Как правильно научить – Как правильно научить ребенка читать

Содержание

Как научить ребенка читать правильно: обучение дома с нуля

Озадачившись, как научить ребенка читать правильно еще в дошкольном возрасте, родители ищут подходящие методики. Подходы к обучению детей чтению существуют разные. Одни педагоги и психологи придерживаются мнения, что лучше начинать обучение с восприятия звуков. Другие настаивают на использовании букв уже на первых порах. В данной статье изложен эффективный подход с опорой на буквенные обозначения. 

Чем отличаются основные подходы к обучению чтению

Некоторые детские психологи предлагают начинать освоение чтения в домашних условиях с добуквенного, звукового этапа. Данный метод подразумевает, что о буквах с ребенком еще говорит не стоит. Пусть сначала малыш осознает, что речь состоит из звуков, а потом откройте ему, как связаны звуки и буквы.

Как же знакомить детей со звуками? Исключительно в игровой форме. Предлагать позвенеть, как комарик; пожужжать, как пчелка; подражать завыванию ветра. Важно обращать внимание ребенка на подобные звуковые акценты. Подойдут игры в протягивание звука в словах, усиление отдельного звука с последующим пояснением.

Нужно заметить, что данный метод формирует полезную базу, которая обязательно пригодится в дальнейшем. Да только многим детям проще, интереснее и понятнее познакомиться с основными буквами и их звучанием, нежели заниматься звукоподражанием и протягиванием звуков. К тому же, в добуквенном периоде основная нагрузка ложится на слуховое восприятие. А для запоминания так важно подключать зрительные сигналы.

Буквенный метод обучения чтению отличается тем, что ребенку сразу показывают букву и то, как она звучит. Не нужно вводить название буквы, важно только знакомить с ее звучанием. Следует употреблять «Б», а не «Бэ», «К», а не «Ка», и т.д. Дети при этом получают наглядную опору для запоминания звука. Возможно, благодаря активному задействованию зрительного восприятия дошкольник достаточно быстро осваивает звуковую характеристику букв.

Как научить ребенка читать по слогам

Если родители настроены учить читать своего ребенка, нужно позаботится о том, чтобы дома среди изобилия игрушек появились кубики с буквами, начертанными крупным классическим шрифтом.

Это самый подходящий материал для обучения детей. Можно также использовать готовые буквы, сделанные из пластмассы или дерева. Но интерес  к таким изделиям будет у малыша слишком кратковременным, и буквы придется отложить до определенного времени.

Кубики хороши тем, что они постоянно используются в играх ребенка, а изображенные на них буквы запоминаются исподволь, при ненавязчивом обращении к ним. Явным плюсом является и то, что начинать обучение таким способом можно как угодно рано, и в 3 года малыш будет знать все буквы.

Начинайте с изучения основных букв

Сооружая вместе с малышом различные башенки, домики, паровозики, обратите его внимание на букву, обозначенную на кубике. Комментируйте ваши действия: «Здесь мы поставим «М», а наверху у нас будет «О» и пр. Проговаривайте согласные отрывисто, а гласные звуки протяжно.

Не загружайте детский мозг информацией. За время одной игры называйте не более пяти звуков.  Следующий раз обращайтесь опять к этим же буквам, но попросите ребенка найти одну-две из них. Кубики при этом должны лежать так, чтобы нужное изображение было хорошо видно.

Если задача для малыша еще непосильна, повторите свой импровизированный урок, напомнив, как звучит буква. Справился с задачей – похвалите и прибавьте новые звуки. Играйте подобным образом, пока ребенок не выучит почти все буквы. Учитывайте несколько важных моментов:

  • Начинайте с букв, наиболее часто встречающихся в речи;
  • С буквами, подобными по написанию, не следует знакомиться подряд;
  • Отметив, что ребенок усвоил определенный звук, называйте ему слова, которые начинаются на соответствующую букву, и показывайте картинки.

Каждому ребенку потребуется свой отрезок времени, чтобы закрепить, как звучит та или иная буква. Главное, проводить такое игровое обучение систематически и последовательно. Нужно возвращаться к усвоенным знаниям, постоянно активизировать их.

Переходите к освоению слогов

С помощью игры с кубиками к младшему дошкольному возрасту будут усвоены все буквы, и в 3 года можно научить ребенка читать слоги. Подготовьте для этого кубики или отдельные изображения букв. Также удобно пользоваться магнитной доской с алфавитным набором.

Для начала вам понадобится 4 гласных звука: А, О, У, И. Так ребенку будет легче понять образование слогов.

Выберите единственную букву, изображающую согласный звук, и составьте пару. Например, «П» «А». Повторите с ребенком каждый звук по отдельности, произнесите сами слог, попросите малыша произнести. Уберите «А», поставьте рядом «П» «О», повторите все тот же алгоритм. Точно так же поупражняйтесь с «П» «У», далее с «П» «И».

На следующий день сосредоточьтесь на ином согласном звуке и прежнем наборе гласных. К примеру, «Д», «А», «О», «У», «И». Далее приступайте к следующим согласным.

Упражняйтесь до тех пор, пока не убедитесь, что ваш малолетний ученик вник, как образуется звучание слога. Если наблюдается понимание процесса, добавьте в свою учебную игру гласные звуки «Ы», «Э». Справившись и с ними, вводите двойные гласные «Я», «Ю», «Е», «Ё». Ребенку ни о какой сдвоенности звука говорить не нужно. Просто учите его произносить слоги.

Первые попытки читать слоги слитно

Мало научить дошкольника произносить слоги. Чтобы научиться читать, нужно эти слоги объединять. Первые слова, на которых будет практиковаться ребенок, должны быть двусложными и простыми по звучанию: «ла-па», «ру-ка», «но-га», «Ди-ма», «Са-ша» и пр. Важно, чтобы слова обладали двумя преимуществами:

  • просты для чтения
  • понятны для ребенка по своему значению

Составляйте слова так, чтобы каждый слог был отделён, побуждайте ребенка сначала произнести первый, затем второй слог, и в завершение – все вместе. Не торопитесь переходить к следующему слову. Исключите механическое произношение. Добивайтесь осознания малышом того, какое слово он прочитал.

Следующей ступенькой станут трехсложные слова. Например, «ма-ши-на», «со-ба-ка», «мо-ло-ко» и подобные.

Отдельное внимание необходимо уделить закрытым слогам. Первым делом, обратитесь к трехбуквенным словам. Малыш с интересом воспринимает, когда ему предъявляют открытый слог, а потом внезапно замыкают его коротким звуком: «ко-т», «со-к», «ту-к», «мя-ч».

Занимайтесь составлением слов постоянно. Побуждайте ребенка собирать слоги, а потом и простые слова из букв. Выкладывайте изображение буквы с помощью счетных палочек или коротких карандашей. Привлекайте к подобным действиям ребенка. Чем больше средств в обучении начальной грамоте будете использовать, тем легче научить читать ребенка по слогам.

Во сколько лет стоит начинать учить читать

Уместен вопрос, есть ли ранний предел, до которого не стоит приступать к обучению. Если начинать занятия так последовательно, ненавязчиво и неутомительно для ребенка, как предполагается в изложенной здесь методике, то ни о каких границах говорить не имеет смысла. Важен только отклик ребенка на подобные обучающие игры.

Немало детей, которые уже в трехлетнем возрасте осваивают чтение по слогам, а в 4 года могут бегло читать. Некоторые дошкольники только в 5 лет откликаются на предложение составить или прочитать слог, хотя буквы они уже хорошо распознают.

Рассматривая усредненные показатели, можно утверждать, что в среднем дошкольном возрасте легче учиться читать, чем в 6-7 лет. Ребенок в 4-5 лет находится в активной стадии освоения устной речи, родной язык ему очень интересен. Дошкольник делает множество открытий в словообразовании и грамматическом строе речи. Самое время обучить его чтению.

Упражняясь с буквами и звуками, дошкольники осваивают технические сложности чтения. Если с ними систематически занимаются, они быстро учатся читать и заинтересовываются книгами. Главное, чтобы родители не переусердствовали и не заставляли ребенка заниматься тем, к чему еще малыш не готов.

alldoshkol.ru

Как научить ребенка читать по слогам в домашних условиях: игры и рекомендации

Содержание статьи

Многие родители, всерьез обеспокоенные вопросом развития крохи, решают научить своего ребенка читать задолго до поступления в первый класс. И психологи согласны с ними, поскольку доказано, что в 5 лет процесс обучения пройдет проще, чем в 7. Разработано большое количество различных методик, позволяющих научить малыша не просто складывать буквы в слоги и затем – в слова, но и понимать, обдумывать прочитанное.
Не стоит забывать, что развитие и мышление у всех детей разное. Кто-то начинает читать по слогам в 5 лет, у кого-то это получается гораздо раньше, а кто-то и в 6 не хочет этого делать. Учитывайте индивидуальные особенности вашего ребенка, не сравнивайте его с остальными. Не каждый может ловить все на лету, кому-то нужно больше времени, чтобы освоить новое. Все индивидуально.

Готовность к обучению

Не нужно учить ребенка сразу читать бегло. Сначала он должен овладеть техникой чтения, то есть научиться составлять слоги самостоятельно, уметь их читать, затем составлять слова, предложения. Сначала это будет медленно. Задача родителей — тихо и спокойно поправлять его ошибки, обучать как бы играючи. Ведь игра – это отсутствие стресса.

О готовности к обучению можно судить по следующим показателям.

  • Ребенок уже вполне самостоятелен, многое умеет и понимает.
  • Активная речь сформирована, ребенок говорит полными предложениями, может составить рассказ.
  • Хорошее развитие фонематического слуха. Примерно к пяти годам ребенок умеет выделять отдельные фонемы из общего звукового потока. Чтобы научиться читать, ему нужно уметь «узнавать» звуки в словах. Можно попросить его угадать, на какой звук начинается слово, или назвать несколько слов на эту букву.
  • Правильное произношение. Существующие проблемы в произношении в дальнейшем будут затруднять восприятие текста, станут причиной «проглатывания» букв во время чтения и пропуска букв при написании слов.
  • Уверенная ориентация в пространстве. Такие понятия, как «право» и «лево», «вверх» и «вниз», должны быть изучены очень четко. Иначе ребенок может путаться, с какой буквы начать чтение, «зеркалить» слова, начиная читать с конца.
  • Нужно прививать любовь к чтению, ребенку должно быть интересно слушать новые истории. В раннем возрасте читают родители. Делать это нужно как можно чаще.
  • Иногда нарушение зрения или слуха у детей может стать основной проблемой. В этом случае потребуется помощь специалистов.

Лучший возраст

Итак, специалисты уверены, что приступать к обучению науке чтения следует в дошкольном возрасте. В школе ребенок столкнется с множеством нововведений, прежде всего – изменится его основной вид деятельности, от игры он неожиданно для себя перейдет к обучению. Это непросто. Приходится длительное время сидеть за партой, концентрироваться на том, о чем рассказывает учитель, учиться общаться с ранее незнакомыми ровесниками, искать свое место в социуме. Ученик становится более самостоятельным, ему теперь необходимо дисциплинированно себя вести, знакомиться с арифметическими действиями, учиться рисовать, мастерить и прочее. Поэтому получение еще одного нового навыка – чтения – будет стоить больших усилий. И те родители, которые жалеют ребенка, не хотят заниматься с ним чтением, стремятся хотя бы на год продлить детство, на самом деле оказывают ему медвежью услугу – время потеряно, в школе их малышу предстоит усиленно и напряженно заниматься.

Начинать лучше в 4,5-5 лет. В это время ребенок способен концентрировать внимание около 10 минут, этого для обучения вполне достаточно. Изучать буквы можно и раньше – в 3 — 4 года малыш обладает всеми резервами для знакомства с алфавитом и постепенного запоминания букв.

В комнате малыша следует повесить красивый яркий плакат, на котором изображены буквы. Постепенно они отложатся в голове благодаря пассивной памяти, станут узнаваемыми.

Полезным будет давать ребенку в 3-4 годика играть с кубиками, на гранях которых написаны буквы и нарисован предмет, название которого начинается с каждой из них (например, К и котик). Ребенок, выстраивая крепость из кубиков, будет в процессе игры постепенно запоминать, как выглядят буквы и что они обозначают.

Не менее важно формировать устойчивый интерес к книге. На родителей дошкольников возлагается большая ответственность: если они будут заставлять ребенка читать, кричать на него, нервничать, то велик риск, что малыш навсегда разочаруется в чтении и даже во взрослой жизни будет крайне неохотно открывать книгу. Этого можно избежать, если регулярно хвалить его, а сам процесс, при всей его серьезности, преобразовать в увлекательную игру.

Учим читать по слогам

Занятия нужно проводить, когда у ребенка есть настроение. Длительность каждого «сеанса» должна составлять 15-20 минут, не более, чтобы не пропал интерес к обучению.

Есть несколько проверенных способов научить ребенка читать по слогам.

  1. Начните с алфавита. Использовать можно разные пособия. Обращаем ваше внимание, что малыш должен запомнить именно букву, а не рисунок рядом с ней. Если в книге буква Б означает барабан, то предложите кубик, на котором Б – это бегемот. После чего используются символы без картинок. Можно приобрести набор букв на магнитах. Позже они пригодятся для составления слов.
  2. Не надо учить буквы по порядку. Начните с гласных (А, О, У, Э, Ы) и звонких согласных (М, Л, Н…).
  3. Не старайтесь научить ребенка всем звукам за один раз. Изучайте по несколько каждый день.
  4. Нужно начинать не с букв, а со звуков: не Б, а [б]. Ведь дальше нужно научить ребенка «сливать» звуки. Эти знания звуков подкрепляем графическим написанием в виде буквы. Очень важно тренировать и зрительную память, и слуховую.
  5. При этом не нужно пояснять, какой из звуков гласный, а какой согласный. Лучшим объяснением будет следующее: этот звук можно пропеть, а этот обрывается, не поется, произносится с преградами.
  6. Лучшим решением будет выполнять упражнения играя. Причем выбирать нужно подвижные игры. Через движение ребенку легче воспринимать мир. Предложите вместе лепить буквы из пластилина; рисовать мелками на асфальте, а затем прыгать по ним; разукрасить в альбоме; вырезать из цветной бумаги.
  7. Перед изучением нового не забывайте припомнить пройденный материал – его нужно закрепить.
  8. Не ждите того момента, когда алфавит будет изучен полностью. Начинайте складывать уже выученные буквы!
  9. Главная задача — научить ребенка произносить звуки слитно.
  10. Очень важно не торопить и не заставлять. Продолжайте учить буквы (точнее, звуки, которые они обозначают) и образуйте из них слоги. Сначала открытые, начинающиеся с сонорных согласных («МА», «ЛА», «ЛУ»), затем слоги с глухими и шипящими согласными – «ЖИ», «ШИ», «ШУ».
  11. Когда открытые слоги усвоены, переходите к другому типу — слогам, которые заканчиваются на согласную, — «АМ», «УС», «АС».
  12. Изучив алфавит, научившись складывать слоги, ребенок может переходить к чтению. Начинать лучше с простых слов.
  13. Уделяйте внимание произношению. Учите малыша делать паузы между словами и предложениями, соблюдать интонацию.

Не нужно торопиться. Даже когда все буквы и слоги уже выучены, чтение не будет легким. Помогут книги с большими картинками и крупным шрифтом.

Основные методики

Есть несколько методик, позволяющих научить ребенка читать, плюсы и минусы каждой из них представим в форме таблицы.

Наименование методаКраткое описание Достоинства Недостатки
Звуковой (фонетический)Дети учатся произносить слова и звуки, к чтению приступают тогда, когда запомнят достаточно фонем для чтения своих первых слов.Используется в школе, поэтому малыш будет спасен от необходимости переучиваться.

Избавляет от дефектов речи, учит правильно не только читать, но и проговаривать слова.

Заниматься можно в любое время в любом месте.

Требует длительного времени, обучение будет долгим.

В первое время малыш будет настолько сосредоточен на процессе верного произнесения фонем, что не поймет смысла прочитанного.

Кубики ЗайцеваОбучение читать по складам (склад – это пара «согласный + гласный, или согласный + Ъ, Ь).Обучение в игре доставит удовольствие и детям, и взрослым. Ребенок учится читать быстро, с радостью, не страдает от выполнения скучного и малопонятного ему действия. Система не привязана к конкретному возрасту, может использоваться хоть в годик, хоть в 5-6 лет.В школе малышей будут переучивать, поскольку преподавать будут фонематический разбор слова, а не деление его по складам. Могут возникнуть некоторые проблемы с буквой Э: на кубиках много вариантов типа «БЭ», «ДЭ», а в русском языке слов подобного рода очень мало.
Карточки ДоманаРаспознание целого слова – без его деления на составные части. Скорее, не чтение, а запоминание и воспроизведение. Ребенок быстро делает успехи благодаря своей удивительно пластичной памяти, постепенно у него формируется понимание принципов чтения той или иной группы букв.Развитие памяти, возможность обучать чтению с раннего возраста.Требуется предварительная подготовка (сделать множество аккуратных карточек), регулярность занятий. Карточки с конкретными словами следует показывать малышу несколько раз в день, учитывая его индивидуальный темп восприятия информации. Нередко дети, обучаемые таким образом, учатся читать ситуативно, не в состоянии прочесть, например, знакомое слово, но напечатанное другим шрифтом.
Методика Марии МонтессориСначала дети учатся писать (для этого задействованы рамки-контуры), только после этого знакомятся с буквами.Занятия проходят весело и нескучно, дети одновременно учатся читать и писать, при этом в процессе чтения не подразделяют слово на слоги, прочитывая его полностью. Занятия способствуют также развитию мелкой моторики.Методика предназначена для работы в группе детского сада, а не в домашних условиях. Потребуется большое количество дидактического материала, который придется приобрести.
Программа Ольги СоболевойПостроена по методике узнавания буквы и нацелена на творческое развитие малыша. Механическое запоминание практически отсутствует, работа построена на ассоциациях.Дети занимаются с удовольствием и учатся любить чтение. Методика помогает узнать много новых слов и не пасовать перед новым видом деятельности, смело использовать творческий подход.Подходит для творческих малышей и их не менее творческих родителей. Нет четкого описания, что и как надо делать, поэтому необходимо проявить фантазию.

Каждая из рассмотренных методик имеет как плюсы, так и минусы, поэтому родителям предстоит выбрать элементы каждой из них, более всего соответствующие особенностям их малыша, и использовать их в ежедневной целенаправленной работе. Есть несколько интересных упражнений, которые родители могут использовать на разных этапах обучения чтению.

Первый этап занятий – словесные игры

Обучение чтению обязательно должно проводиться в игровой манере, в противном случае малыш быстро устанет и утратит интерес. На первом этапе необходимо пояснить ему, что слово состоит из слогов. Сделать это проще всего при помощи карточки. Сначала родитель показывает ребенку карточку, на которой написано простое слово (например, «собака»), потом разрезает его при помощи ножниц: со-ба-ка.

Еще интереснее и нагляднее будет сделать карточку с изображением собаки, обладающей вытянутым телом, например таксы, а само слово растянуть. Когда иллюстрацию разрежут, ребенок поймет, что, как собака «складывается» из кусочков, так и слово составляется из частей.

Далее можно предложить малышу поиграть со слогами.

«Поймай звук»

Называем ребенку слова, а он должен хлопать в ладоши, когда услышит определенный звук (например, [л]).

«Рыболов»

Понадобятся рыбки с буквами из бумаги, на каждой закреплена скрепка. Нужно поймать удочкой (на ней магнитик) рыбешек, называя буквы на них, и сложить в ведерко. Можно попросить ребенка называть слова, которые начинаются на эти буквы. Позже из этих букв можно составлять слоги – и тоже их произносить.

Альбом со слогами

Предложите малышу поработать над созданием своего букваря. Такая идея ему точно понравится! Для начала берем обычный альбом для рисования. Каждый лист делим пополам. На одной половинке пишем слог, который изучаем сегодня. Предлагаем ребенку назвать предметы, которые начинаются на этот слог. Затем ему нужно  нарисовать их на второй половине листа. Можно использовать аппликации.

Самолетики

Из бумаги делаются простейшие самолеты. На каждом из них пишется слог (КА, ТУ, МИ), далее родитель на время превращается в диспетчера и начинает давать указание, какому именно самолетику следует сесть или взлететь, или же направиться в заранее придуманный ангар. Ребенок должен разобраться со слогами и выполнить задание.

Если девочкам самолеты малоинтересны, для них можно предложить аналогичную игру «Бабочки».

Магазин

Сначала взрослые готовят материал – те овощи, которые будут продаваться. Это могут быть картинки, игрушечные овощи, трава, даже настоящие продукты. Далее делаются карточки, которые будут играть роль «валюты», – они представляют собой написанные слоги, с которых начинаются наименования товаров (например, если на «прилавке» имеется кабачок, то обязательно должна быть карточка «КА»). Далее «деньги» даются детям, которые от имени кукол должны совершить покупки.

Сначала надо несколько раз проговорить слог, чтобы ребенок его запомнил, а только после этого приступать к игре. Если дошкольник ошибся – следует поправить его, но очень деликатно.

Знакомство с буквами

Первый шаг сделан, малышам-дошкольникам удалось запомнить некоторые слоги и разобраться, что любое слово состоит из таких «кирпичиков». Теперь необходимо раскрыть перед ними мир букв, познакомить с их разнообразием. Это станет важнейшим этапом подготовки к школе.

Можно приобрести различные наглядные пособия, например набор букв с алфавитной доской, который поможет познакомиться с серьезным материалом в наглядной игровой форме. Также потребуются и большие карточки, на которых изображена каждая буква алфавита. Знакомство с ними можно проводить по следующей схеме.

  1. Показать ребенку карточку. Это может быть не просто скучное изображение той или иной буквы, а интересное. Например, Л – в виде гимнаста, широко расставившего ноги.
  2. Для облегчения запоминания следует заранее подготовить все многообразие предметов, которые удастся найти дома. Так, изучая ту же Л, можно показать ребенку ложку, лошадь (игрушечную), лампочку, люстру, ловец снов – все, что он знает. А потом предложить продолжить цепочку, поискать в комнате (на улице, по дороге в садик) все предметы, начинающиеся на Л.
  3. Предложить малышу зарисовать изучаемую букву.

Иногда родители концентрируют внимание на правильном произнесении буквы, например [эм], а не [м], тогда ребенку будет очень трудно перестроиться в процессе чтения. Он видит знакомую М, но читает ее как [эм]. При занятиях лучше использовать наименования фонем.

На данном этапе обучения детей необходимо использовать различные стишки, которые в веселой форме помогают запомнить буквы. Например, Генрих Сапгир создал большое число замечательных текстов специально для самых маленьких читателей и слушателей – они помогут наглядно представлять каждую букву и быстро ее запоминать. Начать лучше со стихотворения «Веселая азбука», в котором каждой букве посвящены свои строки. Следует запастись терпением, работа может быть долгой и трудной.

Работа со слогом

Теперь, когда дошкольник знает все буквы, можно научить ребенка читать по слогам. Для этого лучше всего использовать яркий и красочный «Букварь» Жуковой, занятия по которому будут интересны даже родителям. Эту книгу можно приобрести или скачать в интернете и распечатать. Основное преимущество состоит в том, что родителям не придется продумывать план занятия – достаточно последовательно продвигаться от страницы к странице, соблюдая тот темп, который комфортен малышу.

Но чтобы обучение не превратилось в рутину, можно еще и поиграть. Есть несколько интересных игр.

  • «Лифт». Родитель готовит простое наглядное пособие: столбик, разделенный на ячейки, в каждой из которых написаны знакомые малышу согласные. Отдельно делается карточка с гласной, например А. Задача ребенка – имитировать лифт: буква А перемещается по этажам из согласных, дошкольник же читает вслух получившиеся слоги.
  • «Найди слог». Гуляя, можно предложить ребенку обнаружить и показать недавно пройденные слоги (например, РО есть в слове «Продукты»).
  • Составь слог на магнитной доске.
  • Исправь ошибку (мама составляет слог, но «путает» буквы местами (не МА, а АМ), ребенок должен прочитать то, что получилось, и исправить).

Занятия надо проводить каждый день, но порция новых знаний должна быть посильна малышу. Кто-то без проблем за один день сможет заучить несколько слогов, другой же кроха нуждается в том, чтобы ряд домашних уроков был отведен конкретному слогу. Все индивидуально.

Читаем первое слово

Чтобы чтение для дошкольников не превратилось в наказание, родителям важно не забывать хвалить малыша, а вот делать ему замечания следует как можно реже. Когда слоги уже хорошо прочитываются и составляются на магнитной доске, можно переходить к следующему заданию – прочесть свое первое слово. Оно должно быть простым и понятным, например «мама».

Для этого урока родитель готовит две карточки – на одной слово разделено на два слога – «ма» и «ма», а вторая карточка разрезана на эти слоги. Необходимо предложить ребенку прочитать слоги один за другим: ма-ма. Далее спросить, что получилось, какое слово? Сначала ему показывается первая карточка, затем – вторая. Малыш, скорее всего, ответит правильно, это будет его маленькое открытие – если прочитать слоги слитно, получится слово! Похожим образом строится последующая работа по чтению слов по слогам, ребенку даются пока самые простые комбинации: собака, дорога, рыбалка.

После прочтения каждого слова по слогам следует обязательно спросить малыша, что в итоге получилось, какое слово. Это поможет убедиться в том, что читает он осмысленно.

На этом этапе мы учимся не только читать, но и составлять слова из слогов, поэтому можно предложить ребенку всевозможные пазлы: сложи слово из отдельных слогов, отгадай загадку и сложи ответ из карточек.

Первое предложение

Обучение чтению почти завершено, и если все идет правильно, то малыш без труда сможет прочитать свое первое предложение. Оно должно быть простым и понятным, например: «Инна мыла раму», причем читать небольшое предложение можно еще до того, как будут изучены все звуки, главное – чтобы в выбранном кусочке были только знакомые малышу слоги.

Как правило, этот этап проходит быстро и весело, ребенку нравится то, что он может прочесть, дети с удовольствием начинают практиковаться и нередко благодаря своей языковой интуиции и удивительной памяти читают даже те буквы, которые с родителями пока не изучались.

Такова пошаговая программа изучения чтения в дошкольном возрасте. Если мама и папа были терпеливы и деликатны, хвалили своего малыша, то уроки в домашних условиях проходили легко и весело, поэтому и успехи порадуют обоих. Тренировки должны проводиться регулярно, но не занимать много времени – прекратить надо еще до того, как малыш устал, обязательно сообщить ему, что уже завтра предстоит знакомство с еще более интересной информацией, тогда он с нетерпением будет ждать следующего занятия.

Советы родителям

Начинайте обучение со звуков, а не с букв. Иначе ребенок запутается.

Исключите любые негативные эмоции в процессе обучения. Они пугают ребенка, отбивают охоту к обучению.

У многих детей слова «учиться» и «уроки» вызывают протест. Проводите занятия в игровой форме, чтобы ребенку было весело, а главное – интересно.

Не нужно заставлять. Научитесь договариваться. К примеру, предложите сначала поиграть в буквы, а потом пойти в парк.

Пособия

Насколько бы эффективными ни были современные методики, привычный букварь еще никто не отменял. Вы можете сравнить несколько пособий и выбрать что-то одно.

  • Хорошие отзывы оставляют родители об «Азбуке для малышей» О. Жуковой. Известный логопед и педагог предлагает нестандартный метод обучения чтению. Детям очень интересно и легко следить за смешными человечками, которые бегут от буквы к букве, помогая складывать слоги. Предложите ребенку тянуть звук, пока человечек доберется до следующего: «А-а-а-а-у». Можно использовать не только букварь, но и машинки, кукол. Передвигайте их от буквы к букве, а ребенок пусть произносит звуки.
  • Предлагает поиграть и пособие Е. Барановой, О. Разумовской «Как научить вашего ребёнка читать». В качестве обучения чтению авторы используют поездку на поезде. Вагончик перемещается по рельсам с написанными согласными, на нем пустое окошечко, а рядом – гласная. Нет необходимости зубрить скучные слоги, достаточно назвать «станцию»: БА, МА, ГУ и т. д.
  • Автор Букваря для малышей Е. Бахтина использует свою методику: для каждой буквы заготовлен свой забавный образ, они дружат между собой, и малышу интересно участвовать в играх вместе с ними.

Конечно же, это не полный список пособий. Использовать можно несколько в комплексе.
Запаситесь терпением. И запомните самое главное — нельзя ругать и наказывать, если что-то не получается. Отложите занятия на некоторое время, а потом попробуйте снова. И не забывайте хвалить, ведь похвала вызывает желание двигаться дальше.

razvivashka.online

Как правильно научить ребенка читать?

Сейчас существует очень много методик по обучению детей читать. А это методика Тюленева, Зайцева, Монтессори, а также книжка букварь, который многим тоже помог. Что же выбрать родителям, и к какому методу прибегнуть, мы сейчас разберемся.

Чтобы понять в каком возрасте необходимо начинать учить своего ребенка читать, нужно знать, как происходит формирование ребенка и его психики. Первый функциональный блок мозга у ребенка, который отвечает за познание, эмоции и телесное восприятие, формируется от зачатия его до трехлетнего возраста.

А с трех лет до пяти- формируется уже второй функциональный блок мозга, который нужен вашему чаду для восприятия окружающего мира – слух, обоняние, вкус, зрение, осязание. Врачи — окулисты тоже настоятельно рекомендуют не учить читать детей до пяти лет.

Потому что в эти года формируется цилиарная мышца глаза, которая отвечает за остроту зрения.

Чтобы научить вашего ребенка читать, первым делом, что вам нужно сделать — это выучить с ребенком все буквы. С помощью кубиков, веера и говорящей азбуки, вы это сумеете непременно. Не нагружайте ребенка слишком много и долго буквами. Это его может оттолкнуть и навеять скуку. Учите буквы весело и играючи, тогда ему будет интересно и увлекательно.

Когда все буквы выучены, можете переходить к чтению по слогам. Для этого вам поможет букварь. Это яркая и много картинная книга всем детям очень нравится. Сначала выучите ребенка гласным буквам, а потом уже к согласным. Пусть все буквы он произносит, как звуки. Например, буква К – нужно говорить не «ка», а «к».

Затем, объясните ребенку, как читать простой слог с двух букв – КА, ЛА, МА и т.д. А уж потом, уже можно учить и сложным слогам – АВ, АР, УС, ИВ и т.д. После этого, приступайте к чтению простых слов – МА-МА, РА-МА, МЫ-ЛО.

Вовремя учебы чтения вашего ребенка, нужно на него не кричать и не суетиться. Пусть ваши занятия лучше будут спокойными и дольше проходить, и ребенок не получит стресс от вашего громкого ора и будет с удовольствием заниматься дальше. Позанимавшись с ним до двух месяцев, вы достигните вашей цели.

После того, как ваше дитя научилось читать по слогам, можно подучить его читать бегло.

Также вам необходимо читать с ребенком разные детские стишки, они хорошо развивают логику мышления ребенка и развивают его память. Хвалите вашего чада, чтобы развивать в нем уверенность и успех. Ведь он нуждается в вашей любви и ласке.

Как правильно научить ребенка читать видео

Похожие статьи

kak-pravilno.com

Как правильно научить ребенка говорить: методы, приемы и советы

Родители желают дать малышу с рождения всё необходимое, следят за его здоровьем, психологическим состоянием, стремятся научить ребенка говорить вовремя, правильно. Учить говорению нельзя отдельно от развития других процессов. При освоении речи важную роль играет психологическое состояние малыша. Родителям необходимо с рождения развивать у крохи память, мышление, воображение, внимание. Новорожденный малыш уже готов воспринимать мир, познавать его для становления дальнейшей речи, как способа взаимодействия с окружающими, удовлетворения собственных потребностей.

СодержаниеСвернуть

Как происходит становление речи ребенка

Развиваться речь начинает с рождения. Познавая первые звуки, малыш учится говорению, которое пока остается внутренним. Ребенок анализирует, сравнивает, запоминает, закрепляет, учится распознавать интонацию голоса, сопоставлять слова и действия взрослого человека. До года он активно познает окружающий мир посредством эмоций, движений, восклицаний, гуления. Чтобы правильно и эффективно запускать речевую активность, необходимо с рождения до года давать больше возможностей малышу для всестороннего развития: играть, гулять, слушать музыку, ходить в цирк, театр и т. д. Тогда вовремя возникнут необходимые толчки для дальнейшего становления речи: первые звуки, слова, гуление, агуканье.

До года становление речи происходит незаметно, поэтапно. Сначала кроха учится распознавать голос родных и незнакомых людей, отличать интонацию, сопоставлять слова и действия, которые они обозначают. К годовалому возрасту возникает потребность в общении, речь становится предметом взаимодействия с окружающим миром. Именно в год малыш начинает выговаривать первые короткие слова: папа, мама, баба, дай, нельзя, нет, да. С данного момента необходима дополнительная помощь в освоении процесса говорения.

Возраст Развитие речи
1-2 года

Общение происходит посредством отдельных звуков: п, б, д, к, э, а, о, у. Малыш активно использует их в речи, пытается составлять из них слоги, сочетания: ба, па, ма, дай, на и т. д. На данном этапе родители, как правило, стараются подражать малышу, произносить звуки так же, как ребенок. Он, как копирка, впитывает речь взрослого, пытается воссоздать звучание.

К концу года речь становится необходимой для удовлетворения собственных потребностей. Малыш пытается не только с помощью крика, плача показать, что что-то не так, но и сопровождает эмоции восклицаниями. Проявляется эмоциональная сторона, когда ребенок пытается что-то импульсивно рассказать взрослому, используя активные движения, интонирование. К концу периода должен сформироваться словарный запас до 10 слов.

Ясельный

Связан с поступлением в детский сад, где малыш активно познает окружающий мир, учится общению со взрослыми и другими детьми. Словарный запас к началу периода − от 3 до 10 слов, к концу − 100-300 слов. В полтора года ребенок должен знать от 30 до 70 слов, собственное имя, называть его. Преимущественно в речи присутствуют слова-названия предметов, явлений. Малыш может просить о помощи, сказать о желаемом (поесть, попить, сходить в туалет), назвать любимые игрушки, предметы на улице.

К 2 годам остается активным развитие звукопроизношения. Ребенок старается активно использовать звуки в общении, составляет слова, слоги. Твердые согласные пока еще трудно произносить правильно, он заменяет их на мягкие: вместо «жук» говорит «зюк», «шишка» − «сиска» и т. д. В 2 года речь становится более осмысленной, малыш может склонять существительные: мама, маме, маму. К простым словам подключаются второстепенные: мама иди, баба дай, пойдем гулять.

Младший дошкольный К 3 годам словарный запас увеличивается до 300 слов. Малыши в младшем дошкольном возрасте любят задавать вопросы о непонятных словах, явлениях природы, предметах. В разговоре можно услышать местоимения, наречия, прилагательные: чисто, хорошо, красиво, мы, я, она.

В 4 года начинается активное словотворчество, когда малыш придумывает несуществующие формы, добавляя к словам суффиксы, приставки: обогони, натерять, моя мяч и т. д. В разговоре активно используются предлоги: на, под, у, к, за, с. К 4 годам должно стать правильным произношение твердых согласных: ш, ж, д, ц. Трудным остается произношение звуков л и р. Четырехлетний ребенок способен выучить небольшой стих, говорить распространенными, связными предложениями.

Старший дошкольный 5-7 лет, когда словарный запас увеличивается до 5000 слов. Речь становится более продуманной, логичной, связной. Ребенок может пересказать небольшой рассказ, выучить стихотворение, алфавит (к 6-7 годам), хорошо и четко произносит все звуки. Отвечает развернутыми фразами и предложениями, формулирует мысль, задает сам вопросы.

Как научить ребенка говорить

Важно с рождения учить малыша говорить. Процесс обучения будет незаметен, но даст плоды в будущем. Дети, с которыми родители начинают говорить с первых дней, рано произносят звуки, слова, включаются в живое общение. Психологами доказано, дети, воспитывающиеся в семье, где взрослые с рождения общаются с ними, в будущем более эмоциональны, открыты, развиты, имеют большой словарный запас, являются интересными собеседниками, в обучении опережают сверстников.

С рождения

Лев Семенович Выготский

Новорожденный − чистый лист, если обращаться к советской психологии. Л. С. Выготский утверждал, чему родители научат ребенка с рождения, то и получат в будущем. Поэтому многие современные психологи на консультации с будущими родителями говорят о важности воспитания и общения с первых дней появления на свет младенца. Знания в 1-й год жизни имеют накопительный эффект, прорываются, когда ребенок начинает ходить в детский сад, школу.

Побуждать малыша к развитию речи с рождения можно посредством:

  • рассказа смешных историй, стишков во время массажа, гимнастики, игр;
  • активных игровых действий с предметами;
  • разговора во время прогулки, когда родители рассказывают малышу про явления окружающего мира, называют предметы, животных;
  • пения колыбельной во время укачивания;
  • подробного объяснения каждого действия: «Сейчас Рома будет кушать», «Мама готовит Маше вкусный суп», «Пойдем гулять, будем кататься на коляске»;
  • одевая малыша на прогулку важно рассказывать про гардероб: какого цвета, теплый, тонкий, мягкий, яркий.

С первых дней можно читать малышу книги детских авторов: С. Я. Маршак, А. Барто, С. Михалков, К. Чуковский, русские народные сказки. Малыш не поймет смысл произносимых слов, но будет активно запоминать звуки, эмоциональную составляющую.

Перинатальные психологи утверждают, развитие детей начинается задолго до рождения. Еще в мамином животике ребенок познает окружающий мир, знакомится с ним заочно. Исследования показали, если, например, включать одну и ту же музыку или петь колыбельную перед сном, после рождения малыш будет легко под нее засыпать.

Запуск речи в год

До 12 месяцев обучение говорению − плавное и пассивное, к достижению малышом 1 года можно использовать специальные упражнения и игры, советы психологов и логопедов, стимулировать запуск речи. Если малыш не говорит к данному времени, пора проводить артикуляционные разминки для активации речевого аппарата. Ежедневные занятия по 10-15 минут в игровой форме помогут малышу легче выговаривать и произносить звуки, составлять из них сочетания, слова. У годовалых детей можно использовать следующие упражнения на артикуляцию:

  • Создать из кусочка ваты шарик, который мама и малыш будут передвигать друг другу без рук. С одного края стола становится взрослый, с другого находится ребенок. Мама показывает первая, как можно передать шарик без рук, активно дуя на него. Ребенок должен повторить, сделав губы трубочкой, направляя воздух на предмет.
  • Летом отлично подойдет для разминки игра в одуванчики. Предложите малышу поиграть с растением, сдуть все цветочки.
  • Можно поиграть в мыльные пузыри. Взрослый должен показать, что можно дуть медленно, быстро, сильно, слабо. Для аналогичной игры подойдут дудочки.
  • Попросить малыша повторять за взрослым, который показывает движения губами: вытянуть трубочкой, улыбнуться, повторить несколько раз комбинацию.
  • Иногда полезно подразнить языком. Можно посмотреть, у кого самый длинный язычок.

В процессе занятий важно поощрять ребенка, хвалить, помогать при неудачах.

Запуску речи помогут следующие упражнения и игры:

  • В течение месяца читать ребенку сказку «Колобок» или «Телефон». К чтению нужно подготовиться, закупить необходимые по ролям игрушки: Колобка, зверей. Инсценировать рассказ, показывая малышу каждого героя последовательно по ходу повествования. Задача родителя: вызвать интерес у крохи, чтобы он начал сам показывать в дальнейшем животных при чтении сказки, возможно, произносить название.
  • Петь с ребенком песни, читать стихи, даже если он пока не может активно участвовать в процессе. Родители удивляются иногда, как малыш смог быстро выучить какой-то стих или песенку. Потому что кроха запоминал ее уже во время чтения взрослым.
  • Больше разговаривать с малышом на улице во время прогулки, объяснять явления окружающего мира. Помогать общаться со сверстниками: «Помоги Диме найти лопатку», «Попроси Соню», «Угости Машу».
  • Для игры отлично подойдут современные сенсорные книжки или развивающие моторику, где малышу придется переклеивать предметы с места на место. Например, помочь кукле одеться, приготовить кушать. Важно не оставлять ребенка наедине с игрой, помогать приклеивать детали, проговаривая их форму, цвет, качество, назначение.
  • Если родитель хочет развить навык говорения определенного слова, важно повторять его не менее 50 раз в день по любому поводу: «мама пошла мыть руки», «сейчас мама будет тебя кормить»  и т. д.

В год малыши начинают использовать активно движения и речь для достижения собственных целей, удовлетворения потребностей. Необходимо заставлять ребенка проговаривать слово, не поддаваться на указание пальцем на нужную вещь. Родитель должен говорить: «Я не понимаю, что ты хочешь, помоги мне, скажи». Можно демонстративно перебирать названия всех окружающих предметов, но не называть нужный. Ребенок поймет, чтобы получить желаемое, важно научиться говорить.

Дошкольники

Если малыш не говорит в 2-3 года, необходимо сначала показать его неврологу, педиатру для выявления причин отсутствия речи. Если отставание связано с патологическим процессом, нужно будет подключить к запуску речи профессионала − логопеда, невролога. Нередко задержка речи связана с ранним детским аутизмом, олигофренией, неправильным строением речевого аппарата. Запуск речи в такой ситуации не будет возможен без помощи профессионала, специалисты помогут заговорить.

Когда речевое развитие тормозится из-за социальных факторов или особенностей ребенка, помогут следующие советы:

  • Убрать из повседневного пользования мультсериалы, просмотр телевизора, игру в телефоне. Важно не отстранять ребенка, а вместе с ним заняться чем-то другим. Родители должны отказаться в присутствии ребенка от современных гаджетов. Использовать свободное время нужно для активизации говорения.
  • Малыши с 3 лет любят ролевые игры. Можно поиграть в детский сад, маму и дочку, машины. Важно на протяжении игры больше общаться с ребенком, задавать вопросы, даже если он не может полноценно ответить. Во что одеть куклу, куда пойдут гулять, где будет гараж у машины, какая погода сегодня и т. д. Таким образом родители будут стимулировать речевую активность.
  • Не стоит сразу же давать детям то, что они просят без произношения слова, обозначающего предмет. Следует притвориться, что родитель не понимает о чем идет речь. Необходимо давать ребенку возможность проговаривать нужное слово, пусть даже оно пока звучит неправильно, неполноценно.
  • Дошкольники любят логоритмику, когда под музыку нужно повторять слова и движения с последующим ускорением. Если ежедневно проводить такие занятия, учить малыша произносить слова песни, вскоре у него возникнет потребность в их проговаривании.
  • Больше играть в игры, подразумевающие обратную связь: живое−неживое, ладушки.
  • Читать вслух сказки, петь песни, танцевать. После прочтения произведения важно обсудить с малышом поступки главных героев.
  • Можно купить набор карточек: посуда, животные, птицы, одежда и т. д. Предложить малышу поиграть в угадайку. Кто больше узнает животных, получит ценный или сладкий приз.

Развивать речь, учить малыша говорить в домашних условиях легко, если следовать советам специалистов. При отсутствии речевых, неврологических дефектов ребенок при ежедневных занятиях дома, познавательных играх, прогулках заговорит в ближайшие недели−месяца. Важно постоянно обогащать словарный запас ребенка, не останавливаться на достигнутом.

logopediacentr.ru

Как выучить буквы и алфавит с ребенком 3-6 лет

Хотите узнать о самом эффективном способе научить ребенка буквам и выучить алфавит в кратчайший срок? С нашими рекомендациями вам не составит труда научить ребенка алфавиту в 3-6 лет. Всего за месяц коротких занятий вы сможете выучить с ребенком гласные и согласные звуки и начать читать.

www.fullhdoboi.ru

Зачем учить ребенка алфавиту

Прежде чем познакомить ребенка с буквами русского алфавита, ответьте себе на вопрос, ЗАЧЕМ вы хотите это сделать именно сейчас. Вашему малышу 5 или 6 лет и вы хотите подготовить его к школе? Ему 2 года и вы хотите похвастаться успехами маленького гения перед знакомыми и родственниками? Малышу 3 года и вы хотите всеми доступными вам способами «вложить в него максимум», чтобы не упустить оптимальный момент для всестороннего развития? Что?

Безусловно, можно научить ребенка алфавиту в любом возрасте. Вы можете показывать карточки с буквами уже с пеленок, но… Давайте отбросим в сторону родительские амбиции и сфокусируемся на объекте — ребенке. Для чего ему знать буквы? Правильно, чтобы читать! А вы уверены, что прямо сейчас он ГОТОВ постигать азы чтения? Почитайте, какие условия необходимы для того, чтобы научить ребенка читать в наших статьях и только после этого примите правильное решение:

Любые знания должны находить применение на практике. Вы должны четко понимать, что за изучением букв и алфавита идет обучение ребенка чтению. Иначе нет смысла, есть куча других эффективных способов развить память, мышление, речь. Не обязательно для этого учить буквы с полуторагодовалым малюпасом, который еще не в состоянии их правильно произнести. Если вы слишком рано начнете знакомство с алфавитом, высока вероятность, что ребенок просто забудет буквы к тому моменту, когда будет готов осваивать чтение. Или второй, более «страшный» момент. Выучив «бэ», «вэ», «дэ», ребенок не сможет читать, ведь при чтении работают другие правила. Чтобы сливать слоги и превращать их в слова, нужно произносить звуки совсем не так. Переучивать всегда сложнее. Будьте аккуратны с выбором говорящих игрушек и книг: там не всегда правильно произносят буквы!

happymama.ru

Само по себе знание алфавита ничего не даст малышу. Он просто зазубрит его как песенку или стишок, но это не научит его читать. Поэтому оставьте изучение алфавита для детей 5-6 лет, которым он понадобится в школе, а с малышами просто учите буквы, не придерживаясь алфавитной последовательности.

  • Алфавит — это не просто все буквы, это буквы в ОПРЕДЕЛЕННОЙ последовательности.
  • Алфавит — это база любого языка.
  • Алфавит — это ключ ко всем словарям, справочникам, энциклопедиям и пр. документам, где важен порядок и систематизация.
  • Знание алфавита экономит время.

Учим буквы: с чего начинать

В какой последовательности учить буквы? Нужно ли учить алфавит? Начинать с гласных или согласных? 

Давайте четко, итак:

1. Не нужно учить буквы в алфавитном порядке.

2. Не учите буквы вперемешку: то гласные, то согласные.

3. Первыми выучите с ребенком 10 букв, обозначающих гласные звуки. 

О том, как выучить 10 гласных за 5 занятий мы подробно писали. Методика действительно очень эффективная и простая. Справится любая мама.

4. Согласные лучше учить после гласных.

5. Называйте звуки, а не то, как буква произносится в алфавите.

Почему важно хорошо выучить 10 гласных?

Как показывает практика, плохо читающие дети запинаются, потому, что забывают, как читаются гласные. Чтобы ребенок не «спотыкался» во время чтения, не торопитесь, изучая буквы. Уделите внимание на начальном этапе именно гласным: как произносятся, как выглядят на письме. И только после этого переходите к согласным.

Как научить ребенка алфавиту в 3-4 года

Если вы решили учить ребенка буквам в 3 года, помните, что ничего нельзя делать через силу, только игры, только занимательные упражнения и НИКАКОГО ПРИНУЖДЕНИЯ. Эти рекомендации актуальны для любого возраста, ведь вы не хотите выработать нежелание учиться и ходить в школу в дальнейшем.

  • Не ждите, что ребенок сразу запомнит много букв. Не преследуйте цель выучить весь алфавит, на это потребуется время.
  • Два раза в неделю давайте ребенку новый материал, а в остальные дни повторяйте и закрепляйте пройденное.
  • С ребенком 3-4 лет достаточно заниматься 2-7 минут в день.
  • Учите гласные парами, так ребенку будет легче запомнить: А — Я, О — Ё, У- Ю, Ы — И, Э — Е. 
  • Прежде, чем знакомить ребенка с согласными и приступать к обучению чтению, убедитесь, что знание всех гласных доведено до автоматизма. 

Как выучить согласные: игровая методика 

Согласных гораздо больше, чем гласных. На их изучение потребуется больше терпения, сил и времени. Но все получится, если четко следовать рекомендациям и не торопиться.

Приготовьте таблица. Каждая таблица состоит из шести строк. В верхней строке напишите или напечатайте синим цветом твердые согласные, зеленым — мягкие. В остальных строчках напишите короткие открытые слоги.

Б БЬ
БА БЯ
БО БЁ
БУ БЮ
БЫ БИ
БЭ БЕ
В ВЬ
ВА ВЯ
ВО ВЁ
ВУ ВЮ
ВЫ ВИ
ВЭ ВЕ
Г ГЬ
ГА ГЯ
ГО ГЁ
ГУ ГЮ
ГЫ ГИ
ГЭ ГЕ
Д ДЬ
ДА ДЯ
ДО ДЁ
ДУ ДЮ
ДЫ ДИ
ДЭ ДЕ
З ЗЬ
ЗА ЗЯ
ЗО ЗЁ
ЗУ ЗЮ
ЗЫ ЗИ
ЗЭ ЗЕ
Л ЛЬ
ЛА ЛЯ
ЛО ЛЁ
ЛУ ЛЮ
ЛЫ ЛИ
ЛЭ ЛЕ
  • Вместе с ребенком пропойте песенки гласных звуков: грубым низким голосом А, О, У, Ы, Э и высоким тонким голосочком Я, Ё, Ю, И, Е.
  • Четко произнесите согласные в верхней строке таблицы. На каждом занятии работайте с 6 таблицами.

ВАЖНО! Следите, чтобы ребенок и вы сами произносили согласные чисто, чтобы после них не слышались посторонние гласные Ы или И. Если ребенок привыкнет говорить Ды, Сы вместо чистых звуков ДС, то и читать он будет неправильно.
Сложней всего произносить чистые звуки Б, В, Г, Д; БЬ, ВЬ, ГЬ, ДЬ. Остальные легче, особенно глухие.
Научить ребенка правильно произносить З и ЗЬ, например, очень просто. Спросите ребенка: «Как большой комар гудит? З-З-З. Нет, не Зы, а З-З-З! Комар не умеет говорить Зы, он делает З-З-З. А как маленький комарик гудит? ЗЬ-ЗЬ-ЗЬ. Комарик не умеет говорить Зи, он делает ЗЬ-ЗЬ-ЗЬ. Вот так мы и называем эти буковки: З-З-З и ЗЬ-ЗЬ-ЗЬ«.

  • Точно так же пропойте слоги, как вы делали это с гласными.
  • Покажите ребенку в таблицах букву Ь и скажите, что она называется «мягкий знак». Время от времени напоминайте ему ее название.

Буква Ь не обозначает звука, а лишь УКАЗЫВАЕТ на мягкость согласного.

  • На отдельной карточке напишите Й. Назовите, как этот звук звучит. Приведите примеры слов, которые начинаются на этот звук: йод, йогурт, йог.

Само название буквы «И краткое» ребенок узнает позже, когда будет учить алфавит. Время от времени напоминайте ребенку об этой букве, ПРОИЗНОСЯ ЕЕ ЗВУКОМ.

  • По несколько раз в день возвращайтесь к этим таблицам и пропевайте вместе с ребенком склады. Делайте это регулярно.
  • Когда увидите, что ребенок все делает правильно, замените 2 таблицы двумя новыми. 
М МЬ
МА МЯ
МО МЁ
МУ МЮ
МЫ МИ
МЭ МЕ
Н НЬ
НА НЯ
НО НЁ
НУ НЮ
НЫ НИ
НЭ НЕ

Методика такая же. Пропевайте все 6 таблиц ежедневно вместе с ребенком. В результате — ребенок повторит старые и выучит 2 новых буквы.

  • Снова замените 2 таблицы двумя новыми и т.д.

Если вы будете придерживаться плана «2 раза в неделю новое, в остальные дни повторяем», ваш ребенок выучит 32 буквы русского алфавита за месяц. С Ъ вы познакомите ребенка позже, когда он начнет читать и встретит эту букву в словах.

ВАЖНО! В русском языке есть звуки и склады-близнецы: Ж-ЖЬ, ЖО-ЖЁ, Ш-ШЬ, ШО-ШЁ, Ч-ЧЬ, ЧО-ЧЁ, Щ-ЩЬ, ЩО-ЩЁ, ЦЫ-ЦИ. Пишутся они по-разному, но звучат одинаково! Обязательно обратите на это внимание ребенка.

Как научить ребенка алфавиту в 5-6 лет

Возраст 5-6 лет наиболее оптимальный для изучения алфавита и начала обучения чтению. Лучше, когда в школу ребенок пойдет подготовленным. ВАЖНО только готовить его грамотно, чтобы учителю не пришлось переучивать, а ребенку — страдать из-за неумелых действий родителей или сердобольной бабушки, которая хотела «как лучше».

Все те же приемы, что были подробно описаны для обучения алфавиту детей 3-4 лет применимы и с дошкольниками 5-6 лет.

Если ваш ребенок уже знает часть букв, вы можете немного ускорить процесс: учить и повторять гласные одновременно с согласными. Параллельно можно учиться читать по слогам.

Самое важное в этом возрасте — обращать внимание на ПРАВИЛЬНОСТЬ РЕЧИ. При необходимости обратитесь к логопеду, чтобы помог поставить правильные звуки, ведь от этого напрямую зависит успех в обучении в школе.

Частая проблема в этом возрасте — звук Р. Вы можете поработать с ребенком самостоятельно, регулярно выполняя специальные упражнения.

Уважаемые читатели! Поделитесь в комментариях своим опытом и мнением, как научить ребенка алфавиту.

rastishka.by

Как научить ребенка читать: 12 простых советов

Малыш взрослеет. Растут и его умения – он уже может говорить предложениями, знает цвета и формы, ориентируется в буквах и цифрах. Но как научить ребенка читать? С какого возраста начать обучение? Как вообще подойти к такому непростому делу?

Когда учить ребенка читать?

В настоящее время существует множество методик обучения малыша чтению: это и метод Домана, и бархатные буквы Марии Монтессори, и кубики Зайцева, и метод Тюленева. Перечислять можно бесконечно. Все эти способы и пособия рассчитаны на обучения ребенка в домашних условиях самими родителями, но существуют и специальные кружки и курсы, где с малышами занимаются опытные преподаватели.

Но как понять, что пришло время учить ребенка читать? Это раньше родители не предавали большого значения домашнему обучению, а дети учились читать в школе в 6-7 лет. Сейчас ситуация изменилась, и малышей учат чтению чуть ли не с пеленок.

Чтобы понять, что чадо готово к обучению, стоит рассмотреть несколько факторов.

  • Прежде всего, кроха должен хорошо владеть речью, быстро составлять предложения, понимать значения простых слов.
  • У малыша не должно быть проблем со слухом и с произношением.
  • Кроха должен знать базовые направления: лево-право, верх-низ.

Впрочем, многие дети сами проявляют интерес к книгам – маме остается лишь доходчиво объяснить чаду, как это – читать.

12 правил обучения чтению

Вашему вниманию предложены несколько советов, которые помогут найти общий язык с малышом и познакомить его с чудесным миром литературы.

Правило 1. Не заставляйте

Не нужно насильно прививать ребенку любовь к чтению. Эта попытка заранее обречена на провал. Если хотите вырастить читающего человека, заинтересуйте его литературой. Раскладывайте по дому книги, читайте малышу вслух интересные истории. Также чадо должно регулярно видеть вас читающей какую-нибудь книгу. Детки хотят быть похожими на своих родителей, поэтому и ваше чадо тоже, скорее всего, поинтересуется, как вы читаете.

Правило 2. Никаких букв

Ребенку сложно объяснить, что «р» и «рэ» — одно и то же, и что в слове рыба нужно произносить именно «р», а не «рэ». Именно поэтому нельзя учить чадо сначала буквам, а потом звукам. Наоборот, сначала звуки (м, н, р, с), потом буквы (эм, эн, рэ, сэ).

Правило 3. Учите слоги, а не буквы

Слоги или даже целые слова гораздо лучше усвоятся ребенком, чем какие-то непонятные отдельные буквы. Показывайте чаду букву в целом слове. Можно также распечатать карточки со слогами и попытаться обучить малыша составлять слова и читать по слогам.

Правило 4. Повторяйте

Чем чаще вы будете закреплять с малышом пройденный материал, тем лучше информация отложится в детской головке. Но при этом помните, что детки не любят, когда их проверяют и тестируют. Любое повторение (как и обучение) преподносите в игровой форме.

Правило 5. От простого к сложному

Лучше сначала научить малыша произносить звуки. Потом можно как научить ребенка читать по слогам, так и комбинировать эти слоги в слова. Информацию представляйте постепенно и дозированно, чтобы у детки в голове не было каши из знаний.

Правило 6. Учите простые слова

  1. Начните с элементарных слов с повторяющимися буквами: ма-ма, па-па, ба-ба.
  2. Далее обучайте словам по форме «слог + буква»: ма-к, до-м, ко-т, ба-с.
  3. Учите предложения. Можно начать с банального: мама мыла Милу.
  4. Буквы ъ, ь, й оставьте напоследок.

Правило 7. Учитесь везде

Идете гулять? Отлично! Предложите чаду почитать вывески магазинов или слова на рекламном щите. При этом не ругайтесь, если кроха не сможет прочесть то или иное слово. Относитесь к ребенку терпимо и доброжелательно.

Правило 8. Играйте!

Придумывайте игры, в которых необходимо знание букв, слогов и звуков. Например, можно попросить малыша найти в тексте все слова на букву А (Б, В, Г…) и прочитать их. Или купите специальные магнитные кубики и из них составляйте слова.

Еще хорошее упражнение, которое поможет как правильно научить ребенка читать, так и развить его внимательность. Дайте малышу несколько кубиков (среди них должна быть одна гласная и несколько согласных). Попросите чадо выбрать гласную.

Правило 9. Заинтересуйте.

Покажите чаду, что чтение необходимо для нормальной жизни в обществе. Пишите ребенку записки, показывайте записи в блокнотах, письма от родственников, поздравительные открытки.

Правило 10. Чтение вслух

Как научить ребенка быстро читать? Есть старый метод – это чтение вслух на время. Например, засеките минуту и попросите малыша читать все это время. Посчитайте, сколько слов будет прочитано за минуту. Можно завести «Дневник Читателя» и заносить туда все успехи чада. Конечно, не обойдется без мотивации – за каждые 50 (100,200) прочитанных слов делайте ребенку маленький презент.

Правило 11. Чтение с закладкой

Развить у малыша навык быстрого чтения можно в домашних условиях с помощью простого упражнения – чтение с закладкой. Только закрывать закладной нужно не нижнюю строчку, а уже прочитанные слова. Это поможет избежать путаницы, ребенок не будет отвлекаться и сосредоточится на чтении нового слова.

Правило 12. Частые занятия

Регулярно хотя бы по пять минут уделяйте чтению с малышом. Важно не забрасывать обучение, даже если вам кажется, что ребенок уже выучился читать.

Заключение

Главное правило любого обучения – терпение и доброжелательное отношение к малышу. Не кричите и не выходите из себя, когда у дочки или сыночка что-то не будет получаться. Не нужно мучить ребенка чтением, это отобьет у него охоту и желание читать.

agushkin.ru

Как научить ребенка алфавиту в домашних условиях быстро и правильно

Учить буквы с ребенком можно начинать уже тогда, когда он сможет хорошо разговаривать и проявит желание к освоению новой информации. Чтобы процесс обучения был простым и интересным, нужно знать о некоторых нюансах.

Зачем учить ребенка алфавиту в домашних условиях

Прежде чем начинать регулярные занятия с ребенком, определитесь, зачем ему знать алфавит именно сейчас. Если вы хотите похвастаться перед родственниками или друзьями, заставить ребенка знать как можно больше уже сейчас, то лучше забудьте об этом. Дождитесь момента, когда малыш сам не изъявит желание учиться. Помните, что фокусироваться нужно на ребенке, на его желаниях и потребностях, а уже потом – на себе.

Как научить ребенка алфавиту - вопрос, требующий комплексного рассмотрения

Если вы видите, что малыш достаточно любознательный и сам изъявляет желание выучить алфавит, можно начинать занятия. Но помните, что любые знания должны закрепляться на практике. То есть, после обучения алфавиту необходимо учить слоги, а затем – закреплять усвоенный материал при чтении. Это дело не одного дня, и если вы готовы к этому, можно приступать.

Учить ребенка алфавиту стоит только в двух случаях: если он сам стремится к этому или пришла пора готовиться к школе. В современных учебных заведениях дети должны знать буквы и уметь сносно читать уже к началу обучения в первом классе – такова система образования. Если малыш не обладает соответствующими навыками, ему будет тяжело и в учении, и в общении со сверстниками.

Как научить ребенка алфавиту быстро и правильно

Как показывает практика, не лучшая идея – осваивать с ребенком буквы в алфавитном порядке. Также часто дети не могут правильно читать из-за незнания произношения гласных звуков, поэтому именно с них стоит начать обучение.

Общие рекомендации:

  • выучите 10 гласных букв, а затем приступайте к изучению согласных;
  • учите звуки, а не буквы – то есть сразу заучивайте, как звучит та или иная буква при чтении.

Изучайте по одной букве за одно занятие. Покажите ребенку, как выглядит эта буква на письме, подготовьте карточки с картинками и словами, в которых встречается эта буква. Переходите к изучению следующей буквы только после полного усвоения предыдущей. И помните, что ребенку трудно усидеть на одном месте долго, поэтому занятие не должно длиться дольше 20 минут.

3-й год жизни: стоит ли обучать ребенка русскому алфавиту

Если малышу исполнился только третий год, не торопитесь обучать его алфавиту – до школы еще много времени. Начинать обучение стоит только тогда, когда малыш сам захочет этого, причем делать это нужно в игровой форме без какого-либо принуждения. Не забывайте о следующих моментах:

  • не ожидайте от малыша немедленного изучения большого количества букв, ему нужно время;
  • новые буквы следует учить не чаще 2 раз в неделю. В остальные дни стоит только закреплять уже пройденный материал;
  • если малышу только 3 года, не занимайтесь с ним дольше 5–7 минут в сутки;
  • ребенок лучше запоминает, если изучает гласные звуки парами: А-Я, У-Ю, Э-Е и т.д.

Не переходите к изучению согласных, пока не убедитесь, что ребенок полностью освоил гласные звуки. И помните, что в этом возрасте ребенок мыслит образами, поэтому запаситесь множеством картинок, игрушек и ярких книг.

Как научить алфавиту ребенка, которому 4-й год

В 4 года с ребенком выучить алфавит легче, потому что к этому моменту он уже может воспринимать и анализировать абстрактную информацию. В этом случае также лучше начинать обучение с гласных букв, но к картинкам и игрушкам уже можно добавить компьютерные и настольные игры, кубики с буквами, пазлы и магнитную азбуку.

Обучение 5-летнего ребенка

Алфавит для ребенка 5-и лет – это уже не игра, а основа чтения. Скоро он станет учеником первого класса, где от детей требуется умение читать, хотя бы по слогам.

Быстро научить ребенка алфавиту возможно

В целом, система обучения ребенка этого возраста не отличается от 3-летнего, но некоторые рекомендации желательно учитывать:

  • Объясните ребенку, зачем ему нужен алфавит. При этом не пугайте его экзаменами и тестами, которые его ожидают в школе. Лучше расскажите, как это хорошо – уметь читать любимые книги самостоятельно.
  • Читайте книги в присутствии малыша. Ребенок все повторяет за родителями, и, скорее всего, захочет научиться читать.

Родителям стоит набраться терпения, поскольку заранее предугадать, сколько времени понадобится ребенку на изучение алфавита, невозможно. Одним детям хватает 1–2 недель, а другим может понадобиться несколько месяцев. И первый, и второй случай – это нормально, поэтому нужно относиться к малышу с пониманием.

Занятия с ребенком 6-и лет

В 6 лет к обычным игровым способам можно подключать элементы классического занятия – книги, буквари, азбуки, прописи. Ребенок должен уметь не только произносить буквы, но и писать их. Цель таких уроков – не только изучить алфавит, но и научить малыша правильно организовывать время. То есть, занятия можно начинать проводить систематически в одно и то же время дня, а длиться они будут, например, 20 минут и не меньше – ребенок должен понимать, что так нужно.

Методика изучения гласных звуков

Расскажите ребенку про букву «А», покажите, как она пишется. Затем назовите ряд слов, в которых встречается эта буква, покажите картинки с изображением предметов, людей или животных, в названии которых есть «А». Постарайтесь совместно с ребенком подобрать еще ряд слов с этой буквой. Во время прогулки или поездки старайтесь как можно чаще обращать внимание ребенка на различные вывески и надписи, где встречается «А».

Затем таким же способом можно изучить парный звук «Я». Но не начинайте его изучение, пока не будет полностью освоен и закреплен предыдущий звук. Чтобы ребенку было интереснее заниматься, купите доску, на которой можно писать и рисовать мелом, а также приобретите различные кубики с буквами и яркие книжки.

Методика изучения согласных звуков

После полного изучения и закрепления гласных можно приступать к освоению согласных звуков. Знакомьте ребенка сначала со звуками, а уже потом – с буквами. То есть, сначала мы учим «Б», а не «Бэ». В противном случае ребенок может испытывать трудности в соединении звуков в слоги.

В остальном, согласные учат так же, как и гласные. Старайтесь больше практиковаться, вспоминая слова, в которых присутствует изучаемая буква. Наберитесь терпения, так как согласных звуков на порядок больше, чем гласных.

Как научить ребенка читать по слогам: методика обучения в игровой форме

Сразу после изучения очередной согласной буквы можно соединять ее с гласными, образуя слоги. То есть, изучив с ребенком звук «Б», научите соединять его с гласными, то есть произносить «БА», «БУ», БЭ» и т.д. При таком подходе ребенку в дальнейшем будет проще учиться читать.

Не забывайте, что обучение слогам также должно происходить в легкой игровой форме: соединяйте в слоги кубики с буквами, пазлы, рисуйте слоги на доске, вспоминайте слова, в которых есть эти слоги. Не уделяйте занятию более 10–20 минут в день, иначе для ребенка это будет не игрой, а настоящим испытанием, что не приведет к хорошим последствиям в будущем.

Когда начинать учить ребенка английскому алфавиту

Английский алфавит начинают изучать в школе, когда ребенок уже достаточно усидчив и восприимчив к новой информации. Не стоит этим заниматься в дошкольном возрасте – это слишком сложно и не нужно для малыша.

Читайте в следующей статье: как научить ребенка читать по слогам

www.baby.ru

0 0 vote
Article Rating
Подписаться
Уведомление о
guest
0 Комментарий
Inline Feedbacks
View all comments