Возрастной период: Таблица возрастных этапов и периодов развития человека. Возрастные периоды жизни человека

Содержание

Возрастная периодизация — Википедия

Возрастная периодизация — это периодизация развития человека от момента зачатия (либо от момента рождения) и до момента смерти, и соответствующие этому определения возрастных границ этапов в жизни человека, принятая в обществе система возрастной стратификации. В ряде случаев границы возрастных периодов в жизни человека имеют юридическое значение (например, максимальный гестационный возраст, при котором законом разрешён аборт по социальным показаниям [по желанию женщины] в отсутствие медицинских показаний, или возраст совершеннолетия, возраст наступления криминальной ответственности, пенсионный возраст и др.).

Проблема периодизации

Возраст существует одновременно как абсолютное, количественное понятие (календарный возраст, время жизни от рождения или от момента зачатия) и как этап в процессе физического и психологического развития (условный возраст). Условный возраст определяется степенью развития, текущим этапом в процессе развития и зависит от принятой системы периодизации, от принципов разграничения этапов развития.

Деление жизненного цикла человека на возрастные категории менялось со временем, оно культурно-зависимо, и определяется подходом к установлению возрастных рамок. Как указывал И. С. Кон, чтобы разобраться в содержании категории возраста, прежде всего необходимо разграничить главные системы отсчета, в которых наука описывает человеческий возраст и вне связи с которыми возрастные категории вообще не имеют смысла.

Первой системой отсчета является индивидуальное развитие (онтогенез, «жизненный цикл»). Эта система отсчета задает такие единицы деления, как «стадии развития», «возрасты жизни», и концентрируется на возрастных свойствах.

Вторая система отсчета — это связанные с возрастом социальные процессы и социальная структура общества. Эта система отсчета задает такие единицы деления, как «возрастные страты», «возрастные группы», «поколения», одним из задаваемых ей направлений исследования являются когортные различия.

Третья система отсчета — это представления о возрасте в культуре, то, как возрастные изменения и свойства воспринимаются представителями социально-экономических и этнических групп, одним из задаваемых ей направлений исследования являются возрастные стереотипы и т. н. «возрастные обряды».

Принципы периодизации

«Ступени человеческого века», 1-я половина XIX века

Выготский различал три группы периодизаций (относительно периодизации детства и юности): по внешнему критерию, по одному и нескольким признакам детского развития.

Первая группа периодизаций основывается на внешнем критерии, без связи с физическим и психическим развитием человека. Например, из принципа «онтогенез повторяет филогенез» выводилась периодизация, ставящая каждый этап жизни в соответствии с стадиями биологической эволюции и исторического развития человечества. До сих пор сохраняется периодизация по ступеням системы воспитания и обучения, оперирующая такими понятиями, как «дошкольный возраст», «младший школьный возраст» и т. д. Так как структура образования развивалась с учетом психологии развития, такая периодизация косвенно связана с переломными моментами в детском развитии.

Вторая группа периодизаций основывается на одном внутреннем критерии. Выбор критерия, который ложится в основу классификации, субъективен и происходит по самым разным причинам. Так, в рамках психоанализа Фрейдом была разработана периодизация развития детской сексуальности (оральный, анальный, фаллический, латентный, генитальный этапы). В основу периодизации П. П. Блонского лег такой объективный и простой для учета физиологический признак, как появление и смена зубов. В получившейся классификации детство делится на три периода: беззубое детство, детство молочных зубов и детство постоянных зубов; с появлением зубов мудрости начинается взрослость.

Третья группа периодизаций основывается на нескольких существенных особенностях развития и может учитывать изменение важности критериев со временем. Примером таких периодизаций являются системы, разработанные Выготским и Эльконином.

Существует много периодизаций возрастного развития. Детальность проработки периодизаций неодинакова для разных возрастов; периодизации детства и юности, как правило, привлекали больше внимания психологов, чем периодизация зрелости, поскольку развитие в зрелости не несет качественных изменений и содержательная периодизация зрелости затруднена.

В рамках психологии развития, догматические периодизации, основанные на умозрительных принципах, были заменены периодизациями, основанными на предварительном изучении развития детей, в том числе и на лонгитюдных (многолетних) исследованиях одних и тех же детей, разработанных Арнольдом Гезеллом[1].

Периодизации

Некоторые исторические и ныне используемые системы периодизации возрастных периодов в жизни человека:

Периодизация Выготского

Л. С. Выготский представлял процесс развития ребенка как переход между возрастными ступенями, на которых происходит плавное развитие, через периоды кризисов. Периоды стабильного и кризисного развития по Выготскому[2]:

Периодизация Эльконина

Периодизация Д. Б. Эльконина, являющаяся интеграцией концепций Л. С. Выготского и А. Н. Леонтьева, выделяет следующие периоды:[3]

  • Раннее детство
  • Детство
  • Отрочество
    • Подростковый возраст (11/12—15 лет)
    • Ранняя юность (от 15 лет)

Периодизация Эльконина является наиболее общепринятой в российской возрастной психологии[4][5].

Теория психосоциального развития Эрика Эриксона

Э. Эриксон выделяет восемь фаз в психосоциальном развитии человека. Каждая из этих фаз, как и фазы в психосексуальном развитии по Фрейду, имеет свои задачи и может разрешиться благоприятно или же неблагоприятно для будущего развития индивида. Примерное соответствие этих фаз возрасту:[6][7][8]

  • Младенчество (от рождения до 1 года)
  • Раннее детство (1 — 3 лет)
  • Игровой возраст, дошкольный (4 — 6-7 лет)
  • Школьный возраст (7-8 — 12 лет)
  • Юность (13 — 19 лет)
  • Молодость (19-35 лет) — начало зрелости, период ухаживания и ранние годы семейной жизни, годы до начала среднего возраста
  • Взрослость (35-60 лет) — период, когда человек прочно связывает себя с определенным родом занятий, а его дети становятся подростками
  • Старость (от 60 лет) — период, когда основная работа жизни закончилась

Классификация АПН СССР (1965)

В 1965 году на симпозиуме Академии педагогических наук СССР была принята следующая возрастная периодизация

[9]:

Биологический возраст

Возрастная периодизация в медицине опирается на соответствующие возрасту анатомические и физиологические особенности организма. Для периодизации детского возраста учитывается степень приспособленности к условиям окружающей среды, с которыми связана специфика ухода и воспитания ребенка. Условные периоды биологического возраста[10]:

Возрастные периоды у детей
  • Период новорождённости (неонатальный период) — первые 4 недели
  • Грудной период: от 4-х недель до 1 года
  • Раннее детство: 1-3 года
  • Дошкольный возраст: 3 года — 6-7 лет
  • Младший школьный возраст: 6-7 — 10/12 лет
  • Подростковый период:
    • девочки: 10 — 17-18 лет
    • мальчики: 12 — 17-18 лет
Возрастные периоды взрослого человека
  • Юношеский период
    • юноши: 17 — 21 год
    • девушки: 16 — 20 лет
  • Зрелый возраст (1 период)
    • мужчины: 21 — 35 лет
    • женщины: 20 — 35 лет
  • Зрелый возраст (2 период)
    • мужчины: 35 — 60 лет
    • женщины: 35 — 55 лет
  • Пожилой возраст: 55/60 — 75 лет
  • Старческий возраст: 75 — 90 лет
  • Долгожители — 90 лет и более

См. также

Примечания

Литература

Ссылки

Сообщение на тему: "Возрастная периодизация"

ГБПОУ КК

«Ейский полипрофильный колледж»

Возрастная периодизация

Подготовила

Студентка Ш-41 группы

Гвоздецкая Диана

Преподаватель:

Великановская Л.А.

Ейск, 2016

Возрастная периодизация

Возрастная периодизация — периодизация этапов в жизни человека и определения возрастных границ этих этапов, принятая в обществе система возрастной стратификации.

Проблема периодизации

Возраст существует одновременно как абсолютное, количественное, понятие (календарный возраст, время жизни от рождения), и как этап в процессе физического и психологического развития (условный возраст). Условный возраст определяется степенью развития, текущим этапом в процессе развития и зависит от принятой системы периодизации, от принципов разграничения этапов развития.

Деление жизненного цикла человека на возрастные категории менялось со временем, оно культурно-зависимо, и определяется подходом к установлению возрастных рамок. Как указывал И. С. Кон, чтобы разобраться в содержании категории возраста, прежде всего необходимо разграничить главные системы отсчета, в которых наука описывает человеческий возраст и вне связи с которыми возрастные категории вообще не имеют смысла.

Первой системой отсчета является индивидуальное развитие (онтогенез, «жизненный цикл»). В процессе отногенеза отдельные органы и системы созревают постепенно и завершают свое развитие в разные сроки жизни. Эта гетерохрония созревания обусловливает особенности функционирования организма детей разного возраста. Возникает необходимость выделения определенных этапов или периодов развития. Основными этапами развития являются внутриутробный и постнатальный, начинающиеся с момента рождения[1]. Отногенез задает такие единицы деления, как «стадии развития», «возрасты жизни», и концентрируется на возрастных свойствах.

Вторая система отсчета — это связанные с возрастом социальные процессы и социальная структура общества. Эта система отсчета задает такие единицы деления, как «возрастные страты», «возрастные группы», «поколения», одним из задаваемых ей направлений исследования являются когортные различия.

Третья система отсчета — это представления о возрасте в культуре, то, как возрастные изменения и свойства воспринимаются представителями социально-экономических и этнических групп, одним из задаваемых ей направлений исследования являются возрастные стереотипы и т. н. «возрастные обряды».

Принципы периодизации

Выготский различал три группы периодизаций: по внешнему критерию, по одному и нескольким признакам детского развития.

Первая группа периодизаций основывается на внешнем критерии, без связи с физическим и психическим развитием человека. Например, из принципа «онтогенез повторяет филогенез» выводилась периодизация, ставящая каждый этап жизни в соответствии с стадиями биологической эволюции и исторического развития человечества. До сих пор сохраняется периодизация по ступеням системы воспитания и обучения, оперирующая такими понятиями, как «дошкольный возраст», «младший школьный возраст» и т. д. Так как структура образования развивалась с учетом психологии развития, такая периодизация косвенно связана с переломными моментами в детском развитии.

Вторая группа периодизаций основывается на одном внутреннем критерии. Выбор критерия, который ложится в основу классификации, субъективен и происходит по самым разным причинам. Так, в рамках психоанализа Фрейдом была разработана периодизация развития детской сексуальности (оральный, анальный, генитальный этапы). В основу периодизации П. П. Блонского лег такой объективный и простой для учета физиологический признак, как появление и смена зубов. В получившейся классификации детство делится на три периода: беззубое детство, детство молочных зубов и детство постоянных зубов; с появлением зубов мудрости начинается взрослость.

Третья группа периодизаций основывается на нескольких существенных особенностях развития и может учитывать изменение важности критериев со временем. Примером таких периодизаций являются системы, разработанные Выготским и Эльконином.

Существует много периодизаций возрастного развития. Детальность проработки периодизаций неодинакова для разных возрастов; периодизации детства и юности, как правило, привлекали больше внимания психологов, чем периодизация зрелости, поскольку развитие в зрелости не несет качественных изменений и содержательная периодизация зрелости затруднена.

В рамках психологии развития, догматические периодизации, основанные на умозрительных принципах, были заменены периодизациями, основанными на предварительном изучении развития детей, в том числе и на лонгитюдных (многолетних) исследованиях одних и тех же детей, разработанных Арнольдом Гезеллом (англ. Arnold Gesell)[2].

Периодизации

Периодизация Выготского

кризис новорожденности (до 2 мес.)

младенческий возраст (до 1 года)

кризис 1 года

раннее детство (1-3 года)

кризис 3 лет

дошкольный возраст (3-7 лет)

кризис 7 лет

школьный возраст (7-13 лет)

кризис 13 лет

пубертатный возраст (13-17 лет)

кризис 17 лет

Периодизация Эльконина

Этап раннего детства Младенчество (до года)

Ранний возраст (1-3 года)

Этап детства Дошкольный возраст (3-7 лет)

Младший школьный возраст (7-11 лет)

Этап отрочества Подростковый возраст (11-15 лет)

Ранняя юность (15-17 лет)

Периодизация Эриксона

Младенчество

Раннее детство

Игровой возраст (5-7 лет)

Школьный возраст

Юность

Молодость

Взрослость

Зрелый возраст (старость)

12 периодов

Период новорождённости (неонатальный период) — первые 4 недели

Грудной период — 1 месяц- 1 год

Раннее детство — 1-3 года

Первое детство — 4-7 лет

Второе детство мальчики 8-12 лет

девочки 8-11 лет

Подростковый период юноши 13-16 лет

девушки 12-15 лет

Юношеский период юноши 17-23 год

девушки 16-21 лет

Зрелый возраст (1 период) мужчины 24-35 лет

женщины 22-35 лет

Зрелый возраст (2 период) мужчины 36-60 лет

женщины 36-55 лет

Преклонный возраст мужчины 61-74 года

женщины 56-74 года

Старческий возраст — 75-90 лет

Долгожители — 90 лет и более

Период от 3 до 7 лет называется. Периодизация развития детей

ПЕРИОДИЗАЦИЯ ВОЗРАСТНОГО РАЗВИТИЯ

Общие подходы к проблеме периодизации.

Есть две различные точки зрения на процесс развития ребенка. Согласно одной из них этот процесс непрерывен , согласно другой - дискретен.

Согласно теории непрерывного развития - развитие идет не останавливаясь, не ускоряясь и не замедляясь, поэтому каких-либо четких границ, отделяющих один этап развития от другого, не существует.

Согласно теории дискретного развития - развитие идет неравномерно, то ускоряясь, то замедляясь, и это дает основание для выделения стадий или этапов в

Развитии, качественно отличающихся друг от друга. На каждой стадии существует какой-либо главный, ведущий фактор, определяющий собой процесс развития на этой стадии.

Периодизации детского развития по внешнему критерию.

Периодизации этого типа построены на основе внешнего, но связанного с самим процессом развития критерия. Примером могут служить периодизации, созданные по биогенетическому принципу (периодизация Штерна), или более поздние периодизации, основанные на ступенях воспитания и обучения детей (периодизации Р.Заззо, А.В.Петровского).

Периодизация В.Штерна.

В. Штерн - один из сторонников теории рекапитуляции, перенесшей в возрастную психологию биогенетический закон Геккеля. Согласно этой позиции, онтогенез в кратком и сжатом виде повторяет филогенез. Поэтому процесс индивидуального развития ребенка Штерн представляет как повторение основных стадий биологической эволюции и этапов культурно-исторического развития человечества.

Согласно В. Штерну, ребенок в первые месяцы младенческого периода с еще неосмысленным рефлекторным и импульсивным поведением находится на стадии млекопитающего. Во втором полугодии благодаря развитию схватывания предметов и подражанию, он достигает стадии высшего млекопитающего - обезьяны. В дальнейшем, овладев вертикальной походкой и речью, ребенок достигает начальных ступеней человеческого состояния. В первые пять лет игры и сказок он стоит на ступени первобытных народов. Начиная с поступления в школу, ребенок усваивает человеческую культуру. В первые школьные годы детское развитие, по мнению Штерна, соответствует развитию человека античного и ветхозаветного мира. Средний школьный возраст носит черты фанатизма христианской культуры, пубертатный возраст Штерн называет возрастом просвещения и только в периоде зрелости человек поднимается до уровня культуры Нового времени.

Периодизация Р. Заззо .

Еще один пример - периодизация Рене Заззо. В ней этапы детства совпадают со ступенями системы воспитания и обучения детей. После стадии раннего детства (до 3 лет) начинается стадия дошкольного возраста (3-6 лет), основное содержание которой составляет воспитание в семье или дошкольном учреждении. Далее следуют стадия начального школьного образования (6-12 лет), на которой ребенок приобретает основные интеллектуальные навыки; стадия обучения в

Средней школе (12-16 лет), когда он получает общее образование; и позже -

Стадия высшего или университетского образования.

Так как развитие и воспитание взаимосвязаны, и структура образования создана на базе большого практического опыта, границы периодов, установленных по педагогическому принципу, почти совпадают с переломными моментами в детском развитии.

Периодизация А.В. Петровского .

В периодизации Артура Владимировича Петровского в качестве внешнего критерия, определяющего процесс детского развития, выступают различные социальные группы, с которыми ребенок вступает во взаимодействие по мере своего взросления.

Формирование личности ребенка определяется, по Петровскому, особенностями взаимоотношений ребенка с членами референтной группы. Референтная группа наиболее значима для ребенка по сравнению с остальными, он принимает именно ее ценности, моральные нормы и формы поведения.

На каждом возрастном этапе ребенок включается в новую социальную группу, которая становится для него референтной. Сначала это семья, потом группа детского сада, школьный класс и неформальные подростковые объединения. Для любой такой группы характерна своя деятельность и особый стиль общения. Деятельностно-опосредованные взаимоотношения ребенка с группой, по Петровскому, являются тем фактором, который участвует в формировании личности ребенка.

Периодизации детского развития по внутреннему критерию.

В этой группе периодизаций используется не внешний, а внутренний критерий. Этим критерием становится какая-либо одна сторона развития, например, развитие костных тканей у П.П.Блонского, развитие детской сексуальности у 3.Фрейда, развитие морального сознания у Л.Колберга.

Периодизация П.П. Блонского .

Павел Петрович Блонский выбрал объективный, легко доступный наблюдению, связанный с существенными особенностями конституции растущего организма признак - появление и смену зубов. Детство делится поэтому на три эпохи: беззубое детство (от рождения до 8 месяцев), детство молочных зубов (примерно до 6,5 лет) и детство постоянных зубов (до появления зубов мудрости).

Периодизация З. Фрейда .

Зигмунд Фрейд считал главным двигателем человеческого поведения бессознательное, насыщенное сексуальной энергией. Сексуальное развитие, по Фрейду, определяет развитие всех сторон личности и может служить критерием возрастной периодизации.

Стадии развития детской сексуальности определяются, по Фрейду, смещением эрогенных зон - тех областей тела, стимуляция которых вызывает удовольствие.

Оральная стадия. На оральной стадии (до 1 года) эрогенная зона -

Слизистая рта и губ. Ребенок получает удовольствие, когда сосет молоко, а в от- сутствие пищи - собственный палец или какой-нибудь предм

Лекция 2. Возрастная периодизация. — Студопедия

1. Периоды развития организма

2. Рост и пропорции тела на разных этапах развития.

3. Оценка физического развития.

 

Периоды развития организма. В процессе онтогенеза отдель­ные органы и системы созревают постепенно и завершают свое развитие в разные сроки жизни. Эта гетерохрония созревания обу­словливает особенности функционирования организма детей раз­ного возраста. Возникает необходимость выделения определенных этапов или периодов развития. Основными этапами развития яв­ляются внутриутробный и постнатальный, начинающийся с момен­та рождения. Во время внутриутробного периода закладываются ткани и органы, происходит их дифференцировка. Постнатальный этап охватывает все детство, он характеризуется продолжающим­ся созреванием органов и систем, изменениями физического раз­вития, значительными качественными перестройками функциони­рования организма. Гетерохрония созревания органов и систем в постнатальном онтогенезе определяет специфику функциональных возможностей организма детей разного возраста, особенности его взаимодействия с внешней средой. Периодизация развития дет­ского организма имеет важное значение для педагогической прак­тики и охраны здоровья ребенка.

Распространенная в настоящее время возрастная периодизация с выделением периода новорожденное, ясельного, дошкольного и школьного возраста, подразделяющегося, в свою очередь, на младший, средний и старший школьный возраст, отражает скорее существующую систему детских учреждений, нежели системные возрастные особенности.


В современной науке нет общепринятой классификации пе­риодов роста и развития и их возрастных границ. Симпозиум по проблеме возрастной периодизации в Москве (1965), созванный Институтом физиологии детей и подростков АПН СССР, рекомен­довал схему возрастной периодизации, которая имеет значитель­ное распространение. По этой схеме в жизненном цикле человека до достижения зрелого возраста выделяют следующие периоды:

I новорожденный—1 — 10 дней;

II грудной возраст—10 дней—1 год;

III раннее детство—1—3 года;

IV первое детство — 4—7 лет;

V второе детство — 8—12 лет мальчики, 8—11 лет девочки;

VI подростковый возраст—13—16 лет мальчики, 12—15 лет девочки;

VII юношеский возраст—17—21 год юноши, 16—20 лет де­вушки.

Критерии такой периодизации включали в себя комплекс признаков, расцениваемых как показатели биологического возраста: размеры тела и органов, массу, окостенение скелета, прорезывание зубов, развитие желез внутренней секреции, степень полового со­зревания, мышечную силу. В этой схеме учтены особенности мальчиков и девочек. Однако вопрос о критериях биологического возраста, в том числе выявление наиболее информативных пока­зателей, отражающих функциональные возможности организма, которые могли бы явиться основой возрастной периодизации, тре­бует дальнейшей разработки.


Каждый возрастной период характеризуется своими специфи­ческими особенностями. Переход от одного возрастного периода к последующему обозначают как переломный этап индивидуаль­ного развития, или критический период.

Продолжительность отдельных возрастных периодов в значи­тельнойстепени подвержена изменениям. Как хронологические рамки возраста, так и его характеристики определяются прежде всего социальными факторами.

Рост и пропорции тела на разных этапах развития. Характер­ной особенностью процесса роста детского организма являются его неравномерность и волнообразность. Периоды усиленного рос­та сменяются его некоторым замедлением. Особенно ярко эта за­кономерность прослеживается при графическом выражении темпа роста организма ребенка. Наибольшей интенсивностью рост ребенка отличается в первый год жизни и в период полового созревания, т. е. в 11—15 лет. Если при рождении рост ребенка в среднем равен 50 см, то к 10 концу первого года жизни он достигает 75—80 см, т. е. увели­чивается более чем на 50%; масса тела за год утраивается — при рождении ребенка она равна в среднем 3,0—3,2 кг, а к концу года — 9,5—10,0 кг. В последующие годы до периода полового созревания темп роста снижается и ежегодная прибавка массы составляет 1,5—2,0 кг, с увеличением длины тела на 4,0—5,0 см.

Второй скачок роста связан с наступлением полового со­зревания. За год длина тела увеличивается на 7—8 и даже 10 см. Причем с 11—12 лет девочки несколько опережают в росте маль­чиков в связи с более ранним началом полового созревания. В 13—14 лет девочки и мальчики растут почти одинаково, а с 14—15 лет мальчики и юноши обгоняют в росте девушек, и это превышение роста у мужчин над женщинами сохраняется в те­чение всей жизни.

Пропорции тела с возрастом также сильно меняются (рис. 2). С периода новорожденности и до достижения зрелого возраста длина тела увеличивается в 3,5 раза, длина туловища — в 3 раза, длина руки—в 4 раза, длина ноги — в 5 раз.

0 г 2 г 6 л 12 л 25 л

Рис. 1. Изменение пропорций тела с возрастом

 

Новорожденный отличается от взрослого человека относитель­но короткими конечностями, большим туловищем и большой голо­вой. Высота головы новорожденного составляет 'Д длины тулови­ща, у ребенка 2 лет—1/5, 6 лет—1/6, 12 лет—1/7 и у взрослых — 1/8. С возрастом рост головы замедляется, а рост конечностей уско­ряется. До начала периода полового созревания (предпубертатный период) половые различия в пропорциях тела отсутствуют, а в период полового созревания (пубертатный период) у юношей кон ечности становятся длиннее, а туловище короче и таз уже, чем у девушек.

Можно отметить три периода различия пропорций между дли­ной и шириной тела: от 4 до 6 лет, от б до 15 лет и от 15 лет до взрослого состояния. Если в предпубертатный период общий рост увеличивается за счет роста ног, то в пубертатном периоде — за счет роста туловища.

Кривые роста отдельных частей тела, а также многих органов в основном совпадают с кривой роста длины тела. Однако неко­торые органы и части тела имеют иной тип роста. Например, рост половых органов происходит усиленно в период полового созрева­ния, рост лимфатической ткани к этому периоду заканчивается. Размеры головы у детей 4 лет достигают 75—90% от величины головы взрослого человека. Другие части скелета и после 4 лет продолжают интенсивно расти.

Неравномерность роста — приспособление, выработанное эво­люцией. Бурный рост тела в длину на первом году жизни связан с увеличением массы тела, а замедление роста в последующие годы обусловлено проявлением активных процессов дифферен­цирования органов, тканей, клеток.

Мы уже отмечали, что развитие приводит к морфологическим и функциональным изменениям, а рост — к увеличению массы тка­ней, органов и всего тела. При нормальном развитии ребенка оба эти процесса тесно взаимосвязаны. Однако периоды интенсивного роста могут не совпадать с периодами дифференцировки.

Наряду с типичными для каждого возрастного периода харак­теристиками имеются индивидуальные особенности развития. Они варьируют и зависят от состояния здоровья, условий жизни, сте­пени развития нервной системы.

Физическое развитие — важный показатель здоровья и соци­ального благополучия. Основными показателями физического раз­вития являются длина тела, масса и окружность грудной клетки. Однако, оценивая физическое развитие ребенка, руководствуются не только этими соматическими величинами (soma — тело), а ис­пользуют также результаты физиометрических измерений (жиз­ненная емкость легких, сила сжатия кисти рук, становая сила) и соматоскопических показателей (развитие костно-мышечной систе­мы, кровенаполнение, жироотложение, половое развитие, различ­ные отклонения в телосложении). Только руководствуясь сово­купностью этих показателей, можно установить уровень физиче­ского развития ребенка.

В конце XIX — начале XX века во всех странах наблюдалось ускорение перечисленных выше показателей физического разви­тия. Это явление получило название акселерации (лат. acceleratio — ускорение).

Оценка физического развития. Оценку физического развития производят по местным, или региональным, таблицам — стандартам физического развития либо по специально составленным оце­ночным таблицам (шкалам регрессии массы тела и окружности грудной клетки по росту), опираясь на указанные параметры.

Сезонность и индивидуальные особенности темпа увеличения длины и массы тела от осени к осени диктуют необходимость проведения антропометрических исследований в одни и те же пе­риоды календарного года. Самый интенсивный продольный рост происходит весной — с марта по май. За этот период скорость роста в два раза большая, чем за сентябрь —октябрь. Самая же интенсивная прибавка в массе тела происходит осенью. Сущест­венное значение для сезонного изменения соматометрических по­казателей имеют особенности режима дня детей и питание.

Нарастание массы тела нередко претерпевает у детей значи­мые отклонения от типичных изменений. В период адаптации при переводе дошкольников из младшей в последующие группы, а за­тем от воспитания в детском саду к систематическому обучению и воспитанию в школе у детей наблюдают не только снижение интенсивности нарастания массы тела, но даже ее падение (рез­кий дефицит). Задержка в интенсивности нарастания годичных приростов и проявление, хотя и ничтожно малых (до 0,5 кг), отри­цательных сдвигов в массе тела у коллектива детей дает основание говорить о неблагоприятных изменениях физического развития и требует реализации определенных гигиенических мер, прежде все­го рационализации режима воспитания и обучения.

Обычно после устранения условий, задерживающих закономер­ное нарастание соматометрических параметров, скорость их роста становится в 3—4 раза интенсивнее обычной, и показатели через некоторое время достигают возрастных нормативов.

Дети дисгармонического физического развития с избыточной массой тела (за счет жироотложения), как и дети, резко отстаю­щие по длине и массе тела от средних величин, свойственных дан­ному возрасту и полу, направляются к эндокринологу, берутся на учет школьным врачом. Такие дети нуждаются в проведении лечебно-оздоровительных мер.

Прикладное значение антропометрических исследований. Антро­пометрические исследования детей и подростков входят не только в программу изучения состояния здоровья, но часто осуществля­ются в прикладных целях: для установления размеров одежды и обуви, оборудования детских воспитательных и образовательных учреждений (парт, столов и стульев, шкафов, кроватей, вешалок, спортивного оборудования и инвентаря и др.)- Для прикладных соматометрических исследований проводятся не только опреде­ления длины, но также множества других размеров тела (длины сегментов, широтных размеров, окружностей).

В целях установления, например, функциональных размеров столов и стульев ученических у большого числа школьников с I по XI (X) класс измеряют длину тела, высоту стопы, голени и бедра, переднезадний диаметр грудной клетки и другие параметры.

 

Возрастная периодизация — Википедия. Что такое Возрастная периодизация

Возрастная периодизация — это периодизация развития человека от момента зачатия (либо от момента рождения) и до момента смерти, и соответствующие этому определения возрастных границ этапов в жизни человека, принятая в обществе система возрастной стратификации. В ряде случаев границы возрастных периодов в жизни человека имеют юридическое значение (например, максимальный гестационный возраст, при котором законом разрешён аборт по социальным показаниям [по желанию женщины] в отсутствие медицинских показаний, или возраст совершеннолетия, возраст наступления криминальной ответственности, пенсионный возраст и др.).

Проблема периодизации

Возраст существует одновременно как абсолютное, количественное понятие (календарный возраст, время жизни от рождения или от момента зачатия) и как этап в процессе физического и психологического развития (условный возраст). Условный возраст определяется степенью развития, текущим этапом в процессе развития и зависит от принятой системы периодизации, от принципов разграничения этапов развития.

Деление жизненного цикла человека на возрастные категории менялось со временем, оно культурно-зависимо, и определяется подходом к установлению возрастных рамок. Как указывал И. С. Кон, чтобы разобраться в содержании категории возраста, прежде всего необходимо разграничить главные системы отсчета, в которых наука описывает человеческий возраст и вне связи с которыми возрастные категории вообще не имеют смысла.

Первой системой отсчета является индивидуальное развитие (онтогенез, «жизненный цикл»). Эта система отсчета задает такие единицы деления, как «стадии развития», «возрасты жизни», и концентрируется на возрастных свойствах.

Вторая система отсчета — это связанные с возрастом социальные процессы и социальная структура общества. Эта система отсчета задает такие единицы деления, как «возрастные страты», «возрастные группы», «поколения», одним из задаваемых ей направлений исследования являются когортные различия.

Третья система отсчета — это представления о возрасте в культуре, то, как возрастные изменения и свойства воспринимаются представителями социально-экономических и этнических групп, одним из задаваемых ей направлений исследования являются возрастные стереотипы и т. н. «возрастные обряды».

Принципы периодизации

«Ступени человеческого века», 1-я половина XIX века

Выготский различал три группы периодизаций (относительно периодизации детства и юности): по внешнему критерию, по одному и нескольким признакам детского развития.

Первая группа периодизаций основывается на внешнем критерии, без связи с физическим и психическим развитием человека. Например, из принципа «онтогенез повторяет филогенез» выводилась периодизация, ставящая каждый этап жизни в соответствии с стадиями биологической эволюции и исторического развития человечества. До сих пор сохраняется периодизация по ступеням системы воспитания и обучения, оперирующая такими понятиями, как «дошкольный возраст», «младший школьный возраст» и т. д. Так как структура образования развивалась с учетом психологии развития, такая периодизация косвенно связана с переломными моментами в детском развитии.

Вторая группа периодизаций основывается на одном внутреннем критерии. Выбор критерия, который ложится в основу классификации, субъективен и происходит по самым разным причинам. Так, в рамках психоанализа Фрейдом была разработана периодизация развития детской сексуальности (оральный, анальный, фаллический, латентный, генитальный этапы). В основу периодизации П. П. Блонского лег такой объективный и простой для учета физиологический признак, как появление и смена зубов. В получившейся классификации детство делится на три периода: беззубое детство, детство молочных зубов и детство постоянных зубов; с появлением зубов мудрости начинается взрослость.

Третья группа периодизаций основывается на нескольких существенных особенностях развития и может учитывать изменение важности критериев со временем. Примером таких периодизаций являются системы, разработанные Выготским и Эльконином.

Существует много периодизаций возрастного развития. Детальность проработки периодизаций неодинакова для разных возрастов; периодизации детства и юности, как правило, привлекали больше внимания психологов, чем периодизация зрелости, поскольку развитие в зрелости не несет качественных изменений и содержательная периодизация зрелости затруднена.

В рамках психологии развития, догматические периодизации, основанные на умозрительных принципах, были заменены периодизациями, основанными на предварительном изучении развития детей, в том числе и на лонгитюдных (многолетних) исследованиях одних и тех же детей, разработанных Арнольдом Гезеллом[1].

Периодизации

Некоторые исторические и ныне используемые системы периодизации возрастных периодов в жизни человека:

Периодизация Выготского

Л. С. Выготский представлял процесс развития ребенка как переход между возрастными ступенями, на которых происходит плавное развитие, через периоды кризисов. Периоды стабильного и кризисного развития по Выготскому[2]:

Периодизация Эльконина

Периодизация Д. Б. Эльконина, являющаяся интеграцией концепций Л. С. Выготского и А. Н. Леонтьева, выделяет следующие периоды:[3]

  • Раннее детство
  • Детство
  • Отрочество
    • Подростковый возраст (11/12—15 лет)
    • Ранняя юность (от 15 лет)

Периодизация Эльконина является наиболее общепринятой в российской возрастной психологии[4][5].

Теория психосоциального развития Эрика Эриксона

Э. Эриксон выделяет восемь фаз в психосоциальном развитии человека. Каждая из этих фаз, как и фазы в психосексуальном развитии по Фрейду, имеет свои задачи и может разрешиться благоприятно или же неблагоприятно для будущего развития индивида. Примерное соответствие этих фаз возрасту:[6][7][8]

  • Младенчество (от рождения до 1 года)
  • Раннее детство (1 — 3 лет)
  • Игровой возраст, дошкольный (4 — 6-7 лет)
  • Школьный возраст (7-8 — 12 лет)
  • Юность (13 — 19 лет)
  • Молодость (19-35 лет) — начало зрелости, период ухаживания и ранние годы семейной жизни, годы до начала среднего возраста
  • Взрослость (35-60 лет) — период, когда человек прочно связывает себя с определенным родом занятий, а его дети становятся подростками
  • Старость (от 60 лет) — период, когда основная работа жизни закончилась

Классификация АПН СССР (1965)

В 1965 году на симпозиуме Академии педагогических наук СССР была принята следующая возрастная периодизация[9]:

Биологический возраст

Возрастная периодизация в медицине опирается на соответствующие возрасту анатомические и физиологические особенности организма. Для периодизации детского возраста учитывается степень приспособленности к условиям окружающей среды, с которыми связана специфика ухода и воспитания ребенка. Условные периоды биологического возраста[10]:

Возрастные периоды у детей
  • Период новорождённости (неонатальный период) — первые 4 недели
  • Грудной период: от 4-х недель до 1 года
  • Раннее детство: 1-3 года
  • Дошкольный возраст: 3 года — 6-7 лет
  • Младший школьный возраст: 6-7 — 10/12 лет
  • Подростковый период:
    • девочки: 10 — 17-18 лет
    • мальчики: 12 — 17-18 лет
Возрастные периоды взрослого человека
  • Юношеский период
    • юноши: 17 — 21 год
    • девушки: 16 — 20 лет
  • Зрелый возраст (1 период)
    • мужчины: 21 — 35 лет
    • женщины: 20 — 35 лет
  • Зрелый возраст (2 период)
    • мужчины: 35 — 60 лет
    • женщины: 35 — 55 лет
  • Пожилой возраст: 55/60 — 75 лет
  • Старческий возраст: 75 — 90 лет
  • Долгожители — 90 лет и более

См. также

Примечания

Литература

Ссылки

Классификация возрастных категорий. Возрастные периоды жизни человека

§ 4. СТАДИИ РАЗВИТИЯ ВЗРОСЛОГО ЧЕЛОВЕКА

Периодизаций возрастного развития довольно много. Наиболее детально разработанными и содержательными являются периодизации развития в детстве и отрочестве. Это не случайно. Первый этап в жизненном цикле человека - истоки, время становления и психических функций, и личностных образований; он очень значим в генетическом плане и хорошо изучен. В зрелости уже не будет качественных изменений ("метаморфоз") в развитии психологических процессов: взрослый человек имеет творческое мышление, произвольную смысловую память, произвольное внимание, развитые формы речи, включая письменную, и т.д. Отдельные их показатели колеблются в том или ином

диапазоне, но таких существенных сдвигов, как в детстве, в зрелости не наблюдается.

О личности детские психологи говорят, начиная с дошкольного возраста. Формирование мотивационной сферы, самосознания, ценностных ориентации и др. прослеживается на протяжении младшего школьного и подросткового возрастов. По окончании отрочества начинается стабилизация личностного развития, хотя в юности именно в этом плане могут происходить существенные изменения.

Таким образом, психическое развитие ребенка и подростка интенсивно и охватывает все сферы. Оно имеет общие закономерности, прежде всего потому, что условия жизни в это время однотипны. В семье, детском саду и школе осваиваются основные нормы поведения и отношений со взрослыми и сверстниками, наиболее важные виды деятельности - непосредственно-эмоциональное общение с матерью, манипулирование предметами, игра, учение.

Американские психологи рассматривают влияние на развитие личности трех типов факторов - нормативного возрастного, нормативного исторического и ненормативного. Как видно на рис. 1.12, возрастные изменения в психике для всех максимальны в детстве, минимальны в юноста

и зрелости; роль нормативного возрастного фактора несколько повышается в старости. Исторические условия (экономический подъем или спад, война, революция, политическая стабильность и т.д.) отражаются на развитии личности наиболее сильно в юности. Для детей, которые не видели в своей жизни ничего другого, и для пожилых людей, мировоззренческие взгляды и ценности которых давно сложились и мало зависят от обстоятельств, этот фактор малозначим. И наконец, неуклонно повышается с возрастом роль ненормативных

Возрастной период - это... Что такое Возрастной период?

Возрастной период

1. Малая медицинская энциклопедия. — М.: Медицинская энциклопедия. 1991—96 гг. 2. Первая медицинская помощь. — М.: Большая Российская Энциклопедия. 1994 г. 3. Энциклопедический словарь медицинских терминов. — М.: Советская энциклопедия. — 1982—1984 гг.

  • Возрастна́я структу́ра населе́ния
  • Вокза́л

Смотреть что такое "Возрастной период" в других словарях:

  • возрастной период — amžiaus tarpsnis statusas T sritis Kūno kultūra ir sportas apibrėžtis Žmogaus vystymosi (raidos) pakopa, kuriai būdingi tam tikri fizinių, fiziologinių ir psichinių savybių reiškimosi ir kitimo ypatumai. atitikmenys: angl. period of age vok.… …   Sporto terminų žodynas

  • возрастной период — см. Возраст 2 …   Большой медицинский словарь

  • Возрастной подход в воспитании —     учёт и использование закономерностей развития личности (физиологических, психических, социальных), а также социально психологических особенностей групп воспитуемых, обусловленных их возрастным составом. В.п. конкретизация принципа… …   Педагогический терминологический словарь

  • ВОЗРАСТНОЙ ПОДХОД — в воспитании учёт и использование закономерностей развития личности (физиол., психич., социальных), а также социально психол. особенностей групп воспитуемых, обусловленных их возрастным составом. В. п. конкретизация принципов приро досообразности …   Российская педагогическая энциклопедия

  • ВОЗРАСТНОЙ ПОДХОД в воспитании — учёт и использование закономерностей развития личности (физиол., психич., социальных), а также социально психол. особенностей групп воспитуемых, обусловленных их возрастным составом. В. п. конкретизация принципов приро досообразности воспитания… …   Российская педагогическая энциклопедия

  • период возрастной — этап онтогенеза, на котором находится растение. См. также латентный период; виргинильный период; генеративный период; сенильный период …   Анатомия и морфология растений

  • Криз возрастной — переходные возрастные периоды, во время которых существенно увеличивается вероятность появления или манифеста психического нарушения, расстройства поведения, проблем социальной адаптации. Г.Е.Сухарева определяет возрастной криз как критический… …   Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

  • Переходный период —         возрастной диапазон половых проявлений между пубертатным периодом и периодом зрелой сексуальности. У юношей он обычно характеризуется многочисленными, но нерегулярными половыми связями. Наиболее типично чередование эксцессов с более или… …   Сексологическая энциклопедия

  • Репродуктивный период — период в течении которого организм способен к осуществлению репродуктивной функции (рождению детей). В качестве популяционной характеристики используется средний возрастной интервал женщины, в течение которого она способна к успешному… …   Физическая Антропология. Иллюстрированный толковый словарь.

  • Система возрастной классификации кинопоказа в России — Система возрастной классификации кинопоказа в России  совокупность норм, регулирующих показ фильмов, программ и иных аудиовизуальных произведений в Российской Федерации, исходя из возрастных особенностей зрительской аудитории. В соответствии …   Википедия

  • Препубертатный возрастной криз — охватывает возраст 7–8 лет. В этом возрасте физическое и психическое развитие связано с формированием общественных обязанностей в связи с началом обучения в школе и адаптацией к этим новым условиям. Этот период характеризуется совершенствованием… …   Энциклопедический словарь по психологии и педагогике


возрастных периодов человеческой жизни

Понятие «возраст» можно рассматривать с разных сторон: с точки зрения хронологии событий, биологических процессов организма, социального формирования и психологического развития.

Возраст охватывает весь жизненный путь. Подсчет начинается с рождения и заканчивается физиологической смертью. Возраст показывает период времени от рождения до определенного события в жизни человека.

Рождение, взросление, развитие, старость - все это периоды жизни человека, из которых состоит весь земной путь.Появившись в мире, человек начал свой первый этап, и дальше, с течением времени, все они пройдут последовательно.

Классификация возрастных периодов с точки зрения биологии

Единой классификации не существует, в разное время она составлялась по-другому. Различие между периодами связано с определенным возрастом, когда происходят значительные изменения в организме человека.

Возрастные периоды жизни человека - это периоды между ключевыми «точками».

Паспорт, или хронологический возраст, не может совпадать с биологическим. Именно по последнему можно судить о способностях человека: как он будет выполнять свою работу, какие нагрузки выдержит его тело. Биологический возраст может и отставать от паспортного, и опережать его.

Рассмотрим классификацию периодов жизни, основанную на понятии возраста на основе физиологических изменений в организме:

возрастные периоды
возраст период
0-4 недели новорожденный
4 недели - 1 год торакальный
1-3 года дошкольное образование
3-7 лет дошкольное образование
7-10/12 лет средняя школа
девочки: 10-17 / 18 лет подростки
мальчики: 12-17 / 18 лет
юноши 17-21 юноши
девочки 16- 20 лет
мужчины 21-35 лет зрелый возраст, 1 период
женщины 20-35 лет
мужчины 90 024 35-60 лет зрелого возраста, 2 периода
женщин 35-55 лет
55 / 60-75 лет пожилого возраста
75-90 старости
90 лет и более столетия

Взгляды ученых на возраст человеческой жизни

В зависимости от эпохи и страны ученые и философы предложили различные критерии для классификации основных этапов жизни.

Например:

  • Китайские ученые разделили человеческую жизнь на 7 фаз. «Желанным», например, был возраст от 60 до 70 лет. Это период развития духовности и мудрости человека.
  • Древнегреческий ученый Пифагор отождествил этапы жизни человека с временами года. Каждый длился 20 лет.
  • Идеи Гиппократа стали основополагающими для дальнейшего определения периодов жизни. Он выделил 10, по 7 лет каждый, с рождения.

Периоды жизни в Пифагоре

Древний философ Пифагор, рассматривая этапы человеческого существования, отождествил их с временами года. Он выделил четыре из них:

  • Весна - начало и развитие жизни, от рождения до 20 лет.
  • Лето - молодежь, от 20 до 40 лет.
  • Осень - период расцвета, от 40 до 60 лет.
  • Зима - вымирание, от 60 до 80 лет.

Периоды человеческой жизни по Пифагору имели продолжительность ровно 20 лет.Пифагор считал, что все на Земле измеряется числами, на которые он опирался не только как математический символ, но и придавал им какое-то магическое значение. Числа также позволили ему определить характеристики космического порядка.

К эпохе Пифагора также использовалось понятие «четвертичный», потому что он сравнивал их с вечными, неизменными явлениями природы, например, стихиями.

Периоды человеческой жизни (согласно Пифагору) и их преимущества основаны на учении о вечном возвращении.Жизнь вечна, как последовательные времена года, и человек является частью природы, живет и развивается по своим законам.

Понятие «времена года» для Пифагора

Отождествляя возрастные интервалы жизни человека с временами года, Пифагор подчеркнул, что:

  • Весна - время начала, происхождение жизни. Ребенок развивается, с удовольствием усваивая новые знания. Он вокруг интересный, но все же это происходит в форме игры. Ребенок расцветает.
  • Лето - период взросления.Человек расцветает, привлекает все новое, еще неизвестное. Продолжая процветать, человек не теряет удовольствия своего ребенка.
  • Осень - мужчина стал взрослым, уравновешенным, прежняя веселость сменилась уверенностью и медлительностью.
  • Зима - период размышлений и подведения итогов. Человек прошел большую часть пути и теперь рассматривает результаты своей жизни.

Основные периоды земного путешествия людей

Учитывая существование человека, можно выделить основные периоды жизни человека:

  • молодежь;
  • зрелый возраст;
  • старости.

На каждом уровне человек приобретает что-то новое, пересматривает свои ценности, меняет социальный статус в обществе.

Основой существования являются периоды жизни человека. Характеристики каждого из них связаны с взрослением, изменениями окружающей среды, состоянием души.

Особенности основных этапов существования личности

Периоды жизни человека имеют свои особенности: каждый этап дополняет предыдущий, приносит с собой что-то новое, то, чего еще не было в жизни.

Молодость характеризуется максимализмом: наступает рассвет интеллектуальных, творческих способностей, завершаются основные физиологические процессы взросления, улучшается внешний вид, самочувствие. В этом возрасте создается система жизненных ценностей, время начинает цениться, возрастает самоконтроль и происходит переоценка других. Человек определяется направлением своей жизни.

Достигнув порога зрелости, человек уже достиг определенных вершин.В профессиональной сфере он занимает стабильную позицию. Этот период совпадает с укреплением и максимальным развитием социального статуса, решения принимаются осознанно, человек не избегает ответственности, ценит сегодня, может прощать себя и других за совершенные ошибки, реально оценивает себя и других. Это эпоха достижений, покорение вершин и получение максимальных возможностей для его развития.

Старость больше связана с потерями, чем с приобретениями.Человек завершает свою трудовую деятельность, меняется его социальная среда, появляются неизбежные физиологические изменения. Однако человек все еще может заниматься саморазвитием, в большинстве случаев это происходит больше на духовном уровне, в развитии внутреннего мира.

Критические точки

Наиболее важные периоды жизни человека связаны с изменениями в организме. Их также можно назвать критическими: изменения гормонального фона, что вызывает изменения настроения, раздражительности, нервозности.

Психолог Э. Эриксон выделяет 8 кризисных периодов жизни человека:

  • Подростковые годы.
  • Вступление человека во взрослую жизнь - тридцатая годовщина.
  • Перейти к четвертой десятке.
  • Сороковая годовщина.
  • Середина жизни - 45 лет.
  • Пятидесятая годовщина.
  • Пятьдесят пятая годовщина.
  • Пятидесятая годовщина.

Уверенное преодоление «критических точек»

Преодолевая каждый из представленных периодов, человек переходит на новый этап развития, тем самым побеждает трудности, возникшие на его пути, и стремится покорить новые высоты своей жизни.

В подростковом периоде ребенок отрывается от родителей и самостоятельно пытается найти свое направление в жизни.

В третьей десятке люди пересматривают свои принципы, меняют свои взгляды на окружающих.

Приближаясь к четвертой десятке, люди пытаются стать сильнее в жизни, подняться по карьерной лестнице, они начинают мыслить более рационально.

В середине жизни человек начинает задумываться, правильно ли он живет. Есть желание сделать что-то, что оставит память о нем.Есть разочарование и страх за вашу жизнь.

В возрасте 50 лет замедление физиологических процессов влияет на здоровье, происходят возрастные изменения. Однако у человека правильно установлены жизненные приоритеты, его нервная система работает стабильно.

В 55 лет появляется мудрость, человек наслаждается жизнью.

В 56 лет люди больше думают о духовной стороне своей жизни, развивают внутренний мир.

Врачи говорят, что если вы готовы и знаете о критических периодах жизни, их преодоление будет спокойным и безболезненным.

Заключение

Человек сам решает, по каким критериям он разделяет свои периоды жизни и что он вкладывает в понятие «возраст». Это может быть:

  • Чисто внешняя привлекательность, которую человек стремится расширить всеми доступными способами. И он считает себя молодым, если позволяет внешний вид.
  • Разделение жизни на «молодость» и «конец молодости». Первый период длится до тех пор, пока есть возможность жить без обязательств, проблем, ответственности, второй - когда возникают проблемы, жизненные трудности.
  • Физиологические изменения в организме. Человек четко следит за изменениями и отождествляет с ними свой возраст.
  • Понятие возраста связано с состоянием души и сознания. Человек соотносит свой возраст с состоянием души и внутренней свободы.
.
возрастной период - это ... Что такое возрастной период?
  • возрастная педагогика. Yra kūdikystės, ikimokyklinė, mokyklinė ir suaugusiųjų amžiaus…… Sporto terminų žodynas

  • период - [pir′ē əd] n. [ME paryode & LT; MFr periode & LT; L periodus & LT; Gr periodos, прогулка, цикл & LT; пери, около + ходос, путь & LT; IE base * sed, to go & GT; Без печали, иди в сторону] 1.интервал между повторяющимися астрономическими событиями, как…… словарь английского мира

  • возрастная педагогика. Yra kūdikystės, ikimokyklinė, mokyklinė ir suaugusiųjų amžiaus…… Sporto terminų žodynas

  • Age of Empires - серия компьютерных видеоигр, разработанных Ensemble Studios и выпущенных Microsoft Game Studios.ае, фр. L. Aetas через предполагаемый LL. aetaticum. L. Aetas заключен контракт с франц. аевитас, фр. продолжительность жизни, возраст; сродни Э. да никогда. Ср {Каждый}.] 1. Вся продолжительность жизни, будь то животное,…… Международный словарь английского языка для совместной работы

  • период - период, эпоха, эпоха, возраст, эон - все обозначают часть или деление времени; эпоха и эпоха могут также обозначать событие, рассматриваемое как начало части или деления времени. Период - это общий термин, обозначающий отрезок времени любой длины для ... Новый словарь синонимов

  • возраст - n: время жизни, когда возникает какая-то конкретная квалификация, полномочия или дееспособность, возраст для голосования составляет 18 лет. См. Также совершеннолетие, словарь по праву большинства Merriam Webster.Мерриам Вебстер. 1996… Юридический словарь

  • возраст - [āj] н. [ПЛАВИТЬСЯ; OFr aage & LT; ML * aetaticum & LT; L aetas, contr. & LT; aevitas, сродни aevum, возрасту, вечности & LT; IE base * aiw & GT; AYE1] 1. время, когда человек или вещь существовали с рождения или начала 2. обычная или ожидаемая продолжительность жизни…… словарь английского мира

  • возраст - n 1 Возраст, старение, старение, безумие сопоставимы, когда они обозначают период в жизни человека, когда ему много лет, а в теле или в уме, или в обоих случаях.Возраст теперь обычно заменяется старостью, за исключением литературного использования {возраст не может увядать…… Новый словарь синонимов

  • ,
    возраст-период-когортный анализ | Общественное здравоохранение Колумбии

    Обзор

    На этой странице кратко описывается когортный анализ по возрастным периодам и приводится аннотированный список ресурсов.

    Описание

    Возрастной когортный эффект

    Возрастной когортный анализ (APC) играет важную роль в понимании изменяющихся во времени элементов в эпидемиологии. В частности, анализ APC обнаруживает три типа изменяющихся во времени явлений: возрастные эффекты, периодические эффекты и когортные эффекты.(1)
    Возрастные эффекты - это вариации, связанные с биологическими и социальными процессами старения, характерными для отдельных людей. (2) Они включают физиологические изменения и накопление социального опыта, связанного со старением, но не связанные с периодом времени или когортой рождения, с которой человек принадлежит. В эпидемиологических исследованиях возрастные эффекты обычно обозначаются различными показателями заболеваемости в разных возрастных группах.
    Эффекты периода являются результатом внешних факторов, которые одинаково влияют на все возрастные группы в определенное календарное время.Это может быть вызвано рядом экологических, социальных и экономических факторов, например, война, голод, экономический кризис. Методологические изменения в определениях результатов, классификациях или методах сбора данных также могут привести к эффектам периода в данных. (3)
    Эффекты когорты - это вариации, являющиеся результатом уникального опыта / воздействия группы субъектов (когорты), когда они движутся во времени. Наиболее часто определяемой группой в эпидемиологии является когорта рождения, основанная на годе рождения, и она описывается как разница в риске исхода для здоровья в зависимости от года рождения.Таким образом, когортный эффект возникает в тех случаях, когда распространение заболевания возникает из-за воздействия, которое по-разному влияет на возрастные группы. В эпидемиологии когортный эффект понимается как взаимодействие или модификация эффекта из-за эффекта периода, который по-разному ощущается в зависимости от возраста или подверженности этому событию или причине. (4)
    В отличие от этой концептуализации когортного эффекта как Изменение эффекта в эпидемиологии. Социологическая литература рассматривает когортный эффект как структурный фактор, представляющий сумму всех уникальных воздействий, которые испытывает когорта с рождения.В этом случае эффект возраста и периода воспринимается как определяющий эффект когорты, а анализ APC направлен на то, чтобы отделить независимое влияние возраста, периода и когорты. (4) Большинство стратегий анализа APC основаны на социологической модели эффекта когорты, концептуализировать независимое влияние возраста, периода и когортного эффекта.
    Проблема идентификации в APC : анализ APC нацелен на описание и оценку независимого влияния возраста, периода и когорты на изучаемый исход для здоровья.Различные используемые стратегии направлены на разделение дисперсии на уникальные компоненты, относящиеся к возрасту, периоду и когортным эффектам (4). Однако существует серьезное препятствие для независимой оценки возраста, периода и когортных эффектов путем моделирования данных, которые известны как «проблема идентификации» в APC. Это связано с точной линейной зависимостью между возрастом, периодом и когортой: Period - Age = Cohort; то есть, учитывая календарный год и возраст, можно определить когорту (год рождения) (5). Присутствие идеально коллинеарных предикторов (возраст, период и когорта) в регрессионной модели приведет к единственной неидентифицируемой матрице дизайна, из которой статистически невозможно оценить уникальные оценки для трех эффектов.(5)

    Традиционные решения проблемы идентификации APC

    Ограниченные коэффициенты Оценщик GLIM (CGLIM)
    Популярный подход к решению проблемы идентификации заключался в использовании регрессионного анализа на основе ограничений (Оценочный коэффициент GLIM в ограниченных коэффициентах (CGLIM)). В этой стратегии дополнительные ограничения накладываются на одну из категорий по меньшей мере одного предиктора, чтобы одновременно оценивать возрастной период и когортный эффект. Таким образом, предполагая, что некоторые категории возрастных групп, когорт или периодов времени оказывают одинаковое влияние на зависимую переменную, становится возможным оценить независимое влияние возрастного периода и когорты (6).Однако результаты этого анализа будут зависеть от ограничений, выбранных исследователем на основе внешней информации. Обоснованность выбранных ограничений будет зависеть от теоретического предубеждения о категориях параметров, которые идентичны, часто субъективны и не существует эмпирического способа подтвердить обоснованность выбранных ограничений (4).
    Подход с использованием прокси-переменных
    Использование одной или нескольких прокси-переменных в качестве суррогатов для коэффициентов возраста, периода или когорты (7)
    Подход нелинейного параметрического (алгебраического) преобразования
    Определение нелинейной параметрической функции одного из возраста, периода или когортные переменные, так что их отношение к другим является нелинейным.
    Метод внутренней оценки
    Это новая методика, разработанная за последние 10 лет и связанная с анализом главных компонентов, который решает проблему идентификации, когда объясняющие переменные сильно коррелированы. Хотя IE также накладывает ограничение на параметры, аналогичные CGLM, ограничение является менее субъективным и не влияет на оценку параметров регрессии для возраста, периода или когорты (4,5). Исследования валидации моделей подтвердили надежность статистических свойств IE, сравнивая результаты анализа эмпирических данных IE с результатами анализа тех же данных другим семейством моделей, которые не используют одно и то же идентифицирующее ограничение (5).
    Средний польский анализ
    Эпидемиологическое определение когортного эффекта как возрастного периода является основой для анализа средней польской польской. Он извлекает нелинейность в эффектах возраста и периода и делит нелинейную дисперсию на когортный эффект и случайную ошибку (4). Другими словами, этот подход оценивает взаимодействие между возрастом и периодом, превышающее то, что можно ожидать от их аддитивных влияний.

    Руководство по оценке моделей APC (на основе Янга и Земли) (5):

    1. Описательный анализ данных путем графического представления данных является первым шагом в анализе APC.Это помогает в качественной оценке моделей изменений во времени

    2. Исключить возможность объяснения данных любой однофакторной или двухфакторной моделью возраста, периода времени и когорты. Статистика соответствия качества часто используется для сравнения между сокращенными логарифмическими линейными моделями: тремя отдельными моделями для возраста, периода и когортных эффектов; и три двухфакторные модели, по одной для каждой из трех возможных пар эффектов, а именно, модели эффектов AP, AC и PC. Затем все эти модели сравниваются с полной моделью APC, где все три фактора контролируются одновременно.Для оценки модели используются два наиболее часто используемых критерия выбора модели наказанного правдоподобия, а именно: информационный критерий Акаике (AIC) и байесовский информационный критерий (BIC), поскольку тесты отношения правдоподобия, как правило, предпочитают модели с большим числом параметров. BIC и AIC регулируют влияние размеров модели на отклонения модели.

    3. Если описательный анализ показывает, что все три измерения A, P и C не являются оперативными, анализ может быть завершен с помощью сокращенной модели, в которой не используется неоперативное измерение, и проблемы идентификации не возникает.

    4. Если, однако, эти анализы предполагают, что все три измерения работают, используйте один из специфических методов анализа APC

    Практический пример анализа Median Polish (3)

    Таблица (3) ) демонстрирует проблему идентификации, где три компонента (возраст, период и когорта) идеально взаимосвязаны. Чтобы определить когорты, нам нужно знать только период и возрастную группу: мы вычитаем раннюю возрастную группу из верхнего и нижнего предела периода (e.грамм. Люди, которым в 1950–1954 годах было 10–14 лет, мы вычитаем 10 из 1950 и 1954 годов, чтобы обозначить когортный интервал как 1940–1944). (9) Цветные подсвеченные диагональные поля указывают коэффициент для каждой когорты с возрастом. Таблицы непредвиденных обстоятельств не могут оценить взаимоисключающий риск когорты из-за перекрывающихся когорт. Эта конвенция может вводить неправильную классификацию некоторых людей, но основная цель когортного анализа по возрастным периодам состоит в оценке общих тенденций в когортной специфичности, а не точной количественной оценке «истинного» причинного риска.Перекрывающаяся когорта напоминает нам о чрезмерной интерпретации оценок. Мы также ограничены отсутствующими данными. Например, у нас есть только одна точка данных для самой молодой группы населения (в возрасте 10–14 лет в 2000–2004 годах). Используя эту таблицу, мы можем выполнить начальное графическое представление с помощью линейного графика в Microsoft Excel.

    Два графика были созданы с использованием линейных диаграмм в Microsoft Excel. Для построения обоих графиков мы просто переставили данные с помощью функции «Переключить строку / столбец».Эти два графических представления позволяют нам оценить любой шаблон в данных. Ограничение состоит в том, что любой результат может представлять собой сочетание двух или более эффектов.

    Срединное полирование устраняет аддитивные эффекты возраста и периода путем итеративного вычитания медианного значения каждой строки и столбца. (6) Первым шагом в срединной полировке является вычисление медиан для каждой строки, см. Таблицу 2:

    Следующим шагом является вычитание медианы строки из каждого значения в строке, например, в первой строке мы вычтем 0 ,610 минус 0,790 = -0,18. Во втором ряду (15-19 лет) мы использовали ту же процедуру 6.330 - 5.770 = 0.56, а затем для каждой ячейки в таблице. Это создало таблицу с новыми значениями, см. Таблицу 3:

    Следующим шагом является вычисление медианы столбца для новых значений, а затем вычитание медианы столбца из каждой ячейки в столбце, например -0,18 - 19,08 = - 19,26. После создания новой таблицы со значениями от вычитания каждого медианного столбца для каждой ячейки мы приступаем к вычислению медианы строки (третья итерация).Эти итерации в конечном итоге приведут к медиане строк и столбцов, равной нулю. Для этого примера потребовалось 6 итераций, чтобы получить медианы строк и столбцов, равные нулю, см. Таблицу 4:

    В таблице 4 приведены значения остатков после 5 итераций. Эти остатки представляют коэффициенты, свободные от аддитивного влияния эффектов возраста и периода , Обратите внимание, что данные для возрастных групп 75-79 и 80-84 лет между 1910 и 1939 годами являются пропущенными значениями. Если мы заменим отсутствующие значения на нулевые ставки, вычисленные остатки будут смещены.Полная процедура была выполнена в Microsoft Excel. Чтобы проверить правильность этих невязок, мы создали новую таблицу с произведением вычитания остаточной стоимости из исходного набора значений в таблице 1. Произведение вычитаний используется для создания линейного графика. Эта линейная диаграмма позволяет нам проверить достоверность остатков, и мы ожидаем, что линии будут совершенно параллельными. Так как мы вычитаем остатки, которые представляют когортные эффекты из исходных значений, мы оцениваем любой возрастной или периодический эффект, свободный от когортных эффектов.См. Графики 3 и 4:


    Срединная процедура полировки доступна в R, которая является бесплатным программным обеспечением (8). См. Следующий синтаксис:

    mpdata <- read.csv («C: /Users/mydocs/suicidemp.csv», header = FALSE, stringsAsFactors = FALSE)
    mpdata
    названий строк (mpdata) <- c («10-14 »,« 15-19 »,« 20-24 »,« 25-29 »,« 30-34 »,« 35-39 »,« 40-44 »,« 45-49 »,« 50-54 », «55-59», «60-64», «65-69», «70-74», «75-79», «80-84»)
    имен (mpdata) <- c («1910-1914») , «1915–1919», «1920–1924», «1925–1929», «1930–1934», «1935–1939», «1940–1944», «1945–1949», «1950–1954», « 1955-1959 »,« 1960–1964 »,« 1965–1969 »,« 1970–1974 »,« 1975–1979 »,« 1980–1984 »,« 1985–1989 »,« 1990–1994 »,« 1995- 1999 »,« 2000-2004 »)
    mpdata
    med.p <- medpolish (mpdata, na.rm = TRUE)
    med.p

    Результаты медианного полирования могут быть получены без какого-либо преобразования скоростей, но использование логарифмического преобразования скоростей до того, как процедура срединного полирования даст оценку взаимодействия по мультипликативной шкале (или лог-аддитивный эффект). Мы повторили нашу срединную процедуру полировки, используя логарифмическое преобразование числа самоубийств. Чтобы получить логарифмированные остатки исходной таблицы с использованием программного обеспечения R, мы создали новую функцию, заменяющую тарифы для логарифмически преобразованных скоростей (заметили жирный шрифт в синтаксисе):

    medpolish3 <- функция (x, eps = 0.01, maxiter = 10L, trace.iter = TRUE, na.rm = FALSE)
    {
    z <- as.matrix ( log (x) )
    nr <- nrow (z)
    nc <- ncol (z )
    t <- 0
    r <- числовой (nr)
    c <- числовой (nc)
    oldsum <- 0
    для (iter in 1L: maxiter) {
    rdelta <- применить (z, 1L, медиана, нет .rm = na.rm)
    z <- z - матрица (rdelta, nrow = nr, ncol = nc)
    r <- r + rdelta
    delta <- медиана (c, na.rm = na.rm)
    c <- c - дельта
    t <- t + дельта
    cdelta <- применить (z, 2L, медиана, нет.rm = na.rm)
    z <- z - матрица (cdelta, nrow = nr, ncol = nc, byrow = TRUE)
    c <- c + cdelta
    delta <- медиана (r, na.rm = na.rm )
    r <- r - дельта
    t <- t + дельта
    newsum <- сумма (abs (z), na.rm = na.rm)
    сходится <- newsum == 0 || abs (newsum - oldsum) if (сходящийся)
    перерыв
    oldsum <- newsum
    if (trace.iter)
    cat (iter, «:«, newsum, «\ n», sep = «»)
    }
    if (сходится) {
    if (trace.iter)
    cat («Final:«, newsum, «\ n», sep = «»)
    }
    else warning (sprintf (ngettext (maxiter, «medpolish ( ) не сходился в итерации% d »,« medpolish () не сходился в итерациях% d »), maxiter), домен = NA)
    имен (r) <- имена строк (z)
    имен (c) <- colnames (z)
    и <- список (в целом = t, строка = r, столбец = c, остатки = z, имя = разбор (замена (x)))
    (ответ) <- «medpolish»
    и
    }

    мед.p2 <- medpolish3 (mpdata, na.rm = TRUE)

    Данные сохраняются в виде файла с разделителями-запятыми (.csv), простой формат для чтения в R. Обратите внимание на команду для срединного полирования, возможность пропустить данные Включено, иначе процедура сообщит об ошибке. Оба набора остатков, созданных в Excel и R, равны.
    Мы изменили данные по группам и выполнили график зависимости остатков от категории когорт. См. Следующую таблицу:

    Мы рассчитали среднее значение для каждой когорты, а затем эти логарифмически преобразованные остатки используются для создания графика по когорте.Этот график помогает оценить распределение невязок, где любое существенное отклонение от нуля будет свидетельствовать о сильном когортном эффекте для этой когорты, см. Следующий график:

    Код STATA для построения графиков невязок:

    График среднеквадратичных остатков полировки , ПРИМЕР КНИГИ (логарифмическая шкала)
    использовать «C: \ Users \ mydocs \ suicide_data.dta», очистить
    переименовать var2 var1
    ……
    переименовать var16 var15
    egen mean = rowmean (var *)
    изменить длинную var, i ( когорта) j (кол-во)
    отбросить, если var ==.Метка
    определяет когорту 1 «1830-1834» 2 «1835-1839»… 32 «1985-1989» 33 «1990-1994» значения метки
    когорта
    переименовывают var Остаточная
    twoway (разброс остаточная когорта, msize (vsmall)) (подключенная средняя когорта, msize (vsmall), мсимвол (треугольник), ширина (тонкая), lpattern (сплошная) 33, метки labsize (маленький) угол (вертикальный) labgap (minuscule) valuelabel) title (, size (medsmall) ring (0)) legend (size (small))

    Эти остатки помогают нам оценить величину эффекта когорты используя линейную регрессию значений остатков по когорте.Здесь мы выбираем эталонную группу 1910 - 1914 гг. Как и на графике 6, кажется, что когорты, родившиеся после 1950 года, подвергались статистически значимому более высокому риску самоубийства по сравнению с когортой 1910-1014 годов. Коэффициенты, рассчитанные с помощью линейной регрессии, представлены в логарифмическом масштабе, для оценки коэффициентов скорости мы использовали функцию экспоненты для каждого коэффициента [exp (x)].

    Код STATA для регрессии остатков самоубийств.

    char cohort [опустить] 17
    xi: регрессия Остаток i.когорта

    1. Ян Й, Schulhofer ‐ Wohl S, Fu WJ, Land KC. Внутренняя оценка для анализа возрастных периодов: что это такое и как его использовать1. Американский журнал социологии 2008; 113 (6): 1697-736.

    2. Reither EN, Hauser RM, Yang Y. Имеют ли значение когорты при рождении? Возраст-период-когортный анализ эпидемии ожирения в США. Социология и медицина 2009; 69 (10): 1439-48.

    3. Киз К.М., Ли Г. Возраст – период – когортное моделирование. Исследование травм: Springer, 2012: 409-26.

    4. Киз К.М., Утц Р.Л., Робинсон В., Ли Г. Что такое когортный эффект? Сравнение трех статистических методов для моделирования когортных эффектов в распространенности ожирения в США, 1971-2006 гг. Soc Sci Med 2010; 70 (7): 1100-8

    5. Ян, Ян и Кеннет К. Лэнд. Возрастно-периодический когортный анализ: новые модели, методы и эмпирические приложения. CRC Press, 2013

    6. Mason, Karen Oppenheim, et al. «Некоторые методологические проблемы в когортном анализе архивных данных.Американский социологический обзор (1973): 242-258

    7. О'Брайен Р.М. 2000. «Модели характеристик когортных периодов». Social Science Research 29: 123-139

    8. http://www.r-project.org/

    9. Кейс К. М., Ли Г. Многофазный метод оценки когортных эффектов в данных таблицы сопряженности по возрастным периодам. Ann Epidemiol 2010; 20: 779-785.

    Чтения


    Учебники и главы

    • Ян, Ян и Кеннет К.Земля. Возрастно-периодический когортный анализ: новые модели, методы и эмпирические приложения. CRC Press, 2013.

    • Киз, Кэтрин М. и Гохуа Ли. «Возраст – Период – Когортное моделирование». Исследование травм. Springer US, 2012. 409-426.

    • Glenn, Norval D., ed. Когортный анализ. Том 5. Шалфей, 2005

    • Хобкрафт, Джон, Джейн Менкен и Сэмюэль Престон. Возраст, период и когортные эффекты в демографии: обзор. Springer New York, 1985.

    Методологические статьи

    • Райдер, Норман Б.«Когорта как концепция в исследовании социальных изменений». Американский социологический обзор (1965): 843-861

    • Mason, Karen Oppenheim, et al. «Некоторые методологические проблемы в когортном анализе архивных данных». Американский социологический обзор (1973): 242-258

    • Мейсон, Уильям М. и Стивен Э. Файнберг. «Когортный анализ в социальных исследованиях: за пределами проблемы идентификации». (1985)

    • Yang, Yang et al. «Внутренняя оценка для анализа возрастных периодов: что это такое и как его использовать1.Американский журнал социологии 113,6 (2008): 1697-1736.

    • Keyes, Katherine M., et al. «Что такое когортный эффект? Сравнение трех статистических методов для моделирования когортных эффектов в распространенности ожирения в Соединенных Штатах, 1971–2006 годы ». Общественные науки и медицина 70,7 (2010): 1100-1108.

    • Кейс, К. & Ли, Г., Возраст-период-когортное моделирование. В Li, G. & Baker, S. (ред.), Исследование травматизма: теории, методы и подходы. Springer, глава 22, стр. 409-426.New York, 2012

    Прикладные статьи

    • Keyes, Katherine M., et al. «Возраст, период и когортные эффекты при психологическом расстройстве в США и Канаде». Американский журнал эпидемиологии (2014): kwu029.

    Веб-сайты

    http://yangclaireyang.web.unc.edu/research/age-period-cohort-analysis-new-models-methods-and-empirical-applications/

    .
    возрастной период - это ... Что такое возрастной период?
  • возрастная педагогика. Yra kūdikystės, ikimokyklinė, mokyklinė ir suaugusiųjų amžiaus…… Sporto terminų žodynas

  • период - [pir′ē əd] n. [ME paryode & LT; MFr periode & LT; L periodus & LT; Gr periodos, прогулка, цикл & LT; пери, около + ходос, путь & LT; IE base * sed, to go & GT; Без печали, иди в сторону] 1.интервал между повторяющимися астрономическими событиями, как…… словарь английского мира

  • возрастная педагогика. Yra kūdikystės, ikimokyklinė, mokyklinė ir suaugusiųjų amžiaus…… Sporto terminų žodynas

  • Age of Empires - серия компьютерных видеоигр, разработанных Ensemble Studios и выпущенных Microsoft Game Studios.ае, фр. L. Aetas через предполагаемый LL. aetaticum. L. Aetas заключен контракт с франц. аевитас, фр. продолжительность жизни, возраст; сродни Э. да никогда. Ср {Каждый}.] 1. Вся продолжительность жизни, будь то животное,…… Международный словарь английского языка для совместной работы

  • период - период, эпоха, эпоха, возраст, эон - все обозначают часть или деление времени; эпоха и эпоха могут также обозначать событие, рассматриваемое как начало части или деления времени. Период - это общий термин, обозначающий отрезок времени любой длины для ... Новый словарь синонимов

  • возраст - n: время жизни, когда возникает какая-то конкретная квалификация, полномочия или дееспособность, возраст для голосования составляет 18 лет. См. Также совершеннолетие, словарь по праву большинства Merriam Webster.Мерриам Вебстер. 1996… Юридический словарь

  • возраст - [āj] н. [ПЛАВИТЬСЯ; OFr aage & LT; ML * aetaticum & LT; L aetas, contr. & LT; aevitas, сродни aevum, возрасту, вечности & LT; IE base * aiw & GT; AYE1] 1. время, когда человек или вещь существовали с рождения или начала 2. обычная или ожидаемая продолжительность жизни…… словарь английского мира

  • возраст - n 1 Возраст, старение, старение, безумие сопоставимы, когда они обозначают период в жизни человека, когда ему много лет, а в теле или в уме, или в обоих случаях.Возраст теперь обычно заменяется старостью, за исключением литературного использования {возраст не может увядать…… Новый словарь синонимов

  • ,
    0 0 vote
    Article Rating
    Подписаться
    Уведомление о
    guest
    0 Комментарий
    Inline Feedbacks
    View all comments