Таблица периодизации – Таблица возрастных периодов

Таблица возрастных периодов

Возрастной этап

Признаки возрастного
этапа

Социальная ситуация
развития

Характеристика
ведущей деятельности

Кризисные проявления

Основные
новообразования

Характеристика
познавательной, эмоциональной и
мотивационной сфер развития

Особенности
поведения и ведущие направленности
жизнедеятельности.

Новорожденность
(1-2 мес.)

Адаптация ребенка
к новым, внеутробным условиям жизни.

Полная биологическая
зависимость от матери.

Кризис новорожденности.
Признаки: потеря в весе.

Комплекс оживления

Первые мгновений
общения с матерью
, заложение фундамента«симпатий
и антипатий» .

Малое
различие сна и бодрствования,
преобладание торможения над
возбуждением, спонтанная двигательная
активность
,установление эмоциональной связи с
матерью.

Младенческий возраст
( от 2-х месяцев до 1 года )

Психика
ребенка развивается в результате
совместной деятельности ребенка и
взрослого.

Неразрывная связь
ребенка со взрослым. Ситуация “МЫ”

Непосредственно-эмоциональное
общение, или ситуативно-личностное
общение со взрослым.

Аффективные вспышки,
если взрослые не понимают или не хотят
выполн. его желания.

Ходьба
или попытки ходьбы и первые слова.
Потребность в общении со взрослым.
Диффренцированные ощущения и
эмоциональные состояния. Восприятие
объектов. Автономная речь.Начальные
формы наглядно-действенного мышления.
Кратковременная фиксация на
объектах.(непроизвольное внимание)

Основывается на
потребности общения со взрослыми.
Процесс общения становится более
эмоц. Предметно-познавательная деят.
Манипуляция с предметами. Логика
многозначна и ситуативна.

Действия с предметами.

Раннее детство ( 1-3
года)

Единство
эмоционального и действенного
отношения к непосредственно
воспринимаемому миру. Поведение
ребенка ситуативно.

Сотрудничество со
взрослым Ситуация “РЕБЕНОК – ПРЕДМЕТ
– ВЗРОСЛЫЙ”. Познание мира окруж.
Вещей.

Предметно-манипулятивная
деятельность.

Негативизм
– реакция не на содержание предложения
взрослых, а на то, что оно идет от
взрослых.
Упрямство,
строптивость, своеволие, симптом
обесценивания.

Речь и наглядно-действенное
мышление. Сознание «Я сам». Возникает
игра с сюжетом.

«Аффективное
восприятие объектов и ситуаций.
Наглядно-действенное мышление.
Формирование внутреннего плана
действий. Узнавание и воспроизведение.
Непроизвольное внимание. Эмоциональная
завышенная самооценка.

Способность к
передвижению.
Способность
ориентироваться в пространстве.
Благодаря этому возможность изучит
большее кол-во окруж. Вещей.

Дошкольный
возраст

(3 – 7 лет)

Познание мира
человеческих отношений. Творчество.
Первоначальное становление личности.

Отделение ребенка
от взрослого. Две системы социальных
отношений: “ребенок – взрослый” и
“ребенок – дети”. Имитация мира
человеческих отношений.

Сюжетно-ролевая
игра.

Поведение
теряет детскую непосредственность.
Манерничанье, паясничанье, кривляние.
Появление оспаривания выполнять
родительскую просьбу, отказ от
привычных дел и обязанностей.
Демонстративная «взрослость».

Потребность в
общественно-значимой и
общественно-оцениваемой деятельности.
Творчество.

Соподчинение мотивов.
Самосознание. Правильная речь. Развитая
непроизвольная память, начало развития
произвольной памяти. Целенаправленное
анализирующее восп. Наглядно-образное
мышление, в конце преиода- переход к
словестн. Мышл.

Игра.

Младший
школьный возраст

(7 – 11 лет)

Начало школьной
жизни, с преобретанием соответствующей
позиции, мотивации, обязанностей.

Переход от свободного
от постоянных обязанностей существования
к обязательной, общественно-значимой
и общественно-оцениваемой деятельности.
Социальный статус школьника.

Учебная деятельность.

“Я
сам” в социальном смысле.Глубокий
мотивационный кризис, когда мотивация,
связанная с занятием новой социальной
позиции исчерпана (учебе превратилась
в житейскую обязанность), а содержательные
мотивы учения зачастую отсутствуют.
Снижение продуктивности

и способности к учебной. Негативизм.

Произвольность.
Внутренний план действия. Самоконтроль.
Рефлексия. Чувство компетентности.

Внутренняя позиция
школьника, учебная мотивация.
Теоретическое мышление. Анализирующие
восприятие. Произвольная смысловая
память. Произвольное внимание.
Адекватная самооценка. Обобщение
переживаний, логика чувств и появл.
Внутр. Жизни.

«Школьная жизнь».
Учеба.

Подростковый
возраст

(11 – 15 лет)

Переход от детства
к взрослости. Половое созревание.

Стремление приобщиться
к миру взрослых, ориентация поведения
на нормы и ценности этого мира.
Эмансипация от взрослых и группирование.

Интимно-личностное
общение в процессе обучения и
организационно-трудовой деятельности.

Становление
человека как субъекта собственного
развития.

Чувство «взрослости».
(младший подростковый возраст)Самооценка.
«Я-концепция»(старш. Подростк. Возраст).

Теоретическое
рефлексивное мышление. Интеллектуализация
воспр. И памяти. Личностная
рефликсия.Гипертрофированная
потребность в общении со сверстниками.

Стремление
подростка занять положение в группе
свертсников.

Старший школьный
возраст или ранняя юность (15 – 17 лет)

Переход к самостоятельной
взрослой жизни. Стабилизация личности.

Первоначальный выбор
жизненного пути.

Учебно-профессиональная
деятельность.

Страх ошибок в выборе
жизненного пути. Жизнь настоящим,
смутное представление будущего.
Ответственность за свой выбор перед
собой и близкими.
Философская интоксикация сознания,
оказывается поверженным в сомнения,
раздумья, мешающие его активной
деятельной позиции.

Мировоззрение.

Профессиональное
самоопределение.

Идеалы. Идентичность.

Дифференциация
способностей. Ориентация на будущее.
Нравственная устойчивость поведения.
Формально-логическое,
формально-операциональное мышление.
Совершенствуется владение сложными
интеллектуальными операциями анализа,
синтеза, теоретического обобщения и
абстрагирования, аргументирования
и доказательства. эмоциональная
восприимчивость часто сочетается с
категоричностью
и прямолинейностью юношеских оценок

окружающего.

Учебно-профессиональная
деятелдьность.

Юнность (от 17 до 20-23
лет )

Первый период
взрослой, самостоятельной жизни.

Выбор жизненного
пути. Уход из родительского дома.

Учебная, служба в
армии или поиск работы.

Окончательное
самоопределение.

Реализация жизненных
планов или поиск себя.

Три варианта
нарправленности: учеба в ВУЗе, поиск
работы или служба в армии.

Молодость ( от 20-23 до
30 лет)

Осуществление
жизненных целей. Расцвет любви и
дружбы.

Выбор спутника жизни
и создание семьи.
Овладение выбранной
профессией.

Труд.

Представления
о жизни, сложившиеся между 20 и 30 годами,
не удовлетворяют чел.
Происходит
переоценка ценностей, критический
пересмотр своего Я.

Семейные
отношения и чувство профессиональной
компетентности.
Рождение детей.

Осознание
своих качеств, способностей,
возможностей, знаний, интересов;
целостная оценка себя как чувствующего
и мыслящего существа.
Развиваются
теоретическое мышление, умение
абстрагировать, делать обобщения.
Происходят качественные изменения
в познавательных возможностях.
Реальный «Я» –
образ.

Поиск партнера.
Создание семьи, профессиональный
рост. Человек более-менее прочно
утверждается во взрослой жизни.

Зрелость ( от 30 до
60-70 лет)

Человек должен
раскрыть свой потенциал, реализовать
себя во всех сферах, исполнить жизненное
предназначение.

Реализации
себя, полного раскрытия своего
потенциала в профессиональной
деятельности и семейных отношений.
Осознание
ответственности
за содержание своей жизни перед самим
собой и перед другими людьми.

Труд. Творческий
труд.

Проблема убывающих
физических сил, привлекательности
– жестокий удар
по самооценке и Я-концепции.
изменяются
социальные ожидания. Пришло время
оправдывать надежды общества и создать
какой-то социально значимый продукт,
материальный или духовный, иначе
общество переносит свои ожидания на
представителей более молодого
поколения.

Продуктивность в
профессиональном плане и в плане
воспитания следующего поколения.

Совмещение процессов
повышения, стабилизации и понижения
функционального уровня отдельных
функций и познавательных процессов.
Обобщение на
словесном материале.
Способность
самому ставить проблемы
,
достойные иногда усилий многих
поколений
Совершенствование
профессиональной
памяти
.

Расцвет деятельности,
передача опыта младшим поколениям.

Поздняя зрелость
или старость ( после 60-70 лет)

Заключительный
период жизни, включающий изменение
позиции человека в обществе и играющий
свою особую роль в системе жизненного
цикла.

Смена общественной
позиции, с выход на пенсию и удаление
от активного участия в производительном
труде. Отношения
с родственниками.
Стремление
воспитывать, подготовить себе
«достойную замену» на работе

Если пожилой человек
стремится сохранить себя как личность,
то в этом случае в качестве ведущей
деятельности в старости можно
рассматривать структуризацию и
передачу опыта, наставничество
молодых. Стремление
«успеть» сделать то, что еще не успел

Встает ряд вопросов
связанных со смертью. Отношение к ней
зависит от направленности личности.(
генодистическое –быстро заканчивают
сущ, эгоистическое – интенсивное
старение, доживание, духовно-нравственное
– созраняется содержание жизни.

Принятие
своей жизни.

Жизненная
мудрость.

Счастливая
старость.

Интегрированность,
цельность.

Снижение
психического тонуса, силы и подвижности.
Возрастает время реакции, замедляется
обработка перцептивной информации
и снижается скорость когнитивных
процессов. Ведущим типом памяти
становится логическая. Появляется
выраженная озабоченность – не вполне
осознаваемое состояние. Озабоченность
собственным здоровьем, политическим
и экономическим положением в стране,
будущим детей и внуков – в целом все
понемногу. Хроническая озабоченность
помогает старым людям выработать
тактику сбережения усилий и тем самым
избежать фрустраций.

Другим характерным
эмоциональным переживанием пожилых
людей является возрастно-ситуативная
депрессия при отсутствии жалоб на
это состояние. Депрессия проявляется
в ослаблении аффективного тонуса и
живости.

На пороге старости
человек решает для себя вопрос:
пытаться ему сохранить старые и
создавать новые социальные связи или
перейти к жизни в кругу интересов
близких и своих собственных проблем,
перейти к жизни индивидуальной. Этот
выбор определяет стратегию адаптации
– сохранение себя как личности
(поддержание и развитие социальных
связей) или сохранение себя как
индивида.

studfiles.net

Таблица возрастной периодизации

Возрастной кризис –противоречие состояния человека и позиции человека в обществе
Развитие интеллекта (4 стадии по Пиаже) = развитие абстрактной логики (логика – мышление по логическим законам. Абстракция – оперирование понятиями, не относящимися к конкретному миру вещей)
Формирование нравственности (6 стадий по Колбергу) = обретение совести, не зависящей от общественного мнения
Окончательное развитие ВПФ (высших психических функций, которые отличают человека от животных) происходит в подростковом возрасте
Ведущие психические функции на разных возрастных периодах:
0-3г: ВОСПРИЯТИЕ
3-11 лет: ПАМЯТЬ
после 11 лет: МЫШЛЕНИЕ
Смертельно больные люди переживают 5 стадий принятия смерти по Элизабет Кюблер-Росс (такие же стадии проходит человек, переживающий утрату, горе, разлуку)

 


 






 






















Возрастной период

Телесная сфера

Психическая сфера

Социальная сфера

кризис новорожденности

рождение – стресс для ребёнка. Во время родов в кровь ребёнка впрыскивается огромная доза адреналина, его тело сдавливают родовые пути, возможна асфиксия (недостаток кислорода)
После рождения ребёнок попадает в чужеродную среду, где температура на 10 градусов ниже, чем он привык. Вместе с криком он делает свой первый вдох. Сердце начинает биться и снабжать кислородом организм.

1-10 дней новорожденные

В первые 2 месяца ребёнок рефлекторно приспосабливается к внеутробному образу жизни. Приспосабливает пищеварение к грудному молоку, нервную систему к матери. В 2 месяца у ребёнка появляется социальная улыбка в ответ на внимание взрослого.

к 6 мес начинает ползать. Прорезается первый зубик. Зрение начинает фокусироваться на объекте. В питании вводят прикорм.

к 9 мес стоит с опорой и ходит при поддержке

В 1 год стоит без опоры, приседает, наклоняется. В питании уже не нуждается в грудном молоке. Ест сам ложечкой.

 

Психически ребёнок пока совершенно не развит. Его созревание происходит РЕФЛЕКТОРНО – на основе генетической программы

к 6 мес ребёнок лепечет (произносит сочетания звуков ба-ба, да-да и т.п.)

в 1 год появляются первые слова: мама, дай, на, ба и т.п.

 

СИМБИОЗ ребёнка с матерью (ребёнок ещё не может самостоятельно передвигаться, он беспомощен и его потребности удовлетворяет мать). Мать также эмоционально соединена с ребёнком и в речи говорит «мы поели, мы поспали».

10 дней – 1 год грудной ребёнок (младенчество)

кризис 1 года

до 1 года развитие ребёнка рефлекторно –  обусловлено внутренней генетической программой. После 1 года ребёнок начинает развиваться от внешней стимуляции-обучения. Т.е. социальное воспитание приходит на смену биологическому развитию.

В 1 год ребёнок научается самостоятельно ходить и становится более отделённым от матери. У него расширяется доступное пространство, растёт самостоятельность.

1-2 года раннее детство

к 2 годам бегает, лазает, пытается подпрыгивать, бросает и ловит мяч

 

к 2 годам называет основные предметы и действия с ними: мама ня – мама на. Появляются первые самостоятельные желания «хочу-не хочу»

К 3 годам правильно произносит все звуки речи

Развитие интеллекта 0-2 года: сенсомоторная стадия (складывание умственных представлений о разных объектах через действие с ними)

Ребёнок становится всё более независимым от матери, но эмоциональная связь ещё сохраняется вплоть до 3 лет. Ребёнок всё больше общается с другими взрослыми и со сверстниками.

К 2 годам ребёнок много играет с предметами – экспериментирует с объектами окружающего мира.
Начинает рисовать КАРАКУЛИ

К 3 годам ребёнок осваивает в игре СИМВОЛИЧЕСКОЕ ЗАМЕЩЕНИЕ одного предмета другим: палочка может быть и машинкой, и человечком. К игре уже подключаются сверстники.
Рисует ГОЛОВОНОГОВ

кризис 3 лет «Я САМ»

к 3 годам совершает основные физические действия самостоятельно, также может действовать по показу или словесному указанию взрослого

появление в речи местоимения «Я» и осознание собственных желаний «я хочу» и своих возможностей «я могу», гордость за свои достижения.

7 признаков кризиса трёх лет (семизвездие симптомов): упрямство, негативизм, строптивость, протест-бунт, своеволие, обесценивание взрослых, деспотизм.

Советы родителям трёхлеток: 1) не давить, а задавать вопросы и давать выбор. 2) не запрещать, а предлагать замену

Ребёнок психологически отделяется от матери, часто гонит её, хочет всё делать сам («я сам»), поступает ей наперекор.
Мать больше не является для ребёнка абсолютным авторитетом.

3-7 лет первый период детства

Ребёнок совершенствует моторные навыки и осваивает новые: езда на велосипеде, лазание по деревьям, лыжи, коньки, подвижные игры и т.п.

Развивается мелкая моторика: ребёнок к 7 годам хорошо рисует и пишет буквы.

С 3 лет ребёнок расширяет словарный запас и пополняет свои знания об окружающем мире. Также характерно СЛОВОТВОРЧЕСТВО в языке – изобретение ребёнком новых словесных форм: «улиционер», «муж овцы – овец».

5 лет – возраст «ПОЧЕМУЧЕК»: ребёнок постоянно задаёт взрослому вопросы «почему солнце жёлтое?» «почему у собаки 4 ноги?». Через такие вопросы ребёнок осваивает логику языка.

До 7 лет для ребёнка характерен ЭГОЦЕНТРИЗМ – ребёнок не может встать на позицию другого человека, взглянуть на ситуацию его глазами.

К 7 годам ребёнок знает буквы и простой счёт до 10.

Развитие интеллекта 2-7 лет: дооперациональный период (мышление в виде словесных умозаключений, но без использования логики) В этот период активно развивается речь

Формирование нравственности 4-10 лет: преднравственный уровень (поступки определяются внешними обстоятельствами, не учитывается точка зрения других людей).
I стадия: суждения выносятся на основе того похвалят/накажут за поступок («брать конфету без спроса нельзя, потому что отругают»)
II стадия: поступок оценивается ребёнком исходя из пользы  для самого ребёнка («мальчик, взявший конфету без спросу, всё равно хороший, ведь она очень вкусная»)

Ребёнок больше не находится в симбиозе с матерью. Он увлечён общением со сверстниками (игрой) и ходит в детский садик.

Ребёнок поддерживает СЮЖЕТНО-РОЛЕВУЮ ИГРУ со сверстниками («дочки-матери», «магазин», «больница»), через проигрывание разных ролей ребёнок осваивает социальный мир взрослых.
К 7 годам ребёнок осваивает ИГРЫ ПО ПРАВИЛАМ (вышибалы, футбол) и через  эти игры учится действовать по заданным правилам.

кризис 7 лет

в 7 лет молочные зубы сменяются коренными

– потеря детской непосредственности (манерничание, кривляние)
– появление произвольности – умения взять себя  в руки
– появление самооценки (понимание того, что представление ребёнка о себе не равно мнению о нём других  людей)
– возникновение внутренней психической жизни (осознание своих переживаний)

У ребёнка возникает потребность заниматься чем-то социально значимым, ему уже хочется не только играть, но и учиться. В 7 лет дети начинают ощущать свою «взрослость» и с нетерпением ждут школы.

8-12(мальчики), 8-11(девочки) второй период детства

В этот период ребёнок интенсивно учится в школе, а телесное развитие претерпевает незначительный прогресс в ловкости и силе. Организм как бы копит силы перед рывком подросткового возраста.

Ребёнок учится в школе и развивает самодисциплину, т.е. ПРОИЗВОЛЬНОСТЬ психических процессов – овладение своей психикой.
Вместе с получением знаний ребёнок осваивает логическое мышление.

Развитие интеллекта 7-11 лет: стадия конкретных операций (логические операции, но с конкретными предметами). В этот период ребёнок познаёт в школе логику мышления.

Формирование нравственности 10-13 лет: конвенциональный уровень (поступки воспринимаются в соответствии с нормами, существующими в обществе)
III стадия: главный критерий – это чьё-то одобрение/неодобрение («мама похвалит, если спросить разрешение»)
IV стадия: ребёнок начинает ориентироваться на общепринятые правила («воспитанные мальчики всегда спрашивают разрешения»)

Ребёнок учится в школе и осознаёт себя как ученика. Обучение – его основной жизненный интерес. Учитель для ребёнка является абсолютным авторитетом.

13-16 (м), 12-15(д) подростковый возраст (пубертатный кризис)

Гормональный взрыв-буря в организме, который стимулирует половое созревание и  появление вторичных половых признаков

В этот период у подростка увеличивается рост и меняется тело. Мальчик становится мужчиной, девочка –  девушкой.
Лобные доли мозга дозревают до уровня взрослого человека (появление контроля над своей психикой)

Суть подросткового кризиса в том, что человек физически уже не ребёнок и ощущает себя взрослым (мальчик становится юношей, девочка – девушкой), но общество всё ещё относится к нему как к ребёнку (он не обеспечивает себя материально, у него ещё нет профессии, нет документов о совершеннолетии)

Из-за гормональных бурь настроение подростка беспричинно меняется, часто он раздражителен.

Самооценка становится неустойчивой и поляной ( из крайности в крайность: то «я гений», то «я ничтожество»). В оценке окружающих подросток также категоричен (чёрно-белая картина мира)

 

К подростковому возрасту развиваются до взрослого состояния высшие психические функции (ВПФ):
ВОСПРИЯТИЕ (зрение+слух+осязание+обоняние+вкус): становится осмысленным, т.к. восприятие обогащается развившимся мышлением
ВНИМАНИЕ: становится произвольным, т.е. человек сам управляет своим вниманием
ПАМЯТЬ: сама память с возрастом слабеет, но благодаря развитию мышления человек может запомнить большой объём информации, если её осмыслит
ВООБРАЖЕНИЕ: фантазия становится сложнее, благодаря развитию мышления. Подросток уже умеет управлять своей фантазией.
МЫШЛЕНИЕ: становится абстрактно-логическим
ЭМОЦИИ и ЧУВСТВА: лучше осознаются, становятся управляемыми. Расширяется эмоциональный репертуар
РЕЧЬ+ПИСЬМО: становится логичной, т.к. развивается мышление
СОЗНАНИЕ: появляется рефлексия (осознание своего внутреннего мира. Часто подросток начинает вести личный дневник)
МОТОРИКА (к ВПФ не относится): двигательная развивается, если подросток занимается физическими упражнениями, но качественных изменений нет.

Развитие интеллекта 11-15 лет: стадия формальных операций (логические операции уже с абстрактными понятиями, а не с конкретными предметами. Например, формулы-таблицы-схемы в математике-физике-химии) На этой стадии окончательно формируется интеллект , который у взрослого человека качественно не меняется.

Формирование нравственности с 13 лет: постконвенциональный уровень = истинная нравственность (человек в своих действиях исходит из собственных критериев) Это возможно лишь при развитом интеллекте.
V стадия: суждение о поступке основывается на уважении прав человека и признании демократических норм («мальчик пра, желая получить сладости, но следует спросить как заведено у взрослых»)
VI стадия: основным судьёй становится совесть, не зависящая от мнения других людей и общепринятых норм («каждый человек имеет право отстаивать свою позицию»)

Отношения с родителями портятся, подросток обесценивает наставления старших, т.к. он ищет свои  жизненные ценности. Важным становится не оценка взрослых, а оценка сверстников, включённость подростка в молодёжный коллектив. Поэтому подростки часто уходят из дома и живут у друзей.

Подростки противопоставляют себя миру взрослых: и создают СУБКУЛЬТУРЫ со своими правилами, стилем одежды, сленгом, музыкальной культурой.

Подросток лишь демонстрирует независимость и свободу, а на самом деле он ещё нуждается в авторитете, которого он находит в лидере компании или в кумире (явление фанатизма).

Гормональный взрыв повышает половое влечение и у подростков появляется интерес к противоположному полу. Это возраст и первой серьёзной любви.

Так как подросток экспериментирует с образом себя, то возможен ТРАНЗИТОРНЫЙ (проходящий) ГОМОСЕКСУАЛИЗМ

Подросток пробует экстремальные стороны жизни: алкоголь, наркотики, экстремальный спорт.

Окончание школы и выбор ВУЗа –время определения будущей профессии

17-21 (м), 16-20 (ж) юношеский возраст

Дальнейший рост организма.

Начало половой жизни.

Приобретение внутренней гармонии, уравновешенности, уверенности в себе.

Абстрактно-логическое мышление становится для юноши естественным

Обучение в ВУЗе – получение профессии

Первые серьёзные отношения, первая любовь

22-35 (м), 21-35 (ж) первый период среднего возраста

Зрелость – период телесного расцвета человека. Тело окончательно вырастает и входит в пору своей наивысшей силы и умелости. Зрелые люди – чрезвычайно выносливы и работоспособны.

Женщина рожает ребёнка, что является для тела сильным изменением.

Зрелость личности. Выработка своей собственной системы ценностей.

Профессиональная деятельность.

Создание семьи, рождение и воспитание ребёнка

35-45 кризис среднего возраста

Появление первых признаков старения организма: морщин, седины, быстрой утомляемости.

Депрессия, упадок сил, бессонница, резкие смены настроения, тревога, страхи, неуверенность в себе.

У женщин – близость менопаузы, у мужчин – импотенция, простатит.

Этот кризис необходим человеку для обретения духовности и мудрости. Человек оценивает пройденный жизненный путь и по итогам корректирует свою личность. Результатом кризиса может стать не только мудрость, но и отчаяние, озлобленность или инфантильность. Также часто люди, находящиеся в кризисе среднего возраста, кончают жизнь суицидом.

Осознание неизбежности старения, зависть к молодым (даже к своим детям), попытки остановить старение, омолодиться (пластические операции, юношеские хобби, адюльтеры с молодыми любовницами «седина в бороду – бес в ребро»).
Человек понимает, что дальше будет лишь старость и старается успеть прожить то, о чём всегда мечтал, но откладывал на потом.

Появление экзистенциальных вопросов – оценка прожитой жизни и поиск смысла существования в грядущей поздней зрелости (обращение к вере, к философии). Человек подводит предварительные итоги прожитой жизни и строит планы на остаток жизни. В этом возрасте человеку важно понять что он ДЕЙСТВИТЕЛЬНО ХОЧЕТ, каково его жизненное предназначение.

К середине жизни человек максимально реализует себя по всем социальным фронтам: есть семья и растут дети, есть работа и материальная независимость. И кризис среднего возраста начинается на фоне социальной успешности человека, беспричинно.

Человек вдруг охладевает к профессии, переоценивает своё место в обществе, ищет новых увлечений (самовыражение в творчестве, забывание себя в адреналиновой спортивной зависимости, заведение молодой любовницы)

В семье человек вдруг понимает, что живёт, не с любимым супругом, а чужим человеком, которого толком-то не знает –  отсюда частые разводы или адюльтеры.

У родителей среднего возраста дети как правило подростки – отсюда трудности в отношениях с детьми и неуверенность в себе как родители.

У людей к середине жизни часто умирают родители, что заставляет задуматься о предстоящей смерти. Осиротев, взрослый человек осознаёт, что следующим по очерёдности у смертной черты стоит он.

Женщины, посвятившие себя карьере, начинают жалеть о несозданной семье и часто усыновляют детей.

36-60 (м), 36-55 (ж) второй период среднего возраста

Менопауза у женщин

Преодолев кризис среднего возраста, человек обретает новую систему ценностей , становится самореализующимся, мудрым и активным.

Не преодолев кризис среднего возраста, человек замыкается на попытках преодолеть старение и вернуть молодость. Т.к. это невозможно его ждёт разочарование и несчастная немудрая старость.

60 (м), 55 (ж) кризис старости

Менопауза у женщин (прекращение менструаций, гормональная перестройка)

Старость и угасание организма.

Осознание утраты молодости. Чувство опустошенности.

Сомнения в правильности прожитой жизни

Страх близкой смерти.

Уход человека на пенсию – человек полностью меняет порядок дня, возникает много свободного времени, которое необходимо заполнить новыми увлечениями.

На пенсии человек становится не

Дети вырастают и уходят из родительской семьи (синдром опустевшего гнезда)

Смерть близких людей: друзей, супругов.

61-75 (м), 56-75 (ж) пожилые люди

У стариков замедлен обмен веществ, снижена регенеративная способность организма, ниже потребность во сне.

Волосы седеют и выпадают, на коже образуются морщины и пигментные пятна, кости становятся хрупкими, органы чувств работают хуже (снижение зрения и слуха)

Старость – время проявления хронических болезней, депрессий, тревожности, старческих заболеваний.

Старые люди фиксированы на собственном здоровье – эта важнейшая тема их интересов.

Старые люди часто одиноки и покинуты родными, они в тягость близким, являются обузой.

У стариков черты характера усиливаются, человек как бы становится шаржем на самого себя.

Психика старого человека менее подвижна и более уравновешена, чем молодого. Старики ригидны и консервативны, малоэмоциональны.

Старые люди инфантильны как дети – они сентиментальны, часто ностальгируют. Они воспринимают мир непосредственно, могут быть обидчивы, ранимы. Старые люди любят общаться с детьми. Старики нуждаются в общении и любви и страдают от одиночества.

Тревожность, мнительность, подозрительность, навязчивые страхи – У стариков снижена острота реакций, хуже работают органы чувств и поэтому им сложнее ориентироваться в окружающем мире, при столкновении с новым они испытывают панику, теряются как дети.

Старики малообщительны, замкнуты, интровертированы. Им неприятны новые знакомства и вмешательства посторонних в уклад их жизни.

Старые люди физически слабы, несамостоятельны, пассивны, зависимы. Им не хватает энергии активно бороться с ситуацией. В конфликте они ворчливы и раздражительны.

Старики беспомощны и потому боятся нищеты, они часто жадны, патологически экономны, скупы, копят на чёрный день, не выбрасывают хлам.

Старые люди задумываются о близкой смерти. Мудрые старики принимают будущую смерть смиренно, немудрые же – испытывают страх, отрицают возможность смерти.

76-90 старческий возраст

старше 90 долгожители

смерть как последнее критическое событие в жизни

Смерть – полное прекращение физической жизни тела.

Пять стадий принятия смерти по Элизабет Кюблер-Росс (такие же стадии проходит человек, переживающий утрату, горе, разлуку):
1. Отрицание. Больной не может поверить, что это действительно с ним случилось.
2. Гнев. Возмущение работой врачей, ненависть к здоровым людям.
3. Торг. Попытка заключить сделку с судьбой. Больные загадывают, допустим, что они поправятся, если монетка упадет орлом.
4. Депрессия. Отчаяние и ужас, потеря интереса к жизни. Это проживание горя, необходимое для дальнейшего принятия.
5. Принятие. «Я прожил интересную и насыщенную жизнь. Теперь я могу умереть»




Таблица преподавателя Томас-Март Т.С. по возрастной периодизации. М.: МФЮА, 2015

www.vashpsixolog.ru

Таблица возрастной периодизации

возраст Социальная ситуация развития Ведущая дея-ть новообразования кризис
Новорождённость
(от рожд.-2 мес)
Все условия жизни ребенка сразу же социально опосредованы.
Однако социальная ситуация должна установиться. Единство ребенка и матери должно появиться. То единство, которое существует с самого начала, идет со стороны матери, а со стороны ребенка, пока еще ничего нет
Ест, спит Самое важное новообразование периода новорожденности – комплекс оживления. Комплекс оживления – это эмоционально-положительная реакция, которая сопровождается движениями и звуками. До этого движения ребенка были хаотичны, некоординированны. В комплексе зарождается координация движений. Промежуточный период между внутриутробным и внеутробным образом жизни – кризис новорожденности. Акт рождения в известном смысле есть переход от паразитарного типа существования к форме индивидуальной жизни. Это переход от темноты к свету, от тепла к холоду, от одного типа питания к другому. Вступают в действие другие виды физиологической регуляции поведения, и многие физиологические системы начинают функционировать заново. Психолог.смысл кризиса – без взрослого не выживет.
Младенчество
2 мес-1 год.
Отношения с близким взрослым,где все потребности ребёнка будут удовлетворены взрослым. Непосредственное эмоциональное общение с близким взрослым. Эмоциональный отношения,Ходьба , появление первого слова., подражания. Кризис первого года жизни. Причина кризиса является противоречие между возросшими возможностями ребёнка и его местом в системе социальных отношений. Симптомы кризиса – негативизм и упрямствао ребёнка («Нет», «не буду», «не хочу», «дай»).
Раннее детство
1-3 года
Речевое общение Овладевание элементарными предметными действиями(предметно-орудийная дея-ть) Системное сознание, овладение речью, наглядное мышление, самосознание, осмысленное восприятие. Кризис трёх лет – кризис самостоятельности. В основе возникновения этого кризиса лежит противоречие двух тенденций, в равной мере определяющих жизнедеятельность и активность ребёнка. У девочек возникает интерес к нарядам; мальчики начинают проявлять озабоченность успешностью своей деятельности, например к конструировании. Остро реагируют на неудачи и неуспех.Ребёнок становится неуправляемым, легко впадает в гнев и ярость. Появляется позиция «Я сам».
Дошкольный возраст 3-6(7) лет Ребенок выходит за пределы своего семейного круга и установленных отношений с миром взрослых людей. Ведёт самостоятельную дея-ть по указаниям взрослого. Сюжетно-ролевая игра Возникновение первичных этических инстанций: “Что такое хорошо и что такое плохо”, Возникновение произвольного поведения, личного сознания ,Наглядно образного мышления, формирование новых мотивов. Малый кризис 6-7 лет. ваЖнейшие симптомы такого кризиса – потеря непосредственности, кривляние. Ребёнок утрачивает прежние детские интересы, скрывает свои чувства и переживания от окружающих, оспаривает родительские просьбы или требования, стремиться не выглядеть и не быть «как маленький». Его основным новообразование является формирование мира внутренних переживаний.
Младший шк. В-ст 6(7)-10(11) лет Социальная роль ученика. В отношениях «ребёнок-близкий взрослый» и «ребёнок-социальный взрослый», «ученик-учитель». учебная Произвольность и осознанность всех психических процессов и их интеллектуализация. Большой кризис . В кризисный период происходит рождение особой формы самосознания – чувства взрослости( «хочу быть и казаться взрослым»).
Подростковый возраст 10(11)-14(15) переход от зависимого детства к самостоятельной и ответственной взрослости, стремление приобщения к миру взрослых., ориентируясь на их нормы и ценности.Постребность общения со сверстниками. Общение со сверстниками возникновение представления о себе как “не о ребенке”; подросток начинает чувствовать себя взрослым, стремится быть и считаться взрослым, потребность в самоутверждении, подчинение нормам коллективной жизни. Кризис 15 лет – формирование эго-идентичности, рождение индивидуального самосознания, кризис второго рождения Я.
Юношеский возраст 14(15)-17(18) лет Пороге вступления в самостоятельную жизнь, определение своего места в жизни Профессиональное самоопределение профессиональное самоопределение и мировоззрение. Кризис связан с проблемой становления человека как субъекта собственного развития. Симптомы кризиса: повышенная активность и возбудимость, которое делает юношу неразборчивым в выборе знакомств, побуждает ввязываться в рискованные предприятия. Отмечается появление депрессивного состояния, часто возникающим чувством печали, безнадежности, самоуничижения.

mirznanii.com

Таблица 1

57

отдельного периода для последующего; выстроить периодизацию по эпохам и стадиям на основе внутренних законов развития (таблица 1).

Периоды и стадии детского развития Д.Б.Эльконина

 

 

 

 

 

 

 

Раннее детство

Детство

Отрочество

Младенчество

Ранний

Дошкольный

Младший

Подростковый

 

Ранняя

 

возраст

возраст

школьный

возраст

 

юность

 

 

 

возраст

 

 

 

М – П

О – Т

М – П

О – Т

М – П

 

О – Т

Кризис

Кризис 1

Кризис

Кризис

Кризис

 

Кризис 15лет

новорожден-

года

3 лет

7 лет

11-12 лет

 

 

ности

 

 

 

 

 

 

Примечание. М – П – мотивационно-потребностная сфера; О – Т – операционнотехнические возможности

В отечественной возрастной периодизации наиболее распространенной является следующая периодизация (таблица 2).

Таблица 2

Периодизация детского и юношеского возраста

Возраст

Ведущая

Социальная

Ведущие

 

деятельность

ситуация

новообразования

 

 

развития

 

1

2

3

4

Новорожденность,

Непосредственно-

Единство,

Индивидуальная

 

эмоциональное

слитность со

психическая жизнь,

0 – 2 месяцев

общение

взрослыми

«комплекс оживления»

 

 

 

 

 

 

 

Младенчество

 

 

Автономная детская речь

1 – 12 месяцев

 

 

потребность в общении

 

 

 

со взрослыми

 

 

 

 

Раннее детство

Предметно-

Начало отделения

Прямохождение, речь,

от взрослого

«самость», символизм

1 – 3 лет

манипулятивная

 

 

 

деятельность

 

 

 

 

 

58

 

 

 

 

1

2

3

4

Дошкольное детство

Ролевая игра

Выполнение

Самооценка,

3 – 6-7 лет

 

действий под

соподчинение мотивов,

 

 

наблюдением

произвольность,

 

 

взрослого

рефлексия

Младший школьный

Учебная

Поступление в

Произвольность,

возраст

деятельность

школу,

внутренний план

6-7 – 9-11 лет

 

совместная со

действий, рефлексия,

 

 

взрослыми

самоконтроль, развитие

 

 

деятельность

самосознания

 

 

учения

 

Подростковый

Интимно-личностное

Максимальная

Чувство «взрослости»,

возраст

общение

ориентация на

половая

9-11 – 14-15 лет

 

сверстников

«идентификация»

Ранний юношеский

Учебно-

Автономизация

Профессиональное

возраст

профессиональная

от взрослых

самоопределение,

14-15 – 17-18 лет

деятельность

 

формирование

 

 

 

самосознания и

 

 

 

мировоззрения

4.3. Основные закономерности возрастного развития

Основными закономерностями возрастного развития являются движущие силы, условия и законы психического и поведенческого развития человека.

Движущейся силой психического развития человека является противоречие между достигнутым уровнем развития его знаний, навыков, способностей, системой мотивов и типами его связи с окружающей средой. Такое понимание движущих сил психического развития было сформулировано Л.С.Выготским, А.Н.Леонтьевым и Д.Б.Элькониным.

Условия развития определяют собой те внутренние и внешние постоянно действующие факторы, которые, не выступая в качестве движущих сил развития, тем не менее влияют на него, направляя ход развития, формируя его динамику и определяя конечные результаты. Что же касается законов психического развития, то они определяют собой те общие и частные закономерности, с помощью которых можно описать

studfiles.net

Периодизации психического развития с указанием использованной литературы

Таблица 3

 

Автор периодизации Основания для построения периодизации Психологическая характеристика выделенных возрастов  
  • в отечественной возрастной психологии
 
Л.С.Выготский два критерия – динамический и содержательный В основу предложенной им периодизации были положены два критерия – динамический и содержательный. Кризисные и стабильные периоды развития чередуются. Поэтому возрастная периодизация имеет следующий вид:
– кризис новорожденности;
– младенческий возраст (2 месяца-1 год) — кризис 1 года;
– раннее детство (1-3 года) — кризис 3 лет;
– дошкольный возраст (3-7 лет) — кризис 7 лет;
– школьный возраст (8-12 лет) — кризис 13 лет;
– пубертатный возраст (14-17 лет) — кризис 17 лет.
 
Д.Б.Эльконин две стороны в деятельности – познавательная и мотивационная, ребенок – предмет и ребенок – взрослый Младенческий возраст 0-1 г. Непосредственно эмоциональное общение
Раннее детство 1-3 г. Предметно-орудийная деятельность
Дошкольный возраст 3-7 л. Ролевая игра, в которой ребенок овладевает фундаментными смыслами человеческой деятельности
Младший школьный возраст 7-11 л. Учение
Подростковый возраст 11-15 л. Общение в системе общественно-полезной деятельности: учебной, трудовой, общественных организаций
Старший школьный возраст 15-18 л. Учебно-профессиональная, в процессе которой формируются интересы, самосознание, мечты, идеалы
 
А.В.Петровский Социальные группы, с которыми ребенок вступает во взаимодействии Формирование личности ребенка определяется
особенностями взаимоотношений ребенка с членами референтной группы, он принимает именно ее ценности, моральные нормы и формы поведения.
На каждом возрастном этапе ребенок включается в новую социальную группу, которая становится для него референтной. Сначала это семья, потом группа
детского сада, школьный класс и неформальные подростковые объединения. Для любой такой
группы характерна своя деятельность и особый
стиль общения. Деятельностно-опосредованные взаимоотношения ребенка с группой являются тем фактором, который участвует в формировании
личности ребенка.
 
Д.И.Фельдштейн положение «Я» в социуме Два блока социального развития личности – фазы становления личности.На первой фазе (от 0 до 10 лет) — фазе собственно детства — происходит станов­ление личности на уровне еще не развитого самосознания. На второй фазе (от 10 до 17 лет) — фазе подросткового возраста — наблюдается активное формирование самосознания растущего человека. Фазы охватывают определенные циклы развития лично­сти, фиксируя результат этой формы социального развития — ста­новление позиции ребенка в системе общества и реализацию этой позиции.
Младенчество (0-1 год).Возникает непосредственно эмоциональ­ное общение, которое и есть в этом возрасте ведущая деятельность ре­бенка.
Раннее детство (1-3 года).У ребенка возникает потребность воб­щественном поведении и при этом отсутствует умение общественно действовать.
Дошкольный возраст (3-6 лет). Ве­дущей в этот период становится развитая игровая деятельность
Младший школьный возраст (6-10 лет).Ведущей становится учеб­ная деятельность, т. е. социальная деятельность по усвоению теорети­ческих форм мышления.
Подростковый возраст (10-15 лет). Дети включаются в качествен­но новую систему отношений, общения с товарищами и со взрослыми в школе.
Старший школьный возраст (15-17лет). Ведущей деятельностью становится учебная деятельность, активно сочетаемая с разнообраз­ным трудом.
 
В.И.Слободчиков,
Г.А.Цукерман
смена режима индивидуальной жизни. Начало новой ступени – это новое рождение в новую форму жизни, кризис рождения – это кризис самоидентичности («так жить нельзя») и поиск новых форм бытия на стадии принятия. «Матрица возраста», в которой каждая ступень – это относительно завершенный цикл развития, выстроенный в логике процесса развития, горизонтальная последовательность периодов (становления и реализации) и стадий (критических и стабильных): 1) оживление, на данном этапе развития родовой возникает кризис: 7-й месяц эмбрионального развития – 3 недели после рождения. Стадия принятия: новорожденность – 0,5—4-й месяц жизни. Кризис новорожденности: 3,5—7-й месяц. Стадия освоения (младенец): 6—12-й месяц; 2) одушевление, на данном этапе развития возникает кризис младенчества в 11–18 месяцев. Стадия принятия – раннее детство: 1 год 3 месяца—3 года. Кризис раннего детства: 2,5–3,5 года. Стадия освоения – дошкольное детство: 3–6,5 лет; 3) персонализация, на данном этапе развития возникает кризис детства: 5,5–7,5 лет. Стадия принятия – отрочество: 7—11,5 лет. Кризис отрочества: 11–14 лет. Стадия освоения – юность: 13,5—18 лет; 4) индивидуализация, на данном этапе развития возникает кризис юности: 17–21 год. Стадия принятия – молодость: 19–28 лет. Кризис молодости: 27 лет—33 года. Стадия освоения – взрослость: 32–42 года; 5) универсализация, на данном этапе развития возникает кризис взрослости: 39–45 лет. Стадия принятия – зрелость: 44 года—66 лет. Кризис зрелости: 55–65 лет. Стадия освоения – старость: 62 года.  
       
  • в зарубежной психологии
 
З.Фрейд психосексуальное развитие развитие психики человека зависит от перемещения либидо по эрогенным зонам, последовательно созревающим в онтогенезе, что представлено в стадиях:

  • оральной (младенчество) – 0-1 год
  • анальной (раннее детство) – 1-3 года
  • фаллической (дошкольное детство) – 3-5 лет
  • латентной (младший школьный возраст) – 5-12 лет
  • генитальной (подростковый и вся последующая жизнь взрослого человека) – 12-18 лет
 
Э.Эриксон эпигенетический принципсозревания каждая стадия жизненного цикла наступает в определенное для нее время (“критический период”) и сопровождается кризисом – поворотным моментом в жизни индивидуума:
· орально-сенсорная -0-1 год
· мышечно-анальная -1-3 года
· локомоторно-генитальная -3-6 лет
· латентная -12-19 лет
· ранняя зрелость – 20-25 лет
· средняя зрелость – 26-64 года
· поздняя зрелость – 65 лет – смерть
 
Ж.Пиаже интеллектуальное развитие Основа концепции – процесс взаимодействия между организмом и окружающей средой. 3 главные стадии интеллектуального развития ре­бенка с рождения и до 15 лет. Стадии — это уровни развития, последовательно сменяющие друг друга, причем относи­тельно стабильное равновесие достигается на каждом уровне.
I. Сенсомоторнаястадия (от 0 до 1,5 – 2 лет). Для нее характерны становление и развитие чувствительных и двигательных структур, познание себя как субъекта действия. Ребенок смотрит, слушает, тро­гает, нюхает, пробует на вкус, манипулирует и т. д.
II. Стадия конкретных операций (с 2 до 11лет). Здесь действия постепенно интериоризируются и превращаются в операции — мыс­ленные действия, обладающие обратимостью
III. Стадия формальных операций (с 11 до 15 лет). На этой стадии ребенок способен мыслить логически, пользуясь абстрактными поня­тиями, рассуждая, формулируя и проверяя гипотезы
 
Дж.Брунер способы познания окружающего мира Первая сфера представлений, возникающая у ребенка, — дей­ствие. Знание о предмете младенец получает благодаря привычным, повторяющимся действиям с ним.
Вторая сфера представлений, которой овладевает ребенок, — образ.
Третья сфера представлений ребенка — символ — главным об­разом, слово.
 
Л.Кольберг развитие морального сознания личности 6 ста­дий нравственного развития, которые разделены на три уровня: предконвенциональный, конвенциональный и постконвенци­ональный. Уровень нравственного развития ребенка определяется не самим по себе ответом «да» или «нет», а пониманием того, почему был дан именно такой ответ, умением объяснить причину его выбора.
I уровень — предконвенциональный.
Стадия 1: «Я должен сделать то, что обещал, иначе накажут». Стадия 2: «Раз ты мне оцарапал спину, то и я тебе поцарапаю».
II уровень — конвенциональный.
Стадия 3: «Я хочу делать то, что приятно другим». Стадия 4: «Я обязан соблюдать закон».
III уровень — постконвенциональный.
Стадия 5: «Я должен исполнять эти законы, так как их установи­ло общество». Стадия 6: «Поступай с другими так, как ты хотел бы, чтобы они
поступали с тобой».
 

Примечание. Добавьте (сократите) любые другие графы, возможные при таком сопоставлении и обоснуйте их необходимость.

Выделите тот вариант периодизации развития в онтогенезе из изученных в ходе самостоятельной работы, который вы считаете наиболее полным, аргументированным и отвечающим потребностям практики непрерывного образования человека. Обоснуйте свой выбор.

Список использованной литературы:

1. Лысенко Е.М. Возрастная психология: Краткий курс лекций для вузов /Е.М.Лысенко. М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2006. – 173 с. – (Краткий курс лекций для вузов).

2. Обухова Л.Ф. Детская психология: теория, факты, проблемы. М.: Тривола, 1995.

3. Першина Л.А. Возрастная психология: учебное пособие для вузов. М.: Академический проект, 2004. – 254 с.

4. Психология детства [Текст]: учебник /В.А.Аверин и др./Под ред. А.А.Реана. СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК; ОЛМА-ПРЕСС, 2003. – 350 с. (Мэтры психологии).

5. Слободчиков В.И., Цукерман Г.А. Периодизация общего психического развития //Вопросы психологии. 1996. №5. – С. 38-50.

6. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Основы психологической антропологии. Психология развития человека: развитие субъективной реальности в онтогенезе: учебное пособие для вузов. М.: Школьная Пресса, 2000. – 416 с. (Гл.5. – Гл.10.).

 

Наиболее полным и аргументированным вариантом периодизации в онтогенезе считаю классификацию Д.Б.Эльконина, так как именно эта периодизация построена на мотивационном и деятельностном компонентах, то, что является движущей силой развития ребенка.

 


Читайте также:

Рекомендуемые страницы:

Читайте также:

©2015 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.

Почему 3458 студентов выбрали МегаОбучалку…

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы

megaobuchalka.ru

Возрастная психология таблица по возрастам. Проблемы возрастной периодизации

ashevro.ru

  • Зубной камень
  • Налет
  • Боль в деснах
  • Стоматит
  • Удаление зубов
  • Прорезание зубов
  • Другие болезни
  • Уход
  • Зубные протезы
  • Запах изо рта
  • Молочные зубы
  • Зубная боль

  • Зубной камень
  • Налет
  • Боль в деснах
  • Стоматит
  • Удаление зубов
  • Прорезание зубов
  • Другие болезни
  • Уход
  • Зубные протезы
  • Запах изо рта
  • Молочные зубы
  • Зубная боль

Возрастная психология таблица по возрастам. Проблемы возрастной периодизации

ashevro.ru

Таблица возрастной периодизации — доклад

возраст Социальная ситуация
развития
Ведущая дея-ть новообразования кризис
Новорождённость

(от рожд.-2 мес)

Все условия жизни 
ребенка сразу же социально опосредованы.

Однако социальная
ситуация должна установиться. Единство
ребенка и матери должно появиться.
То единство, которое существует с 
самого начала, идет со стороны матери,
а со стороны ребенка, пока еще 
ничего нет

Ест, спит Самое важное новообразование 
периода новорожденности – комплекс
оживления. Комплекс оживления – это 
эмоционально-положительная реакция,
которая сопровождается движениями
и звуками. До этого движения ребенка 
были хаотичны, некоординированны. В 
комплексе зарождается координация 
движений.
Промежуточный период
между внутриутробным и внеутробным 
образом жизни – кризис новорожденности.
Акт рождения в известном смысле есть
переход от паразитарного типа существования
к форме индивидуальной жизни. Это переход
от темноты к свету, от тепла к холоду,
от одного типа питания к другому. Вступают
в действие другие виды физиологической
регуляции поведения, и многие физиологические
системы начинают функционировать заново.
Психолог.смысл кризиса – без взрослого
не выживет.
Младенчество

2 мес-1 год.

Отношения с близким 
взрослым,где все потребности 
ребёнка будут удовлетворены 
взрослым.
Непосредственное 
эмоциональное общение с близким 
взрослым.
Эмоциональный отношения,Ходьба
, появление первого слова., подражания.
Кризис  первого 
года жизни.  Причина кризиса является
противоречие между возросшими возможностями 
ребёнка и его местом в системе 
социальных отношений. Симптомы кризиса
–  негативизм и упрямствао ребёнка
(«Нет», «не буду», «не хочу», «дай»).
Раннее 
детство 

1-3 года

Речевое общение Овладевание элементарными 
предметными действиями(предметно-орудийная
дея-ть)
Системное сознание,
овладение речью, наглядное мышление,
самосознание, осмысленное восприятие.
Кризис трёх лет
–  кризис самостоятельности. В основе
возникновения этого кризиса 
лежит противоречие двух тенденций,
в равной мере определяющих жизнедеятельность 
и активность ребёнка. У девочек возникает
интерес к нарядам; мальчики начинают
проявлять озабоченность успешностью
своей деятельности, например к конструировании.
Остро реагируют на неудачи и неуспех.Ребёнок
становится неуправляемым, легко впадает
в гнев и ярость. Появляется позиция «Я
сам».
Дошкольный 
возраст  3-6(7) лет
Ребенок выходит 
за пределы своего семейного круга 
и установленных отношений с 
миром взрослых людей. Ведёт самостоятельную
дея-ть по указаниям взрослого.
Сюжетно-ролевая 
игра
Возникновение первичных 
этических инстанций: “Что такое
хорошо и что такое плохо”, Возникновение
произвольного поведения, личного сознания
,Наглядно образного мышления, формирование
новых мотивов.
Малый кризис  6-7
лет. ваЖнейшие симптомы такого кризиса
–  потеря непосредственности, кривляние.
Ребёнок утрачивает прежние детские 
интересы, скрывает свои чувства и 
переживания от окружающих, оспаривает
родительские просьбы или требования,
стремиться не выглядеть и не быть
«как маленький». Его основным новообразование 
является формирование мира внутренних
переживаний.
Младший шк.
В-ст 6(7)-10(11) лет
Социальная роль
ученика. В отношениях «ребёнок-близкий 
взрослый» и «ребёнок-социальный
взрослый», «ученик-учитель».
учебная Произвольность 
и осознанность всех психических 
процессов и их интеллектуализация.
Большой кризис . В 
кризисный период происходит рождение
особой формы самосознания – чувства 
взрослости( «хочу быть и казаться
взрослым»).
Подростковый 
возраст 10(11)-14(15)
переход от зависимого
детства к самостоятельной и ответственной
взрослости, стремление приобщения к миру
взрослых., ориентируясь на их нормы и
ценности.Постребность общения со сверстниками.
Общение со сверстниками возникновение представления
о себе как “не о ребенке”; подросток
начинает чувствовать себя взрослым, стремится
быть и считаться взрослым, потребность
в самоутверждении, подчинение нормам
коллективной жизни.
Кризис  15 лет 
– формирование эго-идентичности, рождение
индивидуального самосознания, кризис
второго рождения Я.
Юношеский
возраст 14(15)-17(18) лет
Пороге вступления
в самостоятельную жизнь, определение
своего места в жизни
Профессиональное 
самоопределение
профессиональное 
самоопределение и мировоззрение.
Кризис связан с 
проблемой становления человека
как субъекта собственного развития.
Симптомы кризиса: повышенная активность
и возбудимость, которое делает юношу
неразборчивым в выборе знакомств, побуждает
ввязываться в рискованные предприятия.
Отмечается появление депрессивного состояния,
часто возникающим чувством печали, безнадежности,
самоуничижения.

turboreferat.ru

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о