1 год и 3 месяца – рост, вес, прибавки, питание, зрение, что должен уметь, игрушки

Содержание

Развитие ребенка в 1 год и 3 месяца: что должен уметь в этом возрасте

В возрасте 1 года 3 месяцев у детей начинается особый этап в развитии. Появляются новые навыки, умения, физические изменения, наблюдается значительный прогресс в области психики. Существует примерный список того, что должен уметь ребенок в этом возрасте, но не стоит забывать, что все дети уникальны. Поэтому календарь развития каждого малыша идет по собственному сценарию.

Физическое развитие

Общее физическое развитие ребенка складывается из показателей развитости мелкой и крупной моторики. Крупная моторика отвечает за движения, совершаемые при помощи мышц ног, рук, всего тела. Сюда можно отнести такие навыки как ходьба, ползание, прыжки. Мелкая моторика – это развитие мелких мышц, дающих возможность манипулировать предметами и позволяющих выполнять задания, требующие скоординированной работы рук и зрения, такой как сбор пирамидки или игра с вкладышами различных форм.

Общие показатели, отвечающие за физическое развитие ребенка в 1 год и 3 месяца, можно представить в виде таблицы:

Параметры Мальчики Девочки
Рост 71 – 84 см 72 – 83 см
Вес 9 – 13 кг 8 – 12 кг
Окружность головы 45 – 51 см 44 – 50 см

Основные изменения, в отличие от тех, которые характеризуют развитие ребенка до года, заключаются в том, что ребенок становится более подвижным, любознательным и самостоятельным. Часто наблюдается отказ от помощи взрослых во время приема пищи, совершения гигиенических процедур, одевания. На данном этапе взрослые должны проявлять максимум терпения и позволять ребенку самостоятельно справляться со стоящими перед ним задачами. Даже если результат не оправдает ожиданий, займет много времени или нанесет ущерб чистоте помещения.

Позволяя ребенку самостоятельно себя обслуживать, ненавязчиво помогая и присматривая, взрослые дают ему возможность развивать необходимые бытовые навыки. Обратная ситуация, когда родители сами выполняют за ребенка всю работу, а тому остается лишь покорно повиноваться, приводит к тому, что у малыша пропадает интерес к подобным видам деятельности и тормозится процесс развития.

Крупная моторика

В возрасте 15 месяцев малыши, как правило, уже умеют самостоятельно ходить и даже бегать. Им под силу спуститься и подняться по лестнице, держась за руку взрослого, или перешагнуть через препятствие на пути. Дети этого периода жизни в той или иной степени умеют координировать свои движения и в состоянии оборачиваться назад, поворачиваться в стороны, наклоняться, самостоятельно садиться и вставать. Если ребенок еще не способен ходить без поддержки, пусть ходит, держась за руку или за один палец. Со временем он почувствует себя увереннее и пойдет сам.

Кроме ходьбы у ребенка появляется целый ряд других умений:

  • залезть на диван и слезть с него;
  • встать на цыпочки;
  • топнуть ногой;
  • толкать перед собой или тянуть следом игрушку;
  • поднять руки вверх, вперед и в стороны;
  • завести руки за спину;
  • поднять руки над головой;
  • вращать кистями рук и пальчиками.

В этом возрасте дети часто падают, могут резко менять направление движения и порой практикуют хождение задом наперед. Задача родителей – сделать пространство, в котором перемещается ребенок, максимально безопасным. Убрать из пределов досягаемости все предметы, представляющие угрозу для малыша, а также зафиксировать все дверцы и выдвижные ящики шкафов, в которых хранятся предметы, не предназначенные для игры.

Мелкая моторика

Развитие мелкой моторики каждого ребенка имеет свои особенности, но, обычно, в возрасте 1 года 3 месяцев малыши уже умеют удерживать игрушку одной рукой, а второй производить над ней различные манипуляции. В этом возрасте у детей, как правило, уже развит «пинцетный захват», то есть, они в состоянии взять мелкий предмет при помощи большого и указательного пальцев.

Среди основных умений, за которые отвечает мелкая моторика, можно назвать следующие:

  • переворачивать несколько страниц книги одновременно;
  • держать карандаш и рисовать каракули;
  • держать ложку и использовать ее по назначению;
  • пользоваться кружкой;
  • собирать пирамидку в произвольном порядке;
  • открывать пакеты и разворачивать свертки;
  • правильно размещать игрушки-вкладыши разной формы;
  • ставить кубики один на другой;
  • откручивать крышки.

Игры с сыпучими веществами являются прекрасным развивающим фактором. Для подобных игр подойдут красная и белая фасоль, гладкие разноцветные камушки, горох, в них можно спрятать небольшие предметы, которые ребенок будет с большим удовольствием отыскивать. Главное помнить, что нельзя оставлять ребенка одного во время такой игры, иначе есть вероятность, что он проглотит мелкие детали.

Работа с мягким пластилином также способствует развитию мелкой моторики. Можно ручками малыша скатывать шарики и колбаски, чтобы потом сделать из них красивую аппликацию на картоне, придавливая получившиеся элементы пальчиками.

Развитию мелкой моторики способствуют пальчиковые игры, такие как «Сорока-Белобока» или «Ладушки». Эти упражнения благоприятно сказываются на укреплении мелких мышц кистей рук и развитии координации. Очень эффективны игры с резиновыми игрушками, которые ребенок сжимает в такт стихотворению. Огромное количество различных пестушек и потешек, от фольклорных до современных, можно найти в сети интернет и специальной детской литературе. Важно помнить о необходимости подобных игр, потому что они благотворно влияют на развитие мелкой моторики, которая в свою очередь оказывает непосредственное влияние на психологическое развитие и рост интеллектуальных способностей ребенка.

Психическое развитие

Дети в этом возрасте крайне любознательны и активны. Они начинают внимательно присматриваться к взрослым, которые их окружают. И пытаются копировать их действия, изображать, как папа разговаривает по телефону, поднося трубку к уху, или как мама ухаживает за собой перед зеркалом, расчесывая волосы.

Малыши уже осознают, что если оказаться на краю дивана или стула, то можно упасть, а если стукнуться головой, то будет больно.

На данном этапе развития ребенок понимает просьбы взрослых и способен выполнять ряд поручений, например, принести машинку, посуду, одежду. Он уже способен обобщать понятия, но пока не способен четко дифференцировать предметы. Например, если попросить его принести машинку, то он, скорее всего, принесет несколько разных, если же попросить шапку, то он захватит кепку, косынку, панаму или любой другой головной убор. В этот период жизни малыш уже осознает, что такое распорядок дня и понимает, что вечером следует убирать игрушки, умываться, ложиться спать. Поэтому самое время родителям приучать ребенка к режиму.

Эмоциональная сфера

Правильное развитие эмоциональной сферы является залогом становления ребенка как личности в будущем. Дети, которым исполнился один год и три месяца, находятся на той стадии, когда все, происходящее вокруг, вызывает у них яркие эмоции, которые они пока не в состоянии контролировать. В силу отсутствия жизненного опыта, дети любое свое состояние воспринимают как постоянное. То есть, если ребенок замерз, или голоден, он считает, что теперь он всегда будет чувствовать себя именно так, поэтому он искренне переживает и плачет. Задача родителей обеспечить ребенку полноценный набор положительных эмоций, максимально оградить от негативных. Чтобы эмоциональное развитие было полноценным, нужно уделить особое внимание некоторым моментам.

  1. Комфортная психологическая атмосфера дома. Дети прекрасно чувствуют эмоции взрослых, даже хорошо контролируемые. Если ребенок видит негативные эмоции, проявляемые родителями, то в будущем он будет принимать такое поведение как единственно верный выход из любой ситуации. С другой стороны, если в семье царят мир, любовь и взаимное уважение, ребенок научится так же относиться к окружающим.
  2. Совместные игры со взрослыми и детьми. Только при живом общении идет полноценное развитие эмоциональной сферы. Ни один мультфильм или развивающая игра на планшете не даст такого количества положительные эмоций, как взаимодействие с другим человеком. Даже если в игре со сверстниками наступает конфликтная ситуация, взрослый всегда сможет ее разрешить, найдя компромисс или сумев отвлечь ребенка. В то же время, малыш увидит пример мирного разрешения споров.
  3. Посещение новых мест. Прогулка в парке, путешествие по городу или поход в детский театр – это невероятное количество новых впечатлений и эмоций, благотворно влияющих на развитие психики, интеллекта и способствующих познанию окружающего мира.

Следует помнить, что перегружать ребенка столь нежного возраста впечатлениями не стоит, иначе он переутомится и вместо положительного опыта получит лишь усталость и плохой сон.

Малыши этого возраста, как правило, жизнерадостны и лишены серьезных страхов и тревог. Если ребенок мало эмоционален или тревожен, то необходимо задуматься о возможных проблемах.

Познавательная деятельность

Основная познавательная деятельность ребенка в возрасте 1 года 3 месяцев проходит через игру. С этого периода начинается этап совместных игр со взрослыми и сверстниками. Малыши в состоянии лепить фигурки из песка при помощи формочек, катать коляски, тележки, возить машинки. Некоторые дети пытаются играть в мяч, ловить его или пинать.

Кроха уже понимает причинно-следственные связи. Например, если столкнуть игрушку со стола, то она упадет на пол. Ориентируются в основных формах (шар, квадрат), умеют различать цвета и размеры. На данном этапе развития высок интерес к застежкам, шнуркам, кнопкам, липучкам. Отличным развивающим материалом станут:

  • интерактивные книжки, содержащие множество деталей, с которыми можно взаимодействовать;
  • бизиборды – развивающие доски с замками, картинками, выключателями, разными видами тканей.

Дети данного периода жизни начинают понимать стихи и короткие рассказы, они с удовольствием рассматривают картинки в книжках и внимательно слушают, что им читают. Начинают узнавать различных животных и предметы, изображенные на картинках. Хороший толчок в развитии дает игра с кубиками, пирамидками, а также различными логическими игрушками, при взаимодействии с которыми нужно вложить предмет определенной формы в соответствующее отверстие. Если новая игрушка ребенка пока не заинтересовала, не стоит расстраиваться и заставлять кроху играть, со временем он сам примется исследовать новый предмет. Внимание малыша в этом возрасте может быть сосредоточено на одном действии или предмете не более 10-15 минут. Поэтому любые развивающие игры не стоит растягивать на долгое время.

На данном этапе развития ребенку нужно прививать понятии о том, что можно делать, а что нельзя. Он уже в состоянии осознать, что может представлять для него опасность, а также делать различия между своими и чужими вещами и понимать, что чужое нельзя брать без разрешения.

Речевое развитие

Развитие речи у ребенка одного года трех месяцев зависит от нескольких факторов.

  1. Анатомический. Правильное формирование речевого аппарата, нормальное развитие мышц рта и щек.
  2. Физиологический. Развитие мелкой моторики, напрямую связанной с речевыми центрами мозга.
  3. Эмоциональный. Благоприятная психологическая атмосфера в семье.
  4. Социальный. Достаточное количество общения со старшими родственниками

К этому возрасту дети, в большинстве случаев, уже умеют произносить от 5 до 20 слов, таких как «дай», «нет», «да», «мама», «папа», «ам», «пи». При этом пассивный словарь малыша гораздо шире. Он уже знает:

  • имена родственников и друзей;
  • названия животных;
  • названия предметов;
  • названия различных действий;
  • звуки, которые издают животные или окружающие его предметы.

Недостаток речевой деятельности малыш успешно компенсирует жестами, указывая на тот или иной предмет и давая понять, чего он хочет. Такие указания могут сопровождаться мычанием, а согласие или отказ могут выражаться кивком или покачиванием головы из стороны в сторону.

Чтобы стимулировать речевое развитие, необходимо как можно чаще общаться с ребенком, объясняя по нескольку раз названия тех или иных предметов и действий. Необходимо стимулировать вербальное выражение эмоций при помощи междометий, вроде «ах!», «ай-я-яй!», «эх!», а также озвучивать звукоподражательные формы, такие как «ав-ав», «бип-бип», «мяу-мяу». Помимо упражнений и занятий, следует выделить два фактора, отвечающих за правильное развитие: питание и сон являются важными составляющими нормального физического и психологического роста малыша.

Питание: пищевой рацион и меню

Развитие и питание ребенка взаимосвязаны, в этом возрасте дети должны получать полноценный прикорм, дающий им силы и энергию. Чтобы питание было сбалансированным, и ребенок получал с пищей полный набор необходимых витаминов, минералов и микроэлементов, в рацион должны входить:

  • мясо;
  • рыба;
  • каши;
  • овощи;
  • фрукты;
  • молочные продукты;
  • хлеб.

Все продукты подаются в протертом виде, так как он еще не научен полноценно пережевывать пищу и может подавиться. Со временем нужно менять степень измельчения пищи, постепенно увеличивая кусочки в зависимости от количества зубов, которые прорезались к этому времени. У некоторых детей этого возраста уже есть почти все зубы, а у некоторых рост зубов задерживается.

Кормить детей необходимо 5 раз в день с интервалом в 3,5-4 часа, именно за это время пища полностью усваивается в организме крохи. Не следует устраивать перекусы между основными приемами пищи, это негативно скажется на аппетите. Особенно не стоит давать ребенку сладости. Их употребление, по возможности, отложите до наступления трехлетнего возраста.

Примерное меню ребенка в возрасте 1 года 3 месяцев может выглядеть следующим образом.

Завтрак
  1. Каша (овсяная, кукурузная, пшенная, гречневая)
  2. Напиток (чай, молоко)
  3. Бутерброд (масло, или масло с сыром)
Обед
  1. Суп
  2. Мясо или рыба
  3. Гарнир (овощи, крупы, макароны)
  4. Напиток (сок, чай, компот)
Полдник
  1. Творог или фруктовое пюре
  2. Печенье (детское)
Ужин
  1. Каша или овощное пюре
  2. Чай

Пятым приемом пищи может стать грудное молоко, если малыш еще находится на грудном вскармливании, либо кефир. Новые продукты в рацион ребенка вводите постепенно и понемногу, тщательно следя за реакцией организма. Если продукт “не идет”, следует немедленно исключить из рациона.

Режим дня

Четкое соблюдение режима дня благотворно сказывается на психологическом состоянии ребенка, а значит, и на психическом развитии. Когда ребенок видит, что все в его мире идет привычным ходом и понимает, что за одними действиями неизбежно следуют другие (например, после обеда нужно идти спать, а после полдника можно поиграть), он спокоен, потому что ощущает стабильность и чувствует себя в безопасности.

Чаще всего, дети сами подбирают свой режим дня. Родителям надо только внимательно проследить, когда и что предпочитает делать ребенок. Некоторые дети в этом возрасте еще спят два раза в день, а кому-то достаточно одного. Кто-то встает ни свет, ни заря, а кто-то спит до 8 утра. Кто-то выходит гулять в полдень, а кто-то в это время уже идет обедать.

Внутренние ритмы каждого ребенка индивидуальны, поэтому проще под них подстроиться, чем идти в разрез с потребностями малыша.

Это примерный распорядок дня, но временные интервалы у каждого ребенка будут свои.

7.00 Подъем
7.00 – 7.30 Умывание
7.30 – 8.00 Зарядка
8.00 – 8.30 Завтрак
8.30 – 9.00 Рисование, чтение книг
9.00 – 11.30 Прогулка
11.30 – 12.00 Завершение прогулки, подготовка к обеду
12.00 – 12.30 Обед
12.30 – 14.30 Дневной сон
14.30 – 15.30 Подъем и самостоятельные игры
15.30 – 16.00 Полдник
16.00 – 18.00 Прогулка
18.00 – 19.30 Завершение прогулки, игры, подготовка к ужину
19.30 – 20.00 Ужин
20.00 – 21.00 Водные процедуры
21.00 – 21.30 Кефир (грудное молоко)
21.30 Ночной сон

Как правило, к возрасту 1 года и 3 месяцев дети, в отличие от годовалых малышей, уже отказываются от ночных кормлений, но некоторые все еще просыпаются, чтобы перекусить. Если ребенок находится на грудном вскармливании, то ночное кормление вреда не принесет. Но вот смесями лучше не увлекаться, так как это может привести к развитию кариеса.

На данном этапе развития происходит перестройка режима и переход с двойного дневного сна на один. Поэтому вопрос, сколько должен спать ребенок этого возраста, может иметь лишь примерный ответ – около 13 часов в день, большая часть которых должна приходиться на ночь. Малыш может часто просыпаться по ночам не только от голода, причинами плохого сна могут быть и другие факторы.

  1. Привычка засыпать на руках, с соской, с бутылочкой. В тех случаях, когда в сознании малыша засыпание тесно связано с каким-либо предметом или действием, ребенок, проснувшись ночью, уже не может самостоятельно уснуть. Единственным выходом из такой ситуации должен стать отказ от ритуалов, сопутствующих засыпанию.
  2. Переутомление. Если ребенок получил за день избыточное количество впечатлений, спал меньше, чем привык или лег позже, чем следует, не стоит ждать, что он всю ночь будет спать «без задних ног». Напротив, он будет просыпаться и капризничать, поэтому важно четко соблюдать распорядок дня.
  3. Рост зубов и новые навыки. Когда у ребенка режутся зубы, особенно клыки, он испытывает сильный дискомфорт, облегчить который можно при помощи специальных анестезирующих средств, разработанных специально для таких случаев. Если ребенок только учится вставать, ходить, бегать, он также может проявлять во сне беспокойство.
  4. Гигиена сна. Возможно, малыш привык спать в определенных условиях, таких как определенная температура, уровень шума, свет, а потом что-то поменялось. Например, стало жарче, светлее, тише/громче. Постарайтесь оценить обстановку и понять, изменилось ли что-то в окружающей среде. Если нет, то этот фактор можно исключить.

Если режим сна малыша нарушен, но ни один из вышеперечисленных факторов не проясняет ситуацию, значит стоит задуматься о возможных медицинских проблемах и своевременно обратиться к врачу.

Развитие ребенка в возрасте 1 года и 3 месяцев – это один из самых интересных и серьезных этапов жизни малыша, ведь буквально за два месяца он обретает некоторую самостоятельность действий и начинает по-новому воспринимать и познавать мир. Каждый родитель должен разумно и ответственно походить к вопросам развития и воспитания, не забывая об индивидуальности ребенка, понимая, что главное – это любовь и терпение.

rebenokmama.ru

Ребенок в 1 год и 3 месяца: правильное развитие малыша

В этой статье:

Развитие ребенка в 1 год и 3 месяца продолжает идти полным ходом. Визуально малыш изменяется мало (становится немного выше, лишается младенческих округлостей), а вот внутри него происходят колоссальные изменения.

Как изменяются физическое показатели?

Средние показатели роста, веса и окружности головы у мальчиков и девочек несколько различаются. Мальчики весят от 9,2 до 11,5 кг, их рост составляет от 76,6 до 81,7 см. Окружность головы колеблется между показателями 45,5 и 48,1 см. Девочки в 1 год и три месяца весят от 8,5 до 10,9 кг, тогда как их рост составляет от 74,8 до 80,2 см. Что касается окружности головы, то у девочек эти показатели колеблются между 44,7 и 47,0 см.

В этом возрасте малыши пытаются быть самостоятельными, поэтому при возможности отказываются от помощи взрослых. Родители должны проявить понимание и терпение, позволяя ребенку делать то, что он хочет, самостоятельно. Пусть кроха пробует сам одеваться, мыть руки, чистить зубы и, конечно же, кушать, орудуя ложкой и вилкой. Позволяйте малышу пить из чашки, даже если пока у него это получается недостаточно аккуратно. Отдавайте предпочтение небьющейся посуде из безопасных цветных материалов.

Особенно важно для малышей в этом возрасте быть похожим на взрослых, которые их окружают. Ребенок в 1 год и 3 месяца очень наблюдателен и с удовольствием подражает походке дедушки, чиху мамы или «газетной заинтересованности» папы. Родители могут воспользоваться желанием малыша подражать, чтобы научить его простым играм и действиям, таким как «ладушки» или «сорока-белобока».

Особенности развития двигательных навыков

В год и три месяца ходьба у деток становится более уверенной. Малыши уже не просто ходят и бегают – они способны удерживать игрушки и другие предметы в вертикальном положении, катить или толкать перед собой игрушку, умеют вставать на носочки, чтобы дотянуться до цели.

Уверенная ходьба не означает отсутствие падений. и родителям нужно быть к этому готовыми. Если ребенок пока не способен передвигаться быстро и максимально безопасно и требует помощи, ему нельзя в этом отказывать. Пусть кроха держится за ваши руки или хотя бы за указательные пальцы, если ему так спокойнее. Со временем у него пройдет страх, а на его место придет стопроцентная уверенность в своей способности ходить.

Как правило, большая часть деток в возрасте года и трех месяцев могут проходить не меньше 20 шагов без остановки. Кроме того, многие из них к этому времени уже умеют садиться и вставать без опоры.

Малыши уже способны резко менять направление движения, пробуют ходить задом наперед. Поэтому родителям нужно заранее позаботиться о том, чтобы в пределах досягаемости малыша не было опасных предметов.

В 15 месяцев дети с удовольствием изучают новые территории. Они бесконечно залезают и слезают с кресел, диванов и даже столов, пробуют использовать по назначению карандаши и фломастеры.

Ребенок в этом возрасте уже пользуется чашкой, но пока не способен ставить ее на место, предлагая взрослым делать это за него. Что касается пищи, то малыш уже может есть густую или полугустую еду сам, даже если раньше он этого не делал.

Как происходит психическое развитие?

В 15 месяцев малыш старается все пробовать на вкус, включая собственные части тела. Огромную роль в жизни ребенка в этом возрасте выполняет игровая деятельность, которая становится гораздо разнообразнее благодаря умению ходить. Кроха будет счастлив, если родители подарят ему детскую тележку или коляску, которые можно катить впереди или тащить за собой.

Отличный вариант полезного и интересного совместного времяпровождения — это строительство башен из кубиков вместе с ребенком. Старайтесь учить малыша использовать более чем два кубика, проявляя терпение. В 15 месяцев кроха уже в состоянии, не выбрасывая кубики, сосредоточенно построить из них башню.

Учите кроху заниматься не только с кубиками, но и с пирамидкой. Показывайте, как снимать и надевать кольца, пока не делая акцент на группирование их по каким-то определенным признакам.  Главное на этом этапе — научиться надевать и снимать кольца через стержень. В этом возрасте малыш уже в состоянии будет «одолеть» до 5 колец, если нужно их снять и надеть одно-два кольца.

От года до полутора лет малыши проявляют повышенный интерес ко всякого рода веревочкам, шнуркам и дырочкам. Родители должны подумать о том, чтобы дать возможность малышу развиваться в процессе изучения подобных игр, по двум причинам:

  1. Это развивает мелкую моторику пальцев
  2. Это улучшает внимание и концентрацию.

Если подобные игры не заинтересовали кроху, то не стоит настаивать на их освоении. Предложите малышу поиграть в них через месяц: скорее всего, он пока просто не созрел для таких скрупулёзных занятий.

Идеальный вариант для развития ребенка в этом возрасте — это компактные и доступные игрушки-вкладыши, которые представляют собой определенные предметы, которые нужно уложить в подходящие отверстия. Игрушки могут быть трех видов:

  • вкладыши в рамку;
  • в пирамидку;
  • друг в друга.

Каждый из вариантов вкладышей улучшает моторику пальцев, зрительное и тактильное восприятие, координацию ребенка. Чтобы кроха понял задание, ему необходимо показать, как обходиться с новыми игрушками.

Детей в этом возрасте особенно интересуют сами действия, которые можно сделать с игрушкой. Поэтому не стоит акцентировать его внимание исключительно на эмоционально-смысловом ее значении.

Указательный жест  — что символизирует?

В один год и три месяца малыш все чаще указывает на предметы и объекты указательным пальцем, стараясь обратить внимание взрослых на то, что его заинтересовало или чего ему хочется.

Если ребенок чего-то не хочет, он уже умеет это показать — отрицательным покачиванием головы. В случае согласия малыш способен утвердительно кивать.

В 1 год и 3 месяца кроха с удовольствием проводит время, знакомясь с содержанием детских книг вместе с родителями, переворачивая сразу по много страниц. Малыш в это время проявляет интерес к сказкам, слушает и проводит ассоциации услышанного с картинками в книге. Если попросить кроху показать что-то на картинке, он с удовольствием это сделает.

Изучение речи

В 15 месяцев очень немногие дети начинают говорить, но именно в этот период происходит пополнение их пассивного словаря. Ребенок уже помнит, как зовут родителей и близких родственников, знает названия окружающих предметов, клички животных, игрушек. Проверить это легко, если попросить кроху показать пальчиком на какой-либо предмет либо принести его.

В этот период у малыша развивается и улучшается способность к обобщению. Например, если попросить кроху принести мяч, он, скорее всего, принесет сразу несколько, включая тот, которым чаще всего играет. Также дело будет обстоять и с машинками. Попросите ребенка принести машинки, и он выполнит просьбу — принесет сразу несколько.

Учитывая недостаточный опыт малыша, следует понимать, что его обобщения не всегда правильные. Дети в этом возрасте могут обобщать по геометрической форме и функциональным признакам. Например, под словом «шар» кроха может понимать все круглые предметы, также он может объединять по функциональному признаку сразу несколько предметов: шапку, кепку, бондану, шляпу и пр.

Малыш в этом возрасте понимает смысл слов, обозначающих определенные действия или даже ситуации. Он должен уметь выполнять до трех пошаговых действий, как простых, так и более сложных. Учитывайте, что кроха способен понимать инструкции в словесной форме, даже если взрослый не окрасит их жестами.

Внедрение в жизнь ребенка запретов

Принимая во внимание расширение области взаимодействия крохи с разнообразными предметами, следует понимать, что без запретов на данном этапе уже не обойтись. Малыш должен знать, где его вещи, а где нет, что можно брать, а что нельзя, потому что оно чужое. У многих деток понятие чужого развивается самостоятельно; если же этого не происходит, то можно поиграть с крохой в игру, целью которой станет прояснение ситуации с «мое» и «не мое».

Чаще разговаривайте с малышом, показывая на вещи и объясняя, кому они принадлежат. Например, собираясь на прогулку, мама может показывать на свои сапоги, куртку, комментируя «мои сапоги», «моя куртка», после чего передать свои сапоги дочке и сказать: «Мои сапоги у Маши», затем надеть шапочку ребенку, проговаривая: «Машина шапочка на маме». Такая игра обязательно понравится малышу, который сообразит, где чьи вещи, и, скорее всего, захочет получить свои обратно.

Чтобы понять, что ребенок усвоил урок, можно предложить ему сгруппировать его вещи, мамины вещи и, например, папины. В процессе обучения не забывайте постоянно показывать на вещи и предметы в квартире, объясняя, кому они принадлежат. Постепенно малыш будет запоминать, чем ему можно пользоваться, а чем нет.

Приучая ребенка в этом возрасте к запретам, нужно понимать, что чаще всего главной причиной его нежелания принимать правила является не что иное, как свойственный этому периоду негативизм.

Развитие активной речи

В 1 год и 3 месяца ребенок уже способен узнавать родителей и близких родственников на фото или видео. Чтобы стимулировать развитие речи крохи, можно задавать ему  в такие моменты наводящие вопросы до тех пор, пока он не назовет человека на фото или видео по имени.

У большинства детей в этом возрасте в словарном запасе уже имеется около 6 простых слов, помимо самых простых: «дай», «на», «мама», «баба» или «папа». Не имея достаточного количества слов для выражения эмоций и желаний, малыши используют одно слово в нескольких значениях, дополняя его жестами и похожими на мычание звуками — это вполне нормальный процесс.

Еще до полутора лет ребенка уже способен говорить простыми предложениям из нескольких только ему понятных слов, что позволяет говорить о формировании стройной, хотя пока и не совсем ясной речи. Нет никакого смысла просить малыша замедлить речь с целью разобрать в ней отдельные слова. Основная часть звукосочетаний пока не являются словами, а нужны лишь для того, чтобы ускорить развитие активной речи.
Пример меню для малыша на 3 дня

Естественно, что в год и три месяца ребенок, помимо грудного молока (если он все еще на грудном вскармливании), получает целый ряд продуктов с общего стола. Меню для крохи пока еще отличается от меню взрослого человека и разрабатывается с учетом особенностей не до конца налаженной работы его ЖКТ. Ниже в таблице предлагается примерный вариант меню на три дня.

Время дня 1 день 2-й день 3-й день
Завтрак Гречка на молоке, тост с маслом, чай с лимоном Салат из вареной свеклы с яблоком, омлет на пару, какао, тост с маслом Молочная каша с тыквой, чай, хлеб с маслом
Обед Овощной суп с рисом, рыбные биточки, картофельное пюре, компот, хлеб Молочный суп с морковкой и картофелем, паровые котлеты, овощи на пару Куриный бульон с яичным желтком, ленивые голубцы, кисель, хлеб
Полдник Кефир и печенье Фруктовое пюре, йогурт Блинчики с повидлом и кефир
Ужин Картофельные зразы, творог  с зеленью, теплое молоко Рисово-морковное суфле, тертое яблоко с запеченной тыквой, молоко Гречневый пудинг с творогом, фруктовое пюре, чай с молоком

Дополнительно перед сном можно прикладывать ребенка к груди, если он все еще не готов к отлучению.

rebenkoved.ru

Развитие ребенка в 1 год и 3 месяца

Первый год жизни остался позади, теперь наступил самый интересный период развития малыша. На втором году жизни карапуз стал более активным и любознательным, старается подражать родителям, выполняя «взрослые» дела. Но какие же особенности развития ребенка в 1 год 3 мес.? Попробуем подробно разобраться во всем.

Из этой статьи вы узнаете

Физическая активность

Во время второго года жизни темп роста ребенка существенно замедлился, это является нормой.

В среднем карапуз в возрасте 1 года 3 мес. весит 10,5 кг. Нормой считается все ребенка чуть больше или меньше усредненного значения, что объясняется множеством факторов.

Скорость роста карапуза также немного снижается, по сравнению с первым годом его жизни.

До 4 летнего возраста рост ребенка увеличивается равномерно, примерно на 8 см в год. Окружность головки карапуза до 5 лет растет на 1 см каждый год.

Обхват грудной клетки каждый год увеличивается примерно на 1,5 см, такая тенденция наблюдается до 10 лет.

С 1 и до 1 года 2 мес. у ребенка появляются первые коренные зубки. Сперва начинают прорезываться нижние моляры, а потом уже наступает очередь верхних.

Зачастую годовалые карапузы спят днем только один раз.

Изменения на нервно-психическом уровне

В возрасте 1 года 3 мес. ребенок становится достаточно импульсивным, он любознателен и эмоционален.

Двигательная активность

Навыки ходьбы совершенствует с каждый днем. Придерживая карапуза за руку, можно наблюдать, что он пытается самостоятельно подниматься, а также спускаться по ступенькам, преодолевать некоторые препятствия на своем пути.

активно играться

В один год и три месяца ребенок уже ходит дольше, чем несколько месяцев назад, его походка значительно увереннее, постепенно оттачиваются навыки приседания. Карапуз пробует наклоняться, занимать устойчивое стоячее положение.

Большинство деток этого возраста умеют держать в руках столовые приборы, а также пользоваться ими по назначению.

Ребенок в 15 мес. без особого труда выполняет простые движения: поднятие рук и разведение их в сторону, шевеление пальчиками и осуществление вращательных движений кистью. Все эти действия могут происходить как по собственной инициативе малыша, так и по просьбе родителей.

Познание окружающего мира

Развитие ребенка на познавательном уровне уже заметно, ребенок понимает, что такое совместная игра. Карапуз в год и три месяца проявляет интерес к деткам, а именно к сверстникам.

Малыши не только с интересом разглядывают забавные картинки в книжке, но и внимательно слушают небольшие стишки и рассказы. Таким образом, ребенок общается с родителями, ему доставляет удовольствие самостоятельно переворачивать странички.

Исследовательская деятельность карапуза в 1 год 3 мес. набирает темпы, наступает понимание причинно-следственных связей. К примеру, если соорудить достаточно высокую пирамидку из кубиков, она может упасть.

Психическое развитие ребенка в год и три месяца позволяет усваивать некоторые правила поведения, вырабатывать определенные навыки.

Например, показывая карапузу ежедневно как нужно убирать за собой игрушки, можно выработать привить навык убирать после себя. Это касается также простых ежедневных гигиенических процедур, а также процесса одевания, раздевания.

В один год и три месяца карапуз без труда различает простые формы предметов: квадрат, а также круг. Поэтому, по просьбе взрослого малыш быстро принесет мячик или кубик. Постепенно наступает понимание разделения предметов как по величине, так и по цветовой гамме.

Карапуз в год и три месяца с легкостью выполняет задачу нанизывания колец на стержень пирамиды, выстраивает башенку из кубиков.

Можно заметить, что малыш уже играет с игрушками: катает машину, усаживает, а потом кормит куколку.

Каждый ребенок начиная с 13 месяца жизни старается быть похожим на взрослых: «читает книжку или газету, «разговаривает по мобильному телефону», «готовит ужин».

Как развивается речь

Развитие речи проходит быстрыми темпами, ребенок пытается отчетливо повторять слова за взрослыми, а именно:

  • Словарный запас существенно увеличивается. Ребенок с удовольствием учит новые для него слова, а также звуки, постоянно повторяя их на протяжении дня.
  • Появляется понимание значения многих слов, знает, как называются игрушки и предметы, по просьбе указывает пальцем на озвученные взрослым части тела, предметы одежды, а также продукты питания.
  • Карапуз уже может выполнять некоторые простые поручения родителей (принести определенный предмет, «поиграть в ладушки»).
  • Большой интерес ребенка вызывает прослушивание сказок, стишков, песен.
  • Малыш уже может произнести до двух десятков простых слов как по самостоятельной инициативе, так и по просьбе родителей.

Изменения на эмоциональном уровне

Развитие карапуза в 1 год 3 мес. на эмоциональном уровне становится заметно с каждым днем, что проявляется:

  • Эмоциональной уравновешенностью на протяжении всего дня.
  • Необходимостью поддержки взрослого в трудных ситуациях.
  • Проявлением эмоций во время совместной игры.
  • Подражанием чувствам окружающих людей и детей.
  • Эмоциональным различием знакомого и увиденного впервые человека.
  • Переключением внимания с одного действия на другое, благодаря этому удается легко отвлечь ребенка.
  • Познанием окружающих предметов через органы чувств, что проявляется эмоциями (к примеру, малыш понимает что при падении он может сильно ударится).
  • Проявлением удивления к новым предметам, появлением испуга при неожиданных действиях.
  • Эмоциональным выражением радости и удовольствия по отношению собственных достижений или неудач.
  • Четким владением мимикой и жестами.

Особенности ухода

Уход за карапузом старше 12 мес. не очень отличается, от того как ухаживают за годовалым ребенком. Стоит отметить, что в 1 год 3 мес. малыш не так часто опорожняет мочевой пузырь, а также кишечник, как раньше. Поэтому частота подмываний существенно снижается.

Ежедневно проводятся гигиенические процедуры, отводится время для дневных прогулок и купаний. В этом возрасте есть необходимость проведения закаливающих процедур, а также гимнастики.

Питание

Начиная с 12 месяца жизни, происходит постепенный переход от грудного или искусственного вскармливания малыша питанию.

Для карапузов до 1,6 мес. необходим пятиразовый режим приема пищи. Стоит придерживаться временных промежутков между каждым приемом еды. Последнее кормление ребенка должно происходить не ранее, чем за 2 ч до ночного сна.

Активное развитие карапуза на всех уровнях требует больших затрат энергии. Поэтому суточной объем предлагаемой карапузу пищи должен составлять около 1,2 л.

Первый и последний прием еды должен быть равными по объему, более питательным является обед, полдник составляет 15% от суточного объема пищи. При этом суточная энергетическая ценность пищи составляет 1500 Ккал.

кушать самостоятельно

Стоит учитывать, что на протяжении этого времени активно развиваются костные ткани, зубы, поэтому молочные продукты в меню ребенка просто незаменимы. Суточный объем молока, а также искусственной смеси составляет примерно 600 мл.

Консистенция блюд для детей в 1 год и три месяца преимущественно пюреобразная. Переход на более плотную пищу должен проходит постепенно. При появлении жевательных зубов можно предложить карапузу кусочки сезонных фруктов, овощей.

Каждый ребенок, пребывающий в возрасте 1 года 3 мес. особенный, его развитие сугубо индивидуально, но каждому карапузу необходимо уделять достаточно внимания, чтобы он развивался гармонично.

вместе с мамой

razvitie-vospitanie.ru

Ребенок в 1 год 3 месяца / Календарь развития ребенка

день

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

31

месяц

январь

февраль

март

апрель

mamuli.club

Развитие ребенка в 1 год 3 месяца: что должен уметь, полезная гимнастика, психическое и физическое развитие

За свой первый год жизни ваш чудесный малыш значительно изменился. Он вырос на 20–25 см, утроилась его масса тела, он научился самостоятельно пить из чашки, ставить ее на стол, пользоваться во время игры предметами, возможно, он умеет ходить. Кроме всего этого, ваш ребенок, наверняка, понимает названия многих предметов, знает свое имя и имена окружающих его людей, умеет общаться, используя простые слова, понимает ваше «нельзя», выполняет несложные просьбы, заученные действия… Как много достижений за такой короткий период! Почувствовали гордость за своего кроху?

Стартовал второй год вашей удивительной жизни

В первом полугодии второго года жизни в основном происходит совершенствование и закрепление тех умений, которые возникли в конце первого года жизни. Прежде всего, совершенствуется ходьба.

К полутора годам малыш может перешагивать через препятствия приставным шагом, начинает бегать. В этом возрасте ребенок очень подвижен — за день он пробегает по нескольку километров. И при этом не устает! У малыша появляются представления о расстоянии и расположении предметов в пространстве. А повышенная двигательная активность усиливает интерес ко всему, что его окружает. Юному исследователю хочется все потрогать, попробовать на зубок.

Ваш малыш еще во многом зависит от взрослых, особенно от матери. Но он стремится к самостоятельности, свое неудовольствие выражает плачем, упрямится, если его не понимают, любит общаться с взрослыми, умеет лукавить, удивляться новому и радоваться от души. Он полон энергии и готов ею с вами поделиться.

Каждый ребенок развивается в своем индивидуальном темпе. У разных детей освоение собственных возможностей происходит в разное время.

Однако существуют возрастные нормы: как и когда ребенок должен начать ходить, бегать, рисовать, говорить, читать, писать… 

Все эти рамки показывают родителям, не позже какого срока должна развиться та или иная функция. Если она не формируется к нужному возрасту, принято говорить о задержке развития. Такое, как правило, случается, если малыш серьезно болен или когда с ним никто не занимается.

Познакомьтесь с навыками, которые ребенок должен приобрести к определенному возрасту. Не огорчайтесь, если ваш малыш пока кое с чем не справляется. Это вам подсказка — в чем ему надо поупражняться. 

Ведь стоит уделить ребенку хотя бы немного внимания, обучать его через игру, что-то рассказывать, показывать ему картинки, читать книги, как он начинает умнеть, взрослеть не по дням, а по часам. Но если ваше беспокойство не проходит, малыш не умеет многое из того, что положено в его возрасте, — обязательно проконсультируйтесь с педиатром и психологом.

Физическое развитие ребенка:

  • Делает попытки слезть с высокого стула.
  • Хорошо ползает; преодолевает несколько ступенек лестницы на четвереньках с одинаковой легкостью что вверх, что вниз.
  • С поддержкой шагает по лестнице.
  • Ходит без поддержки.
  • Путешествует по жилым помещениям: от ползания переходит к ходьбе, от ходьбы — обратно к ползанию.
  • Умеет пятиться задом.
  • Может взбираться на мебель.
  • Хорошо сидит на детском стуле.
  • Ловко бросает мяч, пинает его (хотя зачастую и промахивается), катает мяч.
  • Пользуется различными бытовыми предметами: зубной щеткой, чашкой, блюдечком, ложкой, расческой и т. д.
  • Может самостоятельно принимать пищу.
  • Открывает доступные ему дверцы шкафов и тумбочек, вытаскивает обнаруженные там предметы.
  • Помогает взрослому при одевании: рукой ищет рукав, сам ставит ножку в обувь.

Показатели ребенка от 1 года до 1 года и 3 месяцев

Рост

74.78-75.78 см

Вес

10.045-10.665 кг

Окружность головы

46-47 см

Обхват грудной клетки

46-47 см

Психическое развитие ребенка:

  • Малыш любит игры с мячом.
  • Очень интересуется содержимым шкафов: открывает дверцы, выдвигает ящики, выбрасывает содержимое шкафов наружу и подолгу рассматривает его.
  • Пользуется посудой, туалетными принадлежностями.
  • Любит «говорить» по телефону.
  • Любит прогулки; торопясь гулять, помогает при одевании.
  • Активно демонстрирует свои чувства: обнимает и целует любимую игрушку, человека, которого любит.
  • Если его обязывают делать то, что он не хочет, — злится и всем своим видом демонстрирует независимость.
  • Близких людей знает не только по лицам, но и по именам; понимает, о ком говорят, когда произносят имя.
  • Правильно выполняет такие указания, как «Возьми ложку», «Дай игрушку», «Брось мячик» и т. д.
  • Проявляет интерес к более сложным, чем игрушки, предметам, интересуется их устройством.
  • Любит выкладывать предметы из коробки и складывать их обратно; закрывает коробку крышкой.
  • С удовольствием играет в кубики: ставит их один на другой.
  • Может играть с доступными ему бытовыми предметами: обувью, шкатулкой, коробкой, чашками, кастрюлькой, косметическим набором мамы, шляпой и т. п.
  • «Разговаривает» с предметами, с которыми играет.
  • Пытается рисовать.


Какая гимнастика рекомендуется в этом возрасте?

Детям нельзя навязывать выполнение упражнений. Поэтому постарайтесь превратить гимнастику в увлекательную игру, в которую вы можете играть и дома, и во время прогулок. Можете выполнять упражнения под музыку, чтобы было веселее.

Занятия проводите ежедневно или один раз в два дня, через 30-40 минут после завтрака или сразу после дневного сна в течение 10-12 минут.

На малыша наденьте шортики, маечку и носочки. Занятия выполняйте при открытой форточке или в проветренной комнате.

Прежде чем приступить к веселой гимнастике, приготовьте все необходимое. Вам понадобятся: забавные игрушки, обруч, большой мяч, палка или доска, ящик, коврик.

Первые самостоятельные шаги

Взрослый стоит на полу, держась за какой-нибудь предмет, например, стол, диван, кресло или прислонившись к нему. Поманите ребенка яркой игрушкой, то приближая ее, то отдаляя от малыша. Повторите 2-4 раза.

Приседайте, держась за обруч

Малыш держится обеими руками за обруч, который находится в руках у взрослого. По команде «Сядем!» ребенок приседает, не отпуская обруча. Приседайте вместе с ним. Повторите 5-6 раз.

Проползание через обруч

Взрослый держит обруч, через который видна игрушка, привлекающая внимание малыша. Ребенок проползает через обруч и выпрямляется. Можно положить игрушку повыше, например, на стол. Это заставит ребенка тянуться за ней. Повторите 4-6 раз.

Проползание под препятствием (палкой или доской)

Установите препятствие на высоте 30-50 см. После проползания предложите ребенку достать игрушку, положенную на табурет высотой 40-45 см. Повторите 3-4 раза.

Сгибание и разгибание туловища

Посадите ребенка к себе на колени. Зажмите своими бедрами его голени. Проводите сгибание и разгибание туловища малыша. Повторите 3-4 раза.

Катание мяча

Сядьте с ребенком на пол друг напротив друга, широко расставив ноги. Катайте большой мяч в любом заданном направлении. Повторите 6-8 раз.

Залезание на предмет (ящик, диван)

Вначале предложите малышу залезть на ящик высотой 10-15 см, а потом на диван высотой 40 см. Повторите 2-3 раза.

Приседание за игрушкой

Положите 2-3 игрушки в разных концах комнаты. Побуждайте ребенка приседать, чтобы он поднял игрушки. Повторите 2-3 раза.

Бросание мяча

Ребенок стоит без опоры, держа большой мяч двумя руками. Пусть он бросает мяч двумя руками в любом направлении. Повторите 4-6 раз.

Поднимание ног

Ребенок лежит на спине на коврике. Держите крепко палку над его ногами на высоте 50–60 см. Малыш должен поднимать ноги, стараясь дотянуться ими до палки. Повторите 3-4 раза.

Ходьба

Малыш стоит без опоры. Побуждайте его к ходьбе по комнате на расстояние 5-8 метров, оказывая ему необходимую поддержку. Повторите 2-3 раза.

Вас также может заинтересовать

www.babyblog.ru

Развивающие игры для детей 1 года 3 месяцев и старше

В возрасте около 1 года 3 месяцев для малыша самыми интересными и самыми важными по-прежнему продолжают оставаться предметные игры, т.е. игры, во время которых ребенок крутит-вертит игрушки и другие предметы, ощупывает их, знакомится с их назначением. Повторяя помногу раз одни и те же действия с предметами, малыш познает их физические свойства, накапливает свой собственный опыт взаимодействия с ними, ну и, конечно, совершенствует моторику, оттачивает навыки и умения.

Ранее я уже публиковала несколько статей с подборкой наших игр для развития сенсомоторных навыков. В сегодняшней статье – чуть более сложные занятия, примерно рассчитанные на малышей старше 1 года 3 месяцев. Разбиение по возрастам, конечно, несколько условно и сделано лишь для того, чтобы было удобнее ориентироваться во множестве игр. Так что не дожидайтесь определенного возраста, а используйте занятия из этой статьи тогда, когда почувствуете, что ребенок готов.

Хочу заметить, что многие игры из статей «Развивающие игры для детей 1 года» по-прежнему актуальны и в возрасте после 1 года 3 месяцев, в частности игры с колпачками, со шнуровкой, с крупами, игры на освоение орудийных действий.

РАЗВИВАЮЩИЕ ИГРЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ 1 ГОДА. ЧАСТЬ 1 , ЧАСТЬ 2

Ну а теперь представляю вашему вниманию еще 10 вариантов развивающих игр:

1. Сортировать предметы

В этом возрасте можно начинать предлагать малышу первые «аналитические» игры. Т.е. малышу нужно будет не только что-то пощупать, нажать, открыть, но и хорошенько все обдумать, прежде чем сделать.

Итак, предложите ребенку рассортировать вместе с вами какие-либо предметы по двум коробочкам. Например, разделите кубики на красные и зеленые. Сортировать можно не только по цвету, но и по размеру (большие и маленькие) или форме (круги и квадраты). На первом этапе используйте только один критерий для сортировки! Кроме того, постарайтесь, чтобы поначалу по всем остальным свойствам предметы были полностью идентичны. Т.е. например, если вы сортируете кубики на красные и зеленые, желательно, чтобы они были одинакового размера. Так ребенку будет понятнее.

Что еще можно сортировать? Хорошо для сортировки подойдут орехи в скорлупе: большие (грецкие) складываем в одну миску, маленькие (лесные, или кедровые) – в другую. На кухне можно сортировать конфеты на 2 разновидности, отделять фасоль от макарон и т.п. Да в принципе, можно сортировать практически любую мелочевку, которая попадется под руку.

Также можно изготовить специальные карточки для сортировки. На одних карточках нарисовать все предметы большого размера, на других – точно такие же предметы, только маленькие. Другой вариант: на одних карточках нарисуйте круги, на других – квадраты. Мы в своих играх использовали готовые наборы «Школы семи гномов» для сортировки по цвету и по размеру. Наборы, прямо скажем, ничего особенного, но если лень самим делать карточки, то подойдут.

Для начала сортируйте предметы только на две группы, когда ребенок уловит суть игры, можете добавлять больше разновидностей. Т.е. увеличивайте количество цветов, форм или размеров, участвующих в игре.

Для поддержания интереса к игре можно не просто сортировать предметы по безликим коробочкам, а раздать коробочки любимым игрушкам и объявить малышу, что чебурашка, например, любит только круги, а вот мишка – только треугольники, поэтому нам нужно помочь им разложить все правильно.

Отдельный пласт представляют собой игры на сортировку по цветам. В статье «Как научить ребенка различать цвета?» можно найти несколько вариантов такой сортировки. К примеру, вот такой сортер из коробки от чая и разноцветных деталей мозаики. Ничуть не хуже получаются сортеры с деталями конструктора, разноцветными скрепками, пуговицами и т.д.

Из несамодельных вариантов самый лучший цветовой сортер, на мой взгляд, — это волшебный комодик. Здесь, помимо того, что ребенок учится различать цвета, он еще и тренирует мелкую моторику — учится направлять маленькие детали точно в дырочку, а также укладывать их в рамки-вкладыши. Задача непростая и ооочень увлекательная. Ребенок может и час за ней просидеть

Если цветные сортирвоки уже надоели, то можно присмотреться к комодикам “Формы” или “Животные”

Ну и, наконец, если вы хотите включить в свою игру больше цветов и оттенков и при этом являетесь любителем красивых и экологичных Монтессори-игрушек, то вам обязательно сгодятся сортеры в виде цветных гномиков, матрешек и деревянных мисочек.

2. Играть с водой

По моим наблюдениям, игры с переливанием воды становятся интересны ребенку даже раньше, чем в 1 год 3 месяца. Первые действия, которые нужно осваивать – это  переливания из стаканчика в стаканчик, наполнение одной большой емкости при помощи другой посуды поменьше (например, небольшими стаканчиками черпаем воду в ведерко). После того, как эти действия освоены, можно учиться разливать воду по стаканам из небольшого чайничка или кувшинчика. Мы учились на чайнике высотой 20 сантиметров.

Во время такой игры главное, чему нужно учить малыша – это правильно держать чайник. Объясняйте ребенку, что чайник нужно держать правой рукой (если он правша) за ручку, а левой немного придерживать с другой стороны, при этом поднимать чайник нужно так, чтобы он не касался края стаканчика, иначе стакан упадет. Конечно, на первых порах вам нужно будет держать чайник вместе с малышом, т.к. это задание не из легких.

Переливание воды из чайника в стаканы, естественно, можно интересно обыгрывать. Рассадите игрушки и скажите малышу, что ему сейчас предстоит ответственное задание – разлить всем гостям-игрушкам чай.

3. Просеивать крупы через ситечко

Еще одна развивающая игра, придуманная знаменитой Марией Монтессори.  Эта игра нацелена на знакомство ребенка с ситом и его интересным свойством – отделять крупное от мелкого. Для занятия нужно предварительно смешать в миске манку и фасоль. А затем вместе с малышом нужно при помощи ситечка с ручкой отделить фасоль от манки. Отсеянную фасоль складывайте в отдельную мисочку.

В процессе игры объясняйте малышу, что фасоль осталась в ситечке, потому что она крупная и не может пройти через дырочки в сите, а манка мелкая, поэтому она через дырочки просеивается.

4. Собирать пазлы из 2 частей

Показывайте малышу, как из двух частей можно получить единую картинку. Для этого подойдут самые простые пазлы или разрезные картинки (Лабиринт, My-shop, KoroBoom). Мы с Таисией в этом возрасте играли так: я брала одну половинку животного и начинала подставлять к ней разные варианты вторых половинок, Таисия показывала, какая половинка, по ее мнению, подходит, а какая нет. Такая игра дочке очень нравилась, но вот самостоятельно собирать картинки в этом возрасте она пока не хотела, настоящая «пазломания» у нас началась в 1,5 года.

5. Резать овощи и фрукты 

Для этой игры понадобится набор разрезных овощей или фруктов (Ozon, KoroBoom, My-shop). Обычно такие овощи состоят из двух половин (а бывает и больше кусочков), сцепляющихся между собой липучкой. Также в комплект входит деревянный нож.

Игра очень полезная, потому что в ней ребенок учится координировать свои действия. Не так это просто, как казалось бы, — направлять нож ровно по разрезу, да еще и придерживая овощ другой рукой. А учить малыша придерживать овощ второй рукой нужно обязательно, именно так мы вырабатываем у него способность делать одновременно двумя руками разные действия. А еще ребенок учится самостоятельности, и чем упорнее он будет, тем быстрее поразит вас своими «кулинарными» навыками

6. Собирать пирамидку, подбирая подходящее по размеру колечко

Т.к. в этом возрасте малыш уже неплохо отличает маленькие предметы от больших, можно потихоньку учить его собирать пирамидку, нанизывая кольца в правильном порядке. Для этого нужно объяснять ребенку, что при сборе пирамидки всегда нужно ориентироваться на самое большое колечко. Нашли самое большое кольцо – надели его на стержень, из оставшихся снова ищем самое большое. Поначалу лучше использовать небольшие пирамидки из 3-4 колец, либо, если пирамидка большая, нужно ограничивать каждый выбор малыша 3-4 кольцами.

Аналогично можно учиться собирать пирамидку и из колпачков. Кроме того, колпачки также можно собирать в обратном порядке – начинать с самого маленького, а затем последовательно накрывать бОльшими колпачками, как бы пряча предыдущие.

Мы с Таисией регулярно практиковали построение пирамид  и  башен из колпачков. В 1 год 4 месяца она уже строила их (из 6-7 колец или колпачков) практически самостоятельно, с минимальным количеством моей помощи. Я предлагала дочке на выбор 3-4 детали, из которых она выбирала подходящие. Но больше всего Таисия любила последовательно прятать колпачки один под другим.

7. Собирать матрешку, самостоятельно подбирая половинку

Суть занятия сходна с предыдущим – игра учит ребенка ориентироваться в размерах и подбирать подходящие. Естественно, пока что малыш не будет полностью собирать матрешку (My-shop, Лабиринт, KoroBoom) без вашей помощи, на данном этапе ему необходимо постоянно подсказывать, объяснять и наглядно демонстрировать, почему одна половинка подходит, а другая – нет.

Когда мы только учились собирать матрешку, мы играли так: все «головы» я откладывала в одну сторону, а «ноги» — в другую. Потом брала одну «голову» и предлагала несколько «ног» на выбор. Понимание того, что  не каждые «ноги» подойдут к одной конкретной «голове» пришло к Таисии где-то в 1 год 2 месяца, с тех пор мы начали медленно, но верно обучаться искусству подбора размеров.

8. Собирать грибы/ягоды

Еще одна интересная игра родилась у нас сама собой, когда в нашем доме появился счетный набор «Грибы» (Лабиринт, My-shop, KoroBoom). Суть игры такова: малышу нужно найти заранее расставленные по комнате грибочки (вместо них могут быть и другие одинаковые предметы, например, ягодки, маленькие мячики, листочки).

Грибочки нужно расставить заранее, пока ребенка нет в комнате. Некоторые грибочки нужно обязательно поставить на самых видных местах, чтобы малыш почувствовал интерес к игре и понял, что у него все получается. А некоторые нужно поставить так, чтобы пришлось чуть-чуть поискать, например, за ножкой стула, под машинкой и т.п. Но не слишком переусердствуйте! Игра хорошо развивает внимательность и наблюдательность.

9. Одевать кукол, накладывая одежду

С одеванием обычных кукол малыш пока что вряд ли справится, а вот на плоских куклах он уже вполне сможет реализовать свои дизайнерские начинания. В продаже можно найти различные наборы (Ozon, My-shop, KoroBoom) (как правило, для игр в ванной), состоящие из кукол и богатого ассортимента одежды и аксессуаров на все случаи жизни – надевай все, что душе угодно.

Таисия эту игру очень полюбила как раз где-то в возрасте 1 года 3 месяцев. И по сей день мы периодически к ней возвращаемся, купаясь в ванной. В нашем наборе два персонажа для одевания, поэтому есть простор и для сюжетных игр.

10. Изучать противоположности на реальных предметах

Чем старше становится малыш, тем больше вещей начинает его интересовать, тем больше понятий он способен уяснить. Изучать различные понятия можно и по книжкам, но малыш усвоит все гораздо лучше, если ему показывать суть тех или иных вещей в реальности. Например, очень интересно изучать противоположности. Что именно изучать?

  • Возьмите две пластиковые бутылки и наберите их водой, в одну налейте мало, а в другую много воды. Дайте ребенку поднять каждую из бутылок, объясните, что одна из них тяжелая, а другая легкая.

  • Возьмите две пластиковые бутылки, в одну из них налейте горячей воды, а в другую – холодной. Ощупывая бутылки, малыш хорошо усвоит эти понятия.

  • Полежите вместе с малышом сначала на подушке, а потом на полу. Объясните, что на подушке приятно и удобно лежать – она мягкая, а вот на полу не так – он твердый!

  • Вы можете объяснять малышу понятия «пустой» и «полный» на примере пустого и полного стакана, или ведерка с песком.

Ну и все в таком духе, придумать подобных примеров в жизни можно очень много!

11. Играть с простыми мозаиками

А еще 1 год 3 месяца — это отличное время, чтобы начинать приобщаться к мозаикам! Но только, конечно, к самым простым, малышковым. Главная задача мозаики в этом возрасте — не обучить ребенка создавать картины и не развить фантазию, а научить малыша работать с мелкими деталями и выучить цвета.

Совсем не обязательно при игре сразу вставлять детали «правильно». Как правило, сначала дети слишком сильно увлечены процессом, чтобы обращать внимание на цвет деталей. Пускай сначала ребенок просто вставляет детали в отверстия, тренируя неподдающиеся пальчики. Ну а вы проговаривайте названия тех деталей, которые берет ребенок, чтобы у него в голове потихоньку откладывалась эта информация. И только когда малыш освоится с игрой и вы поймете, что ваша информация «не прошла мимо ушей» , предложите вставить синюю деталь в синее отверстие, а красную — в красное.

Вот примеры очень хороших, малышковых мозаик. Из деревянных (и довольно бюджетных) — это “Бабочки” (как на фото чуть выше), “Машинки”. Из пластиковых — “Веселые пуговки”.

На этом все. Если все из этой статьи уже освоено, переходите к следующей подборке — от 1,5 лет!

Искренне ваша, Яна Разначенко

Читайте также:


ПАЛЬЧИКОВЫЕ ИГРЫ ДЛЯ МАЛЫШЕЙ ОТ 1 ГОДА 3 МЕСЯЦЕВ



РАЗВИВАЮЩИЕ ИГРЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ 1,5 ГОДА И СТАРШЕ. РАЗВИТИЕ МОТОРИКИ



УЧИМ ГЕОМЕТРИЧЕСКИЕ ФИГУРЫ С МАЛЫШАМИ ОТ 1 ГОДА


 

jili-blog.ru

Что должен уметь ребенок в 1 год и 3 месяца

В возрасте 15 месяцев родители замечают изменения не только в развитии, но и в поведении малыша – ребенок не просто повторяет действия родителей или привлекает их внимание, а уже способен вести диалог и играть вместе с ними в простейшие сюжетные игры. Вот только оценивать темпы развития детей после года достаточно сложно, точно сказать, что должен уметь ребенок в 1 год и 3 месяца не может никто. В этом возрасте разные дети ведут себя совершенно по-разному: кто-то уже начинает разговаривать и ходить, а другие все еще продолжают ползать и не произносят ни слова. Причем раннее развитие ребенка – это не гарантия его высокого уровня интеллекта в будущем, просто созревание нервной системы и головного мозга у всех детей происходит в разные сроки.

Физическое развитие ребенка в 1 год и 3 месяца

В 1 год и 3 месяца ребенок чаще всего уже умеет ходить, подниматься и спускаться по лестнице держась за руку, а также вставать и садиться без посторонней помощи. Если даже малыш еще не спешит радовать родителей умением ходить самостоятельно, в этом возрасте он уже должен уметь вставать и ходить, придерживаясь за стенки и за руки взрослых. Намного увереннее и свободнее становятся движения ребенка – он уже умеет наклоняться, оборачиваться назад, поворачиваться из стороны в сторону, при этом время от времени теряя равновесия и падая.

Большинство детей после года становятся гораздо осторожнее – малыши уже понимают, что если подползти к краю кровати или дивана, то можно упасть, а если стукнуться головой об стену – голове будет больно. Постоянные попытки ходить, лазать и бегать помогают развивать координацию движения и тренируют чувство равновесия. Малыш пробует приседать, вставать на цыпочки, бегать и совершать более сложные движения, например, пытается бросать и ловить мяч и учиться носить игрушки в двух руках сразу.

В 15 месяцев здоровый, сытый и выспавшийся малыш постоянно весел и энергичен – он бегает или ползает, играет с игрушками, причем, постоянно отвлекаясь и меняя их – обычно в этом возрасте максимальное время, когда ребенок может сосредоточиться на одном занятии, это 10-15 минут. После года у малыша продолжают расти зубы — прорезаются не только клыки и резцы, но и первые жевательные зубы, в этом возрасте ребенок уже должен получать не только перетертые пюре и каши, но и пищу, которую нужно жевать.

Нервно-психическое развитие

Малыш после года играет весь день напролет, именно в игре он получает важнейшие навыки, учится выстраивать отношения с окружающими и изучает окружающий мир. Очень важно в этом возрасте начинать обучение именно в игровой форме, ребенок будет с удовольствием выполнять любые задания и повторять действия родителей, если они будут преподнесены в виде увлекательной игры. Начиная с 15-18 месяцев меняется стиль игры ребенка с родителями, только теперь они начинают играть «вместе», а не параллельно друг другу. Если до этого родители просто присутствовали при играх малыша или показывали ему как и что делать, то теперь ребенок понимает, что играть можно вдвоем и активно привлекает родителей к таким играм. Причем, дети в этом возрасте способны играть не только с родителями и взрослыми, но и со своими сверстниками – карапузы могут вместе играть в песочнице, строить дом из кубиков или играть с машинками. К сожалению, такая идиллия не способна длиться сколько-нибудь долго – уже через несколько минут дети одновременно хватаются за 1 совочек или машинку и начинают вырывать ее друг от друга, драться или плакать – в зависимости от темперамента и характера малыша.

Большинство детей в 15 месяцев – собственники, они не понимают и не желают слушать взрослых, призывающих их делиться, играть вместе или отдать игрушку. Родителям не стоит пытаться взывать к совести малыша, гораздо эффективнее действует отвлечение ребенка на что-то другое, например, предлагая ему поиграть с вами в какую-нибудь игру или пойти что-то посмотреть, а также попытки найти компромисс – поменяться с другим ребенком, играть по очереди или взять похожую игрушку.

В 1 год и 3 месяца ребенок уже понимает, что вечером нужно собирать игрушки, умываться и ложиться спать. В этом возрасте уже нужно начинать приучать ребенка к определенным действиям, например, он может помогать вам убирать игрушки перед ужином или идти умываться перед сном.

Также, начиная с 15-18 месяцев нужно приучать ребенка к регулярному, ежедневному чтению книг. Теперь малыш уже не просто разглядывает картинки, а слушает и воспринимает короткие сказки и стихи. Самое главное подбирать понятные, красочные и легкие для восприятия детские книги – детям в таком возрасте очень нравятся потешки, стихи – четверостишья и короткие сказки, такие как Репка, Колобок, Курочка Ряба и другие. Родители должны не только читать книжки, но и комментировать их и объяснять сюжет сказки, стараясь заинтересовать ребенка, нужно также демонстрировать ему картинки и рассказывать, о том, что на них нарисовано. В возрасте 15 месяцев ребенок уже может и сам показывать в книжках знакомых животных, сказочные персонажи или знакомые предметы.

В лексиконе детей в этом возрасте насчитывается около 15-20 слов, а с помощью звуков и жестов ребенок уже может объяснить, что он хочет и что ему нужно. Некоторые дети уже уверенно произносят 5-10 слов, а другие только–только начинают произносить первые звукосочетания. Не стоит беспокоиться, если малыш еще ничего не говорит, самое главное, чтобы он понимал обращенную к нему речь и мог выполнять простейшие просьбы и задания.

После года малыши начинают активно интересоваться другими детьми, теперь на прогулках они смотрят не только на машины и дома, их интересуют ровесники и дети постарше. Малыши в 15 месяцев еще редко решаются вмешиваться в игры других детей, зато с удовольствием наблюдают за ними.

Что должен уметь ребенок в 1 год и 3 месяца

В 1 год и 3 месяца ребенок:

  • пытается самостоятельно ходить, умеет вставать и садиться;
  • ориентируется в пространстве, умеет наклоняться, приседать, поворачиваться;
  • выполняет просьбы и поручения взрослых – приносит игрушки, показывает предметы, дает руки и так далее;
  • знает названия предметов обихода, игрушек, животных, знает свое имя, реагирует на него;
  • произносит несколько слов, жестами показывает, что он хочет – манит к себе, просится на ручки, просит пить и так далее;
  • проявляет разные эмоции при встрече с мамой, бабушкой, знакомыми и незнакомыми людьми;
  • переносит действия с одного предмета на другой – кормит из ложки всех кукол или зверей, катает все машинки, собирает разные кубики, разговаривает по настоящему и игрушечному телефону;
  • держит ложку, пытается самостоятельно есть кашу, пюре, пьет из чашки.

Мальчик и девочка – есть разница?

В возрасте 1 года и 3-х месяцев разница между девочками и мальчиками становится все заметнее. Мальчики обычно активнее и непоседливее, им больше нравятся подвижные игры, особенно на свежем воздухе, но сосредоточиться на одной игре или на одном предмете им гораздо сложнее. У большинства мальчиков в 15 месяцев уже есть коллекция машинок и игрушечного оружия, а вот кукол и колясок у них часто не бывает, хотя многим из них тоже нравится катать и укачивать куколок.

Маленькие девочки любят книжки с яркими картинками, охотно проводят много времени с мамой и играют в куклы и те же машинки, а вот к оружию большинство из них остается равнодушными. С малышками в таком возрасте, как правило, намного спокойнее и легче – они более осторожны и на прогулках предпочитают не отпускать мамину руку и не отходить от родителей – на всякий случай.


Фото:pixabay.com

onwomen.ru

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о