Проблема периодизации – 4. Проблема периодизации развития

Проблема периодизации психического развития

Фундаментальной проблемой онтогенетической психологии является проблема периодизации психического развития. Она достаточно полно разработана в исследованиях ведущих отечественных и зарубежных психологов (Ананьев, 1968; Басов, 1928; Блонский, 1979; Баллон, 1967; Выготский. 19831984; Эльконин, 1971; Запорожец, 1986; Buhler. 1962; Erikson, 1963; Gezell. 1954; Piaget, 1967; и др.).

Учитывая сложность систематики психического развития ребенка и подростка, некоторые авторы пытались построить периодизацию на односторонних психологических или психоаналитических основах. Критика такого подхода была дана еще Л. С. Выготским, который на основе обобщения исследований по периодизации психического развития с конца XIX — начала XX века выделяет три основные группы исследований по данной проблеме.

К первой группе Выготский относит представителей биогенетических концепций, проводящих параллели между развитием человечества и развитием ребенка, а также представителей вульгарносоциологизаторских теорий, которые пытаются связать категории детства со ступенями воспитания и образования.

Исследователи второй группы, по мнению Выготского, пытаются выделить условные критерии отдельных признаков детства. Типичным представителем данного направления является Шарлотта Бюллер, которая выделяет пять стадий в развитии ребенка на основе формирования его потребностей:

§   Первая стадия (первый год жизни ребенка) — стадия «объективизации», во время которой ребенку открывается «окно во внешний мир», формируются его первые субъективные связи с предметами.

§   Вторая стадия (от 2 до 6 лет) — стадия расширения связей со средой при помощи речи.

§   Третья стадия (от 6 до 10 лет) — стадия «объективизации». Эта стадия характеризуется приспособлением ребенка к условиям семьи и первичным пониманием своей зависимости от реальных (внешних) обстоятельств.

§   Четвертая стадия (от 10 до 13 лет) — стадия возврата к «субъективному» и главенству «Я», отличается новым «отдалением от объективности» внешнего мира, субъективным пересмотром и критикой происходящего.

§   Пятая стадия (с 13 лет) — «стадия дифференциации в сексуальном развитии и осознания культурных и социальных ценностей».

В своей схеме Ш. Бюллер выделила два основных этапа формирования представлений «Я» ребенком. На протяжении детства эти представления качественно усложняются. Тем самым автор отмечает динамику в развитии сознания и самосознания у ребенка. Однако представленная систематика упускает многие промежуточные звенья в развитии психики ребенка.

Л. С. Выготский, критикуя периодизацию психического развития Ш. Бюллер, считал, что ее основными недостатками являются субъективизм и односторонность. Исследование периодизации психического развития, по мнению Выготского, должно базироваться на изучении внутренних закономерностей развития.

Однако, несмотря на методологическую односторонность, периодизация психического развития ребенка Ш. Бюллер, на наш взгляд, является весьма ценной, так как автор достаточно полно раскрывает этапы формирования самосознания личности в онтогенезе на основе потребностно-мотивационной сферы. Такой подход имеет также несомненную практическую значимость.

К третьей категории исследований по периодизации психического развития Л. С. Выготский относит попытку некоторых авторов перейти от чисто симптоматического, описательного признака к выделению существенных особенностей детского развития. Такую попытку предпринял А. Гезелл, который построил свою периодизацию исходя из внутреннего ритма и темпа развития. Он выделяет шесть стадий психического развития ребенка и подростка:

§   Первая стадия (от рождения и до конца 2го года жизни) отличается знакомством ребенка с собственным телом, установлением различий между знакомыми и чужими людьми, началом ходьбы и манипулятивных игр.

§   Вторая (с конца 2го до конца 3го года) отличается формированием первых представлений о своей личности, развитием языка и началом социабельности. Эту стадию автор назвал «стадией оппозиции».

§   Третья (с конца 3го до начала 5го года жизни) отличается наличием у ребенка противоречий и повышением интереса к другим людям.

§   Четвертая (с начала 5го до конца 7го года) характеризуется появлением у ребенка интереса к кооперации и социальной дисциплине. Автор назвал ее «стадия кооперации и социальной дисциплины».

§   Пятая стадия (с 7 до 12 лет) включает в себя три главных компонента: кризисы с тенденцией к крайнему образу действий, утверждение и оформление «Я», пробуждение интереса к общественной жизни.

§   Шестая стадия (начиная с 12 лет) характеризуется тем, что ребенок становится членом социальной группы.

Возрастная периодизация А. Гезелла достаточно полно раскрывает особенности взаимоотношения ребенка с окружающим миром. Однако обращает на себя внимание неоднородность, пестрота возрастных критериев, недостаточно четкое вычленение главных признаков возрастного созревания. Выготский назвал периодизацию Гезелла «половинчатой» попыткой периодизации, с остановкой на полдороги при «переходе от симптоматического к сущностному разделению возраста» (Выготский, 19831984. с. 258).

Критикуя своих предшественников, Выготский разработал основные методологические принципы построения периодизации возрастного развития ребенка и подростка, которые имеют фундаментальное значение в психологии. Он трактует психическое развитие как диалектически противоречивый процесс, протекающий не эволюционным путем, а путем «перерывов непрерывности», в результате чего возникают качественно новые образования. Выготский также вводит в психологию понятие «возрастные новообразования» и рассматривает их как «новый тип строения личности и ее деятельности, те психические и социальные изменения, которые впервые возникают на данной возрастной ступени и которые в самом главном и основном определяют сознание ребенка, его отношение к среде, его внутреннюю и внешнюю жизнь, весь ход его развития в данный период» (там же, с. 248).

Анализируя динамику перехода от одного возраста к другому, Выготский выделяет устойчивые, или стабильные, возрасты, когда развитие совершается главным образом за счет микроскопических изменений личности ребенка, а затем скачкообразно обнаруживается в виде какого-либо возрастного новообразования. Он выделяет также и кризисные периоды, или кризисные возрасты, являющиеся переломными, поворотными пунктами в развитии.

Дальнейшие исследования по возрастной психологии показали, что главное значение возрастных кризисов в жизни человека состоит в перестройке особенностей его психического развития. Деятельностный подход отечественных психологов к проблеме периодизации психического развития предполагает, что каждый период развития личности ребенка характеризуется определенным типом ведущей деятельности. Именно в процессе деятельности наиболее полно реализуются возможности личности, и происходит формирование новообразований. Исходя из данных положений Д. Б. Эльконин (1971) разработал концепцию психологического развития человека от рождения до совершеннолетия. Он вычленил в развитии определенные эпохи, которые, в свою очередь, делятся на периоды и фазы.

Автор отмечает, что каждая эпоха включает в себя два периода:

1)      усвоение и развитие мотивационно-потребностной сферы личности;

2)      усвоение способов действия с предметами, т. е. формирование операционно-технических возможностей.

Для каждого периода характерна определенная ведущая деятельность, которая обеспечивает формирование то мотивационно-потребностной, то операционально-технической стороны развития. Противоречие между этими сторонами и выступает как движущая сила развития личности.

Б. Ф. Ломов (1984), анализируя концепцию Эльконина, подчеркивал, что изменяющиеся связи между мотивационно-потребностной и операционально-технической сторонами деятельности являются существенными для развития личности, но они не раскрывают развитие ее взаимоотношений с другими людьми. Процесс общения является важным психологическим фактором в развитии личности.

В работах М. И. Лисиной (1974, 1986) раскрыты этапы формирования общения в онтогенезе и основные мотивы общения в дошкольном возрасте. Автор показала, что потребность в общении у ребенка развивается от простых форм (потребность в эмоциональных контактах) к все более сложным (сотрудничество, интимно-личностное общение). С возрастом ребенка происходит смена мотивов общения.

Проблема периодизации психического развития ребенка достаточно широко представлена в работах зарубежных психологов.

Например, 3. Фрейд (1995) выделяет восемь стадий развития в детском возрасте.

§   Первая (от рождения до 6 мес.) — «стадия первичного аутоэротизма».

§   Вторая (от 6 до 12 мес.) — «оральная стадия», когда ребенок «требует» грудь матери, захватывает объект.

§   Третья (от 1 года до 4 лет) — «садистически-анальная стадия», характеризующаяся противопоставлением внешних предметов телу.

§   Четвертая (с 4 лет) — «фаллическая» или «генитальная» в зависимости от пола ребенка. Ее типичными проявлениями становятся идентификация «Я» и первые отношения противопоставления себя противоположному полу. В этот период развивается эдипов комплекс.

§   Пятая (с 5-6 лет) — «латентная фаза» — стадия организации психического аппарата. В этот период у ребенка происходит конструирование «Я», Оно и сверхЯ. Это самая длительная стадия, в течение которой создается социальное, моральное и логическое «Я».

§   Шестая (с 10 лет) — «стадия предпубертатности». Характеризуется вытеснением детских тенденций, сексуальной идентификацией и выбором предмета либидо. Этой стадии свойственна мастурбация и гомосексуализм.

§   Седьмая (с 14 лет) — «стадия пубертатная», отличается ростом либидо, устанавливающим окончательный выбор гетеросексуального объекта.

§   Восьмая (с 15 лет) — организации социального, интеллектуального и морального «Я».

Несмотря на преобладание пансексуализма в учении Фрейда, его возрастная периодизация заслуживает внимания психологов-практиков, занимающихся проблемами полового развития и воспитания ребенка.

Современные зарубежные психологи пытаются модифицировать психоаналитическую теорию Фрейда, подчеркивая важное значение общества в развитии ребенка. Так, Э. Эриксон (1963) отмечает, что социальное влияние не противоречит природе ребенка, его жизненным импульсам, он подчеркивает гармоничность психобиологических и социальных факторов в психическом развитии ребенка. В качестве основных стадий развития личности автор выделяет восемь стадий психосексуального созревания индивида.

Наиболее прогрессивные и глубокие исследования процесса развития и его периодизации принадлежат Ж. Пиаже. Все развитие от рождения до завершения подросткового возраста автор делит на четыре периода.

Первый — сенсомоторный (от рождения до 15 мес.). Второй — репрезентативный (от 2 до 8 лет). Третий — период конкретного интеллекта (от 9 до 12 лет). Четвертый — период логических операций (с 13 лет). Внутри каждого периода Ж. Пиаже выделяет подпериоды, обстоятельно излагая их содержательные характеристики. Исследуя качественное своеобразие стадий интеллектуального развития ребенка, Пиаже рассматривает их и дает им определение с функциональной и структурной сторон. В функциональном аспекте стадии оказываются сходными друг с другом, но по своим структурам они глубоко различны. Это различие возникает как результат преобразования предшествующих структур, выявляющий тип взаимодействия структур с окружающим миром. Переход от сенсомоторного к операциональному интеллекту Пиаже считает саморазвитием структур индивидуального взаимодействия ребенка с окружающим миром.

Анализ показывает, что трудности периодизации возрастного развития человека обусловлены множеством критериев развития психики человека. Это мотивационно-потребностная сфера, интеллект, психосексуальные особенности, эмоционально-волевая сфера и др.

Истинный процесс развития психики может быть раскрыт лишь в ходе изучения онтогенеза взаимодействия личности с окружающей средой в определенные возрастные периоды.

В работах Б. Г. Ананьева (1968) и его учеников на основе макрохронологического и микрохронологического анализов выделяются различные циклы, периоды, микропериоды в развитии личности. В результате комплексных психологических исследований раскрыты возрастные характеристики психофизиологических функций и психических процессов. Ананьев связывал изменяющиеся «меры времени» с разными внешними и внутренними факторами развития, с меняющимися и противоречивыми соотношениями и взаимосвязями возрастных, типологических и индивидуальных особенностей человека в процессе его, жизни. Последовательность фаз психического развития и их разная длительность могут быть обусловлены разной скоростью протекания психических процессов, глубиной и сложностью их преобразований.

В биологических науках накоплены многочисленные данные о разновременности происхождения отдельных стадий, сроков достижения зрелости, оптимальных порогов в развитии отдельных систем и их компонентов как у животного, так и у человека. Не только отдельные функции, но даже их различные свойства и характеристики могут находиться в разных фазах своего развития за счет неодинаковой скорости и темпов развития.

В психологии в настоящее время также накоплен обширный эмпирический материал о несовпадении фаз развития различных сторон восприятия, памяти, мышления, способностей не только на ранних этапах, но и в позднем онтогенезе. Исследования показали, что гетерохрония в психическом развитии осуществляется в двух направлениях: за счет увеличения разнородности в темпах прохождения различных фаз разными системами и путем усложнения (ускорение или замедление) темпа развития всей системы в целом. Таким образом, временная структура психического развития выступает как проявление внутреннего развития психики.

Теоретические разработки Б. Г. Ананьева и его учеников подтвердились результатами многочисленных экспериментальных исследований в области психофизиологии, возрастной, медицинской и педагогической психологии.

Было выявлено, что противоречивость временной структуры развития личности усиливает внутреннюю противоречивость онтогенетической эволюции человека. Изучение микро и макрохронологических характеристик позволяет выявить качественные новообразования, движущие силы, временные параметры в психическом развитии человека. Исследование временных структур развития личности имеет особо важное значение при изучении психического дизонтогенеза.

studfile.net

Проблема периодизации развития общества.

Философско–исторический анализ человеческого общества предполагает выяснение вопроса о делении истории на определённые пероиды. Это деление позполяет представить, в каком направлении история развивается, какие критерии существуют для их выделения.

Существует несколько подходов при решении этой проблемы такими мыслителями как Кондорсе, Гегель, Маркс, Тойнби, Шпенглер.

Кондорсе весь исторический процесс разбил на десять эпох. В основу деления истории он положил прогресс человеческого разума, который охватывал все стороны общественной жизни.

Гегель главное внимание обращает на географический фактор. Он историю человечества делит на Восточный мир, есть детский возраст истории. Здесь царствует деспотизм, и свободным чувствунт себя только деспот, а все остальные – рабы. Греческий мир – это период юности, когда формируется индивидуальность. В нём царствует истинная гармония, мир и согласие. Римский мир – это возраст возмужалости истории. В Риме господствует абстрактная свобода, ставящая государство и политику выше любой индивидуальности, но вместе с тем, создаётся свободная личность – это юридические личности, наделённые определёнными правами.Германсий мир – четвёртый период всемирной истории, цель которого заключается в осуществлении абсолютной истины как бесконечного самоопределения свободы.

К. Маркс в основу периодизации истории общества положил материальный фактор – способ производства материальной жизни. Он ввёл новую категорию общественно-экономической формации – это философская категория, она отражает наиболее общие, сущностные черты объективной действительности.

Цивилизационный подход применил английский историк Тойнби. В качестве основного критерия он взял религию и на этом основании выделил пять крупных живых цивилизаций и две реликтовые. По мнению Тойнби, каждая цивилизация в своём развитиии проходит четыре стадии: 1) генезис; 2) рост; 3) надлом; 4) распад.

Культурологический подход к истории широко использовал немецкий философ Освальд Шпенглер. Каждая культура, по его мнению, существует изолированно и замкнуто. Она появляется на определённом этапе исторического процесса, а затем погибает.

Итак, существуют различные критерии членения истории общества. Все они не столько противоречат, сколько дополняют друг друга, так как общество и процесс его развития многогранен и многосторонен.

5. Предмет гносеологии.

Гносеология – раздел философии, в котором изучаются проблемы природы познания и его возможностей, отношения знания к реальности, исследуются всеобщие предпосылки познания. Выявляются условия его достоверности и истинности. В античности центральной в гносеологии выступала проблема отношения мнения и знания, истины и заблуждения. Знание понималось в единстве с его предметом. Исходя из того, что знание есть своеобразная копия предмета, античная философия изучала процесс, посредством которого предмет переводится в состояние знания.

  1. Соотношение понятий человек, индивид, личность, индивидуальность.

В западном мышлении сохранение своего “ лица”, т.е. личности – это категорический императив человеческого достоинства, без чего наша цивилизация потеряла бы право называться человеческой. В кнце ХХ века это стало подлиной проблемой для сотен миллионов людей, ввиду тяжести социальных конфликтов и глобальных проблем человечества, которые могут стереть человекка с лица Земли.

В русском языке слово “ человек” имеет корень “чело”, т.е. лоб, верхняя часть человеческого существа, приближающая его к Творцу. Следовательно, даже этимологически личностные характеристики человека несут разную смыслолвую нагрузку в завасимости от той или иной культуры и цивилизации.

Первым понятием, с которого следует начинать изучение проблемы личности является “ индивид”. Дословно оно означает неделимую дальше частицу какого - то целого. Это своеобразный “социальный атом”, отдельный человек рассматрривается не только как единичный представитель рода человеческогго, но и как член какой – то социальной группы. Это самая простая и обстрактная характеристика человека, говорящая лишь о том, что он отделён от других индивидов.

Человек в различных вариантах индивидуализма понимается как противостоящий миру в целом, а его сознание – как единственная реальность, что логически ведёт к субьективизму и солипсизму.

Гораздо более содержателен термин “индивидуальность”, обозначающий уникальность и неповторимость человека во всём богатстве его личностных качеств и свойств. Человек выступает сначала как особь, “случайный индивид” (Маркс), потом как социальный индивид, персонифицированная индивидуальная группа и затем как личность.

Индивидуальность – не просто “”атомарность человека, скорее характеристика его единичности и своеобразия, выводящего за рамки этой единичности.

studfile.net

28. Проблема периодизации психического развития. Критерии периодизации возрастного развития.

Развитие – качественные не обратимые изменения человека по мере того, как он взрослеет.

Основные свойства развития:

1)Необратимость

2)Направленность

3)Закономерность

Суть проблемы возрастной периодизации психического развития состоит в разработке и обосновании критериев, на основе которых можно разделить детство или даже весь жизненный путь человека на отдельные этапы.

Психологическая периодизация не совпадает с педагогической, т.к. в ее основе лежит понятие о психологическом возрасте, который следует отличать от так называемого паспортного возраста и биологического возраста.

Главными показателями психологического возраста являются психические новообразования, которые складываются на основе социальной ситуации развития к концу конкретного возрастного этапа. В систему критериев возрастной периодизации наряду с психическими новообразованиями входят социальная ситуация развития и ведущая деятельность.

Возраст – ограниченный хронологическими рамками отрезок жизни человека, стадия его развития. Принято различать паспортный, биологический и психологический возраст. Психологический возраст – это достигнутый уровень психического развития ребенка, который определяется социальной ситуацией развития и вытекающими из нее характерными видами деятельности, особенностями общения ребенка с окружающими, т.е. местом ребенка в системе общественных отношений

Критерии возрастной периодизации − правила, конкретные показатели, на основании которых строится разделение детства на отдельные периоды. В современной детской психологии принято выделять систему критериев возрастной периодизации, куда входят:1) социальная ситуация развития; 2) ведущая деятельность; 3) новообразования возраста. Основным критерием является социальная ситуация развития, из особенностей которой вытекает ведущая и другие деятельности, обусловливающие функциональные изменения и становление психических новообразований. Новообразования возникают к концу каждого возрастного периода и создают основу для возникновения новой социальной ситуации развития. Поэтому переход от одного возрастного этапа к другому связан с разрушением старой и построением новой социальной ситуации развития, с формированием новой ведущей деятельности.

Возрастная периодизация психического развития − разделение детства (или всего жизненного пути человека) на отдельные периоды психического развития, выделение психологических возрастов на основе некоторого правила. Сегодня наиболее обоснованным и разработанным является представление о системе критериев возрастной периодизации. Такой подход к решению проблемы возрастной периодизации наиболее полно отражает объективные закономерности, т.к. позволяет учитывать изменения роли социальной ситуации развития, ведущей деятельности и новообразований на протяжении каждого возрастного этапа. Данная возрастная периодизация включает периоды постепенных и скачкообразных изменений (кризисов). В современной отечественной психологии принята следующая периодизация: кризис новорожденности (0–1 мес.) – младенчество (1 мес.–1 г.) – кризис одного года – ранний возраст (1–3 г.) – кризис трех лет – дошколь­ный возраст (3–6/7 лет) – кризис семи лет – младший школьный возраст (6/7–10/11 лет) – кризис подросткового возраста – подростковый возраст (11–14/15 лет) – кризис при переходе к ранней юности – ранняя юность (15–18 лет).

Социальная ситуация развития – особое сочетание внутренних процессов развития (тех, которые относятся к самому ребенку) и внешних условий (того, что характеризует окружающую ребенка действительность), которое является типичным для каждого возрастного этапа. Социальная ситуация развития, оформляясь в начале возрастного этапа, обусловливает образ жизни ребенка конкретного возраста, его «социальное бытие».

Новообразование– тот новый тип строения личности и ее деятельности, те психические и социальные изменения, которые впервые возникают на данной возрастном этапе и которые в самом главном и основном определяют знания ребенка, его отношение к среде, его внутреннюю и внешнюю жизнь, весь ход eгo развития. Развитие новообразований обусловлено специфической для данного возраста социальной ситуацией развития, а также системой деятельностей. Новообразования складываются в основ­ном внутри ведущей деятельности, а также внутри других видов де­ятельности, характерных для данного возраста. В своей законченной форме новообразования оформляются к концу возрастного периода и выражаются в наиболее важных, глобальных качественных перестройках всей структуры сознания ребенка и в появлении нового типа строения личности.

Кризис возрастной –этап скачкообразно протекающего развития, знаменующий собой переход ребенка от одного возрастного периода к другому. Кризис является границей между периодами и выражается в качественных изменениях, свидетельствующих о неравномерности психического развития. Кризис возникает как результат накопления и обострения противоречий, главное из которых – это противоречие между возросшим уровнем психического развития ребенка и его старым местом в системе социальных отношений. Противоречие разрешается в результате перестройки взрослым отношений с ребенком с учетом нового, более высокого уровня его психического развития.

Неравномерность психического развития выражается, во-первых, в существовании литических (стабильных, плавных) и критических (скачкообразных) периодов развития, т.е. в наличии «ритма» развития. Во-вторых, неравномерность обнаруживается в неодновременности развития различных сторон психики. На определенной стадии преимущественное развитие получает та или иная сторона психики ребенка, тогда как другая развивается более медленными темпами. Это находит свое отражение в существовании сензитивных периодов психичес­кого развития. Еще одним проявлением неравномерности является различная длительность возрастных периодов: постепенное замедление темпа развития в онтогенезе ведет к увеличению длительности возрастных периодов. И, наконец, нельзя забывать о существовании индивидуальных вариаций развития.

studfile.net

§ 2. Проблема периодизации взрослости

Пестрота терминологии и разнообразие временных рамок отдельных этапов взрослости указывают на сложность проблемы и становящийся характер этого раздела психологии развития.

Одна из первых периодизаций принадлежит Ш. Бюлер, которая выделила пять фаз развития взрослого человека на основании осуществления самоопределения.

— Первая фаза (16—20 лет) — предшествует собственному самоопределению.

— Вторая фаза (с 16—20 лет до 25—30 лет) — фаза проб и поиска (профессии, спутника жизни и т.п..). Жизненные цели часто нереалистичны и подвержены изменениям.

— Третья фаза (с 25—30 до 45—50 лет) — пора зрелости: чело­век находит свое дело в жизни, обзаводится семьей. Субъективно этот возраст переживается как апогей жизни, желания становятся реалистичными, оценки трезвыми. К 40 годам устанавливается са­мооценка личности, в которой отражаются результаты жизненного пути как целого.

— Четвертая фаза (с 45—50 до 65—70 лет) — стареющий чело­век: завершение профессиональной деятельности, исчезновение ак­тивного самоопределения и постановки целей.

— Пятая фаза (старше 70 лет) — старый человек: обращение к прошлому и желание покоя.

Известный голландский психолог и психотерапевт Б. Ливехуд приводит в качестве примера периодизацию Уотеринга, который выделяет семилетние фазы в жизни взрослого человека1:

— 21 — 28 лет — завоевание жизненного базиса,

— 28—35 лет — подтверждение и сличение найденных основ жизни,

— 35—42 года — вторая половая зрелость, переориентация в профессиональных целях,

— 42—49 лет — маниакально-депрессивный период,

— 49—56 лет — борьба с собственным закатом,

— 56—63 года — мудрость,

— 63 года — 70 лет — возможность еще раз осознанно достичь кульминации своей жизни, возможность «второй молодости».

Однако эти периодизации жизненного пути человека носят скорее описательный характер и не опираются на сколько-нибудь серь­езные эмпирические основания. Хронологические рамки периода зрелости достаточно условны и зависят от времени завершения юности и начала периода старения.

Нижняя граница взрослости связывается антропологами и физиологами с возрастом 17 лет (Д. Биррен), 21 год (Д.Б. Бромлей), 20 лет для женщин и 21 год — для мужчин (по международной классификации), 25 лет (В.В. Бунак) и т.д.

Некоторые ученые начало зрелости называют юностью, дру­гие — ранней взрослостью или молодостью; одни выделяют юность как отдельную фазу, а другие рассматривают ее как часть моло­дости.

Еще большей неопределенностью отличаются характеристики и временные границы среднего возраста, или средней взрослости: от 20 до 35 лет (Д. Векслер), 25—40 (Д.Б. Бромлей), 25-50 (Д. Биррен), 36—60 лет (согласно международной классификации возрастов).

Чрезвычайно труден и вопрос дробления самой зрелости на качественно своеобразные фазы, или периоды, установления переходов и границ, например, между молодостью и средним возрастом, средним возрастом и пожилым. Актуальна задача выделения мо­ментов перехода — качественных преобразований как прогрессивного, так и инволюционного характера, переломных («критиче­ских») моментов развития, что необходимо для построения теории индивидуального развития человека.

Верхняя граница зрелости и начало старости еще более варьируют в различных периодизациях в огромном диапазоне: это 55 лет (В.В. Бунак, В.В. Гинзбург, Д.Б. Бромлей, Д. Векслер), 60 лет (Г. Гримм и большинство демографов), 75 лет (Д. Биррен).

В данной работе, говоря о зрелости, мы имеем в виду раннюю и среднюю взрослость как стадии «вхождения» в зрелость и «кульминацию» зрелости. (Напомним, что исходной по-прежнему остается принципиальная позиция, согласно которой достижение того или иного биологического, хронологического возраста само по себе не гарантирует ни физической, ни интеллектуальной, ни нравственной зрелости, ни высокой профессиональной квалификации.)

Стадия ранней взрослости (молодости) характеризуется получением избирательного права, полной юридической и экономиче­ской ответственности, возможностью включения во все виды социальной активности. На этой стадии принимаются смысложизненные решения, выстраивается стратегия (стиль жизни), продолжается или завершается получение профессионального образования, осваи­ваются профессиональные роли и складывается соответствующий круг общения. Большинство людей образует собственную семью, появляются первые дети. Осваиваются и реализуются супружеские и родительские роли.

Представители поколения средней взрослости занимают срединное положение между родителями, вступающими в старость, и взрослеющими детьми, начинающими самостоятельную жизнь, по-кидающими родительскую семью. Как правило, в социальном плане достигается относительная материальная независимость, высокий уровень профессиональной и общественной карьеры, выполняются функции кормильца и главы семьи, управления в обществе.

studfile.net

основные этапы развития человеческого общества

Считается, что одна из первых теорий периодизации истории принадлежит итальянскому мыслителю Дж.Вико (1668-1744). Это теория исторического круговорота, согласно которой народ проходит три эпохи, три века: Век Богов, Век Героев, Век Людей. В Век Богов люди думали, что живут под божественным управлением, верили оракулам и жрецам. Форма правления – теократическая, главный авторитет - авторитет Бога, права людей зависят от Богов. В Век Героев правили аристократы, отличающие себя от плебеев; решающую роль в этот период играло правило силы: прав тот, кто сильнее. Форма правления этой эпохи – аристократическая, главным авторитетом были торжественные формулы законов (т.е. их строгое соблюдение). Век людей признал всех людей равными по природе, право базируется на человеческом разуме, форма правления – демократическая, авторитетом пользовались благоразумные люди, которые вели себя сообразно общепринятым нормам и принципам. Иными словами, эпохи отличались нравами, обычаями, юридическими законами и т.п. каждая эпоха, по мнению Вико, имела свою специфику. Каждая нация, пройдя эти эпохи, возвращалась к первоначальному состоянию, но на более высоком уровне, потому что абсолютный возврат к первоначальному состоянию невозможен.

Уже Вико подметил, что исторический процесс имеет определенные повторяющиеся циклы, но в то же время каждый цикл, каждая эпоха характеризуется специфическими чертами. При анализе исторического процесса одни исследователи подмечают момент повторяемости, другие – своеобразие. Первый подход подмечает единство истории, условно его можно назвать линейным. В соответствии с «линейной» концепцией исторический процесс прогрессивен, совершается путем перехода от одной стадии к другой, от менее совершенной к более совершенной. Второй подход – дискретный – подчеркивает многообразие, многовариантность развития истории.

Линейный подход к истории впервые был сформулирован в Новое время и оформился в виде схемы «Древний мир – Средние века – Новое время». Этот подход был господствующим в XVIII в. в учениях французских просветителей. В частности, Ж.А.Кондорсе считал весь исторический путь человечества процессом перехода от одной стадии к другой. В основе деления на эпохи (Кондорсе их насчитывал 10) лежит прогресс человеческого разума. Эпохи у Кондорсе отличаются конкретными воплощениями деятельности разума человека: земледелие, одомашнивание животных, разделение труда, появление ремесел, религии, азбуки, знаний, книгопечатания т.п.

Линейный подход к истории разделял Гегель, считавший, что всемирная история направляется с Востока (это начало истории) на Запад, являющийся завершением истории. Принимая во внимание природные условия и видя их связь с духом народа, Гегель отмечал, что Восток – это детский возраст истории. Второй временный этап – греческий мир – это период царства прекрасной свободы, где господствует гармония, мир и согласие. Третий период – римский мир – возмужание истории. В Риме индивиды становятся юридическими личностями, частными лицами. Четвертый период – германский мир, в котором дух достигает полного расцвета и зрелости. Вершиной всемирной истории Гегель считал прусскую монархию. Критерием деления всемирной истории на отдельные периоды у Гегеля выступает степень свободы духа, которая, в конечном счете, ведет к абсолютной форме (германскому миру).

Сторонником линейного подхода к истории был К.Маркс, считавший, что история развивается по спирали, проходя определенные этапы. Критерием деления истории на качественные этапы у Маркса выступает материальный фактор – способ производства материальной жизни. К.Маркс обратил внимание не столько на особенности отдельных конкретных обществ, сколько на их сходство и повторяемость, заключающиеся в единстве (подобии) материальной основы – способа производства материальных благ. Если все единичные общества имеют свои фундаментом, базисом одну и ту же систему социально-экономических отношений, то эти общества относятся к одному и тому же типу (несмотря на другие различия). Эти типы общества Маркс назвал общественно-экономическими формациями. Общественно-экономическая формация означала одновременно состояние и процесс, она отображала функционирование социальной системы через процесс становления и развития, через достижение конкретных результатов.

Общественно-экономическая формация – это исторический тип общества, основывающийся на определенном способе производства и выступающий как ступень прогрессивного развития мировой истории. Понятие формации составляет основу материалистического понимания истории, суть которого в видении истории как естественно-исторического и закономерного процесса последовательной смены одной формации другой. Анализ истории с позиций естественно-исторического процесса представляет историю (социум) подсистемой мира, которая имеет свои собственные объективные законы, проявляющиеся в деятельности людей.

Понятие формации отражает общую логику развития всемирной истории, показывает ее единство, абстрагируясь от частных явлений и случайностей. Своеобразие отдельных обществ подчеркивает «дискретная» концепция истории.

Дискретный, или культурно-релятивистский подходы к истории раскрывают с помощью доминирующих понятий культуры и цивилизации. История в таком подходе раскрывается как процесс становления, роста, развития и гибели самостоятельных культур (или цивилизаций). Каждая культура (или цивилизация) представляет собой автономное образование, включающее совокупность способов и форм коллективной жизнедеятельности людей, взятую в единстве материальных, социально-правовых и духовных аспектов.

Любое из известных истории обществ характеризуется своей организацией, т.е. определенным способом упорядочения общественной жизни, включающим в себя структуры общественного производства, социально-классовую и политическую структуры, формы организации власти и многое другое. В XX в. в полной мере сложились предпосылки для создания универсальной типологии общественной организации, которая смогла бы охватить все многообразие существующих обществ, классифицировать их в соответствии с определенными признаками. Потребность в данного рода типологии обусловлена, прежде всего, тем, что в XX в. всемирная связь стран и народов в масштабах всей планеты стала особенно тесной. В развитии стран, независимо от присущих им особенностей, выявились общие черты и тенденции, характерные для развития общества в планетарных масштабах.

Особую роль в формировании общемировых тенденций играют научно-технические достижения. Достижения науки и техники, распространяясь по всему миру, вызывают к жизни определенные социальные последствия, приблизительно одинаковые во всех странах и регионах. Поэтому не случайно, что универсальная типология общественной организации в большинстве случаев строится с учетом того, на какой стадии освоения передовых научно-технических достижений находится та или иная страна или группа стран. Данный подход отчетливо представлен в получившей широкую известность теории индустриального общества, автором которой стал американский социолог Д.Белл.

В рамках теории выделяются три типа общественной организации, которые одновременно являются и тремя последовательными этапами мирового развития: доиндустриальный, индустриальный и постиндустриальный. Доиндустриальный тип господствует сегодня в большинстве стран Африки, ряде стран Латинской Америки и Южной Азии. Для него характерно преобладание земледелия, рыболовства, скотоводства, горнодобывающей и других видов промышленности, связанных с непосредственной эксплуатацией и утилизацией природных ресурсов. В этих сферах деятельности занято около 70% работоспособного населения. Определяющим принципом жизнедеятельности людей доиндустриального общества является состязание человека с нетронутой, не преобразованной человеком природой.

Индустриальный тип общественной организации характерен для ряда стран Европы, государств бывшего СССР. Он основан на развитии промышленности, в частности тяжелой индустрии, на которую расходуется значительная часть имеющихся в распоряжении общества энергии и ресурсов. Целью такого общества является развитие производства товаров народного потребления для обеспечения относительно невысокого уровня жизненных удобств и комфорта. Производство характеризуется преобладанием механизации над автоматизацией, стандартностью и массовостью. Согласно Д.Беллу, основным принципом индустриального общества является состязание человека с уже освоенной природой.

Постиндустриальный тип общества начинает складываться в последние десятилетия XX в. В США, Японии, ряде стран Западной Европы. Главным звеном в системе общественного производства здесь становится труд, направленный на получение, обработку и хранение информации. В силу широкого внедрения автоматизации в сферу материального производства в последней оказывается занятым значительно меньшая (по сравнению с индустриальной эпохой) доля работоспособного населения, но возрастает доля занятых в сфере услуг. Для постиндустриального общества характерно целенаправленное усовершенствование техники на основе развития фундаментальных наук. В рамках постиндустриального типа общественной организации коренным образом меняется основной принцип общественной жизни – впервые взамен отношений человека с природой на первое место выходят отношения между людьми. Это означает, что теперь от характера и качества межчеловеческих отношений зависят отношения с природой, а не наоборот, как это было в доиндустриальную и индустриальную эпохи.

Близка теории постиндустриального общества получившая известность концепция американского социолога О.Тоффлера. Тоффлер полагает, что в настоящее время человечество, прежде всего в лице развитых стран вступило в эпоху третьей технологической волны (две предыдущие пришлись на XIX – первую половину XX в.).

Третья технологическая волна связана с широким использование автоматики, электроники и компьютерной техники. Она предоставляет возможность в значительной мере отказаться от конвейерного и вообще массового, стандартизированного производства и перейти к производству современных продуктов в индивидуальном исполнении, учитывающем потребности и заказ конкретного потребителя. Экономика периода третьей волны требует от человека не столько простой исполнительности, не умения подчиняться, смирения с пожизненным однообразным трудом (как это было в эпоху второй технологической волны), сколько творчества, способности быстро реагировать на изменения, инициативности, коммуникабельности, разностороннего развития. В обществе, вступившем в третью волну, резко возрастает значение образования, повышается статус широко образованных и культурных людей. В нем особое внимание уделяется проблемам воспитания, детства и старости, здравоохранения.

studfile.net

Разработка урока "Проблемы периодизации истории"

Общая дидактическая цель:

создать условия для

  • Изучения и первичного осмысления блока новой учебной информации о периодизации всемирной истории.

  • Применение системы ЗУН в знакомой, измененной и новой учебной ситуациях .

Триединая дидактическая цель:

Образовательный аспект:

1. Формировать

  • понимание причин, определяющих различные подходы к принципам периодизации всемирной истории;

  • целостные представления об истории человеческого общества.

2. Рассмотреть различные точки зрения в исторической науке на периодизацию всемирной истории .

З. Сравнить расхождения во взглядах на то, что являлось движущей силой мирового развития и что в нем было главным.

4. Выяснить, при каких изменениях в общественном развитии можно говорить о наступлении нового этапа мировой истории.

Развивающий аспект: способствовать формированию и развитию базовых социальных и предметных компетентностей учащихся; развитию способности рассматривать события и явления действительности в движении от прошлого к настоящему и будущему.

  • Коммуникативной: умение работать в групповом режиме; владеть приемами публичных выступлений (монолог), высказывать суждения (свое мнение о проблеме периодизации всемирной истории).

  • Информационной: поиск нужной информации в источниках разного типа (учебник, справочный материал).

  • Технологической: «свертывать» информацию в таблицы и схемы

  • Учебно-исследовательской: давать сравнительную характеристику, определение понятий, решать проблемные задания.

Воспитательный аспект: содействовать развитию кругозора учащихся, активной жизненной позиции.

Тип урока: урок изучения и первичного закрепления знаний и способов деятельности.

Форма урока: групповая работа «Вертушка».

Формы организации познавательной деятельности:

Mетоды обучения, применяемые на уроке:

1. По источнику знаний:

  • Словесный (вступительное слово учителя, выступления представителей групп).

  • Наглядный (таблицы, схемы) .

  • Практический (работа с учебником, справочным материалом).

2. В зависимости от особенностей познавательной деятельности учащихся:

В ходе урока используются элементы педтехнологий :

В ходе урока используются педагогические техники:

«Ассоциативный ряд»

Структура урока:

I. Начало урока. Организационный момент.

II.Этап целеполагания и мотивации.

III. Этап организации групповой познавательной деятельности

IV.Этап первичного усвоения блока новой учебной информации (презентация группами результатов своей работы).

V. Этап систематизации 3УН

VI. Этап рефлексии.

VII. Инструктаж выполнения домашнего задания.

Термины и понятия, вводимые и анализируемые на уроке:

Актуализируются:

Вводятся:

Периодизация истории

Первобытность

Древний мир

Средние века

Новое время

Проблема периодизации истории

Формационный подход

Цивилизационный подход

Локальная цивилизация

Новейшее время

Оборудование и наглядность:

  • Дополнительные материалы для работы групп.

  • Наглядный материал для мультимедийной доски:

  • Структурно-логическая схема (шаблон) .

  • Схема «Марксистская концепция истории»

  • Таблица «Этапы развития человечества»

  • Схема «Всеобщая история (периодизация)»

  • Портреты ученых Л.Моргана, Ж.Кондорсе, А.Тойнби, К. Ясперса, К. Маркса

  • Таблица «Периодизация истории Российской империи и общеисторическая периодизация»

  • Таблица «Периодизация курса Отечественной истории»

  • Таблица «Парадигмы исторической науки»

  • Таблица «Цивилизационный подход»

  • Таблица «Формационный подход»

Ход урока

I. Начало урока. Организационный момент (на мультимедийной доске отображен план урока:

1.Проблема периодизации всемирной истории.

2.Этапы развития человечества

3.Периодизация Новейшей истории

II. Этап целеполагания и мотивации.

Слово учителя: Мы живем в непростое время, это время перемен. Обострение тех или иных проблем, которые проявляются в такие переломные моменты истории, побуждает людей вновь обращаться к пройденному пути, переосмысливать его. Заново открывая для себя неразрывное единство прошлого и настоящего, человечество на каждом этапе своего развития стремится обрести через историю уверенность в будущем. Сегодня на уроке мы познакомимся с разными взглядами на периодизацию мировой истории , выясним, чем обусловлены эти различия. Учитель, опираясь на данные таблицы, вкратце останавливается на парадигмах исторической науки, подчеркивая, что более детально с научными взглядами на исторический процесс обучаемые ознакомятся на этом уроке.

Таблица Парадигмы исторической науки 

Название

теории

Авторы, время создания

Критерии

деления

исторического процесса

Основные понятия

и определения

Религиозная

Основателем христианской концепции считается римский церковный

писатель Евсевий Памфил , епископ Кесарии с 311г. Законченное оформление она получила в богословской концепции отца церкви епископа Августина (354-430 гг.), разработанной  в его произведении «О граде божьем».

Божье провиденье

Провиденциализм (от лат. providentia - провидение), религиозное понимание истории как проявления

воли бога, осуществления заранее предусмотренного божественного плана "спасения" человека.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Формационная

Разработана  в 40-60- х гг. XIX   в.

К. Марксом. Получила развитие в трудах В.И. Ленина

и в трудах советских историков и философов с 1930-х до конца 1980-х гг.

  

Социально-экономические

Общественно-экономическая формация - исторический тип общества, являющийся определенной ступенью поступательного развития человечества, основывающийся на определенном способе производства со своим базисом и надстройкой. (см таблицу №5)

Цивилизационная

Была разработана в конце XIX –  начале XX вв.

Н.Я. Данилевским, О Шпенглером,

А Тойнби 

 

 

 

 

 

 

 

 

Социально-культурные

Цивилизация– нет универсального определения цивилизации каждый автор, в зависимости от критериев дает свое определение. Выделяют признаки состоявшихся цивилизаций: продолжительность их существования, охват обширных территорий, распространение на огромное число людей, и их уникальность (самобытность).

 Пассионарная

Л.Н.Гумилев, сформулирована в 1939 г., но увидела свет в 70-х гг. XX в.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Динамика развития этноса

Этнос  – это группа имеющая внутреннюю структуру, противопоставляющая себя другим таким же коллективам и обладающая едиными стереотипами поведения. Пассионарность (от passion – страсть) – это высокая целеустремленность отдельных личностей, способных на пути к реальной или иллюзорной цели жертвовать своей жизнью для достижения цели и вести за собой других людей, заражая их своим энтузиазмом.

III. Этап организации групповой познавательной деятельности.

Учитель: «Мы разделимся на 4 группы, каждая из которых получает справочный материал и вопросы к нему. Группы работают с полученными материалами, отвечают на вопросы и готовят выступающих перед классом. По результатам обсуждения вместе заполним сравнительные таблицы «Периодизация всемирной истории» и «Этапы развития человечества»

IV. Этап первичного усвоения блока новой учебной информации.

1.Проблема периодизации всемирной истории. Заполнение таблицы «Периодизация всемирной истории»

Работа по подготовке к заполнению таблицы «Периодизация всемирной истории». Задания группам:

Группа 1( репродуктивный уровень). Широкое признание получил подход, согласно которому основные этапы истории человечества выделяются по принципу смены форм хозяйственной деятельности, развития материальной культуры. Такие идеи высказывали французский философ Жан Кондорсе (1743-1794) и американский историк и этнограф Льюис Морган (1818-1881). Они разграничивали историю на следующие эпохи: дикости (период собирательства, охоты), варварства (преобладание земледелия, скотоводства) и цивилизации (развитие письменности и обработка металла). В основе этой периодизации лежали изменения характера орудий труда. Она получила признание археологов при изучении ранних этапов существования человечества, которые разделяются на каменный, бронзовый и железный века.

Вопросы 1 группе

1. Какой принцип лежит в основе периодизации истории по Л.Моргану и Ж.Кондорсе? ( изменения характера орудий труда)

2.Какие периоды мировой истории выделяются Ж.Кондорсе и Л. Морганом? (период дикости, варварства и цивилизации)

3. Заполните схему «Периодизация истории по Л. Моргану и Ж.Кондорсе »

Группа 2 (репродуктивный уровень)

Сторонники теории мирового цивилизационного развития видят в нем три стадии, разделяемые промежуточными. переходными этапами.

Первая стадия началась примерно в VIII тысячелетии до н.э.

И была обусловлена неолитической революцией, т.е. переходом от собирательства и охоты к земледелию, скотоводству и кустарному производству.

Вторая стадия, начавшаяся в середине ХVII в., ознаменовалась становлением мануфактурного производства, когда сложилась система разделения труда, сделавшая его более производительным, возникли условия для внедрения машин и перехода к индустриальной стадии развития.

Третья стадия началась во второй половине хх в. и была обусловлена формированием нового типа общества (его чаще всего называют «постиндустриальным или информационным»), когда с внедрением компьютеров качественно изменился характер трудовой деятельности, возникла индустрия производства знаний.

Вопросы 2 группе

1. Какой принцип лежит в основе периодизации всемирной истории сторонниками теории мирового цивилизационного развития ? (изменение характера трудовой деятельности)

2.Какие периоды мировой истории ими выделяются? (1 стадия- традиционное общество, 2 стадия- индустриальное общество, 3 стадия- постиндустриальное или информационное общество)

3. Заполните схему «Периодизация истории сторонниками цивилизационного развития»

Группа 3(конструктивный уровень)

Сторонники восприятия истории как смены локальных цивилизаций (античной; греко-византийской, исламской, христианской средневековой Европы и т.д.) измеряют исторические эпохи по продолжительности их существования, которая колеблется от нескольких веков до тысячелетий. А. Тойнби считал, что в мировой истории сменилось тринадцать уникальных самостоятельных цивилизаций (остальные он трактовал как их ответвления).

Немецкий ученый Карл Ясперс (1883-1969), учитывая, что не все локальные цивилизации оставили заметный след в истории, предложил выделить «осевые народы», достижения которых сказались на современном облике мира. Их развитие, по Ясперсу, определяло «осевое время» исторических процессов.

В рамках каждой локальной цивилизации выделялись периоды становления, расцвета и упадка .

Вопросы 3 группе

1. Какой принцип лежит в основе периодизации истории по А.Тойнби и К. Ясперсу? (смена локальных цивилизаций)

2. В чем отличия их точек зрения? (А.Тойнби выделял 30 уникальных самостоятельных цивилизаций, К Ясперс из локальных цивилизаций выделил «осевые народы»,достижения которых сказались на современном облике мира).

3. Составьте схему, иллюстрирующую периодизацию истории по А. Тойнби и К. Ясперсу. (Всемирная история развитие локальных цивилизаций:

(античная греко-византийская исламская христианская средневековая Европа )

Группа 4 (творческий уровень)

Согласно марксистской (формационной) теории, история человечества насчитывает пять основных эпох, каждая .из которых прогрессивнее предыдущей.

Эпоха первобытнообщинного строя характеризовалась крайне низким уровнем развития производительных сил, когда еще не было частной собственности, люди полностью зависели от природы и могли выжить лишь при условии совместного, коллективного труда и потребления. Переход к рабовладельческой формации связывался с совершенствованием орудий труда, появлением возможности производства прибавочного продукта и его единоличного присвоения, возникновением частной собственности. При этом собственнику-рабовладельцу принадлежали не только земля и средства труда, но и сами работники, рабы, которых он воспринимал как «говорящие орудия».

Феодальное общество отличала частичная личная зависимость работников от собственников земли - феодалов. Крестьяне, составлявшие основную массу тружеников, обладали личной собственностью на орудия труда, могли распоряжаться частью произведенного продукта. Это определяло их заинтересованность в повышении производительности труда, которой не было у рабов.

В рамках формации, которую марксизм определял как капиталистическую, работник лично свободен. Однако, не располагая источниками средств к существованию, он вынужден продавать свою способность к труду предпринимателю. Последний присваивает неоплаченную часть произведенного работником прибавочного продукта.

Предполагалось, что с наступлением следующей, коммунистической формации произойдет отмирание частной собственности и замена ее общественной; человек обретет подлинную свободу, будет трудиться исключительно на себя и нужды общества в целом, сам станет хозяином своей жизни.

В рамках каждой исторически протяженной эпохи в марксистской теории выделялись периоды становления, расцвета и упадка соответствующих формаций.

Марксистская концепция истории

Противоборствующие классы

ФО

РМАЦИИ

Этапы развития

П Р О Г Р Е С С

Бесклассовое общество

Коммунистическая

Буржуазия

Пролетариат

Капиталистическая

Феодалы Крестьяне

Феодальная

Рабовладельцы

Рабы

Рабовладельческая

Отсутствие классов

Первобытнообщинный строй

Первобытная общественно-экономическая формация

Рабовладельческая общественно-экономическая формация

Феодальная общественно-экономическая формация

Капиталистическая общественно-экономическая формация

Коммунистическая общественно-экономическая формация

Присваиваю щий тип хозяйства (собирательство, охота), отсутствие частной собственности, эксплуатации классов и государства. Социальное равенство

Частная собственность на средства производства; хозяйство основано на принудительном труде рабов. Основные классы: рабы и рабовладельцы. Основная функция государства- подавление сопротивления эксплуатируемых классов-рабов

Частная собственность на средства производства, натуральное мелкотоварное производство, основанное на эксплуатации феодалами экономически и юридически зависимых крестьян. Основные классы: феодалы, крепостные крестьяне. Основная функция государства- подавление сопротивления эксплуатируемых классов

Капиталистический способ производства, основанный на господстве товарно-денежных отношений и промышленного производства, при котором владельцы средств производства эксплуатируют наемных рабочих. Основные классы: буржуазия, пролетариат, крестьянство. Основная функция государства – подавление сопротивления эксплуатируемых классов

Общественная собственность на средства производства, отсутствие эксплуататорских классов, государства.

Вопросы 4 группе

1. Какой принцип лежит в основе марксистской периодизации истории? (отношения собственности, способ производства, противоборствующие классы)

2. Какие периоды мировой истории выделяются марксистами? ( 5 ОЭФ – первобытнообщинную, рабовладельческую, феодальную, капиталистическую, коммунистическую)

Выступления представителей групп. Совместное заполнение таблицы «Периодизация всемирной истории».

№№ п/п

Кто является основоположником изучаемого типа периодизации истории

Что лежит в основе периодизации

Какие периоды истории выделяются

Вопросы к таблице: 1. Как вы думаете, почему в среде историков не сложилось однозначного мнения о принципах периодизации истории? (историки рассматривают исторический процесс с разных точек зрения)

2.Можно ли выделить такие критерии, при помощи которых была бы возможна единая периодизации всемирной истории? ( таких универсальных критериев не существует)

3.Какой вывод можно сделать о необходимости различных подходов к периодизации истории? (наличие различных подходов к периодизации всемирной истории дает возможность более точно осмыслить историю )

2.Этапы развития человечества.

Слово учителя: Границы между эпохами и составляющими их 'периодами, как правило, определялись по крупным, масштабным историческим событиям, оказавшим большое влияние на жизнь народов. На первый взгляд может показаться, что сторонники различных подходов к истории должны коренным образом расходиться в ее периодизации, но в действительности этого не происходит. Споры возникают лишь по отдельным вопросам. Дело в том, что время перемен можно называть по-разному - сменой формации, крушением локальной цивилизации, наступлением новой фазы развития. Суть же описываемых событий от этого не меняется.

Каждый новый период исторического развития; как правило, подразумевает смену форм хозяйственной деятельности, 'отношений собственности и сопряжен с политическими потрясениями, глубокими переменами в духовной культуре.

Мировое развитие -это процесс постоянных изменений во всех сферах жизни обществ, государств, в их отношениях, во взаимодействии народов с природной средой их обитания. Когда эти изменения сказываются на облике если не всего мира, то жизни большинства человечества, правомерно говорить о наступлении нового этапа всемирной истории. Иногда он бывает связан с совершенно очевидными, непосредственно затрагивающими многие народы событиями. В других случаях переход к новому этапу оказывается растянут во времени. Тогда за рубежную может быть принята некая условная дата.

Следует помнить, что любая периодизация, если речь идет об истории человечества в целом, в известной мере условна. Переход к новой эпохе - это не одномоментный акт, а процесс, растянутый во времени и пространстве. Кризис и упадок общества могут сочетаться с формированием в его недрах ростков новой цивилизации. Изменения происходят разновременно. Именно так шло становление промышленной цивилизации Нового времени. Например, в середине XIX в. одни страны уже пережили промышленный переворот, другие еще только вышли за рамки сословного строя и мануфактурного производства, в третьих причудливым образом сочетались элементы старого и нового строя.

Работа в группах с материалом учебника. Заполнение таблицы «Этапы развития человечества». Подготовка ответа на вопрос, какие основные изменения подготовили переход от одного этапа развития человечества к другому.

Учитель: Сейчас вы, работая в своих группах с материалом учебника, подготовите материал для заполнения таблицы «Этапы развития человечества». Для этого, применив знания истории Древнего мира, Средних веков и Нового времени, дайте ответ на вопрос, какие основные изменения подготовили переход от одного этапа развития человечества к другому. Анализируем следующие фрагменты учебника :

1 группа от периода первобытности к Древнему миру (стр 30 учебника)

2 группа от цивилизаций Древнего мира к Средневековью (стр 30-31 учебника)

3 группа от средневековья к Новому времени( стр 31-32)

4 группа от Нового к Новейшему времени.(стр 32-33)

Выступления представителей групп. Ответ на вопрос, какие основные изменения подготовили переход от одного этапа развития человечества к другому. Совместное заполнение таблицы «Этапы развития человечества»

Периодизация

Хронология

Краткое содержание периода

Первобытность

Древний мир

Средние века

Новое время

Новейшая история

3. Периодизация Новейшей истории

Слово учителя. Для того чтобы иметь полное представление об этапах становления нашего современного мира мы должны понять, что происходило в мире в 20 веке. Без этого мы не можем в дальнейшем осознать куда идет человечество, какие проблемы могут ожидать нас в скором будущем и в более отдаленное от нас время. Основные ответы на эти вопросы мы можем получить, изучив период истории, который называется Новейшее время. В следующем году мы начнем подробно изучать этот период истории. А сегодня мы должны ответить на вопросы: Почему периодизация Новейшего времени относится к числу спорных проблем. Какие перемены в мировом общественном развитии можно связывать с наступлением нового этапа?

Самостоятельная работа групп с учебником при подготовке к ответу на поставленные учителем вопросы

V . Этап закрепления системы ЗУН

Учитель: Заканчивая урок и подводя итоги я хотела бы, чтобы вы вспомнили :

1.Какие подходы к периодизации всемирной истории существовали в исторической науке?

2. Почему любая периодизация исторического процесса условна. При каких изменениях в общественном развитии правомерно говорить о наступлении нового этапа мировой истории? ( ответы каждой группы обобщаются учителем после окончания обсуждения)

VI . Этап рефлексии.( Фронтальная работа с классом).

1.Учитель: На мультимедийной доске демонстрируется таблицы и к каждой дается задание, внимательно ознакомьтесь с таблицами и ответьте на поставленный вопрос

1 Таблица «Периодизация истории Российской истории и общеисторическая периодизация мировой истории»

Европа

Россия

Первобытнообщинный строй

Первобытное общество появилось порядка 40 тыс. лет назад с появлением человека разумного и образованием родовых общин и существовало до образования первых городов-государств в конце VI тысячелетия до н.э. в Междуречье (Азия). Дописьменный тип культуры.

Первобытнообщинный строй

(40 тыс. до н.э. – конец IV тыс. до  н. э.)

Нет сведений о существовании славянских племен в этот период.

  

 

Древний мир

(Конец IV тыс. до н.э. – конец V в. н.э)

От возникновения первых городов-государств в Месопотамии до падения Западной Римской империи (476 г).

Рабовладельческий строй. Форма правления: восточная деспотия, империя, республика.

Появление письменного типа культуры.

Древний мир.

II тыс. до н.э. славянские племена выделяются из индоевропейской языковой семьи и к V в. н.э. начинается  расселение славян по Днепру.

Первобытнообщинный строй  

 

Средние века

V в. н.э. – сер. XVII в.

Феодальный строй. Преобладающая форма правления в Европе  –монархия (все типы).

Религиозный характер культуры.

 

 

 

 

Средние века

V в. н.э. – IX в. н.э. – разложение первобытнообщинного строя, военная демократия., складывание предпосылок образования государства у восточных славян

IX н.э. –  XVII в. Феодальный строй. Формы правления: монархия (все типы),боярская республика.

Религиозный характер культуры.

Новое время

(Сер. XVII – нач. XX в.)

Распространение капиталистических отношений отношений. Промышленные революции, формирование индустриальных обществ. 

Разнообразные формы правления (монархия, ограниченная  монархия,республика).

Светская культура.

 

 

 

 

 

 

Новое время

(Сер. XVII – нач. XX в.)

Господство феодально-крепостнических отношений до сер. XIX века. Зарождение капиталистических отношений,  их бурное развитие в промышленности после отмены крепостного права в 1861 г.  Промышленный переворот. Сохранение феодальных пережитков.

Формы правления: абсолютная монархия,  Думская монархия (1906-1917).

Зарождение и утверждение светских начал в  культуре, раскол культуры на дворянскую  и народную в первой четверти XVIII века.  

Новейшее время

(Нач. XX в –  нач. XXI в.)

Многообразие путей развития экономики, политики и культуры, формирование информационного общества.

 

 

 

 

 

 

 

Новейшее время

(Нач. XX в –  нач. XXI в )

Попытка построения социалистического общества, оформление советской республики.

Господство «социалистической культуры».

Распад СССР (1991 г.).

Возврат к рыночным отношениям, утверждение многопартийности, оформление президентской республики.

Распространение западных тенденций в культуре. 

Вопрос к таблице, чем можно объяснить несходство хронологических рамок одинаковой периодизации истории России и истории Западной Европы.

2 Таблица. __________________ подход

Автор

Определение цивилизации

Г. Морган

_____________– это определенная стадия развития общества следующая за дикостью и варварством

Н.Я. Данилевский

_____________– это история развития независимого, локального и уникального культурно-исторического типа

О. Шпенглер

_____________– это закат (ниспадающая фаза) развития взаимопроницаемых и индивидуальных культур, характеризуется «закостенением », расцветом техники, городов-мегаполисов, появлением массовой, технологически ориентированной культуры.

А.Тойнби

____________– это замкнутое локальное состояние общества, отличающиеся особенностью культурных, религиозных и географических признаков.

Задание Вставьте недостающее слово в таблице и назовите подход к периодизации истории

3 Таблица. Периодизация курса отечественной истории

Название периода

Хронологические рамки

Характеристика

Древнерусское государство 

 

Вторая половина Х - первая треть ХII в.

 

 

Период возникновения, складывания и развития единого государства у восточных славян в форме раннефеодальной монархии

Русские земли в период политической раздробленности и монголо-татарского нашествия

 

 

 

 

 

 

 

Вторая половина ХII в.- середина XIII в.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Период существования самостоятельных уделов на Руси с разнообразными формами политического устройства от феодальной монархии до феодальной республики .

Установление ордынского ига над северо-восточными и северо-западными русскими землями; вхождение юго-западных земель в состав Великого княжества Литовского и Русского.

Образование и развитие Московского государства 

 

XIV - XV II вв.

 

 

 

Период образования Московского централизованного государства и сословно-представительной монархии

Российская империя  

 

XVIII - начало ХХ вв.

 

Период существования абсолютной монархии.

Российская империя периода перехода к ограниченной монархии

1906-1917 гг.

 

 

Оформление в России ограниченной (Думской) монархии 

Россия

в период буржуазно-демократической республики

Февраль-октябрь 1917 г.

 

 

 

Свержение самодержавия, установление республиканской формы правления

 

Формирование и  существование советского государства.

1918-1991 гг.

 

1) 1918–до конца 20-х гг.

 

 

 

1) Создание новой государственной системы (государство диктатуры пролетариата). Оформление федеративного союзного государства. 

2) 1930- сер. 50-х гг.

 

 

 

2) Установление тоталитарного государства, сращивание государственного и партийного аппаратов.

3) сер. 50-х – сер. 80-х гг.

 

 

 

 

3) Ослабление контроля над обществом. Сохранение  главенствующей роли КПСС в государстве.

4) 1985-1991 гг.

 

 

 

 

4) Попытка реформирования советской системы в рамках социалистического строя. Формирование многопартийного парламента.

Формирование

Российской Федерации

1991-2005 гг.

 

 

Оформление президентской республики, основанной на принципе разделения властей.

   Вопрос к таблице : Какой принцип положен в основу периодизации курса Отечественной истории.

2. Учитель: Назовите по цепочке слова-ассоциации, возникающие при упоминании понятия Новейшее время

3. Учитель:. Ответьте на вопросы

Что вы знаете о 20 веке? Чтоб бы вы хотели еще узнать о нем?

VII. Инструктаж выполнения домашнего задания

Домашнее задание . Назвать подходы к периодизации истории, дать их краткое описание (репродуктивный уровень)

Подготовить сообщения о мыслителях, предлагавших собственные теории исторического развития , и их взглядах (конструктивный уровень).

Составить для одноклассников текст с ошибками по содержанию урока (творческий уровень)

infourok.ru

Проблема периодизации развития — Мегаобучалка

 

Вопрос о возможности периодизации жизни человека — выделении периодов жизни, в которых развитие подчиняется особым закономерностям, имеет многовековую историю. Так, Б.Ливехуд приводит данные о том, что еще древние греки и римляне делали попытки осуществить периодизацию. Греки делили жизнь человека на 10 периодов (хептомаденов) — по 7 лет. А римляне знали 5 фаз жизни, каждая из которых соответствовала 13—15 годам жизни [1].

Однако, несмотря на столь длительную историю проблемы периодизации, до настоящего времени она сохраняет свою актуальность. Открытым остается вопрос о том, существуют ли периоды развития или оно осуществляется непрерывно и можно говорить лишь о последовательной смене форм поведения. Идут дискуссии по поводу оснований для выделения периодов и их возрастных границ. Особенно это касается периодизации развития взрослых.

Как нам представляется, продуктивно рассматривать проблему периодизации развития в междисциплинарном контексте. В этом плане большой материал содержит социальная (культурная) антропология. По мнению многих ученых, интерес к проблеме возраста возник именно в антропологии, затем перешел в психологию и социологию. Так, при изучении традиционных обществ было выявлено, что возраст и возрастные слои — важнейшие структурообразующие принципы функционирования социума. Имеется в виду, что принадлежность человека к тому или иному возрастному слою обеспечивала его права и обязанности, определяла основные социальные роли и нормы поведения. Можно сказать, что традиционная культура понимала возраст как последовательное изменение социального статуса в процессе жизненного пути. Надо заметить, что подразумевался не хронологический возраст человека (понятие о нем появилось на довольно поздних этапах социогенеза), а коллективный, означающий факт принадлежности к определенному возрастному слою, например стариков и т.п. Важно отметить, что достижение индивидом той или иной стадии жизненного цикла не только обеспечивало определенный социальный ранг, но и во многом определяло его идентичность возрасту. Таким образом, периодизация жизненного пути человека имеет древнейшее происхождение и является отражением объективно существующей реальности, своеобразной рефлексией закономерностей жизни человека. Следовательно, можно утверждать, что выделение возрастных периодов в жизненном пути вполне правомерно.



Какие же основания использовались для периодизации развития в традиционных обществах?

Н. Е. Мазалова, анализирующая представление о жизненном цикле в русской традиционной культуре, считает, что основаниями для периодизации служили изменения производительной силы. Выделялись группы людей, соответствующие различным периодам жизненного цикла: новорожденные, дети, подростки, юноши и девушки, зрелые мужчины и женщины, старики. Период детства длился до 5 —7 лет, подростковый — до 11 — 12 лет. Девушками и юношами считались молодые люди, достигшие совершеннолетия. Их обозначения связаны со словой «рост»: «ростоватая», «выросток» — в знак того, что в это время прекращается физический рост. В пик совершеннолетия о девушке или юноше говорили: в самой поре — в полном расцвете сил, именно они должны были вступать в брак. Названия взрослых людей могли употребляться по отношению ко всем взрослым, включая молодежь и стариков, что означало отсутствие четких возрастных границ между жизненными периодами. Наиболее распространенные названия взрослых: «войти в года», «летний», «порнящий» и т.п. [2]. В русских традиционных представлениях понятие старости рассматривалось неоднозначно. С одной стороны, в славянской мифологии противопоставление старый — молодой подчеркивает различие между зрелостью, максимумом производительных сил, и дряхлостью. С другой — этимологический анализ слова «старость» позволил сделать вывод о близости представлений о старости и крепости.

Интересные данные о возрастной периодизации в Средневековье и отражении этой темы в искусстве приводит Ф. Арьес. Он цитирует латинского энциклопедиста Исидора: «Первый возраст — детство (enfance), которое сажает зубы, и начинается этот возраст с рождением ребенка и продолжается до семи лет. За детством следует второй возраст, называемый pueritia, и называют его так потому, что человек в этом возрасте подобен глазному зрачку, и продолжается этот возраст до 14 лет. Потом наступает очередь третьего возраста. Его называют отрочеством (adolescence), которое длится до 28 лет. В этом возрасте члены гибки и могут еще расти. После наступает молодость ( jeunesse ) — она находится в середине между всеми возрастами, и человек в этот период достигает своей самой большой силы. Молодость продолжается до 50 лет. Потом наступает зрелость (senecte)». Исидор называет ее тяжестью, потому что в этом возрасте человек очень тяжел в поступках и манерах. В этом возрасте человек еще нестарый, но уже прошел молодость. После этого возраста приходит старость (viellesse).

Арьес также приводит любопытную попытку возрастной периодизации, связанную с двенадцатью знаками зодиака:

Шесть первых лет человеческой жизни

Подобны январю,

Когда все слабо и бессильно,

Как и ребенок до шести годов...

...Месяц, который следует за сентябрем,

Называется октябрь,

Когда же исполняется шестьдесят лет,

Человек становится седым стариком,

И ему пора вспомнить,

Что пришло время умирать [3].

Понятно, что работы Н.Е. Мазаловой и Ф. Арьеса можно рассматривать лишь как иллюстрации к проблеме периодизации. В целом социальная антропология говорит о том, что переход к следующему возрастному периоду должен сопровождаться изменением социального статуса человека, выполняемыми социальными ролями и жизненной активностью. Следовательно, основанием для выделения периодов развития можно считать положение человека в системе общественных отношений.

Обращение к социологическим исследованиям по проблеме возраста позволяет сделать важное замечание. Принимая понимание возраста и возрастных слоев как принципа, определяющего социальную организацию общества, социология делает акцент на влиянии так называемых когортных различий на жизненный путь человека, т.е. последствий разного социально-психологического опыта, полученного людьми близкой возрастной группы. При этом «опыт каждой когорты является продуктом двух процессов: старения и специфических культурных и социальных процессов, которые воздействовали на ту или иную когорту» [4].

В качестве примера влияния когортных отличий можно привести данные И. Н. Гурвича о результатах изучения мужчин, чье раннее детство пришлось на годы Великой депрессии в США [5]. Оказалось, что многие из них впоследствии обнаруживали трудности социальной адаптации. И в этом состоит специфика данной когорты. Можно предположить, что российские школьники, раннее детство которых пришлось на годы экономического кризиса и социального стресса, став взрослыми, также будут испытывать аналогичные трудности.

Перейдем к обсуждению проблемы периодизации развития в психологии. Большинство психологов также соглашаются с тем, что развитие состоит из последовательности медленных плавных и быстрых скачкообразных изменений. И выделение стадий развития не только необходимо, но и возможно. Однако чаще всего исследователи ограничиваются периодизацией детства.

Как полагают Е.А. Сергиенко и В. И. Белопольский, такое ограничение имеет свои основания. Оно является следствием абсолютизации авторами периодизаций внешней, культурной обусловленности процесса развития и находится в противоречии с современными данными о взаимообусловленности генетического и средового в развитии человека. Согласно мнению авторов отечественных периодизаций развития, возрастные изменения можно описать как формирование тех или иных новообразований. А «после отроческого периода новообразования становятся трудно интерпретируемым феноменом прямого культурного влияния» [6]. Действительно, можно согласиться с мнением Е.А. Сергиенко и В. И. Белопольского, что природа человека и культура социума являются равноправными факторами развития, но роль их на разных этапах становления человека может меняться.

Возможно, ограничение периодизацией детства объясняется и большей сложностью периодизации взрослости. В период взрослости развитие приобретает новый характер: не связывается напрямую с физическим созреванием и приобретением новых когнитивных навыков и в большей степени определяется внутренней субъектной позицией человека, т.е. принимает качественно новую форму саморазвития.

При описании развития взрослых необходимо также учитывать внутриличностную и межличностную гетерохронность, т. е. несовпадение темпов развития у одного человека различных процессов (биологических, социальных, познавательных), а также несовпадение этих темпов у разных людей.

Кроме того, нужно помнить, что развитие взрослых, во время которого осуществляются важнейшие личностные выборы: профессиональные, отношение к любви, браку, семье, друзьям, ценностям, своему образу жизни — является суммой не только эволюционных, но и инволюционных процессов. Как отмечает В.Л. Ефименко, физиологические предпосылки личностной инволюции появляются в молодом возрасте, а уже с 40 лет наблюдаются значительные физиологические изменения. Так, первые инволюционные психозы возможны уже в 40-летнем возрасте [7]. Таким образом, говоря о развитии во взрослости, в отличие от детства нужно иметь в виду появление не только позитивных, но и негативных качественных изменений.

Сегодня широкое распространение получила тендерная психология, поэтому не вызывает сомнения, что необходимо по-разному подходить к периодизации жизни мужчин и женщин. Хотя установлено, что женщины и мужчины решают схожие задачи развития и сталкиваются с одними и теми же кризисами, их опыт имеет существенные различия. Более того, есть мнение, что для женщин фазы семейного цикла являются лучшим индикатором переходов от стадии к стадии, чем возраст.

Но помимо отмеченных факторов, осложняющих периодизацию взрослости, необходимо добавить еще один, может быть, наиболее существенный. Для описания развития взрослого человека недостаточно выделения только биологической и психической линий, необходимо рассматривать и духовный аспект жизни, поскольку он не только существенно влияет на динамику развития, но и определяет качественные изменения. Так, Б. Ливехуд, рассматривая развитие человека в трех аспектах: биологическом, психическом, духовном, отмечает, что с момента рождения человека и примерно до 40 лет психические и духовные функции развиваются параллельно биологическим. Однако примерно с 40-летнего возраста начинается существенная физическая инволюция. И далее возможны два варианта движения психики: либо психическая инволюция проходит параллельно физической, либо продолжается психическая и духовная эволюция. Для второго варианта развития, понятно, необходимо наличие достаточно высокого уровня духовного развития. Получается, что 40-летний рубеж, по мнению Б. Ливехуда, является своеобразной точкой расходящихся путей [1]. Таким образом, только введение в рассмотрение духовного аспекта развития человека позволяет определить качество второй половины его жизни.

Однако, принимая во внимание все вышесказанное, отметим, что, на наш взгляд, основополагающими при построении периодизации должны стать принципы, предложенные Л. С. Выготским применительно к детскому развитию. Критикуя попытки периодизации детства на основе сопоставления с другими процессами жизни человека, носящими ступенчатый характер, а также попытки, направленные на субъективное выделение какого-либо одного параметра развития, он говорит, что «только внутренние изменения самого развития, только переломы и повороты в его течении могут дать надежное основание для определения главных эпох построения личности ребенка» [8]. Соответственно резкое изменение развития, повороты в его течении позволят выделить основные периоды жизни взрослого человека. Мы полагаем, что на современном уровне развития психологической науки можно говорить о выделении трех качественно различных периодов, основываясь на изменении в социальных ролях, статусе, поведенческих нормах, жизненной активности. Это молодость, зрелость и старость. Вполне вероятно, что дальнейшие исследования позволят дифференцировать эти периоды, и в первую очередь период зрелости. Понятно, что о возрастных границах можно говорить достаточно условно. Но большинство авторов нижней границей молодежного периода считают 16—17 лет, когда приобретается первичная социализация. Верхним пределом называют 24— 25 лет, на который приходится завершение социализации, т.е. усвоение профессиональных, семейных, культурных функций. Следовательно, основным новообразованием молодости должно стать достижение социальной зрелости. Самый длительный период взрослости — зрелость — можно определить возрастными границами от 23 — 25 до 55 — 60 лет, а основным новообразованием можно назвать достижение личностной зрелости. За условные нижние границы старости принимают 55 — 65 лет, т.е. возраст ухода на пенсию, развитие здесь осуществляется в направлении достижения духовной зрелости. Содержание понятий социальной, личностной и духовной зрелости обсудим при рассмотрении возрастных задач развития в молодости, зрелости и старости. Пока же примем в качестве рабочих понятий социальной зрелости возможность выполнения социальных обязанностей, принятие ответственности за собственную жизнь, свои решения и поступки; личностной зрелости — возможность освоения внутреннего мира, получение доступа к духовности; духовной зрелости — возможность осознанно принимать факт собственной конечности [9].

megaobuchalka.ru

0 0 vote
Article Rating
Подписаться
Уведомление о
guest
0 Комментарий
Inline Feedbacks
View all comments