Признаки времен года для детей – . , – .

Учебно-методическое пособие по окружающему миру на тему: Наглядный материал “Признаки времен года”

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Наглядное пособие “Месяцы года”

Пособие, помогающее легче усвоить последовательность месяцев и времен года….

Наглядный материал (Времена года, время суток)

“Времена года”, “Время суток”…

Конспект занятия. Тема: ориентировка детей по дням недели и временам года. Ориентировка во времени

Ориентировка детей по дням недели и временам года. Ориентировка во времени…

Игровой макет «Времена года» пособие для дидактических игр по изучению времен года

Игровой макет «Времена года»пособие для дидактических игр по изучению времен годаОписание работы:Макет «Времена года» может быть использован в следующих образовательных об…

Консультация для родителей «Времена года» Наблюдение за природой по временам года — рекомендации для родителей

Совет родителям в ознакомлении с окружающим природным миром ,познакомить детей с понятием -время года,месяцы зимние,весенние,летние,осенние(названия)Рассказать детям,что происходит в природе в разные …

Времена года — это игра, целью которой является систематизация знаний о временах года.

Природа постоянно меняется: с каждой порой она преображается.“Времена года” предоставляет массу идей по проведению игры: ребёнок может играть сам, а также в компании сверстников. К игре пр…

Игровой макет «Времена года» пособие для дидактических игр по изучению времен года

Макет «Времена года» может быть использован в следующих образовательных областях: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое …

nsportal.ru

Презентация по развитию речи на тему: Признаки времен года

Слайд 1

Осень

Слайд 2

Осень Осень наступила, Высохли цветы, И глядят уныло Голые кусты. Вянет и желтеет Травка на лугах, Только зеленеет Озимь на полях . А. Плещеев

Слайд 3

Состояние природы осенью Осень- хмурая пора. Солнце прячется в облаках и уже почти не греет . Все готовятся к долгой зиме. Лес осенью очень нарядный. Листья на деревьях желтые или красные.

Слайд 4

Сентябрь Промелькнуло лето. Наступил месяц сентябрь — пора молодой осени. Это месяц разноцветных листьев, прощальных песен, вечер года . В народе сентябрь называют и « припасихой ». Это верно: вовсю идет уборка картофеля, моркови, свеклы, лука, чеснока и других овощных культур, продолжается сбор фруктов.

Слайд 5

В лесу в радует глаз рябина, ее алые ягоды после первых заморозков становятся слаще Прикрытые золотыми, красными и лиловыми листьями, прячутся в сухой траве подосиновики, подберезовики, лисички, сыроежки и грузди .

Слайд 6

Насекомых становится меньше. Улетают стрижи и ласточки, ведь они питаются только насекомыми Журавли улетают на юг. Там тепло, много корма- семян и побегов растений .

Слайд 7

Белка запасает корм, грибы, орехи, желуди. Свои запасы она складывает в дуплах и под корнями деревьев. Одна белка запасает до 2000 грибов, больше всего маслят . Хомяк – хозяйственный зверек. В свою глубокую норку он таскает запасы с помощью защечных мешочков – семена ржи, пшеницы, овса, гречихи, гороха, кукурузы, подсолнечника

Слайд 8

Необычно частые грозы в сентябре – к теплой осени. Чем суше и теплее сентябрь, тем позднее наступит зима. Если в сентябре муравьи бегают по верхушкам травы, то снег будет глубокий и зима ранняя, а если по низу – то долгая. Сентябрь выдался сухой и теплый – к долгой осени. Сентябрь холодный – в следующем году снег может сойти быстрее обычного . Приметы сентября

Слайд 9

Пословицы и поговорки про сентябрь Холоден сентябрь да сыт. Батюшка сентябрь не любит баловать. В сентябре и лист на дереве не держится. В сентябре лес реже и птичий голос тише. В сентябре одна ягода, да и та горькая рябина. В сентябре лето кончается, осень начинается. В сентябре одна ягода, да и та — горькая рябина. В сентябре синица просит осень в гости. Сентябрь без плодов не бывает. Сентябрь — вечер года. Сентябрь кафтан с плеч срывает, тулуп надевает. Сентябрь красно лето провожает, осень золотую встречает. Сентябрь птиц в дорогу торопит.

Слайд 10

В сентябре (Н. Язева) В сентябре, в сентябре Много листьев на земле Желтые и красные! Все такие разные! Н. Светлячок Сентябрь Пришёл сентябрь с красками, Коснулся листьев ласково И деревце простое Вдруг стало золотое. Принёс сентябрь зонтики, Полил на рощу дождиком И выросли на кочке Волнушки и груздочки … Просил детей заботливо Ходить по лужам в ботиках. И с грустью добрый друг Отправил птиц на юг. Стихи про сентябрь

Слайд 11

Октябрь Месяц октябрь – середина осени. Это месяц обложных дождей, мокрого снега. Древнерусское название месяца октября — листопад. Есть еще и второе — грязник . Оба они подчеркивают характерные особенности этого месяца: обильный листопад и большую грязь.

Слайд 12

Медведь залезает в берлогу- спать до весны. Перед залеганием в берлогу хозяину тайги необходимо накопить питательные веществ Еж приготовил себе гнездо под кучей листьев и хвороста. Гнездо это старательно выстлано травой и листьями. С наступлением заморозков ёж глубоко закапывается в свою нору и засыпает на всю зиму.

Слайд 13

Бобры заготавливают много веток, уносят их под воду и складывают в кучу около своего жилья . Мыши запасают в норках жёлуди, орехи, зёрна

Слайд 14

Сойка зарывает жёлуди про запас. Выбирает самые спелые, только часто забывает про них, и весной из этих желудей вырастают молодые дубки.

Слайд 15

Кабаны роют землю в поисках Желудей . Белка обзавелась новой теплой шубкой.

Слайд 16

Гром в октябре предвещает бесснежную, короткую и мягкую зиму. Первый снег выпадает за сорок дней до настоящей зимы. Листопад прошел быстро – зима будет суровой, а если листья остаются зелеными и долго держатся на деревьях – зима будет короткая, с небольшими морозами. Первый снег упал на мокрую землю – останется, на сухую – скоро сойдет. Дневной снег не лежит – первый надежный снег выпадает к ночи. Приметы октября

Слайд 17

Октябрь непостоянен: то плачет, то смеется. В октябре землю прикроет где листком, где снежком. В октябре с солнцем прощайся, ближе к печке подбирайся. Гром в октябре — зима бесснежная. Месяц ненастья — начало семейного счастья. Октябрь венчает белый снег с великой грязью. Октябрь завершает сборы к зиме. Октябрь — месяц полных кладовых (норы, дупла, гнезда).. Плачет октябрь холодными слезами. Пословицы и поговорки про октябрь

Слайд 18

В октябре (С.Маршак) В октябре, в октябре Частый дождик на дворе. На лугах мертва трава, Замолчал кузнечик. Заготовлены дрова На зиму для печек. Октябрь (М. Садовский ) Листья опали, Птицы пропали, Всё, что цвело Притаилось в опале. Заняты норы, Замерли споры, Заиндевели утром заборы… Что же так сладко в этой поре, В сердце сжимающем нам октябре?! Стихи про октябрь

Слайд 19

Ноябрь Ноябрь — месяц становления зимы. Чаще дует верховой, порывистый сиверко, значительно похолодало. Поздно рассветает, рано смеркается. Днем то снег пойдет, то дождь заморосит. По народному календарю месяц ноябрь — ворота зимы, сумерки года. Месяц самых темных ночей, прилетающих зимних пернатых гостей , предзимье .

Слайд 20

Горят в лесу красные гроздья рябины Прилетели пернатые гости с севера- хохлатые свиристели.

Слайд 21

Осенью лось питается ветками Рысь выходит на охоту.

Слайд 22

Заяц поменял летную серую шубку на зимнюю- белую . Голодные волки собираются в стаи . Берегись заяц!

Слайд 23

Приметы ноября Иней на деревьях – к морозам, туман – к оттепели. Многие утки остаются на зимовку, если зима ожидается теплой. В ноябре с утра может дождь дождить, а к вечеру сугробами снег лежать. Комары в ноябре – быть мягкой зиме. Кто в ноябре не зябнет, тот и в декабре январе не замерзнет .

Слайд 24

Пословицы и поговорки про ноябрь В ноябре с утра может дождь дождить, а к вечеру сугробами снег лежать. В ноябре мужик с телегой прощается, в сани забирается. В ноябре рассвет с сумерками среди дня встречаются. В ноябре снегу надует — хлеба прибудет. Ноябрьские ночи до снега темны. В ноябре зима с осенью борется. Ноябрь – ворота зимы. Ноябрь — сумерки года.

Слайд 25

Стихи про ноябрь Г. Соренкова Мерзнет ветер в ноябре, Холодом простужен: Он на утренней заре Встретился со стужей. . Луканова Дождик льет как из ведра, Сидит дома детвора. Весь ноябрь хмурится, Холодно на улице А . Мецгер Ноябрь – нам не погулять, То жжёт мороз, то ветер плачет. Медведь в берлогу ляжет спать, Жди – к нам зима шагает, значит.

Слайд 26

Листья с веток облетают, Птицы к югу улетают. «Что за время года?» — спросим. Нам ответят: «Это…» (осень) Листья в воздухе кружатся, Тихо на траву ложатся. Сбрасывает листья сад — Это просто… (листопад ) В сентябре и в октябре Их так много во дворе! Дождь прошел – оставил их, Средних, маленьких, больших. (Лужи) Поле осенью промокло, Но зато созрела свёкла. А в сентябрьских садах Много яблок на ветвях. . Что к зиме мы собираем? Как его мы называем? (Урожай) Отгадайте загадки

nsportal.ru

План-конспект занятия (3 класс) по теме: времена года, их основные признаки

Тема: «Времена года, их основные признаки».

Цель: Формирование знания об основных признаках времён года.

Задачи: Формировать представление о том, что каждое время года имеет свой определённый  

         признак.

         Коррекция и развитие устной речи посредством составления полных ответов на

         поставленный вопрос.

         Воспитание интереса к занятию через создание условий для познавательной

         деятельности.

  Оборудование : иллюстрации картин с временами года, музыка И. Чайковского «Времена года». дары осени.

Ход занятия.

\Звучит музыка И. Чайковского «Времена года» – Октябрь \.

Воспитатель. Ребята, скажите, какое сейчас время года?

Дети. Сейчас, осень.

Воспитатель. А как вы догадались?

Дети. Листья опадают с деревьев. Часто идёт дождь, перелётные птицы собираются в стаи и улетают на юг. Дни стали короче, а ночи длиннее.

Воспитатель. А как вы думаете, сейчас ранняя или поздняя осень?

Дети. Сейчас ранняя осень. Потому, что деревья стоят разноцветные, дни стали короче, а ночи длиннее, солнце, если светит, то ещё греет, на улице ночами стало холодно.

Воспитатель. Молодцы,  вы правильно ответили. А, какое время года будет после осени?

Послушайте загадку она поможет вам назвать время года, которое идет после осени:

                                   Дел у меня не мало

                                   Я белым одеялом

                                   Всю землю укрываю,

                                   В лед реки убираю,

                                   Белю поля, дома,

                                   Зовут меня…( зима)

Дети. После осени будет зима.

Воспитатель. А какие признаки зимы вы можете назвать?

Дети. Снег. Мороз, птиц почти не видно, люди топят печки, дни короткие, а ночи длинные.

Воспитатель. Всего 4  времени года. Кто может назвать их названия?              

Дети. Зима, весна, лето, осень

Воспитатель. Какое время года наступает после зимы?

                                    Я раскрываю почки,

                                    В зеленые листочки,

                                    Деревья одеваю,  

                                    Посевы поливаю,

                                    Движения полна,

                                    Зовут меня……( весна)

Дети. Это весна.

Воспитатель. Назовите основные признаки весны.

Дети. Дни становятся длиннее, чаще светит солнышко, капель, ледоход, распускаются почки, проявляются листочки, прилетают птицы. 

Воспитатель. Перед каким временем года бывает весна?

        Я соткана из зноя,

        Несу тепло с собою,

        Я реки согреваю,

        «купайтесь»- приглашаю

        И любите за это

                       Вы все меня. Я.. ( лето)

Дети. Это лето.

Воспитатель. Как можно определить лето?

Дети. Летом тепло, можно купаться, цветут цветы, в лесу появляются ягоды и грибы и т.д.

Воспитатель. В году всего 4 времени года. И они всегда идут друг за другом за летом, осень, за осенью, зима, за зимой, весна, а за весной лето.

Посмотрите на доску, здесь изображен годовой цикл времени.

Время может идти только  всегда в одном направлении, и после весны всегда наступает лето.                                                                                                                          

Воспитатель. Женя, подведи стрелки к осени, какое время года наступит после осени?

Дети. После осени наступит зима.

Воспитатель. Саша, перед каким временим года, бывает зима?

Дети. Зима бывает перед весной.

Воспитатель. Данил, какое время года между весной и осенью?

Дети. Между весной и осенью бывает лето.

Воспитатель. Я задумала время года. Оно пере летом. Какое это время года?

Дети. Это весна.

Воспитатель. Молодцы! А, сейчас, немного отдохнем.

Физминутка

Мы, березку посадили,                           ( выпрямиться стоя за столом)                                            

Мы, водой ее полили,                             (руки согнуть к плечам)

И березка подросла,

К солнцу ветки подняла,                          (потянуть руки вверх)

А потом их наклонила                             (руки внизу спина прямая)

И ребят благодарила.                              (поклоны головой)

Воспитатель. А, сейчас, ребята, вы выберите себе картинку с изображением природы.

Я раздам карточки со словами, а вы должны взять именно ту, которая больше подходит по описанию к вашей картинке и это еще не все. Используя слова, которые написаны на карточке, вы должны составить небольшой рассказ по картинке. Спешить не нужно, хорошо подумайте.

Дети. Рассказывают свои рассказы.

Воспитатель. Вы хорошо справились с заданием.

Давайте еще раз вспомним, о чем же мы говорили сегодня на нашем занятии.

Дети. На занятии мы говорили о временах года.  Всего 4 времени года зима, весна, лето, осень. Все они идут в обязательном порядке друг за другом и каждое время года имеет свои отличительные признаки.

Воспитатель. Назовите ещё раз отличительные признаки времён года.

Дети. Называют.

Воспитатель. А как вы думаете, какое время самое щедрое?

Дети. Осень

Воспитатель. Почему вы так думаете.

Дети. Осенью собирают урожай овощей и фруктов, поспели шишки.

Воспитатель. Сегодня осень решила угостить вас своими дарами, посмотрите что находится на нашей скатерти-самобранке. Вымойте руки и пожалуйста угощайтесь! \Звучит музыка И. Чайковского «Времена года»\.

       

nsportal.ru

План-конспект занятия по окружающему миру на тему: «Времена года, их основные признаки»

Тема: «Времена года, их основные признаки»

Цель: Формировать представление о признаках времен года.

Задачи:

Образовательная:

– Формирование основных признаков времён года.

Коррекционная:

– Коррекция восприятия посредством сопоставления признаков времен года.

Воспитательная:

– Воспитание уважения, любви к природе и бережного отношения к ней.

Форма: познавательная игра – путешествие.

Ход занятия

I. Организационный момент

Приветствие

Прозвенел уже звонок

Начинается урок.

Сядьте ровно, ножки вместе.

Ручки полочкой на стол

Начинаем разговор.

Воспитатель. Ребята, сегодня нам пришло письмо от Лунтика. Он пишет:

«Ребята, помогите мне узнать какое у нас сейчас время года. Я родился на Луне и плохо разбираюсь во временах года. Расскажите мне, пожалуйста, подробнее. Я очень жду помощи от вас. Ваш Лунтик». Вот такое письмо мы получили. Поможем Лунтику?

Дети: да!

Воспитатель. Ребята, чтобы помочь Лунтику, давайте отправимся в необычное путешествие по временам года. Путешествовать мы будем на самолете, чтобы все увидеть и везде успеть. По пути будут остановки – аэродромы. Какие? Это нам предстоит узнать. Приготовились, уселись в удобные кресла (стульчики) и взлетели.

Воспитатель. Какое время года за окном? Послушайте стихотворение.

Лес еще стоит раздетым,

Даль прозрачна, как стекло.

Сколько солнечного света!

Как просторно и светло!

Гнезда вьют лесные птицы,

Заливаются, звенят.

Искры синей медуницы

Под деревьями горят.

Дети: весна.

Воспитатель. Правильно. Это наша первая  остановка–аэродром «Весна». Назовите весенние месяцы.

Дети: март, апрель, май.

Воспитатель. Молодцы. (слайд). Что происходит весной? (работа по картинке) .

Воспитатель. днем солнце начинает светить ярче. На улице становиться теплее. От этого снег  и лед тает. Солнце уже пригревает сильнее. Снег  тает , видны проталины. Начинается капель.. снег и мороз  иногда возвращается но уже не надолго. Ярко светит солнце. На деревьях набухают почки, появляются первые листочки. из под земли пробивается зеленая травка. и  первые цветочка – подснежники

Воспитатель. А теперь продолжим наше путешествие.

Физкультминутка «Отдохнем».

Руки в стороны – в полет

Отправляем самолет.

Правое крыло – вперед,

Левое крыло – вперед.

Раз, два, три, четыре –

Полетел наш самолет.

Воспитатель. Мы прибыли на следующую остановку–аэродром. Послушайте стихотворение.

Оно соткана из зноя

Несет тепло с собой

Реки согревает

«Купаться!»  приглашает.

Дети: лето

Воспитатель. Правильно. Наша вторая  остановка–аэродром «Лето». Назовите летние месяцы.

Дети: июнь, июль, август.

Воспитатель. Молодцы! (слайд). Что происходит летом? (работа по картинке) .

Воспитатель. Какие изменения произошли в природе?

Дети: (отвечают с помощью воспитателя) на земле растет трава, в лесу созрели ягоды, в садах – фрукты.

Воспитатель. Молодцы! Лето  самое теплое время года. Дни длиннее ночи короткие. Цветут цветы, поспевают ягоды, фрукты и овощи. Поют птицы. Летают бабочки. Солнце светит жарко. летом облака редко закрывают солнышко. Небо голубое . после дождя на небе появляется радуга. Если идет дождь то он теплый.

Воспитатель. (физкультпауза) Вы, наверное, устали?

Раз , два , три, четыре , пять,

В лес идем мы погулять.

За черникой,

За малиной ,

За брусникой,

За калиной,

Землянику мы  найдем

И братишки отнесем.

Воспитатель. Мы прибыли на следующую остановку–аэродром. Послушайте стихотворение.

Яркая, нарядная,

Дождливая , прохладная.

Птиц в стаи собирает.

И на юг их приглашает.

Дети: осень.

Воспитатель. Правильно. Наша третья  остановка–аэродром «Осень». Назовите осенние месяцы.

Дети: сентябрь, октябрь, ноябрь.

Воспитатель. Молодцы. (слайд). Что происходит осенью? (работа по картинке) .

Воспитатель. Какие изменения произошли в природе?

Дети: (отвечают с помощью воспитателя) идут дожди, листья желтеют, в лесу много грибов.

Воспитатель. Осенью обычно пасмурно , часто идут дожди.  Становиться холоднее.  Листья на деревьях желтеют и краснеют, а  потом опадают . В садах и огородах поспевает урожай. Дни становятся  короче. Звери и птицы готовятся к зиме

.Воспитатель. Ребята, садимся в наш самолет и отправляемся на следующий аэродром. Какой? Послушайте стихотворение.

Тройка, тройка прилетела

Скакуны в той тройке белы

Белокоса, белолица

Как махнула рукавом

Все покрылось серебром

Дети: зима.

Воспитатель. Правильно. Это наша первая остановка–аэродром «Зима».

Воспитатель. Назовите зимние месяцы.

Дети: декабрь, январь, февраль.

Воспитатель. Молодцы. (слайд). Что происходит зимой? (работа по картинке) .

Воспитатель. зима  самое холодное время  года  дни короткие а ночи длинные . кругом лежит снег. Лед сковал реки и озера. Солнце свети, но не греет. Зимнее небо может быть ясным, пасмурным, со снежными облаками. Ветер зимой сильный, ледяной. Деревья зимой стоят голые , покрытые снегом  Воспитатель. Ну, вот и подошло к концу наше путешествие (карта путешествия). На каких аэродромах мы побывали?

Воспитатель Ребята о чем мы сегодня говорили ?

Дети: ответы детей (зима, весна, лето, осень) .

Воспитатель. Это называется?

Дети: времена года.

III. Закрепление изученного материала

Воспитатель. Какое время года наступит после осени? после зимы? после весны?

Дети: отвечают.

IV. Итог урока (Отметить активность, трудолюбие, внимательность.)

Воспитатель. Дорогие ребята! Сегодня мы сделали очень хорошее дело: помогли нашему другу Лунтику узнать много нового и интересного. Так и должны поступать настоящие друзья. Вы молодцы! С таким хорошим настроением мы прощаемся до завтра.

nsportal.ru

Конспект урока по окружающему миру по теме “Основные признаки времён года” ( 1 класс)

План – конспект урока

«Окружающий мир» в 1 классе

Тема: Основные признаки времён года. Времена года в музыке и поэзии.

Тип урока: Урок закрепления и обобщения изученного материала.

Форма проведения: Интегрированный (окружающий мир и музыка).

Заочное путешествие «Год».

Цели и задачи:

Окружающий мир

– обобщить знания учащихся об основных признаках времён года;

– расширять кругозор детей;

– развивать на уроке способности учащихся логически рассуждать, сравнивать, обобщать, делать выводы;

– воспитывать бережное отношение к окружающей среде, учить ценить и понимать красоту природы.

Музыка

– развитие темы «Музыка и природа» на произведениях П.И.Чайковского;

– расширение представлений о выразительности музыки;

– воспитание чувства любви к Родине через любовь к природе и родному краю;

– расширение музыкального кругозора детей (цикл «Времена года» Чайковского).

Оборудование:

– рисунок Земли;

– на доске – изображение годового цикла с четырьмя секторами, магниты;

– индивидуальные карточки с изображением природы;

– бланки для опроса;

– названия времён года и месяцев на карточках;

– аудиозаписи : «Звуки зимы», «Звуки весны», «Лес. Птичьи голоса.»;

– аудиозаписи «Времена года» ,«Симфония №1» («Зимние грёзы») П.И. Чайковского, портрет композитора.

Ход урока:

  1. Оргмомент.

Земля. (Я.Аким).

Есть одна планета –сад

В этом космосе холодном.

Только здесь леса шумят,

Птиц скликая перелётных.

Лишь на ней одной цветут

Ландыши в траве зелёной,

И стрекозы только тут

В речку смотрят удивлённо…

Береги свою планету –

Ведь другой, похожей, нету!

  1. Вводная беседа. Сообщение темы и целей урока.

Это красивое стихотворение о Земле. Когда космонавты глядят из космоса на нашу планету, она им кажется светящимся шаром прекрасного голубого цвета. Мы с вами, ребята, живём на Земле и всё, что на ней происходит, видим своими глазами.

Загадка: Четыре ковра рукодельницы ткут,

Один за другим их на землю кладут:

Белый, зелёный, пёстрый и жёлтый.

Ответ здесь мудрёный, его нашёл ты?

Кто догадался, о чём эта загадка?

(О временах года).

Сегодня на уроке мы вспомним, что знаем о каждом времени года и чем они друг от друга отличаются. У вас на столах карточки с изображением разных времён года. На обратной стороне чистый лист. Подпишите его, написав свою фамилию, а затем постарайтесь угадать, что за время года изображено на карточке. Название этого времени года также напишите на чистом листе. Если затрудняетесь, можно тихонько посоветоваться с соседом по парте.

(Дети подписывают листочки).

А ещё вы услышите, как изображают времена года в своих произведениях композиторы.

3. Работа над темой урока.

Ну что ж, настраивайтесь на работу, мы отправляемся в путь. Наше сегодняшнее путешествие носит название «Год».

(Открывается доска, на ней – изображение годового цикла с четырьмя секторами).

Первоначальный вариант:

4. ЗИМА. Попробуйте отгадать название первой станции.

Что за тройка прилетела:

Скакуны в той тройке белы.

А в санях сидит царица,

Белокоса, белолица.

Как махнула рукавом,

Всё покрыла серебром. (Зима).

Ребята, а какие вы знаете зимние месяцы? (Декабрь, январь, февраль).

(На верхний сектор круга помещаются карточки с названием месяцев и времени года «Зима»).

По каким признакам мы узнаем зимушку? (Земля замёрзла, укрыта снегом, сильные морозы, вьюги. Реки и озёра покрыты льдом. День короткий, солнце не греет).

Поэты рисуют нам картины природы словами, художники – красками. Композиторы тоже раскрывают нам красоту природы. Только пользуются они для этого своими средствами – музыкальными звуками. Образы природы в музыке несут в себе песенное начало.

Музыка , которая пришла к нам сегодня в гости, написана великим русским композитором П.И.Чайковским (показ портрета).

Чайковский очень любил русскую природу и она вдохновляла его на создание прекрасных музыкальных произведений. Давайте вместе с вами перевернём страничку музыкального календаря природы и внимательно прислушаемся к каждой.

Чайковский любил зиму и посвятил ей несколько произведений. Одно из них называется «Грёзы зимней дорогой». Здесь композитор рисует зимний пейзаж. Слышится широкая, напевная мелодия. Она возникает сначала далеко, затем приближается – и вот уже во всю ширь звучит раздольная русская песенная тема.

В нашем воображении возникают картины зимней дороги. По которой едет одинокая кибитка. Издали доносится звон бубенцов…

Слушание 1 части «Симфонии №1» ( «Зимние грёзы») .

Что ещё вы услышали в этой мелодии? (Ответы детей).

А теперь я предлагаю вам закрыть глазки и представить, что сейчас зима, вот мы открываем дверь, идём на улицу, а там …

(Аудиозапись «Звуки зимы»: вой ветра, метель…)

Не правда ли, повеяло холодом от этих звуков? Откройте глазки.

Как вы думаете, легко ли живётся в такое время животным ? Где их можно встретить? ( Перелётные птицы в это время в тёплых странах, а зимующим у нас очень трудно – пищи мало. Некоторые животные впадают с осени в спячку (медведь, ёж, змея…), а остальные бодрствуют. Мех у животных становится очень густым. Некоторые с осени откладывают на зиму припасы. Человек в это время может подкормить птиц и животных.)

А как встречает зиму человек? Какую работу он выполняет зимой, как одевается? (Человек убирает снег с дороги, скалывает лёд. Одеваться зимой надо теплее, чтобы не простудится).

Хорошо. А теперь выполняйте движения вместе со мной.

5.ФИЗКУЛЬТМИНУТКА.

Солнце землю греет слабо,

(Руки вверх и вниз)

По ночам трещит мороз,

(Руки на пояс, наклоны в стороны)

Во дворе у снежной бабы

(Руки на пояс, повороты вокруг себя)

Побелел морковный нос.

(Потереть нос)

В речке стала вдруг вода неподвижна и тверда.

(Шагать на месте, затем замереть)

Вьюга злится, снег кружится,

(Все кружатся)

Заметает всё кругом белоснежным серебром.

(Имитация руками)

Ну что же, а теперь ребята, которые написали на своих карточках «Зима» выйдут сюда и прикрепят карточки в верхний сектор.

(Дети выходят с карточками, остальные проверяют правильность выполнения задания).

6.ВЕСНА.

А теперь отправляемся дальше в путь.

(На фоне музыки П.И.Чайковского «Апрель» – фрагмент).

Пришла, улыбнулась, – утихли метели,

Позванивать стал колокольчик капели.

Река пробудилась, растаяли льды,

Наряд белоснежный надели сады.

Взревев, за работу взялись трактора,

А птицы пропели: «Вить гнёзда пора!»

Что же это за время года? (Весна).

Давайте определим, по каким признакам мы узнаем весну. Некоторые из них вы могли услышать и в загадке. (Становится теплее, снега и льды тают, оттаивает земля, бегут ручьи. Возвращаются перелётные птицы. Вся природа пробуждается. Появляются первоцветы, на набухают почки и появляются молодые листья. Появляются насекомые. Люди производят большой объём работ на полях и огородах, в садах : посадка, сев, обрезка деревьев и кустарников, уборка территорий…)

Какие растения выращиваются на территории нашего Кирсановского района? (Сахарная свёкла, подсолнечник, гречиха, пшеница (и др.

зерновые), картофель и т. д.)

Назовите весенние месяцы. (Март, апрель, май),

(Названия вывешиваются на доску)

А сейчас я хочу предложить вам послушать одно стихотворение о весне. Оно называется «Тише всех». Как вы думаете, как его надо слушать? (Очень-очень тихо)

(Стихотворение читает ученик)

Кто прошёл так тихо-тихо? Ну, конечно не слониха.

И, конечно, бегемот тихо так пройти не смог.

Дождь идёт – стучит по крыше, ход часов мы тоже слышим,

У часов обычный шаг: тик-так, тик-так…

Но никто из вас не слышал, как листок из почки вышел.

И конечно, и конечно, поутру порою вешней

Вы услышать не могли, как зелёные травинки,

Сняв зелёные ботинки, тихо вышли из земли.

Кто там выглянул молчком кверху белым колпачком?

Смотрят Заяц и Зайчиха, как подснежник вышел тихо.

И повсюду – тишина. Это так, а не иначе,

Это значит, это значит – в гости к нам пришла весна.

(Из книги «Румяные щёчки» Сост. С.Прокофьева,

Г. Сапгир, М. 1987 г.)

Вам понравилось стихотворение?

А теперь попробуйте услышать, как начинает «позванивать колокольчик капели», постепенно будя природу от зимнего сна.

(Аудиозапись «Звуки весны».)

Что вы услышали ? (Ответы детей)

Музыка первого месяца весны называется «Март». «Песня жаворонка» овеяна светлой грустью. Свежим дыханием весны. Музыка нежная и звонкая. Очень похожа на разливающиеся над полями трели жаворонков. Сама песня светлая, мелодичная. Слушаешь – и словно вдыхаешь свежий, ароматный запах весны,

Словно ощущаешь удивительное весеннее солнце, тепло лучей которого смешивается со свежестью по-зимнему холодного ветерка. Воздух прозрачный, чистый… Но уже греют солнечные лучи, уже подтаивает снег… И вся природа ждёт настоящей весны. Звучание переносится композитором в различные реестры (верхний – нижний). Благодаря этому мы ощущаем в музыке простор, парение жаворонка высоко в небе.

(Слушание «Март» – «Песня жаворонка»)

Ребята, а ранняя и поздняя весна чем-то отличаются друг от друга?

Если да, то чем? (Март ещё похож на зимний февраль, много

Снега, бывают и сильные морозы, а май – уже кругом всё в зелени, цветут сады. Май схож с летом).

Давайте поместим на доску карточки с изображением весны.

(Дети выходят с карточками).

Когда заканчивается весна, у школьников начинаются каникулы.

Они много гуляют, играют. Мы сейчас тоже отдохнём и подвигаемся, потому что сделаем перерыв на перемену, а затем продолжим наш урок.

(Перемена)

Продолжение урока.

7.ЛЕТО.

Оно за весною к нам в гости идёт,

С собою приносит немало хлопот,

Горячие, долгие дарит деньки,

Чтоб зрели скорей на полях колоски.

Велит нам обильный собрать урожай,

Румяный, душистый испечь каравай.

Что же это? (Лето)

Вот и наступило лето. О чём рассказывает музыка «Июня»? Чайковский назвал пьесу «Баркароллой». Слово это родилось в Италии и переводится оно как «лодочная», или «песня в лодке»,

потому что «барка», «баркетта» по-итальянски и означает «лодка».

Тот, кто пробовал петь в лодке на озере, реке, море, знает, что голос на воде звучит особенно звонко и песня разносится далеко-далеко.

Мерно, плавно покачивается музыка. Это покачивание сопровождает всю «Баркароллу». Широко и привольно льётся на музыкальных волнах мелодия песни. Слушаешь – и кажется, что сам сидишь в лодке, а она плывёт, чуть качаясь то ли от плавных ударов вёсел, то ли от маленьких волн, поднятых внезапно налетевшим тёплым ветерком. Летит над водой счастливая песня. Здравствуй, лето!

(Слушание: «Июнь» – «Баркарола»)

Стихотворение (читает ученица):

Весёлое лето, всем дорого ты.

В лугах ароматных пестреют цветы.

А в рощице пташек звенят голоса;

Их песни хвалою летят в небеса.

Блестящие мошки кружатся толпой,

И солнышко шлёт им свой луч золотой.

(А. Плещеев).

Поднимите руки, кто был летом в лесу? Я предлагаю вам сейчас прилечь на парту, закрыть глазки и расслабиться. Представьте, что сейчас жаркое лето, душно, хочется в тень. И вот мы входим в лес, который дарит нам прохладу и много-много звуков…

(Аудиозапись «Лес. Птичьи голоса»)

Какие изменения в природе происходят летом? (Жаркие дни, растения набирают полную силу, начинают созревать плоды и семена. У животных появляются детёныши. Человек начинает убирать урожай зерновых культур с полей, фрукты, ягоды, некоторые овощи. Дожди тёплые, часто с грозами…)

Назовите летние месяцы.( Июнь, июль, август).

Есть ли среди ваших карточек изображения летних пейзажей?

(Дети вывешивают карточки на доску)

Это время года очень щедро на тепло и свет. Давайте же немного отдохнём.

8.ФИЗКУЛЬТМИНУТКА.

Мы немножко отдохнём.

Встанем, глубоко вздохнём.

Руки в стороны, вперёд.

Дети по лесу гуляли,

За природой наблюдали.

Вверх на солнце посмотрели

И их всех лучи согрели.

Чудеса у нас на свете:

Стали карликами дети.

А потом все дружно встали,

Великанами мы стали.

Дружно хлопаем и ногами топаем!

Хорошо мы погуляли и немножечко устали! (Садятся).

9.ОСЕНЬ.

Ну и, наконец, мы добрались до конечного пункта нашего путешествия.

Прошла по лугам, по лесам, по полям,

Припасы она приготовила нам.

Упрятала их в погреба, в закрома,

Сказала: «За мною нагрянет зима».

Что это? (Осень)

А осенние месяцы не забыли? (Сентябрь, октябрь, ноябрь).

В сентябре вы впервые сели за парты. Но это не самый главный признак осени. Можете ли вы назвать основные?

(Небо становится хмурым, чаще идут дожди, становится холоднее.

Перелётные птицы отправляются в тёплые края, некоторые животные впадают в спячку. Насекомые забиваются в щели Деревья и кустарники сбрасывают листву(кроме хвойных) , трава засыхает. Люди убирают урожай с огородов, полей, кладут его на хранение).

Послушайте стихотворение и определите, какая здесь осень – ранняя или поздняя?

Осень. Осыпается весь наш бедный сад,

Листья пожелтелые по ветру летят,

Лишь вдали красуются, там, на дне долин,

Кисти ярко-красные вянущих рябин.

(А.Толстой)

(Этот период близок к середине осени, т.к. начало схоже с летом, а конец уже с зимой. Здесь погода скорее октябрьская).

Пьеса «Октябрь» называется ещё «Осенняя песня». В музыке Чайковского главное не изобразительность, а чувства и мысли человека, его размышления об увядании природы и об осени человеческой жизни. Сопоставление мажора и минора: «в этой музыке мажор, словно луч солнца, стремящийся вырваться сквозь тучи, но музыка всё же остаётся минорной, а настроение печальным…»

Октябрь – это уже настоящая осень Не ранняя. Пышно убранная и нарядная, а другая – невидная собой, в лоскутьях опадающей листвы, грустная, с тихим плачем мелкого дождя, словом, та Золушка, которую зовут у нас в России поздней осенью.

(Слушание «Октябрь» – «Осенняя песня» П.И. Чайковского ).

А теперь вам 2 вопроса:

1) Какие птицы в нашей местности перелётные? (Скворцы, грачи, соловьи, ласточки, утки, лебеди (озеро Прорва) и др.)

2) Дождь осенний и летний :какова разница? (Летом дождь непродолжительный, тёплый, а осенью- затяжной, холодный, хмурый).

У вас на столах должны остаться карточки с осенними картинками. Давайте вывесим их на доску.

(Дети выходят с карточками. Если у кого-то остались на партах карточки и ребёнок сомневается в выборе, то коллективно обсудить изображённое, помочь ученику определиться).

Природу рисуют художники, о ней пишут стихи поэты. У художников – краски, у поэтов – слово, у композитора – только звуки. Но ими можно прекрасно рисовать природу. Так же, как это делал в своей музыке П.И.Чайковский.

Четыре времени в году меняют цвет земли моей.

Никак ответ я не найду: какое мне из них милей?

Они спешат в мои края через леса, через поля.

Четыре времени нельзя друг с другом спутать никогда.

И все они – мои друзья, узнать их можно без труда.

П.И.Чайковский любил русскую природу. Поэтому все времена года нашли своё музыкальное воплощение в сборнике фортепианных пьес «Времена года». И сегодня мы познакомились лишь с некоторыми из них.

10. Обобщение по уроку. Контроль усвоения знаний.

Ребята, а теперь небольшой блиц-опрос по уроку. Он покажет, насколько вы были внимательны на уроке. Игра называется «Да или нет».

У каждого из вас – карточка с цифрами от 1 до 10. Впишите свою фамилию на красную линию. Я буду читать по порядку предложения. Если вы согласны с тем, что я скажу, то ставьте около нужной цифры «+», если не согласны – « – » , если не знаете – точку.

Итак,

  1. В году 4 времени года.

  2. Осенью на деревьях появляются молодые листочки.

  3. Летом животным очень трудно доставать себе пищу.

  4. Зимой много снега и очень холодно.

  5. Весной некоторые животные впадают в спячку.

  6. В каждом времени года по три месяца.

  7. За апрелем наступает май.

  8. В конце лета на поверхности рек и озёр появляется ледок.

  9. Зимой необходимо подкармливать птиц и животных.

10) Автор сборника фортепианных пьес «Времена года» – П.И.Чайковский.

Таблица верных ответов:

1) + 6) +

2) – 7) +

3) – 8) –

4) + 9) +

5) – 10) +

11. Итог урока. Спасибо за активность на уроке, вижу, что все старались. Молодцы.

Вот и подошло к концу наш урок, на котором мы побывали в гостях у каждого времени года. Но я не стану называть эту остановку конечной. Как вы думаете, почему? 9За осенью опять придёт зима…) Это путешествие никогда не закончится. Опять вслед за весной придёт лето, а затем осень, зима – и так год за годом.

От каждого из нас, от людей, зависит только одно: чтобы наша Земля жила, дышала, чтоб птицы и звери, деревья и цветы, озёра и реки не страдали от рук плохих людей. А для этого каждому надо задуматься: не навредил ли я чем своей планете? Что полезного я сделал для неё?

Давайте будем к тому стремиться,

Чтоб нас любили и зверь, и птица.

И доверяли повсюду нам, как самым верным своим друзьям!

Давайте будем беречь планету. Во всей Вселенной похожей нету.

Во всей Вселенной совсем одна,

Что будет делать без нас она?

Спасибо вам за сотрудничество. Урок окончен.

infourok.ru

Времена года: картинки, стихи, загадки для детей 3-4, 5-6 лет

Дети активно познают мир с самого рождения. Всему новому свое время. Например, о цветах грудничку нужно рассказать в 1-1, 5 года, о размере и форме в 2-3 года. Подробно о временах года, названиях месяцев дошкольники узнают поэтапно — в 3-4 года, ближе к школе в 6-7лет. Как сделать занятия увлекательными и запоминающимися с помощью специальных картинок времен года для детей, расскажем в нашей статье.

Начинать познавательные уроки о временах года с детьми нужно в раннем возрасте, в 3-4 года. К этому периоду малыши уже несколько раз осознанно наблюдали за сменой погоды в течение года, понимают, что такое тепло, холодно, пасмурно, снег, дождь.

Как подобрать карточки

Для урока нужно подготовить карточки времена года. Обучающие комплекты можно скачать в интернете, купить в книжном магазине. Картинки должны быть яркие, четкие. Различия погоды понятными детям.

  1. Лето. Ассоциируется с солнцем, морем, цветами, бабочками. Преобладающие цвета для картинок — зеленый, желтый, оранжевый, голубой. На карточках должны присутствовать люди в летней одежде, дети, катающиеся на велосипедах, роликах, купающиеся в речке.
  2. Осень. Признаком осени стали желтые, оранжевые листья на деревьях, сбор урожая яблок в саду, дождь, зонты, резиновые сапожки.
  3. Зима. Для детей зима пахнет мандаринами, радует Новым годом, подарками от Деда Мороза, украшенной елкой. Люди на картинках одеты в варежки, шапки, шубы. Дети катаются на санках, коньках. Лепят снеговиков.
  4. Весна. Тает снег, прилетают птицы после долгой зимовки. Люди пекут куличи на Пасху. На деревьях появляются первые листья, распускаются полевые цветы.

Лето

Осень

Зима

Весна

С чего начинать занятия

Развивающие уроки о временах года и месяцах начните следующим образом:

  1. Разложите перед дошкольником все серии картинок.
  2. Пусть внимательно рассмотрит их, задаст интересующие вопросы.
  3. Обсудите с ребенком, зачем мы учим времена года.
  4. Малыш должен понимать, что эта информация очень важная. Она поможет ориентироваться в обществе, адекватно одеваться по погоде и т.д.
  5. Задайте дошкольнику несколько вопросов по картинкам.
  6. Спросите, что он видит на изображение, какое это время года, почему он так решил и т.д. Если ребенок затрудняется ответить, помогите ему.
  7. Попросите ученика нарисовать самостоятельно времена года.
    Обратите внимание на выбор красок и оттенков. Каждому времени года соответствует свой колер.
  8. Следующим этапом будут игры, увлекательные занятия с картинками, прослушивание музыки и заучивание стихов. На основательное изучение времен года у дошкольника уходит не менее 3-4 недель. Но материал периодически приходится повторять.

Важно! Для детей 3-4 лет основным способом познания мира является практический пример и наглядность. Разбейте знакомство с календарем, породным условиям на весь календарный год. Так малыш увидит за окном то, что изображено на рисунках.

Весна

Подборка картинок о весне для составления рассказов:

Лето

Подборка картинок про лето для составления рассказов:

Осень

Осенние картинки:

Зима

Тематические зимние картинки:

Задания

Времена года для детей — достаточно сложная тема, особенно запоминание названий месяцев и их очередности. Чтобы процесс изучения стал более легким, используйте следующие интересные задания.

  • Одеваемся на прогулку

Попросите малыша собрать куклу на улицу согласно заявленным вами погодным условия. Можно называть только месяц или время года. Для выполнения задания потребуется кукла и кукольный гардероб на весь год.

Подберите тематические разукрашки для детей дошкольного возраста. Просите объяснять выбор цвета, комментируйте творческий процесс, объясняя изменения в природе.

  • Опиши картинку

Раздайте детям рисунки по временам года. Попросите описать изображения. Лучшим вариантом будет картинка с действиями персонажей. Например, малыши катаются в зимней одежде на санках, взрослые собирают урожай и т.д.

  • Чтение и заучивание стихов

Для малышей 3-4 лет подойдут стихи про времена года Маршака, Никитина. Для старших дошкольников — стихи Тютчева, Блока, Есенина, Майкова.

  • Делаем часы времен года своими руками

Вырежьте из картона большой круг, разделите поле на 4 сегмента. Попросите ребенка изобразить в каждой части время года. Можно нарисовать соответствующие праздники, собственные ассоциации.

Игры

Изучая времена года с дошкольниками, без игр не обойтись. Используйте следующие виды поучительных развлечений.

  • Прыгаем по лужам

Используется для знакомства с осенью. Вырежьте из бумаги большие и маленькие круги. Дети должны пройти комнату, не наступив в лужи. Перед активной частью расскажите малышам, что дожди начинаются в сентябре, они еще теплые, лужи маленькие. А в октябре и ноябре дождевая вода замерзает ночью, ливни холодные.

  • Соотнеси картинки

Раздайте детям изображения атрибутов каждого времени года: для зимы – снег, для весны – пасхальное яйцо, для лета – панама и т.д. Задача: разложить изображения предметов под картинкой времени года.

  • Угадай, какое время года

Дошкольникам показывают картинки с изображением животных, людей в разное время года. По одежде, окрасу шерстки малыш отгадывает, какая пора наступила. Одновременно с этим учитель может рассказать о сне медведя зимой, о том, чем питаются птицы и звери летом, как готовят запасы для холодных периодов и т.д.

  • Разгадываем загадки

Загадки про времена года помогают изучить погодные явления, названия месяцев. Занятия получаются увлекательными. Добавьте соревновательный момент, тогда дети буду отвечать на вопросы с азартом.

Загадки Ответ
Снег на полях,
Лёд на водах,
Вьюга гуляет.
Когда это бывает?
(Зима)
Хоть сама и снег, и лёд,
А уходит — слёзы льёт.
(Зима)
Укрыла землю пуховым одеялом,
Сковала реки крепким льдом,
Узоры на окне нарисовала
Искристым белым серебром.
(Зима)
И со своею сказкою.
Волшебной палочкой взмахнёт —
В лесу подснежник расцветёт.
(Весна)
Из заморских стран далёких
Птицы к нам
Летят-возвращаются.
(Весна)
Прилетела пава,
Села на травы,
Распустила перья
Для всякого зелья.
(Весна)
Зелёное, жёлтое, красное,
Самое в году прекрасное!
Босоногое, щедрое, жаркое,
Дачное, пляжное, яркое!
(Лето)
Красное, зелёное, жаром опалённое,

Жёлтое, плодовое, каждый день с обновою.

(Лето)
Можно купаться и рыбу ловить,
Можно по лесу с корзиной бродить,
Бегать по лужам под дождиком тёплым
И не бояться до нитки промокнуть.
(Лето)
Пришла волшебница прекрасная
Листву без краски перекрасила.
(Осень)
Вот и стали дни короче,
И длиннее стали ночи,
Птицы тянутся на юг,
Пожелтели лес и луг. (
(Осень)
Ей, чтобы перекрасить листья,
Не нужно красок или кисти:
Зелёные летом, они
Становятся жёлтыми, красными.
(Осень)

Узнать о том, как научить ребенка временам года, можно из специальных пособий для родителей и воспитателей детского сада. Используйте следующую методическую литературу:

  1. З.Е. Агранович “Времена года”.
  2. Т. Чижкова Рассказы по картинкам. “Времена года”.
  3. Г.А. Прохорова “Демоматериалы для дошкольников”.
  4. Т.В. Шпотова “Времена года. Пособия для родителей и воспитателей” и др.

Не бойтесь экспериментировать, давать ребенку больше информации. Закрепляйте изученный материал практически, обращайте внимание на изменения в природе на прогулках, при просмотре мультфильмов.

orechi.ru

Учебно-методический материал (средняя группа) по теме: Экологические игры для дошкольников 4 – 5 лет при ознакомлении с временами года.

 

                                         «Когда это бывает» – 1.

 

 Дидактическая задача.

Закреплять знания детей о временах года, их характерных признаках; развивать связную речь, вни­мание, находчивость, выдержку.

 Игровые правила.

Рассказывает о своей картинке и отга­дывает ее тот, на кого укажет стрелка. Картинку не показывают, пока ее не отгадают.

 Игровые действия.

 Загадывание и отгадывание картинок. Вращение стрелки.

 Ход игры.

Дети сидят вокруг стола. У воспитателя в руках несколько картинок с изображением разных времён года, для каж­дого времени года 2—3 картинки. Например, может быть изобра­жен зимний пейзаж, зимние забавы, труд детей зимой: рас­чищают дорожки; кормят птиц. Воспитатель разъясняет правила игры:

–  Дети, мы сегодня будем играть так: посмотрите, у меня в руках много картинок. Я их вам пока не покажу, и вы их не показывайте друг другу, когда я вам их раздам.

Мы будем отга­дывать, что нарисовано на картинке. Послушайте, какие правила в этой игре. Видите, на столе лежит стрелка. Тот, на кого она укажет, расскажет нам, что нарисовано на его картинке, а потом стрелка укажет на того, кто должен отгадать. Поэтому будьте все внимательны, не ошибитесь!

 Воспитатель раздает всем по картинке. Затем вращает стрелку по кругу. Тот, на кого указала стрелка, внимательно рассмат­ривает свою картинку и затем рассказывает о ее содержании.

–  А сейчас стрелка нам укажет на того, кто отгадает, о каком времени года рассказал нам Саша. (Называется имя вы­званного ребенка.)

После ответа первый играющий показывает свою картинку, дети убеждаются а том, что ответ был правильным {или наобо­рот). Игра продолжается, пока дети не расскажут обо всех картинках.

 Примечания. Эту игру можно проводить после того, как у ребят накопятся знания о характерных признаках времён года, о труде и забавах детей.

 Вариантом этой игры может быть чтение воспитателем отрыв­ков из художественных произведений о сезонных природных явлениях и поиск картинок с соответствующим содержанием.

 

                          «Когда это бывает» – 2.

       

 Дидактическая задача.

Уточнять и углублять знания детей о временах года.

 Игровое правило.

По сигналу воспитателя быстро называть признаки времени года.

 Игровое действие.  

Передача   камешка   тому, кто отвечает.

 Ход игры.

Воспитатель спрашивает ребят, знают ли они, когда собирают овощи, фрукты, когда бывает много желтых листьев и т. д. Ответы детей показывают, в какой мере они соотносят те или иные явления и труд человека с временем года,

 — А теперь я буду называть время года, а вы будете отвечать, что бывает в это время и что делают люди. Например, я скажу: «Весна» — и положу камешек Вове. Вова быстро вспомнит и ска­жет, что бывает весной. Например: «Весной тает снег». Потом он передает камешек рядом сидящему и тот вспомнит еще что-нибудь о весне.

Когда все дети усвоят правила, можно начинать игру. Если кто-то не может ответить, воспитатель помогает ему вопросами.

 

                                    «Какое время года».

 

 Дидактическая задача.

Учить детей соотносить описание при­роды в стихах или прозе с определенным временем года; раз­вивать слуховое внимание, быстроту мышления.

 Игровое правило.

Показывать карточку можно только после того, как дети правильно назвали времена года.

 Игровое действие.

Отгадывание времени года по стихотворе­нию.

 Ход игры.

 У воспитателя на карточках выписаны короткие тексты о разных временах года. Тексты даются вперемешку.

Воспитатель спрашивает: «Кто знает, когда это бывает?» и открывает карточку, читает текст. Дети отгадывают.

 

                                             Загадки

 

            Дел у меня немало —                              Я соткано из зноя,

            Я белым одеялом                                    Несу тепло с собою.

            Всю землю укрываю,                              Я реки согреваю,

            В лед реки убираю,                                «Купайтесь!» — приглашаю.

            Белю поля, дома                                     И любите за это

            Зовут меня…                                           Вы все меня. Я …

                                 (Зима).                                                           (Лето).

 

 

            Я раскрываю почки,                                Несу я урожаи,

            В зеленые листочки.                               Поля вновь засеваю,

            Деревья одеваю,                                     Птиц к югу отправляю,

            Посевы поливаю,                                   Деревья раздеваю.

            Движения полна.                                    Но не касаясь сосен

            Зовут меня,..                                           И елочек. Я …               

                                  (Весна).                                                        (Осень).

 

             

                                  «Расскажи без слов»

                         (с элементами пантомимы).

 

 

 Цель.

Закреплять представления детей об осенних изменениях в природе. Развивать творческое воображение, наблюдатель­ность.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                     

 Ход игры.

Дети собираются в круг, воспитатель встает в середину круга. Он предлагает детям изобразить осеннюю погоду ми­микой лица, жестами рук, движениями.

     Задание № 1. Показать, что стало холодно.

Дети ёжатся, греют руки, жестами надевают на себя шапки и шарфы.

 

     Задание № 2. Показать, что идет холодный дождь.

Дети «открывают зонтики», поднимают воротники, пря­чутся под крыши.

 

    Задание № 3. Показать, что вновь светит солнышко.

Дети прыгают, бегают, веселятся.

 

    Задание № 4. Показать, что дует сильный ветер.

Дети поднимают руки вверх, качают ими, как ветками.

 

Задание № 5. Усложнение.

 Предложить одному ребенку показать самостоятельно, каким был прошедший день по по­годе. Остальные дети должны отгадать.

 

 

 

                                           Словарное упражнение

                                         «Когда это бывает».

 

 Цель.

Уточнить и углубить знания о времени года.

 Ход упражнения.

Воспитатель называет время года (осень) и отдает фишку ребенку. Ребенок называет, что бывает осенью, и перелает фишку другому. Тот добавляет новое определение осени и пе­редает фишку третьему.

 

                                                      «Угадайте».

 

 Цель.

Развивать умение детей отгадывать загадки, соотносить словесный образ с изображением на кар­тинке, уточнить знания детей о сезонных явлениях природы.

 Оборудование.

Взрослый подбирает доступные детям загадки о различных явлениях природы и кар­тинки, изображающие отгадки.

 Правила игры.

За правильный ответ ребенок полу­чает фишку. Выигрывает тот, у кого наберется боль­ше фишек.

 

       Загадки к игре:

1.  С неба падают зимою и кружатся над землею, легкие, пушистые, белые. (Снежинки)

2.  Не колючий, светло-синий, по кустам развешен … (Иней).

3.  Не снег, не лед, а серебром деревья уберёт. (Иней)

4.  Пушистая вата плывет куда-то. Чем вата ниже, тем дождик ближе. (Туча)

5.  Сестра к брату в гости идет, а он от нее прячется. (Солнце, месяц)

6.  Без ног бегут, без крыльев летят, без паруса плы­вут. (Облака)

7.  Зимой лежал, а весной в реку побежал. (Ручеек)

8.  Летом бежит, зимой спит, весна настала — опять побежала. (Река)

9.  Летит огненная стрела, никто ее не поймает; ни царь, ни царица, ни красная девица.                      (Молния)

10.  Шел, шел долговяз, в сырую землю увяз. (Дождь)

11.  В синей чаще алый мяч, он и светел и горяч. (Солнце)

12.  Летит ковер большой-большой, а не ступить на него ногой. (Небо)

13.  Без рук, без ног, а ворота отворяет. (Ветер)

14.  Над домом у дорожки висит пол лепешки. (Ме­сяц)

15.  Белое покрывало всю землю покрыло. (Снег)

 

                                                «Давай пофантазируем».

 Ход игры.

   Играть можно как с одним ребенком, так и с группой детей.

Ведущий объясняет: «Год состоит из 4-х сезонов: лето, осень, зима, весна. Сутки состоят из 4-х частей: ночь, утро, день, вечер. Если весну назвать утром года, то чем будет лето? осень? зима? (Лето — день, осень — вечер, зима — ночь.)

Играющие по очереди придумывают маленькие рассказы на темы: «Чем похожи вечер и осень?», «Чем похожи зима и ночь?», «Чем похожи лето и день?», «Чем похожи весна и

утро?».

 

 

                                     «ЭТО ПРАВДА И ЛЯ НЕТ?»

                                            (СЛОВЕСНАЯ ИГРА).

                                                                                                                                   Л.Станичев.

 

         Теплая весна сейчас, виноград созрел у нас.

         Конь рогатый на лугу летом прыгает в снегу.

         Поздней осенью медведь любит в речке посидеть.

         А зимой среди ветвей «Га – га – га» пел соловей.

         Быстро дайте мне ответ — это правда или нет?

 

 

                                      «Бывает — не бывает».

 

 Оборудование. Мяч.

 

 Ход игры.

Играющие встают в круг, ведущий — посередине. Ведущий называет время года, например «осень», затем называет явление природы, например «иней», — бросает мяч, а ребенок должен сказать, бывает или не бывает. Мяч бросают по кругу. Кто ошибся, выходит из игры.

 Явления природы и сезонные изменения: иней, снег, ледоход, капель, листопад, метель, заморозки» дождь, гроза и т. д.

 

 

                                                                      «Что за чем».

Оборудование. Мяч.

 

 Ход игры.

Играющие встают в круг. Ведущий стоит в цен­тре круга, он бросает мяч по очереди играющим. Бросая, задает вопрос. Поймавший мяч, отвечая, бросает его назад. Например, ведущий: «Зима, а за нею?» Игрок: «Весна», — бросает мяч обратно.

 Вопросы задавать о временах года, о последователь­ности  месяцев.

 

Варианты вопросов:

Зима, а за нею?

Весна, а за нею?

Лето, а за ним?

Осень, а за ней?

Сколько месяцев в году?

Назовите летние месяцы.

Назовите первый месяц весны.

Назовите последний месяц зимы.

Назовите средний месяц лета.

С какого месяца начинается осень?

Каким месяцем заканчивается осень?

 

                                                        «Времена года».

 

 Оборудование.

Карточки из цветной бумаги: белой (Зима), зеленой (Весна), красной (Лето), желтой (Осени). Можно использовать для обозначения времен года эмблемы: снежинки, ветку мимозы или вербы, клуб­ничку, кленовый лист. Для ведущего — шапочка Солнышка и блестящая палочка (луч).

 Ход игры.

Дети сидят на стульчиках по кругу. Каждый получает карточку или эмблему. Красное Солнышко указывает «лучом» на одного из игроков (можно использовать считалку). Названный ребенок выходит в центр круга и рассказывает о том, что он знает о «своем» времени года.

Рассказывать можно о признаках, о деятельности людей, об играх детей в это время года.

В эту игру можно играть с одним ребен­ком. Карточки или эмблемы раскладывают на столе. По указанию взрослого, выполняю­щего роль Красного Солнышка, ребенок бе­рет карточку и рассказывает о времени года.

nsportal.ru

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о