Что умеет малыш в 4 месяца развитие – Развитие ребенка в 4 месяца: что должен уметь и основные навыки

Содержание

узнай, что должен уметь твой ребенок

Развитие малыша в 4 месяца (как и в предыдущие 3) продолжает активно набирать обороты. У него появляются новые навыки, эмоции, звуки. Давайте рассмотрим основные аспекты развития. Ребенок 4-х месяцев растет как говорят не по дням, а по часам.

Содержание статьи

Вес и рост ребенка в 4 месяца, развитие малыша в 4 месяца

Рацион ребенка в 4 месяца.

Читайте также: «Малышу 5 месяцев и что должен уметь»

Прибавка в весе в среднем от 600 до 750 грамм. За стандарт принято считать, что вес ребенка должен составлять 6-7 кг. Кстати именно начиная с 4-го месяца, ребенок начинает интересоваться едой взрослых, с интересом заглядывает им в рот. Кормить ребенка следует, если вы на грудном вскармливании, по сформировавшемуся режиму или по требованию. Набор веса зависит также от питательности вашего молока. Поэтому не забывайте про свое здоровье и питание. К прикорму, если у вас грудное вскармливание, прибегать пока не рекомендуют.

Искусственное питание ребенка 4 месяцев. Что можно кушать ребенку в 4 месяца. Если вы на смеси, в среднем за сутки у ребенка 5-7 кормлений. Одна порция приблизительно 150 гр. Пора начинать вводить соки. Но делать это нужно постепенно, не более 30 гр в день и обязательно разбавлять водичкой.

Рост примерно до 65 см.

Сон ребенка

Сколько должен спать ребенок 4 месяца днем? Сколько должен спать ребенок 4 месяца ночью? Ребенок 4 месяца плохо спит днем?

Малыш уже разделяет для себя день и ночь. Ночью может проснуться 1 раз (реже 2) для кормления. Днем спит 2-4 раза, их них 1 длинный и несколько коротких. Бодрствовать может примерно 2 часа, потом желательно дать ему отдохнуть минут на 20-30 как минимум.

Ежедневный ритуал перед сном поможет ребенку успокоиться и настроиться на сон. Под ритуалом понимается: ванна, массаж, песенка колыбельная.

Видео «Четвертый месяц жизни» (всего 3 минуты)

Что умеет ребенок в 4 месяца

Ребенку 4 месяца, что он должен уметь.

  • Переворачивается со спины на живот, и обратно на спину или бок.
  • Сядет, если помочь ему, придерживая за ручки.

Садить ребенка в 4 месяца на попу еще слишком рано, позвоночник не окреп.

  • В положении лежа на животике не менее 15 минут уверенно держит голову, упирается на ладони.
  • Кулачки расслабляет, не зажимает пальчики.

Помогите малышу расслабить и разжать кулачки – делайте массаж кистей, рисуйте пальцем на ладошке.

  • Если почувствует твердую опору под ножками, будет стараться оттолкнуться.
  • Тонус на ручках к этому времени уже должен уйти. На ножках может еще оставаться.
  • Начинает понимать, что, если погремушкой потрясти, она издаст звук.
  • Будет стараться подержать бутылочку во время кормления.
  • Начинает более уверенно управлять своими ручками.
  • Учится смеяться.

Навыку смеяться и агукать активно способствует именно ваше общение с малышом.

  • Любит агукать и появляются первые слоги.

В этом возрасте уже пора начинать читать книжки нашим малышам.

  • Различает все больше цветов. Поэтому внимание ребенка привлекают наиболее яркие и сочные цвета.

Ребенок ползает в 4 месяца? Рановато. Можно, только если он сам этого хочет, никак не помогайте ему. Позвоночник еще не достаточно окреп.

Психология и эмоции ребенка, развитие малыша в 4 месяца

  • Эмоциональней реагирует на маму, ее голос и присутствие рядом. Из всех выделяет маму.
  • Чаще обращайтесь к малышу по имени. Он начинает понимать, как его зовут.
  • Постоянный режим дня убеждает малыша в безопасности и стабильности.
  • Чутко воспринимает эмоции мамы. Если вы расстроены, то и малыш будет плаксив и раздражителен.
  • К незнакомым людям относиться настороженно, внимательно рассматривает и изучает.

Развитие малыша всецело зависит от родителей, от их внимания и заботы. Постоянно комментируйте свои действия малышу, разговаривайте с ним, улыбайтесь и как можно чаще обнимайте. Пусть все детки будут здоровыми и счастливыми!

Поделитесь, пожалуйста, этой страницей

materinstvo2.com

Развитие ребенка в 4 месяца

Что должен уметь делать четырёхмесячный ребёнок? Есть ли отличия между мальчиком и девочкой в этом возрасте? Каковы желательный рост и вес новорождённого в четыре месяца? Чем заниматься и как развлекать малыша? Какие игры предложить? Рассмотрим эти вопросы, интересующие родителей с начала четвертого месяца младенца.

Рост и вес детей в четыре месяца

Важные показатели – рост и вес грудничка, которые определённым образом свидетельствуют о гармоничности его физиологического развития. Считается, что к полугоду новорождённый должен удвоить свой вес, и в 4 месяца уже можно приблизительно предположить, впишется ли он в эту норму. Календарь развития четырёхмесячного ребёнка предполагает, что весит он обычно от 5 до 8 кг. При этом по нормам ВОЗ вес девочки может находиться в пределах 5-8,2 кг, мальчика – от 5,6 до 8,7 кг. Следует знать, что ВОЗ относится к крайним значениям веса более лояльно, чем отечественные педиатры, которые более строги и предусматривают меньший разброс значений. Рост детей в это время – от 58 до 68 см. Надо учитывать, что рост и вес не должны быть оторваны от других физических и психических показателей, то есть надо смотреть, что умеет ребёнок в 4 месяца, каков его общий уровень развития.

Питание

У грудного ребёнка единственным продуктом питания в 4 месяца остаётся материнское молоко, для детей на искусственном вскармливании такую функцию выполняет адаптированная смесь, подходящая по возрасту. Вплоть до достижения полугода никаких других добавок вводить в пищу детям не нужно, грудное молоко или сбалансированная по составу смесь покрывают все потребности младенческого организма. Конечно, это относится к здоровым детям, не имеющим особенностей развития или физического состояния.

В этом нежном возрасте у деток уже могут начинать резаться зубки, которые причиняют беспокойство и тогда, когда ещё не показались над поверхностью десны. Поэтому на смену младенческим коликам, оставшимся позади, может прийти плаксивое и раздражительное поведение, связанное с новым этапом развития – ростом зубов.

Что умеют дети в 4 месяца?

Развитие ребёнка в четырёхмесячном возрасте идёт семимильными шагами. Хотя часто дети развиваются скачкообразно, и кажущаяся остановка в овладении новыми навыками и умениями оборачивается в скором времени приятными сюрпризами для родителей. К четырём месяцам большинство врождённых рефлексов угасают и на смену им приходят более осмысленные действия.

Особой разницы между мальчиками и девочками в 4 месяца ожидать не приходится, различия в уровне развития обусловлены скорее темпераментом и индивидуальным темпом созревания мышц и мозга. По данным одного исследования, восприятие мальчиков как более активных обусловлено ожиданиями наблюдателей, а не действительной разницей между поведением младенцев разног пола.

Итак, что умеют малыши в этом интересном возрасте?

  1. Переворачиваться. Не только с животика на бочок и спинку, но и со спины на живот. Если вдруг это важное умение всё ещё не поддалось вашему чаду, попробуйте побуждать его к переворотам с помощью яркой игрушки, голоса, займитесь тренировкой мышц с помощью грудничкового плавания или массажа.
  2. Лежа держать верхнюю часть туловища на вытянутых ручках, опираясь на ладошки. В таком положении малышу многое видно, он живо интересуется окружающим миром.
  3. Держать голову на одной линии с телом, не перенапрягая шейный отдел.
  4. Ползти по-пластунски. Обычно ребёнку в этом возрасте уже удаётся немного перемещаться, подтягивая себя по направлению к привлекательной для него вещи.
  5. Удерживать погремушку или другую удобную вещь ручкой. Причём это уже не хватательный рефлекс, связанный с захватыванием любого предмета, всунутого в ладошку, а произвольный, волевой процесс, в котором участвует желание малыша.
  6. Понимать, как подвигать или потрясти игрушкой, чтобы услышать звук.
  7. Реагировать на звук, голос, поворачивая голову в ту сторону, откуда он раздаётся.
  8. Узнавать своё имя.
  9. Агукать и лепетать, произносить звуки и слоги «ма», «па», «ба», похожие на первые слова. С радостью отзывается на эти звуки, повторённые мамой, особенно если они снабжены богатой мимикой и различной интонацией.
  10. Различать знакомые и незнакомые лица.
  11. Видеть предметы на расстоянии в несколько метров.
  12. Издавать звуки разного диапазона и громкости, например, громкий визг или тихое мурлыканье под нос.
  13. Возражать при попытке забрать у него игрушку – то, что умеет ребёнок в 4,5 месяца, но не всегда.

Доктор Комаровский о малышах 4 месяцев от роду

Врач-педиатр Комаровский Е. О. считает, что присаживать детей в этом возрасте совершенно не нужно. Хотя дети и могут какое-то время сохранять полувертикальное положение тела, находясь в мягких подушках, для развития их позвоночника такое сидение отнюдь не полезно и способно обернуться проблемами в будущем. Развитие опорно-двигательного аппарата идёт своим чередом, проходя через период ползания, который достаточно укрепляют мышцы спины для дальнейшего сидения, стояния и ходьбы.

Позиция Комаровского по поводу совместного сна и ночного кормления довольна категорична. Он допускает, что дети 4 месяцев могут прикладываться к груди 1 раз за ночь, а после 6 месяцев ночные кормления им не нужны вовсе. Оптимальным местом для сна малышей доктор Комаровский считает отдельную кроватку в комнате родителей. Далеко не всем родителям подходят такие рекомендации, не каждый ребёнок спокойно спит отдельно и ест по часам в таком нежном возрасте. В любом случае у мам и пап есть права выбора.

Развивающие занятия и игры для малышей 4 месяцев

Не стоит забывать о том, что никакие карточки и развивающие материалы не заменят живого и непосредственного общения со взрослыми. Ребёнок развивается в игре и коммуникации, связи в мозгу возникают и укрепляются далеко не только от интеллектуальной нагрузки, но и от атмосферы ежедневного принятия, заботы и ласки. Игры и занятия дополняют и обогащают простое общение, которое состоит в том, чтобы показывать младенцу предметы в комнате и на улице, рассказывать об их свойствах, цветах, издаваемых звуках. Малыши в 4 месяца активно познают мир и радуются, когда им дают такую возможность, нося на руках или в слинге. Различные занятия должны быть в радость как ребёнку, так и маме, они позволяют разнообразить повседневность. Как же можно играть с четырёхмесячным младенцем?

  • побуждайте его к ползанию и захватыванию игрушек, располагая их на небольшом расстоянии от малыша, чтобы он при небольшом усилии мог дотянуться до интересного предмета;
  • если малыш недостаточно освоил технику переворота, можно давать ему свой палец и помогать начать движение;
  • начинайте играть с ребёнком в пальчиковые игры под потешки, например, сорока-ворона, коза рогатая, ладушки, которые развивают и моторику, и эмоциональную сферу;
  • предлагайте новые яркие погремушки, мягкие мячики, обычные предметы разных цветов, но не заваливайте малыша игрушками, на освоение требуется время;
  • купите или сшейте для младенца развивающий коврик с элементами разной фактуры и цвета, пуговицами, молниями, фигурками животных. Изучать его – одно удовольствие для крохи.

rebenokmama.ru

Ребенку 4 месяца – что должен уметь делать четырехмесячный малыш

Четырехмесячный малыш уже прошел период адаптации к окружающей среде. У него наступает переломный момент, когда все системы организма начинают интенсивно развиваться. Движения малыша становятся все увереннее, проявляется индивидуальность, появляются собственные привычки. Малыш начинает активно познавать мир вокруг него.

Смотрите, подробный календарь развития ребенка с рождения до 3 лет по месяцам

Физиологические показатели 4-х месячного ребенка

К этому возрасту кроха должен иметь следующие показатели:

МАЛЬЧИКИ ДЕВОЧКИ
Рост, см 61,7-66 59,8-64,3
Вес, кг 6,2-7,9 5,6-7,3
Окружность головы, см 39,0-43,5 38,5-43,0

За месяц малыши должны прибавить в весе до 700 грамм, и подрасти на 2-2,5 см. К 4 месяцам малыш проявляет все большую активность, становится подвижным и уже демонстрирует свои навыки.

Физиологические показатели крохи на пятом месяце жизни активно развиваются:

Зрение
  • Ребенок различает как предметы, так и их цвет, может долго рассматривать заинтересовавшую его игрушку.
  • У малыша появляются задатки зрительной памяти.
  • Он переводит взгляд с одного предмета на другой, к началу 5 месяца различает плоские и объемные предметы.
Слух
  • Слуховой аппарат практически полностью сформирован. При появлении звука малыш поворачивает головку в его сторону.
  • Ребенок вслушивается в обращенную к нему речь, различает интонации.
  • Малыши по-разному реагируют на ритмичные и медленные мелодии. В первом случае они оживляются, а под колыбельную песенку успокаиваются и затихают.
  • На резкие звуки малыш реагирует широким распахиванием глаз.
Первые звуки
  • К 4 месяцам малыш начинает активно гулить и агукать.
  • Он издает некоторые звуки, к примеру «ма», «ба», «па», которые нетерпеливые родители воспринимают за речь ребенка.
  • Малыш уже умеет смеяться и звонко вскрикивать.
Время бодрствования и сна
  • Время бодрствования крохи увеличивается.
  • Он незаметно переходит на 3-х разовый дневной сон, все остальное время посвящая познанию окружающего мира.
  • В 4 месяца ребенок должен спокойно спать всю ночь, в крайнем случае, прерывая его на 1-2 кормления.

Нормально развивающийся малыш в 4 месяца обладает достаточным количеством навыков:

  1. Делает попытки повернуться на бочок, спинку и обратно.
  2. При кормлении сам поддерживает ручками мамину грудь.
  3. Лежа на животе, приподнимается на руках и хорошо держит голову.
  4. Понимает, что для того чтобы извлечь звук из погремушки, ее нужно потрясти.
  5. Удерживает предметы в руке до 30 секунд.
  6. Может садиться, когда его слегка тянут за руки.

Нервно-психологическое развитие малыша в четыре месяца

К 4 месяцам у малыша начинается стадия «оживления». Малыш активно пытается устанавливать контакты с окружающим миром, он радуется общению с взрослыми и стремится к нему.

В этом возрасте у малыша активно развивается мозг и нервная система:

  • У ребенка появляется более эмоциональная реакция на любые события.
  • Малыш уверенно отличает близких ему людей от посторонних, в первую очередь, выделяя маму.
  • Кроха активно общается с окружающими посредством звуков и жестов, особенно радуясь, когда видит маленьких детей.
  • Хотя ребенок еще не проявляет бурную радость при звуках его имени, однако уже реагирует на него, поворачивая головку в сторону говорящего.
  • Четырехмесячный малыш уже проявляет такие чувства, как удивление, любопытство, огорчение или досаду, хотя эти эмоции пока что мимолетны.
  • Малыш умеет некоторое время развлекать себя самостоятельно, занимаясь с игрушками.
  • В 4 месяца у ребенка активно развиваются тактильные ощущения. Это проявляется в том, что все предметы, находящиеся рядом с крохой, он тащит в рот, таким способом изучая окружающий мир. Следите, чтобы игрушки малыша были чистыми.

Питание ребенка в 4 месяца – можно ли вводить прикорм?

Мнения специалистов о том, в каком возрасте нужно вводить прикорм, расходятся.

Одни из них советуют начинать докармливать малыша с 4 месяцев, другие говорят, что при достаточном количестве молока у кормящей женщины, лучше начинать прикорм с 6 месяцев.

Поскольку не все мамы кормят детишек грудью, рассмотрим какие продукты, кроме молочных смесей, можно давать с 4 месяцев. Если малыш нормально набирает вес, то лучше использовать в качестве первого дополнительного питания овощные или фруктовые соки и пюре.

Редко кто из современных мам готовит прикорм самостоятельно – выжимает сок или перетирает овощи. Огромный ассортимент питания для маленьких деток на прилавках значительно облегчает жизнь. Для первого прикорма выбирают однокомпонентные составы из цветной капусты, кабачков, тыквы, моркови или яблок.

Если малыш недостаточно набирает вес или у мамы не хватает молока, прикорм начинают с кашки. При этом используют не молочную смесь, которую выпускают как заменитель грудного молока, а именно кашу (овсяную, гречневую или рисовую).

Прикорм вводят, начиная с половины чайной ложки, постепенно увеличивая объем.

Физическое развитие ребенка в 4 месяца – на что способен малыш?

К 4-м месяцам у малыша возрастает потребность в различных движениях. Он усиленно дрыгает ногами и ручками, старается повернуться на бочок, животик и обратно, пытается ползать.

Помочь крохе стать ловким и более крепким можно с помощью несложных занятий:

Учимся самостоятельно переворачиваться Малыша кладут спиной на ровную плоскость и показывают ему какой-либо яркий предмет, при этом перемещая его вправо, чтобы ребенок потянулся за ним. Пытаясь дотянуться за яркой игрушкой, он повернется на бочок.

Вновь заинтересуйте малыша, чтобы он повернулся на животик. Помогите крохе, если у него не сразу все получается.  Дайте ему подержать желаемую игрушку, затем проделайте поворот в правую сторону.

Качели Лежащего на спине ребенка берут за ручки и слегка потягивают на себя, чтобы малыш немного приподнял туловище. Аккуратно верните кроху на место. Такое упражнение способствует укреплению мышц живота и помогает ребенку увидеть, что находится вокруг.
Тянемся за игрушкой Ребенок должен научиться брать игрушки из разных положений – лежа на спине, животике или на боку. Для этого их кладут на небольшом отдалении, чтобы побудить малыша дотянуться до понравившихся ему вещей. Такие действия укрепляют ручки, спину и мышцы живота, помогают быстрее освоить навыки ползания.
Отрабатываем захватывающие движения В первое время, когда ребенок делает попытку схватить игрушку, он совершает много лишних движений, так как с первого раза взять ее не получается. Чтобы помочь малышу освоить захват и удержание в руке различных предметов, проделывают несложное упражнение.

В руку малыша вкладывают удобные для захвата предметы. После того, как кроха научится крепко держать их в руках, у него аккуратно забирают игрушку и дают снова.

После того, как ребенок начнет уверенно доставать и держать развешенные над кроваткой предметы, их немного отодвигают от малыша, вынуждая его дотягиваться до них.

Сжимаем и разжимаем игрушки Для тренировки пальчиков и кистей рук, покажите малышу, как можно сжать резиновую игрушку. Звук, который она издает, заинтересует кроху, и он с удовольствием повторит действие взрослых.

Как правильно развивать восприятия четырехмесячного месячного малыша

Малыш в 4-х месячном возрасте ведет себя как настоящий первооткрыватель. Его стремление к познанию нового не имеет границ. Задача родителей поддерживать эту тягу и всячески помогать малышу. Для развития восприятия можно использовать множество упражнений.

Вот только несколько из них:

Знакомимся с разными звуками Покажите малышу звуки, которые издает колокольчик, барабан, металлофон или бубен. Познакомьте ребенка с новой игрушкой, затем покажите, какой звук он издает, и дайте малышу потрогать и поближе познакомиться с источником звука.

Что получит: Повторяя процедуру несколько раз, вы закрепите знания ребенка о звучании предмета. Со временем малыш научится соотносить названия вещей с их образом и звучанием.

Изучаем свойства предметов Возьмите несколько предметов из разных материалов – дерева, пластмассы, металла и резины. Все вещи должны быть небольшого размера и удобно помещаться в детской ручке. Предложите крохе по очереди потрогать игрушки.

Что получит: Овладевая ощупывающими действиями, малыш лучше познает мир, у него развиваются тактильные ощущения и мелкая моторика.

Познаем свое тело В 4-х месячном возрасте малыш интересуется своим телом, с удовольствием разглядывая свои руки и ноги. Возьмите кроху за руку и дотроньтесь пальчиками до его носика. Объясните, как он называется, покажите, где находится нос у вас, дайте малышу его потрогать. Те же действия повторите с другими частями тела. Пусть кроха потрогает свое ушко, ручку или ножку.

Что получит: Тактильные действия в совокупности со словами помогает малышу обеспечивать целостность восприятия, объединяя зрительные, тактильные и слуховые ощущения.

Развиваем голосовой репертуар Малыш с каждым днем произносит все больше различных звуков. Ему нравится лепетать, прислушиваясь к своему голосу. Для развития голосового восприятия и освоения разных звуков чаще говорите с малышом, называйте его по имени, рассказывайте сказки или пойте песенки.

Дайте малышу игрушечного мишку, собачку или кошку, объясните, что мишка рычит, собачка лает и т.д.

Что получит: Малыш соединит воедино зрительные и слуховые ощущения и научится соотносить предмет с его названием.

Неопытные молодые родители полагают, что в возрасте 4 месяцев кроха мало что понимает, и основное внимание уделяют кормлению и гигиене.

На самом деле, чем больше взрослые общаются с маленьким человечком, тем лучше это скажется на его умственном и эмоциональном развитии. Общайтесь с малышом как можно больше, удовлетворяя его тягу к познанию мира.

Календарь 3-го месяца - 1 год

Развитие малыша с трех месяцев до года по месяцам

Поделитесь с друзьями:

baragozik.ru

​Что должен уметь ребенок в 4 месяца, таблица умений мальчика и девочки

К четырем месяцам изменяется не только внешний вид малыша, но и его физическое и психологическое состояние. Кроха «наедает» щечки, становится более активным и подвижным, с радостью идет на контакт с родителями. Он охотно взаимодействует с внешним миром, закрепляет уже приобретенные и осваивает новые навыки. Все эти процессы проходят на фоне совершенствования движений, органов чувств и нервной системы ребенка. Вопрос, что должен уметь ребенок в 4 месяца, волнует многих родителей. Ведь, зная ответ на него, взрослые могут своевременно заметить отклонения от норм развития и принять меры по их устранению.

Рассмотрим подробно, что должен уметь малыш в четыре месяца.

Социальные навыки

В 4 месяца закрепляется «комплекс оживления». Оно проявляется тем, что в ответ на дружелюбное обращение взрослого малыш активно двигает ручками и ножками, радостно гулит, улыбается. Помимо этого, 4-месячный ребенок уже умеет весело смеяться и проявлять радость при виде добрых эмоций взрослого или появления новой игрушки.

Детки в этом возрасте безошибочно узнают и выделяют среди окружающих тех людей, которые проводят с ними максимальное количество времени.

Как правило, это мамы и папы. Кроха уже может отличать «своих» от «чужих» не только по лицам, но и по голосам. В 4 месяца ребенок умеет различать голос мамы или папы — ищет взглядом, прислушивается, а найдя, улыбается.

Психологическое и эмоциональное развитие

Если раньше улыбка ребенка была чисто рефлекторным явлением, то теперь она становится более осмысленной. Настроением 4-месячного младенца руководит нервная система, оно определяется набором тех чувств и эмоций, которые способен испытывать карапуз.

Уже в четырехмесячном возрасте кроха познает, что такое страх или разочарование.

Эти чувства могут быть вызваны встречей с незнакомцем или заменой груди бутылочкой при переходе на смешанное вскармливание. Любопытство, радость, беспокойство, восторг, удивление – список испытываемых карапузом эмоций достаточно велик.

На данном этапе развития родителям необходимо установить тесную эмоциональную связь с крохой. Это позволит малышу нормально развиваться и быстрее приспосабливаться к окружающему миру, в котором есть любящие его люди. В этом возрасте материнский образ ассоциируется в сознании ребенка с чем-то приятным. Поэтому при ее появлении на горизонте он начинает улыбаться и гулить, привлекая к себе внимание. Проводя как можно больше времени с ребенком, родители обеспечат ему максимально комфортные условия для полноценного психологического развития.


Физическая активность

В 4 месяца ребенок умеет поворачивать голову, следя за игрушками или лицом взрослого. А в процессе кормления помогают себе ручками, придерживая бутылочку или грудь.

Однако это далеко не все, что должен уметь малыш в четыре месяца.

Перечислим основные навыки крохи:

Захват предметов

Ближе к четырехмесячному возрасту хватательные рефлексы ребенка начинают угасать. Захват предметов начинает носить произвольный характер. То есть если раньше малыш рефлекторно зажимал кулачок, как только что-то прикасалось к его ладошке, то теперь он может удерживать игрушку в руках, когда сам хочет этого.

Произвольность движений является серьезным скачком в развитии младенца и большим шагом на пути к овладению собственным телом.

Сам же процесс хватания представляет собой сложнейшую цепочку нервных импульсов, которая запускается при проявлении интереса крохи к различным предметам.

Первые игры

Физические навыки младенца в этом возрасте не ограничиваются произвольным захватом вещей. Он тянется к игрушкам и хватает предметы одной или двумя ручками. У малыша уже есть любимые погремушки, на которые он реагирует особо активно. Ребенок уже пытается совершать с ними различные действия: стучать о поверхность, разглядывать, пробовать на вкус, ощупывать пальчиками. Все это выступает важным этапом познания. Конечно, координация движений четырехмесячного малыша вкупе с мышцами его кистей развиты еще недостаточно, поэтому продолжительность удерживания предметов является небольшой.

Перевороты

Некоторые дети, ранее овладевшие навыками переворачивания со спинки на живот, учатся возвращаться в исходное положение.

Подобная активность беспокоит родителей и во избежание падения крохи с дивана или кровати, они начинают выкладывать его на пол. Перед младенцем открывается огромная территория для освоения, что стимулирует его к частым переворотам с целью добраться до какого-либо предмета. В положении на спине кроха начинает приподнимать плечики и головку, словно стараясь сесть. Однако подобные попытки едва ли когда-нибудь увенчаются успехом. Ведь как показывает практика, малыши садятся с бочка, опираясь при этом на бедро. Очевидно, что в этом возрасте кроха еще не способен самостоятельно принимать вертикальное положение.

Родителям стоит воздержаться от принудительного присаживания ребенка у опоры, дабы не навредить ему.


Доктор Комаровский, детский врач высшей категории: «Если ребенок здоров, от мамы и папы требуется, лишь создание благоприятных условий для его развития. Если доктора не выявили у младенца каких-либо существенных отклонений (невралгии или проблем с опорно-двигательным аппаратом), то он непременно сядет. И это случится само собой. Родителям необходимо понимать, что процесс сидения не несет для малыша никакой пользы. Напротив, чем позднее появится вертикальная нагрузка на позвоночник, тем крепче ножки и ровнее спинка будут у малыша. Поэтому основная задача родителей по отношению к вопросу сидения ребенка – не помогать».

Подготовка к ползанию

В 4 месяца у младенца появляются определенные задатки к ползанию. Лежа на животе, он приподнимает попу и старается оттолкнуться ножками от поверхности. Некоторые крохи даже начинают передвигаться по-пластунски. При этом деткам куда проще ползать назад, нежели вперед, ведь это требует меньших усилий. Для мотивации крохи к перемещениям стоит использовать его любимые игрушки, расположенные на небольшом расстоянии от малыша.

Зрение и слух

Зрение

Особое внимание четырехмесячного младенца привлекают яркие и движущиеся предметы.

Если раньше кроха мог различать их лишь на расстоянии 35-70 см, то теперь зона его видимости увеличилась до 3-3,5 м. Это позволяет малышу не только обозревать комнату, но и любоваться видом из окна. Когда погода располагает к прогулкам, родителям необходимо чаще извлекать кроху из коляски и знакомить его с окружающим миром. Если же на улице слишком холодно или пасмурно, следует устраивать экскурсии по квартире, не забывая время от времени подходить к окну.

Слух

В четыре месяца детки слышат звуки также отчетливо, как и взрослые.

Реагируют на них крохи соответствующим образом. Заслышав громкие, резкие или незнакомые звуки они могут испугаться и начать плакать. Поэтому родителям стоит избегать выяснения отношений при ребенке. В этом возрасте младенец уже реагирует на музыку и понимает эмоциональную окраску речи. Прослушивание классических произведений, маминых колыбельных, детских сказок и стихов пойдут малышу на пользу. Все это поспособствует развитию фонетического слуха крохи, что отразится на его способности к запоминанию.

Развитие речи

Четырехмесячные младенцы начинают произносить первые слоги, такие как «ба», «па», «ма».

Многим взрослым кажется, что малыш вот-вот начнет говорить. Но до этого еще далеко. Гуление и лепет являются обязательными спутниками пребывающего в отличном настроении крохи. Произнося звуки, ребенок пытается воспроизводить губами артикуляцию взрослых. Он уже способен призывать родителей к общению, улыбаясь им и «разговаривая» на своем языке.

Людмила, мама четырехмесячной Софии: «Моя малышка упорно не хотела общаться со мной до трехмесячного возраста. У подруг новорожденные карапузы уже в 3-4 недели начали гулить, а моя молчала до последнего. Первое «агу» услышала от дочки в три месяца и десять дней. Тут же стала отвечать на ее звуки и у нас завязалась «беседа». Теперь малышка, если у нее хорошее настроение, не замолкает буквально ни на минутку. Такая болтушка стала! А я и рада. Стараюсь поддерживать в ней эту общительность».


Таблица развития ребенка в 4 месяца

Мы рассмотрели ответ на вопрос, что должен уметь ребенок в 4 месяца. Таблица дальнейшего развития крохи также может пригодиться родителям:

Социальные навыки
  • Часто возникает «комплекс оживления»
  • Громко смеется в ответ на обращение взрослого
  • Умеет отличать «своих» от «чужих»
Психологическое и эмоциональное развитие
  • Выражает эмоции не только в ответ на физические раздражители (голод, холод, жара), но и на события, поведение взрослых
Физическая активность
  • Умеет поворачиваться на бок
  • Из положения лежа на животе приподнимается на руках
  • Опираясь на ладони, может самостоятельно перевернуться со спины на живот
  • Движения становятся произвольными — тянется и берет только тот предмет, который интересен
  • Крепко упирается ногами из положения лежа и стоя, когда взрослый держит его подмышками
Зрение и слух
  • Умеет узнавать лица, любимые игрушки и реагировать радостным возбуждением
  • Видит крупный предмет на расстоянии 3 м от себя
  • Умеет следить за движущимся предметом
  • Поворачивает голову в сторону невидимого источника звука
  • По-разному реагирует на спокойную и плясовую мелодии
Развитие речи
  • Развито интонационное (певучее) гуление
  • Появляются первые слоги лепета

Возможно, что четырехмесячный карапуз еще не успел овладеть всеми перечисленными в соответствующей строке таблицы навыками. Многие дети начинают лепетать и переворачиваться ближе к 6 месяцам. Многие умения непременно придут со временем, поэтому родителям не стоит бить тревогу и торопить события.

Отклонения от норм развития

Прежде всего, стоит напомнить, что все детки индивидуальны. Каждый из них обладает своими темпами развития, определяющими физическую и эмоциональную активность крохи.

Отклонения от норм в 1,5-2 месяца являются вполне допустимыми.

Однако если отставание от сверстников становится более существенным, родителям стоит показать кроху специалистам. Оправданным поводом для беспокойства взрослых должно стать отсутствие более половины перечисленных выше умений. Следует бить тревогу, если к четырехмесячному возрасту малыш:

  • не проявляет двигательной активности;
  • самостоятельно не держит головку;
  • не гулит;
  • не реагирует на свое имя и посторонние звуки;
  • улыбается редко и абсолютно неосознанно;
  • не пробует переворачиваться;
  • совершенно равнодушен к игрушкам.

Наличие подобных отклонений свидетельствует о замедленном развитии младенца. В этом случае родителям необходимо обратиться за помощью к специалистам, в первую очередь педиатру и неврологу. Если же отступления от норм имеют место быть, но являются не слишком существенными, родителям необходимо уделить пристальное внимание развитию крохи. Остановимся на этом вопросе более подробно.

Распорядок дня

К четырем месяцам кроха становится более активным, а время его непрерывного дневного бодрствования увеличивается до 2-3 часов.

Он кушает, гуляет, общается и играет с родителями, осваивает новые навыки. Питание четырехмесячных малышей осуществляется по ранее выработанному режиму. Непрерывный ночной сон младенца, находящегося на искусственном вскармливании, составляет уже не 4-6, а 7-10 часов. Груднички же периодически просыпаются, чтобы покушать.

Светлана, мама шестимесячного Кирилла: «В четыре месяца сынок спал днем три раза, но совсем недолго, всего по 30-40 минут. Даже на прогулке просыпался спустя полчаса. Зато на ночь мы укладывались в 7-8 вечера и спали до самого утра. С рождения сынок находится на искусственном вскармливании, а с 3 месяцев он перестал кушать по ночам. Я сначала беспокоилась по этому поводу, пыталась малышу подсунуть бутылочку. А он ее упорно выплевывал и всем своим видом демонстрировал недовольство, что его побеспокоили. Вскоре я оставила попытки накормить сына ночью».

Как развивать ребенка в домашних условиях

Развивающие занятия и игры должны стать обязательной частью распорядка дня ребенка.

Проводить их необходимо, когда малыш бодр, активен и находится в хорошем расположении духа. В этом состоянии кроха с готовностью идет на контакт и с большим удовольствием взаимодействует с родителями. В качестве примера рассмотрим несколько игр и упражнений:

Физическое развитие

Игры с мячом

Данное упражнение способствует укреплению мышц рук, ног и живота крохи, развитию тактильных ощущений. Для его выполнения понадобится надувной пляжный мяч. Положив малыша на спинку, следует поднять предмет над ним, раскачивать и вращать его. Кроха потянется к мячу и попытается его схватить. Если ребенку не удается удержать игрушку, необходимо помочь ему в этом. Можно задействовать и ножки ребенка. Ведь держать мяч сразу четырьмя конечностями куда удобнее. Далее следует поднести мяч к ножкам ребенка, чтобы он начал отталкивать его. Если кроха не предпринимает таких попыток, нужно помочь ударить ему по предмету.

Перевороты

Как правило, в 3-5 месяцев детки начинают осваивать навык переворота со спины на живот. Родители могут ускорить этот процесс, взяв на вооружение это простое упражнение. Уложив малыша на спину, нужно согнуть его ножку в коленном суставе и отвести в сторону переворота таким образом, чтобы оно соприкоснулось с поверхностью. Малыш по инерции станет подтягивать ручку в ту же сторону. Дав ему свой палец для захвата, следует подождать, пока кроха подтянется и сам перевернется на животик. Если младенец ленится, можно слегка помочь ему, увлекая карапуза за своей рукой.

Стимулирование «комплекса оживления»

Положите малыша на пеленальный стол, улыбайтесь, наклоняйтесь к нему и удаляйтесь, читая стишок. Выполняйте все действия стишка (потянулись, повернулись, покажите игрушку):

Вот проснулись,
Потянулись,
С боку на бок
Повернулись!
Потягушечки!
Потягушечки!
Где игрушечки,
Погремушечки?
Ты игрушка, погреми,
(Имя ребенка) подними!

Развитие мелкой моторики

Сенсорная коробочка

Можно посоветовать родителям, изготовить для малыша развивающую игрушку с использованием картонной коробки из-под молока или кефира. Это будет кубик с обклеенными различными материалами и деталями внутренними сторонами. Два бока изделия должны оснащаться небольшими отверстиями, в которые кроха сможет засунуть свои ручки. Внутри кубик можно обклеить бантиками, ворсистыми и гладкими тканями, фольгой, пришить к картону шнурочки и пуговицы и т.д. В результате получится отличная игрушка для развития мелкой моторики карапуза. Со временем кроха научится удерживать ее одной ручкой, а другой ощупывать находящиеся внутри детали. Такой кубик можно брать с собой в дорогу, чтобы отвлечь кроху в нужный момент.

Развитие зрения

Прятки

Эта игра пользуется огромной популярностью у ребенка в 4 месяца. Существует несколько способов ее проведения. Выбор подходящего варианта зависит от предпочтений крохи. Закрыв свое лицо ладошками, нужно спросить у крохи «где мама?», а затем через некоторое время убрать руки и сказать «ку-ку!». Проделав это несколько раз, следует поменяться с ребенком ролями. Теперь он окажется с закрытыми глазками, а мама будет искать его. Также можно прятаться под платочком или выглядывать из-за мебели с разных сторон. Четырехмесячные мальчики и девочки с интересом следят за передвижениями взрослых и даже пытаются самостоятельно убрать ткань, наброшенную на их личико.

Развитие слуха

Вам понадобятся разные музыкальные инструменты и игрушки: колокольчик, свирель, бубен, погремушка, неваляшка. Позвените колокольчиком справа и слева от малыша на расстоянии 60-70 см, чтобы он мог их видеть. Следите за ребенком: он должен внимательно прислушиваться. Дайте звуку затихнуть, скажите: «Это колокольчик. Он звенит дзинь!». Проделайте то же самое с другими инструментами.


Развитие речи (стимулирование лепета)

Возьмите ребенка на руки лицом к себе. Сделайте логопедическую «зарядку»:

  • высуньте расслабленный язык и поболтайте им вправо и влево;
  • надуйте щеки и пофыркайте;
  • вытяните губы трубочкой и подуйте.

Через некоторое время малыш начнет повторять за вами.

Чтобы стимулировать развитие речи ребенка в 4 месяца нужно показывать пример произнесения звуков и слогов. Начните с певучих «а-а-а-о-о-о», «y-y-y-a-a-a». Затем добавляйте согласные: «ля-ля-ля», «та-та-та», «да-да-да» и т.п.

Заключение

Четырехмесячный малыш уже обладает довольно обширным списком умений. Он может целенаправленно захватывать предметы и совершать с ними различные манипуляции, общаться с родителями на своем языке, осознанно проявлять различные эмоции. Кроха способен бодрствовать на протяжении нескольких часов, посвящая это время изучению окружающего мира и совершенствованию новых навыков. Данные процессы требуют непосредственного участия родителей, которые подтолкнут кроху к новым достижениям.

Видео по теме

www.tikitoki.ru

Что должен уметь ребенок в 4 месяца - развитие малыша в 4 месяца мальчик

Каждый месяц жизни грудничка — это целая ступень развития. Поэтому то, что должен уметь ребенок в 4 месяца, отличается от того уровня, который наблюдался месяцем ранее. При этом медицинские стандарты являются примерными. Если он еще не умеет того, что написано в графиках, это не означает отставания. В каждом ребенке заложена собственная программа, которая будет выполняться по мере роста и взросления.

Что умеет четырехмесячный ребенок.

  • Держание и вращение головы. Малыш хорошо держит голову во время ползания или приподнимания за руки. Он крутит головой в поисках источника звука или просто чтобы рассмотреть окружающее пространство.
  • Приподнимание на локтях с длительным удержанием верхней части тела. Это происходит во время лежания на животе. Предпринимаются первые попытки к ползанию.
  • Определение источника звука, реакция на звук поворотом головы. Ребенок реагирует на речь, музыку и т.д.
  • Переворот со спины на бок и живот, обратный поворот на спину. Так ребенку удобнее достать любимую игрушку или переместиться на нужно место.
  • Захват и длительное удержание погремушек в руке. Возможно махание погремушкой для извлечения звуков.
  • Попытки сесть при удерживании за руки. Девочки в четыре месяца сидеть не могут, изредка это получается у мальчиков. Но первые попытки предпринимаются с удовольствием. Долго удерживать ребенка в таком положении нельзя — позвоночник не готов к нагрузкам, а мышцы его практически не удерживают.
  • Проба вещей на вкус. Дети в этом возрасте тянут в рот игрушки и любые предметы. Это не связано с ростом зубов, поскольку для них пока рано. Пробование предметов помогает ребенку познавать мир. Важно в этом время исключить нахождение рядом с ребенком мелких предметов: пуговиц, деталей игрушек, колпачков от ручек и т.д. Ребенок может нечаянно проглотить их и задохнуться.
  • Хлопанье в ладоши. Это действие служит в качестве игры и проявления эмоций.
  • Придерживание бутылочки или материнской груди. Это нужно для удобства во время кормления.

Степень социального и эмоционального развития

Каждый малыш в 4 месяца уже улыбается и смеется в ответ на слова или приятные звуки, смеется во время игры. Он уже хорошо понимает значение улыбки. Ему нравится, когда улыбаются окружающие, он понимает, что им с ним весело и что они одобряют его поведение.

Здоровые четырехмесячные дети умеют гулить. Это первые попытки говорить, которые проявляются в виде мелодичных горловых звуков. К ним ребенок прислушивается и сам.

В четыре месяца уже появляется реакция на приятные звуки и музыку. Большинство детей перестают плакать и радуются. Некоторые гулят, подпевая. Так проявляется радость и наслаждение от приятных звуков.

Малыши любят, когда их держат вертикально за подмышки. Так удобнее смотреть вокруг, легче исследовать пространство. Лучше, если это делает мама или папа. При поддержании контакта с родителями возникает чувство защищенности, и первое пребывание в новом положении переносится с меньшими потрясениями.

В этом возрасте ребенок начинает ощущать собственное тело в пространстве. Нередко дети подолгу рассматривают собственные руки и ноги.

Рефлекторные реакции в 4 месяца

Рефлексы новорожденного ребенка в этом возрасте практически полностью пропадают. У здоровых детей уже нет рефлекса Бабкина, хоботкового, поискового, защитного, хватательного рефлекса. Простейшие бессознательные действия в это время уступают место более сложным реакциям и поведенческим комплексам. Это обусловлено окончательным созреванием головного мозга.

Какие рефлексы остаются

Частично остается шаговый рефлекс — ребенок умеет шагать, когда его держат в вертикальном положении, касаясь ногами дивана или стола, и слегка наклоняют вперед.

Возможны некоторые проявления рефлекса испуга (Моро). Ребенок все еще старается ухватиться за что-нибудь, испугавшись громкого звука, крика, удара по поверхности на которой он лежит, или убирании поддерживающей его руки. Однако если этого навыка и шагового рефлекса уже нет, это тоже не считается патологией.

В первые шесть месяцев хорошо заметен рефлекс кляпа — автоматическое выталкивание предметов изо рта. У некоторых детей это даже затрудняет процесс первого прикорма. Данные рефлекс, как и сосательный, сохраняется у человека на всю жизнь.

Занятия для развития навыков

Для развития умений малыша, не нужно иметь специальных знаний. Достаточно ежедневного общения и тактильного контакта. Желательного делать массаж и гимнастику. Сначала необходимо несколько раз согнуть и разогнуть конечности малыша, затем несколько раз плавно перевернуть со спинки на живот и обратно. Далее можно покачать малыша на фитболе, приложив к нему животом. Нужно немного наклонить вперед, чтобы он попытался вытянуть руки и назад, чтобы постарался ухватиться за шар.

Между занятиями гимнастикой обязательно берите ребенка на руки, носите, поглаживая по спине, руках и ногам. Некоторые педиатры советуют как можно чаще использовать слинг, а коляску брать только в крайних случаях.

Обязательно необходимо делать массаж. Это должны быть плавные прикосновения, поглаживания вдоль конечностей и спины. Никаких растираний пока не нужно.

Важную роль в формировании умений играют и другие меры.

  • Новые игрушки. Помимо погремушек, нужны прорезыватели, так как десны малыша уже могут набухать. Так он научится грызть, что впоследствии облегчит привыкание к взрослой еде. Хорошо наполнить прозрачную пластиковую бутылку смесью разных круп и мелочей, которые будут приятно шуршать и мелькать в ней. Еще один прием для обучения — наполнение крупами тканевых мешочков. Их ощупывание научит ребенка новым тактильным ощущениям.
  • Ведение диалога. Ребенок в 4 месяца частично умеет повторять речь взрослого: отдельные звуки, интонации. Выслушав его лепет, проговорите несколько предложений в ответ, затем снова сделайте паузу. Так малыш научится понимать, что наступила его очередь отвечать. Говорить с ребенком нужно спокойно и ласково, не коверкая слова и не «сюсюкая», чтобы он слышал все звуки. Обязательно обращайтесь к нему по имени. Веселите ребенка, играя в «козу рогатую», «ладушки» и т.д.
  • Игры с прятанием. Спрячьтесь за шторой или одеялом, а потом снова покажитесь и скажите «ку-ку» или «привет». Так ребенок поймет, что даже когда мама исчезает из поля зрения, она обязательно возвращается. Это учит его доверять.

Что должен уметь есть четырехмесячный грудничок

Основными видом питания ребенка по-прежнему выступает материнское молоко или адаптированная смесь. Груднички на естественном вскармливании еще не готовы к прикорму, однако количество приемов пищи уже сокращается, вырабатывается режим приема пищи. В день ребенок потребляет 800-900 гр. грудного молока. Требуется допаивание водой, особенно в жаркую погоду летом.

Пищеварительная система детей на искусственном вскармливании к новым продуктам готова. Им можно давать овощные п

loloclo.ru

рост, вес, прибавки, питание, зрение, что должен уметь, игрушки

Четвертый месяц жизни можно назвать переходным периодом, так как ребенок все более осмысленно реагирует на общение с ним, дольше рассматривает игрушки, его движения становятся более уверенными, а некоторые малыши начинают пробовать «взрослую» пищу.

Ваш малыш уже умеет...

Поворачиваться со спины на живот

Мальчики:

57,2-68,2 см.
5-8,4 кг.
39,6-44,5 см.
38,1-45,7 см.

Девочки:

57,2-67,4 см.
5,1-7,4 кг.
38,2-44,2 см.
38,1-44,3 см.

Физическое развитие ребенка на 4 месяце

За четвертый месяц жизни ребенок набирает в весе 700-800 грамм (общая прибавка веса за всё время составляет около 3 кг). Чем меньше возраст ребенка, тем быстрее увеличивается его масса тела. Чем старше становится малыш, тем меньше его ежемесячные прибавки веса.

Начиная со второго квартала (с 3 месяца) рост ребенка ежемесячно увеличивается на 2,5 см. Так за период с 3 по 4 месяц жизни малыш подрастет на 2,5 см. За истекший период (от рождения до 4 месяцев) длина тела увеличивается на 10-12 см.

Окружность головы к четвертому месяцу жизни увеличивается на 1,5 см, а окружность грудной клетки на 1,5-2 см.

Нервно-психическое развитие ребенка в 4 месяца

На 4 месяце жизни активно развивается мануальная деятельность рук: малыш активно приближает верхние конечности к глазкам, рассматривает их, потирает пеленку, подушку, одежду.

Движения ребенка становятся более целенаправленными, так, например, малыш может взять игрушку, поднести ее к лицу и рассматривать.

Малыш тянется за игрушками, которые висят на расстоянии вытянутой руки над его грудью.

Также на 4 месяце происходит развитие координации движения мышц спины, что проявляется переворачиванием ребенка со спины на животик, а позднее и с живота на спину.

Ребенок хорошо удерживает голову как в вертикальном положении, так и лежа на животе, при этом опирается на ручки.

Следит за игрушкой, когда она перемещается вверх, вниз, влево, вправо.

Лежа на спине малыш может взяться за руки взрослого и подтянуться.

В четыре месяца малыш способен различать цвет и форму предметов, узнает знакомых людей.

Ребенок начинает повторят и имитировать звуки, составляет первые слоги (ма, па, ба).

В этом возрасте ребенку очень нужно внимание и общение, на которое малыш с удовольствием отвечает как умеет (улыбается, гулит, агукает, смеется, радостно шевелит ручками и ножками).

Видео о развитии ребёнка в 4 месяца от детского психолога

Малыш активно познает мир, теперь он всё тащит в рот. Поэтому, проследите, чтобы игрушки были чистыми, и поблизости не было мелких деталей, которыми малыш может подавиться.

У ребенка может усилиться слюноотделение, это может быть защитной реакцией на то, что у малыша всё время что-то во рту (чтобы быстрее очищалась его слизистая оболочка), а также быть одним из симптомов прорезывания первых зубов.

Также малыш начинает прижимать деснами материнскую грудь, иногда так сильно, что это может доставить маме дискомфорт.

В 4 месяца ребенок начинает более настороженно относиться к посторонним людям и ему требуется больше времени, чтобы привыкнуть к новому человеку.

К четырем месяцам Ваш малыш начинает различать тональность музыкальных звуков.

Интерес к собственному телу не исчезает, а становиться только сильнее, малыш ощупывает свои руки, ноги, хватает гениталии, а особо ловкие умудряются сосать большие пальцы ног.

Четырехмесячный малыш уже может огорчаться и обижаться, что может проявится недовольным выражением лица, хныканьем, плачем.

Вот сколько всего умеет малыш в 4 месяца.

Зрение и слух ребенка четвертого месяца жизни

К 4-5 месяцам завершается формирование аппарата зрения. Малыш уже может переводить взгляд с одного предмета на другой, также может тщательно его рассматривать, совсем как взрослый. В этом возрасте дети предпочитают светлые цвета.

К концу четвертого месяца ребенок может различать плоские и объемные предметы.

Способен различать знакомые и незнакомые предметы, игрушки.

Глазные мышцы тоже уже достаточно окрепли, поэтому косоглазия у здорового ребенка в 4 месяца быть не должно.

Слух ребенка также совершенствуется, при появлении различных звуков ребенок прислушивается, затем поворачивает голову в сторону источника звука, находит его глазами, рассматривает.

В этом возрасте родители могут отметить музыкальное предпочтение малыша. Некоторые любят веселые быстрые мелодии, другие, напротив, медленные, спокойные, а кто-то вообще предпочитает мамины песни.

В целом все малыши на быструю ритмичную мелодию реагируют оживлением, усилением двигательной активности, а на спокойную колыбельную — затихают и успокаиваются.

Развитие речи в 4 месяца

В четыре месяца малыш активно агукает, гулит, что называют лепетом.

Звонко смеется и радостно вскрикивает, хорошо дифференцирует слоги, так что многие родители принимают их за первые слова.

Очень любит вслушиваться в обращенную к нему речь, понимает интонацию голоса.

Своими действиями провоцирует взрослого на общение.

Если у малыша спросить «Где мама?» начинает активно искать её глазами.

Уход за ребенком на четвертом месяце

Прогулки с малышом становятся всё длиннее, особенно в теплое время года. Летом можно гулять по 2-3 часа 2 раза в день, зимой — 1,5-2 часа 1-2 раза в день (ориентируясь по погоде).

Массаж и гимнастику желательно делать 2 раза в день (утром и вечером).

Чтобы ребенок лучше засыпал можно регулярно перед сном проводит «ритуал отхождения ко сну». Каждый день, в одно и то же время купать малыша, после купания погладить по спинки, по животику, одеть, покормить, спеть колыбельную. Можно придумать свой «ритуал» главное, чтобы малышу это приносило положительные эмоции и способствовало здоровому сну.

Многие малыши в этом возрасте начинают капризничать и плохо спать, возможно это связано с началом прорезывания зубов. Хотя, чаще всего, первые зубы появляются в 5-6 месяцев, в 4 месяца у ребенка могут начать чесаться десны, что очень беспокоит малыша. Облегчить состояние помогут специальные прорезыватели. Применение лекарственных средств возможно только после консультации с врачом.

В этом возрасте следует более тщательно следить за чистотой и состоянием ногтей ребенка, регулярно их подстригать. Так как малыш все тянет в рот, и первым делом свои руки, длинные, острые ногти могут поранить нежную слизистую оболочку полости рта.

Питание ребенка в 4 месяца

В 4 месяца вскармливание остается исключительно грудным.

Современные педиатры не рекомендуют вводить прикорм раньше 4,5 — 5 месяца.

К четырем месяцам у многих детей вырабатывается свой собственный режим кормления.

Желудок ребенка становиться больше, в результате чего ему уже не требуются частые прикладывания к груди.

Во время кормления ребенок может отвлекаться на посторонние звуки, окружающих людей, поэтому, кормление малыша лучше проводить в тихом, спокойном месте.

В грудном молоке (или детской смеси) достаточно питательный элементов для четырехмесячного ребенка. Если Вам всё же не терпится угостить малыша чем-нибудь новеньким, то перед введением прикорма обязательно проконсультируйтесь с врачом.

Необходимые обследования

В четыре месяца обязательно посетите педиатра, чтобы узнать сколько малыш набрал в весе и на сколько подрос. Также врач оценит его нервно-психическое развитие. Никаких дополнительный анализов и обследований в этом возрасте не требуется.

В 4,5 месяца необходимо сделать вторую прививку АКДС (от дифтерии, коклюша, столбняка) и ОПВ (от полиомиелита).

Как играть с ребенком в 4 месяца?

Продолжаем игры, которые способствуют развитию мелкой моторики и развивающие тактильное восприятие (игрушки разные по форме, размеру, текстуре, мешочки набитые различным материалом и др.).

Во время прогулок малыш начинает с большим интересом рассматривать всё вокруг, поэтому очень важно рассказывать об окружающем мире, называть ему то, что он видит.

В 4 месяца ребенок активно осваивает перевороты, можно помочь ему в этом, например, покачивая перед ним игрушкой с той стороны, на которую у него лучше всего получается переворачиваться.

В этом возрасте некоторые малыши могут играть и занимать себя самостоятельно, что не может не радовать.

Частое общение с малышом, повторение слогов, имитация звуков которые произносят животные способствует речевому развитию.

Можно поиграть с ребенком в прятки: закройте лицо руками или спрячьтесь за пеленку. Через несколько секунд выгляните сначала справа, а в другой раз — слева, затем сверху и снизу.

Не заменимы для развития мелкой моторики пальчиковые игры.

Какие игрушки подходят в данном возрасте?

Для развития тактильной чувствительности подойдут игрушки из разных материалов: деревянные, пластмассовые, резиновые, тряпичные. Игрушки должны быть жесткими и мягкими, гладкими и шершавыми, тяжелыми и легкими иметь разную форму и размер.

Для малыша 4 месяце лучше располагать и подвешивать игрушки на расстояние вытянутой руки, чтобы он мог до них дотянуться приложив небольшое усилие, это будет стимулировать двигательную активность.

Погремушки на палочки, резиновые игрушки с пищалками, колокольчики, яркие картонные книжки — не заменимы для ребенка в этом возрасте.

Наденьте на ножку ребенка ярких носок или привяжите к ней колокольчик, поднимите ножку, подвигайте ею вперед и назад, привлеките внимание малыша. Далее малыш будет пытаться достать колокольчик, для этого он будет сгибать ноги, подтягивать их к груди, трогать. Все это очень способствует развитию координации движений и концентрации внимания.

В этом возрасте для малыша очень важно Ваше одобрение и поощрение, поэтому чаще хвалите его и радуйтесь его успехам

mapapama.ru

Что должен уметь ребенок в 4 месяца

Четыре месяца – один из переломных периодов в развитии ребенка. Адаптация к окружающей среде к этому возрасту заканчивается, врожденные рефлексы вытесняются осознанными действиями, но вопрос о том, что должен уметь ребенок в 4 месяца остается насущным для многих пап и мам.

Развитие ребенка в 4 месяца

Четырехмесячный ребенок продолжает активно познавать собственное тело и совершенствовать навыки по его освоению.

Двигательные навыки

  1. В этом возрасте уже должен быть сформирован первый физиологический изгиб позвоночника – шейный лордоз. Внешне это проявляется уверенным удерживанием головки.
  2. По мере развития второго изгиба малыш становится подвижнее, приподнимает головку из положения лежа на спине и на животе, может опираться на предплечья.
  3. Большинство детей уже осваивают все варианты поворотов тела: на спинку, на животик, на бочок и в горизонтальной плоскости.
  4. Некоторые особо шустрые детишки используют новые навыки для перемещения в избранном направлении или даже предпринимают попытки ползать.
  5. Не исключено, что маленький человек может попытаться сидеть или даже вставать, хватаясь и подтягиваясь за прутья кроватки, но в столь нежном возрасте это навыки необязательные и довольно редкие.

Важно! Нельзя сажать и ставить малыша до тех пор, пока он сам не начнет пытаться это делать. Фиксировать сидячее положение тоже не нужно: способность сесть и способность удерживать тело в этом положении – разные вещи, малыш сам меняет позу, ориентируясь на собственные ощущения.

Отношение к новым возможностям собственного тела тоже очень разное. Ребенок может начать применять их при каждом подходящем случае и бурно протестует против попыток сдерживать его активность, но бывает и наоборот. Убедившись, что у него все получается, маленький мыслитель погрузится в длительные размышления о том, стоит ли заниматься «этими глупостями». Между фактическим освоением навыка и его активным практическим применением может пройти несколько недель или даже месяцев.

Темпы физического развития ребенка очень индивидуальны: кто-то развивается, будто сверяясь с учебником педиатрии, кто-то движется по собственному, порой очень нестандартному графику. Может быть так, что грудничок уже предпринимает попытки сидеть и ползать, но не умеет переворачиваться и обучается этому намного позже средних сроков. Если малыш совершенно здоров, волноваться не стоит. Так же не стоит сравнивать навыки ребенка с навыками любого другого ровесника, включая родных сестер и братьев и, тем более, не стоит во что бы то ни стало, пытаться форсировать события.

Важно! Принципиальных различий в развитии девочек и мальчиков в этом периоде еще нет. Темп развития малыша в большей степени зависит от состояния здоровья, наследственности и маминого внимания.

Познание окружающего мира (перцепция)

  1. Зрение малыша постепенно обостряется, и мир вокруг становится шире. Ребенок уже способен четко различать объекты, находящиеся на расстоянии более метра и фокусировать взгляд на особо интересных деталях. В этом возрасте детки начинают различать разные оттенки знакомых цветов, сознательно рассматривают детали обстановки. Смена обстановки, появление новых предметов в детской вызывает бурные эмоции. В этом возрасте малышу уже можно начинать показывать книжки с крупными яркими рисунками.
  2. Хватательный рефлекс замещается сознательным выбором, захватом и пока неловкими манипуляциями с заинтересовавшим предметом. Малыш берет игрушку, «пробует на зуб», трясет, рассматривает ее. Очень правильное решение – предложить крохе резиновые игрушки-пищалки.
  3. Младенцы уже улавливают простейшие причинно-следственные связи и запоминают последовательность действий. Например, при переодевании ребенок может «подать» маме чистый подгузник или что-то из одежды. Такие действия можно и нужно поощрять, обращаться к малышу с просьбой, хвалить, если у него получится ее «выполнить». Наличие обратной связи стимулирует физическое, психическое и интеллектуальное развитие малыша, обогащает его пассивный словарный запас.

Речевое развитие

  1. Четырехмесячный младенец хорошо различает привычные звуки, активно реагирует на них, мелодично «подпевает», произнося нараспев отдельные слоги.
  2. В этом возрасте проявляются первые попытки имитировать мимику и интонации взрослых. Детки экспериментируют с интонацией и тембром голоса, подолгу повторяют одни и те же слоги.
  3. Груднички уже могут вступать в диалог, в ответ на сказанное мамой издают разные звуки. Чем больше мама разговаривает с ребенком, тем активнее идет становление речи.

Эмоциональное развитие

  1. В четыре месяца маленький человек открывает для себя новые способы коммуникации, спектр эмоций резко расширяется. Детки выражают свое отношение к происходящему изменением интонации или каким-то специфическим звуком, улыбкой, активными движениями. Смех – реакция не обязательная для этого возраста и если кроха уже умеет смеяться, это считается опережением развития.
  2. Один из признаков нормального развития маленького человека – эмоциональная двигательная реакция на музыку. Услышав любимую мелодию, малыш размахивает ручками и ножками, смеется или издает другие звуки. Такую же реакцию вызывает голос мамы или папы.
  3. Люди, которых ребенок видит редко, воспринимаются им как незнакомцы, даже если это родная и горячо любящая бабушка. На гостей дети реагируют по-разному: кто-то охотно идет на ручки практически к любому человеку (в присутствии мамы, разумеется), кто-то избирателен, кто-то воспринимает любые проявления внимания со стороны третьих лиц в штыки. Как ни странно на первый взгляд, но мнение маленького человека нужно уважать и дать ему время привыкнуть к незнакомцу.
  4. Малыш уже реагирует на отражение в зеркале, может корчить рожицы собственному отражению. У него проявляются первые признаки чувства юмора – ребенка уже можно рассмешить.

Удивительно, но в таком юном возрасте человек уже способен запоминать особо яркие или повторяющиеся события. Известны случаи, когда в возрасте двух-трех лет дети довольно подробно описывали отдельные эпизоды своего грудничкового детства.

В первые годы жизни физическое и психическое развитие может происходить неравномерно: прорывы в одной из сфер иногда притормаживают развитие другой. Это может быть заметно еще с трехмесячного возраста, однако со временем наметившиеся разрывы выравниваются.

Видео рекомендации по развитию ребенка 3-6 месяцев от врача невролога Красновой М. А.

Видео календарь развития ребенка от 4 до 5 месяцев

Как заниматься с ребенком

Процесс развития ребенка идет постоянно, с самого рождения, поэтому немаловажно уделять время разнообразным занятиям и играм с малышом, включая их в повседневное общение.

Пальчиковые игры

Кроме простейших пряток за пеленкой досуг можно разнообразить пальчиковыми играми.

Игрушки

Для развития волевой сферы и координации движений маленькому человечку можно предлагать взять сразу две разные игрушки. Малышу можно показывать, как скатывается по наклонной плоскости игрушка на колесиках. Такие игры стимулируют развитие логического мышления. В этом возрасте уже можно пробовать использовать для развития ребенка развивающие коврики.

Волшебные мешочки

Очень важное значение имеют тактильные ощущения. Для малыша можно сшить небольшие мешочки из разных материалов и наполнить их разными видами круп. Исследование материалов разных фактур развивает мелкую моторику, что в дальнейшем ускорит становление речи.

Обогащение словарного запаса через общение

Пассивный словарный запас ребенка постоянно пополняется и чем больше с ним разговаривать, тем быстрее малыш начнет понимать маму. При переодевании, купании, кормлении можно и нужно комментировать свои действия, называть задействованные предметы или части тела. В обращениях к малышу желательны немного утрированные интонации и эмоции, а также четко выраженные паузы между фразами. В четыре месяца маленький человек уже способен «поддерживать разговор», издавая определенные звуки и сочетания звуков. Малыша можно просить показать, где находятся любимые игрушки, определенные части тела, хорошо знакомые предметы и обязательно хвалить его, когда ему удается правильно отреагировать на вопрос.

Прослушивание музыки

Очень полезно прослушивание детских песенок и классической музыки, игры с имитацией разных звуков. Если ребенок издает какие-либо звуки, мама может их повторять, строя диалог с малышом.

Видео рекомендации по развивающим игрушкам для детей 3-6 месяцев врача невролога Красновой М. А.

Если что-то пошло не так

Молодым мамам рекомендуется вести дневниковые записи и фиксировать достижения малыша. Во-первых, по записям проще сориентироваться, насколько соответствует возрасту развитие крохи и при необходимости вспомнить важные детали. Следует заметить, что педиатры очень не любят нестандартные варианты становления тех или иных навыков у детей и официальные записи в карточках не всегда соответствуют действительному положению вещей. Во-вторых, эти записи через годы и десятилетия подарят массу милых воспоминаний.

Если у малыша никаких патологий нет, но он чего-то еще не умеет, это еще не повод для паники. Иногда в таких случаях бывает достаточно уделить ребеночку немного больше внимания.

Поводом для беспокойства следует считать следующие отклонения в развитии:

  • отсутствие интереса к игрушкам;
  • отсутствие реакции на звуки и приближение родителей;
  • отсутствие ярко выраженных эмоций;
  • блуждающий взгляд и нескоординированность движений глаз;
  • улыбка, не связанная с происходящим;
  • пониженная двигательная активность;
  • неспособность удерживать головку;
  • отсутствие гуления.

Если за малышом замечен хотя бы один симптом из списка, нужна консультация педиатра. Лучше убедиться, что проблема сравнительно легко корректируется и вовремя устранить ее, чем упустить ранние признаки серьезных патологий.

Читайте также другие статьи по вопросам питания и развития ребенка:

Что должен уметь недоношенный ребенок

Малыши, рожденные раньше срока, в 4 месяца еще заметно отстают от среднего уровня развития сверстников. Отставание зависит от степени недоношенности. Среди детских неврологов практикуется брать за точку отсчета не фактическую дату рождения, а день, когда он должен был родиться. То есть, поправка к фактическому возрасту может быть достаточно большой, а общих норм темпа развития просто нет.

Если ребенок родился примерно на месяц раньше срока, ориентироваться нужно на уровень развития трехмесячных доношенных детей. Развитие деток, родившихся на два месяца раньше, сравнивают с навыками двухмесячных младенцев и так далее.

Таблица прибавок в весе и росте у недоношенных детей

Среди наиболее общих навыков для недоношенных деток:

  • способность произвольно фиксировать взгляд;
  • удерживать и приподнимать головку;
  • детки начинают гулить;
  • на приближение мамы многие способны реагировать осмысленной улыбкой.

topotushky.ru

0 0 vote
Article Rating
Подписаться
Уведомление о
guest
0 Комментарий
Inline Feedbacks
View all comments