Какой бывает возраст – —

Содержание

Возраст — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Возраст — продолжительность периода от момента рождения живого организма до настоящего или любого другого определённого момента времени[1].

Обычно под словом «возраст» понимается календарный возраст (паспортный возраст, хронологический возраст), при котором не учитываются факторы развития организма. Наблюдаемые отличия индивидуальных особенностей развития организма от средних показателей послужили основанием для введения понятия «биологический возраст», или «возраст развития»[1]. Отдельно выделяется «умственный возраст».

Возраст в праве[править | править код]

Возрастные периоды человека[править | править код]

"Ступени человеческого века", 1-я половина XIX века
  • Период новорождённости (неонатальный период) — первые 4 недели
  • Грудной период — от 4 недель до 1 года
  • Раннее детство — 1-3 года
  • Дошкольный возраст — 3 года — 6-7 лет
  • Младший школьный возраст — 6—7 — 10—12 лет
  • Подростковый период — 10—12 — 17—18 лет
  • Юношеский период
    • юноши: 17—21 год
    • девушки: 16—20 лет
  • Зрелый возраст (1 период)
    • мужчины 21-35 лет
    • женщины 20-35 лет
  • Зрелый возраст (2 период)
    • мужчины 35-60 лет
    • женщины 35-55 лет
  • Пожилой возраст
    • мужчины 60-75 лет
    • женщины 55-75 лет
  • Старческий возраст — 75-90 лет
  • Долгожители — 90 лет и более[2]

Возраст растения, или абсолютный возраст растения, или календарный возраст растения — промежуток времени от начала прорастания семени или споры до определённого момента развития этого растения[3].

У большинства древесных растений, растущих в условиях смены благоприятных и неблагоприятных сезонов года, возраст достаточно точно можно определить по годовому приросту (годовым кольцам).

  1. 1 2 Возраст Архивная копия от 13 апреля 2010 на Wayback Machine (недоступная ссылка с 14-06-2016 [1259 дней]): статья в словаре Психофизиология. Словарь / Авт. М. М. Безруких, Д. А. Фарбер // Психологический лексикон. Энциклопедический словарь в шести томах / Ред.-сост. Л. А. Карпенко. Под общ. ред. А. В. Петровского. — М.: ПЕР СЭ, 2006. — 128 с.
  2. ↑ Возраст // Малая медицинская энциклопедия. — М.: Медицинская энциклопедия. 1991—96 гг.
  3. Коровкин О. А. Анатомия и морфология высших растений: словарь терминов. — М.: Дрофа, 2007. — С. 29. — 268, [4] с. — (Биологические науки: Словари терминов). — 3000 экз. — ISBN 978-5-358-01214-1.

ru.wikipedia.org

возраст - это... Что такое возраст?

   ВОЗРАСТ (с. 119) - период развития человека, характеризуемый совокупностью специфических закономерностей формирования организма и личности. Возраст представляет собой качественно особый этап, которому свойствен ряд изменений, определяющих своеобразие структуры личности на данной ступени развития. Педагогический опыт, психологические наблюдения, медицинская практика на эмпирических основаниях выделяют различные возрастные периоды. Существующие варианты периодизации возрастного развития условны, т.к. основываются на специфических для каждого подхода критериях. Психологические характеристики возраста определяются конкретно-историческими условиями воспитания и развития, особенностями деятельности и общения. Границы возраста изменчивы и не совпадают в различных социально-экономических условиях. Характер влияния на ребенка элементов социальной среды зависит от того, через какие ранее развившиеся психологические свойства они преломляются. Совокупность этих внешних и внутренних условий и определяет специфику возраста, а изменение отношения между ними обусловливает необходимость и особенности перехода к следующим возрастным этапам.

   Концепция возраста претерпевала существенные изменения в ходе развития науки. Ассоцианисты сводили это развитие к чисто количественным изменениям, к последовательному образованию у индивида различного рода ассоциаций между получаемыми им впечатлениями и представлениями. Еще более механистический характер отрицание качественных изменений в ходе психического развития приобрело в рамках бихевиоризма, сводившего развитие к образованию навыков и привычек. Представители фрейдизма и неофрейдизма пытались построить возрастную периодизацию, имея в виду только эволюцию мотивационно-эмоциональной сферы личности.

   Важным шагом на пути преодоления механистических представлений стала концепция Ж.Пиаже, согласно которой психика ребенка качественно своеобразна, его логика существенно отличается от логики взрослого, в связи с чем в детском мышлении обнаруживается ряд специфических особенностей. Эта концепция носит интеллектуалистический характер и строится лишь на учете возрастных изменений в мышлении. При разработке проблем возрастной периодизации обнаружился своеобразный диализм, выразившийся в том, что две неразрывно связанные стороны развития ребенка (развитие интеллектуальной и мотивационно-эмоциональной сфер) рассматривались независимо друг от друга. Однако при всем различии подобных подходов их сближает натуралистическое понимание ребенка как индивида, для которого общество представляет лишь особую среду обитания.

   Существенную роль в преодолении натуралистических и дуалистических взглядов сыграли исследования отечественных психологов (ЛСВыготсюш, А.Н.Леонтьев, С.Л.Рубинштейн, Д.Б.Эльконин), показавших, что ребенок развивается как член общества и что его мышление и мотивы поведения формируются под влиянием социальных условий жизни и воспитания. Усвоение способов действия и нравственных норм происходит в активной форме, в процессе деятельности ребенка, содержание и структура которой изменяются на протяжении детства. Для каждого возраста существует своя специфическая «социальная ситуация развития» (Выготский), определенное соотношение условий социальной среды и внутренних условий формирования индивида как личности. Объективно одни и те же элементы социальной среды влияют на людей разного возраста по-разному в зависимости от того, через какие ранее развившиеся психологические свойства они преломляются.

   В отечественной психологии складываются различные трактовки возрастного развития ребенка, психологических детерминант и особенностей возраста.

   Выготский в качестве критерия возрастной периодизации рассматривал психические новообразования, характерные для каждого этапа развития (овладение предметно-практической деятельностью, формирование речи, усвоение научных понятий и др.). Соответственно им выделены так называемые стабильные и критические возрасты (или возрастные кризисы). В понятие «кризис» Выготский не вкладывал негативного смысла: хотя на этом этапе и возможны педагогические затруднения в общении с ребенком, не они составляют суть критического возраста. В стабильном возрасте развитие совершается главным образом за счет малозаметных изменений личности ребенка, которые, накапливаясь, скачкообразно обнаруживаются в виде каких-либо психических новообразований. В относительно короткий отрезок времени происходят значительные сдвиги в развитии личности ребенка. Это — поворотные пункты в детском развитии. Таким образом, по Выготскому, возрастное развитие ребенка - диалектический процесс, в котором переход от одного возраста к другому совершается не эволюционным, а революционным путем. Согласно концепции Эльконина, каждая стадия психического развития ребенка характеризуется определенным типом ведущей деятельности и переход к новому этапу возрастного развития связан со сменой одного вида ведущей деятельности другим. Выполнение ведущей деятельности определяет возникновение и формирование основных психологических новообразований на данной ступени развития личности. Согласно концепции А.В.Петровского, ведущими для развития личности ребенка и тем самым для его психики являются его взаимоотношения с референтными лицами и группами, опосредованные многоплановой деятельностью и общением. При благоприятном течении для каждого возрастного периода характерны 3 фазы (микрофазы) вхождения ребенка в референтную для него общность — адаптация, индивидуализация и интеграция, в которых происходит перестройка структуры личности.

   Паспортный (хронологический) возраст ребенка не может служить надежным критерием реального уровня его развития, определение которого требует анализа психического состояния ребенка, характеристик его личности, причем не только наличных, но и находящихся в стадии созревания, в зоне ближайшего развития.

   Созревание организма вообще и нервной системы в частности, которое носит стадивальный характер, не порождая новых психических образований, создает на каждой возрастной ступени специфические предпосылки для усвоения нового опыта, для овладения новыми способами деятельности, для формирования новых психических процессов. Наряду с этим обнаруживается и обратная зависимость: вызываемое условиями жизни и воспитания ребенка усиленное функционирование определенных систем организма, мозговых структур оказывает существенное влияние на биохимию мозга, на морфогенез нервных структур, рост и дифференциацию нервных клеток в соответствующих зонах мозговой коры.

   Установлено, что дети обладают большими психофизиологическими возможностями. На каждой ступени обнаруживается избирательная восприимчивость к внешним воздействиям; дети наиболее эффективно овладевают не любыми, а лишь определенными способами деятельности. Эта особенность, называемая возрастной сензитивностью, заключается в оптимальном характере развития определенных психических свойств и процессов на некотором возрастном этапе (определяемом как сензитивный период, или сензитивный возраст). Очевидно, что преждевременное или запаздывающее по отношению к сензитивному периоду обучение может оказаться недостаточно эффективным. Повышение эффективности обучения требует строгого учета возрастных психофизиологических особенностей ребенка и того значения, которое имеют формирующиеся на данной возрастной ступени психические новообразования. Наряду с возрастными особенностями детей необходимо учитывать и индивидуальные их особенности, которые могут существенно различаться у детей одного возраста.


Популярная психологическая энциклопедия. — М.: Эксмо. С.С. Степанов. 2005.

psychology.academic.ru

Возрастные категории населения. Возрастные категории людей по годам

Возраст – это не только количественное и абсолютное понятие. Он ещё существует в качестве этапа в процессе психологического и физического развития. Причём довольно долгого. От рождения и до самой смерти, если быть точнее. Десятки лет, а у некоторых – около или более ста. И, соответственно, не могли не образоваться возрастные категории и периоды жизни, которые во многом пересекаются друг с другом. Впрочем, об этом можно рассказать и более подробно.

Младенчество

Если говорить про возрастные категории, то начинать необходимо с самого раннего периода. И это, естественно, младенчество. Которое тоже делится на определенные категории. Первый период (неонатальный) длится с момента рождения и до 1-го месяца. Определяется он слабым эмоциональным развитием – у ребёнка слишком «обобщенное» состояние. А сам младенец требует постоянного участия родителей в каждом процессе его жизни.

2-й период – от двух до трёх месяцев. Он характерен более развитой эмоциональной системой. Можно заметить, что младенец уже умеет огорчаться и улыбаться знакомым людям, даже фокусировать внимание на лице.

Следующий период длится от 4 до 6 месяцев. У ребёнка уже более-менее окрепшая эмоциональная и сенсорная система. Он узнаёт людей, которые постоянно находятся рядом с ним, отличает знакомых от чужих, умеет определять направление, откуда исходят звуки.

В период с 7 месяцев до 1,5 года у ребёнка происходит формирование и обучение двигательным способностям. Когда его возраст превышает отметку 2 лет, начинается время повышенной двигательной активности. И сам ребёнок переходит в другую возрастную категорию.

Детство

Это довольно долгий период. Который делится ещё на несколько. На раннее детство (от 1 до 3 лет) и дошкольный возраст (от 3 до 7). Первую категорию ещё нередко называют ясельным периодом. Это условное деление, которое связано, преимущественно, с причинами социального характера. Ребёнок, который прошёл сначала через ясли, а потом и через детский сад, не испытывает в дальнейшем трудностей с вписыванием в новый коллектив (класс в школе).

Если говорить про возрастные категории, то такая ячейка, как школьники, может считаться одной из самых сложных в психологическом плане. Поскольку именно в период обучения формируется личность ребёнка и закладывается определённая «основа», которая сыграет свою роль в будущем.

К тому же дети, относящиеся к школьной возрастной категории, интенсивно растут во всех планах. Происходят такие процессы, как окостенение позвоночника и рост скелета, нарастает мышечная ткань, нервный аппарат мышц заканчивает формироваться, но зато увеличивается легочная ткань, ёмкость лёгких и их объём. И, конечно, ранние возрастные категории детей характеризуются функциональным развитием головного мозга. К 8-9 годам у ребёнка уже наблюдается твёрдо установленный тип высшей нервной деятельности.

Подростковый период

Его также необходимо отметить вниманием, рассказывая про возрастные категории. Данный период неоднозначен. Девочки считаются подростками от 10 до 18 лет. Мальчики – от 12 до 18.

Дети этого возраста переживают переломные моменты в развитии организма, ведь происходит половое созревание. Деятельность эндокринной системы меняется, как и функциональность органов. Дети начинают расти интенсивнее, наблюдается увеличение массы тела. Выработка гормонов усиливается, что отражается на психосоциальном развитии. Подростковый период завершается вместе с окончанием полового созревания. И дети переходят в другую возрастную категорию.

Юность и молодость

Здесь уже большую роль играет психологический аспект, а не биологический. И мнения расходятся. Так, например, психолог Э. Эриксон считает, что юность длится с 13 до 19 лет, после чего наступает молодость, которая продолжается до 35-летнего возраста. В этот период личность начинает «зреть», реализовывать себя и, как правило, вступать в отношения.

А вот если обратиться к классификации АПН СССР, определённой в 1965 году, то вслед за подростковым периодом следует юношеский возраст. Но для девушек он начинается в 16 и заканчивается в 20, а для парней длится с 17 до 21.

Если говорить о биологической составляющей, то у людей данной возрастной категории наблюдается окончательное завершение физического развития. Но только у парней тело ещё не достигает силы и крепости, свойственной взрослому мужчине. То же самое касается и девушек. Фигура юных леди явно отличается от тех, которыми обладают женщины, прошедшие через роды. И вот в биологическом плане понятие молодости условно именно поэтому. Особе может быть 19 лет, и, по сути, психологически она считается девушкой. Но если она родила ребёнка, то тело её утрачивает молодость. И называть её объективно женщиной, а не девушкой.

Средний возраст

Или, как его ещё принято называть, зрелость. Рассказывая про возрастные категории людей по годам, её нельзя обойти вниманием. Считается, что это – самый длительный период. Традиционно длится от 21 года до 60 лет у мужчин, и от 20 до 55 – у женщин.

Таблица возрастных категорий показывает, что он делится на два периода. Первый – от 21-20 до 35. Характеризуется стабильной работой организма. После 35 у среднестатистических людей начинается нейроэндокринная перестройка. Основные физиологические показатели медленно, но прогрессивно снижаются. Возможно появление первичных признаков заболеваний, которые обычно одолевают людей старшего возраста. Но если человек здоров, ведёт правильный образ жизни – то всё это может отложиться на неопределённый срок. Опять-таки, возрастные категории людей - это одно, а то, как они распоряжаются своим здоровьем, – совсем другое. В 20 лет можно выглядеть на 35, и наоборот. У некоторых «особ» и в 25 почки отказывают.

Специфика зрелости

Специалистам, изучающим возрастные категории населения, удалось выяснить немало интересных и полезных данных. Например, смертность людей зрелого возраста от злокачественных образований за последние 60 лет увеличилась в три раза.

А из-за того, что ко второму периоду зрелости человек всё чаще начинает ощущать утомлённость от постоянной работы и одинакового образа жизни, начинают проявляться различной формы патологии. Это травматизм (бытовой и производственный), опухоли, сердечно-сосудистые недуги. Во многом из-за того, что человек перестаёт критически себя оценивать, – ему кажется, что он так же молод и полон сил, как и в 25. Но если ему 50, то он уже не может делать что-либо так, как он с этим справлялся лет 20 назад.

А сердечно-сосудистые заболевания – это и вовсе печальная тема. Они возникают из-за того, что постоянно сопровождает современного человека по жизни: стресс, нервное напряжение, депрессия, нерациональное питание, нехватка двигательной активности, курение, алкоголь. Вдобавок к этому, в период среднего возраста прибавляются дополнительные психические нагрузки, которые появляются по личным и семейным причинам.

Пенсионный возраст

В него вступают мужчины и женщины, которым исполнилось 60 и 55 лет соответственно. Признаки старения нарастают: изменяется структура волос и кожного покрова, становится другой походка, преображаются очертания фигуры. Пенсионный возраст сопровождается уменьшением массы сердца и его частотных сокращений. Кровеносные сосуды теряют эластичность, определённый объем крови тоже теряется. Изменяется и дыхательная система. Грудная клетка из-за изменений в сухожилиях и окостенения рёбер перестаёт быть такой подвижной, как раньше. И лёгкие, соответственно, не могут справляться со своей задачей по-прежнему «бойко».

Но, конечно, тут тоже всё зависит от физиологии. Люди могут отлично выглядеть и чувствовать себя прекрасно и в 65 лет, и в 70. Опять-таки, имеет значение образ жизни и то, насколько человек «устал» за время своего существования. Возрастные категории людей по годам – это одно. Но то, как они чувствуют себя в психологическом плане, – совсем другое.

Старчество

Это – последний промежуток жизни, выделяется он условно. Длится обычно от 75 до 90-100 лет. Но это в наше время. Вообще, возрастная периодизация – странная и неоднозначная тема, особенно если она касается людей, которым «за 35».

Вспомнить, хотя бы, конец XIX века. Тогда глубокими стариками, которым уже пора бы на покой отправиться, считались люди 45-50 лет! И это, на самом деле, воодушевляет в наше время. Выходит, старость постепенно «отступает», и продолжительность молодых возрастов вследствие этого увеличивается.

fb.ru

Возраст человека ~ Проза (Психология)


Определение возраста человека
Не каждый человек может сразу, взглянув на человека, почти безошибочно определить возраст. Как можно это сделать? На что надо обратить внимание в первую очередь?

Возраст — продолжительность периода от момента рождения живого организма до настоящего или любого другого определённого момента времени.
Обычно под словом «возраст» понимается календарный возраст (паспортный возраст, хронологический возраст), при котором не учитываются факторы развития организма. Наблюдаемые отличия индивидуальных особенностей развития организма от средних показателей послужили основанием для введение понятия «биологический возраст»», или «возраст развития».
Существует возрастная периодизация:
• Период новорождённости (неонатальный период) — первые 4 недели
• Грудной период — от 4-ёх недель до 1 года
• Раннее детство — 1-3 года
• Первое детство — 4-7 лет
• Второе детство
* мальчики 8-12 лет
* девочки 8-11 лет
• Подростковый период
* юноши 13-16 лет
* девушки 12-15 лет
• Юношеский период
* юноши: 17-23 года
* девушки: 16-21 год
• Зрелый возраст (1 период)
* мужчины 24-35 лет
* женщины 22-35 лет
• Зрелый возраст (2 период)
* мужчины 36-60 лет
* женщины 36-55 лет
• Преклонный возраст
* мужчины 61-74 года
* женщины 56-74 года
• Старческий возраст — 75-90 лет
• Долгожители — 90 лет и более[Википедия]
Психологи рассматривают возраст психологический - в отличие от возраста хронологического это понятие означает определенную, качественно своеобразную ступень развития онтогенетического, обусловливаемую закономерностями формирования организма, условиями жизни, обучения и воспитания и имеющую конкретно-историческое происхождение . Процесс перехода от одной возрастной ступени к другой предполагает глубокое преобразование всех названных компонент возраста и может сопровождаться более или менее выраженными конфликтами и противоречиями. В нормативно-ценностном плане, особо значимым за пределами детства, каждый возраст характерен специфическими жизненными задачами, от своевременного решения коих зависит как личностное развитие в целом, так и успешность перехода на следующий возрастной этап. С ходом возрастного развития связаны и необратимые психофизиологические изменения, но совпадения во времени тесно взаимосвязанных линий физического (физиологического), психического и социального развития индивида не происходит. Неравномерность темпа развития этих сторон приводит к нередким расхождениям в степени физической, психологической или социальной зрелости индивида, обусловливая явления акселерации, психофизического и личностного инфантилизма, задержки психического развития и пр. Хронологические границы возрастов психологических заметно варьируют в зависимости от социокультурных, экономических и других факторов /http://psychology.academic.ru/332/.
Как же определять возраст человека?
В первую очередь, нужно обратить внимание на шею, ведь именно она может выдать истинный возраст ее обладателя. Даже при подтяжке лица, кожа шеи остается незатронутой. У человека в возрасте шея имеет дряблый вид и горизонтальные глубокие морщины. Во-вторых, возраст выдают руки. Обычно более четко начинают проступать и выделяться вены, т.к. кожа становится более тонкая. Кстати, ногти, если они не накладные, приобретают огрубевший вид. В-третьих, обратите внимание на состояние кожи на лице, на наличие различных пигментных пятен. В-четвертых, если человек Вам улыбнулся, то оцените его зубы! Ведь большинство людей в возрасте уже носят протезы, либо часть зубов уже искуственные. И, последнее, посмотрите в глаза человеку, в них можно увидеть очень много!
А как школьники определяют возраст окружающих людей?
В книге «Психология» А.Д.Андревой, И.В.Дубровиной,Д.В.Лубовской, А.М.Прихожан, описано как воспринимают человека школьники[c.49-55]. Авторы указывают о том, что возраст человека имеет для детей большое значение: составляя словесный портрет, они почти всегда пытаются указать возраст описываемого человека.
Мы педагоги знаем, как трудно детям определить возраст, рост, цвет глаз, цвет волос, мимику, нос и особенности телосложения. Мы, взрослые , знаем, что у каждого человека своя собственная, индивидуальная манера восприятия другого человека.
У каждого человека свои собственные ориентиры, помогающие построить образ восприятия воспринимаемого человека.
Индивидуальное восприятие человеком других людей проявляются в том, какими словами они описывают те или иные черты внешнего облика человека, употребляя такие выражения: «Круглое лицо», «темные волосы», «голубые глаза», «маленький нос».
Другие используют так называемые разговорные штампы или готовые образы, заимствованные из кино, литературы, живописи: « у него типично русское лицо», он похож на Филлипа Киркорова», «у него пальцы как у музыканта».
Третьи пытаются дать психологическую описание черт внешности: «угрюмое лицо», «печальные глаза», «виноватая походка».
Четвертые дают эстетическую характеристику внешности человека: « красивое лицо», «яркие глаза», «приятная внешность».
Описывая других людей, человек обычно используют те знания о людях, которые у него к этому времени сложились. Широта и глубина этих знаний зависят, от возраста, от жизненного опыта человека, его культурного уровня, образованности. Именно поэтому характеристики, даваемые разными людьми внешнему облику одного и того же человека, оказываются разнообразными.
Дети, разного возраста ,часто расходятся в оценке некоторых черт внешности одного и того же человека.
Одного и того же человека маленький ребенок, школьник и взрослый воспринимает по-разному.
Дети 7-8 летнего возраста отмечают такие особенности внешности человека, как одежда, прическа, украшения. Росту, телосложению , возрасту и полу они уделяют гораздо меньше. Редко замечают 7-8 летние дети выразительные особенности, как мимика, жесты, поза.
Для 10-11 летних школьников более важным становится физический облик человека, а оформление внешности (прическа, одежда, украшения) отходят на второй план. Все чаще дети начинают обращать внимание на выразительные особенности внешности. Возрастает и способность понимать внешнее выражение эмоциональных состояний и переживаний.
Десятиклассники отвечают такие особенности как, мимику, жестикуляцию, походку, позу голос и речь воспринимаемого человек в 4 раза чаще, чем первоклассники.
Чем старше становится школьник, тем более он может охарактеризовать человека.
По мере взросления увеличивается и точность, с которой школьники оценивают такие особенности человека, как рост и возраст.
Чем меньше ребенок, тем труднее ему определить рост окружающих людей.
Например, дети 8-9 лет почти не способны правильно назвать рост стоящего перед ними человека, 11-12 летние подростки значительно чаще дают правильный ответ, а 14-15 летние школьники точно определяют рост человека почти в 40% случаев.
Известно, что дети не могут определить возраст других людей, особенно взрослых. Между тем, эта сторона внешнего облика человека очень важна для установления правильных взаимоотношений между людьми.
Возраст невозможно определить без учета самых разных деталей внешности: особенностей кожи, наличия или отсутствия морщин и седины, стиля одежды, осанки, походки, голоса. Чем младше ребенок, тем труднее ему выделить и сопоставить друг с другом все эти указатели возраста. Особенно сбивают с толку признаки внешности человека, не соответствующие его возрасту.
Например, мужчина, имеющий обширную лысину, детям обычно кажется старше, чем он есть на самом деле.
В то же время бодрая, подвижная, модно одетая женщина средних лет воспринимается детьми и подростками как более молодая.
Точнее всего дети определяют возраст своих ровесников. Кроме того, возраст знакомых людей дети и подростки определяют более правильно, чем возраст человека, которого они видят впервые.
Представления подростков о возрасте значительно отличаются от представлений взрослых.
Например. подростки часто относят 25-летнего человека к категории людей среднего возраста, а преклонным называют возраст, который взрослые считают средним (38-40 лет). От молодых девушек нередко можно услышать такие фразы: «Она уже пожилая женщина, ей 38 лет». Оценивая возраст взрослого, они используют слишком большие интервалы: «Этому человеку 50-70 лет». На самом деле люди 50- и 70лет выглядят совершенно по-разному и даже могут приходится друг другу сыном и отцом.
Литература:
1. Психология. 6 класс. А.Д.Андреева, И.В.Дубровина,Д.В.Лубовская, А.М.Прихожан. Воронеж: Модек,2001.

Возраст
Материал http://www.psychologos.ru/articles/view/vozrast
Слово Возраст имеет несколько значений:
1. Календарный (паспортный) возраст - количество лет жизни человека от рождения до настоящего времени.
2. Биологический возраст - степень молодости или старости тела. Бывает, сильно отличается от календарного в любую сторону. Зависит как от генов, так и от здорового или наоборот образа жизни.
3. Психологический возраст (по самоощущению) - насколько молодым, взрослым или старым ощущает и оценивает сам себя человек.
4. Психологический возраст со стороны- объективный показатель степени развития человека, причем количественно - обычно в годах.
Человек в возрасте - человек средних лет, человек пожилой, в летах, в преклонном возрасте, в почтенных, преклонных летах.
Психологический возраст не всегда совпадает с календарным или биологическим.
Мне двадцать лет, а мыслю я на уровне шаблонов 4-х летнего ребенка: закатываю истерики и топочу ножками - а потому что он первый начал!
Психологический возраст определяется многими факторами. Основное отличие взрослого от ребенка - осознание и принятие на себя ответственности за себя и свою жизнь.
Взрослый человек устремлен в будущее, основной вопрос его жизни не «Почему?», а «Зачем?». Смотри Потому что и Для того, чтобы
Взрослый человек строит себя сам, своими руками выкладывая свое будущее.
Возраст и Шкала эмоциональных тонов
Все дети рождаются на ярком фоне позитива: вокруг столько всего нового, классного, непознанного! Большинство пожилых людей воспринимают мир как враждебный, а то и страшный. Можно ли изменить эту закономерность?
Психология возраста
У каждого возраста - свои психологические особенности, а иногда и свои кризисы. Об особенностях психологии ребенка, подростка, взрослых и пожилых людей
Возраст подробно
ВОЗРАСТ - период развития человека, характеризуемый совокупностью специфических закономерностей формирования организма и личности. Возраст представляет собой качественно особый этап, которому свойственен ряд изменений, определяющих своеобразие структуры личности на данной ступени развития.
Педагогический опыт, психологические наблюдения, медицинская практика на эмпирических основаниях выделяют различные возрастные периоды. Существующие варианты периодизации возрастного развития условны, т. к. основываются на специфических для каждого подхода критериях. Психологические характеристики возраста определяются конкретно-историческими условиями воспитания и развития, особенностями деятельности и общения. Границы возраста изменчивы и не совпадают в различных социально-экономических условиях. Характер влияния на ребенка элементов социальной среды зависит от того, через какие ранее развившиеся психологические свойства они преломляются. Совокупность этих внешних и внутренних условий и определяет специфику возраста, а изменение отношения между ними обусловливает необходимость и особенности перехода к следующим возрастным этапам.
Различные взгляды психологов
Концепция возраста претерпевала существенные изменения в ходе развития науки.
Ассоцианисты сводили это развитие к чисто количественным изменениям, к последовательному образованию у индивида различного рода ассоциаций между получаемыми им впечатлениями и представлениями.
Еще более механистический характер отрицание качественных изменений в ходе психического развития приобрело в рамках бихевиоризма, сводившего развитие к образованию навыков и привычек.
Представители фрейдизма и неофрейдизма пытались построить возрастную периодизацию, имея в виду только эволюцию мотивационно-эмоционапьной сферы личности. Важным шагом на пути преодоления механистических представлений стала концепция Ж. Пиаже, согласно которой психика ребенка качественно своеобразна, его логика существенно отличается от логики взрослого, в связи с чем в детском мышлении обнаруживается ряд специфических особенностей. Эта концепция носит интеллектуалистический характер и строится лишь на учете возрастных изменений в мышлении.
При разработке проблем возрастной периодизации обнаружился своеобразный дуализм, выразившийся в том, что две неразрывно связанные стороны развития ребенка (развитие интеллектуальной и мотивационно-эмоциональной сфер) рассматривались независимо друг от друга. Однако при всем различии подобных подходов их сближает натуралистическое понимание ребенка как индивида, для которого общество представляет лишь особую среду обитания.
Отечественные исследования
Существенную роль в преодолении натуралистических и дуалистических взглядов сыграли исследования отечественных психологов (Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн, Д. Б. Эльконин), показавших, что ребенок развивается как член общества и что его мышление и мотивы поведения формируются под влиянием социальных условий, жизни и воспитания. Усвоение способов действия и нравственных норм происходит в активной форме, в процессе деятельности ребенка, содержание и структура которой изменяются на протяжении детства. Для каждого возраста существует своя специфическая «социальная ситуация развития» (Выготский), пределенное соотношение условий социальной среды и внутренних условий формирования индивида как личности. Объективно одни и те же элементы социальной среды влияют на людей разного возраста по-разному в зависимости от того, через какие ранее развившиеся психологические свойства они преломляются.
В отечественной психологии складываются различные трактовки возрастного развития ребенка, психологических детерминант и особенностей возраста. Выготский в качестве критерия возрастной периодизации рассматривал психические новообразования, характерные для каждого этапа развития (овладение предметно-практической деятельностью, формирование речи, усвоение научных понятий и др.). Соответственно им выделены так называемые стабильные и критические возраста (или возрастные кризисы). В понятие «кризис» Выготский не вкладывал негативного смысла: хотя на этом этапе и возможны педагогические затруднения в общении с ребенком, не они составляют суть критического возраста. В стабильном возрасте развитие совершается главным образом за счет малозаметных изменений личности ребенка, которые, накапливаясь, скачкообразно обнаруживаются в виде каких-либо психических новообразований. В относительно короткий отрезок времени происходят значительные сдвиги в развитии личности ребенка. Это - поворотные пункты в детском развитии.
Возрастное развитие ребенка
Таким образом, по Выготскому, возрастное развитие ребенка - диалектический процесс, в котором переход от одного возраста к другому совершается не эволюционным, а революционным путем. Согласно концепции Эльконина, каждая стадия психического развития ребенка характеризуется определенным типом ведущей деятельности, и переход к новому этапу возрастного развития связан со сменой одного вида ведущей деятельности другим. Выполнение ведущей деятельности определяет возникновение и формирование основных психологических новообразований на данной ступени развития личности. Согласно концепции А. В. Петровского, ведущими для развития личности ребенка и тем самым для его психики являются его взаимоотношения с референтными лицами и группами, опосредованные многоплановой деятельностью и общением.
При благоприятном течении для каждого возрастного периода характерны 3 фазы (микрофазы) вхождения ребенка в референтную для него общность - адаптация,индивидуализация и интеграция, в которых происходит перестройка структуры личности.
Паспортный возраст
Паспортный (хронологический) возраст ребенка не может служить надежным критерием реального уровня его развития, определение которого требует анализа психического состояния ребенка, характеристик его личности, причем не только наличных, ной находящихся в стадии созревания, в зоне ближайшего развития.
Созревание организма вообще и нервной системы в частности, которое носит стадивальный характер, не порождая новых психических образований, создает на каждой возрастной ступени специфические предпосылкидля усвоения нового опыта, для овладения новыми способами деятельности, для формирования новых психических процессов. Наряду с этим обнаруживается и обратная зависимость: вызываемое условиями жизни и воспитания ребенка усиленное функционирование определенных систем организма, мозговых структур оказывает существенное влияние на биохимию мозга, на морфогенез нервных структур, рост и дифференциацию нервных клеток в соответствующих зонах мозговой коры.
Сензитивность
Установлено, что дети обладают большими психофизиологическими возможностями. На каждой ступени обнаруживается избирательная восприимчивость к внешним воздействиям; дети наиболее эффективно овладевают не любыми, а лишь определенными способами деятельности. Эта особенность, называемая возрастной сензитивностью, заключается в оптимальном характере развития определенных психических свойств и процессов на некотором возрастном этапе (определяемом как сензитивный период, или сензитивный возраст). Очевидно, что преждевременное или запаздывающее по отношению к сензитивному периоду обучение может оказаться недостаточно эффективным.
Повышение эффективности обучения требует строгого учета возрастных психофизиологических особенностей ребенка и того значения, которое имеют формирующиеся на данной возрастной ступени психические новообразования. Наряду с возрастными особенностями детей необходимо учитывать и индивидуальные их особенности, которые могут существенно различаться у детей одного возраста.

Возрастной кризис как удобное самооправдание
Автор: Н.И. Козлов

Когда человек взрослеет, он становится умнее, ответственнее и сильнее, он ставит свои цели и имеет свои планы, он поднимается по ступеням личностного роста и развития. Когда же к человеку приходит возраст и новые трудные обстоятельства, к которым он оказался не готов, он впадает в метания, переживания и кризисы. Личностные кризисы - показатель не столько этапов взросления, сколько недостаток образования и затянувшейся инфантильности, проявляющейся через эти этапы. То, что люди называют возрастными личностными кризисами - обычное проявление «детскости», неподготовленности человека к жизни.
Если человек бестолков, много мечтает и мало делает - конечно, рано или поздно с какими-то трудностями жизни он будет сталкиваться. обязательно. Ответственные, думающие о будущем, правильно развивающиеся люди личностных кризисов допускать у себя не будут.
Оказаться в ситуации возрастного кризиса - то же самое, что намокнуть под дождем после того, как вы вышли в пасмурный день на улицу без зонта и не посмотрев, какая будет погода. Вы не в курсе, что в пасмурный день может начаться дождь? Следует быть немножко предусмотрительней.
Кризис 27-30 лет "Я ничего не достиг". Да, вам 30 лет и вы поняли, что ваши юношеские мечты не осуществились, возможности упущены: у вас нет ни великих достижений, ни славы, ни трехэтажной дачи. Переживать разочарование? Ребенку это позволительно, взрослому - нет. Взрослый не будет занимать себя пустыми мечтами, он ставит себе большие, но реалистичные цели и энергично их достигает. А что делали вы с 18 до 30 лет? Вы только сейчас начали понимать, что не делали толком ничего? Вы наладили учет времени, вы определили цели на 5 и 10 лет, вы начинали каждый день с планирования дел, держа перед глазами цели года? Если вы каждый год подводите итоги, насколько вы приближаетесь к своим целям, то в свои 30 лет вы не узнаете о своей жизни ничего принципиально нового. Оснований для кризиса - нет.
Кризис 37-40 лет, когда на горизонте нарисовалась Смерть. Для вас это оказалось новостью? Вы только в это время, когда тело начало мстить за нездоровый образ жизни, отказывать вам и болеть, вы только теперь догадались, что жизнь не бесконечна, а до этого были в иллюзиях? Для взрослых людей, которые занимаются не только собой, у которых собаки умирали, которые родственников хоронили, это не будет открытием. Люди смертны. Да, я в курсе.
Кто сомневается, подойдите к страховому агенту, спросите, сколько вам осталось жить, он задаст вам несколько вопросов и достаточно уверенно назовет вашу пятилетку.
Кризис - показатель не взросления, а неготовности человека к изменениям, а возрастной кризис - удобное самооправдание.

Никаких доказательств того, что возрастные кризисы непременно сопровождают жизнь каждого человека - нет. Ранее, еще 50 лет назад, к алкоголизму и безалаберности относились именно как к алкоголизму и безалаберности, а не как к естественному проявлению закономерных возрастных кризисов личности. Люди, получившие качественное воспитание, как и действительно религиозные люди, никогда не имеют никаких кризисов, им этого не позволяет их совесть. Они живут каждый свой день наилучшим образом, выполняют свои обязанности перед Богом и людьми, и свои слабости на кризисы не списывают.
Возрастных кризисов не бывает в монастырях, возрастные кризисы не наблюдаются в действующей армии во время боевых действий. Не до глупостей. Каждый выполняет свою боевую задачу, а короткое время отдыха использует по назначению, для отдыха.
Однако сейчас время свободы и досуга. Люди могут позволить себе жить так, как хочется им, хотя внутренний стержень присутствует далеко не у всех. Люди начинают шататься, и типовые шатания человека, который не умеет себя организовать сам, удобно называть личностными кризисами - тем более, что звучит это солидно и серьезно.
Возрастной кризис - удобное самооправдание, в котором человека поддерживают психологи. Само объяснение психотерапевтично: если человеку объяснить, что это не он дурит, а у него естественный личностный кризис, это успокаивает: снимает с него чувство вины, снимает ответственность. Человек получает понятное и удобное объяснение, а психолог получает и статус умного человека, и очередного клиента, поскольку "ваши затруднения не случайны, это не просто лень, у вас кризис среднего возраста и вам нужна психологическая работа". Все довольны.

www.chitalnya.ru

Каким бывает ВОЗРАСТ ПРЕБЫВАНИЯ — Карта слов и выражений русского языка

Возраст — продолжительность периода от момента рождения живого организма до настоящего или любого другого определённого момента времени.

Все значения слова «возраст»

ПРЕБЫВА́НИЕ, -я, ср. 1. Состояние по глаг. пребывать (во 2 знач.). Пребывание у власти. □ В последние дни пребывания в Гонконге погода значительно изменилась. И. Гончаров, Фрегат «Паллада». Месяцы пребывания в штабе фронта все-таки не прошли даром для Анички. Казакевич, Сердце друга.

Все значения слова «пребывание»
  • Военнослужащий, достигший к моменту увольнения с военной службы предельного возраста пребывания в запасе или признанный военно-врачебной комиссией не годным к военной службе, увольняется в отставку.

  • Предельный возраст пребывания на службе установлен ст.

  • Контракт о прохождении военной службы заключается на срок 3, 5 или 10 лет, а также на меньший срок до наступления предельного возраста пребывания на военной службе.

(все предложения)

kartaslov.ru

Разработана новая возрастная классификация

 В прошлом столетии 30-летняя женщина считалась пожилой. При поступлении в родильное отделение будущую маму относили к категории старородящей и посматривали неодобрительно. В романе Горького «Мать» 40-летнюю женщину называют старухой. Печально, но очевидно: в прежние времена люди намного раньше начинали ощущать себя старыми. В наши дни ситуация в корне изменилась. Сейчас 40-летняя беременная женщина мало кого удивляет. Это обусловлено увеличением продолжительности жизни человека и другими критериями. Согласно данным Всемирной организации здравоохранения, ещё в 2005 году большинство опрошенных считали временем наступления старости 50 лет. Буквально за последние семь лет произошли изменения в определении биологического возраста. Теперь люди считают, что старость наступает в возрасте от 64 до 74 лет. Поменял возрастные рамки и кризис среднего возраста. Полсотни лет назад он наступал в 36 лет, сегодня - в 55.

Тенденция заставила мировое сообщество пересмотреть существующие возрастные границы и Всемирная организация здравоохранения разработала новую возрастную классификацию: от 25 до 44 лет - молодой возраст, 44-60 лет - средний возраст, 60-75 лет - пожилой возраст, 75-90 лет - старческий возраст, после 90 - долгожители. При составлении таблицы медики руководствовались улучшением здоровья и внешнего вида человека, повышением способности к деторождению, сохранением работоспособности на протяжении многих лет и другими факторами.

Некоторые учёные убеждены, что по такому пути пошла эволюция человечества, на нынешнем этапе она заинтересована уже не просто в количественном увеличении населения, как было до сих пор, а в развитии интеллектуальных свойств, самосовершенствовании людей. Сегодня природа затормаживает биологическое старение, умирание организма происходит медленнее, потому что теперь прогресс человечества требует развитого мозга и опыта, присущего представителям старшей возрастной группы. Высшего интеллектуального развития люди достигают после 40 лет, затем приходит мудрость. К семидесяти годам полностью сформирована жизненная, профессиональная и интеллектуальная база, которая может быть использована для дальнейшего развития человечества в биосфере. Численность населения с 60 до 90 лет увеличивается в четыре - пять раз быстрее, чем общая численность населения. Этим и другими критериями и обусловлено постепенное повышение пенсионного возраста в ряде стран мира. 


selskayapravda.ru

«Возраст» морфологический разбор слова - ассоциации, падежи и склонение слов

Гипо-гиперонимические отношения

время возраст детство

Прилагательные к слову возраст

Каким бывает возраст? Предлагаем подбор прилагательных на основе литературных произведений и статей.

Глаголы к слову возраст

Что может возраст? Что можно сделать с возрастом? Подбор подходящих глаголов на основе русского языка.

Ассоциации к слову возраст

Подбор ассоциативного ряда. Слова, которые в той или иной степени ассоциируются с искомым.

Анаграммы

Гиперонимы


Гипонимы



Какого рода возраст (морфологический разбор)

Разбор слова по части речи, роду, числу, одушевленности и падежу.

Часть речи:

существительное

Число:

единственное

Одушевленность:

неодушевленное

Падеж:

именительный

Склонение существительного возраст (какой падеж)

Склонение слова по падежу в единственном и множественном числах.

Падеж Вопрос Ед.число Мн. число
Именительный (кто, что?) возраст возрасты
Родительный (кого, чего?) возраста возрастов
Дательный (кому, чему?) возрасту возрастам
Винительный (кого, что?) возраст возрасты
Творительный (кем, чем?) возрастом возрастами
Предложный (о ком, о чём?) возрасте возрастах

Сфера употребления

Общая лексика Деревообработка Геофизика Идиоматическое выражение Рынок труда

Предложения со словом возраст

Наш робот составил несколько предложений в автоматическом режиме. Оцените его работу, тем самым Вы поможете ему стать более совершенным.

1. Возраст беззлобно покрыл на разное время

плохо 0

хорошо 0

2. Коротко возраст подтвердил со сиплым вздохом

плохо 0

хорошо 0

3. Возраст доблестно отдалил от уважаемого фатера

плохо 0

хорошо 0

Напишите свои варианты ассоциаций

www.onlineslovo.ru

0 0 vote
Article Rating
Подписаться
Уведомление о
guest
0 Комментарий
Inline Feedbacks
View all comments