Дети визуалы аудиалы кинестетики и дигиталы характеристика – Аудиал, визуал, кинестетик и их восприятие информации

Содержание

Детские психотипы их влияние на темперамент ребенка

Почему любопытные и сообразительные малыши так быстро охладевают к учебе? Школьный инспектор Нил Флеминг из Новой Зеландии тоже задавался этим вопросом, раздумывая о причинах низкой успеваемости школьников, и разработал теорию о четырех каналах восприятия. По Флемингу, человек познает мир сквозь призму пяти чувств, но в силу функциональной асимметрии мозга один из каналов начинает доминировать. Традиционная педагогика обучает всех одинаково, хотя большинству детей требуется помощь в освоении учебного материала с учетом особенностей восприятия. Необходимо апеллировать ко всем каналам, комбинируя разные способы подачи информации и разные типы заданий.

Как определить психотип ребенка

Психотипы детей очень различны. Родителям нужно понять, как определить психотип ребенка, чтобы правильно его воспитывать.

Пусть малыш представит себе, что он оказался один в лесу: у представителей разных психотипов воображение работает неодинаково. Визуал рисует красочные пейзажи с вековыми соснами, цветущими полянами и заячьими следами на тропинке. Аудиал говорит о шелесте трав, гомоне листвы и птичьем щебете. Кинестетика манит свежий запах хвои, нежный вкус земляники и податливый мох под ногами. А вот дигитал сразу потребует карту или компас, чтобы из леса выбраться!

Особенности восприятия накладывают отпечаток на речь. Визуалы активно прибегают к зрительным метафорам, аудиалы обращаются к слуху, а кинестетики – к обонянию, осязанию и вкусовым ощущениям.

Аудиал будет использовать слова, связанные со слухом: «говорить», «молчать», «тихо», «громко». Визуалы делают упор на слова, связанные со зрением: «светло», «темно», «видеть», «смотреть». Кинестетики описывают свои жесты и чувства: «трогать», «держать», «жарко», «холодно», а вот дигиталы употребляют слова, связанные с логикой: «очевидно», «так и должно быть», «из этого следует».

Разговаривая, аудиал смотрит прямо, визуал вверх, а кинестетик – вниз.

Как распознать ребенка-кинестетика?

Ребенок-кинестетик должен все потрогать и пощупать, а в идеале еще и обнюхать и попробовать на зубок. У кинестетиков отличная пластика и мышечная память; как правило, они преуспевают в спорте и превосходно танцуют, но в школе таким деткам приходится нелегко. Им трудно концентрировать внимание и долго находиться без движения. Помимо прочего, дети-кинестетики плохо понимают отвлеченные понятия. Тестовые задания идут вполне нормально, но написать эссе или доказать теорему для них уже сложно. Зато в школьной лаборатории кинестетик расцветает: ставить опыты, собирать и разбирать механизмы – это то, что надо! Мальчикам часто нравится мастерить, а из девочек получаются искусные поварихи и рукодельницы.

Маленькому кинестетику нужны частые перерывы с моторной разрядкой. Опытные учителя стараются давать таким детям мелкие поручения: сходить за мелом или классным журналом, открыть окно, полить цветы. Полезно использовать модели и макеты, смотреть документальные фильмы и приводить примеры из повседневной жизни.

Правила обучения и воспитания детей-кинестетиков

  • Для продуктивных уроков малышу нужны практические материалы: объёмные игрушки, фигурки, глобус, гербарий.
  • Купите различные энциклопедии, толковые словари, книги про животных, растений и рыб.
  • Сводите ребенка в зоопарк, на выставки, в интерактивные музеи.
  • Не заставляйте ребенка долго корпеть над одним заданием. Он быстро устанет, и эффективность его работы снизится. Лучше чередуйте умственную и физическую деятельность.
  • Чтобы малыш запомнил, как правильно пишется слово, заставьте его написать его несколько раз. Тогда сработает мышечная память.

Как распознать ребенка-аудиала?

Ребенок-аудиал погружен в океан звуков. Он любит поговорить и поспорить, сочиняет невероятные истории, тонко улавливает интонации, обожает музыку и часто напевает себе под нос, легко заучивает стихи и выразительно декламирует любимых поэтов. На уроках дети-аудиалы стараются быть внимательными, но легко отвлекаются на шум и оттого нуждаются в тишине и покое. Для них очень важно личное внимание, поэтому они иногда кажутся назойливыми.

Аудиалы хорошо обучаются по аудиокнигам и в лекционном формате – они быстро запоминают и точно воспроизводят материал, успевая не только схватить суть, но и вникать в детали, делать из услышанного оригинальные выводы. Эффективному запоминанию способствуют рифмы, повторы, чтение вслух.

Типичные проблемы ребенка-аудиала – трудности с орфографией и чтением, рассеянность и забывчивость. Для улучшения навыков концентрации детям рекомендуется проговаривать свои действия. Полезно походить на курсы ментальной арифметики, чтобы внутренняя сосредоточенность вошла в привычку и не вызывала напряжения.

Правила обучения и воспитания детей-аудиалов

  • Создайте дома для малыша отдельный уголок, куда не будут проникать посторонние звуки. В этом случае ему будет легче сосредоточиться, и он сможет спокойно играть и продуктивно учиться.
  • Если ребенку больше нравиться слушать вас, а не читать самому, не настаивайте на обратном.
  • Обратите внимание на свою речь. Ваш сын или дочь будут лучше понимать вас, если вы будете делать паузы, интонационно окрашивать слова, выделять голосом главное.
  • Покупайте аудиокниги малышу, слушайте с ним музыку, не обязательно классическую.
  • Подарите ему диктофон. Он может пригодиться при обучении в школе.
  • Чтобы ребенку было легче что-то делать, приучите его говорить последовательность действий сначала вслух, а потом про себя.
  • Если ребенок хочет изучать иностранный язык, большое внимание уделяйте разговорной практике.

Как распознать ребенка-визуала?

Дети, принадлежащие к визуальному психотипу, воспринимают информацию в зрительных образах. Спокойный, собранный и рассудительный ребенок-визуал обычно не доставляет родителям хлопот. Дети охотно рассматривают книги с яркими картинками, рисуют, лепят и складывают пазлы, проявляют интерес к моде и уделяют большое внимание своей внешности.

У визуалов яркое образное мышление, пространственное воображение, стремление к упорядочиванию и систематизации добытых сведений. Дети отлично разбираются в схемах, графиках, картах и диаграммах, хорошо улавливают динамику процессов и быстро находят правильные решения в проблемных ситуациях.

Усвоение вербальной информации дается визуалу с трудом. Школьники медленно говорят и плохо запоминают устную речь, однако могут компенсировать свои ограничения, делая выписки и заметки. Подчеркивая и выделяя цветом ключевые моменты, ребенок привыкает выделять главное, не отвлекаясь на лишние детали.

Выразительные жесты учителя для визуалов играют роль якорей зрительной памяти. Хороший эффект дают наглядные пособия: плакаты, магнитные доски, флипчарты, учебные карточки, обучающие фильмы и слайды.

Правила обучения и воспитания детей-визуалов

  • На рабочем столе малыша-визуала должны быть все канцелярские предметы, которые помогут ему наглядно воспринимать информацию: блокноты, ручки, карандаши, альбомы.
  • Так как дети такого типа больше смотрят, уделяйте большое внимание их коммуникационным навыкам, чтобы они не терялись.
  • В раннем детстве наклейте на предметы стикеры с названиями предметов. Это поможет ребенку быстрее научиться читать.
  • Создайте специальные тетради по разным областям наук – рисунки, картинки, схемы, графики. Это способствует более продуктивному изучению окружающего мира.
  • Развесьте по стенам плакаты и карты. Научите малыша пользоваться ими.
  • Разрешить подчеркивать простым карандашом в книгах и учебниках мысли и факты, которые ребенок считает важными и интересными.

Как распознать ребенка-дигитала?

Таких детей на свете очень мало, всего лишь 1-2%. Дигитальный тип восприятия полагается не на чувства, а на логику взаимосвязей между фактами. Ребенок-дигитал во всем ищет смысл и оперирует, большей частью, отвлеченными понятиями и знаками, чем реальными предметами. От такого малыша часто можно услышать слова «знать, «понимать», «логично», «ясно», «размышлять». Он постоянно спрашивает: «Как это работает? А почему? Зачем? В чём смысл?» Это дети-исследователи, которые с радостью разберут пульт от телевизора, распотрошат подушку, попытаются вскрыть лягушку. И не из-за жестокости, а из-за любознательности. Такие дети без труда обучаются по книгам и конспектам, но в силу своей отрешенности и интроверсии не могут похвастаться хорошей моторикой и не ладят с физкультурой.

Правила обучения и воспитания детей-дигиталов

  • В общении с ребенком-дигиталом руководствуйтесь логикой. Объясняйте всё доходчиво и доступно.
  • Новый материал лучше воспринимается через схемы, чертежи, инфографику.

Независимо от психотипа все дети заслуживают уважения и заботы. Для максимального раскрытия интеллектуального и творческого потенциала ребенку необходимы развивающие занятия с учетом его психологических особенностей и стиля обучения.

amakids.ru

Визуал, аудиал, кинестет, дигитал. Типы восприятия информации

Вы знаете, что за счет понимания своего типа восприятия (кто Вы: визуал, аудиал, кинестет, дигитал) можно увеличить качество и скорость вашего обучения и уметь доносить человеку свои мысли с высокой точностью? Как определить типы восприятия информации  и как эти знания использовать в общении и обучении, разберем подробно в этой статье.

К одному мудрому учителю привели десятилетнего ребенка, которого считали совершенно неспособным к обучению. Родители жаловались, что как они ни бились, у них не получалось научить своего сына самой простой арифметике. Сколько они не старались складывать палочки, яблочки, показывали на пальцах, ничего не выходило. Он никак не мог научиться складывать и вычитать. Учитель поговорил с мальчиком несколько минут. Потом попросил родителей посидеть в стороне, пока он научит их мальчика считать. Затем учитель попросил встать мальчика и попрыгать через камушки. Мальчик сначала просто прыгал через камни. Затем учитель сказал: «Смотри, делаешь один прыжок, потом второй, а потом еще прыгай два раза. Сколько всего раз ты прыгнул?» И вдруг мальчик ответил — 4. Дальше мальчик прыгал и еще больше считал, за один день он освоил арифметику, которую осваивают обычные дети за полгода. Родители сидели, раскрыв рты.

Почему это стало возможным? Учитель был мудрым. Он понимал, что этому мальчику нужно преподать урок так, что бы он сумел воспринять. Не просто услышал, а воспринял наиболее понятным ему способом.

Сегодня мы поговорим о том, какие типы восприятия бывают, и как понимание типов восприятия информации помогает в отношениях и обучении. А также о том, как определить свой тип восприятия.

В самом простом приближении выделяют четыре типа восприятия информации: визуал, аудиал, кинестет, дигитал.

Каналы восприятия: визуал, аудиал, кинестет, дигитал

Человек воспринимает информацию через основные пять каналов: зрительный, слуховой, тактильный, вкусовой, обонятельный. И после восприятия информация перерабатывается в нашей голове, причем интересно то, что перерабатывается она на основе одной преобладающей системы.

Выделяют основные четыре типа сенсорных систем:

  • Визуальная. Когда доминирующим является зрительная система обработки информации: формы, расположения, цвета.
  • Слуховая. Доминирующей является слуховая система обработки информации: звуки, мелодии, их тон, громкость, тембр, чистота
  • Кинестетическая. Доминирующей является чувственная информация: прикосновения, вкус, запах, ощущение текстур, температуры
  • Дигитальная. Связанная с логическим построением внутреннего диалога.

Не  следует думать, что доминирование одной означает слабость другой. Просто одна из систем чаще всего является пусковой, ведущей. Именно ведущая система запускает процесс мышления, становится толчком для других ментальных процессов: памяти, представления, воображения.

Например, вам говорят «Представьте мягкую шерсть кошки». Визуалу для того, чтобы представить шерсть, нужно сначала представить кошку, а уже потом вспомнить, какая у нее мягкая шерсть. Аудиал представляет себе сначала звуки кошки (мурчание, мяукание), а потом может вспомнить и другие ощущения. Кинестет сразу ощущает прикосновение шерсти, и только потом визуальный образ. Дигиталу нужно произнести про себя кошка и после внутренней речи представить образ кошки и шерсти.

Каждый из нас видит в голове образ кошки, но у одних он всплывает сразу, а у других через свою доминирующую систему. Пусковая система помогает быстро перевести стимул в образы в нашем мозгу. Именно поэтому понимание своей ведущей системы позволяет индивидуально и точно создать принцип восприятия и запоминания любой информации.

Как определить типы восприятия информации? Тест на определение типа восприятия

Существует несколько способов определить свой тип восприятия и узнать, кто Вы: аудиал, визуал, кинестет, дигитал. Остановимся на нескольких.

1. Наблюдение за собой. Посмотрите, что в ходе мыслительной деятельности Вы используете чаще всего? Как организованы Ваши мысли? Яркими картинками и образами (визуал), ощущениями (кинестет), звуками и интонациями (аудиал), внутренней речью, логическими связями, смыслами (дигитал).

2. Ниже приведен небольшой список слов. После прочтения, постарайтесь уловить, что первое Вам представилось, с какого элемента началось представления? А что возникло позже?

  • Мягкий на ощупь бархат
  • Музыкант играющий на скрипке
  • Лекарство
  • Взлетающий самолет

Если первое, с чего началось представление — это картинка, образ, то скорее всего, Вы визуал. Если образ начался со звуков, а только потом представились картинки, то Вы аудиал. Если Вам потребовалось телесно представить, как располагаются объекты или у Вас быстро пошли телесные ощущения — кинестет, и если Вам потребовалось проговорить слово, чтобы оно представилось — дигитал.

3. Пройти небольшой психологический тест по методике «Диагностика доминирующей перцептивной модальности С. Ефремцева»

Можете его скачать напрямую и, ответив на вопросы, определить свой тип восприятия. Тест на проверку: визуал, аудиал, кинестет, дигитал

4. Понаблюдайте за собой и отметьте, какой тип кратковременной памяти у Вас развит больше всего? Что Вы схватываете быстро и легко: картинки, звуки, ощущения, логические связи? Что Вам легче запомнить?

5. Люди каждого типа восприятия употребляют в своей речи определенные фразы и выражения, характерные именно для их ведущей, запускающей системы. Однако я не рекомендую упираться именно на этот тест для определения, каким типом вы являетесь. Он может дать ошибку в ряде случаев, когда человек приучил себя общаться определенным образом,используйте этот метод только как дополнительный к вышеуказанным методам.

Как же определить, кто Вы: визуал, аудиал, кинестет или дигитал по речи?

Внимательно проследите за своей речью и выпишите в точности фразы, которые вы используете  для обозначения своего мнения, своих действий. Чаще всего человек конкретного типа восприятия использует характерные для этой модальности словосочетания.

Визуал

Использует слова и словосочетания, связанные со зрительными действиями: я не видел, я увидел, я заметил, мне кажется, это было красочно и великолепно, это выглядит, фокус сосредоточен, контраст, перспектива, видите ли.

Аудиал

Чаще пользуются фразами с слуховыми словосочетаниями: не могу понять, что говоришь; не услышала; мне послышалось; я недавно услышал; рада тебя слышать; мне послышалось;  идея звучит заманчиво.

Кинестет

Для этого типа восприятия характерны фразы, показывающие их эмоциональные и телесные отклики: не выношу этого; это противно; это так приятно; мурашки по коже; такое приятно тепло; это было сильнейшее переживание. Часто их невербальные знаки очень показательны, мимика и жесты говорящие, отражают состояние и эмоции человека, даже если самих невербальных знаков не много.

Дигитал

Дигиталы обращают внимание на логику и связи. Какой-то конкретный набор слов для них не характерен: могут появляться фразы аудиального и кинестетического типа. Часто дигиталы спрашивают: какой же в этом смысл; не пойму, как это связано; хотелось бы привести все в систему; надо это как-то упорядочить. Однако подобные выражения характерны для большинства типов с хорошим чувством организованности. Поэтому определение дигитала по речи должно происходить с тщательной осторожностью.

Каждый из типов имеет свои особенности, которые влияют на его восприятие окружающей информации, на любые учебные процессы, на взаимодействие с другими людьми. Разберем особенности людей разных типов восприятия.

Визуал, аудиал, кинестет, дигитал в процессе обучения

Если Вы много учитесь, ходите на курс, тренинги, читаете, то понимание собственного типа восприятия поможет Вам организовать свой собственный процесс обучения с максимальной пользой.

Визуалы

Основа их обучения — это визуальная информация. Для визуалов слух и зрение составляют единое целое, поэтому, если такой человек только услышал материал (но не увидел), то с большой долей вероятности информация быстро забудется. Визуалы моментально усваивают всю наглядную информацию, поэтому наиболее  выгодно использовать все методы и приемы наглядного представления материала:

  • интеллект-карты
  • схемы
  • графики
  • иллюстрации
  • фотографии
  • демонстрационные модели
  • опыты, эксперименты

Визуалы лучше всего учатся на наглядном примере, когда они видят изучаемый материал в режиме реального времени. Основная память — визуальная. Хорошо помнят расположение предметов, путь, дороги, неплохо ориентируются в пространстве. Некоторый шум для визуала не критичен, он может сосредоточиться в обстановке некоторого шума и успешно изучать материал.

Читайте статью — Что такое интеллект-карты. Как составить интеллект-карту

Визуалы хорошо воспринимают текстовую информацию, способны быстро научиться скорочтению.

Аудиал

Использует слуховой канал восприятия как пусковой. Умеренно развита внутренняя речь. Хорошо воспринимают лекции, музыку, беседы, диалоги. Четко и эффективно удерживают линию разговора, беседы, часто именно в ходе беседы улавливают смыслы изучаемого материала. При сосредоточении необходима тишина. Если Вы аудиал, то старайтесь обязательно прослушивать лекционный материал, аудиокурсы. Учиться совместно с другими, обсуждая изучаемую тему, рассуждая вслух над проблемой.

Кинестет

Получает информацию через действия, движения. Хорошо запоминает любые действия, практические упражнения. Лучше всего всю информацию воспринимает через практические упражнения, эксперименты, где своими руками проверяет полученную информацию на практике. Особенно хорошо воспринимается информация практического характера: что и как двигается, где необходимо нажать.

Кинестетам важно все пощупать, потрогать, понюхать, попробовать на вкус и полноценно ощутить изучаемый предмет. Люди этого типа очень деятельностны, любят и с удовольствием трудятся. И не любят бездействие. Именно для кинестетов поговорка «Движение — это жизнь» имеет особый смысл. Кинестету очень сложно удерживать фокус внимания, они легко отвлекаются, им сложно усидеть на месте продолжительное время, заниматься рутинной работой.

Дигитал

Прекрасно обучаются всем наукам, имеющим строгую логику и последовательность: математике, физике, механике, технологии. Такие люди часто работают в области, где множество исследований, математической и статической обработки, программирования. Главное для дигитала — понять логику и связи в материале, упорядочить изучаемое в систему с понятными причинно-следственными связями. Поэтому старайтесь в ходе обучения выстраивать логику всей изучаемой темы. Для этого можно использовать:

  • схемы
  • интеллект-карты
  • сжатые планы
  • Собственноручно составленные тезаурусы

Визуал, аудиал, кинестет, дигитал в общении

Визуалы

«Встречают по одежке…» начало этой известной пословицы всецело относится именно к визуалам. Они весомое значение придают внешнему виду человека и всегда обращают внимание на то, как человек выглядит, какая на нем одежда, какие черты лица, как двигается.

В общении могут спокойно и долго смотреть в глаза. Визуальный контакт, обращенность позы в общении, открытые позы необычайно важны именно для визуала. При этом они не любят быть близко к собеседнику, держатся на расстоянии. Главное — это хорошо видеть. Представители этого типа восприятия быстро на интуитивном уровне считывают сигналы языка жестов и мимики, часто этого не замечая. Иногда им кажется, что  по одному только взгляду они знают мысли другого человека.

Читайте статью о невербальном общении

В случае, если Вам нужно произвести впечатление на визуала, старайтесь наибольшее внимание уделить внешней красоте. Обстановка, Ваша одежда, походка, мимика, жесты должны быть максимально располагающими. В доказательство своих слов приводите наглядные примеры, графики, рисунки, обязательно демонстрируйте на образцах и опытах свои аргументы. Вместо чисел покажите рисунок: визуалы плохо поймут разницу между 1000 и 10 000, но наглядный пример разницы убедит их в большинстве случаев.

Сами визуалы неплохие рассказчики. Они могут представить себе удивительно яркие и наполненные деталями картины и рассказывать о них часами.

Аудиал

Разговор с аудиалом бывает часто очень приятен. Аудиалы сами требовательны к своей речи, говорят размеренно, с грамотными изменением интонации. Их приятно слушать, приятно разговаривать с аудиалом. Но и сами аудиалы весьма требовательны к речи своих собеседников, не выносят ошибок в речи, непонятной и исковерканной речи. На аудиалов совершенно нельзя кричать или повышать голос, это приведет к отчуждению человека. Аудиала всегда приятно слушать, это прекрасные рассказчики и не менее прекрасные собеседники, которые по интонации и манере речи могут понять с полуслова.

Кинестет

Кинестеты особенно чувствительны к пространственной обстановке и дистанциям между собеседниками.  Близких  людей допускают в личную зону, а людей малознакомых держат на  расстоянии. Для кинестета вторжение в их личную зону является оскорбительным, они начинают испытывать сильные отрицательные эмоции. Лучше всего завоевать внимание и доверие кинестета действиями, совместными делами, общей деятельностью.

Если приходится что-то запоминать, то лучше это написать или нарисовать самому собственными руками. Разговоры и словесные доказательства произведут наименьшее впечатление на человека этого типа восприятия. А к близким людям кинестет всегда стремится прикоснуться, погладить. Ему важно телесное соприкосновение.

Дигитал

Малочувствительны в общении, редко проявляют эмоции на людях. Особенно сильно обращают внимание на смысловую, содержательную часть разговора. Красивая, но пустая речь им неприятна. С дигиталом лучше всего в разговоре переходить к сути дела, доказывая логичности и верность своих слов числами и фактами.

Особенности каждого типа восприятия

Визуалы

Особенность этого типа людей в том, что они восприимчивы к тому, что является видимым. Они ценят красоту в окружающем пространстве, плохо переносят беспорядок, грязь. В жизни визуала много идей, мечтаний, грез. Они часто являются генераторами идей, поскольку могут в своем воображении создать совершенно необычные ассоциации и связи.

Аудиал

Воспринимают окружающий мир, особенно сильно обращая внимание на звуки. Любят музыку, мелодии, сами часто могут мурлыкать себе под нос, напевать песни. Чувствительны и восприимчивы к разговорам, у аудиалов острый слух и хорошая память, особенно слуховая. Часто выбирают родом своей деятельности все, что связано с музыкой, мелодиями, ораторским искусством.

Кинестет

Кинестеты очень чувствительны ко всему, что происходит вокруг. Их телесные и эмоциональные ощущения тесно переплетены. Они любят телесный комфорт, удобство окружающего пространства. Неудобная одежда или ниточка, щекочущая им шею может вывести из себя кинестета.  Любят глубокие личностные дискуссии, общение с эмоциональным обменом, обсуждением того, то чувствуют другие. Для кинестета прикосновение имеет глубочайший смысл и большую ценность.

Дигитал

Люди этого типа восприятия встречаются реже. Им свойственно воспринимать окружающий мир через внутреннюю речь, через диалог с самим собой. Такие люди, прежде всего, ориентированы на восприятие смысла, логики, последовательности. Дигиталы всегда стремятся понять, осмыслить суть происходящего. Они могут быть чувствительны и ранимы, но мир для них интересен с точки зрения познания смысла и логики, закономерностей. В стрессовой ситуации именно дигиталы лучше всего сохраняют самообладание и спокойствие, могут сохранять ясность мысли и восприятия окружающего пространства.

Строго говоря распределение людей на типы визуал, аудиал, кинестет, дигитал весьма упрощенно. На самом деле каждый из этих типов может быть смешанным, а может быть с разной ведущей полушарной системой, что увеличивает количество вариантов. Но об этом мы поговорим позже.

Также будет полезно: материалы, как быстро работать с книгами, аудио и видеоинформацией

Безусловно, в каждом из нас нет чистого одного типа восприятия, иногда они смешиваются, иногда тип восприятия отличается в спокойной и экстренной обстановке, в разных ситуациях. Но понимание своей ведущей системы позволит более качественно усваивать любую информацию, понимать собеседника и более качественно доносить свои мысли до него. Понимание своего типа восприятия (визуал, аудиал, кинестет, дигитал), позволит вам понять, как учиться именно вам, с учетом ваших индивидуальных особенностей.

Читайте подробнее о том, как научиться учиться

Все это, безусловно, полезнейший навык, на который стоит обратить внимание.


Скачать инфографику «Типы восприятия.»

Напишите в комментариях: к какому типу восприятия Вы относите себя?

Похожие записи

Вконтакте

Facebook

Twitter

Google+

Мой мир

Одноклассники

razvitie-intellecta.ru

Общая характеристика психотипов людей | BBF.RU

Деление людей по типу восприятия на визуалов, аудиалов, кинестетов и дигиталов условное. Тех, кто пользуется одним каналом получения опыта мало, большинство людей универсальны, но один способ более важен. Визуалы прекрасно слышат и любят музыку, а аудиалам знакомо удовольствие от прикосновений.

Как определить свой психотип самостоятельно

Визуалы – это 80-85% людей, живущих на нашей планете. Кто такие визуалы? Люди, которые воспринимают информацию преимущественно через зрение. Какие слова они используют? «Я вижу», «Я не вижу здесь выгоды», «Моя точка зрения такова». Они даже в словах используют визуальные образы. И мыслят картинками, воспринимают информацию картинками. И передают ее по большей части картинками.

Аудиалы, «большое ухо» – люди, которые воспринимают на слух. Наверняка вам знакома такая народная мудрость, что женщины любят ушами. 10-12% людей во всем мире воспринимают информацию преимущественно через слух.

Кинестеты. Таких людей очень мало. По разным данным, их от 3% до 5-8%. Статистика здесь не дает точных цифр, мы же не можем каждого человека измерить на планете. Но в среднем это 3-5%.

И есть еще четвертая категория, о которой ученые, социологи, статистика почему-то часто забывают. Это дигиталы. Этих вообще мало. Их в среднем 1-2%. Это очень редко встречающиеся люди. Дигитал – это человек, который воспринимает значение. Цифровые значения, пропорцию, знаки, символы. Он очень логичен и в то же время интуитивен в принятии решений, в восприятии информации.

Обычно человек более ориентирован на один из каналов – он проводит в нем больше времени, лучше соображает, и этот способ восприятия для него как бы более важен, чем остальные. Это совершенно не означает, что визуал ничего не слышит и не чувствует. Это означает только, что зрение для него более важно.

Познавательные факты

А теперь несколько интересных фактов. В России на данный момент весьма приблизительное распределение по типам такое:

  • Визуалы – 35%;
  • Кинестетики – 35%;
  • Аудиалы – 5%;
  • Дигиталы – 25%;

А, например, для США это выглядит немного иначе:

  • Визуалы – 45%;
  • Кинестетики – 45%;
  • Аудиалы – 5%;
  • Дигиталы –5%;

Если говорить о культуре, то можно сказать что в России и США визуально-кинестетические культуры. А вот в Англии аудиально-визуальная культура. В то же время почти все древние культуры были кинестетическими – вспомните хотя бы древнеиндийские или персидские рисунки.

При этом учтите что у людей разных типов свой стиль одежды, свои компании, свои разговоры и своя работа. Например, среди чиновников весьма большой процент дигиталов и аудиалов, впрочем как и среди военных. Но при этом надо помнить, что вообще говоря, деление по типам весьма условно, и хотя действительно существуют люди пользующиеся практически одним каналом, но их достаточно мало. Большинство же достаточно эффективно пользуются несколькими, просто один они предпочитают больше. Вот об этом канале предпочтения и идет речь.

А теперь про каждый тип отдельно.

Визуалы

– Вы женаты?

– Нет, просто я так выгляжу! 

Очень часто визуалы могут быть достаточно худощавы и поджары. Часто у них бывают тонкие губы (не путайте с дигиталами, у которых губы достаточно плотные, но поджатые – разница, надеюсь, вам понятна). Привычная гримаса – слегка приподнятые брови как знак внимания. Голос, чаще всего, высокий.

Визуалы сидят обычно прямо, да и стоят тоже. Если сутулятся, голову все равно задирают вверх. Дистанция такая, чтобы лучше разглядеть собеседника. Поэтому обычно садятся в некотором отдалении, чтобы увеличить поле зрения. Например, у меня на занятиях, когда группа садится в общий круг, часть людей обычно садится так, чтобы быть ближе (кинестетики), а другие садятся напротив, чтобы было лучше видно (визуалы).

Для визуалов важно, чтобы было красиво. Они даже готовы надеть что-то эффектное, хорошенькое и яркое (зависит от вкуса), но неудобное. Это не означает, что у них обязательно неудобная одежда, просто внешний вид для них важнее. И вы вряд ли увидите его в грязной, измятой одежде – не из соображений приличия, а по требованию эстетики.

Визуалы – хорошие рассказчики, они могут представить себе картину и описать ее. И планируют они хорошо. Вообще, визуальная система весьма удачна для придумываний и мечтаний. Это тот тип людей, которых в кинематографе в первую очередь привлекает работа оператора, костюмера и специалиста по эффектам – красивые планы, оригинальные костюмы, красочные взрывы:

Это было так красиво. Закат такого совершенно неземного цвета: красный, и в то же время не слишком режет глаз. Постепенно камера наезжает, солнце превращается в огромный сверкающий шар. Совершенно восхитительно! Для визуалов зрение и слух – это одна система. Если они не видят, то как бы и не слышат.

Я говорю своей жене:

– Послушай, какая музыка!

Она поворачивается и смотрит на магнитофон.

Если визуалу что-то объясняешь, желательно одновременно показывать графики, таблицы, рисунки, картинки, фотографии. Ну, в крайнем случае, покажите руками, какого это размера и где расположено. Они и сами, когда жестикулируют, руками показывают, где расположены картинки, на каком расстоянии и в каком направлении. Выбирая мебель или какие-нибудь предметы, визуалы обращают внимание на сочетание цветов и гармоничные формы.

Кинестетики

Муж собирается на курорт. Жена спрашивает:

– А почему ты обручальное кольцо не надел?

– Кольцо? Да ты что? В такую-то жару?

А вот мягкую удобную мебель, как бы призывающую лечь и расслабиться, предпочитают кинестетики. Это люди, ценящие удобство, комфорт и внимательно относящиеся к собственному телу. Оно у них бывает достаточно плотное, губы – широкие, полнокровные. Кинестетики обычно сидят с наклоном вперед, часто сутулятся.

Говорят они медленно, голос часто глухой и низкий. Это те люди, которые могут носить старый потрепанный свитер с заплатками только потому, что он удобен. А каков его внешний вид – не столь важно. Любят быть близко к собеседнику, чтобы потрогать. И если ваш партнер постоянно пытается потеребить какую-нибудь часть вашего туалета, крутит пуговицу, дотрагивается и т.п. – это скорее всего кинестетик. Хотя пылинку, нарушающую гармонию и режущую глаз, скорее снимет визуал.

Кинестетики – это люди действия. Им необходимо двигаться, бегать, раскручивать, трогать, пробовать и нюхать. Это их способ восприятия мира, они по-другому просто ничего не понимают (кстати, все глаголы действия обычно относятся к кинестетике: бегать, ходить, дергать, жать, катить, пилить, строгать, бить, размахивать). Это, правда, не означает, что кинестетики очень подвижные люди, просто их главный инструмент восприятия – тело, а способ – движение, действие. Даже если они читают инструкцию, им необходимо тут же попробовать то, что там написано, на практике, иначе они просто не воспримут текст.

В книгах и фильмах их, в основном, интересует сюжет, а изящные диалоги и красочные описания они опускают за ненадобностью. Вспомните, как рассказывают про кино дети (обычно кинестетики, кстати): И тут он вбегает, хватает ее и на коня. Скачут, за ними погоня, но они вперед. Навстречу враги – он одного из пистолета бах, второго саблей, на его коня и вперед…

Кинестетики обычно весьма слабо планируют – в этой системе нет возможности что- то придумывать. Поэтому они предпочитают сначала ввязаться в драку, а разбираться уже позже. Это как раз те люди на семинаре, для которых разделиться на микрогруппы гораздо важнее задания, ради которого все это затевается. И они же говорят о том, что “разговоров много, а дела мало”. Для них это действительно так.

И взаимоотношения для них это в первую очередь некое действие. Мужчины (которые обычно весьма кинестетичны) с трудом могут воспринимать жалобы женщин, уверяя: Ей же не решение проблемы нужно, а просто рассказать. Для них “просто рассказ” как бы лишен смысла – с этим надо что-то сделать, а если делать нечего, то нечего и болтать. И в сексе “все эти красочные прелюдии и разговоры” кинестетикам (женщинам тоже, а не только мужчинам) малопонятны и не нужны. Делом нужно заниматься, делом!

Типичная проблемная ситуация: муж – кинестетик, жена – визуал. Муж пришел с работы усталый и пытается приласкаться, дотрагиваясь до жены. Это вводит ее в легкий стресс, так как визуалы прикосновений особо не любят, а жена устала тоже. Муж чувствует ее реакцию и также впадает в стресс, а чтобы уладить недоразумение, он пытается потрогать жену еще интенсивней. Это само собой усиливает ее стресс, а вместе с этим и его… Заканчивается все, естественно, скандалом, причем оба обычно совершенно не осознают его причин – просто вдруг они начинают сердиться друг на друга, считая другого причиной всего этого безобразия.

При этом кинестетики тяжело могут переносить стресс и дискомфортные ситуации – они же во все эти переживания погружаются. Именно поэтому имтяжело сказать “нет”. Просто для пробы несколько раз проговорите про себя “нет” и обратите внимание, что вы при этом чувствуете.

Аудиалы

Консерватория, все завороженно слушают прекрасную музыку. Один из зрителей толкает в бок соседа:

– Извините, это Вы сказали: “…твою мать?”

– Конечно, нет!!!

– Извините, тогда может, Вы? Тоже нет? Наверно, музыкой навеяло.

Поза аудиала – нечто среднее между позами визуала и кинестетика – они сидят прямо, но с легким наклоном вперед. У них есть достаточно характерная “телефонная поза” – голова немного набок, ближе к плечу. А вот если голова набок и немного вперед, то это, если наклон вправо, скорее, кинестетика, а если влево, то дигитальный канал.

Насчет тела сказать что-либо сложно, особо характерных признаков как бы нет. Зато говорить они любят. Это для них все, они живут в разговоре, в звуках, в мелодиях и ритмах. Они только ищут повод поговорить – для них нет риторических вопросов. Если вы спросите, как жизнь, они вам честно начнут рассказывать, как жизнь. При этом они могут не особенно упирать на аудиальные слова, а пользоваться и визуальными, и кинестетическими, зато в очень большом количестве.

Как говорила одна героиня комедии Островского: “Как же я узнаю, о чем я думаю, если не скажу это вслух?” Аудиалы любят диалоги (и в книгах любят, и в фильмах) – они их могут слышать внутри себя и рассказывать окружающим:

– Мадам, вы так чудесно сегодня выглядите!

– Ну что вы, Альберто. Вы так любезны!

– Это не комплимент! Это просто описание того, что я вижу перед собой.

– Вы так галантны!

Причем содержание особой роли не играет, главное – голоса, которые звучат внутри и рвутся выйти наружу. Кстати, голоса у аудиалов обычно очень выразительные, глубокие, мелодичные, часто хороший музыкальный слух.

Дигиталы

К английскому лорду, сидящему у камина, подходит жена:

– Плохая новость, сэр. То, что мы принимали за беременность, оказалось не беременностью. 

– Значит, наследника не будет? 

– К сожалению нет, сэр…

– О Боже, опять эти бессмысленные телодвижения!

У дигиталов поза зажатая и прямая. Они практически не жестикулируют, так как это не несет для них никакой информации; говорят достаточно монотонно – интонации не нужны, и они их воспринимают с трудом. Дистанция отдаленная, смотрят либо в лоб собеседнику, либо “поверх толпы”. Прикосновений не любят (прикосновения, по-моему, любят только кинестетики).

Хотя, прикосновения прикосновениям рознь. Дигиталы – это весьма своеобразный тип людей. Они более ориентированы на смысл, содержание, важность и функциональность. Как сказал один мальчик: Я полюбил чеснок после того, как узнал, какой он полезный.

Дигиталы как бы оторваны от реального опыта – они более думают самими словами, а не тем, что за словами стоит. Если человек после рассказа о ваших трудностях говорит что-то вроде: – Я понимаю, что вы чувствуете, – он, скорее всего, находится в данный момент в дигитальном канале: дигиталы не сочувствуют, они понимают. Совершенно замечательно было показано в “Дикой Орхидее” Залмана Кинга.

Вспомните, что говорят о главном герое: Дистанция, полный контроль, ничего лишнего… Это совершенно особый способ восприятия мира, его представления и осмысления. Небольшая метафора для того, чтобы вы лучше поняли этот тип восприятия. Представьте, вы пришли в ресторан, там множество красивых и ароматных блюд, вы садитесь за столик, берете меню, внимательно его прочитываете и … съедаете его.

Для дигиталов написанное или проговоренное как бы и является самой реальностью. Если для всех остальных слова – это доступ к опыту, то для дигиталов весь опыт состоит из слов. А вот телом, кстати, дигиталы бывают похожи на кинестетиков – плотное тело, широкие (хотя обычно и поджатые) губы… Они, в общем-то, и получаются из кинестетиков – если то, что человек чувствует, те эмоции, которые он испытывает, для него слишком болезненны, один из путей избавиться от них – уйти в рассуждения. И вы уже как бы ничего не чувствуете, вы знаете.

Проблема дигитальной системы в том, что она сама по себе, без обращения к другим каналам, не способна менять информацию. Слова переходят только в слова, и все возвращается к исходной точке. Если вы послушаете свои собственные внутренние монологи (монологи ли?), то там будет что-то вроде: Ну почему он назвал меня дурой? Наверно, я сама сделала что-то не то? Или я ошиблась? В следующий раз я ему отвечу… Ну как он посмел! Ну почему он назвал меня дурой? Наверно, я сама сделала что-то не то? Или я ошиблась? В следующий раз я ему отвечу…

Впрочем, если вы пользуетесь только одной системой, это вообще достаточно ущербно. Вы просто не воспринимаете множество совершенно изумительных и восхитительных вещей, находящихся вокруг вас. Это проходит, увы, мимо вашего сознания. Дигитальный канал отвечает за контроль речи.

Но с другой стороны, я часто восхищаюсь умением некоторых моих знакомых действовать в трудных ситуациях без лишних эмоций, их совершенно фантастической скрупулезностью и прагматическим подходом. Дигиталы способны сочинять документы, написанные так, чтобы не было никаких лишних толкований, чтобы каждое слово стояло на своем месте. Лично для меня это всегда было некой магией. Это высокое мастерство – сжать громадное количество человеческих желаний и намерений до нескольких строчек на бумаге. И пишу я это безо всякой иронии. За формулировку фраз как раз и отвечает дигитальный канал. Как человек, которому приходится постоянно работать с определениями и следить за точностью выражений, я знаю, насколько трудно это сделать действительно хорошо.

В одном английском колледже среди учащихся был объявлен конкурс на самый короткий рассказ. Тема любая, но есть четыре обязательных условия: 

  1. В сочинении должна присутствовать королева.
  2. Должен быть упомянут Бог.
  3. Немного эротики.
  4. Чтобы была тайна.

Первую премию получил студент, который уместил рассказ в одну фразу: – О Боже! – воскликнула королева. – Я беременна, и не знаю, от кого.

Отличия

Отличия будут касаться очень многих вещей, например, организа-ции мышления, памяти, способов обучения. Кинестетик запоминает все телом, мышцами – у тела есть своя память. Этот способ весьма эффективен, чтобы научиться ездить на велосипеде или плавать, но для запоминания способа решения интеграла или номера телефона может быть весьма неудобен.

Для того, чтобы запомнить номер телефона, кинестетик должен написать его собственноручно, аудиал – произнести, визуалу же достаточно запомнить, как он выглядит. Визуал любит информацию в виде графиков, таблиц, фильмов, ему нужно на что-то смотреть. При этом он способен “видеть весь лист”. Аудиалу обычно надо все это проговорить внутри себя (вспомните про алфавит).

Кинестетику нужно щупать, делать, двигаться. Он тут же начнет выяснять, а как конкретно что-то сделать, и на что нужно нажать, чтобы эта штука бренькнула, и желательно в его руках. Визуал же скорее попросит показать, как это делается, а аудиал – рассказать подробнее. Дигитал в первую очередь попросит показать инструкцию и сначала чрезвычайно подробно изучит потребляемую мощность и расход воды на килограмм белья.

На практике это можно применить следующим образом. Например, вы продаете пылесос или швейную машинку. Визуалу дайте красочный проспект с рисунками и фотографиями, покажите прибор и отметьте, какой приятный для глаза дизайн и красивое соотношение цветов. Кинестетику всуньте в руки эту швейную машинку и объясните, на что нужно нажимать и что крутить, и пусть он сам попробует, как это удобно.

Аудиалу желательно дол-го рассказывать о чем угодно, только не монотонным, а выразительным голосом, выделяя важные моменты интонацией, упирая на бесшумность или мелодичность издаваемых звуков. Дигиталу выложите справки, документы, технические характеристики, желательно на бумажке с большим количеством цифр и печатей. И говорите только по делу, о функциональности и полезности данного прибора.

© Trenings.ru

bbf.ru

Визуалы, аудиалы, кинестетики | Статья в журнале «Молодой ученый»



В статье собраны основные теоретические данные по восприятию и трем основным типам восприятия: визуальный тип, аудиальный и кинестетический.

Ключевые слова: восприятие, органы чувств, визуалы, аудиалы, кинестетики.

Индивидуальные особенности восприятия и обработки информации последнее время вызывают повышенный интерес у разных людей.

Известно, что с рождения, почти все люди обладают пятью основными органами чувств: слухом, зрением, осязаниям, обонянием, вкусом.

Среди этих пяти, выделяют три самых важных:

‒ слух,

‒ зрение,

‒ осязание.

Данным органам чувств дали названия, слух — это аудиальный способ восприятия, зрение — визуальный, а осязание — кинестетический.

Прежде, чем перейти к описанию визуалов, аудиалов и кинестетиков, стоит ознакомиться с некоторыми моментами из истории развития знания о восприятии, в общем.


О различных способах восприятия мира, стали говорить с давних времен. Считается, что все началось с философов у которых появились мысли об особенностях восприятия того или иного человека, произошло это примерно с 6го века до н. э.

В будущем тема восприятия все больше заинтересовывала философов, ученых, психологов, социологов и т. д. Различными видами восприятия, занимались такие известные личности, как: Выготский Л. С., Кравков С. В., Люшер М., Вертгеймер М, Осгуд Ч., Лурия А. Р., Дружинина В. Н., Рубинштейн С. П., Майерс Д. Э. и многие другие.

Расцвет изучения восприятия пришелся на 19–20 век и неспроста, в данный период активно стала развиваться социальная психология, исследователи стали проводить различные эксперименты, стали создавать тесты, цель которых заключалась в выявлении различий в восприятии у людей.

Что же такое восприятие?

Восприятие — это психический процесс отражения предметов и явлений действительности в совокупности их различных свойств и частей при непосредственном воздействии на их органы чувств.

Существует не один подход к изучению восприятия. В развитие восприятия свой вклад вложили, например, следующие подходы:

Структуралистский — сторонники данного подхода воспринимали восприятие, как комбинацию отдельных ощущений, которые можно разложить на простейшие, индивидуальные элементы.

Гештальт-психология выступала за то, что восприятие — это только целостный механизм.

Конструктивистский подход, обращал внимание на активную роль наблюдателя в процессе восприятия. Восприятие, это не просто констатация самого факта воздействия раздражителя. Идея была основана на том, что воспринимаемое в любой момент представляет собой ментальную конструкцию, основанную на наших познавательных стратегиях, нашем прошлом опыте, пристрастиях, ожиданиях, мотивации, внимании.

Экологический подход, данный подход был разработан Джеймсом Дж. Гибсоном и относится к зрительному восприятию. Он сделал предположение о том, что внутренние мыслительные процессы играют в зрительном восприятии небольшую роль, либо вовсе в нем не участвуют. Зрительный образ, который видит человек, содержит в себе всю необходимую информацию, поэтому нет необходимости ни в каком-либо посредничестве, ни в его дополнительной обработке.

Информационный подход — основан на точном анализе визуального восприятия, ориентированном на применение математики и базирующемся преимущественно на компьютерных имитациях и искусственном интеллекте. Окружающая среда снабжает всей информацией, необходимой для восприятия, но также предполагается, что есть характеристики, например, как форма или очертания которые требуют дополнительной обработки получаемой информации.


Нейрофизиологический подход — восприятие может восприниматься только с позиций нейрофизиологии.

Остановимся на этих подходах, они являются самыми основными.

Вернемся к визуалам, аудиалам и кенестетикам. У каждого человека преобладает, какой-то один из этих способов восприятия, конечно, может идти и совмещение, но даже в таком случае, обычно человек говорит, что таким-то способом мне легче воспринимать внешний мир. Идеально, когда сам человек может переключаться с одного способа на другой, на лекции использует аудиальный тип восприятия, при рисовании визуальный, а при подборе ниток для вязания мягкого пледа, кинестетический.

Разберем подробнее в чем особенности, того или иного типа.

‒ Визуальный тип восприятия

Эти люди воспринимают мир чаще всего через глаза. Конечно, это не значит, что они не воспринимают информацию через другие органы восприятия, просто для них зрительные образы несут больше информации и лучше воспринимаются. Они легко составляют рассказ по картинке или описывают, что увидели. Обычно они прекрасно умеют всё систематизировать. Для работы им нужны отработанные схемы и алгоритмы, без этого им сложно включиться в рабочий процесс. Наглядность для них это все.

‒ Аудиальный тип восприятия

Придают большое значение словам, музыке и вообще любым звукам, которые несут для них положительное или отрицательное. Чаще всего они обладают красноречивостью, хорошей памятью и острым слухом. Для разговора им не нужно видеть человека, главное ля них это слышать. Такие люди любят поговорить. Им сложно сосредоточиться в шумных местах.

‒ Кинестетический тип восприятия

Люди с таким типом восприятия познают мир на ощупь, например им не важно, как выглядит, какая-либо вещь, им важно, чтобы она была удобной и приятной на ощупь. Они ценят прикосновения и дружеские объятия. Такие люди достаточно чувствительны, но не каждому они откроют свой внутренний мир. Им легко все воспринимать на ощупь, вкус и даже запах. Им так же важна практика, если они хотят, что-то понять. Если аудиал может прослушать лекцию и все понять, а визуал прочитать или посмотреть схемы и разобраться во всем, то кинестетикам важно все опробовать на практике.

Тип восприятия можно выявить не одним способом, для этого созданы различные тесты, но даже без тестов можно определить с каким типом восприятия тот или иной человек.


Частенько люди употребляют определенные слова и фразы, которые стали относить к тому или иному типу восприятия, например:

Визуал: Я вижу, что; видите ли; а давайте рассмотрим; видно, что и другие фразы, которые связаны со зрительным восприятием.

Аудиал: Я вас слушаю; звучит заманчиво; я хочу вам сказать; это звучит как; давайте обсудим это и многие другие фразы, связанные со слуховой деятельностью

Кинестетик: Я чувствую что; не давите на меня; дело движется; холодает и другие, главное, что фразы связаны с чувствами и телесными ощущениями

Невербальные признаки, так же могут выдать человека с тем или иным типом восприятия, например:

Взгляд у визуалов при общении направлен вверх, они смотрят на собеседника, отмечая детали лица и положение тела, для этого они становятся подальше, чтобы иметь хороший обзор. Почти всегда свои речи сопровождают активной жестикуляцией.

Аудиалы смотрят перед собой, при разговоре любят наклонить голову вбок, чтобы лучше слышать.

Кинестетики любят поближе подходить к человеку, прикоснуться к своему собеседнику, чаще всего при разговоре они смотрят вниз.Нет никакой активной жестикуляции, только плавные и размеренные движения.

В последнее время стали выделять еще одну группу людей с типом восприятия, который основан на логике, это дигиталы или дискреты. Такие люди воспринимают, прежде всего, логику. Им важно все систематизировать, добраться до самой сути, разобрать все на молекулы, а потом на атомы. Им не важна картинка, а также звук, им не важно, как это на ощупь. Для них важнее, получить отчего-либо информацию, такую, как: что это может дать или в чем цель существования того или этого. Частенько они произносят такие фразы, как: следовательно; логично; интересно, а что если…; правильно ли я понимаю, что…; насколько это обоснованно; зачем мы это делаем; а почему именно так.

Еще раз стоит повторить, что люди не обладают только одним типом восприятия, в человеке всегда есть все, просто, какими-то ему легко пользоваться, а какими-то нет. Существуют различные способы, которые помогают развить все три основных вида восприятия, чтобы в будущем человек мог легко переключаться с одного на другой.

Считается, что легче всего развить все три канала восприятия через творчество, например:


‒ Визуалу, изначально можно вспомнить, какой-нибудь предмет, например картину Пабло Пикассо «Натюрморт с фруктами», далее хорошо представить и попробовать рассказать о ней, как расположены предметы, какие цвета и оттенки использует художник, говорить сначала медленно, потом быстро, менять интонацию, тем самым развивается аудиальный канал. Для развития кинестетического типа восприятия, нужно не просто рассказать, а представить, какие фрукты на ощупь, на вкус, какая поверхность у графина гладкая или шероховатая.

‒ Аудиулу, лучше сначала рассказать о картине, рассказать, какие предметы, какие они на ощупь, вкус, а потом все это изобразить.

‒ Кинестетику будет легче начать с развития визуального канала восприятия, например, нарисовать картину, а потом рассказать о ней.

Основные термины (генерируются автоматически): тип восприятия, восприятие, зрительное восприятие, способ восприятия, подход, ощупь, орган чувств, кинестетический тип восприятия, дополнительная обработка, фраза.

moluch.ru

Аудиалы и визуалы – как определить тип восприятия ребенка

Восприятие информации основа получения сигналов окружающего мира. С помощью анализаторов человек познает и создает представления. С детства ребенок использует все каналы информации, но один доминирует и становится главным для получения полной информации.

Типы людей можно условно разделить на большие группы аудиалов, визуалов и кинестетиков. Важно выявить такой типаж в раннем детстве, так как это облегчает учебу ребенка и формирует интеллект.

Как определить восприятие ребенка — аудиал визуал или кинестетик

До начала учебы важно определить кто ребенок: аудиал, визуал или кинестетик. Обратите внимание на то, каким образом работает у малыша кратковременная память.

Если для запоминания необходимы наглядные пособия в виде картинок и иллюстраций, то ребенок визуал. Такой малыш часто употребляет выражения, которые характеризуют процесс зрения (я вижу, не хочу этого видеть, как это выглядит).

Аудиал, чтобы усвоить информацию, должен услышать. Речевые обороты этого типа связаны со слухом (я слышал, слушаю, не хочу слышать об этом).

Кинестетик воспринимает окружающий мир только через практику. Основными органами познания для него обоняние, осязание и чувствительность кожи. В речи малыша присутствует оборот: чувствую, это отражает действительное состояние ребенка.

Дискрет или дигитал – это еще один тип, который усваивает информацию с помощью логических суждений. Только осознание целесообразности действия или предмета для такого представителя важно.

Чтобы наверняка определить способ мировосприятия ребенка, психологи рекомендуют:

  • Внимательно наблюдать за речью и жестами малыша.
  • Пройти с ребенком психологический тест по методике С.Ефимцева.
  • Определить, что ребенок запоминает лучше (логические умозаключения, образы, звуки или ощущения).

Для каждого типа восприятия существует свой канал поступления информации, который следует использовать в первую очередь. Приведенные три способа позволяют получить достоверные сведения о ведущем канале.

Аудиалы — воспринимают мир через звуки

Чтобы понять, кто такие аудиалы, необходимо представить важность для них вербальной информации. Этот ребенок рано начинает говорить и прекрасно воспринимает на слух сказанное с помощью слов. Для него необходимо общение с собеседниками, но даже наедине с собой он проговаривает полученные сведения.

Не меньшую важность для этого представителя представляет и музыка. Погружение в мир звуков способно гармонизировать внутренний мир такого представителя. Из этих детей часто получаются певцы и музыканты.

Правила воспитания детей аудиалов

Чтобы ребенок аудиал осваивал новые знания, уделите время прослушиванию информации.
Закрепляется материал после беседы о выученном, в ходе которой, ребенок выразит мнение и преодолеет чувство неуверенности и скованность.

Помогают в учебе аудиоматериалы, которые помогают преобразовать краткосрочную память в долгосрочную. В общении и разговоре с другими людьми ребенок обретает уверенность в собственных силах.

Визуалы — воспринимают мир визуально

Кто такой визуал, можно распознать, наблюдая за ребенком. Ведущим способом получения информации для него будут наглядные материалы. Только увиденное собственными глазами надолго отложится в памяти. Прочитанный текст запоминается гораздо лучше, чем услышанный. Такие дети часто увлечены чтением и создают в воображении яркие образы.

Правила воспитания детей визуалов

Обучение ребенка, который соответствует особенностям характеристики – визуал, основывается на постоянном прорабатывании зрительной информации. Рассматривание картинок, иллюстраций, карточек способствует тому, что ребенок хорошо запоминает новые сведения.

Визуалисту крайне важно иметь идеальный внешний вид. Поэтому такой малыш не оденет непривлекательную или изношенную одежду.

Визуал во время разговора смотрит в глаза собеседника. Взгляд поддерживает тесный контакт и способствует взаимопониманию. Малыш данного типа легко отвлекается, так как нервная система излишне подвижна.

Кинестеки — чувствуют мир

Кинестетики информацию об окружающем пространстве получают с помощью прикосновений, вкусовых ощущений и запахов. Чтобы понять природу вещи такому ребенку необходимо ее обязательно потрогать, понюхать и попробовать на вкус. Эти малыши настоящие гурманы, для них важна вкусная пища и удобная одежда. Красивое платье не вызовет восхищения, если ткань неприятная к телу или колет и жмет.

Правила воспитания детей кинестетиков

 

Обучение ребенка кинестетика базируется на практическом опыте. Малыш полноценно усвоит информацию только в случае, если попытается сделать то, о чем рассказали. Для получения сведений о предмете малышу потребуется достаточно времени, ведь он не воспринимает информацию на лету.

Ощущения кинестета играют ведущую роль в запоминании.

Дигиталы — понимают логику жизни

Дигиталы или дискреты полученные сведения анализируют и логически осмысливают. Чтобы получить представление о предмете, им необходимо знать назначение. Дигитал прекрасно перерабатывает и усваивает информацию, полученную от других людей, когда удается определить связь между явлениями и процессами.

Если попросить дигитала представить шерстку кошки, ему непременно нужно произнести с помощью внутренней речи это слово и только тогда возникнет образ кошки.

Этому типу даются точные науки, так как у него более активно функционирует левое полушарие головного мозга. Развитие памяти дигитала возможно только при осмыслении логических связей.

Практическая польза знаний о своем типе восприятия

Располагая сведениями о своем типе восприятия можно использовать наиболее продуктивный канал поступления информации. Это дает возможность эффективно воспринимать достаточно большие объемы поступающих сведений о внешнем мире и лучше усваивать новые знания.

Родителям желательно как можно раньше определить тип восприятия ребенка, чтобы полноценно развить природные способности и интеллект. Подобные сведения из психологии развития будут способствовать успешному образованию и будущему карьерному росту.

nello.ru

Какой контент делать для визуалов, аудиалов, кинестетиков и дигиталов

Один контент набирает сотни лайков и репостов, а другой — менее популярен. Отчасти это связано с тем, как аудитория воспринимает материал.

Есть 4 основных канала восприятия и 4 группы людей по типу восприятия:

•   Зрение — визуалы.

•   Слух — аудиалы.

•   Ощущения, прикосновения — кинестетики.

•   Логика, интеллект — дигиталы.

 

Как узнать, кого больше среди вашей аудитории

Выяснить это можно только экспериментально. Используйте HADI-циклы — вносите изменения и отслеживайте реакцию. Например, в течение недели размещайте контент с таблицами или добавьте к тексту видео и смотрите на глубину просмотров. В соцсетях можно оценить количество лайков, комментариев и репостов у каждого типа контента. В итоге вы поймете, на что пользователи реагируют лучше.

Если знать, какой тип восприятия преобладает у аудитории, вы сможете правильно подбирать контент. Например, для визуалов — если хороший отклик на посты с фото, значит, «зайдут» и графики, таблицы, видеоролики, тексты с метафорами, аллегориями и другими образными средствами выражения.  

Аудитория почти никогда не относится к одному типу восприятия на 100%. Например, редко бывает, чтобы все подписчики мастера маникюра были визуалами, а все потенциальные клиенты разработчика программного обеспечения — дигиталами. Мы можем говорить лишь о процентном соотношении: каких пользователей больше среди целевой аудитории. Допустим, 60% — визуалы, 15% — кинестетики, 15% — дигиталы, 10% — аудиалы. Это стоит учитывать при подготовке контента.

Так, в примере поста из аккаунта издательства Скребейко видно: записанные для визуалов видеобеседы переведут в аудиоформат для аудиалов. Указано, что в профиле удобное меню. Эта информация для дигиталов. И — приглашение к беседе в финале поста, то есть к соприкосновению — для кинестетиков:

jrnlst.ru

Особенности развития: визуалы, аудиалы, кинестетики

 Каждый человек – индивидуальность и этим интересен. Как  эти особенности развития  выявить и сохранить, сделать общение и обучение детей бесконфликтным?

Направление, называемое нейролингвистическое программирование (NLP), уделяет много внимания сенсорному развитию. На его основании выделяются сенсорные типы личности.

Рассмотрим именно их, как основу неповторимости каждого человека.

Визуалы

Визуалы – люди, воспринимающие мир через зрительный канал, образы.

Они предпочитают богатые зрительные ряды, особенно кино, живопись, видят оттенки, сюжет. Визуалы – хорошие артисты и ораторы, тщательно следят за модой. Для них важен внешний вид, интерьер, стиль. Это у них часты комплексы во внешности, особенно в подростковом возрасте. Дети-визуалы очень ярко представляют себе то, о чем читают, поэтому им надо осторожно читать рассказы с плохим концом.

Их язык – язык образов (у взрослых часто язвительных).

Образы они переводят в слова: видимо, видите ли, на мой взгляд, мне кажется, представьте себе, постарайтесь увидеть, вы не представляете, если взглянуть, вы явно напрашиваетесь на комплимент,  как-то это не просматривается, что устроили показуху и прочие. Тоска у визуала зеленая, черная, путь во мраке.

Глаза их смотрят чуть-чуть вверх, особенно когда приходится что-то припоминать.

Это им учитель говорит: “На потолке ничего не написано”. Сидят обычно на краешке стула, как будто готовы взлететь. Активно жестикулируют. Причем жестикуляция у них похожа на рисование.

Не походите к ним близко. Нет, они совсем не опасны!

Расстояние должно быть таким, чтобы визуал видел вас с головы до ног, так он считывает информацию. Лучше держать среднюю дистанцию. В беседе важен контакт “глаза в глаза”. В обучении им удобны картины, схемы (лучше один раз увидеть). Такие дети хорошо чувствуют себя в школе потому, что абсолютное большинство учителей – визуалы.

Аудиалы

Аудиалы – тип людей, воспринимающих мир на слух.

Они предпочитают музыку, поэзию, вообще звуковые ряды. Это аудиалы придумали выражения: “Повторение – мать учения”, “Женщины любят ушами”. Когда говорят, им не важно, чтобы на них смотрели. В беседе держат глаза прямо, ухо несколько вперед. Любят каламбуры, когда через слово образ. Издают звуки: “э…, м…”. Просыпаются со звуком: звучу – значит живу. Любители телефонов.

Речь аудиалов:

Послушайте, я вам скажу; нужно новое звучание; скажите еще раз; нечего тут больше говорить; прислушайтесь, это у вас прозвучало; это у всех на слуху; надо вопрос обговорить; это не звучит; не убеждает; завел старую песню.

Тоска у аудиала глухая (глухо, как в танке), радость – кричащая, звенящая.

Кинестетики

Кинестетики – активные, чувственные, ощущающие. Живут в чувственном, движущемся мире форм, объемов, сравнений. Кинестетики хороши в балете, где важно выражение тела. Движение тела для них очень важно. Если не двигаются, то не живут. Взгляд направлен вниз.

Кинестетики обожают общаться на близком расстоянии, настолько близко, что попытаются крутить пуговицу, если она есть на вашей одежде. Вообще любят крутить что-то в руках. Меняют часто позу (она у них очень выразительна).

Речь кинестетиков.

В речи кинестетиков услышим: объем, плоскость, не хватает глубины, углубить, расширить, не чувствуете, широта взглядов, глубина чувств, гибче, мягче, плотно, не давите на меня, не давите на мозоль, волосы дыбом, крыша поехала, куда тебя понесло, голова кругом. “Дрожь в коленях, душа в пятках, сердце замерло” – это их слова.

Дети-кинестетики больше всего страдают в школе.

Например, они долго считают на пальцах, когда все перешли к счету “в уме”. Для кинестетиков это катастрофа. Чего только они не придумывают, чтобы скрыть счет на пальцах: прячут руки за спину, под парту, потихоньку стучат по ней пальцами и еще многое. Остается пожелать таким детям умного учителя, который поймет их особенности развития.

Почему о типах полезно знать?

Представьте беседу визуала и кинестетика. Каждый будет недоволен. Первый сочтет второго невоспитанным, второй первого – гордецом. Проблемы возникают в общении, обучении. В образовании учителю полезно знать, кто сидит у него в классе.

Чистых типов нет, но какой-то обязательно преобладает. Выявить его легче всего по речи. Записывайте в течение нескольких дней глаголы, которые употребляет человек. Их содержание отражает сенсорный тип личности лучше всего.

mama-pomogi.ru

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о