Проблемы с подростком 13 лет – 13

Содержание

Психология подростка 13 лет: кризис

Нет, этот период не случайно назвали кризисом, причём, самым острым за весь подростковый период. Именно в этом возрасте психология подростка 13 лет переживает ломку старых структур, которая приводит с снижению успеваемости, работоспособности, дисгармонии во внутреннем строении личности.

Внешне это выражается и во взрывах грубости, непослушания, ребёнок становится невосприимчив к воспитанию. Его собственное «Я» и окружающий мир в этот период разделены больше, чем когда-либо ещё. Дополнительно можно почитать об этом возрасте здесь “13 лет подростки, психология и и особенности развития“

В этот период подросток практически не может выполнять творческие задания, например, писать сочинения. Он успешно справляется только с той работой, которая выполняется по заданному шаблону. Всё это неслучайно: он просто переходит на новую ступень интеллектуального развития – у него активно развивается логическое мышление, которое приходит на смену конкретному.

Подросток 13 лет учится делать выводы, выводить умозаключения не на основе того, что ему кто-то сказал, а исходя из событий, которые видит. Он уже не будет верить на слово, не станет прислушиваться, потому что вы – его родитель. Ему нужны неоспоримые доказательства вашей правоты, критицизм в этом возрасте будет особенно острым. Вы никогда не заинтересуете его чем-то конкретным, какими-то фактами и примерами, больше всего ему будет интересно рассматривать отвлечённые, философские вопросы.

Психология подростка 13 лет

Не удивляйтесь, если он станет больше слушать музыку и забросит рисование. Музыка – самое абстрактное из искусств, и потому самое близкое и понятное ему в этот период. Следует иметь в виду, что психология подростка 13 лет диктует ему область интересов – собственный внутренний мир и внутренний мир других людей.

Он погружён в себя, поэтому отделяет мир своих переживаний (и ревностно бережёт его от посторонних глаз) от реально существующей действительности. Самый лучший подарок на 13-й день рождения – личный дневник с замочком и ключиком, очень многие подростки ведут его в этом возрасте.

Негативизм – ещё одна сторона, которой отличается психология подростка 13 лет, он будет стремиться к самоизоляции, одиночеству, испытывать постоянное недовольство и беспокойство. Одновременно с этим проявится склонность к нарушению дисциплины и ссорам, он как будто отталкивает от себя окружающую среду. Кстати, у мальчиков негативизм проявляется чаще и острее, чем у девочек, и начинается в 14-16 лет.

Что же делать в этой ситуации родителям, поговорим в следующей статье “Кризис подросткового возраста“.

Критике будут подвергнуты все области жизни, и длиться это будет несколько недель. Иногда кризис проявляется в «выпадении» подростка из жизни семьи, до него невозможно достучаться, уговоры не действуют, начинает казаться, что он или непроходимо туп, или чересчур возбудим.

Если говорить о статистике, то у 20% подростков наблюдается острое протекание кризиса, у 60% – только как реакция на неприятности в школе и семейные конфликты, и вовсе не проявляется кризис также у 20%.

detkambest.ru

Психология подростка: особенности, советы родителям

Подростковая психология имеет ряд важных особенностей, о которых взрослым нужно обязательно знать. Учитывая специфику развития детей в этом возрасте, с подростками можно наладить дружеские, искренние отношения.

Особенности психологии подростка

Возраст 12-17 лет характеризуется активизацией физиологических процессов: развивается скелет, интенсивно выделяются половые гормоны, у мальчиков меняется голос и т. д. Однако основные изменения происходят в мозге. Кора больших полушарий, отвечающая за умение планировать, аналитические способности, критическое мышление и пр., полностью формируется позднее, чем лимбическая система, основная функция которой заключается в регулировании эмоций. В силу этих особенностей подростки подвержены импульсивности, их эмоции доминируют над разумом.

Половые гормоны, которыми управляет лимбическая система, пробуждают интерес к противоположному полу, заставляют совершать поступки с целью привлечения внимания со стороны объекта симпатии. Кроме того, эстроген и тестостерон влияют на уровень тревожности и конфликтности, способствуют перепадам настроения. Если одновременно вырабатываются гормоны стресса или удовольствия, могут возникать психические проблемы.

Половое созревание — важный процесс, избежать которого невозможно. Важно как можно раньше объяснить детям особенности физиологического развития мальчиков и девочек, их репродуктивной системы и необходимости безопасного секса.

В подростковом возрасте у детей пропадает чувство защищенности. Родители уже не представляются им людьми, которые могут решить любые проблемы. Ребенок начинает искать собственную идентичность. Поскольку в этот период дети легко попадают под чужое влияние, велика вероятность того, что они начнут развивать в себе отрицательные стороны. Важна поддержка близких людей, которые смогут помочь подростку в трудный период, когда они стоят перед выбором.

Психология подростка

Формирование собственного «я»

Психология подросткового возраста связана с мучительными попытками самоидентификации. Она начинается с поиска ролевых моделей, когда ребенок сравнивает свое «я» с родителями, наставниками, друзьями и кумирами. Приходит понимание того, что ребенок мало отличается от взрослого человека, однако он должен подчиняться последнему. Это приводит к конфликту, в основе которого лежит желание освободиться от опеки взрослых.

Часто первые шаги состоят в том, что подросток начинает разговаривать со взрослыми как с равными себе, спорит с ними, копирует их модели поведения, в т. ч. курит и пьет. Но ребенок еще не умеет разграничивать свое пространство и личные границы других людей, в результате чего нарушает этические нормы.

Для этого периода характерно противоречие, потому что, несмотря на бунтарство, для ребенка остается важным мнение взрослых, против которых он выступает. Родители остаются главными ролевыми моделями, поэтому важно, чтобы они показывали хороший пример, не торопили подростка и не оказывали на него давление.

Общение — главная ценность

Мнение друзей в подростковый период становится особенно важным. Это обусловлено тем, что в среде ровесников для ребенка начинается процесс социализации, он занимает некоторую нишу в группе сверстников. Особенности общения состоят в том, что компания начинает диктовать модель поведения. Например, если все употребляют алкоголь, то молодому человеку будет неловко отказываться от спиртного. Однако поиски собственной идентичности заставляют подростка постоянно искать новые компании, пристрастия и кумиров. Непостоянство — одна из особенностей данного возрастного периода.

Психология подростка

Опасность изгойства

В пубертатный период дети отличаются нетерпимостью, нежеланием помогать тому, кто от них чем-то отличается. Например, многие становятся объектом насмешек, потому что имеют проблемы с внешностью, которые становятся следствием гормональной перестройки организма.

Подростки боятся издевок и преследования со стороны ровесников. Потеря авторитета, насмешки могут привести к развитию замкнутости, неврозу, депрессивным состояниям. В этот период часто принимаются суицидальные попытки.

Социальные взаимоотношения

В подростковый период дети имеют высокую чувствительность к групповому мнению. Если они по какой-то причине ему не соответствуют, то появляются страхи, под влиянием которых в психике начинаются развиваться плохие стороны характера.

Особенную важность для подростка имеют социальные устойчивые группы, сформированные сверстниками. Нередко в эти эталонные объединения попасть непросто, и если это удается, то общение в них выводят недавно вступившего участника на новый уровень развития. Если же ровесники не признают его, бойкотируют, самооценка подростка падает, он тяжело страдает, чувствуя себя одиноким и ненужным.

В этот период большое значение имеет влияние семьи. Если отношения между родителями гармоничны, они не оказывают давления на ребенка, он сможет выбрать наиболее подходящую модель поведения. Однако даже в таких случаях неустойчивость психики будет приводить к периодическим протестам.

Психология подростка

Кризис идентичности

Кризис идентичности тесно связан с попытками обрести смысл жизни. Молодой человек должен понять, какая роль в обществе ему отводится, определить свои сильные и слабые стороны, интеллектуальные и физические возможности. В ходе укрепления социального статуса в мире взрослых подросток обретает новый тип мышления. Идентичность сопровождается 2 характеристиками:

  • положительная: кем нужно стать;
  • отрицательная: кем становиться нельзя.

Подростковые проблемы

Психология подростка 12-17 лет сильно меняется. Это приводит к возникновению ряда проблем, которые начинают отражаться на окружающих людях. Наиболее распространенными трудностями являются следующие:

  1. Враждебность к родителям. Дети начинают вести себя неуважительно, игнорировать правила поведения, грубо разговаривать.
  2. Увлечение гаджетами. Много времени уходит на игры или общение в социальных сетях. Это замедляет саморазвитие, отнимает время от учебы.
  3. Ложь. Страх оказаться отвергнутым, недооцененным, наказанным заставляет детей лгать.
  4. Позднее возвращение домой. Временные границы нарушаются намеренно, с целью определения уровня своей свободы.
  5. Пребывание в плохой компании. Неблагополучные ровесники часто становятся авторитетом, поскольку они открыто выступают против установившихся общественных норм.
  6. Употребление вредных веществ. Курить, пить спиртное, принимать наркотики чаще всего начинают в 13-16 лет

Дети стараются искать любые способы, чтобы показать свою независимость, самостоятельность и силу. Ищут новые ощущения, стремятся подняться над другими.

Психологические трудности возникают на фоне противоречий в потребностях. Подростки хотят одновременно социализироваться и сохранить свою обособленность. Ребенок отстаивает свои личные границы, однако при этом не видит ценности чужих. Другая проблема может возникнуть из-за повышенной сексуальности, когда парень или девушка начинают мастурбировать и испытывают чувство вины за это. Ранние половые связи, их последствия или девственность тоже могут стать причиной проблем психологического характера.

Психология подростка

Отличия психологии мальчиков-подростков от девочек

Мальчиков в 14, 15, 16 лет характеризуют следующие особенности:

  • сильное беспокойство по поводу того, что подумают окружающие;
  • переживания за свою внешность;
  • неуверенность, сомнения в собственных силах;
  • в рассуждениях проявляется категоричность;
  • самонадеянность;
  • неустойчивость эмоциональных реакций;
  • одновременное проявление противоположных черт, например, доброжелательности и цинизма;
  • юношеский максимализм;
  • желание узнать как можно больше по интересующим вопросам и т. д.

У девочек пубертатный период наступает раньше, чем у мальчиков. Для девушки большое значение имеет критика или похвала. Детей в этот период легко привести в состояние возбуждения. Наблюдается формирование самосознания. Уровень взаимопонимания выше, чем у молодых людей.

Особенно высока потребность в психологической близости. Девочки чаще формируют идеалы из числа певцов, актеров и других представителей публичных профессий, стараются им подражать.

Правила поведения с подростком 13, 14, 15 лет: советы родителям

Родителям необходимо понимать, как важна для подростка поддержка, понимание и терпение. Советы родителям, разработанные специалистами, дадут возможность облегчить психологическое состояние ребенка.

Не навязывайте свою точку зрения

В поисках себя дети 12-16 лет нередко пробуют разные стили в одежде. Через музыку происходит самовыражение, важны для них книги и фильмы. Часто предпочтения ребенка сильно отличаются от вкусов родителей. Последние не должны отрицать выбор подростка, пытаясь доказать, что это неправильно. Наоборот, надо прислушаться к его мнению, поговорить о выбранном направлении, попытаться понять, чем оно привлекло молодого человека. Это укрепит доверительные отношения.

Психология подростка

Подавайте хороший пример

Дети быстро перенимают вредные привычки, которые имеют их родители. Авторитет отца или матери, которые не могут справиться с зависимостью, сильно подрывается. То же относится и к нравственным качествам. Если родители лгут окружающим, совершают плохие поступки, их ребенок переймет эти модели поведения.

Следует помнить, что польза разговоров о том, каким нужно быть, минимальна. Важными являются непосредственно сами поступки, которые совершают взрослые. Дети на подсознательном уровне копируют их поведение.

Помогите сформировать собственное мировоззрение

Родителям необходимо всеми способами поддерживать попытки ребенка в развитии индивидуального мышления. Для этого следует подталкивать его к анализу действий, выражению собственного мнения по ряду вопросов и т. д.

Дайте подростку личное пространство

Для подростка с 13 лет важно чувствовать, что у него есть свое личное пространство. Если у него нет комнаты, следует выделить место, где он сможет хранить свои вещи, книги, не опасаясь того, что кто-то их будет трогать или попытается от них избавиться.

Если у ребенка есть своя комната, надо позволить ему организовать ее пространство так, как ему нравится. Не следует критиковать его выбор. Взрослым важно понимать, что входя в комнату сына или дочери, необходимо стучать, даже если раньше в доме это было не заведено. Сохраняя личные границы ребенка, удастся избежать многих конфликтных ситуаций.

Психология подростка

Не критикуйте его друзей и подруг

Критика людей, с которыми общается подросток, станет причиной протеста с его стороны. Он сделает так, чтобы о его отношениях родители знали как можно меньше. Это создаст опасность увеличения влияния со стороны плохой компании.

Правильное решение — дать ребенку возможность самостоятельно убедиться в отрицательных качествах его друзей. Сделать это можно, проведя аналогии с собственной жизненной ситуацией.

Позвольте подростку отвечать за свои ошибки

Молодому человек нужно давать возможность принимать решения и нести за них ответственность. Например, если он испортил дорогую вещь, то должен самостоятельно заработать на покупку новой. Плохая отметка в четверти должна заставить его искать способы ее исправления. Необходимо учиться находить выходы из конфликтных ситуаций.

Спокойно воспринимайте внезапные смены настроения

Эмоциональная нестабильность в поведении подростка в 14 лет и до 17 обусловлена физиологией, поэтому нельзя упрекать их в неумении себя контролировать. Критика поведения заставит подростка почувствовать себя слабым, что негативно отразится на его самооценке.

Будьте готовы принять отказ от некоторых семейных мероприятий

В подростке силен дух отрицания. Одним из способов продемонстрировать свою независимость станут попытки игнорирования семейных мероприятий. Нельзя оказывать давление и принуждать. Следует понимать, что движет ребенком, принять его взгляды. Однако в ненавязчивой форме можно выразить свое отношение к поступку, чтобы молодой человек понимал, что его поведение отражается на чувствах близких.

Психология подростка

Чем увлечь подростка?

С 12 до 17 лет психология детей состоит в особенности легко увлекаться различными занятиями. Выбирать их следует исходя из способностей ребенка, его предпочтений. Наиболее интересными направлениями станут спорт, коллекционирование, конструирование, походы, участие в музыкальных группах и пр.

Читать еще

vseostresse.ru

10 советов, как справиться с подростком

Как справиться с подростком: 10 советов

Во время учебы (и не только) подростки часто забрасывают учебу, категорически не хотят пробуждаться по утрам, разводят канитель на пустом месте и опаздывают на занятия. Родителей огорчают записи в дневнике – жалобы учителей на неподобающее поведение. Прибавьте к этому вероятные отставания по дисциплинам, драки на переменках, возвращения домой по ночам позже обычного. Исправить подростка при помощи криков, угроз не получится. Это подтвердит каждый психолог. Как вернуть сына или дочку, которые буквально год назад вызывали зависть у родителей других детей? Об этом вы узнаете ниже.

1. Ребенок вам не враг и не издеватель.

Прежде всего, стоит понять одну простую истину – ребенок не специально издевается над родителями, не желает заниматься школьными уроками, ставит нас в неудобное положение перед классной руководительницей, учителями, директором и родителями. Все связано с нашими реакциями на то, что происходит вокруг. События сами по себе нейтральны, эмоциональную окраску тому, что происходит, придаем мы сами.

Это нормально – не выучить урок и получить двойку. По возрасту драться с мальчишками, разбить окно, одеть спортивный костюм, а не школьную форму… Таким образом проходит социализация, ребенок вписывается в социум, пробует границы дозволенного, увиливает от ответственности за свои поступки, набивает шишки и учится на своих же ошибках. Давайте позволим детям взрослеть, пока они учатся в школе. Не приспособленный к жизни тридцатилетний переросток – это и смешное и жалкое зрелище, не так ли?

10 советов, как справиться с подростком

2. Будьте на стороне подростка.

Не вступайте с учителями в «коалицию» против собственного ребенка, будьте всегда на стороне сына или дочери. Поговорите с тинейджером, покажите, что вы «за него», попробуйте вместе обсудить сложившуюся ситуацию и наметить пути выхода.

Вспомните, ведь наверняка в школе у вас было хотя бы пару эпизодов, когда учителя были неправы, давили, требовали, ставили плохие отметки. Если школьник попадает в такую круговерть, то ему нужна поддержка родителей, а не их неприятие. Если подросток остается без опоры, то он чувствует себя брошенным, подавленным, а плохое поведение и невыученные предметы – все это лишь усугубляется. Обвинения домашних еще больше унижают ребенка. Родитель всегда может прийти на помощь, выслушать, понять. Это вовсе не значит, что надо пускать учебу на самотек или лояльно относиться к возмутительному поведению, но ребенок должен твердо знать, что его дом – это и его тыл, и крепость, а мать и отец – друзья, а не «палачи».

3. Подумайте о физическом состоянии своего ребенка.

В школьном возрасте происходит быстрый рост, тело подростка стремительно меняется, могут возникнуть проблемы с эндокринной системой, сердцем, суставами, опорно-двигательным аппаратом, зрением, пищеварительной системой. Обязательно сдайте все анализы, отведите школьника к терапевту и возьмите направления к узким специалистам. Ведь такие проблемы, как утомляемость, постоянная усталость, возбудимость, плохое настроение, головные боли, сонливость можно решить именно с помощью врачей, здорового питания и правильного распорядка дня. Если понадобится, то можно отвести тинейджера к неврологу, подростковому психологу или психотерапевту. Не надо бояться или стесняться врачей, мы живем в современном обществе, где обращения к различным специалистам – это норма.

Как справиться с подростком: 10 советов

4. Попробуйте поговорить с ребенком по душам.

Причин нежелания учиться и плохого поведения в школе может быть десятки: проблемы с одноклассниками, невыносимая обстановка в школе, несчастная любовь, какая-то трагедия, которая случилась с ребенком, и о которой школьник умалчивает. Нежелание ходить в школу может быть обусловлено такими причинами, о которых родители могут даже не догадываться: неприятие своей внешности, отсутствие друзей, стыд перед своей «бедностью», поношенной немодной одеждой, отсутствием современных гаджетов. Постарайтесь поддержать сына или дочь, обнять, утешить, поговорить о чувствах, которые испытывает ребенок. Слова родного человека значат иногда гораздо больше, чем новый смартфон или идеальная внешность, к которой стремится четырнадцатилетний школьник.

5. Посмотрите внимательно на свою семью со стороны.

Так ли все благополучно в вашем доме? Нет ли того, что негативно влияет на подростка? Чувствует ли себя ребенок дома в безопасности? Не проживают ли на одной территории со школьником тираны, зависимые люди, гиперконт-ролирующие родственники, которые могут буквально разрушать жизнь ребенка? Может ли подросток дома расслабиться, отдохнуть, быть самим собой и говорить правду? Если что-то вызывает ваши сомнения, то постарайтесь проработать ситуацию в этом направлении.

10 советов, как справиться с подростком

6. Наметьте план выхождения из кризиса.

Попытайтесь набросать примерный распорядок дня ребенка и подстройте свои планы под его день, не ущемляя своих интересов, конечно. Продумайте различные мелочи, питание, занятия спортом, время, отведенное на кружки, секции и подготовку домашних заданий. Возможно, что-то придется убрать, а что-то (например, репетиторов) – добавить. Советуйтесь со школьником, дайте понять, что его мнение очень важно, что вы цените его, как взрослую и ответственную личность.

7. Продумайте от чего дома можно избавиться, а что, наоборот, приобрести.

У школьника вряд ли круглые сутки должен быть включен телевизор и компьютер, не стоит ребенку постоянно иметь доступ в Интернет. Просмотр телепередач и компьютер должны стать лишь стимулами к выполнению домашних заданий и обязательств, а не простой обыденностью, которая заменяет ребенку реальный мир. Сделайте доступ к различным гаджетам, компьютерным игрушкам и Интернету призами за своевременно сделанные дела и выученные уроки.

8. Обратитесь к своим родным и близким с просьбами о помощи.

Поговорите с отцом ребенка, старшими братом или сестрой, дядей или бабушкой. Возможно, кто-то из них добровольно возьмет на себя обязательства заниматься со школьником какими-либо предметами. Отец вполне может объяснить физику или химию, а племянница позаниматься раз в неделю английским.

10 советов, как справиться с подростком

9. В трудных случаях придется нанимать репетиторов.

«Наемные учителя» очень благотворно действуют на детей. Это профессионалы, чужие люди, которых школьник уважает, и не будет с ними капризничать или пререкаться. Еще занятия с профессиональными преподавателями дисциплинируют и прививают навыки самостоятельной работы над собой.

10. Введите систему поощрений и уберите (по возможности) наказания.

За хорошие отметки, поведение и участие в жизни школы ребенку можно покупать подарки, водить в парки, кафе, кино, отпускать гулять с друзьями. 

А самое главное, что может сделать родитель для своего ребенка – это просто любить его, таким, какой он есть!

Елена, www.kraskizhizni.com

www.kraskizhizni.com

Основной проблемой подросткового возраста является максимализм

Психологические проблемы и трудные искания сопутствуют жизни ребёнка в переходный период во взрослую жизнь. Родителям они доказывают свою независимость, со сверстниками выстраивают отношения, вырабатывая новые для себя этические и социальные принципы, познавая мир с ранее неизвестных сторон. С чувством изменённого самосознания приходит индивидуальная и коллективная ответственность, и это сопряжено со многими осложнениями.

Проблемы подростковПроблемы подростковПроблемы подростков проявляются с 13 до 16 лет

Основные проблемы подросткового возраста связаны со взаимоотношениями с родителями и со сверстниками.

Причины возникающих проблем

Ошибки воспитания детей одна из самых распространённых психологических причин, которые нельзя назвать болезнями в общепринятом смысле, но они сродни им. Часто они приходят помимо воли ребёнка, и когда ему больше всего хочет понимания и поддержки, вместо них получает осуждение и давление.

Возраст подростковВозраст подростковПодростковый возраст начинается в 11-12 лет

Модель поведения ребёнка в этом возрасте зависит от типа его характера, общества, которое его окружает, образа жизни, материального достатка, состава семьи и многих других

Подросток обращает внимание на те ценности, которые помогают ему определиться и сформировать собственное отношение к окружающему миру. Хорошо, если он удовлетворён настоящим и при этом устремлён в будущее. Но так происходит не всегда.

Основные проблемыОсновные проблемыОсновные проблемы подростков

Легче всего ему удаётся общаться со сверстниками, а если это не так, ребёнок остаётся глубоко травмирован. Он хочет знакомится, нравиться, делить интересы и нормы симпатичной для него группы, сохранять свою самостоятельность и индивидуальность, без страха выражать свои чувства и высказывать своё мнение. Как можно быстрей подросток стремится стать взрослым, ему важно, чтобы все это поняли. Примером для подражания является активный и успешный человек, нацеленный на достижения. Подросток мечтает и фантазирует, придумывает свои законы и осуждает поведение окружающих его взрослых людей.

Причины неадекватности и страхов

Подростковому возрасту свойственна психологическая противоречивость. Часто они не могут сформулировать, чего на самом деле хотят. В одном человеке может уживаться застенчивость и агрессивность, он тяготеет к крайностям, Сталкиваясь с опасностями, подросток преодолевает трудности и при успешном их прохождении накапливает новый опыт. С развитием осознания он лучше понимает других и постепенно приобретает опору для дальнейшего роста.

Противоречивость подростковПротиворечивость подростковПротиворечивость подростков — одна из причин конфликтности

В этом возрасте подросток в полной мере начинает понимать категории прошлого и будущего, он открывает, что бытие конечно, и это вызывает у него беспокойство страх. Только осознание своей самостоятельности и индивидуальности внушает ему уверенность. В это время ему важно найти понимание, возможность примирить собственные чувства с настроением окружающих и приспособиться к устоявшимся нормам.

Особенно опасно, когда между ощущением своего идеального «Я» и тем, что есть на самом деле, определяется большая разница.

Влияние на подростковВлияние на подростковЧто влияет на подростков

По этой причине появляются проблемы раннего подросткового возраста и аномального поведения в обществе. Психологи объясняют такую ситуацию отсутствием позитивного отношения к себе, обязательными составляющего которого являются:

  • положительное отношение к другим людям;
  • уверенность в своих силах;
  • чувство собственной значимости как результат общения и деятельности.

В противном случае после ошибок в общении подросток заявляется, что он никому не нужен, его не понимают и не любят.

Подростковый периодПодростковый периодПодростковый период — основные признаки

В этом возрасте у человека вместе с психическим взрослением происходит глобальная перестройка физиологического состояния. У него повышено внимание к своему телу, его заботят и тревожат замечания других людей. Он склонен преувеличивать даже незначительные недостатки своей внешности от признанных норм. Любое мнение со стороны окружающих является частью его представления о себе, будь то комплимент или критика.

Самооценка и её влияние на поведение

Конфликты часто связаны с отношением к подростку взрослых людей, чьё мнение влияет на его самооценку. Неловкое, неадекватное и оскорбительное отношение вызывает агрессивное или депрессивное поведение подростка, и которые в некоторых случаях переходят в хронические неврозы.

На формирование самооценки влияют чувство принадлежности к определённой социальной группе и осознание собственной значимости. Принадлежность — это всегда защищённость. Это важное чувство возникает с младенческого возраста, и в период взросления проверяется на прочность, перестраиваясь. Чувство собственной значимости укрепляет одобрение со стороны окружающих и компетентность в какой-либо области деятельности.

Самооценка подростковСамооценка подростковСамооценка подростков — как формируется по-разному

Низкая самооценка может быть результатом перенесённого насилия, неправильной психологической установки, зависимой от мнения других людей, и равнодушия близких. Родителям и педагогам важно знать о её значении для подростка и о последствиях её нарушения. Ребёнку весь мир может казаться враждебным социальные проявления, он всё воспринимает как угрозу своей безопасности, жизнь предстаёт в чёрном цвете, которые он не пытается исправить. Он не умеет выстраивать отношения, стесняется своего внешнего вида и склонен к осуждению других.

Адекватная самооценка делает человека доверчивым и доброжелательным к миру. Трудности для него — это возможность роста. Он уверен, что ни будь его, мир станет хуже.

Формирование самооценки — длительный процесс, в деле её становления учавствуют и родители, и педагоги.

Раздражительность и вспыльчивость

Подростки стремятся измениться, но совершать поступки, свойственные взрослым, в силу своего несовершеннолетия не могут. Секс — самое доступное средство для самоутверждения, всё остальное пока закрыто, и подростки чувствуют себя обделёнными. Бессознательно они ощущают несправедливость и готовы к вспышке гнева в любой момент. Другая причина вспыльчивости — изменения гормонального фона организма, состояние которого можно сравнить с предменструальным синдромом.

Раздражительность подростковРаздражительность подростковПрактически все подростки очень раздражительны

Отчуждённость и необщительность

Состояния, которые связаны с конфликтом ребёнка и общества. Оценку себя и своего поведения со стороны других он воспринимает как бесспорную характеристику, не учитывая, что его сверстники или взрослые из его окружения могут быть необъективными или безжалостными. Ребёнок чувствует себя изгоем и, не ощущая поддержки, постоянно находит подтверждения. Это заставляет ребёнка прятаться и искать защиты, чтобы не получить очередную психологическую травму.

Отчуждение подростковОтчуждение подростковОтчуждение подростков проявляется в игнорировании взрослых

Оценку, навязанную со стороны сверстников, педагогов и родителей, в этом возрасте чрезвычайно трудно изменить.

Конформизм

Приспособленчество и беспринципность заставляет подростка быть таким, как принято в его группе или его окружении. Наглядным проявлением конформизма является стремление быть модным. В атмосфере распространения рекламы эта черта является очень часто встречающейся.

У подростков конформизм принимает гипертрофированное содержание, порой он боится быть не таким как все и отстать от правил группы, к которой принадлежит. Такое настроение делает ребёнка зависимы от сверстников, а на расстоянии от них чувствует себя неуютно. Приспосабливаясь, подросток может делать то, что является вредным и противозаконным.

Конформизм подростковКонформизм подростковКонформизм подростков формируется под влиянием окружения

Чтобы этого не произошло, важно для ребёнка уметь сказать «нет» тому, что ему повредит. Для этого нужны мужество и уверенность. Он должен знать, что умение сказать «нет» это круто и достойно уважения. Тот, кто умеет отстаивать свою позицию, чаще всего является лидером. Стоит подростку отказать хотя бы один раз, у него растёт уверенность в своих силах.

Наркотики и наркомания

О вреде наркотиков и пагубных последствиях употребления знают все, однако, проблема остаётся. Часто виной этому — конформизм. Ребёнку трудно отказаться, если этим занимаются все, кого он считает своими друзьями. Ему кажется, что, отказавшись, его будут считать чужим. Ради уверенности и стабильности своего положения в группе сначала подросток пробует наркотики и после этого не может остановиться.

Подростковый алкоголизмПодростковый алкоголизмПротест подростков выливается в осуществлении запрещенных действий

Наркозависимость в этом возрасте особенно опасна потому, что часть мозга, определяющая креативную направленность деятельности, недостаточно сформирована. Наркотики останавливают его развития и реанимировать способность к творчеству впоследствии без медикаментозных средств крайне трудно.

Наркомания подростковНаркомания подростковНаркомания подростков — способ проявления протеста

В подростковом возрасте ребёнок пересматривает свою шкалу ценностей принимает те, которые помогают ему войти в новый этап жизни. В идеале со временем ребёнок социализируется, его цели становятся более осознанными и направленными на всеобщую пользу.

detki.guru

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о