Малышу 3 месяца – Что должен уметь ребенок в 3 месяца – развитие малыша в 3 месяца жизни

Содержание

Ребенку 3 месяца

Ребенку 3 месяца: как развивается малыш, каковы его достижения к концу месяца, как проводить развивающие игры и упражнения с трехмесячным малышом, какие игрушки нужны малышу с 3 месяцев. Обо всем, что важно для развития ребенка в 3 месяца, Вы узнаете из этой статьи.

Вашему малышу уже три месяца! Он улыбается Вам, гулит, отвечает на Ваши слова «комплексом оживления», тянется за игрушкой, лежит на животе с опорой на предплечья. «Комплекс оживления» уже может возникать не только  как ответ на  Ваши слова и улыбку, а по собственному желанию малыша – так малыш привлекает к себе внимание.

Что же главное в дальнейшем развитии ребенка? Какие главные задачи нужно решить на четвертом месяце жизни малыша?

На четвертом месяце жизни самым главным для малыша является  его эмоциональное развитие. Именно эмоциональное общение с близкими взрослыми ведет за собой развитие сенсорное, моторное, познавательное, речевое.

Основные линии развития ребенка в 3 месяца это:

  • эмоциональное общение с близкими взрослыми в играх-перекличках, диалогах;
  • овладение хватательными движениями;
  • развитие речевых реакций для привлечения к себе внимания; гуление и гуканье;
  • развитие  мышц рук, ног, спины и подготовка к повороту с живота на бок;
  • совершенствование зрительного и слухового сосредоточения.

С ребенком 3 месяцев можно и нужно проводить игры-занятия. Каждая такая игра длится 3-5 минут и состоит из ласкового разговора с ребенком, показа игрушки, упражнения. Такие игры-беседы с мамой не займут много времени, но внесут огромный вклад в развитие ребенка. Примерная рекомендация – проводить их 4 раза в день по 5 минут. Лучше всего это делать через 40 минут – час после пробуждения, когда ребенок хорошо себя чувствует.

Далее в статье я даю основные задачи развития ребенка 3 месяцев и по каждой задаче развивающие игры и упражнения для занятий с мамы с малышом.

Какие развивающие игры и упражнения нужны ребенку 3 месяцев и как их проводить?

Задача 1. Учимся произносить звуки

Ребенок в 2-3 месяца начинает произносить короткие согласные звуки – гукать. Сначала это мягкие согласные, потом твердые – н, м, п, т, д.

Для развития речи ребенка нужно обязательно проводить переклички – диалоги с ним. В перекличках малыш должен видеть лицо взрослого (контакт «глаза в глаза»).

Перекличка проводится очень просто. Сначала взрослый повторяет те звуки малыша, очень эмоционально беседует с ним, утрированно тянет – произносит эти звуки. Малыш ему отвечает. Затем взрослый говорит звуки, а малыш повторяет.

Игры – переклички учат вслушиваться в речь, выделять в речевом потоке отдельные звуки, интонации, развивают артикуляционный аппарат малыша, что предупреждает в дальнейшем нарушения речи.

Как провести игру-занятие с перекличками с ребенком в 3 месяца:

Такая игра-занятие займет примерно 5-6 минут и будет состоять из трех частей.

Часть 1. Перекличка с мамой.

Мама ласково разговаривает с малышом, называет его по имени, поглаживает. Мама должна говорить очень четко и медленно, чтобы малыш начал вслушиваться в ее речь. Можно использовать пестушки, потешки, короткие стишки, говорить отдельные звуки – А, О, У, И с разными интонациями (удивленно, огорченно, ласково, восхищенно, воспросительно). Для трехмесячного ребенка очень важно, чтобы мама напевно произносила гласные во всех потешках, — «петушооооооок – петушоооооок, золотоооооой гребешооооооок». Длится такой разговор примерно полторы минуты.

После этого взрослый делает паузу. Пауза нужна для того, чтобы малыш произнес ответные звуки. Ребенок реагирует на звучание гласного, «выдавая» звук в своем исполнении: оооо. Это происходит не сразу после образца взрослого!

Если взрослый говорит разные звуки без остановок, то часто встречается такая ситуация. Взрослый уже начал говорить другой звук, а малыш продолжает тянуть предыдущий. Поэтому и нужна пауза, чтобы ребенок успел отреагировать.

При разговоре взрослый утрированно произносит интонации, чтобы малыш их различал,  разговаривает с энтузиазмом, с яркими эмоциями.

Такую перекличку можно проводить по очереди с разными гласными – А, У, И. О.

В 3 месяца взрослый может уже не спешить говорить в перекличке первым и этим вызывать у ребенка «комплекс оживления». Надо дать возможность ребенку проявить инициативу. Это малыш уже умеет! Видя близкого взрослого, ребенок в 3 месяца начинает привлекать к себе его внимание улыбкой, радостными движениями, гулением (гулением называется певучее протягивание гласных звуков)

Часть 2. Упражнение с  игрушками (их описание будет дано дальше)

Мама показывает звучащую игрушку или обычную игрушку.

Если это погремушка на ручке, то проводится упражнение по развитию умения схватывать и удерживать предметы.

Если это игрушка для театра бибабо (кукла, надевающаяся на руку), то прочитайте о ней стишок, перемещайте куклу в разных направлениях. Как только малыш проследил за направлением перемещения игрушки, начинайте ее перемещать по-другому. Затем поднесите игрушку поближе к малышу, подтолкните ручку ребенка к ней, помогая ему схватить игрушку.

Если это музыкальный инструмент (бубен, барабан, металлофон, ложки и т.д.), то мама играет на нем и передвигает предмет в поле зрения ребенка, чтобы он стал за ним следить. Все действия с игрушкой мама сопровождает речью! Это очень важно! Называйте, что это такое, что Вы делаете, какая игрушка, как она звучит. Например: «Бум-бум, ба-ра-бааан! Бум-бум, ба-ра-бан! Сейчас будем барабанить – бум-бум, бум-бум! Громко барабаним: бум-бум!» После показа игрушки, сопровождаемого речью взрослого, снова делается пауза, чтобы малыш смог отреагировать.

 

Часть 3. Диалог с мамой. Мама убирает игрушку и начинает общение с малышом (как и в первой части игры-занятия). Используются другая потешка или пестушка. Слова потешки надо произносить очень выразительно, с разной интонацией, то громче, то тише, с разными эмоциями.

Можно провести эту часть игры-занятия по-другому — произносить звуки беззвучно (а, о, у, и) но так, чтобы по губам было видно, какой это звук. Для этого утрированно произносим молча эти звуки. Малыш должен хорошо видеть Ваше лицо. Это вызывает у малыша желание подражать и он будет двигать губы, пробовать по-разному шевелить ими. Так малыш будет учиться воспроизводить звуки. Это упражнение важно для развития артикуляционного аппарата малыша и для предупреждения речевых нарушений в дальнейшем.

На этом пятиминутная игра-занятие из трех частей заканчивается.

Для своевременного речевого развития малыша читайте ему стихи стихи во время купания, переодевания, пробуждения, укладывания спать, разговаривайте с младенцем – называйте предметы, действия, признаки (теплый, легкий, веселый, пушистый и др.) Так малыш приучится вслушиваться в речь взрослого, выделять в ней отдельные слова и звуки. Очень хороши для малышей потешки и стихи с повторяющимися звуками. Целую коллекцию стихов для самых маленьких, колыбельных и пестушек Вы найдете в статьях «Стихи для новорожденных и самых маленьких», «Пестушки: русские традиции и обычаи», «Колыбельные для малышей: как правильно выбрать колыбельную и как ее петь?».

Затраченное время и силы на разговоры с малышом с лихвой вернутся к Вам, когда ребенок заговорит. Тогда Вы заметите, что малыш употребляет намного больше слов, чем его сверстники, быстрее начнет строить предложения, более активен и самостоятелен, быстро запоминает новые слова и легко их повторяет.

Беседуя с малышом во время кормления, купания, переодевания, укладывания спать, игры, надо использовать в своей речи разные интонации – восклицание, удивление, огорчение, вопрос, утверждение. «Где же наше полотенце? (вопрос) Вот оно! Белое, пушистое! (восхищение). Сейчас мы будем вытираться чистым полотенцем. Вот так! (радость). Где у Миши ручки? (вопрос) Вот они, ручки! (радость) Где у Мишеньки ножки? (вопрос) Вот ножки! (радость)… Ой, упало (огорчение) и т.д.» Важно, чтобы Ваше лицо (мимика) отражали Ваши эмоции! Так мы закладываем у малыша культуру эмоций, знакомим его с разными эмоциями человека – радость, огорчение, удивление, восхищение.

Ребенок возрасте 3 месяцев уже реагирует и на простые маски, на которых показана эмоция, следит за ними глазами при их перемещении, улыбается им.

Задача 2. Учим ребенка различать свое имя

Малыша в 3 месяца нужно как можно чаще называть по имени, использовать его имя в колыбельных. Называть имя малыша надо в разных формах, например: Ваня – Ванечка – Ванюша – Ванюшка.

Когда наши бабушки и прабабушки заботились о младенцах, они всегда в пестушках, потешках, колыбельных называли имя ребенка. Именно в три месяца малыш начинает выделять свое имя из потока речи и узнавать его. Разумеется, это не означает, что до трех месяцев не нужно называть ребенка по имени. Здесь важно другое – привлечь внимание трехмесячного младенца к звучанию его имени.

Для этого разговаривайте с малышом в течение дня, по-разному его называя: «Вот наша Маша встала! Маааашенька – Машуня проснулась! Будем с Машей умываться, будем с Машулей одеваться! Какое у Маааашеньки имя красивое!» Произнося имя ребенка, гладьте его, улыбайтесь. Через некоторое время Вы заметите, что ребенок начал поворачивать к Вам голову, услышав свое имя. Значит, он уже выделяет это слово в потоке речи и понимает, что его зовут!

Задача 3.  Развиваем хватательные движения ребенка

У малыша в 3 месяца пальцы начинают постепенно разгибаться. До этого они были плотно сжаты в кулачок. Поэтому малыш уже может захватывать предмет и игрушку. В три месяца развивается способность ребенка сначала случайно, а затем целенаправленно дотрагиваться до игрушек. Поэтому для игр с ребенком нужно приобрести игрушки или предметы с ручкой, за которую малыш сможет ухватиться. Можно использовать хохломские ложки (но не большие, а маленькие и легкие)

Именно с трех месяцев нужно помочь малышу в развитии зрительно-моторной координации, то есть в развитии согласованности движений глаз и рук, в развитии умения дотягиваться до игрушки и схватить ее (используются игрушки разной формы). Для этого мы проводим с ребенком упражнения с игрушками.

Упражнения с игрушками: как научить ребенка захватывать и удерживать игрушки

Что нужно приготовить:

деревянную хохломскую ложку или погремушку с ручкой или кольцо 10-15 см в диаметре (можно взять кольцо от пирамидки). Для упражнения нужна только одна игрушка, не используйте в одной игре больше одной игрушки! В последующих играх используйте уже другую игрушку. Чередуйте игрушки разной формы, разного цвета, используйте упражнения в разных вариантах.

Согласно требованиям, удобная для захвата игрушка имеет ручку длиной примерно 10 и более сантиметров. Именно такую игрушку лучше выбрать для первых упражнений. В дальнейшем малыш сможет захватывать и игрушки других размеров – более мелких.

Как провести игру:

Вариант 1. Мама привлекает внимание малыша к погремушке с ручкой (предмету с ручкой), разговаривает с ребенком, гремит погремушкой. Игрушку надо держать на расстоянии 20-30 см над грудью малыша. Ребенок начинает следить взглядом за игрушкой. Затем мама вкладывает игрушку в ручку малышу  — в его ладошку. Можно попробовать легонько «отобрать» игрушку. Слегка потяните игрушку к себе, чтобы ребенок почувствовал мышечное напряжение. Вскоре малыш сам начнет тянуть ручки за предметами.

Важно, чтобы взрослые проводя это упражнение, сопровождали свои действия речью: «Вот какая погремушка! Красивая! Где погремушка? (передвигая игрушку, с вопросительной интонацией) Вот она! (с восклицательной интонацией). На, Катюша, игрушку (вкладывая в ладошку малышки)»

Вариант 2. Подвесьте игрушку ближе к правой или левой ручке ребенка (погремушку подвесьте вниз ручкой). Не спешите вкладывать погремушку в ручку малыша. Упражнение нужно для того, чтобы малыш это сделал сам! Чтобы развивались активные действия руки ребенка! А не активные действия руки мамы J. Поэтому делаем всё не спеша и не подгоняя ребенка.

Сначала дотроньтесь погремушкой до тыльной стороны ручки ребенка, позвените, привлеките внимание к игрушке. Чтобы игрушка привлекла внимание малыша, она должна быть яркой! Малыш должен сам проявить интерес к игрушке и взять ее в руку. Если игрушка не привлекла внимание ребенка, можно снять ее и подвесить другую, привлекая к ней внимание, сопровождая действия с игрушкой своей речью и улыбаясь малышу: «Вот какая птичка прилетела. Птичка летает. Как она летает? (перемещая игрушку и звеня ей). Птичка села на ручку Кате. Вот какая птичка!» и т.д.

Вариант 3. Возьмите разноцветные слингобусы или сделайте яркие детские бусы из очень крупных деревянных разноцветных бусин на крепком шнуре. Позвените, постучите ими, привлеките к ним внимание. Если малыш не тянется к предмету, протяните сами предмет поближе к ребенку и держите на близком расстоянии. Малыш начнет тянуться к бусам.

Вариант 4. Вложите в руку малыша резиновую игрушку с пищалкой. Или погремушку. Помогите малышу потрясти игрушкой или сжать ее.

Для всех вариантов этого упражнения сначала используйте крупные игрушки, которые малышу легче захватить. Затем можно брать более мелкие игрушки (5 см). Играет малыш под присмотром взрослого!

Игрушки для  захватывания удобно подвешивать к стойке в виде буквы Г, укрепленной на кроватке ребенка.

Очень важно хвалить малыша, захватившего игрушку! В три месяца ребенок уже понимает похвалу взрослого и начинает радоваться своим успехом! Поэтому игры нужно проводить эмоционально и не скупиться на похвалу! Это для нас просто – захватить игрушку руками! А Вы попробуйте провести такой эксперимент — лечь на спину и схватить качающуюся игрушку… ногами.  Очень непростая задача! Ребенку нужно научиться управлять своими ручками, и ему приходится приложить большие усилия, чтобы скоординироваться движения своих рук! И ему очень приятна похвала и поощрения за усилия!

rodnaya-tropinka.ru

Развитие ребенка по месяцам: ребенок в 3 месяца

Вашему ребенку 3 месяца! Какой симпатяга! Ребенок в 3 месяца уже часто улыбается и, вполне вероятно, начал имитировать то, что слышит и видит (следите за тем, что делаете, мама!). Болтайте с ним на протяжении всего дня, описывая то, что вы делаете, как это делаете, куда идете – и вот так малыш в конечном счёте научится говорить! Изучая развитие ребенка по месяцам, вы узнаете, что дети быстро учатся, но не будьте слишком строгими. Объяснять им нужно ясно и просто (и ни в коем случае не забывать про перерыв).

Развитие ребенка в 3 месяца

Малыш уже более активен и общителен в свои 3 месяца, не так ли? Он умелей управляет своим телом, все больше узнает о людях и взаимодействует с ними, весело проводя время.

Рост и вес ребенка в 3 месяца

Родители хотят знать: Сколько должен весить ребенок в 3 месяца? Средний вес трехмесячной девочки составляет 5, 850 кг, а мальчика – 6, 400 кг. Средний рост для малышек – 59,7 см, для малышей – 61,5 см. Относятся ли параметры вашего чада ближе к средним или нет, неважно; гораздо важнее, чтобы развитие ребенка по месяцам происходило в здоровых темпах. Ребенок, вероятнее всего, набрал еще 680-900 грамм и подрос на 3,8 см в этом месяце. Размер его головы увеличился на 1,2 см.

Часто бывает, что дети в 3 месяца испытывают скачок роста. Главными признаками увеличений темпов роста являются голод и капризность ребенка, ночные пробуждения. Не переживайте – эти скачки роста временны! Давайте ребенку больше кушать, спать, обнимайте чаще, если вам кажется, что он этого хочет. И старайтесь на расстраиваться из-за внезапных перемен.

Пять чувств

В 3 месяца органы чувств развиваются быстрее.

  • Малыш учится быть искусным собеседником, устанавливая зрительный контакт с вами; и сейчас он узнает ваше лицо.
  • Он следит глазами за движущимися объектами.
  • Кроха улыбается, когда слышит ваш голос.
Знаковое событие

Что должен уметь ребенок в 3 месяца?

  • Малютка копирует некоторые звуки, движения, выражения лица и начинает лепетать.
  • Вероятно, кроха в 3 месяца во время лежания на животе уже поднимает голову и грудную клетку, удерживаясь на ручках.
  • Он сжимает и разжимает кулачки.
  • Когда вы держите ребенка в вертикальном положении, он будет топать по полу или по вашим коленям.
  • Он бьет и пинает висящие над ним игрушки.
  • Малыш может ухватить и трясти игрушкой.

Если вы заметили у ребенка следующие признаки медицинских симптомов или проблем в развитии, это повод обратиться к врачу:

  • Малыш не реагирует на громкие звуки и не улыбается, когда вы разговариваете.
  • Не следит глазами за движущимися объектами.
  • Не улыбается в компании людей, не лепечет.
  • Не может хватать и держать предметы.
  • Не тянет ручки или игрушки в рот.
  • Глаза ребенка косят почти все время.
  • Не обращает внимание на новые лица.
  • Не топчет ножками в вертикальном положении на плоской поверхности.

Развитие ребенка по месяцам: ребенок в 3 месяца

Мой трехмесячный малыш здоров?

Вот ответы на некоторые частозадаваемые вопросы от родителей трехмесячных деток. По всем вопросам, которые вас беспокоят, лучше обращаться к специалисту.

Как часто должен какать трехмесячный ребенок? Детки на грудном вскармливании могут не какать несколько дней и быть при этом абсолютно здоровыми. Если малыш ведет себя спокойно, а его животик мягкий, с ним все нормально. Новорожденные на искуственном вскармливании какают, как минимум, 1 раз в день. Не пугайтесь, это все потому, что грудное молоко и детские смеси по-разному перевариваются.

Понос у грудничка в 3 месяца. Что делать? Понос у ребенка может быть вызван бактериальной инфекцией (стафилококк, сальмонелла, шигелла), вирусом, аллергией, пищевым отравлением или даже паразитарной инфекцией. Не следует давать малышу препараты от диареи, лучше поить достаточным количеством жидкости (молоком или молочной смесью). Если вы заметили кровь в стуле, признаки обезвоживания и высокой температуры, обратитесь к врачу.

У моего трехмесячного малыша выпадают волосы. Это нормально? В большинстве случаев потеря волос не требует медицинского вмешательства, но если вы заметили и другие симптомы (вялость, потеря аппетита, высокая температура), обратитесь к врачу.

У ребенка могут прорезываться зубы в 3 месяца? Да, конечно! Все индивидуально, но, как правило, первые зубы начинают появляться в 3-6 месяцев, а у некоторых деток зубов может не быть и до года. Если есть следующие симптомы – плач, высокая температура (38 ° С), опухшие десны, плохой сон, потеря аппетита и пускание слюней – будьте уверены, ваш малыш скоро станет богат первыми в его жизни зубами.

Мой малыш часто отрыгивает. Это нормально? Если дети изредка отрыгивают, но в остальное время чувствуют себя нормально, счастливы и хорошо растут, у них может быть детский кислотный рефлюкс. Но не переживайте, это нормально и очень распространено среди младенцев, и рефлюкс просто стоит переждать. Но если добавляются еще и такие симптомы, как потеря веса, раздражительность, проблемы со сном, боль в животе, отказ от кормления, стоит обратится к педиатру.

Трехмесячный младенец кашляет. Что делать? Кашель в этом возрасте инстинктивно помогает устранить мокроту или слизь, держать дыхательные пути чистыми. Но так же кашель может быть вызван аллергией или астмой. В последних двух случаях и, если у ребенка наблюдается жар, одышки, он кашляет уже несколько дней, стоит обратиться к врачу.

Насморк у ребенка в 3 месяца. Что делать? Дети часто болеют, поэтому насморк среди них встречается часто. Но так же причиной заложенности носа могут стать аллергия или инфекция. Медикаменты ребенок в 3 месяца воспримет плохо. Лучше капнуть солевым раствором в каждую ноздрю и отсосать мокроту с помощью аспиратора-спринцовки. Можно так же поставить в комнате младенца увлажнитель воздуха, чтобы ему легче дышалось. Если насморк длится более двух недель, обратитесь к врачу.

Питание ребенка в 3 месяца

В последние пару месяцев аппетит малыша несомненно улучшился! И он знает, как донести вам то, что он голоден.

Сколько должен есть ребенок в 3 месяца?

Искусcтвенное вскармливание: Сколько смеси должен съедать ребенок? Как правило, 142 грамма смеси 6-8 раз в день.

Грудное вскарливание: Считается нормальным кормить грудью новорожденных в этом возрасте каждые 3-4 часа, но каждый грудничок может слегка отличаться от других. Важно то, чтобы ребенок был удовлетворен трапезой, ваша грудь казалась опустевшей (при этом она мягкая), и младенец набирает вес в здоровых темпах.

Чтобы удостовериться, что грудничок выпил достаточно молока, вы можете проверить его подгузник. Сколько мокрых подгузников в день использует трехмесячный малыш? Около 4-5 довольно мокрых подгузников.

Вы можете заметить, что ребенок тратит на кормление грудью меньше времени, чем в прошлые месяцы. Теперь ваш трехмесячный кроха делает это эффективнее и умелей, и поэтому ему требуется наполовину меньше времени, чем раньше. Если вы видите сигналы того, что малыш наелся, это совершенно нормально. Если нет, сходите на консультацию к педиатру.

Что может кушать ребенок в 3 месяца? 

Все еще только грудное молоко и/или детские молочные смеси. Можно ли давать трехмесячному крохе воду? Нет! Большинство докторов рекомендуют родителям подождать, пока ребенок не будет готов к твердой пище (приблизительно в возрасте от 4 до 6 месяцев) прежде, чем давать воду. Новорожденные получают необходимое количесво жидкости из грудного молока или смеси.

График кормления ребенка в 3 месяца

Развитие ребенка по месяцам: как питается ребенок в 3 месяца

Сон новорожденного в 3 месяца

Как долго спит и дремлет ребенок в 3 месяца? 

В этом возрасте малыш спит около 15 часов в сутки, 10 из которых ночью. На протяжении дня еще приблизительно 5 часов ребенок тратит на дневной тихий час (3 коротких сна).

Как уложить спать трехмесячного кроху?

На самом деле, уложить уставшего ребенка спать тяжелее, чем можно подумать. Вы, возможно, слышали этот простой совет: сделайте комнату темной и прохладной, качайте ребенка и пойте, кладите его в кроватку, когда он сонный, но еще не уснул. По-прежнему есть такие ночи, когда ни одна из подсказок, кажется, не работает. Попробуйте эти 9 секретов, которые помогут быстро успокоить и уложить ребенка спать.

Во сколько часов укладывать трехмесячного малыша спать?

Идеальное время отбоя зависит от распорядка дня вашей семьи. Но многие специалисты утверждают, что укладывать спать трехмесячных детей стоит в промежутке с 7 до 9 часов вечера. Как только ребенок начнет дольше спать ночью, вам захочется все раньше и раньше класть его отдыхать, что (поразительно!) побуждает малыша спать даже дольше.

У моего трехмесячного ребенка регрессия (кризис) сна?

Вы можете столкнуться с регрессией сна трехмесячных детей. Что это такое? Новорожденный чаще пробуждается ночью из-за скачков роста или других явлений, связанных с развитием. В 3-4 месяца маленький мозг становится более активным и наблюдательным, и поэтому детям хочется все чаще использовать эту способность. Скачки роста могут продлиться несколько дней, но истинная регрессия сна обычно наступает ближе к 4 месяцам и длится от 2 до 6 недель.

График сна трехмесячного ребенка

Развитие ребенка по месяцам: как спит ребенок в 3 месяца

Режим дня новорожденного в 3 месяца

Трехмесячный малыш – это человек привычки – отбой, дремота и кормление делают его счастливым. Вот пример режима дня трехмесячного ребенка.

Развитие ребенка по месяцам: ребенок в 3 месяца, распорядок дня новорожденного

Контрольный список/подсказки:
  • убедитесь, что вы записаны на осмотр к педиатру в следующем месяце;
  • наблюдайте за готовностью ребенка кушать твердую пищу; педиатр может посоветовать начать употреблять твердую пищу раньше, чем в 4 месяца;
  • если вы собрались на работу после декретного отпуска, удачи, мамочка, вы сможете!;
  • не беспокойтесь о том, как часто нужно мыть ребенка – одного раза в несколько дней будет достаточно;
  • найдите новые игрушки и занятия для вашего малыша.
  • делайте побольше фото.

Развитие ребенка по месяцам: ребенок в 3 месяца was last modified: Декабрь 11th, 2019 by Татьяна Демчук

balala.com.ua

Развитие ребенка в 1 год и 3 месяца: что должен уметь в этом возрасте

В возрасте 1 года 3 месяцев у детей начинается особый этап в развитии. Появляются новые навыки, умения, физические изменения, наблюдается значительный прогресс в области психики. Существует примерный список того, что должен уметь ребенок в этом возрасте, но не стоит забывать, что все дети уникальны. Поэтому календарь развития каждого малыша идет по собственному сценарию.

Физическое развитие

Общее физическое развитие ребенка складывается из показателей развитости мелкой и крупной моторики. Крупная моторика отвечает за движения, совершаемые при помощи мышц ног, рук, всего тела. Сюда можно отнести такие навыки как ходьба, ползание, прыжки. Мелкая моторика – это развитие мелких мышц, дающих возможность манипулировать предметами и позволяющих выполнять задания, требующие скоординированной работы рук и зрения, такой как сбор пирамидки или игра с вкладышами различных форм.

Общие показатели, отвечающие за физическое развитие ребенка в 1 год и 3 месяца, можно представить в виде таблицы:

ПараметрыМальчикиДевочки
Рост71 – 84 см72 – 83 см
Вес9 – 13 кг8 – 12 кг
Окружность головы45 – 51 см44 – 50 см

Основные изменения, в отличие от тех, которые характеризуют развитие ребенка до года, заключаются в том, что ребенок становится более подвижным, любознательным и самостоятельным. Часто наблюдается отказ от помощи взрослых во время приема пищи, совершения гигиенических процедур, одевания. На данном этапе взрослые должны проявлять максимум терпения и позволять ребенку самостоятельно справляться со стоящими перед ним задачами. Даже если результат не оправдает ожиданий, займет много времени или нанесет ущерб чистоте помещения.

Ребенок в 1 и 3 года сам одевается

Позволяя ребенку самостоятельно себя обслуживать, ненавязчиво помогая и присматривая, взрослые дают ему возможность развивать необходимые бытовые навыки. Обратная ситуация, когда родители сами выполняют за ребенка всю работу, а тому остается лишь покорно повиноваться, приводит к тому, что у малыша пропадает интерес к подобным видам деятельности и тормозится процесс развития.

Крупная моторика

В возрасте 15 месяцев малыши, как правило, уже умеют самостоятельно ходить и даже бегать. Им под силу спуститься и подняться по лестнице, держась за руку взрослого, или перешагнуть через препятствие на пути. Дети этого периода жизни в той или иной степени умеют координировать свои движения и в состоянии оборачиваться назад, поворачиваться в стороны, наклоняться, самостоятельно садиться и вставать. Если ребенок еще не способен ходить без поддержки, пусть ходит, держась за руку или за один палец. Со временем он почувствует себя увереннее и пойдет сам.

Ребенок в 1 и 3 месяца привыкает к самостоятельности

Кроме ходьбы у ребенка появляется целый ряд других умений:

  • залезть на диван и слезть с него;
  • встать на цыпочки;
  • топнуть ногой;
  • толкать перед собой или тянуть следом игрушку;
  • поднять руки вверх, вперед и в стороны;
  • завести руки за спину;
  • поднять руки над головой;
  • вращать кистями рук и пальчиками.

В этом возрасте дети часто падают, могут резко менять направление движения и порой практикуют хождение задом наперед. Задача родителей – сделать пространство, в котором перемещается ребенок, максимально безопасным. Убрать из пределов досягаемости все предметы, представляющие угрозу для малыша, а также зафиксировать все дверцы и выдвижные ящики шкафов, в которых хранятся предметы, не предназначенные для игры.

Мелкая моторика

Развитие мелкой моторики каждого ребенка имеет свои особенности, но, обычно, в возрасте 1 года 3 месяцев малыши уже умеют удерживать игрушку одной рукой, а второй производить над ней различные манипуляции. В этом возрасте у детей, как правило, уже развит «пинцетный захват», то есть, они в состоянии взять мелкий предмет при помощи большого и указательного пальцев.

Среди основных умений, за которые отвечает мелкая моторика, можно назвать следующие:

  • переворачивать несколько страниц книги одновременно;
  • держать карандаш и рисовать каракули;
  • держать ложку и использовать ее по назначению;
  • пользоваться кружкой;
  • собирать пирамидку в произвольном порядке;
  • открывать пакеты и разворачивать свертки;
  • правильно размещать игрушки-вкладыши разной формы;
  • ставить кубики один на другой;
  • откручивать крышки.

Игры с сыпучими веществами являются прекрасным развивающим фактором. Для подобных игр подойдут красная и белая фасоль, гладкие разноцветные камушки, горох, в них можно спрятать небольшие предметы, которые ребенок будет с большим удовольствием отыскивать. Главное помнить, что нельзя оставлять ребенка одного во время такой игры, иначе есть вероятность, что он проглотит мелкие детали.

Развитие мелкой моторики в год и три месяца

Работа с мягким пластилином также способствует развитию мелкой моторики. Можно ручками малыша скатывать шарики и колбаски, чтобы потом сделать из них красивую аппликацию на картоне, придавливая получившиеся элементы пальчиками.

Пластилин для мелкой моторики

Развитию мелкой моторики способствуют пальчиковые игры, такие как «Сорока-Белобока» или «Ладушки». Эти упражнения благоприятно сказываются на укреплении мелких мышц кистей рук и развитии координации. Очень эффективны игры с резиновыми игрушками, которые ребенок сжимает в такт стихотворению. Огромное количество различных пестушек и потешек, от фольклорных до современных, можно найти в сети интернет и специальной детской литературе. Важно помнить о необходимости подобных игр, потому что они благотворно влияют на развитие мелкой моторики, которая в свою очередь оказывает непосредственное влияние на психологическое развитие и рост интеллектуальных способностей ребенка.

Психическое развитие

Дети в этом возрасте крайне любознательны и активны. Они начинают внимательно присматриваться к взрослым, которые их окружают. И пытаются копировать их действия, изображать, как папа разговаривает по телефону, поднося трубку к уху, или как мама ухаживает за собой перед зеркалом, расчесывая волосы.

Ребенок в год и три копирует действия родителей

Малыши уже осознают, что если оказаться на краю дивана или стула, то можно упасть, а если стукнуться головой, то будет больно.

На данном этапе развития ребенок понимает просьбы взрослых и способен выполнять ряд поручений, например, принести машинку, посуду, одежду. Он уже способен обобщать понятия, но пока не способен четко дифференцировать предметы. Например, если попросить его принести машинку, то он, скорее всего, принесет несколько разных, если же попросить шапку, то он захватит кепку, косынку, панаму или любой другой головной убор. В этот период жизни малыш уже осознает, что такое распорядок дня и понимает, что вечером следует убирать игрушки, умываться, ложиться спать. Поэтому самое время родителям приучать ребенка к режиму.

Эмоциональная сфера

Правильное развитие эмоциональной сферы является залогом становления ребенка как личности в будущем. Дети, которым исполнился один год и три месяца, находятся на той стадии, когда все, происходящее вокруг, вызывает у них яркие эмоции, которые они пока не в состоянии контролировать. В силу отсутствия жизненного опыта, дети любое свое состояние воспринимают как постоянное. То есть, если ребенок замерз, или голоден, он считает, что теперь он всегда будет чувствовать себя именно так, поэтому он искренне переживает и плачет. Задача родителей обеспечить ребенку полноценный набор положительных эмоций, максимально оградить от негативных. Чтобы эмоциональное развитие было полноценным, нужно уделить особое внимание некоторым моментам.

  1. Комфортная психологическая атмосфера дома. Дети прекрасно чувствуют эмоции взрослых, даже хорошо контролируемые. Если ребенок видит негативные эмоции, проявляемые родителями, то в будущем он будет принимать такое поведение как единственно верный выход из любой ситуации. С другой стороны, если в семье царят мир, любовь и взаимное уважение, ребенок научится так же относиться к окружающим.
  2. Совместные игры со взрослыми и детьми. Только при живом общении идет полноценное развитие эмоциональной сферы. Ни один мультфильм или развивающая игра на планшете не даст такого количества положительные эмоций, как взаимодействие с другим человеком. Даже если в игре со сверстниками наступает конфликтная ситуация, взрослый всегда сможет ее разрешить, найдя компромисс или сумев отвлечь ребенка. В то же время, малыш увидит пример мирного разрешения споров.
  3. Посещение новых мест. Прогулка в парке, путешествие по городу или поход в детский театр – это невероятное количество новых впечатлений и эмоций, благотворно влияющих на развитие психики, интеллекта и способствующих познанию окружающего мира.

Следует помнить, что перегружать ребенка столь нежного возраста впечатлениями не стоит, иначе он переутомится и вместо положительного опыта получит лишь усталость и плохой сон.

Положительные эмоции для ребенка

Малыши этого возраста, как правило, жизнерадостны и лишены серьезных страхов и тревог. Если ребенок мало эмоционален или тревожен, то необходимо задуматься о возможных проблемах.

Познавательная деятельность

Основная познавательная деятельность ребенка в возрасте 1 года 3 месяцев проходит через игру. С этого периода начинается этап совместных игр со взрослыми и сверстниками. Малыши в состоянии лепить фигурки из песка при помощи формочек, катать коляски, тележки, возить машинки. Некоторые дети пытаются играть в мяч, ловить его или пинать.

Игры для малышей в год и три

Кроха уже понимает причинно-следственные связи. Например, если столкнуть игрушку со стола, то она упадет на пол. Ориентируются в основных формах (шар, квадрат), умеют различать цвета и размеры. На данном этапе развития высок интерес к застежкам, шнуркам, кнопкам, липучкам. Отличным развивающим материалом станут:

  • интерактивные книжки, содержащие множество деталей, с которыми можно взаимодействовать;
  • бизиборды – развивающие доски с замками, картинками, выключателями, разными видами тканей.

Дети данного периода жизни начинают понимать стихи и короткие рассказы, они с удовольствием рассматривают картинки в книжках и внимательно слушают, что им читают. Начинают узнавать различных животных и предметы, изображенные на картинках. Хороший толчок в развитии дает игра с кубиками, пирамидками, а также различными логическими игрушками, при взаимодействии с которыми нужно вложить предмет определенной формы в соответствующее отверстие. Если новая игрушка ребенка пока не заинтересовала, не стоит расстраиваться и заставлять кроху играть, со временем он сам примется исследовать новый предмет. Внимание малыша в этом возрасте может быть сосредоточено на одном действии или предмете не более 10-15 минут. Поэтому любые развивающие игры не стоит растягивать на долгое время.

На данном этапе развития ребенку нужно прививать понятии о том, что можно делать, а что нельзя. Он уже в состоянии осознать, что может представлять для него опасность, а также делать различия между своими и чужими вещами и понимать, что чужое нельзя брать без разрешения.

Речевое развитие

Развитие речи у ребенка одного года трех месяцев зависит от нескольких факторов.

  1. Анатомический. Правильное формирование речевого аппарата, нормальное развитие мышц рта и щек.
  2. Физиологический. Развитие мелкой моторики, напрямую связанной с речевыми центрами мозга.
  3. Эмоциональный. Благоприятная психологическая атмосфера в семье.
  4. Социальный. Достаточное количество общения со старшими родственниками

К этому возрасту дети, в большинстве случаев, уже умеют произносить от 5 до 20 слов, таких как «дай», «нет», «да», «мама», «папа», «ам», «пи». При этом пассивный словарь малыша гораздо шире. Он уже знает:

  • имена родственников и друзей;
  • названия животных;
  • названия предметов;
  • названия различных действий;
  • звуки, которые издают животные или окружающие его предметы.

Речевое развитие в год и 3 мес

Недостаток речевой деятельности малыш успешно компенсирует жестами, указывая на тот или иной предмет и давая понять, чего он хочет. Такие указания могут сопровождаться мычанием, а согласие или отказ могут выражаться кивком или покачиванием головы из стороны в сторону.

Чтобы стимулировать речевое развитие, необходимо как можно чаще общаться с ребенком, объясняя по нескольку раз названия тех или иных предметов и действий. Необходимо стимулировать вербальное выражение эмоций при помощи междометий, вроде «ах!», «ай-я-яй!», «эх!», а также озвучивать звукоподражательные формы, такие как «ав-ав», «бип-бип», «мяу-мяу». Помимо упражнений и занятий, следует выделить два фактора, отвечающих за правильное развитие: питание и сон являются важными составляющими нормального физического и психологического роста малыша.

Питание: пищевой рацион и меню

Развитие и питание ребенка взаимосвязаны, в этом возрасте дети должны получать полноценный прикорм, дающий им силы и энергию. Чтобы питание было сбалансированным, и ребенок получал с пищей полный набор необходимых витаминов, минералов и микроэлементов, в рацион должны входить:

  • мясо;
  • рыба;
  • каши;
  • овощи;
  • фрукты;
  • молочные продукты;
  • хлеб.

Меню ребенка в 1 год и 3 мес.

Все продукты подаются в протертом виде, так как он еще не научен полноценно пережевывать пищу и может подавиться. Со временем нужно менять степень измельчения пищи, постепенно увеличивая кусочки в зависимости от количества зубов, которые прорезались к этому времени. У некоторых детей этого возраста уже есть почти все зубы, а у некоторых рост зубов задерживается.

Кормить детей необходимо 5 раз в день с интервалом в 3,5-4 часа, именно за это время пища полностью усваивается в организме крохи. Не следует устраивать перекусы между основными приемами пищи, это негативно скажется на аппетите. Особенно не стоит давать ребенку сладости. Их употребление, по возможности, отложите до наступления трехлетнего возраста.

Примерное меню ребенка в возрасте 1 года 3 месяцев может выглядеть следующим образом.

Завтрак
  1. Каша (овсяная, кукурузная, пшенная, гречневая)
  2. Напиток (чай, молоко)
  3. Бутерброд (масло, или масло с сыром)
Обед
  1. Суп
  2. Мясо или рыба
  3. Гарнир (овощи, крупы, макароны)
  4. Напиток (сок, чай, компот)
Полдник
  1. Творог или фруктовое пюре
  2. Печенье (детское)
Ужин
  1. Каша или овощное пюре
  2. Чай

Пятым приемом пищи может стать грудное молоко, если малыш еще находится на грудном вскармливании, либо кефир. Новые продукты в рацион ребенка вводите постепенно и понемногу, тщательно следя за реакцией организма. Если продукт “не идет”, следует немедленно исключить из рациона.

Режим дня

Четкое соблюдение режима дня благотворно сказывается на психологическом состоянии ребенка, а значит, и на психическом развитии. Когда ребенок видит, что все в его мире идет привычным ходом и понимает, что за одними действиями неизбежно следуют другие (например, после обеда нужно идти спать, а после полдника можно поиграть), он спокоен, потому что ощущает стабильность и чувствует себя в безопасности.

Чаще всего, дети сами подбирают свой режим дня. Родителям надо только внимательно проследить, когда и что предпочитает делать ребенок. Некоторые дети в этом возрасте еще спят два раза в день, а кому-то достаточно одного. Кто-то встает ни свет, ни заря, а кто-то спит до 8 утра. Кто-то выходит гулять в полдень, а кто-то в это время уже идет обедать.

Сон, питание ребенка в год и три месяца

Внутренние ритмы каждого ребенка индивидуальны, поэтому проще под них подстроиться, чем идти в разрез с потребностями малыша.

Это примерный распорядок дня, но временные интервалы у каждого ребенка будут свои.

7.00Подъем
7.00 – 7.30Умывание
7.30 – 8.00Зарядка
8.00 – 8.30Завтрак
8.30 – 9.00Рисование, чтение книг
9.00 – 11.30Прогулка
11.30 – 12.00Завершение прогулки, подготовка к обеду
12.00 – 12.30Обед
12.30 – 14.30Дневной сон
14.30 – 15.30Подъем и самостоятельные игры
15.30 – 16.00Полдник
16.00 – 18.00Прогулка
18.00 – 19.30Завершение прогулки, игры, подготовка к ужину
19.30 – 20.00Ужин
20.00 – 21.00Водные процедуры
21.00 – 21.30Кефир (грудное молоко)
21.30Ночной сон

Как правило, к возрасту 1 года и 3 месяцев дети, в отличие от годовалых малышей, уже отказываются от ночных кормлений, но некоторые все еще просыпаются, чтобы перекусить. Если ребенок находится на грудном вскармливании, то ночное кормление вреда не принесет. Но вот смесями лучше не увлекаться, так как это может привести к развитию кариеса.

На данном этапе развития происходит перестройка режима и переход с двойного дневного сна на один. Поэтому вопрос, сколько должен спать ребенок этого возраста, может иметь лишь примерный ответ – около 13 часов в день, большая часть которых должна приходиться на ночь. Малыш может часто просыпаться по ночам не только от голода, причинами плохого сна могут быть и другие факторы.

  1. Привычка засыпать на руках, с соской, с бутылочкой. В тех случаях, когда в сознании малыша засыпание тесно связано с каким-либо предметом или действием, ребенок, проснувшись ночью, уже не может самостоятельно уснуть. Единственным выходом из такой ситуации должен стать отказ от ритуалов, сопутствующих засыпанию.
  2. Переутомление. Если ребенок получил за день избыточное количество впечатлений, спал меньше, чем привык или лег позже, чем следует, не стоит ждать, что он всю ночь будет спать «без задних ног». Напротив, он будет просыпаться и капризничать, поэтому важно четко соблюдать распорядок дня.
  3. Рост зубов и новые навыки. Когда у ребенка режутся зубы, особенно клыки, он испытывает сильный дискомфорт, облегчить который можно при помощи специальных анестезирующих средств, разработанных специально для таких случаев. Если ребенок только учится вставать, ходить, бегать, он также может проявлять во сне беспокойство.
  4. Гигиена сна. Возможно, малыш привык спать в определенных условиях, таких как определенная температура, уровень шума, свет, а потом что-то поменялось. Например, стало жарче, светлее, тише/громче. Постарайтесь оценить обстановку и понять, изменилось ли что-то в окружающей среде. Если нет, то этот фактор можно исключить.

Ребенок просыпается по ночям в год и 3

Если режим сна малыша нарушен, но ни один из вышеперечисленных факторов не проясняет ситуацию, значит стоит задуматься о возможных медицинских проблемах и своевременно обратиться к врачу.

Развитие ребенка в возрасте 1 года и 3 месяцев – это один из самых интересных и серьезных этапов жизни малыша, ведь буквально за два месяца он обретает некоторую самостоятельность действий и начинает по-новому воспринимать и познавать мир. Каждый родитель должен разумно и ответственно походить к вопросам развития и воспитания, не забывая об индивидуальности ребенка, понимая, что главное – это любовь и терпение.

rebenokmama.ru

что можно вводить из питания кушать и пить, чем подкармливать

Детям всегда хочется отдать самое лучшее. Особенно это выражено в питании: родители стремятся обеспечить своего малыша всеми витаминами из фруктов и овощей со своего огорода, домашней курочкой и парным молоком.Современные рекомендации педиатров сводятся к призыву начинать прикорм не ранее полугода. Если попробовать уже в 3 месяца накормить овощным пюре или кашкой, ведь там столько полезных и питательных веществ? Что можно давать ребенку в 3 месяца кушать и пить?

Чем накормить 3-х месячного ребенка

Чем накормить 3-х месячного ребенка

Чем можно кормить ребенка в 3 месяца

Доношенный ребенок в возрасте 3 месяцев, который находится на гв, не нуждается в таком раннем прикорме. Все необходимые вещества он успешно получает из материнского молока. Никаких других источников питания ему не требуется, ничем подкармливать его не следует.

Но бывают ситуации, когда ребенок катастрофически мало набирает вес из-за индивидуальных особенностей или недостатка грудного молока. Также возможен вариант, когда малыш на ив плохо переносит молочную смесь. Плохо переносит – это, значит, проявилась аллергия на несколько марок искусственного питания, выявилась непереносимость коровьего белка, или не подошла смесь на основе козьего молока, т.е. не удалось подобрать подходящую именно этому малышу адаптированную смесь, и он по-прежнему не наедается. В этом случае по рекомендации педиатра принимается решение о введении раннего прикорма. Что можно давать ребенку в 3 месяца – это овощные и фруктовые пюре и соки, а также молочные каши и кефир.

Важная информация! «Любимым» прикормом в советский период были: яичный желток, манная каша и морковь с яблоком. Теперь эти продукты рекомендуют вводить не ранее 6 месяцев.

Овощной прикорм

Первый овощной прикорм может состоять из пюре, приготовленного из следующих овощей:

  • кабачка;
  • тыквы;
  • цветной капусты.

После успешного введения этих овощей можно постепенно включать в рацион картофель и морковь. Овощи желательно покупать в проверенных магазинах или на рынке, заручившись гарантией того, что их выращивали без применения химических удобрений. Если такой уверенности нет, лучше использовать готовое пюре промышленного производства.

Овощной прикорм

Овощной прикорм

Крупяные каши

Каши для первого прикорма выбирают без содержания глютена, приготовленные на молоке, смеси или воде. Пропорции следующие: 100 г. жидкости и 20 г. крупы. Виды безглютеновых каш:

  • гречневая;
  • кукурузная;
  • овсяная;
  • рисовая.

Прикорм можно начинать с каши или кефира, если малыш плохо набирает вес.

Первая рисовая кашка

Первая рисовая кашка

Соки следует вводить в прикорм в последнюю очередь, после успешного усвоения овощей и каши. Предпочтительно начинать с яблочного осветленного сока без мякоти, затем можно вводить грушевый сок.

Осветленный яблочный сок

Осветленный яблочный сок

Как вводить прикорм в рацион ребенка в три месяца

Если родителями по рекомендации педиатра принято решение начинать прокорм в 3 месяца, необходимо знать следующие условия его введения:

  • ребенок хорошо себя чувствует и абсолютно здоров;
  • в этот день не ставили прививку и не планируют делать ее в ближайший месяц;
  • новые продукты вводят во второй или третий прием пищи в сутки;
  • первая порция должна в буквальном смысле состоять из нескольких капель;
  • еда должна быть однокомпонентной, пюре и соки из нескольких фруктов и овощей вводятся ближе к 6 месяцам;
  • продукты для питания – только свежие, только что приготовленные;
  • в рационе должны появляться продукты, привычные к потреблению в данной местности, никакой экзотики и деликатесов;
  • температура и консистенция нового блюда должны быть комфортными для малыша, еда не должна быть горячей и густой.

Правила поведения после введения нового продукта

Главное правило, которым необходимо руководствоваться при введении раннего прикорма, – не спешить вводить новые продукты, пока неясна реакция на уже введенные. Поэтому сам процесс введения в рацион, например, кабачкового пюре, занимает не меньше недели: от нескольких капель до чайной ложки. Говорить о полной замене одного кормления на прикорм можно будет только ближе к полугоду:

  • Необходимо наблюдать за малышом и отслеживать изменение поведения, сна и стула.
  • Любые отклонения от обычного для ребенка поведения – это повод отложить введение следующего продукта.
  • Высыпания на коже, колики могут проявиться через несколько дней после приема пищи, поэтому не спешить увеличивать порцию и вводить новый продукт.
Правила введения прикорма

Правила введения прикорма

Какие опасности таит в себе ранний прикорм

Прежде, чем вводить прикорм в таком раннем возрасте, необходимо узнать о возможных негативных последствиях этого решения.

Введение раннего прикорма в рацион 3-х месячного малыша грозит появлением серьезных проблем с пищеварением. В этом возрасте дети обычно страдают от приступов колик, получая при этом привычную им пищу: грудное молоко или детскую смесь. При введении нового продукта нагрузка на желудок и почки многократно увеличивается, что будет проявляться сильными болями в животе, рвотой и частым срыгиванием.  Также возможно расстройство стула. Длительность и тяжесть расстройств может проявляться по-разному: это могут быть кратковременные и разовые проявления. Чаще бывают варианты тяжелых расстройств пищеварительной системы, на восстановление которой понадобятся длительное время и серьезная медикаментозная терапия.

Еще одним негативным проявлением последствий раннего прикорма может стать пищевая аллергия. Ее появлению способствует незрелость пищеварительных ферментов и иммунной системы. Реакция также может протекать в легкой форме и проявляться в виде сыпи и раздражения. Чаще всего возникают тяжелые формы атопического дерматита, бронхиальной астмы. При возникновении аллергической реакции нарушается созревание иммунной системы, что приводит к частым заболеваниям инфекционного характера в более старшем возрасте.

У трехмесячного ребенка еще не созрели механизмы глотания густой пищи, и возможны частые срыгивания и рвота, вплоть до полного отказа от приема пищи. Кроме того, поскольку прикорм уменьшает количество потребляемого грудного молока, возникает риск прекращения лактации из-за снижения его выработки.

Важная информация! Последствия введения раннего прикорма могут проявиться и в более позднем возрасте. Нарушенная работа пищеварительной системы проявляется в дошкольном возрасте частыми болями в животе, рвотой и расстройством стула, в более позднем возрасте ставят уже более серьезные диагнозы: гастриты и колиты.

Известный педиатр, Е. Комаровский, считает, что до достижения полугода ребенок не нуждается в дополнительном питании, независимо от вида вскармливания. Учитывая возможные негативные последствия, к его мнению стоит прислушаться и не вводить прикорм только лишь потому, что так сделала соседская мама или посоветовала подружка. Организмы у всех индивидуальны, одному это пойдет на пользу, другому может нанести непоправимый вред. Поэтому вместо экспериментов следует обратиться к врачу и получить квалифицированный совет.

Опасности раннего прикорма

Опасности раннего прикорма

Режим кормления ребенка в 3 месяца при смешанном вскармливании

В трехмесячном возрасте в режиме питания малыша должно быть 6-7 приемов пищи, днем интервалы между кормлениями – 3 часа, ночью – 6-8 часов. Прибавка в весе должна составлять 700-800 г., порция пищи – в районе 150-180 г. Смешанным питанием педиатры считают кормление ребенка комбинацией грудного молока и молочной смеси, при этом доля материнского молока составляет не менее 50% от общего объема. Если в детском питании преобладает смесь, то оно уже называется искусственным, речь идет об отлучении от груди.

Принципы питания при смешанном вскармливании:

  1. Новое блюдо дается перед вторым или третьим кормлением, затем малыша докармливают смесью или молоком. В первое и последнее кормление не вводят никаких новых продуктов, чтобы не испортить настроение с утра и не помешать отходу ко сну.
  2. В качестве ориентира для выбора первого продукта выступает вес ребенка. Если он недостаточен, необходимо начинать с введения одного из видов безглютеновых каш.
  3. Каши и овощи необходимо готовить на воде.
  4. Соки можно давать в перерывах между кормлениями или после еды, чтобы не снижать аппетит.

Важно! Главным показателем возможности введения прикорма является отсутствие у ребенка выталкивающего рефлекса.

Меню трехмесячного малыша

Для приготовления домашней безопасной пищи 3-х месячному ребенку понадобятся терпение и сноровка. Пюре и каши должны быть без комочков и кусочков, которыми малыш может подавиться. Не обойтись без знаний о правильном питании, чтобы знать и понимать, что можно кушать 3 месячному ребенку, а чего нельзя ни в коем случае.

Для приготовления овощного пюре понадобится пароварка или металлическое сито. В приготовленных на пару продуктах сохраняется больше полезных микроэлементов, во время варки в воде они почти полностью разрушаются. Если нет пароварки, можно поступить следующим образом: в кастрюлю налить чистой воды, довести до кипения, на сито выложить кусочки овощей и поместить в кастрюлю так, чтобы вода не доставала сито, готовить до мягкости при закрытой крышке. Затем превратить овощи в пюре с помощью блендера или вилки. Пюре давать только свежеприготовленное, без соли и специй.

Готовится овощное пюре из кабачка в пароварке

Готовится овощное пюре из кабачка в пароварке

Ввод в прикорм фруктов можно начинать с яблочного или грушевого пюре, приготовив его из запечённого в духовке плода зеленого или желтого цвета. Затем в рацион вводят пюре из чернослива, банана или абрикоса. В дальнейшем можно экспериментировать и давать на пробу многокомпонентные составы. Томатный, виноградный, апельсиновый, земляничный, мандариновый соки давать в раннем возрасте не рекомендуется, поскольку они могут вызвать аллергию и усилить процессы брожения в кишечнике. По этой же причине малышу не следует употреблять свежевыжатые соки, их следует разбавлять водой.

Приготовление фруктового пюре из яблок

Приготовление фруктового пюре из яблок

Прикорм пюре начинают с порции, равной ¼ чайной ложки, увеличивая ее за месяц до 1-2 ложек в один прием пищи. Для прикорма кашами выбирают безглютеновую, чтобы не спровоцировать аллергию. Хорошо улучшает перистальтику кишечника рисовая каша. Для ее приготовления необходимо размолоть рис в муку, залить холодной водой и дать набухнуть. Затем в закипевшее молоко или воду вылить крупяную смесь и варить до густоты. Для первого раза сваренную кашу лучше развести грудным молоком или смесью. Размер первой порции должен быть не больше ½ чайной ложки. Аналогичным образом готовится кукурузная кашка, которая является еще и гипоаллергенной.

Кукурузная кашка

Кукурузная кашка

При прикорме особое внимание следует уделять положению тела ребенка. Он не должен лежать во время приема пищи из ложечки, но и сидеть в 3 месяца он еще не в состоянии. Это еще один аргумент против раннего прикорма. Малыша нужно держать на руках в положении полулежа и следить, чтобы он не подавился и не начал срыгивать принимаемую пищу.

Очень неоднозначное решение – начинать прикорм малыша в 3 месяца. Много противопоказаний и большой риск получить серьезные проблемы с желудком во взрослом возрасте. Начинать вводить в рацион ребенка «взрослые» продукты следует только по медицинским показаниям, когда другого пути накормить и обеспечить ему полноценное питание просто нет.

Видео

kpoxa.info

физические параметры, особенности питания и ухода за мальчиками и девочками, а также мнение доктора Комаровского

фото 3Дети в первые годы жизни растут на глазах и стремительно развиваются как физически, так и психоэмоционально.

В 1 год и 3 месяца жизнь родителей становится очень насыщенной, ведь малыш активно познает мир, учится самостоятельно ходить и говорить.

Стоит рассмотреть подробно, какие же изменения происходят с ребенком в этом возрасте.

Физические параметры в год и три месяца

В данном возрасте активный рост ребенка слегка замедляется по сравнению с его крайне активным физическим развитием в первые полгода жизни. Тело малыша вытягивается, укрепляются мышцы и скелет. Физические показатели мальчиков и девочек в 1 год 3 месяца незначительно отличаются друг от друга.

Мальчики:

  • Рост – от 76 до 83 см;
  • Вес – от 10 до 13 кг;
  • Окружность головы – от 46 до 50 см;
  • Окружность груди – от 47 до 54 см.

Девочки:

  • Рост – от 75 до 82 см;
  • Вес – от 9 до 12 кг;
  • Окружность головы – от 45 до 48 см;
  • Окружность груди – от 47 до 52 см.

Что умеет делать малыш

фото 8В возрасте 1 год 3 месяца ребенок закрепляет навыки, полученные в первый год жизни.

Повышается физическая активность, ребенок много двигается, стремится общаться с окружающими, познает мир.

К тому же именно в этом возрасте жизни ребенок приучается к самостоятельности: это выражается в поведении, действиях, выражении эмоций.

Что же умеет делать малыш в этом возрасте сам?

  1. Самостоятельно ходит, бегает, ползает
  2. Преодолевает препятствия, без помощи взрослых может перелезать через них
  3. Пытается забираться на стулья и слезать с них
  4. Хорошо ориентируется в пространстве и может перемещаться из комнаты в комнату
  5. Постигает навык самостоятельного приема пищи
  6. Может пользоваться бытовыми вещами: зубной щеткой, чашкой, ложкой, расческой
  7. Активно изучает содержимое шкафов и тумбочек
  8. Пробует самостоятельно надевать одежду
  9. Активно работает кистями рук и пальцами.

В данном возрасте ребенок быстро осваивает новые навыки, благодаря чему стремительно учится более сложным вещам. Повышенная активность ребенка способствует этому.

Особенности психоэмоциональной сферы

фото 14В возрасте одного года трех месяцев малыш стремится к активному общению.

Научившись выражать свои эмоции, говорить простые слова, ребенок познает окружающий мир с помощью диалогов со взрослыми.

В этом возрасте он уже знает по именам близких людей, понимает, когда что-то делать нельзя, откликается на просьбы.

Справка! Отличительная черта ребенка этого возраста – в активном выражении эмоций и чувств.

Он может сердиться и выражать недовольство, когда его что-то не устраивает, и наоборот. Ребенок осознанно старается обнимать маму, папу или любимую игрушку и даже целует их в щечку, таким образом выражая свою любовь.

Ребенок в 1 год и 3 месяца очень любопытен. Ему интересно все: животные, которых он увидел на прогулке, вещи и предметы, которые он достает из тумбочек и шкафов для изучения, игрушки, которые он впервые видит, и многое-многое другое.

С помощью родителей, которые называют ему вещи и рассказывают о них, ребенок активно запоминает новое, тем самым расширяя свой кругозор.

Именно в этом возрасте необходимо постоянное общение родителей с малышом .

Обратите внимание! Нужно рассказывать, показывать, давать ребенку обратную связь на его действия. Что хорошо и что плохо – малыш в этом возрасте начинает различать эти понятия и самостоятельно принимать решения.

Речевые навыки

фото 12Малыш в возрасте 1 года 3 месяцев зачастую уже умеет произносить первые и главные слова: мама и папа.

Невнятно, но правильно дети в этом возрасте называют предметы, игрушки, животных.

Чаще всего слова звукоподражательные: это либо первый слог употребляемого слова, либо все слово с какими-то опущенными в нем буквами.

Ребенок подстраивает слово под себя, чтобы ему легче было его произносить.

Часто ребенок называет предметы или животных по какому-то признаку: ням-ням, му-му, гав-гав. Повышенная любознательность малыша в этом возрасте помогает ему легче запоминать новые названия, тем самым обогащая свой словарный запас и развивая речевые навыки.

Справка! Родителям рекомендуется постоянно общаться с ребенком, чтобы слова закреплялись в памяти и приобретали четкое и внятное звучание.

Рацион питания: что приготовить малышу

К одному году ребенок уже знаком со многими продуктами, поэтому сложностей при составлении меню малыша не возникает.

Если в 1 год и 3 месяца малыш еще остается на грудном вскармливании, прием грудного молока стоит сократить до двух раз, но не отрывать от груди, ведь малыш продолжает получать с материнским молоком полезные витамины и микроэлементы.

В данном возрасте ребенка рекомендуется постепенно переводить на четырехразовое питание с интервалом между приемами пищи 3-4 часа. Подойдут для питания молочные продукты, каши, овощи, фрукты, соки, мясо и рыба.

Примерный суточный рацион малыша в возрасте одного года и трех месяцев таков:

Завтрак:

  • Манная (овсяная) каша – 100 гр.
  • Белый хлеб со сливочным маслом – 50 гр.
  • Чай или компот – 100 мл.

Обед:

  • Суп с вермишелью – 100 гр.
  • Куриное суфле – 50 гр.
  • Рис на пару – 100 гр.
  • Сок – 100 гр.
  • Хлеб – 50 гр.

Полдник:

  • Фрукты – 50 гр.
  • Кефир – 100 мл.
  • Печенье – 50 гр.

Ужин:

  • Творог – 70 гр.
  • Сваренное вкрутую яйцо – 1 шт.
  • Молоко – 100 мл.

Обратите внимание! Два раза в неделю в рацион малыша рекомендуется включать рыбу.

Меню для малыша лучше составлять на десять дней, чередуя каши, фрукты, мясо и рыбу. Расширять рацион следует постепенно, каждый день вводя новый продукт.

Рецепты блюд

фото 2Манная каша

Молоко и воду по 125 мл смешать и довести до кипения. Добавить 30 гр. манной крупы, постоянно помешивая молоко, и варить в течение 3 минут.

Закрыть крышкой и дать настояться. По желанию добавить ломтики мягких фруктов либо ягоды.

Запеканка с изюмом

Растереть в миске 200 гр. творога, 30 гр. сахарного песка и 1 яйцо. Добавить заранее распаренную горсть изюма и 50 гр. манной крупы, тщательно перемешать.

Выложить смесь в форму, верх смазать сметаной и запечь в духовке до готовности.

Суп с вермишелью

Довести до кипения 500 мл. молока, всыпать в него 60 гр. вермишели, добавить 2 ч.л. сахара и 3 гр. сливочного масла. Постоянно помешивая, варить в течение 3-5 минут.

Особенности ухода

Уход за ребенком в 1 год и 3 месяца практически не отличается от ухода в более раннем возрасте.

Необходимы ежедневные прогулки на свежем воздухе, соблюдение режима приемов пищи, гигиенические процедуры (чистка зубов, утреннее умывание, вечернее купание).

Малыш в этом возрасте реже ходит в туалет, поэтому уменьшается количество подмываний в течение дня. Делать это следует лишь при необходимости.

Так как ребенок растет, необходимы ежедневные гимнастические процедуры и закаливание для укрепления иммунитета.

Необходимые обследования

Малыш растет и развивается, поэтому обследования у врача поликлиники рекомендуется проводить один раз в три месяца регулярно. Поэтому в возрасте 1 года 3 месяцев необходимо посещение педиатра для оценки физического и психического развития, измерения физических показателей и общего профилактического обследования малыша.

При выявлении отклонений врач назначает прием в индивидуальном порядке.

Режим дня и сна

фото 13В связи с повышенной активностью малыша в этом возрасте время сна значительно уменьшается по сравнению с первым годом жизни.

Время дневного сна занимает в среднем 2 часа.

Рекомендуется совершать две прогулки на свежем воздухе в течение дня и 4-5 приемов пищи.

В остальное время ребенку рекомендуется двигаться, играть со взрослыми в развивающие игры и заниматься изучением новых предметов и явлений.

Примерный распорядок дня ребенка таков:

  • 7:00 – пробуждение
  • 7:10-7:30 – утреннее умывание
  • 7:30-8:00 – гимнастические упражнения
  • 8:30 – 9:00 – завтрак
  • 9:00 – 10:30 – занятия с малышом: игры и чтение
  • 10:30 – 12:00 – прогулка на свежем воздухе
  • 12:00 – 12:30 – второй прием пищи
  • 12:30 – 14:30 – дневной сон
  • 14:30 – 15:30 – третий прием пищи, развивающие игры
  • 15:30 – 17:00 – прогулка на свежем воздухе
  • 17:00 – 18:30 – общение с близкими, игры, чтение
  • 18:30 – 19:30 – четвертый прием пищи
  • 19:30 – 20:30 – водные процедуры
  • 20:30 – 21:30 – чтение, общение с близкими, подготовка ко сну
  • 21:30 – ночной сон

Мнение доктора Комаровского

фото 6Евгений Олегович Комаровский, кандидат медицинских наук и врач, посвятивший детям всю свою жизнь и множество работ.

Он считает именно этот возраст началом ключевых изменений именно в психоэмоциональной сфере ребенка.

Данный этап развития он называет сенсорным. Комаровский считает:

Сенсомоторное развитие является базой для формирования всех психических функций, в том числе восприятия, внимания, целенаправленной деятельности, мышления и сознания.

По мнению доктора, именно в этом возрасте ребенок наиболее активно поглощает новую информацию, усваивает новые слова.

Качество усвоения информации в этом возрасте, считает доктор, является основным показателем развития. Однако, учитывая особенности психики и физиологии каждого ребенка, отсутствие какого-либо навыка нельзя назвать отклонением.

Комаровский выделяет следующие главные особенности стандартного поведения ребенка в данном возрасте:

  • резкое расширение запаса понимаемых слов;
  • понимание разницы в величине предметов, если та больше 3см;
  • длительное самостоятельное передвижение, изменение положения тела в пространстве;
  • самостоятельный прием густой пищи.

Занятия с малышом

Игры

фото 14Развивающие игры с ребенком в данном возрасте просто необходимы, ведь именно так он активно усваивает новую информацию и закрепляет полученные навыки.

Основная задача игр – развитие мелкой моторики и умений совершать взаимосвязанные действия руками самостоятельно, а так же принимать решения и строить логические цепочки.

Примеры игр:

  1. Перекладывание кубиков. В одну коробку сложите кубики и накройте ее крышкой. Рядом приготовьте пустую коробку. Малыш должен открыть коробку с кубиками и переложить их в другую коробку. Каждое действие ребенка лучше комментировать, чтобы он понимал взаимосвязь между своими движениями.
  2. Знакомство с овощами и фруктами. Необходим набор игрушек в виде популярных овощей и фруктов и кастрюля, в которую их необходимо сложить. Малыш должен доставать из кастрюли по одной игрушке и вместе со взрослым называть ее, если знает. Взрослый помогает ребенку в этом. Называя цвет игрушки, так же улучшается и восприятие малышом цветовой гаммы предметов.

Игрушки

Ребенку подойдут составные игрушки, которые нужно разбирать и собирать: наборы кубиков, пирамидки, простые конструкторы.

Рекомендуется и наличие мячиков разных размеров, чтобы малыш мог кидать их и перекатывать.

Игрушки в виде животных или кукол также подойдут – ребенок будет давать им названия, к тому же можно устраивать малышу и ролевые игры, в которых он будет ухаживать за ними, кормить и переодевать.

Здесь для родителей главное – называть процесс и направлять каждое действие малыша, полностью погрузившись с ним в процесс.

На нашем сайте также есть материалы про следующие периоды жизни малышей: в год и 4 месяца, год и 5 месяцев, год и 6 месяцев, год и 7 месяцев, год и 8 месяцев, год и 9 месяцев, год и 10 месяцев, год и 11 месяцев.

Полезное видео

Рекомендуем посмотреть видео, посвященное данному возрасту:

Советы родителям

Ребенок в 1 год и 3 месяца очень активен и стремится к самостоятельности. Помогать и поддерживать малыша, слегка корректируя его действия и подсказывая – вот самая главная задача родителей.

Несколько советов:

  • Приучайте малыша к самостоятельности. Запаситесь терпением и поддержите желания малыша самостоятельно принимать пищу. Главное, подсказывать и показывать, как правильно держать ложку или чашку, сколько еды положить в рот.
  • Разговаривайте с ребенком постоянно. Рассказывайте ему на прогулках о людях и животных, домах, зданиях и автомобилях. Малыш усваивает каждое услышанное от родителей слово.
  • Не забывайте хвалить малыша за каждый, даже самый крошечный успех, и малыш порадует вас и окружающих.

vashrebenok.org

0 0 vote
Article Rating
Подписаться
Уведомление о
guest
0 Комментарий
Inline Feedbacks
View all comments