Психология подростка 14 лет – Психология подростка: 13, 14, 15, 16 лет

Содержание

Психология подросткового возраста – Психологос

Подростковый возраст – 12-15 (11-17) лет, и у детей в это время возникают новые особенности, своя другая психология. С подростками уже можно говорить, как со взрослыми, обращаясь к их разуму, но при этом приходится несколько раз повторять одно и то же, как в общении с детьми.

Подростковый период – трудный возраст, где родителям легко потерять контакт с детьми, войти в непродуктивные конфликты. С другой стороны, недостаток родительской требовательности – попустительство – чревато будущими проблемами.

С подростками нужно разговаривать, даже когда их стиль общения неприемлем для родителей. Нужно иметь силу и смелость сказать «нет» тем вещам, которые мы, родители, считаем недопустимыми. Подростки склонны к импульсивным решениям – родители должны поставить этому твердый заслон, одновременно с этим демонстрируя взвешенность в решениях собственных и готовность неторопливо обсуждать с подростками их собственные намерения.

Воспитание, как и политика – искусство возможного. В хороших семьях с детьми-подростками разговаривают тепло, спокойно и по-деловому, как со взрослыми. Твердость – необходима, поскольку подростка в это время может “заносить”. Нет, на ночь в гости не отпущу. Нет, сейчас не гулять, а помочь по дому. При этом важно – стремиться разговаривать, разговаривать, быть рядом с тем, что их волнует, помогать им ориентироваться в их проблемах и их поддерживать.

Подростки – непростой возраст, они возражают против навязывания чего-то извне и готовы бороться за свою свободу. Подростки отчаянно добиваются, чтобы их считали взрослыми, и глубоко негодуют, когда с ними обращаются, как с детьми. Чрезмерная родительская тревожность за взрослеющего ребенка мешает развиваться его самостоятельности. Разумной альтернативой должен стать систематический контроль с постепенной передачей функций контроля самому ребенку, – для того, чтобы он научился сам контролировать себя.

Как бы ни было трудно, подростков нужно учить. Это время, когда родители обязаны готовить их к взрослой жизни, где необходима ответственность и самоконтроль. Если вы перестанете это делать и махнете рукой – не надейтесь, это приведет только к тому, что через какое-то время вам придется решать с вашими детьми-подростками уже более серьезные проблемы. Подростков нужно учить. Чему?

В отношении к делам – нужно учить организованности, умению ставить собственные цели и делать то, что сам же себе наметил. В отношении к сверстникам и взрослым – учить мягкости, внимательности и выдержке. Им действительно не хватает мягкости и выдержки, и учить этому лучше всего на своем примере. В отношении к самим себе – подростков нужно учить позитиву и конструктиву. Подростки склонны к негативизму: самообвинения, самоедство, большие переживания по поводу собственных маленьких ошибок и по поводу своей внешности (“Я просто уродка, да?”) – это не просто возрастные особенности подростков, а дурные привычки. Чем быстрее подростки научатся не ругаться на себя, а делать выводы и спокойно двигаться вперед по жизни, тем легче будет и им самим, и взрослым.

Если же родители, столкнувшись с проблемным поведением ранее послушного ребенка, реагируют либо неконтролируемой агрессией, либо сдаются и сами впадают в переживания, – тут не только кончается воспитание, тут начинается негативная петля во взаимоотношениях: проблемное поведение подростка вызывает проблемное поведение родителей, которое в свою очередь провоцирует подростков на еще более вызывающие реакции.

Если подростковый возраст сопровождается частыми конфликтами со взрослыми, это называет кризисом подросткового возраста. В это время подростку хочется доказать, что он может все сам, без родителей, ему важно чтобы никто не вмешивался в его жизнь, подростку хочется независимости от родительского контроля. Важно понимать, что биологической основы у кризиса подросткового возраста – нет. М. Мид, которая изучала подростков острова Самоа, доказала несостоятельность представления о неизбежности кризиса и конфликтов в подростковом возрасте. Подростковый возраст у девочек Мид в целом оценила как наиболее приятный и свободный период по сравнению с детством и взрослостью.

Однако мы живем не на Самоа, и в нашей современной культуре кризис подросткового возраста – явление распространенное. Это период, когда подростки настаивают на своей самостоятельности и начинают “качать права”. Как к этому относиться? Как к тому, что в этом возрасте это хочется. А заслужит ли парень или девушка-подросток эти права, решают родители. В хороших семьях родители работают на опережение кризиса: они заботятся, чтобы дети к подросткому возрасту уже достаточно повзрослели, объективно стали достаточно разумными и ответственными людьми. Они сами, заранее, не дожидаясь требований и конфликтов, дают детям-подросткам их права. С другой стороны, они могут проявить и необходимую жесткость, могут попросту не разрешить кризис, оставляя все естественные в хорошей семье требования к достойному поведению. Весь вопрос – в авторитете родителей…

www.psychologos.ru

Психология подростка: особенности, советы родителям

Подростковая психология имеет ряд важных особенностей, о которых взрослым нужно обязательно знать. Учитывая специфику развития детей в этом возрасте, с подростками можно наладить дружеские, искренние отношения.

Особенности психологии подростка

Возраст 12-17 лет характеризуется активизацией физиологических процессов: развивается скелет, интенсивно выделяются половые гормоны, у мальчиков меняется голос и т. д. Однако основные изменения происходят в мозге. Кора больших полушарий, отвечающая за умение планировать, аналитические способности, критическое мышление и пр., полностью формируется позднее, чем лимбическая система, основная функция которой заключается в регулировании эмоций. В силу этих особенностей подростки подвержены импульсивности, их эмоции доминируют над разумом.

Половые гормоны, которыми управляет лимбическая система, пробуждают интерес к противоположному полу, заставляют совершать поступки с целью привлечения внимания со стороны объекта симпатии. Кроме того, эстроген и тестостерон влияют на уровень тревожности и конфликтности, способствуют перепадам настроения. Если одновременно вырабатываются гормоны стресса или удовольствия, могут возникать психические проблемы.

Половое созревание — важный процесс, избежать которого невозможно. Важно как можно раньше объяснить детям особенности физиологического развития мальчиков и девочек, их репродуктивной системы и необходимости безопасного секса.

В подростковом возрасте у детей пропадает чувство защищенности. Родители уже не представляются им людьми, которые могут решить любые проблемы. Ребенок начинает искать собственную идентичность. Поскольку в этот период дети легко попадают под чужое влияние, велика вероятность того, что они начнут развивать в себе отрицательные стороны. Важна поддержка близких людей, которые смогут помочь подростку в трудный период, когда они стоят перед выбором.

Формирование собственного «я»

Психология подросткового возраста связана с мучительными попытками самоидентификации. Она начинается с поиска ролевых моделей, когда ребенок сравнивает свое «я» с родителями, наставниками, друзьями и кумирами. Приходит понимание того, что ребенок мало отличается от взрослого человека, однако он должен подчиняться последнему. Это приводит к конфликту, в основе которого лежит желание освободиться от опеки взрослых.

Часто первые шаги состоят в том, что подросток начинает разговаривать со взрослыми как с равными себе, спорит с ними, копирует их модели поведения, в т. ч. курит и пьет. Но ребенок еще не умеет разграничивать свое пространство и личные границы других людей, в результате чего нарушает этические нормы.

Для этого периода характерно противоречие, потому что, несмотря на бунтарство, для ребенка остается важным мнение взрослых, против которых он выступает. Родители остаются главными ролевыми моделями, поэтому важно, чтобы они показывали хороший пример, не торопили подростка и не оказывали на него давление.

Общение — главная ценность

Мнение друзей в подростковый период становится особенно важным. Это обусловлено тем, что в среде ровесников для ребенка начинается процесс социализации, он занимает некоторую нишу в группе сверстников. Особенности общения состоят в том, что компания начинает диктовать модель поведения. Например, если все употребляют алкоголь, то молодому человеку будет неловко отказываться от спиртного. Однако поиски собственной идентичности заставляют подростка постоянно искать новые компании, пристрастия и кумиров. Непостоянство — одна из особенностей данного возрастного периода.

Опасность изгойства

В пубертатный период дети отличаются нетерпимостью, нежеланием помогать тому, кто от них чем-то отличается. Например, многие становятся объектом насмешек, потому что имеют проблемы с внешностью, которые становятся следствием гормональной перестройки организма.

Подростки боятся издевок и преследования со стороны ровесников. Потеря авторитета, насмешки могут привести к развитию замкнутости, неврозу, депрессивным состояниям. В этот период часто принимаются суицидальные попытки.

Социальные взаимоотношения

В подростковый период дети имеют высокую чувствительность к групповому мнению. Если они по какой-то причине ему не соответствуют, то появляются страхи, под влиянием которых в психике начинаются развиваться плохие стороны характера.

Особенную важность для подростка имеют социальные устойчивые группы, сформированные сверстниками. Нередко в эти эталонные объединения попасть непросто, и если это удается, то общение в них выводят недавно вступившего участника на новый уровень развития. Если же ровесники не признают его, бойкотируют, самооценка подростка падает, он тяжело страдает, чувствуя себя одиноким и ненужным.

В этот период большое значение имеет влияние семьи. Если отношения между родителями гармоничны, они не оказывают давления на ребенка, он сможет выбрать наиболее подходящую модель поведения. Однако даже в таких случаях неустойчивость психики будет приводить к периодическим протестам.

Кризис идентичности

Кризис идентичности тесно связан с попытками обрести смысл жизни. Молодой человек должен понять, какая роль в обществе ему отводится, определить свои сильные и слабые стороны, интеллектуальные и физические возможности. В ходе укрепления социального статуса в мире взрослых подросток обретает новый тип мышления. Идентичность сопровождается 2 характеристиками:

  • положительная: кем нужно стать;
  • отрицательная: кем становиться нельзя.

Подростковые проблемы

Психология подростка 12-17 лет сильно меняется. Это приводит к возникновению ряда проблем, которые начинают отражаться на окружающих людях. Наиболее распространенными трудностями являются следующие:

  1. Враждебность к родителям. Дети начинают вести себя неуважительно, игнорировать правила поведения, грубо разговаривать.
  2. Увлечение гаджетами. Много времени уходит на игры или общение в социальных сетях. Это замедляет саморазвитие, отнимает время от учебы.
  3. Ложь. Страх оказаться отвергнутым, недооцененным, наказанным заставляет детей лгать.
  4. Позднее возвращение домой. Временные границы нарушаются намеренно, с целью определения уровня своей свободы.
  5. Пребывание в плохой компании. Неблагополучные ровесники часто становятся авторитетом, поскольку они открыто выступают против установившихся общественных норм.
  6. Употребление вредных веществ. Курить, пить спиртное, принимать наркотики чаще всего начинают в 13-16 лет

Дети стараются искать любые способы, чтобы показать свою независимость, самостоятельность и силу. Ищут новые ощущения, стремятся подняться над другими.

Психологические трудности возникают на фоне противоречий в потребностях. Подростки хотят одновременно социализироваться и сохранить свою обособленность. Ребенок отстаивает свои личные границы, однако при этом не видит ценности чужих. Другая проблема может возникнуть из-за повышенной сексуальности, когда парень или девушка начинают мастурбировать и испытывают чувство вины за это. Ранние половые связи, их последствия или девственность тоже могут стать причиной проблем психологического характера.

Отличия психологии мальчиков-подростков от девочек

Мальчиков в 14, 15, 16 лет характеризуют следующие особенности:

  • сильное беспокойство по поводу того, что подумают окружающие;
  • переживания за свою внешность;
  • неуверенность, сомнения в собственных силах;
  • в рассуждениях проявляется категоричность;
  • самонадеянность;
  • неустойчивость эмоциональных реакций;
  • одновременное проявление противоположных черт, например, доброжелательности и цинизма;
  • юношеский максимализм;
  • желание узнать как можно больше по интересующим вопросам и т. д.

У девочек пубертатный период наступает раньше, чем у мальчиков. Для девушки большое значение имеет критика или похвала. Детей в этот период легко привести в состояние возбуждения. Наблюдается формирование самосознания. Уровень взаимопонимания выше, чем у молодых людей.

Особенно высока потребность в психологической близости. Девочки чаще формируют идеалы из числа певцов, актеров и других представителей публичных профессий, стараются им подражать.

Правила поведения с подростком 13, 14, 15 лет: советы родителям

Родителям необходимо понимать, как важна для подростка поддержка, понимание и терпение. Советы родителям, разработанные специалистами, дадут возможность облегчить психологическое состояние ребенка.

Не навязывайте свою точку зрения

В поисках себя дети 12-16 лет нередко пробуют разные стили в одежде. Через музыку происходит самовыражение, важны для них книги и фильмы. Часто предпочтения ребенка сильно отличаются от вкусов родителей. Последние не должны отрицать выбор подростка, пытаясь доказать, что это неправильно. Наоборот, надо прислушаться к его мнению, поговорить о выбранном направлении, попытаться понять, чем оно привлекло молодого человека. Это укрепит доверительные отношения.

Подавайте хороший пример

Дети быстро перенимают вредные привычки, которые имеют их родители. Авторитет отца или матери, которые не могут справиться с зависимостью, сильно подрывается. То же относится и к нравственным качествам. Если родители лгут окружающим, совершают плохие поступки, их ребенок переймет эти модели поведения.

Следует помнить, что польза разговоров о том, каким нужно быть, минимальна. Важными являются непосредственно сами поступки, которые совершают взрослые. Дети на подсознательном уровне копируют их поведение.

Помогите сформировать собственное мировоззрение

Родителям необходимо всеми способами поддерживать попытки ребенка в развитии индивидуального мышления. Для этого следует подталкивать его к анализу действий, выражению собственного мнения по ряду вопросов и т. д.

Дайте подростку личное пространство

Для подростка с 13 лет важно чувствовать, что у него есть свое личное пространство. Если у него нет комнаты, следует выделить место, где он сможет хранить свои вещи, книги, не опасаясь того, что кто-то их будет трогать или попытается от них избавиться.

Если у ребенка есть своя комната, надо позволить ему организовать ее пространство так, как ему нравится. Не следует критиковать его выбор. Взрослым важно понимать, что входя в комнату сына или дочери, необходимо стучать, даже если раньше в доме это было не заведено. Сохраняя личные границы ребенка, удастся избежать многих конфликтных ситуаций.

Не критикуйте его друзей и подруг

Критика людей, с которыми общается подросток, станет причиной протеста с его стороны. Он сделает так, чтобы о его отношениях родители знали как можно меньше. Это создаст опасность увеличения влияния со стороны плохой компании.

Правильное решение — дать ребенку возможность самостоятельно убедиться в отрицательных качествах его друзей. Сделать это можно, проведя аналогии с собственной жизненной ситуацией.

Позвольте подростку отвечать за свои ошибки

Молодому человек нужно давать возможность принимать решения и нести за них ответственность. Например, если он испортил дорогую вещь, то должен самостоятельно заработать на покупку новой. Плохая отметка в четверти должна заставить его искать способы ее исправления. Необходимо учиться находить выходы из конфликтных ситуаций.

Спокойно воспринимайте внезапные смены настроения

Эмоциональная нестабильность в поведении подростка в 14 лет и до 17 обусловлена физиологией, поэтому нельзя упрекать их в неумении себя контролировать. Критика поведения заставит подростка почувствовать себя слабым, что негативно отразится на его самооценке.

Будьте готовы принять отказ от некоторых семейных мероприятий

В подростке силен дух отрицания. Одним из способов продемонстрировать свою независимость станут попытки игнорирования семейных мероприятий. Нельзя оказывать давление и принуждать. Следует понимать, что движет ребенком, принять его взгляды. Однако в ненавязчивой форме можно выразить свое отношение к поступку, чтобы молодой человек понимал, что его поведение отражается на чувствах близких.

Чем увлечь подростка?

С 12 до 17 лет психология детей состоит в особенности легко увлекаться различными занятиями. Выбирать их следует исходя из способностей ребенка, его предпочтений. Наиболее интересными направлениями станут спорт, коллекционирование, конструирование, походы, участие в музыкальных группах и пр.

vseostresse.ru

Статья (8 класс) на тему: Психология подростка 14 лет

Психология подростка 14 лет

Трудным подростковый возраст назвали не зря. Это новый этап идентификации себя как личности, который происходит на фоне бурного физического развития организма. Если бы взрослый сформировавшийся человек попал на несколько дней в тело подростка, он мог бы просто сойти с ума. После 12-13 лет у ребенка идет активный процесс биологического роста и созревания. У подростка наблюдается активный рост тела, происходят эндокринные изменения, перестройка моторного аппарата.

Во многих мальчиков и девочек возникают проблемы с сердцем и кровообращением, вызванные дисбалансом роста сердца и кровеносных сосудов (сердце растет быстрее, чем вся кровеносная система). Регулярные сбои работы сердечно-сосудистой системы вызывают скачки давления, как следствие, ребенок плохо себя чувствует. 
Следствием физического состояния также может быть:

  • резкое изменение настроения подростка;
  • неадекватные реакции на события;
  • постоянная раздражительность;
  • возбужденность, готовая перерасти в агрессию.

В то же время, когда нужно собраться для написания контрольной или сдачи экзамена, на ребенка нападает вялость и апатия. 
Помимо всего этого, у подростка формируется половое влечение. Изменение тела, ломка голоса, возникновение полового напряжения отражается на состоянии детей сильнее, чем могут себе представить родители.

В поведении подростков присутствует психологическая нестабильность, проявляющаяся в сомнениях и неловкости. Они боятся показаться смешными. Подростки очень ранимы и восприимчивы к насмешкам. Восприятие реорганизации тела у мальчиков и девочек происходит по-разному. Девочки быстрее взрослеют, их самоидентификация происходит на более глубоком уровне. У мальчиков этот процесс часто носит проблемный характер.

Как преодолеть подростковые проблемы? 

Для подросткового состояния характерно изменение прежних интересов, появление грубости, упрямства. По словам психологов, наступает возраст пяти НЕ. Дети не хотят учиться, не слушают советов, не делают домашние дела, не убирают за собой и не приходят вовремя. Отличительной чертой подростков является обостренное чувство справедливости. Большое значение в их жизни занимают эмоции. Отношения складываются на волне эмоционального восприятия, когнитивная функция отходит на второй план. Меняются взаимоотношения со взрослыми, пропадает доверие к родителям и учителям. Малейший промах взрослого воспринимается подростком как преступление. На фоне всего этого часто возникают скандалы в школе и дома.

Чтобы развитие подростка происходило без эксцессов и бурных выяснений отношений, рядом с ним всегда должен быть мудрый взрослый. Родителям в этот период нужно запастись терпением и любовью. Это кризисное состояние вашего ребенка, его нужно пройти так, чтобы не допустить ломки личности и психологических проблем в дальнейшем. 
Советы родителям подростков:

  • относитесь серьезно ко всем проблемам вашего ребенка;
  • внимательно следите за состоянием здоровья детей;
  • внесите коррективы в прежние правила, права и обязанности вашего сына или дочки;
  • расширьте зону самостоятельности подростка;
  • очень бережно контролируйте ребенка, хвалите его даже за самые маленькие победы;
  • постарайтесь обойтись без императивов в общении, не забывайте о вежливости, даже если любимого отпрыска хочется наказать;
  • не критикуйте подростка в присутствии его сверстников, это самая грубая ошибка, которую можно представить;
  • если вы хотите, чтобы сын или дочь звонили вам, когда задерживаются, делайте так сами. Звоните мужу, детям, своим родителям, друзьям, чтобы подростки воспринимали это не как контроль, а норму поведения воспитанного человека; 
  • не бойтесь признаваться в своих промахах и ошибках, ребенок вас будет уважать за это;
  • не обманывайте детей;
  • всегда объясняйте, почему нужно сделать так, а не иначе;
  • обсуждайте с ребенком семейные планы, финансовые траты, вовлекайте его в жизнь семьи, с вниманием прислушивайтесь к его предложениям;
  • любите своего ребенка и верьте в него.

.

nsportal.ru

Статья «Возрастные особенности подростков 14-15 лет (7

Успех воспитания зависит прежде всего от знания воспитателями (учителями, родителями) закономерностей возрастного развития детей и умения выявлять индивидуальные особенности каждого ребенка.

В настоящее время принято считать, что средний школьный возраст (подростковый) длится от 11 до 15 лет, старший школьный возраст (юношеский) — от 15 до 18 лет. Вся жизнь ребенка должна быть организована с учетом возможностей данного возраста для благополучного перехода к следующему возрастному периоду.

Весь период старшей школы называется «трудный возраст», потому что это переход от детства к взрослости (взросление). И самый главный происходящий в это время процесс – половое созревание, влияющее на все стороны жизни подростка. Бурная нейрогормональная перестройка, бурный рост и физическое развитие, влияние гормонов на центральную нервную систему приводят к наиболее острому, ярко выраженному и продолжительному возрастному кризису – пубертатному (или «кризис 13 лет»).  Возрастающее половое влечение  вызывает массу переживаний, меняется вся эмоциональная сфера подростка, он испытывает чувство влюбленности и становление Я-мужчина или Я-женщина.

Одной из существенных особенностей личности подростка является появление чувства взрослости – стремление быть и считаться взрослым. Хотя подросток пытается вырваться из опекаемого детства к самостоятельности, однако он еще учится, является иждивенцем, часто проявляет детские формы взаимоотношений. Чувство взрослости и растущие притязания вступают в противоречие с реальной действительностью. Это и является причиной кризиса подросткового возраста.  

Подросток стремится приобщаться к разным сторонам жизни и деятельности взрослых, при этом в первую очередь усваиваются более доступные стороны взрослости: внешний облик и манера поведения (способы отдыха, развлечений, специфический лексикон, мода в одежде и прическах, а подчас курение, употребление вина).

Стремление быть взрослым ярко проявляется и в сфере взаимоотношений со взрослыми. Подросток протестует, обижается, когда его, «как маленького», опекают, контролируют, наказывают, требуют беспрекословного послушания, не считаются с его желаниями и интересами. Подросток требует, чтобы взрослые считались с его взглядами, мнениями и интересами, т. е. претендует на равноправие со взрослыми.

Главная потребность этого возраста – потребность в общении со сверстниками, быть признанным ими и принятым ими. Поскольку общение превалирует, то происходит колоссальное снижение мотивации учения. Интерес у подростков – ко всему, только не к учебной деятельности.

Для подростка мнение ровесников уже гораздо важнее, чем мнение взрослых. Если младший школьник в большинстве случаев удовлетворяется похвалой или порицанием, исходящими непосредственно от учителя, то подросток болезненнее и острее переживает неодобрение коллектива, чем неодобрение учителя.

Основные причины тревожности и страхов у подростков обычно вызваны взаимоотношениями со сверстниками, а не проблемами с учебой, как у младших школьников.

Место, которое занимают подростки среди товарищей по классу, имеет огромное социально-психологическое значение: в числе «трудных» учащихся, как правило, оказываются те подростки, которые в школе относятся к категории изолированных. Сильнейшим стремлением подростка является стремление завоевать авторитет среди товарищей, быть уважаемым, и во имя этого он готов на все. Если его не принимают в классе, он ищет себе друзей вне школы.

Иной характер по сравнению с младшим возрастом приобретает дружба. Если в младшем школьном возрасте дети дружат на основе того, что живут рядом или сидят за одной партой, то главной основой дружбы подростков является общность интересов.

В тех случаях, когда моральные требования и оценки ученического коллектива не совпадают с требованиями взрослых, подростки часто идут за моралью, принятой в их среде, а не за моралью взрослых. У подростков возникает своя система требований и норм, и они могут упорно их отстаивать, не боясь осуждения и наказания со стороны взрослых (например, осуждение тех учащихся, которые не дают списывать или не хотят подсказывать на уроке, и вполне добродушное, даже поощрительное отношение к тем, кто списывает и пользуется подсказкой).

Для подросткового возраста характерен активный поиск объекта для подражания. В качестве идеала часто выступает конкретный человек – «кумир», звезда.

Ломка старых психологических структур ведет к взрывам непослушания, поэтому период 14-15 лет (7-8 классы) наиболее труден для окружающих. Изменения в этом возрасте сопровождаются:

       а) внутренними трудностями самого подростка (его переживания, сумятица, физиологические трудности),

       б) трудности для родителей и педагогов в воспитании подростков (упрямство, грубость, негативизм, раздражительность и т. д.).

       Психологи называют этот возраст – «время 5 НЕ»:

       НЕ хотят учиться как могут. НЕ хотят слушать советов. НЕ убирают за собой. НЕ делают домашние дела. НЕ приходят вовремя.

Во взаимоотношениях подростков со взрослыми:

       а) происходит «отчуждение» от взрослых, замыкание в себе;

       б) демонстративность поведения: скандалы, капризы, грубость по отношению к взрослым. Все это – скрытое требование признать их взрослость и права. Подросток понимает, что его взрослость еще зыбкая, но через демонстративность компенсирует эту неуверенность.

       в) отстаивание справедливости. Подростки в повседневной жизни обличают взрослых в несправедливости – взрослые требуют то, что сами не выполняют.

       Что делать? Разберитесь с правами и обязанностями. Ваш контроль преподносите как заботу. Не критикуйте подростка в присутствии других. Не бойтесь признаваться в своих ошибках. Объясняйте мотивы своих требований и поощряйте их обсуждение ребенком. В некоторых ситуациях просите совета (помощи) как у равного или старшего. Сотрудничайте с учителями. Относитесь мудро к “срывам” в поведении подростка.

Наиболее типичными для этого возраста поведенческими особенностями являются:

 1.Реакция эмансипации – стремление к самостоятельности, освобождению из-под опеки взрослых. Она может лежать в основе побегов из дома и уходов из школы, эмоциональных вспышек, направленных на родителей и учителей, а также отдельных асоциальных поступков.

2.Реакция группирования – объясняется стремлением к образованию спонтанных подростковых групп с определенным стилем поведения, системой внутригрупповых взаимоотношений и своим лидером. Однако состав групп и их занятия в свободное время не всегда полезны.

3. Реакция увлечения (хобби-реакция) – отражает особенности внутренней структуры личности подростка. Увлечение спортом, стремление к лидерству, азартные игры, страсть к коллекционированию более характерны для мальчиков. Занятия, мотивом которых является стремление привлечь к себе внимание (участие в совместной деятельности, увлечение одеждой, модой, косметикой и т.д.) для девочек. Интеллектуально-эстетические увлечения могут наблюдаться у обоих полов.

4. Реакции, обусловленные формирующимся сексуальным влечением, многообразны в своих проявлениях. Основной опасностью тут может быть ранняя половая жизнь.

Эмоциональная сфера имеет колоссальное значение в жизни подростка. Подростки исключительно бурно и непосредственно выражают свои эмоции, часто бывают исключительно несдержаны. Для подростка характерны повышенная возбудимость, неуравновешенность, неумение сдерживать себя, слабость самоконтроля, резкость в поведении. Если в отношении к нему проявляется малейшая несправедливость, он способен «взорваться», впасть в состояние аффекта, хотя потом может об этом сожалеть.

При встрече с трудностями возникают сильные отрицательные чувства, которые приводят к тому, что школьник не доводит до конца начатое дело.

В школьном обучении учебные предметы начинают уже выступать для подростков как особая область теоретических знаний. Подростков начинают интересовать не факты сами по себе, а их сущность, причины их возникновения. В то же время в отличие от младшего школьника, который с большим интересом воспринимает готовое, подросток стремится к самостоятельности в умственной деятельности. Многие подростки предпочитают справляться с задачами, не списывая их с доски, стараются избегать дополнительных разъяснений, если им кажется, что они сами могут разобраться в материале, стремятся придумать свой оригинальный пример, высказывают свои собственные суждения и т. д. Вместе с самостоятельностью мышления развивается и критичность. В отличие от младшего школьника, который все принимает на веру, подросток предъявляет более высокие требования к содержанию рассказа учителя, он ждет доказательности, убедительности.       

xn--j1ahfl.xn--p1ai

Психология подростка

Слово «подросток» давно в нашем обществе ассоциируется с бунтарством, агрессией и непониманием. В этом возрасте любой человек действительно переживает кризис. Меняется все – и тело, и мировоззрение, и восприятие. Какова же она – психология подростка? Что следует знать окружающим, да и самому юному созданию? Давайте разбираться вместе.

Содержание статьи

Психологические особенности подростка

Достигая подросткового возраста, молодые люди начинают по-новому осознавать себя и этот мир, их собственное поведение основывается уже на других мотивах. Окружающим людям сложно с подросткомда и ему невыносимо тяжело с самим собой. В этот период он ни в чем не уверен и усердно ищет свою цель. Для отрочества характерны такие психологические особенности:

  • Я-концепция. У подростка происходит активное развитие представлений о себе. Сначала эти представления сильно изменчивы. Со временем восприятие себя становится более организованным и детализированным.
  • Самооценка. В этот период самооценка достаточно критическая. Она сопровождается чрезмерной застенчивостью и уязвимостью.
  • Отношения в семье. В общении с родителями все чаще вспыхиваю конфликты. Слова родителей для подростка значимы, но сложны и противоречивы. Он всячески пытается отделить свое «Я» от ранее принятого «Мы».
  • Отношения с ровесниками. Общение с кругом ровесников выходит на первый план, эти контакты занимают более 50% всего времени молодых людей. Для них важно быть принятыми, они стремятся попасть в желаемые круги, постоянно сравнивают себя с друзьями и хотят их превосходить.
  • Контакты с противоположным полом. Для подросткового возраста характерен повышенный интерес к противоположному полу. Пройденные неудачи тяжело переживаются, сопровождаются депрессиями.

Физиология

На поведение подростка в большой степени влияют его физиологические изменения. Первые перемены наблюдаются уже в 7-10 лет. Организм начинает подготовку к будущим интенсивным преобразованиям. Активно растут конечности, формируется зрелость двигательных функций, которая со временем начинает совершенствоваться. Увеличивается способность к концентрации внимания, развивается логика и память, совершенствуется речь, формируется сфера эмоций. Происходит окончательная смена молочных зубов на постоянные.

Отдельного внимания заслуживает вопрос о половом созревании. Подростки впервые сталкиваются с различными физиологическими процессами, которые начинают протекать в их организме. Порой, им сложно смириться с новым собой. Идет сложный период адаптации, привыкания и понимания. У девочек начинаются менструации и активно формируются молочные железы. Необходимо носить бюстгальтер, а это так непривычно и неудобно. Происходит первое знакомство со средствами личной гигиены, которые доставляют дополнительный дискомфорт. Добавьте к этому страхи и опасения, что кто-то увидит или узнает о прокладке. Становится понятным, почему девочки так капризничают и даже не хотят выходить из дома. У мальчиков начинаются ночные поллюции – выбросы спермы. Также происходит деформация голоса, что тоже вызывает свои стеснения. У обоих полов возможна угревая сыпь из-за чего возникают чрезмерные беспокойства о внешности.

Важность возраста

Так как пубертатный период (половое созревание) охватывает несколько лет, то рассмотрим подробнее каждый возрастной год. Психология подростка 12-ти лет и психология подростка в 16 лет сильно отличаются.

  • 12 лет. Период первых значительных внутренних и внешних перемен. Родителям 12-леток стоит более внимательно и терпимо относится ко всем нюансом поведения своих детей. Начинается пристальное внимание к своей внешности, капризный выбор одежды. Девочки пробуют экспериментировать с косметикой. Ко всем этим интересам нужно относиться с пониманием, выслушивать ребенка, по возможности идти на встречу, терпимо и мягко объяснять причины своего несогласия. Также будьте готовы к тому, что ребенок становится очень чувствительным к мнению окружающих.
  • 13 лет. Так называемый подростковый рассвет. Активно меняется гормональный фон, что отражается на настроении. Появляется безудержное желание отстаивать свое мнение и свои желания. Стоит поддержать эти стремления к самостоятельности, которые в дальнейшем помогут более плавно перейти во взрослую жизнь. Родителям нужно проявлять мудрость и исключить давление на ребенка. Также, не редко в 13 лет появляется повышенное сексуальное влечение. Не нужно пугаться, если подросток активно интересуется темой секса. Удовлетворяйте, по возможности, его интерес.
  • 14 лет. В этом периоде подростковая психология характеризуется осознанием себя как личности. Взрослым кажется, что ребенок делает специально все наперекор, но это не так. Подросток не ставит себе целью разозлить родителя, он просто сам не понимает, что для него действительно важно. Для него главное выделиться и показать, что он не такой, как все. Взрослым необходимо понимать, что ребенок не преднамеренно так поступает, это особенности его возраста.
  • 15 лет. Общение со сверстникам выходит на первостепенный план. Подростком движет огромное желание быть принятым в своем кругу. Появляется много щекотливых тем и волнующих вопросов, о которых с родителями не всегда подросток может поговорить. Если взрослые вовремя замечают происходящие изменения и уважают стремления ребенка к контактам со сверстниками, то проблемные моменты в воспитании будут сведены к минимуму. Подросток будет слышать своих родителей и охотно идти далее на компромисс.
  • 16 лет. Заветный путь к совершеннолетию. В этом возрасте главными становятся отношения с противоположным полом. Многие подростки сталкиваются с первым сексуальным опытом, который не всегда бывает удачным. Это влечет свои разочарования и депрессии. Родителям стоит проявить максимум понимания и поддержки. К 16 годам необходимо полностью посвятить ребенка в тему секса, дать ему понять, насколько это ответственно и к каким последствиям может привести. Наряду с этим подросток начинает интересоваться философией. Его мировоззрение заметно меняется. 16 лет – это пик эмоционального развития. У подростка много желаний и веры, он на многое способен. Все планы кажутся радужными и доступными.

Кризис подросткового возраста

Психология подростка обширна и многогранна. Существует определенный кризис данного возраста. Кардинально меняются взаимоотношения с окружающими людьми, появляются повышенные требования к себе и взрослым, остро проявляется бунт против отношения к нему, как к маленькому ребенку. Поэтому для поведения становятся характерными такие черты, как неуправляемость, грубость, игнорирование слов взрослых, замкнутость в себе. На личность подростка влияют внешние и внутренние факторы.

Внешние факторы – это продолжающийся контроль взрослых, опека, которые кажутся подростку чрезмерными. Он желается освободиться от надоедливой заботы и самостоятельно принимать решения. Ребенок попадает в сложную ситуацию – он действительно стал более взрослым, но его поведенческие черты еще детские. Поэтому взрослым сложно воспринимать подростка равным себе. Но родителям стоит стремиться изменить свое отношение к подросшему чаду. В этом поможет создание дружеской доверительной атмосферы. Дайте понять сыну или дочери, что вы всегда рядом, когда это необходимо.

К внутренним факторам относятся изменения в физиологии и психологии подростка. Появляется усиленное стремление к личностному совершенствованию, ребенку обязательно нужно самоутвердиться и самовыразиться. При этом требования к себе все растут, наблюдаются чрезмерные недовольства собой, обвинения в собственной несостоятельности. Подростку сложно справиться с внутренним напряжением, он склонен к конфликтам и агрессивным вспышкам.

Наряду с этим остро проявляются поведенческие изменения. Подросток желает многое испытать, появляются склонности к риску. Его притягивает то, что раньше было под запретом. Именно в этот период проходят первые пробы закурить и выпить алкоголя. Также меняется психический статус и происходит духовный рост. Не редко наблюдается потеря идентичности с самим собой. Ранние представления о себе не совпадают с сегодняшним образом. Такая противоречивость может приводить к сомнениям, страхам и угнетающим мыслям.

Каждый из нас проходил свой подростковый период. Для кого-то он был гладким, для кого-то не очень. В любом случае к подростку необходимо относится очень осторожно и терпимо. Стоит только задуматься, как им тяжело мириться со всеми происходящими изменениями. Тогда наступает понимание их, порой, неадекватного поведения.

 

womanvip.ru

Психология подростка в возрасте 13-16 лет

Психология подростка в возрасте 13-16лет.

В литературе этот возрастной период описан под разными названиями: подростковый, переходный, пубертальный, пубертатный, отрочество, подростничество, негативная фаза возраста полового созревания, возраст второй перерезки пуповины. Разные названия отражают разные стороны происходящих в жизни подростка перемен. Это достаточно сложный и противоречивый период, по – этому статью разделим на несколько блоков для удобства восприятия материала.

КРИЗИС 13-ти ЛЕТ.

Это кризис социального развития, напоминающий кризис 3 лет (“Я сам”, только теперь это “Я сам” в социальном смысле).

Характеризуется падением успеваемости, снижением работоспособности, дисгармоничностью во внутреннем строении личности. Человеческое Я и мир разделены более, чем в иные периоды.

Ведущая деятельность – интимно-личностное общение со сверстниками. Эта деятельность является своеобразной формой воспроизведения между сверстниками тех отношений, которые существуют среди взрослых людей, формой освоения этих отношений. Отношения со сверстниками более значимы, чем со взрослыми, происходит социальное обособление подростка от своей генеалогической семьи.

Симптомы кризиса

Наблюдается снижение продуктивности и способности к учебной деятельности даже в той области, в которой ребенок одарен. Снижение проявляется, когда задается творческое задание (например, сочинение). Дети способны выполнять так же, как и прежде, только механические задания.
Происходит переход на новую, высшую ступень интеллектуального развития. На смену конкретному приходит логическое мышление. Это проявляется в критицизме и требовании доказательств, его начинают интересовать философские вопросы (проблемы происхождения мира, человека). Охладевает к рисованию и начинает любить музыку, самое абстрактное из искусств. С развитием мышления наступает интенсивное самовосприятие, самонаблюдение, познание мира собственных переживаний. Разделяется мир внутренних переживаний и объективная действительность. В этом возрасте многие подростки ведут дневники.

Под влиянием мышления закладываются основы личности и мировоззрения подростка.

Следующий симптом кризиса – негативизм. Ребенок как бы отталкивается от среды, враждебен, склонен к ссорам, нарушениям дисциплины. Одновременно испытывает внутреннее беспокойство, недовольство, стремление к одиночеству, к самоизоляции.

У мальчиков негативизм проявляется ярче и чаще, чем у девочек (прим. 12 лет), и начинается позже – в 14-16 лет.

Чувство взрослости

Объективной взрослости у подростка еще нет. Субъективно она проявляется в развитии чувства взрослости и тенденции к взрослости, которая проявляется в:

1. Эмансипация от родителей. Ребенок требует суверенности, независимости, уважения к своим тайнам. В этом возрасте дети еще пытаются найти взаимопонимание у родителей. Однако разочарование неизбежно, так как ценности их различны. Но взрослые снисходительны к ценностям друг друга, а ребенок – максималист и не принимает снисхождения к себе. Разногласия происходят в основном по поводу стиля одежды, прически, ухода из дому, свободного времени, школьных и материальных проблем. Однако в самом главном дети все же наследуют ценности родителей. “Сферы влияния” родителей и сверстников разграничены. Обычно от родителей передается отношение к фундаментальным аспектам социальной жизни. Со сверстниками же советуются по части “сиюминутных” вопросов.

2. Новое отношение к учению. Подросток стремится к самообразованию, причем часто становится равнодушным к отметкам. Порой наблюдается расхождение между интеллектуальными возможностями и успехами в школе: возможности высокие, а успехи низкие.
Взрослость проявляется в романтических отношениях со сверстниками другого пола. Здесь имеет место не столько факт симпатии, сколько форма отношений, усвоенная от взрослых (свидания, развлечения).  Внешний облик и манера одеваться.

Эмоциональное развитие подростка 

Подростковый возраст считается периодом бурных внутренних переживаний и эмоциональных трудностей. По результатам опроса, проведенного среди подростков, половина 14-летних временами чувствуют себя настолько несчастными, что плачут и хотят бросить всех и все. Четверть сообщила, что им кажется иногда, что люди смотрят на них, говорят о них, смеются над ними. Каждому 12-му в голову приходили идеи самоубийства.
Преобладают социальные фобии. Подростки становятся застенчивыми и придают большое значение недостаткам своей внешности и поведения, что приводит к нежеланию встречаться с некоторыми людьми. Иногда тревожность парализует социальную жизнь подростка настолько, что он отказывается от большинства форм групповой активности. Появляются страхи открытых и закрытых пространств.

Половое созревание 

Наступление подросткового возраста со всей очевидностью проявляется в резком возмужании организма, внезапном увеличении роста и развитии вторичных половых признаков. У девочек этот процесс начинается приблизительно на 2 года раньше и длится в течение более короткого времени (3-4 года), чем у мальчиков (4-5 лет). Этот возраст считается периодом выраженного увеличения сексуальных желаний и сексуальной энергии, особенно у мальчиков.  С фазами биологического созревания у подростков совпадают фазы развития интересов. С одной стороны, теряется интерес к вещам, которые его интересовали раньше. С другой стороны, возникают новые интересы: новые книги, в основном, эротического характера, острый сексуальный интерес.
Во время смены интересов есть момент, когда кажется, что у подростка вообще отсутствует какой бы то ни было интерес. Эта разрушительная, опустошительная фаза расставания с детством и дала повод Л.Толстому назвать период “пустыней отрочества”.

Воображение и творчество подростка 

Игра ребенка перерастает в фантазию подростка. У подростка фантазия связана с новыми потребностями – с созданием любовного идеала. Творчество выражается в форме дневников, сочинения стихов, причем стихи пишут в это время даже люди без всякой крупицы поэзии.

Есть еще второе русло – объективное творчество (научные изобретения, технические конструкции). Оба русла соединяются, когда подросток впервые нащупывает свой жизненный план. В фантазии он предвосхищает свое будущее.

Базальная потребность возраста – понимание. Чтобы ребенок был открыт для понимания, должны быть удовлетворены предыдущие потребности.

Типы воспитания 

Описаны несколько типов отношений родителей и подростков:

  • Эмоциональное отвержение. Обычно оно скрыто, так как родители неосознанно подавляют неприязнь к ребенку как недостойное чувство. Безразличие к внутреннему миру ребенка, маскирующееся с помощью преувеличенной заботы и контроля, безошибочно угадывается ребенком.
  • Эмоциональное потворство. Ребенок – центр всей жизни взрослых, воспитание идет по типу “кумира семьи”. Любовь тревожна и мнительна, ребенка демонстративно ограждают от “обидчиков”. Поскольку исключительность такого ребенка признается только домашними, у него будут проблемы во взаимоотношениях со сверстниками.
  • Авторитарный контроль. Воспитание – главное дело жизни родителей. Но главная воспитательная линия проявляется в запретах и в манипулировании ребенком. Результат парадоксален: воспитательного эффекта нет, даже если ребенок подчиняется: он не может сам принимать решения. Такой тип воспитания влечет за собой одно из двух: либо социально неприемлемые формы поведения ребенка, либо низкую самооценку.
  • Потворствующее невмешательство. Взрослые, принимая решение, чаще руководствуются настроением, а не педагогическими принципами и целями. Их девиз: поменьше хлопот. Контроль ослаблен, ребенок предоставлен сам себе в выборе компании, принятии решений.

Сами подростки оптимальной моделью воспитания считают демократичное воспитание, когда нет превосходства взрослого.

Отклонения в поведении свойственны почти всем подросткам. Характерные черты этого возраста – чувствительность, частая резкая смена настроения, боязнь насмешек, снижение самооценки. У большинства детей со временем это проходит само собой, некоторым же нужна помощь психолога.

Расстройства бывают поведенческие и эмоциональные. Эмоциональные преобладают у девочек. Это депрессия, страхи и тревожные состояния. Причины обычно социальные. Нарушения в поведении в четыре раза чаще бывают у мальчиков. 

nsportal.ru

Психология подростка 13 лет: кризис

Нет, этот период не случайно назвали кризисом, причём, самым острым за весь подростковый период. Именно в этом возрасте психология подростка 13 лет переживает ломку старых структур, которая приводит с снижению успеваемости, работоспособности, дисгармонии во внутреннем строении личности.

Внешне это выражается и во взрывах грубости, непослушания, ребёнок становится невосприимчив к воспитанию. Его собственное «Я» и окружающий мир в этот период разделены больше, чем когда-либо ещё. Дополнительно можно почитать об этом возрасте здесь “13 лет подростки, психология и и особенности развития“

В этот период подросток практически не может выполнять творческие задания, например, писать сочинения. Он успешно справляется только с той работой, которая выполняется по заданному шаблону. Всё это неслучайно: он просто переходит на новую ступень интеллектуального развития – у него активно развивается логическое мышление, которое приходит на смену конкретному.

Подросток 13 лет учится делать выводы, выводить умозаключения не на основе того, что ему кто-то сказал, а исходя из событий, которые видит. Он уже не будет верить на слово, не станет прислушиваться, потому что вы – его родитель. Ему нужны неоспоримые доказательства вашей правоты, критицизм в этом возрасте будет особенно острым. Вы никогда не заинтересуете его чем-то конкретным, какими-то фактами и примерами, больше всего ему будет интересно рассматривать отвлечённые, философские вопросы.

Психология подростка 13 лет

Не удивляйтесь, если он станет больше слушать музыку и забросит рисование. Музыка – самое абстрактное из искусств, и потому самое близкое и понятное ему в этот период. Следует иметь в виду, что психология подростка 13 лет диктует ему область интересов – собственный внутренний мир и внутренний мир других людей.

Он погружён в себя, поэтому отделяет мир своих переживаний (и ревностно бережёт его от посторонних глаз) от реально существующей действительности. Самый лучший подарок на 13-й день рождения – личный дневник с замочком и ключиком, очень многие подростки ведут его в этом возрасте.

Негативизм – ещё одна сторона, которой отличается психология подростка 13 лет, он будет стремиться к самоизоляции, одиночеству, испытывать постоянное недовольство и беспокойство. Одновременно с этим проявится склонность к нарушению дисциплины и ссорам, он как будто отталкивает от себя окружающую среду. Кстати, у мальчиков негативизм проявляется чаще и острее, чем у девочек, и начинается в 14-16 лет.

Что же делать в этой ситуации родителям, поговорим в следующей статье “Кризис подросткового возраста“.

Критике будут подвергнуты все области жизни, и длиться это будет несколько недель. Иногда кризис проявляется в «выпадении» подростка из жизни семьи, до него невозможно достучаться, уговоры не действуют, начинает казаться, что он или непроходимо туп, или чересчур возбудим.

Если говорить о статистике, то у 20% подростков наблюдается острое протекание кризиса, у 60% – только как реакция на неприятности в школе и семейные конфликты, и вовсе не проявляется кризис также у 20%.

detkambest.ru

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о