Возрастная группа детей – Возрастные группы в детских садах. Подскажите. – группы в детском саду – запись пользователя Алексашка (Bonda-) в сообществе Детские сады, общение со сверстниками

Содержание

Формирование возрастных групп

При пользовании оценочными таблицами необходимо определить точный паспортный (календарный, хронологический) возраст ребенка на момент обследования, что значительно облегчается использованием специальной таблицы (табл. 6), и отнести его к соответствующей возрастной группе.

Таблица 6.

Определение календарного возраста на момент обследования (А.И. Пахомычев)

Месяцы рождения

Месяцы обследования

I

II

III

IV

V

VI

VII

VIII

IX

X

XI

XII

I

0

+1

+2

+3

+4

+5

+6

+7

+8

+9

+10

+11

II

-1

0

+1

+2

+3

+4

+5

+6

+7

+8

+9

+10

III

-2

-1

0

+1

+2

+3

+4

+5

+6

+7

+8

+9

IV

-3

-2

-1

0

+1

+2

+3

+4

+5

+6

+7

+8

V

-4

-3

-2

-1

0

+1

+2

+3

+4

+5

+6

+7

VI

-5

-4

-3

-2

-1

0

+1

+2

+3

+4

+5

+6

VII

-6

-5

-4

-3

-2

-1

0

+1

+2

+3

+4

+5

VIII

-7

-6

-5

-4

-3

-2

-1

0

+1

+2

+3

+4

IX

-8

-7

-6

-5

-4

-3

-2

-1

0

+1

+2

+3

X

-9

-8

-7

-6

-5

-4

-3

-2

-1

0

+1

+2

XI

-10

-9

-8

-7

-6

-5

-4

-3

-2

-1

0

+1

XII

-11

-10

-9

-8

-7

-6

-5

-4

-3

-2

-1

0

С учетом меняющихся темпов развития формирование указанных возрастных групп в разные возрастные периоды жизни ребенка производится с использованием разных временных интервалов, так, например, для детей первого года жизни очень важен контроль показателей веса, длины тела, окружности головы и груди помесячно, тогда как в дальнейшем этот интервал увеличивается.

Новорожденные выделяются в самостоятельную группу.

Детей первого года жизни группируют с интервалом в 1 месяц:

- к возрасту 1месяц относят детей от 16 дн. до 1 мес. 15 дн.

- к возрасту 2 месяца - от 1 мес. 16 дн. до 2 мес. 15 дн.

- к возрасту 3 месяца - от 2 мес. 16 дн. до 3 мес. 15 дн. и т.д.

- к возрасту 12 месяцев относятся дети от 11 мес. 16 дн. до 13 мес. 15 дн.

У детей от 1 года до 3 лет принят интервал в 3 месяца:

- к 1 году 3 мес. относят детей от 1 года 1 мес. 16 дн. до 1 г. 4 мес. 15 дн.

- к 1 году 6 мес. - от 1 г. 4 мес. 16 дн. до 1 г. 7 мес. 15 дн.

- к 1 году 9 мес. - от 1 г. 7 мес. 16 дн. до 1 г. 10 мес. 15 дн.

- к 2 годам - от 1 г. 10 мес. 16 дн. до 2 лет 1 мес. 15 дн.

- к 2 годам 3 мес. - от 2 лет 1 мес. 16 дн. до 2 лет 4 мес. 15 дн.

- к 2 годам 6 мес. - от 2 лет 4 мес. 16 дн. до 2 лет 7 мес. 15 дн.

- к 2 годам 9 мес. - от 2 лет 7 мес. 16 дн. до 2 лет 10 мес. 15 дн.

- к 3 годам - от 2 лет 10 мес. 16 дн. до 3 лет 2 мес. 29 дн.

Дети от 3-ех до 7 лет группируются с интервалом в 6 мес:

- к 3 годам 6 мес. относят детей от 3 лет 3 мес до 3 лет 8 мес 29 дн.

- к 4 годам – от 3 лет 9 мес. до 4 лет 2 мес. 29 дн.

- к 4 годам 6 мес. – от 4 лет 3 мес. до 4 лет 8 мес. 29 дн. и т.д.

- к 7 годам – от 6 лет 9 мес. до 7 лет 5 мес 29 дн.

После 7 лет принят годичный интервал:

- к 8 годам относят детей от 7 лет 6 мес. до 8 лет 5 мес. 29 дн.

- к 8 годам - от 7 лет 6 мес. до 8 лет 5 мес. 29 дн. и т.д.

Только используемые показатели точного паспортного возраста дают возможность правильной оценки физического развития детей.

Методы оценки физического развития детей. ОЦЕНКА ОСНОВНЫХ АНТРОПОМЕТРИЧЕСКИХ ДАННЫХ ПО ТАБЛИЦАМ ЦЕНТИЛЬНОГО ТИПА. ОСОБЕННОСТИ ПРОВЕДЕНИЯ АНТРОПОМЕТРИЧЕСКОГО СКРИНИГА ПРИ МАССОВЫХ ПРОФИЛАКТИЧЕСКИХ ОСМОТРАХ ДЕТЕЙ.

studfile.net

Группы в садике по возрастам, целям и характеру пребывания

Малышей определяют в группы в садике по возрастам. При таком градации учитываются особенности развития, применяется соответствующая программа обучения и воспитания.

У каждой возрастной группы есть свои функции и задачи.

Распределение детей в садике по возрасту

Развитие ребенка проходит поэтапно. В детском саду это учитывают, поэтому формируют группы по возрастам.

Такое разделение является основным для всех дошкольных учебных заведений.

Группы в садике по возрастам:

  • ясельная;
  • младшая;
  • средняя;
  • старшая;
  • подготовительная.

Ясельная

В ясли записывают детей до двухлетнего возраста. Основной целью является уход и сохранение здоровья крохи. Это считается главным отличием от младших и средних групп ДОУ, в которых дополнительно присутствует образовательное направление.

К воспитателям яслей предъявляются особые требования. Они должны иметь педагогическое образование, знания в сфере педиатрии. Подтверждением квалификации являются дипломы, сертификаты.

У родителей часто возникает вопрос, с какого возраста можно оформлять кроху в ясельную группу. По закону мать имеет право определить своего малыша в ДОУ с двухмесячного возраста.

Позаботиться о зачислении крохи в детский сад стоит заранее, чтобы успеть записаться в нужную организацию. Существует электронная очередь в ДОУ. Специалисты советуют обеспокоиться записью ребенка в нее уже с рождения.

Ясельные группы есть не во всех ДОУ. Ведь многие родители оформляют свое чадо в садик с трехлетнего возраста. Поэтому, планируя отдать малыша в ясли, стоит поинтересоваться, в каких учреждениях имеется такая группа.

Младшая

В младшие группы детского сада зачисляют детей 2-4 лет. Подразделяются на две категории: первая (сюда входят малыши 2-3-летнего возраста) и вторая (это ребята 3-4 лет). Основной формой деятельности для таких детей выступает игра.

Младшая группа

В ходе сюжетно-ролевых занятий малыши получают знания о выстраивании отношений с одногодками, манере поведения в той или иной жизненной ситуации. Обучающая программа направлена на тренировку мышления, памяти, становление речи. Воспитатель стимулирует развитие самостоятельности.

Занятия с детьми 2-4-летнего возраста отличаются сложностью. К воспитателям предъявляются высокие требования. Они должны иметь не только знания в плане ухода за малышами, но и относительно их воспитания, развития. Хороший специалист сразу найдет подход к любому ребенку, выстроит с ним доверительные отношения. Дети младшей группы нередко болеют. Это объясняется их социализацией.

Детей младшей группы обучают следующему:

  • быстро ориентироваться в пространстве;
  • повторять действия за взрослыми;
  • различать геометрические фигуры;
  • понимать, где право и лево, лицевая и изнаночная сторона одежды;
  • выполнять действия последовательно;
  • ухаживать за декоративными цветами;
  • помогать взрослым.

Средняя

В среднюю детсадовскую группу входят малыши 4-5 лет. В этом возрасте многие стремятся подражать взрослым. Поэтому основным направлением в таких группах ДОУ является формирование морально-этических и нравственных представлений.

В возрасте 4-5 лет дети становятся личностью. Они начинает критично оценивать окружающих и себя. Проявляются первые индивидуальные черты характера. Дети становятся более самостоятельными. Все это учитывается при составлении программ ДОУ.

Детей средней группы обучают следующему:
  • устанавливать связь между предметами и явлениями;
  • выстраивать отношения с другими людьми;
  • элементарным математическим представлениям.

Ребятам дают новые знания об окружающей среде для развития кругозора. Также в обучающую программу включено совершенствование речи. Проводится тренировка мелкой и крупной моторики, развитие логического мышления.

По мере взросления игры постепенно сменяются серьезными полезными занятиями, каждое из которых дает определенные знания. Проводятся уроки рисования, лепки, физкультура. Малышей знакомят с художественной литературой и музыкой. Развитие ребенка в старшей группе ДОУ является определяющим для подготовки его к школе.

Старшая

В нее зачисляют детей 5-6-летнего возраста. Как правило, все ребята являются выпускниками средней группы, поэтому уже многое знают и умеют. Тут происходит совершенствование навыков, дальнейшее развитие. Занятия длятся обычно около 20-25 минут. Есть перерывы – физкультминутки – для отдыха и отвлечения ребенка.

В программу развития и обучения для старшей группы детского сада входит:

  • общение на разные темы, расширение кругозора;
  • совершенствование речи. Дети 5-6 лет могут не только слушать, но и понимать взрослого, свободно с ним разговаривать, рассуждать;
  • развитие волевых и интеллектуальных качеств;
  • знакомство с детскими произведениями разных жанров;
  • формирование личностных качеств: солидарности, сочувствия, доброты. Ребенка учат осознанию ответственности за совершенные действия;
  • тренировка памяти, повышение концентрации внимания.

В старшей группе воспитатели проводят занятия по математике, рисованию, физкультуре, лепке, музыке, конструированию. Упор делается на становление социальных взаимоотношений. Это способствует всестороннему развитию крохи, подготовке его к поступлению в школу.

Подготовительная

Подготовительная группа предназначена для детей 6-7 лет. Это последний год пребывания в садике. Упор делается на подготовку ребенка к поступлению в первый класс школы.

Проводятся занятия по чтению, рисованию, физкультуре. Детей знакомят с правилами дорожного движения, особенностями поведения на улице.

Проводится усиленная подготовка к таким школьным предметам: математика, окружающий мир, литература. Также устраиваются театрализованные представления с танцами и музыкой. Практикуются комплексные занятия. Они являются действенным средством для дальнейшего развития.

День детей подготовительной группы расписан почасово. Как правило, ребята уже привыкли к распорядку и планированию своих действий. Они стараются придерживаться определенного графика и дома.

Примерный распорядок дня в подготовительной группе ДОУ:

  • переодевание;
  • самостоятельная деятельность детей до сбора группы;
  • утренняя гимнастика;
  • завтрак;
  • игры в коллективе;
  • тематические занятия согласно методическому план;
  • прогулка на улице;
  • обед;
  • послеобеденный сон;
  • подъем. Проведение водных процедур;
  • полдник;
  • самостоятельные игры;
  • прогулка;
  • ужин;
  • возвращение домой.
Существуют также разновозрастные группы в детских садиках. В них активно применяется методика развития Монтессори. Дети разных возрастов обмениваются своими навыками и умениями в ходе совместной деятельности.

Специализированные группы

Разделение детей в ДОУ проводится не только по возрасту, но и по целям, характеру пребывания. Также в учет берутся особенности психики и физиологическое состояние ребенка.

Сегодня в детсадах России действуют такие специализированные группы:
  • ГКП или кратковременного пребывания. Встречаются в ДОУ редко. Они предназначены для тех детей, которых родители еще не готовы оставить на целый день. Как правило, в такую группу входит не более 15 человек. Это позволяет реализовать индивидуальный подход в развитии крохи. В некоторых садиках ГКП совмещена с обычной группой;
  • логопедическая. Подходит для детей, у которых наблюдаются проблемы с произношением. С ребятами занимаются логопеды. Цель занятий заключается в коррекции дефектов речи и обогащении словарного запаса;
  • для ребят с ограниченными возможностями здоровья. Группа отличается своей неоднородностью. Ее посещают дети со зрительными, слуховыми нарушениями, проблемами с опорно-двигательным аппаратом. Также сюда зачисляют малышей с задержкой развития, различными эмоциональными расстройствами. С детьми работают специалисты, которые помогают им устранить нарушение, овладеть необходимым уровнем знаний;
  • летняя. Это разновозрастная временная группа ДОУ. Создается на летний период. Упор делается на развлечения, а не на образование. Для детей организовываются походы, подвижные игры, экскурсии.

Видео по теме

О том, как подготовить ребенка к садику, в видео:

Таким образом, все родители сталкиваются с проблемой оформления ребенка в детский сад. В ДОУ принято формировать группы детей. Разделение ребят проводится по разным классификационным признакам: возрасту, цели и характеру пребывания, индивидуальным особенностям развития и физического состояния.

Побеспокоиться об оформлении малыша в садик рекомендуется заранее. Существует электронная очередь, в которую лучше поставить кроху сразу после рождения, чтобы успеть попасть в определенное ДОУ.

momjournal.ru

Возрастные группы детских автокресел

Основные особенности и описания возрастных групп детских автокресел Какую возрастную группу десткого автокресла выбрать для своего ребенка? На данный момент существует 4 основные возрастные группы, которые встречаются как отдельно, так и в комбинации. И разобраться в них не специалисту бывает достаточно трудно. Мы собрали описания основных из них в этой статье. 

Группа 0+

Это кресла, которые приобретаются новорожденному, так называемые кресла-переноски. Обычно такие автокресла рассчитаны на детей с рождения до 12-15 месяцев и до веса 13 кг.
В автомобиле кресла 0+ устанавливаются исключительно «спиной вперед», лицом против направления движения. Все модели можно крепить ремнем безопасности автомобиля, но предпочтительнее использовать их в комплекте с базой ISOFIX, которая устраняет риск неправильного крепления и облегчает использование кресла.

Важно! Положение ребенка в кресле 0+ на сиденье автомобиля – далеко не горизонтальное и это нормально! Ребенок располагается в естественной позе, но его спина находится под определенным углом к направлению движения

Ребенок в 0+ крепится 3-х или 5-и точечными внутренними ремешками (в данной группе разница не принципиальна). Очевидный плюс переносок: они компактные и достаточно легкие. Тем не менее, удобнее всего использовать их в паре с совместимой коляской в качестве шасси.
Помимо 0+ существует еще группа 0 – автокресла похожие на люльку от коляски, с установкой поперек на задних сиденьях, но это решение не пользуется популярностью из-за очевидных минусов с безопасностью, габаритами и коротким сроком использования.

Важно! Установка кресла 0+ допускается только при отключенной фронтальной подушке безопасности.

Группа 0+1

Кресла 0+/1 от рождения (либо от 3-6-ти месяцев) до 4-х лет, до 18 кг. Все наиболее безопасные современные кресла на возраст до 4-х лет сосредоточены именно в 0+1. В первую очередь это кресла, разработанные в соответствии с новым стандартом R129 (I-SIZE) с креплением ISOFIX и возможностью перевозить ребенка «спиной вперед» максимально долго и имеющие более просторное внутреннее пространство.

Кресло 0+1 может быть с поворотным механизмом – когда сиденье закрепленного кресла можно поворачивать вбок для более удобной посадки/высадки ребенка.
В качестве третьей точки крепления в креслах 0+1 с ISOFIX используется раздвижной упор в пол, реже – якорный ремень TopTether.

Ребенок пристегивается пятиточечными внутренними ремнями.

Важно! При выборе автокресла для ребенка от 9 месяцев до 2-х лет, ни одно кресло групп 1, 1-2, 1-2-3 не сравниться по безопасности с 0+1 I-Size, установленным «против хода», даже если оценка в краш-тестах у них одинакова! Оценки ставятся для сравнения кресел из одной возрастной группы, а посадка «спиной вперед» позволяет ребенку выдержать гораздо большие нагрузки при фронтальном ударе или экстренном торможении автомобиля.

Автокресла этой возрастной группы могут быть двух стандартов - R44/04 или более нового и современного I-SIZE.
Основные различия в стандартах:
I-SIZE – кресло устанавливается только на ISOFIX + вспомогательный упор в пол или якорное крепление. Возможна перевозка ребенка «спиной вперед» на протяжении всего срока эксплуатации.
R44/04 – кресло может крепиться ремнем или на ISOFIX + вспомогательный упор в пол или якорное крепление. Перевозка «спиной вперед», почти всегда, предусмотрена только до 13 кг, примерно до 9-12 месяцев.

Группа 1

Кресла группы 1 от примерно 1 года до 4 лет, до 18 кг , с установкой только по ходу движения. Во всех креслах этой группы есть хорошее наклонное положение, что отличает их от большинства универсальных кресел.

Минимальный возраст ребенка согласно стандарту R44/04 – 9 месяцев, согласно новому стандарту R129 I-Size – 15 месяцев. Есть модели с креплением ISOFIX, с креплением ремнем безопасности, реже – сразу с двумя этими способами крепления.

В креслах группы 1 с ISOFIX в качестве третьей точки крепления используется Top Tether или раздвижной упор в пол. Ребенок пристегивается пятиточечными ремнями или так называемым "столиком безопасности". 

Группа 1-2-3

Очень популярная группа 1-2-3, универсальные автокресла 9-36 кг, с наибольшим разнообразием конструкций и способов крепления. Номинально, кресла этой группы рассчитаны на возраст от 9 месяцев до 12 лет, но мы не рекомендуем такие кресла детям младше 12 месяцев, как из соображений безопасности, так и комфорта.

Основным плюсом этих кресел является их универсальность и долгий срок использования. Их хватит минимум лет на 7-8, а некоторых моделей и до 11 лет. 

Большинство моделей группы 1-2-3 уступают группам 0+1 и 1 или по безопасности, или по комфорту или и по тому и по другому критерию, но есть и исключения.

Группа 2-3

Кресла от 3-4 до 12 лет, для детей ростом от 95-100 см, от 15 до 36 кг. Самый главный критерий для начала использования кресла 2-3 – рост ребенка не ниже 95, а лучше – 100 см. Максимальный рост ребенка на который обычно рассчитаны автокресла 140-150 см.

Обратите внимание! Во всех креслах этой возрастной группы ребенок фиксируется в автокресле штатным автомобильным ремнем безопасности

Ребенок начинает пристегиваться почти также, как взрослый пассажир, кресло лишь правильно располагает ремень безопасности и обеспечивает защиту от бокового удара. При фронтальном ударе кресло сопровождает ребенка до срабатывания ремня безопасности.

В этой группе много моделей, которые крепятся к системе IsoFix автомобиля, при этом кресло устанавливается более жестко и надежно. Также часто используется крепление Soft Latch – крепление ремешками с карабинами. При этом, крепится только нижняя часть сиденья, спинка детского кресла свободно откидывается на сиденье автомобиля и никак не фиксируется. 

Кресла 2-3 с тем или иным вариантом креплений к ISOFIX, всегда можно крепить и ремнем безопасности - например в автомобиле без ISOFIX или на переднем сиденье

Группы 0-1-2  0-1-2-3 и 1-2

Различные вариации объединения возрастных групп. Позволяют подобрать оптимальное по сроку использования детское автокресло. Основной плюс - очень длительный период использования. Например, купив одно кресло 0-1-2-3, оно заменит собой все детские автокресла, которые нужны будут ребенку до того момента, когда ему уже можно будет ездить как взрослому. 

Все детские автокресла, которые можно купить в каталоге Avtokresel.net соответствуют современным стандартам и существенно превосходят их.


avtokresel.net

О возрастных группах в педиатрии.

В педиатрии принято разделять пациентов по возрасту. Такое разделение помогает врачам и медсестрам принимать правильные решения о состоянии маленьких пациентов, ведь  поведение ребенка и симптомы болезни могут значительно отличаться у детей различных  возрастов. Система градации детей по возрасту используется зарубежными и отечественными педиатрами может помочь и родителям лучше понять психофизиологические потребности своего ребенка.

Возрастная группа до 1 года – Младенцы (Infants)

  • Младенцы предпочитают питание и сон по расписанию.
  • Сосание соски, пеленание и разговоры, как правило, успокаивают ребенка.
  • Младенцам не требуется излишнее внимание, большую часть времени они или спят или едят.
  • Яркая игрушка, мобильный телефон или знакомое лицо легко обрадуют младенца.

Возрастная группа от 1 года до 3 лет – Ясельный возраст (Toddlers)

  •  Игры чрезвычайно важны в этом возрасте.
  • Дети ясельного возраста обычно боятся незнакомых людей, предметов и новую обстановку.
  •  Дети не способны понять многие жизненные ситуации и концепции, например смерть и время.
  • При разлуке с родителями дети проходят три фазы психологического кризиса - протест, ярость и отрицание.

Возрастная группа от 3 до 5 лет – Ранний дошкольный возраст (Pre-school child)

  • Не рекомендуется стыдить и ругать и детей в качестве наказания за проступки в этом возрасте.
  • Ранние дошкольники задают очень много вопросов, родителям следует, по-возможности, отвечать на них.
  • В этом возрасте у детей чрезвычайно развита потребность изучения окружающего мира, они хотят видеть, чувствовать запахи и вкусы, осязать.
  • Также, в раннем дошкольном  возрасте у детей обострена боязнь ран, травм и прочих телесных повреждений

Возрастная группа от 6 до 12 лет - Школьно-дошкольный возраст (School child)

  • В этом возрасте дети начинают чувствовать удовлетворение от завершенных ими дел и задач.
  • Приходит понимание связей между различными событиями и явлениями в окружающем мире.
  • В этом возрасте детям нравятся компьютерные и видеоигры, планшеты, телефоны.
  • Детям нравится быть героями, помогать окружающим и контролировать окружающий их мир.

Возрастная группа от 12 до 18 лет – Подростковый возраст (Adolescents)

  • Чрезвычайно озабочены мнением сверстников о своём внешнем виде
  • Способны мыслить абстрактно и строить планы на будущее
  • В этом возрасте чрезвычайно важен контакт родителей/наставников/учителей с подростком
  • Подросткам свойственна замкнутость в случае если не создана комфортная атмосфера доверия между ними и окружающим миром.

uniort.ru

Статья (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа) на тему: Возрастные особенности детей (для всех групп ДОУ)

Возрастные особенности психического развития детей раннего возраста (2 – 3 года).

В раннем возрасте ребенок при помощи взрослого усваивает основные способы использования предметов.

Основными направлениями развития детей на третьем году жизни являются:

- становление продуктивного целеполагания

- развитие речевого общения

- формирование неагрессивного взаимодействия между детьми.

У  ребенка начинает активно развиваться предметная деятельность, совершенствуются восприятие, речь, начальные формы произвольного поведения, игры, наглядно – действенное мышление.  Общение ребенка и взрослого носит ситуативно – деловой характер.

Продолжается развитие всех органов и физиологических систем, совершенствуются их функции. Ребенок становится более подвижным и самостоятельным. Расширяется круг общения за счет менее знакомых взрослых и сверстников. Общение, овладение предметными действиями, приводит ребенка к активному освоению языка, подготавливает его к игре.  Под влиянием предметной деятельности, общения и игры в раннем возрасте развиваются восприятие, память, мышление и другие познавательные процессы.

В ходе совместной предметной деятельности со взрослым продолжает развиваться понимание речи. слово отделяется от ситуации и принимает самостоятельное значение. Интенсивно развивается активная речь детей. К третьему году жизни речь становиться средством общения ребенка со сверстниками.

Развитие предметной деятельности подготавливает ребенка к игре. Он хочет все делать сам – в своей самостоятельной сюжетно – отобразительной игре воспроизводит с помощью предметов – заместителей отдельные простые события повседневной жизни; много и разнообразно играет.

Вместе со взрослым ребенок участвует в несложных обучающих и подвижных играх, которые в свою очередь обогащают его самостоятельную сюжетно  - отобразительную игру.

В конце раннего возраста возникают предпосылки развития ролевой игры. Ребенок уже многое знает и умеет, хочет быть не просто «повелителем» вещей», но и распорядителем отношений, т.е. взять на себя какую-либо  роль.

В игре впервые появляется инициатива ребенка в постановке и решении игровой задачи, а это является признаком творческого начала в его деятельности.

Возрастные особенности психического развития детей

 младшего дошкольного возраста (3 – 4 года).

В младшем возрасте происходит дальнейший рост и развитие детского организма, совершенствуются его физиологические функции и процессы. Активно формируется костно – мышечная система.

На четвертом году жизни в число основных направлений психического развития входят:

- становление образа Я – осознанных представленпй о себе и устойчивого отношения к себе

- дальнейшее развитие продуктивного целеполагания

- взаимоотношения со сверстниками.

В период от 2,5 до 3,5 лет ребенок переживает так называемый кризис трех лет. Он впервые начинает осознавать себя отдельным человеческим существом, имеющим собственную волю. Дети борются за самостоятельность и уважение к себе, но в то же время ожидают, что взрослый будет их направлять и поддерживать.

На четвертом году жизни продолжается развитие продуктивного целеполагания. Между отдельными целями появляется связь. Появляется интерес к образцам и возможность воспроизводить их.

Трехлетний ребенок – неутомимый деятель. Он с удовольствием будет заниматься любым продуктивным трудом. В то же время он еще не способен выслушивать долгие рассказы о чем-то, что он не может непосредственно воспринимать. Он активно познает и исследует то, с чем он может практически действовать. Его способность наблюдать, делать простейшие выводы стала более совершенной.

Ребенок начинает получать удовольствие от того, что он что-то умеет, гордится своими умениями. Интерес к средствам и способам практических действий создает в этом возрасте уникальные возможности  для становления ручной умелости. Если в 2 года ребенок доволен любым результатом работы, то в 3 года он становится более критичным, более реально оценивает их, сопоставляя результат с образом цели.

В младшем дошкольном возрасте начинает развиваться воображение, которое наглядно проявляется в игре, когда одни объекты выступают заменителями других.

Взаимоотношения детей ярко проявляются в игре. Они скорее играют рядом, чем вступают в активное игровое взаимодействие.  

В этом возрасте можно наблюдать соподчинение мотивов поведения в относительно простых ситуациях. Сознательно управление поведением только начинает складываться, во многом поведение ребенка еще ситуативно.  Продолжает развиваться половая идентификация детей, что проявляется в характере выбираемых сюжетов и игрушек.

Возрастные особенности психического развития детей

среднего дошкольного возраста (4 – 5 лет).

Пятый год жизни существенно отличается как от предшествующего – младшего дошкольного возраста, так и от последующего - старшего. Этот возраст является сензитивным для развития детской любознательности.

К четырем годам речь ребенка становиться для него средством общения, средством выражения своих мыслей и рассуждения. Это открывает новые возможности, как для познания мира, так и самостоятельной организации совместной деятельности со сверстниками, в первую очередь игры.

Существенно увеличивается значение речи как способа передачи разнообразной информации. Рассказ становится теперь эффективный способам расширения кругозора детей. Четырехлетний ребенок часто задает вопрос «Почему?». Ему становятся интересны внутренние связи явлений, и прежде всего причинно – следственные отношения. Дети пробуют строить и свои первые умозаключения.

Еще одна особенность этого возраста – буйный расцвет так называемых фантазий. Именно на пятом году жизни дети начинают рассказывать невероятные истории.

В игровой деятельности детей среднего дошкольного возраста появляются игровые взаимодействия.  Они указывают на то, что ребенок начинает отделять себя от принятой роли. Игровые действия начинают выполняться не ради самих действий, а ради смысла игры.  Происходит разделение игровых и реальных взаимодействия детей.

Эмоциональные реакции детей становятся более стабильными, уравновешенными.  Если у ребенка нет актуальных причин для переживаний – это жизнерадостный человечек, который преимущественно прибывает в хорошем расположении духа. Дети не так быстро и резко утомляются, они становятся психически более выносливы (что связано в свою очередь и с возрастающей психической выносливостью).

У детей этого возраста начинает складываться произвольное запоминание, развивается образное мышление.

Изменяется характер общения ребенка со взрослым – ведущим становится познавательный мотив. У детей формируется потребность в уважении со стороны взрослого, для них оказывается чрезвычайно важной похвала. Это приводит к повышенной обидчивости на замечания. Повышенная обидчивость  представляет сособй возрастной фенромен.

Взаимоотношения со сверстниками характеризуются избирательностью. Появляются постоянные партнеры по играм. В группах начинают выделяться лидеры. Появляется конкурентность, соревновательность, что ведет к детализации образа Я ребенка.

Основными направлениями развития ребенка этого возраста являются:

- способность оперировать в уме представлениями о предметах и событиях, т.е. выполнение внутренних, а не только практических внешних действий

- новые взаимоотношения со сверстниками.

Возрастные особенности психического развития детей

старшего  дошкольного возраста (5 - 7 лет) 

В старшем дошкольном возрасте лет в психике ребенка наблюдаются принципиально новые образования:

- произвольность психических процессов (восприятия, внимания, памяти)

- изменения в образе «Я»

- особенности общения сверстников.

        На шестом году жизни  в детских целях  появляется другое содержание. Дети стараются как-то повлиять на себя самого, свою память, внимание, восприятие, для того, чтобы овладеть и управлять ими. Это новое изменение в деятельности и её целях и есть произвольность психических процессов, которая характеризуется следующим:

  • Осуществление того или иного психического процесса становиться целью  (запомнить, говорить и пр.)
  • Ребенок осознает эту цель, т.е. отдает себе отчет в том, что он именно запоминает поручение, обдумывает ответ на загадку, и т.д.
  • Психические процессы как бы отделяются от практической деятельности и общения, частью  которых они прежде были (ребенок играет и попутно запоминал названия машин). Они становятся самостоятельными.

Изменения в образе Я связаны с тем, что после 6 лет наряду с представлениями о том, каков ребенок на сегодняшний день, т.е. Я – реальное, появляются представления о том, кем и каким он хотел бы быть, - Я –идеальное, и представления о том, кем и каким он не хотел бы быть ни в коем случае, - Я – отвергаемое. Разумеется, этот процесс еще только зарождается, и потому имеет несколько специфичные формы.  Так. Я – идеальное у дошкольника приобретает форму желания быть похожим на какой-либо персонаж сказки, фильма, знакомого человека. Ребенок может воображать себя этим персонажем. Не играть его роль, а именно воображать, приписывая себе его качества.

Появление Я-идеального является психологической предпосылкой становления учебной мотивации.

        Еще одно важное событие, происходящее в психике детей 5-7 лет – это изменения в общении со сверстниками. В этом возрасте сверстник приобретает по-настоящему серьезное значение в жизни каждого ребенка.  В группе возникают симпатии и антипатии.

Продолжается половая идентификация детей со взрослыми.

Достижения этого возраста характеризуются распределением ролей в игровой деятельности, структурированием игрового пространства, высокой продуктивностью изобразительной деятельности,  применением обобщенных способов обследования предметов. Восприятие в этом возрасте характеризуется анализом сложных форм объектов, развитие мышления сопровождается освоением мыслительных средств, развиваются умения обобщать, причинное мышление, воображение, произвольное внимание, речь, образ Я.

nsportal.ru

Возрастные группы. Детский, подростковый, пожилой возраст

В биологическом смысле слово «развитие» обозначает определенные изменения в человеческом организме. Они происходят с течением времени и благодаря внутренним возможностям организма, и за счет взаимодействия со средой. Однако разные возрастные группы выделены не только по биологическим признакам. Определенный процент в личностное развитие вносят и внешние события, которые происходят с человеком.

Есть ли четкие границы возрастных групп?

Периодизация разных возрастных групп не определена в психологической науке однозначно. Но даже если бы она и существовала, никогда нельзя сказать, как повлияют на человека факторы внешней среды. Например, подростковый возраст, по мнению некоторых ученых, заканчивается в 18-20 лет. Однако в странах, которые находятся в затруднительных экономических или социальных условиях, он может продлиться от своего начала максимум три-четыре года. После этого еще практически ребенок будет вынужден вступить во взрослую жизнь.

Точно так же может обстоять дело и с возрастом поздней взрослости. Традиционно считается, что этот этап наступает не ранее 60-65 лет. Однако если человек вынужден в течение длительного времени выполнять тяжкую физическую работу, недоедать или же подвергаться другим неблагоприятным факторам, вполне возможно наступление возраста поздней взрослости и в 45 лет.

Период детства

Ранний возраст – это время стремительного развития речевой функции. Оно происходит параллельно с когнитивным и социальным развитием. Также увеличиваются физические возможности. Пухленький двухлетний ребенок к шестилетнему возрасту превращается в стройного маленького человека, который обладает координацией и ловкостью. Выделяют следующие возрастные группы детей: младенчество (до года), раннее детство (1-3 года), детство (до семи лет), младшие школьники (до 10 лет).

Ранний возраст – это время развития интеллекта. До пяти лет детскому мышлению присущи качества анимизма (наделение предметов свойствами живых существ), материализация (считают объекты своих фантазий реальными), эгоцентризма (понимают мир только со своей точки зрения).

Подростковый период

Многими учеными он классифицировался как период зависимости от родителей, который находится между детством и взрослостью. Интересы подростков касаются планирования их профессиональной жизни, сферы любви и дружбы, социального взаимодействия. Для них становятся важными экономические и политические вопросы. Как было указано, затягивание подросткового возраста на длительный срок свойственно в большей степени индустриальным странам. В 18-19 веках, а также и в 20 веке вследствие неблагоприятных экономических условий или войн подростки, становясь рабочей силой, быстро превращались во взрослых.

Пожилой возраст – поздняя взрослость

Отличительной особенностью (так называемым новообразованием психики) данного возраста является такое качество, как мудрость. Это личный опыт, полученные человеком в течение длительного времени практические знания, та информация, которая добыта им на протяжении всей его жизни.

Но, несмотря на наличие мудрости, мозг многих пожилых людей оказывается подвержен когнитивным расстройствам. Угасание когнитивной деятельности может происходить по различным причинам: болезни Альцгеймера, старческой деменции, недостатка мозгового кровоснабжения. Однако необходимо понимать, что старение организма – это процесс, который начинается задолго до самой старости. Например, женщина после 30 уже может замечать возрастные признаки: небольшие морщины, уменьшение жизненных сил, поседение волос.

В пожилом возрасте происходят значительные изменения как на физиологическом уровне, так и в социальной жизни индивида. Прежде всего, большое влияние оказывает выход на пенсию. Это и изменение статуса, и перемены в жизненном распорядке. С помощью работы время человека всегда оказывается структурированным. Пенсионер же часто ощущает себя как будто оказавшимся «вне игры».

Классификация Эриксона: раннее детство

Известный психолог Э. Эриксон выделял следующие возрастные группы и соответствующие им этапы развития. Первый этап – это младенчество. В это время главный вопрос, который решается маленьким человеком, относится к доверию или недоверию окружающему миру. Младенец определяет для себя, является ли мир безопасным местом, или все же он представляет собой угрозу. Результатом успешного прохождения этой стадии является высокий уровень жизненной энергии, радость.

Вторая стадия охватывает возраст от года до трех лет. В это время ребенок обретает все большую самостоятельность. Дети до 3 лет все более чувствуют свою независимость, так как учатся ходить. В то же время для них оказывается необходимым сохранить базовое доверие. Главную роль в этом играют родители. Своими требованиями они, с одной стороны, помогают сделать это. Когда ребенка одолевают разрушительные импульсы, вступают в силу родительские ограничения. С другой стороны, у него появляется чувство стыда. Ведь даже если за ним не наблюдают осуждающие взрослые, то он прекрасно чувствует, в какой момент поступает неправильно. Окружающий мир как бы начинает наблюдать за ним изнутри.

На стадии с 4 до 6 лет ребенок должен выбрать между двумя альтернативами - инициативой и чувством вины. У него развивается фантазия, он активно придумывает себе игры, все более богатой становится речь.

Школьный и подростковый возраст по Эриксону

С 6 до 11 лет у ребенка должно сформироваться ощущение компетентности. Если этого не происходит, то это чувство замещается неполноценностью. Такой процесс связан с тем, что в этот промежуток времени ребенок овладевает культурными ценностями. Дети все чаще начинают себя отождествлять со взрослыми, которые представляют ту или иную профессию.

Стадия с 11 до 20 лет, считает Эриксон, является главной для успешного развития личности. На этом этапе ребенок или подросток собирает о себе максимум информации. Он смотрит на себя как на ученика, друга, ребенка своих родителей, спортсмена и так далее. Если этот этап проходит успешно, в дальнейшем у человека появляется устойчивая жизненная позиция, формируется умение справляться с трудностями.

Взрослый возраст по Эриксону

С 21 до 25 лет молодые люди начинают решать все более взрослые задачи. Они вступают в брак, планируют появление ребенка, осуществляют важные выборы.

Перечисленные возрастные группы относятся к тем отрезкам жизненного пути, на которых происходит развитие личности. Далее наступает самый длительный этап, длящийся, по Эриксону, с 25 до 60 лет. В это время главной проблемой человека является жизненный застой, невозможность развития в повседневной жизни. Но если ему это все же удается, то он получает высокую награду - стойкое чувство самоидентичности.

В этом возрасте есть и перемены, которые связаны с самоопределением, и с личной жизнью. У мужчин и у женщин на этот этап приходится кризис среднего возраста. Женщина после 30 достигает пика своей сексуальности.

Возраст с 60 лет во многом зависит от того, как были прожиты предыдущие годы. Старость будет мирной, если за свою жизнь человек добился желаемого, прожил ее достойно. В противном случае его будут одолевать мучения.

autogear.ru

Оценка физического развития.

Оценку физического развития производят на основании со­поставления индивидуальных показателей, характеризующих уровень развития ребенка со средними их значениями для данной возрастно-половой группы детей. Средние данные (региональ­ные стандарты), отражающие степень развития детей и подрост­ков, проживающих в аналогичных условиях, получают при мас­совом исследовании выборочной группы детей (не менее 100-150 человек) одного возраста и пола. Полученные данные подверга­ют обработке с применением разных способов статического анализа (методом сигмальных отклонений, регрессионным или центильным методами). Проводить оценку индивидуальных по­казателей можно лишь после определения точного возраста ребенка.

Определение точного возраста ребенка.

Возрастная группировка, применяемая в антропологических исследованиях, предусматривает определение возраста ребен­ка с точностью до дней. Для этого необходимо из даты обследования вычесть дату рождения ребенка. Для разработки и правильного использования стан­дартов необходимо соблюдать сле­дующие правила возрастной группировки. Детей первого года жизни объединяют в группу с интервалом в 1 месяц. Так, к воз­растной группе детей 1-го месяца относят детей от 16 дней до 1 мес.15 дней, за 2 месяца считают возраст от 1 мес.16 дней до 2 мес.15 дней и т.д. до 1 года. Затем возрастная группи­ровка идет по четвертям года: за 1 год 3 месяца считают возраст от 1 года 1 месяца 16 дней до 1 года 4 мес.15 дней; за 1 год, 6 мес. - от 1 года 4 мес. 16 дней до 1 года 7 мес. 15 дней и т.д. до 3 лет. К 3-летним относят детей от 2 лет 10 мес.16 дней до 3 лет 5 мес.29 дней. После 3 лет (до 18) группировка проводится с интерва­лом в 1 год: за 4 года считают возраст от 3 лет 6 мес. до 4лет 5мес. 29 дней, и т.д. (табл.4).

Таблица 4

Возрастная группировка детей и подростков от 3 до 18л

Возраст

Интервалы

3 года

от 2 лет 10 мес.16 дн.

до 3 лет 2 мес. 29 дн.

3 года 6м.

от 3 лет 3 мес.

до 3 лет 8 мес. 29 дн.

4 года

от 3 лет 9 мес.

до 4 лет 2 мес. 29 дн.

4 года 6м.

от 4 лет 3 мес.

до 4 лет 8 мес. 29 дн.

5 лет

от 4 лет 9 мес.

до 5 лет 2 мес. 29 дн.

5 лет 6м.

от 5 лет 3 мес.

до 5 лет 8 мес. 29 дн.

6 лет

от 5 лет 9 мес.

до 6 лет 2 мес. 29 дн.

6 лет 6м.

от 6 лет 3 мес.

до 6 лет 8 мес. 29 дн.

7 лет

от 6 лет 9 мес.

до 7 лет 5 мес. 29 дн.

8 лет

от 7 лет 6 мес.

до 8 лет 5 мес. 29 дн.

9 лет

от 8 лет 6 мес.

до 9 лет 5 мес. 29 дн.

10 лет

от 9 лет 6 мес.

до 10 лет 5 мес. 29 дн.

11 лет

от 10 лет 6 мес.

до 11 лет 5 мес. 29 дн.

12 лет

от 11 лет 6 мес.

до 12 лет 5 мес. 29 дн.

13 лет

от 12 лет 6 мес.

до 13 лет 5 мес. 29 дн.

14 лет

от 13 лет 6 мес.

до 14 лет 5 мес. 29 дн.

15 лет

от 14 лет 6 мес.

до 15 лет 5 мес. 29 дн.

16 лет

от 15 лет 6 мес.

до 16 лет 5 мес. 29 дн.

17 лет

от 16 лет 6 мес.

до 17 лет 5 мес. 29 дн.

18 лет

от 17 лет 6 мес.

до 18 лет 5 мес.29 дн.

studfile.net

0 0 vote
Article Rating
Подписаться
Уведомление о
guest
0 Комментарий
Inline Feedbacks
View all comments