Дети визуалы аудиалы кинестетики и дигиталы характеристика – Аудиал, визуал, кинестетик и их восприятие информации

Содержание

Как воспринимает информацию человек-дигитал

Все люди, в зависимости от того, как они воспринимают и обрабатывают информацию, условно разделяются на 3 категории: аудиал, визуал, кинестетик. Хотя и считается, что каналов всего три, но в действительности есть ещё четвёртый – называемый внутренним или дигитальным. Человек, который относится к последнему типу – это дигитал и детальнее о нём расскажет следующая статья. Но сначала поговорим о том, каким образом мы получаем информацию извне.

Типы восприятия информации, их особенности

Прежде всего, нужно понять, зачем человеку в принципе знать, к какому из типов он относится? Чем по жизни ему сможет помочь данная информация? Всего выделяют 4 главных типа восприятия:

  • визуальный – с помощью зрения;
  • аудиальный – за счёт органов слуха;
  • кинестетический – здесь задействованы органы чувств;
  • дигитальный – используется мышление.

В зависимости от того, какая сенсорная система сильнее всего развита, человек воспринимает мир через глаза, уши, тактильные ощущения либо используя логические знания.

Не может быть такого, чтобы остальные системы при этом не включались вовсе, но одна из них непременно преобладает. Она то и начинает запускать процесс мышления, представляет собой изначальный толчок, провоцирующий прочие ментальные процессы: память, визуализацию, воображение.

К примеру, вам советуют вообразить себе мягкую кошачью шёрстку:

  1. Человек с визуальным типом восприятия первым делом представляет само животное, и лишь потом вспоминает какой у него приятный на ощупь шерстяной покров.
  2. Аудиал – воспроизведёт звуки, которые издаёт зверёк, а только затем обратиться к другим ощущениям.
  3. Кинестет моментально почувствует, как к его коже прикасается мягкая шёрстка, после чего в голове возникнет образ кошки.
  4. Дигитал же должен мысленно проговорить название объекта (кошка), внутренняя речь поможет ему воссоздать в воображении её образ и шёрстку.

Получается, что все мы можем вообразить себе четвероногого питомца, но у кого-то образ сразу же всплывёт в голове, а у других – воспроизведётся позже с помощью своей преобладающей системы. Именно благодаря пусковой системе стимул превращается в образ в мозгу. Соответственно, если вы хотите научиться лучшему пониманию своих близких людей, а также себя самого и понять, поданная в каком виде информация усвоится быстрее и качественнее – потребуется знание о типах восприятия.

Характеристика типов восприятия информации

Рассмотрим подробнее все типы с характерными для них особенностями.

Визуалы

Таких людей сильно выдаёт их мимика. Например, когда они пытаются воспроизвести то либо иное событие в своей памяти, их глаза обращаются к верхнему левому уголку. А если они смотрят наверх вправо – значит, в воображении создаётся картина будущих событий.

Один из важный признаков, позволяющий выявлять визуалов, – наличие расфокусированного взгляда, обращённого вдаль. Интересно, что именно представителей данного типа восприятия информации проще всего подловить на неискренности. В этом вам помогут их глаза:

  • Если вы зададите конкретный вопрос и увидите, что взгляд сразу же сместился наверх вправо – можете быть уверены, что вам лгут. Человек начал думать про своё будущее и создаёт в воображении то, чего в действительности никогда не происходило.
  • А если же глаза смотрят наверх влево – собеседник извлекает из своих воспоминаний нужную информацию.

Визуалы больше всего интересуются видимой частью мира. Общаясь с ними, нужно пользоваться описательными словами. Также разрешено говорить быстро, активно жестикулировать, создавать образы в воздухе руками и активно применять свою мимику.

Визуал сильнее всего воспринимает то, что может увидеть собственными глазами. Поэтому он большего внимания уделит выражению лица своего собеседника, а только потом – тону или манере речи. Важно смотреть на него во время разговора, чтобы он не подумал, будто беседа вам совершенно неинтересна.

Кроме того, визуалы концентрируются на внешности: оценивают аккуратность человека, то, насколько ему подходит его образ, макияж, цвет волос и так далее.

Информация до людей-визуалов лучше всего доходит в виде образов. Им легко создавать у себя в воображении различные картины того, о чём им рассказывают. А чтобы облегчить задачу, нужно применять понятия, характерные для данного типа мышления. Это следующие слова:

  • видеть;
  • посмотреть;
  • взглянуть;
  • давайте посмотрим;
  • стоит обратить внимание и так далее.

Также визуал и сам пользуется аналогичными фразами:

  • вообразите себе;
  • взгляните;
  • нужно обратить внимание, что это выглядело так;
  • я вижу о чём, вы говорите;
  • посмотрите, что я подразумеваю и другими.

А если ещё обращается к различным описательным терминам – можно не сомневаться, с кем вы имеете дело.

Аудиалы

А эти люди получают сведения об окружающем мире с помощью звуков. У них преобладает слух и в большинстве своём они обладают развитыми коммуникативными навыками. Музыка приносит аудиалам настоящее наслаждение, они постоянно слушают радио, телевизор, не могут долго находиться в тишине.

Такие личности не любят ничего записывать, больше доверяя собственной памяти. При этом всё время что-то бормочут себе под нос, говорят в голос для лучшего осознания и запоминания. В беседе аудиал, в отличие от визуала, не будет смотреть в глаза, предпочитая обратить к своему протеже ухо.

А в общении пользуется следующими словосочетаниями:

  • «Послушай меня»
  • «Почему ты со мной так говоришь?»
  • «Это звучит привлекательно»
  • «Это мне о многом расскажет».

То есть обращается к тону, звуку и тембру речи.

Желая вывести аудила на чистую воду, нужно задать ему вопрос, а затем следить за реакцией. Вспоминая что-то, он концентрируется не на образе, а на звуковой составляющей, применяя такие выражения:

  • «Как мне это сказали?»;
  • «Я услышал, что…»;
  • «Было интересно услышать его мнение» и тому подобные.

Поддерживая коммуникацию с человеком, который воспринимает львиную долю информации посредством звуков, нужно пользоваться аудиальными словами. Также уделяйте внимание тембру своего голоса, интонации, скорости произношения слов. Помните, что аудиал не столько думает о предмете разговора, как о том, как вы говорите.

Он воспринимает речь, не концентрируясь на мимике. Ему хватает слов и фактов, а вот в подробностях совершенно не нуждается.

Кинестетики

Данная категория людей больше всего руководствуется чувствительным опытом, подкреплённым эмоциями. У них в памяти лучше всего сохраняются ощущения, движения, аромат, а также они уделяют внимание чувствам.

Соответственно, общаясь, будут пользоваться фразами, касающимися тепла/холода, тяжести/лёгкости. Например, вы можете услышать от кинестетика нечто подобное:

  • «Я так разволновался, что моя голова стала тяжёлой, а по коже пошли мурашки»;
  • «Меня это так напугало, что на теле выступил холодный пот»;
  • «Это заставило меня трепетать».

Кинестетикам важно иметь возможность прикасаться к тому, о чём они говорят. Также они нуждаются в физической близости с собеседником. При общении обязательно подойдут к вам как можно ближе и не упустят возможности прикоснуться. Стоять на одном месте и внимательно слушать – для такого человека почти невыполнимая задача.

Если вы хотите, чтобы кинестетик лучше понял вас – воспользуйтесь словами, которые выражают чувства и эмоции. И не ждите от него моментального решения, на это потребуется время. Обусловлено подобное тем, что кинестетики в буквальном смысле слова «чувствуют нутром», действуют ли они в верном направлении.

Если вам известно, что вы взаимодействуете с кинестетиком, то разрешите ему притрагиваться к вам – так он быстрее войдёт в контакт. Также некоторые психологи считают, что на таких людей сильно влияет температура окружающего пространства. Поэтому стоит заранее позаботиться, чтобы в помещении не было слишком жарко или холодно.

Разобравшись с тем, кто такой визуал, аудиал, кинестетик, остаётся обратиться к последней категории – дигиталам.

Дигиталы

Дигитал – это человек, для которого характерно логическое, схематическое мышление. Информация воспринимается им по принципу: логичная она или нет. Само слово происходит из английского языка, в котором «дигитальный» — это «цифровой».

Представитель этого типа всегда пытается установить наличие логики в том, о чём ему рассказывают. Также он интересуется и пытается разобраться в процессе устройства, почему оно работает так, а не иначе, зачем необходимо.

Основная масса людей-дигиталов – это представители сильного пола. Окружающая реальность воспринимается ими посредством причинно-следственных связей, схем, формул и функциональности.

Интересно то, что человек, имеющий данный тип восприятия информации, не получил его с рождения, а развил в себе, будучи уже взрослым. Случается, что дигитальный канал активируется после перенесённых психологических потрясений, случившихся в детстве или во взрослой жизни.

Некоторые психологи выражают мнение, что дигиталы видят, слышат и чувствуют в одно и то же время что-то такое, с чем их психика не в состоянии справиться. И мозг с целью самозащиты входит в особый режим, когда все звуки, образы и ощущения видоизменяются до схем, которые не способны вызвать страх или тревогу.

Как понять, что вы общаетесь с дигиталом? У вас сложится впечатление, что это холодная, лишённая эмоций персона, своеобразный человек-компьютер, голова которого забита знаниями. А всю информацию он старательно раскладывает «по полочкам» у себя в мозгу. Но на самом деле это не более чем внешняя оболочка, а на самом деле дигитал является довольно чувствительным и ранимым человеком.

В коммуникации с окружающими он постоянно пользуется такими словами:

  • логично;
  • я знаю;
  • я полагаю;
  • внимательно и тому подобными.

Человек-дигитал выступает замечательным стратегом, которому легко даётся планирование и применение фактов. Он достигают успеха в решении трудных заданий. Информация запоминается и обрабатывается им поэтапно, логически, без спешки и суеты.

Такой серьёзный процесс требует определённого времени. Соответственно, дигитал не может одновременно воспринимать много новых идей, ситуаций и ему будет тяжело сразу познакомиться с большим количеством человек.

Чтобы деятельность такого работника была эффективной, он нуждается в чётко составленном плане, оговоренных сроках, а также возможности старательно подготовиться. Ему точно не понравится, если кто-то попытается влезть в его личное пространство, неожиданно изменит план действий, задаст вопрос, на который следует ответить незамедлительно. Сильно устаёт от спешки.

Примечательно, что термин «дигиталы» введён в употребление относительно недавно, примерно 15-20 лет тому назад. До этого всех людей делили только на 3 типа восприятия информации.

Интересно узнать, к какому типу вы относитесь? Предлагаю пройти тест в следующем видео:

Marissa

tayniymir.com

это... Визуалы, аудиалы, кинестетики: характеристика :: SYL.ru

По мнению психологов, люди воспринимают мир по-разному в буквальном смысле слова. И это касается не только разницы в мировоззрениях или религиозных убеждениях. Просто для одного мир – прежде всего звуки, для другого – картинка, для третьего – ощущения. Сейчас выделяют в отдельную группу и тех, кто воспринимает окружающую действительность как чистый поток информации, материал для логического анализа.

Три способа восприятия мира

Среди людей встречаются дигиталы, визуалы, аудиалы, кинестетики. Характеристика каждого типа основывается на его способе восприятия мира. Для визуалов это прежде

всего картинка, изображение. Если попросить визуала рассказать о прогулке по парку, то он прежде всего вспомнит цвет осенней листвы, голубизну неба и причудливые очертания старого дерева. Он расскажет, что он видел. А вот холодно было или тепло, пели птицы или нет – для визуала это не так важно.

Аудиал, наоборот, обратит внимание прежде всего на звуки. Беседа с товарищем, шелест листвы, пение птиц – вот то, что он вспомнит, рассказывая о прогулке. Кинестетик воспринимает реальность как ощущение: теплые лучи солнца, мягкий мох, жесткие стебли травы.

Новшество в классификации

Самый редкий тип – дигиталы. Психологи начали включать его в списки типирования не так давно, раньше там фигурировали только визуалы, аудиалы, кинестетики. Характеристика дигиталов довольно своеобразная и даже в определенном смысле спорная. Это люди, которые воспринимают мир в виде логической картины, четкой

структурированной схемы. Для аудиала беседа, общение – это голос и интонации, для визуала – одежда и мимика партнера, для кинестетика – прикосновения. Дигитал прежде всего воспринимает смысловую составляющую сказанного. Он может не вспомнить, как звучит голос собеседника или как он выглядел, зато точно оценит степень аргументированности сказанного и точность логических построений.

Спорность выделения этих людей в отдельную группу очевидна. Классическое определение строится на доминировании одного конкретного органа чувств. Логику, мышление к органам чувств отнести нельзя, это способ обработки информации, а не ее восприятия. Добавлять в данную классификацию дигиталов – то же самое, что добавить к перечню «большой, средний, маленький» еще и «круглый». Ведь это тоже характеристика предмета.

Впрочем, психологи, которые придерживаются точки зрения, что тип дигитала имеет право на существование, всегда уточняют, что таких людей очень мало. Это, скорее, исключение, чем правило.

Внешние различия психотипов

Определить, аудиал человек, визуал или кинестетик, можно даже на основании внешних наблюдений.

Аудиалы много и охотно говорят, всегда внимательно слушают, хотя они могут не смотреть на собеседника. Это не проявление антипатии, просто им не важна визуальная составляющая информации. Аудиалы чутко улавливают малейшие оттенки интонации, могут обидеться только на слишком грубую интонацию (хотя, к примеру, кинестетик и внимания на такую мелочь не обратит). Визуалы, наоборот, глаз с

собеседника не сводят. Они всегда отметят новую прическу или удачное сочетание цветов в одежде. Их мнение о собеседнике основывается на внешнем впечатлении. Одежда, мимика, жесты – все это очень важно для визуалов. А вот слушать они могут невнимательно, как, впрочем, и кинестетики. Это нормально для подобных психотипов.

Кинестетики во время беседы много двигаются, жестикулируют. Пожалуй, именно они – самый грациозный психотип. Ведь движение, ощущение тела во время него – это их стихия. Ответ на вопрос «как определить кинестетика» очевиден. Потому что именно такой тип всегда старается прикоснуться к собеседнику: похлопать его по плечу, дотронуться до руки. Это вовсе не посягательство на личное пространство. Просто кинестетики именно так ощущают мир.

Зачем нужно знать свой тип

Существуют сотни тестов для определения типа личности. Чтобы узнать это, достаточно ответить на пару десятков вопросов. Аудиал, визуал или кинестетик? Тест легко определит, каким типом восприятия обладает человек. Ничего общего с тестами

«Какой вы персонаж книги» или «Кто вы в мире животных» у этого опросника нет. Информация о типе восприятия имеет большое практическое значение. Ведь от этого зависит, к примеру, предпочтительный способ обучения.

Аудиалы легче запоминают материал на слух, визуалам нужна наглядная информация. Кинестетики лучше справляются с задачами, имеющими отношение к предметному миру. Характеристика кинестетика предполагает, что возможность прикоснуться, ощутить объект для них – основной способ познания мира. Поэтому абстрактные предметы даются кинестетикам с трудом.

Типы восприятия информации и обучение

Тесты на определение типа восприятия информации рекомендуют проводить в детских садах и школе. Так можно узнать, как лучше донести до детей учебный материал. Впрочем, вряд ли это скажется на способе преподавания. Даже если учитель готов изменить привычный метод подачи материала, наверняка окажется, что в классе есть представители каждого типа, а значит, нужно просто разнообразить уроки, используя и устные объяснения, и наглядные материалы.

Но это и без тестов ясно. А вот родители могут применить полученную информацию с пользой. Домашняя проработка материала может строиться уже на базе этого знания. Ребенок-кинестетик лучше усвоит урок, если у него будет возможность использовать материальное воплощение теоретического знания. Тут пригодятся и счетные палочки, и учебные модели. Объясняя ему, как именно Земля вращается вокруг Солнца, лучше не искать обучающее видео, а взять яблоко и лампу. Пускай ребенок сам попробует сделать на яблоке-"планете" ночь и день, потрогает теплый «летний» бочок и холодный «зимний». Кинестетики это понимают намного лучше, чем любое объяснение.

Методы усвоения нового материала

Чтобы усвоить новую информацию, аудиалы обычно проговаривают ее вслух. Попросить такого человека замолчать нельзя – он просто не запомнит то, что нужно выучить. Визуалы стремятся запомнить, как выглядит страница учебника, вплоть до картинок. А вот кинестетики это вряд ли оценят, такой способ усвоения материала для

них бесполезен. Для этого психотипа важно ощущение. Поэтому во время работы над материалом они ходят взад-вперед, что-то вертят в руках или теребят. В мультфильме «Утиные истории» у главного героя Скруджа Макдака была специальная комната для размышлений. В ней он ходил по кругу, раздумывая над решением очередной проблемы. Даже тропинку протоптал. Этот герой – пример классического кинестетика. Заставлять представителя данного психотипа сидеть спокойно бесполезно. Это не улучшит результат, а, наоборот, ухудшит его.

Роль типов восприятия в конфликтах

Взрослым эта информация тоже не помешает. В пылу семейных ссор хорошо помнить, что оппонент вовсе не холодный, равнодушный и бесчувственный. Возможно, он просто иначе воспринимает мир. В ситуации, когда у жены психологический тип «кинестетик», а у мужа – «аудиал», найти взаимопонимание довольно сложно. Мужчина будет считать, что раз женщина мало с ним разговаривает или разговаривает, но каким-то «не таким» тоном, значит, чувства угасают. В то же время партнерша просто не услышит все слова «я тебя люблю», пропустит их мимо ушей. Зато обратит внимание на то, что муж не обнимает ее, не держит за руку, не прикасается нежно.

Как найти общий язык представителям разных психотипов

Партнеры сообщают о своих чувствах, но каждый – на своем языке. Но услышать, понять друг друга они не могут. Единственный выход в этом случае – компромисс. Партнер сколько угодно может убеждать себя, что если он не получает нужного подтверждения своим чувствам, но оно все равно есть, просто для него оно «невидимо». Эмоциональный голод ни к чему хорошему не приводит. Человеку нужно действительно чувствовать себя любимым, а не просто теоретически понимать истинность этого утверждения.

Потому партнеры должны учитывать потребности друг друга. Аудиалам о своих чувствах нужно говорить вслух, без этого полный контакт невозможен. Кинестетикам нужны прикосновения. Так почему бы просто не взять партнера за руку, если это так важно? Нужно просто вспомнить такой нюанс. Кинестетики это обязательно оценят.

Можно найти общий язык с любым психотипом. Главное – учитывать потребности друг друга и понимать, что партнер видит мир немного иначе.

www.syl.ru

Консультация на тему: визуалы аудиалы кинестетики дискреты

 

Визуал,

аудиал,

кинестетик,

дискрет ?

Образовательный процесс для ребенка представляет собой восприятие и усвоение предложенной информации. Однако возникает вопрос, почему одни дети схватывают эту информацию на лету, другие же не могут усвоить даже после многократных повторений. Дело в том, что каждый ребенок отличается индивидуальными особенностями восприятия, следовательно, строить образовательный процесс необходимо с учетом этих особенностей.

Так, в зависимости от типа восприятия, все люди делятся на 4 основных категории. Это:

визуалы

аудиалы

кинестетики

дискреты

Визуалы — это люди, которые лучше воспринимают поступающую информацию посредством органов зрения. Аудиалы лучше усваивают такую информацию на слух. Для кинестетиков более важными являются другие органы чувств, такие как осязание, обоняние. Дискреты для усвоения информации используют преимущественно логическое мышление, какие-либо знаки, условные обозначения.

Почему важно знать, к какой категории относится ваш ребенок?

Это позволяет сделать образовательный процесс не только более эффективным, но и более интересным, увлекательным как для ребенка, так и для педагога или родителя. К примеру, педагог может объяснять материал, используя для этого все каналы восприятия: слух, зрение, осязание. В этом случае больше шансов, что ребенок надолго усвоит необходимую информацию.

Кроме того, представители разных групп восприятия отличаются и некоторыми чертами поведения, уровнем дисциплины, внимательности.

Как определить, какой тип восприятия у вашего ребенка?

Существует несколько моментов, обратив внимание на которые, вы сможете понять, к какой категории относится ваш ребенок.

1. Речь. Визуалы используют в повседневной речи слова, которые связаны со зрением, например «смотреть», «видеть» и т. п. У аудиалов преобладают существительные и глаголы, связанные со слухом. Кинестетики же чаще всего описывают свои чувства или же движения.

2. Внимание. Ребенка-визуала очень трудно отвлечь от его занятия, аудиалы чаще всего отвлекаются на различного рода звуки, а кинестетика, в свою очередь, может отвлекать любая мелочь. Именно дети-кинестетики считаются самыми большими непоседами, постоянно отвлекающимися от занятий.

3. Направление взгляда. При общении ребенок-визуал часто смотрит вверх, взгляд аудиала направлен по средней линии, кинестетик же преимущественно смотрит вниз, как бы под ноги.

На переменах в школе дети-визуалы часто остаются в классе, в то время как большинство одноклассников выходят в коридор. Такой ребенок предпочтет спокойную обстановку, лишенную какого-либо шума и подвижности. Аудиалы используют перемены как возможность поговорить, иногда даже немного пошуметь, а вот для кинестетиков самым предпочтительным времяпровождением являются подвижные игры.

 

Рекомендации

Ребенок-визуал часто записывает информацию в блокнот, тетрадь. Поэтому излагать ее следует постепенно, чтобы дать ему возможность зафиксировать все необходимое. Очень полезно использование любых наглядных материалов (схемы, рисунки и т.д.).

Аудиалу ни в коем случае нельзя делать замечания, когда он повторяет за педагогом или родителем. Для ребенка так легче усвоить новый материал.

Ребенка-кинестетика не следует заставлять долго сидеть неподвижно, так как в этом случае малыш устает, внимание его рассеивается. Таким детям необходимо чередовать умственные и физические нагрузки. Лучше усваивают материал кинестетики, попробовав что-то сделать, например, кинестетик может сто раз посмотреть, как правильно пишется слово, но не запомнить, но пару раз записать его самому и усвоить правильное написание.

Общаться с ребенком нужно на его языке. Например, при общении с визуалом используйте описательные слова, которые характеризуют форму, цвет, размеры предмета. При общении с аудиалом рекомендуется менять вариации голоса, в этом случае материал будет более понятен. Кинестетики лучше всего воспринимают язык жестов и прикосновений, поэтому, рассказывая ребенку что-то, используйте подходящие жесты.

Вполне естественно, что ребенок, несмотря на свою принадлежность к той или иной категории восприятия, пользуется и другими органами чувств, которые так же необходимо развивать. Ведь от того, насколько хорошо открыты те или иные каналы восприятия, зависит успех всего обучения, умение ребенка общаться!

nsportal.ru

Кто ты - аудиал, визуал, кинестетик или дигитал?

В психологии есть множество делений людей по категориям. Для чего: чтобы лучше понимать, как найти к ним подход в зависимости от их принадлежности к той или иной категории. Такое дробление очень условно – редко встречается человек с «чистым» типом, т.е. с соответствием ему на 100%. Как правило, у нас присутствуют черты из разных типов, но один из них выражен ярче, чем остальные. Пример: разделение на экстравертов и интровертов. Первые считаются общительными, запросто демонстрирующими эмоции, а вторые – замкнуты, им интереснее побыть наедине с самим собой. Или типы темперамента: холерики, меланхолики, флегматики и сангвиники. У каждого – свои особенности. Зная их, легче понять, почему представители каждого типа ведут себя так или иначе.

Еще существует теория типов репрезентативной системы. Под этой системой понимается то, каким образом человек воспринимает информацию из окружающего мира. Мы ее обычно получаем через глаза (видим), слух (слышим) и тактильные ощущения (ощущаем). У каждого из нас есть более предпочитаемый способ восприятия такой информации. Ты наверняка замечал, что кому-то больше нравится общаться в письменной форме или читать книги, кто-то любит слушать аудиокниги и музыку, а кто-то обожает рассматривать картинки и фотографии.

Тех, кто ориентируется, в основном, на зрительные образы называют визуалами.

Те, кто предпочитает воспринимать все на слух – аудиалы.

Те, кто особенно внимателен, в первую очередь, к своим ощущениям – кинестетики.

Теперь рассмотрим основные признаки каждого типа репрезентативной системы, чтобы ты мог определить, к какому относишься, а также понимать, кто твои друзья и как с ними наладить контакт.

ВИЗУАЛЫ

– У них хорошая зрительная память. Они запоминают, в первую очередь, не кто что сказал, а образы-картинки.

– Активно жестикулируют во время беседы, как бы «рисуя» в воздухе те же образы.

– Им нравится, когда информация представлена в виде графиков и схем.

– Часто используют в речи слова-маркеры: «Я представляю себе это так», «Давай посмотрим, что можно сделать», «Каким ты видишь выход из ситуации?», «Там видно будет», «Видите ли, не все так просто», «Я вижу, что это действительно так», «Гляди, как это прикольно». 

При общении с визуалами старайся им давать информацию в наглядном виде, сопровождай свою речь образами и словами, позволяющими их увидеть. Например, описывая что-то, используй выражения «красивый», «яркий», «светлый» и т.д. Если ты выступаешь перед людьми-визуалами (а таких – большинство), сделай акцент на чем-то, что поможет им увидеть то, что ты хочешь до них донести, – в виде схем, слайдов, рисунков. 

АУДИАЛЫ

У них прекрасная слуховая память, они легко воспроизводят сложные и длинные тексты.

– Любят болтать по телефону, им не составляет труда позвонить кому угодно. И вообще любители поговорить, причем, долго, обстоятельно, с подробностями. 

– Им хорошо даются иностранные языки.

– Обожают музыку, живут в мире звуков и мелодий.

– Их слова-маркеры: «Слушай, я что хочу сказать», «Звучит правдиво», «Рад тебя слышать», «Извини, пропустил мимо ушей», «Мне созвучно/откликается это».

Аудиалов очень мало, чуть ли не 5% от всего населения. Чтобы их заинтересовать, используй слово «Послушай» и иже с ним, больше говори, чем что-то им показывай. Постарайся не прерывать слишком часто аудиала в ходе разговора – он может обидеться.

КИНЕСТЕТИКИ

Постоянно что-то трогает, с удовольствием касается и обнимается с окружающими.

– Хорошо понимают эмоциональное состояние – и свое, и чужое, потому что ориентируются на чувства и внимательны к ним.

– Если они прочитали инструкцию по применению чего-то там, то стараются тут же опробовать ее на деле. Иначе им непонятно, текст остается просто текстом. Им вообще важно все, что связано с действиями – что можно понюхать, пощупать, покрутить и т.д.

Любимые слова-маркеры: «Я чувствую, что ты прав», «Руки чешутся», «Я уловил твою мысль».

Кинестетик будет тебе благодарен, если ты поинтересуешься, что он чувствует по тому или иному поводу. При взаимодействии с ним почаще говори о чувствах и эмоциях. Подбадривай его через прикасания, не держи с ним слишком большую физическую дистанцию – кинестетики не любят этого, чувствуют себя неуютно, им кажется, что ты им не доверяешь. И в целом с ними желательно общаться «мягко», максимально вежливо. Они очень чувствительны, воспринимают все на уровне еле улавливаемых сигналов. Если хочешь привлечь внимание кинестетика, используй выражения: «потрогай», «попробуй», «пощупай», «надень». Яркие красочные образы или длинные фразы не заинтересуют кинестетика.

Еще есть отдельная, крайне редкая, категория людей – дигиталы. Их достаточно сложно распознать. Для них на первом месте стоит логика – в словах и действиях. Четко формулируют мысли, чтоб в них не было ничего лишнего. Воспринимают все через «логично» и «не логично». Оперируют такими словами, как «понятно», «понимаю», «знаю», «подумаю», «полезно», «следовательно», «логично». Общаясь с ними, обращайся к проверенным доводам и цифрам – цифры они обожают. Дигиталы обычно выглядят не особо эмоциональными, но это не значит, что они бесчувственные «сухари». Просто важно знать про эти особенности и не обижаться.

Вот пример, как реагируют представители разных типов репрезентативной системы в общей ситуации. В магазине бытовой техники визуал будет тщательно рассматривать телевизор, а продавец покажет в красках, какой красивый товар, какой у него великолепный дизайн и т.д. Кинестетика хлебом не корми, дай только потрогать, опробовать в действии этот телевизор. Аудиалу нужно услышать подробный рассказ о достоинствах данной модели. Дигитал купит товар, если к нему приложат различные документы и справки с техническими характеристиками, и докажут преимущества этого телевизора перед другими.

pomoschryadom.ru

Особенности обучения и воспитания: визуалы, аудиалы, кинестетики

Образовательный процесс для ребенка представляет собой восприятие и усвоение предложенной информации. Однако возникает вопрос, почему одни дети схватывают эту информацию на лету, другие же не могут усвоить даже после многократных повторений. Дело в том, что каждый ребенок отличается индивидуальными особенностями восприятия, следовательно, строить образовательный процесс необходимо с учетом этих особенностей.

Так, в зависимости от типа восприятия, все люди делятся на 4 основных категории. Это:

  • визуалы
  • аудиалы
  • кинестетики
  • дискреты

Визуалы — это люди, которые лучше воспринимают поступающую информацию посредством органов зрения. Аудиалы лучше усваивают такую информацию на слух. Для кинестетиков более важными являются другие органы чувств, такие как осязание, обоняние. Дискреты для усвоения информации используют преимущественно логическое мышление, какие-либо знаки, условные обозначения.

Почему важно знать, к какой категории относится ваш ребенок?

Это позволяет сделать образовательный процесс не только более эффективным, но и более интересным, увлекательным как для ребенка, так и для педагога или родителя. К примеру, педагог может объяснять материал, используя для этого все каналы восприятия: слух, зрение, осязание. В этом случае больше шансов, что ребенок надолго усвоит необходимую информацию.

Кроме того, представители разных групп восприятия отличаются и некоторыми чертами поведения, уровнем дисциплины, внимательности.

Как определить, какой тип восприятия у вашего ребенка?

Существует несколько моментов, обратив внимание на которые, вы сможете понять, к какой категории относится ваш ребенок.

1. Речь. Визуалы используют в повседневной речи слова, которые связаны со зрением, например «смотреть», «видеть» и т. п. У аудиалов преобладают существительные и глаголы, связанные со слухом. Кинестетики же чаще всего описывают свои чувства или же движения.

2. Внимание. Ребенка-визуала очень трудно отвлечь от его занятия, аудиалы чаще всего отвлекаются на различного рода звуки, а кинестетика, в свою очередь, может отвлекать любая мелочь. Именно дети-кинестетики считаются самыми большими непоседами, постоянно отвлекающимися от занятий.

3. Направление взгляда. При общении ребенок-визуал часто смотрит вверх, взгляд аудиала направлен по средней линии, кинестетик же преимущественно смотрит вниз, как бы под ноги.

На переменах в школе дети-визуалы часто остаются в классе, в то время как большинство одноклассников выходят в коридор. Такой ребенок предпочтет спокойную обстановку, лишенную какого-либо шума и подвижности. Аудиалы используют перемены как возможность поговорить, иногда даже немного пошуметь, а вот для кинестетиков самым предпочтительным времяпровождением являются подвижные игры.

Рекомендации

  • Ребенок-визуал часто записывает информацию в блокнот, тетрадь. Поэтому излагать ее следует постепенно, чтобы дать ему возможность зафиксировать все необходимое. Очень полезно использование любых наглядных материалов (схемы, рисунки и т.д.).
  • Аудиалу ни в коем случае нельзя делать замечания, когда он повторяет за педагогом или родителем. Для ребенка так легче усвоить новый материал.
  • Ребенка-кинестетика не следует заставлять долго сидеть неподвижно, так как в этом случае малыш устает, внимание его рассеивается. Таким детям необходимо чередовать умственные и физические нагрузки. Лучше усваивают материал кинестетики, попробовав что-то сделать, например, кинестетик может сто раз посмотреть, как правильно пишется слово, но не запомнить, но пару раз записать его самому и усвоить правильное написание.
  • Общаться с ребенком нужно на его языке. Например, при общении с визуалом используйте описательные слова, которые характеризуют форму, цвет, размеры предмета. При общении с аудиалом рекомендуется менять вариации голоса, в этом случае материал будет более понятен. Кинестетики лучше всего воспринимают язык жестов и прикосновений, поэтому, рассказывая ребенку что-то, используйте подходящие жесты.

Вполне естественно, что ребенок, несмотря на свою принадлежность к той или иной категории восприятия, пользуется и другими органами чувств, которые так же необходимо развивать. Ведь от того, насколько хорошо открыты те или иные каналы восприятия, зависит успех всего обучения, умение ребенка общаться!

Ольга Леухина

Читайте также:

Особенности воспитания детей

www.ya-roditel.ru

Визуалы, Аудиалы, Кинестетики…. Мастерство коммуникации

Визуалы, Аудиалы, Кинестетики…

Обычно человек более ориентирован на один из каналов – он проводит в нем больше времени, лучше соображает, и этот способ восприятия для него как бы более важен, чем остальные. Это совершенно не означает, что визуал ничего не слышит и не чувствует. Это означает только, что зрение для него более важно.

И если человек предпочитает одну репрезентативную систему остальным (а большинство так и делает), это накладывает на него вполне определенный отпечаток. Для того чтобы понять, к чему это приводит, вы сейчас займетесь самостоятельным анализом и творчеством. Вам нужно попробовать определить, чем конкретно отличаются Визуалы, Аудиалы, Кинестетики и Дигиталы друг от друга. Попробуйте найти отличия по таким пунктам:

1. речь;

2. поза;

3. движения;

4. дыхание;

5. голос;

6. характерные особенности;

От вас не требуется невозможного. Просто попробуйте пофантазировать и поразмышлять о том, что такое мир для человека, который более предпочитает видеть, чем слышать или чувствовать; или разговаривать с собой, а не ощущать и представлять. Попробуйте это испытать на себе, довести до крайности – возможно, так вам будет проще.

Идею я вам подал, но могу дать еще одну подсказку. Если человек в данный конкретный момент находится в каком-либо канале, то он проявляет большинство свойств данного типа людей.

Но только помните: если человек Визуал, то это не означает, что он ничего не слышит и не чувствует. Просто смотреть он любит больше всего остального.

Люди каждого типа, естественно, в большей степени пользуются словами, относящимися к каждому конкретному каналу. Такие слова называются предикаты. Вот только у Дигиталов как бы специальных слов нет, они пользуются преимущественно неопределенными (то есть не относящимися ни к одной системе) и аудиальными.

А теперь про каждый тип отдельно.

Визуалы

– Вы женаты?

– Нет, просто я так выгляжу!

Очень часто Визуалы могут быть достаточно худощавы и поджары. Часто у них бывают тонкие губы (не путайте с Дигиталами, у которых губы достаточно плотные, но поджатые – разница, надеюсь, вам понятна). Привычная гримаса – слегка приподнятые брови как знак внимания. Голос, чаще всего, высокий.

Визуалы сидят обычно прямо, да и стоят тоже. Если сутулятся, голову все равно задирают вверх. Дистанция такая, чтобы лучше разглядеть собеседника. Поэтому обычно садятся в некотором отдалении, чтобы увеличить поле зрения. Например, у меня на занятиях, когда группа садится в общий круг, часть людей обычно садится так, чтобы быть ближе (Кинестетики), а другие садятся напротив, чтобы было лучше видно (Визуалы).

Для Визуалов важно, чтобы было КРАСИВО. Они даже готовы надеть что-то эффектное, хорошенькое и яркое (зависит от вкуса), но неудобное. Это не означает, что у них обязательно неудобная одежда, просто внешний вид для них важнее. И вы вряд ли увидите его в грязной, измятой одежде – не из соображений приличия, а по требованию эстетики.

Визуалы – хорошие рассказчики, они могут представить себе картину и описать ее. И планируют они хорошо. Вообще, визуальная система весьма удачна для придумываний и мечтаний. Это тот тип людей, которых в кинематографе в первую очередь привлекает работа оператора, костюмера и специалиста по эффектам – красивые планы, оригинальные костюмы, красочные взрывы:

Это было так красиво. Закат такого совершенно неземного цвета: красный, и в то же время не слишком режет глаз. Постепенно камера наезжает, солнце превращается в огромный сверкающий шар. Совершенно восхитительно!

Для Визуалов зрение и слух – это одна система. Если они не видят, то как бы и не слышат.

Я говорю своей жене:

Послушай, какая музыка!

Она поворачивается и смотрит на магнитофон.

Если Визуалу что-то объясняешь, желательно одновременно показывать графики, таблицы, рисунки, картинки, фотографии. Ну, в крайнем случае, покажите руками, какого это размера и где расположено. Они и сами, когда жестикулируют, руками показывают, где расположены картинки, на каком расстоянии и в каком направлении.

Выбирая мебель или какие-нибудь предметы, Визуалы обращают внимание на сочетание цветов и гармоничные формы.

Кинестетики

Муж собирается на курорт. Жена спрашивает:

– А почему ты обручальное кольцо не надел?

– Кольцо? Да ты что? В такую-то жару?

А вот мягкую удобную мебель, как бы призывающую лечь и расслабиться, предпочитают Кинестетики. Это люди, ценящие удобство, комфорт и внимательно относящиеся к собственному телу. Оно у них бывает достаточно плотное, губы – широкие, полнокровные. Кинестетики обычно сидят с наклоном вперед, часто сутулятся.

Говорят они медленно, голос часто глухой и низкий.

Это те люди, которые могут носить старый потрепанный свитер с заплатками только потому, что он удобен. А каков его внешний вид – не столь важно.

Любят быть близко к собеседнику, чтобы потрогать. И если ваш партнер постоянно пытается потеребить какую-нибудь часть вашего туалета, крутит пуговицу, дотрагивается и т. п. – это скорее всего Кинестетик. Хотя пылинку, нарушающую гармонию и режущую глаз, скорее снимет Визуал.

Кинестетики – это люди действия. Им необходимо двигаться, бегать, раскручивать, трогать, пробовать и нюхать. Это их способ восприятия мира, они по-другому просто ничего не понимают (кстати, все глаголы действия обычно относятся к кинестетике: бегать, ходить, дергать, жать, катить, пилить, строгать, бить, размахивать). Это, правда, не означает, что Кинестетики очень подвижные люди, просто их главный инструмент восприятия – тело, а способ – движение, действие. Даже если они читают инструкцию, им необходимо тут же попробовать то, что там написано, на практике, иначе они просто не воспримут текст.

В книгах и фильмах их, в основном, интересует сюжет, а изящные диалоги и красочные описания они опускают за ненадобностью. Вспомните, как рассказывают про кино дети (обычно Кинестетики, кстати):

И тут он вбегает, хватает ее и на коня. Скачут, за ними погоня, но они вперед. Навстречу враги – он одного из пистолета бах, второго саблей, на его коня и вперед…

Кинестетики обычно весьма слабо планируют – в этой системе нет возможности что-то придумывать. Поэтому они предпочитают сначала ввязаться в драку, а разбираться уже позже. Это как раз те люди на семинаре, для которых разделиться на микрогруппы гораздо важнее задания, ради которого все это затевается. И они же говорят о том, что «разговоров много, а дела мало». Для них это действительно так.

И взаимоотношения для них это в первую очередь некое действие. Мужчины (которые обычно весьма кинестетичны) с трудом могут воспринимать жалобы женщин, уверяя:

Ей же не решение проблемы нужно, а просто рассказать.

Для них «просто рассказ» как бы лишен смысла – с этим надо что-то сделать, а если делать нечего, то нечего и болтать. И в сексе «все эти красочные прелюдии и разговоры» Кинестетикам (женщинам тоже, а не только мужчинам) малопонятны и не нужны. Делом нужно заниматься, делом!

Типичная проблемная ситуация: муж – Кинестетик, жена – Визуал. Муж пришел с работы усталый и пытается приласкаться, дотрагиваясь до жены. Это вводит ее в легкий стресс, так как визуалы прикосновений особо не любят, а жена устала тоже. Муж чувствует ее реакцию и также впадает в стресс, а чтобы уладить недоразумение, он пытается потрогать жену еще интенсивней. Это само собой усиливает ее стресс, а вместе с этим и его… Заканчивается все, естественно, скандалом, причем оба обычно совершенно не осознают его причин – просто вдруг они начинают сердиться друг на друга, считая другого причиной всего этого безобразия.

При этом кинестетики тяжело могут переносить стресс и дискомфортные ситуации – они же во все эти переживания погружаются. Именно поэтому им тяжело сказать «нет». Просто для пробы несколько раз проговорите про себя «нет» и обратите внимание, что вы при этом чувствуете.

Аудиалы

Консерватория, все завороженно слушают прекрасную музыку.

Один из зрителей толкает в бок соседа:

– Извините, это Вы сказали:«…твою мать?»

– Конечно, нет!!!

– Извините, тогда может, Вы? Тоже нет? Наверно, музыкой навеяло.

Поза Аудиала – нечто среднее между позами Визуала и Кинестетика – они сидят прямо, но с легким наклоном вперед. У них есть достаточно характерная «телефонная поза» – голова немного набок, ближе к плечу. А вот если голова набок и немного вперед, то это, если наклон вправо, скорее, кинестетика, а если влево, то дигитальный канал.

Насчет тела сказать что-либо сложно, особо характерных признаков как бы нет.

Зато говорить они любят. Это для них все, они живут в разговоре, в звуках, в мелодиях и ритмах. Они только ищут повод поговорить – для них нет риторических вопросов. Если вы спросите, как жизнь, они вам честно начнут рассказывать, как жизнь. При этом они могут не особенно упирать на аудиальные слова, а пользоваться и визуальными, и кинестетическими, зато в очень большом количестве.

Как говорила одна героиня комедии Островского: «Как же я узнаю, о чем я думаю, если не скажу это вслух?»

Аудиалы любят диалоги (и в книгах любят, и в фильмах) – они их могут слышать внутри себя и рассказывать окружающим:

Мадам, вы так чудесно сегодня выглядите!

Ну что вы, Альберто. Вы так любезны!

Это не комплимент! Это просто описание того, что я вижу перед собой.

Вы так галантны!

Причем содержание особой роли не играет, главное – голоса, которые звучат внутри и рвутся выйти наружу. Кстати, голоса у Аудиалов обычно очень выразительные, глубокие, мелодичные, часто хороший музыкальный слух.

Дигиталы

К английскому лорду, сидящему у камина, подходит жена:

– Плохая новость, сэр. То, что мы принимали за беременность, оказалось не беременностью.

– Значит, наследника не будет?

– К сожалению нет, сэр…

– О Боже, опять эти бессмысленные телодвижения!

У Дигиталов поза зажатая и прямая. Они практически не жестикулируют, так как это не несет для них никакой информации; говорят достаточно монотонно – интонации не нужны, и они их воспринимают с трудом. Дистанция отдаленная, смотрят либо в лоб собеседнику, либо «поверх толпы». Прикосновений не любят (прикосновения, по-моему, любят только Кинестетики).

Хотя, прикосновения прикосновениям рознь.

Дигиталы – это весьма своеобразный тип людей. Они более ориентированы на смысл, содержание, важность и функциональность. Как сказал один мальчик:

Я полюбил чеснок после того, как узнал, какой он полезный.

Дигиталы как бы оторваны от реального опыта – они более думают самими словами, а не тем, что за словами стоит.

Если человек после рассказа о ваших трудностях говорит что-то вроде:

– Я понимаю, что вы чувствуете, – он, скорее всего, находится в данный момент в дигитальном канале: Дигиталы не сочувствуют, они понимают. Совершенно замечательно было показано в «Дикой Орхидее» Залмана Кинга. Вспомните, что говорят о главном герое:

Дистанция, полный контроль, ничего лишнего…

Это совершенно особый способ восприятия мира, его представления и осмысления. Небольшая метафора для того, чтобы вы лучше поняли этот тип восприятия.

Представьте, вы пришли в ресторан, там множество красивых и ароматных блюд, вы садитесь за столик, берете меню, внимательно его прочитываете и… съедаете его.

Для Дигиталов написанное или проговоренное как бы и является самой реальностью. Если для всех остальных слова – это доступ к опыту, то для Дигиталов весь опыт состоит из слов.

А вот телом, кстати, Дигиталы бывают похожи на Кинестетиков – плотное тело, широкие (хотя обычно и поджатые) губы… Они, в общем-то, и получаются из Кинестетиков – если то, что человек чувствует, те эмоции, которые он испытывает, для него слишком болезненны, один из путей избавиться от них – уйти в рассуждения. И вы уже как бы ничего не чувствуете, вы знаете.

Проблема дигитальной системы в том, что она сама по себе, без обращения к другим каналам, не способна менять информацию. Слова переходят только в слова, и все возвращается к исходной точке. Если вы послушаете свои собственные внутренние монологи (монологи ли?), то там будет что-то вроде:

Ну почему он назвал меня дурой? Наверно, я сама сделала что-то не то? Или я ошиблась? В следующий раз я ему отвечу… Ну как он посмел! Ну почему он назвал меня дурой? Наверно, я сама сделала что-то не то? Или я ошиблась? В следующий раз я ему отвечу…

Впрочем, если вы пользуетесь только одной системой, это вообще достаточно ущербно. Вы просто не воспринимаете множество совершенно изумительных и восхитительных вещей, находящихся вокруг вас.

Это проходит, увы, мимо вашего сознания.

Дигитальный канал отвечает за контроль речи.

Но с другой стороны, я часто восхищаюсь умением некоторых моих знакомых действовать в трудных ситуациях без лишних эмоций, их совершенно фантастической скрупулезностью и прагматическим подходом. Дигиталы способны сочинять документы, написанные так, чтобы не было никаких лишних толкований, чтобы каждое слово стояло на своем месте. Лично для меня это всегда было некой магией.

Это высокое мастерство – сжать громадное количество человеческих желаний и намерений до нескольких строчек на бумаге. И пишу я это безо всякой иронии. За формулировку фраз как раз и отвечает дигитальный канал. Как человек, которому приходится постоянно работать с определениями и следить за точностью выражений, я знаю, насколько трудно это сделать действительно хорошо.

В одном английском колледже среди учащихся был объявлен конкурс на самый короткий рассказ. Тема любая, но есть четыре обязательных условия:

1. В сочинении должна присутствовать королева.

2. Должен быть упомянут Бог.

3. Немного эротики.

4. Чтобы была тайна.

Первую премию получил студент, который уместил рассказ в одну фразу:

– О Боже! – воскликнула королева. – Я беременна, и не знаю, от кого.

Отличия

Отличия будут касаться очень многих вещей, например, организации мышления, памяти, способов обучения.

Кинестетик запоминает все телом, мышцами – у тела есть своя память. Этот способ весьма эффективен, чтобы научиться ездить на велосипеде или плавать, но для запоминания способа решения интеграла или номера телефона может быть весьма неудобен.

Для того, чтобы запомнить номер телефона, Кинестетик должен написать его собственноручно, Аудиал – произнести, Визуалу же достаточно запомнить, как он выглядит.

Визуал любит информацию в виде графиков, таблиц, фильмов, ему нужно на что-то смотреть. При этом он способен «видеть весь лист».

Аудиалу обычно надо все это проговорить внутри себя (вспомните про алфавит).

Кинестетику нужно щупать, делать, двигаться. Он тут же начнет выяснять, а как конкретно что-то сделать, и на что нужно нажать, чтобы эта штука бренькнула, и желательно в его руках. Визуал же скорее попросит показать, как это делается, а Аудиал – рассказать подробнее.

Дигитал в первую очередь попросит показать инструкцию и сначала чрезвычайно подробно изучит потребляемую мощность и расход воды на килограмм белья.

На практике это можно применить следующим образом. Например, вы продаете пылесос или швейную машинку. Визуалу дайте красочный проспект с рисунками и фотографиями, покажите прибор и отметьте, какой приятный для глаза дизайн и красивое соотношение цветов. Кинестетику всуньте в руки эту швейную машинку и объясните, на что нужно нажимать и что крутить, и пусть он сам попробует, как это удобно. Аудиалу желательно долго рассказывать о чем угодно, только не монотонным, а выразительным голосом, выделяя важные моменты интонацией, упирая на бесшумность или мелодичность издаваемых звуков. Дигиталу выложите справки, документы, технические характеристики, желательно на бумажке с большим количеством цифр и печатей. И говорите только по делу, о функциональности и полезности данного прибора.

Винни-Пух и все-все-все…

Моя жена Лида как то подметила, что хорошей демонстрацией данных типов может служить восхитительные мультфильмы серии «Вин-ни-пух» (наши, а не Диснеевские).

Винни-Пух, естественно, Кинестетик – плотный, двигающийся, озабоченный, что бы поесть. Жестикулирует в нижней части туловища, эмоциональный, дома бардак, голос низкий, постоянно почесывается…

«Пух почувствовал что должен немедленно преподнести бедному ослику какой-нибудь подарок. Он побежал к себе домой, возле дверей дома он наткнулся на Пятачка, пытающегося достать до кнопки звонка.

– Здравствуй, Вини.

– Привет, Пятачок. Ты что тут делаешь?

– Хочу позвонить. Я шел мимо…

– Давай помогу. А ну отойди. Плохие новости, Пятачок: у Ослика Иа хвост пропал. (Звонит) Что-то не открывают. (Стучит) Да что они там, заснули что ли?

– Пух, ведь это же твой дом!

– А, верно. Ну тогда войдем».

Кролик, скорее, Визуал (очками это особенно подчеркивается) – тощий, ходит и сидит прямо, жестикуляция выше головы, дома все красиво расставлено. Голос, кстати, достаточно высокий.

– Что значит «я»? «Я» бывают разные!

– «Я» – значит я, Винни-Пух.

– Ты в этом уверен?

– Ну конечно!

Кролик наклонился к самому носу медвежонка, и прищурил свои близорукие глаза.

– Действительно, Винни-Пух…

Сова более походит на Аудиала – особенно это заметно по большому желанию поговорить по любому поводу и проверке орфографии на слух (помните, как она надписывала горшок). Жестикуляция на среднем уровне, пытается передать максимум информации голосом.

Вот, к примеру, диалог Винни-Пуха с Совой по поводу поздравительной надписи на горшочке из-под меда:

– Я хотел… чтобы ты написала на нем: «Поздравляю. Пух».

– И это все?!!

– А что еще?

– Надо написать так: «Поздравляю с днем рожденья! Желаю счастья в личной жизни!»

– Здорово! Так и напиши. Только прибавь еще: «Пух».

На роль Дигитала явно претендует Ослик Иа – завязший в рассуждениях, понурый, говорящий очень обще и на отвлеченные темы с самим собой:

– Ну вот, я так и думал. С этой стороны ничуть не лучше. А все почему и по какой причине? И какой из этого следует вывод?

К какому типу принадлежит Пятачок, определить не удалось – и мы постановили считать его полимодальщиком, то есть хорошо ориентирующемся во всех каналах сразу.

Ассоциация – диссоциация

Есть еще одно забавное свойство, связанное со способом восприятия мира. Одну и ту же ситуацию можно воспринимать как бы изнутри, видеть своими глазами и чувствовать то, что происходит внутри нее (ассоциировано), или воспринимать ее со стороны, как бы вне ее, и тогда вы будете скорее ее оценивать (диссоциировано). Разница приблизительно такая же, как участвовать в драке или смотреть на нее со стороны.

Проведите такой эксперимент. Представьте, как вы выглядите сзади, как сверху, как вы смотритесь с потолка? А как вы в данный момент выглядите снизу? Вот когда вы все это так представляете – вы диссоциированы.

А теперь посмотрите на все своими собственными глазами. Что вы чувствуете в данный момент, что вы видите, что слышите? Вот сейчас вы ассоциированы.

Естественно, это будет и отражаться в речи. Ассоциированное состояние скорее всего будет описываться изнутри:

Когда я увидел его перед собой, мне так захотелось куда-нибудь спрятаться.

Как только я вспоминаю эту ситуацию, я тут же оказываюсь на этой улице в окружении этих людей, они все кричат друг на друга…

Вот я сейчас тебе рассказываю о том случае, и опять переживаю все это внутри себя, эту радость, восхищение…

Диссоциированное состояние скорее будет описываться как оценка ситуации:

Когда я подумаю, как это выглядит со стороны…

Взглянув на это с другой точки зрения, я начинаю понимать, как глупо я тогда поступил.

Со стороны это выглядело великолепно!

Так вот, Визуалы могут очень легко занять внешнюю позицию по отношению к событию – диссоциироваться. Это позволяет им хорошо оценивать ситуацию с разных точек зрения, но в то же время может лишить вовлеченности в процесс. Как рассказывала мне одна знакомая девушка:

– Не получаю я удовольствия от секса. Да, вижу как мужчина с женщиной занимаются этим делом, и что?

Диссоциироваться от неприятной ситуации – весьма часто используемый и эффективный способ работы с дискомфортными ситуациями. Когда вы «выходите» из события, смотрите на него со стороны, вы уже реально можете его оценить и найти новые более эффективные способы поведения.

Кинестетики же хорошо ассоциируются, легко могут прочувствовать ситуацию изнутри, будучи вовлеченным в нее в полной мере. Хорошие актеры обычно Кинестетики – они хорошо входят в образ, становятся другим человеком, реально переживая события чужой жизни. С одной стороны, все это большой плюс, но в то же время, если ситуация достаточно неприятна, как только ее вспоминаешь – тут же чувствуешь себя плохо. И ты вновь в этих эмоциях, этих переживаниях. Ни то, ни другое состояние не является предпочтительным глобально.

Можно только говорить о ситуациях, о контекстах. Моя рекомендация такова: лучше всего уметь легко переходить из одного состояния в другое, пользуясь достоинствами как первого, так и второго. Но если вы хотите попробовать понять действительно, как устроен мир каждого из типов – самое простое попробовать на время стать одним из них. И вот вам небольшое домашнее задание.

«Демонстратор»

Объединитесь в группы по 5–6 человек. На каждую микрогруппу раздаются 7–8 карточек («В», «А», «К» и «Ад»). Все члены группы их разбирают по одной. А потом все по очереди показывают различные типы людей, в зависимости от того, какая кому карта досталась. Ваша задача – максимально наглядно показать признаки данного типа людей. Это можно даже сделать несколько гротескно, но обязательно ярко, чтобы всем было понятно, «кто есть кто». И при этом обязательно должны присутствовать невербальные признаки типа, а не только слова.

Небольшая рекомендация. Полностью войдите в образ и доведите его до крайности. Попробуйте максимально выразить это состояние, этот способ восприятия мира. А остальные члены группы угадывают, кого им показывают.

Ну, как это было?

– Очень интересно. Общение происходит в основном между людьми только своего типа. А остальных как бы и нет. Они конечно говорят, но ты этого практически не слышишь.

– С иностранцем легче! Когда он говорит, ты пытаешься звуки услышать. А когда не твой тип – слова превращаются просто в шум – Когда говорит «свой» – он такой родной, близкий. А эти… Чего они хотят? Чего нужно? И желания у них какие-то странные, и говорят как-то не так!

А что вы испытывали к человеку «своего канала», а что к человеку «чужого канала»?

– Когда говорит «свой» – он такой родной, близкий. А эти… Чего они хотят? Чего нужно? И желания у них какие-то странные, и говорят как-то не так!

– Его сразу выделяешь. Он как бы виден, а остальные на периферии.

– Пока молчат – все нормально. А как рот отрывается – ну о чем он говорит? А свой как скажет – О!

Ну что, вам ПОНЯТНО!?

Упражнения на дом

Попробуйте сделать так: один день вы обращаете максимум внимания на звуки, вас окружающие, в другой день на ваши ощущения, в третий на то, что вы видите, в четвертый – на смысл и числа. Только выбирайте день, когда вам это не повредит: максимально прочувствовать все свои переживания по поводу выволочки у начальника, возможно, не самое приятное занятие.

Если не можете посвятить этому целый день, займите полдня, час.

Только, если наметили какое-то время, то все его целиком и отрабатывайте.

И самое главное. Попробуйте увидеть, услышать, почувствовать и понять ту гармонию и поэзию, которая скрыта в этом мире. Настройтесь на то, что вы ищете что-то волшебное и попадаете в немного другой мир. А ведь это действительно так, если вы попробуете расширить ваше восприятие, то вы обнаружите множество ранее не замечавшихся вами вещей. Представьте, что вы первый раз попали сюда, взгляните на все новыми глазами, найдите гармонию. Ведь гораздо интересней жить в поэтическом мире, чем в мире сером, монотонном и безвкусном. И помните, что каждый находит в этом мире то, что ищет.

Попробуйте на целый день стать Аудиалом. Старайтесь как можно больше слышать, обращать внимание на мельчайшие различия звучания, на самые незаметные шорохи и стуки. И вы вдруг обнаружите, что мир заполнен огромным количеством самых разнообразных звуков, на большинство из которых вы до этого совершенно не обращали внимания. Просто целый день прислушивайтесь, слушайте, пытайтесь расслышать как можно лучше. Погрузитесь в волшебный мир звуков, воспринимайте этот мир через звуки, которые он издает, станьте сплошным слухом.

И возможно, вы научитесь слышать тончайшие изменения голоса вашего собеседника и поймете, насколько они важны, как много они говорят о другом человеке, о его внутреннем мире, о его гармонии и мелодии. Ведь каждый человек обладает своей собственной мелодией, своим собственным звучанием. А его голос – это музыка, которая вышла наружу. И слыша эту мелодию, вы можете подыграть ей и сделать так, чтобы другой человек звучал с вами в унисон.

А на следующий день вы можете стать Кинестетиком. Ощущение воздуха, одежды, запахи, оттенки вкуса, расслабление или напряжение мышц – вот на что вы обращаете внимание. Настройтесь на ваше тело – это очень сложный датчик, из каждой его клеточки идет своё ощущение. Настройтесь на эти мельчайшие изменения. Почувствуйте этот мир: холодный он или теплый, какой у него запах, шероховатый он или гладкий, напряженный или расслабленный. А может, он вибрирует или колышется. А как он движется…

Потрогайте кожу другого человека. Она может быть шелковистой и сухой, гладкой и немного шершавой. Каждый человек ощущается совершенно по-другому. Он чувствуется по-другому. А если вы попробуете встать на его место и ощутить то, что у него внутри – его эмоции, чувства, переживания. Ведь это так интересно – на время стать другим, чувствовать мир как другой – возможно, это основа понимания.

На третий день вы можете стать Визуалом и увидеть громадное разнообразие форм, оттенков цвета, яркости, резкости. Мельчайшие детали и оттенки. Вы – это зрение. Вы только глядите, наблюдаете, смотрите, рассматриваете, приглядываетесь и окидываете взором. Весь мир – это только набор зрительных образов…

А что вы видите в других людях? Насколько гармонично они сложены и одеты? Подходят ли им эти цвета? А мельчайшие изменения цвета кожи, выражения лица, движения или напряжение мышц – они сообщают намного больше, чем слова. Слова могут лгать, а тело говорит правду. Просто надо это заметить, увидеть все то, что вам хочет сказать тело другого человека. Это громадный, обычно практически неосознаваемый способ общения. Он передает больше, чем все остальные, вместе взятые. Просто заметьте это…

На четвертый день вы можете попробовать стать Дигиталом. Подумайте, насколько это великолепно – холодный прагматичный ум, отсутствие лишних эмоций. Вы способны заниматься тем, для чего требуется четкая рассудительность и конструктивный подход. Вам доступны чистая логика и отвлеченные понятия. Это именно то состояние, когда вы способны в наибольшей степени понять глубинный смысл и великолепие словесных формул и умозаключений.

Ведь это совершенно восхитительно – понимать мир через его законы и правила, приводить хаос к единому знаменателю. Определить мир при помощи самых метких слов, осознать гармонию чисел. Понять многие философские школы до конца можно только в этом состоянии.

Иной способ восприятия, отрешенный, очищенный, самоуглубленный…

Что вам понравилось больше всего – только видеть, слышать, чувствовать или размышлять?

Надеюсь, что вы понимаете, это только тренировка, настройка. Хороший способ обучения – разбить на части и осваивать по кусочкам. После этого кусочки надо сложить в единое целое, чтобы из отдельных элементов мозаики появилась картина.

Противоречия.

Теперь немного о противоречиях. Вот супружеская пара, кстати, обычная: мужчина – Кинестетик, женщина – Визуал. (Это совершенно не обозначает, что не бывает женщин – Кинестетиков или мужчин – Аудиалов, речь идет именно о характерных парах).

Жена целый день наводила красоту и прибирала в квартире, муж пришел с работы, сел в удобное кресло, взял газету, закурил и начинает стряхивать пепел на свежевычищенный ковер. Жена в крик:

Я навела такую красоту, а ты все изгадил.

Муж раздраженно:

Не мешай отдыхать!

Он же не понимает, что для его жены пепел на ковре – то же самое, что кнопки ему под задницей.

Или условная ситуация, одна подруга говорит другой:

Ты знаешь, мой муж совершенно меня не понимает. Я сделала новую прическу, поставила свечи, красиво сервировала стол, а он тут же лезет обниматься.

Везет тебе. А то моему всякий антураж нужен – разноцветное белье, интимное освещение… А я лежу, жду, уже замерзла, а он все свечи зажигает. Нет чтоб сразу к делу перейти…

Что нравится одному, для другого может казаться странным и непонятным. Проблемы могут возникать даже по поводу обозначения местоположения. Для Визуала часто улица или площадь начинается с момента, когда он ее видит. А для Кинестетика – с момента, когда он на ней находится. И так далее. Нюансов много, и все их не перечислишь сразу, да в общем это, на мой взгляд, не очень нужно. Лучше, чтобы вы просто научились воспринимать мир глазами, ушами и чувствами другого человека и понимать, почему он поступает именно так.

– А что, пары, когда оба супруга одного типа, не встречаются?

По моему опыту, достаточно редко. Обычно люди ищут в партнере не столько свою копию, сколько некое дополнение. Пары обычно складываются из разных типов, но что важно – чтобы человек был способен хоть в какой-то степени общаться на том же языке, что и партнер.

Вот тут пора красиво напомнить, что это только модель, и она достаточно условна. Хотя действительно существуют люди, пользующиеся практически единственным каналом, но их очень мало. Большинство же вполне эффективно пользуются несколькими, просто один канал они предпочитают больше. И все описанное выше касается только людей, которые «ну очень сильно» аудиальны или кинестетичны. Это случается достаточно редко, обычно можно говорить только о некотором преобладании. Так что надо помнить, что, вообще говоря, деление по типам весьма условно.

Вот, например, цифры, полученные в результате тестов (здесь Ад приплюсовано к А).

И говорят, что такой человек – Визуал.

А этого человека можно назвать Кинестетиком. Но он, естественно, будет отличаться от такого Кинестетика:

Когда описывают типы, то это касается людей с очень сильным преобладанием того или иного канала, а для всех остальных это будет не столь явно выражено. Но все равно, даже небольшое предпочтение остается предпочтением. И вы можете проверить это на собственной практике – послушайте, поговорите с другими людьми. Попробуйте то попадать в их преимущественный канал, то не совпадать с ним, и понаблюдайте, что конкретно будет с собеседниками происходить.

При этом учтите, что у людей разных типов свой стиль одежды, свои компании, свои разговоры и своя работа. Например, среди чиновников весьма большой процент дигиталов и аудиалов, впрочем, как и среди военных.

С возрастом предпочтения могут меняться. Если в начальной школе[9] Кинестетиков около 60 %, Визуалов 13 %, Аудиалов 27 %, то в старшей школе Визуалов уже 50 %, 35 % Кинестетиков и 27 % Аудиалов.

Если говорить о культуре, то можно сказать, что в России и США визуально-кинестетические культуры. А вот в Англии аудиально-визуальная культура. Многие дальневосточные культуры – Вьетнам, Китай – аудиальные. В то же время почти все древние культуры были кинестетическими – вспомните хотя бы древнеиндийские или персидские рисунки.

Если коротко…

1. Обычно люди предпочитают одну репрезентативную систему.

2. Ориентация на одну репрезентативную систему проявляется в речи, движениях, позах, дыхании, речи, стиле одежды, типе тела.

3. В нашей стране наиболее распространены Визуалы и Кинестетики.

4. Единственный тип, который любит, чтобы до него дотрагивались во время беседы – Кинестетики.

5. Визуалы предпочитают держать дистанцию во время беседы.

6. Кинестетики в ситуации обычно ассоциированы, а визуалы – диссоциированы.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

staff.wikireading.ru

особенности каждого из типов восприятия информации

Мы все с рождения наделены способностью к восприятию окружающего нас мира через зрение, слух, обоняние, а также вкусовую и тактильную чувствительность. Однако человек не может воспринимать информацию извне одинаково хорошо всеми пятью органами чувств. У каждого из нас способность к восприятию через какой-то орган чувств значительно выше, чем через все остальные. И, в зависимости от такого преобладания, различается манера поведения человека, черты его характера и т. п.

Исходя из этого, всех людей можно разделить на три типа, в зависимости от преобладания у них того или иного способа восприятия окружающего мира:

  1. Аудиалы;
  2. Визуалы;
  3. Кинестетики.

Остановимся более подробно на характеристике каждого из названных типов.

Аудиалы

Для аудиалов восприятие различных звуков – первично. В эту группу людей включаются те, кто наиболее точно воспринимает информацию именно на слух и составляет она около 60% всего человечества. Они с лёгкостью улавливают смысл фраз и текстов, произносимых вслух и без визуального сопровождения. Однако у аудиалов возникают трудности при восприятии и запоминании лиц и предметов, в отличие от звуков и голосов людей – достаточно будет однажды услышать какой-то звук и он надолго «осядет» в памяти аудиала. Можно сказать, что такие личности живут в мире мелодий, ритмов и звуков.

Зачастую для аудиалов характерна яркая и эмоциональная речь. Они невероятно «оживают» при разговоре, их речь наполнена множеством звуков в виде восклицаний, иногда они почти переходят на крик. А все потому, что голос у человека такого типа, как правило, очень громкий, звонкий и мелодичный.

Ни в коем случае нельзя прерывать монолог аудиала, иначе он может замолчать и впредь не вступать в разговор с человеком, который его перебил. Вступая в диалог с собеседником, аудиалы находятся от него на близком расстоянии, чтобы точно уловить интонацию говорящего.

Нередко в своём разговоре они используют такие слова, как «тихий», «звучать», «громкий», «кричать», «послушай» и т. д. Также нередко и употребление аудиалами таких фраз, как:

  • «послушайте, что я скажу»;
  • «рад тебя слышать»;
  • «меня раздражает этот звук»;
  • «звучит заманчиво»;
  • «что значит этот загадочный тон»;
  • «ваша идея звучит замечательно».

Аудиалам нравится слушать музыку, приносит удовольствие пение, даже если они просто напевают что-то вслух. Поэтому человек такого типа выбирает профессию композитора, музыканта, психолога или лектора.

Ещё до вступления в разговор с аудиалом, его можно узнать и по внешним признакам. Например, этот человек всегда сидит прямо, вытянув шею и слегка подав корпус тела вперёд – это его восприятие, ему легче уловить информацию через доносящиеся до него звуки в мельчайших подробностях. У аудиалов хорошо развита грудная клетка, а дыхание ровное и глубокое.

На первый взгляд может показаться, что такой человек несколько надменен и упрям, однако на самом деле аудиалы очень добродушны, всегда открыты к разговорам и умеют сопереживать. Они не только совершенно искренне расскажут, как у них дела, но и сами с удовольствием поинтересуются о жизни собеседника, послушают его рассказ. Для аудиалов не характерно смотреть в глаза собеседнику, так как для них это вызывает напряжение и зачастую отвлекает от мысли, которую нужно донести или от восприятия другого человека. И, конечно же, аудиалы любят ушами.

Визуалы

Для этого типа первостепенно восприятие через органы зрения. Такой человек наиболее полно усваивает ту информацию, которая получена визуально, то есть через глаза, их около 20%. Он воспринимает окружающий мир, в большинстве своём, опираясь именно на зрительные образы. Это связано с тем, что у визуалов наиболее развита зрительная память. Они, в отличие от аудиалов, во время разговора стараются находиться от собеседника на расстоянии, чтобы иметь возможность рассмотреть его внешний вид, одежду, черты лица.

Кроме того, визуалы и сами отличные рассказчики, так как легко могут пересказать увиденное событие, представленную картину и т.д. Посторонний шум им совершенно не мешает, они легко концентрируют своё внимание на визуальном описании чего-либо: схемах, картинках, таблицах, диаграммах.

В своей речи они, зачастую, используют слова «взгляни», «яркий», «отчётливо», «видеть», «посмотри», «я вижу», а также, например, такие фразы как:

  • «С моей точки зрения»;
  • «Без тени сомнения»;
  • «Это стоит у меня перед глазами»;
  • «Мне кажется»;
  • «Предстать в выгодном свете»;
  • «Обрисуйте мне ситуацию»;
  • «Смутная идея»;
  • «Красивые слова».

Если визуал находится среди большого количества людей, то он постарается занять такое место в помещении, с которого смог бы разглядеть большую часть присутствующих, ведь для такого человека очень важно, как выглядят окружающие его люди и он сам. Они предпочитают надевать яркую эффектную одежду, даже если её совершенно неудобно носить.

Большое значение для визуалов имеют интерьеры тех мест, где они любят находиться, поэтому к обустройству своего дома они подходят очень серьёзно и со вкусом. Это касается и внешнего вида пищи, которую визуалы употребляют.

Визуалы имеют некоторые особенности в характере: они резки и порывисты. Разговаривая с собеседником, стараются ловить все его движения, мимику, позы и жесты. Помимо этого, они очень дорожат своим личным пространством, и если вдруг кто-то вторгается в него, человек описываемого типа непроизвольно скрещивает руки и ноги, как бы закрываясь от всех. Визуалы не любят, когда к ним прикасаются, не терпят объятий.

Поза также, зачастую, выдаёт личность описываемого типа: стоят и сидят они всегда прямо, если же сутулятся, то голову поднимают вверх, для удобства восприятия информации. Их плечи всегда расправлены, а грудь раскрыта, дыхание происходит верхней её частью.

Фантазия у таких людей весьма хорошо развита, что наделяет способностью к творчеству. Среди визуалов множество представителей именно творческих профессий, таких как художники, дизайнеры. Вместе с этим, им неплохо даётся планирование и грамотная систематизация деятельности: такой человек всегда чётко распределит задачи между сотрудниками, достигая высокой эффективности в работе. Наличие заранее разработанной схемы, стратегии значительно упрощает им выполнение тех или иных задач.

Любят визуалы глазами.

Кинестетики

По всему миру приблизительно 20% людей – это кинестетики. Это человек чувств и ощущений, его восприятие мира – наощупь, то есть при помощи движений и посредством обоняния, осязания. Кинестетики характеризуются тем, что осуществляют глубокое дыхание через живот, а не через грудь.

Обладают низким, глубоким, хрипловатым или приглушённым голосом, а речь их медленная, разделенная выразительными паузами. Кинестетики, как правило, сутулятся, а сидят, слегка наклонившись вперёд. Их взгляд почти всегда опущен книзу. В одежде они ценят, прежде всего, комфорт, отодвигая на второй план её внешний вид. По характеру кинестетики – очень мягкие и добродушные люди, всегда веселы и с хорошим чувством юмора. Их образ дополняется пухлыми губами и розовой кожей, они склонны к полноте.

Кинестетик – это, в первую очередь, человек действия. Чтобы изучить что-либо, им необходимо применить это на практике для лучшего восприятия информации. Если кинестетику нужно изучить инструкцию по применению какой-то вещи, то он поспешит однажды опробовать её на практике, чем будет перечитывать её содержание много раз. Но это вовсе не означает, что представители такого типа чересчур подвижны, им так проще познавать окружающий мир.

У кинестетиков очень хорошо развита мышечная память, поэтому они быстро запоминают разные двигательные действия, им легко даются такие виды спорта, как плаванье, велоезда.

Для человека – кинестетика характерны следующие выражений:

  • «вступить в контакт»;
  • «я чувствую»;
  • «изменить к лучшему»;
  • «улавливать что-либо»;
  • «рука об руку»;
  • «прочная основа»;
  • «управлять собой»;
  • «сохранять спокойствие»;
  • «мы совсем близко подошли к решению проблемы».

Кинестетики, в отличие от визуалов, просто обожают прикосновения и объятия, даже с малознакомыми людьми. Их личное пространство не имеет чётких границ, поэтому кинестетики не будут принимать закрытых поз и отторгать желание другого человека приблизиться к нему. Ведь они уверены, что лучше узнать человека и подружиться с ним можно, в основном, через прикосновения. Однако в свой внутренний мир кинестетики готовы впустить далеко не всех, а только «избранных». Не удивительно, что именно кинестетики обладают уникальной способностью испытывать сильные и глубокие чувства, а их привязанности крепки и долговечны.

Как определить, к какому типу восприятия информации мы относимся?

Умение определять, к какому из трёх типов относитесь вы сами или ваш собеседник, может значительно упростить вашу жизнь и улучшит качество общения. Для этого имеется множество специальных тестов, которые наглядно покажут вашу принадлежность к тому или иному типу. Например, определение того или иной типа поможет скорректировать программу обучения чему-либо для самого себя или другого человека.

Или это может оказать помощь во взаимоотношениях с коллегами по работе, с начальством, с друзьями, а также с людьми, с которыми вы хотите поближе познакомиться и подружиться. Так, для визуалов, при восприятии информации, важна мимика, жестикуляция, для аудиалов — тембр голоса, паузы в разговорной речи, интонация, а для кинестетика важны прикосновения.

Ниже будут представлены основные характеристики каждого из типов, которые помогут вам распознать свой тип прямо сейчас.

Как распознать аудиала

Вы аудиал, если:

  1. При принятии важных решений останавливаете свой выбор на том, что лучше всего звучит;
  2. При общении на вас оказывает сильное влияние тональности голоса другого человека;
  3. Ваше настроение проще всего узнать по звуку вашего голоса;
  4. Вам доставляет удовольствие объяснять что-либо, рассказывать по многу раз одну и ту же историю;
  5. Вы любите слушать музыку. Любая мелодия способна поднять или, наоборот, испортить ваше настроение. Подбор музыки и исполнителей также зависит от настроения;
  6. Вы с лёгкостью запоминаете голоса людей, можете их узнать;
  7. Предпочитаете получать информацию через радио, аудиокниги и т.п.

Как распознать визуала

Вы визуал, если:

  1. Принимаете решение в пользу того, что выглядит для вас наиболее удачным образом;
  2. Ваш внешний вид говорит о том, что происходит в вашей жизни;
  3. На вас оказывают влияние разные цвета;
  4. Об окружающих вас людях вы судите, как правило, по их внешнему виду, не взирая на поговорку, что «по одёжке встречают….»;
  5. У вас превосходная фотографическая память, вы легко запоминаете комбинации цифр и при случае с точностью воспроизводите её;
  6. Вы хорошо ориентируетесь на местности.

Как распознать кинестетика

И, наконец, вы относитесь к типу кинестетик, если:

  1. При принятии важных решений, опираитесь на свои чувства;
  2. При разговоре вы легко чувствуете состояние вашего собеседника;
  3. Вы легко и с удовольствием выбираете удобную мебель, например кресло или диван: вам достаточно однажды присесть на него, чтобы понять о комфорте в повседневной жизни;
  4. Вы предпочитаете одежду из натуральных, приятных к телу тканей. Вы цените, в первую очередь, комфорт при ношении одежды, а не её яркость и эффектность;
  5. Вы всегда записываете ту информацию, которую хотите запомнить. Во время учёбы вас, наверняка, всегда спасали шпаргалки, которые вам так и не пригождались, так как записанная в них информация уже хорошо отложилась в вашей памяти.

Одним словом, внимательно наблюдая за теми моментами, описанными в статье в каждом из трёх типов, можно научиться говорить с человеком соответствующего типа на его языке, а это, несомненно, поможет наладить с ним контакт и получить много новой информации о его личности.

psiho.guru

0 0 vote
Article Rating
Подписаться
Уведомление о
guest
0 Комментарий
Inline Feedbacks
View all comments