Дети подростки взрослые возрастные категории: Возрастные категории и группы по данным ВОЗ – Возрастная периодизация человеческой жизни – что это такое в психологии: основные периоды развития личности и этапы градации возраста человека по годам

Возрастные группы. Детский, подростковый, пожилой возраст

В биологическом смысле слово «развитие» обозначает определенные изменения в человеческом организме. Они происходят с течением времени и благодаря внутренним возможностям организма, и за счет взаимодействия со средой. Однако разные возрастные группы выделены не только по биологическим признакам. Определенный процент в личностное развитие вносят и внешние события, которые происходят с человеком.

возрастные группы

Есть ли четкие границы возрастных групп?

Периодизация разных возрастных групп не определена в психологической науке однозначно. Но даже если бы она и существовала, никогда нельзя сказать, как повлияют на человека факторы внешней среды. Например, подростковый возраст, по мнению некоторых ученых, заканчивается в 18-20 лет. Однако в странах, которые находятся в затруднительных экономических или социальных условиях, он может продлиться от своего начала максимум три-четыре года. После этого еще практически ребенок будет вынужден вступить во взрослую жизнь.

Точно так же может обстоять дело и с возрастом поздней взрослости. Традиционно считается, что этот этап наступает не ранее 60-65 лет. Однако если человек вынужден в течение длительного времени выполнять тяжкую физическую работу, недоедать или же подвергаться другим неблагоприятным факторам, вполне возможно наступление возраста поздней взрослости и в 45 лет.

ранний возраст

Период детства

Ранний возраст – это время стремительного развития речевой функции. Оно происходит параллельно с когнитивным и социальным развитием. Также увеличиваются физические возможности. Пухленький двухлетний ребенок к шестилетнему возрасту превращается в стройного маленького человека, который обладает координацией и ловкостью. Выделяют следующие возрастные группы детей: младенчество (до года), раннее детство (1-3 года), детство (до семи лет), младшие школьники (до 10 лет).

Ранний возраст – это время развития интеллекта. До пяти лет детскому мышлению присущи качества анимизма (наделение предметов свойствами живых существ), материализация (считают объекты своих фантазий реальными), эгоцентризма (понимают мир только со своей точки зрения).

женщина после 30

Подростковый период

Многими учеными он классифицировался как период зависимости от родителей, который находится между детством и взрослостью. Интересы подростков касаются планирования их профессиональной жизни, сферы любви и дружбы, социального взаимодействия. Для них становятся важными экономические и политические вопросы. Как было указано, затягивание подросткового возраста на длительный срок свойственно в большей степени индустриальным странам. В 18-19 веках, а также и в 20 веке вследствие неблагоприятных экономических условий или войн подростки, становясь рабочей силой, быстро превращались во взрослых.

разных возрастных групп

Пожилой возраст – поздняя взрослость

Отличительной особенностью (так называемым новообразованием психики) данного возраста является такое качество, как мудрость. Это личный опыт, полученные человеком в течение длительного времени практические знания, та информация, которая добыта им на протяжении всей его жизни.

Но, несмотря на наличие мудрости, мозг многих пожилых людей оказывается подвержен когнитивным расстройствам. Угасание когнитивной деятельности может происходить по различным причинам: болезни Альцгеймера, старческой деменции, недостатка мозгового кровоснабжения. Однако необходимо понимать, что старение организма – это процесс, который начинается задолго до самой старости. Например, женщина после 30 уже может замечать возрастные признаки: небольшие морщины, уменьшение жизненных сил, поседение волос.

В пожилом возрасте происходят значительные изменения как на физиологическом уровне, так и в социальной жизни индивида. Прежде всего, большое влияние оказывает выход на пенсию. Это и изменение статуса, и перемены в жизненном распорядке. С помощью работы время человека всегда оказывается структурированным. Пенсионер же часто ощущает себя как будто оказавшимся «вне игры».

возрастные группы детей

Классификация Эриксона: раннее детство

Известный психолог Э. Эриксон выделял следующие возрастные группы и соответствующие им этапы развития. Первый этап – это младенчество. В это время главный вопрос, который решается маленьким человеком, относится к доверию или недоверию окружающему миру. Младенец определяет для себя, является ли мир безопасным местом, или все же он представляет собой угрозу. Результатом успешного прохождения этой стадии является высокий уровень жизненной энергии, радость.

Вторая стадия охватывает возраст от года до трех лет. В это время ребенок обретает все большую самостоятельность. Дети до 3 лет все более чувствуют свою независимость, так как учатся ходить. В то же время для них оказывается необходимым сохранить базовое доверие. Главную роль в этом играют родители. Своими требованиями они, с одной стороны, помогают сделать это. Когда ребенка одолевают разрушительные импульсы, вступают в силу родительские ограничения. С другой стороны, у него появляется чувство стыда. Ведь даже если за ним не наблюдают осуждающие взрослые, то он прекрасно чувствует, в какой момент поступает неправильно. Окружающий мир как бы начинает наблюдать за ним изнутри.

На стадии с 4 до 6 лет ребенок должен выбрать между двумя альтернативами - инициативой и чувством вины. У него развивается фантазия, он активно придумывает себе игры, все более богатой становится речь.

дети до 3 лет

Школьный и подростковый возраст по Эриксону

С 6 до 11 лет у ребенка должно сформироваться ощущение компетентности. Если этого не происходит, то это чувство замещается неполноценностью. Такой процесс связан с тем, что в этот промежуток времени ребенок овладевает культурными ценностями. Дети все чаще начинают себя отождествлять со взрослыми, которые представляют ту или иную профессию.

Стадия с 11 до 20 лет, считает Эриксон, является главной для успешного развития личности. На этом этапе ребенок или подросток собирает о себе максимум информации. Он смотрит на себя как на ученика, друга, ребенка своих родителей, спортсмена и так далее. Если этот этап проходит успешно, в дальнейшем у человека появляется устойчивая жизненная позиция, формируется умение справляться с трудностями.

Взрослый возраст по Эриксону

С 21 до 25 лет молодые люди начинают решать все более взрослые задачи. Они вступают в брак, планируют появление ребенка, осуществляют важные выборы.

Перечисленные возрастные группы относятся к тем отрезкам жизненного пути, на которых происходит развитие личности. Далее наступает самый длительный этап, длящийся, по Эриксону, с 25 до 60 лет. В это время главной проблемой человека является жизненный застой, невозможность развития в повседневной жизни. Но если ему это все же удается, то он получает высокую награду - стойкое чувство самоидентичности.

В этом возрасте есть и перемены, которые связаны с самоопределением, и с личной жизнью. У мужчин и у женщин на этот этап приходится кризис среднего возраста. Женщина после 30 достигает пика своей сексуальности.

Возраст с 60 лет во многом зависит от того, как были прожиты предыдущие годы. Старость будет мирной, если за свою жизнь человек добился желаемого, прожил ее достойно. В противном случае его будут одолевать мучения.

И.С. Кон, Д.И. Фельдштейн. Отрочество как этап жизни и некоторые психолого-педагогические характеристики переходного возраста

Когда ребенок становится подростком, подросток – юношей, юноша – взрослым? На «полюсах» вопрос более или менее ясен: никто не назовет 12-летнего юношей, а 20-летнего – подростком. Но применительно к 14–18-летним употребляются оба эти термина. Случайно? Ошибка? Ни то, ни другое. Грани перехода от детства к зрелости условны. И не потому, что кто-то чего-то недодумал. Неопределенность возрастных групп объясняется объективными факторами. Она значительно старше научно-теоретической революции, акселерации и других ультрасовременных процессов, из которых ее обычно выводят.

Древнерусское слово «отрок» обозначало и дитя, и подростка, и юношу. «Отрок» буквально означает «не имеющий права говорить» (от слов «от» и «реку»). В словаре Даля подросток определяется как «дитя на подросте», около 14-15 лет, а юноша – как «молодой», «малый», парень от 15 до 20 лет и более. Но это деление весьма условно Лев Толстой в своей трилогии считает хронологической гранью между отрочеством и юностью 15-летие, а герою «Подростка» Ф. М. Достоевского уже перевалило за 20.

Возрастные категории всегда обозначают не только и не столько возраст и уровень биологического развития, сколько общественное положение, социальный статус лица. В наше время подростковый (отроческий) период – это возраст от 11 до 15-16 лет.

Периодизация жизненного пути всегда включает указание на то, какие задачи должен решить человек, достигший определенного возраста, чтобы своевременно перейти в следующую фазу жизни.

Во многих древних обществах переход от детства к взрослости оформлялся особыми ритуалами, благодаря которым подросток не просто приобретал новый социальный статус, но как бы рождался заново, получал новое имя, причем символическое наступление социальной зрелости зачастую не совпадало по срокам с половым созреванием. Некоторые ритуалы такого рода существуют и сегодня – торжественное вручение паспорта, аттестата зрелости, посвящение в рабочие или в студенты и т.п.

Как писал… Л.С. Выготский, переходный возраст включает в себя два ряда процессов. Натуральный составляют процессы биологического созревания организма, включая половое созревание, социальный ряд процессы обучения, воспитания, социализации в широком смысле слова. Процессы эти всегда взаимосвязано не синхронны.

Во-первых, различны темпы физического и психического развития. Один мальчик в 14-15 лет выглядел уже почти взрослым, другой только-только еще начинает расставаться с детством. Вспомните фильм «Завтра – третье апреля». Все играющие в нем ребята сверстники-шестиклассники, но одному можно дать 16, а другому – не больше 10.

Такие же значительные различия существуют и в психическом развитии, в интересах, в умственной зрелости, уровне самостоятельности детей, причем различия эти не исключение, а правило.

Во-вторых, существуют большие внутренние диспропорции: отдельные биологические системы организма могут созревать в разное время.

Еще больше вариаций в психике: старший подросток может быть в одних отношениях уже взрослым, а в других – еще совершенно ребенком. Пласты детства в нем причудливо уживаются с пластами взрослости.

В-третьих, социальное возмужание по времени нетождественно физическому. Физическое созревание подростка происходит сегодня значительно быстрее и заканчивается раньше, чем в прошлом столетии. С социальным же созреванием дело обстоит гораздо сложнее. Сроки обучения за последние годы заметно удлинились Современная молодежь учится значительно дольше, чем ее сверстники в прошлом. Позже начинается и ее трудовая деятельность. Напротив, средний возраст вступления в брак уменьшился; молодые люди раньше обзаводятся собственной семьей, хотя некоторые из них еще какое-то время сохраняют материальную зависимость от родителей. Отсюда и неопределенность нормативных критериев социальной зрелости в общественном и индивидуальном сознании.

Пытаясь сформулировать общий критерий социальной зрелости, некоторые социологи считают им начало самостоятельной трудовой жизни. Этот критерий действительно очень важен. Но начало трудовой жизни, достижение экономической самостоятельности и приобретение стабильной профессии часто хронологически не совпадают друг с другом. Если взять за основу этот критерий, то получится, что раньше всего созревает сельская молодежь, потом рабочая, а позже всего – учащаяся молодежь, студенчество.

У работающей молодежи действительно раньше формируется чувство личной ответственности, она раньше узнает цену труда. Студенчество дольше сохраняет относительно независимый социальный статус.

Не все так просто для работающей молодежи. Многие из тех, кто рано начинает работать, еще не завершили ни общего, ни профессионального образования и не считают свою профессию постоянной. Среди этой части молодежи велика «текучесть», часты нарушения трудовой дисциплины и т.д.

Социальное созревание определяется несколькими критериями. Это завершение образования, приобретение стабильной профессии, начало трудовой деятельности, экономическая самостоятельность, политическое и гражданское совершеннолетие, служба в армии (для мужчин), вступление в брак, рождение первого ребенка. Но здесь, как и в сроках физического созревания, существуют большие различия и между разными группами молодежи, и в развитии отдельной личности Юноша может быть достаточно зрелым в сфере трудовой деятельности, оставаясь в то же время на подростковом уровне в своих отношениях с девушками или культурных запросах и наоборот. Соответственно и воспитательный подход к нему в разных сферах жизни должен быть дифференцированным.

Вступление в жизнь – не одномоментное событие, длительный процесс, биологические, социальные и психологические аспекты которого имеют свой собственно временной ритм, неодинаковый у разных людей и разных конкретных условиях.

Подростковый, отроческий, возраст от 11 до 15 16 лет – переходный, прежде всего в биологическом смысле. Социальный статус подростка мало, чем отличается от детского. Все подростки – школьники – находятся на иждивении родителей или государств

Их основная деятельность – учеба.

Психологически этот возраст крайне противоречив он характеризуется максимальными диспропорциями уровне и темпах развития. Важнейшая психологическая особенность его – чувство взрослости. Оно выражается в том, что уровень притязаний подростка предвосхищает будущее его положение, которого он фактически еще не достиг. Именно на этой почве у подростка возникают типичные возрастные конфликты с родителями, педагогами и с самим собой. В целом это пери завершения детства и начала «вырастания» из него

Длительность подросткового периода часто завис от конкретных условий воспитания детей, от того, на сколько велик разрыв в нормах и требованиях, пред являемых к ребенку и взрослому. От ребенка требу) послушания, от взрослого – инициативы и самостоятельности. Ребенка всячески ограждают от вопрос пола; в жизни взрослых отношения полов играют важную роль.

Контрастность детства и зрелости, между которыми он «находится», затрудняет подростку усвоение взрослых ролей и порождает много внешних и внутренних конфликтов.

Здесь важно подчеркнуть одно обстоятельство. Авторы, и это понятно, говорят о подростке, характеризуя наиболее общие, типичные черты его физического и психологического облика. Между тем есть и проблема индивидуальных различий. Так называемого среднестатистического подростка реально не существует. Больше того, разговоры о подростке без учета того, мальчик он или девочка, беспредметны. Общие закономерности подросткового возраста проявляют себя через индивидуальные вариации, зависящие не только от окружающей подростка среды и условий воспитания, но и o особенностей организма и личности.

Переходный возраст (в широком понимании этого слова) всегда считался критическим. Но насколько резкими и всеобъемлющими оказываются перемены в личности? Разные психические качества изменяются по-разному: одни – быстро, другие остаются относительно прежними на протяжении всей жизни. Различна и степень возрастной изменчивости личности в целом: одни люди сильно меняются при переходе от детства к юности, а другие – нет. У одних отрочество и юность протекают бурно и болезненно, у других – спокойно и плавно….

Школьное детство представляет собой длительный этап жизни развивающегося человека. Семилетний ребенок за десятилетие достает моральной, общественной и физической зрелости, проходя ряд своеобразных возрастных периодов – младший школьный, подростковый, старший школьный (юношеский).

Важную фазу в общем процессе становления человека как личности занимает подростковый возраст, когда на основе качественно нового характера, структуры и состава деятельности ребенка закладываются основы сознательного поведения, вырисовывается общая направленность в формировании нравственных представлений и социальных установок…

Занимая переходную стадию между детством и юностью, отрочество представляет исключительно сложный этап психического развития. Говоря о нем, важно учитывать различия между младшими и старшими подростками, …понимая, что нет какого-то «среднеподросткового» возраста, практически приходится ориентироваться на типичное, характерное для всего этого периода. С одной стороны, по уровню и особенностям психического развития отрочество – это типичная эпоха детства, с другой – перед нами растущий человек стоящий на пороге взрослой жизни, в усложненной деятельности которого реально намечается направленность на новые формы общественных отношений.

В подростковом возрасте происходит бурный рост, развитие и перестройка организма ребенка, …неравномерность физического развития, когда преимущественно происходит рост костей туловища и конечностей в длину, приводит к угловатости, неуклюжести, потере гармонии в движениях. Осознавая это, подросток стесняется и старается замаскировать свою нескладность, недостаточную координацию движений, принимая порой неестественные позы, пытаясь бравадой и нарочитой грубостью отвлечь внимание от своей наружности. Даже легкая ирония и насмешка в отношении его фигуры, позы или походки вызывают часто бурную реакцию, ибо подростка угнетает мысль, что он смешон и нелеп в глазах окружающих.

Подростковый возраст – это возраст пытливого ума, жадного стремления к познанию, возраст кипучей энергии, бурной активности, инициативности, жажды деятельности. Заметное развитие в этот период приобретают волевые черты характера – настойчивость, упорство в достижении цели, умение преодолевать препятствия и трудности. В отличие от младшего школьника, подросток способен не только к отдельным волевым действиям, но и к волевой деятельности. Он часто уже сам ставит перед собой цели, сам планирует их осуществление. Но недостаточность воли сказывается, в частности, в том, что, проявляя настойчивость в одном виде деятельности, подросток может не обнаруживать ее в других видах. Наряду с этим подростковый возраст характеризуется известной импульсивностью. Порой подростки сначала сделают, а потом подумают, хотя при этом уже осознают, что следовало бы поступить наоборот.

Внимание подростка характеризуется не только большим объемом и устойчивостью, но и специфической избирательностью. В этот период уже может быть преднамеренное внимание.

Избирательным, целенаправленным, анализирующим становится и восприятие. Значительно увеличивается объем памяти, причем не только за счет лучшего запоминания материала, но и его логического осмысливания. Память подростка, как и внимание, постепенно приобретает характер организованных, регулируемых и управляемых процессов

Существенные сдвиги происходят в интеллектуальной деятельности подростков. Основной особенностью ее в 10-15 лет является нарастающая с каждым годом способность к абстрактному мышлению, изменение соотношения между конкретнообразным и абстрактным мышлением в пользу последнего. Важная особенность этого возраста – формирование активного, самостоятельного, творческого мышления.

Бурно развиваются чувства подростков. Их эмоциональные переживания приобретают большую устойчивость. Под влиянием окружающей среды… происходит формирование мировоззрения подростков, их нравственных убеждений и идеалов. Складываются и развиваются моральные чувства патриотизма, интернационализма, ответственности и др. Этот возраст характеризуется и сложными эстетическими чувствами, формированием эстетического отношения к действительности. При значительной склонности к романтическому у подростков более реалистичным и критичным становится воображение. Детям подросткового возраста присущи повышенный интерес к своей личности, потребность в осознании и оценке своих личных качеств. Анализируя и оценивая свое поведение, подросток постепенно сравнивает его с поведением окружающих людей, прежде всего своих товарищей. При этом он дорожит мнением не только товарищей, но и взрослых, стремясь выработать в себе такие черты, которые позволяли бы ему добиваться успехов в деятельности и улучшать взаимоотношения с другими людьми.

Возможность осознать, оценить свои личные качества, удовлетворить свойственное ему стремление к самоусовершенствованию подросток получает в системе взаимодействия с «миром людей». И сам этот мир воспринимается им именно через посредство взрослых людей. Подросток ждет от них понимания, доверия. Показательны в этом плане данные опроса большой группы восьмиклассников. На вопрос, уважают ли они взрослых, подростки ответили: «Да, но только тех, кто считается с нами». Если же взрослые не считаются с тем что подросток уже не маленький ребенок, то с его стороны возникают обиды и разнообразные формы протеста – грубость, упрямство, непослушание, замкнутость негативизм.

Однако непослушание, своеволие, негативизм, упрямство отнюдь не представляют собой обязательных черт характера подростка. Лишь как следствие неправильного подхода к подростку, когда не учитываются его психологические особенности, как следствие недоработок воспитания порой возникают конфликты и кризисы, ни в коей мере не являющиеся роковыми и неизбежными. Так, непонимание или игнорирование взрослыми истинных мотивов поведения подростка, реагирование лишь на внешний результат его деятельности или, что еще хуже, приписывание подростку не соответствующих действительности мотивов приводят его к внутреннему сопротивлению воспитательным воздействиям. Он не принимает требований взрослых, потому что эти требования, даже абсолютно правильные, не имеют для него подлинного смысла, а возможно, даже имеют другой, противоположный смысл.

Подросток, как уже отмечалось, стремится быть и считаться взрослым. Он всячески протестует, когда его мелочно контролируют, наказывают, требуют послушания, подчинения, не считаясь с его желаниями, интересами. К сожалению, в школьной и семейной практике часть педагогов и родителей до сих пор в своих рассуждениях и действиях придерживаются «удобной» формулы: подросток – ребенок, и поэтому он должен беспрекословно слушаться учителя, родителей уже потому, что они взрослые.

Многие взрослые заявляют подросткам 12 и даже 15 лет: «Тебе рано возражать, слушай и делай так, как тебе говорят. Вырастешь, тогда и будешь спорить».

Ошибочное представление, будто подросток еще маленький ребенок, не способный к проявлению собственной инициативы, ставит того в зависимое положение, исключает возможность сотрудничества с ним. Например, в некоторых семьях самостоятельность подростков, – понятие весьма относительное. Матери и отцы, сознавая необходимость изменения отношений с растущими детьми, стараются шире вовлекать их в семейные дела, в разнообразный труд, дают им те или иные поручения. Но при этом подростки сами не выбирают дела, не участвуют в его планировании, все строго регламентируется взрослыми. Отсутствует принцип добровольности, дети не привлекаются к обсуждению совершаемых дел, что глушит инициативу, творчество ребят. Ошибка в данном случае заключается в том, что взрослые не учитывают психологических особенностей детей разных возрастов, плохо используют их возможности, в том числе активность, энергию подростков, их стремление к самостоятельности. Предоставить детям самостоятельность, свободу в выборе действия мешает мысль «как бы чего не вышло». Родители создают всевозможные ограничения, надзор. Между тем позиция настоящего воспитателя по отношению к воспитанникам – это, прежде всего позиция старшего товарища, авторитетного друга. Только это ведет к обеспечению подлинного единства взрослых и детей, к ликвидации той обособленности родителей и подростков, при которой они живут разными интересами, одни командуют – другие выполняют команды….

Жизни подростка много времени отводится учебе, подросток – всегда учащийся. Однако он стремится занять определенное место в обществе, что требует его участия в многоплановой общественно полезной деятельности. Не учитывая этого, мы не поймем, почему у школьника со вступлением в подростковый возраст часто резко меняется отношение к учебе, обостряются отношения с окружающими.

Родителям, не знающим возрастную психологию, представляется, что в условиях жизни и деятельности ребенка, ставшего подростком, ничего существенно не изменилось. Потому-то успехи или неудачи в учебе остаются по-прежнему критериями оценки детей взрослыми.

Занимая большое место в жизни подростков, учеба не может полностью удовлетворить их личные притязания, растущее самосознание, жажду активной общественно значимой деятельности. Наряду с нею в мире интересов подростка очень важное место занимают спорт, техническое и художественное творчество и многое другое.

Подраздел: Хрестоматия по возрастной психологии

Вконтакте

Facebook

Twitter

Одноклассники

Похожие материалы в разделе Хрестоматия:

Подростковый возраст - это... Что такое Подростковый возраст?

период жизни, продолжающийся в среднем от 10—12 до 15—16 лет у девочек и от 12—14 до 17—18 лет у мальчиков. Условно началом П.в. считают время появления оволосения на лобке. Во время П.в. происходит Половое созревание, сопровождающееся ускоренным физическим и психосоциальным развитием, перестройкой функций всех органов и систем. Полагают, что П. в. продолжается условно около 5 лет и заканчивается с прекращением бурного роста. В физиологическом отношении П. в. обусловлен увеличением выработки целого ряда гормонов, основными из них являются гормон роста (см. Гипофизарные гормоны), Половые гормоны, гормоны щитовидной железы (Щитовидная железа), Инсулин. Только их одновременное и взаимодополняющее действие обеспечивает своевременное и правильное развитие ребенка. В подростковом возрасте происходит становление репродуктивной функции, сопровождающееся появлением вторичных половых признаков (изменение пропорций тела, оволосение на лобке, в подмышечных впадинах и др.), развитием наружных и внутренних половых органов, появлением менструаций у девочек и поллюций у мальчиков. В нормальных условиях половое созревание и физическое развитие всегда протекают взаимосвязанно. Параллельно с половым созреванием происходит интенсивный рост в длину, скорость роста составляет в среднем 9 см в год. Пик скорости роста в среднем приходится на 10—11 лет у девочек и 13 1/2—15 лет у мальчиков; к 16 годам у девочек и 18 годам у мальчиков скорость роста значительно замедляется. Масса тела (см. Вес тела) увеличивается в П.в. в среднем на 3—5 кг в год. У подростков быстро растут и развиваются все части тела, ткани и органы, но темпы их роста неодинаковы, например рост конечностей опережает рост туловища. Неравномерность роста отдельных частей тела вызывает временное нарушение координации движений — появляются неуклюжесть, неповоротливость, угловатость. После 15—16 лет эти явления постепенно проходят. В этот период нужно внимательно следить за осанкой подростков, особенно за тем, чтобы они правильно сидели за столом, т.к. неправильное положение корпуса при письме и чтении может привести к искривлению позвоночника (см. Позвоночник, Сколиоз). Продолжается интенсивное развитие коллагеновых и эластических волокон кожи. С определенной этапностью появляется вторичное половое оволосение. Подкожная клетчатка наиболее интенсивно развивается у девочек: под влиянием эстрогенов заметно нарастает масса жировой ткани, за счет чего происходит феминизация фигуры, частично формируются молочные железы. На фоне полового созревания активно протекают процессы дифференцировки костной ткани. Содержание кальция в скелете увеличивается с 296 г в 10 лет до 1035 г в 18 лет. Морфология костной ткани подростка все более соответствует морфологии костной ткани взрослых. К концу П.в. зоны роста трубчатых костей в основном закрываются, постепенно прекращается «пубертатный» скачок в росте, т.е. интенсивный Рост в длину. Рост и развитие костей грудной клетки и позвоночника завершаются после 20 лет. С 14—15 лет становятся более определенными половые различия в развитии мышечной системы — повышается сила сокращения мышц, заметно улучшается координация мелких движений. Мышечная работа, выполняемая за 1 мин, увеличивается к 16 годам в 3—4 раза, возрастает диаметр мышечных волокон. У мальчиков интенсивно увеличивается масса мышц (в среднем за 2—3 года периода полового созревания на 12%, в то время как с момента рождения до 8 лет всего на 4%). В подростковом возрасте отмечается дальнейшее морфофункциональное совершенствование органов дыхания. Завершается развитие придаточных пазух носа. Гортань, особенно у мальчиков, все больше напоминает по форме гортань взрослого человека. Голосовые складки у мальчиков с 12 лет становятся длиннее, чем у девочек. Длина трахеи у подростков увеличивается в среднем с 6,3 см (в 10—12 лет) до 7,2 см (в 14—16 лет), ее диаметр с 11,3 мм до 14 мм соответственно. Удлиняются главные бронхи, повышается их резистентность к спадению, увеличиваются количество и размеры альвеол легочной ткани. Происходит усиленный рост легочной ткани —к 14 годам их масса и дыхательный объем увеличиваются приблизительно в 10 раз по сравнению с объемом легких новорожденных. Одновременно резко возрастает диаметр грудной клетки. Тип дыхания у мальчиков брюшной, у девочек — грудной или смешанный (грудной и брюшной). Отмечаются интенсивное развитие дыхательных мышц, дифференцировка легочной ткани, увеличение размеров ацинусов, развитие эластических и мышечных волокон. Улучшаются показатели функционального состояния легких, в результате чего дыхание становится глубже, реже и к концу П. в. достигает уровня взрослых (16—20 в 1 мин).

Значительные морфологические и функциональные изменения происходят и с сердечнососудистой системой, при этом отдельные ее элементы созревают неравномерно. В течение П.в. размеры сердца удваиваются, его масса возрастает со 140—150 г в 10 лет до 230—260 г в 16 лет. Желудочки увеличиваются более интенсивно, чем предсердия, особенно левый желудочек, в результате чего соотношение между левой и правой половинами сердца возрастает с 1,5:1 в раннем детском возрасте до 3:1 в конце П. в. Объем камер сердца увеличивается быстрее, чем толщина образующих их мышечных стенок и диаметр отводящих сосудов. Развитие и дифференцировка волокон миокарда протекают интенсивнее, чем проводящей системы сердца. В течение П. в. в миокарде повышается количество соединительной ткани, эластических волокон, вкраплений жира. Вены растут быстрее артерий, поэтому к 16 годам их просвет вдвое шире просвета артерий. Частота пульса в П. в. достигает показателей взрослых — 80 ударов в 1 мин. Артериальное давление увеличивается до 120—125/75—80 мм рт. ст. Нарастает ударный и минутный объем крови, а общее периферическое сосудистое сопротивление и скорость кровотока уменьшаются.

В подростковом возрасте завершается морфологическое и функциональное развитие слюнных желез и пищевода (11—13 лет), постоянных зубов (14—15 лет). Вход в пищевод в 12 лет находится на уровне VI—VII грудных позвонков. Длина пищевода увеличивается с 18 см в 10 лет до 19 см в 15 лет. В этот же возрастной промежуток расстояние от зубов до входа в желудок возрастает с 27—33 см до 34—36 см, диаметр с 15 мм до 18—19 мм. Темп роста объема желудка опережает темп роста тела. Морфологически желудок достигает показателей взрослого человека в 10—11 лет: объем желудка составляет 1500 мл, заметно нарастает число желудочных желез, стабилизируется базальная секреция. Вместе с тем отмечается некоторая функциональная незрелость желудка — лабильность стимулированной секреции желудочного сока и его протеолитической активности. Кислотность желудочного сока у большинства подростков по сравнению со взрослыми показателями снижена. Длина кишечника в П. в. увеличивается, но медленнее, чем рост тела, его функциональные показатели постепенно приближаются к уровню взрослых. В подростковом возрасте отмечается второй пик возрастания размеров поджелудочной железы, продолжается совершенствование ее экзокринной и эндокринной части, нарастают секреция инсулина и ее ферментативная активность.

Увеличиваются размеры печени, ее масса— с 900—930 г (в 10—11 лет) до 1160—1200 г (в 14—15 лет). Завершается развитие желчевыделительной системы, но ее функциональное состояние характеризуется лабильностью.

В течение П. в. масса почек увеличивается с 82—84 г (в 11 лет) до 115—120 г (в 15 лет), продолжаются рост и развитие мочевыводящих путей. К 12—14 годам основные функциональные показатели деятельности почек достигают уровня взрослых. Диурез повышается в среднем с 1100 мл (в 8—10 лет) до 1500 мл (в 11—15 лет). Определенные сдвиги отмечаются и со стороны гемограммы — лейкоцитарная формула с 12 лет мало отличается от показателей взрослого человека, содержание лимфоцитов постепенно снижается.

Заметные изменения происходят в эндокринной системе. Масса щитовидной железы возрастает, к 15 годам она полностью морфологически сформирована. Нарастает масса паращитовидных желез. В среднем к 12 годам заканчиваются формирование и дифференцировка коркового слоя надпочечников, масса надпочечников увеличивается с 6,6 г (в 6—10 лет) до 8,6 г к 15 годам. Значительно повышается активность гипоталамо-гипофизарной системы и половых желез.

Изменения гормонального статуса, характерные для П. в., обусловливают перестройку иммунной системы. Соматотропный гормон и тиреоидные гормоны стимулируют функцию вилочковой железы, лимфоидной ткани, образование Т-лимфоцитов. Их действие уравновешивается адренокортикотропным гормоном и глюкокортикоидами, угнетающими Т-лимфоциты и иммуногенез. При этом в начале П.в. в надпочечниках преобладает синтез минералокортикоидов, обладающих противовоспалительным действием, а затем увеличивается синтез глюкокортикоидов. В подростковом возрасте могут возникать функциональные расстройства различных органов, что во многом обусловлено перестройкой нервной, иммунной и эндокринной систем. В связи с усилением функции сальных желез кожи их протоки могут закупориваться, что приводит к появлению угрей (Угри). Стимулируемое половыми гормонами увеличение массы жировой ткани, особенно у девочек, предрасполагает к развитию ожирения (Ожирение). Вследствие активно протекающих процессов морфологической перестройки легочной ткани в П. в. отмечается лабильность процессов газообмена, поэтому подростки менее устойчивы к гипоксии и тяжелее переносят кислородное голодание, особенно девушки. Неравномерный рост левых и правых отделов сердца снижает адаптационные способности сердечно-сосудистой системы подростка к повышенной нагрузке. Вследствие того, что по темпам развития проводящая система сердца отстает от миокарда, нередко у подростков развиваются функциональные нарушения сократительной способности сердца. Увеличение ударного объема сердца при относительной узости кровеносных сосудов может обусловливать развитие гипертрофии миокарда и так называемого юношеского сердца, или юношеской артериальной гипертензии. В условиях повышения активности гипоталамо-гипофизарной системы и, соответственно, уровня катехоламинов и других биологически активных веществ сердечно-сосудистая система подростка функционирует неэкономно, что способствует развитию транзиторной юношеской гипертрофии левых отделов сердца, появлению систолического шума. Могут отмечаться раздвоение тонов, дополнительные III и IV тоны, функциональные нарушения ритма — синусовая аритмия, экстрасистолия, на ЭКГ — удлинение или укорочение интервала Р — Q. Эти изменения более выражены у подростков с ограниченной двигательной активностью, не занимающихся регулярно спортом, или, наоборот, при чрезмерных, не соответствующих возрасту физических нагрузках. Нередко возникают также сердцебиение, учащение пульса (иногда АД может понижаться, пульс урежаться), возможны одышка, головная боль в области лба. При длительном стоянии, продолжительном неподвижном сидении у подростков могут появляться головокружение, неприятное ощущение в области сердца, живота, в ногах, потребность переменить положение, иногда развивается даже обморочное состояние (лицо бледнеет, кисти рук холодные, могут приобретать синюшный оттенок), может быть рвота. Эти явления в положении лежа быстро проходят. У таких подростков нередко наблюдаются повышенная потливость, красный Дермографизм, быстрая смена настроения. Причиной этих расстройств часто является неустойчивость вегетативной нервной и эндокринной систем, характерная для этого возраста, а также психическое и физическое перенапряжение. Лабильность функционального состояния пищеварительной системы предрасполагает к развитию различных нарушений вследствие эмоционального или физического напряжения, погрешностей в питании. Особенно часто наблюдаются нарушения перистальтики кишечника и продвижения по нему кишечного содержимого (ускорение или замедление). Нередко отмечаются дискинезии желчных путей (Дискинезия желчных путей). При переохлаждении у девочек-подростков могут развиваться воспалительные заболевания мочевыводящих путей (см. Пиелонефрит, Цистит).

Нередко в П. в. при интенсивном чтении и чрезмерной умственной нагрузке появляются различные нарушения зрения, поэтому необходимо строго следить за соблюдением подростком режима и правил чтения.

Перестройка, происходящая в ц.н.с. подростка, усиленная воздействием половых гормонов, лежит в основе изменений его психики. Отмечаются снижение порога возбудимости, лабильность вегетативных реакций. Вместе с тем в психической сфере нередко выявляются признаки эмоциональной неустойчивости: немотивированные колебания настроения, сочетание повышенной чувствительности, ранимости в отношении собственных переживаний и известной черствости и холодности к другим, застенчивости и подчеркнутой развязности, самоуверенности. Именно в этом возрасте интенсивно формируются самосознание, способность к анализу окружающих явлений. Повышается интерес к своей внешности, чрезмерно остро воспринимаются любые критические замечания по этому поводу. В мышлении подростков часто отмечается стремление к мудрствованию, разрешению сложных философских проблем, наблюдается склонность к фантазированию, вымыслам. Именно в этом возрасте пробуждается половое влечение, что нередко вызывает сложные конфликтные переживания. В психике подростков отчетливо выступает противоречивость, связанная с неравномерностью психического и физического созревания, которая особенно выражена в условиях акцелерации (Акцелерация). В результате черты «детскости» (повышенная внушаемость, подчиняемость постороннему влиянию) сочетаются у них с проявлениями «взрослости», поэтому поведение часто выглядит непоследовательным, возможны его нарушения. Так, при чрезмерных требованиях к подростку (непременно быть отличником в учебе, заниматься иностранными языками, музыкой и т.п.) без учета его склонностей и способностей нередко возникают реакции протеста, которые могут проявляться демонстративными прогулами или побегами из дома. В основе такого поведения лежит стремление избавиться от трудностей или привлечь к себе внимание, вызвать сочувствие. Подобные реакции возникают и в случаях потери привычного внимания и ласки со стороны родителей, близких (например, при появлении в семье отчима, мачехи, другого ребенка). Одна из характерных реакций подростка — желание освободиться от опеки или контроля взрослых (родителей, воспитателей). В основе подобных реакций обычно лежит повышенное стремление к самоутверждению, достижению самостоятельности. В этих случаях подросток старается в любой ситуации поступать по-своему, как можно раньше отделиться от родителей и семьи, поступить на работу или учиться в другом городе и т.п. Чаще подобные реакции возникают, когда родители злоупотребляют своим авторитетом, подавляют его стремление к самостоятельности. Это может стать причиной тяжелых конфликтных ситуаций в семье. При этом страдают и родители, и подростки, у которых легко развиваются неврозы. В поисках самоутверждения подростки иногда подражают определенному лицу, литературному образу, киногерою (так называемой реакции имитации). К сожалению, в этих случаях кумиром и эталоном для подражания может стать и антисоциальный герой, что отрицательно сказывается на поведении подростка. Нередки и так называемые реакции компенсации, когда подростки на глазах у окружающих стремятся совершить отчаянные или безрассудно смелые поступки, чтобы доказать им и себе «силу воли», «храбрость» и т.д. Огромную роль в формировании стиля поведения играют подростковые группы, подчиняющиеся определенным лидерам, причем вне стен учебного заведения лидером становится наиболее авторитетный и сильный, но не всегда достойный подражания. Гигиена подростков. В подростковом возрасте необходимо обращать особое внимание на режим дня. Он необходим для того, чтобы избежать перенапряжения нервной системы. Следует так спланировать день подростка, чтобы у него было время на занятия, спорт и отдых. Ночной сон должен быть не менее 8—9 ч, он необходим для восстановления работоспособности.

Примерный режим для подростков, посещающих школу, представлен в табл. 1. посещающих профтехучилище — в табл. 2.

Таблица 1

Примерный режим дня подростков 12—17 лет, посещающих школу

--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

| Режимные моменты                                     | Время в часах                                       |

|                                                                    |---------------------------------------------------------------|

|                                                                    | 12—13 лет             | 14—17 лет              |

|------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------|

| Пробуждение                                               | 7.00                       | 7.00                        |

|------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------|

| Утренняя гимнастика, водные процедуры.   | 7.00—7.30              | 7.00—7.30              |

| Уборка постели, туалет                                |                              |                               |

|------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------|

| Завтрак                                                       | 7.30—7.50              | 7.30—7.50              |

|------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------|

| Дорога в школу (прогулка)                           | 7.50—8.20              | 7.50—8.20              |

|------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------|

| Учебные занятия в школе                            | 8.30—14.00            | 8.30—14.00            |

|------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------|

| Дорога из школы домой (прогулка)               | 14.00—14.30          | 14.00—14.30           |

|------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------|

| Обед                                                           | 14.30—15.00          | 14.30—15.30           |

|------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------|

| Пребывание на воздухе, прогулка                | 15.00—17.00          | 15.30—17.00           |

|------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------|

| Приготовление уроков                                 | 17.00—19.30          | 17.00—20.00           |

|------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------|

| Ужин и свободные занятия (чтение,             | 19.30—21.00          | 20.00—21.30           |

| помощь семье, музыка и т.д.)                      |                              |                               |

|------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------|

| Приготовление ко сну (проветривание          | 21.00—21.30          | 21.30—22.30           |

| комнаты, вечерний туалет)                          |                              |                               |

|------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------|

| Сон                                                             | 21.30—7.00            | 22.30—7.00            |

--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Таблица 2

Примерный режим дня подростков, обучающихся в профтехучилище.

--------------------------------------------------------------------------------------------------------------

| Режимные моменты                                      | Время в часах              |

|-------------------------------------------------------------------------------------------------------------|

| Дни теоретических занятий                                                                  |

|-------------------------------------------------------------------------------------------------------------|

| Пробуждение                                                | 7.00                              |

|-------------------------------------------------------------------------------------------------------------|

| Утренняя гимнастика, водные процедуры,     | 7.00—7.30                     |

| уборка постели, туалет                                  |                                      |

|-------------------------------------------------------------------------------------------------------------|

| Дорога в училище (прогулка)                         | 7.30—8.00                     |

|-------------------------------------------------------------------------------------------------------------|

| Завтрак                                                         | 8.00—8.30                     |

|-------------------------------------------------------------------------------------------------------------|

| Вводная гимнастика                                      | 8.30—9.00                     |

|-------------------------------------------------------------------------------------------------------------|

| Занятия в училище                                        | 9.00—15.00                   |

|-------------------------------------------------------------------------------------------------------------|

| Обед                                                             | 11.35—12.30                 |

|-------------------------------------------------------------------------------------------------------------|

| Дни производственного обучения                                                         |

|-------------------------------------------------------------------------------------------------------------|

| Подъем                                                         | 6.30                              |

|-------------------------------------------------------------------------------------------------------------|

| Утренняя зарядка, водные процедуры,          | 6.30—7.00                     |

| уборка постели, туалет                                  |                                      |

|-------------------------------------------------------------------------------------------------------------|

| Дорога в училище (прогулка)                         | 7.00—7.30                     |

|-------------------------------------------------------------------------------------------------------------|

| Завтрак                                                         | 7.30—8.00                     |

|-------------------------------------------------------------------------------------------------------------|

| Вводная гимнастика, инструктаж, работа,     | 8.00—14.00                   |

| уборка рабочего места, личная гигиена         |                                      |

|-------------------------------------------------------------------------------------------------------------|

| Обед                                                             | 11.00—11.45                 |

|-------------------------------------------------------------------------------------------------------------|

| Отдых, занятия по выбору в кружках,            |                                      |

| спортивных секциях, дорога домой,              |                                      |

| свободное время:                                          |                                      |

|-------------------------------------------------------------------------------------------------------------|

| в дни теоретических занятий                         | 15.00—17.00                 |

|-------------------------------------------------------------------------------------------------------------|

| в дни производственного обучения                | 14.00—17.00                 |

|-------------------------------------------------------------------------------------------------------------|

| Полдник                                                        | 17.00—17.30                 |

|-------------------------------------------------------------------------------------------------------------|

| Приготовление домашних заданий                 | 17.30—21.30                 |

|-------------------------------------------------------------------------------------------------------------|

| Ужин                                                             | 19.30                             |

|-------------------------------------------------------------------------------------------------------------|

| Свободное время, прогулка                           | 21.30—22.00                 |

|-------------------------------------------------------------------------------------------------------------|

| Приготовление ко сну (гигиенические            | 22.00—22.30                 |

| мероприятия, чистка одежды, обуви,             |                                      |

| умывание)                                                     |                                      |

|-------------------------------------------------------------------------------------------------------------|

| Приготовление ко сну (гигиенические            | 22.30—7.00                   |

| мероприятия, чистка одежды, обуви,             |                                      |

| умывание)                                                     |                                      |

--------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Питание играет важную роль в течении физиологических процессов организма подростка, повышении его сопротивляемости воздействию болезнетворных факторов (см. Питание). С пищей подросток должен получать все вещества, которые входят в состав его органов и тканей, белки, жиры, углеводы, минеральные соли, витамины, воду. В норме соотношение белков, жиров и углеводов должно составлять 1:1:4. Рекомендуется Закаливание. Воздушные ванны принимают в помещении при температуре не ниже 14—15°, сначала их продолжительность не более 3—5 мин, затем прибавляют по 1 мин каждый день, доводя длительность процедур до 15—20 мин. Полезно ежедневно ходить по полу босиком, начинают с 1 мин, через каждые 5—7 дней прибавляют по 1 мин, доводя продолжительность ходьбы до 10—15 мин. В теплое время года рекомендуются длительные прогулки на свежем воздухе, сон в помещении с открытым окном при температуре не ниже 16°. Наиболее распространенные формы закаливания водой в домашних условиях — ежедневное обтирание и обливание. Температура воды сначала не ниже 34—35°, затем через каждые 2—3 дня ее снижают на 1°, доводят до 17—18° и продолжают делать обтирания и обливания в течение 2—3 мин. При отсутствии нежелательных реакций (воспалительных процессов верхних дыхательных путей, слабости, разбитости, раздражительности, расстройства сна и т.д.) переходят к закаливанию водой более низкой температуры: начинают с 17—18°, снижая температуру через каждые 10 дней на 1°, доводят ее до 10—12° (обычная температура холодной водопроводной воды). Физическое воспитание в учебных заведениях проводится по программам, соответствующим подростковому возрасту. Ежедневная утренняя гимнастика (см. Зарядка) должна войти у подростка в привычку. В подростковом возрасте велика роль полового воспитания. Необходимо своевременно и тактично разъяснять подростку характер физиологических изменений организма, сопутствующих наступлению половой зрелости (первые менструации у девочек и поллюции у мальчиков). У неподготовленных подростков эти естественные явления могут вызвать невротические реакции.

Ошибочно стремление взрослых максимально ограждать подростка от любых сведений, касающихся взаимоотношения полов, избегать любого упоминания о сексуальных проблемах. В этих случаях подростки неизбежно получают соответствующую информацию от старших ребят, имеющих уже известный опыт, что нередко приводит к превратному, циничному представлению о половой жизни. Важно занять правильную позицию при возникновении личных симпатий между мальчиком и девочкой. Недопустимо говорить об этом в насмешливой форме, прибегать к запретам. Следует помнить, что именно в этом возрасте закладываются основы подлинно нравственных взаимоотношений между полами. Бестактное вмешательство может неблагоприятно сказываться на психике подростков.

Серьезное внимание следует уделять профилактике психических заболеваний (см. Психопрофилактика). Поведение подростков окружающие нередко ошибочно расценивают как пробелы воспитания, результат неблагоприятного влияния среды и т.д., в связи с чем к ним применяют меры общественного или административного воздействия, в то время как эти подростки должны находиться под наблюдением психоневролога и получать соответствующее лечение. Особого внимания требуют подростки с остаточными явлениями после перенесенных инфекционных болезней, ревматизма, черепно-мозговых травм. Охрана здоровья подростков является одной из важнейших государственных задач. Медико-санитарное обеспечение подростков включает систематическое наблюдение за их здоровьем и физическим развитием путем проведения ежегодных углубленных медицинских осмотров, а также организацию и своевременное проведение лечебно-профилактических мероприятий по укреплению здоровья. Медицинская помощь подросткам оказывается поликлиниками для взрослых и сетью специальных подростковых кабинетов, организованных в составе медсанчастей, больниц и поликлиник (1 врач и 1 медсестра на 1500 подростков) и на фельдшерских здравпунктах (1 фельдшер на 500 подростков). Подростковый врач обеспечивает систематический учет работающих подростков и учащихся, проводит медицинский осмотр, осуществляет связь со специализированными отделениями, диспансерами, СЭС, администрацией школ, общественными организациями по месту работы и учебы, по вопросам охраны здоровья, режима учебы и труда, анализирует заболеваемость с временной утратой трудоспособности, отбирает больных на санаторное лечение, занимается трудоустройством, осуществляет контроль за занимающимися спортом. Специализированную медицинскую помощь подросткам оказывают врачи соответствующих специальностей районных поликлиник. Особое место в медицинском обеспечении подростков занимают гигиеническое и половое воспитание, пропаганда здорового образа жизни, подготовка к семейной жизни.

Подростки - взрослые или дети?

Они - основные потребители наркотиков. Среди них постоянно растет количество правонарушений. Они возбудимы, непредсказуемы и потому опасны. Но что же происходит? Почему наступает такое время, когда мы начинаем бояться, по сути, собственных детей? Подростковый возраст называют переходным. За очень короткий срок человек из ребенка превращается во взрослого. Наиболее очевидны физические изменения: рост, половое созревание. Этот процесс сопряжен не только с радостями, но и с трудностями.

Недавняя детская легкость и резвость сменяется неуклюжестью. Внутренние органы не успевают приспособиться к обслуживанию больших габаритов, отсюда утомляемость, сонливость. Гормональные бури потрясают организм, вызывая то апатию, то беспричинное возбуждение. Физические изменения вызывают смятение в душе. Подростку трудно поверить, что пройдет год - два, и дисгармония исчезнет. Трудности переходного возраста связаны не только с физиологией. Положение подростка в нашей культуре весьма двусмысленно. В древние времена и в сохранившихся архаичных культурах человек, достигший половой зрелости, становился полноценным членом общества. Он получал право заводить семью, распоряжаться собой, на равных с другими решать судьбу племени.

Совсем иначе обстоит дело в современной цивилизации. Чтобы обеспечить не то что семью - самого себя, нужно долго учиться, осваивать множество навыков, и непонятно, когда именно совершается переход в новое качество. Кто-то считает рубежом достижение определенного возраста. Кто-то - получение диплома, первой зарплаты. Причем мнения самого подростка и родителей, общества на этот счет могут сильно отличаться. Закон, например, обычно предусматривает наказание за совершенные правонарушения с 13-14 лет. Учителя и родители тоже не склонны уже снисходительно относиться ко всему тому, что так легко прощают детям. Однако и преимуществ взрослых подростку не предоставляется. «Я уже не ребенок!» - заявляет молодой человек, заявляя право на самостоятельность. «Но и не взрослый!» - отвечают ему, ограничивая и контролируя. «Я еще не взрослый!» - говорит он, прося о поддержке и терпимости. «Но ты и не ребенок!» - слышит он и сталкивается с требовательным недовольством старших. Неудивительно, что подростков часто отличают конфликтность и даже агрессивность.

Подросток остро чувствует свое несовершенство, зависимость от старших и сверстников. Поглощенность собой, постоянная потребность оценивать себя делают его очень ранимым. Мнительность подростков беззастенчиво используется рекламой: ее создатели прекрасно понимают, как действует в этот период образ привлекательной девушки, демонстративно отшатывающейся от юноши из-за «несвежего дыхания» или запаха пота.

Самое важное в отрочестве - это отношения с людьми. Исследования показывают, что причиной большинства тяжелых переживаний и попыток самоубийств 12-15-летних становятся отношения с родителями. Хотя сами родители считают, что «им на нас наплевать». Подросток и его родители живут словно в разной системе координат: он стремительно меняется, они стараются сохранить стабильность; они хотят, чтоб он сначала поумнел, а потом проявлял самостоятельность, у него получается наоборот. Особую роль в его жизни играют сверстники. Даже в школу они ходят в первую очередь ради общения с одноклассниками. Роль белой вороны, изгоя для него намного хуже любых репрессий со стороны старших. Подросток стремится одеваться, говорить, думать, «как все наши». И эта его особенность также беззастенчиво эксплуатируется бизнесом, делают огромные деньги, создавая так называемую субкультуру.

Трудности подросткового возраста неизбежны, но далеко не для всех он становится тяжелым и травматичным периодом. И уж, конечно, далеко не каждого приводит на скамью подсудимых. Эриксон писал: «Молодой человек должен, как акробат на трапеции, одним мощным движением отпустить перекладину детства, перепрыгнуть и ухватиться за следующую перекладину зрелости. Он должен сделать это за очень короткий промежуток времени, полагаясь на надежность тех, кого он должен отпустить, и тех, кто его примет на противоположной стороне». Если мы будем помнить об этом, мы перестанем бояться собственных детей, а они, в свою очередь, ответят нам доверием и любовью.

Марина ФРОЛОВА, учитель гимназии № 2

Раменское

Статья: Возрастные рейтинги | Защита детей

Мы привыкли беспокоиться о нежелательном или даже опасном для детей контенте в играх и интернете, но зачастую забываем, что он может встретиться и в фильмах, и даже в мультиках. Ориентироваться во множестве фильмов нам помогают возрастные рейтинги. В процессе выбора кино или мультфильма для своего, например, пятилетнего ребёнка, может возникнуть вопрос: почему же 6+ или 12+ может для него не подойти? Давайте попробуем разобраться, на что вам вместе можно сходить в кино.

В России в отношении фильмов действует не только общая система возрастной классификации, описанная в федеральном законе «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию», но и дополнительная классификация, задаваемая «Положением о регистрации кино- и видеофильмов». Возрастные ограничения действуют как рекомендации.

Принципиальная разница между фильмами 0+, 6+ и 12+ заключается по большей части в том, как в этих фильмах представлено насилие и насколько раскрыта тема смерти, а также допускается или нет упоминание наркотиков и сексуальных отношений.

Например, в фильмах 0+ допускается крайне лёгкая форма насилия, и то при условии, что в конце добро обязательно будет торжествовать. Помните, в мультфильме о Чебурашке Шапокляк стреляла из рогатки?

В таких фильмах и мультфильмах тема смерти почти не упоминается или показывается в завуалированном виде. Например, в мультфильме «Вверх» (2009, 0+) по сюжету у главного героя умирает жена, и после этого он начинает путешествовать. Демонстрации смерти, конечно же, нет, но момент крайне грустный. С другой стороны, если вы не объясните ребенку, что произошло с миссис Фредриксон, он может и вовсе не понять, почему вы пустили слезу.  Выбирать, бесспорно, родителю – показывать этот мультфильм маленькому ребёнку или нет, объяснять, что произошло с женой главного героя, или оставить разъяснения на потом.

  

Кадр из мультфильма «Вверх» (2009)

Такие известные мультсериалы, как «Смешарики», «Маша и Медведь», «Чебурашка», имеют рейтинг 0+.

В картинах 6+ уже могут встречаться ненатуралистические сцены с авариями, несчастными случаями, но без демонстрации последствий, которые могут вызвать у ребёнка панику. Умереть может только отрицательный персонаж, и в конце добро восторжествует. Например, такие фильмы и мультфильмы, как «Хроники Нарнии: Лев, колдунья и волшебный шкаф», «Корпорация монстров», серия мультфильмов про Трёх Богатырей и «Зверополис», имеют рейтинг 6+. Их объединяет тема победы добра над злом, а вот степень серьезности сцен насилия в них очень сильно отличается: в «Корпорации монстров» самыми жестокими сценами можно счесть драку маленькой девочки с вредным монстром и драку того же монстра (притом ставшего невидимым!) с главным героем – Салли. В то же время в «Нарнии» малыш увидит и поле боя, на котором один из главных героев получает смертельную рану, и заключение одного из героев в тюрьму, и даже пытку и убийство льва Аслана на каменном столе. Спасает «Нарнию» от более высокого рейтинга то, что Аслан потом оживет, как и смертельно раненный мальчик двенадцати лет, а сцены пыток показаны без подробностей.

В фильмах с рейтингом 12+ тема насилия и смерти уже раскрывается шире, но при этом недопустима демонстрация самого процесса убийства, и уж тем более натуралистичная. Например, фильм 1991 года «Семейка Аддамс» пропитан атмосферой мистики, кладбища и комичного ужаса, но при этом не содержит никаких трагических и кровавых сцен.

Кадр из к/ф «Семейка Аддамс» (1991)

Также с 12 лет ребёнок уже может смотреть фильмы, где в негативном ключе эпизодически упоминается табак и наркотики, конечно же, без демонстрации употребления.

Рейтингом 12+ обладают многие из любимых нами еще с детства советские сказки: «После дождичка в четверг», «Королевство кривых зеркал» и «Морозко». Согласитесь, что большинство упомянутых картин мы и сами смотрели, и своим детям готовы показать раньше, чем им исполнится 12, а вот «Семейку Аддамс» и в 12 не каждый станет смотреть.

Рейтинги 16+ и 18+ уже совершенно не подходят для детей. Отдельные фильмы 16+ допустимо показать подросткам тринадцати, или четырнадцати лет, если вы сами считаете это возможным. В первую очередь фильмы 16+ отличаются от 18+ тем, что в них не покажут «кровавую мясорубку», зато упоминать про половые отношения уже допускается, конечно же, без демонстрации откровенных постельных сцен. Почти все современные фильмы, за исключением тех, что содержат уж совсем откровенные сцены насилия, секса и употребления наркотиков («Четыре комнаты», «Грязь», «Нимфоманка»), получают маркировку 16+.

Не стоит забывать о том, что возрастной рейтинг является рекомендацией для родителей, а не жёстким запретом. Очевидно, что фильмы 18+ явно не подходят для детей, а вот что касается 6+, 12+ – это остаётся на усмотрение родителей.

Хороший пример, где родитель должен сам понимать, насколько его ребёнок подготовлен к теме насилия и смерти, – это серия фильмов про Гарри Поттера. Каждый фильм маркирован как 12+, хотя первые фильмы больше напоминают достаточно безобидную детскую сказку, а последние скорее подходят для 16+ и являются уже серьёзным кинопроизведением для взрослых.

Что же в других странах?

В США действует организация MPAA – некоммерческая организация, которая, помимо других задач, занимается также присвоением возрастных рейтингов фильмам. Система рейтингов действует как рекомендации, а не запрет.

А вот Австралийская аттестационная комиссия является государственным органом и работает не только как рекомендательный сервис, но и имеет власть запретить прокат того или иного фильма. Категории, назначаемые комиссией, подразделяются на рекомендательные (на такие материалы не накладывается юридических ограничений) и запретительные (демонстрация таких материалов детям возможна только с разрешения родителей или запрещена вовсе). Рекомендательными являются категории: G, PG и M, а запрещающими 15+ MA, 18+R и 18+X.

В Германии за возрастную категоризацию рейтингов отвечает FSK (Freiwillige Selbstkontrolle der Filmwirtschaft), что переводится как «Добровольное саморегулирование киноиндустрии». Получение рейтинга не является обязательно процедурой, тем не менее фильмы, не имеющие оценки, могут быть приобретены только взрослыми вне зависимости от их содержания. FSK работает на основе «Закона о защите молодёжи», где описаны правила продажи фильмов и присутствия на киносеансах. Для того чтобы получить рейтинг FSK, некоторые создатели фильмов корректируют свои картины, например, убирают особо жестокие сцены насилия.

Сравнительная таблица категорий:

       

MPAA (США)

FSK (Германия)

ACB (Австралия)

РСВР (Россия)

G

0+

G (рекомендат)

0+

PG

6+

PG (рекомендат)

6+

PG-13

12+

M (15+) (рекомендат)

12+

R

16+

15+ MA (запрещ)

16+

NC-17

18+

18+R(запрещ)

18+

18+X(запрещ)

всё, что родителям надо знать о подростковом периоде

Головная боль многих родителей — «тот самый» возраст у детей. Некоторые деликатно именуют его подростковым, другие легко оперируют термином пубертат, третьи открыто говорят о половом созревании детей. Об этом сегодня и речь — о периоде полового созревания, или пубертатном периоде, или пубертате.

Особенности развития в подростковом возрасте

Обычно пубертатный период начинается у девочек в 11 — 13 лет, у мальчиков в 13 — 14. Бывает так, что половое созревание начинается на несколько лет раньше или позже.

По этому поводу не стоит бить тревогу: как ранняя, так и поздняя сексуальность нормальны, если происходят примерно после 10 и до 17 лет.

Но если родители всё же обеспокоены состоянием ребёнка, можно провести гормональное обследование и медицинский осмотр, в этом нет ничего плохого.

Подростковый возраст в физическом плане характеризуется в первую очередь изменением работы половой системы.

Начинают выделяться гормоны: эстроген — у девочек, тестостерон — у мальчиков. У девочек появляются менструации, у мальчиков — первые поллюции, эрекции, возникает половое влечение — и у тех, и у других.

Особенностью пубертата как у мальчиков, так и у девочек является изменения не только гормонального фона и половой системы, но и строения всего тела. Мальчики резко начинают расти, у девочек фигура округляется.

Зачастую это происходит не самым гармоничным образом, поэтому подростки выглядят достаточно нелепо по сравнению с уже оформившимися людьми. Это необходимо объяснить ребёнку, чтобы избежать появления комплексов, которые потом будет очень сложно убрать.

Появление волосяного покрова также может вызвать много вопросов у подростков обеих полов. И нет ничего страшного в том, чтобы научить своего ребёнка бриться.

Половое воспитание

В семье половое воспитание обязано быть. Девочка не должна пугаться первых менструаций, мальчик не должен быть шокирован собственной эрекцией.

И не стоит смягчать слова и рассказывать про «пестики и тычинки». Идеальный вариант — вместе с ребёнком открыть учебник по анатомии в разделе «Половая система».

Причём мальчикам, и девочкам нужно знать строение и функционирование половой системы обоих полов. Нет ничего предосудительного в том, что мальчик будет знать, что такое «месячные» и как с ними справляются девочки.

Это нормальная, нужная и важная информация, которую родители обязаны доносить до ребёнка. Это не грязно, не стыдно и уж тем более не должно быть табуировано.

Сюда же относится информация о сексе. Вероятнее всего, подростки сами узнают, что такое секс и как им заниматься. И, скорее всего, гораздо раньше, чем предполагают многие родители.

Однако родительский долг никто не отменял, они должны поговорить с детьми об особенностях полового созревания: и об изменениях в организме, и о гигиене, и о половой жизни, и о средствах контрацепции, и об ответственности.

Да, уголовную ответственность никто не отменял. Любовь любовью, но секс с несовершеннолетними и секс против воли — это статья и срок.

Проверка на прочность

Время подросткового возраста — это возрастной промежуток разделяющий детство и взрослую жизнь. Добавьте к этому гормональные скачки и изменения во внешнем виде, и вы получите комок нервов с примесью неуверенности в себе.

Психологическое состояние подростка часто бывает крайне нестабильно. В период полового созревания помимо оформления тела происходит формирование характера. Даёт о себе знать темперамент, который до этого момента мог быть в пассивной позиции.

Появляются ярко выраженные черты характера. Подросток может быть вспыльчивым, гиперактивным, замкнутым, тревожным, наоборот, чересчур спокойным, и всё это за один день.

Не зря период полового созревания называется кризисом. Подросток сталкивается с тем, что приходится разбираться в себе, прислушиваться к себе, понимать себя. И от того, насколько успешно он справится с этой сложной задачей сейчас, зависит то, как он будет справляться с последующими кризисами.

Также подросток начинает проверять на прочность окружающих его людей: семью, учителей, одноклассников, друзей. Подросток не уверен в том, что его везде поддержат. Основная задача родителей — дать ему эту уверенность и понимание того, что его любят при любых обстоятельствах.

Психологическое состояние ребёнка должно контролироваться родителями, ведь подросток, считающий себя уже взрослым человеком, может принимать решения, последствия которых исправить будет невероятно сложно.

Хорошо, если он хотя бы иногда обращается к психологу за поддержкой. Это не значит, что с ним что-то не так, это значит, что нестабильная психика подростка нуждается в контроле специалиста, и это нормально.

Тренировочная площадка

Подросток постоянно ищет своё место в социуме. От своей семьи он отстраняется, вчерашние друзья становятся врагами. Плюс появляются новые социальные обязанности: растёт нагрузка в школе, нужно выбирать будущую профессию и готовиться к предстоящим экзаменам.

Также меняется правовой статус, в 14 лет человек получает паспорт гражданина РФ. С этим приходят новые свободы и новые обязанности, человек входит в правовую систему.

Социализация подростка определяет то, как он будет вести себя в коллективе, обществе, когда станет взрослым: будет ли он относиться к социуму враждебно или доброжелательно, будет ли доверчивым или подозрительным, легко ли ему находить новые социальные контакты.

Переходный возраст — это тренировочная площадка, на которой человеку нужно научиться взаимодействовать с обществом, которое его окружает.

Подростковый возраст — это сложный период комплексного изменения всей жизни человека. И подросток должен почувствовать поддержку, заботу и любовь со стороны семьи.

Подросток должен знать, чего ждать от собственного организма, не бояться при необходимости обращаться к врачам и психологам самостоятельно.

Видео: проблемы подросткового возраста

В этом видео: проблемы, триггеры агрессии и другие неприятные моменты поведения подростков обсуждаются с психологом Сергеем Ениколоповым, тьютором, директором проекта Академия RAY Максимом Булановым, научным сотрудником Лаборатории профилактики асоциального поведения НИУ ВШЭ Марией Новиковой и антропологом, старшим научным сотрудником ШАГИ ИОН РАНХиГС Александрой Архиповой.

Виктория Куриленко





Возрастные особенности детей и подростков

Возрастными особенностями детей и подростков являются специфические свойства личности (ее психики) закономерно изменяющиеся в процессе возрастных стадий развития под воздействием процессов воспитания и обучения.

Каждый возрастной период (этап) развития личности характеризуется определенным уровнем развития ее познавательных способностей, мотивационной, эмоционально-волевой и перцептивной сферы.

Основными детскими и подростковыми возрастными периодами являются:

  • младенческий возраст — 0-1 год жизни;
  • ранний возраст — 1-2 года жизни;
  • дошкольный возраст — 3-5 лет;
  • младший школьный возраст — 6-11 лет;
  • средний школьный возраст — 12-15 лет;
  • старший школьный возраст — 16-18 лет.

Младенческий возраст (0-1 год). Ведущей деятельностью является непосредственное эмоциональное общение. Внутри и на фоне его формируются ориентировочные действия, ощущения и восприятия. Активное функционирование зрительного и слухового анализаторов является важным моментом в психическом развитии ребенка. На основе зрительного и слухового сосредоточения происходит упорядочение двигательной активности ребенка и формирование реакции. Во втором полугодии ребенок уже способен устанавливать связь между словом, обозначающим предмет, и самим предметом. В словаре ребенка появляются первые слова.

Новообразованием этого возраста является формирование потребности в общении с другими людьми и определенное эмоциональное отношение к ним.

Большим достижением в развитии ребенка 2-го года жизни является ходьба. Это делает ребенка более самостоятельным и создает условия для дальнейшего освоения пространства. В этот период улучшается координация движений, дети осваивают все более сложные комплексы действий. Общение детей со взрослыми в раннем возрасте является непременным условием развития предметной деятельности — ведущей деятельности детей этого возраста. Овладение этими навыками приводит к усвоению ребенком общественного способа употребления вещей и оказывает решающее влияние на развитие начальных форм мышления.

Новообразованием этого возраста является развитие речи и наглядно-действенного мышления.

На третьем году жизни ребенок становится более самостоятельным: он научается элементам самообслуживания, отделять себя от взрослого, начинает относиться к себе как к самостоятельному «Я», т.е. у него возникают начальные формы самосознания. В этот период возникает «кризис трех лет». У ребенка появляется тенденция к самостоятельному удовлетворению своих потребностей, а взрослый сохраняет прежний тип отношений и тем самым ограничивает активность ребенка, который начинает противиться этому, делая порой все наоборот.

Новообразованием этого возраста является отделение себя от окружающих, сравнение себя с другими людьми.

Дошкольный возраст 3-6 (4-7) лет. Движущими силами развития психики дошкольника являются противоречия, которые возникают в связи с развитием целого ряда потребностей ребенка. Важнейшие из них: потребность в общении, с помощью которого усваивается социальный опыт; потребность во внешних впечатлениях, в результате чего происходит развитие познавательных способностей, а также потребность в движениях, приводящих к овладению целой системой разнообразных навыков и умений.

В процессе совместной деятельности дети приобретают опыт руководства другими детьми и опыт подчинения. Ведущим видом деятельности дошкольника является ролевая игра, в которой формируется поведение, опосредованное образом другого человека. Также большое значение и влияние на умственное развитие дошкольника оказывает обучение, в котором важнейшую роль играет распределение функции между участниками процесса учения.

Возрастные особенности детей и подростковМладший школьный возраст 6-10 (7-11) лет. Развитие психики детей этого возраста осуществляется главным образом на основе ведущей деятельности — учения. Учение для младшего школьника выступает как важная общественная деятельность, которая носит коммуникативный характер. В процессе учебной деятельности младший школьник не только усваивает знания, умения и навыки, но и учится ставить перед собой учебные задачи (цели), находить способы усвоения и применения знаний, контролировать и оценивать свои действия.
Новообразованием младшего школьного возраста являются произвольность психических явлений, внутренний план действий, рефлексия.

Подростковый возраст от 11-12 до 14-15 лет. Переход от детства к взрослости составляет главный смысл и специфическое различие этого этапа. Подростковый период считается «кризисным», такая оценка обусловлена многими качественными сдвигами в развитии подростка. Именно в этом возрасте происходят интенсивные и кардинальные изменения в организации ребенка на пути к биологической зрелости и полового созревания. Анатомо-физиологические сдвиги в развитии подростка порождают психологические новообразования: чувство взрослости, развитие интереса к противоположному полу, пробуждение определенных романтических чувств. Характерными новообразованиями подросткового возраста есть стремление к самообразованию и самовоспитанию, полная определенность склонностей и профессиональных интересов.

Старший школьный возраст 15-17 лет (ранняя юность). Главное психологическое приобретение ранней юности — это открытие своего внутреннего мира, внутреннее «Я». Главным измерением времени в самосознании является будущее, к которому он (она) себя готовит. Ведущая деятельность в этом возрасте — учебно-профессиональная, в процессе которой формируются такие новообразования, как мировоззрение, профессиональные интересы, самосознание, мечта и идеалы. Старший школьный возраст — начальная стадия физической зрелости и одновременно стадия завершения полового развития.

Юношеский возраст от 14 до 18 лет. В юношеском возрасте происходит интенсивное физиологическое и психическое развития. Особое значение в юношеском возрасте приобретает моральное воспитание, основные виды деятельности — учение и посильный труд, увеличивается диапазон социальных ролей и обязательств.

Психическое развитие личности в юношеском возрасте тесно связано с обучением, трудовой деятельностью и усложнением общения со взрослыми. В связи с началом трудовой деятельности отношения между личностью и обществом значительно углубляются, что приводит к наиболее четкому пониманию своего места в жизни.

 

Пономарев С.В., психолог высшей категории, гипнолог, гипнотерапевт

 

При использовании материала статьи ссылка на сайт www.psv.com.ua обязательна.

 

Читайте также:

Возрастные предпосылки развития умственных способностей
Родителям о детях с различными видами темпераментов
Подростковый возраст
Мотивация детей
Мотивация детей к школе

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

0 0 vote
Article Rating
Подписаться
Уведомление о
guest
0 Комментарий
Inline Feedbacks
View all comments