Этапы воспитательного процесса – —

Этапы воспитательного процесса — МегаЛекции

Лекция №4 (2 часа). Процесс воспитания в коррекционной школе, его научно-организационные и методические основы.

Понятие воспитание в русской педагогике стало выделяться со второй половины 18 века. В значении процесса развития и формирования личности оно употреблялось в таких документах как «Генеральный план московского воспитательного дома» (1763), «Устав народных училищ в Российской империи» (1786). В 1806 г. слово «воспитание» как особое педагогическое понятие было включено в словарь Российской академии. Однако вплоть до середины 19 века оно ассоциировалось с понятием «образование» и фактически являлось его синонимом. С развитием же педагогической теории и практики оно приобрело самостоятельное значение.

В настоящее время воспитание является одним из ведущих понятий в педагогике. В широком смысле слова воспитание рассматривается как общественное явление, которое представляет собой сложный противоречивый социально-исторический процесс передачи новым поколениям общественно-исторического опыта, осуществляемого всеми социальными институтами: общественными организациями, средствами массовой информации и культурой, церковью, семьей, образовательными учреждениями разного уровня и направленности. Оно обеспечивает общественный прогресс и преемственность поколений.

Воспитание в узком смысле рассматривается как педагогический процесс, включающий в себя два компонента: обучение и воспитание. Несмотря на то, что у каждого из этих компонентов имеются свои цели, задачи, методы, формы и др., они представляют собой единую систему, в которой при обучении происходит воспитание, а во время воспитания обучение определенным нормам, правилам поведения, деятельности, общения].

Таким образом, воспитание – это целенаправленное и планомерное воздействие на сознание и поведение человека, с целью формирования определенных установок, понятий, принципов, целенаправленных ориентаций, обеспечивающих необходимые условия для его развития.



Цель воспитания – подготовка к жизни человека физически и нравственно способного самостоятельно жить в современном мире.

Задачи:

1. Коррекция всех компонентов психофизического и интеллектуального личностного развития ребенка.

2. Разностороннее развитие учащихся с целью подготовки их к самостоятельной жизни, которая включает труд

3. Повышение регулирующей роли интеллекта в поведении учеников в разных ситуациях и в различных видах деятельности.

4. Формирование умения жить и работать в коллективе, что предполагает осуществление воспитательного воздействия в процессе конкретных видов деятельности.

5. Воспитание активности и самостоятельности, умения правильно оценивать окружающих и самих себя, формирование положительного отношения во взаимодействии со взрослыми и сверстниками.

Основываясь на определениях, предложенных В.А. Сластениным, Л.С. Глебовой, И.П. Подласым можно сделать вывод о том, что воспитание многозначно, его рассматривают как общественное явление, деятельность, процесс, взаимодействие. Оно организуемо, управляемо, контролируемо и имеет определенную цель – формирование полезной обществу личности.

 

 

Традиционными направлениями воспитания являются:

1. нравственное,

2. умственное,

3. физическое,

4. эстетическое,

5. трудовое.

Нравственное воспитание – целенаправленное формирование системы нравственных отношений, способности к их совершенствованию и умений поступать с учетом общественных моральных требований и норм, прочной системы привычного повседневного морального поведения.

Нравственное воспитание решает такие задачи, как формирование нравственных понятий, суждений, чувств и убеждений, навыков и привычек поведения, соответствующих нормам общества.

Умственное воспитание рассматривается как процесс формирования, направленный на развитие интеллектуальной культуры личности, познавательных мотивов, умственных сил, мышления, мировоззрения и интеллектуальной свободы личности.

Под физическим воспитанием понимается система физического совершенствования человека, направленная на правильное физическое развитие, укрепление здоровья, обеспечение высокой физической работоспособности и выработку потребности в постоянном физическом самосовершенствовании.

Эстетическое воспитание - направлено на выработку, и совершенствование в человеке способности воспринимать, правильно понимать, ценить и создавать прекрасное в жизни и искусстве, активно участвовать в творчестве, созидании по законам красоты.

Трудовое воспитание представлено как целенаправленная совместная деятельность воспитателя и воспитанников, направленная на развитие общетрудовых умений и способностей, психологической готовности к труду, формирование ответственного отношения к труду и его продуктам, на сознательный выбор профессии. Трудовое воспитание охватывает те аспекты воспитательного процесса, где формируются трудовые действия, складываются производственные отношения, изучаются орудия их труда и способы их использования. Труд в процессе воспитания выступает как ведущий фактор развития личности, и как способ творческого освоения мира, обретения опыта посильной трудовой деятельности в различных сферах труда, и как неотъемлемый компонент общего образования, в значительной мере центрирующий общеобразовательный учебный материал, как столь же неотъемлемая часть физического и эстетического воспитания.

Итак, весь процесс воспитания делится на пять составных частей, но это разделение условно.

Выделяют несколько последовательных этапов, через которые проходит процесс, направленный на качественное решение воспитательных задач. Данная структура дает понимание глубинной закономерности единства и постепенности воспитательного процесса.

Этапы воспитательного процесса

Первый этап включает осознание воспитуемыми требуемых норм и правил поведения. Без этого формирование заданного типа поведения личности не может быть успешным.

На втором этапе знания переходят в убеждения, то есть глубокое осознание именно того, а не иного типа поведения. Убеждения в этой связи представлены как твердые, основанные на определенных принципах и мировоззрении взгляды, которые служат руководством в жизни. Без них процесс воспитания развивается вяло, медленно и не всегда достигает положительного результата.

Третий этап предполагает воспитание чувств, основанное на ситуациях, которые их обостряют и помогают достигнуть правильного и быстрого восприятия требуемых норм и правил.

Четвертым, главным этапом воспитательного процесса является деятельность. В практике воспитания она всегда сливается с формированием взглядов, убеждений, чувств. Чем большее место в структуре воспитательного процесса занимает педагогически целесообразная, хорошо организованная деятельность, тем выше эффективность воспитания.

Кроме того, воспитательный процесс имеет ряд особенностей.


Рекомендуемые страницы:


Воспользуйтесь поиском по сайту:

megalektsii.ru

Сущность процесса воспитания.

1) Процесс воспитания является длительным и, по существу, непрерывным процессом.

2) Он так же является комплексным, т.е. развитие у человека определенных черт и качеств идет в комплексе, а не поочередно. По мере роста и развития человека воспитательные задачи усложняются, углубляются.

3) Для процесса воспитания характерна отдаленность результатов.

4) Может быть неодинаковость результатов воспитания, т.е. одни и те же воспитательные воздействия могут оказывать на каждого человека неодинаковое влияние.

5) Процесс воспитания – двусторонний, т.е. в нем участвуют и взаимодействуют 2 стороны - учитель-воспитатель и ученик-воспитуемый.

6) Положение о воспитуемости характеризуется пластичностью и восприимчивостью ЦНС; образованием условных рефлексов, связанных с определенным типом внешних и внутренних раздражений.

7) Процесс формирования устойчивых навыков, привычек и форм поведения – формирование динамичного стереотипа. Наличие которых создает трудности при перевоспитании, когда ставятся задачи ломки сложившихся форм поведения и установок.

8) В воспитании большое значение имеет регулирование процессов возбуждения и торможения, установление взаимного уравновешения этих процессов. Умению сосредоточиться на главном, выделению этого главного соответствуют возникновение и поддержание устойчивого очага возбуждения. Умение сдерживаться, преодолевать трудности предполагает управление тормозными процессами.

Изучение процесса воспитания за последние годы:

— изучается личность в системе его отношений к людям, природе, науке, искусству; взаимоотношение личности и коллектива.

— изучение проблем общения как специфической деятельности, предметом которой является другой человек. В работах исследователей рассматриваются различные виды общения: между учениками и родителями; воспитателем и воспитанниками, между другими взрослыми учениками – членами коллектива, между детьми и другими взрослыми.

Основные этапы процесса воспитания.

  1. Ознакомление учащихся с общими нормами и требованиями. Источником получения этих знаний могут быть слово воспитателя, его личный пример или пример людей, которым учащийся захочет подражать. Это может быть и интересная книга, рассказ, статья в газете или журнале; организация опыта, практики правильного поведения.

  2. Формирование отношения учащихся к прилагаемым им нормам и правилам поведения. В основе формирования отношения лежит, прежде всего, понимание необходимости овладения знаниями о нормах и формах поведения. Важно сопоставление этих знаний с системой житейских представлений. Это сопоставление и осмысление приводит к формированию оценки, оценочным суждениям. Это взвешивание-оценивание служит основой для формирования мотивов поведения, которые базируются на сделанном выборе. Важно у учащихся пробудить желание поступить так, как от него требуется.

  3. Формирование взглядов и убеждений. Формирование взглядов характеризует этап принятия, освоения и превращения усвоенных норм в личное достояние Взгляды предполагают, что у человека выработаны позиция, своя оценка, мотивы для совершения действий. Убеждения это твердые, основанные на определенных принципах и мировоззрении взгляды, которые побуждая к действию, служат руководством в жизни. Верный путь формирования убеждения – организация опыта правильного поведения, создание ситуаций, требующих проявления позиции в действиях, упражнения в совершенствовании правильных действий.

  4. Формирование общей направленности личности. Упражнение в деятельности, многократные повторения определенных действий приводят к вырабатыванию у человека привычки такого поведения, которые становятся для него нормой. Привычка правильного поведения в определенной ситуации в определенных жизненных проявлениях создает основу для дальнейшего совершенствования личности.

  5. Наивысший этап процесса воспитания – формирование интереса к

    самовоспитанию – деятельность направлена на выработку и совершенствование общественно ценных качеств личности и преодоление отрицательных черт и качеств. Обязательными элементами самовоспитания является постановка цели, волевое усилие, самоконтроль и самоанализ.

studfile.net

Этапы воспитательного процесса

Развитие гуманистических идей способствовало рождению новой педагогической парадигмы, нового взгляда на ребенка как на субъект воспитания.

реализм целей воспитания - означает не всестороннее, а разностороннее развитие личности

  • совместная деятельность детей и взрослых может осуществляться в процессе бытового труда, труда в природе, труда по обслуживанию игр

    и занятий.

  • самоопределение личности - абсолютно сознательная активность личности по выявлению и отстаиванию отчетливо субъектной позиции в ситуациях, не имеющих жестко нормативных решений.

  • личностная направленность воспитания - В центре всей воспитательной работы школы должны стоять не программы, не мероприятия, не формы и методы, а сам ребенок, подросток, юноша

  • добровольность - Воспитательный процесс, если он организован как принудительный, ведет к деградации нравственности, как ребенка, так и учителя. Детей нельзя обязать “воспитываться”.

  • коллективистская направленность реализм целей воспитания - воспитание  должно подготавливать личность к 3 главным ролям в жизни: гражданина, работника, семьянина.

  • совместная деятельность детей и взрослых - поиск совместно с детьми нравственных образцов духовной культуры, культурной деятельности и выработка собственных ценностей, норм и законов жизни составляющие содержание работы педагога, обеспечивающую активную личностную позицию школьника в воспитательном процессе.

  • самоопределение личности - способствует формированию целостности личности, т. е человека с твёрдыми убеждениями, демократическими взглядами и жизненной позицией. В гармонии человека с самим собой должны идти не только профессиональное самоопределение, но и гражданские и нравственные, личные характеристики, как субъектов собственной жизни и собственного счастья.

  • личностная направленность воспитания - в центре воспитательной работы находится сам ребёнок. Надо развивать его индивидуальные склонности и интересы своеобразие характера и чувства собственного достоинства.

Что такое гражданско-патриотическое воспитание? Это целенаправленный процесс формирования базовых качеств личности, прежде всего в нравственной и действенно- практической сфере.

32. Определите понятие «принципы воспитания». Охарактеризуйте требования, предъявляемые к этим принципам: обязанность; комплексность; равнозначность. Раскройте сущность принципов современной системы отечественного воспитания; общественная направленность воспитания; связь воспитания с жизнью, трудом; опора на положительное в воспитании; гуманизация воспитания; личностный подход; единство воспитательных воздействий. Сформулируйте правила реализации перечисленных выше принципов воспитания.

Принципы   воспитания  можно трактовать как основные требования к эффективному построению воспитательного (педагогического, учебно-воспитательного) процесса, которые определяют выбор оптимальной структуры воспитательного процесса, содержание воспитательной работы, наиболее эффективные методы, приемы, формы и средства деятельности и общения воспитателей и воспитуемых.

studfile.net

Иван Павлович Подласый. Педагогика. Книга 3: Теория и технологии воспитания: Учебник для вузов

   Процесс воспитания – сложная динамическая система. Каждый ее компонент, в свою очередь, может рассматриваться как система, содержащая свои компоненты. Согласно принципу иерархичности любая система представляет собой лишь один из компонентов более широкой системы и не может существовать вне определенной среды, вне взаимодействия с последней. Рассмотреть процесс воспитания в динамике – значит определить, как он зарождался, развивался, каковы пути его в будущем, проследить все его подготовительные и последующие этапы.
   Как нам уже известно, применив соответствующие критерии выделения, можно получить различные системы и структуры. Наиболее известны в современной теоретической педагогике модели, построенные по критерию целей и задач, содержания воспитательного процесса, условий его протекания, взаимодействия воспитателей и воспитанников, применяемых методов, форм воспитательной деятельности, этапов развития процесса во времени и др. Рассмотрим некоторые из них.
   По целевому критерию структура воспитательного процесса представляет собой совокупность задач, на решение которых он направлен. Их, как правило, очень много, поэтому данный критерий нуждается в дополнении. Следует указать область действительности, где происходит воспитательный процесс: семья, школа, армия и т. д.
   В школе процесс воспитания, по представлению профессора Т.И. Мальковской, направлен:
   • на целостное формирование личности с учетом цели всестороннего, гармонического развития личности;
   • формирование нравственных качеств личности на основе общечеловеческих ценностей, социально ориентированной мотивации, гармоничности интеллектуальной, эмоциональной и волевой сфер развития личности;
   • приобщение школьников к общественным ценностям в области науки, культуры, искусства;
   • воспитание жизненной позиции, соответствующей демократическим преобразованиям общества, правам и обязанностям личности;
   • развитие склонностей, способностей и интересов личности с учетом ее возможностей и желаний, а также социальных требований;
   • организацию познавательной деятельности школьников, развивающей индивидуальное и общественное сознание;
   • организацию личностной и социально ценной многообразной деятельности, стимулирующей формирование обусловленных целью воспитания качеств личности;
   • развитие важнейшей социальной функции личности – общения в изменяющихся условиях трудовой деятельности и повышения социальной напряженности.
   К целям и задачам воспитания мы будем возвращаться еще не раз, поскольку, во-первых, их нужно учитывать при решении конкретных вопросов, а во-вторых, потому что цели и задачи постоянно варьируются.
   Следующая структура основана на выделении главных стадий воспитательного процесса. Критерием здесь является последовательность этапов, через которые обязательно должен пройти весь процесс, направленный на качественное решение поставленных задач. Данная структура очень важна для понимания глубинной закономерности единства и постепенности воспитательного процесса (рис. 2). Главные стадии, через которые проходит любой процесс воспитания, следующие:
   • формирование сознания;
   • формирование убеждений;
   • формирование чувств;
   • выработка навыков и привычек поведения.
 
   Рис. 2. Стадии воспитательного процесса
 
   Формирование сознания (его называют еще осознанием воспитанниками требуемых норм и правил поведения) – важный этап процесса. Без осознания воспитанником личной выгоды, понимания того, что от него требуется, формирование заданного типа поведения не может быть успешным. Поэтому вначале следует разъяснить ему, зачем необходимо то или иное поведение. Но так думают не все, не везде и не всегда. Многие воспитательные системы раньше данному этапу почти не уделяли внимания: подрастут дети – поймут сами, не поймут – тоже ничего не случится. Главное – научиться вести себя как следует. И чем больше ошибок допускают воспитанники, тем даже лучше. Своевременная коррекция поведения (часто с применением телесных наказаний) быстро исправит положение и приведет к желаемым результатам. Советская школа склонялась к гиперболизации данного этапа, отдавая предпочтение словесным методам воспитания в ущерб действиям.
   Формирование убеждений требует, чтобы знания переходили в убеждения – глубокое осознание именно такого, а не иного типа поведения. Убеждения – это твердые, основанные на определенных принципах и мировоззрении взгляды, позиции, которые служат опорой и руководством в жизни. Без них нет целостной личности. Убеждения – результат длительного воспитания, но и на первых его этапах они играют заметную роль. Школьник должен не только понять, но и убедиться (сперва на примерах), в чем преимущества (или вред) определенного поведения. Если ему этого не показывают, а лишь бесконечно призывают, процесс воспитания будет развиваться вяло и не достигнет положительного результата.
   Приведем простой пример. Уже в детском саду, а тем более в школе все дети знают, что с учителями нужно здороваться. Почему же не все делают это? Не убеждены. Не было приведено достаточных доказательств того, что так нужно поступать. Воспитание остановилось на первом этапе – знания, не достигнув следующего – убеждения.
   Формирование чувств – еще один очень важный компонент воспитательного процесса. Без эмоций не может быть поиска истины. Все нужно пережить, особенно важное и значительное. Безразличного человека подвигнуть даже на собственное воспитание, особенно если оно сопряжено с трудностями и лишениями, невозможно. Нужно сперва его зажечь. Только обостряя чувства и опираясь на них, воспитатели достигают правильного и быстрого восприятия требуемых норм и правил.
   Но, конечно, главный этап воспитательного процесса — деятельность. Обособленно мы выделяем этот этап только в теоретически очищенных моделях. В практике воспитания он всегда сливается с формированием взглядов, убеждений, чувств. Чем большее место в структуре воспитательного процесса занимает педагогически целесообразная, хорошо организованная деятельность, тем выше эффективность воспитания. Это один из общих законов воспитания.
   Следующая структура основана на выделении последовательных этапов процесса по другому критерию — связи и зависимости между компонентами, обеспечивающими эффективность протекания процесса.
   Выделяются следующие этапы:
   • проектирование процесса, включающее определение цели и конкретных задач воспитания;
   • организация материальной (трудовой, природоохранной), общественной (коллективной, организационно-управленческой, коммуникативной), духовной (эмоционально-чувственной, познавательной, ценностно-ориентированной) деятельности;
   • регулирование межличностного общения и его коррекция в процессе основных видов деятельности воспитанников;
   • контроль и подведение итогов, установление соотношения между полученными и запланированными результатами, анализ достижений и неудач.
   В качестве критерия для выделения этапов воспитательного процесса можно применить и последовательность педагогических действий. Тогда в структуре появляются следующие компоненты:
   • ознакомление с общими нормами и требованиями;
   • формирование отношений;
   • формирование взглядов и убеждений;
   • формирование общей направленности личности[2].
   На начальном этапе, как и в предыдущих моделях, школьники уясняют требуемые понятия, нормы и правила. Затем формируется отношение школьников к предлагаемым им нормам и правилам поведения. В основе формирования отношения – осознание необходимости и неизбежности овладения нормами и правилами. Их всестороннее осмысление ведет к выработке суждений типа справедливо – несправедливо, хорошо – плохо, полезно – бесполезно. Более высокая форма их развития – убеждение. Наиболее верный путь формирования убеждений и укрепления их – создание ситуаций, в которых нужно проявить свою позицию. Наконец, формирование общей направленности личности, заключающее весь процесс, – это выработка устойчивой привычки поведения, которая становится нормой. Система привычных действий, поступков постепенно переходит в черту характера, свойства личности.

   III. Через какие основные стадии должен пройти воспитательный процесс?
   1) Знание норм и правил;
   2) формирование убеждений;
   3) формирование чувств;
   4) деятельность;
   5) все стадии выделены правильно;
   6) правильного ответа нет.
 
   IV. Какова последовательность педагогических действий при формировании поведения школьника?
   1. Ознакомление с общими нормами и требованиями; формирование отношений, взглядов и убеждений, общей направленности личности, поведения.
   2. Формирование поведения; ознакомление с общими нормами и требованиями; формирование отношений, взглядов и убеждений.
   3. Формирование чувств, эмоций; ознакомление с общими нормами и требованиями; формирование отношений, взглядов и убеждений.
   4. Формирование убеждений, эмоций; ознакомление с общими нормами и требованиями; формирование взглядов.
   5. Формирование сознания, убеждений, чувств; выработка навыков и привычек поведения.

thelib.ru

ЭТАПЫ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА это что такое ЭТАПЫ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА: определение — Педагогика.НЭС

ЭТАПЫ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

На первом — предварительном — этапе каждого цикла (См. «Этапно-циклический характер воспитательного процесса») воспитательный процесс представляет собой самовоспитание воспитателей (взаимное и личное). Движущая сила здесь — воспитательная забота каждого воспитателя (и прежде всего руководителя воспитательного коллектива) о себе и других воспитателях как товарищах по воспитательному коллективу и, следовательно, их забота о воспитанниках, пока еще не непосредственная. Этот этап — начало развития воспитательского коллектива, как ядра коллектива воспитательного, это время «внутренней», предварительной подготовки воспитательского коллектива к работе с воспитанниками — перед началом учебного года, очередной учебной четверти, перед выездом в лагерь и т.д. Деятельность этого периода может быть весьма краткой, но его роль исключительно велика. Второй этап (переходный) — этап первого цикла — это период единства двух звеньев воспитательного процесса: самовоспитания воспитателей (продолжается и углубляется) и воспитания воспитателями воспитанников. Здесь действует уже и новая движущая сила: непосредственная (открытая и скрытая) воспитательная забота воспитателей о воспитанниках, рожденная опосредованной заботой, которая возникла на первом этапе и продолжает развиваться. Воспитательский коллектив уже непосредственно действует в качестве ядра воспитательного коллектива. Этот этап является переходом к следующему, решающему в воспитательном процессе. Третий этап (основной) первого цикла — это период единства трех звеньев воспитательного процесса: самовоспитания воспитателей (продолжается и углубляется!), воспитания воспитателями воспитанников (продолжается и углубляется!) и самовоспитание воспитанников (взаимного и личного). К действующим ранее движущим силам воспитательного процесса добавляется рожденная ими, по преимуществу скрытая, воспитательная забота воспитанников друг и друге и каждого о себе. Этот этап самый продолжительный. Четвертый этап (завершающий) первого цикла — это период единства четырех звеньев воспитательного процесса: самовоспитания воспитателей (продолжается и углубляется!), воспитания воспитателями воспитанников (продолжается и углубляется!), самовоспитания воспитанников (продолжается и углубляется!) и воспитание воспитателей воспитанниками. К тем движущим силам воспитательного процесса, который действовали ранее и продолжают действовать, на четвертом этапе добавляется рожденная ими, по преимуществу скрытая, воспитательная забота воспитанников о воспитателях. В основе этой заботы лежит единство уважения и требовательности воспитанников к воспитателям как к старшим товарищам по общей творческой заботе. Этот этап может быть назван еще и «сигнальным», т.к. появление признаков воспитательной заботы воспитанников о воспитателях (соответствующих по своему содержанию особенностям данного цикла) служит для воспитательского коллектива (и прежде всего руководителя) сигналом о необходимости перехода к следующему циклу. Появление и развитие такого отношения воспитанников к воспитателям, достижение определенных воспитательных результатов, возникновение новых обстоятельств общей творческой жизни и, следовательно, выявление новых жизненно-практических и воспитательных задач, вызывают новый цикл развития воспитательного процесса, а также развития воспитательного коллектива с его ядром — коллективом воспитательским. Каждый цикл начинается с первого, подготовительного этапа, и последовательно проходит все остальные. (Иванов И.П. Звено в бесконечной цепи. — Рязань, 1994. — c.26-28)

Оцените определение:

Источ

didacts.ru

26. Процесс воспитания, его структура и особенности.

Воспитание — процесс целенаправленного формирования личности. Это специально организованное, управляемое и кон­тролируемое взаимодействие воспитателей и воспитанников, конечной своей целью имеющее формирование личности, нужной и полезной обществу.

Воспитательный процесс имеет ряд особенностей:

Прежде всего это процесс целенаправленный. Наибольшую эффектив­ность обеспечивает такая его организация, при которой цель воспитания превращается в цель, близкую и понятную воспитан­нику..

Процесс воспитания — процесс многофакторный, в нем проявляются многочисленные объективные и субъективные факторы, обусловливающие своим совокупным действием не­вообразимую сложность данного процесса. Особенность воспитательного про­цесса проявляется и в том, что деятельность воспитателя обусловлена не только объектив­ными закономерностями. Это в значительной мере искусство, в котором выражается своеобразие личности воспитателя, его индивидуальности, характера, его отношения к воспитанникам.

Воспитательный процесс отличается длительностью. По сути, он длится всю жизнь. Школьное воспитание оставляет наиболее глубокий след в сознании человека, потому что нерв­ная система в молодом возрасте отличается высокой пластич­ностью и восприимчивостью. Но даже при четкой организации воспитательного процесса в школе рассчитывать на быстрые успехи нельзя: для процесса воспитания характерна отдален­ность результатов от момента непосредственного воспитатель­ного воздействия.

Одна из особенностей воспитательного процесса — его не­прерывность. Процесс школьного воспитания — это процесс непрерывного, систематического взаимодействия воспитателей и воспитанников.

Процесс воспитания — процесс комплексный. Комплекс­ность в данном контексте означает единство целей, задач, со­держания, форм и методов воспитательного процесса, подчи­ненное идее целостности формирования личности.

Воспитательному процессу присущи значительная вариа­тивность (неоднозначность) и неопределенность результатов. В одних и тех же условиях последние могут существенно отли­чаться. Это обусловлено действиями названных выше субъек­тивных факторов: большими индивидуальными различиями воспитанников, их социальным опытом, отношением к воспи­танию. Уровень профессиональной подготовленности воспита­телей, их мастерство, умение руководить процессом также ока­зывают большое влияние на его ход и результаты.

Процесс воспитания имеет двусторонний характер. Его те­чение необычно тем, что идет в двух направлениях: от воспи­тателя к воспитаннику (прямая связь) и от воспитанника к воспитателю (обратная связь). Управление процессом строится главным образом на обратных связях, т. е. на той информации, которая поступает от воспитанников. Чем больше ее в распо­ряжении воспитателя, тем целесообразнее воспитательное воз­действие.

Критериев, по которым можно выделять и анализировать системы в воспитательном процессе, множество. Наиболее известны в современной теоретической педагогике модели систем процесса воспитания, построенные по критери­ям: целей и задач, содержания воспитательного процесса, усло­вий протекания процесса, взаимодействия воспитателей и вос­питанников, применяемых методов, форм воспитательной дея­тельности, этапов (стадий) развития процесса во времени и многих других.

По целевому критерию структура воспитательного процесса представляет собой совокупности (последовательность) задач, на решение которых направлен процесс:

– целостное формирование личности с учетом цели всесто­роннего, гармонического развития личности;

– формирование нравственных качеств личности

– приобщение школьников к общественным ценностям в области науки, культуры, искусства;

– воспитание жизненной позиции, соответствующей демо­кратическим преобразованиям общества, правам и обязаннос­тям личности;

– развитие склонностей, способностей и интересов личности с учетом ее возможностей и желаний, а также социальных тре­бований;

– организацию познавательной деятельности школьников, развивающей индивидуальное и общественное сознание;

– организацию личностной и социально ценной, многооб­разной деятельности, стимулирующей формирование обуслов­ленных целью воспитания качеств личности;

– развитие важнейшей социальной функции личности — общения в изменяющихся условиях трудовой деятельности и повышения социальной напряженности1.

Следующая структура основана на выделении главных ста­дий воспитательного процесса. Критерий — последовательность этапов, через которые обязательно должен пройти процесс, на­правленный на качественное решение поставленных задач: овладение знаниями и норм и правил поведении, формирование убеждений, формирование чувств.

Следующая структура основана также на выделении после­довательных этапов процесса, но уже по другому критерию — связи и зависимости между компонентами, обеспечивающими эф­фективность протекания процесса: а) проектирование процесса, включающее в себя определение цели и конкретных задач вос­питания; б) организация материальной (трудовой, природоох­ранной), общественной (коллективной, организационно-управ­ленческой, коммуникативной), духовной (эмоционально-чув­ственной, познавательной, ценностно-ориентированной) дея­тельности; в) регулирование межличностного общения и его коррекция в процессе основных видов деятельности воспитан­ников; г) контроль и подведение итогов, установление соотно­шения между полученными и запланированными результатами, анализ достижений и неудач.

studfile.net

62. Воспитание - составляющая целостного педагогического процесса. Сущность, особенности, этапы процесса воспитания.

Воспитание является одним из ведущих понятий в педагогике. В ходе исторического развития общества и педагогики определились различные подходы к объяснению этой категории. Прежде всего различают воспитание в широком и в узком смысле. Воспитание в широком смысле рассматривается как общественное явление, как воздействие общества на личность. В данном случае воспитание практически отождествляется с социализацией. Воспитание в узком смысле рассматривается как специально организованная деятельность педагогов и воспитанников для реализации целей образования в условиях педагогического процесса. Деятельность педагогов в этом случае называется воспитательной работой.

Одна из вечных проблем педагогики всегда состояла в том, чтобы добиться максимального повышения эффективности преднамеренных, целенаправленных воспитательных воздействий на человека. Общество имеет возможность предвидеть и заранее планировать определенные изменения в социальной среде и тем самым создавать благоприятные возможности для решения этой задачи.

Целенаправленное управление процессом развития личности обеспечивает научно организованное воспитание, или специально организованная воспитательная работа. Там, где есть воспитание, т.е. учитываются движущие силы развития, возрастные и индивидуальные особенности детей, используются все возможные положительные влияния общественной и природной среды и, с другой стороны, ослабляются отрицательные и неблагоприятные воздействия внешней среды, достигаются единство и согласованность всех социальных институтов, ребенок раньше оказывается способным к самовоспитанию.

А.П. Пинкевич трактовал воспитание как преднамеренное планомерное воздействие одного человека (одних людей) на другого (других) в целях развития биологически или социально полезных природных свойств личности. Социальная сущность воспитания не была раскрыта на подлинно научной основе и в этом определении.

Характеризуя воспитание лишь как воздействие, П.П.Блонский и А. П. Пинкевич еще не рассматривали его как двусторонний процесс, в котором активно взаимодействуют воспитатели и воспитуемые, как организацию жизни и деятельности воспитанников, накопление ими социального опыта. Ребенок в названных концепциях выступал преимущественно как объект воспитания. В дальнейшем эти видные педагоги пришли к определению сущности воспитания как общественного явления.

Необходимо отметить и тот факт, что педагогическая наука нередко видела свои функции лишь в "онаучивании" решений государственных и партийных органов, в выработке рекомендаций по поддержанию образовательного процесса в рамках заданного стандарта. Преодоление названных черт воспитания требует разработки концепции гуманистического воспитания.

64. Самовоспитание как высший этап процесса педагогического процесса.

Самовоспитание – сознательная деятельность, направленная на возможно более полную реализацию человеком себя как личности. Основываясь на активизации механизмов саморегуляции, предполагает наличие ясно осознанных целей, идеалов, личностных смыслов. Самовоспитание – относительно позднее приобретение онтогенеза, связанное с определенным уровнем самосознания, критического мышления, способности и готовности к самоопределению, самовыражению, самораскрытию, самосовершенствованию. Базируется на адекватной самооценке, критическом анализе им своих индивидуальных особенностей и потенциальных возможностей. Находится в неразрывной связи с воспитанием, не только подкрепляя, но и развивая процесс формирования личности. Необходимыми компонентами являются самоанализ личностного развития, самоотчет и самоконтроль. В приемы входят самоприказ, самоодобрение, самовнушение.

Выделяют самовоспитание интеллектуальное, этическое, физическое, психологическое.

Общим итогом можно вынести комплекс приоритетных направлений в самовоспитании. Во-первых, формирование высокоуровневого общего образовния вкупе со специальными навыками общения. Во-вторых, воспитание уважения к другим людям, их чувствам, поступкам, мнению. В третьих, систематические занятия спортом, формирование положительного отгошения к нему. И, наконец, в четвертых, получение специальных навыков в области прикладной психологии и психологии общения. Всё это должно обеспечить устойчивую базу для дальнейшего развития и совершенствования.

studfile.net

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о