Зачем воруют детей – Кто и для чего на самом деле крадет детей

Содержание

“Банда, похищающая детей” вновь появилась в соцсетях и мессенджерах

Фейковый текст о «банде, похищающей детей» вновь вброшен неизвестными в социальные сети и мессенджеры. Его распространение отмечено в значительном числе регионов России, и за ее пределами.

В сообщении говорится о злоумышленниках, которые якобы выбрасывают из окна автомобиля котенка или щенка, и просят помочь его поймать, после чего похищают ребенка. Предлагается предупредить детей об опасности, и распространить текст как можно шире.

Возможно, авторы вброса пытаются адаптировать сообщения, чтобы сделать их более убедительными для пользователей конкретных регионов. Так, в одном из вариантов, распространяющемся сейчас в Москве, говорится, что текст отправлен из «управы центрального округа» (в действительности управы в столице руководят районами, а округами — префектуры).

За последние дни рассылка подобных текстов отмечена в Иваново, Челябинске, Приморье, Самарской области, Ханты-Мансийске, Коми, Новосибирске, Тверской и Липецкой областях, Марий Эл, и в других регионах, а также в Молдавии и Киргизии. В некоторых вариантах к ним прилагаются фотороботы, якобы изображающие предполагаемых преступников.

В этом году рассылка фейка проводится в крупном масштабе, охватывая значительное число регионов. Ранее экспертами высказывались предположения, что таким способом неизвестные изучают скорость и маршруты возможного распространения недостоверной информации и разжигания паники.

«Проверить фейк очень просто: вбейте в любом поисковике ключевые слова из этого сообщения, и посмотрите, что получится», — прокомментировали осеню 2018 года рассылку этих и других подобных текстов в ПСО «Лиза Алерт».

Поиск в сети дает возможность убедиться, что эти сообщения распространяются уже много лет — по сведениям СМИ, впервые их можно было обнаружить около 2009 года в Казахстане. За прошедшее с тех пор время сообщения о «банде педофилов» множество раз опровергались правоохранительными органами разных стран и регионов России.

«Печально не только то, что это фейк, — заявили ранее в «Лиза Алерт». — Печально, что из тысяч родителей, которые распространяют это, единицы поговорят со своими детьми, и еще меньше сделают это так, что дети не забудут об этом через 15 минут разговора».

«Помните: распространяя непроверенную информацию, вы не помогаете решению проблемы, даже если информация окажется правдивой. В любом случае, гораздо полезнее еще раз поговорить с собственным ребенком о безопасности, чем разбрасывать такие сообщения по всем возможным чатам», — подчеркнули волонтеры.

www.miloserdie.ru

Дети воруют, но это не страшно

Со случаями детского воровства сталкивались почти все родители и ужасались: «Моя кровинка? Она не могла!» А она смогла. Но надо ли приходить в ужас?

Фото с сайта hidabroot.org

Советы детского психолога, психотерапевта Татьяны Панюшевой, кандидата психологических наук в фонде «Волонтеры в помощь детям-сиротам».

1-3 года: учим ребенка отличать свое от чужого

Двое малышей играют в песочнице. Формочки, две одинаковых лопатки, только цвет разный. Минута – и над площадкой разносится рев: чья-то лопатка сменила хозяина, и отдавать её назад он не хочет. Вокруг бегают мамы и бабушки, причитая про «надо уметь делиться».

— Дети до трёх лет «своего» и «чужого» не различают вообще, эти понятия им надо постепенно объяснять. Любые попытки «прихватить чужое» ребёнку надо комментировать, повторяя снова и снова: «Это твоя игрушка, а это – его игрушка», а потом пытаться разрешить «конфликт» мирно способом: поменяться на время, поиграть и отдать назад. Назад действительно надо отдать и ещё раз объяснить ребёнку, почему надо.

3-7 лет: учим контролировать свои желания

Мальчик принёс из садика маленькое колечко с блестящим камушком и подарил маме. Позже оказалось: колечко он взял у сверстницы по группе. А, делая подарок маме, хотел быть, «как папа», который на день рождения подарил маме украшение.

В этом возрасте появляется стыд – ребёнку неприятно, когда он сделал что-то не так. Но ещё нет осмысления поступка – рассуждать ребёнок не умеет, но ориентируется на эмоции значимых взрослых: «если мама расстроилась, он неправ». Желание получить одобрение близких и боязнь их расстроить в дошкольном возрасте действует гораздо сильнее наказания.

Если ребёнок сделал что-то не так, ему надо объяснить, в чём он неправ и тут же предложить «правильную» альтернативу.

Особое внимание надо уделить проговариванию эмоций – самого ребёнка и окружающих людей».

В описанной выше ситуации колечко вернулось к хозяйке вместе с шоколадкой и извинениями «виновника», а мама получила другой подарок, который они выбрали в магазине вместе с папой.

Не ругайте ребенка «за чувства»

Фото с сайта waterfordwhispersnews.com

«Мам, купи! Ну, купиии!! Купииии!!!!» — дошкольника с трудом отдирают от стойки с конфетами у кассы. Но после следующего визита в магазин в его кармане находится «контрабандный» фантик. Конфету, которую ему не купили, он тихо унёс сам.

— Маленькие дети очень импульсивны. Иногда они могут взять или сделать что-то просто потому, что «очень хочется». С возрастом они учатся сдерживать свои эмоции и желания, и задача взрослых  — помочь маленьким постепенно воспитать в себе волю.

Начинать надо с малого – не бегите немедленно исполнять все желания ребёнка, он должен научиться ждать. Сначала – пока мама помоет упавшую на пол игрушку, потом – того, что сладкое будет после супа и второго, а гулять пойдём, «когда маленькая стрелка будет на цифре десять». И, наконец, того, что подарок будет не сейчас, а к празднику.

Разумеется, сначала это должен быть какой-то близкий праздник, время до которого постоянно проговаривается («осталось три недели, две, одна»). Что такое «год» маленький ребёнок просто не понимает, и ждать столько не умеет.

Очень важно при этом «проговаривать эмоции»: «Я понимаю, как тебе хочется эту вещь, как ты сейчас злишься, оттого, что ждать так долго, и какой ты молодец, что справляешься со своей злостью».

Важно, чтобы ребёнок понял: вы понимаете его чувства и цените усилия. Но участие и сочувствие – не повод менять правила.

А ещё дошкольники могут устраивать показательные истерики, пытаясь попробовать границы и «продавить» взрослых на нарушение обещаний. Держитесь – один раз нащупав родительскую слабину, ребёнок начнёт пользоваться этим приёмом постоянно. И, главное, поспешив исполнить его желание, вы уменьшаете его возможности выработать навык воли.

Приемным детям надо дать третий шанс

Фото с сайта azbyka.ru

В родительском чате — переполох. У второклассницы из сумки пропала шоколадная фигурка, подаренная мальчиком, которому она нравится. Пострадавшая в слезах, родители устраивают детям расспросы и перетряхивают детские сумки. В итоге остатки подарочной обёртки и записка «Асе от Васи» обнаруживаются в рюкзаке одноклассника обоих детей. Разговор с мальчиком осложняется серьёзной подробностью — он приёмный.

У приёмных детей часто бывает задержка эмоционального развития. В кровной семье, где на них не обращали особого внимания, и дальше в детском доме, где вместо мамы был десяток разных воспитательниц и нянечек, у них просто не было близкого взрослого, которого они боялись бы расстроить. В итоге ребёнок-школьник не умеет управлять своими чувствами и действует, как маленький: «Я взял потому, что очень хотелось». Что так делать нельзя, у него просто не было шанса усвоить.

Самое сложное здесь – обговорить с ребёнком, что вы вынуждены досмотреть его сумку или рюкзак.

«Полицейский досмотр» без спроса только больше убедит ребёнка в том, что его не уважают, он – в опасности и по-прежнему должен выживать.

Осмотр «по расписанию» — например, в определённый день месяца – приведёт к тому, что ребёнок будет к нему готовиться и научится скрывать следы преступлений.

Можно сказать: «Я очень расстроена, но случилось ЧП, и я вынуждена посмотреть твою сумку».

7-11 лет: знакомим с деньгами и их ценностью

Фото с сайта psychologos.ru

«В классе пропал телефон-кроссовки-книжка-спортивная форма. После произведённого расследования пропажа находится в портфеле у ребёнка».

— Ребёнку в этом возрасте уже важно мнение окружающих как группы. А мотивами воровства могут быть эмоция: «Так хотелось, что я не мог удержаться», или идея: «У них много, а у меня нет».

Задача родителей, если воровство всё-таки произошло:

— всеми силами избежать «публичной порки» вроде «расскажи перед всем классом, что ты – вор» или фразы: «Ты – мамин позор», — произнесённой в кабинете директора;

— выслушать версию произошедшего от ребёнка (убедиться, что вещь ему не подкинули) и понять его мотивы;

— максимально задействовать ребёнка в исправлении ситуации.

То есть, отдавать хозяину украденный телефон ребёнок идёт вместе с вами (лучше это делать не перед всем классом). При этом ребёнок перед хозяином телефона извиняется. Если какие-то эмоции («мне стыдно, я очень сожалею») он при этом не может проговорить, за него это делаете вы.

К возмещению ущерба от кражи (если его пришлось выплачивать) ребёнка тоже надо привлечь. Например, в ближайшие месяцы он не получит карманных денег на сумму, которую пришлось заплатить пострадавшему, или какой-то большой подарок, который ему обещали на день рождения.

С ребёнком также нужно обсудить, как бы он мог получить желаемое «легальным» путём: например, на телефон можно копить.

В качестве профилактики важно обсуждать при детях семейный бюджет, чтобы они понимали: деньги – не бесконечны.

У учительницы пропал кошелёк. После долгих поисков виновницу «вычисляют». Девочка приёмная. Деньги она тратила на печенье и конфеты для младшей сестры.

— Нужно понимать, что ребёнок с опытом неблагополучной семьи и детского дома очень часто находится в позиции взрослого, добытчика. Он обеспечивает выживание себя и младших.

Главная задача в этом случае – вывести его из этой позиции. Объяснить, что печенье сестрёнка может просто попросить у приёмной мамы.

11-16 лет: воровство как способ «купить статус»

Фото с сайта thesun.co.uk

В дорогой закрытой школе регулярно пропадают вещи и деньги. Пропавшие вещи периодически находят, причём виновными оказываются разные ученики. С родителями владельцев удаётся улаживать эти ситуации без больших скандалов. Пропавшие деньги не находятся.

— В этом возрасте социум уже очень важен для ребёнка. Он понимает, что отношения в группе могут быть разнообразны. Например, имея деньги, можно «купить друзей». Имея какую-то вещь, которая в этой группе считается престижной (определённую одежду, кроссовки, телефон, наушники), — «купить статус».

Иногда дети ощущают на себе финансовые проблемы семьи – если, например, родители развелись. Занятые выяснением своих отношений, родители не замечают: ребёнок стал получать меньше карманных денег и не может позволить себе «статусную» еду в столовой, или стал носить более простую одежду. С помощью кражи ребёнок пытается добыть деньги или вещь, нужную ему для «восстановления статуса».

У подростков возникают и более сложные ситуации:

— кража как месть с целью «наказать» кого-то,

— кража «на спор».

Все эти мотивы надо выяснять, найти истинные причины и прорабатывать их.

Особенности воровства подростков – приемных детей

Фото с сайта udualpress.org

Подросток, сменивший в жизни не одну приёмную семью, регулярно «ворует по мелочи». У него постоянно оказываются линейки, ручки, ластики, которые «нашлись в школе». Причём нужды в них ребёнок не испытывает – похожие ему и так покупают.

— В эмоциональном развитии приёмные дети могут сильно отставать от своего «паспортного» возраста.

Так что подросток-детдомовец может не различать «своё» и «чужое», как трёхлетка.

Существуют и специфические причины воровства у детей с опытом детского дома:

— демонстративное воровство – ребёнок проверяет «границы дозволенного» в новой семье – тоже, как маленький. Или, убеждённый годами предыдущей жизни, что любить его нельзя, «вынуждает» родителей сдать его обратно в детдом;

— невротическое воровство.  Жизнь дома, в непривычных условиях, — большой стресс для детдомовца «со стажем». К тому же в его жизни могут быть детские травмы, опыт насилия. Такой ребёнок закрыт и постоянно напряжён. Кража для него – яркое событие, волнение от которого заставляет его на время забыть об основном стрессе. Диагноз «клептомания», который в этом случае выставляют психиатры, в жизни часто не подтверждается. Поведение ребёнка можно корректировать работой с психологом;

— демонстрация связи с кровной семьёй.

Если всё, что ребёнок знает о кровных родителях: «Твой папа воровал и сидел в тюрьме», — в подростковом возрасте он может начать поступать так же.

В этом случае полезно бывает найти информацию о родственниках ребёнка, с которых он действительно мог бы брать пример.

В любом случае действует общее правило: ворованные вещи использованию не подлежат! Причём выкидывает их сам ребёнок».

www.miloserdie.ru

Если ребенок ворует: как понять причины и найти решение

Если ребенок ворует: как понять причины и найти решение

У вас стали пропадать вещи или деньги, или вы обнаружили, что у ребёнка, наоборот, появилось то, что вы ему не покупали? У детского воровства есть причины, к которым стоит отнестись серьезно — в любом возрасте ребенка. Разбираемся вместе с психологом Анной Скавитиной.

Заработал или подарили?

Одна из причин: они учатся этому от нас. Нет, я даже не имею в виду, что мы воруем в магазине или «одолжили» канцелярию в своём офисе, чтобы пользоваться дома. А что же тогда?

Чтобы решить проблему воровства, стоит посмотреть на мир глазами детей. В детском и даже подростковом мире вещи, которыми окружён человек — это не те вещи, которые он заработал своими усилиями, это символы власти, которыми тебя наделяют люди, их имеющие. В основном, родители. Реже бывает, но это и более ценно — родственники, воспитатели, учителя. Которые даруют что-то с барского плеча, не всегда по понятным причинам — ну, кроме дня рождения.

Конечно, многие родители сейчас скажут: «Не знаю, как другие, но мы своих приучаем к тому, откуда берутся деньги, с детства. Например, учим зарабатывать, получать карманные деньги за выполненные домашние дела. Они должны же понимать!»

Да, мы их учим, они понимают, откуда берутся деньги — от вас и других людей, обладающих властью.

Например, ваш ребёнок целых две четверти учился и делал уроки, он даже застилал кровать каждое (!) утро, чтобы получить новый телефон. И вы ему этот телефон купили. Не подарили! Он его честно заработал на договорных условиях. Через какое-то время вы обнаружили, что ребёнок сидит в телефоне днями и ночами, кровать не заправляет, домашнюю работу делать перестал. Ваши действия? Очевидно, что во всем виноват … телефон. И поэтому надо его отобрать или ввести жесткие ограничения на пользование. И вы экспроприируете честно заработанную собственность ребёнка. И предлагаете вернуть при условии, например, что ребёнок исправит оценки. Как он это воспринимает? Как жестокую несправедливость: он уже выполнил условия контракта, почему же введены санкции и налоги на пользование? О них никто не предупреждал. Он воспринимает это, как воровство — вы у него украли. Поэтому он будет сражаться как лев, чтобы отобрать честно нажитое у властьимущих или попытается вернуть свою собственность потихоньку.

Если вы утверждаете, что ребёнок телефон у вас своровал, то ребенок считает, что реальность — штука нереальная, мир жесток, а воровство — отличный способ решения проблем.


С точки зрения родителя и взрослого, все кажется логичным, но с точки зрения ребёнка — нет! Он понимает, что находится под контролем родителей, и при этом абсолютно беспомощен. Если ему в следующий раз потребуются какие-то вещи или деньги, то он возьмёт их у вас. Что же делать? У ребёнка должна быть своя собственность, которую никто не должен брать без спроса. Даже если это поломанные игрушки, которые «ему уже давно не нужны». Именно так мы учим обращаться с вещами, защищать собственность и понимать, что другому может быть больно, обидно, неприятно, если его этой собственности лишить.

А как же телефон и другие гаджеты? Если вы понимаете, что ребёнок не в состоянии будет контролировать себя и будет сидеть в видеоиграх и телефонах вечно, и вы собираетесь это контролировать, то телефон не может принадлежать вашему ребёнку. Вам нужно договориться, что этот гаджет ваш личный, тогда вы можете выставлять правила пользования, аренды вашей собственности, которую вы выдаёте на определенное время или на особых условиях.

Воровство — обычное явление у маленьких детей. Дети эгоцентричны и им кажется, что весь мир придуман для них, поэтому можно брать то, что они хотят у других свободно. Истинное понимание ребенком самой идеи кражи обычно происходит в возрасте от пяти до семи лет. К этому времени дети могут понять идею собственности и понять, что брать вещи, принадлежащие другим, неправильно. Если им, конечно, об этом расскажут в семье.

Зачем он это делает?

Мотивы кражи могут сильно отличаться от ребенка к ребенку, да и ребенок может красть по разным причинам. Нет одной причины, типа «вы не занимаетесь своим ребёнком, и ему требуется больше внимания». Не всегда просто разобраться, почему это происходит, даже если ребёнок имеет свою собственность дома и умеет различать «своё — чужое».

Дети могут воровать, потому что таким способом они удовлетворяют какую-то психологическую потребность, и не видят других способов ее реализовать. (Конечно, мы сейчас не говорим о детях, которые воруют еду для того, чтобы не быть голодными).

Причины могут быть, например, такими:

1. Ребенок импульсивен и хочет немедленного удовлетворения своих желаний

2. Его не учили, что воровать неправильно, или у него была возможность наблюдать, как это делают взрослые с чужими вещами или вещами ребенка

3. Он и правда хочет внимания взрослого. И считает, что лучше негативное внимание, чем совсем никакого

4. Ребенок испытывают недостаток в семейной близости и чувствует себя забытыми. Он думает, что с помощью украденного предмета он сможет «вернуть» любовь

5. Ребенок страдает от жестокого обращения и нуждается в помощи

6. Таким способом он выражают чувстао гнева или тревоги, вызванные серьезными изменениями в жизни, такими как развод родителей, переезд, переход в новую школу или отвержение сверстниками

7. Он хочет отомстить за боль и вред, которую причинили ему другие люди: крадет, чтобы сделать больно кому-то

8. Ребенок страстно хочет то, что есть у других, завидует, и не может купить или попросить у родителей, боясь отказа. Например, это может быть какая-то еда, игрушки, одежда известных брендов или гаджеты.

9. Он хочет похвастаться

10. Ребенок хочет выглядеть жестким, смелым и крутым, чтобы соответствовать группе сверстников

11. Ему нравятся ощущения от воровства, он чувствует власть и безнаказанность

12. Он восстает против власти или слишком строгих секмейных правил

13. Подростку нужны деньги, чтобы покупать алкоголь, сигареты и наркотики

Дети, которые регулярно крадут, обычно импульсивны, чувствуют себя одинокими, никому не нужными, нечувствительны к потребностям другим, испытывают скуку и гнев, имеют низкую самооценку. Им часто трудно доверять другим людям и иметь близкие отношения с друзьями.

Что делать?

Когда ребенок пойман на краже, реакция взрослого должна зависеть от того, происходит ли это в первый раз или кражи уже бывали. Когда это случается в первый раз, внимание взрослого должно быть сосредоточено на причине кражи, а не на самой краже.

Что это значит?

Сохраняйте спокойствие. Разберитесь с ситуацией прямо. Покажите свое неодобрение, но не допрашивайте, не читайте лекций и не унижайте ребенка, называя его вором и рассказывая, что делали с ворами в далеком прошлом.
Если вы уверены в том, кто взял деньги или вещь, поговорите с ребенком наедине. Не спрашивайте: «Ты взял деньги?» Вместо этого скажите: «Мы знаем, что ты взял деньги. Мы разочарованы, потому что думали, что может тебе доверять. Спросите «Есть ли причина, по которой тебе нужны деньги?» Затем выслушайте и постарайтесь понять проблемы, которые возникли у ребенка.

После этого вам будет понятнее, как помочь ребёнку реализовать свои потребности напрямую, а не с помощью воровства.

Если воровство случается далеко не в первый раз:

  • Желательно убрать под контроль все ценные вещи для того, чтобы не провоцировать ребенка
  • Задайте себе вопрос о психологических потребностях ребёнка ещё раз. Не всегда можно понять про потребности с первого раза, вы могли что-то упустить
  • Возможно, вам потребуется разговор с детским психологом или психиатром, чтобы получше понять, что происходит с ребёнком
  • Подумайте о том, как дать ребёнку законный доступ к источнику денег или желаемой вещи. Или хотя бы указать путь к реализации. Например, коробка с мелочью на кухне, из которой можно брать деньги в случае экстренной необходимости. Вы можете ввести систему отчета (чеки) или сделать доступ свободным
  • Часть семейных денег может перейти под контроль ребёнка. Открытый доступ к части финансов семьи, за которые ребёнок отвечает, чтобы они не пропали, и участвует в обсуждении их трат. Так ребёнок чувствует себя вовлечённым во взрослые семейные дела и гораздо менее беспомощным

Важно: почти каждый родитель хотя бы однажды сталкивается с ситуацией воровства. Это не значит, что вы — ужасный родитель, но это значит, что пришло время задуматься и попытаться научить ребёнка важному социальному навыку обращаться со своей и чужой собственностью.

Читайте также:

10 причин детского воровства

Почему нельзя сравнивать своего ребенка с другими

Мой ребенок — жадина: так ли это плохо?

Фото: Photographee. eu, fizkes/Shutterstock

www.kanal-o.ru

Дети воруют, но это не страшно

Да вы что, чтобы мой ребенок украл? Нет. Он не может, и никогда этим заниматься не будет. Но проходит время, и вы понимаете – да, он украл, и, несмотря на замечании, дальше берет чужое. Паника, ужас охватывают нас. Между тем, воровство среди детей – привычное дело. Так считают психологи… А что делать все же, чтобы это прекратилось?

Со случаями детского воровства сталкивались почти все родители и ужасались: «Моя кровинка? Она не могла!» А она смогла. Но надо ли приходить в ужас?

Советы детского психолога, психотерапевта Татьяны Панюшевой, кандидата психологических наук в фонде «Волонтеры в помощь детям-сиротам».

1-3 года: учим ребенка отличать свое от чужого

Двое малышей играют в песочнице. Формочки, две одинаковых лопатки, только цвет разный. Минута – и над площадкой разносится рев: чья-то лопатка сменила хозяина, и отдавать её назад он не хочет. Вокруг бегают мамы и бабушки, причитая про «надо уметь делиться».

— Дети до трёх лет «своего» и «чужого» не различают вообще, эти понятия им надо постепенно объяснять. Любые попытки «прихватить чужое» ребёнку надо комментировать, повторяя снова и снова: «Это твоя игрушка, а это – его игрушка», а потом пытаться разрешить «конфликт» мирно способом: поменяться на время, поиграть и отдать назад. Назад действительно надо отдать и ещё раз объяснить ребёнку, почему надо.

3-7 лет: учим контролировать свои желания

Мальчик принёс из садика маленькое колечко с блестящим камушком и подарил маме. Позже оказалось: колечко он взял у сверстницы по группе. А, делая подарок маме, хотел быть, «как папа», который на день рождения подарил маме украшение.

В этом возрасте появляется стыд – ребёнку неприятно, когда он сделал что-то не так. Но ещё нет осмысления поступка – рассуждать ребёнок не умеет, но ориентируется на эмоции значимых взрослых: «если мама расстроилась, он неправ». Желание получить одобрение близких и боязнь их расстроить в дошкольном возрасте действует гораздо сильнее наказания.

Если ребёнок сделал что-то не так, ему надо объяснить, в чём он неправ и тут же предложить «правильную» альтернативу.

Особое внимание надо уделить проговариванию эмоций – самого ребёнка и окружающих людей».

В описанной выше ситуации колечко вернулось к хозяйке вместе с шоколадкой и извинениями «виновника», а мама получила другой подарок, который они выбрали в магазине вместе с папой.

Не ругайте ребенка «за чувства»

 «Мам, купи! Ну, купиии!! Купииии!!!!» — дошкольника с трудом отдирают от стойки с конфетами у кассы. Но после следующего визита в магазин в его кармане находится «контрабандный» фантик. Конфету, которую ему не купили, он тихо унёс сам.

— Маленькие дети очень импульсивны. Иногда они могут взять или сделать что-то просто потому, что «очень хочется». С возрастом они учатся сдерживать свои эмоции и желания, и задача взрослых  — помочь маленьким постепенно воспитать в себе волю.

Начинать надо с малого – не бегите немедленно исполнять все желания ребёнка, он должен научиться ждать. Сначала – пока мама помоет упавшую на пол игрушку, потом – того, что сладкое будет после супа и второго, а гулять пойдём, «когда маленькая стрелка будет на цифре десять». И, наконец, того, что подарок будет не сейчас, а к празднику.

Разумеется, сначала это должен быть какой-то близкий праздник, время до которого постоянно проговаривается («осталось три недели, две, одна»). Что такое «год» маленький ребёнок просто не понимает, и ждать столько не умеет.

Очень важно при этом «проговаривать эмоции»: «Я понимаю, как тебе хочется эту вещь, как ты сейчас злишься, оттого, что ждать так долго, и какой ты молодец, что справляешься со своей злостью».

Важно, чтобы ребёнок понял: вы понимаете его чувства и цените усилия. Но участие и сочувствие – не повод менять правила.

А ещё дошкольники могут устраивать показательные истерики, пытаясь попробовать границы и «продавить» взрослых на нарушение обещаний. Держитесь – один раз нащупав родительскую слабину, ребёнок начнёт пользоваться этим приёмом постоянно. И, главное, поспешив исполнить его желание, вы уменьшаете его возможности выработать навык воли.

Приемным детям надо дать третий шанс

В родительском чате — переполох. У второклассницы из сумки пропала шоколадная фигурка, подаренная мальчиком, которому она нравится. Пострадавшая в слезах, родители устраивают детям расспросы и перетряхивают детские сумки. В итоге остатки подарочной обёртки и записка «Асе от Васи» обнаруживаются в рюкзаке одноклассника обоих детей. Разговор с мальчиком осложняется серьёзной подробностью — он приёмный.

У приёмных детей часто бывает задержка эмоционального развития. В кровной семье, где на них не обращали особого внимания, и дальше в детском доме, где вместо мамы был десяток разных воспитательниц и нянечек, у них просто не было близкого взрослого, которого они боялись бы расстроить. В итоге ребёнок-школьник не умеет управлять своими чувствами и действует, как маленький: «Я взял потому, что очень хотелось». Что так делать нельзя, у него просто не было шанса усвоить.

Самое сложное здесь – обговорить с ребёнком, что вы вынуждены досмотреть его сумку или рюкзак.

«Полицейский досмотр» без спроса только больше убедит ребёнка в том, что его не уважают, он – в опасности и по-прежнему должен выживать.

Осмотр «по расписанию» — например, в определённый день месяца – приведёт к тому, что ребёнок будет к нему готовиться и научится скрывать следы преступлений.

Можно сказать: «Я очень расстроена, но случилось ЧП, и я вынуждена посмотреть твою сумку».

7-11 лет: знакомим с деньгами и их ценностью

 «В классе пропал телефон-кроссовки-книжка-спортивная форма. После произведённого расследования пропажа находится в портфеле у ребёнка».

— Ребёнку в этом возрасте уже важно мнение окружающих как группы. А мотивами воровства могут быть эмоция: «Так хотелось, что я не мог удержаться», или идея: «У них много, а у меня нет».

Задача родителей, если воровство всё-таки произошло:

— всеми силами избежать «публичной порки» вроде «расскажи перед всем классом, что ты – вор» или фразы: «Ты – мамин позор», — произнесённой в кабинете директора;

— выслушать версию произошедшего от ребёнка (убедиться, что вещь ему не подкинули) и понять его мотивы;

— максимально задействовать ребёнка в исправлении ситуации.

То есть, отдавать хозяину украденный телефон ребёнок идёт вместе с вами (лучше это делать не перед всем классом). При этом ребёнок перед хозяином телефона извиняется. Если какие-то эмоции («мне стыдно, я очень сожалею») он при этом не может проговорить, за него это делаете вы.

К возмещению ущерба от кражи (если его пришлось выплачивать) ребёнка тоже надо привлечь. Например, в ближайшие месяцы он не получит карманных денег на сумму, которую пришлось заплатить пострадавшему, или какой-то большой подарок, который ему обещали на день рождения.

С ребёнком также нужно обсудить, как бы он мог получить желаемое «легальным» путём: например, на телефон можно копить.

В качестве профилактики важно обсуждать при детях семейный бюджет, чтобы они понимали: деньги – не бесконечны.

У учительницы пропал кошелёк. После долгих поисков виновницу «вычисляют». Девочка приёмная. Деньги она тратила на печенье и конфеты для младшей сестры.

— Нужно понимать, что ребёнок с опытом неблагополучной семьи и детского дома очень часто находится в позиции взрослого, добытчика. Он обеспечивает выживание себя и младших.

Главная задача в этом случае – вывести его из этой позиции. Объяснить, что печенье сестрёнка может просто попросить у приёмной мамы.

11-16 лет: воровство как способ «купить статус»

В дорогой закрытой школе регулярно пропадают вещи и деньги. Пропавшие вещи периодически находят, причём виновными оказываются разные ученики. С родителями владельцев удаётся улаживать эти ситуации без больших скандалов. Пропавшие деньги не находятся.

— В этом возрасте социум уже очень важен для ребёнка. Он понимает, что отношения в группе могут быть разнообразны. Например, имея деньги, можно «купить друзей». Имея какую-то вещь, которая в этой группе считается престижной (определённую одежду, кроссовки, телефон, наушники), — «купить статус».

Иногда дети ощущают на себе финансовые проблемы семьи – если, например, родители развелись. Занятые выяснением своих отношений, родители не замечают: ребёнок стал получать меньше карманных денег и не может позволить себе «статусную» еду в столовой, или стал носить более простую одежду. С помощью кражи ребёнок пытается добыть деньги или вещь, нужную ему для «восстановления статуса».

У подростков возникают и более сложные ситуации:

— кража как месть с целью «наказать» кого-то,

— кража «на спор».

Все эти мотивы надо выяснять, найти истинные причины и прорабатывать их.

Особенности воровства подростков – приемных детей

Подросток, сменивший в жизни не одну приёмную семью, регулярно «ворует по мелочи». У него постоянно оказываются линейки, ручки, ластики, которые «нашлись в школе». Причём нужды в них ребёнок не испытывает – похожие ему и так покупают.

— В эмоциональном развитии приёмные дети могут сильно отставать от своего «паспортного» возраста.

Так что подросток-детдомовец может не различать «своё» и «чужое», как трёхлетка.

Существуют и специфические причины воровства у детей с опытом детского дома:

— демонстративное воровство – ребёнок проверяет «границы дозволенного» в новой семье – тоже, как маленький. Или, убеждённый годами предыдущей жизни, что любить его нельзя, «вынуждает» родителей сдать его обратно в детдом;

— невротическое воровство.  Жизнь дома, в непривычных условиях, — большой стресс для детдомовца «со стажем». К тому же в его жизни могут быть детские травмы, опыт насилия. Такой ребёнок закрыт и постоянно напряжён. Кража для него – яркое событие, волнение от которого заставляет его на время забыть об основном стрессе. Диагноз «клептомания», который в этом случае выставляют психиатры, в жизни часто не подтверждается. Поведение ребёнка можно корректировать работой с психологом;

— демонстрация связи с кровной семьёй.

Если всё, что ребёнок знает о кровных родителях: «Твой папа воровал и сидел в тюрьме», — в подростковом возрасте он может начать поступать так же.

В этом случае полезно бывает найти информацию о родственниках ребёнка, с которых он действительно мог бы брать пример.

В любом случае действует общее правило: ворованные вещи использованию не подлежат! Причём выкидывает их сам ребёнок».

azbyka.ru

Ребенок ворует (М. Кравцова) – Психологос

Как удержаться от кражи?

Причины или соображения, которые заставляют ребенка воздержаться от кражи, по всей вероятности, должны быть прямо противоположными тем, что побуждают его к совершению кражи. Воровать не будут, во-первых, те дети, у которых в достаточной степени развиты воля и нравственные представления. Во-вторых, те, кто умеет сдерживать свои желания. В-третьих, эмоционально благополучные дети.

Очень часто можно услышать мнение, что большинство людей удерживается от правонарушений (в том числе и воровства) только из-за страха перед неизбежным наказанием. Мне кажется, что это не единственная причина.

Я предложила учащимся первых и вторых классов послушать рассказ о мальчике Вите, которого другой мальчик, Темка, звал воровать яблоки у соседа (для которого продажа этих яблок была основным средством прокормить семью).

На глазах у Вити Темку жестоко наказывают, но он снова лезет в сад и опять зовет Витю с собой. Витя очень хочет попробовать яблок, но не решается пойти с Темкой.

Затем я спрашивала у ребят: почему Витя не идет воровать яблоки? 27% опрошенных сказали, что Витя побоялся наказания, 39% — что сочувствовал тому, кого собирались обворовать, 34% указали на моральные соображения (Вите стыдно, он знает, что воровать нехорошо, и т.д.).

Результаты этого небольшого опроса (всего ответили 40 учащихся) показывают, что страх возмездия не является единственной и значимой причиной, удерживающей от совершения кражи даже 7–8-летних детей.

В любимой мною в детстве сказке «Айболит» попугай Карудо выкрал у Бармалея ключ от темницы, чтобы спасти своих друзей. На мой детский взгляд – поступок, сопряженный с риском и вызывающий восхищение. Став взрослее, мы можем понять и оправдать того, кто совершает кражу от безысходности, ради спасения своих близких (например, от голода).

Но ни обследование чужих сумок и карманов, ни попытки нажиться за чужой счет оправданы нами быть не могут. Все это надо быть готовым объяснить своим детям.

Но самое важное – какой пример мы подаем своим поведением. Первые и самые главные уроки нравственности ребенок получает в семье, наблюдая за поведением близких. Об этом всегда надо помнить.

От этого не скрыться

Напоследок мне хотелось бы затронуть еще один немаловажный момент, связанный с проблемой воровства.

Воровство – это такое явление нашей жизни, с которым ребенку рано или поздно придется столкнуться, как бы мы ни старались оградить его от подобных неприятностей. Либо его обсчитают в магазине, либо стащат что-нибудь из кармана, либо позовут в соседский сад за яблоками. И каждый родитель должен быть готов к вопросу: «Почему этого делать нельзя? Почему другие так делают – и ничего?»

Став жертвой воришек впервые, малыш может очень болезненно переживать это. Он будет считать себя виноватым в том, что случилось, ему будет очень неприятно, даже противно (многие обворованные люди говорили о чувстве брезгливости как основной реакции на то, что с ними произошло).

Ребенок может даже перестать доверять людям, во всех незнакомцах ему будут мерещиться воры. Он может захотеть отплатить окружающим тем же, для него это станет своеобразной местью.

Объясните ребенку, что плохие люди встречаются везде. (Для меня лично было шоком, когда меня обворовали в Библиотеке им. Ленина, потом мне сказали, что там это обычное явление).

​​​​​​​Обсудите в семье проблему воровства, выскажите свое отношение к этому, научите детей оберегать свое имущество.

Ребенка необходимо учить не только уважению к чужой собственности, но и бдительности. Он должен знать, что не все люди считают чужое неприкосновенным.

Советы родителям

Как вести себя, если вы подозреваете ребенка в воровстве?

Если ребенок «не пойман за руку», невзирая ни на какие подозрения не спешите его обвинять. Помните о презумпции невиновности.

Будьте предельно осторожны, проявляйте чуткость, ведь перед вами не вор-рецидивист, а ребенок. От вас зависит, каким он вырастет. Поспешив, дав волю своему негодованию, вы можете испортить ребенку жизнь, лишить его уверенности в праве на хорошее отношение окружающих, а тем самым и уверенности в себе.

Некоторые родители в сердцах бьют детей по рукам, приговаривая, что в древности ворам отрубали руку, грозятся в следующий раз сдать их в милицию. Это ожесточает детей, создает ощущение собственной порочности.

Разделите с ребенком ответственность, помогите ему исправить положение, а о таких радикальных мерах пусть он узнает из книг и радуется, что его-то родители в беде не бросят.

Дайте ребенку понять, как вас огорчает то, что происходит, но старайтесь не называть происшествие «воровством», «кражей», «преступлением». Спокойная беседа, обсуждение ваших чувств, совместный поиск решения любой проблемы лучше выяснения отношений.

Постарайтесь понять причины такого поступка. Возможно, за фактом кражи кроется какая-то серьезная проблема. Например, ребенок взял дома деньги, потому что с него требуют «долг», а ему стыдно в этом признаться, или он потерял чью-то вещь, и эту потерю требуется возместить…

Попробуйте вместе с ребенком найти выход из сложившейся ситуации. Помните – это должно быть совместное решение, а не ваш приказ.

Украденную вещь необходимо вернуть владельцу, но необязательно заставлять ребенка делать это самостоятельно, можно пойти вместе с ним. Он должен почувствовать, что каждый человек имеет право на поддержку.

Если вы уверены, что вещь взял ребенок, но ему трудно в этом сознаться, подскажите ему, что ее можно незаметно положить на место. Например, для маленьких детей подойдет следующий ход: «У нас дома, видимо, завелся домовой. Это он утащил то-то. Давай поставим ему угощение, он подобреет и вернет нам пропажу».

Вообще, оставляйте ребенку пути к отступлению. Психолог Ле Шан советует: обнаружив у ребенка чужую игрушку, которую он стащил у приятеля, но утверждает, что она была ему подарена, нужно сказать ему следующее: «Я могу представить, как сильно тебе захотелось куклу, если ты действительно поверил, что тебе ее подарили».

Причиной воровства может быть не только попытка самоутвердиться или слабая воля, но и пример друзей, так называемое воровство «за компанию».

В младшем возрасте ребенку часто достаточно объяснить, что он поступает нехорошо, и оградить от общения с подбивающими его на плохие поступки детьми.

В подростковом возрасте все гораздо серьезнее. Ребенок сам выбирает себе друзей, и ваши уверения, что они ему не подходят, могут произвести прямо противоположенное действие. Подросток отдалится от вас и начнет скрывать, с кем и как он проводит время.

Кроме того, совершение краж в определенных компаниях повышает авторитет в глазах товарищей.

Необходимо знать всех друзей своего ребенка, особенно если вы опасаетесь негативного влияния с их стороны. Приглашайте их домой, по возможности познакомьтесь с их родителями.

Самое главное – ненавязчиво создайте приемлемый круг общения для ребенка. Об этом надо позаботиться, пока он еще маленький. Это могут быть дети ваших друзей, его одноклассники, какой-то клуб, кружок, секция – словом, любое общество, объединяющее людей со схожими интересами и доброжелательно относящихся друг к другу.

Несколько слов о профилактике

Доверительная беседа – лучшая профилактика возможных сложностей. Обсудите проблемы ребенка, расскажите о своих. Особенно хорошо будет, если вы поделитесь собственными переживаниями, расскажете, какие чувства вы испытывали в подобной ситуации. Ребенок почувствует ваше искреннее желание понять его, дружеское живое участие.

Его активность хорошо бы направить «в мирное русло»: выясните, что на самом деле интересует вашего ребенка (занятия спортом, искусством, собирание какой-нибудь коллекции, какие-то книги, фотографирование и т.д.). Чем раньше вы это сделаете, тем лучше. Человек, жизнь которого наполнена интересными для него занятиями, чувствует себя более счастливым и нужным. Ему нет нужды привлекать к себе внимание, у него обязательно появится хоть один друг.

Ребенка надо научить сопереживать, задумываться о чувствах окружающих. Надо познакомить его с правилом: «Поступай так, как хочешь, чтобы поступали с тобой», и объяснить смысл этого правила на примерах из собственной жизни.

Ребенку необходимо нести ответственность за кого-то или что-то в семье — за младшего брата, за наличие в доме свежего хлеба, за поливку цветов и непременно, начиная с 7–8 лет, за собственный портфель, стол, комнату и т.д. Постепенно передавайте ему дела, делитесь с ним ответственностью.

Наибольшую тревогу вызывают случаи воровства, выходящие за рамки дома или неоднократно повторяющиеся. А из всех возрастных категорий наиболее опасен подростковый возраст.

Когда ребенок часто ворует, это перерастает в дурную привычку. Если он ворует за пределами семьи – это уже потакание своим порочным желаниям. Если ворует ребенок старшего возраста – это черта характера.

Детские проблемы на фоне наших взрослых часто выглядят смешными, надуманными, не стоящими внимания, но ребенок так не думает. Для него очень многие ситуации могут казаться безвыходными. Помните об этом и почаще вспоминайте свое детство и свои детские проблемы, подумайте, как на его месте поступили бы вы. Ребенок должен знать, может ли он рассчитывать на ваше внимание и понимание, сочувствие и помощь.

Почему дети воруют

Так получилось, что мне несколько раз пришлось столкнуться с проблемой воровства у младших школьников и подростков. Признаюсь честно, первый раз выслушав жалобы родителей, я испугалась и стала думать, кому бы из коллег «подкинуть» этих проблемных клиентов. Но профессиональное любопытство взяло верх над чувством собственной некомпетентности, и я начала собирать необходимые материалы. См. →

Статус, авторитет, влияние

www.psychologos.ru

Найдены дети без почек, правда или нет, в каком городе

Новости о похищении детей для трансплантации органов стали гулять по родительским чатам, как только грянуло первое сентября. Подобная информация появилась в Новороссийске и со скоростью света стала разлетаться по мессенджерам. Охота якобы идет на детские почки.

«Нашли двух маленьких девочек лет 6-8, мертвых, лежащих на обочине дороги, в руках у них у каждой по 50 000 т. р., но без почек. Берегите своих детей, смотрите за ними и не выпускайте их на улицу без наблюдения. Только что пришла информация, друг адвокат написал, чтоб детей на улицу не отпускали, черная «Гранта», красная «Нива» и серая «Волга» с оружием и электрошокером воруют детей, скиньте все по группам, чтоб детей не отпускали. Информация пришла только что. По Ростовской области, по Краснодарскому краю и по Северному Кавказу», — сообщение в WhatsApp.

К тому же текстовое сообщение подкрепляют голосовым сообщением, в котором якобы учительница школы № 21 Новороссийска взволнованным голосом рассказывает, что стала свидетелем, как неизвестная дама просила двух учениц сфотографировать ее. Женщина хитростью заманивала девочек в кусты. В это время рядом стоял автомобиль с открытой дверью, в котором сидел подозрительный мужчина.

О банде похитителей речь идет и еще в одном сообщении. Группа состоит из женщины, мужчины и маленького мальчика. Они заманивают детей в машину и увозят в неизвестном направлении, чтобы вырезать органы.

В панике родители школьников города-героя пересылают сообщение друг другу. Когда задались вопросом: «А правда ли это?», оказалось, что подобные сообщения  легко распространяются не только в Новороссийске, но и в Астрахани, Краснодаре, Нижнем Новгороде и других городах. Копируем текст сообщения и вбиваем его в поисковую строку. Через минуту выясняется, что история про «похищение детей ради почек» успела облететь полстраны, а «мертвых девочек» нашли одновременно в нескольких городах. И даже в Казахстане!

Не смущает взволнованных родителей и абсурдность информации. Например, что детей бросили у дороги с деньгами в руках.

Киднеппинг – что это такое, или Как уберечь своего ребенка от серьезных неприятностей?

Вполне очевидно, что это наиболее коварное и низкое, но в то же время самое эффективное преступление. Почему? Да потому, что киднеппинг в очень широком смысле – это похищение человека (от английского слова kidnap – «похищать»), но из-за корня kid («ребенок») значение этого понятия сузилось до значения «похищение детей». А что может быть для родителей дороже детей? Всё нажитое непосильным трудом родителей (квартиры, машины, дачи, норковые шубы, драгоценности, акции, мебель и прочие материальные блага) никогда не сравнится с тем, что попросту невозможно измерить денежными знаками, – с жизнью собственного ребенка. Любящий родитель, который смог бы выстоять перед суровым испытанием физической болью, никогда не выдержит пытку угрозой жизни его ребенку. Цель киднеппинга банальна – нажива.

Какова же цель?

Основная и наиболее распространенная цель преступников – получение выкупа, в этом направлении придумать что-то «лучше» невозможно, вне конкуренции – киднеппинг. Что это ужасное горе для родителей, криминальные элементы не думают. Это ужасно, но еще не критично. Выкуп предполагает какой-то контакт с похитителями (по крайней мере, назначение места передачи денег) и надежду на то, что ребенок останется в живых. Силовые структуры (полицию и т. п.) в этом случае лучше не тревожить – могут наломать дров.

Второй, по печальной статистике, случай киднеппинга – это возврат ребенка одному из горе-родителей, как правило, после развода. Это самый безопасный для ребенка случай. Здесь нужно договариваться (судиться, утрясать невыясненные отношения) с бывшим супругом (супругой).

Самые критичные и опасные цели киднеппинга – это и сексуальное насилие, и даже получение внутренних органов, и продажа детей бездетным родителям (например, за границу). В этих случаях похитители на контакт с родителями, разумеется, выходить не будут. Если в течение суток нет никаких известий от ребенка и отсутствуют требования по его освобождению – в этом случае необходимо уже обращаться в правоохранительные органы!

Киднеппинг или похищение детей на органы: что это и как уберечься?

Превентивных способов защиты ребенка достаточно много. Их практическая реализация, конечно, зависит от социального статуса и материального благосостояния родителей. Основные методы защиты от киднеппинга можно сгруппировать по шести позициям:

Нанять группу сопровождения или телохранителя (самый дорогой, но наиболее эффективный способ).

Нанять гувернера или гувернантку.

Постоянное сопровождение родителями.

Сопровождение родственниками, друзьями, знакомыми.

Перемещение в организованной группе детей.

Средства технического слежения (например, у вашего ребенка должен быть телефон с модулем GPS и программой, которая сообщает вам о том, где находится ребенок).

Но при этом не следует забывать об элементарных профилактических мерах, если имеются малейшие подозрения о возможном киднеппинге.

pronedra.ru

Если ваш ребенок ворует

Нашла в инете хорошую статью Ирины Млодик о воровстве детьми у семьи

Что такое детское воровство?

  • Осознанное или неосознанное нарушение границ других людей.
  • Нелегальное вторжение в их пространство и присвоение себе их собственности.
  • Способ сказать нам, взрослым, о каком-то своем неблагополучии.
  • Симптом семьи.
  • Способ справиться с последствиями какой-то травмы.
  • Возможность получить то, что другим способом не получить.

На что стоит обратить внимание?

  • У кого — у какого члена семьи или школьной системы — ребенок ворует, тому и направлено послание ребенка.
  • Что именно он берет и на что тратит ворованные деньги? Это укажет на какой-то дефицит, выраженный символически.
  • Как давно он это делает? Если давно, то семья обладает некоторой «слепотой», старательно не замечает сложностей, боится с ними иметь дело. Это способ ребенка «открыть глаза» системе.

Какие частые причины такого поведения?

  • В семье нет четких границ, что можно и нельзя для всех членов семьи, включая взрослых.
  • Взрослые сами часто и нелегально нарушают границы ребенка.
  • Ребенок был чего-то лишен: детдомовский ребенок, приемный ребенок, каким-то иным образом покинутый взрослыми ребенок.
  • В семье очень строгие правила, и ребенок совсем лишен возможности удовлетворять некоторые свои потребности — легальным образом получить то, что нужно, невозможно.
  • В семье и у ребенка не сформировано, путаются понятия «свое» и «чужое». Ребенка не обучили навыку просить и договариваться.
  • У ребенка сформировалась серьезная зависимость — игровая, алкогольная, наркотическая, что тоже является нарушением функционирования семейной системы.

Чего не стоит делать в случае обнаружения воровства?

  • Делать вид, что ничего не произошло.

Почему? Важно назвать вещи своими именами и сказать: «Ты взял у мамы деньги, это воровство. Так поступать нельзя. Это преступление».

  • Объявлять ребенка вором. Он — ребенок, который совершил воровство. Это поступок, который является сигналом для семьи, правильнее отреагировать так: «Ты совершил серьезный проступок».

Почему? В большинстве случаев это неосознанный выбор ребенка. К нему неприменима уголовная или административная ответственность (до 14 лет). За воровство ребенка перед законом отвечают родители, поскольку они и являются теми, кто этому косвенно способствовал.

  • Наказывать ребенка больше, чем сам проступок.

Почему? В сверхнаказании родители часто всю ответственность за проступок перекладывают на ребенка и не берут свою. Этим они учат ребенка тому же — как не брать ответственность за совершенное. Взрослая позиция: «Нам вместе нужно разобраться, почему это произошло».

  • Оставлять происшествие без последствий.

Почему? У здорового ребенка есть моральные ориентиры. Если он не понес разумное наказание и каким-то образом не возместил нанесенный ущерб — в рамках своих возможностей, он может чувствовать себя долго и сильно виноватым. Что может сказать взрослый: «Такое бывает, мы все совершаем ошибки, часто по незнанию или потому, что не подумали о последствиях. Давай подумаем, как ты можешь возместить ущерб, который ты нанес этим поступком».

  • Усиленно стыдить ребенка.

Почему? Разоблачение проступка и его последствия уже в значительной мере пробуждают стыд. Когда ребенка родитель слишком стыдит, он таким способ освобождается от собственного стыда и ответственности за происшествие и «загружает» им другого. Так проявляется нежелание помогать ребенку в том, что поможет понять причины поступка, и желание просто запугать или застыдить — возникает «чтобы неповадно было впредь». От этого симптом уходит внутрь, и ребенок просто лучше скрывает последствия воровства, или симптом преобразуется в другой.

  • Обвинять во всем только его самого.

Почему? Большая часть ответственности принадлежит семье, взрослым. Важно выделить, где чья вина. Семье хорошо бы взять ответственность за собственные дисфункциональные нарушения, за нарушение границ и несформированность адекватных норм и правил, то есть за причины поступка. Ребенок берет ответственность за сам факт совершения поступка.

  • Ограничиваться только наказанием, пристыживанием или запугиванием.

Почему? Это симптом какого-то неблагополучия, и в нем стоит разобраться всей семьей или с помощью психолога.

  • Думать, что теперь это навсегда «испорченный» ребенок и ему нельзя доверять.

Почему? Если будете относиться к этому как проблеме и все вместе ее решите, то произошедшее будет просто эпизодом из его жизни, сложным событием, в котором его семья пришла ему на помощь. Если вы будете думать, что во всем виноват ваш «плохой» ребенок, он может и дальше неосознанно подтверждать это выданный ярлык.

Как поступить, если вы обнаружили у ребенка вещи, которые не покупали, или пропажу денег?

  • Поинтересоваться откуда вещи, чьи, при каких обстоятельствах оказались у ребенка.
  • Сказать, что вы обнаружили пропажу денег и полагаете, что взял их ребенок.
  • В случае обнаружение воровства успокоиться и не паниковать.
  • Спросить, осознает ли ребенок, что он совершил серьезный проступок.
  • Назвать это воровством, нарушением чужих границ, правил и закона.
  • Сказать, что с этим нужно разобраться всей семье.
  • Переработать собственные чувства — шок, разочарование, стыд, злость, страх, тревогу.
  • Обсудить последствия воровства и возмещения ущерба.
  • Разобраться с первопричинами.
  • Помочь ребенку организовать возмещение ущерба — возможно, совместно с семьей.

Как заняться профилактикой детского воровства?

  • Корректно обходиться с границами всех членов семьи («Это Ванины игрушки, ты не можешь их брать, если он тебе не разрешает», «Если ты хочешь взять, тебе нужно попросить»). Соответственно, если вы, взрослые берете что-то у вашего ребенка, вы также спрашиваете. Вы без спросу не залезаете в его портфель, дневники, странички в сетях, почту. Особенно, если ребенок не хочет вас туда пускать. Идея «я просто хочу убедиться, что у него все в порядке» не является основанием. Если вы это делаете по этой причине, значит, у вас уже есть проблемы. Ваш ребенок вам не доверяет, и вы для того, чтобы унять свою родительскую тревогу, нарушаете границы своего ребенка, чем учите его тому же самому.
  • Открыто обсуждать сложности в семье. «Давай бабушке не скажем, а то она расстроится», «Только не говори папе, он разозлится» — если вы сами что-то скрываете, то вы учите ребенка скрывать и делать что-то нелегально.
  • Дать ребенку возможность получать ваше внимание, включенность и удовлетворять важные для него потребности. Если вы не обращаете внимания на самого ребенка, и он интересует вас только функционально — сделал ли он уроки, подмел ли пол, сходил ли на музыку, то ребенок будет искать возможностей вовлечь вас в свои проблемы. Родители не должны удовлетворять все детские желания по первому зову.
  • Ребенок желательно должен встречаться с тем, что: ему идут навстречу и дают то, что он просит; отказывают, но он может объяснить, как важно ему то, что он хочет, и договориться; отказывают, и ему придется принять этот отказ, желательно при этом разделить его чувства. Если нет никакой возможности получать то, что очень нужно, психика всегда ищет обходные пути.
  • Помогать в проработке прошлых травм, касающихся серьезного дефицита и лишений. Полученная даже в раннем младенчестве травма — ребенок может об этом не помнить — без проработки остается в бессознательном ребенка и может разыгрываться при каких-то обстоятельствах для того, чтобы на нее обратили внимание и помогли эту травму проработать и закрыть.

Важночто бы ни случилось, дети и другие члены семьи не должны подвергаться насилию, отвержению, презрению, «изгнанию»: «Все, ты не наша дочь теперь, уходи!». Все это только усиливает травму. Вы — семья, и вы — взрослые, и ваша задача помочь тому, кто только начинает жить.

www.baby.ru

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о