Период жизни человека – 1.5.6.

Содержание

Жизненные периоды людей по годам: периодизация возрастного развития, этапы

Периоды жизни человека позволяют лучше понять особенности его развития. Разделение может основываться на биологических изменениях, социальном становлении или психологическом развитии.

Часто периодизация считается с момента рождения

Основное понятие

Периоды развития – это основные этапы становления человека как личности. Традиционно они начинаются с младенческого возраста, но некоторые специалисты склонны выделять еще и эмбриональное развитие.

Основой для выделения этапов жизни могут служить разные факторы. Например, с юридической точки зрения период детства длится до 18 лет (в некоторых странах до 21 года). В это время человек имеет ограниченные права.

С психологической и биологической стороны выделяют подростковый период, который сопровождается серьезными изменениями в организме. Он проявляется в возрасте 12-13 лет и заканчивается к 17-18 года.

Важный критерий оценивания детей – это возрастная периодизация развития. Именно она позволяет понимать, какие навыки и умения должны быть у малыша к определенному времени. Например, когда он должен сесть или поползти, сказать первое слово и т.п.

Важно! Любое отклонение от этих норм дает родителям повод для беспокойства.

В психологии еще существует понятие кризисов, которые появляются в определенном возрасте. С их помощью происходят качественные изменения в психике. Они бывают не только у детей, но и у взрослых.

Примерное время появления кризисов – момент рождения, 1 год, 3 года, 7 лет, 12-13 лет, 25 лет, 40 лет. Подобное разделение достаточно условно, так как у каждого человека есть свои особенности развития.

Степень проявления может быть, как слабой, так и сильной

У психологов, философов, биологов есть свои взгляды на периоды развития человека. Под этим термином могут понимать, как физические, так и духовные перемены личности.

Периодизация психического развития

Принято выделять два типа возраста. Физический легко посчитать с момента рождения. Сложнее вычислить психический, так как его нельзя привязать к какой-то дате.

У психологов нет единого мнения о том, какой периодизация должна быть.

Так, Жан Пиаже сделал свою классификацию на основе интеллектуального становления:

  1. С момента появления на свет до двухлетнего возраста длится сенсомоторная стадия. На этом этапе ребенок изучает новый для него мир и активно с ним взаимодействует.
  2. С двух до семи лет наступает дооперационная стадия. В этот период дети манипулируют предметами.
  3. С семи до двенадцати лет действия приобретают конкретику, появляется абстрактное мышление, и ребенок может учиться в школе.
  4. После двенадцати лет наступает период формальных операций. У детей появляются первые навыки научного мышления, они полностью оперируют абстрактными понятиями. Они могут понимать отдаленные перспективы и ставить себя на место других людей.

У Слободчикова была выработана немного другая классификация. Он выделял четыре этапа:

  1. До года шло оживление.
  2. С года до шести лет – одушевление, в этот период ребенок понимает себя как живую личность.
  3. С шести до восемнадцати лет – персонализация. Дети осознают свою индивидуальность.
  4. С восемнадцати до сорока лет – индивидуализация. В этот период человек стремится к осознанию своего места в мире.

Стадии периодизации могут называться по-разному, все зависит от автора классификации. Дистеверг просто выделял три этапа: господство ощущения, господство памяти, господство разума. Он не привязывал их к какому-то возрасту.

Возрастные периоды развития человека

Возрастная периодизация продолжает изучаться, так как нет единой классификации, которая бы отвечала потребностям всех специалистов. В медицине принято выделять несколько этапов становления человека:

  • младенчество;
  • детство;
  • дошкольный;
  • младший школьный;
  • средний школьный;
  • старший школьный;
  • юность;
  • зрелость;
  • старость.

Разделение на этапы нужно для того, чтобы лучше понимать, в какое время появляются те или иные навыки, умения, представления о жизни.

Разделение по годам

До одного месяца малыш считается новорожденным. У него есть только несколько рефлексов, он слабый и полностью беспомощный. До года он считается грудным младенцем. С каждым месяцем жизни у него появляется все больше навыков и умений. Он садится, ползает, встает на ножки, рассматривает мир, узнает родителей и т.д.

Важно! В грудной период нужно внимательно следить за развитием малыша, так как многие нарушения можно выявить в этом возрасте.

С года до трех лет идет раннее детство. В это время малыш уверенно ходит, играет и говорит.

В этот период ребенок активно познает мир

Младший дошкольный возраст длится с трех до пяти лет. В это время малыши учатся взаимодействовать друг с другом, осваивают предметную деятельность и совершенствуют представления об игре. В это время они учатся, у них формируются знания о мире, математике, искусстве и т.п.

Старший дошкольный возраст длится с 5 до 7 лет. Появляется сюжетно-ролевая игра, дети активно выступают, поют и читают стихи, танцуют. Они начинают готовиться к школе. В этот период они активно работают в группе.

Младший школьный возраст длится с 7 до 10 лет. Ученики способны прилежно заниматься и усваивать новую информацию. У них становится ведущей учебная деятельность.

Подростковый возраст длится с 10 до 14 лет. В это время для ребенка важно социальное взаимодействие. Происходит половое созревание, которое приносит физиологические изменения. У детей могут резко меняться настроение и отношение к жизни.

Ранняя юность длится с 14 до 18 лет. В этот период дети ищут свое место в жизни, пробуют работу и пытаются стать самостоятельными. У них складываются мировоззрение, идеалы, ценности.

Юность приходится на период с 17 до 20 лет. Происходит окончательное самоопределение. Мальчики служат в армии, после чего идут работать или учиться. С 20 до 30 лет идет лучший расцвет жизни у человека. Он оценивает свои возможности и пытается чего-то достигнуть.

Зрелость длится с 30 до 70 лет. В это время у людей появляется опыт жизни. Они начинают не только ценить образование, но и определенные бытовые знания и представления о мире. После 70 лет наступает поздняя зрелость. Человек подводит итог своей жизни и стремится передать свои знания молодым.

Граница возрастных разделений очень условна. Некоторые дети развиваются быстрее, другие – медленнее. Поэтому у конкретной личности могут наблюдаться отклонения. Сложнее всего с определением психологической зрелости. Кто-то и в 25 лет будет зависимым и инфантильным.

Критические моменты

Периодизация возрастного развития позволяет выделить точки, которые нужны для перехода на новый уровень. Под этим часто понимают кризисы и овладение новыми навыками, умениями.

В год ребенок начинает ходить и активно познавать мир. Под влиянием окружающей среды у него формируются первые представления о жизни. В три года (некоторых детей в 1,5 года) его отдают в садик, и он переживает второй кризис. В этот момент ему приходится учиться взаимодействовать с другими людьми. Он проходит социализацию, первую ступень обучения, осваивает разные виды деятельности.

Важно! Без социализации ребенку будет трудно заниматься и общаться со сверстниками.

Новый период начинается с переходом в школу. Там он учится взаимодействовать с учителями, другими детьми. Ему приходится планировать деятельность, учиться ответственности и другим вещам.

Подростковый период еще иногда называют отрочество. В это время ребенку хочется отделиться от родителей, показать свою взрослость. Ему хочется отстаивать свои ценности и получить признание среди сверстников.

После окончания школы перед человеком встает вопрос: учиться дальше или пойти работать. Каждый вариант приносит свои преимущества и недостатки. Поэтому дальнейший путь индивид выбирает сам.

Примерно в 25-30 лет человек подводит первые итоги своей жизни: чего он достиг, что упустил и можно ли еще что-то исправить. У него обычно уже есть опыт отношений, в каких-то моментах он мог разочароваться.

С 30 до 40 лет идет профессиональное становление. Индивид старается развиваться в своей сфере, повышать квалификацию и изучать что-то новое. После 40 лет все уже становится относительно спокойно, и человек прекращает свои переживания о будущем.

В зрелом возрасте происходит подведение итогов жизни

Особое беспокойство может быть связано с тем, что в 45 лет обычно достигается предел количества детей. У женщин начинается климакс. С выходом на пенсию снова происходит переоценка ценностей, и человек ищет себе новые занятия в жизни.

В целом возрастные категории людей по годам имеют очень условные значения. Многое зависит от личных ощущений индивида, его здоровья и психологического состояния.

Для появления критических моментов в развитии должны сложиться предпосылки. Например, в 30 лет человек сравнивает себя со сверстниками, выделяет, чего они достигли, это дает ему основания для размышления.

Начало каждого жизненного периода можно выделить очень условно. Ни у кого не начинается этап в момент дня рождения. Даже сроки наступления полового созревания очень индивидуальны.

Разные взгляды

В психологии нет единого мнения о том, какие бывают возрастные категории людей. Каждый специалист выделял свои этапы и обосновывал решение иными взглядами на проблему.

Эльконин

Больше всего распространены представления о возрастных периодах жизни человека, которые были выведены Элькониным. Он разделил весь этап существования человека на раннее детство, дошкольный возраст, школьный возраст.

Свою классификацию он разработал только для детей, т.е. до достижения 18 лет. Именно она стала основной для использования в образовательной сфере. Эльконин считал, что дальнейшее разделение невозможно. Вся проблема в том, что взрослые люди имеют большое многообразие путей.

Важно! В зависимости от обстановки в стране менялись представления поколений о жизни.

После 18 лет сложно выделить какие-то возрастные периоды. Слишком много факторов влияет на личность: обучение, работа, служба в армии и т.п. У каждого индивида – свои чувства и ценности, которые влияют на поступки.

Пифагор

В древние времена ученые тоже имели много представлений об окружающем мире. Возникновение теории Пифагора связано со сменой времен года. Так, он считал, что весна – это момент появления жизни, начало существования, поэтому это время года ассоциируется с рождением.

Период лета соотносился с взрослением. В это время человек расцветал и демонстрировал свои лучшие качества. Такое время еще можно называть этапом буйного роста.

Осень – это пора зрелости, когда человек умудрен опытом и знает, чего хочет от жизни. Индивид становится мудрым, уравновешенным и готовым принимать различные точки зрения.

Зима – это угасание жизни, которое приходит со старостью. Человек не боится смерти, так как он хорошо понимает, что срок его существования подошел к концу.

Выготский

Особенность подхода ученого заключалась в том, что ему удалось связать периоды стабильности и кризиса. В момент рождения малыш попадает в кризис, потом спокойно развивается до года и снова попадает в кризис.

В годовалом возрасте ребенок сталкивается с критической точкой развития

Следующий кризис приходится на три года, после чего покой длится до семи лет. Человеческая психика формируется под воздействием новой среды. Поэтому не стоит бояться появления критических моментов, так как они нужны для улучшения работы организма.

Ребенок учится познавать собственные чувства. Поэтому в подростковый кризис он изучает себя, свою привлекательность и испытывает первую влюбленность. Ему интересны не только принятые нормы, но и нечто запретное.

Выготский также подчеркивал, что кризисы сопровождают человека на протяжении всей жизни. Некоторые его последователи уверены в том, что индивид их переживает каждое десятилетие.

Фрейд

Психоаналитик тоже внес свою лепту в развитие представлений о возрастной периодизации. Его периоды стали называться по тому, каким умением овладевал ребенок на определенном этапе развития.

Первый – это оральный. Малыш может сосать грудь или бутылочку, насыщение приносит ему удовольствие. Анальный – длится с года до трех лет, в это время ребенок учится контролировать позывы в туалет.

В дошкольный период малыш переживает фаллическую стадию, т.е. осознает свой пол

Латентный этап длится с 6 до 12 лет. В это время дети интересуются социальной сферой. Генитальный – начинается с 12 лет и длится до 18 лет. В этот период подросток осознает сексуальность.

В философии, психологии, социологии, биологии есть свои взгляды на возрастную периодизацию. Единого мнения среди специалистов пока нет.

Видео

srazu.pro

Периоды жизни человека

Курсовая работа по возрастной психологии

на тему:

ПЕРИОДЫ ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА

Содержание

Введение

1. Период детства

2. Период зрелости

3. Пожилой возраст

Заключение

Список использованной литературы

Введение

Понятие «возраст» охватывает период от рождения до исчисляемого момента, однако целесообразно учитывать и предшествующий рождению человека период, т.е. эмбриональное развитие, поскольку именно в это время происходит закладка всех отличительных особенностей конкретного человека. Эмбриональный период (эмбриогенез, или зародышевый период) начинается с момента оплодотворения яйцеклетки и завершается выходом молодой особи из тела матери - рождением нового существа. Весь последующий после рождения период называется постэмбриональным. Кроме того, эмбриогенез делят на два периода. В медицинской практике обычно пользуются двумя понятиями: на протяжении первых 8 недель развивающийся организм называют зародышем; начиная с 9-й недели (т.е. с момента образования зачатков органов) – плодом.

Генетические исследования показали, что развитие признаков, свойственных данному организму, происходит под контролем генетического аппарата, т.е. на разных этапах роста и развития организма происходит последовательное включение разных генов.

Изучение генетической программы эмбрионального периода развития организма имеет важное значение для того, чтобы выявить у будущего ребенка предрасположение к различным заболеваниям нервной системы, болезням обмена веществ и другим, которые можно определить именно в период эмбриогенеза. Знание причин возникновения и характера течения подобных болезней, выявляемое в процессе медико-генетического консультирования, дает возможность специалистам рассчитать и «предсказать» степень риска передачи генетических нарушений потомству.

Всю жизнь человека после его рождения делят на определенные возрастные периоды.

Медицинская практика и жизнь вносят свои коррективы в классификации возрастных периодов человека. В частности, всю временную продолжительность жизни человека стали делить на две группы возрастных периодов. Первая из них охватывает период наиболее динамичного и интенсивного роста и развития организма (возрастные периоды у детей с выделением периода внутриутробного развития). Вторая группа (возрастные периоды взрослого человека) охватывает отрезок жизни человека, организм которого после относительно продолжительной стабилизации развития функций и строения начинает испытывать изменения, связанные с последующим старением и неизбежным итогом - смертью индивида. Каждый возрастной криз требует самого внимательного к себе отношения: кто-то нуждается в консультации терапевта, невролога или сексопатолога, кому-то следует обратиться к врачам иной специальности. Но во всех случаях требуется внимательное, доброжелательное и тактичное отношение со стороны родных, близких и просто окружающих людей.

В данной курсовой работе проводится исследование периодов жизни человека.

Для всего периода детства характерны постоянное развитие и рост. На ход развития ребенка оказывают влияние разнообразные внутренние (эндогенные) и внешние (экзогенные) факторы. Под эндогенными факторами понимают особенности организма и его функциональных систем, сформировавшиеся у предков под влиянием среды и унаследованные ребенком, а также образующиеся у самого ребенка под воздействием экзогенных факторов. Остаточные изменения после перенесенных инфекционных заболеваний, травм нервной системы и тому подобные последствия, будучи экзогенного происхождения, становятся после своего образования эндогенными по действию факторами. Доминирующее значение приобретает среда, в которой растет ребенок. Громадную роль играет питание. Правильная организация режима и ухода, профилактика заболеваний - все это может предотвратить нарушения развития детей во всех возрастах.

Период новорожденности характеризуется незаконченностью развития всех органов младенца, который мало приспособлен к факторам окружающей его среды. Длительность этого периода определяется временем адаптации организма новорожденного к новым условиям существования и составляет примерно 10 дней.

Период грудного возраста определяется сроком грудного вскармливания. Условно его продолжительность считается равной 1 году (1-й год жизни). Ребенок в этот период, как и в предыдущий, крайне беспомощен, он требует постоянного и бережного ухода. Недостаточное развитие пищеварительного аппарата при относительно высокой потребности в пище в силу интенсивного роста требует правильной организации питания. Ошибки в определении качества и количества пищи могут способствовать быстрому развитию расстройств пищеварительной системы.

У детей первых 2-3 мес. жизни слабо развита система терморегуляции. Тонкая и легкоранимая кожа, слабость большинства барьерных функций делают детей первых месяцев жизни более подверженными различным инфекциям. Отмечается недостаточность иммунитета. В возрасте 5-10 мес. ребенок наиболее беззащитен относительно инфекций. Это обстоятельство связано со снижением пассивного иммунитета (обусловленного ослаблением действия материнских антител, поступающих в организм ребенка через плаценту или с материнским молоком) и недостаточностью собственного активного иммунитета из-за несовершенства развития иммунной системы детского организма первого года жизни.

Особенно опасно проявление слабости иммунной системы для детей, живущих в крупных городах с развитой промышленностью, а также в крупных промышленных центрах, где в последние годы наблюдаются массовые заболевания детей различного рода аллергическими заболеваниями. Эта проблема получила большую социальную значимость и требует решений со стороны государственных органов. Бедственное состояние экологии во многих районах угрожает здоровью населения, в первую очередь детей и уже рожденных, и еще находящихся в утробе матери.

Дошкольный возраст представляет собой достаточно продолжительный период жизни человека. Обычно его делят на две возрастные группы: ясельный возраст (1-3 года) и собственно дошкольный возраст, или возраст детского сада (3-6 лет).

Такое деление достаточно искусственно и связано в основном с социальными причинами. Ребенок, прошедший ясли и детский сад, более общителен, легко вписывается в новый коллектив, что очень важно при начале обучения в школе, приобретает иммунитет к некоторым инфекциям, которые чаще всего встречаются в детских коллективах, и др. Вместе с тем жизнь показала, что малыш, воспитываемый до 3-4 лет в домашних условиях, обладает более высоким уровнем умственного и физического развития, лучше воспринимает школьную программу, более воспитан. Это, конечно, отмечается в тех случаях, когда дома ребенку уделяют достаточно времени и внимания. Период дошкольного возраста называют еще «периодом молочных зубов». В этом названии подчеркнута биологическая особенность возрастного периода. Действительно, именно в этом возрастном интервале жизни ребенка появляются и вырастают так называемые молочные зубы, что сопровождается развитием и совершенствованием пищеварительной системы. Ребенок постепенно приобретает способность употреблять и усваивать практически любую пищу, что дает возможность увеличиваться росту и массе тела, совершенствоваться двигательным навыкам и т. п.

Дошкольный возраст характеризуется большой подвижностью ребенка, повышенной любознательностью и активностью, стремлением к инициативе и действию. Чтобы предупредить развитие эгоизма и эгоцентризма, вызываемых описанными качествами, ребенка следует приучать к правилам коллективного взаимодействия. Однако такая работа ни в коем случае не должна убивать в нем духа самостоятельности и инициативности, не должна превращать его в «винтик» сложного сообщества, в котором ему приходится существовать. Главное - привить будущему члену общества уважение к себе подобным, научить его жить в обществе, но не подавлять его личность. Это сложная, трудная, но благородная задача. Примеры и «антипримеры» мы легко найдем в нашем обществе, где на протяжении десятилетий происходило целенаправленное уничтожение или «перевоспитание» всех, кто мало-мальски выделялся среди своих соотечественников. Итогом такой «работы» с подрастающим поколением стало изобилие заурядных серых личностей, неспособных к какой-либо самостоятельной и тем более творческой деятельности.

Следует иметь в виду, что у детей дошкольного возраста существует разрыв между стремлением к активному выражению свойственной им подвижности и реальными возможностями организма. Высокая п

mirznanii.com

Этапы жизни человека - это... Что такое Этапы жизни человека?


Этапы жизни человека

Этапы жизни человека, начиная с зачатия:

  • внутриутробный период — начинается от момента зачатия и длится до родов (у матери этот период называется беременность). Продолжительность внутриутробного периода жизни составляет около 38 недель и не учитывается в официальном возрасте человека;
  • младенчество — обычно так называют первый год, а иногда и два, жизни человека, когда он полностью зависит от матери;
  • детство — период жизни до начала полового созревания;
  • отрочество (церковн.) — с 7 до 14 лет, когда согласие на Крещение требуется уже не только от родителей, но и от ребёнка.
  • подростковый период — от начала полового созревания до окончания его первой(главной) стадии. Момент окончания юности в большинстве стран считается моментом совершеннолетия и устанавливается, как правило, около 18 лет;
  • юность — заключительный этап полового созревания, длится около 5-7 лет. На этом этапе человек окончательно формируется как личность;
  • молодость - период жизни от полового созревания, выход на собственную семейную жизнь.
  • зрелость — период жизни от 30 лет до появления симптомов утраты способностей к продолжению рода;
  • пожилой возраст — период жизни после появления таких симптомов.
  • старость — период спада биологических и социальных возможностей.
  • глубокая старость - заключительный период жизни, угасание.

Цитаты

«Люди рождаются, как сказал классик, ради „роскоши человеческого общения“, ради бескорыстного и бесконечно обогащающего духовного взаимообмена собой… А для такого взаимообмена нужна система усиления духовных импульсов, каковой системой и является исскуство…» — Алексей Дидуров.

См. также

Жизнь человека (онтогенез)
Период, этап — представители
Получение жизнеспособности,
0—2 дня
Оплодотворение, зачатие, зачаточный период — зигота
от 2 дней Зародышевый период, эмбриональный период — зародыш, эмбрион
C 8—10-й недели развития
и до рождения
Внутриутробный период, пренатальный период — плод
9 месяцев Рождение
До конца первого месяца
после рождения
Период новорождённости — новорождённый
До 1—1,5 лет Младенчество — младенец, малыш/малышка, дитя
От 1,5 до 4—6 лет
(С 3 лет — начало боязни темноты,
До 3—4 лет — выработка
социоадаптационных рефлексов
(испражнения),
В 3 года — самоосознавание,
До 5—6 лет — импритинг,
непроизвольное запоминание)
Дошкольничество, начало детства — дошкольник, мальчик, девочка, ребёнок
От 5 до 10 лет]]
(окончание боязни темноты)
Младший школьный возраст, середина детства — дошкольник, мальчик, девочка, ребёнок
До начала полового созревания Допубертат, препубертат — ребёнок
Половое созревание Пубертат, пубертатный период
11—12 лет Подростковый период, отрочество, младшеподростковый период — подросток, отрок, отроковица, тинейджер
13—15 лет Подростковый период, отрочество, старшеподростковый период — подросток, отрок, отроковица, тинейджер
16-20 лет (до окончания
полового созревания)
Юность — юноша, девушка, молодёжь, молодые люди
18-21 лет Совершеннолетие — совершеннолетний, молодёжь, молодые люди, юноша, девушка
До образования семьи холостяк, не замужем
Образование семьи Брачный союз — женатый, замужняя, семейный, семейная, продолжение рода
До появления симптомов утраты
способностей к продолжению рода
Зрелость — женщина, мужчина, взрослый
Утрата способностей к
продолжению рода
Старость — старик, пенсионер, пожилой человек, долгожитель
Утрата жизнеспособности
(рекорд — к 122 годам)
Смерть — покойник
Человек разумный

Wikimedia Foundation. 2010.

  • Этап Гран-При по фигурному катанию: NHK Trophy
  • Этап Гран-При по фигурному катанию: Trophée Eric Bompard

Смотреть что такое "Этапы жизни человека" в других словарях:

  • Жизнь человека — Этапы жизни человека, начиная с зачатия: внутриутробный период  начинается от момента зачатия и длится до родов (у матери этот период называется беременность). Продолжительность внутриутробного периода жизни составляет около 38 недель и не… …   Википедия

  • Некоторые этапы эволюции животных —          Эволюционное развитие живых существ следует рассматривать как целостный процесс развития живого населения биосферы от начальных, примитивных форм до современных, наиболее совершенных. Это относится в равной мере к морфологическим и… …   Биологическая энциклопедия

  • Права человека в СССР — Права человека в СССР  комплекс вопросов реализации прав человека (основных свобод и возможностей в экономической, социальной, политической и культурной сферах) в СССР. Большинство подобных вопросов регулировалось конституциями СССР… …   Википедия

  • ГОСТ Р 53692-2009: Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Этапы технологического цикла отходов — Терминология ГОСТ Р 53692 2009: Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Этапы технологического цикла отходов оригинал документа: 3.1.1 жизненный цикл продукции; ЖЦП: Совокупность взаимосвязанных процессов последовательного изменения состояния… …   Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

  • ПОВЕДЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА — предмет исследований современной психологии, включающий способность человека к деятельности в материальной, интеллектуальной и социальной сферах жизни. Поведение человека развивается на протяжении всей его жизни. Так же как тело подвержено… …   Философская энциклопедия

  • Музей Природы и Человека (Ханты-Мансийск) — Музей Природы и Человека …   Википедия

  • кризис середины жизни —    КРИЗИС СЕРЕДИНЫ ЖИЗНИ (с. 332)    «Земную жизнь пройдя до половины, я очутился в сумрачном лесу, утратив правый путь во тьме долины...» Никто из нас не обладает поэтическим даром Данте, однако многим в известную пору жизни приходит в голову… …   Большая психологическая энциклопедия

  • Цветы жизни — Ребёнок человек, не достигший взрослого возраста. Содержание 1 Терминология 2 Половые различия 3 Развитие ребёнка …   Википедия

  • СТАДИИ ЖИЗНИ — (Stages of life; Lebensphasen) естественные или общепризнанные этапы процесса развития (человека), характеризующиеся типами поведения, психологическими или биологическими особенностями или проявлениями.Юнг особое внимание уделял психологическому… …   Словарь по аналитической психологии

  • ФОРМЫ ЖИЗНИ — понятие, первоначально обозначавшее способ ценностной ориентации человека в процессе познания мира. Понятие «Lebensformen» было введено нем. психологом и философом Э. Шпрангером в кн. «Жизненные формы. Психология как наука о духе» (1922).… …   Философская энциклопедия

Книги

  • Этапы духовной жизни. От отцов-пустынников до наших дней, Евдокимов Павел Николаевич. Книга Павла Евдокимова, представителя`второй волны` русского зарубежного православного богословия, профессора Свято-Сергиевского богословского института в Париже, впервые опубликованная в… Подробнее  Купить за 742 грн (только Украина)
  • Этапы пройденного пути. Научная автобиография, Лурия Александр Романович. Книга (1-е изд. - 1982 г.) представляет собой последовательное изложение научных проблем, которые разрабатывались выдающимся российским психологом А. Р. Лурия в течениевсей его жизни. Его… Подробнее  Купить за 634 руб
  • Этапы духовной жизни. От отцов-пустынников до наших дней, Евдокимов Павел Николаевич. Книга Павла Евдокимова, представителя "второй волны" русского зарубежного православного богословия, профессора Свято-Сергиевского богословского института в Париже, впервые опубликованная в… Подробнее  Купить за 579 руб
Другие книги по запросу «Этапы жизни человека» >>

dic.academic.ru

Возрастные периоды жизни человека

Возрастные изменения, старение человека — это реальный, но чрезвычайно сложный, ставящий перед обществом, человеком, наукой большой комплекс важных проблем. Поэтому возраст человека, его старение стали предметом изучения многих научных дисциплин: социологии, этнографии, геронтологии, медицины, психологии и др.

Возрастные периоды — это те или иные временные границы (сроки) начала и завершения каждой стадии жизни, необходимые для завершения определенного этапа морфологического и функционального развития отдельных тканей, органов и организма в целом, а также психологического статуса человека. Они зависят от закономерностей со­зревания организма и начала инволюционных процессов в нем. С позиции современной психологии стадии жизни есть прохождение серии критических точек от рождения до смерти. Каждая стадия представляет собой индивидуальный «кризис», или задачу разви­тия (критическую точку), которая должна быть преодолена инди­видом перед тем, как перейти на следующую жизненную стадию. Успех или полнота выполнения задачи зависит от того, как были усвоены и преодолены предыдущие стадии. Людям, которые с большими сложностями преодолели кризисные стадии первого этапа жизни (до 40 лет), во второй ее половине свойственны "комплексы неполноценности".

Возрастные периоды у детей. Наиболее динамичные и качественно новые изменения происходят в детском и юношеском возра­стных периодах.

Деление на возрастные периоды в детстве отражает, в первую очередь, этапы созревания нервной системы, внутренних органов и жевательного аппарата, а также становление высшей нервной деятельности; внутри каждого из этапов нарастают отно­сительно однородные количественные изменения.

Для периода детства характерна закономерная непрерывность процессов развития и роста. Органы и функциональные си­стемы ребенка с момента его рожде­ния изменяются соответственно периодам детского возраста.

Детскому возрасту предшествует период внутриутробного развития, в котором различают стадию эмбрионального (первые 2 лунных месяца) и плацен­тарного (с 3-го по 10-й лунный ме­сяц) развития.

Внеутробный период развития подразделяют на следующие периоды:

I. Новорожденность (до 4 нед.).

II. Грудной, или младший ясель­ный (первый год жизни).

III. Период молочных зубов (от 1 года до 6—7 лет):

1. Преддошкольный, или старший ясельный возраст (от 1 года до 3 лет).

2. Дошкольный возраст (от 3 до 7 лет).

IV. Младший школьный В. (7 — 12—13 лет). Возрастной этап от 10 до 12—13 лет иногда называют препубертатным периодом; у девочек он начинается в 8—9 лет.

V. Период полового созревания (старший школьный, подростковый, пубертатный возраст) — у девочек с 12 до 16, у мальчиков — с 13 до 17— 18 лет.

Длительность периода новорожденности, имея индивидуально различные сроки, отражает период ада­птации к внеутробным условиям жизни. Для новорожденного харак­терна устойчивость ко многим инфекциям (скарлатина, корь, краснуха, дифтерия, тифы, оспа и др.), связы­ваемая с пассивным иммунитетом, полученным от матери в период внутриутробного развития или с грудным молоком.

Длительность грудного В. опреде­ляется сроком грудного вскармливания. К концу первого года жизни организм доношенного и нормаль­но развивающегося ребенка достига­ет определенной функциональной зрелости, позволяющей перейти на так называемую общую диету. Вместе с тем центральная нервная система ребенка быст­ро истощаема, поэтому он нуждает­ся в продолжительном сне.

В период молочных зубов посте­пенно совершенствуются все функции ребенка. Его организм весьма пластичен и на нем очень отчетливо отражаются все воздействия окру­жающей среды, в том числе и социальные.

В препубертатном, младшем школь­ном возрасте многие органы достигают полного развития, заканчивается морфологическая дифференцировка коры го­ловного мозга и проводящих пу­тей.

Пубертатный, старший школьный период (лат возмужалость) начинается с формирования вторич­ных половых признаков и заканчивается достижением биологиче­ской половой зрелости. Начало и продолжительность периода зави­сят от генетических особенностей индивида, климата, питания и т. д. Пубертатный период не связан жест­ко с календарным возрастом, конец пубертатного периода сливается с юношеским возрастом, в котором заканчива­ется развитие изменений, начавших­ся в предыдущем периоде.

В связи с акселерацией возраст­ные изменения смещаются в сторону более младших возрастных перио­дов. Могут быть отклонения в виде запаздывания или раннего наступления полового соз­ревания, преждевременного разви­тия молочных желез, гинекомастии у мальчиков и т. д.

В дошкольном возрасте происходит даль­нейшее усложнение и дифференцировка психического развития. Более выражено влияние тормозных про­цессов. Ребенок активно восприни­мает окружающий мир, усваивает моральные понятия и представления об обязанностях, проявляет большой интерес к детям. Многие дети начи­нают читать и писать, легко овладе­вают элементами иностранного языка.

В школьном периоде продолжает­ся развитие сложных форм поведения, формируются индивидуальные особенности. У подростков все больше выявляются особенности поведе­ния, связанные с гормональной перестройкой. Мышление отличается склонностью к абстрагированию и обобщению.

В конце юношеского и зрелого возраста завершается морфо-функциональное развитие организма; на выражен­ность показателей морфо-функционального развития в значительной мере влияют конституциональные особенности организма, причем различие в показателях у крайних конституциональ­ных типов может быть довольно рез­ким. В зависимости от конституцио­нальной принадлежности значительно варьирует и возраст, в котором морфо-функциональные признаки получают окончательную, присущую зре­лому состоянию выраженность. Это определяет расхождение сроков хро­нологического и биологического возрастов.

Американский психолог и психоаналитик Эрик Эриксон на жизненном пути человека выделяет 8 психосоциальных кризисов, 5 из которых специфичны (характерны) для возрастных периодов у детей. Первый кризис «решения физиологических потребностей» маленький человек преодолевает на первом году своей жизни, формируя доверительное либо негативное отношение к окружающему миру. Второй кризис «первичного процесса социализации» связан с первым опытом общения, элементарных гигиенических навыков, обучения и т.п. В результате возникает либо первая самостоятельность, либо неуверенность и сомнения в собственных силах. Пройдя третий кризис «дошкольного и младшего школьного возраста», ребёнок становится либо инициативным и уверенным в себе, либо безответственным, покорным и с комплексом постоянной вины. В четвертом кризисе «школьного возраста» закрепляются либо желание трудиться самостоятельно и творчески, либо пассивность, иждивенчество и чувство собственной неполноценности. Из пятого кризиса «подросткового возраста» молодой человек выходит либо с четкими представлениями о своем жизненном пути и своей предназначенности, либо без них.

Возрастные периоды взрослого человека.

I. Юношеский возраст — от 17 до 21 года у мужчин, от 16 до 20 лет у женщин. Характеризуется замедлением роста; длина тела в этом периоде увеличивается в среднем не более чем на 1—2 см.

II. Зрелый возраст — от 21 до 60 лет у мужчин и от 20 до 55 у женщин; подразделяется на два периода: 1-й период — от 21 до 35 лет у мужчин, от 20 до 35 у женщин. Характеризуется прекращением рос­та, расцветом и относительной ус­тойчивостью функций организма; 2-й период — от 35 до 60 лет у мужчин и до 55 у женщин. Характеризуется нейроэндокринной перестройкой, значительным изменением физиол. функций и появлением первых кли­нических проявлений заболеваний, присущих старшим возрастам.

III. Пожилой возраст — от 55—60 до 75 лет у мужчин и женщин. 65-летний рубеж нередко выделяется особо, так как во многих странах это возраст выхода на пенсию. Характеризуется ускоре­нием старения, так как существующие резервы адаптации с трудом ком­пенсируют малозаметные, но нарас­тающие возрастные изменения; по­являются заболевания, свойственные преимущественно этому возрастному периоду (атеросклероз, артериальная гипертония и др.). К пожилым относятся разные люди - от относительно здоровых и крепких до глубоких стариков, обремененных недугами, выходцы из самых разных социальных слоев, имеющие разные уровни образования, квалификации и разные интересы. Большинство из них не работают, получая пенсию по старости.

IV. Старческий возраст — после 75 лет у мужчин и женщин (люди в возрасте старше 90 лет относятся к долгожителям). Харак­терна развернутая инволюция орга­низма: резкое снижение уровня ос­новных физиол. функций, падение надежности адаптации, нарастающая вероятность смерти.

Эволюция организма, определяе­мая влиянием наследственности и экзогенными факторами, не проте­кает гармонично. В отдельные пе­риоды жизни возникают существенно диспропорциональные изменения в разных органах и системах. Так, на границе зрелого и пожилого возрастов вы­деляют особый возрастной промежуток, так называемый климактерический пе­риод, характеризующийся бурными сдвигами в нейрогуморальной регуляции обмена и функций.

Но это лишь градация биологического возраста. Метрическое свойство времени указывает только на количественные показатели возраста, он приблизительно фиксирует физиологическое, психологическое и социальное «качество» человека и его самочувствие. Календарный возраст служит основанием для запрещения или разрешения различных социальных ролей или поведения в соответствующем возрасте. Выполнение этих ролей в соответствии с определенными общественными нормами и предписаниями определяет социальный возраст человека, часто не совпадающий с календарным возрастом.

В своем психологическом развитии взрослый человек так же, как и в детстве, преодолевает оставшиеся три (шестой, седьмой и восьмой) из восьми психосоциальных кризиса по Эриксону.

Шестой кризис «молодого взрослого человека» закрепляет либо расшатывает желание иметь семью, стать отцом или матерью.

Седьмой кризис «зрелого возраста» формирует либо разрушает интерес к собственной семье и её обустройству, к карьере и т.п.

Восьмой кризис «завершения предшествующего жизненного пути» охватывает пожилой возраст человека. От результата подведения жизненного итога зависит то или иное разрешение этого кризиса. Если предыдущие этапы жизни пожилого человека состоялись, то он сохраняет спокойный и уравновешенный взгляд в собственное будущее. Он не страшится смерти, поскольку понимает, что это естественное окончание жизни. В случае разочарования у пожилого человека возникают ощущение бесцельности собственной жизни и бессилия, раздражительность, страх смерти и т.п.

В свою очередь восьмой кризисный период подразделяют на 5 этапов психологического старения человека. Следует отметить условность такого деления, поскольку эти этапы не являются обязательными, они могут отсутствовать или быть разной протяженности по времени.

Первый этап характеризуется сохранением социальных связей с предпенсионным видом деятельности. Пожилой человек может продолжать работать, либо, не работая, читать и писать на специальные темы, контактировать с бывшими коллегами по работе и т.д.

Второй этап – сужение круга интересов за счет выпадения профессиональных привязанностей. Преобладают разговоры на бытовые темы – дети, внуки, дача, телевизионные новости и т.п. В таком пожилом человеке уже трудно узнать его бывшую профессию – военный, врач, инженер, ученый и др. Эти пожилые люди ничем друг от друга не отличаются.

Третий этап – преимущественная забота о личном здоровье. Самая авторитетная фигура в жизни такого пожилого человека – его лечащий врач либо медицинская сестра.

Четвертый этап – страстное желание сохранения самой жизни. Интересы четко ограничены только поддержанием жизненного комфорта, стабильности инфраструктуры (члены семьи, соседи, ровесники, социальный работник и др.), информацией о ещё живых или уже умерших.

Пятый этап – жизненные интерес касается только витальных потребностей – еда, физиологические отправления, сон. Такие пожилые люди безразличны ко всему окружающему, их способность к общению практически утрачена.

studfile.net

12 загадочных циклов в жизни человека

В течение всей своей жизни мы все проходим 12 этапов, соответствующих знакам Зодиака. И есть точка жизни, которая движется со скоростью 4,3 градуса в год, начиная свой путь в Овне, заканчивая в Рыбах.

Мы всегда можем точно определить, с какими проблемами столкнемся в том или ином возрасте. Каждый из нас должен выполнить свою программу в каждом конкретном возрасте и в итоге - за всю жизнь.

Посмотрите, как у вас происходит выполнение программы жизни, сделайте свои выводы.

 

От 0 до 7 лет.

Точка жизни в этом возрасте движется по самому шустрому знаку – Овна.

В малышах бурлит энергия, они непоседливы и любознательны, немедленно хотят знать все и обо всем, и нет такой силы, которая могла бы остановить их.

И не надо сдерживать ребенка в таком возрасте, наоборот, надо больше предоставить ему свободы, ведь ему очень важно самоутвердиться и проявить свои способности.

Задача родителей – привить ребенку чувство любви и сострадания к ближним, не дать развиться эгоизму и жестокости. Ведь девиз этого возраста и Овна: «Я хочу!» Не позволяйте ребенку обижать животных и других малышей, учите бережно относиться к природе, воспитывайте силу воли. Если не сумеете привить ребенку эти качества до семи лет – не привьете никогда!

От 7 до 14 лет


Точка жизни перемещается к куркулистому Тельцу.

Поэтому, господа родители, не потакайте всем материальным желаниям и капризам своего чада. На этом жизненном этапе его необходимо научить контролировать свои эмоции, особенно гнев и агрессию. Необходимо развивать и тренировать память.

Постарайтесь «культурно», но твердо, сформировать круг общения подростка, поскольку в этом возрасте в нем аккумулируется негативная энергетика толпы, что может проявиться потом в жестокости и непримиримости к окружающим. Но и не изолируйте ребенка от ровесников. Большое значение имеет место их встреч и атмосфера.

Также важно заложить основы системного обучения. Постарайтесь, чтобы ребенок побольше усвоил различного изучаемого материала, чем больше – тем лучше. В этом возрасте ребенку довольно легко привить любовь к искусству и эстетике. Самое подходящее время для обучения в музыкальных и художественных школах.

А в 13–14 лет надо прививать и формировать правильное отношение к своим предкам и корням. Можно порассуждать и на философские темы. Уже – пора!

 

С 15 лет до 21 года
 

Точка движется по знаку Близнецов.

Пора активно развивать интеллект и самостоятельное мышление. В 15–16 лет человек входит в социум, где свои законы и правила, которые надо научиться соблюдать, чтобы общество его приняло. Необходимо изжить в себе несобранность, безответственность, тягу к сплетням и спекуляциям.

Родителям пора уже заняться половым воспитанием своих детишек, а то сами все узнают (вообще-то, думаю, эти рекомендации насчет полового воспитания устарели, начинайте его раньше).

В этом возрасте полезно много путешествовать, узнавать культуры других стран, впитывать разнообразную информацию.

 

С 21 до 28 лет
 

Точка жизни – в Раке.

Это очень важный этап в жизни каждого человека. Главная задача – совершенствование внутреннего мира, формирование собственной системы ценностей на основе опыта старших поколений.

Занимаясь самоанализом и духовно совершенствуясь, человек должен постараться избавиться от многих негативных качеств: мнительности, обособленности от окружающих, жадности.

Самое сложное в этом возрасте – преодолеть рубеж 25–26 лет, когда человека одолевают желания все бросить и начать жить заново. В этот период очень важно сделать правильный выбор, поскольку многие уже создали семью. Часто опрометчивые поступки ломают жизнь не только ему, но и близким.

Для того, чтобы не наделать ошибок, нужно наладить прочные духовные узы с родителями и родственниками, просто со старшим поколением. В трудной ситуации они способны реально помочь и словом, и делом.

25–26 лет – самое благоприятное время для рождения детей, поскольку они перенимают от родителей самые лучшие качества их личности.

 

С 28 до 35 лет
 

Точка жизни находится во Льве.

Начинают проявляться склонность к авантюризму, алкоголизму, наркомании; идет приток энергии, который не все могут правильно использовать, многие начинают ее расходовать попусту, предаваясь утехам и развлечениям, часто пустым и никчемным.

Самое лучшее средство борьбы с искушениями – занятия философией, религией, чтение книг, которые поднимают нравственность и чистоту души. Очень важно выбрать верную философскую концепцию, не уйти в сектантство, не накопить негативной энергетики, способной разрушить человека.

Переломный момент – до 32 лет. С 28 лет семейные проблемы уходят на второй план, главным становится собственное эго. Человек старается себя проявить в коллективе, чтобы его заметили, оценили. В 29 лет впервые подводит итоги прожитых лет.

Для женщин очень важен период – 32 года. Время смены чувств, пересмотра своих личных отношений. В этом возрасте часто случаются разводы, заводятся новые любовные связи. Надо постараться проанализировать прошлое, взвесить все «за» и «против», не рубить с плеча сразу. Новые чувства могут продлиться недолго, порой всего лишь год.

 

С 35 до 42 лет
 

Точка жизни находится в Деве.

Настает время, когда человек должен отдать большую часть энергии, накопленной в предыдущем периоде. Необходимы четкость и методичность в подходе к решению самых разных проблем.

Благоприятная пора для профессионального роста и браков по расчету.

Возраст с 37 до 38 лет – кармическая проверка, проверка социумов. Это первый экзамен на то, как вы соблюдаете принципы Зодиака, выполняете ли свою жизненную программу. И если нет, то вас ожидает наказание в виде различных жизненных проблем: увольнение с работы, тяжелая болезнь, предательство друзей.

В этот период надо обязательно уделить пристальное внимание своему здоровью. Особо стоит обратить внимание на своё питание, постараться не зашлаковывать организм.

В возрасте Девы в характере могут проявиться неприятные черты: брюзгливость, придирчивость, скупость, пренебрежение к чувствам и нуждам окружающих. Но главное – готовьтесь к самому ответственному циклу в своей жизни – 42 годам – полуциклу Урана, когда точка жизни пересекает жизненный «экватор». В этом возрасте многие пытаются изменить свою жизнь, как им кажется, в лучшую сторону: меняют семью, место работы, место жительства, увлечения.

 

С 42 до 49 лет
 

Точка жизни движется по знаку Весов.

В этот период человек старается отдаться творчески выбранному в 42 года делу. Этот возраст еще называют «бабьим летом», когда наступает гармония и зрелость и в личной, и в социальной жизни. Все, что было накоплено за предыдущие годы, проанализировано, систематизировано и ждет реализации.

Главная планета Весов – Венера. Именно она руководит человеком в стремлении создать прочные гармоничные связи, следовать законам этики и морали в делах и чувствах.

В этот период надо налаживать социальные связи, устраиваться на новое место работы, проявлять свои организаторские способности и изживать недостатки. Такие, как, например, эгоцентризм, себялюбие, склонность к диктату. Удачное время для развития талантов, если они у вас есть.

 

С 49 до 55 лет
 

Время Скорпиона.

Трудный, критический период в жизни любого человека, особенно – женщин. Приходится менять давно устоявшиеся взгляды, что очень нелегко сделать. Ломка проходит сложно и болезненно. На физическом плане у многих часто возникают онкологические заболевания, у многих (особенно в 52 года) наблюдается сексуальный синдром – повышенная сексуальная неудовлетворенность.

В возрасте Скорпиона человек обладает огромной саморазрушительной силой и ради достижения цели порой готов идти ва-банк. Необходимо контролировать свои эмоции, ни в коем случае не замыкаться в себе и не заниматься самокопанием. Чаще выходите в свет, встречайтесь с друзьями, займитесь изучением психологии, творчеством или коллективной деятельностью.

Этот период благоприятен для раскрытия и совершенствования магических и оккультных способностей. Особенно к этому склонны женщины в 52 года.

Тем же, кто до этого времени вел неправедный образ жизни, судьба предоставляет шанс исправиться, отказаться от заблуждений и начать жить на совершенно новых философских принципах.

 

С 56 до 63 лет
 

В этом возрасте точка жизни движется по знаку Стрельца.

Человек начинает устремляться в философию или религию. У многих появляется суетливая тяга к знаниям, которые они не успели приобрести когда-то. Хочется познать сразу несколько наук, разные философские течения. Но, как правило, это не удается. Меркурий находится в заточении, и, хватаясь за многое, человек не достигает результатов вообще. Постарайтесь выбрать что-то одно и изучить этот предмет поглубже.

В 56 лет человек проходит еще одну проверку социумом. Здесь проявляются все ошибки и промахи, допущенные в возрасте 37 и 38 лет. Кто правильно подошел к этому этапу своего пути, тот занимает высокие посты в обществе. Не прошедшие проверку не достигают поставленных целей и уходят на заслуженный отдых.

 

С 63 до 70 лет
 

Точка жизни движется по знаку Козерога.

Идет Последний Шанс! Именно в 63 года происходит последний выбор человека, когда он при желании МОЖЕТ изменить свою жизнь. Тот, кто совершает неправильный выбор, как правило, уходит из жизни или сильно ее ломает. Особенно это касается людей, которые стремятся создать другую семью: в 90% случаев ничего не выходит. Старое разрушить можно, создать новое – практически нереально.

В возрасте Козерога необходимо отказаться от некоторых стереотипных представлений, окончательно выработать жизненный, философский стержень и научиться давать четкую оценку каждому явлению, каждому событию, но ни в коем случае не навязывать свое мнение и внимательно слушать своих оппонентов.

Очень важно построить отношения со своими близкими правильно, поскольку многие в этом возрасте пытаются проявить к ним деспотизм. Постарайтесь выработать в себе дипломатичность, умение идти на компромиссы.

 

С 70 до 77 лет
 

Время Водолея.

Время созерцания жизни, философского взгляда на нее, взгляда стороннего наблюдателя. В течение всей жизни человек меняет свое отношение к окружающему миру, меняет приоритеты.

В детстве мы говорим: «Я». В юности: «Я и мир». В зрелости: «Мир и я». В возрасте Водолея остается только «МИР».

Эта четвертая ступень восприятия – самая важная в осознании жизни и своего места в ней. Если с годами такое восприятие мира не приходит, то духовные качества человека постепенно начинают угасать, он впадает в маразм, что неизбежно приводит к развалу физического тела.

Время Водолея – время наслаждения одиночеством или семейным уединением со своей половиной, поскольку жизненная программа уже выполнена.

Согласитесь, есть, о чем подумать…опубликовано econet.ru

 Васильченко Анна 

P.S. И помните, всего лишь изменяя свое сознание - мы вместе изменяем мир! © econet

econet.ru

8 важнейших этапов в жизни человека

От момента рождения до завершения жизни обычный человек проходит 8 этапов развития. От того, насколько правильным было развитие личности на каждом из уровней, зависит ощущение полноты жизни, чувство уверенности и удовлетворения пройденным путем.

Этапы человеческой жизни

Психологи насчитали 8 этапов в жизни человека, в каждый из которых происходит развитие его как личности. И для каждого этапа характерны свои цели и задачи. Рассмотрим их подробнее.

1. Первый год жизни (младенчество)

Базовая характеристика этого периода развития человека – доверие к миру. Считается, что ребенок с появлением на свет изначально испытывает доверие к миру, олицетворением которого становится мать. Если она с радостью ждала рождения малыша, любит его, заботится о нем, неотлучна от него и в эмоциональном плане дает ребенку все, что ему необходимо в первый год жизни, то доверие сохраняется. Ребенок даже учится оставаться какое-то время в одиночестве и не испытывает при этом тревоги, потому что знает: мама обязательно вернется. В будущем, став взрослым, доверие к матери трансформируется в доверие ко всему миру.

Однако рождение ребенка может быть связано с разными ситуациями. Не все дети желанны. Не всякая женщина может избежать послеродовой депрессии. Не в каждой семье царит гармония в отношениях между супругами. В результате мать не всегда может давать малышу достаточно любви, заботы и внимания.

Казалось, что он может в этом возрасте понимать? Возможно и не понимает, но чувствует уж точно – тревогу, беспокойство, незащищенность. Испытывает эмоциональный дискомфорт. Вырастая, человек не ощущает себя в безопасности, люди и мир для него враждебны. С подобным мировосприятием невозможно быть счастливым. Человек должен себя перевоспитать, обязан научиться доверять. Тем более что это не так уж и сложно.

2. Второй-третий год жизни (ранний возраст)

Базовая характеристика периода – самостоятельность. В этот период ребенок стремится стать самостоятельным. «Я сам!» – все чаще он произносит эту фразу по любому поводу или же пытается дать понять родителям свое желание, если еще не разговаривает хорошо. Сам ест, хотя может измазать себя и все вокруг, сам одевается, хотя долго и неловко, сам моет руки, разрешая маме просто присутствовать при этом процессе.

Стремление к самостоятельности нужно поощрять, потому что через самостоятельность у ребенка формируются ценные и необходимые в жизни качества. Уверенность в себе. Чувство собственного достоинства. Самоконтроль. Самоуважение. Если сейчас ограничивать самостоятельность малыша, во всем опекать, «душить» его своей заботой, самим же родителям потом будет хуже, не говоря уж о ребенке. Это обернется для него неуверенностью в своих силах, болезненной стеснительностью, излишней робостью, неумением находить общий язык со сверстниками. Такие дети очень зависимы от чужого мнения, несамостоятельны.

3. Четыре-шесть лет (дошкольный возраст)

Базовая характеристика – активность. Ребенок активно познает окружающий мир и самого себя. Он знает, чем ему нравится заниматься. Кто-то любит рисовать и клеить, а кто-то – гонять мяч во дворе. Именно в этом возрасте хорошо отдавать ребенка в спорт, но не для того, чтобы уже сейчас начинать растить из него будущего профессионального спортсмена, а чтобы он стал физически крепким и ловким, знал, что такое самоорганизация и дисциплина.

Так называемые осознанные родители водят малышей на всевозможные кружки, стараясь, чтобы ребенок попробовал все, что только возможно, и нашел занятие для себя, для души. Может быть, это музыка, или рисование, или танцы… Самое трогательное, что ребенок уже сейчас выбирает свою будущую профессию. Когда-то все повально хотели стать космонавтами. Теперь – миллионерами. Я, помнится, одно время планировала танцевать в балете, а потом вдруг решила стать проводницей в поезде. Очень нравилась темно-синяя форма, но самое главное – возможность постоянно путешествовать.

Нельзя смеяться над детской мечтой или запрещать ее. Моя мама, к примеру, уважительно отнеслась к моему выбору поезда как места будущей работы – она не стала меня разубеждать, только удивленно подняла брови. Но в ее глазах я все же прочитала неодобрение. Поощряемая активность дополняется инициативностью, уверенностью в себе, общительностью.

4. Семь-двенадцать лет (школьный возраст)

Базовая характеристика – собственная значимость. Ребенок становится школьником. Школьный класс – это своеобразная модель общества со своей иерархией. Тут свои лидеры, их последователи и антагонисты. Каждый маленький ученик занимает свое место, и где бы он не находился, важно при этом не потерять ощущение собственной значимости – в своих глазах и в глазах коллектива. Но сочетать эти две вещи не всегда удается.

Успешная учеба повышает собственную значимость, но в некоторых школьных коллективах хороший ученик становится объектом насмешек. Интересная внешность, оригинальная прическа, непохожесть на других, что способствует ощущению своей особости, также может превратить ребенка в изгоя. В таких ситуациях очень важна поддержка родителей. Не уставайте повторять ребенку, что он особенный, что он не обязан быть как все, что вы цените его за это качество. И тогда чувство собственной значимости позволит ему успешно пережить трудный период адаптации в классе и остаться самим собой.

5. Тринадцать-девятнадцать лет (юность)

Базовая характеристика – цельность, понимание себя. Это один из самых сложных периодов в жизни человека. Начинается он с подросткового кризиса, когда растущий ребенок пытается ощутить свою цельность, «отдельность», понять себя через конфликт с миром взрослых. Наверное, отчужденность в этот период вполне закономерна. Он должен отойти от родителей, чтобы понять, кто он и чего хочет.

Многие подростки испытывают при этом душевный разлад. А родителям нужно быть мягче, мудрее, понимать, как тяжело сейчас взрослеющему ребенку, и доказывать ему, что он им дорого несмотря ни на что. К 16-ти годам период противостояния, к счастью, заканчивается, но молодой человек продолжает утверждать свою целостность. Он хочет четко уяснить для себя, что ему нравится в этом мире, а что нет. Какие ценности для него важны. Какие книги, какую музыку он любит. Какие отношения с противоположным полом собирается выстраивать. Чем будет заниматься в будущем, где будет учиться.

6. Двадцать-тридцать лет (ранняя зрелость)

Базовая характеристика – жажда любви и успеха. Представление о счастье в этот период связано с взаимным чувством и близкими отношениями. Причем если в прошлые годы любовь непременно должна была перетекать в законный брак, то теперь ничто не мешает юношам и девушкам обитать под одной крышей и без официальной регистрации отношений. Подобную тенденцию нельзя оценивать категориями «плохо» или «хорошо». Ее нужно воспринимать как данность: вот такой сейчас мир, и все тут!

Но, наряду с поисками или ожиданием любви, молодые люди упорно ищут свое место в жизни. Оканчивают учебу, устраиваются на работу, начинают делать карьеру. Очень симптоматично, что право строить свободные отношения с представителями противоположного пола сейчас увязывается с самостоятельностью и независимостью в финансовом отношении.

7. Тридцать-семьдесят лет (средняя зрелость)

Базовая характеристика – забота. Забота подразумевает ответственность, которую человек проявляет во всех сферах жизни. Он заботится о семье, о детях. Опекает родителей, которые с возрастом все больше нуждаются в нем. Отвечает за развитие своего дела и благополучие сотрудников. Особо активным и неравнодушным этого оказывается мало, для того чтобы в полной мере ощущать собственную значимость. Такие занимаются общественной деятельностью, политикой, пытаясь изменить страну и мир к лучшему.

8. Зрелость

Базовая характеристика – мудрость. В этот период человек подводит своеобразные итоги. Мысленным взором он оглядывает все этапы своей жизни и говорит себе: я доволен. Он ценит все, что с ним произошло на долгом пути. Благодарен за все встречи. Сделал выводы из всех ошибок. Простил всех врагов и обидчиков. А сейчас испытывает душевный комфорт и радость жизни. И самое главное – у него нет страха смерти.

© Ильина Наталия, BBF.RU

bbf.ru

Урок № 59. Возрастные периоды жизни человека

Полная версия разработки уроков « Человек и окружающая Среда» (68час)

Тип урока- комбинированный

Методы: частично-поисковый, про­блемного изложения, репродуктивный, объясни­тельно-иллюстративный.

Цели:

-осознание жизни как наивысшей ценности, умение строить свои отношения с природой и обществом на основе уважения к жизни, ко всему живому как уникальной и бесценной части биосферы;

-разностороннее развитие личности учащихся: наблюдательности, устойчивого познавательного интереса, стремление к самообразованию и применению полученных знаний на практике;

-формирование санитарно- гигиенической культуры, их экологического мышления и нравственности.

Задачи:

Образовательные: обладать определенными эко­логическими знаниями и гигиеническими знаниями - важную составляющую культуры каждого человека;

Развивающие: развивать познавательно - практическую направленность, свободу и творческую мысль, обще-учебные умения работы с научно- популярной литературойи интернет источниками

Воспитательные: воспитывать учащихся средствами данного урока для развития физически и нравственно здорового человеческого об­щества.

УУД

Регулятивные: организовывать своё рабочее место под руководством учителя; определять план выполнения заданий на уроке, оценивать результат своей деятельности.

Коммуникативные: участвовать в диалоге на уроке; отвечать на вопросы учителя, товари­щей по классу; слушать и понимать речь других; работать в малой группе.

Познавательные: ориентироваться в учебнике; находить нужную информацию в тексте учебной статьи.

Планируемые результаты

Предметные

влияние человека на отдельные компоненты природы и влияние природы на все стороны человеческой деятельности;

подготовку школьников к практической деятельности в области биологии, экологии и медицины;

- установление гармоничных отношений с природой, со всем живым, как главной ценностью на Земле.

основную биоэкологическую терминологию и символику

Личностные:

формирование интереса к глобальной проблеме, полу­чившую название: «экологическая проблема», которая связана с ухудшением качественных характеристик окружающей человека.

Межпредметные: связи с такими учебными дисциплинами как биология, химия, физика, география - будут способствовать более высокому уровню владения навыками по данному курсу и реализации задач предпрофильной подготовки школьников.

Форма урока- традиционная

Технология- проблемного обучения

Изучение нового материала

Возрастные периоды жизни человека

Жизненный путь каждого человека; от рождения до смерти чрез­вычайно сложен. По мере роста и развития в организме происходят глубочайшие изменения. В начале жизни в детстве и юности идет бурный рост организма, развитие физиологических и интеллектуаль­ных качеств, все жизненные проявления организма активны. В зре­лости все физиологические и духовные процессы уравновешиваются и стабилизируются. В этот период человек активно трудится, познает себя и окружающий мир, развивается и совершенствуется его интел­лектуальная деятельность. В конце жизни наступает постепенное за­тухание всех функций организма, ограниченность подвижности организма, его старение. Старение— закономерный физиологичес­кий процесс, присущий всем живым организмам на Земле.

Жизненный путь человека условно можно разделить на опре­деленные возрастные периоды. Условность разделения определя­ется социальной и природной средой, в которой растет, формируется и живет организм человека. Так, например, возрастные периоды жизни народов Севера отличаются от возрастных периодов южан. Возрастные периоды жизни человека определяются также перио­дами биологической и социальной зрелости организма. Условно можно разделить детский и юношеский возраст. Он охватывает период от рождения человека до окончания школы, т. е. до 17 лет. Молодость от 17 до 30 лет, зрелость от 30 до 60 лет, старость от 60 лет до смерти. Каждый возрастной период жизни человека сопро­вождается определенными физиологическими и духовными изме­нениями тем образом жизни, который ведет человек, той социальной сфе­рой, в которой он формируется, растет и развивается.

В жизненных, процессах человеческого организма существуют критические периоды. Крупнейший советский физиолог Н, И. Вве­денский считал, что каждый молодой организм в нормальных ус­ловиях носит в себе громадный запас сил и природных задатков: В течение жизни лишь малая их часть реализуется, а остальные так и остаются невостребованными. Поэтому важнейшей задачей родителей и воспитателей является выявление и раскрытие в де­тях тех дарований, способностей и талантов, которые природа за­ложила в организм человека: Было установлено, что в развитии человека существуют определенные критические периоды, в кото­рых соответствующие двигательные или умственные функции раз­виваются особенно быстро

Так, например, в возрасте до 5 лет ребенок особенно, легко обучается языку, музыке, у него проявляются художественные спо­собности, развивается наблюдательность, любознательное.™ в познании окружающего мира. В более старшем возрасте эти способности значительно утрачиваются, но зато в возрасте 6—7 лет у ребенка формируется быстрота движений, т. е. в эго время созревают отделы нервной системы, обеспечивающие координа­цию мышечных усилий. В 10—14 лет интенсивно увеличивается общая выносливость человека за счет роста объема мышечной массы организма и увеличения вентиляционной функции легких. Мышеч­ная же сила наиболее интенсивно нарастает от 13 до 16 лет. В более старшем возрасте возникают самые благоприятные условия для занятия спортом, формирования профессиональных навыков, требующих наибольшей координации движений, силы, ловкости, выносливости и внимания.

В процессе жизнедеятельности организма человека наступают периоды биологической и социальной зрелости. Биологи­ческая зрелость организма связана с половым созреванием и способностью к продолжению рода. Весь процесс роста закан­чивается у юношей к 18—19 годам, у девушек к 16- 17 годам. Темпы роста у мальчиков и девочек отличны, поскольку половое созревание начинается у девочек примерно на два года раньше, чем у мальчиков (у девочек в среднем в 11 —13 лет, у мальчиков в 13—15 лет). Вследствие этого мальчики опять становятся выше девочек. В период полового созревания происходит не только Интенсивный рост организма, но и формирование вторичных по­ловых признаков. Первый признак биологической зрелости у де­вочек — развитие грудных желез, затем появление волос на лобке, далее в подмышечных впадинах и начало менструаций. Матка и влагалище развиваются одновременно с формировани­ем грудных желез. У мальчиков в ранний период признаки био­логической зрелости проявляются в ускоренном росте яичек и мошонки, в ломке голоса, развитии волос на лобке, в подмышеч­ных впадинах и, наконец, в появлении усов и бороды. Изменчи­вость в наступлении периода полового созревания исключительно велика.


 

Социальная зрелость предполагает, такой уровень развития организма, когда молодой человек способен активно участвовать в жизни социального общества, в котором, он существует. В на­шей стране социальная зрелость наступает с получением юношей и девушкой паспорта, документа, подтверждающего принадлежность данного человека к социальной среде, в которой он живет и форми­руется. Это происходит в 16 лет. Однако это еще не полная социаль­ная зрелость, а именно ее первый этап. Полная социальная зре­лость наступает в 18 лет, т. е. в тот период, когда каждый член данной социальной системы может принимать активное участие в ее строительстве, развитии и жизнеобеспечении. Этот период свя­зан с совершеннолетием молодого человека. Причем каждая соци­альная система сама определяет период социального/созревания своих членов. Так, во многих государствах период совершеннолетия молодого человека связан с 20—21 годами, когда молодой человек или девушка могут самостоятельно принимать решения, Подчиня­ясь законодательной системе данной социальной среды.

С ростом культуры общества, повышением благосостояния на­рода растет и продолжительность человеческой жизни.

Подумайте и ответьте 1. В какие возрастные периоды жизни челове­ка идет бурный рост и развитие организма? 2. Какой возрастной период жизнедеятельности организма человека связан с процессами стабилиза­ции? 3. Какие теорий связаны с научным обоснованием старения орга­низма человека? 4. Какие критические периоды в жизнедеятельности че­ловека вы можете назвать? Каковы их особенности? 5. Что такое биоло­гическая зрелость организма? Как она проявляется? 6. Что такое соци­альная зрелость человека? Какова ее особенность.

Объясните значение терминов: детство, юность, зрелость, старость, критические периоды, биологическая зрелость.

Возрастные периоды

 

 

 

4 этапа жизни для всех людей

 

 

 

Подход с учетом всех этапов жизни человека

 

 

 

Как определить зрелость личности?

 

 

Ресурсы:

Анастасова Л.П. и др. Человек и окружающая среда. Учебник для дифференцированного обучения 9класс. Москва « Просвещение» 1997г.320с

Сайт YouTube: https://www.youtube.com /

Хостинг презентаций

- http://ppt4web.ru/nachalnaja-shkola/prezentacija-k-uroku-okruzhajushhego-mira-vo-klasse-chto-takoe-ehkonomika.html


 


 

xn--j1ahfl.xn--p1ai

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о