Воспитательный процесс процесс – Воспитательный процесс в педагогике

Содержание

32. Воспитательный процесс, его характеристика. Структура и логика воспитательного процесса. Противоречия как движущие силы воспитания.

Воспитательного процесс –организованное взаимодействия воспитателей и воспитуемых, направленного на достижение целей воспитания в организационно-педагогических условиях. Главные характеристики воспитательного процесса - это его целостность, системность, цикличность и технологичность. Под целостностью понимают неразрывное единство процессов воспитания и обучения, а также развития и формирования личности. Рассматривать воспитательный процесс системно значит выделить структурные компоненты системы и процесса, а также функциональные связи между ними. Например, цель воспитания детерминирует его содержание, а уровень воспитанности влияет на выбор методов воспитания. Логика характеристика процесса воспитания, закономерный характер происходящих изменений. Отличие воспитателя-профессионала от дилетанта, оказывающего воспитательные воздействия интуитивно, связано с предвидением результатов, способностью прогнозировать ход процесса.

Структура: Целевой компонент (цели, задачи и социализация личности). Содержательный компонент (соответствие потребностям личности; стандарт образования).

Операционно-деятельностный (организация деятельности детей на уроках и во внеурочное время). Аналитико-результативный (анализ результатов педагогической деятельности). Движущая сила процесса воспитания - разница между целями, поставленными воспитателем, и теми, что были фактически реализованы (результаты воспитательной деятельности).

33. Закономерности и принципы воспитания, их взаимосвязь.

Среди закономерностей функционирования и развития воспитания в целостном педагогическом процессе необходимо выделить главную - ориентацию на развитие личности. Принцип непрерывного общего и профессионального развития личности. Природосообразность воспитания: воспитание должно основываться на научном понимании естественных и социальных процессов, согласовываться с общими законами развития природы и человека. Содержание, методы и формы воспитания должны учитывать необходимость возрастной и половой дифференциации.

Принцип культуросообразности: Развитие личности в гармонии с общечеловеческой культурой зависит от ценностных оснований воспитания. Процесс общего, социально-нравственного и профессионального развития личности: принцип деятельностного и личностного подходов. Принцип этической взаимоответственности обусловлен закономерностью, согласно которой готовность участников педагогического процесса принять на себя заботы о судьбах людей, о будущем нашего общества

34. Цели, задачи и содержание воспитания. Ценности и личностные компетенции. Направления воспитания.

Гуманистическое воспитание имеет своей целью гармоничное развитие личности и предполагает гуманный характер отношений между участниками педагогического процесса. Общепринятой целью в мировой теории и практике гуманистического воспитания был и остается идущий из глубины веков идеал личности, всесторонне и гармонично развитой. Цель гуманистического воспитания позволяет поставить адекватные ей задачи: философско-мировоззренческая ориентация личности в понимании смысла жизни, своего места в мире, своей уникальности и ценности; приобщение личности к системе культурных ценностей, отражающих богатство общечеловеческой и национальной культуры, и выработка своего отношения к ним; раскрытие общечеловеческих норм гуманистической морали (доброты, взаимопонимания, милосердия, сочувствия и др.) и культивирование интеллигентности как значимого личностного параметра; развитие интеллектуально нравственной свободы личности, способности к адекватным самооценкам и оценкам, саморегуляции поведения и деятельности, мировоззренческой рефлексии; возрождение традиций российской ментальности, чувства патриотизма в единстве этнических и общечеловеческих ценностей, воспитание уважения к законам страны и гражданским правам личности, стремления к сохранению и развитию престижа, славы и богатства отечества; формирование отношения к труду как к социально и личностно значимой потребности и фактору, создающему материальные фонды страны и ее духовный потенциал, которые, в свою очередь, обеспечивают возможности личностного роста; развитие представлений о здоровом образе жизни.

Направления воспитания,
выделяемые по критерию аспекта его содержания. Умственное воспитание — предполагает руководство развитием познавательных интересов, широких духовных запросов воспитанников. Нравственное воспитание, Эстетическое воспитание, Эстетическое воспитание, Экологическое воспитание, Трудовое.

35. Гражданско-патриотическое воспитание: задачи, содержание, методы, формы. ФГОСы общего образования о формировании гражданско-патриотических качеств личности выпускника и гражданской идентификации.

Задача: формировании у школьника ценностного отношения к явлениям общественной жизни. Основная цель: формирование гражданственности (внутренняя свобода и уважение к государственной власти, любовь к Родине и стремление к миру, чувство собственного достоинства и дисциплинированность, гармоническое проявление патриотических чувств и культуры межнационального общения). Содержание гражданского воспитания в школе и семье составляет работа учителей, воспитателей и родителей по патриотическому воспитанию, по формированию культуры межнационального общения, правовой культуры, воспитанию в духе мира и ненасилия.

Патриотическое воспитание осуществляется в процессе включения учащихся в активный созидательный труд на благо Родины, привития бережного отношения к истории отечества, к его культурному наследию, к обычаям и традициям народа; воспитание готовности к защите Родины; изучения обычаев и культуры разных этносов. Формы и методы: изучение государственных символов Российской Федерации: герба, флага, гимна, символики других стран. Изучение природы родного края, его исторического прошлого эмоционально переживается ребенком, укрепляет и развивает чувство любви к Родине. Формированию культуры межнационального общения способствует изучение иностранных языков, раскрывающих историю, культуру стран изучаемого языка, традиции и обычаи народов этих стран. Гражданское воспитание предполагает формирование у учащихся знаний и представлений о достижениях нашей страны в области науки, техники, культуры. ФГОС: формирование активной гражданской позиции молодых граждан, гражданского самосознания;

повышение интереса к решению актуальных проблем российского общества; формирование политической культуры, гражданской зрелости, осмысления политических ценностей, создание эффективности влияния масс на политическую жизнь страны; вовлечение молодежи в демократический процесс преобразования жизни, осознание своей причастности к этим изменениям; развитие чувства патриотизма; формирование толерантности и гражданского согласия по духовно-нравственным ценностям; ориентация студентов на гуманистические и смысловые жизнеутверждающие ценности общества, воспитание потребности в здоровом образе жизни.

36 .Нравственная культура личности. Нравственное воспитание: задачи, содержание, методы, формы. ФГОСы общего образования о формировании нравственных качеств личности выпускника. Нравственная культура личности — степень (мера) освоения личностью морального опыта общества, выражающаяся в уровне развития нравственных понятий, суждений, нравственных чувств, ценностей, оценок, в способности к нравственному выбору. Содержание: сообщение воспитуемым определенной информации о должном поведении. Ответственность за поведение вырабатывается на основе знания о том, как надлежит человеку поступать в определенных условиях. Усвоение моральных норм осуществляется стихийно в повседневном общении людей. Нравственное воспитание придает этому процессу целевую направленность.

Задачи: формирование нравственного сознания; воспитание и развитие нравственных чувств; выработка умений и привычек нравственного поведения. В процессе нравственного воспитания широко применяются такие методы как: упражнение и убеждение. Упражнение - обеспечивает выработку и закрепление необходимых навыков и привычек, претворение навыков и привычек на практике. Убеждение - направлено на формирование этических понятий, на разъяснение нравственных принципов, на выработку этических идеалов. ФГОС: нижний уровень – приобретение знания о социальных и нравственных ценностях, средний – наличие опыта переживания и позитивного нравственного отношения к ценностям социума, высший уровень – опыт самостоятельного социального действия.

37. Ценность образования и науки, труда и творчества для человека и общества. Развитие познавательной активности, творческого мышления школьников. Умственное и трудовое воспитание личности. Подготовка к осознанному выбору профессии.

От образования зависит действенность всех социальных, экономических, политических и других процессов развития общества, наращивание интеллектуального, духовного, социокультурного потенциала страны. Культура и образование выступают в качестве одного из ведущих факторов общественного процесса и развития цивилизации. Труд: среда, в которой проистекает жизнедеятельность человека, все вещи, которые его окружают и которыми он пользуется, созданы благодаря труду. Каждый человек обладает серьёзным запасом жизненной энергии, которая должна находить выход. Работа, труд – одно из основных средств, механизмов социализации. По достижении определённого возраста взрослому человеку работать так же необходимо, как ребёнку для полноценного развития необходимо учиться. Умственное воспитание (как приобщение к интеллектуальной культуре человечества) - это систематическое и целенаправленное педагогическое воздействие на ребенка и взаимодействие с ним с целью развития его ума и формирование мировоззрения. Оно протекает как процесс овладения общеисторическим опытом, накопленным человечеством и представленным в знаниях, умениях, навыков.

Трудовое воспитание - целенаправленный процесс формирования у подрастающего поколения готовности трудиться, направленный на успешное освоение трудового опыта человечества, нравственное отношение к труду, развитие личности. Задачи трудового воспитания - это осознание целей и задач, воспитание мотивов, овладение трудовыми навыками, самореализация в труде. Профессиональная информация, как одно из направлений профориентации, помогает наиболее осознанно подойти к выбору профессии. Необходимо сформировать положительное отношение учащихся к восприятию профинформационного материала. Информационный материал должен быть не только доступным учащимся, но и объективным и всесторонним. Формы его подачи должны быть достаточно разнообразными, чтобы обеспечить активизацию восприятия и мыслительной деятельности учащихся.

38. Физическое и эстетическое воспитание, их взаимосвязь с другими направлениями воспитания. Задачи, содержание, методы, формы, показатели. Ориентация воспитанников на здоровый, безопасный и экологически целесообразный образ жизни

. Формирование эстетической культуры - это процесс целенаправленного развития способности личности к полноценному восприятию и правильному пониманию прекрасного в искусстве и действительности. Связь с трудовым воспитанием: Осознание и переживание труда как игры физических и духовных сил, как явления возвышенного, облагораживающего, прекрасного составляют фундамент эстетического развития личности. Методы: Важно пробудить у школьников стремление утверждать красоту в школе, дома, всюду, где они проводят свое время, занимаются делом или отдыхают. Детей следует шире привлекать к тому, чтобы они создавали эстетическую обстановку в школе, в классе, в квартире. В процессе формирования эстетической культуры учащихся важная роль принадлежит курсам биологии и географии, которые в значительной мере строятся на непосредственном изучении и наблюдении явлений природы. Во время экскурсий и прогулок на природе у детей обостряется эстетическое видение ее красоты, развиваются воссоздающее воображение и образное мышление. На уроках родного языка учащиеся учатся воспринимать литературу как искусство слова, воспроизводить образы художественного произведения в своем воображении, тонко подмечать свойства и характеристики действующих лиц, анализировать и мотивировать их поступки. Организация работы по
воспитанию физической культуры
учащихся направлена на решение следующих задач: содействие правильному физическому развитию детей, повышение их работоспособности, закаливание, охрана здоровья; развитие основных двигательных качеств, приобретение необходимого минимума знаний в области гигиены и медицины, физической культуры и спорта. К основным средствам воспитания физической культуры школьников относятся физические упражнения, природные и гигиенические факторы.

studfile.net

Воспитательный процесс


Влияние воспитательного климата семьи на становление личности младшего школьника

12.05.2009/дипломная работа

Описание жизненного пути личности, стадии ее становления и различные влияния семьи на этот процесс. Общее понятие становления личности. Воспитательный климат семьи. Возрастные особенности детей младшего школьного возраста. Воспитание в неполной семье.

Движущие силы и логика воспитательного процесса

13.05.2009/реферат

Воспитание – важнейшее явление духовной жизни общества. Творческий целенаправленный процесс взаимодействия педагогов и воспитанников по созданию оптимальных условий для освоения социально-культурных ценностей и развития самоактуализации личности.

Диалектика воспитательного процесса

22.07.2009/контрольная работа

Диалектика воспитания как особая форма человеческой деятельности, ее основные методики и подходы, задачи и эволюция, принципы и этапы осуществления. Историческая практика и теории закрытых общественных систем воспитания, оценка их эффективности.

Задачи и функции воспитательной работы классного руководителя

30.03.2007/контрольная работа

Воспитательная работа классного руководителя. Типы классного руководства. Цель и задачи деятельности классного руководителя. Функции воспитательной работы классного руководителя. Изучение ценностных ориентаций участников педагогического процесса.

Игры в практике внеучебной воспитательной работе

17.04.2009/реферат

Игровая деятельность как стихийный воспитательный институт ребенка, практика в внеучебной воспитательной работе. Просветительное и воспитательное влияние игры. Игра – это средство психологической подготовки к будущим реальным жизненным ситуациям.

Индивидуализация воспитательной работы с учащимися

11.08.2009/реферат

Профессионально-техническое образование, методы индивидуального подхода к учащимся. Задачи трудового и нравственного воспитания. Сочетание педагогического руководства с развитием инициативы и самодеятельности учащихся. Работа с "трудными подростками".

Индивидуализация воспитательной работы с учащимися

13.08.2009/реферат

Принципы воспитания, отражающие закономерности процесса воспитания. Методы индивидуального подхода к учащимся. Работа с "трудными подростками", их нравственное и правовое воспитание, приобщение к активной жизненной деятельности ученического коллектива.

Классное собрание как форма воспитательной работы

10.03.2007/реферат

Классный час – это час духовного общения классного руководителя с учащимися своего класса. Цели, задачи и правила проведения классного собрания. Структура классного собрания. Программа классного собрания на тему "Что такое сотрудничество?"

Классный час как форма воспитательной работы

31.03.2009/реферат

Классный час как одна из главных форм воспитания в школе, его функции, типы и формы в зависимости от целей. Проведение классного часа с целью предоставления школьникам информации о вреде алкоголизма, формирования у них потребности в здоровом образе жизни.

Лидеры детского коллектива, воспитательная работа с ними

17.04.2009/курсовая работа

Сущность лидерства и возможность формирования его потенциала в отечественной и зарубежной психолого-педагогической литературе. Диагностика межличностных отношений в детском коллективе, направленное на выявление лидеров, изучение их личностных качеств.


referatwork.ru

Воспитательная работа как часть воспитательного процесса

Воспитательная работа как часть воспитательного процесса

Воспитание - одно из важнейших категориальных понятий в педагогике. Однако оно широко используется и в повседневной жизни. В широком смысле воспитание – это воздействие общества на человека. В узком, педагогическом смысле воспитание рассматривается как специально организованная деятельность педагогов и воспитанников по реализации воспитательных целей и задач, отражающих основные требования общества.

Воспитание – это процесс, то есть динамическое явление, предполагающее конкретные качественные и количественные изменения в людях, с которыми взаимодействует воспитатель.

Долгое время цели и задачи воспитания рассматривались с позиции идеала человека, гармонично развитого, сочетающего в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство. Несомненно, эту позицию надо рассматривать в качестве идеальной цели воспитания. Однако выделение такой цели в качестве единственной приводит к тому, что практический результат воспитательной работы существенно отличается от поставленных целей. Стремление к идеальной цели не исключает и даже предполагает постановку, определение вполне понятных педагогу целей, достижение которых можно увидеть в результате его деятельности, каковым является изменение в воспитанности учащихся.

Цели воспитанияэто ожидаемые изменения в человеке, происходящие под влиянием целенаправленных воздействий педагогов, представления о результате педагогической деятельности.

Первое основание связано с развитием каждого индивида, раскрытием того потенциала, которым одарила человека природа,- формированием его индивидуальности. При развитии индивидуальности активность и энергия развиваются в каждой из сущностных сфер человека (Э. Фромм). В то же время эти все больше интегрируются; развивается определенная структура, руководимая волей и разумом индивида. Развитие личности в какой-то мере определяется и индивидуальными условиями, но в основном социальными.

Второе основание связано с отношением человека и общества. Долгое время высшей считалась цель, более всего соответствующая потребностям общества и государства. При этом подходе интересы ребенка как бы уходили на второй план, однако гуманистическая педагогика считает их основными.

Опираясь на реальные цели воспитания, можно определить актуальные задачи воспитания учащихся.

Исходя из того, что результатом воспитания является социальное развитие человека, предполагающее позитивные изменения в его взглядах, мотивах и реальных действиях, можно выделить три группы воспитательных задач, которые ориентированы на результат воспитания ребенка.

Первая группа задач связана сформированием гуманистического мировоззрения. В процессе решения этих задач происходит процесс интериоризации общечеловеческих ценностей, формирование у человека гуманистических взглядов и убеждений.

Вторая группа задач неразрывно связана с первой и направлена на формирование потребностей и мотивов и стимулирования нравственного поведения.

Третья группа предполагает создания условий для реализации этих мотивов и стимулирования нравственного поведения детей.

Воспитание в образовательном учреждении реализуется через воспитательный процесс – целенаправленный процесс взаимодействия: индивид-индивид, индивид-группа, индивид-коллектив. Этот процесс организуется и осуществляется в различных социальных институтах: семье; воспитательных (детский дом, интернат), образовательных (школа, гимназия, лицей), профессионально-образовательных (колледж, профессиональное, художественное, музыкальное, медицинское училище) учреждениях; высших учебных заведениях, секциях, клубах, музеях, театрах, детских объединениях и организациях. Наиболее целенаправленно и эффективно воспитание осуществляется при специально организованном взаимодействии субъектов, направленном на осуществление педагогических целей, - воспитательном процессе.

Воспитательный процесс – это целенаправленный процесс взаимодействия педагогов и учеников, сущностью которого является создание условий для самореализации субъектов этого процесса.

Цель воспитательного процесса - ориентация школьников на самовоспитание, саморазвитие, самореализацию.

Задачи воспитательного процесса:

- Интеллектуализация познавательных процессов, развитие мышления, памяти, внимания, умения оперировать гипотезами, овладения новыми навыками общения и самоанализа;

- Совершенствование психических процессов – самонаблюдение, самоанализ, самовоспитание, саморегуляция чувств, эмоций, развитие умения абстрактно мыслить, совершенствование стиля общения.

- Ориентация в социальной, политической и культурной жизни общества – формирование убеждений, мировоззрения, системы социальных установок, определение установок, определение интересов и склонностей к конкретным видам деятельности.

- Совершенствование нравственных качеств личности, умение пользоваться полученными знаниями в межличностном общении.

- Умение пользоваться знаниями о здоровом образе жизни, жить по принципу «В здоровом теле - здоровый дух».

- Развитие самотворчества в коллективе.

Воспитательный процесс рассматривается как целостная динамическая система, системообразующим фактором которой является цель развития личности воспитуемого, реализуемая во взаимодействии педагога и ученика.

Воспитательный процесс – ядро педагогической деятельности образовательного учреждения. В то же время организация воспитательного процесса не ограничивается его рамками и предполагает учет влияния всех факторов социальной среды.

Движущей силой воспитательного процесса является разрешение противоречия между разнообразными (часто разноплановыми) воздействиями на ученика и целостным формированием его личности. Это противоречие становится источником развития, если выдвигаемые педагогами цели воспитания находятся в пределах развития возможностей учеников и соответствуют их оценкам значимости воспринимаемого. И, наоборот подобное противоречие не будет содействовать оптимальному развитию системы, если ребенок не готов к восприятию позитивных влияний, в том числе со стороны педагога. В связи с этим нужно хорошо изучать учеников, умело проектировать близкие, средние и далекие перспективы развития, превращая их в конкретные воспитательные задачи.

Необходимо отметить, что все действия участников воспитательного процесса направлены на упорядочение всевозможных влияний на ребенка. В результате воспитание должно происходить как изменение уровня воспитанности каждого ученика, так и изменения характера отношений между участниками воспитательного процесса.

В воспитательном процессе проявляется единство внешних воздействий и влияния на объекты их внутреннего отражения, преломления (причем это отражение носит опережающий характер), возникновение обратного действия, а также самостоятельного влияния объекта на себя, которое проявляется самовоспитание. Это взаимодействие осуществляется не стихийно, а определенным образом управляется и самоуправляется. В воспитательном процессе объективное социальное переходит в субъективное, индивидуально психическое состояние человека. В этом определении подчеркивается именно «внутренняя» сторона процесса.

В состав динамической системы «воспитательный процесс» входят субъекты и объекты воспитания в широком смысле, разнообразные связи, проявляющиеся между ними, а также условия, в которых протекает процесс их взаимодействия.

Воспитательный процесс базируется на закономерностях.

Под общими закономерностями воспитательного процесса мы понимаем те существенные внешние и внутренние связи, от которых зависит направленность процесса и успешность достижения педагогических целей.

Первая закономерность. Воспитание ребенка совершается на основе активности самого ребенка во взаимодействии его с окружающей социальной средой. При этом решающее значение имеет гармонизация интересов общества и личных интересов учащихся, при определении целей и задач педагогического процесса. Характеризуя отношения в воспитательном процессе как субъектно-субъектные, мы должны рассматривать действия со стороны педагогов и соответствующие действия учащихся.

Готово об активности ребенка, мы должны представлять, что она существенным образом зависит от его мотивации. Поэтому педагог должен, прежде всего, опираться на потребности и мотивы ребенка, определять, что является для ребенка главным в данный момент.

Вторая закономерность - единство образования и воспитания. Образование направлено на формирование общей культуры человека. Происходит развитие индивида, приобретающего социальный опыт, формирующего комплекс необходимых знаний и способностей. Рассматривая как единый процесс образование и воспитание, необходимо выделить специфику этих двух социально-педагогических явлений. Приобретая знания, человек развивается. Развиваясь, он стремится к расширению сфер своей деятельности и общения, которые, в свою очередь, требуют новых знаний и умений.

Третья закономерность- целостность воспитательных влияний, которая обеспечивается единством декларируемых социальных установок и реальных действий педагога (отсутствие такого единства характеризуется тем, что он утверждает одно, а делает другое, призывает к активности, а проявляется пассивность и т.п.), непротиворечивостью педагогических требований, предъявляемых к ребенку всеми субъектами воспитания учащихся. При этом осуществляется педагогическое регулирование социального взаимодействия, означающее непосредственное и опосредованное влияние педагогов на систему отношений детей в социальной микросреде как в образовательном учреждении, так и вне его. Это влияние направлено на реализацию личностно значимых целей в совместной деятельности и освоение учащимися системы социальных ролей, способов поведения с учетом их возрастной субкультуры.

Реализация этой закономерности предполагает взаимодействие социальных институтов в организации воспитательной работы, направленное на развитие сущностных сфер человека, характеризующих образ его жизнедеятельности, гармоничность индивидуальности, свободу и разносторонность человека, его счастье и самочувствие.

Организация воспитательного процесса как созидание и поддержание условий для саморазвития осуществляется в тесном взаимодействии с воспитанником, с учетом его доброй воли.

Успешное осуществление учебно-воспитательного процесса возможно при осознании педагогами важности воспитательной работы наряду с преподаванием учебных дисциплин. Воспитательная работа является важнейшим компонентом воспитательного процесса, его основной составляющей. От того, как эту работу проводят педагоги, насколько она адекватна актуальной педагогической ситуации, зависит успех педагогической деятельности школы.

Существуют несколько понятий воспитательной работы:

Воспитательная работа – это целенаправленная деятельность по организации совместной жизнедеятельности взрослых и детей, осуществляемая педагогическим коллективом либо отдельным педагогом с целью наиболее полного их саморазвития и самореализации.

Воспитательная работа – это специально организуемая педагогами деятельность во внеучебное время по формированию у воспитанников определенных качеств личности.

Педагоги школы или внешкольного образовательного учреждения, социальные педагоги осуществляют целенаправленную профессиональную деятельность, направленную на решение воспитательных задач. Эта деятельность не ограничивается целенаправленным воздействием на ученика: она предполагает как учёт особенностей окружающей ребенка среды, так и активное воздействие на эту среду. Когда мы говорим о воздействии педагога на ученика в рамках реализации своих профессиональных функций, то эту педагогическую деятельность называем воспитательной работой.

Воспитательная работа включает в себя реализацию комплекса организационных и педагогических задач, решаемых педагогом с целью обеспечения оптимального развития личности ученика, выбор форм и методов воспитания, учащихся в соответствии с поставленными воспитателями задачами и сам процесс их реализации. Эта работа предполагает организацию совместной деятельности педагогов и учащихся и предусматривает также регулирование отношений социальных институтов, оказывающих существенное влияние на ребенка.

«Любая воспитательная работа, - утверждать Н. М. Таланчук, - должна начинаться с того, что педагог усваивает, осознает воспитательные функции, то есть обязанности, виды деятельности, выполняемые в процессе формирования личности и ученического коллектива».

В воспитательной работе следует выделить три группы функций.

Первая группа связана с непосредственным воздействием педагога на ученика:

- изучение индивидуальных особенностей его развития, окружения, интересов;

- программирование воспитательных воздействий;

- реализация комплекса методов и форм индивидуальной работы с учеником;

- анализ эффективности воспитательных воздействий.

Вторая группа функций связана с созданием воспитывающей среды:

- сплочение коллектива;

- формирование благоприятной эмоциональной атмосферы;

- включение учащихся в разнообразные виды социальной деятельности;

- развитие детского самоуправления.

Третья группа функций направлена на коррекцию влияния различных субъектов социальных отношений ребенка:

- социальная помощь семье;

- взаимодействие с педагогическим коллективом;

- коррекция воздействия средств массовой коммуникации;

- нейтрализация негативных воздействий социума;

- взаимодействие с другими образовательными учреждениями.

В проводимой педагогом воспитательной работе основное место занимает организаторская деятельность.

infourok.ru

Воспитательный процесс - это... Что такое Воспитательный процесс?


Воспитательный процесс

"...Воспитательный процесс - деятельность по формированию и развитию личности в соответствии с принятыми в государстве-участнике СНГ программами воспитания детей и молодежи..."

Источник:

" МОДЕЛЬНЫЙ ЗАКОН О ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ И МОЛОДЕЖИ"

(Принят в г. Санкт-Петербурге 14.05.2009 Постановлением 32-5 на 32-ом пленарном заседании Межпарламентской Ассамблеи государств-участников СНГ)

Официальная терминология. Академик.ру. 2012.

  • Воспитательные колонии
  • Воспламенение

Смотреть что такое "Воспитательный процесс" в других словарях:

  • Воспитательный процесс — целостная динамическая система, системообразующим фактором которой являются цели взаимодействия педагога и ученика. В В.п. отражаются задачи развития личности. Движущей силой В.п. является разрешение противоречия между разнообразными (часто… …   Коррекционная педагогика и специальная психология. Словарь

  • Воспитательный процесс — социально педагогический феномен, который конструируется, осуществляется и развивается во вполне определенном социуме, имеющем свои пространственные и временные рамки …   Словарь терминов по общей и социальной педагогике

  • процесс — ПРОЦЕСС1, а, м Развитие какого л. явления, последовательная смена состояний, ход событий. Длительный процесс создания словаря. ПРОЦЕСС2, а, м Заболевание в стадии развития. Врач с удовольствием наблюдал за процессом выздоровления. ПРОЦЕСС3, а, м… …   Толковый словарь русских существительных

  • процесс — а; м. [от лат. processus течение, ход] 1. Последовательная смена состояний в развитии чего л.; ход, развитие какого л. явления. П. деления клетки. Мировой исторический п. П. возникновения, развития и упадка общественно исторических формаций.… …   Энциклопедический словарь

  • воспитательный — ая, ое. Относящийся к воспитанию, связанный с ним. В. процесс. В. дом (в России до 1917 г.: благотворительное учреждение для воспитания внебрачных детей и подкидышей) …   Энциклопедический словарь

  • воспитательный — I см. воспитание II ая, ое. Относящийся к воспитанию, связанный с ним. Воспита/тельный процесс. Воспита/тельный дом (в России до 1917 г.: благотворительное учреждение для воспитания внебрачных детей и подкидышей) …   Словарь многих выражений

  • процесс — а; м. (от лат. processus течение, ход) см. тж. в процессе, процессуальный 1) а) Последовательная смена состояний в развитии чего л.; ход, развитие какого л. явления. Проце/сс деления клетки. Мировой исторический проце/сс …   Словарь многих выражений

  • ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС — целостный учебно воспитательный процесс в единстве и взаимосвязи воспитания и обучения, характеризующийся совместной деятельностью, сотрудничеством и сотворчеством его субъектов, способствующий наиболее полному развитию и самореализации личности… …   Педагогический словарь

  • воспитание — <...> точка зрения на воспитательный процесс как на процесс социальной перестройки биологических форм поведения. [3.1, 36] Мы воспользуемся определением Блонского, который говорит, что воспитание есть преднамеренное, организованное,… …   Словарь Л.С. Выготского

  • Юный Авиатор (парашютный клуб) — Клуб Юный Авиатор название КВУЗ Клуб Юный Авиатор Специализация Авиационный и парашютный профиль директор …   Википедия


official.academic.ru

Учебно-воспитательный процесс – это... Определение, особенности и требования

Воспитательный процесс ребенка связан с его учебной деятельностью. При правильно организованной учебной деятельности формируется картина мира у дошкольника и школьника, уважение к старшим, сострадание, толерантность, владение своими чувствами и воображение.

Основы учебно-воспитательного процесса

Обучение детей тесно связано с личностным ростом, развитием нравственных, физических качеств. Учебно воспитательный процесс – это создание таких условий вокруг учащегося, в которых он может развивать свои способности и познавать мир. Обучение основывается на тех принципах и традициях, которые существуют в данной стране, крае, городе.

У дошкольников учебно-воспитательный процесс является игрой. Игра учит взаимодействовать между собой, замечать интересные факты и события, включать воображение, откликаться на чувства других людей, уметь сопереживать и ответственно подходить к своим ежедневным обязанностям.

Среда – это окружение ребенка, благодаря которому он учится правилам поведения в обществе. Основные требования к окружению:

  • безопасность;
  • способствовать развитию;
  • помогать физическому развитию;
  • быть внешне привлекательным.

В воспитательном деле ученик должен получать знания и развиваться в различных сферах:

  • физическая;
  • музыкальная;
  • трудовая;
  • театральная;
  • познавательная.

Для родителей и педагогов стоит первоочередная задача, воспитывать детей постоянно, периодические запреты не должны подавить в ребенке инициативу.

Педагогические принципы учебно-воспитательной деятельности

Учебно-воспитательный процесс – это совокупность принципов, которые позволяют заниматься обучением ребенка. Существует несколько принципов, которые используются в учебно-воспитательной деятельности:

  • природосообразности;
  • гуманизации;
  • целостности;
  • демократизации;
  • культуросообразности;
  • единства и непротиворечивости;
  • профессиональной целесообразности;
  • политехнизма.

Принцип природосообразности гласит, что программу учебно-воспитательной деятельности необходимо строить исходя из возраста учащегося и его наклонностей. Мотивировать в детях желание развиваться и обучаться.

Принцип гуманизации предполагает уважительное отношение к ученику. Преподаватель должен строить доверительные отношения, основанные на общечеловеческих чувствах.

Принцип целостности предполагает взаимодействие всех компонентов учебного процесса.

Принцип культуросообразности предполагает знакомство ребенка с той культурной средой, в которой он находится.

Принцип единства и непротиворечивости возможен при тесном взаимодействии родителей и учителей. Требования взрослых должны быть понятны и прозрачны.

Принцип профессиональной целесообразности основывается на обучении преподавателей навыкам, необходимым в учебном деле.

Принцип политехнизма позволяет взаимодействовать между собой точным наукам.

Субъекты воспитательного процесса

Педагог в системе образования является субъектом. Субъекты учебно воспитательного процесса занимают особое место в образовании. Они имеют четкое представление о профессиональной деятельности и соотношении себя с социальной средой.

Позиция педагога играет ключевую роль в становлении личности учащегося. Педагогическая активность формируется исходя из нравственных ценностей, социального уклада, отношений к окружающим. Педагогический учебно-воспитательный процесс определяется ожиданиями окружающих с одной стороны и личными целями и интересами с другой.

По отношению к детям педагог может быть:

  • другом, если нашел подход к каждому ребенку и коллективу в целом;
  • источником информации и не переступать границу;
  • диктатором и не воспринимать желания детей;
  • советчиком, осторожно подводить детей к требуемому решению;
  • искрой в сознании ребенка, если взрослый смог заинтересовать и увлечь.

Любая роль учителя несет положительные и отрицательные стороны, но существуют некоторые моменты, которые не должны появляться в воспитании. Ребенок не может существовать во вседозволенности, становясь кумиром, подчинять воле взрослых. Педагог должен уважать личность, поддерживать инициативность.

Ученик, занимая позицию субъекта в воспитательном процессе, представляет личность, которая развивается и формируется в некой среде. Ориентируясь на примеры взрослых, он выбирает определенную модель поведения. Формируются личностные качества, нравственные устои, взаимоотношения со сверстниками, поступки. Социальные условия, в которых воспитывается человек, оказывают существенное влияние на интересы, развитие возможностей и дальнейшую жизнь.

Объекты процесса

Объекты учебно-воспитательного процесса существуют в сформированной среде и не пытаются выйти за ее границы.

Дети и подростки, как объекты учебного процесса, подвергаются влиянию взрослых. Взрослые принимают решения за учащихся, подталкивают ребенка к определенному действию и передают опыт.

Закономерности учебного процесса

Учебно-воспитательный процесс – это совокупность закономерностей:

  • педагогика неразрывно связана с потребностями общества;
  • педагог выстраивает систему обучения, согласовывая ее с руководителем учебного заведения, в соответствии с собственными убеждениями и социально-экономическим положением в стране;
  • программа корректируется в зависимости от способностей объектов обучения;
  • развитие ребенка зависит от социального статуса семьи, наследственности и заинтересованности;
  • взаимосвязь всех компонентов учебной деятельности.

Взаимодействие внутри учебного заведения

Учебно-воспитательный процесс – это создание условий, в которых ребенок развивает свою индивидуальность, формирует личностные качества. Для того, чтобы появилась возможность добиться результата, необходимо взаимодействовать между всеми сторонами воспитательного процесса.

Совместная работа педагога с коллегами позволяет раскрыться ученикам, увидеть детей с разной стороны. Взаимодействие классного руководителя, куратора или воспитателя должно происходить с администрацией учебного заведения и другими сотрудниками.

Взаимодействие педагога с другими субъектами учебного процесса

Учебно-воспитательный процесс в школе не может происходить качественно без работы педагога и родителя. Зачастую эта часть дается сложно из-за недопонимания и недосказанности. Для успеха необходимо, чтобы обе стороны были настроены на сотрудничество.

Самый основной блок в работе педагога – это совместная работа и взаимоотношения с детьми. Учитель достигает результата благодаря индивидуальному подходу к ученикам, совместной деятельности, выездным мероприятиям.

Для формирования в детях правильных принципов требуется взаимодействие всех компонентов учебного процесса. Ребенок должен оставаться субъектом воспитания и при построении системы взаимодействия необходимо учитывать интересы ребенка.

fb.ru

Это воспитание: способы организации воспитательного процесса

Процесс воспитания — приоритетное направление педагогической науки. Однако определение его подразумевает воспитание ребенка в двух вариантах: педагогическом и социальном.

Социальное направление педагогической деятельности

Преподнося воспитание как общественное явление, нужно учесть, что это многогранный, часто различающийся процесс, который характеризует участие молодого поколения в общественной жизни.

В современной науке под воспитанием как общественным явлением понимают передачу жизненного опыта от взрослых к детям, чтобы подготовить подрастающую смену к возможным трудностям, путям их преодоления и трудовой деятельности.

Воспитание как общественное явление имеет характерные черты, которые отражают его специфику:

  • Данный процесс зародился вместе с общественной жизнью. Он характеризуется непрерывностью и тесной взаимосвязью с социальным развитием общества;
  • Появление воспитания связано с необходимостью приобщения молодого поколения к общественной жизни;
  • Каждый этап развития общественной жизни характеризуется различными формами, содержанием и назначением воспитательного воздействия, которые имеют специфические исторические особенности;
  • Воспитание происходит за счет приобретения подрастающим поколением социального опыта, который появляется исключительно в процессе жизнедеятельности в социуме;
  • Педагогический процесс становится целенаправленным тогда, когда старшее поколение осознает в полной мере степень и качество взаимоотношений с детьми, реализовывая в процессе воспитательной деятельности цели, помогающие развить в молодом поколении лучшие качества личности.

Следовательно, воспитание как общественное явление представляет собой подготовку молодого поколения к полноценной жизни в условиях социального общества. Данный воспитательный процесс осуществляется, исходя из исторической ситуации и особенностей менталитета.

В педагогике для характеристики общественного воспитания часто используют термин «социализация». Он предполагает присоединение ребенка к сфере общественных отношений, его развитие в социальных группах для привития культуры общения и определенных общественных ценностей.

Педагогика и воспитательный процесс

В педагогической практике сущность воспитания и его особенности определяют в широком и узком смысле.

Рассматривая предмет воспитания в широком смысле, говорят о системном, непрерывном и организованном процессе, который осуществляется педагогическими работниками в учреждениях образования. Целью данного процесса является привитие общественных норм и правил поведения детям.

Воспитание в узком понятии — это воздействие на подрастающую личность, предполагающее формирование у нее важных позитивных качеств. Оно осуществляется в условиях семьи и учреждений воспитания и образования.

Говоря о воспитании как педагогическом процессе, принято выделять его следующие характерные черт:

  1. Любое воздействие на ребенка должно быть целенаправленным. Перед тем, как применять
    определенные методы и формы, педагогические работники должны поставить перед собой четкие цели, к достижению которых сводится весь процесс.
  2. Воспитание и образование должны иметь только гуманистическую направленность. Их основная задача привить нравственные идеалы и культурные ценности, которые являются определяющими в деле развития полноценной личности.
  3. Ведущий признак взаимодействия взрослых и детей – тесное сотрудничество между ними, которое проявляется в активной позиции воспитанника и воспитателя.
  4. Воспитание в педагогическом смысле проявляется в положительных изменениях качеств личности.

Итак, сущность понятия и форма воспитания в педагогическом процессе предполагает постоянную, спланированную и специально организованную деятельность детей в учреждениях образования.

Как развивается личность?

В обществе не утихают споры о степени полезности воспитательного воздействия. С чем это связано, какие противоречия проявляются в процессе воспитания? Попробуем разобраться.

Одни общественные деятели считают воспитание и образование единственными источниками развития личности. Другие уверенны в их абсолютной бессмысленности и ненужности, предполагая, что излишнее воздействие на личность приводит к потере индивидуальности заложенных природой качеств.

Безусловно, отрицать необходимость воздействия на подрастающее поколение с целью передачи нравственного опыта нельзя. Оно необходимо для дальнейшего развития общества. Однако нужно четко понимать, что с помощью этого воздействия можно только откорректировать какие-либо черты характера, но изменить человеческую сущность невозможно.

Современные исследования доказали, что педагогика обеспечивает развитие тех задатков, которые были заложены природой.

Опираясь на природные склонности ребенка, воспитание ведет за собой развитие, которое является фактором выбора средств и методов воздействия.

Виды воздействия педагогического процесса на развитие ребенка

Говоря о целенаправленном процессе воздействия педагогического коллектива на личность, необходимо затронуть понятие о цели воспитания. Цель представляет собой стремление к изначально предполагаемому результату.

На сегодняшний день главная цель учреждений образования – использовать воспитание в целях развития интеллектуального и нравственного потенциала подрастающего поколения.

Технология воспитания включает в себя становление личности в разных направлениях и заключается в формировании умственного, нравственного, физического, трудового, эстетического и политехнического аспектов.

Развитие умственных возможностей способствует формированию следующих возможностей детей:

  • Быстро воспринимать необходимое количество учебного материала;
  • Развивать научное мировоззрение;
  • Самостоятельно использовать дополнительную и справочную литературу в качестве вспомогательного источника познания;
  • Формировать самооценку и стремиться к развитию самопознания.
  • Совершенствовать мыслительные процессы, память и внимание.

Совершенствовать интеллектуальные навыки ребенка сложно, если его физическое развитие не соответствует возрастным нормам. Физическое воспитание в процессе воздействия на ребенка решает следующие задачи:

  1. Содействует укреплению здоровья;
  2. Повышает работоспособность и физическую активность;
  3. Совершенствует развитие силы, выносливости;
  4. Воспитывает смелость, дисциплину, ответственность и другие нравственные качества;
  5. Формирует потребность в саморазвитии, желание вести здоровый образ жизни.

Готовит учащихся к самостоятельной жизни развитие трудовых качеств, которые способствуют формированию ответственности, трудолюбия, дисциплины. Правильно организованная работа в этом направлении помогает профориентации детей.

Проблемы современного воспитания часто возникают из-за отсутствия четко сформулированных нравственных ценностей у подрастающего поколения. Основу нравственной культуры составляют общечеловеческие ценности и нормы морали, усвоение которых приводит к формированию высоконравственной личности, способной сопереживать другим и проявлять милосердие, сострадание и терпимость.

Способы организации воспитательного процесса

Понятие и сущность воспитательного процесса определяется методами и формами, которые применяются для воздействия на чувства, эмоции и поведение детей.

Эти понятия взаимосвязаны и служат дополнением друг друга.

Понятие о формах воспитания включает в себя способы организации воспитательного процесса, которые базируются на индивидуальном и коллективном воздействии на чувства и поведение детей.

Существует несколько факторов, которые учитываются при выборе средства воздействия:

  • Материальные возможности учреждения образования;
  • Традиции школьного коллектива;
  • Возрастные особенности детского коллектива;
  • Уровень социального опыта;
  • Характер цели и задач воспитательного процесса;
  • Уровень профессиональной подготовки преподавательского состава.

Базируясь на этих факторах, выделяют формы воспитательного взаимодействия. Их перечень нельзя считать исчерпывающим, так как педагоги выбирают свои формы, с помощью которых происходит максимальное воздействие на школьника.

На сегодняшний день основная классификация подразумевает использование трех воспитательных форм:

  1. Индивидуальный подход;
  2. Групповая работа;
  3. Коллективное взаимодействие.

Индивидуальный подход подразумевает особое воздействие на развитие каждой личности. Реализуется он в личных беседах и оказании целенаправленной помощи в конкретных ситуациях. Изучение личностных особенностей каждого учащегося – основная задача индивидуального подхода.

С помощью групповой работы развивают чувство коллективизма и коммуникабельность учащихся. Преподаватель выступает как организатор процесса воздействия. Главная цель наставника – содействовать пониманию и взаимоуважению участников группы.

Коллективное воздействие на подрастающее поколение – это совместное посещение мероприятий, направленных на эмоциональное и чувственное воздействие. Походы, соревнования, экскурсии могут служить отличным средством коллективной работы. При такой форме преподаватель является организатором и помощником ученической деятельности.

Итак, выбор формы воспитательного воздействия зависит от вида деятельности, временных рамок мероприятия, уровнем его подготовки и количеством участников.

Целостность педагогического воздействия при определении целей и задач воспитательного процесса

Воспитательный процесс является эффективным только тогда, когда комплексно реализует все способы и методы воздействия на подрастающую личность.

Добиться этого помогает постановка целей и задач, которые способствуют выбору правильного направления педагогического воздействия.

Выбор целей зависит от общественных потребностей и воздействия исторических и философских концепций, поэтому на разных этапах развития личности цели меняются и дополняются.

При постановке целей руководствуются двумя концепциями:

  1. Прагматическая концепция, которая базируется на воспитании гражданина, потребителя и работника;
  2. Гуманистическая направленность предусматривает воспитание как воздействие на всестороннее развитие личностных качеств ребенка.

Современная педагогическая система базируется на гуманистических идеалах. В связи с этим выделяют основные задачи воспитания:

  • Формирование у учащихся постановки жизненных целей и задач, которых они должны добиться, используя природные склонности и социальное положение;
  • Развитие нравственных идеалов, интеллектуальных возможностей и волевых качеств личности;
  • Воспитание патриотических чувств, которые являются основой нравственного совершенствования школьника;
  • Становление активной позиции гражданина, которая отвечает современным требованиям социальных и политических преобразований в стране;
  • Привитие трудовой активности, ответственного и творческого отношения к выполняемым обязанностям;
  • Формирование товарищеского взаимоотношения в школьном коллективе на основе общепринятых социальных норм.

Итак, воспитание – это многофакторный, целостный процесс, целью которого является воспитание гуманной, высоконравственной, социально активной и интеллектуально развитой личности.

vospitannie.ru

Особенности воспитательного процесса

В целостном педагогическом процессе важное место занимает процесс воспитания (воспитательный процесс). Сущность, а также место и роль этого процесса легче всего обнаружить, рассматривая его в структуре более общего процесса формирования личности. Там, где формирование личности имеет управляемый, контролируемый характер, где люди руководствуются сознательными намерениями, действуют не стихийно, а по заранее намеченному плану в соответствии с поставленными задачами, и проявляется воспитание. Воспитание – процесс целенаправленного формирования личности. Это специально организованное, управляемое и контролируемое взаимодействие воспитателей и воспитанников, конечной своей целью имеющее формирование личности, нужной и полезной обществу. В учебных пособиях по педагогике прежних лет была распространена формулировка, согласно которой процесс воспитания – это организованное, целенаправленное руководство воспитанием детей в соответствии с целями, поставленными обществом. Уязвимость данного определения мы легко обнаруживаем, сопоставляя значения понятий «взаимодействие» и «руководство». Первое, как мы уже знаем, отражает сложнейшие отношения воспитателей и воспитуемых, отводя последним активную роль, а второе представляет их как пассивный объект педагогического руководства. В современном понимании процесс воспитания – это эффективное взаимодействие (сотрудничество) воспитателей и воспитанников, направленное на достижение заданной цели.

Воспитательный процесс имеет ряд особенностей. Прежде всего – это процесс целенаправленный. Наибольшую эффективность обеспечивает такая его организация, при которой цель воспитания превращается в цель, близкую и понятную воспитаннику. Именно единством целей, сотрудничеством при их достижении характеризуется современный воспитательный процесс.

Процесс воспитания – процесс многофакторный, в нем проявляются объективные и субъективные факторы, обусловливающие своим совокупным действием невообразимую сложность данного процесса. Установлено, что соответствие субъективных факторов, выражающих внутренние потребности личности, объективным условиям, в которых личность живет и формируется, помогает успешно решать задачи воспитания. Чем больше по своему направлению и содержанию совпадают влияния организованной воспитательной деятельности и объективных условий, тем успешнее осуществляется формирование личности.

Особенность воспитательного процесса проявляется и в том, что деятельность воспитателя, управляющего этим процессом, обусловлена не только объективными закономерностями. Это в значительной мере искусство, в котором выражается своеобразие личности воспитателя, его индивидуальности, характера, его отношения к воспитанникам.

Сложность воспитательного процесса состоит в том, что его результаты не так явственно ощутимы и не так быстро обнаруживают себя, как, например, в процессе обучения. Между педагогическими проявлениями воспитанности или невоспитанности лежит длительный период образования необходимых свойств личности. Личность подвергается одновременному воздействию множества разнохарактерных влияний и накапливает не только положительный, но и отрицательный опыт, требующий корректировки. Сложность воспитательного процесса обусловлена и тем, что он очень динамичен, подвижен и изменчив.

Воспитательный процесс отличается длительностью. По сути, он длится всю жизнь. Клод Гельвеций писал: «Я продолжаю еще учиться; мое воспитание еще не закончено. Когда же оно закончится? Когда я не буду более способен к нему: после моей смерти. Вся моя жизнь есть, собственно говоря, лишь одно длинное воспитание». Школьное воспитание оставляет наиболее глубокий след в сознании человека, потому что нервная система в молодом возрасте отличается высокой пластичностью и восприимчивостью. Но даже при четкой организации воспитательного процесса в школе рассчитывать на быстрые успехи нельзя: для процесса воспитания характерна отдаленность результатов от момента непосредственного воспитательного воздействия.

Одна из особенностей воспитательного процесса – его непрерывность. Процесс школьного воспитания – это процесс непрерывного, систематического взаимодействия воспитателей и воспитанников. Заблуждаются воспитатели, полагающие, что одно яркое «мероприятие» способно изменить поведение ученика. Необходима система работы, освещенная определенной целью. Если процесс воспитания прерывается, идет от случая к случаю, то воспитателю постоянно приходится заново прокладывать «след» в сознании ученика, вместо того чтобы, углубляя его, вырабатывать устойчивые привычки.

Процесс воспитания – процесс комплексный. Комплексность в данном контексте означает единство целей, задач, содержания, форм и методов воспитательного процесса, подчиненное идее целостности формирования личности. Мы уже знаем, что формирование личностных качеств происходит не поочередно, а одновременно, в комплексе, поэтому и педагогическое воздействие должно иметь комплексный характер. Это не исключает, что в какой-то момент приходится уделять большее внимание тем качествам, которые по уровню сформированности не соответствуют развитию других качеств. Комплексный характер воспитательного процесса требует соблюдения целого ряда важных педагогических требований, тщательной организации взаимодействия между воспитателями и воспитанниками.

Воспитательному процессу присущи значительная вариативность (неоднозначность) и неопределенность результатов. В одних и тех же условиях последние могут существенно отличаться. Это обусловлено действиями названных выше субъективных факторов: большими индивидуальными различиями воспитанников, их социальным опытом, отношением к воспитанию. Уровень профессиональной подготовленности воспитателей, их мастерство, умение руководить процессом также оказывают большое влияние на его ход и результаты.

Процесс воспитания имеет двусторонний характер. Его течение необычно тем, что он идет в двух направлениях: от воспитателя к воспитаннику (прямая связь) и от воспитанника к воспитателю (обратная связь). Управление процессом строится главным образом на обратных связях, т.е. на той информации, которая поступает от воспитанников. Чем больше ее в распоряжении воспитателя, тем целесообразнее воспитательное воздействие23.

ПО МАТЕРИАЛАМ КНИГИ:

СМИРНОВ В. И.

ОБЩАЯ ПЕДАГОГИКА

В определении сущности процесса воспитания мы исходим из следующей версии атрибутирования понятия «воспитание»:

ВОСПИТАНИЕ:

в широком социальном смысле – совокупность формирующих воздействий всех общественных институтов, обеспечивающих передачу из поколения в поколение накопленного социально-культурного опыта, нравственных норм и ценностей;

в широком педагогическом значении процесс целенаправленного формирования личности в условиях специально организованной воспитательной системы, обеспечивающей взаимодействие воспитателей и воспитуемых;

в узком педагогическом значении – специальная деятельность, имеющая целью формирование определенных качеств, свойств и отношений человека.

Воспитание в широком социальном смысле нередко отождествляют с социализацией, хотя логику их отношений можно было бы охарактеризовать как отношение части к целому, поскольку:

  • социализация представляет собой процесс развития человека в результате стихийных и организованных воздействий всей совокупности факторов общественного бытия;

  • воспитание большинством исследователей рассматривается как один из факторов развития человека, социализации его личности, представляющий собой систему целенаправленных формирующих влияний, взаимодействий и взаимоотношений, осуществляемых в различных сферах социального бытия.

Рассматривая воспитание в широком педагогическом смысле, т.е. как педагогическое явление, мы определили его как процесс целенаправленного формирования личности в условиях специально организованной воспитательной системы, обеспечивающей взаимодействие воспитателей и воспитуемых.

Предлагаемая дефиниция, разумеется, не бесспорна, но ее можно было бы признать достаточно универсальной. Попытаемся обосновать это утверждение.

1. Воспитание это процесс... Этот тезис общепризнан.

2. Воспитание это процесс целенаправленного... С тем, что рассматриваемый процесс можно только тогда назвать воспитанием, когда он направлен на достижение определенной цели, тоже, кажется, не спорят.

studfile.net

0 0 vote
Article Rating
Подписаться
Уведомление о
guest
0 Комментарий
Inline Feedbacks
View all comments