2-7 лет) – импульсивное поведение,
эгоцентризм;

2 – имперская (7-12 лет) – стремление к независимости, дости
жениям, мастерству;

3 – интерперсональная (13-19 лет) – перестройка структуры
половых отношений;

4 – институциональная (ранняя взрослость) – реинтеграция
взаимосвязанных компонентов Я;

5 – интериндивидуальная (взрослость).

Р.Гоулд, также придерживающийся стадиального взгляда на развитие, полагает взросление процессом отказа от детских иллюзий и ложных предположений в пользу уверенности в своих силах и самопринятия. Его стадии определяются теми иллюзиями, от которых отказывается человек, переживающий данную стадию.

16-22 года – «я навсегда связан с родителями»;

22-28 лет – «успеха можно достичь, идя по пути родителей, но, если я не добьюсь успеха, они мне помогут»;

28-34 года – «жизнь проста, и ею можно управлять»;

35-45 лет – «расцвет жизни» – люди, пережив потери и приняв конечность собственной жизни, избавляются от детских иллюзий и потребности в безопасности. Это собственно вершина развития и полное автономное взрослое сознание и самопринятие.

Мы видим, что развитие идей стадиальности онтогенеза в целом шло от объектного представления о человеке к изучению его субъектных, личностных характеристик. В западной тради-| ции стадиальные теории развивались как своеобразный контрапункт теориям устойчивости личности. Основная критика тео-; рий периодизации, захватывающих взрослость, касается непредсказуемости жизненных событий: различные индивидуальные

10 /\,

варианты проживания собственной жизни, несводимость ее к единому для всех плану – вот одна из сторон критики стадиальных теорий.

Итак, существует два типа теорий периодизации психического развития. Те, в которых предметом исследования являются сами стадии развития, и те, в которых наряду с содержанием стадий исследуются и механизм, и условия перехода к следующей стадии.

Периодизации психического развития, в которых описывается не только содержание стадий онтогенеза, но и механизм перехода, составляют блок психологических концепций, построенных на диалектических принципах. Диалектика как основание для введения представления о развитии, как собственно учение о развитии было в своем основном и законченном виде сформулировано Г.Гегелем (1770-1831).

В теориях обоих типов периодизации используются представления о возрасте (или более конкретно – интеллектуальном возрасте). В каждой из теорий основанием периодизации является та исходная модель или схема, которая описывает возраст (научное понятие, соответствующее эмпирическому понятию возраста).

Возрасты могут полагаться в принципе однопорядковыми. Это означает, что все возрасты описываются одной и той же моделью. А могут они быть и разнопорядковыми: тогда вводятся разные модели для описания разных возрастов. Поясним сказанное на примере периодизации Д.Б.Эльконина: в ней выделяются три типа стадий развития – эпохи, периоды и фазы. В периодизации же Л.С.Выготского стадии развития однопорядковы, они названы возрастами (хотя возрасты полагаются двух типов – стабильные и критические). В периодизации Ж.Пиаже вводится модель двух порядков – стадии и периоды.

Переход от одной стадии к другой, как мы уже знаем, может вообще не быть предметом особого анализа. Но в теориях периодизации возникает «место» потенциального анализа – смена стадий развития.

Таким образом, представление о возрастном переходе является производным, вторичным относительно общей теории развития в онтогенезе.

Исходным для введения представления о кризисах возрастного развития является членение онтогенеза на отдельные этапы. Только в случае, если взросление (или развитие на протяжении всей жизни) полагается состоящим из отдельных фаз, этапов или периодов – из отдельных отрезков жизненного пути, – появляется возможность исходно допустить существование критического перехода от одного периода к другому. Если же некоторая психологическая концепция, даже оперирующая термином «развитие», не включает в себя представление об отдельных отрезках онтогенеза, идея кризиса, перехода, смены не возникает. При таком подходе бессмысленно вооб-

ще ставить вопрос о кризисе, критическом возрасте. Таким образом, для рассмотрения базовых представлений о возрастных кризисах необходимо в первую очередь обратиться к основным периодизациям психического развития. Но следует признать, что исходная периодизация является лишь необходимым, но не достаточным условием возникновения представления о критическом переходе.



Рекомендуемые страницы:

Воспользуйтесь поиском по сайту:

megalektsii.ru

Возрастная периодизация – это… Что такое Возрастная периодизация?

Возрастная периодизация — периодизация этапов в жизни человека и определения возрастных границ этих этапов, принятая в обществе система возрастной стратификации.

Проблема периодизации

Четыре возраста мужчины

Три возраста женщины

Возраст существует одновременно как абсолютное, количественное, понятие (календарный возраст, время жизни от рождения) и как этап в процессе физического и психологического развития (условный возраст). Условный возраст определяется степенью развития, текущим этапом в процессе развития и зависит от принятой системы периодизации, от принципов разграничения этапов развития.

Деление жизненного цикла человека на возрастные категории менялось со временем, оно культурно-зависимо, и определяется подходом к установлению возрастных рамок. Как указывал И. С. Кон, чтобы разобраться в содержании категории возраста, прежде всего необходимо разграничить главные системы отсчета, в которых наука описывает человеческий возраст и вне связи с которыми возрастные категории вообще не имеют смысла.

Первой системой отсчета является индивидуальное развитие (онтогенез, «жизненный цикл»). Эта система отсчета задает такие единицы деления, как «стадии развития», «возрасты жизни», и концентрируется на возрастных свойствах.

Вторая система отсчета — это связанные с возрастом социальные процессы и социальная структура общества. Эта система отсчета задает такие единицы деления, как «возрастные страты», «возрастные группы», «поколения», одним из задаваемых ей направлений исследования являются когортные различия.

Третья система отсчета — это представления о возрасте в культуре, то, как возрастные изменения и свойства воспринимаются представителями социально-экономических и этнических групп, одним из задаваемых ей направлений исследования являются возрастные стереотипы и т. н. «возрастные обряды».

Принципы периодизации

Выготский различал три группы периодизаций: по внешнему критерию, по одному и нескольким признакам детского развития.

Первая группа периодизаций основывается на внешнем критерии, без связи с физическим и психическим развитием человека. Например, из принципа «онтогенез повторяет филогенез» выводилась периодизация, ставящая каждый этап жизни в соответствии с стадиями биологической эволюции и исторического развития человечества. До сих пор сохраняется периодизация по ступеням системы воспитания и обучения, оперирующая такими понятиями, как «дошкольный возраст», «младший школьный возраст» и т. д. Так как структура образования развивалась с учетом психологии развития, такая периодизация косвенно связана с переломными моментами в детском развитии.

Вторая группа периодизаций основывается на одном внутреннем критерии. Выбор критерия, который ложится в основу классификации, субъективен и происходит по самым разным причинам. Так, в рамках психоанализа Фрейдом была разработана периодизация развития детской сексуальности (оральный, анальный, генитальный этапы). В основу периодизации П. П. Блонского лег такой объективный и простой для учета физиологический признак, как появление и смена зубов. В получившейся классификации детство делится на три периода: беззубое детство, детство молочных зубов и детство постоянных зубов; с появлением зубов мудрости начинается взрослость.

Третья группа периодизаций основывается на нескольких существенных особенностях развития и может учитывать изменение важности критериев со временем. Примером таких периодизаций являются системы, разработанные Выготским и Эльконином.

Существует много периодизаций возрастного развития. Детальность проработки периодизаций неодинакова для разных возрастов; периодизации детства и юности, как правило, привлекали больше внимания психологов, чем периодизация зрелости, поскольку развитие в зрелости не несет качественных изменений и содержательная периодизация зрелости затруднена.

В рамках психологии развития, догматические периодизации, основанные на умозрительных принципах, были заменены периодизациями, основанными на предварительном изучении развития детей, в том числе и на лонгитюдных (многолетних) исследованиях одних и тех же детей, разработанных Арнольдом Гезеллом (англ. Arnold Gesell)[1].

Периодизации

Некоторые исторические и ныне используемые системы периодизации возрастных периодов в жизни человека:

Периодизация Выготского

  • кризис новорожденности (до 2 мес.)
  • младенческий возраст (до 1 года)
  • кризис 1 года
  • раннее детство (1-3 года)
  • кризис 3 лет
  • дошкольный возраст (3-7 лет)
  • кризис 7 лет
  • школьный возраст (7-13 лет)
  • кризис 13 лет
  • пубертатный возраст (13-17 лет)
  • кризис 17 лет

Периодизация Эльконина[2]

  • Этап раннего детства
    • Младенчество (до года)
    • Ранний возраст (1-3 года)
  • Этап детства
    • Дошкольный возраст (3-7 лет)
    • Младший школьный возраст (7-11 лет)
  • Этап отрочества
    • Подростковый возраст (11-15 лет)
    • Ранняя юность (15-17 лет)

Периодизация Эриксона[3]

  • Младенчество
  • Раннее детство
  • Игровой возраст (5-7 лет)
  • Школьный возраст
  • Юность
  • Молодость
  • Взрослость
  • Зрелый возраст (старость)

12 периодов

  • Период новорождённости (неонатальный период) — первые 4 недели
  • Грудной период — 1 месяц- 1 год
  • Раннее детство — 1-3 года
  • Первое детство — 4-7 лет
  • Второе детство
    • мальчики 8-12 лет
    • девочки 8-11 лет
  • Подростковый период
    • юноши 13-16 лет
    • девушки 12-15 лет
  • Юношеский период
    • юноши 17-23 год
    • девушки 16-21 лет
  • Зрелый возраст (1 период)
    • мужчины 24-35 лет
    • женщины 22-35 лет
  • Зрелый возраст (2 период)
    • мужчины 36-60 лет
    • женщины 36-55 лет
  • Преклонный возраст
    • мужчины 61-74 года
    • женщины 56-74 года
  • Старческий возраст — 75-90 лет
  • Долгожители — 90 лет и более

См. также

Примечания

Ссылки

Литература

  • Ребёнок и семейная жизнь при Старом порядке. Гл. Возрасты жизни Филипп Арьес // Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 1999
  • Психология развития человека. Сапогова Е. Е. // М.: Аспект пресс, 2001, 460 стр.
  • Психология развития. Молодость, зрелость, старость. О. В. Хухлаева // Академия, 2006, 208 стр.; ISBN 5-7695-2635-1;

dic.academic.ru

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о